Ситников и Кукшина в романе И. Тургенева «Отцы и дети»
Ни одно произведение Тургенева не вызвало столько жарких споров, столько противоречивых толков, как роман «Отцы и дети».
Революционно-демократическая критика журнала «Современник» увидела в Базарове «клевету» и «карикатуру» на молодое поколение. Нигилист-отрицатель не отвечал представлению молодого поколения о революционере.
Дворянская критика также не приняла главного героя Тургенева, поставленного автором на очень высокий пьедестал.
«Отцы и дети» — роман, подводящий итог большому периоду творчества Тургенева. В нем писатель осуществил прежде не удавшийся ему замысел эпического полотна «Два поколения».
Центральным героем романа «Отцы и дети» является Евгений Базаров, олицетворяющий русскую «новь». Он нигилист, отрицающий все то, что было отжившим, устаревшим, ненужным в дворянском обществе и в самих аристократах. Одинок ли Базаров в своем нигилизме или у него есть друзья, единомышленники? Ответить на этот вопрос можно, проанализировав образы Аркадия, Ситникова и Кукшиной.
Ситников и Кукшина, конечно, не являются центральными фигурами произведения, но образы их по-своему интересны, так как они выступают в романе как псевдоученики Базарова.
Ситников, например, говорит, что считает Базарова своим учителем: «Я ему обязан своим перерождением». Тургенев описывает «базаровского ученика» как человека невысокого роста, одетого в славянофильскую венгерку. У него вполне приятное лицо, но во всех чертах сказывается «тревожное и тупое выражение».
Все это, как и «визгливый» и «деревянный» смех, показывает, что человек этот противоположен спокойному, увереному в себе и, безусловно, умному Базарову. Ситников многословен и суетлив, во всех его поступках видно желание услужить. Заявления этого героя оказываются пустым звуком.
Ситников называет себя нигилистом, но при этом любит «комфорт жизни».
«Молодой прогрессист», как насмешливо характеризует его Тургенев, подчеркивает, что он презирает женщин, но автор тут же замечает, что через несколько месяцев Ситников, женившись, будет пресмыкаться перед своей женой только потому, что она урожденная княжна Дурдолесова.
Именно Ситников знакомит Базарова и Аркадия с одной «прогрессивной» дамой, И вот перед нами Евдокия Кукшина — еще одна «нигилистка». В ее доме мы встречаемся с признаками «эмансипированности» хозяйки: криво висящая на двери табличка, разбросанные повсюду окурки, запущенность и грязь.
Внешний вид «эмансипэ» Кукшиной вызывающе неряшлив: это несколько растрепанная молодая дама в не совсем опрятном платье. Казалось бы, Базаров не придает значения одежде, но и он, увидев Кукшину, поморщился. Автор сообщает читателю, что выражение ее лица как-то неприятно действовало на всех, кто ее видел.
Все ненатурально в Кукшиной. Она хочет быть независимой и даже развязной, но при этом получается у нее все неловко, неестественно.
Она стремится показать себя образованной женщиной и пытается втянуть Базарова в псевдонаучный разговор о женском вопросе и отсталости Жорж Санд.
По всему ясно, что такие же беседы она постоянно ведет с Ситниковым, удивляя своими «познаниями» провинциальных горожан. А вот Базарова, понимающего пустоту этих рассуждений, такие дискуссии не интересуют.
Как бы ни кичилась Кукшина своей «эмансипированностью», она все же живет с оглядкой на общественное мнение. Так, например, на балу у губернатора, когда Аркадий и Базаров уехали, «независимая» дама «нервически» злобно, но робко засмеялась им вслед. Ее самолюбие было уязвлено тем, что на нее не обратили внимания.
Так кто же такая Кукшина? Прогрессивная образованная женщина? Конечно, нет. Она даже и журналов не читает — они лежат у нее в комнате с неразрезанными страницами. Видимо, у нее не сложилась семейная жизнь.
Детей, которым можно было бы уделять внимание, у нее нет.
И чтобы как-то заявить о себе, с одной стороны, и оправдаться перед провинциальным обществом, с другой, она объявляет брак предрассудком и даже преступлением.
Базаров говорит: «Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои». «Долой авторитеты!» — вторят ему Кукшина и Ситников. Но разве они имеют о чем-либо свое мнение? Нет. Их привлекает нигилизм как мода. Они видят в нем возможность заставить о себе говорить и вести себя с большой долей распущенности.
На их примере Тургенев показывает, насколько велика разница между словами «быть» и «слыть». Ситников и Кукшина слывут прогрессивными людьми, но таковыми не являются. Окружив Базарова мнимыми учениками, жалкими и бездарными подражателями, автор возложил миссию представлять поколение «детей» целиком на главного героя.
Ситников и Кукшина, подражая нигилистам, скрывают свое чувство неполноценности. У Кукшиной это проявляется в неспособности быть женой и матерью. Ситников же стыдится своего простого происхождения.
И все же эти герои не случайно появляются в романе Тургенева. Они подчеркивают одиночество Базарова, усиливая его трагедию. Нет у Евгения союзников, единомышленников, последователей и продолжателей его дела. Даже Аркадий оказался временным попутчиком.
Учителю не удалось перевоспитать лучшего и единственного своего ученика. А перевоспитывать Ситникова и Кукшину он и не собирался.
Неужели его теория дала трещину? Где он ошибся? Почему он одинок? Может, Базарову надо поискать новую общественную теорию? Как неуступчивая и трагическая личность, он идет до конца, выбирая последовательный индивидуализм на почве старых взглядов.
Источник: https://5litra.ru/soch/1006-sitnikov-i-kukshina-v-romane-i-turgeneva-otcy-i-deti.html
Кукшина, Ситников и др. – кукольная жизнь “базарствующих” в романе Тургенева “Отцы и дети”
Обращаясь к проблеме “базарствующих” в “Отцах и детях”, следует сосредоточить внимание на таких характерных особенностях поведения Кукшиной, Ситникова и им подобных, как неестественность, бутафорство, фальшь… Чужая, заемная жизнь «базарствующих» превращается в буффонаду.
Тургенев сразу хочет показать, что данному типу людей свойственно бессмысленное подражание нигилистическим верованиям, убеждениям, идеалам. В результате своими претензиями на исповедование нигилизма они скорее пародируют качества, которые присущи нигилизму базаровской пробы.
Можно найти множество примеров из текста, подтверждающих это.
В их числе, с одной стороны, ситниковское кликушество по поводу своего духовного “перерождения”, отрицания авторитетов, “бабенок”, “Маколея”, но зато утверждение собственного таланта по части откупоривания бутылок — с другой; страстные занятия химией Евдокии Кукшиной, которая даже изобрела “одну мастику”, предназначенную для изготовления кукол, вернее, их “головок”, “чтобы не ломались”.
Портретное описание Кукшиной удивительно сближает саму героиню с куклой: “белокурая”, “в шелковом платье” и “кружевною косынкой на голове”, с “круглыми глазами” — настоящая кукла. Причем Тургенев не говорит, что она “ходила”.
Кукшина “двигалась”, словно какой-то механизм, в котором ко всему прочему будто что-то сломалось, поскольку героиня “говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко”.
Вероятно, дело было в кукольной “головке” Кукшиной, которая, по ее же собственным словам, подвержена поломке?
А “головке” этой героини есть от чего повредиться! Она и “Либиха” осваивает, и Жорж Санд, и Эмерсона, и статью Кислякова о женском труде.
Она напряженно размышляет о физиологии и эмбриологии, бредит Бунзеном и негодует на Прудона.
И имением управляет, и занимается вопросами воспитания, жестоко страдает от провинциальной жизни и мечтает о Гейдельберге. Ну как тут “головке” кругом не пойти, не надорваться?!
Под стать Кукшиной Victor Ситников, обладатель такого же невыразительного кукольного — “прилизанного” — лица, с “небольшими, словно вдавленными глазами”.
В высшей степени симптоматично поведение персонажа, напоминающее поведение будущего Брудастого Салтыкова-Щедрина, в голове у которого было нечто вроде шарманки, периодически воспроизводящей 2 окрика: “Разорю!” и “Не потерплю!”. “Шарманка” Ситникова выводит единственное заветное слово, слетающее с губ этого яростного “нигилиста”: “Долой!”.
Что, по-вашему, ассоциируется с “куколъностью”, “механистичностью”? И почему Тургенев акцентирует именно эти качества в “базарствующих”?
Синонимами названных состояний выступают “искусственность”, “бутафорность”, “нежизненность”. Это и хочет подчеркнуть писатель в образах Кукшиной и Ситникова.
Аналогичными качествами он наделяет среду обитания Кукшиной.
Героиню окружает пространство, в котором полностью отсутствует все то, что напоминает дом, семью, уют: “Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов… валялись по запыленным столам”.
Картину тотального бесприюта, нежилья завершает очень знаменательная в контексте кукольной маркированности героини Тургенева деталь экстерьера: женское пространство, заваленное “разбросанными окурками папирос”.
Другими словами, в границах пространства Кукшиной автор снимает проблему пола и тем самым еще раз заставляет читателя согласиться с тем, что перед ним кукла, которая, как известно, не имеет половой принадлежности.
В 13-й главе начинает полновластно доминировать атмосфера буффонады: кукольного паясничанья, шутовства. За завтраком, когда эмансипированная Кукшина произносит: “Господа, будемте говорить о любви…”. И возможно, именно на этом своеобразном кукшино-ситниковсжом “шабаше” приоткрылись подлинное лицо и подлинная, не заемная жизнь “базарствующих” в романе Тургенева?!
Источник: Тургенев в школе: книга для учителя / авт.-сост. Л.А. Капитанова. – 3-е изд, стереотип. – М.: Дрофа, 2010
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/kukshina_sitnikov_i_dr_kukolnaja_zhizn_bazarstvujushhikh_v_romane_turgeneva_otcy_i_deti/41-1-0-80
Иван Сергеевич Тургенев
Ситников — псевдонигилист, рекомендующийся всем как «ученик» Базарова. Например, он стыдится своего отца-откупщика, наживающегося на спаивании народа, а также страдает от собственной никчемности и незначительности.
Пытается демонстрировать такую же, как у Базарова, свободу и резкость суждений и поступков. И знаете ли, с какой целью? Куклы делать, головки, чтоб не ломались».
Ситников — щеголь.
Ситников называет себя учеником Базарова: «…Я старинный знакомый Евгения Васильича и могу сказать – его ученик.
Ситников рабски восхищается Базаровым: «…Долой авторитеты! Краткая характеристика КукшинойЕвдоксия Никитишна Кукшина — это молодая женщина с «прогрессивным взглядом» на жизнь. Она разъехалась с мужем, живет одна и сама занимается имением. Кукшина называет себя «эмансипированной женщиной» и борцом за права женщин.
Кроме того, она небрежно одевается и ведет себя развязно. Кукшина хочет казаться хорошим человеком: «…она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо…» «…Кукшина – человек чудный…» «…ведь я говорил вам: замечательная личность!
Кукшина не следит за чистотой и порядком в доме: «…Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Кукшина читает книги и журналы: «…Нужно еще Либиха почитать.
Базаров считает, что ситниковы нужны для грязной работы: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица и псевдонигилистка. Эта героиня развязна, вульгарна, глупа.
Кроме того, неряшлива и неопрятна.
Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» как нельзя лучше раскрывает умение писателя угадывать «новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание».
Носителем этих идей в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров. В России стали принимать идеи западничества. Павел Петрович Кирсанов, человек с «щегольски-сухой» душой. Сын боевого генерала 1812 г.
, он окончил Пажеский корпус, и его ожидала блестящая военная карьера.
Нежная обувь по низкой цене! «Демократ до конца ногтей», Базаров ненавидит барство и в свою очередь со стороны бар вызывает к себе чувство ответной ненависти. Это произведение создавалось в эпоху кардинальных преобразований и изменений в русском обществе.
«Характеристика образа Ситникова»
Однако это подражание выглядит нелепым и комичным. В сущности, Ситников является карикатурной пародией на Базарова, которая слегка усложнена психологической разработкой образа.
Нигилизм» для Ситникова является возможностью преодолеть собственные комплексы.
Нигилизм» дарит герою ощущение причастности к «великому» делу, позволяет ощутить свою значительность и превосходство над остальными людьми.
Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам.
Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
В сущности, повторяется прием, найденный Грибоедовым, который рядом с Чацким, подлинно новым человеком своего времени, поставил его карикатурного «двойника» Репетилова.
Источник: https://zdravbaza.ru/ivan-sergeevich-turgenev/
Образы романа Отцы и дети”
И.С. Тургенев создал свой роман после отмены крепостного права 1861 года, во время хаоса и неразберихи. В своих произведениях он отражал действительность и отражал её достоверно. Все произведения Тургенева – это летопись русской жизни, которая передавала общественную реальность того времени.
Он писал свой роман с 6 августа 1860 года по 30 июля 1861 года, главная проблема романа заключена в общественно-политической ситуации в России, а точнее в расколе между либералами и революционерами-демократами. В это время в России появляется модное нигилистическое движение, приверженцем которого и является главный герой Базаров.
Хотя сам автор являлся либералом и имел известное дворянское происхождение. Образ Базарова, собирательный, главный его прототип – это провинциальный земский врач, который бесплатно лечил крестьян и пользовался их уважением, Виктор Якушкин. Он был соседом Тургенева, его считали атеистом и смутьяном, однако писатель увидел в нём образ нового человека.
В 1872 году Якушкин скончался от туберкулеза, оставив в истории свой след.
Как я уже говорила, в романе заключено противоборство поколений и мнений, главными антагонистами являются Павел Петрович Кирсанов и Евгений Васильевич Базаров. Их противоборство заключено во всём, в том числе и в описании их внешности.
Описание Базарова дано нам сухо, возможно для того, чтобы показать его безразличие к происходящему, автор не использует каких-либо лирических эпитетов, сам Тургенев сказал: «Я хотел сделать из него лицо трагическое, тут было не до нежностей».
Тоже мы видим и в описании его внешности: «Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями, его обнажённая красная рука, которую он не сразу подал, ленивый, но мужественный голос.
Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. Тонкие губы, темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».
По описанию его одежды сразу становиться понятно, что перед нами человек безразличный к своему внешнему виду, его гораздо больше волнует состояние души и разума, а не излишнее щёгольство. Это описание внешности Базарова даётся нам в самом начале, во второй главе, и мы, не зная этого героя, можем составить первое впечатление о нём по его портрету.
Он спокоен, умён, самоуверен, ему безразлично мнение других людей, если бы я жила во время написания этого романа, то без труда узнала бы в нём представителя в то время модного, нигилистического движения. И хотя многие считают, что Базарову не важна его внешность, с этим можно поспорить.
Он говорил, что нигилисты отрицают всё, но существует стереотип того, как должен выглядеть сам нигилист, и внешность Базарова этот стереотип подтверждает! Его просторный череп говорит о наличии высокого интеллекта, и действительно он учится на медицинском факультете, занимается естественными науками и собирается стать доктором, кроме этого он является и всесторонне развитым человеком. Отдельное внимание я бы хотела уделить описанию его руки, обнажённая и красная, она говорит о большой любви к работе, которая была свойственна Базарову, описание рук играет немало значимую роль в этом романе и ещё не раз нам встретится. Портрет Базарова-портрет типичного нигилиста того времени, но вместе с тем мы сразу замечаем в нём духовную искру, которая раскрывается нам лишь по мере приближения его смерти.
Теперь поговорим о его антагонисте, Павле Петровиче. Полная противоположность Базарову, во всём: «Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки.
На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза.
Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику.
Совершив предварительно европейское рукопожатие, он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щек, и проговорил: «Добро пожаловать»». «У него были прекрасные белые зубы, гибкий стан».
На мой взгляд, это довольно странно так следить за собой живя в деревне у брата, но мы узнаем, что большая часть его жизни прошла в городе, по этому поводу высказался Базаров:
– «Щегольство, какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!»
В отличие от Базарова Павел Петрович ставит внешность на первое место и считает её главным критерием состоятельности человека. Автор даёт нам подробнейшее описание его одежды, но не упоминает о его внутреннем мире, о состоянии его души. Это сразу наталкивает на мысль о том, что он показной человек, который не развит духовно, и ставит внешние качества выше внутренних.
Когда он впервые увидел Базарова, то при знакомстве не подал ему руки, вероятно решив, что внешний облик Базарова слишком скуден для такой чести.
Он очень любил модную Англию и одевался подобно англичанам, так и в романе он поддерживал либерально настроенных англичан и часто вступал в споры с Базаровым.
Его рука с длинными ногтями говорит о том, что в отличие от Базарова труд он не любил, но за собой следил и ухаживал.
Следующий наш герой это Аркадий, друг Базарова, сын Николая Петровича и племянник Павла Петровича.
Интересно то, что в отличие от остальных героев, точное описание его внешности в романе не встречается, хотя о его характере упоминается немало.
Возможно, автор хотел показать, что внешность Аркадия не имеет большого смысла, и как бы он не выглядел, он останется сыном своего отца, приехавшим в своё родное имение и отчасти повторившим судьбу Николая Петровича.
А теперь вспомним о Николае Петровиче Кирсанове. О его внешности тоже много не говорится, сказано только, «Мы видим его в мае 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного. Но это типичный портрет мужчины в его возрасте.
Я считаю, что в этом случае автор не стал приводить никаких особенностей по двум причинам: 1) Николай Петрович был человеком честным и открытым, который ничего не скрывал и всё делал по совести; 2) его судьба действительно типична, он имеет двух детей, жену, женил старшего сына и следит за хозяйством. Он был добрым, романтичным, душевным человеком.
Пародия на Базарова – это Ситников, но его мы тоже будем рассматривать, как героя этого произведения, чтобы лучше понять характер Базарова: «Человек невысокий, в славянофильской венгерке.
Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных, чертах его прилизанного лица; небольшие, словно выдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким деревянным смехом».
Его глупость в портрете, проявляется в глазах. Автор описывает Ситникова с иронией, со смехом, это человек небольшого ума, который был учеником Базарова.
Кукшина – также является образом-пародией на нигилистов. «Молодая, белокурая, растрёпанная, в шёлковом не совсем опрятном платье, выражение её лица неприятно действовало на зрителя».
Самый подходящий для её характеристики термин растрёпанная, даже неуклюжая. Её грязное платье говорит о том, что она не следит за собой, что неприемлемо для молодой девушки.
Ситников и Кукшина являются именно пародиями на нигилистов, потому что им никогда не достигнуть уровня Базарова и они никогда не смогут отречься от авторитетов, даже Базарову они пытались подражать и восхвалять его, это ли ни авторитет!
Следующий образ это Анна Одинцова: «Герцогиня, владетельная особа. Женщина высокого роста в чёрном платье, она поразила его достоинством осанки.
Обнажённые руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из под нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметной улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица!».
Несомненно, это очень красивая девушка, гордая и свободная, это находит отражение в её осанке, которую она всегда держит прямо. Успев многое повидать в жизни, Одинцова в своём избраннике хотела найти защиту и спокойствие, чему Базаров не соответствовал, поэтому они и не были вместе. Базаров сказал: «Вишь, как себя заморозила!»
Весь роман она находится в этом состоянии, даже при описании её красоты автор не украсил этот отрывок красивыми эпитетами, он оставил его холодным, как и её саму.
Теперь вспомним о Фенечке. «Рука белеющая, как молоко. Она сидела на скамейке, накинув белый платок на голову, подле неё лежал пук ещё мокрых от росы красных и белых роз. Молодая женщина лет двадцати трёх, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детскими пухлявыми руками. На ней было опрятное ситцевое платье».
Портрет Фенечки естественен, описывая её автор попутно описывал природу вокруг, не вступая в разлад с портретом, из – за её натуральности и бесхитростности. Её руки похожи на детские, это говорит о чистоте её мыслей, о неиспорченности. Она всегда одевалась опрятно, это говорит о её хозяйственности и честолюбии. Автор очень симпатизирует Фенечке, простой русской девушке!
А сейчас нужно вспомнить Катю, сестру Одинцовой: «Она глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Всё в ней было ещё молодо-зелено: и голос, и пушок на всём лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях».
Автор хорошо относится к Кате, она любит природу, и помогает людям, а это очень ценное качество. Когда он её описывает, то старается добавлять, что-то о природе, животных, часто говорит о собаке Фифи, для того чтобы показать, как ей это всё близко!
В романе уделяется место рассказу о двух слугах: Пётр и Прокофьич, они являются пародиями на своих хозяев: Павла Петровича и Николая Петровича.
Пётр: «слуга, в котором всё и бирюзовая серёжка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, всё изобличало человека новейшего». Это пародия на Павла Петровича, в его описании также выделяется внешность, но ничего не сказано о его характере.
Прокофьич: «человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке. Он осклабился, увидев Аркадия, но тотчас, же нахмурил свои густые брови». Это пародия на Николая Петровича, это тоже седой человек в возрасте, который тоже любит Аркадия, и тоже по нему скучал.
Выводы: с помощью портрета мы можем узнать заранее основные черты героев, можем узнать то, как относится к ним автор, над кем он смеётся, а кого уважает.
Можем узнать больше характеристик главного героя, можем понять отношения героев друг к другу и сформировать своё отношение к ним! Поэтому в текстах должны присутствовать портреты героев, как в великом романе великого писателя – «Отцы и дети».
Источник: https://referatwork.ru/refs/source/ref-56831.html
Какую роль играют образы Кукшиной и Ситникова в романе Отцы и дети?. Фразы
В романе “Отцы и дети” Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя.
Но по какому пути должна развиваться Россия? Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному.
В предыдущих романах, Тургенев явно симпатизировал дворянским либералам, хотя видел и честно изображал их недостатки: вялость характера, нерешительность, погружённость в собственные переживания (например, Фёдор Лаврецкий из романа “Дворянское гнездо”, Андрей Берсеньев и Павел Шубин из романа “Накануне”), В “Отцах и детях” писатель сделал главным героем демократа, который выступает принципиальным противником либерального дворянства. Поэтому тема романа – описание общественной борьбы накануне 1861 года, а идея – изображение “нового человека”, как Тургенев видел и понимал его. По тому, как писатель представил Базарова, можно сказать, что в Тургеневе боролись два чувства. С одной стороны, революционный демократ Базаров отрицает идеалы дворянского общества, то есть, как казалось автору, уже ничего не признаёт и заслуживает названия нигилист.
С другой стороны, Тургенев честно старается понять и изобразить характер Базарова. Именно такой подход к “новому человеку” делает роман “Отцы и дети” чрезвычайно интересным.
Автору не очень симпатичен Базаров, что заметно из описания его непривлекательной внешности, странного балахона-пальто, бесцеремонного поведения, хотя одновременно с этим Тургенев признаёт в главном герое пытливый ум, трезвость мысли, прямоту чувств, собранность воли, что делает его необычным человеком среди мягких, безынициативных дворян Кирсановых.
Писателю не нравится презрение Базарова к дворянской культуре и её традиционным ценностям (к семейным отношениям, любви, искусству, природе), но Тургенев не нашёл среди дворян, общающихся с молодым нигилистом, никого, кто мог бы победить его в идейных спорах.
В романе среди дворян у Базарова нет достойных противников, но и настоящих единомышленников у него тоже нет. Аркадий Кирсанов дорожит дружбой “лекарского сына” и искренне считает, что Базаров – “один из самых замечательных людей” (XXI), с которыми он когда-либо встречался.
Но в конце романа Аркадий прощается со своим другом-учителем навсегда, так как не выдерживает требований базаровского максимализма.
Для Базарова дело – борьба с устаревшими научными взглядами и несправедливыми общественными порядками; для Аркадия дело – любовь, семья, поэтому он спокойно меняет передовые общественные идеи на счастливое житьё-бытьё в родовом имении. К нему Базаров относится дружелюбно и одновременно снисходительно-иронически.
Откровенно презрительно относится Базаров к двум другим “нигилистам” – к Кукшиной и Ситникову, но вынужден их терпеть, чтобы иметь под рукой помощников, предназначенных для разных грязных дел: “Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..”(XIX).
При всей нелюбви Базарова к аристократам он должен признать, что дворяне Кирсановы и Локтевы по уму и развитию многократно превосходят “нигилистов” Ситникова и Кукшину.
Если Базарова Тургенев изображает в романе серьёзно, а в некоторых эпизодах даже сочувственно, то Кукшина и Ситников описываются просто сатирически. Тургенев сознательно заостряет их безалаберность, распущенность, глупость.
Их вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: “Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор!
– и дело в шляпе. (…) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты” (X).
Чтобы показать своё отношение к женской эмансипации (равноправию), Тургенев рисует в романе двух помещиц – Авдотыо Никитичну Кукшину и Анну Сергеевну Одинцову. Обе героини свободны, правда по разным причинам.
Одинцова – молодая вдова и поэтому вполне самостоятельна: сама успешно управляет своим имением, заботится о младшей сестре Катей старой тётке. Она, не боясь злых сплетен, приглашает Базарова и Аркадия к себе в имение.
Кукшина тоже самостоятельна, так как “разъехалась” (XII) (разводы были в то время чрезвычайно редки) с мужем, но эта “передовая”, по рекомендации Ситникова, дама не знает, что делать со своей независимостью.
Её имением практически управляет староста Ерофей, которого она красиво сравнивает со знаменитым американским литературным героем (!) – Патфайндером (Следопытом из одноимённого романа Ф. Купера), детей у неё нет, о её бедных родственниках ни разу не упоминается.
Одним словом, Кукшина использует свою свободу очень неразумно: ведёт беспорядочный образ жизни и скандализирует время от времени губернское общество.
Тургенев помещает в свой роман два очень похожих эпизода: сначала Базаров и Аркадий запросто приходят в гости к Кукшиной (XIII), а через несколько дней, после бала, наносят визит Одинцовой, по её приглашению (XV).
Дом Авдотьи Никитичны напоминает Бедлам (знаменитый сумасшедший дом в Лондоне): автор не забывает отметить криво прибитую визитную карточку на входной двери, пыль и беспорядок в комнате, растрёпанные волосы хозяйки, её неопрятное платье, безвкусные браслеты на коротких руках, бурые от табака пальцы.
Хозяйка с лёгкостью судит обо всём, начиная с мастики для склеивания кукол и кончая женским трудом на фабриках. Кукшина сама говорит без умолку, перескакивает с одной темы на другую, задаёт вопросы собеседнику и не слушает ответы.
Она не видит ничего зазорного в том, чтобы упиться шампанским в компании малознакомых мужчин и участвовать в пьяном веселье, которое даже цинику Базарову показалось неприличным. Одинцова свой номер в губернской гостинице украсила множеством цветов, к гостям – Аркадию и Базарову – она вышла в “простом утреннем платье” (XV), которое было ей к лицу, и во всё время визита “оставалась совершенно спокойной” (XV).
Одинцова отличается тактом, умением слушать собеседника, неназойливым умом и начитаностью, так что обоим приятелям было легко говорить с ней: “Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая” (XV).
Одинцова одевается со вкусом, держится с достоинством, не стремится во что бы то ни стало привлечь всеобщее внимание к своей персоне, но на балу у губернатора она с момента знакомства совершенно очаровывает Аркадия, да и Базаров выделяет её из пёстрой толпы дам.
А Кукшина на том же балу может “блеснуть” только грязными перчатками, райской птицей в волосах (XIV) и весьма смелым танцем с Ситниковым. Ситников столь же ничтожный человек, как и Кукшина, он призван оттенить незаурядность личности главного героя.
Робость и развязность отмечает Тургенев в его портрете (XII), а в его поведении переплетаются апломб и неуверенность. Вот он без приглашения приезжает в Никольское. “Трудно передать словами, какою перепёлкою влетел в комнату молодой прогрессист” (XIX), – язвительно замечает Тургенев.
Именно Ситников, как никто другой, похож на “шута горохового” и нелепым костюмом (славянофильской венгеркой – XII), и заискивающим поведением. Несмотря на свои прогрессивные убеждения, он всеми силами стремится втиснуться в светское общество, где его встречают удивлённо-презрительно.
Ситников спешит представиться губернатору, на балу он обещает познакомить Аркадия с Одинцовой, хотя сам едва знает её. Для Ситникова нигилизм – мода, возможность показать себя интересным человеком и тем самым скрыть обыкновенную глупость и сомнительное происхождение, которого он очень стесняется (XIII): его отец – известный винный откупщик.
Для уничтожающей характеристики этого нигилиста достаточно вспомнить его слова, невольно пародирующие знаменитое высказывание Диогена: “Я – ученик Базарова.
Я ему обязан своим перерождением. (…) Когда Евгений Васильевич при мне в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг…словно прозрел! “Вот, – подумал я, – наконец я нашёл человека!
“” (XII). Кукшина и Ситников – пена, которая всегда оказывается на поверхности, на виду, но по пене нельзя судить о глубинной сути явления.
Сын откупщика Ситников и femme emancipee (свободная от предрассудков женщина) Кукшина извращают передовые идеи своего времени, для них нигилизм – способ скандализировать общество и таким образом отличиться самим, стать заметными.
Базаров считает, что изучение естественных наук – нужное дело, потому что приносит конкретную пользу людям, а искусство – бесполезное занятие, которое, может быть, и украшает жизнь, но не относится к насущным человеческим потребностям.
Поэтому, по мнению героя, Рафаэль, вместе с остальными художниками, “гроша медного не стоит” (X). Исходя из таких убеждений, Базаров и не тратит время на изучение искусства, демонстрируя, например, своё абсолютное незнание творчества Пушкина (XXI).
Кукшина усвоила то же презрительное отношение к литературе, для неё даже Жорж Санд – “отсталая женщина и больше ничего!” (XIII). Однако Базаров – хороший лекарь, серьёзно знающий смежные с медициной науки (химию, физику, ботанику), он начитан в философии, политологии.
А Ситников и Кукшина ничего как следует не знают, ничего не умеют делать толком.
Из последней главы-эпилога читатель узнаёт, что Кукшина забросила свои занятия химией и уже не изобретает мастику, а, “якшаясь” с русскими студентами, открывает в Гейдельберге новые законы архитектуры (!).
Ситников же с пустейшими людьми, похожими на него самого, “толчётся” в Петербурге, продолжая “дело” Базарова. Оба карикатурных “нигилиста” пытаются прикрыть свою никчёмность новейшими научными и социальными понятиями, ничего не разумея в них по сути.
Итак, поставив рядом с Базаровым Кукшину и Ситникова, Тургенев подчеркнул тем самым всю значительность характера, всю серьёзность убеждений главного героя.
Несомненно, у Базарова должны были быть и друзья, и настоящие единомышленники по общественной деятельности. “Нас не так мало, как вы полагаете. (…
) От копеечной свечи Москва сгорела” (X), – говорит молодой нигилист Павлу Петровичу, но в романе нет никаких намёков на важную общественную деятельность героя. Тургенев показал его одиночкой.
В этом сказалась тенденциозность писателя, идейное неприятие характера и убеждений героя со стороны автора. Последняя картина романа – могила Базарова, куда приходят только старые родители, – подтверждает ту же мысль об одиночестве и одновременно демонстрирует сочувствие писателя своему герою.
Да и последний поступок главного героя (короткая смертельная болезнь) представлен Тургеневым как личный триумф молодого нигилиста. Ведь случайную и нелепую смерть Базаров принимает с такой трезвостью и мужеством, на какие, конечно, не способны ни его идейные противники, ни “преданные ученики”.
Вы прочитали материал на тему: Какую роль играют образы Кукшиной и Ситникова в романе Отцы и дети?
Источник: https://www.cka3ku.com/kakuyu-rol-igrayut-obrazy-kukshinoj-i-sitnikova-v-romane-otcy-i-deti/
Сатирические образы в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети” на Сёзнайке.ру
В романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” разносторонне, точно и с изрядной долей объективности, как отмечают многие критики, изображена Россия конца 50-х гг. XIX в. со всеми присущими ей проблемами и противоречиями.
В этом произведении ясно ощущаются трагические мотивы, вызванные горечью автора, его переживаниями и поисками выхода из кризиса, постигшего Россию накануне реформы. В романе много поэтического, сам язык, которым написано произведение, также очень поэтичен.
И при этом весь тургеневский роман пронизывает острая и ненавязчивая сатира.
Роль сатиры здесь очень велика. С помощью точных сатирических деталей, метких слов Тургеневу удалось изобразить представителей того или иного сословия.
Наиболее явно сатирические мотивы проступают в изображении жизни быта помещиков, представителей, как они сами себя называли, “передового и просвещенного класса, опоры государства”. Сам Тургенев писал, что специально взял передовых, образованных дворян, чтобы показать, что “если сливки плохи, что же молоко”.
В самом деле, Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы – культурные и благородные люди. Они сочувствуют либеральным взглядам. Следуя демократическим убеждениям, Кирсановы освободили крестьян от барщины, “посадили их на оброк”. Но они добавляют: “Но без ощутимых для себя издержек”. Эта фраза выявляет всю показную сущность этих преобразований.
Слишком откровенно Кирсановы любуются собой. Сделав доброе дело, эти люди уже считают себя “благодетелями рода людского”. Павел Петрович любит порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними он “морщится и нюхает одеколон”. Он окружил себе английскими вещами и книгами.
Кирсанов толкует об аристократизме, но весь его аристократизм заключается в костюме английского фасона и в изящных словах.
Еще одна причина всех либеральных устремлений Кирсановых заключается в том, что они изо всех сил пытаются не отстать от времени, горячо интересуются тем, какие книги читает сейчас молодежь. В этих попытках они выглядят довольно комично. Очень ярко талант Тургенева-сатирика проявляется в сцене спора Павла Петровича с Базаровым.
В самом деле, Кирсанов толкует о России, о “русской идее”, но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении Отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.
При сатирическом изображении Кирсанова Тургенев прибегает к противопоставлению его поведения поведению Базарова. Если Базаров спокоен и хладнокровен, то Павел Петрович “рвется в бой”. В решительный момент спора он “возопил”. Такие мелкие детали помогают нам лучше понять, разглядеть человека.
И мы уже не удивляемся тому, что в конце романа Павел Петрович покидает Россию навсегда, и только пепельница в виде мужицкого лаптя напоминает о том, что он когда-то назывался русским человеком.
Ироническое отношение к себе вызывает и Аркадий Кирсанов. Слабый и бесхарактерный, он легко поддается влиянию сильных людей (Базарова, Одинцовой).
Благоговея перед своим учителем, Аркадий с наслаждением отрицает авторитеты. Он делает это “с чужого голоса”, не замечая, таким образом, внутреннего противоречия в своем поведении.
Он принадлежит к разряду людей, “вечно опекаемых и вечно не замечающих над собой опеки” (Д.И. Писарев).
При изображении Николая Петровича Кирсанова и родителей Базарова сатира несколько смягчается, если не отсутствует вовсе. Очевидно, что тихие старички Базаровы вызывают у автора симпатию, а Николай Петрович и вовсе как бы “списан” с Тургенева (“Николай Петрович – это я”).
Сатирически изображает автор и духовенство. Подробно описана в романе сцена обеда у Базаровых, на который был приглашен местный деревенский священник.
Это огромный, бородатый “детина”, любящий хорошо выпить, закусив солеными “груздочками”, не совсем прилично пошутить. Он не считает все это грехом и, не стесняясь, предается распутной мирской жизни.
Заметим, что никто из присутствовавших на обеде в общем-то и не против этого.
Не щадит автор и самого Базарова. Евгений язвительно отзывается о романтиках, но, оставшись один, сознает романтика в самом себе. Он смеется над Николаем Петровичем Кирсановым, играющим на виолончели. Но автор говорит нам о том, что музыка, действительно, была очень красива и “медом разливалась” по саду.
Правда, сатира здесь не так ощутима. Слишком уж могуч и притягателен образ Базаров. Но явная сатира звучит в адрес Базарова после его разговора с мужиком. Он, Базаров, как и многие молодые люди революционных взглядов, полагал, что знает мужика.
И не ведает, что мужик-то принимает его за “шута горохового” и уверен, что барин его не понимает.
Неприятие нигилизма выразилось в сатирических образах Ситникова и Кукшиной. Своей тупостью они только опошляют идеи, которые проповедует Базаров.
Кукшина встречает гостей в грязном платье. Она одета так же нелепо и неряшливо, как и ее прислуга. Еще более неприятен Ситников. Речь этих “нигилистов” глупа и бессвязна, напичкана нелепыми лозунгами. Они не говорят, а выкрикивают слова. Ситников и Кукшина так сатирично изображены, что волей-неволей начинаешь испытывать к ним неосознанное и неотвратимое отвращение.
Таким образом, автору хорошо удалось изобразить дворянство как консервативную, чуждую всему новому силу, силу, за которой прошлое, и толпу “мелких людишек”, способных опошлить любую идею. С помощью сатирических приемов Тургенев также выражал и свое отношение к персонажам.
Несмотря на то, что роль сатирика для Тургенева непривычна (как-никак, читателю больше был знаком Тургенев-пейзажист, художник тонких душевных порывов), он сумел в этом произведении (новом для него сатирическом опыте) отразить то, что не видели или не замечали другие, и указать на те недостатки, которые, на его взгляд, были слишком существенны, чтобы о них молчать.
Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9229-satiricheskie-obrazi-v-romane-ivana-turgeneva-otci-i-deti