Оля мещерская в рассказе “легкое дыхание” бунина: образ, характеристика, описание в цитатах

Легкое дыхание Ольги Мещерской (по рассказу И. А. Бунина «Легкое дыхание»)

Предреволюционные рассказы Бунина “Господин из Сан-Франциско”, “Грамматика любви”, “Легкое дыхание” объединены одной темой, одним настроением – ощущением грядущих катастрофических социальных потрясений. Начиная с “Антоновских яблок” (1900), до последнего предреволюционного года и рассказа “Легкое дыханье” (1916) писателя не покидает мысль о гибельности, обреченности красоты, и это чувствуется в его прозе.

В рассказе “Легкое дыхание” с первых строк сталкиваются несовместимые понятия: с одной стороны, молодость и красота, с другой – смерть и тление. “На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий… В самый же крест вделан медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами…”

Это портрет Оли Мещерской.

В пятнадцать лет она уже слыла красавицей. “Без всяких забот и усилий, как-то незаметно пришло к ней изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз. В последнюю свою зиму Оля, как о ней говорили в гимназии, совсем “сошла с ума от веселья”. Она казалась самой беззаботной, самой счастливой”.

Обратите внимание

Но вот уже в кабинете начальницы гимназии Оле приходится оправдываться за свою красоту и безоглядное веселье: “Я не виновата, madame, что у меня хорошие волосы!” – “Ах, вот как, вы не виноваты! – сказала начальница. – Вы не виноваты в прическе, в этих дорогих гребнях!”

Так предъявляется обвинение красоте. А через месяц последовал и приговор: “…казачий офицер, некрасивый и плебейского вида… застрелил ее (Олю) на платформе вокзала, среди большой толпы народа…

” Страница из дневника Оли, которую предъявил казачий офицер судебному следователю в качестве своего оправдания, делает эту гибель еще более нелепой, необъяснимой.

Нельзя же всерьез считать основанием для убийства то, что юная красавица-гимназистка обманула увлеченного ее красотой казацкого офицера, который втрое старше ее.

Остается признать, что причина – в ее красоте, в ее легком дыхании, которое “теперь рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре”.

В рассказах Бунина на гибель обречено все, что делает мир живым: молодость, любовь, сила и красота. Революция тысяча девятисот семнадцатого года стала для Бунина победой хаоса, бесформенности и безобразия. Он воспринял ее как невосполнимую утрату красоты, строя, лада, гармонии.

В “Окаянных днях”, написанных Буниным в первые послереволюционные годы, звучит все та же тревога о судьбах красоты и молодости в России: “Опять несет мокрым снегом. Гимназистки идут, облепленные им – красота и радость… синие глаза из-под поднятой к лицу меховой муфты…

Что ждет эту молодость?”

Источник: http://www.sochuroki.com/legkoe-dyxanie-olgi-meshherskoj-po-rasskazu-i-a-bunina-legkoe-dyxanie/

Тема любви и смерти в творчестве Бунина («Легкое дыхание») | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.

Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.

Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.

Важно

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.

Это Оля Мещерская».

Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны.

Это была весна ее жизни, а она в ней – как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит.

Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит-звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.

Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем.

Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало «в последние два года из всей гимназии, – изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз».

Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.

Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным.

Совет

В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса.

Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.

Оля Мещерская у Бунина – добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она – идеал.

Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась . Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.

Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.

Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.

Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее.

Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника.

Обратите внимание

Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ.

Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.

Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна.

Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала.

Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине – «легкое дыхание»: «А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вдыхаю, – ведь, правда, есть?»

Заканчивается рассказ словами автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре». Красоту нельзя уничтожить, она возродится вновь.

Источник: http://resoch.ru/tema-lyubvi-i-smerti-v-tvorchestve-bunina-legkoe-dyxanie/

Мир реальный и иллюзорный (по рассказу И.А.Бунина “Легкое дыхание”)

Сочинения › Бунин И.А. › Легкое дыхание

Готовые Домашние Задания

Очень необычным мне кажется рассказ И. А. Бунина “Лёгкое дыхание”. Он действительно легок и прозрачен, словно вся жизнь Оли Мещерской – главной героини рассказа, о которой мы с самого начала знаем, что она уже умерла. Не правда ли, странное соседство: смерть и ощущение легкости, невесомости?

Оля любила жизнь, принимая её такой, какая она есть. Да это в общем-то и понятно: у молодой гимназистки радостей и надежд гораздо больше, чем огорчений и разочарований. К тому же ей, действительно, повезло: она была хорошенькой, из богатой семьи.

И всё же Оля выделялась из беспечной и веселой толпы девочек своего возраста. “Она ничего не боялась” и поэтому всегда была открыта, естественна, легка, привлекая к себе внимание окружающих жизнелюбием, блеском ясных глаз, изяществом движений.

Важно

Рано развившись физически, превратившись в очаровательную девушку, Оля Мещерская интуитивно стремилась к наполнению своей души чем-то возвышенным, светлым, но у неё есть не было ни опыта, ни надежных советчиков, поэтому, верная себе, она все хотела испробовать самостоятельно.

Не отличаясь ни коварством, ни хитростью, она легкомысленно порхала между кавалерами, получая бесконечное удовольствие от осознания собственной женственности.

