Критика о комедии “недоросль” фонвизина, отзывы критиков и писателей

Рецензия на пьесу Д. Фонвизина «Недоросль»

Рецензия Екатерины Петроченко на пьесу Д. Фонвизина «Недоросль» в рамках конкурса «Моя любимая книга» литературного портала «Букля». Другие работы Екатерины.

Почему-то, когда нам задавали прочитать «Недоросль» в школе, у меня было сильное нежелание знакомиться с этим произведением. Оказалось – зря.

Для начала познакомимся с писателем, автором этого произведения (и пару слов об истории создания). Замысел появился и сложился У Фонвизина по возвращении из Франции, где он пробыл на протяжении около полутора лет. А работа над комедией занимает у литератора около трех лет.

Обратите внимание

Комедия написана в стиле классицизма и поэтому содержит немало поучительных элементов. Это все изложено доступно и понятно. Как и все произведения этого стиля, данное достаточно прямолинейное.

Но это не мешает с удовольствием наслаждаться чтением. Читается легко, с увлечением. Мы можем задумывать над этим и не понимать до конца, а Фонвизин выразил на бумаге все прописные истины.

Именно поэтому это произведение как никогда актуально.

Что характерно для этого произведения это то, что все герои четко разделены на «плохих» и «хороших». Даже не то что бы хорошие, есть даже идеальные, например воплощением женского идеала является Софья, а мужчины – Милон.

Они могли бы устроить совершенную совместную жизнь и в дальнейшем воспитывать детей. Что нельзя сказать про Скотинина и Простаковой. Совершенно ясно, что выйдет из всего этого. Здесь нет взаимность, помощи и даже простой дружбы, которая просто необходима.

А потом и вырастают такие вот недоросли-Митрофанушки. Это и служит нам примером. Все образы преувеличены и довольно нарочиты, но это не мешает процессу чтения. Все пороки, которые есть в героях (да и не только – это ведь сатира), выведены на поверхность.

Даже фамилии характеризуют героев, но беда в том, что в реальной жизни не всегда можно распознать человека по имени.

Это произведение может показаться карикатурой на все что есть русское, но правильнее сказать, что все написано так, как есть. Все взято с натуры.

Это произведение считается лучшим из всех написанных Фонвизиным. Он жестоко осмеял все: безграмотность, подлость и зависть. Все словно подано на блюдечке. Только смотри и учись. В комедии заключен призыв стремиться к совершенству, к лучшему.

Важно

Его очень важно правильно преподнести и внять этому призыву. И приятное впечатление не заставит себя ждать в проявлении. Очень многогранное и разнообразное произведение. Есть над чем поразмыслить. Заинтересовывает почти с самого начала. Просто замечательная классика!

Рецензия написана в рамках конкурса “Моя любимая книга”.

Автор рецензии: Екатерина Петроченко.

Источник: https://buklya.com/d-fonvizin-nedorosl.html

Рецензии на книгу Недоросль

Потрясающая комедия! Фонвизин поднимает очень много проблем. Основные проблемы – это проблема жестокого обращения помещиков к крестьянам и проблема воспитания и образования молодых людей, столь важная и в наше время.
Более того, автор на примере своих героев четко показывает каким человеком надо быть и каким быть не стоит.

Митрофанушка – главный герой. Он невежда, лежебока и маменькин сынок, у него полностью отсутствует хоть какая-нибудь цель в жизни. С образом Митрофана в пьесе и связана важная для просветительской литературы идея воспитания. На образе Митрофана автор учит нас тому, что не надо халатно относиться к учебе, как это делает наш “недоросль”.

Его “познания” в арифметике или грамматике вызывают чувство смеха. «Дверь… Эта? Прилагательна. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана… дверь стоит не навешена: так та покамест существительна», «Нуль да нуль – нуль. Один да один… (Задумался).

Так же Митрофан был ужасным грубияном, особенно это хорошо видно по его отношению к другим героям пьесы. Няню, которая воспитывала его, которая пыталась научить его хоть чему-нибудь он называл «старой хрычовкой». С учителями Митрофан обращается, как его матушка с крепостными: «Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать».

И даже к матери, которая любила его слепой материнской любовью, он был равнодушен, «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».

Г-жа Простакова – мать Митрофанушки, очень яркая представительницей класса помещиков. Она делает жизнь в доме невыносимой, из-за нее в семье господствует деспотизм и жестокость.

Эта помещица уверена, что она обладает полной властью над слугами и крестьянами. Будучи сама глупой и необразованной женщиной, Простакова старается оградить от обучения и сына. Она боится просвещения и призирают умных людей.

Простаков – отец Митрофанушки, из-за деспотизма своей жены, превратился в безвольного, “маленького”, и слабохарактерного человека. Он всегда старается угодить своей жене и не имеет права голоса в семье. Типичный подкаблучник.

Совет

Скотинин – брат г-жи Простаковой, любит свиней, полностью оправдывает свою фамилию. Нравственно и морально деградированный человек. Чтобы не походить на Скотинина, комедия учит нас любить людей, быть альтруистичным и не женится на человеке лишь из-за того, что в его деревне водятся свиньи.

Стародум – положительный герой комедии, стародум — человек, с которого стоит брать пример, потому что он никогда не отступал от своих правил, не льстил, не пресмыкался, все свои силы отдавал служению Родине.

Он презирает таких людей, как Простакова, Митрофанушка, Скотинин, но все они льстят ему для того, чтобы выдать Митрофана замуж за ее племянницу.

«Недоросль» учит любить свое Отечество и быть ему полезной, об этом в комедии говорит Стародум: «…есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить».
Стародум никогда не болтает попусту, всегда даёт советы, рассуждает, но кроме того, он также шутит и смеётся.

Подобными качествами обладают и Правдин – член наместничества; Милон – жених Софьюшки; Софьюшка – племянница Стародума. Они – пример идеального гражданина. Они образованные и нравственно воспитанные люди.

