Алоизий могарыч в романе “мастер и маргарита”: характеристика, образ, описание

Алоизий Могарыч в романе “Мастер и Маргарита”: характеристика, образ, описание

Иллюстрация к роману “Мастер и Маргарита”.
Художник Уве Шрамм 

Алоизий Могарыч является одним из второстепенных героев романа “Мастер и Маргарита” Булгакова. В этой статье представлена характеристика Алоизия Могарыча в романе “Мастер и Маргарита”: цитатный образ героя.
Смотрите:
Краткое содержание романа
Все материалы по роману “Мастер и Маргарита”
Алоизий Могарыч является приятелем главного героя романа – писателя по прозвищу Мастер:
“…А со мной случилась оригинальность, как нередко бывало в моей жизни… У меня неожиданно завелся друг…”

О внешности Алоизия Могарыча известно следующее:

“…кто‑нибудь непредвиденный, неожиданный и внешне‑то черт знает на что похожий…”

Алоизий Могарыч нравится Мастеру за свой “сюрприз” внутри:

“…Понравился он мне до того, вообразите, что я его до сих пор иногда вспоминаю и скучаю о нем…”
“…Дело в том, что вообще человек без сюрприза внутри, в своем ящике, неинтересен. Такой сюрприз в своем ящике Алоизий – имел…” (Мастер об Алоизие)

При этом Алоизий Могарыч не нравится Маргарите, возлюбленой Мастера:

“…Жене моей он не понравился до чрезвычайности. Но я заступился за него. Она сказала: – Делай, как хочешь, но говорю тебе, что этот человек производит на меня впечатление отталкивающее…”

Алоизий Могарыч называет себя журналистом:

“…Отрекомендовался он мне журналистом…”

Он холост и живет недалеко от “подвала” Мастера:

“…Я узнал, что он холост, что живет рядом со мной примерно в такой же квартирке, но что ему тесно там, и прочее. К себе как‑то не звал…”

Алоизий является очень умным человеком, по мнению Мастера:

“…Именно, нигде до того я не встречал и уверен, что нигде не встречу человека такого ума, каким обладал Алоизий. Если я не понимал смысла какой‑нибудь заметки в газете, Алоизий объяснял мне ее буквально в одну минуту, причем видно было, что объяснение это ему не стоило ровно ничего. То же самое с жизненными явлениями и вопросами…”

Алоизий Могарыч любит литературу: 

“…Покорил меня Алоизий своею страстью к литературе. Он не успокоился до тех пор, пока не упросил меня прочесть ему мой роман весь от корки до корки, причем о романе он отозвался очень лестно, но с потрясающей точностью, как бы присутствуя при этом, рассказал все замечания редактора, касающиеся этого романа. Он попадал из ста раз сто раз. Кроме того, он совершенно точно объяснил мне, и я догадывался, что это безошибочно, почему мой роман не мог быть напечатан. Он прямо говорил: глава такая‑то идти не может…”

Он является очень предприимчивым человеком:

“…Но Алоизий был человеком чрезвычайно предприимчивым…”

Алоизий Могарыч – ябедник и подлец. Однажды он пишет жалобу на Мастера с целью выселить его из жилья:

“…ябедник Алоизий Могарыч…”

“…Это вы, прочитав статью Латунского о романе этого человека, написали на него жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу? – спросил Азазелло. Вы хотели переехать в его комнаты?..”

Вскоре Алоизий заселяется в жилье Мастера. Чтобы сделать жилище удобнее, подлец Алоизий даже пристраивает там ванну: 

“…Я ванну пристроил, – стуча зубами, кричал окровавленный Могарыч и в ужасе понес какую‑то околесицу, – одна побелка… купорос…”

В конце концов свита Воланда выгоняет Алоизия из “подвала” Мастера:

“…опять все оказалось на своем месте в подвале в переулке, откуда был изгнан ябедник Алоизий Могарыч…”

Чтобы наказать Алоизия за его подлость, Воланд посылает его без штанов в путешествие на поезде. Придя в себя в вагоне поезда, Алоизий покупает у проводника штаны и возвращается в Москву:

“…Опомнившись, примерно через сутки после визита к Воланду, в поезде, где‑то под Вяткой, Алоизий убедился в том, что, уехав в помрачении ума зачем‑то из Москвы, он забыл надеть брюки . Уплатив колоссальные деньги проводнику, Алоизий приобрел у него старую и засаленную пару штанов и из Вятки повернул обратно…” (Вятка – сейчас город Киров)

Через несколько месяцев Алоизий Могарыч становится финдиректором Варьете:

“…сейчас существует, и именно в той должности, от которой отказался Римский, то есть в должности финдиректора Варьете…” “…Алоизий был человеком чрезвычайно предприимчивым, через две недели он уже жил в прекрасной комнате в Брюсовском переулке, а через несколько месяцев уже сидел в кабинете Римского…”

При этом администратор Варенуха считает своего нового директора Алоизия плохим человеком:

“…И как раньше Римский страдал из‑за Степы, так теперь Варенуха мучился из‑за Алоизия. Мечтает теперь Иван Савельевич только об одном, чтобы этого Алоизия убрали из Варьете куда‑нибудь с глаз долой, потому что, как шепчет иногда Варенуха в интимной компании, «Такой сволочи, как этот Алоизий, он будто бы никогда не встречал в жизни и что будто бы от этого Алоизия он ждет всего, чего угодно»..”

Судя по всему, Алоизий оказывается ленивым директором. Он не занимается делами Варьете:

“…Впрочем, может быть, администратор и пристрастен. Никаких темных дел за Алоизием не замечено, как и вообще никаких дел, если не считать, конечно, назначения на место буфетчика Сокова какого‑то другого…”

Это была характеристика Алоизия Могарыча в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова: цитатный образ героя.

Смотрите: Все материалы по роману “Мастер и Маргарита”

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/04/aloizij-mogarych-master-i-margarita.html

Образ и характеристика Алоизий Могарыч в романе Мастер и Маргарита

Алоизий Могарыч – один из второстепенных персонажей М. Булгакова в романе “Мастер и Маргарита”.

О его внешности нельзя ничего сказать, так как Мастер описывал его как “…внешне-то черт знает на что похожий…”. Он был приятелем Мастера, очень понравился ему, так как был “человеком с сюрпризом внутри” и очень умным, по профессии – журналист. Как рассказывал о нём Мастер, то Алоизий очень любил литературу, позже отозвался о романе Мастер лестно и точно.

Он он оказался чрезвычайно предприимчивым человеком, как описывает его сам главный герой. Однако, когда подруга Мастера – Маргарита – познакомилась с данным человеком, он сразу не понравился ей. А первое впечатление её не обмануло. Она сказала, что этот человек дает о себе отталкивающее впечатление.

Как потом выяснилось, Могарыч жил недалеко от подвала Мастера и был холост.

Обратите внимание

Однако, Маргарита в скором времени оказалась права на счёт этого журналиста. Когда Могарыч прочитал роман Мастера, как бы лестно и хорошо он не отзывался о нём, через какое-то время журналист подал жалобу на Мастера.

Он написал, что Мастер хранит у себя дома нелегальную литературу. После чего, Мастера съезжает из подвала, попадая в психиатрическую больницу. А Могарыч занимает место Мастера в его помещении.

Там он пристраивает себе ванну.

В итоге, Воланд вместе со своей свитой выгоняет Алоизия из жилища Мастера. Поговорив с журналистом, маг-волшебник отсылает Алоизия в путешествие без штанов и без ванны.

Вернувшись через какое-то время в Москву, Алоизий становится финдиректором театра “Варьете”. Но Варенуха жалуется на него, считая его плохим и ленивым человеком.

Алоизий не справляется со своей работой вообще, он ничего не делает, как не плохих дел, так и не хороших. Из всей своей работы он только назначил другого буфетчика.

Как я считаю, он был плохим человеком. Ведь Мастер доверился ему, так как Алоизий показался ему хорошим человеком.

А в итоге, из-за него сгорели рукописи Мастера в огне, сам он сделался болен и позже попал в психиатрическую больницу. После чего, воспользовавшись положением Мастера, он забрал пустое его жилище.

Важно

По моему мнению, Алоизий Могарыч – один из героев, который плохо поступает с другими, и посему он отрицательный персонаж.

В реальной жизни нельзя пренебрегать доверием других. Такие люди становятся крысами, которые готовы ради своей выгоды наябедничать на другого человека, облачив его только в плохое.

Сочинение на тему Могарыч

Ещё один типаж предателя. Алоизий Магарыч. Этот человек не дрожит за свою жизнь. Наоборот. Он желает получить от этой жизни максимум, на который способен сработать его изворотливый ум. Внешне похож чёрт знает на что. Представляется этаким бесформенным, бездонным сосудом. Наполняй его, чем хочешь, хотя внутри он давно полон. Необузданной, первобытной завистью. Завистью и жадностью.

Всё, что им движет, направлено на создание условий для существования. Он даже может завести себе «друга». А попросту – втереться в доверие. И выпытать, выспросить, высмотреть все слабые места, страхи, тайны. Вывернуть наизнанку и ударить в самое незащищённое место, в самый неподходящий момент.

Поскольку Алоизию в тот момент нужна была не женщина, а жильё, квартирка в подвальчике, которую купил Мастер, но не стал разбивать любовь Мастера, волочась за Маргаритой, может быть понимая, что Маргарита даже не посмотрит в его сторону. Поскольку её впечатление о нём было самое отталкивающее.

Читайте также:  Цвет в "слове о полку игореве": роль и значение цвета в произведении

Но, как бы то ни было, Булгаков яркими жирными мазками рисует ещё один откровенно неприятный, безнравственный, омерзительный образ предателя. Ему, как и Иуде, удаётся его отвратительная миссия.

Погубить Мастера оказывается делом совсем несложным.

И, подобно Иуде, Алоизий получает своё проклятое вознаграждение – уютную квартирку Мастера, даже умудряется прописаться у Застройщика, ещё раз подтверждая слова Воланда о том, что квартирный вопрос испортил москвичей.

Он холост. Пронырлив. Любит литературу? Представился журналистом.

Не странно? Не создаётся впечатление, что он может не только представиться, но даже стать кем угодно и полюбить всё что угодно лишь бы втереться в доверие, вызвать сострадание, симпатию, и совершить то, что задумал? Именно поэтому он и есть “…

кто-нибудь непредвиденный, неожиданный и внешне то черт знает на что похожий…” он говорит вкрадчиво и подобострастно, почти елейно.

Совет

Он уговаривает Мастера прочесть ему весь роман с начала до конца, и делает весьма глубокомысленные заметки в разговорах с ним, поражая ясностью суждений и отменной памятью.

И даже, когда осознаёт, что с ним произошло при встрече с Воландом, всё равно находит в себе силы и умение вернуться и отлично устроиться в жизни. Разве это не говорит о его невероятной выживаемости и предприимчивости? А главное – о вечности этого образа.

  • Композиция поэмы Пушкина Медный всадник
    В поэме Пушкина «Медный всадник» сочетается не только историческая, но и социальная проблема. Его слог немного напоминает другое интересное и популярное произведение автора под названием «Евгений Онегин»
  • Анализ произведения Коловерть Шолохова
    Произведение, созданное в 1825 году, посвящено трагическому для страны периоду Гражданской войны. Автор рассматривает не только политические события и борьбу идеологий, но раскол в обществе, заставивший близких родственников стать врагами.
  • Внешность Левши из рассказа Лескова 6 класс
    В первую очередь Левша ассоциируется с настоящим русским человеком. Автор описывает его очень сжато, без лишних подробностей упоминая только, что он оружейник, на щеке небольшая родинка, а на висках выдранные волосы, это произошло на учениях
  • Трагедия совести в драме Гроза Островского сочинение
    В своем произведении Островский описал купеческую семью, в которой дочь Екатерина росла в достатке. Родители разрешали Екатерине делать самостоятельный выбор, и она в праве была делать
  • Сочинение Как Вакуле удалось преодолеть козни Черта (Ночь перед Рождеством)
    Фантастическая повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» начинается с проделок чёрта. Чёрт крадет с неба месяц, чтобы отомстить кузнецу Вакуле за то, что тот нарисовал в церкви картину Страшного суда.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/bulgakov/obraz-i-harakteristika-aloizij-mogarych-v-romane-master-i-margarita

Алоизий Могарыч в романе Мастер и Маргарита Булгакова характеристика и образ сочинение

Мастер поведал Ивану Бездомному, как у него неожиданно завелся друг, хотя он сам признается, что не склонен сходиться с людьми. Но этот человек ему почему-то понравился.

Алоизий Могарыч жил по соседству, Сведя знакомство с Мастером, отрекомендовался журналистом и покорил его своим интересом к литературе и его творчеству.

Он уговорил Мастера дать ему роман, который внимательно прочел, восторженно отозвался и потрясающе точно прокомментировал все детали, объясняя, почему те или иные главы не могут быть напечатаны.

А еще толковал своему другу смысл газетных статей, которые были непонятны Мастеру, да и вообще, был достаточно умен и знал толк во многих житейских вопросах и явлениях. В том, что Мастеру казалось странным в окружающих его реалиях внешнего мира, Алоизию было все предельно понятно.

Только Маргарита, интуитивно недолюбливала этого человека, он производил на нее отталкивающее впечатление. Но Мастер, защищая Алоизия, говорил, что ему интересны люди, у которых в ящике есть сюрприз. Алоизий действительно готовил своему другу сюрприз.

Прочитав критическую статью о романе, он втерся в доверие, все выведал, а затем написал донос. Просто ему приглянулась уютная квартирка Мастера, куда он благополучно после заселился.

Если бы Мастер не попал в сумасшедший дом, он, благодаря этой дружбе, мог оказаться в местах куда более отдаленных.

Обратите внимание

Узнал Мастер о предательстве Алоизия, уже встретившись с Воландом. Азазелло вызывает бывшего друга на суд, на котором тот появляется с чемоданом, почти раздетый, в одних подштанниках. От страха пустив слезу раскаяния, он признался в том, что написал кляузу.

Но больше всего он переживает, что столько средств потратил на пристройку ванной. Его просто брезгливо вышвыривают подальше, в Вятку. После этого, Воланд, спрашивая Мастера о планах, ненавязчиво предлагает написать про такого Алоизия.

Ему интересно, что побуждает человека к предательству еще со времен Иуды.

Тем временем, очнувшись в поезде на подъезде к Вятке, Алоизий счел свое состояние временным умопомрачением, добыв штаны за баснословные деньги, возвращается в Москву. Увидев сгоревшей свою квартиру, он, как предприимчивый человек, заселился вскоре в прекрасное жилье и пристроился на прибыльную должность в Варьете, наверняка, опять прибегнув к своим доносам.

Только живучий Могарыч без последствий перенес встречу с нечистой силой, ему не довелось побывать в клинике Стравинского как Бенгальскому, Лиходееву, Римскому и другим. И даже пострадавший от нечисти Варенуха иногда по секрету шепчет знакомым, что от такой сволочи можно ожидать всего, чего угодно.

Сочинение Образ Алоизия Могарыча

Произведение Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита”, безусловно, восхищает и поражает каждого, кто его прочёл. Читатели могут вести бесконечные разговоры о главных героях романа: о Мастере, Маргарите, Воланде, но не затронуть второстепенных персонажей все же невозможно.

Одним из таких героев является Алоизий Магарыч. О его внешности мы знаем не так уж и много, но это дает волю нашему воображению. Так, Михаил Булгаков пишет, что Алоизий Магарыч “внешне-то черт знает на что похожий”.

В романе, то есть в жизни Мастера мужчина появляется будто совершенно случайно – нанимает комнату по соседству. На первый взгляд он всего лишь нуждается в общении и вскоре становится приятелем Мастера.

Но что-то в нем настораживает, ведь на Маргариту он все же произвел отталкивающее впечатление. Он уж слишком ей не понравился, но Мастер вступился за нового приятеля. 

Сам Алоизий Магарыч жаловался на то, что ему тесно в своей комнатке и читателю становится очевидно: он завидует Мастеру, а точнее его жилплощади. Чем же герой покорил Мастера? Свой страстью к литературе.

Алоизий Магарыч даже упросил Мастера прочесть его Роман от корки до корки и отозвался о нем так, как и хотел услышать сам автор: с той же точностью и с теми же замечаниями.

Таким образом, хитрый сосед втерся в доверие и решил свою жилищную проблему, написав донос на Мастера, который вскоре оказывается в сумасшедшем доме. А квартира отходит “приятелю”.

Важно

В наказание за подлость свита Воланда выгоняет предателя из дома Мастера, а сам Воланд отправляет Алоизия на поезде без штанов.

Судьба Алоизия Могарыча сложилась совершенно не трагическим образом даже после столь ужасного поступка: штаны он приобрел у проводника за огромные деньги и вернулся обратно. Спустя время Алоизий уже жил в прекрасное комнате, а вскоре работал в кабинете Римского. Работником Алоизий был совершенно никчёмным: за ним было не замечено ни плохих, ни хороших дел кроме назначения нового буфетчика.

Примечательно, что прототипом Алоизия Магарыча был друг  Михаила Булгакова Сергей Александрович Ермолинский.

← Афраний в романе Мастер и Маргарита
← Иуда в романе Мастер и Маргарита↑ БулгаковОбраз Марка Крысобоя в романе Мастер и Маргарита →
Барон Майгель в романе Мастер и Маргарита →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bulgakov/aloizij-mogarych-v-romane-master-i-margarita

Алоизий Могарыч

В романе Булгакова “Мастер и Маргарита” много персонажей, которые являясь второстепенными играют маленькие, но очень важные роли в судьбе главных героев. Это своеобразные шурупчики, которые двигают тот механизм, что отвечает за человеческие судьбы. Именно таким персонажем является Алоизий Могарыч.

Алоизий Могарыч поселяется недалеко от того уютного подвальчика, который снимает Мастер. Он знакомится с хозяином, узнаёт его интересы, втирается в доверие.

Наивный Мастер находит своего соседа (который представился журналистом) крайне умным, очень грамотным, видит в нём человека “с сюрпризом в своём ящике”. Таких людей главный герой называет интересными, хотя сам очень тяжело сходится с людьми.

Он совершенно прав: Алоизий в будущем принесёт Мастеру настоящий сюрприз – разобьёт его жизнь, уничтожит Мастера, как личность и заселится в их с Маргаритой жильё. А в начале знакомства сосед искренне интересуется романом Мастера, даёт автору дельные советы, важные замечания.

Читайте также:  Герои рассказа "дети подземелья": главные и второстепенные персонажи, описание в таблице (список)

Могарыч “заставляет” Мастера прочитать ему роман полностью, помогает в понимании тех моментов, которые цензура ни за что не пропустит. Участие чужого человека трогает Мастера, он доверяет своему соседу (хотя Маргарита оценивает его как отталкивающего).

Мастер восхищён умом Могарыча и его пониманием литературы: “Если я не понимал смысла какой‑нибудь заметки в газете, Алоизий объяснял мне ее буквально в одну минуту, причем видно было, что объяснение это ему не стоило ровно ничего. То же самое с жизненными явлениями и вопросами…”.

О предательстве соседа, которого Мастер считал своим другом, он узнаёт от Воланда и Маргариты. Именно Алоизий пишет донос о том, что у мастера хранится нелегальная литература, чтобы заселиться в его жильё. В реальной жизни имена кляузников и лицемеров, к сожалению, остаются неизвестными.

Авторская задумка построена таким образом, что Могарыча настигает расплата крайне ужасная и унизительная: Воланд со своей свитой отправляет его на поезде в Вятку, при этом мужчина приходит в себя и видит, что находится без штанов. Когда герой приходит в сознание, он убеждает себя, что был в непонятном состоянии, и, возможно, из-за этого сел на поезд в таком виде.

Совет

Предприимчивый Алоизий покупает старые, заношенные брюки у проводника за огромные деньги, возвращается в Москву и вскоре устраивается ещё лучше прежнего. Об одном жалеет персонаж, что потратил большие деньги на пристройку ванны в подвальчик, который отнял у Мастера.

Характеристика образа Алоизия Могарыча возможна только в сочетании с образом Мастера, этот персонаж подчёркивает порядочность, наивность и бескорыстие героя своими отрицательными качествами.

Автор говорит о Могарыче, что он “чёрт знает на что похожий”. Это всё, что известно о внешности героя. Алоизий Могарыч – вечный тип людей: приспособленец, проныра, лицемер. Даже столкновение с нечистой силой не повлияло на героя настолько сильно, чтобы изменить свои жизненные принципы.

Он снова стал руководителем – финдеректором театра, продолжает вести обычную жизнь, урок, который ему преподал Воланд, ничему не научил Алоизия. Такие люди имеют самую высокую степень выживаемости, они используют возможности по-максимуму, чтобы прожить жизнь богато и комфортно.

Они непробиваемы, их нельзя сломать, психика у подобных людей тверда и устойчива, как камень. Аллоизий – полная противоположность Мастера.

Алоизий остаётся жив, в отличие от многих положительных героев, этим автор подчёркивает неистребимость подлецов и предателей, они были, есть и будут всегда.

Наша статья содержит подробную характеристику Могарыча в “Мастер и Маргарита”. Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/master-i-margarita/aloiziy-mogarych.html

Помогите составить характеристику , Алоизия Могарыча из “Мастер и Маргарита” ! Что он из себя представляет и какую роль играет в этом романе! Спасибо!

10-11 класс

 Аллоизий Могарыч – второстепенный персонаж романа. Журналист,который вначале был другом Мастера,а потом написавший на него донос. Позже поселился в подвальчике Мастера. 

Ответить

Sabinafedorenk / 14 мая 2013 г., 12:13:16

1 Кто в романе «Мастер и Маргарита» приводит Берлиозу седьмое доказательство существования Бога? а) Мастер; б)

Маргарита;

в) профессор Стравинский;

г) Бегемот;

д) Воланд.

2 Кто из героев стал в финале булгаковского романа «Мастер и Маргарита» профессором истории?

а) Мастер;

б) Степа Лиходеев;

в) Жорж Бенгальский;

г) Иван Бездомный;

д) Никанор Иванович Босой.

3 Где поселился булгаковский Воланд во время пребывания в Москве?

а) в театре Варьете;

б) в гостинице для интуристов;

в) в Доме Грибоедова;

г) в квартире № 50;

д) в квартире Мастера.

4 Какую фамилию берет себе герой булгаковского рассказа «Собачье сердце» Полиграф Полиграфович?

а) Швондер;

б) Чугункин;

в) Барбосов;

г) Полиграфов;

д) Шариков.

