«Мертвые души» – обед у Собакевича – Русская историческая библиотека
(Гоголь «Мертвые души», глава 5. См. также статьи Образ Собакевича, Портрет Собакевича, Описание усадьбы Собакевича, Интерьер дома Собакевича.)
– …Что ж, душенька, пойдем обедать, – сказала Собакевичу его супруга.
– Прошу! – сказал Собакевич.
Засим, подошедши к столу, где была закуска, гость и хозяин выпили как следует по рюмке водки, закусили, как закусывает вся пространная Россия по городам и деревням, то есть всякими соленостями и иными возбуждающими благодатями, и потекли все в столовую; впереди их, как плавный гусь, понеслась хозяйка. Небольшой стол был накрыт на четыре прибора. На четвертое место явилась очень скоро, трудно сказать утвердительно, кто такая, дама или девица, родственница, домоводка или просто проживающая в доме: что-то без чепца, около тридцати лет, в пестром платке. Есть лица, которые существуют на свете не как предмет, а как посторонние крапинки или пятнышки на предмете. Сидят они на том же месте, одинаково держат голову, их почти готов принять за мебель и думаешь, что отроду еще не выходило слово из таких уст; а где-нибудь в девичьей или в кладовой окажется просто: ого-го!
Портрет Собакевича. Художник Боклевский
– Щи, моя душа, сегодня очень хороши! – сказал Собакевич, хлебнувши щей и отваливши себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками. – Эдакой няни, – продолжал он, обратившись к Чичикову, – вы не будете есть в городе, там вам черт знает что подадут!
– У губернатора, однако ж, недурен стол, – сказал Чичиков.
– Да знаете ли, из чего это все готовится? вы есть не станете, когда узнаете.
– Не знаю, как приготовляется, об этом я не могу судить, но свиные котлеты и разварная рыба были превосходны.
– Это вам так показалось. Ведь я знаю, что они на рынке покупают. Купит вон тот каналья повар, что выучился у француза, кота, обдерет его, да и подает на стол вместо зайца.
– Фу! какую ты неприятность говоришь, – сказала супруга Собакевича.
– А что ж, душенька, так у них делается, я не виноват, так у них у всех делается. Все что ни есть ненужного, что Акулька у нас бросает, с позволения сказать, в помойную лохань, они его в суп! да в суп! туда его!
– Ты за столом всегда эдакое расскажешь! – возразила опять супруга Собакевича.
– Что ж, душа моя, – сказал Собакевич, – если б я сам это делал, но я тебе прямо в глаза скажу, что я гадостей не стану есть. Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот, и устрицы тоже не возьму: я знаю, на что устрица похожа.
Возьмите барана, – продолжал он, обращаясь к Чичикову, – это бараний бок с кашей! Это не те фрикасе, что делаются на барских кухнях из баранины, какая суток по четыре на рынке валяется! Это все выдумали доктора немцы да французы, я бы их перевешал за это! Выдумали диету, лечить голодом! Что у них немецкая жидкостная натура, так они воображают, что и с русским желудком сладят! Нет, это всё не то, это всё выдумки, это всё… – Здесь Собакевич даже сердито покачал головою. – Толкуют: просвещенье, просвещенье, а это просвещенье – фук! Сказал бы и другое слово, да вот только что за столом неприлично. У меня не так. У меня когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует. – Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел все, обгрыз, обсосал до последней косточки.
«Да, – подумал Чичиков, – у этого губа не дура».
– У меня не так, – говорил Собакевич, вытирая салфеткою руки, – у меня не так, как у какого-нибудь Плюшкина: восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!
– Кто такой этот Плюшкин? – спросил Чичиков.
– Мошенник, – отвечал Собакевич. – Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом.
– Вправду! – подхватил с участием Чичиков. – И вы говорите, что у него, точно, люди умирают в большом количестве?
– Как мухи мрут.
– Неужели как мухи! А позвольте спросить, как далеко живет он от вас?
– В пяти верстах.
– В пяти верстах! – воскликнул Чичиков и даже почувствовал небольшое сердечное биение. – Но если выехать из ваших ворот, это будет направо или налево?
– Я вам даже не советую дороги знать к этой собаке! – сказал Собакевич. – Извинительней сходить в какое-нибудь непристойное место, чем к нему.
– Нет, я спросил не для каких-либо, а потому только, что интересуюсь познанием всякого рода мест, – отвечал на это Чичиков.
За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом в теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось комом в желудке.
Этим обед и кончился; но когда встали из-за стола, Чичиков почувствовал в себе тяжести на целый пуд больше. Пошли в гостиную, где уже очутилось на блюдечке варенье – ни груша, ни слива, ни иная ягода, до которого, впрочем, не дотронулись ни гость, ни хозяин.
Хозяйка вышла, с тем чтобы накласть его и на другие блюдечки.
Воспользовавшись ее отсутствием, Чичиков обратился к Собакевичу, который, лежа в креслах, только покряхтывал после такого сытного обеда и издавал ртом какие-то невнятные звуки, крестясь и закрывая поминутно его рукою. Чичиков обратился к нему с такими словами:
– Я хотел было поговорить с вами об одном дельце.
– Вот еще варенье, – сказала хозяйка, возвращаясь с блюдечком, – редька, варенная в меду!
– А вот мы его после! – сказал Собакевич. – Ты ступай теперь в свою комнату, мы с Павлом Ивановичем скинем фраки, маленько приотдохнем!
Источник: https://rushist.com/index.php/rus-literature/6165-mertvye-dushi-obed-u-sobakevicha
Анализ эпизода Чичиков у Собакевича – Школьные Знания.com
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «ЧИЧИКОВ У СОБАКЕВИЧА» Кулак! Кулак! Да еще и бестия в придачи Н. В. Гоголь Поэма «Мертвые души» явила миру настоящую галерею незабываемых русских характеров. Николай Васильевич Гоголь постарался дать объективную оценку крепостнической Руси, ее бедам и печалям.
Автор одним из первых русских писателей понял разящую силу смеха.
Поднявшись до сатиры, он обличал пороки помещичье-крепостнического строя Руси, видя в нем основное зло, стенами,— дом вроде тех, как у нас строят для военных ftJlM1 тт ^ селений и немецких колонистов… Двор окружен был крепкою непомерно толстою деревянною решеткой… На конюшни, саи кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, пределенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков ож срублены были на диво…
все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли». Собакевич не заботится о красоте, от нее мало пользы, но все в доме устойчиво и тяжеловесно. Каждая вещь неуклюжа, громоздка и как бы сообщает: «И я тоже Собакевич!» Хозяин вряд ли читает книги и занимается каким-либо творчеством, нигде не видно и следа чернил.
Стены комнат украшают картины, от которых присутствующих кидает в дрожь. В доме все обстоятельно и размеренно. Вовремя подают обильный обед, за которым Михаил Семенович (даже имя его медвежье) поглощает огромное количество еды. Он «патриот желудка». Для него трапеза — священный ритуал, один из видов приятного времяпрепровождения.
Собакевич в разговоре с Чичиковым выказывает необыкновенную озлобленность к окружающим. Все, по его мнению, плохи, жулики, мошенники: «За копейку убьют». Губернатор и вице-губернатор — «Это Гога и Магога!
» Чичиков и тут старается приспособиться к поведению и разговору хозяина, нащупывает точки соприкосновения с ним.
Не Успев завести разговор о покупке мертвых душ, Чичиков обескуражен напором Собакевича, готового продать «по сту рублей».
Его жадность непомерна, он забывает, что речь идет об Умерших крестьянах, и расхваливает их, как барышник, что-Ъ1 набавить цену. Но из его уст звучит гимн работникам: -вот, например, каретник Михеев!
ведь больше никаких эки-аей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает °сковская работа, что на один час, прочность такая, сам и °оьет, и лаком покроет!.. А Пробка Степан, плотник?.. Слу231 он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с РШком ростом!..
Милушкин, кирпичник! мог поставить печь Каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть к в рот хмельного! А Еремей Сорокоплехин! да этот мужик од станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил пятисот рублей».
И опять «вылезла» натура Собакевича, главное —деньги v него нет почтения ни к умершим крестьянам, ни признательно сти за их добросовестный труд, а лишь желание продать подо роже «товар», не продешевить.
Какие могут быть разговоры, со мнения, угрызения совести, если нашелся покупатель и на этот «товар». Только бы не упустить своей выгоды.
Писатель не ослабляет сатирического накала, описывая сце-ну передачи денег и расписки Чичиковым Собакевичу.
Оба мошенника прекрасно понимают друг друга, боятся быть обману, тыми, поэтому протягивают одновременно: один — деньги другой — расписку, выхватывая, облегченно вздыхают, что миновали «трудности».
Чичиков, посещая помещиков, впервые в Собакевиче встречает «кулака» под стать себе, поэтому Павлу Ивановичу так тяжело вести дело с Михаилом Семеновичем. Здесь «сшиблись» два капиталистических начала.
Каждый хочет надуть другого и боится «остаться в дураках». Автору отвратительны оба эти характера.
Гоголь хотел видеть Россию свободною и просвящен-ною. Отсюда и появление в конце первого тома поэмыобраза «птицы-тройки», летящей в прекрасное будущее, где ей, верит писатель, уготована лучшая доля.
«…Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Источник: https://znanija.com/task/17390616
Анализ эпизода «Чичиков у Собакевича» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Сатира в творчестве Н. В. Гоголя обрела неповторимое звучание, она без промаха разила пошлость, глупость, чванство, невежество. В поэме «Мертвые души» Гоголь беспрестанно высмеивает помещиков и чиновников, которые, отчаянно цепляясь за свои привилегии, часто оказываются в гораздо более невыгодном свете, чем их крепостные.
Когда мы вместе с Чичиковым попадаем в деревню Собакевича, нам кажется, что здесь должен править превосходный хозяин, настолько здесь все добротно, надежно, как говорится, на века.
Вид его деревни и дома говорит о том, что Собакевич не похож на других помещиков, с которыми Чичиков встречался до этого, ведь даже «на конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво…
все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли».
Однако, знакомясь с Собакевичем поближе, мы понимаем, что для него, как и для Чичикова, главное в жизни — выгода, нажива, обогащение любыми средствами. Внешне он груб, неуклюж, мрачен и немногословен, все в нем «было крупно и прочно», точно вырублено топором.
Очень метко характеризует Собакевича сам Гоголь: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему… показался весьма похожим на средней величины медведя.
Для завершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».
Собакевич не ценит красоту, поскольку видит в ней мало пользы, для него главное — надежность. В его доме все напоминает хозяина, все устойчиво и тяжеловесно, каждая вещь говорит: «И я тоже Собакевич!», «И я тоже очень похож на Собакевича!»
На свете очень мало людей, о которых Собакевич может сказать что-то хорошее, но он не злой, просто, как и Чичиков, хорошо видит внутреннюю сущность людей и не скрывает своего отношения. Губернатор у него «первый разбойник в мире», полицеймейстер — «мошенник», прокурор — «порядочный человек… да и тот, если сказать правду, свинья». Материал с сайта //iEssay.ru
«Наступать на чужие ноги» — привычка Собакевича по жизни, поскольку иначе можно упустить выгоду. Ум, медвежья сила, напористость Собакевича устремлены на то, чтобы выжать доход, не считаясь ни с моралью, ни с нравственными нормами.
Он единственный из помещиков, кто сразу понял, что в основе сделки с Чичиковым — мошенничество, но ради своих интересов он готов продавать мужиков — хоть живых, хоть мертвых.
Его жадность непомерна, и, чтобы набить цену, он начинает на все лады расхваливать крепостных, поскольку, как рачительный хозяин, знает поименно всех крестьян, видит и ценит таланты и достоинства каждого.
Всегда молчаливый и неразговорчивый, Собакевич вдруг становится вдохновленно-красноречивым, воспевая умерших мастеров и ремесленников, но невозможно забыть, что они для него — товар. Ведь и с живыми крестьянами Собакевич ладит лишь потому, что понял: это выгодная собственность.
Человеколюбие отсутствует в перечне достоинств этого звероподобного человека. Хитрый, осторожный, скрытный и прижимистый, Собакевич при случае готов на запугивание и прямой шантаж.
«Человек-кулак» называет Собакевича Чичиков, и он прав, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя бы и воспитали его по моде. Вышло бы еще хуже: «Попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее, всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку». Ведь в отличие от других помещиков, чьи портреты нам так живописно описал Н. В. Гоголь, Собакевич прекрасно чувствует наступление «нового времени», когда власть будет отдана капиталу, деньгам, и готовится к этому заранее. Его не застигнешь врасплох.
На этой странице материал по темам:
- чем похож чичиков на собакевича
- итог сделки чичикова и собакевича
- анализ собакевич
- отъезд чичикова от собакевича
- близкие собакевича
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/g/gogol/analizy/mertvye-dushi/analiz-epizoda-chichikov-u-sobakevicha-po-poeme-n.-v.-gogolya-mertvye-dushi
Анализ эпизода «Чичиков у собакевича»
Сочинения по литературе: Анализ эпизода «Чичиков у собакевича» Кулак! Кулак! Да еще и бестия в придачи Н. В. Гоголь Поэма «Мертвые души» явила миру настоящую галерею незабываемых русских характеров.
Николай Васильевич Гоголь постарался дать объективную оценку крепостнической Руси, ее бедам и печалям. Автор одним из первых русских писателей понял разящую силу смеха.
Поднявшись до сатиры, он обличал пороки помещичье-крепостнического строя Руси, видя в нем основное зло, губящее как самих помещиков, так и подневольных им крестьян. Но «столпы общества», в сравнении со своими рабами, оказываются в довольно невыгодном свете.
Крестьяне трудолюбивы, мастеровиты, добры и смекалисты. Это их руками построено все то благополучие, которым как должным пользуются трутни и бездельники, безнравственные помещики.
Говоря о мертвых душах, Гоголь подводит читателей к мысли, что настоящими «мертвыми» являются души помещиков, давно уже переставших совершенствоваться, мечтать о высоком предназначении человека, а заботящихся лишь о собственном сытом существовании, обогащении любыми способами. Таков Собакевич.
Он понял надвигающуюся эпоху власти денег и сам стремится не отстать от времени, сколотить капитал, не задумываясь о его источниках. Он груб, неуклюж и неотесан внешне, так же бедно и его внутреннее содержание.
«Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя… фрак на нем был совершенно медвежьего цвета… ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги.
Цвет лица имел каленый…
есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила..: хватила топором раз — выше нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковЫр нула глаза и, не обскобливши, пустила на свет». дъезжая к деревне Собакевича, Чичиков обратил внима-прочность всех строений.
Эта домовитость говорит не о я11 характера Собакевича, но больше об умении его крестьян, Cl1 ми которых все здесь и сделано. «Деревня показалась ему Чичикову) довольно велика…
посреди виднелся деревянный дом езонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, ди-° л стенами,— дом вроде тех, как у нас строят для военных ftJlM1 тт ^ селений и немецких колонистов… Двор окружен был крепкою непомерно толстою деревянною решеткой…
На конюшни, са – и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, пределенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков ож срублены были на диво…
все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли». Собакевич не заботится о красоте, от нее мало пользы, но все в доме устойчиво и тяжеловесно.
Каждая вещь неуклюжа, громоздка и как бы сообщает: «И я тоже Собакевич!» Хозяин вряд ли читает книги и занимается каким-либо творчеством, нигде не видно и следа чернил.
Стены комнат украшают картины, от которых присутствующих кидает в дрожь.
В доме все обстоятельно и размеренно. Вовремя подают обильный обед, за которым Михаил Семенович (даже имя его медвежье) поглощает огромное количество еды. Он «патриот желудка». Для него трапеза — священный ритуал, один из видов приятного времяпрепровождения.
Собакевич в разговоре с Чичиковым выказывает необыкновенную озлобленность к окружающим. Все, по его мнению, плохи, жулики, мошенники: «За копейку убьют».
Губернатор и вице-губернатор — «Это Гога и Магога!» Чичиков и тут старается приспособиться к поведению и разговору хозяина, нащупывает точки соприкосновения с ним.
Не Успев завести разговор о покупке мертвых душ, Чичиков обескуражен напором Собакевича, готового продать «по сту рублей». Его жадность непомерна, он забывает, что речь идет об Умерших крестьянах, и расхваливает их, как барышник, что-Ъ1 набавить цену.
Но из его уст звучит гимн работникам: -вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких эки-аей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает °сковская работа, что на один час, прочность такая, сам и °оьет, и лаком покроет!..
А Пробка Степан, плотник?..
Слу231 он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с РШком ростом!.. Милушкин, кирпичник! мог поставить печь Каком угодно доме. МаксимТелятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть к в рот хмельного! А Еремей Сорокоплехин! да этот мужик од станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил пятисот рублей».
И опять «вылезла» натура Собакевича, главное —деньги v него нет почтения ни к умершим крестьянам, ни признательно сти за их добросовестный труд, а лишь желание продать подо роже «товар», не продешевить.
Какие могут быть разговоры, со мнения, угрызения совести, если нашелся покупатель и на этот «товар». Только бы не упустить своей выгоды. Писатель не ослабляет сатирического накала, описывая сце-ну передачи денег и расписки Чичиковым Собакевичу.
Оба мошенника прекрасно понимают друг друга, боятся быть обману, тыми, поэтому протягивают одновременно: один — деньги другой — расписку, выхватывая, облегченно вздыхают, что миновали «трудности».
Чичиков, посещая помещиков, впервые в Собакевиче встречает «кулака» под стать себе, поэтому Павлу Ивановичу так тяжело вести дело с Михаилом Семеновичем.
Здесь «сшиблись» два капиталистических начала. Каждый хочет надуть другого и боится «остаться в дураках». Автору отвратительны оба эти характера. Гоголь хотел видеть Россию свободною и просвящен-ною.
Отсюда и появление в конце первого тома поэмы образа «птицы-тройки», летящей в прекрасное будущее, где ей, верит писатель, уготована лучшая доля. «…
Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Источник: https://historylib.net/analiz-epizoda-chichikov-u-sobakevicha/
Анализ эпизода главы V первого тома поэмы Гоголя «Мертвые души»
В разъездах героя происходят с ним случайные встречи (заблудившись, приехал к Коробочке, в трактире неожиданно повстречал Ноздрева), разные происшествия, порою неприятные (пьяный Селифан опрокинул экипаж в грязь). Эпизод из V главы — столкновение экипажей — происходит с героем по пути к Собакевичу и тоже имеет немаловажное значение для раскрытия идейного содержания поэмы.
Чичиков уезжает от Ноздрева в дурном расположении духа, взволнованный пережитым страхом. Дурное мнение о Ноздреве составилось у Селифана и даже у лошадей, не получивших овса.
Размышления путников были прерваны внезапно: на них наехала «коляска с шестеркой коней», и упряжь двух экипажей перепуталась. Брань и ругань обоих кучеров усугубилась советами сбежавшихся деревенских мужиков, как расцепить экипажи.
Коней развели, но они не двигались дальше и «стояли как вкопанные».
В попытках сдвинуть их с места кучерам помогают дядя Митяй и дядя Миняй — эпизодические персонажи, отличающиеся силой и в то же время крайней бестолковостью, и пока кучер их не прогнал, заставить лошадей идти так и не удалось.
Два этих деревенских мужика — лица, как уже было сказано, эпизодические, но они оба составляют собирательный образ русского народа. Как и девчонка, не знающая, где право, где лево, как и пьющий Селифан, и малограмотный Петрушка, бестолковые дядя Митяй и дядя Миняй — реальные характеры русских людей.
Да, Гоголь изображает их в неприглядном свете, но в этом и есть художественное мастерство и объективность автора.
Не приукрашивать действительность, а показать ее такой, как она есть, — вот задача честного художника. И если русский народ не только трудолюбив и талантлив, но еще и дик, невежествен, склонен к пьянству, то это не вина его, а его беда, ответственность за которую должна нести более образованная часть общества, в чьей власти находятся эти крестьяне.
Еще один значимый момент этой встречи — это впечатление, произведенное на Чичикова пассажирками злополучной коляски. В ней сидели две испуганные женщины — старуха и молоденькая девушка, очевидно, только выпущенная из института, где она воспитывалась. Девушка хороша собой, но более того, она удивительно естественна.
И Чичиков размышляет по этому поводу, что главная ее привлекательность — в этой искренности и непосредственности. «Она теперь как дитя, все в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться».
Но она не останется такой: женское воспитание предполагало заученные жесты, общепринятые фразы, жеманное поведение, искусно рассчитанные на определенное впечатление манеры.
Маменьки и тетушки возьмутся за ее воспитание, научат лицемерию, и девушка «станет наконец врать всю жизнь», что обычно для светского общества. Чичиков сожалеет о ее будущем, но он не был бы Чичиковым, если бы не подумал, чья она дочь и есть ли у нее хорошее приданое.
Он даже досадует на себя, почему не расспросил, кто были эти дамы, и только деревня Собакевича, показавшаяся вдали, рассеяла эти его мысли. Однако эта встреча вовсе не так случайна: в дальнейшем Чичиков снова встретит прекрасную незнакомку.
Мало того, что она окажется дочкой губернатора, — предпочтение, оказанное ей Чичиковым среди лучших дам, сделает ни в чем не повинную девушку предметом разговоров и сплетен, покажет, на что способны завистливые дамы губернского города.
Таким образом, незначительный, казалось бы, эпизод, произошедший в пути с героем, сыграет свою роль в дальнейших событиях, а также даст автору возможность добавить некоторые мысли о собирательном образе русского народа, о характере женского воспитания в России и роли женщины в светском обществе.
(3 votes, average: 3.67
Источник: https://school-essay.ru/analiz-epizoda-glavy-v-pervogo-toma-poemy-gogolya-mertvye-dushi.html
Анализ эпизода «Чичиков у Собакевича» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Сатира в творчестве Н. В. Гоголя обрела неповторимое звучание, она без промаха разила пошлость, глупость, чванство, невежество. В поэме “Мертвые души” Гоголь беспрестанно высмеивает помещиков и чиновников, которые, отчаянно цепляясь за свои привилегии, часто оказываются в гораздо более невыгодном свете, чем их крепостные.
Когда мы вместе с Чичиковым попадаем в деревню Собакевича, нам кажется, что здесь должен править превосходный хозяин, настолько здесь все добротно, надежно, как говорится, на века.
Вид его деревни и дома говорит о том, что Собакевич не похож на других помещиков, с которыми Чичиков встречался до этого, ведь даже “на конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво…
все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли”.
Однако, знакомясь с Собакевичем поближе, мы понимаем, что для него, как и для Чичикова, главное в жизни – выгода, нажива, обогащение любыми средствами. Внешне он груб, неуклюж, мрачен и немногословен, все в нем “было крупно и прочно”, точно вырублено топором.
Очень метко характеризует Собакевича сам Гоголь: “Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему… показался весьма похожим на средней величины медведя.
Для завершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги”.
Собакевич не ценит красоту, поскольку видит в ней мало пользы, для него главное – надежность. В его доме все напоминает хозяина, все устойчиво и тяжеловесно, каждая вещь говорит: “И я тоже Собакевич!”, “И я тоже очень похож на Собакевича!”
На свете очень мало людей, о которых Собакевич может сказать что-то хорошее, но он не злой, просто, как и Чичиков, хорошо видит внутреннюю сущность людей и не скрывает своего отношения. Губернатор у него “первый разбойник в мире”, полицеймейстер – “мошенник”, прокурор – “порядочный человек… да и тот, если сказать правду, свинья”.
“Наступать на чужие ноги” – привычка Собакевича по жизни, поскольку иначе можно упустить выгоду. Ум, медвежья сила, напористость Собакевича устремлены на то, чтобы выжать доход, не считаясь ни с моралью, ни с нравственными нормами.
Он единственный из помещиков, кто сразу понял, что в основе сделки с Чичиковым – мошенничество, но ради своих интересов он готов продавать мужиков – хоть живых, хоть мертвых.
Его жадность непомерна, и, чтобы набить цену, он начинает на все лады расхваливать крепостных, поскольку, как рачительный хозяин, знает поименно всех крестьян, видит и ценит таланты и достоинства каждого.
Всегда молчаливый и неразговорчивый, Собакевич вдруг становится вдохновленно-красноречивым, воспевая умерших мастеров и ремесленников, но невозможно забыть, что они для него – товар. Ведь и с живыми крестьянами Собакевич ладит лишь потому, что понял: это выгодная собственность. Человеколюбие отсутствует в перечне достоинств этого звероподобного человека. Хитрый, осторожный, скрытный и прижимистый, Собакевич при случае готов на запугивание и прямой шантаж.
“Человек-кулак” называет Собакевича Чичиков, и он прав, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя бы и воспитали его по моде.
Вышло бы еще хуже: “Попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее, всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку”. Ведь в отличие от других помещиков, чьи портреты нам так живописно описал Н. В.
Гоголь, Собакевич прекрасно чувствует наступление “нового времени”, когда власть будет отдана капиталу, деньгам, и готовится к этому заранее. Его не застигнешь врасплох.
Источник: https://www.sochuroki.com/analiz-epizoda-chichikov-u-sobakevicha-po-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/