Образ и характеристика натальи мелеховой в романе “тихий дон” шолохова (наталья коршунова): описание внешности и характера

Наталья Мелехова

Персонаж романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Жена главного героя, казака станицы Вешенской Григория Мелехова. Вышла замуж за мужчину, который не любил ее и женился исключительно по воле отца.

История создания

Михаил Шолохов

Шолохов работал над романом «Тихий Дон» пятнадцать лет, с 1925 года по 1940 год. Всего писатель создал четыре тома, которые публиковал по отдельности, по мере завершения работы над каждым.

Первые три тома в течение нескольких лет выходили в литературном журнале «Октябрь», а четвертый том опубликовали в журнале «Новый мир».

За роман «Тихий Дон» Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе в 1965 году.

Обратите внимание

Изначально Шолохов собирался написать роман о революции на Дону, и события начинали разворачиваться с лета 1917 года.

Однако работа над текстом быстро зашла в тупик, потому что Шолохов понял, что без предыстории читатель романа не поймет. На обдумывание текста и сбор необходимых для работы материалов у Шолохова ушел год.

Позднее автор начал работу с начала, и действие романа переносится в предвоенные годы. После выхода романа Шолохов стал знаменитым.

«Тихий Дон»

Иллюстрация к роману “Тихий Дон”

Начало романа приходится на 1912 год, Наталье в это время 18 лет. Это хозяйственная девушка, которая постоянно трудится дома и на полях, занимается рукоделием.

Героиня красива, смугла и сероглаза, у нее прямые черные волосы. Наталья нарядной появляется в церкви, слывет в округе перспективной невестой, но робка характером. Наталья — бесхитростный и правдивый человек, часто смущается.

От постоянной работы руки героини стали крупными и шершавыми.

Отец героини — богатый казак Мирон Коршунов. У Натальи есть две младшие сестры — двенадцатилетняя Маришка и восьмилетняя Грипка, баловница и пройдоха, а также брат Митя. Отец относится к Наталье с любовью.

Нрав у героини смиренный, о чем неоднократно упоминается. Наталья боится возражать людям, никогда не поднимает голоса и «не выходит из-под власти».

Дома Наталья послушна и почтительна, прислуживает деду — чинит его одежду, обстирывает, вяжет чулки.

Григорий Мелехов и Наталья Коршунова

Несмотря на то, что Коршуновы — самая богатая на хуторе семья, которая держала достаточно работников, детей там приучали к суровому труду и заставляли много работать.

В результате Наталья выросла серьезной и строгой бабой, не склонной к «баловству», веселью и развлечениям. Героиня с брезгливостью относится к легкомысленным девушкам, которые позволяют себе любовные увлечения.

Героиня хорошо умеет скрывать чувства, не склонна делиться с близкими печалью и показывать тем собственное эмоциональное состояние. Если Наталья горюет, то делает это втихомолку, молча переживает измены мужа. Григорий считает жену «леденистой» — медлительной и равнодушной, не способной на страсть.

Важно

Тем не менее, за Григория Мелехова героиня выходит по любви, в то время как сам жених никаких чувств к девушке не испытывает и берет ее «по расчету» — как хозяйственную бабу из богатой семьи.

Наталья же выходит замуж за Григория по собственному выбору, отказав другим, более видным и богатым женихам.

Наталья согласна скорее отправиться в монастырь, чем выйти за другого, и родители дают девушке возможность сделать выбор самостоятельно.

Григорий Мелехов

После свадьбы Наталья переезжает в дом мужа и там приходится по нраву родителям Григория из-за тихого характера и трудолюбия.

Сам же Григорий от холодной и тихой жены не в восторге и скучает по любовнице Аксинье, которую по-прежнему любит.

В отличие от страстной Аксиньи, Наталья была зажата и покорна в постели, «неохоча» до ласк, так что и сам Григорий проводил ночи с законной женой «по обязанности».

Проходит совсем немного времени после свадьбы, и Григорий бросает Наталью, уходит от той к Аксинье, с которой живет в имении некоего пана Листницкого.

Наталья воспринимает уход Григория как незаслуженную и нежданную обиду. Героиня даже приходит к отцу, которому рассказывает о поступке мужа и просит забрать ее обратно в родительский дом.

Аксинья Астахова

С точки зрения Натальи, она ничем не оскорбила мужа, героиня не понимает, почему тот ушел из дому, не сказав ни слова. Отец героини, Мирон, только злится на дочь из-за того, что та унижается перед неверным мужем, а заодно вынуждает переживать унижение и самого Мирона.

По хутору после ухода Григория начинают ходить оскорбительные сплетни о Наталье. Однажды героиня слышит разговор соседей, которые возводят на нее напраслину.

Совет

В тот же день Наталья пытается покончить с собой, но остается жива. На шее у героини после этого случая остаются шрамы.

Из-за поврежденной «жилы» Наталья криво держит голову, как «паралитик», но по-прежнему остается молодой и довольно привлекательной женщиной.