Из этого всего мы можем сделать вывод, что не надо быть похожей на госпожу Простакову, на ее мужа, на Митрофанушку и на Скотинина, а стараться воспитывать в себе качества, присущие Стародуму.

Еще хотелось бы отметить, что язык повествования не очень сложен, да старинные обороты вызвали неудобства, но следует принять во внимание время написания пьесы и понять, что двести с лишним лет назад язык-то был другой. Более того, Фонвизин смог полностью завлечь читателя, перенести его в центр происходящих событий, дать ему самому прочувствовать атмосферу.

Я уверена, что хотя бы несколько человек, прочитавших комедию «Недоросль», чему-нибудь научатся. В этом мире нет места плохим качествам – в этом мире должно быть собрано самое лучшее, чтобы он мог существовать в гармонии.

#конкурсрецензий2

Источник: http://readly.ru/book/30617/reviews/

Отзывы читателей о книге «Недоросль» отзывы и рецензии читателей на книгу автора — Денис Фонвизин — MyBook

Когда я начинала читать эту пьесу, моему нежеланию не было конца: до того она казалась мне скучной и неинтересной. Но практически с самых первых страниц меня завлекло всё это действо – а это один из ключевых моментов для драматурга – заставить зрителя прочувствовать, прощупать все тонкие сюжетные линии, что заложены в основе и ощутить остроту назревающего конфликта.

Я бы не сказала, что язык повествования очень сложен, но эти старинные обороты речи и слова временами вызывали неудобство, впрочем, следует принять во внимание время написания пьесы и понять, что двести с лишним лет назад язык-то был другой.

Но мне понравилось, как нарочито уважительно и с тонкой иронией говорят положительные персонажи или же грубо и просто произносят свои слова отрицательные герои – ведь в этих оборотах и звучит весь идейный пафос произведения! К тому же мне, как будущему филологу, безумно интересно читать произведения различных эпох и направлений в русской литературе: как менялся язык со временем, какие слова уходили в небытие, какие появлялись, как строилась конструкция речи в разные годы, как менялся стиль разговора и т.д. и т.п.

Обратите внимание

Немного рецензий я прочла на это произведение, но услышала такую мысль, что характеры героев уже не имеют должного действия на современного читателя. Я частично соглашусь с этим, потому что времена сейчас действительно другие, но давайте примем во внимание, что это классицизм с присущим им чётким разделением персонажей на “плохих” и “хороших”.

Стародум, Софья, Правдин, Милон, даже Цыфиркин – ну что найдёшь в них отрицательного? Они будто бы идеальны! Но в новаторство Фонвизина в другом: его отрицательные герои не так-то просты, как кажутся с первого раза.

Возьмём хотя бы Простакову: злая и безграмотная баба, которая только и умеет, что властвовать и командовать своими слугами; однако она по-рабски любит своего сына и за него готова отдать свою жизнь – в ней уже проскальзывают черты, которые мы не можем отнести только к отрицательным.

Но вспомним концовку пьесы, когда Митрофанушка отмахнулся от матери – здесь мы видим горе страдающей женщины, её боль, и мне действительно стало её жалко, но как сказал Стародум: “Вот злонравия достойные плоды!”.

Простаков на то и Простаков, что дуралей и подкаблучник, Скотинин тоже полностью оправдывает свою фамилию, в Кутейкине воплотилась жадность (правда, не так явно, только в конце), а вот сын Простаковых не так-то прост: он хоть и глуп, да хитёр, знает, как извлечь выгоду для себя, где и как под кого подстроиться.

Конечно, комедия Фонвизина поднимает очень много проблем, и одна из них – проблема воспитания, столь важная в наше время. Да и рассуждения Стародума и компании о чести, долге, совести, любви и добродетели пусть и слегка наивны, но они продолжают действовать и сейчас, а значит, актуальность пьесы присутствует до сих пор, в нашем информационном и техногенном мире.

Это как в произведениях Жюля Верна: читая их, удивляешься, насколько герои идеализированы, но именно это заставляет по крайней мере меня работать над собой, стремиться к человеческому идеалу и верить, что когда-нибудь мы станем хоть чуточку добрее.

Я не помню, когда в первый раз проходила “Недоросль” – в классе 8м, наверно, и тогда не могла оценить всей прелести этой комедии.

Замечательный язык, прекрасные монологи и диалоги, интересные герои – это произведение обязательно должно быть прочитано любителями классики и русской литературы.

Важно

Поинтересовалась у сестры, которая совсем недавно проходила это произведение, и убедилась, что многое зависит от подачи материала учителем – её одноклассники читать не любят (да и она сама этим грешит), но они эту книгу читали и она им понравилась. Кто знает, может быть первое приятное впечатление когда-нибудь приведёт их к желанию перечесть эту пьесу..? Надеюсь, это когда-нибудь случится, и тогда они, уже более взрослые и понимающие, оценят “Недоросля” по заслугам.

А я лишь кланяюсь Денису Ивановичу Фонвизину.

Источник: https://MyBook.ru/author/denis-fonvizin/nedorosl-2/reviews/

Денис Фонвизин “Недоросль” (1782)

О пресытившихся жизнью поведал Денис Фонвизин в позднем “Недоросле”. Уж если и искоренять, то образовавшийся в рядах помещиков застой, привыкших брать без остатка им принадлежащее, не улучшая и не способствуя приумножению.

Всего лишь взять, пожить в своё удовольствие и со спокойной душой умереть, оставив наследникам разорённое хозяйство. И плакали бы дети от такого отношения родителей, только не тянет их к переменам.

Ежели о тебе позаботятся, накормят, обеспечат будущее, то и желания стремиться вперёд не появится. Не обходится и без наследственности – если родитель не стремился к переменам, не будет к ним тяги и у его детей.

Да вот наметились в обществе новые веяния, к которым необходимо прислушиваться. Более не получится отсидеться, прикрываясь невежеством, если не желаешь прослыть посмешищем.

Кто он – недоросль? Молодой дворянин, не получивший образования, либо подросток, до получения образования не доросший. А куда пойти без образования в конце XVIII века? Нигде тебя не примут, будь ты хоть высокого положения. Оставаться тебе помещиком где-нибудь в провинции, откуда ты и не выберешься никогда.

Тебе оно и не требуется: крестьяне принесут доход, подлатают дыры в твоём доме и уберегут от скуки развлечениями. Что же ты? Ты – интеллектом не выше пня, твои же крестьяне, поверь, умнее тебя. Им бы учиться и становиться светочами науки. Жаль, связаны за спиной их руки.

Читайте также:  Штокман в романе "тихий дон" шолохова: образ и характеристика (иосиф давыдович штокман)

И как тут стихами не говорить, покуда продолжает скудоумный тебя лучше жить?

Но учиться необходимо. Это понимает даже родитель, который в действительности ничего не понимает. Нанимает бездарных учителей, те пытаются учить и не могут обучить простейшему. Не получается у них заинтересовать ученика предметом, имели бы представление о данном предмете сами.

Совет

Как не смеяться и не ужасаться этому? Фонвизин негодует, обнажает общественные пороки и стремится показать всем, насколько глубоко сгнила та часть населения, на чьих плечах держится Россия.

Коли плечи сии готовы переложить тяжесть России на другие плечи, то стоит ли рисковать на них опираться дальше?

И что же сообщает читателю пьеса, кроме высмеивания деградирующих помещиков? Например, нежелание самих помещиков дать дорогу другим, требуя от тех знаний, которые они нигде не могли получить. Ежели их обстирывают, то должны делать это на высшем уровне. Если готовят еду, то желательно в духе лучшей кулинарии европейских держав.

Отчего-то не понимают помещики, что знания не приходят без стремления к ним. И не понимают, что стремления мало – необходим источник информации. Помещики гнили сами, поражая гнилью прикреплённых к ним крестьян.

В России рыба всегда гниёт с головы, ибо тот виноват, кто кладёт в карман мимо общей сумы, набивая брюхо своё, пока Россия голодом томима, а он всё кладёт и кладёт мимо.

Что остаётся помещикам, если у них разоряется хозяйство? Вся надежда на брак. Необходимо найти невесту из богатого дома.

Проблема в том, что богатый дом потому и богат, поскольку не живёт заслугами отцов, прикладывая усилия к приумножению имеющегося, не позволяя пустить на ветер ему доставшееся.

Не отдаст такой дом в невесты к недорослю дочь, поскольку и дочь под стать дому – не пожелает обременить себя нахлебником. Потому и краток жизненный путь недорослей, обязательно существующих сейчас, но вырождающихся завтра.

Читатель скажет – со всеми бывает. И будет прав. Проблема недорослей вечна. И в лучшем из домов начинается спад. Но почему бы не рассказать о проблемах, беспокоящих общество? Вот Фонвизин и рассказал.

Дополнительные метки: фонвизин недоросль критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Denis Fonvizin The Minor analysis, review, book, content

Обратите внимание

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | ЛитРес | Ozon | My-shop

Это тоже может вас заинтересовать:
– Перечень критических статей на тему творчества Дениса Фонвизина

Источник: http://trounin.ru/fonvizin82/

Все отзывы о спектакле «Недоросль» – Афиша-Театры

“Не хочу учиться — хочу жениться.”

“Умри, Денис, лучше не напишешь”, – именно так, по легенде, в своё время сказал князь Потёмкин автору скандальной комедии Фонвизину.

И было за что – дерзкая, неприкрытая сатира на пороки “высшего света”, бесцензурная, смелая критика Екатерининского дворянского общества, громогласное заявление об одной из самых серьёзных бед России XVIII века – критическом положении крепостных крестьян, которых даже людьми в то время не считали.

Фонвизин в своей манере – лёгкой, шутливой и максимально прямой – рассказывает историю ленивого и избалованного недоросля Митрофанушки, его матери – деспотичной крепостнице Простаковой, у которой “под каблуком” ходит муж-недотёпа, и о её брате Скотинине, которые, в погоне за наследством воспитанницы Простаковой Софьи, готовы глотки друг другу перегрызть, лишь бы урвать лёгкие, как им кажется, деньги.Постановка – восхитительна – весёлая, лёгкая, озорная, красивая, и в то же время – сохранившая посыл автора, глубокая и воспитательная, хоть и без откровенных нравоучений. И что самое интересное – история до сих пор не теряет своей актуальности, проходя сквозь века вечным напоминанием о жестокости человеческой природы. Недаром пьеса изучалась и ставилась во все времена, оставаясь одним из важнейших произведений каждой эпохи и не теряя своего важного значения.Главная идея спектакля – через призму добра и юмора осудить традиционное дворянское воспитание, необразованность и свинское отношение к тем, кто ниже тебя по рангу. Ведь во времена правления Екатерины II русский крепостной ничем не отличался от того же раба на плантации, и Фонвизин как никто другой видел это и боролся, как мог, с пагубным деспотизмом самодержавия того времени, впрочем, дошедшим и до нас с Вами.При этом – взгляд на события комедии в оперетте-водевиле Александра Журбина на либретто и стихи Льва Яковлева весьма свежий и необычный, сверкающий новыми красками. Одновременно с беспощадным высмеиванием людских пороков и дворянского разгула, спектакль противопоставляет невежеству блистание ума, беспределу – благородство, деспотизму – любовь. Юмор соседствует здесь с глубокими размышлениями о вечных проблемах, и подана история так грамотно, что будет интересна как школьникам, так и их родителям.Постановка поражает, в первую очередь, своим небывалым размахом – шикарные, безумно красивые декорации Татьяны Мировой (особенно порадовали облака и птицы в конце первого акта), восхитительные аутентичные костюмы Елены Бочковой (“говорящие” ничуть не меньше, чем фамилии героев), оригинальное световое решение и филигранная сценография Геннадия Чихачёва – выверенная, как и всегда, до миллиметра. И, конечно же, волшебная музыка театрального оркестра под управлением бессменного маэстро Владимира Янковского. И хотя, на мой личный взгляд, музыкальное сопровождение немного не дотягивало до уровня Чихачёвской же “Плахи”, я, тем не менее, полностью проникся спектаклем. Особенно приятно было погрузиться в эпоху правления Екатерины II вместе с чарующими мелодиями клавесина и завораживающих струнных аккордов.Впечатлили меня оригинальные “заставки” перед каждым актом – очень интересная режиссёрская находка и маленькое театральное волшебство – замечательная идея и отдача дани “невидимым” трудягам сцены. А над оригинальным трюком с прудом и, лодкой я откровенно хохотал, когда шок от неожиданности прошёл. Как и над прелестными и милыми свинками.Порадовали даже немалочисленные “отходы от канона” – сюжетные изменения и вставки, традиционные для театра. Здесь Чихачёв решил устроить для зрителя небольшой исторический экскурс, включив в повествование персонаж Екатерины II, ведь именно она после выхода “Недоросля”, по сути говоря, на корню испортила автору пьесы жизнь, от чего Фонвизин не оправился до самой своей смерти. Тонко, находчиво, как нельзя впору.Хорошо изображена и интерпретирована и проблематика произведения – жестокость к крепостным, слепая родительская любовь, ведущая к избалованности, неуважение к человеку нижестоящему на иерархической лестнице как личности, деспотизм и выборочная слепота власти, не желающей понимать тех, кто находится “под её крылом”.Понравился и здоровый юмор – добрый, но поучительный. И – чудесный, пусть и не самый достоверный, финал.Что касается актёров – очень много впечатлений.Вадим Поповичев в роли Митрофанушки был бесподобен и вне конкуренции! Избалованный неуч, самый настоящий “маменькин сынок” – идеальное попадание в образ и превосходная игра – как в эмоциональном, так и пластическом плане. Не устаю восхищаться талантами артиста! Браво!Поразила и Софья Жанны Андреевой. Не могу особо отметить вокал артистки, так как зачастую не мог разобрать слов, как это часто бывает в, например, операх, но чистый и звонкий голос и, особенно, истинно кукольная пластичность, хореографический талант, актрисы меня покорили – ни дать ни взять, куколка из табакерки! Шикарно! Очень интересно и точно! Новое открытие.Особенно впечатлил меня Стародум Станислава Якубовского – мощный, пробивной вокал и восхитительный, статный образ Станислава достойны самых громких оваций!Как и Простаков Владимира Куркина – вот уж истинный “муж своей жены” – давно так не хохотал! Один из ярчайших, хоть и второстепенных, героев постановки, однозначно.Посмеялся я и над Скотининым Сергея Рязанова, будто сошедшим со страниц книги.Простакова Ирины Химиной оказалась для меня несколько неожиданной, но от того – не менее впечатляющей и искренней. Очень интересный подход к своей героине!Очень жаль, что в этот раз роль Константина Скрипалёва, исполнившего статного Милона, оказалась такой небольшой – прекрасный образ и очень яркий персонаж.Отдельно хочется отметить семинариста Кутейкина в исполнении неподражаемой Зинаиды Громоздиной – прекрасный, волшебный вокал и, как всегда, – один из самых харизматичных героев спектакля. Наряду с Вральманом Григория Захарьева.Ну и конечно же – бесподобная Анна Альт в роли самой Екатерины II – поистине королевская стать, императорские манеры, божественный голос, пробирающийся до самых глубин души и невероятно аутентичный образ. Особенно хочу отметить эмоциональную игру Анны – я был искренне поражён её императрицей и не мог оторвать взгляда – потрясающая игра! Браво!!

Так что, все два с половиной часа пролетели для меня в одно мгновение, и я однозначно могу порекомендовать спектакль к посещению. Особенно он будет полезен школьникам, в чьей программе обязательно присутствует пьеса Фонвизина про героев, давно ставших именами нарицательными. А Чихачёвке – спасибо за чудесный вечер и шикарную премьеру!

“Вот злонравия достойные плоды.”

Источник: https://www.afisha.ru/performance/104341/reviews/

«Недоросль» Фонвизина: 10 фактов из жизни Митрофанушки

«Не хочу учиться, а хочу жениться» — жизнеутверждающее высказывание Митрофанушки вот уже третье столетие не теряет актуальности. Первая в истории русской драматургии реалистическая, или бытовая, комедия Дениса Фонвизина подарила и массу ярких образов, и полезных афоризмов. Узнаем 10 фактов из жизни Митрофанушки вместе с Натальей Летниковой.

Идеи «Недоросля» у Фонвизина оформились в Европе. На протяжении полутора лет литератор, будучи во Франции, знакомился с философией, юриспруденцией и жизнью страны. При написании «Недоросля» драматург опирался на статьи из сатирических журналов, произведения Вольтера, Руссо, Дюкло и даже комедии, написанные самой Екатериной II.

Говорящие фамилии — лучшие авторские характеристики.

В набросках главного героя звали Иванушка, но к выходу комедии в свет — уже Митрофанушка, в просторечии «маменькин сынок» — госпожи Простаковой.

Псевдоученый Вральман и чиновник Правдин, Стародум и Скотинин, Софья и Милон, Цыфиркин и Кутейкин — герои самого известного произведения Фонвизина и законченные портреты своей эпохи.

История недорослей в России. Так в ХVIII веке именовали дворянских детей, не достигших возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. Фонвизин наполнил образ ироническим смыслом. Недоросль — необразованный, неотесанный, грубый, эгоистичный молодой человек, а имя Митрофанушка с легкой руки драматурга стало нарицательным.

Самая репертуарная пьеса ХVIII века русской сцены. За год до премьеры автор испытывал произведение на домашних чтениях. Поставить пьесу намеревались и в Петербурге, и в Москве. Московская цензура рисковать не стала. Премьера прошла в 1782 году в Вольном российском театре Петербурга. «Недоросль» пережил множество любительских постановок.

В спектакле Нежинской гимназии роль Простаковой играл Гоголь.

Автор, он же режиссер. Работал над постановкой, распределял роли и сам Фонвизин, и «первый придворный российского театра актер» — Иван Дмитриевский.

Самый знаменитый актер ХVIII века исполнил роль Стародума и стал главным магнитом для публики.

Роль Правдина сыграл яркий актер и драматург Петр Плавильщиков, а образ Еремеевны с блеском воплотил ведущий комик того времени Яков Шумский.

«Умри, Денис, лучше не напишешь» — фраза, приписанная Григорию Потёмкину, стала настоящим историческим анекдотом.

По театральной легенде, после премьеры спектакля в Петербурге к Фонвизину якобы подошел князь Потёмкин с этой фразой. По другой версии — лестный отзыв принадлежит Державину.

«Драматический словарь» того времени сообщал: «Публика аплодировала пьесу метаньем кошельков».

Смехом казнить пороки. Главную свою задачу своего времени комедия выполнила сполна. «Слишком верные списки с натуры», — говорил о персонажах «Недоросля» Белинский; «Всё взято живьем с природы», — вторил коллеге Гоголь; первой народной комедией называли «Недоросля» декабристы.

«Единственный памятник народной сатиры», — называл произведение «русского Мольера» Пушкин.

От бытовой комедии к сатирическому журналу.

В 1783 году вышло первое печатное издание «Недоросля», а спустя пять лет Денис Фонвизин пытался выпускать собственный сатирический журнал с говорящим названием «Стародум» — по имени самого рассудительного героя комедии. Журнал запретила императрица Екатерина II.

«Недоросль» в любимцах и у современных режиссеров. История о Митрофанушке — в репертуаре самого северного театра в мире — Норильского заполярного, а также Рязанского и Нижегородского тюзов.

Читайте также:  Краткое содержание повести "бедная лиза" карамзина: краткий пересказ сюжета (для читательского дневника)

С музыкой Дмитрия Шостаковича и русскими народными мелодиями комедию представляет Детская филармония Петербурга. А в 2015 году «Недоросль» стал еще и мюзиклом — с легкой руки композитора Александра Журбина.

30-летний юбилей Митрофанушки в Малом театре. Современная версия «Недоросля» на этой сцене начинает отсчет с 1986 года. Сыграно более 700 спектаклей.

«Надоело ужасно, — вспоминал Афанасий Кочетков, игравший Стародума, — но вдруг на каком-то спектакле пришли на утренник школьники, и по их реакции я понял… что им интересна позиция этого персонажа, его философия, его размышления…»

Топ-10 цитат из комедии, актуальных по сей день:1. «Не хочу учиться, а хочу жениться». 2. «Как наружность нас ослепляет». 3. «Прямое достоинство в человеке есть его душа». 4. «Имей сердце, имей душу, и будешь человеком во всякое время». 5. «Начинаются чины — перестает искренность». 6. «Наличные деньги — не наличные достоинства». 7. «Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом». 8. «Суженого конем не объедешь, душенька!» 9. «В большом свете водятся премелкие души». 10. «Золотой болван — всё болван».

Источник: https://www.culture.ru/materials/138316/nedorosl-10-faktov-iz-zhizni-mitrofanushki

Kwoman.ru: Фонвизин, “Недоросль”: отзывы о произведении | Отдых и развлечения за 28.02.2019 (Февраль 2019 год)

Комедия «Недоросль», отзывы о которой собраны в этой статье – самое известное произведение Дениса Фонвизина. Это социальный срез российского общества XVIII века, в котором рядом друг с другом уживаются чиновники и крепостные, дворяне и самозваные модные учителя.

Персонажи комедии

Отзывов комедия «Недоросль» получила множество, и в основном положительных. В центре повествования главный герой – Митрофанушка. Он – недоросль, то есть молодой дворянин, не получивший образования.

Рядом с ним его мать – госпожа Простакова, барыня-крепостница, которая управляет всем хозяйством: начиная от дворовых слуг, которых она не считает за людей, заканчивая собственными мужем. Она занимается и воспитанием Митрофанушки.

«Недоросль» Фонвизина, отзывы о котором представлены в этой статье – стандартная пьеса эпохи классицизма. Ее проблематика прямолинейна и очевидна. Автор осуждает дворянское воспитание, а также дикость провинциальных богачей.

Важно

Персонажи четко поделены на положительных и отрицательных. Чтобы у читателя не оставалось никаких сомнений, им даже даны говорящие фамилии. Простаковы и Скотинины – отрицательные герои, Стародуй олицетворяет житейскую мудрость в пьесе, Правдин – положительный персонаж. Со временем имена Простаковой и Митрофанушки стали нарицательными.

Яркие отрицательные персонажи и обеспечили успех пьесы. Об этом можно судить по отзывам о книге «Недоросль». А вот положительные герои получились маловыразительными, скорее резонерами, которые озвучивают авторскую точку зрения.

Создание произведения

Современники автора высоко оценили его юмор, живые и яркие диалоги. Большинство из них давали положительные отзывы о произведении Фонвизина «Недоросль».

Замысел пьесы родился у Фонвизина еще в 1778 году, когда он вернулся из Франции. За границей русский драматург занимался юриспруденцией, философией и исследовал социальную сторону жизни французов, подаривших миру основы просветительской доктрины.

Над «Недорослем» автор работал около трех лет. Окончил ее в 1782 году. Сохранился и ранний набросок пьесы под тем же названием, но с другими персонажами и иным сюжетом. В среде литературоведов его называют «Ранним «Недорослем». При этом до сих пор доподлинно неизвестно, принадлежит ли эта пьеса самому Фонвизину или его неизвестному предшественнику.

Сюжет пьесы

Даже по кратким отзывам о «Недоросле» можно составить представление об этой пьесе. В самом начале перед читателем появляется вздорная и жестокая госпожа Простакова, которая держит в страхе всех окружающих.

