Иллюстрации к поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души” (Иллюстратор Алексей Михайлович Лаптев )
Алексей Михайлович Лаптев (1905—1965) — художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР. После выхода “Мёртвых душ” с его иллюстрациями был избран членом-корреспондентом Академии художеств.
Губернаторская дочка.
Манилов
Манилов
Ноздрёв
Плюшкин
Приказчик Манилова
Чичиков
Два русские мужика, стоявшие у кабака против гостиницы
Приготовление к вечеринке у губернатора
Собакевич на кровати возле худощавой жены своей
Толстые и тонкие
Чичиков и трактирный слуга.
Дети Манилова
Усадьба Манилова
Читающий Петрушка
Чичиков и Манилов у двери.
Чичиков и Манилов
Чичиков и Манилова
Двор Коробочки
Девчонка Пелагея
Падение брички Чичикова
Чичиков и Коробочка
“Ахти, сколько у тебя тут гербовой бумаги!”
«Минуту спустя вошла хозяйка»
«Чичиков дал ей медный грош, и она побрела восвояси, уже довольная тем, что посидела на козлах»
«Деревянный потемневший трактир принял Чичикова под свой узенький гостеприимный навес»
«Барин ничего не хотите закусить?»
«Порфирий положил щенка на пол, который, растянувшись на все четыре лапы, нюхал землю»
«Ноздрев был среди их совершенно как отец среди семейства»
«Ноздрев налег на вина»
Отъезд Мижуева
“Да зачем же мне шарманка?”
“Знаем мы, как вы плохо играете!”
«Нет, скажи напрямик, ты не хочешь играть»
«Ноздрев размахнулся рукой…»
Деревня Собакевича
Дом Собакевича
Собакевич принимает Чичикова.
«Вам нужно мертвых душ?»
Собакевич рассматирвает полученные от Чичикова ассигнации
«Чичиков подошел к ручке Феодулии Ивановны, которую почти впихнула ему в губы…»
«Все опомнились и очнулись только тогда, когда на них наскакала коляска с шестериком коней».
«На такую сумятицу успели, однако, собраться мужики из деревни»
Деревня Плюшкина.
Мавра Мавра
Мужик Плюшкина с бревном
Приезд Чичикова к Плюшкину
Прошка
Плюшкин прячет полученные от Чичикова деньги
«— Долго изволили погулять, – сказал половой, освещая лестницу»
Полицеймейстер посылает квартального в рыбную лавку.
Квартальный в рыбной лавке
Празднование сделки у полицеймейстера
Присутственное место.
Рязанский поручик, «охотник до сапогов»
Селифан и Петрушка после посещения кабака
Собакевич за осетром.
Чичиков и Манилов в присутственном месте
Чичиков дает взятку Ивану Ивановичу Кувшинное рыло
«Перед шкатулкой потер руки»
“Приход гостей произвел восклицание”
«Прокурорский кучер, как оказалось в дороге, был малый опытный, потому что правил одной только рукой, а другую засунув нвзад, придерживал ею барина».
«Селифан лег и сам на той же кровати, поместив голову у Петрушки на брюхе»
Беспашпортный
Бурлаки на Волге (размышления Чичикова)
Каретник Михеев
Григорий Доезжай-не-доедешь.
Сапожник Максим Телятников
Степан Пробка
Бал у губернатора
Губернаторша на балу представляет Чичикову свою дочку.
Появление Ноздрева на балу у губернатора
Чичиков на балу у губернатора
Чичиков среди дам на балу у губернатора
Чичиков после губернаторского бала.
«Именно, в отдаленных закоулках города дребезжал весьма странный экипаж…»
«После чего, отставивши алебарду, опять заснул по уставам своего рыцарства»
«Целый час был посвящен на одно рассматриванье лица в зеркале»
Губернаторша распекает свою дочку.
Дамы города NN
Расправа с заседателем Дробяжкиным
Слухи о Чичикове в городе
Слухи о Чичикове в городе
Сольвычегодские купцы после победы над устьсысольскими.
«Дама везла только что услышанную новость»
«Дамы наперерыв принялись сообщать ему все события, рассказали о покупке мертвых душ, о намерении увезти губернаторскую дочку и сбили его совершенно с толку»
«Тот и другая с лаем понесли свои хвосты в переднюю».
Квартальный бежит к Ноздреву с записочкой от полицеймейстера
Ноздрев занимается подбором карт
Ноздрев у Чичикова
Швейцар не пускает Чичикова к губернатору
«Многое значит у русского народа почесыванье в затылке»
«Собравшись у полицеймейстера, чиновники имели случай заметить друг другу, что они даже похудели от этих забот и тревог».
Капитан Копейкин в приемной генерала
Капитан Копейкин и швейцар
Капитан Копейкин преследует англичанку.
Перед приемной вельможи
Капитан Копейкин в ожидании приема у вельможи
Капитан Копейкин у вельможи.
Капитан Копейкин у вельможи.
Шайка капитана Копейкина разбойничает в рязанских лесах
«Копейкин очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире»
Воспитание Чичикова.
Павлуша Чичиков и учитель
Кифа Мокиевич и Мокий Кифович
Кузнецы
Похороны прокурора
Отъезд Чичикова
Похороны прокурора и отъезд Чичикова
Чичиков в доме повытчика
Чичиков — враг взяток
Чичиков — неподкупный таможенник, гроза контрабандистов.
“Ах ты, чушка чурбан а прежде зачем об этом не сказал? Не было разве времени ?”
«Итак, читатели не должны негодовать на автора, если лица, доныне являвшиеся, не пришлись по его вкусу»
«Эх я Аким-простота — ищу рукавиц, а обе за поясом!»
Губернский город NN
Губернский город NN
Губернский город NN
Губернский город NN
Губернский город NN
Дорога
Русь
Русь
Тройка
Тройка
Источник: https://filologstefa77777.blogspot.com/2012/03/blog-post_21.html
Иллюстрации П.М.Боклевского к поэме Гоголя «Мертвые души»
«Мертвые души» Гоголя были настольной книгой Боклевского. В кругу друзей художник любил читать вслух отрывки из поэмы Гоголя, и, по общему признанию, чтение это было мастерским, артистическим.
«Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского» |
Герои Гоголя не были для Боклевского выдуманными, книжными персонажами. Он долгие годы жил в Рязанской губернии и легко узнавал в чиновниках и помещиках города N хорошо известные ему нравы русской провинции.
«Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского» |
К портретам персонажей «Мёртвых душ» Боклевский приступил, по-видимому, в середине 50-х годов, когда началось его сближение с кружком Островского. Публикация гоголевских типов из «Мёртвых душ» началась в 1875 году с журнала «Пчела». В 1882 году впервые появился в печати «Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского».
Иллюстрированию Гоголя художник посвятил всю свою жизнь. Наиболее полно представлены рисунки П.М.Боклевского в Полном собрании сочинений Н.В.Гоголя, вышедшем в 1912 году под редакцией Овсяннико-Куликовского.
«Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского» |
Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.
«Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского» |
В многочисленных портретах Чичикова Боклевский сумел передать и мягкую вкрадчивость Павла Ивановича и твёрдость его характера, скрытого под этой кажущейся мягкостью.
Круглое лицо, цветущие щёки, полный подбородок, волосы, гладко и аккуратно зачёсанные, почтенные, лысеющие височки говорят о степенности благонамеренного человека.
Плавные, круглые линии овала лица Павла Ивановича находятся в контрасте с острыми, косыми штрихами, резко вычерчивающими хищный нос, тонкие брови, хитрые глаза Чичикова. На губах «херсонсого помещика» застыла заученная, любезная улыбка. Так художник создаёт образ осторожного хищника, человека, ведущего двойную игру.
«Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского» |
Приторную любезность отъявленного плута замечательно передает эскизный портрет Чичикова во весь рост. Павел Иванович идет на зрителя. Он склонился в почтительном полупоклоне, на лице улыбка, в знак приятности он снял картуз и держит его в левой руке.
Правая – у сердца, причем мизинец жеманно отставлен, так как Павел Иванович не чужд изящных манер. Коварные замыслы Чичикова выдают только походка да глаза в узких щелках. Павел Иванович едва переступает, он крадется, соблюдая осторожность вора.
Его глаза, окруженные сетью морщинок, явно смеются над простаками, которые так легко доверяются ему.
«Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского» |
Манилов представлен художником отдыхающим в послеобеденный час. Распустив галстук, расстегнув жилет, с неизменной трубкой с длинным чубуком, он нежится в мягком кресле. Манилов – деликатный, образованный барин.
Поэтому пуховики располагают его к мечтательности. Он завёл глаза, запрокинул голову – унёсся фантазией под облака.
Однако с подушек он не поднимается, пребывает в полной праздности, и зрителю ясно, что фантазии Манилова так же эфемерны, как дым, выходящий из его трубки.
«Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского» |
Собакевич – помещик-кулак. В соответствии с фамилией художник придал его физиономии угрюмую свирепость цепного пса. Из-под нависших бровей на нас подозрительно глядят маленькие звериные глазки.
Губы сложены в брюзгливую гримасу. Таков Собакевич в ряде погрудных изображений.
Акварельный же портрет Собакевича в коричневом костюме с ногами, повёрнутыми носками внутрь, заставляет вспомнить о сходстве нашего героя с «медведем средней величины».
«Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского» |
Коробочка – «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов». Акварельный портрет Коробочки представляет добродушную старушку небольшого роста, в чепце и капоте, в смешных вязаных башмачках.
Круглая, мягкая фигура Настасьи Петровны, с какой-то тряпкой, повязанной на шее, удивительно напоминает плотно набитый куль или мешок – немаловажный атрибут домовитой помещицы. Боклевский часто придаёт гоголевским персонажам наружность, сходную с тем или иным животным. Это создаёт у зрителя дополнительные ассоциации, которые способствуют лучшему пониманию сущности образа.
Так, не случайно Собакевич похож на медведя, а Чичиков – на хитрую лису. Коробочка Боклевского заставляет подумать о ком-либо из небольших грызунов, заботливых, домовитых зверьков, которые всё, что ни увидят, тащат в свою норку.
В самом деле, у неё круглые, удивлённые глазки, треугольником поднятая верхняя губка, обнажающая резцы, и, наконец, коротенькие ручки, простодушно сложенные поверх выступающего брюшка, совсем как лапки мыши.
«Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского» |
Плюшкин изображён у Боклевского высохшим, беззубым стариком с запавшим ртом, провалившимися щеками, одетым в лохмотья. Вместе с тем художник сумел придать фигуре скупца нечто грозное и зловещее. Это воплощение бесчеловечной, мертвящей алчности. Плюшкин живёт отшельником, в каждом человеке видит вора.
На всех рисунках Боклевского он повёрнут спиной к зрителю, смотрит искоса, через плечо, брови настороженно подняты, мышиные глазки сверлят собеседника. Лучше всяких слов эта поза и этот взгляд рассказывают об отчуждённости от людей «заплатанного». Линии крючковатого носа и выступающего подбородка у Плюшкина почти сливаются.
Это придаёт его физиономии нечто колдовское, страшное.
Источник: https://graalclub.blogspot.com/2013/03/blog-post.html
Презентация по литературе Н. В. Гоголь – иллюстрации к поэме “Мёртвые души”
Инфоурок › Литература ›Презентации›Презентация по литературе Н. В. Гоголь – иллюстрации к поэме “Мёртвые души”
Бесплатно
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Н. В. Гоголь «Мёртвые души» (иллюстрации)
2 слайд Описание слайда:
Это удивительный парадокс – Гоголь не любил иллюстрации к своим произведениям, говорил, что товар нужно продавать, не подслащивая его, но стал одним из самых иллюстрируемых писателей.
3 слайд Описание слайда:
Н.В.
Гоголь начал работу над своим главным трудом – “Мертвые души” в 1835 году. Ни над одним из своих произведений ранее писатель не работал так кропотливо и тщательно, так вдумчиво и напряженно. Настоящее и будущее России стали основными темами книги, найдя свое отражение в живописных и ярких образах героев поэмы, в характеристике их внутреннего мира и духа целой эпохи.
Именно это притягивало иллюстраторов.
4 слайд Описание слайда:
Еще Белинский обратил внимание на особую черту гоголевского таланта, заметив, что “Гоголь не пишет, а как бы рисует кистью”.
Творческая манера Гоголя – обращение к “словесной живописи”, зрительной наглядности изображения, к передаче полноты ощущения жизни – сделала произведения писателя излюбленным объектом для иллюстрирования. А.А. Агин, П.М. Боклевский, Е.А. Кибрик, В.А. Серов, И.Е. Репин, Н. Альтман, Кукрыниксы – вот неполный перечень русских живописцев, вдохновленных сюжетами Гоголя.
Но особый интерес у художников разных поколений и направлений вызывала поэма “Мертвые души”.
5 слайд Описание слайда:
Иллюстрации к роману «Мёртвые души» создавали выдающиеся русские и зарубежные художники. Любителям книги хорошо известны иллюстрации графиков Б. Кустодиева, Е. Лансере, В. Фаворского, В. Лебедева, Д. Шмаринова, Н.
Кузьмина, В. Горяева, В. Курдова, Д. Бисти, П.Соколова, М. Шагала,А. Лаптева, В. Маковского и многих других.
Титульный лист первого издания поэмы (оформлен по рисунку Н. В.
Гоголя)
7 слайд Описание слайда:
Александр Агин (1817-1875) – первый оформитель – признан лучшим иллюстратором поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Вместе с художником-гравером Е. Е. Вернадским, который переводил рисунки Агина в гравюры на дереве, Агин создал первые иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”.
По их замыслу второе издание “Мертвых душ” должно было сопровождать 100 больших и 100 малых рисунков, но автор неожиданно отказал в переиздании. Пришлось издать только 100 больших иллюстраций без текста, отдельными выпусками по 4 рисунка в каждом. В конце 1846 и начале 1847 г. вышли в свет 72 иллюстрации (все 100 иллюстраций были изданы только в 1892).
Они имели немалый успех и до сих пор остаются лучшими из всех попыток проиллюстрировать “Мертвые души”.
8 слайд Описание слайда:
Чичиков в детстве. Отъезд из дома. Наставления отца.
9 слайд
10 слайд Описание слайда:
«…Вишь ты, вон какое колесо! Что ты думаешь: доедет то колесо, если б случилось, в Москву, или не доедет?..
»
11 слайд Описание слайда:
«Пошла писать губерния!»
12 слайд Описание слайда:
Губернатор
13 слайд
14 слайд Описание слайда:
Чичиков и Собакевич
15 слайд Описание слайда:
Собакевич за едой
16 слайд Описание слайда:
Чичиков у Коробочки
17 слайд Описание слайда:
Чичиков у Плюшкина
18 слайд Описание слайда:
Плюшкин и Чичиков
19 слайд
20 слайд
21 слайд Описание слайда:
Возвращение от прокурора
22 слайд Описание слайда:
капитан Копейкин
23 слайд Описание слайда:
Пётр Боклевский, гениальный русский рисовальщик и иллюстратор, создал серию «типов» и для гоголевских «Мертвых душ». (1840)
25 слайд Описание слайда:
Изображая своих героев, художник всячески подчеркивал их отрицательные черты и физическую неприглядность. Иван Антонович, кувшинное рыло
26 слайд Описание слайда:
Председатель палаты
27 слайд Описание слайда:
Губернатор
28 слайд Описание слайда:
Дата приятная во всех отношениях
29 слайд Описание слайда:
Вельможа
30 слайд Описание слайда:
Прокурор
31 слайд
32 слайд Описание слайда:
Собакевич
33 слайд
34 слайд
35 слайд
36 слайд Описание слайда:
Коробочка
37 слайд Описание слайда:
Коробочка
38 слайд
39 слайд Описание слайда:
Капитан Копейкин
40 слайд Описание слайда:
В 1958 году Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР выпустило поэму со 167 рисунками художника А. М. Лаптева (1905 – 1965). Талантливый художник своими живыми иллюстрациями рассказал поэму от начала до конца.
41 слайд
42 слайд Описание слайда:
Туалет Чичикова
43 слайд
44 слайд
45 слайд Описание слайда:
Собакевич
46 слайд Описание слайда:
Собакевич
47 слайд Описание слайда:
Коробочка
48 слайд Описание слайда:
Жадность Коробочки
49 слайд Описание слайда:
Дама приятная и дама приятная во всех отношениях
50 слайд Описание слайда:
Иван Антонович, Кувшинное Рыло
51 слайд Описание слайда:
Ноздрёв и Чичиков
52 слайд
53 слайд Описание слайда:
Плюшкин у ларя
54 слайд
55 слайд
56 слайд
57 слайд Описание слайда:
Капитан Копейкин
58 слайд Описание слайда:
Улица губернского города
59 слайд Описание слайда:
Губернский город, 1820 – 30 годы
60 слайд Описание слайда:
Птица – тройка
61 слайд Описание слайда:
СОКОЛОВ Петр Петрович (1821-99), живописец, акварелист, рисовальщик. Жанрист, баталист, анималист, портретист, пейзажист, иллюстратор. Создал свою коллекцию иллюстраций к «Мёртвым душам». Чичиков у гостиницы губернского городка
62 слайд Описание слайда:
Туалет Чичикова
63 слайд Описание слайда:
Экипаж Коробочки
64 слайд Описание слайда:
Обед у Собакевича
65 слайд Описание слайда:
Приезд к Плюшкину
66 слайд Описание слайда:
У Плюшкина
67 слайд
68 слайд Описание слайда:
Ноздрёв и Чичиков на псарне
69 слайд Описание слайда:
Петрушка
70 слайд Описание слайда:
Иллюстрации
71 слайд Описание слайда:
Губернский город, 1820 – 30 годы, М. Добужинский
72 слайд Описание слайда:
Губернский город, 1820 – 30 годы
73 слайд Описание слайда:
Губернское общество
74 слайд
75 слайд Описание слайда:
Дамы города NN
76 слайд Описание слайда:
Народ в поэме
77 слайд Описание слайда:
Птица – тройка
Бесплатно
Краткое описание документа:
Общая информация
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!
Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-n-v-gogol-illyustracii-k-poeme-myortvie-dushi-2783783.html
Художники-иллюстраторы произведений Н. В. Гоголя
Творчество Н. В. Гоголя всегда захватывало меня своим необыкновенным сочетанием глубины, мудрости, остроты видения и поэтической одухотворенности…
А. Лаптев, иллюстратор
И большой писатель, и настоящий художник способны чутко воспринимать настроения своей эпохи, интуитивно предвидеть назревающие перемены и кризисы. Свое видение они передают и посредством стиля и композиции литературного произведения, и средствами цветового или графического решения иллюстраций.
Создавая художественный образ, творец сознательно или бессознательно предполагает его воздействие на публику. Художник пишет свои произведения кистью и красками, оживляя их оригинальными колерами, а писатель пользуется пером и словами, «раскрашивая» свое произведение неординарными оборотами или характерным почерком мастера.
Смысл любого цельного произведения часто раскрывается именно благодаря симбиозу литературы и изобразительного искусства в разные периоды творчества.
На протяжении многих лет его творчество вызывало интерес у художников. К иллюстрированию гоголевских произведений обращались еще его современники А. Агин, П. Боклевский, П. Соколов и др. Особенное звучание эта тема приобрела в творчестве художников XX века. Марк Шагал иллюстрировал «Мертвые души», вышедшие в его оформлении в Париже в 1948 году.
Произведения Гоголя привлекали художников-иллюстраторов яркостью, точностью и колоритностью образов, особой живописностью литературного языка.
Широкую известность получили иллюстрации нескольких авторов, первыми из которых являются из П. Боклевский
Другой известный иллюстратор позапрошлого столетия Петр Петрович Соколов. В 1880-1890-е гг. создает цикл иллюстраций к «Мертвым душам» в технике акварели.
Также весьма распространенным до сегодняшнего дня является мнение, что одними из лучших иллюстраций к произведениям Гоголя за все время являются работы Александра Алексеевича Агина. При участии Е. Е.
Бернардского Агин создал цикл иллюстраций к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя, которые имели немалый успех. Сила и обаяние рисунков А. А. Агина — в ярких типах, очерченных гротескно, но не теряющих жизненности.
Владимир Егорович Маковский. Как правило, он выбирал те моменты в литературном повествовании, которые позволяли ему наиболее полно раскрыть характер героев, показать конкретную обстановку, в которой они живут и действуют.
Здесь, так же как и в живописи, проявил он свой искрящийся юмор, редкую одаренность в обрисовке персонажей, неизменную тягу к психологизму. Легкий штрих, мягкая растушевка отличают эти рисунки. С особой любовью иллюстрировал он произведения Н. В.
Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Старосветские помещики», «Мертвые души». К иллюстрированию «Мертвых душ» Маковский обращался неоднократно.
Познакомимся и мы сегодня с иллюстрациями к сочинениям гоголя поближе.
Источник: https://www.domgogolya.ru/bibset/1190/
Жизнь поэмы Гоголя «Мертвые души» в иллюстрациях (от 19 века до 21). Козынченко Н. Куртонина А. Постникова Л. Репренцева Д. Халюта Т. 2011. – презентация
1 Жизнь поэмы Гоголя «Мертвые души» в иллюстрациях (от 19 века до 21). Козынченко Н. Куртонина А. Постникова Л. Репренцева Д. Халюта Т. 2011
2 Цель: проследить жизнь поэмы Гоголя в иллюстрациях разных времен План: 1.Иллюстрации художников – современников Гоголя (XIX век) 2. Иллюстрации художников XX века Иллюстрации художников XX века 3.Иллюстрации художников XXI векаИллюстрации художников XXI века 4.ВыводыВыводы 5.Словарь терминов
3 XIX век Иллюстрации к «Мертвым душам», от которых в 1846 году отказался Гоголь, были впервые сделаны Александром Алексеевичем Агиным и гравировались для печати на дереве Евстафием Бернардским. Александр Алексеевич Агин ( ) русский художник. Главная работа 104 иллюстрации к «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя, гравированные на дереве его постоянным сотрудником Е. Е. Бернардским. Бернардский Евстафий Ефимович ( ) русский гравёр, рисовальщик. Наибольшую известность получила серия ксилографий к поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, гравированная в с рисунков А. А. Агина.ксилографий
4 XIX век Иллюстрации Агина не статичны. Сквозь них протекает динамика сюжета. Иные важные эпизоды разыграны в целых цепочках рисунков. В них Чичиков торгуется с Собакевичем, беседует с Плюшкиным, спорит с Ноздревым. За поведением агинского Чичикова следишь как за актером в роли.
5 XIX век У него, вроде бы, естественные, но точные, отработанные жесты. Кажется, что и художник представлял в себе героев Гоголя выведенными на театральную сцену.
6 XIX век Внимательный и умный читатель, Агин нашел для основных персонажей книги отчетливые зримые образы, которые воплотил не только в лицах, но и в особом складе каждой фигуры, в индивидуальной пластике движений и жестов. Строит образ не столько благообразно-округлое лицо Чичикова, сколько его скользящие движения, плавные полупоклоны, являющие совершенную светскость, однако с той ноткой развязности, которая и позволяет ощутить его настоящий характер.
7 Петр Михайлович Боклевский ( ) Развивая традиции сатирической графики 1840-х гг., Боклевский выработал жанр психологически заострённого социального портрета литературного героя. графики XIX век
8 Художник увидел в поэме Гоголя всего лишь галерею монстров. Все главные или только мелькнувшие в тексте персонажи изображались с одинаковой пристальностью и отделывались с равным усердием.
9 XIX век Как правило, все они статичны. Изъятые из действия, которое мало интересовало Боклевского, они предстают перед нами в виде галереи портретов. Это именно «типы», а не действующие лица.
10 Еще один значительный опыт иллюстрирования «Мертвых душ» предпринял в начале 1890-х годов Петр Соколов. Соколов Петр Петрович ( ) – русский живописец и график.график. XIX век
11 Приезд Чичикова в гостиницу. XIX век Чичиков у Плюшкина Художника интересовали не столько гоголевские «типы», сколько целостная атмосфера книги, жизненная среда персонажей.
12 XIX век Соколов непосредственно вводит в свои иллюстрации изображение народа и делает это иной раз даже в тех случаях, когда иллюстрируемый эпизод сам по себе не включает изображения народной жизни В сцене «Чичиков перед шкатулкой», где Соколов с большой убедительностью трактует образ главного героя, художник считает нужным показать на заднем плане и возникающие перед мысленным взором Чичикова образы «беглых» душ.
13 Работы Владимира Маковского были опубликованы в 1902 году в издании «Народной пользы», затем в 1948 году (репродуцировано 25 акварелей) и в 1952 годах (четыре листа иллюстраций) в изданиях Гослитиздата. акварелей XX век
14 Плюшкин Живописец- передвижник В. Е. Маковский писал акварели на темы «Мёртвых душ» в годах, не предназначая свои работы на роль иллюстраций. XX век
15 В отличие от Боклевского, предпочитавшего «портреты» героев, у Маковского преобладают многофигурные композиции и пейзажи; большое значение придаётся достоверно воссоздаваемым интерьерам. Разговор с Коробочкой.
16 Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович Михаи́л Васи́льевич Куприя́нов ( ) Никола́й Алекса́ндрович Соколо́в ( ) Порфи́рий Ники́тич Крыло́в ( ) XX век
17 И в книжной графике художники начинают с образов иронических и гротескных Из 37 рисунков 10 штриховые, остальные – полутоновые, исполненные черной акварелью. Они выполнены в традиционной для кукрыниксов манере – в жанре карикатуры. Карикатуристом, как помнит читатель, был и Петр Михайлович Боклевский. Но в его психологических портретах героев «Мертвых душ» нет почти ничего от карикатуры. черной акварелью. карикатуры XX век
18 Ноздрев и Чичиков. XX век По мнению искусствоведа Галины Леонтьевны Демосфеновой, «художники поставили перед собой цель как можно сильнее выявить социальный смысл поэмы Гоголя, показать критическое отношение современного читателя к персонажам…
19 Собакевич. XX век Однако при первом взгляде на рисунки становится ясным, что в этом своем стремлении художники переступили границы, доступные иллюстратору, и не учли особенностей гоголевского стиля, что обусловило определенную односторонность иллюстраций». В образах, созданных Кукрыниксами, Демосфенова видит «элементы излишней карикатурности, что сильно мешает восприятию»
20 Шагал Марк Захарович, график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России. Один из лидеров мирового авангарда 20 векаавангарда Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923– 1930 годах островыразительные иллюстрации к “Мертвым душам» XX век
21 Никто до Шагала не трактовал эту книгу столь гротескно, но притом и так обобщенно и символично. Он не стремился ввести зрителя в эпоху Гоголя архитектура и утварь, костюмы и прически персонажей вневременны и порой фантастичны.
22 XX век Шагал не очень заботился и о зримом облике героев, о цельности их портретных характеристик. Даже Чичиков, переходя из одного листа в другой, будто меняет свои гротескные маски. Ноздрев и Чичиков. На одном из его рисунков мы видим огромного, нависшего над маленьким Чичиковым Ноздрева.
23 XX век Шагал был слишком субъективным, глубоко погрузившимся в свой собственный, фантастически преображенный мир художником, чтобы покорно следовать даже за таким мощным автором, как Гоголь. Точнее будет сказать, что это шагаловская Россия, поставленная в параллель гоголевскому миру «Мертвых душ». Чичиков и Манилов
24 С.А. Алимов написал 16 картин к произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души». Тема гоголевских произведений – одна из основных в творчестве художника. Работая над гоголевским циклом, Алимов проникся идеей нового прочтения классики. Он обратился к литературоведческим трудам, письмам Н.В. Гоголя для полного погружения в личность писателя. XX век Али́мов Серге́й Алекса́ндрович (25 апреля 1938) российский художник мультипликационного кино, график.
25 Чичиков, Селифан и Петрушка XX век Зорко «всматриваясь» в образы-маски, художник мастерскими приёмами придал им богатство индивидуальных черт и почти скульптурную рельефность.
26 У Коробочки XX век … странные, бездуховные персонажи «Мёртвых душ» удивительно кинематографичны. Сергей Алимов рисует образы, полные гротеска, иронии и жалости к нелепым героям гоголевского шедевра, в результате чего создаёт графическую версию поэмы.
27 Рисунки откровенно гротескны. Пропорции на них нарочито изменены. Чтобы передать характер героя, художнику не нужно видеть его лицо. Собакевич, например, изображен во весь рост, но со спины. XX век
28 Приезд Чичикова XX век Чичиков же, при первом нашем знакомстве с ним, едва выглядывает из брички.
29 Сергей Чайкун – художник, член МОСХ и Международного Художественного Фонда Родился 5 июня 1954 года в Москве. В 1971 году после окончания Московской средней школы поступил в Московский Архитектурный институт. XXI век
30 Сам Сергей Чайкун так говорил о произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души» и своем увлечении к нему: «Для меня Николай Васильевич Гоголь – абсолютный гений. Я “заболел” Гоголем еще в школе… Позже в студенческие годы, планомерно и жадно поглащая всего Гоголя, каждое его произведение, читанное и перечитанное, меня ошеломляло, как и при первом знакомстве». XXI век
31 Живопись С.Чайкуна справедливо трактуется критиками как сюрреалистическая. Но и в живописи художник предпочитает искать свои горизонты, не повторяя уже наработанные алгоритмы великими С.Дали, Р.Магриттом, И.Танги. сюрреалистическая.
32 XXI век Сергей Чайкун как бы ставит себя на место писателя: каждое полотно становится рассказом или романом, написанным воображением художника, и каждая деталь порой играет роль отдельной главы, а композиция в целом создает интригу повествования.
33 XXI век Это повествование притягивает зрителя, заставляет его душу и его зрение работать в попытке расшифровать значения образов-метафор, далеко не сразу осваивая язык художника, логику его мышления, душевный настрой и мелодику цвета.
34 XXI век На этой картине мы видим Чичикова, сидящего в бричке, но видим не прямо, а через колесо этой самой брички. Колесо символизирует замкнутость, невозможность что-либо изменить, бесконечность и повторяемость событий. Все это напрямую связано с Чичиковым, его судьбой, жизненным путем.
35 XXI век Художник, г. Владимир, инженер-строитель- проектировщик. Техника ее работ – компьютерная графика. компьютерная графика. Наталья Владимировна Пластинина
36 “Птица-тройка Русь” (2009) XXI век
37 Выводы: Поэма Гоголя «Мертвые души» во все времена привлекала художников. И работы выполняли художники разных течений: реализма, авангарда, сюрреализма. Иллюстрации выполнены в разных техниках: ксилография, акварель, черная акварель, компьютерная графика. Иллюстрации написаны в разных жанрах: портрет, бытовые картины, карикатура. А прием, который использовали многие художники, – гротеск. Изображали художники как отдельных персонажей, так и многофигурные композиции, не забывая о пейзажах и интерьерах. Привлекал художников и образ дороги и птицы-тройки.
38 Словарь Ксилография гравюра на дереве, древнейшая техника гравюры Графика вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Литография способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. Торцовая гравюра -способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева
39 Акварель – живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи и графики. Черная акварель – живописная техника, использующая специальную акварельную краску черного цвета. Карикатура – жанр изобразительного искусства, в сатирической или юмористической форме изображающий какие-либо социальные, общественно- политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.
40 Авангард – (фр. Avant-garde «передовой отряд») обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически- боевой форме. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов. Словарь
41 Сюрреализм – направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов..
42 Компью́терная гра́фика область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для создания изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют результат такой деятельности.
43 Е.Л.Немировский. Иллюстрированные издания «Мертвых душ» Н.В.Гоголя ( Н.В. Гоголь в изобразительном искусстве ( Иллюстрации к поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”
44 (Агин 1) (Агин. У Коробочки) (Агин. Плюшкин) (Боклевский. Ноздрев) (Болевский. Собакевич) (Боклевский. Коробочка) (Боклевский. Манилов)
45 ache/img_1600x1600/02_14.jpg (рамка) ache/img_1600x1600/02_14.jpg (Чайкун) (сайт художника Чайкуна) istorija/006-Illjustratsii.html (Чичиков перед шкатулкой. Соколов) istorija/006-Illjustratsii.html File/foto/9.jpg (Шагал) File/foto/9.jpg b.jpg Пластинина Птица – тройка b.jpg
Источник: https://www.myshared.ru/slide/213567/
Иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя
Иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя
Первое графическое воплощение образов поэмы “Мертвые души” было плодом совместного труда рисовальщика Александра Алексеевича Агина (1817-1875) и ксилографа Евстафия Ефимовича Бернардского (1819-1889). Оба художника были уже значительными мастерами, преуспевшими каждый в своей профессии.
«“Мертвые души” быстро разлетелись по Москве, а потом и по всей России, — рассказывал Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859). — Книга была раскуплена нарасхват. Впечатления были различны, но равносильны». «”Мертвые души” потрясли всю Россию. Подобное обвинение необходимо было современной России. Это — история болезни, написанная мастерской рукой» (А.Герцен).
Художник Александр Алексеевич Агин
(1817-1875) был среди тех, кто с восторгом
принял «Мертвые души». Прочитав поэму,
он тотчас же заболел ею. Герои Гоголя словно просились н бумагу. Художник загорелся мыслью проиллюстрировать поэму.
… выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжении нескольких минут.
«Разинь, душенька,
свой ротик, я тебе
положу этот кусочек».
«Эк её, дубиноголовая какая! – сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения. – Пойди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха!»
Держа в руке чубук и прихлебывая из чашки, он был очень хорош для живописца, не любящего господ прилизанных и завитых…
… слушал все по-прежнему… и хоть бы что-нибудь похожее на выражение показалось на лице его. Казалось, в этом теле не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует…
И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства… лицо … вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственнее и пошлее.
Возвращение от прокурора
Бал у губернатора
Герои Гоголя не были для П. Боклевского выдуманными, книжными персонажами. Он долгие годы жил в Рязанской губернии и легко узнавал в чиновниках и помещиках города N хорошо известные ему нравы русской провинции.
Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.
Унёсся фантазией под облака…
… набирают
понемногу деньжонок в
пестрядевые мешочки…
… был в некотором отношении
исторический человек
Приторная любезность
отъявленного плута
Помещик-кулак.
Угрюмая свирепость цепного пса
… воплощение бесчеловечной,
мертвящей алчности.
Огромное количество вариантов портретов героев “Ревизора” создано художником за сорок лет. Многие актёры, играя в “Ревизоре” , в костюме и гриме стремились воплотить персонажи Боклевского.
Капитан Копейкин
Семейство Городничего представляется Хлестакову
Городничий и купцы
“Портрет” в иллюстрациях Кукрыниксов – истинно петербургская повесть. Великий город – участник трагедии Андрея Петровича Чарткова, ставшего модным живописцем с “бойкой” кистью. Чартков, встречающий у Летнего сада своего профессора, когда-то предупреждавшего юношу, что у него “начинают слишком бойко кричать краски”, – движется спиной к зрителю. Он не услышит, если его и окликнуть. Он глух к голосу совести, к призывам служения искусству.
Кукрыниксовский Башмачкин особенно дорог сердцу тем, что каждый лист, где он появляется, будто заставляет услыхать душераздирающий вопрос Акакия Акакиевича.
… ни одного слова не отвечал Акакий Акакиевич… только если слишком была невыносима шутка, …он произносил: “оставьте меня, зачем вы меня обижаете”…
Историческая героика повести «Тарас Бульба» привлекла внимание В.М.Васнецова на самом раннем этапе творчества, когда художник еще учился в Академии. Васнецов стремится прежде всего изобразить центральные, героические образы, показать вольную Запорожскую Сечь
М.Г. Дерегус был талантливым живописцем, создал ряд сложных многофигурных композиций; работал в области портрета, пейзажа и бытового жанра. Поэтично запечатлил в своих работах историю, природу, быт, народных героев Украины.
А.М. Каневский. Российский график, Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР.
Д.А. Шмаринов. Работал в монохромных техниках (уголь и черная акварель), всегда добивался большей выразительности, нежели в тех редких случаях, когда применял цвет. В передаче примет времени Шмаринов безукоризненно верен жизненной правде.
Е. Кибрик. Выполненные в суровой и сдержанной реалистической манере, иллюстрации прекрасно доносят романтическую патетику повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
И.Э. Грабарь. Иллюстрации получались настолько удачными, что Игорь Грабарь получил заказ на иллюстрирование книги Гоголя «Шинель», выпускавшейся как своеобразное приложение к «Ниве» в серии собрания сочинений русских классиков.
А. Герасимов. Один из крупнейших советских художников 1930-х — 1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 1920-е годы начинает писать картины в жанре социалистического реализма. Картины А. М. Герасимова написаны яркими, насыщенными красками.
«А поворотись-ка, сын!».
«Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!»
« Батько! где ты?
Слышишь ли ты?»
В. Е. Маковский. Особенность иллюстраций Маковского состоит в широком показе бытовой обстановки и пейзажа гоголевской эпохи. Выразительно решены отдельные сцены.
Маниловы
Чичиков и Манилов
«Страшная месть»
Чичиков у Коробочки
А.М. Лаптев проиллюстрировал произведения русской и советской классики: «Мёртвые души» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.
Б. М. Кустодиев (1878 – 1927). Русский художник. Создал циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/illiustratsii-k-proizviedieniiam-n-v-gogholia
Иллюстрации к Мертвым душам II (А. А. Агин)
Агин Александр Алексеевич (1817-1875) – российский рисовальщик. В основном иллюстрировал книги и различные издания, является основоположником российской жанровой иллюстрации. «Сто рисунков к поэме Н. В.
Гоголя „Мёртвые души“» выходили в 1848–1847 годах тетрадями по четыре гравюры на дереве в каждой. Полностью вся серия (104 рисунка) была опубликована в 1892 году и фототипически повторена в 1893 году.
Книга с включёнными в текст иллюстрациями Агина, гравированными Бернардским, вышла в 1934 году.
Еще при жизни художника, закончившего свой путь учителем рисования в Киевском кадетском корпусе, затворившегося в казарменных дортуарах от славы, голода и творчества, даже будто бы забывшего о великих своих свершениях – эти иллюстрации сравнивали с гольбейновской сюитой «Пляска смерти». Белинский называл Агина «великим художником», а Валериан Майков утверждал, что замечательный график в черно-белом своем цикле «понял картинность описаний Гоголя, бездну красок, потраченных на эти описания, и все достоинства его поэмы».
Легендарные сто рисунков Агина к поэме Гоголя были решены в очень определенном графическом ключе: Агин выбрал линейный рисунок для голов и рук персонажей, словно бы люди эти не имеют объема.
И плотную черную заливку – для их костюма и обуви. Как если бы одеяние помещено на манекене, на плоской картонной фигурке.
Серым туманом возникали на стенах агинских интерьеров тени персонажей – причудливые, странные и страшные клубы «пузырей земли».
Чичиков и Собакевич
Тонким рассыпающимся во прах штрихом рисовал художник столы, двери, гнутые стулья, занавеси, люстры – обреченные исчезнуть вещи, двоящиеся в своих отражениях.
И только ключ от кладовой Плюшкина, который тот держал в руках, имел фактуру, объем, как бы большую, чем у хозяина, телесность… Бесконечно интересно вникать в пластический язык Агина, раскрывая для себя все новые детали и оттенки смысла в его рисовании. Вот руки Плюшкина и беседующего с ним Чичикова.
Здесь художник воспользовался вдруг светотенью, захотел дать эти руки не линейно, но объемно. Но как он это сделал? Правая рука Плюшкина лежит под левою, изображенною почти только линией.
И правая рука – тяжелая, со скрюченными в хватательном движении пальцами, а если вглядеться в рисунок – здесь вовсе и не пять только пальцев, из-за вещественности тени кажется, что пальцев по крайней мере десять.
А левая «говорящая» рука Чичикова? Он как-то вытянул ее ее вперед, доказывая и рассуждая, но словно бы протягивает длань, прося подаяния. А остывшее черное жерло камина, куда заглядывает Плюшкин в поисках исчезнувшей четвертки? «Вот погоди-ко: на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками!» – говорит он Мавре, но кажется, что сам увидал чертей под золою и прахом.
Чичиков и Плюшкин
Агинский Плюшкин – центр иллюстраций к «Мертвым душам».
В этом лице соединяются черты самых разных персонажей – и Чичиков в старости, и Манилов, разуверившийся в «дружбе», и взявшийся за ум Ноздрев, и чиновники канцелярии, разыскивающие сакраментальное «дельце № 368», – могут оказаться схожими с эти мертвым жильцом российского захолустья.
«Одолжите, Федосей Федосеевич, дельце за № 368!»
Плюшкин, получивший от Чичикова деньги… Помните? «Которые тот принял в обе руки и понес их в бюро с такою же осторожностию, как будто бы нес какую-нибудь жидкость, ежеминутно боясь расхлестать ее». Плюшкин этого мгновения изображен Агиным в полуфас.
Мы видим только один светящийся алчностью глаз, странно живой на мертвом лице, не на лице – обтянутом кожей черепе. Раскрыты ладони с купюрой, и нам ощутимо дрожание этих рук, в которых художник словно бы пересчитывает косточки, как анатом.
А Павел Иваныч за спиною Плюшкина – только плоская тень в эти секунды, он дан штрихом, как мебель в других картинах.
Чичиков и Плюшкин
Но вот и Чичиков обретает объем в знаменитой сцене перед зеркалом. Заглядевшись на себя, он произносит: «Ах ты, мордашка эдакой!» Черная плотная фигура с выпяченным задом стоит перед свечой, освещающей ноздри и подбородок, а в зеркале отражается плоскорукий манекен, чурбак деревянный, одетый в белое, как покойник…
Чичиков у зеркала
Есть у Агина и еще один Чичиков в объеме – после бала, окончательно скомпрометировавшего Павла Ивановича. Будто даже нечто человеческое является на обтекаемом пустом лице – страдание, отчаяние. Но это все-таки не человек – муляж.
Поднял руки кверху, словно шарниры перевернулись, едва может согнуть деревянные ноги. А фрак его Агин штрихует крест-накрест – в мельчайшую сеть пойман Чичиков.
«Чтоб вас черт побрал всех, кто выдумал эти балы!»
Чичиков и Ноздрев
Чичиков и Ноздрев. «Ну послушай: хочешь метнем банчик?..»
В раме обложки агинского альбома рисунков к «Мертвым душам» шли прописью гоголевские фразы: «Смерть поражает нетрогающийся мир. И еще сильнее, между тем, должна представиться читателю мертвая бесчувственность жизни».
Эту мертвую бесчувственность художник передал почти исключительно в портрете, ибо ситуации и сцены поэмы Гоголя также были для него лишь средством еще в одном ракурсе, еще с одной стороны показать героев «Мертвых душ».
Чичиков и Коробочка.
«Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?..»
Иногда он, что называется, «списывал их с натуры». Крупным чиновником, принимающим капитана Копейкина, изобразил он николаевского министра финансов Вронченко.
А в сплетниках, перешептывающихся на бале, современники искали сходство с Булгариным, которого Агин окарикатурил еще в соллогубовском «Тарантасе»: в балетной пачке и дамской шляпе плясал на книгах жирный фигляр, описывая круги возле чернильницы…
Чичиков и Манилов. «Нет, я не то, чтобы совершенно крестьян, — сказал Чичиков, — я желаю иметь мертвых…»
Источник: https://topru.org/46201/illyustracii-k-mertvym-dusham-ii-a-a-agin/