Внешность Натальи Мелеховой

После этих событий Наталья чувствует себя чужой в родительском доме. Кроме того, героине неловко смотреть на родных после попытки самоубийства, женщина чувствует, что отдалилась от них.

В результате Наталья принимает решение переехать к Мелеховым, родителям Григория. Отец не желал отпускать Наталью, пытался стыдить и разубеждать, но Наталья все же переехала. Старики Мелеховы принимают героиню как родную.

Наталья продолжает надеяться, что муж к ней вернется, хранит верность и с тоской ждет от Григория писем, хотя сама не пишет ему. Привязанность Натальи к мужу Шолохов называет «собачьей». Накопившуюся агрессию героиня не обращает на мужа, а вымещает на Аксинье, считая, что та «отбила» Григория и сломала героине жизнь.

Аксинья же не без оснований считает, что это Наталья отняла у нее возлюбленного. Дело в том, что Наталья еще до свадьбы знала о любовной связи между Аксиньей и Григорием, но проигнорировала этот факт и вышла замуж за героя. Когда Наталья приходит к Аксинье с просьбой «отдать» мужа, та называет героиню «гадюкой подколодной».

Свадьба Григория Мелехова и Натальи Коршуновой

Позже, однако, Аксинья изменяет Григорию, и тот возвращается к жене. Наталья чувствует себя счастливой и даже начинает проявлять любовную страсть.

У Натальи рождается двойня, мальчик и девочка, и героиня посвящает себя детям.

За шесть лет совместной жизни Григорий свыкается с Натальей, а после появления детей перестает относиться к героине с неприязнью и по-своему даже привязывается к ней.

Однако судьба немилосердна к Наталье, и через некоторое время любовная связь между Григорием и Аксиньей вспыхивает опять. Наталья как раз беременеет снова, когда узнает, что муж опять встречается с любовницей.

Терпеливая Наталья понимает, что не в состоянии дальше так жить, и не желает рожать детей от мужчины, который ее не любит. Женщина решает сделать аборт и разъехаться с мужем, забрать детей и с ними уйти жить к родителям.

Однако аборт проходит неудачно, и Наталья умирает. На этом трагическая биография героини завершается.

Наталья Мелехова и Аксинья Астахова

Наталья Мелехова и Аксинья Астахова

Наталья — красивая женщина, которая «в глаз шибается».

Героиня хороша собой, с тонким ладным станом, но Наталье не хватает пылкости и яркого темперамента Аксиньи, любовницы Григория Мелехова. Аксинья живет с мужем по соседству с Мелеховыми.

Однажды муж Аксиньи отправляется на военные сборы, и у Григория Мелехова тут же вспыхивает с соседкой бурный роман.

Аксинья — порывистая и искренняя женщина, которой безразлично, что скажут люди. Григория и Аксинью объединяют способность без оглядки погружаться в чувства и страстность натуры.

Обратите внимание

В Аксинье сильно женское начало, героиня притягательна для мужчин, чувственная и пылкая. Аксинья погибает, сраженная пулей, в финале романа, когда герои под покровом ночи отправляются к станице Морозовской.

После этого герой погружается в депрессию.

Григорий Мелехов

Наталья у Григория не вызывает никаких чувств. Даже на свадьбе герой уделяет больше внимания тому, как ведут себя гости за столом, чем юной невесте.

Привязанность к законной жене просыпается в Григории только после того, как рождаются дети.

Сама Наталья относится к мужу с преданностью и нежностью, проявляет во всем послушание и покорность, а в чувственном отношении ведет себя стыдливо и целомудренно.

Экранизации

Первая экранизация «Тихого Дона» вышла в 1930 году. Это черно-белый мелодраматический фильм, снятый режиссерами Ольгой Преображенской и Иваном Правовым. Роль Натальи там сыграла актриса Раиса Лужная. Фильм изначально выпущен немым и озвучен только в 1933 году.

Зинаида Кириенко в роли Натальи Мелеховой

В 1958 году вышла трехсерийная военная драма «Тихий Дон» с актрисой Зинаидой Кириенко в роли Натальи. Фильм снят режиссером Сергеем Герасимовым на киностудии имени Максима Горького.

Михаил Шолохов первым посмотрел только что смонтированную ленту и остался доволен, хотя между фильмом и романом есть некоторые расхождения.

Во имя идейных соображений из сценария убрали те эпизоды, где «красные» проявляли жестокость и непорядочность, зато преувеличили отрицательные «черты» белых.

В 2006 году вышел сериал «Тихий Дон» из семи эпизодов. Это совместный проект России, Великобритании и Италии, сериал вышел на английском языке. Снят режиссером Сергеем Бондарчуком.

Роль Григория Мелехова исполнил британский актер Руперт Эверетт, который был ошеломлен предложением сыграть казака и счел роль безусловно интересной, но при этом «кошмарной» в плане работы. В русской версии роль озвучил актер Максим Суханов.

Образ Натальи в сериале воплотила российская актриса Алена Бондарчук, которая назвала эту роль лучшей в своей карьере.