Ее единственная слабость – 15-летний сын, которого зовут Митрофанушка. Это ленивый, чрезвычайно избалованный и глупый подросток. Ее супруг – классический подкаблучник.

Он старается жить тихо и меньше попадаться на глаза жене, которая, при случае, может его и поколотить.

В первом действии в гости к главным героям приходит брат Простаковой Тарас Скотинин. Жестокий и при этом крайне глупый помещик. Он хочет договориться о свадьбе с Софьей. Женитьба ему нужна, чтобы заполучить деревни, которыми она владеет.

Сирота Софья живет у Простаковых – она их родственница. За Скотинина она не хочет выходить замуж. Спасение приходит внезапно – выясняется, что к ней едет из Сибири ее дядя Стародум, который назначает ее наследницей своего состояния. Узнав об этом, уже Простакова хочет женить на Софье своего Митрофанушку.

Милон и Софья

Сама же Софья любит Милона, которого не видела уже очень давно. Он стал офицером, а теперь ведет солдат через деревню Простаковых. Милон приходит к ним в гости и выясняет, что его возлюбленную насильно хотят выдать замуж.

В это время Скотинин нападает на Митрофанушку, в котором видит своего противника в борьбе за руку и сердце Софьи. Племянника и дядю с трудом разнимают.

Днем, по традиции, к Митрофанушке приходят его учителя – Цыфиркин и Кутейкин. Но Ленивый подросток не желает учиться. Даже угрожает матери, что утопится в реке, если она будет настаивать на этом.

Приезд Стародума

В третьем действии «Недоросля» к Простаковым заявляется Стародум. Софья обрадована. Тем более старик ей сообщает, что у него есть деньги, которых хватит, чтобы выдать ее за достойного человека, которого она выберет сама.

Внезапно Стародум видит, как Простакова избивает Скотинина за то, что он напал на Митрофанушку. Узнав Стародума, она тут же меняется в лице. Начинает притворяться доброй и миловидной женщиной. Но опытного человека не обмануть этим напускным лицемерием. Он уходит отдохнуть.

Между тем на страницах пьесы разворачивается один из самых забавных эпизодов пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль». Отзыв многих читателей это подтвердит. Это урок Митрофанушки. Правда, он длится всего несколько минут, потому что Простакова хоть и желает, чтобы ее сын вырос умным и образованным, но старается его не переутомлять.

Решается судьба Софьи

В четвертом действии ключевой сценой становится разговор Софьи со Стародумом. В это время старик получает письмо, в котором один из его товарищей рекомендует в мужья Софьи достойного офицера.

Выясняется, что речь идет как раз о Милоне, в которого влюблена девушка. Тут же появляется и Милон, который представляется Стародуму. Старику нравится молодой человек, и он уверенно соглашается на этот брак. Всем в доме Простаковых он объявляет, что Софья отныне помолвлена.

Развязка сюжета

В заключительном действии этой пьесы происходит беседа Стародума с Правдиным. Это чиновник, который уже три дня живет у Простаковых. Он выполняет функцию наблюдателя.

Правдин планирует принять меры против Простаковых, если они по-прежнему будут вести себя также жестоко с окружающими.

В это время в доме раздается крик.

Совет

Простаковы хватаются за последнюю соломинку – они пытаются похитить Софью, чтобы насильно обвенчать ее с Митрофанушкой. Милону удается помешать их плану.

После этого скандала Правдин убеждается в своих худших подозрениях и объявляет Простаковым, что отстраняет их от управления имением. Его забирает под свою опеку государство. Митрофанушку отправляют служить в армию, а госпожа Простакова остается несчастной из-за того, что лишилась своего сына и власти над крестьянами.

Отзывы о пьесе

Отзыв о книге Фонвизина «Недоросль» в числе многих знаменитых литераторов оставил и А.С. Пушкин. В статье «Опровержение на критики» он утверждал, что «Недоросль» – это единственный из сохранившихся памятников народной сатиры, которым в свое время восхищалась не только императрица Екатерина, но и весь ее двор.

Отзыв о «Недоросле» оставил и знаменитый российский прозаик Николай Васильевич Гоголь. Он писал, что в этой комедии автор сумел ярко изобразить истинное человеческое зверство, причина которого в бесчувственном застое, который царит в отдаленных уголках России, в самом захолустье.

Писатель подмечал, что все в этой комедии представляется чудовищной карикатурой и сатирой на русское. Но в тоже время в этом нет ничего карикатурного, потому что Фонвизин ничего не выдумывал, а брал впечатления из окружающей его действительности, которая такой и была на самом деле.

Виссарион Белинский в отзывах на «Недоросль» утверждал, что эта пьеса Фонвизина, как и «Бригадир», никогда не сойдет со сцены русского театра. По его словам, это прекрасная беллетристика, с помощью которой автор угадал, какие пороки нужно было изобразить в его время.

В отзывах на «Недоросль» Фонвизина Герцен подчеркивал, что успех этого произведения значительно превзошел успех предыдущей пьесы автора «Бригадир». Критик также считал, что оно навсегда сохранится в истории отечественной литературы, будет олицетворять русское дворянство, сильно перестроенное реформами императора Петра I.

Также хорошо известны выссказывания об этой комедии известного российского историка Ключевского В.О.

Он называл ее точным зеркалом, в котором Фонвизину удалось подметить русскую действительность, взглянув на нее трезвым взглядом, не омраченным никакими розовыми стеклами.

Обратите внимание

Ключевский с большим вниманием писал отзыв о «Недоросле» Фонвизина, в котором подчёркивал, что автор взял своих героев из обычного житейского омута, который окружал каждого в то время.

Источник

Источник: https://kwoman.ru/fonvizin-nedorosl-otzyvy-o-proizvedenii.html

Анализ комедии Фонвизина «Недоросль»

Комедия «Недоросль», написанная в 1782 году, принесла Фонвизину необычайную известность. Тема, которую затрагивает драматург, привлекла внимание современников своей злободневностью.

