Образ и характеристика долохова в романе “война и мир”: внешность и характер, описание в цитатах

Портретная характеристика Долохова в романе «Война и Мир»

В каждом из нас живёт хорошее и плохое. У кого-то хорошего больше, у кого-то больше плохого. Отчего это зависит? Может быть, от воспитания, может, от судьбы, а может от самого человека.

Во всех этих вопросах трудно разобраться, сложно понять человека, его поведение, жизненные устои и судьбу, поэтому мне было совсем нелегко разобраться в самом, на мой взгляд, таинственном герое романа Л.Н. Толстого «Война и Мир».

Впервые мы видим его пьяного, в белой рубашке, на рассвете, в шумной компании Анатоля Курагина: «Долохов был человек среднего роста, курчавый и со светлыми голубыми глазами… Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден…

Обратите внимание

В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок… и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».

Эти светлые голубые глаза, этот твердый, наглый и умный взгляд мы увидим много раз: на смотре в Браунау, и в бою под Шенграбеном; во время дуэли с Пьером, и у зеленого карточного стола, за которым Ростов проиграет Долохову сорок три тысячи, и у ворот дома на Старой Конюшенной, когда сорвется попытка Анатоля увезти Наташу, и позже, в войну 1812 года, когда отряд Денисова и Долохова спасет из французского плена Пьера, но в бою за пленных погибнет мальчик, Петя Ростов, — тогда жестокий рот Долохова скривится, и он отдаст приказание: всех захваченных французов расстрелять. С одной стороны Долохов храбр и отважен, а с другой бесчеловечен и жесток.

Какой же он на самом деле? Он «был небогатый человек, без всяких связей. И, несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что и Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля».

Ему не на что и не на кого рассчитывать — только на себя. Развлекались втроем: Долохов, Анатоль и Пьер — «достали где-то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем…» Чем же все это кончилось?

Долохов был офицером — и потому его разжаловали в солдаты. Пьер нигде не служил, его нельзя было разжаловать, но наказанье его постигло легкое, — видимо, из уважения к умирающему отцу. Анатоль был офицером — его не разжаловали. Долохов запомнил это и Анатолю, и Пьеру.

Еще один урок он получил на войне. Встретив Жеркова, принадлежавшего раньше к его «буйному обществу», он убедился, что Жерков «не счел нужным узнать его» в солдатской шинели. Этого Долохов тоже не забыл — и когда Жерков, после разговора Кутузова с разжалованным, радостно приветствовал Долохова, тот отвечал, подчеркнуто холодно.

Перед нами вырисовывается характер жестокий, эгоистичный и мстительный, но в то же время перед нами предстает одинокий человек. Первые же слова, которые мы услышали от Долохова, были жестоки. Пьяный Пьер пытался повторить его «подвиг»: выпить бутылку рома, сидя на открытом окне. Анатоль пытался удержать Пьера.

  • «— Пускай, пускай,— сказал Долохов улыбаясь».

Он бессердечен к людям, и его развлекает возможная смерть другого человека (разве толстый, неповоротливый Пьер способен выпить бутылку рома сидя на открытом окне?)

Прошел год—очень нелегкий год солдатчины, трудных походов и не менее трудных смотров. Мы видели, как Долохов отстаивал свое достоинство перед смотром в Браунау и как настойчиво напоминал генералу о своих заслугах в Шенграбенском бою.

Долохов чудом не погиб на льду австрийских прудов, приехал в Москву и поселился в доме Пьера. Как раньше он не жалел Пьера, так не жалеет и теперь: живя в его доме, он завел роман с его женой. Не влюбился в нее, не полюбил — это бы хоть в какой-то степени его оправдывало.

Важно

Нет, Элен так же безразлична ему, как другие светские женщины, он просто развлекается и, может быть, мстит Пьеру за историю с медведем, за то, что Пьер богат и знатен. Пьер знает: «Долохов не остановится перед тем, чтобы опозорить старого приятеля.

Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я… помог ему»

Он боится Долохова — могучий Пьер. Приучив себя додумывать все до конца и быть откровенным с самим собой он честно признается себе: «Ему ничего не значит убить человека… Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно, я боюсь его…

» Но в душе его, преодолевая страх, поднимается бешенство, и когда Долохов «с серьезным выражением, но с улыбающимся в угла ртом, с бокалом обратился Пьеру»,— это бешенство вскипает, ищет выхода. Что же делает Долохов, видя бешенство Пьера? Он просто издевается над несчастным Пьером.

Долохов предлагает унизительный тост: «За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников»

Этого мало: он выхватил из рук Пьера листок с текстом кантаты — само по себе это было бы вполне возможно при их приятельских отношениях, но сейчас «что-то страшное и безобразное, мутившее его во время обеда, поднялось и овладело» Пьером.

  • «Не смейте брать! — крикнул он». И Все вокруг испуганы, но Долохов смотрит «светлыми, веселыми, жестокими глазами…».
  • «Бледный, с трясущеюся губой, Пьер рванул лист. Вы… вы… негодяй!.. я вас вызываю, —проговорил он и, двинув стул, встал из-за стола».

И вот — дуэль в Сокольниках. Секунданты Несвицкий и Денисов делают, как полагается, попытку примирения. «Нет, об чем же говорить!—сказал Пьер,—все равно… Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда?»

Долохов знает, что Пьер не умеет стрелять. Но и он тоже отвечает секунданту: «Никаких извинений, ничего решительно». Оба секунданта понимают, что происходит убийство. Поэтому они медлят минуты три, когда уже все готово. Кажется, ничто не может спасти Пьера. Понимает ли это Долохов? Чем виноват перед ним Пьер — за что он готов убить этого человека?

 «Становилось страшно», — пишет Толстой. И вот Денисов выходит к барьеру и сердито кричит: «Г'…аз! Два! Тг'и!» Уже нельзя остановить то, что происходит, и Денисову остается только сердиться. Пьер, нелепо вытянув вперед правую руку, «видимо боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя», стреляет первым — и ранит Долохова.

Пьера, Долохов разрушил эту семью. Войдя в дом Николая Ростова, он попытался отнять у своего друга невесту. Соня отказала ему — Долохов не таков, чтобы не отмстить.

Совет

Он не вызывает Николая на дуэль, но обыгрывает его в карты — сознательно, холодно и обдуманно: приглашает свою жертву запиской в гостиницу, несколько раз спрашивает: «Или боишься со мной играть?», предупреждает: «В Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее», — и, выиграв огромную сумму, «ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю», замечает: «Ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю».

Он не позволит безнаказанно оскорбить себя, но разве Николай хотел его оскорбить? Наоборот—преклонялся перед ним, обожал его — так он наказан за свое обожание.

Может быть, через несколько месяцев, помогая Анатолю увезти Наташу, Долохов вспомнит о том, как Соня не ответила на его чувства, предпочла Николая. Может быть, так он на свой лад отомстит Ростовым Он страшный человек, Федор Долохов.

В двадцать пять лет он хорошо знает людей, среди которых живет, и понимает: ни честность, ни ум, ни талант не ценятся этими людьми. Он привык не верить честности, уму и таланту. Он циничен и может обмануть любого, даже вчерашнего лучшего друга, потому что знает: это простят.

Не простят слабости. А бесчеловечность вызовет уважение и страх.

Но… трижды мы увидим Долохова не похожим на себя самого. Подъезжая к дому после дуэли с Пьером, он поразит Ростова — и нас тоже: «Я ничего, но я убил ее, убил… Она не перенесет этого. Она не перенесет…

  • — Кто? — спросил Ростов.
  • — Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, — и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова».

Никто не знает другого Долохова, того, каким его знает мать: «Он слишком благороден и чист душою… для нашего нынешнего, развращенного света… Ну, скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова?..

Есть ли чувства, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо!.. Какая низость, какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф… Его редкие понимают.

Это такая высокая, небесная душа…»

Мать помнит: «В Петербурге эти шалости с квартальным, там что-то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес!» Она права—так оно и было. Она права, когда говорит: «Таких, как он, храбрецов и сынов отечества немного…

» Она, как и всякая мать, отлично видит все хорошее в своем сыне и не видит, не хочет и не может видеть его холодной жестокости.

Обратите внимание

Может быть, потому Долохов и называет мать ангелом, и преданно любит ее, что она одна хочет видеть в нем «высокую, небесную душу»? Но где же он настоящий — с матерью или со всеми остальными?

Страницы: 1 2

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Портретная характеристика Долохова в романе «Война и Мир». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: https://www.studbirga.info/portretnaya-xarakteristika-doloxova-v-romane-vojna-i-mir/

Образ Долохова в романе «Война и мир»

Образ Долохова в романе «Война и мир»

В чем заключается истинное предназначение человека? Для чего он живет? В чем цель его существования? Эти и другие вопросы невольно возникают у нас, когда мы читаем роман Л. Н. Толстого «Война и мир».

Читайте также:  Цитаты из повести "поединок" куприна

Каждый из героев Толстого ищет свой собственный путь в жизни, и далеко не всегда этот путь бывает простым и прямым, ведь у каждого из героев свое собственное представление о счастье, о смысле и цели жизни.

Для кого-то это выгодная женитьба, успех в светском обществе, военная или придворная карьера, как для Бориса Друбецкого или Берга, а для кого-то смысл жизни неясен, и сам жизненный путь сложен и извилист.

Таким сложным, неоднозначным героем в романе является Долохов. Этот образ вызывает у нас противоречивые чувства. Мы видим Образ Долохова в начале романа в шумной гусарской компании, среди вина и карт, мы видим, как он на спор рискует своей жизнью.

Он кажется нам жестоким человеком, он не жалеет ни себя, ни других. Он только пользуется другими людьми. Так, он в своих целях использует дружбу с Анатолем Курагиным.

«Анатоль искренно любил Долохова за его ум и удальство; Долохов, которому были нужны сила, знатность, связи Анатоля для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему это чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным.

Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужой волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова».

Долохов жестоко обошелся с Пьером. Можно сказать, что он завидовал богатству Пьера, его положению в обществе. Долохов становится любовником
Элен и даже не скрывает своих отношений с ней.

Важно

А затем он готов был убить Пьера на дуэли, хотя прекрасно знал, что Пьер никогда раньше не участвовал в поединках и никогда не держал в руках пистолет.

Для Образа Долохова, кажется, не существует таких понятий, как верность в любви и дружбе. Он живет только ради себя и презирает других людей.

Привычка «управлять людьми» стала основной в натуре Образа Долохова. Он управляет не только Анатолем, но и Николаем Ростовым, которого считал своим другом. Долохов любит Соню и поэтому мстит Николаю за то, что она его любит.

Долохов вовлекает неопытного Николая в карточную игру и обыгрывает его на очень крупную сумму. Но тот же Долохов, оказывается, может быть нежным, любящим сыном и братом.

Николай Ростов был искренне удивлен, когда увидел, с какой настоящей теплотой Долохов относится к старухе-матери и сестре.

Долохов, бесспорно, является храбрым офицером. Он был за дуэль разжалован в солдаты, но сумел отличиться в сражении и снова получить офицерский чин. После начала войны 1812 года Долохов принимает самое непосредственное участие в боевых действиях. Мы видим, что он возглавил партизанский отряд и умело руководит им.

Можно сказать, что эта война во многом изменила отношение Долохова к жизни, заставила его по-новому посмотреть на себя и на окружающих его людей. Он постепенно преодолевает свою замкнутость и свой эгоизм.

И мы верим, что герой Толстого изменится к лучшему, в его душе возьмут все же верх добрые начала, которые помогут ему найти правильный путь в жизни.

Совет

Любовь и дружба, честь и благородство. Лев Толстой дает решение этих проблем не только через главные, но и через второстепенные образы романа, и одним из таких образов является в романе Образ Долохова, который мне кажется интересным.

Источник: https://historylib.net/obraz-doloxova-v-romane-vojna-i-mir/

Долохов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Долохов не является главным героем романа «Война и мир», но образ его настолько ярок и индивидуален, что сразу же заинтересовывает читателя. Толстой наделяет этого героя такими, казалось бы, несовместимыми чертами характера, что мы в течение всего романа размышляем, каков же он на самом деле.

Впервые с Долоховым, семёновским офицером, мы встречаемся во время кутежа у Анатоля Курагина, в момент заключения пари о том, что он “выпьет бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами”. Читатель в напряжении: чем же закончится эта безумная выходка и кто такой этот уверенный в себе, дерзкий молодой человек?

Внешность Долохова ярко выделялась на фоне других. Это был “человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами. Ему было лет двадцать пять… рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден… и всё вместе, а особенно в соединении с твёрдым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица”.

Вообще, стремление выделиться, всегда быть в центре внимания — отличительная черта Долохова. Чтобы быть лидером среди богатых гвардейских офицеров, он становится лихим повесой, картёжником и бретёром.

Будучи человеком небогатым, без всяких связей, проживая у Анатоля Курагина, очень богатого молодого человека, он “успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля”.

При дальнейшем знакомстве с Долоховым мы видим, что это эгоистичный и болезненно самолюбивый молодой человек. Для него такое нравственное понятие, как дружба, — понятие чисто относительное.

Будучи в дружеских отношениях с Пьером, который гостеприимно предоставил ему свой дом, Долохов со спокойной совестью заводит роман с его женой и ко всему этому ещё цинично и нагло оскорбляет Пьера в присутствии гостей, доведя дело до дуэли.

Долохов всегда и у всех привык выигрывать и добиваться того, чего он хочет. Так же легко из числа своих друзей он исключает и Николая Ростова, когда узнаёт, что Соня любит Николая, а не его. Это удар по его самолюбию. Но проигрывать — не в его характере.

Обратите внимание

Он должен отомстить или отыграться. Вызвав Николая на игру, он бесстрастно выигрывает у него огромную сумму денег, компенсируя тем самым свой проигрыш.

Да, по натуре Долохов игрок, и жизнь для него в большей степени игра. Человек авантюрного склада характера, он любит испытывать судьбу.

Это подтверждает и его выходка с квартальным, за которую он был разжалован в солдаты, и план побега Наташи, который он готовил по просьбе Анатоля.

Отчаянное бесстрашие проявляет Долохов и на войне, когда берёт в плен неприятеля или проникает во французский лагерь вместе с Петей Ростовым, жизнью которого рискует так же, как и своей.

Но всё его геройство в большей степени показное, демонстративное, направленное на самоутверждение. Он обязательно потом напомнит о своих успехах начальству.

Но не всё для читателя ясно и понятно в этом герое. В романе есть такие сцены, которые раскрывают перед нами совершенно другого Долохова. Так, из сцены дуэли мы узнаём, что Долохов, этот отчаянный кутила и повеса, — любящий сын и брат. Раненый, он плачет и признаётся Ростову в том, что у него есть мать, в том, как он любит её: “…она не перенесёт этого…

Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел…” Какой нежностью и любовью проникнуты эти слова! Удивительно и то, что Долохов, казалось бы неспособный на чувства и переживания, презирающий дамское общество, вдруг влюбляется в Соню и даже делает ей предложение. А перед Бородинским сражением, случайно встретив Пьера, он просит простить его за всё, что было между ними.

В такие ответственные моменты жизни кажется, что Долохов срывает с себя маску и обнажает то лучшее и настоящее, что в нём есть.

Важно

И как могут уживаться в нём такие совершенно противоположные чувства — ненависть и любовь, жестокость и нежность? Он признаётся Николаю: “Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли встанут у меня на дороге”.

Иногда Долохов чем-то напоминает мне Печорина. Ведь на первом плане у Печорина тоже всегда свои собственные интересы. Вот запись Печорина в его дневнике: “Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе как на пищу, поддерживающую мои душевные силы”. А вот высказывание Долохова: “…на остальных я обращаю внимание только настолько, насколько они полезны или вредны”.

Итак, в большей степени Толстой выводит Долохова как отрицательного героя. Примечательно, что сам автор никогда не называет его по имени. Долохов не проходит у него проверку нравственными категориями добра, правды и простоты. Автор осуждает в нём ложное геройство и личный эгоизм.

Не случайно он так не понравился Наташе. Мне кажется, что своё отношение к нему автор выражает её словами: “…У него всё назначено. А я этого не люблю”. Я согласна с Толстым.

Но всё-таки Долохов мне более симпатичен, чем тот же Берг или Борис Друбецкой, которые всегда стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле.

Толстой наделил этого героя чувством любви к матери, и это, я думаю, оставляет нам надежду на то, что не всё ещё потеряно в его судьбе, что Фёдору Долохову ещё встретится в жизни “такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило его”.

Источник: https://www.sochuroki.com/doloxov-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Школьные сочинения

Р’РѕС‚ как РјС‹ РІРёРґРёРј его впервые – РїСЊСЏРЅРѕРіРѕ, РІ белой рубашке, РЅР° рассвете, РІ шумной компании Анатоля Курагина: «Долохов был человек среднего роста, курчавый Рё СЃ светлыми голубыми глазами… РћРЅ РЅРµ РЅРѕСЃРёР» СѓСЃРѕРІ, как Рё РІСЃРµ пехотные офицеры, Рё СЂРѕС‚ его, самая поразительная черта его лица, был весь виден… Р’ середине верхняя РіСѓР±Р° энергически опускалась РЅР° крепкую нижнюю острым клином, Рё РІ углах образовывалось постоянно что-то РІСЂРѕРґРµ РґРІСѓС… улыбок… Рё РІСЃРµ вместе, Р° особенно РІ соединении СЃ твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было РЅРµ заметить этого лица». Эти светлые голубые глаза, этот твердый, наглый Рё умный взгляд РјС‹ СѓРІРёРґРёРј РјРЅРѕРіРѕ раз: РЅР° смотре РІ Браунау, Рё РІ Р±РѕСЋ РїРѕРґ Шенграбеном; РІРѕ время дуэли СЃ Пьером, Рё Сѓ карточного стола, Р·Р° которым Ростов проиграет Долохову СЃРѕСЂРѕРє три тысячи, Рё Сѓ РІРѕСЂРѕС‚ РґРѕРјР° РЅР° Старой Конюшенной, РєРѕРіРґР° сорвется попытка Анатоля увезти Наташу, Рё позже, РІ РІРѕР№РЅСѓ 1812 РіРѕРґР°, РєРѕРіРґР° отряд Денисова Рё Долохова спасет РёР· французского плена Пьера, РЅРѕ РІ Р±РѕСЋ Р·Р° пленных погибнет мальчик, Петя Ростов, – тогда жестокий СЂРѕС‚ Долохова скривится, Рё РѕРЅ отдаст приказание: всех захваченных французов расстрелять.

Читайте также:  Образ скалозуба в комедии "горе от ума" грибоедова: описание героя в цитатах

Долохов -  самый непонятный, самый таинственный из всех героев «Войны и мира».

Мы восхищаемся его безрассудной храбростью, его внезапно и коротко прорывающейся нежностью; нас пугает его жестокость, нам хочется постичь этот загадочный характер.

Что же он такое на самом деле, Федор Долохов? Он «был небогатый человек, без всяких связей.

�, несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что и Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля».

Совет

Ему РЅРµ РЅР° что Рё РЅРµ РЅР° РєРѕРіРѕ рассчитывать – только РЅР° себя. Развлекались втроем: Долохов, Анатоль Рё Пьер – «достали РіРґРµ-то медведя, посадили СЃ СЃРѕР±РѕР№ РІ карету Рё повезли Рє актрисам. Прибежала полиция РёС… унимать. РћРЅРё поймали квартального Рё привязали его СЃРїРёРЅР° СЃ СЃРїРёРЅРѕР№ Рє медведю Рё пустили медведя РІ РњРѕР№РєСѓ; медведь плавает, Р° квартальный РЅР° нем…В» Чем же РІСЃРµ это кончилось?

Долохов был офицером – Рё потому его разжаловали РІ солдаты.

Пьер РЅРёРіРґРµ РЅРµ служил, его нельзя было разжаловать, РЅРѕ наказанье его постигло легкое, – РІРёРґРёРјРѕ, РёР· уважения Рє умирающему отцу. Анатоль был офицером – его РЅРµ разжаловали.