Да, она очень рано почувствовала себя женщиной, но разве это плохо? Любить и быть любимой, находить счастье и силу во внутреннем ощущении принадлежности к слабому полу – разве не нужно многих учить этому специально даже сегодня? Однако, не умея еще вовремя останавливаться в своих экспериментах, Оля слишком рано для еще неокрепшей души познала и физическую сторону любви, что стало для нее самой неприятной неожиданностью: “Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..” Мне кажется, что случившееся было для Ольги первым тяжелым ударом в ее жизни, вызвавшим жестокую душевную драму. Не умея делать вполсилы, отдаваясь мыслям и чувствам полностью, без остатка, Оля, вероятно, возненавидела себя за неосознанный проступок. Ведь нельзя же поверить в случайность того,что она показала страшные страницы дневника влюбленному в нее офицеру, который, потеряв от ревности и оскорбленного самолюбия голову, выстрелил в нее?!.

Олю сравнивает Бунин с легким дыханием, которое “рассеялось в мире”, в небе, ветре, то есть в жизни, которой она всегда безраздельно принадлежала.

И каким контрастным кажется образ ее классной дамы, “немолодой девушки”, чьего имени мы даже не знаем. Она давно жила “какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь”.

Теперь ее мечтой, предметом ее неотступных дум и чувств стала Оля, чью могилу она посещает так часто.

Два женских образа, таких похожих, стоят у меня перед глазами после прочтения короткого рассказа: рано развившаяся женщина и седая “немолодая девушка”, жизнь и мечта о жизни, половодье чувств и придуманный, иллюзорный мир собственных ощущений. Легкое дыхание и кислородная маска.

Сочинения по теме:

  • Трагичная любовь и нравственный выбор в произведениях Бунина сочинение
  • Знаки и послания читателю через символы в рассказах Бунина сочинение

Источник: http://1soch.ru/bunin-ia/legkoe-dyhanie/mir-realnyy-i-illuzornyy-po-rasskazu

Почему Бунин сравнивает Олю Мещерскую с легким дыханием в рассказе «Легкое дыхание»

Категория: Легкое дыхание Actionteaser.ru – тизерная реклама

С первых строк рассказа у читателя создается довольно тяжелое чувство. Он на-страивается на что-то трагическое: «На кладбище, над свежей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий». Сразу чувствуется озноб, уныние. Тяжелый крест уже никогда не даст жизни воскреснуть.

Читайте также:  Вопросы и ответы по комедии "ревизор" : что высмеивает гоголь и почему чиновники боятся ревизора?

Рядом расположились такие же памятники: они «еще далеко видны сквозь голые деревья». У подножия креста холодный ветер звенит фарфоровым венком. Угнетающее чувство еще более обостряет вделанный в крест выпуклый фарфоровый медальон с фотографией девочки. Радостные живые глаза гимназистки резко контрастируют с окружающей обстановкой.

Название рассказа так же по настроению не соответствует его началу: «Легкое дыхание» и кладбище. Тягостное настроение не оставляет нас в процессе чтения самого рассказа. Уже с первых строк мы знакомимся с главной героиней Олей Мещерской, ведь это ее портрет находится на памятнике. Далее автор рассказывает нам ее трагичную историю.

Совет

Девочкой Оля практически ничем не отличалась от своих приятельниц, разве что была немного шаловливей, озорней своих подруг. Далее она стала расцветать не по дням, а по часам. В пятнадцать лет она слыла уже красавицей: «при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово».

Оля была от природы грациозна, гибка. Все у нее получалось легко и естественно. Даже чернильные пятна на пальцах, раскрасневшееся лицо, растрепанные волосы совершенно не портили девочку. Она была прекрасно образована и воспитана. Кроме того, замечательно каталась на коньках, танцевала на балах и кружила головы гимназистам.

Веселый блеск ее глаз завораживал на только поклонников, вся гимназия любовалась этой девочкой, даже «никого не любили так младшие классы, как ее». В последнюю свою зиму, казалось, Оля совершенно сошла с ума от веселья. Однажды ее вызвала начальница к себе в кабинет, чтобы поговорить по поводу ее поведения.

Начальница, седая, но моложавая женщина, в какой-то степени, наверное, завидовала молодости, веселью и беззаботности своей ученицы. Она сделала Мещерской строгий выговор за неподобающую, по ее мнению, для ученицы слишком взрослую прическу. Припомнила все провинности своей ученицы, в том числе и гребни, и туфельки, стоящие двадцать рублей.

В процессе разговора Оля рассказала, что уже стала женщиной, и виновник этого никто иной, как брат начальницы Алексей Михайлович Малютин. Это он воспользовался наивностью молодой девушки, когда случайно оказался наедине с ней летом в деревне. На первый взгляд может показаться, что Оля слишком легкомысленно отнеслась к происшествию.

Однако через месяц после разговора произошла трагедия. Главную героиню застрелил казачий офицер, «некрасивый и плебейского вида». На суде он утверждал, что Мещерская была с ним в близких отношениях, клялась стать его женой, но когда уже нужно было уезжать в Новочеркасск, вдруг заявила, что никогда и не любила его, а только издевалась над его чувствами.

В доказательство девушка дала офицеру прочитать запись из своего дневника, где описывается ее взаимоотношения с Малютиным. Только из этой записи мы видим, насколько сильны были переживания девушки после случая в деревне: «я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход…

Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!…» Всю тяжесть этого поступка по неопытности девушка возложила только на себя. День, начавшийся так счастливо, навсегда перечеркнул ее жизнь. Внутренняя трагедия, душевный надлом внешне выразился в повышенной оживленности, веселости.

Обратите внимание

Девочка замкнулась в себе, поскольку не нашла в себе силы поделиться своей бедой, своим позором с близкими ей людьми. Огорчить их, нагрузить своими проблемами. Чистота, искренность Оли сродни легкому дыханию, которое еле слышно и прозрачно. Откровения казацкого офицера и страничка из дневника оказались неожиданностью для окружающих людей.

Довольно скоро трагическая история забылась. Только классная дама, «немолодая девушка», ни на минуту не забывает о своей ученице, поскольку смерть девочки пленила ее новой мечтой. Ей часто вспоминается разговор Оли со своей подругой о женской красоте. В одной старинной книге девочка прочла, что у настоящей жен цины должны быть обязательно легкое дыхание.

Главная героиня была уверена, что именно такое дыхание есть и у нее.

Читая рассказ, мы постепенно понимаем, что в рассказе описывается не обычное убийство в порыве ревности. Оля Мещерская напоминает нам другую литературную героиню. Вспоминается Настасья Филипповна из романа Ф. М. Достоевского «Идиот».

Это тоже была красивая, незаурядная, «настоящая» женщина с исковерканной судьбой, и так же, как Настасья Филипповна, Оля Мещерская сама создает такие условия, в которых она погибнет как можно быстрее. Как-то слишком невероятна любовь между такими разными людьми, как казачий офицер плебейского вида и образованная девочка из хорошей, судя по всему, обеспеченной семьи.

Сразу возникает подозрение, а не специально ли было организовано это убийство. Причем не кем иным, как самой девушкой. Оля не могла долго носить внутри себя боль, причиненную ей развращенным человеком. Она считала себя уже падшей женщиной, которая не может открыто смотреть в глаза окружающим.

Девушка была умна и решительна, однако, по законам церкви, самоубийство — это тяжелый грех. Поэтому она специально завела знакомство с невежественным, грубым и вспыльчивым человеком, предполагая, как тот отреагирует на ее измену. Все прошло по придуманному ей сценарию.

Эта девочка, так и не успевшая повзрослеть, как легкое дыхание, коснулась этой земли, чтобы вновь раствориться в воздухе уже навсегда. 

Мы ходим в школу, учимся читать и писать, начинаем “дружить” с книгами. Что может быть занимательнее, чем чтение хорошей книги? Читая, попадаешь в таинственный и волшебный мир, переносишься в далекое прошлое или будущее.

Я — ассенизатор и водовоз,     революцией мобилизованный     и призванный…     В. Маяковский     Известно, что тяготение Маяковского к популярному в 20-е годы модернизму некоторое время не позволяло ему развернуться во всю ширь своего таланта. Ему было уже неинтересно только экспериментировать над словом. “Нам слово нужно для жизни, — писал он, — мы не признаем бесполезного искусства”.     Несмотря на некоторую затемненность поэтической мысли,-уже поэма “Владимир Ильич Ленин”, а особенно после

Важно

Чацкий, наделенный темпераментом и живым умом, активно ведет борьбу с фамусовским обществом, но он не видит своего главного противника — Молчалина.

Главный герой не способен отнестись к нему и его “способностям” всерьез, но на самом деле это “жалчайшее созданье” не так уж ничтожно. За время его отсутствия он занял место в сердце Софии.

Брошенные Чацким слова — “Молчалины блаженствуют на свете” — оказались пророческими. Именно люди этого типа, идеал которых “и награжденья брать, и весело пожить”,

Деловой и деятельный административно-промышленный Петербург в романе “Обыкновенная история” противостоит застывшей в феодальной неподвижности деревне. В деревне время помещиков отмечается завтраком, обедом и ужином (ср.

в “Евгении Онегине”: “он умер в час перед обедом”), сезоны — полевыми работами, благосостояние — запасами продовольствия.

В Петербурге весь день размечен по часам, и каждому часу соответствуют свои занятия на службе, на фабрике или вечерние “обязательные” развлечения: театр, визи

Бескорыстное и безусловное дарение в Капитанской Дочке Пушкина Пролог “Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти” – советовал Л.Андреев в начале ХХ века. Но это хорошо знал А.С.

Пушкин еще в ХIХ веке, поэтому его обращение к истории ХVШ века не случайно. Может быть, и нам, чтобы идти в “завтра”, надо оглянуться назад, к Пушкину, к тому, что открыли ему исследования о Пугачеве и что выразил он в “Капитанской дочке”.

В историческом иссле

Сергей ЕсенинПисьмо к женщине    Вы помните,    Вы всё, конечно, помните,    Как я стоял,    Приблизившись к стене,    Взволновано ходили вы по комнате    И что-то резкое    В лицо бросали мне.

    Вы говорили:    Нам пора расстаться,    Что вас измучила    Моя шальная жизнь,    Что вам пора за дело приниматься,    А мой удел —    Катиться дальше вниз.    Любимая!    Меня вы не любили.

Совет

    Не знали вы, что в сонмище людском    Я был, как лошадь, загнанная в мыле,    Пришпоренная смелым ездоком.   

До революции большинство писателей и поэтов были представителями дворянства, так как дворянство являлось средоточием культурной и духовной жизни России. И у каждого дворянина была своя усадьба, свое родо вое гнездо.

Естественно, что писатели не обошли стороной проблему “родового гнезда”, своей малой родины.

Описание дворянской усадьбы мы можем встретить у Пушкина в “Евгении Онегине”, у Гончарова в “Обломове”, у Тургенева в “Дворянском гнезде” и, конечно, в “Отцах и детях”.     Наибольшее развити

Николай Степанович Гумилев родился в Кронштадте 3(15) апреля 1886 года. Отец его служил военным врачом на флоте.

Детские года писатель провел в Царском Селе, потом вместе с родителями жил некоторое время в Тифлисе (именно там 8 сентября 1902 года в газете «Тифлисский листок» появилось его первое напечатанное стихотворение).

В 1906 году, закончив гимназию, он уехал в Париж. К этому времени он уже был автором книги «Путь конкистадоров», замеченной не только в кругу знакомых, но и одним из законода

Сочинение комната подруги 3,4,5,6,7,8,9,10,11 классЯ люблю бывать в гостях у своей подруги Алисы. Помню, как мне было интересно попасть к ней в первый раз.Алиса — страстная любительница собак.

Обратите внимание

Стены ее ком­наты увешаны плакатами с изображением собак различ­ных пород. Алиса мечтает стать профессиональным кино­логом и очень много времени уделяет подготовке к этому.

Книжный шкаф моей подруги заставлен книгами и жур­налами по воспитанию, дрессировке и разведению собак. Алиса уже сейчас опытная дресс

Я дуже люблю допомагати мамі готувати обід. Часто подруги навіть жартують, що я буду кухаркою, хоч моя мрія — стати лікарем. Але я знаю, що добре, коли все умієш робити. Ось у цьому році ми ходили в туристичний похід. За день ми дуже втомилися. Хотілося поїсти. У нас були і хліб, і ковбаса, і консерви, але хотілось чогось гарячого. Разом вирішили зварити юшку. Дружно взя­лися за роботу: хлопці розклали багаття, дівчата чистили картоплю. Я робила все, як учила мене мама. Не минуло й години, а в
Сейчас смотрят:{module Бунин:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/bunin-i-a/legkoe-dykhanie/1711-pochemu-bunin-sravnivaet-olyu-meshcherskuyu-s-legkim-dykhaniem-v-rasskaze-legkoe-dykhanie.html

Бунин

Образование 3 февраля 2015

В 1916 году написал Иван Алексеевич Бунин “Легкое дыхание”. Анализ этого рассказа позволяет сделать вывод о том, что он относится к жанру новеллы.

Автору удалось передать в короткой форме историю жизни гимназистки Оли Мещерской, но не только ее. Согласно определению жанра, новелла в уникальном, малом, конкретном событии должна воссоздать всю жизнь героя, а через нее – жизнь общества.

Иван Алексеевич посредством модернизма создает уникальный образ девушки, которая еще только грезит о настоящей любви.

Об этом чувстве писал не только Бунин (“Легкое дыхание”). Анализ любви проводили, пожалуй, все великие поэты и писатели, очень разные по характеру и мировоззрению, поэтому в русской литературе представлено множество оттенков этого чувства.

Открывая произведение очередного автора, мы всегда находим что-то новое. У Бунина тоже есть своя “философия любви”. В его произведениях нередки трагические финалы, заканчивающиеся смертью одного из героев, но она скорее светла, чем глубоко трагична.

С подобной концовкой мы сталкиваемся, дочитав рассказ Бунина “Легкое дыхание”.

Первое впечатление

На первый взгляд события кажутся грязными. Девушка играет в любовь с некрасивым офицером, далеким от того круга, к которому принадлежала героиня.

В рассказе автор использует так называемый прием “доказательства от возвратного”, поскольку даже при столь пошлых внешних событиях любовь остается чем-то нетронутым и светлым, не касается будничной грязи.

Придя на могилу Оли, классная руководительница спрашивает себя о том, как все это соединить с чистым взглядом на “то ужасное”, что теперь ассоциируется с именем гимназистки. Вопрос этот не требует ответа, который присутствует во всем тексте произведения. Им насквозь пронизан рассказ Бунина “Легкое дыхание”.

Характер главной героини

Оля Мещерская представляется воплощением юности, жаждущей любви, живой и мечтательной героиней. Ее образ, вопреки законам общественной морали, увлекает почти всех, даже младшие классы.

Читайте также:  Андрей пинигин в повести "прощание с матерой": характеристика в цитатах

И даже блюстительница нравов, учительница Оли, осуждавшая ее за раннее взросление, после гибели героини приходит на кладбище к ее могиле каждую неделю, постоянно думает о ней и при этом даже чувствует себя, “как все преданные мечте люди”, счастливой.

Особенность характера главной героини рассказа в том, что она жаждет счастья и может найти его даже в столь уродливой действительности, в которой ей пришлось оказаться.

Бунин “легкое дыхание” использует как метафору естественности, жизненной энергии. Это ощущение так называемой “легкости дыхания” неизменно присутствует у Оли, окружая ее особым ореолом.

Люди чувствуют это и поэтому тянутся к девушке, при этом даже не умея объяснить, почему. Она всех заражает своей радостью.

Видео по теме

Контрасты

Произведение Бунина “Легкое дыхание” построено на контрастах. С первых же строк возникает двоякое ощущение: пустынное, грустное кладбище, холодный ветер, серый апрельский день. И на этом фоне – портрет гимназистки с живыми, радостными глазами – фотография на кресте.

Вся жизнь Оли также построена на контрасте. Безоблачному детству противопоставляются трагические события, произошедшие в последний год жизни героини рассказа “Легкое дыхание”.

Иван Бунин часто подчеркивает контраст, разрыв между реальным и кажущимся, внутренним состоянием и внешним миром.

Фабула рассказа

Фабула произведения довольно проста. Счастливая юная гимназистка Оля Мещерская сначала становится добычей друга своего отца, пожилого сластолюбца, после чего – живой мишенью для вышеупомянутого офицера. Ее гибель подвигает на “служение” ее памяти классную даму – одинокую женщину.

Однако кажущуюся простоту этого сюжета нарушает яркое противопоставление: тяжелый крест и живые, радостные глаза, невольно заставляющее сжаться сердце читателя.

Простота сюжета оказалась обманчивой, поскольку рассказ “Легкое дыхание” (Иван Бунин) не только о судьбе девушки, но и о несчастной доле классной дамы, которая привыкла жить чьей-то чужой жизнью. Интересны и взаимоотношения Оли с офицером.

Взаимоотношения с офицером

Уже упомянутый офицер по сюжету рассказа убивает Олю Мещерскую, введенный поневоле в заблуждение ее игрой. Он это сделал потому, что был близок с ней, верил в то, что она его любит, и не мог пережить разрушение этой иллюзии.

Далеко не любой человек может вызвать в другом столь сильную страсть. Это говорит о яркой личности Оли, считает Бунин (“Легкое дыхание”). Поступок главной героини был жесток, но ведь она, как нетрудно догадаться, обладая особым характером, одурманила офицера неумышленно.

Оля Мещерская в отношениях с ним искала мечту, но ей не удалось ее найти.

Виновата ли Оля?

Иван Алексеевич считал, что рождение не является началом, а следовательно, смерть – не конец существования души, символом которой и является определение, которое использовал Бунин, – “легкое дыхание”.

Анализ его в тексте произведения позволяет сделать вывод о том, что это понятие – синоним жизни, души. Она не исчезает бесследно после смерти, а возвращается к источнику.

Об этом, а не только о судьбе Оли, произведение “Легкое дыхание”.

Иван Бунин не случайно затягивает объяснение причин смерти героини. Возникает вопрос: “Может быть, она виновата в случившемся?” Ведь она легкомысленна, кокетничает то с гимназистом Шеншиным, то, пусть неосознанно, с другом отца Алексеем Михайловичем Малютиным, соблазнившим ее, затем почему-то обещает офицеру выйти за него замуж.

Для чего ей понадобилось все это? Бунин (“Легкое дыхание”) анализирует мотивы поступков героини. Постепенно становится ясно, что Оля прекрасна, как стихия. И столь же вненравственна. Она стремится во всем дойти до глубины, до предела, до сокровенной сути, а мнение окружающих не интересует героиню произведения “Легкое дыхание”.

Важно

Иван Бунин хотел сказать нам о том, что в поступках гимназистки нет ни чувства мести, ни осмысленного порока, ни твердости решений, ни боли раскаяния. Получается, что ощущение полноты жизни способно быть губительным. Трагична (как у классной дамы) даже неосознанная тоска по ней.

Поэтому каждый шаг, каждая деталь жизни Оли грозят катастрофой: шалость и любопытство могут привести к серьезным последствиям, к насилию, а легкомысленная игра с чувствами других людей – к убийству. К такой философской мысли подводит нас Бунин.

“Легкое дыхание” жизни

Сущность героини в том, что она живет, а не просто исполняет роль в спектакле. В этом же и ее вина. Быть живым, не соблюдая при этом правил игры, – значит быть обреченным. Среда, в которой существует Мещерская, полностью лишена целостного, органического чувства прекрасного.

Жизнь подчинена здесь строгим правилам, нарушение которых ведет к неизбежной расплате. Поэтому трагичной оказывается судьба Оли. Ее гибель закономерна, считает Бунин. “Легкое дыхание”, однако, не умерло вместе с героиней, а растворилось в воздухе, наполнив его собою.

В финале звучит таким образом мысль о бессмертии души.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/187331/

Задачи электива : расширить кругозор учащихся, развить интерес, любовь к литературе, сформировать ученика как читателя

Цель урока: вызвать интерес к гуманитарному профилю.

Задачи задания:

– показать своеобразие стиля Бунина, новизну в изображении психологического состояния человека,- раскрыть философское содержание рассказа,- вызвать желание обсудить прочитанное.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение.

Ход урока

Слово учителя

Трактовка Буниным темы любви связана с его представлением, что это стихийная сила трагедийна в своей основе, так как переворачивает, резко меняет жизнь.

Выразите6льное чтение начала рассказа.

“На кладбище, над свежей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый… В самый же крест вделан довольно большой бронзовый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами”.

Какое ощущение у вас складывается при чтении начала рассказа?

Впечатление от рассказа двойственное. По мнению учащихся, Оля Мещерская – это ничем не замечательная, не имеющая смысла жизни провинциальная гимназистка, которую жаль, но впечатление от рассказа и грустное, и светлое.

С каким стихотворением И. Бунина перекликается рассказ?

Свет незакатный.Там, в полях, на погосте,В роще старых берез,Не могилы, не кости -Царство радостных грез.Летний ветер мотаетЗелень длинных ветвей -И ко мне долетаетСвет улыбки твоей.Не плита, не Распятье –Предо мной до сих порИнститутское платьеИ сияющий взор.

Разве ты одинока?Разве ты не со мнойВ нашем прошлом, далеком,Где и я был иной?В мире круга земного,Настоящего дня,Молодого, былогоНет давно и меня!Основной особенностью дарования Бунина является необычайно яркая и мощная слитность лирического дара с эпическим. Проза Бунина – это проза поэта.

Грустью овеяны, как рассказ, последние строки стихотворения.

Как построен рассказ?

Композиция рассказа кольцевая: Бунин начинает и завершает произведение с описания кладбища и креста. Композиция подчинена раскрытию драматизма жизни героини. Смешение планов, от прошлого к настоящему.Каждый эпизод – этап в жизни Мещерской, ее взросления, ее падения и гибели.

К каким формам обращается автор для характеристики образа Оли?

Во-первых, литературный пейзаж, во-вторых, портретная характеристика,В-третьих, повествование о детстве и беззаботной юности, о событиях в кабинете начальницы, где Оля признается в своей связи с Малютиным, о событиях на вокзале, где девушка погибает от рук казачьего офицера, в- четвертых, дневниковые записи о ее близости с Малютиным, в-пятых, прямая речь, в-шестых, авторские отступления.

Что выделяет автор в портрете Оли, в ее характере?

Несколько раз в тексте упоминаются глаза героини: “радостные, поразительно живые”, “ясный блеск глаз”, “сияя глазами”, “глаза так бессмертно сияют”, “чистый взгляд”.

Совет

Обаяние Оли действует на всех, оно искреннее, естественное, потому “никого так не любили младшие классы, как ее”. “Детское” в героине говорит о ее внутренней чистоте, непосредственности.

Есть ли в рассказе нравственный суд над Олей?

Судя по бульварной беллетристике, которая находилась в шкафах Мещерского, она не получила нужного духовного развития. Времяпрепровождение гимназисток – гулянье, балы, катанье на коньках – мало что давало для их нравственного развития.

Первенствовать на балах и на катке, испытывать терпение молодых людей, играть на пианино, гулять в саду – вот ее счастье. Вот что она занесла в свой дневник: “…у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никогда!” Появление Малютина рушит гармонию в душе Оли.

Она была потрясена: “…я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход…” Но одна непоправимая ошибка повлекла за собой другую: связь с казачьим офицером, затем разрыв в оскорбительной для него форме, предоставление ему своего дневника. Это уже непозволительная распущенность.

Писатель обнажил причины несостоявшейся жизни Мещерской. Это – бездуховность.

Почему в конце рассказа появляется образ классной дамы и рассказывается история ее жизни?

Образ классной дамы обнажает духовное убожество, царящее в уездном городе. Вначале она посвятила свою жизнь своему брату, после его смерти она убедила себя, что она “идейная труженица”, после гибели Оли дама посвятила себя исступленному служению ее памяти.

Эта одинокая женщина вызывает у читателя сочувствие к себе как человеку, не нашедшему себя в жизни.

Какова роль финала рассказа (подслушанный разговор Оли с подругой) и его заключительной фразы?

Это воспоминание классной дамы о подслушанном ею когда-то раз говоре Оли Мещерской с подругой о женской красоте, в которой самое главное – “легкое дыхание”.

Мы как будто слышим сам вздох Оли: “Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю, – ведь, правда, есть?” Читая заключительные слова автора: “Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре”, – читатель понимает, что красота вечна.

В чем символика выражения “легкое дыхание”?

Обратите внимание

И. Бунин объяснял, что “его всегда влекло изображение женщины, доведенной до предела своей “утробной сущности”…Такая наивность и легкость во всем: и в дерзости, и в смерти и есть “легкое дыханье”, недуманье”. Человек ответственен за то, как складывается жизнь. Он во многом творец своей судьбы.

Но в рассказе таится другой, глубинный смысл. Мир, изображенный писателем, враждебен красоте. Надругался над Олей Малютин, недоброжелательна к ней начальница гимназии, одергивала ее своими наставлениями классная дама, распорядился жизнью ее казачий офицер.

“Страшный мир” враждебен красоте и своей пошлостью и грязью губит все красивое.

Домашнее задание: прочитать рассказ И.А. Бунина “Чистый понедельник” и ответить на вопрос: почему рассказ так называется?

Литература

Каплан И. “В чём смысл рассказа “Лёгкое дыхание?”. – “Литература”, 1995, № 25.

Источник: http://literature-edu.ru/literatura/18405/index.html?page=7

Краткое содержание рассказа Бунина “Легкое дыхание”

Рассказ «Лёгкое дыхание» – одно из самых сложных и философски наполненных произведений И.А. Бунина. Перед читателем открывается довольно простая история из жизни обычной гимназистки, но именно она заставляет задуматься о многих насущных вопросах не только современности, но и бытия.

«Лёгкое дыхание» по жанровым особенностям относится к новелле, которая ставит перед собой задачу посредством уникального и конкретного события показать не только судьбу своего героя, но и воссоздать картину жизни всего общества, включая его пороки и заблуждения.

Композиция рассказа сложная и необычная. За основу взят приём обратного повествования. В начале произведения читатель узнаёт – главная героиня Оля Мещерская мертва, а далее знакомится с ней и историей её жизни, уже понимая, что она будет трагичной.

Анализ произведения Бунина «Лёгкое дыхание»

Композиционные сдвиги и контрасты встречаются на протяжении всего рассказа. Сначала идёт повествование из настоящего (могила девушка), которое переходит к событиям прошлого (описание жизни в гимназии). Затем читатель возвращается ко времени, близкому к настоящему, – смерть Оли и следствие над офицером, совершившим убийство.

После чего повествование снова перемещается в прошлое, рассказывая о пошлой связи между девушкой и Малютиным. Вот опять описывается настоящее: классная дама по пути к кладбищу, где похоронена героиня.

Заканчивается произведение очередной отсылкой к прошлому – диалогу Оле Мещерской со своей подругой и её размышлениях о «лёгком дыхании» женщины.

В каждом эпизоде, рассказывающем об этапе жизни Мещерской (взросление, нравственное падение и гибель) автор обращается к различным формам: повествованию, портрету, речи действующих лиц, пейзажным зарисовкам, записям из дневника и авторским ремаркам.

Время произведения постоянно прерывается или останавливается, а читатель восстанавливает хронологию произошедшего. Повествование размыто, но благодаря этому чтение новеллы не только вызывает интерес, но и придаёт новые смыслы, даёт ответ на главный вопрос: «Почему судьба Оли настолько трагична?»

Читайте также:  Критика о творчестве лермонтова: отзывы современников, критиков xix в.

Виноваты в случившемся все. Это и классная дама, которая не смогла наладить общение со своей ученицей, подсказать ей советом и стать наставницей. Естественно, это Малютин, обольстивший и совративший Олю.

Есть доля вины и на плечах родителей девушки, о которых в рассказе упоминается немного.

Важно

Разве они не были обязаны оберегать свою дочь от легкомыслия и как минимум не заводить дружбу с таким человеком, как Малютин.

Трагический исход предопределило и отношение Оле Мещерской к жизни. Человек также ответственен за свою судьбу и то, что происходит с ним. И.А. Бунин говорит об этом в своём произведении предельно отчётливо.

Характеристика главных персонажей рассказа «Лёгкое дыхание»

Оля Мещерская – главная героиня рассказа. Она дочь зажиточных родителей. Лучше всех танцует на балах и катается на коньках.

Девушка отличается от своих сверстниц красотой и женственностью: рано «стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам», а «в пятнадцать она слыла уже красавицей». Оля противопоставлена другим гимназисткам своим отношением к жизни.

Если другие тщательно причёсывались, были очень чистоплотны, «следили за своими сдержанными движениями», то героиня рассказа не боялась «ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос».

В её образе переплетается детская наивность, искренность, простота с небывалой женственностью и красотой.

Такое губительное сочетание послужило причиной зависти, ревности, появления тысячи слухов о том, что она ветрена, не способна любить и доводит своим поведением любимого человека до самоубийства.

Однако автор отчётливо даёт понять, что эти мнения людей об Ольге Мещерской беспочвенны. Её красота и неповторимость привлекает не только молодых людей, но и зло с роковым исходом.

К героине тянутся дети, которые чувствуют в ней хорошего человека. Рассказчик постоянно упоминает об Оле только в контексте прекрасных пейзажей и гармоничных мест. Когда она катается на коньках, то на улице погожий розовый вечер. Когда девушка на прогулке, то солнце блестит «через весь мокрый сад». Всё это указывает на симпатию автора к своему персонажу.

Совет

Ольга всегда тянется к прекрасному, совершенному. Её не устраивает обывательское отношение к себе и жизни.

Однако именно такая позиция главной героини вместе с её неповторимостью и душевной тонкостью предопределяют трагический исход. Разве могло быть по-другому? Нет.

Оля Мещерская противопоставлена всему миру, её поступки неосознанны, а поведение не зависит от современных норм и правил, принятых в обществе.

Остальные персонажи, включая классную даму, Малютина, подругу Оли и прочее окружение, введены автором лишь для того, чтобы акцентировать индивидуальность героини, её необычность и незаурядность.

Главная идея рассказа «Лёгкое дыхание»

Исследователи давно пришли к выводу, что понять замысел автора помогает не столько внешний, сколько внутренний сюжет, наполненный психологическим, поэтическим и философским смыслами.

Героиня рассказа легкомысленна, но в хорошем смысле этого слова. Неосознанно она подвергается любовной связи с Малютиным, другом отца. Но разве в этом есть вина девушки, которая поверила взрослому человеку, говорившему о чувствах к ней, проявлявшему, как оказалось, показную доброту и казавшегося настоящим кавалером?

Оля Мещерская не похожа на всех остальных персонажей, противопоставлена им и в то же время одинока. Эпизод падения и отношений с Малютиным только обострил внутренний конфликт и протест героини.

Мотивы главной героини
Ряд исследователей считают, что героиня сама искала смерти. Она специально передала лист из дневника офицеру, который узнал о порочной связи своей возлюбленной и расстроился так, что выстрелил в девушку. Тем самым Ольга вырвалась из замкнутого порочного круга.

Другие литературоведы полагают, что одна ошибка, т.е. порочная связь с Малютиным, не заставила девушку задуматься о случившемся. В результате чего, Ольга завела отношения с офицером, не имевшим «ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала», совершив вторую по счёту и уже роковую ошибку.

Рассмотрим эпизод прощания с офицером на вокзале с другого ракурса. Ольга отдала ему самое ценное и сокровенное – лист с записью из дневника. Что если она любила своего будущего убийцу и решила рассказать горькую правду о случившемся с ней. Правда, офицер воспринял это не как признание, а как насмешку, обман той, кто «поклялась быть его женой».

Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием повести Ивана Бунина “Митина любовь”, посвященной теме трагической любви.

Одна из самых известных повестей Ивана Бунина “Деревня” открывает читателю Россию начала ХХ века, не пытаясь приукрасить реальную жизнь людей.

Обратите внимание

При интерпретации рассказа И.А. Бунина «Лёгкое дыхание» читателю открывают не только разные смыслы, но и варианты трактовки событий. Причин случившейся трагедии в произведении много, как и попыток объяснить их.

С уверенностью можно сказать о том, что образ Ольги Мещерской противоречив, но симпатичен автору. Тогда как окружающий мир показан скудным и серым, не способным на чувства, поступки и понимание происходящего.

Это подтверждают образы Малютина, начальницы гимназии, казачьего офицера.

Окружение героини не просто чуждо, а враждебно красоте, своей глупостью и пошлостью губит то необыкновенное и неповторимое, что есть в человеке – «лёгкое дыхание» или желание жить, отдавшись своим чувствам и эмоциям.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-bunin/lehkoye-dihaniye.html

Оля Мещерская в рассказе «Легкое дыхание» Бунина: образ, характеристика, описание в цитатах

Оля Мещерская — юная девушка из богатой дворянской семьи:

«…она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек…»

Возраст Оли — больше 15 лет (вероятно, 16-17): «…в пятнадцать она слыла уже красавицей.»

Героиня учится в гимназии для девочек в каком-то уездном городе: «…памятники кладбища, просторного, уездного…»

У Оли Мещерской есть мать, отец и, вероятно, брат по имени Толя: «Папа, мама и Толя, все уехали в город, я осталась одна. Я была так счастлива, что одна!»

О внешности героини известно следующее: «…фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.»  «…она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек…»  «Затем она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам.

В четырнадцать лет у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей.»  «Я не виновата, madame, что у меня хорошие волосы, — ответила Мещерская и чуть тронула обеими руками свою красиво убранную голову.

» У Оли Мещерской грациозные и легкие манеры: «…присела так легко и грациозно, как только она одна умела.»

Оля гордится тем, что у нее «легкое дыхание», которое якобы нравится мужчинам: “Я в одной папиной книге, — у него много старинных, смешных книг, — прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь… …но главное, знаешь ли что? — Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда, есть? ” 

Оля Мещерская — беззаботная и счастливая девушка: «…скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой.»

Важно

Оля является способной, но шаловливой и беспечной девушкой: «…она способна, но шаловлива и очень беспечна к тем наставлениям, которые ей делает классная дама?»

Она ведет себя более раскованно и непринужденно, чем ее подруги: «Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за своими сдержанными движениями! А она ничего не боялась — ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена.»

Оля Мещерская — изящная и ловкая девушка. Она лучше всех танцует на балах и катается на коньках: «Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз… Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она…»

На балах Оля привлекает к себе больше всех кавалеров: «…ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней…»

Оля — живая, подвижная девушка. На переменах она бегает по гимназии вместе с первоклассницами: «И вот однажды, на большой перемене, когда она вихрем носилась по сборному залу от гонявшихся за ней и блаженно визжавших первоклассниц, ее неожиданно позвали к начальнице.»

Девочки из младших классов особенно любят Олю, вероятно, за ее подвижность и непосредственность: «…и почему-то никого не любили так младшие классы, как ее.»

Оля — ветреная и переменчивая девушка, которая не может жить без поклонников (по мнению окружающих): «Незаметно стала она девушкой, и незаметно упрочилась ее гимназическая слава, и уже пошли толки, что она ветрена, не может жить без поклонников, что в нее безумно влюблен гимназист Шеншин, что будто бы и она его любит, но так изменчива в обращении с ним, что он покушался на самоубийство.»

Начальница в гимназии не раз отчитывает Олю за ее вызывающее поведение, а также за слишком «женские прически», дорогие гребни и туфли: «Здравствуйте, mademoiselle Мещерская, — сказала она по-французски, не поднимая глаз от вязанья.

— Я, к сожалению, уже не первый раз принуждена призывать вас сюда, чтобы говорить с вами относительно вашего поведения.

» «Прежде всего, — что это за прическа? Это женская прическа!»  «Вы не виноваты в прическе, не виноваты в этих дорогих гребнях, не виноваты, что разоряете своих родителей на туфельки в двадцать рублей! Но, повторяю вам, вы совершенно упускаете из виду, что вы пока только гимназистка…» (начальница — Оле)

Совет

Однажды летом юную Олю совращает друг ее отца — 56-летний господин Малютин. Мужчина также является братом начальницы из гимназии, где учится Оля. После случившегося девушка пишет в дневнике, что теперь у нее есть только «один выход».

Судя по всему, с этого момента Оля считает свою жизнь загубленной и больше не дорожит своей репутацией: «Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом — знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне…

»  «Ему пятьдесят шесть лет, но он еще очень красив и всегда хорошо одет…» (Оля о Малютине)  «Я закрыла лицо шелковым платком, и он несколько раз поцеловал меня в губы через платок… Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход…

Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» (Оля о Малютине)

Вскоре после связи с Малютиным юная Оля вступает в тайные отношения с казачим офицером, который совсем ей не пара. Оля якобы клянется ему, что станет его женой, но потом признается, что не любит его. Оля рассказывает офицеру, что у нее была связь с Малютиным. Узнав об этом, офицер убивает Олю на вокзале на глазах у всех: «…

офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой, а на вокзале, в день убийства, провожая его в Новочеркасск, вдруг сказала ему, что она и не думала никогда любить его, что все эти разговоры о браке — одно ее издевательство над ним, и дала ему прочесть ту страничку дневника, где говорилось о Малютине.— Я пробежал эти строки и тут же, на платформе, где она гуляла, поджидая, пока я кончу читать, выстрелил в нее, — сказал офицер.»  «…казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил ее на платформе вокзала, среди большой толпы народа, только что прибывшей с поездом.»

В ту же зиму, когда умирает Оля, негодяй Малютин погибает на Русско-японской войне: «Когда его убили под Мукденом…» (сражение 1905 г.)

После смерти Оли ее начальница из гимназии каждый праздник приходит на ее могилу, где часами смотрит на крест и портрет девушки: «Смерть Оли Мещерской пленила ее новой мечтой. Теперь Оля Мещерская — предмет ее неотступных дум и чувств. Она ходит на ее могилу каждый праздник, по часам не спускает глаз с дубового креста, вспоминает бледное личико Оли Мещерской в гробу…»

Источник: https://rulit.online/articles/olya-meshherskaya-v-rasskaze-legkoe-dyhanie-bunina-obraz-harakteristika-opisanie-v-tsitatah/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector