История отношений Катерины и Бориса в пьесе “Гроза” Островского, любовь героев
Катерина и Борис. Художник С. В. Герасимов |
Отношения Катерины Кабановой и Бориса являются важной сюжетной линией в пьесе “Гроза” Островского.
В этой статье представлена краткая история отношений Катерины и Бориса в пьесе “Гроза” Островского: описание истории любви данных персонажей.
Смотрите:
Краткое содержание пьесы “Гроза”
Все материалы по пьесе “Гроза”
Главная героиня пьесы, молодая женщина Катерина Кабанова живет с нелюбимым мужем Тихоном и злой свекровью Кабанихой. Катерина глубоко несчастлива в семье мужа:
“…Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем…
“
Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис. Он влюбляется в замужнюю красавицу Катерину, которая отвечает ему взаимностью. Но молодые люди не могут нигде встретиться наедине, так как Катерина замужем:
“…сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого! В женщину, с которой даже и поговорить-то никогда не удастся…
“
Некоторое время Борис и Катерина видятся только на бульваре и в церкви. Другой возможности встретиться у них нет:
“…Я один раз только и был у них с дядей. А то в церкви вижу, на бульваре встречаемся. Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится…”
Однажды муж Катерины, Тихон, уезжает по делам из города. Катерина и Борис наконец видятся ночью на тайном свидании. 10 дней влюбленные тайно встречаются каждую ночь:
“…И все-то десять ночей я гуляла…” На свиданиях Борис говорит Катерине, что любит ее “больше самого себя”:
“…я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!..”
Катерина говорит Борису, что любит его и готова идти за ним на край света:
“…Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы…”
Внезапно Тихон, муж Катерины, возвращается в город, и тайные встречи влюбленных прекращаются. Катерина страшно тоскует по Борису. Не в силах скрывать правду, она рассказывает мужу и свекрови о своей измене:
“…Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! И все-то десять ночей я гуляла… (Рыдает.) С Борисом Григорьичем…”
После этого признания Тихон по приказу матери избивает Катерину, а Кабаниха еще больше тиранит ее. В итоге жизнь Катерины в доме Кабановых превращается в кошмар:
“…Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась! Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит, безответная. Только плачет да тает, как воск…”
После этого скандала дядька Дикой отсылает Бориса в Сибирь на 3 года по делам. Борис не спорит с дядькой, потому что надеется получить от него наследство:
“…А его, подлеца, в Тяхту, к китайцам. Дядя к знакомому купцу какому-то посылает туда на контору. На три года его туды…”
“…Далеко, Катя, в Сибирь…”
Когда Катерина просит Бориса взять ее с собой в Сибирь, тот отказывается, потому что боится дядьку Дикого:
Катерина. Возьми меня с собой отсюда!
Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку…”
Прощаясь с Катериной, Борис рыдает от жалости к ней, но на самом деле ничего не делает, чтобы спасти ее:
“…Тяжело тебе, Катя!..”
“…Борис(рыдая). Ну, Бог с тобой! Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай! (Кланяется.)..”
Борис является последней надеждой Катерины на радость в жизни, но и он предательски покидает несчастную:
“…Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела…”
Не в силах вынести страданий, Катерина с горя бросается в Волгу и погибает:
“…Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу!..”
Это была краткая история отношений Катерины и Бориса в пьесе “Гроза” Островского: описание истории любви героев в цитатах.
Смотрите: Все материалы по пьесе “Гроза”
Источник: https://www.literaturus.ru/2016/06/katerina-boris-groza-ostrovskij.html
История отношений Катерины и Бориса в пьесе Гроза Островского
Взаимоотношения Катерины и Бориса, героев пьесы А. Н. Островского «Гроза», являются ключевым фактором в развитии всего сюжета и внешнего конфликта драмы. Рассмотрим, как развивалась их любовь.
Катерина, «луч света в темном царстве», по яркому сравнению критика Н. А. Добролюбова, не вписывается в душную и закостенелую систему города Калинова: она мечтает, умеет ценить окружающую природу, обладает добрым сердцем.
По своей натуре героиня не может по-настоящему полюбить своего мужа Тихона, хотя искренне старается стать хорошей женой. Таким же отличным от калиновцев является и Борис – образованный молодой человек, приехавший в этот город к дяде за наследством.
Катерина и Борис влюбляются друг в друга.
Однако замужней женщине запрещено встречаться с иными мужчинами кроме мужа, поэтому Катерина и Борис могут видеться только в церкви и изредка на бульваре.
На помощь влюбленным приходит сестра Тихона Варвара, ветреная и легкомысленная девушка, любящая ночные свидания и песни под гитару.
Воспользовавшись отсутствием Тихона, она устраивает героям тайную встречу за садом Кабановых. Варвара убеждает Катерину прийти на свидание и зовет Бориса.
Борис утверждает, что любит Катерину «больше самого себя».
Катерина вначале пытается сопротивляться и отрицает свои чувства к Борису, боясь совершить грех: «Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!» Но героиня не в силах сопротивляться эмоциям и признается, что влюблена.
Она готова вытерпеть все: и божью кару, и общественное порицание, и гнев мужа и свекрови. Автору интереснее внутренний конфликт главной героини, поэтому драматургом описано с помощью небольшого диалога лишь одно первое свидание влюбленных. Читатель понимает, что все встречи Катерины и Бориса были однотипными.
Ночные тайные свидания за калиткой сада дома Кабановой продолжались 10 дней до возвращения Тихона из командировки. Катерина и Борис больше не могли видеться, от чего героиня сильно тосковала.
Катерина решается покаяться перед мужем и испытать публичный позор, потому что не может жить без Бориса. Она просит возлюбленного взять ее с собой в Сибирь, куда того посылает дядя.
Борис же не находит в себе силы противостоять злому характеру своего дяди и покидает Калинов, оставляя Катерину навсегда.
Вариант 2
Одной из частей сюжетной линии произведения являются любовные отношения между главной героиней пьесы Катериной Кабановой и племянником самодура Дикого Борисом.
Случайная встреча молодого человека, приехавшего в небольшой уездный город Калинов, с замужней Катериной перерастает в любовную страсть, имеющую в своем окончании трагический финал.
Катерина представляется писателем в образе гордой, волевой, но при этом впечатлительной и мечтательной женщины. Ее детство проходит среди любящих близких людей, поэтому девушка с радостью и любовью вспоминает отчий дом, находясь в настоящее время замужем за сыном деспотичной Кабанихи.
Волею судьбы Катерина, отличаясь романтичной, светлой, одухотворенной и поэтической натурой, оказывается в семье, в которой властвует жестокая, лицемерная, ханжеская помещица, оказывающая на свободолюбивую и открытую Катерину тяжелое моральное давление, заставляя ее страдать и ощущать свою неполноценность.
Знакомство с Борисом, приехавшим в губернию из столицы и отличающегося хорошим образованием, прекрасным воспитанием, рождает в душе Катерины надежду на возможность обретения рядом человека, родственного ей по духу.
Однако Борис, увлекшись прекрасной провинциалкой, не думает о будущем и не желает осознавать возможные риски для замужней женщины из-за ее связи с ним.
Внутренним же конфликтом Катерины, являющейся глубоко религиозной и искренней женщиной, представляется ее осознание своего грехопадения и вины не только перед собственным мужем, но и перед богом.
Обладая сильным характером и отличаясь способностью самозабвенно любить, Катерина надеется ощутить в Борисе необходимую ей как воздух поддержку и защиту, поэтому готова забыть о собственных моральных принципах ради совместного существования с любимым человеком.
Однако счастливой жизни не суждено состояться, поскольку Бориса не интересует судьба Катерины, а волнует лишь собственное благополучие, которое зависит от богатого дядюшки. Будучи отвергнутой любимым человеком, Катерина решается на отчаянный поступок, решившись покончить с жизнью самоубийством, при этом сохранив свою чистоту души.
Финал произведения имеет особое значение, поскольку поступок Катерины, причиной которого стало взаимное непонимание со стороны окружающих ее людей, заставляет задуматься об ограниченности людского существования, погрязшего в темноте, дикости, жестокости, исходящих из патриархальных нравов, и является выражением отчаянного протеста, жаждущего перемен в судьбе русского народа.
Сочинение Катерина и Борис в Грозе (Любовь и свидания)
Иногда любовь настигает неожиданно и даже не вовремя. Это случилось с Екатериной и Борисом. Они полюбили друг друга, понимая, что их отношениям не суждено долго продлится. И все же у этой истории мог бы быть другой финал.
Катерина была замужем за Тихона. Согласно традициям она жила в семье мужа. Его мать была властной и своенравной женщиной. Она ни во что не ставила девушку и нянчилась с сыном, не давая ему свободы. Удивительно, как ему удалось, в принципе, жениться на Катерине. Она не давала им шагу сделать без ее ведома и совета.
Катерина привыкла к другим отношениям. В ее семье проявляли любовь и заботу, не было места тирании и контроля. Жить в доме Кабанихи ей становилось все труднее. Отчасти и потому, что девушка была иной натуры: романтичной, светлой и поэтичной. Она уважала мужа, но не могла его полюбить.
Он не смог ей стать опорой и защитить от нападок злой свекрови.
И вот в их округ приехал Борис за наследством богатого дяди. Он отличался своими нравами от местных жителей, производил впечатление умного и начитанного человека. Катерина влюбилась в него, но старалась этого не показывать. Но ее тайну раскрыла сестра Тихона и уговорила устроить с Борисом свидание, пока муж находился в отъезде. Катерина согласилась.
Их первое свидание стало для Катерины серьезным испытанием: ведь ей было, что терять. Это и потеря чести, и совершение греха перед мужем и Богом.
Ее речи звучали пылко и искренне, тогда как Борис не пытался ее понять и напомнил ей, что она сама пришла — никто ее не заставлял. Катерина не замечала, что он заранее снял с себя всякую ответственность.
Но любовь затмила ее бдительность, и она согласилась на следующие свидания.
Когда вернулся муж, встречи влюбленные были вынуждены прекратить. Катерина очень страдала от этого. Но большее ее несчастной сделало то, что Борис уехал, тем самым отвергнув ее любовь. Его интересовало богатство и благополучие, а чувства к девушке оказались мимолетным увлечением.
Катерина, потеряв последнюю надежду обрести счастье, терзаемая мыслью о грехопадении, не смогла смириться со своим положением. Она поняла, что ее больше ничего не держит в этой жизни, а продолжать существовать рядом с ненавистной свекровью и слабым мужем не осталось сил.
Девушка совершила самоубийство.
Катерине не хватило мужества жить с мыслью об измене мужу. Раздираемая внутренним конфликтом, она избрала сложный путь, наслав на себя еще больший грех. Нельзя однозначно сказать, что это был единственный правильный выход, но у нее не хватило внутренних ресурсов, чтобы поступить иначе. Ни Тихон, ни Борис не стали ей опорой и не смогли о ней позаботиться, в чем она очень нуждалась.
← Пелагея Егоровна в комедии Бедность не порок
← Анализ пьесы Гроза и ее героев↑ ОстровскийГерои пьесы Островского Свои люди – сочтемся! →
Анализ произведения Снегурочка →
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/ostrovskij/istoriya-otnoshenij-kateriny-i-borisa-v-pese-groza
История отношений Катерины и Бориса в пьесе «Гроза» Островского: любовь и свидания героев
Екатерина Кабанова – одна из главных женских героинь пьесы Александра Николаевича Островского “Гроза”. Она жената, её нелюбимый муж Тихон и свекровь, которая не любит её, проживают в одном доме.
Её несчастье очень остро показано в пьесе через страдания героини, рассказывающей о своей яркой молодости и тоскующей по ней.
В один момент она замечает, как в город приезжает Борис, молодой человек, непохожий ни на кого.
Через несколько дней он понимает, что влюбился в Катерину, которая позже отвечает взаимностью. Их драма заключается в том, что из-за замужества главной героини им не удаётся выкроить время и место для встреч.
Для свиданий они используют публичные места – церковь или бульвары, где публичная их встреча не привлекает много внимания. Об этом Борис делится с Кудряшом, своим другом, который знает о чувствах влюблённых. Кудряш только одобряет это, вспоминая о своей молодости и нереализованных мечтах.
Но приходят и хорошие новости – мужу Катерины, Тихону, нужно уехать на 10 дней по работе из города. И в первую же ночь Борис признается Екатерине в любви, а после – все девять остальных ночей они видятся, гуляют и целуются. Сам Борис чувствует в себе настолько сильную любовь, что говорит: “Я люблю Вас больше всего на свете”.
Катерина отвечает ему не менее пылкими чувствами – она корит себя за замужество с Тихоном, вспоминает молодость и благодарит небо за то, что оно ей послало Бориса. Она даже готова бежать с ним из города, лишь бы быть вместе. Их любовь крепнет с каждым днём, и кажется, что её ничего не нарушит.
Тихон, возвращаясь в город, нарушает их идиллию. Катерина страшно тоскует и однажды, не в силах скрывать правду, рассказывает всё мужу и свекрови о своих ночных похождениях в отсутствие Тихона. Надеясь на лучшее, она и не подозревает, чем всё обернётся.
Тихон, слушая свою мать, Кабаниху, избивает жену. Её жизнь превращается в череду насмешек, упрёков, что ещё больше тяготит Екатерину. Скандал выходит за пределы семьи – о нем узнают соседи.
Дядя Бориса, Дикой, боясь общественного порицания, отсылает Бориса в Сибирь на три года с формулировкой “по делам”. Катерина приходит к Борису, просит, чтобы тот взял её с собой. Но тот отказывает, боясь споров с дядей, т.к. боится потерять наследство, обещанное ему Диким.
Катерина, потеряв все шансы начать жизнь с чистого листа, переживает настоящий шок. Человек, с которым она должна была связать всю свою оставшуюся жизнь, просто поворачивается к ней спиной, отталкивает её и выбирает материальное положение вместо неё самой.
Она не может больше терпеть унижений и оскорблений в семье. С горя Екатерина бросается в Волгу, перед этим рассудив, что ей “все равно – что в могилу, что домой”. Эта история громом ударяет по всей семье Кабановых, заставляя их начать переосмысливать своё поведение. Борис, уехав за несколько часов до смерти Катерины, так и не узнает об этом.
Источник: https://sochinenieliteratura.com/1473
Катерина и Борис в драме А. Н. Островского «Гроза» (Второй вариант)
В своей статье «Луч света в темном царстве» А. Н. Добролюбов писал: «”Гроза” есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского… В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее».
«Гроза» была написана Островским после его путешествия по Волге в составе литературной экспедиции. Эта поездка помогла драматургу точнее и ярче отобразить быт, нравы, общую атмосферу провинциальных городов XIX века, воссоздать типичные и яркие характеры.
Одна из ведущих линий в драме — отношения Катерины и Бориса, поскольку эти отношения играют большую роль в трагедии, разыгравшейся в пьесе.
Катерина — гордая, волевая, но впечатлительная и мечтательная женщина. Она воспитывалась в атмосфере любви и радости, жила среди набожных и любящих природу людей, была вольна распоряжаться своей жизнью, как хотела, поэтому она и сейчас часто и с радостью вспоминает родной дом.
Теперь же она замужем за слабым, безвольным, находящимся в полном подчинении у матери Тихоном. Одухотворенная, поэтическая, светлая и романтическая натура, она попала в дом, где царят жесткие законы, ложь, лицемерие, ханжество, где властвует самодурка Кабаниха, которая больше никому жизни не дает.
Свободолюбивая и открытая Катерина постоянно ощущает на себе тяжкий моральный гнет свекрови, она вынуждена терпеливо сносить ее несправедливые бесконечные упреки. Этот дом для нее — тюрьма, все здесь делается «из-под неволи».
Рядом с Катериной нет родственной души, человека, который сумел бы понять ее и поддержать.
Но вот в городе появляется Борис, который отличается от других жителей Калинова внешностью, манерами, европейской одеждой, образованностью. Не зная его внутреннего мира, Катерина создает в своей душе образ, непохожий на реального Бориса своими качествами, но способный вызвать глубокую и самозабвенную ее любовь.
Кто же такой Борис на самом деле, каков он? С детства Борис воспитывался с сестрой в Москве. Родители любили их и дали превосходное образование, однако потом умерли от холеры: «Мы с сестрой сиротами и остались».
А после умерла и бабка Бориса, оставив все наследство дяде — самодуру и грубияну, но самому богатому в городе человеку — Дикому, наказав, чтобы он выплатил нужную долю племянникам, если они будут с ним почтительны. Однако не такой человек Дикой, чтобы расстаться со своими деньгами.
И Борис терпеливо сносит издевательства дяди, будучи заранее уверенным, что ни он, ни сестра не получат от Дикого ни копейки.
Полюбив Катерину, Борис не задумывается о будущем, о том несчастье, которое он может принести замужней женщине, очевидное для окружающих. Даже недалекий, но свободолюбивый Кудряш с тревогой предупреждает его: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!.. Ведь это значит, вы ее совсем загубить хотите… А ведь здесь какой народ! Сами знаете.
Съедят, в гроб вколотят… Только вы смотрите — себе хлопот не наделайте, да и ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта». Не думает о Катерине Борис, идет на поводу у своего чувства, и в этом сказываются его бесхарактерность, отсутствие жизненных ориентиров и четких нравственных принципов.
Для искренней и глубоко религиозной Катерины любовь к Борису — это грех, и не только перед законным мужем, но и перед Богом. Это причина ее внутреннего конфликта, совесть ее неспокойна.
Однако в Борисе Катерина видит сильную личность, способную дать ей поддержку и защиту, освободить от тесноты и духоты дома Кабанихи.
Любовь Катерины — сильная, глубокая, самозабвенная, в жертву этому чувству девушка готова принести даже собственные моральные принципы: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
И все-таки, совершая свободный выбор, Катерина очень тяжело переживает свою измену. Для нее это грех против совести, но она готова пожертвовать жизнью ради любимого, зная, что любые грехи искупаются страданием.
Не людская молва ее тревожит, а чистота собственной души, и мы видим, что до самого трагического конца Катерина не изменяет себе. Материал с сайта //iEssay.
ru
А что Борис? Когда в начале первого свидания Катерина гонит его, в отчаянье восклицая: «Ну как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе», — Борис малодушно оправдывается: «Ваша воля была на то». Такова вся его любовь — слабая, нерешительная, вялая, способная брать, но не отдавать.
Ведь и терять-то ему по большому счету нечего: в городе он человек новый, как приехал, так и уедет, «вольный казак». Узнав, что их связь раскрыта, он уезжает по повелению дяди, бросая любимую женщину одну, несмотря на то что мог спасти ее, забрав с собой, несмотря на недоброе предчувствие.
Его хватает лишь на причитание: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго». Таким образом, любовь не возвысила и не окрылила его, а лишь оказалась новой, тяжелой ношей, усугубившей его положение в жизни. Таких людей, как Борис, жизненные испытания не закаляют, а сильнее пригибают к земле.
Катерина же даже своей смертью выразила протест против темноты, дикости, ограниченности патриархального быта, против душной атмосферы Калинова, и в этом протесте раскрылась вера автора в духовную силу русского человека и ожидание грядущих перемен в русской общественной жизни.
На этой странице материал по темам:
- почему катерина выбрала бориса
- катерина и бориса в грозе
- анализ первой встречи катерины и бориса
- отношения катерина и борис в поэме гроза островский
- как развивались отношения катерины и бориса в грозе
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/o/ostrovskij/sochineniya/groza/katerina-i-boris-v-drame-a.-n.-ostrovskogo-groza-vtoroj-variant
Тема любви в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» раскрывает множество тем – тема отцов и детей, тема нравственного выбора, тема религиозности, тема внутренней борьбы с собой, тема свободы и многие другие. Но все они раскрываются на примере самой главной линии в пьесе – теме любви.
Любовь как свобода
Именно любовь является для героини синонимом внутренней свободы, возможностью изменения привычного жизненного уклада. Воспитанная на молитвах, сказаниях богомолок и любовании природой, Катерина знала, что такое настоящая любовь на примере родительского тепла и заботы.
До замужества она жила свободной, как птичка, ее холили и лелеяли. Воспитывала Катерина себя сама, наблюдая за ростом цветов и полетом бабочек. Душа ее, сильная и свободная, так и горела божественным светом.
Кабаниха
Привыкшая к воле, девушка после свадьбы попадает в дом к деспотичной Марфе Кабановой. Их семья привыкла жить по-другому: все делается из-под палки, атмосфера наполнена страхами и унижениями. Мечты Катерины об идеальной семье не сбылись.
Она всеми силами пыталась полюбить Тихона, своего мужа. Однако влияние Кабанихи на сына было столь сильно, что отношения у них при взаимной симпатии никак не получались. Мать настолько замучила Кабанова, что единственной его мечтой было поскорее сбежать из дома и напиться.
Тихон
Когда Катерине становится совсем сложно, а ее мужу предстоит долгая поездка по делам, она практически умоляет его взять ее с собой.
Она будто предчувствует надвигающуюся беду, готова на коленях упрашивать супруга. Но он не слышит ее мольбы, не чувствует ее душевной боли.
Ему поскорее хочется вырваться на свободу из этого патриархального ада, а проблемы жены оказываются для него на второстепенном плане.
Катерина видит и понимает слабость своего мужа и не может поэтому его уважать. Хотя продолжает по-человечески любить его. Без уважения и свободы настоящая любовь для Катерины невозможна.
Новая любовь
Во время отъезда Тихона Катерина влюбилась в приезжего Бориса – племянника Дикого. Они начали встречаться, и любовь с Борисом для героини явилась шансом на новую счастливую жизнь. Для Катерины Борис – человек, непохожий ни на кого вокруг. Он начитан, образован, интеллигентен.
Ей казалось, что именно он способен переломить ход событий в ее жизни и спасти от неудержимой безысходности, которой наполнена ее судьба. Однако Борис оказался совсем не таким, каким вообразила его девушка.
Он оказался не сильнее Тихона, он предпочел притворяться ради получения наследства.
Из-за невозможности любить открыто, наслаждаться каждой минутой, проведенной рядом с любимым, чувства вины перед мужем внутри у Катерины возникают жесточайшие противоречия, которые вырываются наружу как раз во время грозы – она признается в своей связи мужу и свекрови.
Эпилог
Нависшая над ней тяжесть общественного мнения не позволяет ей успокоиться. Она бежит прочь от людей и бросается в Волгу, которая с детства олицетворяла для нее свободу.
Я думаю, что Катерина – единственный человек в Калинове, способный на искреннюю и всепоглощающую любовь. К сожалению, рядом с ней не оказалось никого, кто смог бы протянуть ей сильную руку помощи.
Сочинения по пьесе А.Н. Островского «Гроза»:
Источник: https://spadilo.ru/tema-lyubvi-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza/
Борис и Катерина (по пьесе А. Островского «Гроза»)
Замечательные и справедливые слова сказал о пьесе «Гроза» в своем письме А. Н. Островскому В. П. Боткин: «Никогда вы не раскрывали так своих поэтических сил, как в этой пьесе…
В «Грозе» вы взяли такой сюжет, который насквозь исполнен поэзии,— сюжет, невозможный для того, кто не обладает поэтическим творчеством…
Любовь Катерины принадлежит к тем же явлениям нравственной природы, к каким принадлежат мировые катаклизмы в природе физической…».
Итак, Катерина влюблена в Бориса. Прочитав эту строчку, можно только вздохнуть: «Что ж, любви все возрасты покорны…», а можно глубоко задуматься, потому что любовь к Борису стала для героини «Грозы» настоящей трагедией, усилив ту драму, которую она переживала, оказавшись в «темном царстве».
Катерина — девушка тонкая, мечтательная, поэтичная. Это человек высоконравственный, простодушный, безыскусный в отношениях с людьми. Она не умеет лгать, притворяться, скрывать свои чувства. Чувствует она глубоко, поэтому, раз увидев Бориса и полюбив его, уже не может ничего с собой поделать.
«Разве я хочу об нем думать? — рассуждает она.— Да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни задумаю, а он так и стоит перед глазами». Для замужней Катерины, верной своему мужу и набожной, эта любовь становится настоящей нравственной пыткой.
«Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что»,— так описывает она свое состояние.
Будучи доброй, Катерина жалеет мужа, которого никогда не любила и не любит, с которым она никогда не сможет быть счастливой. Он слабый, безвольный человек, позволяющий унижать себя на глазах жены.
Борис и Катерина не могут видеться, потому что замужних дам держат в Калинове под семью замками. Разрешить проблему берется сестра Тихона, Варвара, для которой давно не существует никаких нравственных преград. «И я не обманщица была,— говорит она о себе,— да выучилась, когда нужно стало». Едва ли у Катерины получилось бы освоить эту науку.
Поначалу сопротивляясь, Катерина все-таки принимает услуги Варвары. Она не может больше находиться в удушливой атмосфере ханжества, несвободы, самодурства, да и свою любовь побороть не в силах.
Героиня идет на великий грех — решается встретиться с Борисом. Судьба благоволит этому: Кабаниха отправляет сына из дому. Сложившуюся ситуацию Катерина переживает мучительно, но преодолеть ее она не может.
Несколько встреч с Борисом освещают ее жизнь лучами счастья, но ненадолго.
Борис находится в зависимом положении от своего дяди, купца Дикого. Он сирота, а бабушка его в завещании распорядилась о том, чтобы долю наследства Борис получил только после совершеннолетия и только при условии почтительного отношения к дяде, что в принципе невозможно.
Не потому что Борис не уважителен к старшим, а потому что на Дикого, властного, грубого, бессовестного и хитрого человека, угодить невозможно. Тем не менее Борис продолжает жить в доме дяди, терпеливо снося все оскорбления.
В его характере нет той силы, которая помогла бы ему превозмочь обстоятельства.
Попав в Калинов, Борис, так же как и Катерина, чувствует себя неуютно. «Больно трудно мне здесь, без привычки-то! — говорит он. — Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им». Неожиданной напастью для него становится любовь. «Загнан, забит,— восклицает он,— а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал».
Борис не может побороть свои чувства. «Уж я коли полюбил…»,— говорит он, открывая свою тайну Кудряшу, и не заканчивает фразу, потому что и так все ясно. Однако и первого шага он сделать не может. Варвара оказывается куда проворнее его.
Борис принимает ее услугу, а вот ответить за содеянное не умеет. Наказанный дядей, он послушно отправляется в Сибирь. На просьбу Катерины взять ее с собой Борис отвечает отказом — он дяди остерегается.
Борис фактически предает Катерину, бросая ее в таком положении.
Героиня оказывается сильнее Бориса. Именно она, не умеющая лгать, во всеуслышание говорит о своей любви. Она бросает вызов «темному царству», кинувшись в бездну. Борис, конечно, сочувствует Катерине, но единственное, чем он оказывается в силах ей помочь,— это пожелать ей смерти.
Островский показал Катерину женщиной, которая «забита средой», но вместе с тем он наделил ее положительными качествами сильной натуры, способной до конца противостоять деспотизму. О Борисе же критик Н. Добролюбов говорил, что он тот же Тихон, только «образованный». «Образование отняло у него силу делать пакости… но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие…».
Источник: https://5litra.ru/soch/217-boris-i-katerina-po-pese-a-ostrovskogo-groza.html
Образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, жизнь и смерть Катерины Кабановой
Меню статьи:
Вопрос о выборе второй половинки всегда был проблемным для молодых людей. Сейчас мы вправе выбирать спутника (спутницу) жизни сами, раньше окончательное решение и браке принималось родителями. Естественно, что родители в первую очередь взирали на благосостояние будущего зятя, его моральный облик.
Такой выбор сулил прекрасное материальное и моральное существование детей, но при этом часто страдала интимная сторона брака. Супруги понимают, что они должны благосклонно и почтительно относиться друг к другу, но отсутствие страсти сказывается не лучшим образом.
В литературе много примеров такого неудовлетворения и поисков реализации своей интимной жизни.
Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием пьесы А. Островского “Гроза”
В русской литературе такая тема не новая. Время от времени она подымается писателями. А. Островский в пьесе «Гроза» изобразил уникальный образ женщины Катерины, которая в поисках личного счастья под воздействием православной морали и возникшего любовного чувства заходит в тупик.
История жизни Катерины
Главная героиня пьесы Островского – Катерина Кабанова. С детства воспитывалась в любви и ласке. Ее мать жалела дочку, и порой освобождала ее от всякой работы, предоставив Катерине делать то, что ей хочется. Но девочка не выросла ленивой.
После свадьбы с Тихоном Кабановым девушка живет в доме родителей мужа. Отца у Тихона нет. А мать руководит всеми процессами в доме. Свекровь обладает авторитарным характером, она подавляет своим авторитетом всех членов семьи: и своего сына Тихона, и дочь Варю и молодую невестку.
Катерина попадает в совершенно незнакомый ей мир – свекровь часто беспричинно ругает ее, муж тоже не отличается нежностью и заботой – порой он избивает ее. Детей у Катерины и Тихона нет. Женщину этот факт невероятно расстраивает – ей нравиться нянчиться с детьми.
В один прекрасный момент женщина влюбляется. Она замужем и прекрасно понимает, что ее любовь не имеет права на жизнь, но все же со временем поддается своему желанию, пока муж находится в другом городе.
По возвращению супруга Катерина испытывает муки совести и признается свекрови и мужу в своем поступке, чем вызывает волну негодования. Тихон ее избивает. Свекровь говорит, что женщину необходимо закопать в землю.
Обстановка в семье и без того нерадостная и накаленная обостряется до невозможности. Не видя другого выхода, женщина заканчивает жизнь самоубийством, она топится в реке.
На последних страницах пьесы мы узнаем о том, что Тихон все-таки любил свою жену, и его поведение по отношению к ней было спровоцировано науськиванием матери.
Внешность Катерины Кабановой
Детальное описание внешности Катерины Петровны автор не предоставляет. О внешности женщины мы узнаем из уст других героев пьесы – большинство персонажей считают ее красивой и восхитительной.
О возрасте Катерины мы также мало что знаем – тот факт, что она находится в самом расцвете свих сил, позволяет определить ее как молодую женщину. До свадьбы она была полна стремлений, светилась счастьем.
Жизнь в доме свекрови сказалась на ней не лучшим образом: она заметно увяла, но все еще была хороша собой. Ее девическая веселость и жизнерадостность быстро улетучилась – их место заняли уныние и печаль.
Отношения в семье
Свекровь Катерины – человек очень сложный, она всем заправляет в доме. Это касается не только домашних дел, но и всех отношений внутри семьи.
Женщине сложно справиться со своими эмоциями – она ревнует сына к Катерине, ей хочется, чтобы внимание Тихон уделял не жене, а ей, своей матери.
Ревность съедает свекровь и не дает ей возможности наслаждаться жизнью – она всегда недовольна чем-то, постоянно придирается ко всем, особенно к молодой невестке. Этот факт она даже не пытается скрыть – окружающие подтрунивают над старой Кабанихой, говорят, что она замучила всех в доме.
Катерина уважает старую Кабаниху, невзирая на тот факт, что она ей буквально прохода своими придирками не дает. Чего нельзя сказать о других членах семьи.
Муж Катерины – Тихон так же любит свою мать. Авторитаризм и деспотизм матери сломали его, как и его жену. Он разрывается чувством любви к матери и жене. Тихон не пытается как-то разрешить сложную ситуацию в его семье и находит утешение в пьянстве и загулах.
Младшая дочь Кабанихи и сестра Тихона – Варвара более прагматична, она понимает, что стену лбом пробить нельзя, в этом случае необходимо действовать хитростью и умом. Ее уважение к матери – показное, она говорит то, что мать хочет услышать, но на самом деле делает все по-своему.
Не выдержав жизни дома, Варвара сбегает.
Несмотря на несхожесть девушек, Варвара и Катерина становятся подругами. Они поддерживают друг дружку в сложных ситуациях. Варвара подстрекает Катерину на тайные встречи с Борисом, помогает влюбленным организовывать свидания для влюбленных.
В этих действиях Варвара не подразумевает ничего плохого – девушка сама часто прибегает к таким свиданиям – это ее способ не сойти с ума, она хочет привнести в жизнь Катерины хотя бы частичку счастья, но выходит в результате все наоборот.
С мужем у Катерины тоже непростые отношения. В первую очередь это связано с бесхарактерностью Тихона. Он не умеет отстаивать свою позицию, даже в том случае, если желание матери явно противоречит его намерениям.
У ее мужа нет своего мнения – он «маменькин сынок», беспрекословно исполняющий волю родительницы. Он часто, по материному науськиванию, ругает молодую жену, порой избивает ее.
Естественно, такое поведение не привносит радости и гармонии в отношения супругов.
Недовольство Катерины растет со дня на день. Она чувствует себя несчастной. Понимание того, что придирки в ее адрес надуманные все же не позволяют ей полноценно жить.
Время от времени в мыслях Катерины возникают намерения что-то поменять в ее жизни, но выход из ситуации ей найти не удается – мысль о самоубийстве все чаще и чаще посещает Катерину Петровну.
Черты характера
Катерина обладает кротким и добрым нравом. Она не умеет постоять за себя. Катерина Петровна – мягкая, романтическая девушка. Она любит предаваться мечтам и фантазиям.
У нее пытливый ум. Ее интересуют самые необыкновенные вещи, например, почему люди не умеют летать. Из-за этого, окружающие считают ее немного странной.
Катерина по своей природе терпеливая и неконфликтная. Она прощает несправедливое и жестокое отношение по отношению к себе мужа и свекрови.
В целом же окружающие, если не брать в счет Тихона и Кабаниху хорошего мнения о Катерине, они думают, чтоона милая и прелестная девушка.
Стремление к свободе
У Катерины Петровны своеобразное понятие свободы. В то время, когда большинство людей понимают свободу как физическое состояние, при котором они вольны осуществлять те поступки и действия, которые им предпочтительны, Катерина предпочитает свободу моральную, лишенную психологического давления, позволяющая распоряжаться своей судьбой самостоятельно.
Катерина Кабанова не настолько решительна, чтобы поставить на место свекровь, но ее стремление к свободе не дает ей жить по тем правилам, в рамках которых она оказалась – мысль о смерти как о способе обретения свободы появляется в тексте несколько раз до романтических отношений Катерины с Борисом. Обнародование информации об измене Катерине мужу и дальнейшая реакция родственником, в частности свекрови, становятся всего лишь катализатором, ее суицидальным стремлениям.
Религиозность Катерины
Вопрос религиозности и влияния религии на жизнь людей всегда был довольно спорный. Особенно такая тенденция ярко поддается сомнению во времена активной научно-технической революции и прогресса.
По отношению к Катерине Кабановой такая тенденция не срабатывает. Женщина, не находя радости в обыденной, мирской жизни, проникается особой любовью и благоговением к религии. Усиливает ее привязанность к церкви и факт религиозности ее свекрови.
В то время как у старой Кабанихи религиозность только показная (на самом деле она не придерживается основных канонов и постулатов церкви, регламентирующих взаимоотношения людей), религиозность Катерины истинная.
Она свято верит в заповеди Бога, пытается всегда соблюдать законы бытия.
Во время молитвы, пребывания в церкви Катерина испытывает особое наслаждение и облегчение. В такие моменты она похожа на ангела.
Однако желание испытать счастье, настоящую любовь берут верх над религиозным видением. Зная о том, что супружеская измена – страшный грех, женщина все же поддается искушению. За счастье длиною в десять дней, она платит еще одним, наиболее страшным грехом в глазах верующего христианина – самоубийством.
Катерина Петровна осознает всю тяжесть своего поступка, но понятие того, что ее жизнь уже никогда не измениться вынуждает ее игнорировать этот запрет.
Следует отметить, что мысль о таком окончании своего жизненного пути уже возникала, но, несмотря на тяжести ее жизни, в исполнение не была приведена.
Возможно, здесь сыграл тот факт, что давление со стороны свекрови было для нее тягостным, но понятие того, что оно не имеет никаких оснований, останавливало девушку.
После того, как ее родные узнают об измене – упреки в ее адрес становятся оправданными – она действительно запятнала свою репутацию и репутацию семьи. Другой причиной такого исхода событий мог стать тот факт, что Борис отказывает женщине и не берет ее с собой. Катерина должна сама как то решить сложившуюся ситуацию и лучшего варианта, как броситься в реку, она не видит.
Катерина и Борис
До появления в выдуманном городе Калинове Бориса обретение личного, интимного счастья для Катерины не было актуально. Она не пыталась восполнить недостаток любви со стороны своего мужа на стороне.
Образ Бориса пробуждает в Катерине угасшее чувство страстной любви. Женщина осознает всю тяжесть любовных взаимоотношений с другим мужчиной, поэтому томиться возникшим чувством, но не принимает никаких предпосылок превратить свои мечты в реальность.
Варвара убеждает Катерину в том, что Кабановой необходимо встретиться наедине со своим возлюбленным. Сестра брата прекрасно знает, о том, что чувства молодых людей взаимны, кроме того, для нее не новость прохладность отношений между Тихоном и Катериной, поэтому расценивает свой поступок как возможность показать милой и доброй невестке, что такое настоящая любовь.
Катерина долго не может решиться, но вода камень точит, женщина соглашается на встречу. Оказавшись в плену своих желаний, усиливаемых сродным чувством со стороны Бориса, женщина не может отказать себе в дальнейших встречах. Отсутствие мужа играет ей на руку – 10 дней она жила как в раю.
Борис любит ее больше жизни, он ласков и нежен с ней. С ним Катерина чувствует себя настоящей женщиной. Она думает, что наконец-то обрела счастье. Все меняет приезд Тихона.
Никто не знает о тайных встречах, но муки терзают Катерину, она всерьез боится наказания со стороны Бога, её психологическое состояние достигает апогея и она признается в совершенном грехе.
После этого события жизнь женщины превращается в ад – и без того сыпавшиеся упреки в ее сторону от свекрови становятся невыносимыми, муж избивает ее.
У женщины еще теплится надежда на благополучный исход события – она верит, что Борис не оставит ее в беде. Однако ее возлюбленный не спешит ей помочь – он боится прогневить дядю и остаться без его наследства, поэтому отказывается взять с собой в Сибирь Катерину.
Для женщины это становится новым ударом, пережить его она уже не в состоянии – смерть становится ее единственным выходом.
Таким образом, Катерина Кабанова – обладательница самых добрых и нежных качеств человеческой души. Женщина с особым трепетом относится к чувствам других людей.
Ее неумение дать резкий отпор становится причиной постоянных насмешек и упреков со стороны свекрови и мужа, что в дальнейшем загоняет ее в тупиковую ситуацию. Смерть в ее случае становится возможностью обрести счастье и свободу.
Осознание этого факта вызывает самые печальные чувства у читателей.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-ostrovskij/groza-katerina.html
Готовые школьные сочинения
Апр
23 2014
Катерина и Борис в драме А. Н. Островского “Гроза”
В своей статье “Луч света в темном царстве” А. Н. Доб-тюбов писал: «”Гроза” есть, без сомнения, самое решитель-эе произведение Островского… В “Грозе” есть даже что-то свежающее и ободряющее ». “Гроза” была написана Островским после его путешествия по Волге в составе литературной экспедиции.
Эта поездка помогла драматургу точнее и ярче отобразить быт, нравы, общую атмосферу провинциальных городов XIX века, воссоздать типичные и яркие характеры. Одна из ведущих линий в драме — отношения Катерины и Бориса, поскольку эти отношения играют большую роль в трагедии, разыгравшейся в пьесе.
Катерина — гордая, волевая, но впечатлительная и мечтательная женщина.
Она воспитывалась в атмосфере любви и радости, жила среди набожных и любящих природу людей, была вольна распоряжаться своей жизнью, как хотела, поэтому она и сейчас часто и с радостью вспоминает родной дом. Теперь же она замужем за слабым, безвольным, находящимся в полном подчинений у матери Тихоном.
Одухотворенная, поэтическая, светлая и романтическая натура, она попала в дом, где царят жесткие законы, ложь, лицемерие, ханжество, где властвует самодурка Кабаниха, которая больше никому жизни не дает. Свободолюбивая и открытая Катерина постоянно ощущает на себе тяжкий моральный гнет свекрови, она вынуждена терпеливо сносить ее несправедливые бесконечные упреки.
Этот дом для нее — тюрьма, все здесь делается “из-под неволи”.
Рядом с Катериной нет родственной души, человека, который сумел бы понять ее и поддержать.
Но вот в городе появляется Борис, который отличается от других жителей Калинова внешностью, манерами, европейской одеждой, образованностью.
Не зная его внутреннего мира, Катерина создает в своей душе образ, непохожий на реального Бориса своими качествами, но способный вызвать глубокую и самозабвенную ее любовь.
Кто же такой Борис на самом деле, каков он? С детства Борис воспитывался с сестрой в Москве. Родители любили их и дали превосходное образование, однако потом умерли от холеры: “Мы с сестрой сиротами и остались”.
А после умерла и бабка Бориса, оставив все наследство дяде — самодуру и грубияну, но самому богатому в городе человеку — Дикому, наказав, чтобы он выплатил нужную долю племянникам, если они будут с ним почтительны. Однако не такой человек Дикой, чтобы расстаться со своими деньгами.
И Борис терпеливо сносит издевательства дяди, будучи заранее уверенным, что ни он, ни сестра не получат от Дикого ни копейки.
Полюбив Катерину, Борис не задумывается о будущем, о Ом несчастье, которое он может принести замужней жене, очевидное для окружающих. Даже недалекий, но ободолюбивый Кудряш с тревогой предупреждает его: с, Борис Григорьич, бросить надоть!.. Ведь это значит, вы ое совсем загубить хотите… А ведь здесь какой народ!
Сами таете. Съедят, в гроб вколотят… Только вы смотрите — личность, способную дать ей поддержку и щиту, все сочинения на a l l soch © 2005 освободить от тесноты и духоты дома Кабанихи.
' юбовь Катерины — сильная, глубокая, самозабвенная, в ертву этому чувству девушка готова принести даже собтвенные моральные принципы: “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” И все-таки, совершая свободный выбор, Катерина очень тяжело переживает свою измену.
Для нее это грех против совести, но она готова пожертвовать жизнью ради любимого, зная, что любые грехи искупаются страданием. Не людская молва ее тревожит, а чистота собственной души, и мы видим, что до самого трагического конца Катерина не наменяет себе.
А что Борис? Когда в начале первого свидания Катерина i онит его, в отчаянье восклицая: “Ну как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе”, — Борис малодушно оправдывается: “Ваша воля была на то”. Тако-i вся его любовь — слабая, нерешительная, вялая, способная брать, но не отдавать.
Ведь и терятьто ему по большому счету нечего: в городе он человек новый, как приехал, так и уедет, “вольный казак”. Узнав, что их связь раскрыта, он уезжает по повелению дяди,, бросая любимую женщину одну, несмотря на то что мог спасти ее, забрав с собой, несмотря на недоброе предчувствие.
Его хватает лишь на причитание: “Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго”. Таким образом, любовь не возвысила и не окрылила его, а лишь оказалась новой, тяжелой ношей, усугубившей его положение в жизни. Таких людей, как Борис, жизненные испытания не закаляют, а сильнее пригибают к земле. Катерина же даже своей смертью выразила протест против темноты, дикости, ограниченности патриархального быта, против душной атмосферы Калинова, и в этом простеете раскрылась вера автора в духовную силу русского человека и ожидание грядущих перемен в русской общественной жизни.
Источник: https://www.testsoch.net/katerina-i-boris-v-drame-a-n-ostrovskogo-groza/
Анализ любви Катерины Кабановой (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
Сочинения › Островский А.Н. › Гроза
Готовые Домашние Задания
Была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского “Гроза” преступлением? Заслужила ли бедная женщина такое страшное наказание?
Несчастья Катерины начинаются после того, как, выйдя замуж за Тихона Кабанова, она переезжает в его дом. Там молодая женщина понимает, что попала в чуждую ей среду, в царство невежества, косности и самодурства. Катерина пытается всеми силами противостоять ему, что выражается в конфликте с самой яркой представительницей этого мира – Марфой Игнатьевной Кабановой.
Неприязнь, сразу возникшая между свекровью и невесткой, во многом основывается на различии их характеров.
Внутренний мир Катерины в основном сформировался в соответствии с образом жизни, который она вела до замужества. Она выросла доброй, отзывчивой, очень религиозной (в вере находила утешение, силы) и мечтательной.
Воображение уносило ее далеко от того бесцветного мира, в котором она жила теперь.
Одна из главных черт, отличающих Катерину от других, – это то, что ей важна суть всего происходящего, а не форма; она не может жить среди мертвых формул, утративших смысл.
А для Марфы Игнатьевны соблюсти порядки, строго следовать древним устоям – смысл и цель жизни. Она с рвением выискивает отступников. Но соблюдение правил “Домостроя” лишь служит объяснением ее душащего все проявления жизни и воли деспотизма.
Сначала Катерина старается смириться с той атмосферой, в которую попала, гасить в себе протест против “увядания” под гнетом Марфы Игнатьевны.
Но постоянное давление, ущемление прав и одиночество сделали свое дело: Катерина воспротивилась.
Ее протест нашел выражение в любви к племяннику Дикого Борису Григорьевичу, так как любовь – это единственное, в чем женщина того времени могла проявить себя.
И теперь, поняв, в какой ситуации оказалась Катерина, разве можно ставить ей в вину невольный порыв, внезапно возникшее чувство? Ведь девушку отдали замуж очень рано.
“Погулять тебе в девках не пришлось, вот сердце-то у тебя не уходилось еще!” – говорит ей Варвара.
Да и за кого отдали? За того, кто шагу без “маменькиного” слова ступить не может, не то что за жену заступиться! Вот и оказалась Катерина один на один с Марфой Игнатьевной.
Поэтому Катерина подсознательно ищет кого-нибудь, кто бы смог стать ей опорой, дать ей поддержку, понять ее. Она выбирает Бориса потому, что он, на первый взгляд, очень отличается от тех людей, в окружение которых попала героиня. Но постепенно становится ясно, что Борис Григорьевич- лишь “образованный Тихон”. В нем нет той решимости, которая есть в Катерине.
Он, видя всю нелепость мира Диких и Кабановых, не может и не хочет ничего предпринять, чтобы избавить себя от его влияния и вопреки ему быть счастливым с возлюбленной. Как и Тихон, Борис только жалуется на свою судьбу и сокрушается: “Эх, кабы сила!” Для него Катерина – слишком сложная, глубокая натура.
Он подсознательно это понимает и уже через некоторое время хочет отдалиться от нее, убежать.
Героиня, мечтая обрести у Бориса утешение, надежду и новые силы, окунается в чувство, словно в омут, не думая о последствиях и не боясь никакого суда: ни божьего, ни людского.
Но, спустя некоторое время, неизбежно наступает прозрение. Катерина понимает, что совершила тяжкий грех, изменив мужу. И все оправдания, все надежды на будущее отступают и рушатся перед страшным словом “измена”.
Чтобы продолжать отношения с Борисом после приезда мужа, надо было таиться, хитрить; она этого не хотела и не умела. Она не хотела жить, как Варвара: “Делай, что хочешь, лишь бы шито да крыто было”. Катерина уже начинает чувствовать, как затягивает ее эта двойная жизнь. Ведь она согрешила, а внешне осталась честной женщиной.
Мне кажется, что если для многих людей самое страшное наказание -людской суд, то для Катерины ужаснейшая кара – муки совести. Безусловно, совершая “преступление”, она знала, что восстановит против себя всех жителей города Калинова.
Но героиня рассуждала: “Коли я греха не побоялась, побоюсь ли людского суда?” На память сразу приходит грибоедовская фраза: “А судьи кто?” Ведь в городе Калинове любой, кто отступает от древних традиций и заведенных порядков, – уже преступник.
Да и сами “судьи” разве так праведны? Нет, просто у них все “шито да крыто”, все “под видом благочестия”!
Поэтому не людской суд, а угрызения совести стали для Катерины настоящим возмездием. И первое, что пришло ей на ум, – это кара Божья. Ведь героиня с самого детства верила, что Бог видит все, что от него не укрыть ни один грех, и на “Страшном суде” ничем нельзя будет оправдаться. “Вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я есть, со всеми моими грехами — вот что страшно!”
Такое положение невыносимо для Катерины: дни и ночи она все думала, страдала и решила, что ей необходимо покаяться, объявить о своем поступке. И это будет не признанием своей вины, не отказом от права на свободу, а, наоборот, единственной формой защиты внутренней свободы -свободы ее совести.
Гроза, пророчество сумасшедшей барыни, картина “Страшного суда”, которую она видит на стенах галереи, – все это доводит ее до исступления, и в таком состоянии героиня при всех признается мужу в своем “грехе”. Катерина не раскаивается в том, что она совершила в отсутствие мужа, а только открывается, чтобы признанием искупить свою вину.
Мне кажется, что любовь к Борису не тяжкое преступление, а единственно возможная форма протеста бедной женщины, оставшейся одной в “царстве самодуров”. Я считаю, что наказание, принятое Катериной, слишком жестоко. Мне искренне жаль героиню, волею судеб поставленную перед выбором: любовь, а значит жизнь, или “увядание” под гнетом Кабановой, но без противостояния своей совести.
Сочинения по теме:
- Была ли благородная любовь в пьесе Островскго “Гроза”? сочинение
- Катерина берет ключ – это грех или искушение? (эпизод 2-ого действия драмы А.Н. Островского «Гроза») сочинение
- Вина и возмездие самодурам (по пьесе А.Н. Островского «Гроза») сочинение
- Яркий пример греха и покаяния в драме А. Н. Островского «Гроза» сочинение
Источник: https://1soch.ru/ostrovskiy-an/groza/analiz-lubvi-kateriny-kabanovoy-po-pese