Алена Бондарчук в роли Натальи Мелеховой

Читайте также:  Жерков в романе "война и мир": образ и характеристика, трусость жеркова в шенграбенском сражении

Съемки сериала велись в России и Украине, причем многим российским актерам пришлось спешно выучить английский язык. Отснятые материалы монтировались в Италии на студии «Чинечита». Работа над сериалом была на несколько лет заморожена из-за юридических трудностей и смерти режиссера.

В итоге проект доснял и смонтировал Федор Бондарчук — сын Сергея Бондарчука, и в 2006 году сериал вышел на экраны. Идеологическая и военная сторона романа в сериале нивелирована. Женские образы излишне осовременены — героини ходят с непокрытой головой и носят стрижки, которые в те времена считались неприличными.

Дарья Урсуляк в образе Натальи Мелеховой

В 2015 году вышел еще один сериал «Тихий Дон», на этот раз – чисто российский проект из четырнадцати эпизодов.

Важно

Сериал снял режиссер Сергей Урсуляк, роль Натальи исполнила актриса Дарья Урсуляк. Здесь также сведена к минимуму идеологическая составляющая, отсутствуют некоторые важные для понимания сюжета сцены и герои.

Сериал снимали на берегах Дона, в станице Еланской, в степи и на хуторе Малый Громчонок.

Цитаты

«И что он, милушки, нашел в ней хорошего? Хоть бы баба была, а то так… Ни заду, ни пуза, одна страма. У нас девки глаже ее выгуливаются. В стану — перервать можно, как оса; глазюки — черные, здоровющие, стригеть ими, как сатана, прости бог».

«Все вы как красные девки! И хочется, и колется, и маменька не велит».«- Помнишь, он говорил, будто Кудинов приезжал и он с ним просидел? Брехня! Он у Аксиньи был.Ошеломленная, побледневшая Наталья молча ломала в пальцах сухую веточку донника.- Ты не серчай, Наташа, на меня.

Я и сама не рада, что призналась тебе…»«Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…

Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Фото

Источник: https://24smi.org/person/5542-natalia-melekhova.html

Шолохов М.А. “Тихий Дон” Образ Натальи

Повествование в романе «Тихий Дон» построено автором по трем параллельным сюжетным линиям. Сюжету личной жизни Григория Мелехова отведено одно из самых важных мест в произведении. Конфликт заключается в любовном треугольнике.

Эта проблема не единожды становилась основой литературных произведений. Однако она была насущной во все времена, актуальна она и сегодня.

На примере любовного треугольника, в котором одну из ведущих ролей играет образ Натальи, в романе «Тихий Дон» Шолохов решает проблему выбора между долгом и чувством.

Когда семья Мелеховых посватала Наталью, она с первого взгляда полюбила будущего мужа, пронеся это чувство через всю свою непростую жизнь. Она была любимицей своего отца. Тот, зная характер будущего зятя, сомневался в нем.

Однако Наталья, наряду со своей кротостью и смиренность, была непреклонна: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!».

Наталья Коршунова в «Тихом Доне» в глазах читателя предстает целомудренной девушкой, которая стыдиться проявления своих чувств и боится показаться легкомысленной.

С первых дней в доме Мелеховых родители мужа прикипели любовью к этой девушке, так как она отличалась добротой и покладистостью, а главное трудолюбием, чем не могла похвастаться старшая невестка Дарья. Она безукоризненно вела домашнюю работу, проявляя уважение к мужу и его семье – такова характеристика Натальи.

Совет

Однако счастье было недолгим. Сдержанность Натальи в проявлении своих чувств быстро наскучила Григорию, в котором волновалась жгучая восточная кровь, требующая страсти. Хоть Григорий и считал Наталью красивой и хорошей, все же в ней не было того, что притягивало его в Аксиньи.

И его греховные отношения с соседкой начинаются снова. Не желая обманывать жену, Григорий откровенно признается, что не любит ее. Однако осознание этого не уменьшило чувств Натальи, тем более она чувствовала поддержку со стороны родителей супруга.

Устав мириться с поведением сына, Пантелей Прокофьевич выгоняет сына из дому, защищая любимую невестку.

Стойкость и выдержку проявила Наталья Мелехова в период, когда Григорий ушел жить с Аксиньей. Она написала мужу письмо, в котором она говорила, что понимает мужа: «Я разлучать вас не хочу.

Пущай лучше одна я в землю затоптанная, чем двое». Однако надеялась, что ее жертвенность пристыдит Григория или вызовет хотя бы жалость и заставить вернуться домой.

Когда этого не случилось, она попыталась покончить с собой, но выжив, осталась калекой.

Сложно сравнивать, что было для Натальи сложнее: терпеть жизнь мужа с любовницей или ждать его возвращения с войны к другой женщине. Новость о смерти Григория с фронта потрясла всех, но вскоре его письмо, подтвердившее, что он живой, а также «поклон жене», вернули Наталье надежду.

Придя с фронта Григорий, узнав о связи Аксиньи с сотником Листницким, вернулся в семью. В этот период Наталья буквально расцвела на глазах. Конечно, она понимала, что Григорий не полюбит ее так пылко, как когда-то Аксинью, но надеялась, что он оценит ее порядочность и верность. Ее надежды не были напрасными.

Обратите внимание

Судьба подарила им двойняшек, и какое-то время одна из главных героинь романа «Тихий Дон» Наталья чувствовала себя счастливой. Но события Революции и Гражданской войны, охватившие Россию, не дали насладиться полноценным счастьем, так как Григорию пришлось бежать с хутора, власть на котором была захвачена красными.

Временно вернувшись домой, Григорий встретил Аксинью, которая вновь сошлась с мужем. Их былая любовь вспыхнула с новой силой. Григорий, решивший возглавить повстанцев, взял с собой Аксинью, а Наталью с детьми оставил дома.

В перерывах между боями Григорий вновь вернулся домой, верность и теплота жены вызвали в нем небывалую нежность к Наталье, но наутро он уже был вынужден уехать.

Эта ночь любви, одарила героев романа «Тихий Дон» Григория и Наталью зачатием третьего ребенка.

Озлобленная из-за одиночества и болезни Дарья решила отравить счастье Натальи и рассказала о встречах Григория с Аксиньей, которые она сама помогла устроить.

Для беременной Натальи, которая не раз переживала измены мужа, это стало последней каплей. Силы ее иссякли.

За годы замужества, что видела она, кроме измен Гриши или его отсутствия, жалости родителей да соседей? Молодая, красивая и работящая девушка положила свою жизнь на алтарь безответной любви. Однако эта жертва не была оценена.

Наталья, которая слишком долго терпела и молчала, так как была не только женой, но и матерью, в один миг сломалась.

Важно

В разговоре со свекровью она пожелала мужу смерти, а затем решилась на аборт, не желая больше рожать детей человеку, которому это не нужно. От кровопотери Наталья скончалась к утру.

Последние мысли этой молодой женщины, не успевшей повидать счастья и ласки, были о Григории. В последних словах Наталья призналась, что по-прежнему любит мужа и прощает его.

Судьба Натальи – это собирательный трагический сюжет русских жен и матерей, чьи жизни были растоптаны жестокой войной, но которые не потеряли своей чести, преданности и в нечеловеческих условиях жизни, старались сохранить свой семейный очаг.

Наталья заранее была обречена на несчастливую семейную жизнь. На нелюбимой женился Григорий, женился тогда, когда его возлюбленная Аксинья «не­истовствовала в поздней горькой своей любви». И ни­какие, даже самые неоспоримые, достоинства Ната­льи не могли разорвать связи Григория с Аксиньей.

Портрет Натальи обращает на себя внимание такой деталью, как «раздавленные работой руки». С годами Наталья меняется, но автор все же подчеркивает в ней черты, говорящие о ее работоспособности и трудолю­бии. В дом Мелеховых Наташа вошла сразу во многом потому, что покорила Ильиничну своим трудолюбием (чего не было у другой ее невестки — Дарьи).

«Работя­щая Наталья вошла свекрам в душу»,— говорит о ней автор.

Огромное терпение, стеснительность и целомудрие отличают Наталью. Она не целуется до свадьбы с му­жем, потому что «совестно», а сама, озаренная счасть­ем, высчитывает в уме дни, оставшиеся до свадьбы.

Наталья — однолюбка. Ее любовь непонятна горя­чему по нраву Григорию, она холодна и медлительна, глубоко скрыты чувства Натальи. «Ты — как этот ме­сяц,— говорит ей Григорий,— не холодишь и не гре­ешь».

С рождением детей Наталья меняется. Она стано­вится увереннее. «Расцвела и похорошела диковин­но»,— замечает о ней автор. Любовь ее стала согре­вающей. Наталья полна глубочайшего достоинства, хотя ей приходится очень нелегко.

Совет

Героиня ведет сложный поединок со своей судьбой. Оскорбительно для нее поведение мужа, тайком встречающегося с Аксиньей, унизительны насмешки хуторян. Мучаясь от роковой отрешенности Григория, Наталья идет вымаливать его у Аксиньи в Ягодное.

Ее любовь жерт­венная, она любит до самозабвения.

Отчаявшись в своих попытках вернуть мужа, На­талья бунтует и уходит из дома Мелеховых. От безыс­ходности она испытывает огромное горе: «металась в своей девичьей горенке, как подстреленный чибис по ендовой куге»,— говорит о ней автор.

Постепенно Наталья понимает, что при жизни в доме Мелеховых у нее еще остается надежда на воз­вращение мужа, на восстановление семьи, рождение детей, а вне его она обречена на одиночество. Важны для Натальи поддержка Ильиничны, Пантелея Прокофьича. Она сроднилась с ними. Любимы ею стены, в которых вырос ее возлюбленный.

Наталья превосходит Аксинью талантом удиви­тельной верности, нескончаемого терпения. Ее огром­ная страждущая душа — самая крепкая ограда для всего дома.. Это чувствуют и ценят все Мелеховы, а Ильинична находит в невестке надежную Союзницу в борьбе за домашний очаг, потому что это для них обе­их — одна из высших ценностей.

Наталья пытается и не может понять Григория, его невольные отступления от нравственных норм, пово­рот от дома, семьи, хотя он всегда искренен, открыт перед ней. «Чужая ты какая-то…»,— прямо говорит Григорий.

Наталье безумно трудно, она противостоит не толь­ко Аксинье, против нее восстает война, забирающая Григория, ей приходится бороться и со всеобщим не­уважением к чистоте и хрупкости. Наталья немного­словна, хотя ее терзают острые внутренние боренья.

Читайте также:  Николай иванович в рассказе "певцы" тургенев: образ, характеристика, описание

О глубине и силе ее переживаний говорят не слова, а по­ступки. Не выдержав нелюбви Григория и презри­тельного отношения хуторян, она пытается покон­чить с собой и даже идет на огромный страшный грех — избавляется от ребенка.

Она не упрекает Григория, узнав о его поведении в походе, а лишь сурово молчит. Великое чувство любви к Григорию пронесла Наталья через всю жизнь. Этим она вызывала зависть легкомысленной гулящей Дарьи. За это любили и це­нили ее Ильинична, Пантелей Прокофьич, Дуняшка.

Обратите внимание

Умирая, Наталья «простила Григорию все… и вспо­минала о нем до последней минуты».

Традиционное народное понимание предназначе­ния любви — это, прежде всего, продолжение рода. А значит, по народным меркам, правильный выбор все­гда остается за семьей, долгом, детьми. Любовь к мужу у Шолохова неразрывно связана с материнст­вом, и не случайно говорится о Наталье: «Всю жизнь вбивала в детей».

Ильиничну и Наталью многое объединяет. Им обе­им присуще мудрое спокойствие хранительниц се­мейного очага. Обе они терпеливые продолжательни­цы мелеховского рода. Обеих отличает глубоко запря­танная способность к духовной жизни.

Ильинична, как и Наталья — великая труженица. 

Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/sholokhov_m_a_tikhij_don_obraz_natali/85-1-0-915

Характеристика образа Натальи в романе Шолохова «Тихий Дон»

Жизнь Натальи, так же как Аксиньи, трагична и изуродована. Наталья – женщина большой нравственной чистоты и глубокого, скрытого чувства.

Она нежно полюбила Григория, еще невестой разглядывала его «влюбленными глазами», с нетерпением высчитывала дни, оставшиеся до свадьбы. Провожая жениха, Наталья «смотрела ему в след со слезами взволнованной радости», ощущая  «стремительное биение сердца».

Обычно застенчивая и! робкая, она настаивала на своем, когда родители поначалу противились ее замужеству. Но жизнь с Григорием не оправдала ее радостных ожиданий. Она все больше убеждалась в равнодушии к ней Григория, в большой любви его к Аксинье.

И когда Григорий честно признается: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся…», она молчаливо и одиноко переживает свое горе, заметно исхудала, «в глазах появилось что-то новое, жалкое».

Писатель подчеркивает целомудренную сдержанность и беззаветность ее чувства к Григорию, покоряющую скорбь и печаль во всем ее «сияющем какой-то чистой внутренней красотой» облике, обращая особое внимание на ее «скорбные глаза», «печальные глаза». При виде Григория «глаза ее вспыхнули… ярким брызжущим светом радости», «лучились… сияющей трепетной теплотой». Скромная и сдержанная Наталья стыдится проявления своих чувств на людях, застенчиво скрывает их от чужих глаз.

Бесконечно верная Григорию и бескорыстная в любви к нему, Наталья своей нравственной чистотой, большим человеческим обаянием привлекает к себе всю семью Мелеховых. Всем щедрым сердцем заботится она о людях, сама же одиноко переживает несчастье нелюбимой жены.

В тяжелом ежедневном труде находит она забвение. Наталья еще в большей мере, чем Аксинья, женщина-труженица, и Шолохов поэтизирует ее исключительное трудолюбие, способность легко и вдохновенно отдавать свои силы работе, не жалея своих «больших, рабочих рук».

Рекомендуем почитать ►

Критика российской действительности в пьесе

Не познав радости в любви, Наталья нашла счастье в материнстве. После рождения Мишатки и Полюшки «расцвела и похорошела она диковинно». Горделивой радостью светилось ее зарумянившееся лицо, когда показывала Григорию детей.

Счастливая мать, она отдает всю свою неистраченную ласку детям. Наталья-мать покоряет и Григория своей «чистой внутренней красотой». «Могучая волна нежности» заливает его сердце.

Важно

Никогда не баловал он жену лаской и сейчас не нашел теплого слова, «молча притянув ее к себе, поцеловал белый покатый лоб и скорбные глаза».

Долго мирилась Наталья с положением нелюбимой жены. Надломленная и оскорбленная в своих лучших чувствах, она во время страшной грозы в степи проклинает мужа, искалечившего всю ее жизнь. Параллель между ее состоянием и состоянием природы с трагической силой передает душевную травму Натальи, которая, «молитвенно сложив мокрые от слез ладони» и обезумев от горя, просила смерти Григорию:

  • Господи! Всю душеньку мою он вымотал! Нету больше силы так жить! Господи, накажи его, проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше не жил он, не мучил меня!..

Черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром. Пронизывая круглые облачные вершины, извиваясь, скользила по небу жгуче-белая молния. Ветер клонил на запад ропщущие травы, нес со шляха горькую пыль, почти до самой земли пригибал отягощенные семечками шляпки подсолнухов.

Ветер трепал раскосмаченные волосы Натальи, сушил ее мокрое лицо, обвивал вокруг ног широкий подол серой будничной юбки. Сильная характером, Наталья порывает с безропотной покорностью и властно заявляет о своем праве на яркую, настоящую жизнь.

Но не зная, как бороться за нее, она губит себя.

В последние дни, перед смертью, со всей силой проявляется и величие ее духа, и .мужество, и самозабвенная любовь, и нравственная чистота.

Умирая, Наталья просит одеть ее в ту зеленую юбку, которую любил видеть на ней Григорий, передает Мишатке последнее завещание: «Приедет отец – поцелуй его за меня и скажи ему, чтобы он жалел вас».

Несмотря на тяжкое горе, обиды и унижения, связанные с их жизнью, Наталья перед смертью прощает Григорию все.

Источник: https://www.getsoch.net/xarakteristika-obraza-natali-v-romane-sholoxova-tixij-don/

Сочинение на тему «Образ Натальи из романа «Тихий Дон»

В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» один из центральных образов – это образ Натальи, жены Григория Мелехова. В начале книги она предстает перед нами совсем юной девушкой – ее приехали сватать Мелеховы. «Хороша» – думает бравый казак Григорий, когда ему впервые показывают невесту. «Славная» – одобряет он выбор отца, видя, что Наталья покорна, послушна, ласкова и стыдлива.

Однако в их свадьбе изначально есть «загвоздка». Известно о связи Гриши с замужней женщиной, Аксиньей. Брат Натальи, Митька, ругает жениха последними словами и пугает сестру, чтобы не шла замуж за Мелехова.

В семье Мелеховых Наталью полюбят все, со временем она найдет общий язык и с Дарьей-распутницей, второй снохой.

Наталья работящая, свекор защищает ее от любых нападок, как дома защищал дед.

Совет

Счастья в новой семье не образовалось. Наталья была по-девически холодна, Григорий сравнивал ее с пылкой и страстной Аксиньей. «Чужая ты какая-то. Как месяц – не холодишь и не греешь… Не люблю тебя, Наташка…». Григорий уходит к Аксинье, а Наталья начинает испытывать страдания покинутой жены.

Она стыдится людей, но продолжает любить изменника и страшно тоскует по нему. Случайно узнав о слухах, что она «со свекром хромым спуталась», Наталья от позора пытается покончить жизнь самоубийством.

Наталья, показав подвиг терпения, дождется возвращения мужа. Он оценит ее старания и ласки, у них родятся дети.

Наталья всю себя отдает детям без остатка, может заботиться о них бесконечно. Со временем у Григория отношение к жене изменится, он станет уважать ее, относиться с нежностью и заботой, чего раньше никогда не делал. Благодарность за детей наполнит все его естество. Это не означает, что прекратится его связь с Аксиньей, горячая любовь к ней.

Всю жизнь Наталья мучается от ревности, то к Аксинье, то злится на похождения мужа на войне. «Она боялась узнать правду об Аксинье и муже, это поражало и убивало ее, как горем. Любовь мужа к Аксинье казалась ей дурным сном».

Она пытается поговорить с Аксиньей, чтобы та «вернула» мужа. Вместо этого получает новые унижения от соперницы, которая сама боится потерять Григория.

Вся ее жизнь сосредоточена на любимом: «Снова мир умирал для нее, когда Григорий отсутствовал и возрождался заново, когда он был около нее».

Из-за своих переживаний Наталья и умирает: когда приходит конец ее терпению, она решает уйти от мужа и делает аборт у неграмотной бабки. Перед смертью она прощает мужу, потому что все равно любит.

Обратите внимание

Уход Натальи становится шоком для Григория, он чувствует вину: «После смерти Натальи уже никакое горе не могло потрясти его с новой силой». Жена остается в его памяти прекрасной, «сияющей какой-то внутренней красотой».

Сочинение на тему «Тихий Дон» с планом

Сочинение на тему «Женские образы «Тихого Дона»

Сочинение на тему «Судьба Григория Мелехова – истоки трагедии»

Сочинение на тему «Гражданская война – трагедия народа» в романе «Тихий Дон»

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=133

Женский образ в романе М. Шолохова «Тихий Дон» . Наталья Коршунова

  • Женские образы романа Михаила Шолохова Тихий Дон

    Наталья Мелехова и Аксинья Астахова такие разные героини романа, любят одного и того же казака Григория Мелехова. Григорий женат на Наталье, но любит Аксинью, а Аксинья замужем за Степаном Астаховым.

    Наталья женщина нервная, рефлексирующая. Она трудолюбива, красива, добра, но несчастна.

    Только узнав о сватовстве Мелеховых, она заявила: Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!. .Не нужны мне, батенька, другие Не пойду, пущай и не сватают. А то хучь в Усть-Медведицкий монастырь везите Она человек глубоко верующий, богобоязненный.

    И чтобы решиться сначала на попытку самоубийства, а потом на убийство не родившегося еще ребенка, она должна была переступить через столь важные для нее христианские заповеди. Только сильнейшее чувство любви и ревность подвигли Наталью на такие поступки. Горе свое она переживает внутри, не выплескивая его наружу.

    Когда, из-за измен мужа, Наталья временно возвратилась в родительский дом, то ей все казалось, что Григорий вернется к ней, сердцем ждала, не вслушиваясь в трезвый на шепот разума; исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной незаслуженной обидой.

    Читайте также:  История создания романа "отцы и дети" тургенева от замысла до публикации: интересные факты

    Наталья не могла перенести того, что муж продолжал любить Аксинью, а потому и не хотела иметь от него еще одного ребенка и совершила самоубийственный аборт, фактически ища смерти, а не просто стремясь избавиться от нежелательной беременности.

    Наталья незадолго до смерти склоняется к тому, чтобы вместе с детьми уйти в родительский дом, позволив Григорию уже открыто взять в свой курень Аксинью. Однако мать Григория, Ильинична, по авторскому определению, мудрая и мужественная старуха, делать ей это категорически запрещает: Смолоду и я так думала, со вздохом сказала Ильинична. Мойто тоже был кобелем не из последних.

    Важно

    Что я горюшка от него приняла, и сказать нельзя. Только уйтить от родного мужа нелегко, да и не к чему. Пораскинь умом сама увидишь. Да и детишков от отца забирать, как это так? Нет, это ты зря гутаришь. И не думай об этом, не велю!

    Тут все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыданий.

    Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез. В исступлении Наталья посылает самые страшные проклятия на голову неверного мужа: Господи, накажи его проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше не жил он, не мучил меня!.. И обрекает себя на мучительную смерть, пытаясь избавиться от его ребенка. Ильинична собиралась с помощью Пантелея Прокофьевича отговорить от неразумного поступка взбесившуюся с горя сноху, но не успела. Наталья именно с горя взбесилась.
    Женские образы романа Шолохова Тихий Дон

  • Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/gumanitarnie-nauki/zhenskij-obraz-v-romane-m-sholohova-tihij-don-natalya-korshunova/

    Презентация на тему: Образы Аксиньи и Натальи в романе “Тихий Дон” М.А. Шолохова

    Презентация на тему: Образы Аксиньи и Натальи в романе “Тихий Дон” М.А. Шолохова

    Скачать эту презентацию Получить код Наши баннеры

    Скачать эту презентацию № слайда 1

    Описание слайда:

    Образы Аксиньи и Натальи в романе “Тихий Дон” М.А. Шолохова

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Роман-эпопея “Тихий Дон” занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа.

    К созданию женских характеров Шолохов обращается уже в самом начале творческого пути. Но если в рассказах характеры женщин только намечаются, то в “Тихом Доне” Шолохов создает яркие художественные образы.

    Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб -Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняша, Анна Погудко и другие.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Образы и судьбы Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой – это противопоставление «любви-страсти» и «любви семейной»

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Наталья заранее была обречена на несчастливую семейную жизнь. На нелюбимой женился Григорий. В дом Мелеховых Наташа вошла сразу во многом потому, что покорила Ильиничну своим трудолюбием, «работящая Наталья вошла свекрам в душу».

    С годами Наталья меняется, но автор подчеркивает в ней черты, говорящие о её работоспособности и трудолюбии. Огромное терпение, стеснительность и целомудрие отличают Наталью.

    Она не целуется до свадьбы с мужем, потому что «совестно», а сама, озаренная счастьем, высчитывает дни, оставшиеся до свадьбы.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Совет

    Наталья – однолюбка. Её любовь непонятна горячему по нраву Григорию, она холодна и медлительна, глубоко скрыты чувства Натальи. «Ты как этот месяц,- говорит ей Григорий,- не холодишь и не греешь». С рождением детей Наталья меняется, она становится увереннее. «Расцвела и похорошела диковинно»,- замечает о ней автор. Любовь её стала согревающей.

    Наталья полна глубочайшего достоинства, хотя ей приходится нелегко. Героиня ведет сложный поединок со своей судьбой. Оскорбительно для неё поведение мужа, тайком встречающегося с Аксиньей, унизительны насмешки хуторян. Мучаясь от роковой отрешенности Григория, Наталья идет вымаливать его у Аксиньи в Ягодное.

    Её любовь жертвенная, она любит до самозабвения.

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Наталья превосходит Аксинью талантом удивительной верности, нескончаемого терпения.

    Её огромная страждущая душа – самая крепкая ограда для всего дома…Это чувствуют и ценят все Мелеховы, а Ильинична находит в невестке надежную союзницу в борьбе за домашний очаг.

    Наталье безумно трудно, она противостоит не только Аксинье, против неё восстает война, забирающая Григория. Наталья немногословна, хотя её терзают острые внутренние боренья.

    № слайда 7

    Описание слайда:

    О глубине и силе её переживаний говорят не слова, а поступки. Не выдержав нелюбви Григория, она пытается покончить с собой и даже идет на страшный грех – избавляется от ребенка. Она не упрекает мужа, а лишь сурово молчит.

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Великое чувство любви к Григорию пронесла Наталья через всю жизнь. Этим она вызвала зависть легкомысленной гулящей Дарьи. Умирая, Наталья «простила Григорию всё…и вспоминала о нём до последней минуты».

    Традиционное народное понимание предназначения любви – это, прежде всего, продолжение рода. А значит, по народным меркам, правильный выбор всегда остается за семьей, долгом, детьми.

    Обратите внимание

    Любовь к мужу у Шолохова неразрывно связана с материнством, и не случайно говорится о Наталье: «Всю жизнь вбивала в детей».

    № слайда 9

    Описание слайда:

    Аксинья – полная противоположность Натальи. В Григории борются два чувства – страстная любовь к Аксинье и тоска по семейной жизни. Неслучаен такой выбор имен писателем: Аксинья означает «чужая», а Наталья – «родная».

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Аксинья – воплощение непосредственной жизни, бурного протеста. «Не таюсь, грех на мне. Бей, Степан!»- говорит она, глядя в глаза мужу, и снова, улучив момент, идет на встречу с Григорием.

    № слайда 11

    Описание слайда:

    Автор подчеркивает в Аксинье силу, цельность, горячность чувства, удивительное стремление к счастью. У нее пламенное сердце. Любовь Аксиньи – это глубокий, страстный порыв, утверждающий право на личную свободу человека.

    № слайда 12

    Описание слайда:

    Григория и Аксинью многое объединяет. Это мятежные, ищущие души. В них неискоренима тяга к чему-то запредельному, безумному, бушующему. Григорий любит Аксинью, но изломана судьба не только у Натальи, но и у Аксиньи тоже.

    Любовь солдатки, гуляющей в отсутствие мужа, «жалмерки», каковой стала во всеобщем представлении Аксинья после близости с Мелеховым, -обычное дело для казачьего хутора, и Григорий не воспринимает вначале всерьез предложение Аксиньи бежать с хутора.

    Обидными словами отвечает он на её упреки. Горько Аксинье от ощущения растоптанности чувства.

    № слайда 13

    Описание слайда:

    Постепенно Григорий понимает, что по-настоящему привязан к Астаховой, чувствует он «сосущую тоску». Глядя на нелюбимую Наталью, он постоянно вспоминает Аксинью, сравнивает их, и это сравнение не в пользу жены.

    № слайда 14

    Описание слайда:

    Важно

    Большое значение в развитии отношений Григория и Аксиньи имело рождение дочери. Даже неугомонный Пантелей Прокофьич перестал настаивать на возвращении сына домой. Меняется портрет Аксиньи, она предстаёт уже не порочной «жалмеркой», а женщиной-матерью.

    № слайда 15

    Описание слайда:

    Тоска по умершему ребенку, по ласке, теплу не позволила Аксинье противостоять напористым ухаживаниям Листницкого, не смогла она, в отличие от Натальи, хранить верность любимому. Виной этому её горячий нрав, страстная натура, неумение сопротивляться наплыву чувств, сдерживать их, прятать глубоко в себе. Она тяжело переживает уход Григория к Наталье.

    № слайда 16

    Описание слайда:

    В финале книги любовь Аксиньи и Григория приобретает трагически возвышенный, совершенно иной характер.

    Горяча и страстна любовь Аксиньи, она готова идти за возлюбленным хоть на край света, не боясь никаких трудностей. Аксинья проникается к Григорию почти материнской нежностью.

    Она окружает лаской и заботой Полюшку и Мишатку. Любовь к Григорию помогает ей сблизиться с Ильиничной. Это уже совсем другая Аксинья.

    № слайда 17

    Описание слайда:

    Григорий забирает Аксинью, чтобы бежать с ней на Кубань. Нет над ними больше никакой власти; духовная, крепкая, ничем не объяснимая связь осталась их единственным богатством. Теперь им представилась возможность жить чистой, открытой, свободной жизнью. «А я всё боюсь – не во сне ли это?» – говорит Аксинья, боясь поверить своему счастью.

    № слайда 18

    Описание слайда:

    Несмотря на разницу, Аксинья и Наталья обе одинаково дороги и близки читателю. Они очень женственны и прекрасны, каждая по-своему.

    № слайда 19

    Скачать эту презентацию
    Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

    №3715 от 13.11.2013). Получить доступ

    Источник: https://ppt4web.ru/literatura/obrazy-aksini-i-natali-v-romane-tikhijj-don-ma-sholokhova.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]