Недавняя крестьянская война дала понять прогрессивно мыслящим умам, к которым принадлежал и Фонвизин, что государство нуждается в срочных переменах. Драматург не мог и не хотел оставаться равнодушным к такому социальному злу, как крепостничество.

Его отношение к произволу помещиков и к тому, к каким плачевным последствиям приводит этот произвол, и нашли отражение в комедии.

Фонвизин поставил перед собой цель, отобразить крепостничество в неприкрытом виде, показать быт, господствующий в хозяйстве помещика, характерные нравы обитателей усадьбы. Простаковы-Скотинины на пятьдесят процентов охарактеризованы уже своей фамилией. Под прицел сатиры автора попадают их злонравие, корыстолюбие и недалекость, низменные побуждения.

Митрофан представляет собой нравственного калеку. А искалечен он исполняющей все его прихоти легкомысленной матерью, уверенной, что именно так можно воспитать истинного дворянина.

Сама будучи невеждой, она считая, что изучение наук – это обуза для ее сына. Но, отдавая дань моде, она вынуждена нанимать учителей. Праздность для помещика она ставит превыше всего.

Следствием такого воспитания является грубость и бездушие недоросля не только к учителям и любящей няне, но и к родителям.

Важно

Если для классицизма недопустимы полутона, то есть все герои строго положительные или отрицательные, то Фонвизин в этом плане нарушает каноны жанра: Простакова при всех своих отрицательных качествах – любящая мать.

К концу пьесы ее становится даже жалко: перед нами несчастная мать с неоправдавшимися надеждами на счет любимого сына. Другой особенностью пьесы является обращение автора к простой народной речи.

Иными словами, чувствуется тяготение пьесы к реализму.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Рупором авторских идей и мировоззрения является в пьесе Стародум, который ратует за ограничение крепостничества и возлагает большие надежды на просвещенного монарха.

По мнению Стародума, помещики забыли о своем долге перед страной и в этом вина Екатерины II. Идеалом драматурга, людьми новыми явились Правдин, Софья и Милон, которых драматург наделяет положительными качествами.

Но в отличие от отрицательных персонажей они выглядят неестественными, схематичными.

Финал пьесы выдержан в духе классицизма – зло наказано, а добродетель празднует победу. Но вместе с тем автор показывает правительству, что должно ожидать деспотов.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/04/analiz-komedii-nedorosl.html

Жанровое своеобразие комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”

Сочинения › Фонвизин Д.И. › Недоросль

Готовые Домашние Задания

Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав.

В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания театрального репертуара. Среди этих новинок прежде всего оказалась так называемая слезная комедия, т.

е. пьеса, сочетающая в себе трогательное и комическое начала. Она отличалась не только разрушением привычных

Совет

жанровых форм, но и сложностью, противоречивостью характеров новых героев, которые соединяли в себе и добродетели, и слабости.

Читайте также:  Краткое содержание поэмы "медный всадник" пушкина: пересказ сюжета, поэма в сокращении

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции классицизма.

“На всю жизнь, — указывал Г. А. Гуковский, — его художественное мышление сохраняло явственный отпечаток этой школы”.

Однако пьеса Фонвизина — явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии.

В “Недоросле”, по замечанию первого биографа Фонвизина, автор “уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных”. Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика.

Не довольствуясь одним изображением дворянского “злонравия”, писатель.стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях.

Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что “Недоросль”, по словам Г. А. Гуковского, “полукомедия, полудрама”. Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина — классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Старо дума с Софьей и Ми лоном.

Слезной драмой подсказан образ благородного резонера в лице Стародума, а также “страждущей добродетели” в лице Софьи. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание.

Ее отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь. Чувство, которое испытывают к ней положительные герои — Софья, Стародум и Правдин, — сложно, неоднозначно. В нем и жалость, и осуждение. Сострадание вызывает не Простакова, а попранное человеческое достоинство.

Обратите внимание

Сильно звучит и заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой: “Вот злонравия достойные плоды” — т.е. справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм.

Д. И. Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в.

Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к “благородному” сословию далеко от взгляда стороннего человека: “Я видел, — писал он, — от почтеннейших предков презренных потомков… Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце”.

Комедия Фонвизина — чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие за ней — “Горе от ума” Грибоедова и “Ревизор” Гоголя. “…

Все побледнело, — писал Гоголь, — перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина “Недоросль” и Грибоедова “Горе от ума”… В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества…

Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая — от дурно понятого просвещения”.

Сочинения по теме:

  • Общественно-политическая комедия “Недоросль” Д. И. Фонвизина сочинение
  • Положительные и отрицательные герои комедии “Недоросль” Д. И. Фонвизина” сочинение
  • Митрофан – главный герой комедии “Недоросль” Д. И. Фонвизина сочинение
  • Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль”, как высшее достижение русской драматургии XVIII века сочинение

Источник: http://1soch.ru/fonvizin-di/nedorosl/janrovoe-svoeobrazie-komedii-d-i-fonvizina-nedorosl

Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль»

Денис Иванович Фонвизин – самый известный сочинитель времён правления Екатерины Великой. Денис Иванович появился на свет в апреле 1745 года в Москве.

Его родителями были выходцами из богатого дворянского рода. Представители этой фамилии служили ещё царю Ивану Грозному. Отец – Фон Визин, обрусевший чиновник, являлся представителем древней рыцарской династии.

Родители, как люди просвещённые, стараются дать сыну хорошее образование. Мальчика отдают в лучшую гимназию Москвы, и уже через пять лет обучения его принимают в Московский университет, где он обучается в течение двух лет.

Студент с усердием изучает языки и достигает совершенства в немецком и французском языках, что даёт ему возможность познакомиться с шедеврами великих европейских литераторов.

Важно

Гимназия и философский факультет университета Москвы помогли юноше приобщиться к словесным наукам. Денис Иванович пробует свои силы в актёрском искусстве. Сначала принимает участие в студенческих постановках, а позднее и на профессиональных подмостках Публичного театра.