Долохов запомнил это и Анатолю, и Пьеру. Еще один урок он получил на войне.

Встретив Жеркова, принадлежавшего раньше к его «буйному обществу», он убедился, что Жерков «не счел нужным узнать его» в солдатской шинели.

Этого Долохов тоже РЅРµ забыл – Рё РєРѕРіРґР° Жерков, после разговора Кутузова СЃ разжалованным, радостно приветствовал Долохова, тот отвечал, подчеркнуто холодно.

Так на наших глазах складывается характер, формируется жестокий и эгоистический человек, одинокий, как волк. Первые же слова, которые мы услышали от Долохова, были жестоки. Пьяный Пьер пытался повторить его «подвиг»: выпить бутылку рома, сидя на открытом окне. Анатоль пытался удержать Пьера.

  • В«- Пускай, пускай, – сказал Долохов улыбаясь».

После этого прошел РіРѕРґ – очень нелегкий РіРѕРґ солдатчины, трудных РїРѕС…РѕРґРѕРІ Рё РЅРµ менее трудных смотров.

Мы видели, как Долохов отстаивал свое достоинство перед смотром в Браунау и как настойчиво напоминал генералу о своих заслугах в бою.

Он чудом не погиб на льду австрийских прудов, приехал в Москву и поселился в доме Пьера.

Как раньше РѕРЅ РЅРµ жалел Пьера, так РЅРµ жалеет Рё теперь: живя РІ его РґРѕРјРµ, РѕРЅ завел роман СЃ его женой. РќРµ влюбился РІ нее, РЅРµ полюбил – это Р±С‹ хоть РІ какой-то степени его оправдывало.

Обратите внимание

Нет, Элен так же безразлична ему, как другие светские женщины, он просто развлекается и, может быть, мстит Пьеру за историю с медведем, за то, что Пьер богат и знатен.

РќР° обеде РІ честь Багратиона «Пьер сидел против Долохова Рё Николая Ростова. РћРЅ РјРЅРѕРіРѕ Рё жадно ел Рё РјРЅРѕРіРѕ РїРёР», как Рё всегда. РќРѕ… РѕРЅ, казалось, РЅРµ видел Рё РЅРµ слышал ничего… Рё думал Рѕ чем-то РѕРґРЅРѕРј, тяжелом Рё РЅРµ разрешенном.

Этот неразрешенный, мучивший его РІРѕРїСЂРѕСЃ были намеки княжны РІ РњРѕСЃРєРІРµ РЅР° близость Долохова Рє его жене Рё РІ нынешнее утро полученное РёРј анонимное РїРёСЃСЊРјРѕ… Р’СЃСЏРєРёР№ раз, как нечаянно взгляд его встречался СЃ прекрасными наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднималось РІ его душе, Рё РѕРЅ скорее отворачивался». Пьер знает: Долохов РЅРµ остановится перед тем, чтобы опозорить старого приятеля. «Для него была Р±С‹ особенная прелесть РІ том, чтоб осрамить РјРѕРµ РёРјСЏ Рё посмеяться надо РјРЅРѕР№, именно потому, что СЏ… РїРѕРјРѕРі ему». Так думает Пьер РІ то время, как Долохов Рё Николай Ростов, насмешливо Рё неодобрительно поглядывая РЅР° него, РїСЊСЋС‚ Р·Р° хорошеньких женщин.

РћРЅ боится Долохова – могучий Пьер.

Приучив себя додумывать РІСЃРµ РґРѕ конца Рё быть откровенным СЃ самим СЃРѕР±РѕР№, РѕРЅ честно признается себе: «Ему ничего РЅРµ значит убить человека… РћРЅ должен думать, что Рё СЏ Р±РѕСЋСЃСЊ его. Р� действительно, СЏ Р±РѕСЋСЃСЊ его…В» РќРѕ РІ душе его, преодолевая страх, поднимается бешенство, Рё РєРѕРіРґР° Долохов СЃ «серьезным выражением, РЅРѕ СЃ улыбающимся РІ углах ртом, СЃ бокалом обратился Рє Пьеру», – это бешенство вскипает, ищет выхода.

  • «За Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ красивых женщин, Петруша, Рё РёС… любовников», – сказал Долохов.
  • Этого мало: РѕРЅ выхватил РёР· СЂСѓРє Пьера листок СЃ текстом кантаты – само РїРѕ себе это было Р±С‹ вполне возможно РїСЂРё РЅС… приятельских отношениях, РЅРѕ сейчас «что-то страшное Рё безобразное, мутившее его РІРѕ время обеда, поднялось Рё овладело» Пьером.
  • «Не смейте брать! – РєСЂРёРєРЅСѓР» РѕРЅВ».

Долохов знает, что Пьер не умеет стрелять. Но и он тоже отвечает секунданту: «Никаких извинений, ничего решительно». Оба секунданта понимают, что происходит убийство.

Поэтому они медлят минуты три, когда уже все готово. Кажется, ничто не может спасти Пьера.