5 Что испортило москвичей, по мнению булгаковского Воланда?

а) любовь к роскоши;

б) атеизм;

в) квартирный вопрос;

г) соведская идеология;

д) бедность.

6 Что попросил Левий Матвей у Понтия Пилата?

а) денег;

б) свободы;

в) помилования Иешуа;

г) Священное писание;

д) кусочек пергамента.

7Какую операцию делает собаке герой булгаковского «Собачьего сердца» профессор Преображенский?

а) вживляет фантазию;

б) делает пересадку сердца;

в) трансплантирует человеческий гипофиз;

г) трансплантирует обезьяний гипофиз;

д) делает трепанацию черепа.

Вы находитесь на странице вопроса “Помогите составить характеристику , Алоизия Могарыча из “Мастер и Маргарита” ! Что он из себя представляет и какую роль играет в этом романе! Спасибо!“, категории “литература“. Данный вопрос относится к разделу “10-11” классов.

Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “литература“.

Обратите внимание

Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Источник: https://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/2287302_pomogite-sostavit-harakteristiku-aloizia-mogaryca-iz-master-i-margarita-cto-on-iz-seba-predstavlaet-i-kakuu-rol-igraet-v-etom-romane-spasibo/

Цитатная характеристика Мастера из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Мастер – один из главных персонажей романа Булгакова, хотя и появляется только в 13 главе: «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно тридцати восьми».

Автор не называет нам его настоящего имени, так и сам герой на просьбу представиться, отвечает: «Не будем об этом». Прозвищем Мастер именует его возлюбленная Маргарита, в знак признания его литературного таланта.

Сам же он считает себя недостойным этого прозвища, говорит, что Маргарита из каприза преувеличивает его гениальность.

Образ Мастера несет автобиографические черты самого Булгакова. Ему 38 лет – возраст Булгакова в год начала написания романа и знакомства с будущей женой. В клинике Стравинского Мастер рассказывает Бездомному, что ранее был профессиональным историком, работал в музее, имел семью (что совпадает с прошлым автора романа).

Затем герой случайно выигрывает в лотерею сто тысяч рублей, оставляет работу в музее, снимает квартирку в арбатском подвале и начинает писать роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, по-своему интерпретируя евангельские события.

В это же время он знакомится с Маргаритой: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Невозможность опубликования романа из-за травли критиков приводит Мастера к нервному срыву и депрессии.

Важно

По ложному доносу «друга» Алоизия Могарыча, который мечтает занять комнаты Мастера, он попадает в тюрьму на несколько недель, выходит оттуда полностью сломленным и раздавленным, сам приходит в клинику Стравинского, считая себя неизлечимым душевнобольным.

В клинике он знакомится с поэтом Иваном Бездомным, которого впоследствии называет своим «учеником» и поручает ему закончить роман о Понтии Пилате, и которому будет являться во сне в ночь весеннего полнолуния.

По просьбе Маргариты Воланд «извлекает» Мастера из клиники. Однако он совершенно подавлен и сломлен морально: «…Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде.

В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, — он …

положил руку на голову Маргарите, — меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.»

Воланд возвращает Мастера и Маргариту в арбатский подвал. Будучи отравленными Азазелло, они присоединяются к свите Воланда.

По словам Левия Матвея, Мастер «не заслужил света, он заслужил покой». Этот покой он и обретает в конце романа, покой и полное забвение.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/citatnaya-xarakteristika-mastera-iz-romana-m-bulgakova-master-i-margarita/

Система образов Романа “Мастер и Маргарита”

Система образов. Вследствие того, что роман состоит из двух частей, в нем два главных героя: Мастер и Иешуа. Они являются героями-двойниками. Соответственно двойниками являются и мно­гие второстепенные персонажи. Так, Иван Бездомный и Левий Матвей являются последователями своих учителей, Алоизий Могарыч и Иуда из Кириафа – их предателями.

Мастер пишет роман об Иешуа и Понтии Пилате. Своим рома­ном он утверждает мысль о том, что борьба добра со злом вечна. Для него не страшен князь тьмы, ибо Мастер не верит ни в темные, ни в светлые силы.

Для него существует вера в самого Человека и неизменные нравственные законы. Мастер уходит из земной жиз­ни, но обретает покой. Однако настоящей наградой для него явля­ется самоотверженная любовь Маргариты. Судьба Мастера во мно­гом повторяет судьбу Булгакова.

И в Елене Сергеевне можно заметить черты Маргариты.

Любовь Мастера и Маргариты разрушается при столкновении с внешним миром и восстанавливается с помощью потусторонних сил. Маргарита встает на путь самоотдачи, жертвуя собой ради лю­бимого человека. Она предпочитает Мастера своей богатой, безза­ботной жизни в доме мужа, затем приносит себя в жертву во имя любви, став ведьмой ради того, чтобы узнать что-либо о Мастере.

Совет

Понтий Пилат себе и людям кажется человеком могуществен­ным. Но проницательность Иешуа поражает прокуратора. Самодо­вольство наместника, его право распоряжаться всем поставлено под сомнение. Прокуратор решает судьбу Иешуа. Но в действительно­сти истинную свободу обретает Иешуа, а не Понтий Пилат, оказав­шийся заложником собственной должности, карьеры, совести.

Читайте также:  Образ и характеристика кирибеевича в поэме "песня про царя ивана васильевича..." лермонтова: описание в цитатах

Иешуа ничего не боится, обладает неимоверной силой духа. Его жизненная философия заключена в словах, которые по своему со­держанию и значению актуальны во все времена. Свободный в мыс­лях и чистый душой, Иешуа говорит: “Злых людей нет”; “всякая власть – насилие над людьми”; “настанет время, когда не будет ни кесарей, ни другой власти. Человек перейдет в царство истины”.

Воланд со своей свитой приезжает в Москву, чтобы посмотреть, насколько изменились люди, не напрасна ли была жертва Иешуа. На представлении в театре “Варьете” он видит, что люди не изме­нились: “Люди как люди, квартирный вопрос только испортил их”.

Доносы, жадность, взяточничество москвичей мало чем отличают их от жителей Ершалаима. Воланд – то зло, без которого не может существовать равновесие и справедливость в мире. Это суд вечно­сти, воздающий каждому по заслугам.

Мастер как и его герой Ие­шуа Га-Ноцри оправданы этим судом.

Изображение Москвы 30-х годов дано писателем необыкновенно ярко. С иронией, а порой и гротеском представлен Булгаковым ли­тературный союз МАССОЛИТ, в описании которого легко можно уз­нать РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей) того времени.

Литературная среда предстает в изображении Булгакова весьма неприглядно. Писатели озабочены не столько творческими проблемами, сколько бытовыми: дачными, продовольственными и др. Среди изображенных Булгаковым писателей ни один не занят непосредственно творчеством.

И за все эти грехи, за безверие рас­плачивается Берлиоз, стоявший во главе литературного общества.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Система образов Романа “Мастер и Маргарита”« “Что значит быть вежливым” сочинениеМое любимое стихотворение Пушкина »

Источник: https://schoolessay.ru/sistema-obrazov-romana-master-i-margarita/

Особенности системы образов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Особенности системы образов в романе М. А. Булгакова. Роман М. А.

Булгакова «Мастер и Маргарита», ставший программным произведением для творца и хрестоматийным для всей русской литературы, является сложным как композиционно, так и стилистически.

В сюжете параллельно сосуществуют, объединяясь затем в единое целое, два мира — мир Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри и Москва 30-х годов XX века, современная писателю.

С такой необычной композицией связана не менее сложная система персонажей, включающая в себя большое количество двойников, антитез и параллелей. В состав романа входят два самостоятельных, но объединенных общими моральными и этическими представлениями автора и героев повествования.

Обратите внимание

Первое происходит в библейские времена и связано с судьбой прокуратора Понтия Пилата, второе живописует судьбу Мастера. Оба рассказа противопоставлены друг другу. Но при этом находятся в сложном идейном и эмоциональном единстве. Рассказ о Понтии Пилате занимает меньшую часть в общей композиции произведения.

Но при этом ) его смысловая роль очень важна, так как эта часть текста содержит глубокий философский подтекст. Он состоит из четырех глав, рассыпанных, перемешанных с главами из цикла о Мастере. Первая глава, «Понтий Пилат», излагается Берлиозу и Бездомному Воландом, вторая — «Казнь» — является сном Ивана Бездомного, увиденным в психиатрической лечебнице.

Последние две части — «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» и «Погребение» — становятся восстановленными Воландом частями погибшей рукописи Мастера.

Уже на этом этапе становится ясно, что меньшая часть романа о Понтии Пилате вводится в основную тему с помощью персонажей — Воланда, рассказывающего начало истории и восстанавливающего окончание, Бездомного, наблюдающего основное развитие действия во сне и Маргариты, читающей финальные строки. Образ Мастера как творца этого произведения проходит через все три персонажа, объединяя их.

Главы, посвященные прокуратору Иудеи, отличаются не только временными рамками от основной сюжетной линией, но и необычной стилистикой — скупой на эпитеты, мерной, чеканной, действительно передающей ощущения прочтения Ветхого и Нового заветов. В главе «Казнь» стиль становится возвышенно-патетическим, приближающимся к высокой трагедии: «Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!»

Основная часть романа про Мастера посвящена современным реалиям московской жизни, ее нравам и обитателям. Здесь встречаются и острые сатирические и гротескные сцены, и лирическо-драматические и фантасмагорические моменты.

Здесь есть как низкая, дворовая лексика, характерная для самих москвичей и членов свиты Воланда («Если ты, сволочь, еще раз позволишь себе впутаться в разговор…»), так и высокий поэтический стиль, присущий отрывкам о Мастере и изобилующий эпитетами, тонкими метафорами и ассоциациями («тревожные желтые цветы»).

Следует также заметить, что сцены, посвященные похождениям Воланда и его шайке, сводятся к одному сказочному сюжету — встреча, испытание, разоблачение,наказание.

Важно

Личность Воланда является в романе второстепенной, но смысл, заложенный автором в этот образ, имеет вселенское значение в рамках повествования. Со своей свитой он приезжает в Москву для того, чтобы узнать, оказалась ли жертва, принесенная Иешуа в далекие времена полезной и принесла ли она какую-нибудь пользу.

Однако увиденная им современная писателю Москва сильно разочаровывает его. Увиденные им люди остаются такими же, какими и были — в меру алчные, корыстолюбивые, но и достаточно милосердные.

«Люди как люди, квартирный вопрос только испортил их» — эта фраза стала крылатой и применяется до сих пор. Люди, живущие в Москве, не чувствуют своей ответственности.

Потому в городе процветает взяточничество, доносы, ложь.

Однако жители Пилатского Ершалаима также не отличаются от москвичей и также не ощущают своей ответственности. Выбирая на смерть невиновного Га-Ноцри вместо действительно провинившегося злодея Вар-Раввана, люди тем самым прислуживают злу и тьме.

Мотив прислуживания тьме встречается и в современной Москве. Посетители Варьете, поменявшие с;вою старую одежду на новую, заключают тем самым договор с дьяволом. Те, которые подобрали летящие банкноты, были наказаны за свою жадность.

За свою неспособность правильно работать и выполнять наложенные обязательства наказан директор зрелищного сектора — Булгаков в лице своего инфернального героя смог наглядно показать, что такую работу способен выполнить даже пустой костюм.

Отправлен на «перевоспитание» в Ялту Степа Лиходеев, наказан Никанор Иванович, доказавший свою жадность выбором между положенным и деньгами. Во всех перечисленных эпизодах Воланд и его свита выступают в качестве длани карающей, несущей справедливость и возмездие.

Роман, состоящий из двух внешне независимых миров, имеет и две системы образов, во главе которых становятся Иешуа и Мастер. Это герои-двойники. Такими же двойниками являются Иван Бездомный и Левий Матвей как последователи своих учителей, Алоизий Могарыч и Иуда из Кири-афа как предатели.

Немаловажна в произведении и любовная линия. Она так же сложна и ассоциативна, как и весь роман. Так отношения Мастера и Маргариты напрямую связаны с со сменой времен года. Идиллическая по своей сути история любви рушится, сталкиваясь с суровыми условиями быта.

Совет

Восстановить ее помогают все те же потусторонние силы, должные делать зло, но в итоге восстанавливающие справедливость. Как и многие герои произведения Мастер и Маргарита оказываются перед необходимостью выбора.

Мастер делает свой выбор, сознательно отрекаясь от ставшего ему ненавистным романа про Понтия Пилата — слишком много поря принес ему этот роман. Маргарита жертвует собственным счастьем, встает на путь самоотречения ради любимого человека.

Маленькую, бедную квартирку Мастера она предпочитает шикарным апартаментам, полному обеспечению и личной служанке. Да и стоит ли думать о жилищных условиях, если на кону здоровье любимого человека? Она отдается безропотно нечистой силе и становится ведьмой только ради Мастера, за что обретает вечную и истинную любовь.

Булгаков нарочно идет против жанровых канонов в романе, описывая в нем не отдельные человеческие судьбы и даже не судьбы народа, а слитую воедино судьбу всего человечества.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет так называемую рамочную композицию, то есть роман помещен в романе.

Можно выделить здесь два стиля повествования, отличающиеся друг от друга и интонационно выделяющие части, двух главных героев, похожих,-как отражение в зеркале.

Несмотря на сложность в формировании композиции и системы образов в романе, ощущение разрозненности произведения не возникает. Тайна композиционной целостности романа — в нитях, связующих прошлое с настоящим и перетекающих в будущее.

Источник: https://www.prepodka.net/osobennosti-sistemy-obrazov-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector