«Недоросль»: проблематика
Какие проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль» Вы узнаете в этой статье.
Проблемы поднятые в комедии «Недоросль»:
1. Каким должен быть истинный дворянин — и отвечает ли русское дворянство своему назначению?
2. Необходимость просвещения, образования — отсутствие их..
3. Бесправие крестьян и произвол помещиков.
Каждая из указанных проблематик рассматривается через призму идей просвещения. Фонвизин, обостряя внимание на недостатках эпохи через приемы комического, делает ударение на необходимости менять традиционные, устаревшие, давно неактуальные устои, которые затягивают людей в болото «злонравия», глупости, уподобляя их животным.
Проблема воспитания в комедии «Недоросль»
Проблема воспитания приобретала в представлении Фонвизина государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственный надёжный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла – духовной деградации дворянства.
Воспитание должно дать «прямую цену учености», пробудить гуманные, человеколюбивые чувства, способствовать общему улучшению нравов.
«Недоросль» проблема крепостного права
Тема бесправие крестьян и произвол помещиков обозначена писателем уже в первом действии. Первая реплика Простаковой : “Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил” — вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти.
Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола.
Так начинается “Недоросль”. Главный конфликт социально-политической жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных — становится темой комедии.
Драматическим конфликтом “Недоросля” является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян — Правдина и Стародума — с крепостниками — Простаковыми и Скотининым.
Рабство, а не воспитание развращает и растлевает самих помещиков, — делает второй вывод Фонвизин.
Драматург сурово и обличительно заявляет: русские дворяне превратились в Скотининых, утративших честь, достоинство, человечность, стали жестокими палачами окружающих их людей и всесильными тиранами и паразитами только вследствие крепостного права.
Отсюда демонстрация скотининской природы тех, кто именует себя “благородным сословием”, — Простаковой, ее мужа, ее сына, ее брата. Рабовладельцы не только превратили своих крестьян в “тяглый скот”, но и сами стали гнусными и презренными холопами.
Главным намерением Фонвизина в “Недоросле” и было показать все действия, поступки, мысли Простаковых и Скотинина, всю их мораль и интересы в социальной обусловленности. . Они порождены крепостным правом, утверждает Фонвизин. Вот почему от первого до последнего акта тема крепостного права пронизывает все произведение.
Теперь Вы знаете какова проблематика комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» и сможете написать свое сочинение по данной теме.
Источник: https://kratkoe.com/nedorosl-problematika/
Две главные проблемы в комедии «Недоросль»
Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным ранее, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный пафос содержания “Недоросля” питается двумя мощными источниками, в равной степени растворенными в структуре драматического действия. Таковыми являются сатира и публицистика.
Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности своего духовного убожества.
Не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая тут же на сцене группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая в своих взглядах на жизнь скотскому существованию родителей Митрофана.
Диалоги Стародума и Правдина, в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы,— это страстные публицистические выступления, содержащие авторскую позицию.
Пафос речей Стародума и Правдина также выполняет обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов автора.
Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе “Недоросля”. Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства.
В словах Стародума, с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, “погребено с их предками”, в сообщаемых им наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества — он ищет причины этого упадка.
Заключительная реплика Стародума, которой завершается “Недоросль”: “Вот злонравия достойные плоды!” — в контексте идейных положений фонвизинского трактата придает всей пьесе особое политическое звучание.
Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, то есть к духовному вырождению правящего класса.
В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступали положительные персонажи, мир Простаковых и Скотининых представал зловещей реализацией торжества злонравия.
Другая проблема “Недоросля” — это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека.
В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла — духовной деградации дворянства.
Значительная часть драматического действия в “Недоросле” в той или иной мере спроецирована на решение проблемы воспитания. Ей подчинены как сцены учения Митрофана, так и подавляющая часть нравоучений Стародума. Кульминационным пунктом в разработке этой темы, бесспорно, является сцена экзамена Митрофана в IV действии комедии.
Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания Простаковых и Скотиииных. Вынесение этого приговора обеспечивается не только изнутри, за счет самораскрытия невежества Мнтрофана, но и благодаря демонстрации тут же на сцене примеров иного воспитания.
Это, например, сцены, в которых Стародум беседует с Софьей и Милоном.
Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением творческих исканий принадлежал к тому кругу передовых русских людей XVIII века, которые составили лагерь просветителей. Все они были писателями, и их творчество былэ пронизано пафосом утверждения идеалов справедливости и гуманизма.
Сатира и публицистика были их оружием. Мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения крепостническим злоупотреблениям звучали в их произведениях. В этом состояла историческая заслуга русской сатиры XVIII века, одним из наиболее ярких представителей которой был Д. И.
Фонвизин.
В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили.
Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, между жизнью только для себя и долгом перед государством разрешался всегда в пользу последнего.
Таким образом, создавался тип человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире. Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны.
Писатели, говорил Фонвизин, «…имеют… долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества».
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», — проблема воспитания просвещенных передовых людей.
Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благоотечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и равнодушия к общественным интересам. Подобное воспитание сразу отбирало у него цель и смысл жизни.
И учителя тут не смогут помочь (учитель — лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой) у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, погонять голубей да жениться.
То же самое происходит в придворной жизни. Придворная жизнь — большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. «Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся», дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они «…не оставляют двора…
двор им полезен», «…чины нередко выпрашиваются». Они забыли, что такое душа, честь, благонравие. Но автор не оставляет надежды на то, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. «Тщетно звать врача к больным неисцельно.
Тут врач не пособит, разве сам заразится» — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые' Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных — над всей российской жизнью. А вот как сформулировал драматург жизненные «..
.правила, которым следовать должны…» настоящие дворяне:
- «…Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
- «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».
- «Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума».
- «…Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам».
- «Одно почтение должно быть лестно человеку— душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».
- «Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия… По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».
- «…Что такое должность? Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю».
Источник: https://www.uznaem-kak.ru/dve-glavnye-problemy-v-komedii-nedorosl/
Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика (урок литературы в 7 классе)
Конспект урока литературы для 7 класса.
Составила: Климова Александра Владимировна
Тема: Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика.
Цель:
- выявить особенности конфликта пьесы, выявить сущность второстепенных персонажей;
- формировать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, работы с учебником, таблицами;
- формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова «резонер».
УМК: Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт. – сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 (ФГОС. Инновационная школа)
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Работа над темой урока.
2.1.Основа сюжета комедии.
В основу сюжета «Недоросля», согласно традиции классицизма, положена любовная интрига.
– Какова она в комедии?
2.2. Сообщение о Софье.
У Софьи, племянницы Стародума, есть возлюбленный (Милон), которому она обещала руку и сердце, однако Простакова прочит ей в мужья своего брата Скотинина. Из письма Стародума Простакова и Скотинин узнают, что Софья — богатая наследница; и теперь к ней сватается ещё и Митрофан, поощряемый к женитьбе матерью, Простаковой.
Софья умна, насмешлива, искренна, чувствительна и добра.
2.3. Слово учителя.
София в переводе с греческого означает «мудрость». Однако имя героини получает в комедии особый оттенок: мудрость Софьи — не рациональная, не мудрость ума, а мудрость души, сердца, чувства, мудрость добродетели.
Софья происходит от честных дворян, которые дали ей образовав (она читает по-французски сочинение Фенелона о воспитании девиц). Её простые чувства человечны: почет и богатство, считает она, должны доставаться трудами, девушке приличны кротость и послушание старшим, но любовь свою она может и должна отстаивать.
Положительные персонажи группируются вокруг Софьи и активно содействуют ее освобождению из-под мелочной и корыстной опеки Простаковой. По ходу действия рушатся преграды к браку Софьи с Милоном, а имение Простаковой попадает под опеку властей.
Однако история злоключений Софьи составляет лишь фон, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы — общественно-политический, конфликт между крепостниками и просвещенными дворянами.
Чтобы проследить развитие этого конфликта, необходимо обратиться к сюжету. В комедии несколько сюжетных линий, в каждой из них обозначена определённая проблема.
Одной из ключевых проблем комедии является проблема воспитания.
– Кто играет роль учителей в комедии?
2.4.Сообщения учащихся о Вральмане.
2.5. Слово учителя.
Фонвизин высмеивает не столько Вральмана, сколько тогдашнюю моду на иностранных учителей, многие из которых не только были никуда не годными педагогами, но и оказывались плутами.
Фигура учителя-иностранца, не сведущего в науках, станет чуть ли не обязательным элементом русской комедии после Фонвизина.
По изданному в середине XVIII в. указу иностранцы, желавшие стать учителями в частных домах или содержать пансионы, обязаны были сдавать экзамены в Московском университете или в Петербургской академии наук. Лица, принимавшие иностранцев для обучения детей без аттестата, подвергались штрафам.
Значит, все сделано в обход закона; полиция не следит за исполнением указа, и это тем более плохо, что, по мысли Фонвизина, невежа-иностранец, обучающий помещичьего сына, неумолимо приводит своего питомца к нравственной деградации, тогда как правильное воспитание – залог пробуждения в человеке высоких добродетелей и гражданских доблестей.
2.6. Сообщение о Цифиркине.
2.7. Слово учителя.
Фамилия не только указывает на занятие Цифиркина, но и напоминает о «цифирных школах», открытых по приказу Петра I в 1714 г.
На примере Цифиркина показано, как ценятся заслуги воинов, отдавших двадцать лет службе государю и вынужденных, выйдя в отставку, влачить жалкое, нищенское существование.
Цифиркин вполне оправдывает рассуждение Стародума о том, что просвещение души выше просвещения ума, выше образованности.
2.8.Сообщение о Кутейкине.
2.9. Слово учителя.
Фамилия указывает на род занятий («кутья» — поминальная трапеза, рис с изюмом; место, на которое в церкви ставится кутья, — «кутейник»). Речь Кутейкина пестрит вызубренными цитатами из церковных текстов.
«Библейское» выражение, которое он заставляет Митрофана повторить: «Аз есмь скот», — непосредственно восходит к «Естественной истории» Бюффона, французского натуралиста, биолога, математика, естествоиспытателя и писателя XVIII в.
, и имеет прямое отношение ко всей комедии. Согласно Бюффону, человек — высокоорганизованное животное, наделенное разумом и душой.
Если рассудок управляет человеком не больше, чем скотом, то человек «оскотинивается», что и происходит с Митрофаном, Простаковой и Скотининым.
– Можем ли мы назвать «учителей» Митрофана только отрицательными персонажами?
Судить однозначно героев не следует. В сценах, связанных с учителями Митрофана, переплетается комическое и трагическое, высвечиваются проблемы воспитания и образования дворян.
– Как Простакова относится к воспитанию своего сына?
2.10.Выразительное чтение по ролям явления 7, действия 3.
Она искренне убеждена, что науки не нужны, и стремится оградить сынка от напрасных усилий.
2.11. Слово учителя.
В комедии сталкиваются два типа воспитания: «старинное» и новое, послепетровское. Идеал Простаковой — духовный застой. Фонвизин идёт дальше — он связывает проблему воспитания с социальными проблемами комедии.
В этом смысле очень значимы заключительные слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» Тем самым плоды дурного воспитания связываются с влиянием крепостного права, которое одинаково пагубно как для народа, так и для дворянства.
2.12.
Сообщение «историка» о законе «О вольности дворян…» (1762).
Причина «злонравия» Простаковой — превратное понимание екатерининского закона «О вольности дворян…» (18 февраля 1762 г.). Некогда Петр I узаконил обязательную 25-летнюю службу дворян, и это стало нравственно-юридическим оправданием для помещиков, имеющих крепостных. Дворянин служил государству и отечеству, крестьянин дворянину; жестокие помещики должны были подвергаться опекунству.
Екатерининский указ формально освободил дворянина от обязанности служить государству; и хотя государева служба по-прежнему считалась почетным долгом дворянства, делом чести, тем не менее моральное право дворянина на владение крестьянами (при сохранении юридического и фактического прав) становилось сомнительным.
Большинство дворянства поняло его как полную, безотчетную власть над крепостными.
Противостоят Простаковой, Скотинину положительные герои Стародум, Правдин, Милон.
2.13. Слово учителя.
Стародум — герой-резонёр.
Резонёр — персонаж литературы эпохи классицизма (особенно комедий), не принимающий активного участия в развитии действия, но призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные — с точки зрения автора — суждения.
Моральные сентенции резонёра, в которых выражается авторская точка зрения, в «Недоросле» становятся формой изложения политической программы.
В качестве прототипов образа Стародума называли воспитателя Павла I графа Н.И.Панина, масона-просветителя Н.И. Новикова.
Фамилия Стародум означает, что носитель следует не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II.
– Когда появляется Стародум в комедии?
В комедии Стародум появляется в 1 явлении 3 действия, когда конфликт обозначен и окружение Простаковой выявило себя.
– В чем заключается роль героя?
Роль Стародума заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и просвещения.
3.Исследовательская работа с текстом.
3.1. Заполнение правой части таблицы.
План | Примеры |
Родословная Стародума | «Отец мой у двора Петра Великого» |
Воспитание Стародума | «Отец непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» |
На военной службе. Отставка | «Многие случаи имел я отличить себя. Такое неправосудие растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку. Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам» |
Отношение к службе при дворе, к власти | «Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней. Великий государь есть государь премудрый. Достойный государь стремится возвысить души своих подданных» |
Рассуждения о современной жизни | |
О подлинной знатности | «Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам» |
О воспитании молодого дворянина | «Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании… Оно должно быт залогом благосостояния государства» |
О добродетели и благонравии как нравственных основах личности | «Прямое достоинство в человеке есть душа… Главная цель всех знаний человеческих — благонравие» «Без благонравия никто не может выйти в люди» |
О крепостном праве | «Угнетать рабством себе подобных беззаконно» |
3.2. Итоги работы. Сообщение учащегося по материалам таблицы.
– Нужны ли такие люди, как Стародум, государству?
Государство не нуждается в людях, подобных Стародуму, оно отличает лишь «случайных», то есть попавших в случай «любимцев». Государство дает власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами.
3.3. Сообщение учащегося о Милоне.
3.4. Слово учителя.
Милон развивает идеи просвещения и «добродетели» применительно к военной области. В разговоре со Стародумом раскрываются представления Милона о «чести», «благородстве», «душе», «сердце», «храбрости» и «неустрашимости».
Истинная неустрашимость коренится «в душе» и «обручена» не столько с личной славой, сколько со славой отечества. Рассуждения Милона согласны со взглядами Стародума –и с идеями самого автора. Рассуждения Милона близки к идеям А.В.
Суворова, который видел в неустрашимости высшее воплощение духа военачальника и высшую форму государственной доблести.
Фамилия Правдин, как полагают, заимствована из журнала «Трутень» Л Н. Новикова. Одно из писем о бедственном положении крестьян подписано: «Слуга ваш Правдин».
Правдин появляется в доме Простаковых как чиновник, имеющий веление «объехать здешний округ»; одновременно, как человек и гражданин, он «из собственного подвига сердца» наблюдает за деревенской жизнью «злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полинную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».
Правдин не может исполнить свою миссию до тех пор, пока Простакова не окажет первых признаков «бешенства», «от которого могли бы пострадать подвластные ей люди», ибо только после этого она подпадает под действие закона об обязанностях наместника 1775 г.
Предназначение Правдина — не просто осудить порок с высоты представлений о долге дворянина, но наказать его силой данной ему власти.
III. Подведение итогов урока.
– Какие идеи и проблемы находят отражение в комедии?
Это идеи самого автора. Просвещение ума не равносильно просвещению души, и как в гражданской, так и в военной области человек должен стремиться к «добродетели», заложенной в нем от природы, но подлежащей просвещению и воспитанию. Правильное воспитание граждан – залог благополучия государства.
IV. Домашнее задание.
1.Повторить признаки классицизма.
1 вариант. Заполнить вторую часть таблицы «Речь отрицательных и положительных персонажей» примерами из текста.
2 вариант. Заполнить третью часть таблицы «Манера речи Цифиркина, Кутейкина, Вральмана, Еремеевны».
2.Индивидуальные задания:
– подготовить сообщение о Митрофане;
– подготовить выразительное чтение фрагмента поэмы Н.А.Некрасова «Современники» («пёстрый галстук с чёрным фраком…»)
Использованная литература:
Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (авт. – сост. Г.С.Меркин): методическое пособие /Ф.Е.Соловьева; под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012
5
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/obrazy-komiedii-d-i-fonvizina-niedorosl-osnovnoi-konflikt-komiedii-ieio-probliematika-urok-litieratury-v-7-klassie
Ответы на вопрос “27. Проблематика комедии Фонвизина «Недоросль». Просветительские идеалы …” – Конспектов.Нет
На уровне жанрообразования поэтика «Недоросля» продолжает пребывать своеобразной: сатирико-бытовые по типу художественной образности персонажи комедии предстают в полном ореоле трагедийных ассоциаций и жанрообразующих мотивов, тогда как герои-идеологи по своему эстетическому статусу восходящие к бесплотному голосу высоких жанров оды и трагедии целиком погружены в стихию комедийных структурных элементов.
Бытовые персонажи здесь – архаисты и даже первая характеристика от Правдина дает архаизмами точное описание Простаковой. Правдин изъясняется словами, которые автор позаимствовал у Сумарокова, который, в свою очередь, ими же (словами) пользовался для реплик своих трагических тиранов (напр. «Димитрий Самозванец»).
Эмоциональную доминанту действия для бытовых персонажей определяет мотив тоски, распространившийся до понятия «состояние души». Он возникает от момента больного диареей Митрофанушки вплоть до самого финала. Хотя начинается комедия с радостно готовящегося к свадьбе Скотинина. Состояние героев усугубляется типично трагедийной пластикой – стояние на коленях, обморок, простирание рук – это все характеризует образ Простаковой как трагедийный. Также со слов героев не сходят всякие идиомы, намекающие на смерть и кровопролитие: «Я чаю, тебе жмет до смерти», «И не деревеньки, а то, что в её деревеньках водится, и до чего моя смертная охота». Самоубийство тоже не чуждо бытовым персонажам. Простакова играет смерть в конце комедии, когда её, мертвую уже в душевном плане, добивает до обморока Митрофанушка. Эта смерть как лавина нарастает по ходу всего действия и в конце Простакова все твердит, что пропала и умерла. И, наконец, тут присутствует древнегреческо-литературный рок, ибо мы уже с самого начала комедии знаем, чем она кончится, нам на это Правдин намекает – «Не сомневаюсь, что унять их возьмутся меры».
Семество простаковых все время уповает на случай, но эти надежды противоречивы и случай им служить отказывается, что актуализирует мотив рока. Финал тривиален для трагедии – утрата того, чем персонаж обладал при завязке.
Ничего не теряют только те, кто ничего не имел. Простаков и Еремеевна остаются при своем, но свое у них – личное бессловесное рабство. В итоге что мы имеем? Комедию рока.
Так как все комические персонажи выстроены трагедийной структурой.
И тут же мы видим, что герои-идеалисты, созданные по жанру оды и трагедии развернуты в действии сугубо комедийной структуры. Разворот картины на 180 градусов. Не смотря, что Стародум обладает фамилией-архаизмом, он является героем-новатором.Его род не идет дальше Петра 1, императора-новатора.
Милон и Софья появляются на сцене в горе и несчастии, но потом их настроения резко меняется в противоположную сторону к концу действия (привет, смена настроений героев-антагонистов). Это чисто комедийная фишка (поворот от несчастья к счастью) в противопоставление трагедийной фишке (от счастья к несчастью).
Им не страшна смерть (автором нарочито вырезано это слово из реплик протагонистов), даже война у них служит исправлением нравов. Ну, и, конечно же, на стороне протагонистов находится случай – многочисленный СЛУЧАЙНЫЕ встречи героев в одном доме.
Исследователи говорят – автор с ними перестарался и этими встречами перегрузил полотно пьесы. И речь героев также изобилует словом «Случай». Для того.
Чтобы добить полифонию курсов персонажей, автор дарит каждому протагонисту в конце что-нибудь: Стародуму – племянницу, честную сердцем, Милон и Софья приобретают друг друга, Правдин получает «утрату иллюзий относительно человеколюбивых видов высшей власти».
Разве это не трагедия – когда идеальная добродетель должна жить, уповая на случай.
Между персонажами, чьи среды обитания столь различны, уровни владения словом сформулированы столь разными критериями и чьи уровни владения словом исключают какой бы то ни было диалог, что есть основа любого действия, между ними невозможен личностный конфликт, только надличностный и его дробление.
Начнем с конфликта. Как и любая драма, «Недоросль» должен обозначить сферу своих конфликтов в самом начале. Однако все мелочные споры бытовых героев в первых 5 действиях, не находят развития (спор о кафтане, крепостница и крепостной).
Конфликт переходит на уровень бытового нравоописания (борьба Митрофанушки и Скотинина за деньги Софьи). Когда на сцену выходят Правдин и Стародум и начинают говорить о болезни власти, конфликт переходит в ранг идеологического.
Но из трех возможных линий конфликта реализуются только две – бытовая нравоописательная и понятие о природе и идеальной власти. Бунт же крестьян в 18 веке было просто немыслим.
И даже самостоятельных действий в комедии тоже два. Они повторяются по методу кривозеркального, каламбурного отображения.
Если госпожа Простакова проводит тираническую власть над крестьянами на деле, то Стародум и Правдин обсуждают, как власть может придти к тирании; экзамен Митрофанушки предварен экзаменом Милона на право зваться честным человеком; драка Скотинина и Митрофана соответствует внутренней борьбе Милона за счастье с любимой.
Причем каждое это действие имеет полный набор композиционных элементов – первоначальная ситуация, завязка, развитие, кульминация, развязка. А в финале все результаты, к которым пришли герои, имеют две стороны – как положительную, так и отрицательную.
Также следует отметить, что письмо Стародума в начале пьесы творит живой мир комедии, а в конце приезд наместника дает воскрешает на миг мертвые души, чтобы снова бросить их в пропасть. Это церковный отклик – как действие архетипа Евангелия и Апокалипсиса.
Комедия Фонвизина, совместив в себе две жанровые структуры, два угла зрения, два способа словесного моделирования жизненных связей, создала эффект стереоскопический, отсюда комедия приобрела доселе невиданную в русской литературе объемность, всеохватность, универсальность.
Источник: https://www.konspektov.net/question/1850043
Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт и проблематика
5
Аннотация: урок литературы в 8 классе
Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт и проблематика.
Цели:
-
Выявление особенностей конфликта пьесы, сущности второстепенных персонажей.
-
Развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям, работы с таблицей.
-
Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова резонер.
Ход урока
– 18 век – особое время в истории России. Его принято называть эпохой Петра I, временем преобразований, утверждением мощи государства Российского.
В послепетровскую эпоху наступает новое время и для русской литературы. Она бережно хранила великие завоевания своих предшественников, и прежде всего, это относится к сохранению идеи патриотизма.
Сегодня мы будем говорить с вами о комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Давайте же вспомним, что мы уже знаем об этой пьесе, и как в ней отражены основные черты литературы той эпохи.
Ответы учащихся ( написал Д.И. Фонвизин, это комедия о дворянстве, основными темами являются: тема крепостного права, тема отечества и служения ему, тема воспитания и тема придворного дворянства).
– Скажите, а что еще вы знаете о литературе 18 в. ?
Ответы учащихся ( для литературы этого периода характерно так называемое «обмирщение»,т.е. она становится менее религиозной и все больше светской, то общественной; также в 18 веке возникло такое лит. направление как КЛАССИЦИЗМ).
– Что такое классицистическая комедия? Каким требованиям она должна была соответствовать?
Оформление признаков классицистической комедии в виде кластера (по группам).Готовые варианты прикрепляются на доску. Обсуждение работы и выявление признаков в пьесе.
(Вполне в соответствии с правилами трех единств действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня, и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия).
В плане композиции писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре.
В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова – все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сынок». Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья. Отличие системы образов от традиционной проявляется в том, Фонвизин вводит в систему персонажей и ряд второстепенных лиц, которых сложно отнести к положительным либо к отрицательным (Еремеевна, Тришка, Цыфиркин, Кутейкин, Вральман).)
– Сегодня мы с вами подробно остановимся на героях этого произведения.
В основу сюжета «Недоросля», согласно традиции классицизма, положена любовная интрига.
– Какова она в комедии? С кем из героев связана?
Сообщение о Софье.
У Софьи, племянницы Стародума, есть возлюбленный (Милон), которому она обещала руку и сердце, но Простакова прочит ей в мужья своего брата Скотинина. Из письма Стародума Простакова и Скотинин, узнают, что Софья богатая наследница и теперь к ней сватается еще и Митрофан.
София в переводе с греческого означает «мудрость». Она умна, насмешлива, искренна, чувствительна и добра. Софья происходит от честных дворян, которые дали ей образование. Она считает, что почет и богатство должны доставаться трудами. По ходу действия рушатся преграды к браку Софьи с Милоном, а имение Простаковой попадает под опеку властей.
Но история Софьи является лишь фоном, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы – общественно-политический, конфликт между крепостниками и просвещенными дворянами. Чтобы проследить развитие этого конфликта, необходимо обратиться к сюжету.
В комедии несколько сюжетных линий, в каждой их них обозначена определенная проблема. Одной из ключевых проблем является проблема воспитания.
– С какими же образами комедии связана эта тема?
– Кто играет роль учителей в комедии?
Сообщение о Вральмане .
Учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера.
Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.
Вральман – резко отрицательная характеристика, намекающая на то, что носитель такой фамилии – лгун
Слово учителя.
Фонвизин высмеивает не столько Вральмана, сколько тогдашнюю моду на иностранных учителей, многие из которых были не только никуда не годными педагогами, но и оказывались плутами.
Сообщение о Цыфиркине.
Отставной солдат Цыфиркин — человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,— говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием. Цифиркин – эта фамилия намекает на специальность учителя математики.
Слово учителя.
На примере Цыфиркина показано, как ценятся заслуги воинов, отдавших 25 лет жизни службе государю и вынужденных, выйдя в отставку, влачить жалкое, нищенское существование.
Сообщение о Кутейкине.
Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости.
Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь — «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне.
Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы.
Слово учителя
Кутейкин – от устаревшего слова «кутья» – церковное кушанье, намёк на то, что Кутейкин – выходец из церковных служителей.
– Можем ли мы назвать «учителей» Митрофана только отрицательными персонажами? (Судить однозначно героев не следует. В сценах, связанных с учителями Митрофана, переплетаются комическое и трагическое.)
– Как Простакова относится к воспитанию своего сына?
Выразительное чтение по ролям Д.3, явл.7
Она искренне убеждена, что науки не нужны, и стремиться оградить сына от напрасных усилий.
Слово учителя
В комедии сталкиваются 2 типа воспитания: «старинное» и «новое», послепетровское. Идеал Простаковой – духовный застой. Защищая свою жестокость и самодурство, Простакова говорит: «Разве я не властна и в своих людях?».
Ей возражает благородный, но наивный Правдин: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен». И тут она неожиданно ссылается на закон: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слугу высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?».
Изумленный Стародум и вместе с ним автор восклицают только «Мастерица толковать указы!»
Сообщение «историка» о законе «О вольности дворян…»(1762).
Манифест о вольности дворянства
01 марта 1762 г.
18 февраля (1 марта) 1762 г. Пётр III издал Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Закон расширил сословные права и привилегии русских дворян, а также отменил обязательную гражданскую или военную службу, введённую Петром I.
Основные положения Манифеста были подтверждены в Жалованной грамоте дворянству в 1785 г.
Согласно Манифесту Петра III, все дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы; состоявшие на государственной службе могли выходить в отставку, кроме офицеров в военное время. Дворяне получили право беспрепятственно выезжать за границу, но обязаны были по требованию правительства, «когда нужда востребует», возвращаться в Россию.
В Манифесте были и определённые ограничения, которые касались дворян, находившихся на военной службе и не дослужившихся до офицерского звания: увольнение могли получить только те, кто прослужил на действительной службе не менее 12 лет.
Единственной сословной обязанностью провозглашалось получение достойного образования: дома, в российских или европейских учебных заведениях.
Манифест объявлял службу почётным долгом дворянства и призывал её продолжать. Однако, воспользовавшись разрешением, многие дворяне сразу после обнародования документа подали прошения об отставке. За десять лет с момента опубликования манифеста с государственной службы уволилось около 7,5 тыс. человек, причём основную массу отставных составили военные.
Большинство дворянства поняли этот закон как полную, безотчетную власть над крепостными.
Но были и такие люди, которые совершенно иначе смотрели и на крепостное право, и на образование, и на права и обязанности Человека. Есть ли такие люди в пьесе?
Противостоят Простаковой, Скотинину положительные герои Стародум, Правдин, Милон.
Слово учителя
Стародум – герой-резонер.
Резонер – персонаж литературы эпохи классицизма (особенно комедий). Не принимающий активного участия в развитии действия, но призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные – с точки зрения автора – суждения.
– Когда появляется Стародум в комедии?
В комедии Стародум появляется в Д.3 явл.1, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя.
– В чем заключается роль героя?
Роль Стародума заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и просвещения.
– Чтобы лучше понять этого героя, его взгляды на общество и жизненные принципы, я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу. Для этого нам необходимо заполнить таблицу.
Исследовательская работа с текстом. (работа в парах. Таблица у каждого на парте.
)
Работа с таблицей
План | Примеры |
Родословная Стародума | «Отец мой у двора Петра Великого…» |
Воспитание Стародума | «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» |
На военной службе. Отставка | «Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей, как вдруг получил я известие, что граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведен чином, а обойден я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудно растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку» |
Рассуждения о | современной жизни |
О подлинной знатности | «Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам» |
О воспитании молодого дворянина | «Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании… Оно должно быть залогом благосостояния государства» |
О добродетели и благонравии как нравственных основах личности | «Прямое достоинство в человеке есть душа…Главная цель всех знаний человеческих – благонравие…Без благонравия никто не сможет выйти в люди» |
О крепостном праве | «Угнетать рабством себе подобных – беззаконно» |
– Нужны ли государству такие люди, как Стародум?
Государство не нуждается в людях, подобных Стародуму, оно отличает лишь «случайных», то есть попавших в случай «любимцев». Государство дает власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами.
Сообщение о Милоне и Правдине.
Милон развивает идеи просвещения и «добродетели» применительно к военной области. Для него важны не столько личная слава,сколько слава отечества.
Правдин появляется в доме Простаковых как чиновник, имеющий повеление «объехать здешний округ». Предназначение Правдина – не просто осудить порок с высоты представлений о долге дворянина, но наказать его силой данной ему власти.
Итоги урока
Комедия «Недоросль» — произведение русского классицизма. тем не менее она уже находится у истоков русской реалистической литературы.
Великая заслуга Фонвизина в том, что он, ограниченный рамками классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, (и подробно об этом мы поговорим на следующем уроке), создал произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по своей художественной форме. Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов:
– Какие идеи и проблемы находят отражение в комедии?
Это идеи самого автора. Каким должен быть истинный дворянин – и отвечает ли русское дворянство своему назначению? Необходимость просвещения, образования – отсутствие их. Бесправие крестьян и произвол помещиков. Правильное воспитание граждан – залог благополучия государства.
– Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?
– Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служение Отечеству, столь любимые классицистами?
Д.з.
1.Заполнить таблицу
2.Найти в комедии признаки классицизма и несоответствие им.
Источник: https://multiurok.ru/files/obrazy-komiedii-d-i-fonvizina-niedorosl-osnovnoi-k.html
Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль»
Cочинения по русскому языку и литературе на rus.fizolimpiada.ru
Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский) Сочинения по русскому языку и литературе.
Правильное написание сочинения -это написание собственного высказывания в виде размышления. Размышление передает ход собственных соображений пишущего, его отношение к окружающему, к людям, животным, к явлениям, действиям и впечатлению от них.
В размышлениях выявляются способности ученика, его интеллект, осведомленность по данной теме.
Сочинение на тему: Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль».
Фонвизин “Недоросль” Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный пафос “Недоросля” питается двумя мощными источниками, в равной степени растворенными в структуре драматического действия. Лаковыми являются сатира и публицистика. Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности их духовного убожества. Не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая на сцене группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая скотскому существованию родителей Митрофана. Диалоги Стародума и Правдина. в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы,— это страстные публицистические выступления, отражающие авторскую позицию. Пафос речей Стародума и Правдина также выполняет обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов самого автора. Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе “Недоросля”. Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. В словах Стародума. с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, “погребено с их предками”, в сообщаемых нм наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества— он ищет причины этого упадка. Заключительная реплика Стародума, которой завершается “Недоросль”: “Вот злонравия достойные плоды!” — в контексте идейных положений фонвизинского трактата придает всей пьесе особое политическое звучание. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, т. е. к духовному вырождению правящего класса. В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступают положительные персонажи, мир простаковых и скотининых предстает зловещей реализацией торжества злонравия. Другая проблема “Недоросля” — это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла — духовной деградации дворянства. Значительная часть драматического действия в “Недоросле” в той или иной мере подчинена проблемам воспитания. Ей подчинены как сцены учения Митрофана, так и большая часть нравоучений Стародума. Кульминационный пункт в разработке этой темы — бесспорно сцена экзамена Митрофона в IV действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного, сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания простаковых и скотининых. Вынесение этого приговора обеспечивается не только за счет самораскрытия невежества Митрофана, но и благодаря демонстрации примеров иного воспитания. Это, например, сцены, в которых Стародум беседует с Софьей и Милоном. Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением творческих исканий принадлежал к тому кругу передовых русских людей XVIII века, которые составили лагерь просветителей. Все они были писателями, и их творчество пронизано пафосом утверждения идеалов справедливости и гуманизма. Сатира и публицистика были их оружием. Мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения в адрес крепостников звучали в их произведениях. В этом состояла историческая заслуга русской сатиры XVIII века, одним из наиболее ярких представителей которого был Фонвизин.
Сочинения по русскому языку и литературе
| Cочинение по русскому языку и литературе
Сочинения по русскому языку
Сочинение — это интеллектуальный показатель развития ученика, его эстетического вкуса. Это результат достижений в изучении русского языка и литературы.
Свидетельство о знании текста художественного произведения, умении анализировать текст, зрелости суждений, широте кругозора. Самостоятельная работа с текстом произведения позволяет обеспечить проникновение в авторский замысел, постичь объективный смыс произведения.
Главное требование к сочинению — логическая стройность изложения. Тема должна быть раскрыта четко, аргументированно, глубоко, отдельные части сочинения должны быть связаны между собой, переход от одной мысли к другой последовательным, суждения логичны.
Основная мысль сочинения развивается по плану. Нужно анализировать как идейное содержание произведения, так и его художественную сторону.
Источник: https://www.rus.fizolimpiada.ru/sochineniya/sochinenie-po-russkomu-28.html