Понимает ли это Долохов? Чем виноват перед РЅРёРј Пьер – Р·Р° что РѕРЅ готов убить этого человека? Долохов промахнулся, стреляя РІ Пьера, которого РѕРЅ жестоко РѕСЃРєРѕСЂР±РёР».

РќРѕ через несколько недель РѕРЅ РЅРµ промахнется РІ РґСЂСѓРіРѕР№ дуэли – бескровной. Р–РёРІСЏ РІ семье Пьера, Долохов разрушил эту семью.

Р’РѕР№РґСЏ РІ РґРѕРј Николая Ростова, РѕРЅ попытался отнять Сѓ своего РґСЂСѓРіР° невесту. РЎРѕРЅСЏ отказала ему – Долохов РЅРµ таков, чтобы РЅРµ отомстить.

РћРЅ РЅРµ вызывает Николая РЅР° дуэль, РЅРѕ обыгрывает его РІ карты – сознательно, холодно Рё обдуманно: приглашает СЃРІРѕСЋ жертву запиской РІ гостиницу, несколько раз спрашивает: В«Р�ли ты боишься СЃРѕ РјРЅРѕР№ играть?В», предупреждает: «В РњРѕСЃРєРІРµ распущен слух, будто СЏ шулер, поэтому советую вам быть СЃРѕ РјРЅРѕР№ осторожнее», «и, выиграв РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋВ  СЃСѓРјРјСѓ,В  «ясно  улыбаясь  РёВ  глядя  РІВ  глаза   Николаю», замечает: «Ты знаешь РїРѕРіРѕРІРѕСЂРєСѓ: «Счастлив РІ любви, несчастлив РІ картах». РљСѓР·РёРЅР° твоя влюблена РІ тебя. РЇ знаю». РћРЅ РЅРµ позволит безнаказанно оскорбить себя, РЅРѕ разве Николай хотел его оскорбить? Наоборот – преклонялся перед РЅРёРј, обожал его – так РѕРЅ наказан Р·Р° СЃРІРѕРµ обожание.

Может быть, через несколько месяцев, помогая Анатолю увезти Наташу, Долохов вспомнит о том, как Соня не ответила на его чувства, предпочла Николая. Может быть, так он на свой лад отомстит Ростовым.

Он страшный человек, Федор Долохов. В двадцать пять лет он хорошо знает людей, среди которых живет, и понимает: ни честность, ни ум, ни талант не ценятся этими людьми.

Он привык не верить честности, уму и таланту. Он циничен и может обмануть любого, даже вчерашнего лучшего друга, потому что знает: это простят. Не простят слабости.

А бесчеловечность вызовет уважение и страх.

Может быть, потому Долохов Рё называет мать ангелом, Рё преданно любит (ее, что РѕРЅР° РѕРґРЅР° хочет видеть РІ нем «высокую, небесную душу»? В РћРЅ правильно выбрал: РЎРѕРЅСЏ – именно та чистая Рё верная душа, которую РѕРЅ ищет. РќРѕ нет ему счастья: РѕРЅР° любит РґСЂСѓРіРѕРіРѕ. Решив отомстить Николаю, Долохов задумал выиграть Сѓ него СЃРѕСЂРѕРє три тысячи. «Число это было РёРј выбрано потому, что СЃРѕСЂРѕРє три составляло СЃСѓРјРјСѓ сложенных его РіРѕРґРѕРІ СЃВ  годами   РЎРѕРЅРёВ». Нам трудно себе представить, что этот жестокий, холодный человек способен РЅР° такую чувствительность – складывать СЃРІРѕРё РіРѕРґС‹ Рё РЎРѕРЅРёРЅС‹. РќРѕ РѕРЅ способен.

Страницы : 1 2

Хорошее сочинение? РўРѕРіРґР° РІ закладки – » Характеристика образа Долохова РІ романе «Война Рё РјРёСЂВ» . Это нужно, ведь РЅРµ потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: https://soch-russ.narod.ru/index-2312.htm

Мужские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

(на примере трех)

Расскажу о мужских образах романа Л.Н.Толстого «Война и мир» на примере таких героев, как Николай Ростов, Анатоль Курагин и Федор Долохов, которые помогут раскрыть различные нравственные качества.

Николай Ростов

Николай Ростов – сын графа Ростова, брат Веры, Наташи и Пети. Это «невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица», «..во всем лице выражались стремительность и восторженность».

Отличием Николая от других названных выше героев служит наличие у него достоинства, чести, естественности, доброжелательности, радушия, открытости, искренности, то есть тех качеств, которые присущи всей семье Ростовых.

Важно

Однако, несмотря на достаточное количество положительных сторон, Николай не сумел и не захотел встать на путь жизненных исканий – это есть весомое отличие его от Андрея Болконского и Пьера Безухова. Нравственные муки не занимали героя, и любые идеи его не вдохновляли.

Он любил действовать, а не думать, отчего и стал считаться человеком плодотворным. Герой практически не изменялся на протяжении всего романа. Надо рассказать об изменениях Николая-военного.

Анатоль Курагин

Анатоль Курагин – сын князя Василия, брат Элен и Ипполита. Являлся другом Долохова, а в связи с этим жизнь для него – это также искание удовольствий и наслаждений. Герой имеет довольно высокую самооценку, являясь эгоистом и лицемером.

“Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка”.

Анатоль в романе нравственно не растет, он не знает жизненных преград, для него все дороги открыты. Это делает его отрицательным героем, что отталкивает читателя.

Надо сказать про историю с Наташей.

Федор Долохов

Федор Долохов – яркий герой. В нем можно увидеть такие черты, как смелость, дерзость, храбрость, способность совершать отчаянные поступки. Однако Наташа смогла увидеть в нем самое главное – неестественность.
Отличительной чертой Долохова является его желание постоянно быть в центре внимания.

Испытание судьбы – главная цель жизни Долохова. Это практически всегда удается ему благодаря странным и непонятным развлечениям, из которых вполне ясно становится видно, что герой не боится смерти. С нравственной точки зрения, герой самолюбив и хладнокровен. Такие понятия, как любовь и дружба, для него не имеют ни малейшего значения.

Герой не способен на чувства. Однако такие сцены, как признание в любви к матери и предложение руки и сердца Соне, остаются непонятными, так как Долохов – отрицательный герой без наличия правды и простоты.

Федор предстает перед нами с двух разных сторон, показывает различные черты своей индивидуальности, что придает ему таинственность и загадочность, которые заинтересовывают читателей.

Читайте также:  Именины татьяны лариной в романе "евгений онегин" (текст эпизода)

Чётче надо показать положительные и отрицательные черты Долохова, вспомнить военные сцены.

Источник: https://studopedia.net/7_5446_muzhskie-obrazi-v-romane-lntolstogo-voyna-i-mir.html

Характеристика образа Долохова в романе «Война и мир»

  • Вот как мы видим его впервые – пьяного, в белой рубашке, на рассвете, в шумной компании Анатоля Курагина: «Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами… Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден…

    Обратите внимание

    В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок… и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».

    Эти светлые голубые глаза, этот твердый, наглый и умный взгляд мы увидим много раз: на смотре в Браунау, и в бою под Шенграбеном; во время дуэли с Пьером, и у карточного стола, за которым Ростов проиграет Долохову сорок три тысячи, и у ворот дома на Старой Конюшенной, когда сорвется попытка Анатоля увезти Наташу, и позже, в войну 1812 года, когда отряд Денисова и Долохова спасет из французского плена Пьера, но в бою за пленных погибнет мальчик, Петя Ростов, – тогда жестокий рот Долохова скривится, и он отдаст приказание: всех захваченных французов расстрелять.

    Долохов –  самый непонятный, самый таинственный из всех героев «Войны и мира». Мы восхищаемся его безрассудной храбростью, его внезапно и коротко прорывающейся нежностью; нас пугает его жестокость, нам хочется постичь этот загадочный характер.

    Что же он такое на самом деле, Федор Долохов? Он «был небогатый человек, без всяких связей. И, несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что и Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля».

    Совет

    Ему не на что и не на кого рассчитывать – только на себя. Развлекались втроем: Долохов, Анатоль и Пьер – «достали где-то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать.

    Они поймали квартального и привязали его спина с спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем…» Чем же все это кончилось?

    Долохов был офицером – и потому его разжаловали в солдаты. Пьер нигде не служил, его нельзя было разжаловать, но наказанье его постигло легкое, – видимо, из уважения к умирающему отцу. Анатоль был офицером – его не разжаловали. Долохов запомнил это и Анатолю, и Пьеру.

    Еще один урок он получил на войне. Встретив Жеркова, принадлежавшего раньше к его «буйному обществу», он убедился, что Жерков «не счел нужным узнать его» в солдатской шинели.

    Этого Долохов тоже не забыл – и когда Жерков, после разговора Кутузова с разжалованным, радостно приветствовал Долохова, тот отвечал, подчеркнуто холодно. Так на наших глазах складывается характер, формируется жестокий и эгоистический человек, одинокий, как волк.

    Первые же слова, которые мы услышали от Долохова, были жестоки. Пьяный Пьер пытался повторить его «подвиг»: выпить бутылку рома, сидя на открытом окне. Анатоль пытался удержать Пьера.

    • «- Пускай, пускай, – сказал Долохов улыбаясь».

    После этого прошел год – очень нелегкий год солдатчины, трудных походов и не менее трудных смотров. Мы видели, как Долохов отстаивал свое достоинство перед смотром в Браунау и как настойчиво напоминал генералу о своих заслугах в бою.

    Он чудом не погиб на льду австрийских прудов, приехал в Москву и поселился в доме Пьера. Как раньше он не жалел Пьера, так не жалеет и теперь: живя в его доме, он завел роман с его женой. Не влюбился в нее, не полюбил – это бы хоть в какой-то степени его оправдывало.

    Нет, Элен так же безразлична ему, как другие светские женщины, он просто развлекается и, может быть, мстит Пьеру за историю с медведем, за то, что Пьер богат и знатен. На обеде в честь Багратиона «Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Он много и жадно ел и много пил, как и всегда. Но…

    он, казалось, не видел и не слышал ничего… и думал о чем-то одном, тяжелом и не разрешенном.

    Этот неразрешенный, мучивший его вопрос были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо…

    Обратите внимание

    Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался». Пьер знает: Долохов не остановится перед тем, чтобы опозорить старого приятеля.

    «Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я… помог ему». Так думает Пьер в то время, как Долохов и Николай Ростов, насмешливо и неодобрительно поглядывая на него, пьют за хорошеньких женщин.

    Он боится Долохова – могучий Пьер. Приучив себя додумывать все до конца и быть откровенным с самим собой, он честно признается себе: «Ему ничего не значит убить человека… Он должен думать, что и я боюсь его.

    И действительно, я боюсь его…» Но в душе его, преодолевая страх, поднимается бешенство, и когда Долохов с «серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру», – это бешенство вскипает, ищет выхода.

    • «За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников», – сказал Долохов.
    • Этого мало: он выхватил из рук Пьера листок с текстом кантаты – само по себе это было бы вполне возможно при нх приятельских отношениях, но сейчас «что-то страшное и безобразное, мутившее его во время обеда, поднялось и овладело» Пьером.
    • «Не смейте брать! – крикнул он».

    Долохов знает, что Пьер не умеет стрелять. Но и он тоже отвечает секунданту: «Никаких извинений, ничего решительно». Оба секунданта понимают, что происходит убийство. Поэтому они медлят минуты три, когда уже все готово. Кажется, ничто не может спасти Пьера.

    Понимает ли это Долохов? Чем виноват перед ним Пьер – за что он готов убить этого человека? Долохов промахнулся, стреляя в Пьера, которого он жестоко оскорбил. Но через несколько недель он не промахнется в другой дуэли – бескровной. Живя в семье Пьера, Долохов разрушил эту семью.

    Войдя в дом Николая Ростова, он попытался отнять у своего друга невесту. Соня отказала ему – Долохов не таков, чтобы не отомстить.

    Он не вызывает Николая на дуэль, но обыгрывает его в карты – сознательно, холодно и обдуманно: приглашает свою жертву запиской в гостиницу, несколько раз спрашивает: «Или ты боишься со мной играть?», предупреждает: «В Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее», «и, выиграв огромную  сумму,  «ясно  улыбаясь  и  глядя  в  глаза   Николаю», замечает: «Ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю». Он не позволит безнаказанно оскорбить себя, но разве Николай хотел его оскорбить? Наоборот – преклонялся перед ним, обожал его – так он наказан за свое обожание.

    Может быть, через несколько месяцев, помогая Анатолю увезти Наташу, Долохов вспомнит о том, как Соня не ответила на его чувства, предпочла Николая. Может быть, так он на свой лад отомстит Ростовым.

    Он страшный человек, Федор Долохов. В двадцать пять лет он хорошо знает людей, среди которых живет, и понимает: ни честность, ни ум, ни талант не ценятся этими людьми. Он привык не верить честности, уму и таланту.

    Он циничен и может обмануть любого, даже вчерашнего лучшего друга, потому что знает: это простят. Не простят слабости. А бесчеловечность вызовет уважение и страх.

    Может быть, потому Долохов и называет мать ангелом, и преданно любит (ее, что она одна хочет видеть в нем «высокую, небесную душу»?  Он правильно выбрал: Соня – именно та чистая и верная душа, которую он ищет. Но нет ему счастья: она любит другого. Решив отомстить Николаю, Долохов задумал выиграть у него сорок три тысячи.

    «Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с  годами   Сони». Нам трудно себе представить, что этот жестокий, холодный человек способен на такую чувствительность – складывать свои годы и Сонины. Но он способен.

    И в третий раз Долохов удивит нас перед Бородинской битвой, когда, встретись с Пьером, он неожиданно для нас с серьезным достоинством попросит у него прощенья. Только трижды мы увидим Долохова не похожим на себя самого.

    Но этого довольно, чтобы понять: этот одинокий, злой человек мог бы быть другим. У него есть идеал: прекрасные, преданные женщины – такие, как мать, Соня; сильные, бестрепетные мужчины, забывающие перед лицом общей опасности свою мелкую вражду – как сам он перед Бородинской битвой.

    Он хочет, чтобы жизнь была прекрасна, но она не соответствует его идеалу, она жестока и несправедлива.

    И потому Долохов тоже жесток и несправедлив. Можем ли мы оправдать его? Бесспорно, нет. Он ищет себя, этот сильный, и страстный, и деятельный человек – но ведь Пьер и князь Андрей тоже ищут себя и находят свой путь не в злости и цинизму, а, наоборот, в служении добру и справедливости.

    Важно

    Жестокость ке может быть оправдана ничем – и те редкие  минуты,  когда   в Долохове  просыпается  человеческое, только усиливают осуждение, с которым мы смотрим на его обычное холодное самоутверждение. Есть ли надежда, что он изменится? Нельзя ответить на этот вопрос определенно. Но хочется надеяться…

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Характеристика образа Долохова в романе «Война и мир», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.       Нравится

  • Источник: https://soshinenie.ru/xarakteristika-obraza-doloxova-v-romane-vojna-i-mir/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]