В ранний период своего творчества Денис Иванович делает переводы литературных трудов многих европейских сочинителей. Молодого человека считают прогрессивно мыслящим и носителем просветительских идей.

Происходит знакомство с группой вольнодумствующих молодых офицеров, результатом сближения с которыми становятся несколько произведений сатирического характера.

Так, в 1769 году написана ставшая невероятно популярной комедия «Бригадир», в которой высмеивается невежество современного дворянства, стремление подражать всему французскому.  Пьесу ставят на сцене столичного театра. У критиков она получает хвалебные отзывы.

Получив повышение по службе, Денис Иванович занимает место секретаря руководителя Коллегии иностранных дел Н. Панина.

Общность политических взглядов, имеющих оппозиционную окраску, сближают Панина и Фонвизина. Оба твёрдо уверены в необходимости прогрессивных и просветительских реформ в России. Эта дружба в дальнейшем будет иметь большое влияние на творчество сатирика.

В стране происходят резкие перемены, вызванные разгромом Пугачёвского мятежа.

В это время Денис Иванович закончил работу над комедией «Недоросль». Именно этому произведению суждено стать самым известным из всех литературных трудов автора.

После триумфа комедии «Недоросль» Денис Иванович пишет прошение с просьбой об отставке, получив которую, все свои силы сочинитель отдаёт литературе. В различных литературных изданиях выходят сатирические произведения Фонвизина.

Во время путешествия по Германии и Италии писатель заканчивает работу и издаёт на французском языке биографический труд, посвящённый жизни Никиты Панина.

Совет

Граф Панин в произведении Фонвизина показан идеальным и весьма просвещённым вельможей, что вызвало недовольство правительства Российской империи. Фонвизину запрещают печатать свои сочинения.

Не был издан пятитомник автора, работа над которым завершилась незадолго до запрета выступлений его в печати.

Тяжёлая болезнь внесла свои коррективы в литературное творчество Дениса Ивановича Фонвизина. Работа над «Чистосердечным признанием в делах моих и помышлениях» продолжалась до последних дней писателя. Это незаконченное произведение является образцом литературного совершенства отечественной прозы.

В декабре 1792 года сатирика не стало. С большими почестями тело его было предано земле в Александро-Невской лавре.

Прочитав название, уже можно понять, о чем автор будет вести речь. Воспитание и образование подрастающего поколения в условиях крепостного права. Чему учится герой пьесы и чему должен учиться? – над этими вопросами размышляет автор через персонажей комедии.

В произведении автор сумел объяснить появление в жизни общества таких персонажей, как Скотинин и Простакова. Комедия обличает невежественных людей, которые имеют неограниченную власть над другими и используют эту власть не во благо. Властвуют жестоко и бессердечно.

Рассмотрим несколько цитат из произведения, которыми госпожа Простакова как нельзя лучше характеризует себя:

«Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому».

«С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

«Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!»

«Врёт он, друг мой сердечный. Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка».

«Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти!»

«Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?»

А вот несколько цитат из речей её брата, Скотинина.

«Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата».

«Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду».

«Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою».

«Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житье одним свиньям».

 «Как! Племяннику перебивать у дяди! Да я его на первой встрече, как черта, изломаю».

А как Скотинин и Простакова относятся к образованию, учению? Пусть они скажут об этом сами.

«Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить». 

«Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань».

«Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтём и без Пафнутьича хорошохонько».

«Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. Кстати ли? Покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет».

«Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки».

И каким же, с такими наставниками жизни, мог вырасти Митрофанушка?

 «Так мне и жаль стало. […]. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку».

«Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему».

«Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать».

«Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна».

Источником нежелания трудиться, нравственного уродства, ненормальных отношений в семье, распространения невежества и необразованности, по мнению автора, является крепостничество.

Обратите внимание

Герой Митрофана не видит необходимости в получении образования. Ему нет нужды в несении государственной службы, потому что беззаботное существование герою могут обеспечить крепостные. Весёлую и сытую жизнь прожили до недоросля все его предки: дед, прадед, так же живёт и его матушка. Праздность и удовольствия – это все о чем мечтает молодой дворянский сын.

Собственные мысли Фонвизин вкладывает в уста таких героев, как Стародум и Правдин.

Какова их позиция? Важно научить молодых людей любить своё отечество, быть честными и правдивыми гражданами, иметь представление о долге и чести, уважительно относиться к людям любого сословия. Они должны презирать низость, бесчеловечность и лесть.

Создавая образ Стародума, автор приписывает герою черты своего отца – Ивана Андреевича Фон Визина, мудрого, образованного, интеллигентного и способного дать достойное образование молодым.

Стародум видит необходимость перемен, избавления общества от пороков и ошибок в деле просвещения молодых людей. На необходимость реформирования просветительства надеется и уповает он.

Д. Фонвизин в своём произведении демонстрирует прекрасное знание народного творчества.

Простонародные слова и ругательства Денис Иванович приберёг для более яркого и убедительного раскрытия невежества и отсутствия элементарной культуры у ближайшего окружения молодого героя. Примерами таких речевых оборотов являются «до завтрева», «первоет».

В основе конфликта лежит несправедливость уклада жизни общества, где существует крепостное право. В духе времени показывает автор сцены бытовых картинок, характеры и повадки дворян, а также особенности речи и своеобразие разговорного языка.

В русской литературе второй половины восемнадцатого века комедия писателя становится настоящим прорывом в жанре сатиры и юмора.

Комедия, созданная Денисом Ивановичем более чем 230 лет назад, и сегодня является золотым фондом отечественной драматургии. Пьеса с неизменным успехом идёт на театральных подмостках как столичных, так и провинциальных театров. «Недоросль» живёт вне времени: пьеса современна в любое время и для любого зрителя.
  

Источник: https://videouroki.net/video/5-d-i-fonvizin-slovo-o-pisatele-nedorosl.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector