Герои пьесы “чайка” чехова: краткая характеристика персонажей в таблице (список)

Список действующих лиц и система персонажей чеховской драмы

Источник: Автор в драматургии А.П. Чехова – Ивлева Т.Г. Тверь, 2001



ПРЕДИСЛОВИЕ

I.
Ремарка, предваряющая действие
II.
Список действующих лиц и система персонажей чеховской драмы
III.
Ремарка, сопровождающая действие

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подразделы:
“Чайка”
“Дядя Ваня”
“Три сестры”
“Вишневый сад”

«ЧАЙКА»

Список действующих лиц не только подтверждает намеченное в первой главе прочтение пьесы, но и позволяет более детально описать структуру мира внутреннего, то есть мира, построенного самим человеком. Здесь зафиксирована социальная маска человека, матрица, в которую неизбежно помещает его socium.

Именно поэтому в списке действующих лиц появляются почти исключительно профессиональные и/или семейные характеристики каждого персонажа ; завершают же список персонажи, эксплицирующие данный принцип, то есть полностью замещенные своей социальной функцией: «Ирина Николаевна Аркадина, по мужу Треплева, актриса. Константин Гаврилович Треплев, ее сын, молодой человек.

Петр Николаевич Сорин, ее брат. Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатого помещика. Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина. Полина Андреевна, его жена. Маша, его дочь. Борис Алексеевич Тригорин, беллетрист. Евгений Сергеевич Дорн, врач. Семен Семенович Медведенко, учитель. Яков, работник. Повар. Горничная» (13, 4).

Обратите внимание

Сразу же следует оговориться, что этот, на первый взгляд, достаточно традиционный для русской драматургии принцип наименования персонажей в списке, предшествующем действию, реализуется в чеховской драме отнюдь не традиционно.

Дело в том, что сюжетное действие каждой чеховской пьесы, в том числе и «Чайки», не только не подтверждает, но, как правило, разрушает социальную заданность списка действующих лиц, разрушает и формально, и сущностно. Все персонажи выведены автором на сцену в тот момент, когда их профессиональная сущность как бы отодвинута на второй план.

Она предполагается, но не предопределяет сущности характера и модели поведения персонажа на сцене. Так, беллетрист Тригорин не пишет, а лишь записывает интересные для него жизненные факты в свою книжечку. Но то же самое делает, допустим, и доктор Чебутыкин в «Трех сестрах». На сцене же «знаменитый писатель» появляется «с удочками и с ведром» (13, 25).

В свою очередь, учитель Медведенко лишь жалуется на то, как трудно живется «нашему брату – учителю», но за единственным исключением, о котором речь еще впереди, не выступает в пьесе ни в своей прямой, ни хотя бы в метафорической учительской функции. Он представлен в комедии исключительно бытовой стороной своего образа: «Маша. Скучный ты стал.

Прежде, бывало, хоть пофилософствуешь, а теперь все ребенок, домой, ребенок, домой, – и больше от тебя ничего не услышишь» (13, 46). В черновых вариантах пьесы эта безликость персонажа, хотя и с несколько другим смысловым подтекстом, была еще более жестко подчеркнута автором: «Дорн. Женишься – переменишься.

Куда девались атомы, субстанции, Фламмарион… (Садится за ломберный стол)» (13, 270). Наиболее же показательной в этом смысле является фигура доктора Дорна, который лишь дважды вспоминает о своей врачебной практике.

В первом действии пьесы он говорит о ней как о конкретной практике акушера, относящейся к достаточно отдаленному прошлому: «Лет 10-15 назад, вы помните, во всей губернии я был единственным порядочным акушером» (13, 11).

В четвертом действии комедии появляется обобщенная характеристика врачебной деятельности персонажа: «За тридцать лет практики, мой друг, беспокойной практики, когда я не принадлежал себе ни днем, ни ночью, мне удалось скопить только две тысячи, да и те я прожил недавно за границей» (13, 47).

Важно

На протяжении же собственно сюжетного – сценического – действия доктор Дорн, напротив, демонстративно отказывается лечить Сорина на том основании, что тому в первом действии шестьдесят лет, а в четвертом – шестьдесят два года, и по «законам природы всякая жизнь должна иметь конец» (13, 49).

Он неоднократно предлагает своему пациенту, как, впрочем, и остальным персонажам, лишь валериановые капли, успокаивающие нервы, но не имеющие никакого отношения к его болезни.

Мало того, именно с аптечкой доктора в пьесе связан мотив смерти, а отнюдь не исцеления: последний выстрел Константина Треплева в четвертом действии комедии, как известно, замещается звуком лопнувшей склянки с лекарством (13, 60).

Этот мотив будет развит в следующей пьесе Чехова – «Дядя Ваня», где Войницкий возьмет морфий для того, чтобы свести счеты с жизнью, именно из аптечки доктора Астрова. Актриса Аркадина, чья профессиональная деятельность формально тоже внесценична, занимает особое место в этом перечне персонажей.

Ее образ связан с более глубоким несоответствием, реализованным в комедии, несоответствием социальной маски человека и его действительной сущности. Все действующие лица пьесы делятся в этой логике на три группы. Во-первых, перед нами персонажи, точнее, персонаж, играющий сознательно и постоянно.

Сущность Аркадиной заменяют ее многочисленные и постоянно сменяющие друг друга роли-маски, жизненные или театральные – в данном случае это различие оказывается не столь уж принципиальным (матери, причем, не иначе, как матери Гамлета, сестры, любовницы, актрисы на отдыхе, цыпочки и т.д.).

Неслучайно ее речь преимущественно монологична, то есть не предполагает участия другого, внимания к другому. Своеобразно эксплицирует сущность такого типа персонажа упрек, брошенный сыном великой актрисе Джулии Ламберт в романе С. Моэма «Театр» : «Ты – это только бесчисленные роли, которые ты исполняла.

Я часто спрашиваю себя: была ли ты когда-нибудь сама собой или с самого начала служила лишь средством воплощения в жизнь всех тех персонажей, которых ты изображала. Когда ты заходишь в пустую комнату, мне иногда хочется внезапно распахнуть дверь туда, но я ни разу не решился на это – боюсь, что никого там не найду».

Совет

Во-вторых, это персонажи, играющие свою роль неосознанно, принимающие свою социальную маску за сущность (Шамраев, Медведенко). Примечательно, что на протяжении всего действия пьесы эти персонажи не претерпевают ни малейшего изменения.

Каждый из них, подобно константным героям итальянской комедии масок, остается верным своему амплуа: невежественный и грубый управляющий, бедный, всеми обижаемый учитель, а затем – нелюбимый муж. Наконец, подавляющее большинство персонажей пьесы – это люди страдающие, в той или иной степени осознающие расхождение своей социальной маски и индивидуально-неповторимой сущности.

Они стремятся преодолеть это противоречие, однако не самостоятельно, а посредством любви другого человека (к другому человеку), перекладывая именно на него ответственность за собственную внутреннюю дисгармонию (Треплев, Полина Андреевна, Маша, Нина Заречная за исключением последнего действия пьесы).

Примыкают к этой группе персонажей Сорин, осознающий свою маску – человек, который хотел, но не пытающийся ей противоречить, смирившийся с ней, а также Тригорин, которого поманило счастье, но который предпочел вернуться к своей прежней роли, точно обозначенной Треплевым: «Он уже знаменит и сыт, сыт по горло» (13, 9). Особое место в этой системе персонажей вновь занимает доктор Дорн.

В ходе драматического действия, главным образом, в моменты его наивысшего напряжения он лишь напевает строки из популярных арий и романсов.

Характерно, что практически все эти строки мы найдем в более ранней – юмористической – прозе и драматургии Чехова, и исполняют их, как правило, так называемые пошлые персонажи: «Не говори, что молодость сгубила» (13, 11), «Я вновь пред тобою стою очарован» (13, 11;60), «Расскажите вы ей, цветы мои» (13, 21;24), «Месяц плывет по ночным небесам» (13, 48).

На общий же поток, направление событий доктор Дорн воздействует крайне редко и при этом всегда неудачно: выбрасывает в кусты Машину табакерку, пытается предупредить Треплева о гибельности писательской деятельности без цели.

В целом же его жизненную позицию можно определить как принципиальную отстраненность от суеты человеческой жизни: «Люди скучны» (13, 25), как нежелание одевать какую бы то ни было маску: «Мне пятьдесят пять лет, уже поздно менять свою жизнь» (13, 26).

Обратите внимание

Жизнь, с точки зрения Дорна, происходит по своей, только ей известной логике; волевые устремления людей, как бы сильны они ни были и какими бы благими порывами они не вдохновлялись, все равно ни к чему не ведут: «Как все нервны! Как все нервны! И сколько любви… Но что я могу сделать, дитя мое? Что? Что?» (13, 20). Эта позиция лишена страдательного надрыва, свойственного, скажем, другому чеховскому доктору – Чебутыкину; напротив, именно она делает доктора почти всегда спокойным – отсюда и его единственное лекарство для других (но от всех болезней) – успокоительное. Примечательно, что в пьесе есть эксплицированное указание на одну из причин возникновения этого спокойного мироотношения. Речь идет о воспоминаниях доктора, связанных с его путешествием в Геную: «Там превосходная уличная толпа. Когда вечером выходишь из отеля, то вся улица бывает запружена народом. Движешься потом в толпе без всякой цели, туда-сюда, по ломаной линии, живешь с нею вместе, сливаешься с нею психически и начинаешь верить, что в самом деле возможна одна мировая душа, вроде той, которую когда-то в вашей пьесе играла Нина Заречная» (13, 49). В этих воспоминаниях вербализировалось довольно сложное ощущение, которое неоднократно было испытано персонажем и затем стало, вероятно, обычным его мироотношением. Отсюда – временная форма глаголов, выбранная рассказчиком: настоящее вечное, постоянное, движущееся от ситуации «сейчас» к ситуации «всегда» – выходишь, движешься, живешь, начинаешь верить. В этот комплекс ощущений вошли и отказ от своей индивидуальности (ego), и причастность к общему потоку жизни, и сдача ему. Однако и доктора Дорна вряд ли следует считать резонером или хотя бы протагонистом доктора Чехова, хотя это и очень заманчиво, и закреплено опытом культурно-исторической школы, в том числе и в чеховедении. Равнодушие доктора Дорна, в его изложении и поведении весьма напоминающее теорию недеяния – краеугольный камень даосизма, получает совсем иную интерпретацию в устах Сорина: «Вам хорошо рассуждать. Вы пожили на своем веку Вы сыты и равнодушны и потому имеете наклонность к философии» (13, 23-24).

Здесь очевидна отсылка к равнодушию как следствию пресыщения жизнью, попытка, не лишенная оснований, надеть на Дорна маску Тригорина или даже лишнего человека. Однако авторское отношение к своему персонажу воплощается не только в этой множественности точек зрения («своей» и «чужой»), в их столкновении друг с другом, но и в особой авторской позиции по отношению к сюжетному действию в целом – со стороны. Эта эпическая точка зрения, воплощенная в драме, позволяет автору максимально удалиться от перипетий жизни собственных персонажей. И, таким образом, доктор Дорн становится для Чехова лишь одним из персонажей его театра жизни.

Читать далее>>

Материал публикуется с разрешения администрации сайта www.poetics.nm.ru



Вернуться на предыдущую страницу

Источник: http://gumfak.ru/otech_html/chekhov/chekhov-kritics/author/author3.shtml

«Чайка» Чехов главные герои

«Чайка» Чехов главные герои и их характеристика Сорина, Дорна, Маши Шамраевой и Семена Медведенко.

  • Ирина Николаевна Аркадина. по мужу Треплева, актриса
  • Константин Гаврилович Треплев. её сын, молодой человек
  • Пётр Николаевич Сорин, её брат
  • Нина Михайловна Заречная. молодая девушка, дочь богатого помещика
  • Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина
  • Полина Андреевна, его жена
  • Маша, его дочь
  • Борис Алексеевич Тригорин. беллетрист
  • Евгений Сергеевич Дорн, врач
  • Семён Семёнович Медведенко, учитель
  • Яков, работник
  • Повар
  • Горничная

Врач Дорн Евгений Сергеевич — своеобразный представитель автора в пьесе. Это немолодой уже мужчина лет 55, который привык к вниманию женщин и их благосклонности. Дорн любит искусство, знает толк в нем.

Он чуть ли не единственный поддерживает Треплева, считая, что в произведении должен быть «подъем духа». Но предостерегает молодого автора, что он должен знать; для чего пишет: «…Так как… забредете, и ваш талант погубит вас».

Эпизодическую роль выполняет в пьесе и Петр Николаевич Сорин. владелец имения, где происходит действие пьесы, брат Аркадиной.

Действительный статский советник вышел на пенсию, купил усадьбу и живет в полной бездеятельности, все дела передоверил управляющему и оказался в определенной материальной зависимости у него.

Себя он называет «человеком, который хотел»: хотел стать писателем, хотел научиться красиво говорить, хотел вступить в брак, но ничего этого не осуществил.

Сорин имеет доброе сердце. Он сочувствует своим родным, защищает Константина и просит у сестры денег для него, предостерегает Аркадину: «Нельзя так… вести себя с молодым самолюбием». Треплев, в свою очередь, просит у матери денег для дяди, так как считает, что все его болезни — от однообразия жизни.

Маша Шамраева — дочь управляющего имения Сорина. Она нюхает табак и пьет водку, ходит в черном, нося траур по самой себе, так как считает себя самой несчастной из-за неразделенной любви к Треплеву. Она отвечает Аркадиной на замечание, что выглядит старше своих лет: «А у меня такое ощущение, словно я родилась уже давно… И часто не бывает ни единого желания жить».

Медведенко же из-за его постоянных жалоб на бедность делает замечание: «На ваш взгляд, нет большего несчастья, как бедность, а как по мне, так в тысячу раз легче ходить в лохмотьях и попрошайничать чем… Впрочем, вам не понять…».

Чтобы вырвать из своего сердца любовь к Треплеву, Маша выходит замуж за Медведенко, рожает ребенка, но так и не может справиться со своими чувствами. Итак, и здесь трагедия неразделенной любви, которая преодолела и материнские чувства, и чувство обязанности.

Учитель Семен Семенович Медведенко — человек среднего возраста, умеренный и добродушный, немного просвещенный, но больше — ограниченный, поэтому автор даже подсмеивается над ним. Хотя проблема бедности, особенно в среде провинциальных учителей, была действительно серьезной.

Важно

Медведенко самоотверженно любит Машу, терпеливо переносит ее прихоти и равнодушие. Итак, и здесь существует проблема неразделенной любви в браке.

Читайте также:  Анализ романа "мастер и маргарита" булгакова: популярные вопросы

Выстраивается такая любовная цепочка: Медведенко -> Маша -> Треплев -> Нина -> Тригорин.

Источник: http://prochekhov.ru/2009-chayka-chehov-glavnye-geroi

Главные персонажи пьесы Чехова «Чайка»

«Чайка» была написана в Мелихове. В этой пьесе Чехов впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию, показав в ней людей искусства. Это пьеса о мятущихся молодых художниках и о самодовольно-сытом старшем поколении, охраняющем завоеванные позиции.

Это пьеса о любви («Мало действия, пять пудов любви»,— шутил Чехов), о неразделенном чувстве, о взаимном непонимании людей, жестокой неустроенности личных судеб.

Наконец, это пьеса и о мучительных поисках истинного смысла жизни, общей идеи, цели существования, определенного мировоззрения, без которого жизнь — «сплошная маета, ужас».

Премьера «Чайки» состоялась 17 декабря 1896 г. в Александрийском театре. Уже с самого начала действия стало ясно, что пьеса воспринимается публикою совсем не так, как предполагали автор и постановщики.

На другой день после премьеры все утренние петербургские газеты сообщали о провале спектакля; рецензенты отмечали грандиозность и скандальность провала.

В литературе о Чехове распространено утверждение, что причины провала «Чайки» прежде всего заключались в неудачной постановке Александрийского театра: «Провал был неизбежен, так как вся устойчивая система художественных средств этого театра, соответствующая устойчивым же, трафаретным формам драматургии, органически была чужда художественной тенденции и материалу новой пьесы».

Постановка «Чайки» Московским художественным театром (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Спектакль прошел с большим успехом. Летящая чайка сделалась эмблемой МХАТа.

Пьеса развивается как полифоническое, многоголосое произведение, в котором звучат разные мотивы, перекрещиваются разные темы, сюжеты, судьбы, характеры. Все герои сосуществуют равноправно: нет судеб главных и побочных, то один, то другой герой выходит на первый план, чтобы затем уйти в тень.

Совет

Очевидно, поэтому невозможно, да вряд ли и нужно выделять главного героя «Чайки». Вопрос этот не бесспорный. Было время, когда героиней, несомненно, была Нина Заречная, позже героем стал Треплев.

В каком-то спектакле вперед выдвигается образ Маши, в каком-то другом всех собой затмевают Аркадина и Тригорин.

Рекомендуем почитать ►

«Мильон терзаний» Чацкого в комедии «Горе от ума»

Актриса Аркадина переживает роман с писателем Тригориным, холостяком в солидных годах. Они приблизительно одинаково понимают вещи и одинаково профессиональны каждый в своей сфере искусства. Другая пара влюбленных — сын Аркадиной Константин Треплев, который надеется стать писателем, и дочь богатого помещика Нина Заречная, мечтающая о карьере актрисы.

Затем идут как бы ложно построенные пары влюбленных, жена управляющего имением Шамраева, влюбленная в доктора, старого холостяка, Дорна, дочь Шамраевых Маша, безответно влюбленная в Треплева. которая от отчаяния выходит замуж за нелюбимого человека. Даже бывший статский советник Сорин, больной старик, признается, что он симпатизировал Нине Заречной.

Внезапно возникшая связь Тригорина и Заречной многое переменила в жизни героев пьесы. Измена любимого человека, верного друга, уязвила Аркадину и принесла невыносимую боль еще одному человеку — Треплеву, который искренне любил Нину.

Он продолжал ее любить и когда она ушла к Тригорину, и когда родила от него ребенка, и когда была брошена им и бедствовала. Но Заречная сумела утвердить себя в жизни и после двухлетнего перерыва снова появилась в родных местах. Треп-лев радостно встретил ее, полагая, что к нему возвращается счастье.

Но Нина была по-прежнему влюблена в Тригорина, благоговела перед ним, однако не искала с ним встречи и вскоре внезапно уехала. Не вынеся испытаний, Треплев застрелился.

Любовь, охватившая почти всех героев, составляет главное действие «Чайки». Но сильнее любви оказывается преданность искусству. У Аркадиной оба этих качества — женственность и талант — сливаются воедино. Тригорин, интересен именно как писатель. Во всем остальном он безвольное существо и полная посредственность.

Обратите внимание

По привычке он волочится за Аркадиной, но бросает ее, когда выпадает случай сойтись с молоденькой Заречной. Можно объяснить себе такое непостоянство чувств тем, что Тригорин — писатель и новое увлечение — своего рода новая страница жизни, имеющая шанс стать новой страницей книги. Отчасти так оно и есть.

Мы наблюдаем, как он заносит в записную книжку мелькнувшую у него мысль о «сюжете для небольшого рассказа», повторяющем в точности жизнь Нины Заречной: на берегу озера живет молодая девушка, она счастлива и свободна, но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее.

Символична сцена, в которой Тригорин показывал Заречной на чайку, убитую Треплевым. Треплев убил птицу — Тригорин убивает душу Нины.

Рекомендуем почитать ►

Мотивы преступления Раскольникова

Треплев значительно моложе Тригорина, он принадлежит к другому поколению и в своих взглядах на искусство выступает как антипод и Тригорина. и своей матери.

Он сам считает, что проигрывает Тригорину во всем: как личность он не состоялся, любимая от него уходит, его поиски новых форм были высмеяны как декадентские.

«Я не верую и не знаю, в чем мое призванье»,— говорит Треплев Нине, которая, по его мнению, нашла свою дорогу. Эти слова непосредственно предшествуют его самоубийству.

Таким образом, правда остается за средней актрисой Аркади-ной, живущей воспоминаниями о своих успехах. Неизменным успехом пользуется и Григории. Он самодоволен и в последний свой приезд в имение Сорина даже принес журнал с рассказом Треплева. Но.

как Треплев заметил, все это у него показное: «Свою повесть прочел, а моей даже не разрезал». Тригорин снисходительно оповещает Треплева при всех: «Вам шлют поклон ваши почитатели… В Петербурге и в Москве вообще заинтересованы вами. И меня спрашивают все про вас».

Тригорин хотел бы не выпускать из своих рук вопрос о популярности Треплева, хотел бы сам отмерить ее меру: «Спрашивают: какой он, сколько лет, брюнет или блондин. Думают все почему-то, что вы уже немолоды». Так и видятся здесь дамы из окружения Тригорина, это их расспросы он постарался еще больше обесцветить.

Важно

Тригорин буквально водружает надгробную плиту над человеком, которого к тому же ограбил и в личной жизни.

Тригорин полагает, что и неудачное писательство Треплева — лишнее подтверждение того, что Треплев иной участи недостоин: «И никто не знает вашей настоящей фамилии, так как вы печатаетесь под псевдонимом. Вы таинственны, как Железная Маска». Другой «таинственности» он в Треплеве и не предполагает.

Если вслушаться внимательней в характеристики героев, в определения, какие они дают друг другу, то можно понять, что Чехов отдает некоторое предпочтение жизненной позиции Треплева.

Жизнь Треплева богаче и интереснее той вялой, рутинной жизни, которую ведут остальные герои, даже самые одухотворенные — Аркадина и Тригорин.

Совершенно очевидно, что все симпатии Чехова на стороне молодого, ищущего поколения, тех, кто только входит в жизнь. Хотя и здесь он видит разные, не сливающиеся пути.

Молодая девушка, выросшая в старой дворянской усадьбе на берегу озера, Нина Заречная, и недоучившийся студент в потрепанном пиджаке Константин Треплев — оба стремятся попасть в чудный мир искусства. Они начинают вместе: девушка играет в пьесе, которую написал влюбленный в нее талантливый юноша.

Пьеса странная, отвлеченная, в ней говорится об извечном конфликте духа и материи. «Нужны новые формы! — провозглашает Треплев.— Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно!»

Источник: http://www.getsoch.net/glavnye-personazhi-pesy-chexova-chajka/

Герои пьесы “Чайка” Чехова: краткая характеристика персонажей в таблице (список)

Актриса в своей гримерке.
Художник Э. Дэга

Пьеса “Чайка” является одним из самых известных драматических произведений выдающегося русского писателя А. П. Чехова.

В этой статье представлена таблица с краткой характеристикой героев пьесы “Чайка” Чехова: описание персонажей в таблице (список).

Смотрите:
Все материалы по пьесе “Чайка”
Все материалы по творчеству Чехова

Герои пьесы «Чайка» Чехова: краткая характеристика
Аркадина Ирина Николаевна Аркадина – 43-летняя известная актриса, ведущая бурную светскую жизнь. У нее есть 25-летний сын Константин Треплев, единственный ребенок. Аркадина состоит в любовной связи с писателем Тригориным, который заметно младше ее. Героиня гордится тем, что всегда хорошо одевается и выглядит моложаво. 

   Смотрите: Характеристика Аркадиной 

Треплев Константин Гаврилович Треплев – 25-летний сын Аркадиной. Он хочет стать известным писателем. Константин любит мать, но не разделяет некоторые ее взгляды на жизнь. Из-за этого мать и сын нередко ссорятся. Константин влюблен в девушку Нину Заречную, которая отвечает ему взаимностью. Внезапно Нина влюбляется в писателя Тригорина и вступает с ним в отношения. Спустя 2 года одинокий и несчастный Константин становится известным писателем, но ему по-прежнему не хватает Нины. Молодой человек просит ее вернуться к нему, но та отказывается, потому что любит Тригорина. Обезумев от отчаяния, Константин лишает себя жизни.

   Смотрите: Характеристика Терплева

Нина Заречная Нина Михайловна Заречная – 18-19-летняя девушка. Она мечтает стать известной актрисой, ей хочется славы. В начале пьесы Нина влюблена в Константина Треплева, но вскоре охладевает к нему и влюбляется в известного писателя Тригорина. Нина сбегает из дома в Москву, где состоит в отношениях с Тригориным. У пары рождается ребенок, который вскоре умирает. Нина становится актрисой, но играет посредственно и не пользуется успехом Тригорин охладевает к Нине и бросает ее. Оставшись одна, Нина работает в провинциальных театрах и надеется добиться успеха.  

   Смотрите: Характеристика Нины

Тригорин Борис Алексеевич Тригорин – известный писатель, мужчина 30-40 лет. Он состоит в отношениях с актрисой Аркадиной. Тригорин – бесхарактерный, безвольный, трусливый мужчина. Он увлекается юной Ниной Заречной и некоторое время живет с ней. У пары рождается ребенок, который вскоре умирает. Тригорин не поддерживает Нину в ее карьере и смеется над ее мечтами. Вскоре он бросает несчастную девушку и возвращается к Аркадиной.  

   Смотрите: Характеристика Тригорина

Сорин Петр Николаевич Сорин – 62-летний помещик, чиновник в отставке, брат актрисы Аркадиной. Это добрый, мягкий, бесхарактерный мужчина. Сорин всю жизнь прожил в городе и теперь с трудом привыкает к жизни в своем имении. У Сорина плохое здоровье. Также он никогда не был женат, хотя и желал этого. Сорин очень любит своего племянника Константина, тот в ответ очень привязан к дяде.  

   Смотрите: Характеристика Сорина

Дорн Евгений Сергеевич Дорн –55-летний мужчина, врач с многолетним стажем, приятель Сорина, Аркадина и других героев. Дорн – милый, привлекательный мужчина. Он состоит в тайных любовных отношениях с замужней дамой Полиной Андреевной Шамраевой. Он не хочет менять что-то в своей жизни, поэтому не спешит брать в жены Полину Андреевну.

   Смотрите: Характеристика Дорна 
Шамраев Илья Афанасьевич Шамраев – поручик в отставке, управляющий имением у господина Сорина. Жена считает Шамраева грубым человеком. Судя по всему, Илья Афанасьевич не справляется со своей работой, но бесхарактерный Сорин не решается уволить его. У Шамраева и его жены Полины Андреевны есть взрослая дочь Маша.
Полина Андреевна Полина Андреевна Шамраева – жена управляющего Шамраева. Женщина изменяет мужу с доктором Дорном. Полина хочет, чтобы она и Дорн жили вместе, и готова бросить мужа. Но Дорн не спешит на ней жениться.   
Маша Мария Шамраева – дочь управляющего Шамраева. Грубоватая девушка с вредными привычками. Маша безответно влюблена в Константина Треплева. В конце концов девушка выходит замуж за учителя Медведенко и рожает ребенка, но продолжает любить Константина.   
Медведенко Семен Семенович Медведенко – бедный сельский учитель. Он влюблен в Машу. В конце пьесы Медведенко и Маша женятся, у них рождается ребенок.

Это была таблица с краткой характеристикой героев пьесы “Чайка” А. П. Чехова: описание персонажей в таблице (список).

Смотрите:

Все материалы по пьесе “Чайка”
Все материалы по творчеству Чехова

Источник: http://www.literaturus.ru/2018/08/geroi-chajka-chehov-harakteristika-personazhi-tablica-spisok.html

«Чайка» – изящное создание Чехова-драматурга

В 1895 году А.П.Чехов начал работать над «Чайкой».  Эта пьеса, быть может, наиболее личное из всех его произведений. Это единственная его крупная вещь, непосредственно посвященная теме искусства. Автор рассказывает  о своем затаенном – о трудном пути художника, о сущности художественного таланта, о том, что такое человеческое  счастье.

  «Чайка» – изящное создание Чехова-драматурга. Она  действительно проста и сложна, как сама жизнь, и ее  подлинная тема раскрывается перед читателями не сразу,  как не сразу можно разобраться в тех сложных положениях,  противоречивых сплетениях обстоятельств, которыми одаривает жизнь. Автор как бы предлагает нам на выбор  различные варианты понимания пьесы.

 

Главное в «Чайке» – тема подвига. В искусстве побеждает тот, кто способен к подвигу.  На берегу красивого озера жила прелестная девушка  Нина Заречная. Она мечтала о сцене, о славе. В нее был  влюблен молодой сосед по имению Константин Треплев,  начинающий писатель.

И Нина отвечала ему взаимностью.  Он тоже мечтал: и о славе, и о «новых формах» в искусстве.

Совет

  Треплев написал пьесу – необычную, странную, в  декадентском духе, и поставил ее для родных и друзей в  оригинальной декорации: со сцены, стоящей в парке, открывается вид на настоящее озеро. 

Нина Заречная играет главную роль в этой пьесе.  Мать Треплева, Аркадина, властная, капризная женщина, избалованная славой актриса, откровенно высмейвает пьесу своего сына. Самолюбивый Треплев приказывает задернуть занавес.

Спектакль оборвался, не закончившись. Пьеса провалилась.  Аркадина привезла с собой спутника своей жизни,  известного писателя Тригорина, и Нина полюбила его со  всей страстью. Ее нежные отношения с Треплевым оказались лишь легкой мечтой юности.

 

Нина порывает со своей семьей, поступает на сцену,  уезжает в Москву, где живет Тригорин. Он увлекся было  Ниной, но близость с Тригориным заканчивается трагически для нее. Он разлюбил ее и вернулся «к своим прежним  привязанностям» – к Аркадиной. У Нины был ребенок от  Тригорина. Ребенок умер.

  Разбита жизнь Константина Треплева. Он покушался  на самоубийство после разрыва с Ниной. Однако он продолжает писать, его рассказы даже начали печататься в  столичных журналах. Но жизнь его безрадостна: он не в  силах победить свою любовь к Нине.  Нина Заречная стала провинциальной актрисой.

  После долгой разлуки она вновь посещает родные места. 

Происходит ее встреча с Треплевым. У него вспыхивает  надежда на возобновление их прежних отношений. Но она  все еще любит Тригорина – любит «даже сильнее, чем  прежде». Пьеса кончается самоубийством Треплева. Его  жизнь оборвалась до срока, как и его спектакль.

  Чехов писал о пьесе, что в ней «много разговоров о  литературе, мало действия, пять пудов любви». Может  показаться, что несчастная любовь – это и есть главная  тема «Чайки».

– Но это всего лишь «сюжет для небольшого  рассказа» Тригорина, а вовсе не для большой пьесы Чехова. 

Этот сюжет существует в «Чайке» только как возможность,  опровергающаяся всем ходом действия, как намек, который мог бы осуществиться, но не осуществляется.  В тихом мире нежных чувств и мечтаний жили Нина  и Константин. Но потом они оба встретились с жизнью,  какова она есть на самом деле. А на самом-то деле жизнь  бывает не только нежной, но и грубой.

«Груба жизнь!» –  говорит в четвертом акте Нина. И в настоящей жизни все  бывает гораздо труднее, чем кажется в юных мечтах.  Искусство казалось Нине лучезарным путем к славе,  прекрасным сном. Но вот она вступила в жизнь. Сразу же страшный груз упал на ее хрупкие плечи.

Любимый человек  «не верил в театр, все смеялся над моими мечтами, и  мало-помалу я тоже перестала верить и пала духом, –  рассказывает Нина Треплеву при их последней встрече. –  А тут заботы любви, ревность, постоянный страх за маленького… Я стала мелочною, ничтожною, играла бессмысленно…

Обратите внимание

Я не знала, что делать с руками, не умела стоять на  сцене, не владела голосом. Вы не понимаете этого состояния, когда чувствуешь, что играешь ужасно».  Она, мечтательная девушка, столкнулась с пьяными  купцами, с невообразимой пошлостью тогдашнего провинциального театрального мира.

Она, женственная, изящная,  сумела выстоять при столкновении мечты с жизнью. 

Ценою тяжелых жертв Нина завоевала ту истину, что «в  нашем деле – все равно, играем мы на сцене или пишем –  главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а умение  терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не  так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь  жизни».

  Это слова, добытые ценою молодости, ценою всех  испытаний, ценою тех страданий, которые известны художнику, ненавидящему то, что он делает, презирающему  самого себя, свою неуверенную фигуру на сцене, свой  нищий язык в рассказе. У Нины есть вера, есть сила, есть  воля, есть теперь знание жизни и есть свое счастье.

  Так, сквозь мрак и тяжесть жизни, преодоленные  героиней, читатель слышит лейтмотив «Чайки» – тему  полета, победы.

Нина отвергает версию о том, что она –  погубленная чайка, что ее страдания, ее поиски, достижения, вся жизнь – только «сюжет для небольшого рассказа».

  Не падение подстреленной чайки, а полет прекрасной,  нежной, свободной птицы – такова поэтическая тема  пьесы.  Треплев при встрече с Ниной с ясностью увидел, как  переросла его Нина.

Он все еще живет в том мире незрелых  красивых чувств, в котором жил когда-то. В своем искусстве он все еще «не знает, что делать с руками, не владеет  голосом».

Сознание, что он еще ничего не достиг, пронизывает его с жестокой силой. Треплев понял теперь причину этого. «Вы нашли свою дорогу, – говорит он Нине, –  вы знаете, куда идете, а я все еще ношусь в хаосе грез и  образов, не зная, для чего и кому это нужно. Я не верю и  не знаю, в чем мое призвание».

Важно

Он ничего не может сделать  со своим талантом, потому что нет у него ни цели, ни веры,  ни знания жизни, ни смелости, ни сил. Так много наговорив о новаторстве, он сам впадает в рутину. Не может  существовать новаторство само по себе, оно возможно  только как вывод из смелого знания жизни, оно возможно  только при богатстве души и ума.

  Нельзя уйти от пошлости путем бегства в иллюзии, в  далекие от жизни мечты.

Это – ложный полет, неизбежно  заканчивающийся падением, возвращением к еще большей  пошлости. Отвлеченные «красивые» мечтания Треплева  привели его к такому безобразному, враждебному красоте  нарушению законов жизни, как самоубийство. Нельзя бежать от пошлости, нельзя прятаться от нее.

Нина ясно  видит подлую обыденность жизни, знает, что «груба  жизнь», но не бежит от пошлости и грубости к ложным  мечтам. Она воплощает подлинное искусство, а подлинное  искусство – это знание всей правды жизни и стремление  к красоте в самой жизни, а не только в мечте.

  «Чайка» тесно связана с раздумьями Чехова о сущности таланта, о мировоззрении, об «общей идее».

В Тригорине  и Аркадиной автор отмечает черты, характерные для целой  категории писателей, артистов восьмидесятых-девяностых  годов, не вдохновленных большими идейными целями,  высоким пафосом и потому неизбежно попадающих во  власть рутины, косности, обыденщины.

Это не означает,  что Чехов дал в образе Нины Заречной реалистически  полную историю формирования и роста художника. Нина  Заречная, сохраняя достоверность живого характера, вместе с тем представляется поэтическим символом.

Это сама  душа искусства, побеждающая мрак, холод, всегда стремящаяся «вперед и выше!»

Источник: https://www.school-essays.info/chajka-izyashhnoe-sozdanie-chexova-dramaturga/

А. Чехов “Каштанка”

Автор: А. П. Чехов (1860-1904)

Название: “Каштанка”

Краткая биография автора:

Более ста лет назад в тихом южнорусском городе Таганроге при свете сальной свечи по вечерам делал уроки или читал книги гимназист Антон Чехов – Антоша Чехонте, как прозвал его один из учителей.

После трудного дня учебы и беготни по поручениям отца, который держал лавку с бакалейными товарами, он мечтал о какой-то другой жизни – интересной, без грубых слов и подзатыльников. Юноша решил стать образованным человеком – врачом. В 1879 году он поступил на медицинский факультет Московского университета.

Уже студентом Чехов начал печатать в юмористических журналах маленькие рассказы и подписывал их – “Антоша Чехонте”. Сначала он писал только юмористические произведения. Такие рассказы, как “Лошадиная фамилия”, “Хирургия”, “Репетитор” (главный герой: Удодов), “Налим”, и сейчас заставляют нас смеяться. А ныне – переживать.

Совет

Крестьянский мальчик, которого отдали в учение к сапожнику, пишет дедушке письмо с просьбой взять его обратно в деревню. “Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу”. Это из рассказа “Ванька Жуков”. Позже Чехов стал писать кроме рассказов повести и серьезные пьесы.

Кого только мы не встретим в них! Тут врачи, учителя, чиновники, студенты, военные, помещики, крестьяне, нищие, полицейские и арестанты. Все профессии, все возрасты – вся Россия! Чехов высмеивал все, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, трусость, грубость и равнодушие.

Главные герои:

Каштанка-Тетка.

Лука Александрыч-столяр.

Незнакомец-дрессировщик и клоун.

Характеристика главных героев:

Каштанка-добродушная,преданная,пугливая,боязливая,игривая.

Лука Александрыч-жестокий,неответственный.

Незнакомец-добродушный,милый,ответственный,уверенный в себе.

Краткое содержание:

Молодая рыжая собака беспокойно бегала по тротуару. Она не могла понять как она заблудилась. Её хозяин Лука Александрыч взял её с собой к заказчикам, и когда они возвращались, она испугалась оркестра и перебежала на другую сторону дороги. Когда она опомнилась, хозяина уже не было.

Когда стемнело, она прижалась к подъезду и заплакала. Дверь открылась и ударила Каштанку по боку. Она очутилась под ногами у незнакомого человека. Он пожалел её и взял к себе.
За ужином он бросал Каштанке кусочки еды. Спала она на матрасике и вспоминала Федюшку и Луку Александрыча.

Когда Каштанка проснулась, было уже светло. Она заглянула в соседнюю комнату и увидела там спящего незнакомца (заказчика). В следующей комнате она увидела гуся (Иван Иваныч) и белого кота (Федор Тимофеич). Началась небольшая драка, но пришел незнакомец и разнял их. Каштанке он дал имя Тетка.

После того, как незнакомец ушел, кот сидел неподвижно, а Каштанка с гусем помирились.

Отрывок понравившийся тебе больше всего:

Тетка вздрогнула и посмотрела туда, где кричали. Два лица: одно волосатое, пьяное и ухмыляющееся, другое – пухлое, краснощекое и испуганное, ударили по ее глазам, как раньше ударил яркий свет… Она вспомнила, упала со стула и забилась на песке, потом вскочила и с радостным визгом бросилась к этим лицам.

Раздался оглушительный рев, пронизанный насквозь свистками и пронзительным детским криком: – Каштанка! Каштанка! Тетка прыгнула через барьер, потом через чье-то плечо, очутилась в ложе; чтобы попасть в следующий ярус, нужно было перескочить высокую стену; Тетка прыгнула, но не допрыгнула и поползла назад по стене.

Обратите внимание

Затем она переходила с рук на руки, лизала чьи-то руки и лица, подвигалась все выше и выше и, наконец, попала на галерку… Спустя полчаса Каштанка шла уже по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком. Лука Александрыч покачивался и инстинктивно, наученный опытом, старался держаться подальше от канавы.

Чему учит эта книга?

Эта книга учит тому,что надо менее поддаваться панике,быть осторожней и внимательней.

Также,на примере Каштанки,можно увидеть что каким-бы не был хозяин собака всегда будет преданна только ему одному,и не один более лучший человек не заменит ей хозяина.

Понравилась ли эта книга?

Да,только немного грустно всё-таки,особенно когда прочитаешь о том что делал с ней мальчик Федюшка,бывают же такие люди!

А так,рассказ очень хороший,хорошо описано место,время,как будто ты сам туда попадаешь.

Очень реалистичны действия собаки в тех или иных ситуациях,мне очень понравилось.

Советую прочитать!

Какие книги этого автора ты бы хотел прочитать?

Хотелось бы прочитать много разных,вот одни из них:

ДраматургДушечкаДуэльДядя ВаняЕдинственное средствоЖитейские невзгодыИвановИонычКрыжовникМальчикиМоя жизньО любвиПалата №6ПопрыгуньяСкучная историяСпать хочетсяСтепьТри сестрыУчитель словесностиХамелеонЧайкаЧеловек в футляре

Чёрный монах

Иллюстрация:

Взято с сайта: http://www.kinoart.ru/magazine/06-2005/review/suzdal0905/

Источник: http://literatura2008-anna.blogspot.com/2008/06/blog-post.html

Краткая биография Чехова

29 января 1860 года в обычной провинциальной семье Таганрога родился Антон Павлович Чехов – будущий всемирно известный писатель и драматург.

Егор Михайлович Чехов, дед Антона, был крепостным, но своим упорным трудом смог достичь благосостояния и выкупить себя и свою семью на волю. Его сыновья, Митрофан и Павел, занялись коммерцией и стали владельцами собственных магазинов.

Павел Егорович Чехов, отец Антона, обладал деспотичным характером и относился к детям слишком строго. Он занимался продажей бакалеи и галантереи, а дети в обязательном порядке ему помогали. Отец будущего писателя был глубоко религиозным человеком. Он регулярно избивал детей за ошибки при изучении Божьего Закона, чем воспитал у Антона отвращение к религии.

Важно

Мать мальчика, Евгения Яковлевна Чехова, очень любила детей и постоянно защищала их от самовластности мужа, воспитывала в них любовь к природе и к людям, сострадание к угнетенным и обездоленным.

В Павла Егоровича и Евгении Яковлевны было шестеро детей: пятеро сыновей (Александр, Антон, Иван, Михаил, Николай) и дочь Мария. Павел Егорович любил музыку и заставлял сыновей петь в церковном хоре.

Он играл на скрипке, а его дочь Мария на фортепиано. По вечерам нередко в доме устраивались концерты, на которых мальчики пели под аккомпанемент отца и сестры. Также братья любили разыгрывать сценки.

Антон отличался живостью характера и остроумием.

Школьные годы

В 6 лет Антон пошел в греческую школу, из которой ничего хорошего не вынес. Качество обучения в школе было очень низким, учитель заставлял зазубривать материал, а за малейшее неповиновение наказывал поркой.

В школе мальчик отучился 2 года и в 1868 году поступил в подготовительный класс гимназии, позже названной именем писателя.

В гимназии Антон встретился со многими талантливыми преподавателями, получил хорошее образование и неприятие фальши и лицемерия. В этот период началась его творческая деятельность.

Рукописный журнал разместил на своих страницах первое стихотворение, написанное Чеховым. Подписано оно было псевдонимом Чехонте.

В 1876 году Павел Егорович разоряется и, чтобы спрятаться от кредиторов, перебирается вместе с семьей в Москву. Антон остается сам в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Деньги для проживания он зарабатывает репетиторством.

Рассказ Чехова “Толстый и тонкий” – это произведение раннего Чехова, тема этого рассказа – чинопочитание, причем чинопочитание низменное. Но больше об этом в нашей статье.

Наша новая статья, посвященная рассказу Чехова “Унтер Пришибеев”, повествующем об отставном унтер-офицере, старорежимном самочинном блюстителе порядка, считающем себя вправе во все вмешиваться, всем делать замечания.

Врачебная практика

В 1879 году обучение в гимназии подходит к концу, и Чехов поступает в Московский университет на медицинский факультет.

В 1884 году Антон заканчивает университет и переезжает в Вознесенск, где становится уездным врачом, но от творчества он не отказывается. Здесь будущий писатель написал много рассказов, среди них – «Хирургия» и «Беглец».

Спустя некоторое время Антона Павловича назначают заведующим больницей в Звенигороде. В это время рассказы писателя отражают его медицинскую работу: «На вскрытии», «Мертвое тело», «Сирена».

Начало творческой карьеры

В 1885 году Чехов совместно с семьей едет в гости в усадьбу Бабкино, расположенную среди замечательной природы под Воскресенском, где остается надолго. Здесь он получает возможность общаться с высокоинтеллектуальными людьми. Особенно дружественные отношения сложились у писателя с художником Левитаном, что благоприятно отразилось на творчестве писателя.

В 1886 году писателя приглашают стать сотрудником газеты «Новое время». Он начинает писать материалы для издания, подписываясь настоящим именем.

В 1887 году московский театр Корша ставит первую пьесу Чехова – «Иванов». Постановка увенчалась успехом, несмотря на то что реакция публики была неоднозначной. С этого времени начинается становление Чехова как драматурга.

Поездка на Сахалин

Совет

В 1890 году Антон Павлович отправляется на Сахалин, где проделывает колоссальную работу: переписывает местное население, собирает материал о жизни каторжников и других обитателей острова, о произволе, который творят здешние чиновники.

На основании полученной информации Чехов пишет книгу «Остров Сахалин», которая послужила причиной колоссального резонанса и начавшегося расследования по фактам чиновничьего произвола.

Но после поездки на остров у писателя начинается обострение туберкулеза, тревожащего его еще с детских лет.

Побывав на Сахалине, писатель не хочет оставаться на месте и отправляется в путешествие, во время которого посещает Японию, Китай, Турцию, Италию и Францию.

Благотворительная деятельность

1892 год выдался неудачным для жителей средней полосы России: все посевы были уничтожены засухой. Чтобы помочь голодающим, Чехов собирает для них пожертвования.

В этом же году писатель покупает усадьбу в Мелихово (сейчас в ней работает музей писателя). Здесь он за свои деньги открывает медицинский пункт и школы для крестьянских детей, проводит борьбу с холерой в 25 близлежащих деревнях, принимает участие в строительстве дороги, способствует открытию почты и телеграфа, организовывает посадки вишен, лиственниц, вязов, кленов, сосен и дубов.

В Мелихово писатель написал 42 произведения, среди которых особо известны «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад».

Хотя добраться до усадьбы было весьма затруднительно, в Чеховых постоянно обитали гости. Их дом был всегда заполнен родственниками, писателями, артистами, музыкантами, деятелями науки.

Предлагаем вашему вниманию обзор ранних рассказов Чехова, в которых он выражает свое сочувствие “маленькому человеку”, ненависть к фальши, лицемерию и подхалимству.

«Каштанку», написанную в 1887 году, по праву можно считать одним из самых известных рассказов А. П. Чехова. Следующая наша статья посвящена именно этому произведению.

В то же время Антон Павлович часто посещает Москву и Петербург, где общается с художниками, писателями и артистами, ходит в театры, на концерты и литературные вечера, официальные обеды и юбилеи, в редакции газет и журналов.

Чехов решает создать общественную библиотеку в Таганроге и отправляет в родной город свыше 2000 книг с личной библиотеки, среди которых были и редкие экземпляры. Позже он продолжает пополнять коллекцию.

Переезд в Крым

В 1895 году Чехов едет в Ясную Поляну для знакомства со Львом Николаевичем Толстым. Их встреча перерастает в дружбу.

В 1896 году Александрийский театр в Петербурге ставит пьесу Чехова «Чайка». Спектакль закончился неудачей, что принесло писателю много переживаний. Но через два года пьеса в постановке Московского Художественного театра получает значительный успех. Вскоре «Чайка» стала одной из самых известных пьес драматурга.

Обратите внимание

В 1898 году Чехов покупает участок земли в Ялте, где начинает строительство дома. Осенью умирает отец писателя. Спустя некоторое время Антон Павлович продает имение в Мелихово и вместе с матерью и сестрой переезжает в Крым.

В Ялте писатель окунается в активную общественную жизнь. Его выбирают одним из попечителей женской гимназии. Антон Павлович жертвует деньги на строительство школ, заботится о приезжих больных, хотя сам болеет туберкулезом. Чехова часто навещают Максим Горький, И. А. Бунин, А.И. Куприн и В.Г. Короленко.

Последние годы жизни

В 1900 году Чехова выбирают Почетным академиком Императорской Академии наук по изящной словесности. Но в 1902 году Академия приняла решение исключить из своих рядов Горького из-за политической неблагонадежности, и в знак протеста Антон Павлович отказывается от членства в Академии.

В 1900 году наблюдается обострение туберкулеза и Антон Павлович едет в Европу для поправки здоровья. Несмотря на плохое самочувствие, писатель продолжает заниматься общественной и благотворительной работой, создает новые творения и лечит чахоточных больных. Но состояние здоровье писателя продолжает ухудшаться, и он возвращается в Ялту, но крымский воздух тоже не дает облегчения.

25 мая 1901 года Антон Павлович венчается с Ольгой Леонардовной Книппер – ведущей актрисой Московского Художественного театра, исполняющей ведущие роли в пьесах Чехова. После свадьбы Ольга едет с мужем в Уфимскую губернию для лечения кумысом. Но болезнь продолжает прогрессировать.

“Вишневый сад”

В 1904 году на сцене появляется пьеса «Вишневый сад» – последнее произведение писателя, ставшее самым знаменитым. В этом спектакле роль Раневской играла Книппер.

В конце весны писатель вместе с женой едет в Германию на курорт Баденвейлер. Но болезнь подходит к завершающей стадии, и выздоровление становится невозможным.

15 июля 1904 года в 2 часа ночи Антону Павловичу стало очень плохо и к нему вызвали доктора. Чехов сказал врачу, что он умирает и попросил шампанского. Опустошив бокал, писатель лег в кровать и почти сразу же умер.

Последний приют Антон Павлович Чехов нашел на Новодевичьем кладбище, где был похоронен 22 июля.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/kratkaya-biografiya-chekhova.html

Анализ пьесы А.П. Чехова “Чайка”

В 1895 году А.П.Чехов начал работать над «Чайкой». Эта пьеса, быть может, наиболее личное из всех его про­изведений. Это единственная его крупная вещь, непосред­ственно посвященная теме искусства. Автор рассказывает о своем затаенном — о трудном пути художника, о сущнос­ти художественного таланта, о том, что такое человеческое счастье.

«Чайка» — изящное создание Чехова-драматурга. Она действительно проста и сложна, как сама жизнь, и ее подлинная тема раскрывается перед читателями не сразу, как не сразу можно разобраться в тех сложных положениях, противоречивых сплетениях обстоятельств, которыми ода­ривает жизнь. Автор как бы предлагает нам на выбор различные варианты понимания пьесы.

Главное в «Чайке» — тема подвига. В искусстве побеж­дает тот, кто способен к подвигу.

На берегу красивого озера жила прелестная девушка Нина Заречная. Она мечтала о сцене, о славе. В нее был влюблен молодой сосед по имению Константин Треплев, начинающий писатель. И Нина отвечала ему взаимностью. Он тоже мечтал: и о славе, и о «новых формах» в искусстве.

Важно

Треплев написал пьесу — необычную, странную, в декадентском духе, и поставил ее для родных и друзей в оригинальной декорации: со сцены, стоящей в парке, от­крывается вид на настоящее озеро.

Нина Заречная играет главную роль в этой пьесе.

Мать Треплева, Аркадина, властная, капризная жен­щина, избалованная славой актриса, откровенно высмейвает пьесу своего сына. Самолюбивый Треплев приказыва­ет задернуть занавес. Спектакль оборвался, не закончив­шись. Пьеса провалилась.

Аркадина привезла с собой спутника своей жизни} известного писателя Тригорина, и Нина полюбила его со всей страстью. Ее нежные отношения с Треплевым оказа­лись лишь легкой мечтой юности.

Нина порывает со своей семьей, поступает на сцену, уезжает в Москву, где живет Тригорин. Он увлекся было Ниной, но близость с Тригориным заканчивается трагичес­ки для нее. Он разлюбил ее и вернулся «к своим прежним привязанностям» — к Аркадиной. У Нины был ребенок от Тригорина. Ребенок умер.

Разбита жизнь Константина Треплева. Он покушался на самоубийство после разрыва с Ниной. Однако он про­должает писать, его рассказы даже начали печататься в столичных журналах. Но жизнь его безрадостна: он не в силах победить свою любовь к Нине.

Нина Заречная стала провинциальной актрисой. После долгой разлуки она вновь посещает родные места. Происходит ее встреча с Треплевым. У него вспыхивает надежда на возобновление их прежних отношений. Но она все еще любит Тригорина — любит «даже сильнее, чем прежде». Пьеса кончается самоубийством Треплева. Его жизнь оборвалась до срока, как и его спектакль.

Чехов писал о пьесе, что в ней «много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви». Может показаться, что несчастная любовь — это и есть главная тема «Чайки».

– Но это всего лишь «сюжет для небольшого рассказа» Тригорина, а вовсе не для большой пьесы Чехова.

Этот сюжет существует в «Чайке» только как возможность, опровергающаяся всем ходом действия, как намек, кото­рый мог бы осуществиться, но не осуществляется.

Совет

В тихом мире нежных чувств и мечтаний жили Нина и Константин. Но потом они оба встретились с жизнью, какова она есть на самом деле. А на самом-то деле жизнь бывает не только нежной, но и грубой. «Груба жизнь!» — говорит в четвертом акте Нина. И в настоящей жизни все бывает гораздо труднее, чем кажется в юных мечтах.

Искусство казалось Нине лучезарным путем к славе, прекрасным сном. Но вот она вступила в жизнь. Сразу же страшный груз упал на ее хрупкие плечи.

Любимый человек «не верил в театр, все смеялся над моими мечтами, и мало-помалу я тоже перестала верить и пала духом, — рассказывает Нина Треплеву при их последней встрече. — А тут заботы любви, ревность, постоянный страх за малень­кого… Я стала мелочною, ничтожною, играла бессмыслен­но…

Я не знала, что делать с руками, не умела стоять на сцене, не владела голосом. Вы не понимаете этого состоя­ния, когда чувствуешь, что играешь ужасно».

Она, мечтательная девушка, столкнулась с пьяными купцами, с невообразимой пошлостью тогдашнего провин­циального театрального мира. Она, женственная, изящная, сумела выстоять при столкновении мечты с жизнью.

Ценою тяжелых жертв Нина завоевала ту истину, что «в нашем деле — все равно, играем мы на сцене или пишем — главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а умение терпеть. Умей нести свой крест и веруй.

Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни».

Это слова, добытые ценою молодости, ценою всех испытаний, ценою тех страданий, которые известны ху­дожнику, ненавидящему то, что он делает, презирающему самого себя, свою неуверенную фигуру на сцене, свой нищий язык в рассказе. У Нины есть вера, есть сила, есть воля, есть теперь знание жизни и есть свое счастье.

Обратите внимание

Так, сквозь мрак и тяжесть жизни, преодоленные героиней, читатель слышит лейтмотив «Чайки» — тему полета, победы. Нина отвергает версию о том, что она — погубленная чайка, что ее страдания, ее поиски, достиже­ния, вся жизнь — только «сюжет для небольшого рассказа». Не падение подстреленной чайки, а полет прекрасной, нежной, свободной птицы — такова поэтическая тема пьесы.

Треплев при встрече с Ниной ясностью увидел, как переросла его Нина. Он все еще живет в том мире незрелых красивых чувств, в котором жил когда-то. В своем искус­стве он все еще «не знает, что делать с руками, не владеет голосом».

Сознание, что он еще ничего не достиг, прони­зывает его с жестокой силой. Треплев понял теперь причи­ну этого. «Вы нашли свою дорогу, — говорит он Нине, — вы знаете, куда идете, а я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужно.

Я не верю и не знаю, в чем мое призвание». Он ничего не может сделать со своим талантом, потому что нет у него ни цели, ни веры, ни знания жизни, ни смелости, ни сил. Так много нагово­рив о новаторстве, он сам впадает в рутину.

Не может существовать новаторство само по себе, оно возможно только как вывод из смелого знания жизни, оно возможно только при богатстве души и ума.

Нельзя уйти от пошлости путем бегства в иллюзии, в далекие от жизни мечты. Это — ложный полет, неизбежно заканчивающийся падением, возвращением к еще большей пошлости. Отвлеченные «красивые» мечтания Треплева привели его к такому безобразному, враждебному красоте нарушению законов жизни, как самоубийство.

Нельзя бе­жать от пошлости, нельзя прятаться от нее. Нина ясно видит подлую обыденность жизни, знает, что «груба жизнь», но не бежит от пошлости и грубости к ложным мечтам.

Она воплощает подлинное искусство, а подлинное искусство — это знание всей правды жизни и стремление к красоте в самой жизни, а не только в мечте.

«Чайка» тесно связана с раздумьями Чехова о сущнос­ти таланта, о мировоззрении, об «общей идее».

Важно

В Тригорине и Аркадиной автор отмечает черты, характерные для целой категории писателей, артистов восьмидесятых-девяностых годов, не вдохновленных большими идейными целями, высоким пафосом и потому неизбежно попадающих во власть рутины, косности, обыденщины.

Это не означает, что Чехов дал в образе Нины Заречной реалистически полную историю формирования и роста художника. Нина Заречная, сохраняя достоверность живого характера, вмес­те с тем представляется поэтическим символом. Это сама душа искусства, побеждающая мрак, холод, всегда стремя­щаяся «вперед и выше!»

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/506-pesa-ap-chehova-chayka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector