Анализ творчества левитана: критика о картинах, отзывы о произведениях

Картина Левитана “Март”: описание и анализ :

Картина Левитана «Март» – неожиданный пейзаж в творчестве художника, потому что он не любил рисовать снег и зиму, предпочитая осень и лето.

Тверская губерния

В поисках подходящей натуры художник вместе с С. П. Кувшинниковой приехал в Тверскую губернию в 1893 году и остановился в усадьбе Островно. Его приняли очень радушно и поселили на втором этаже в светлых комнатах с прекрасными видами на озеро и закат. Живописец много и плодотворно работал.

Здесь в Удомле он написал свой шедевр – «Над вечным покоем»: на бугре стоит деревянная церквушка, вросшая в землю, и заросшее, заброшенное, забытое кладбище с покосившимися крестами. Картина Левитана «Март» даже еще не была задумана. Жизнь в усадьбе текла размеренно и мирно: катались на лодке на озере, ходили за грибами, вечерами С.

Кувшинникова играла на рояле Бетховена, Грига, Листа, Шумана.

Визит соседей Турчаниновых

В середине лета 1894 года из соседней усадьбы Горки, которая была всего в двух верстах от Островно по другую сторону озера, приехали соседи якобы с визитом к Софье Петровне, но в действительности им хотелось познакомиться с И. Левитаном. Глава семейства И. Н. Турчанинов был сенатором в Петербурге.

Его супруга Анна Николаевна 39 лет от роду была настоящей выдержанной светской дамой в корректных туалетах, у которой подрастали три дочери. Она на 4 года была старше Левитана, что не помешало ему глубоко увлечься Анной Николаевной. Он переехал в Горки и вдруг стал писать натюрморты с цветами. Они так хороши изысканностью и свежестью.

Шло лето, и картина Левитана «Март» ему еще даже не приходила в голову. Зато букетов цветов Левитан написал невиданно много. Потому что художник просто потерял голову от стильной, утонченной и умной Анны Николаевны. «Васильки» он подарил Варе, старшей дочери Турчаниновой, которая влюбилась в художника первой пылкой любовью, что ему очень мешало.

Ни до Горок, ни после художник не обратится к теме натюрмотов.

События в доме Турчаниновых

Чтобы у Левитана было отдельное помещение для работы, его поселили в обустроенной под мастерскую баньке. В Горках пейзажист прожил до глубокой осени 1894 года. Это был плодотворный период. Кроме натюрмортов с цветами, он изобразит пастелью двухэтажный дом Турчаниновых с мезонином в произведении «Осень. Усадьба» (1894 год).

Картина Левитана «Март» также покажет линию его фронтона. В 1895 году, в середине марта, художник снова приезжает в Горки и за кратчайшее время пишет полотно «Март» – невероятную новаторскую картину. До него никто не видел ни такого снега, ни синих теней от деревьев, ни яркого солнечного неба поразительной голубизны.

Картина Левитана «Март» стала образцом для многих русских художников. Они в своих пейзажах использовали ее мотивы.

Левитан, «Март»: описание картины

Свежий холодный воздух и начинающаяся радостная весна, казалось, хлынули с полотна. Мажорна по своему настроению картина Левитана «Март». Фото (репродукция) показывает ликование природы. Перефразируя самого Исаака Ильича, можно коротко сказать, что пейзаж – это часть природы, которая прошла через характер и чувства художника.

Так надо рассматривать это произведение. Картина Исаака Левитана «Март» – это его чудесное открытие, ранее никем не замеченное. Солнышко уже пригревает по-весеннему. Растаял снег на дороге, которая подходит к дому. Рядом стоит лошадь, запряженная в сани, и мирно греется под теплыми лучами. Зима не хочет сдаваться весне и уходить.

Еще глубоки сугробы под деревьями, но вся природа с нетерпением ждет пробуждения. Сосны темны, от них падают насыщенные ультрамариновые тени. По контрасту с ними сияют светлые стволы осин, залитые солнечным светом, к которому они тянутся. Тему пробуждения природы художник развивал не раз. Тревожное пробуждение, встречу «утра года» показывает этюд «Весна.

Последний снег». Он появился в то же время, когда Левитан написал картину «Март».

Колористическое решение и композиция

Колорит предвещает уход зимы. Наезженный путь, прописанный охрой, первый подчеркивает скорое избавление от нее. Лежащие рядом тяжелые яркие белоснежные снеговые сугробы с синими тенями лишь подчеркивают мажорное настроение, которое овладело художником. Они написаны густыми мазками, в противоположность небу, которое покрыто тонким слоем краски.

Весна во всем: в ярком голубом небе, в скворечнике, который ждет гостей, в купающемся в солнечных лучах светло-желтом деревянном доме, в снеговой шапке, которая вот-вот соскользнет с козырька. Колорит выдержан в белых, зеленых и синих тонах. Анализ картины Левитана «Март» следует продолжить, сказав о ее композиции. Она смела своей простотой.

Обратите внимание

Четырехугольник двора художник ограничивает стеной дома с одной стороны и снегом с другой. Снеговая поляна перед лесом делит полотно пополам. Получается, что перед зрителем талый снег, а перед лесом еще стойко держится зима. Весна не за горами.

Движение, изгиб дороги помогают «войти в март» и почувствовать прелесть этого тихого, безветренного, теплого места.

Приступ неврастении

Когда наступила цветущая весна, то Левитан совсем запутался в своих отношениях с матерью и дочерью. Варвара упрашивала его убежать с ней. В муках меланхолии художник выходит из дома и в июне на озере стреляется. Это была имитация самоубийства, потому что художник вернулся в дом и, как на сцене, бросил под ноги хозяйке убитую им чайку. Это видел сам А.

Чехов, который прибыл по приглашению Анны Николаевны поддержать Исаака Ильича и привести его нервы в порядок. Писатель-врач, однако, не нашел ничего серьезного, особенно в той ране, на которую жаловался И. Левитан. Жизнь и драмы в Горках он позже описал в повести «Дом с мезонином» и комедии «Чайка».

Писатель никому не назовет, кто был прообразом Тригорина и Аркадиной, но окружение и так все поняло. Левитан впоследствии очень обидится, увидев себя вновь в произведении Чехова, но позже, как всегда, помирится с Антоном Павловичем. Более того, увидев «Чайку» на сцене, он оценил ее глубину и правдивость. В имении Чехов пробыл пять дней и очень скучал.

Его ждали неотложные дела в Лопасне. Писатель приглашал друга к себе в Мелихово, но тот отказался. Его увлек новый сюжет «Ненюфары».

Смерть И. Левитана

В конце концов его больное сердце не выдержало тех волнений, в которых он постоянно пребывал. Отпечаток на болезнь сердца наложил вторично перенесенный тиф в 1896 году. К 39 годам он ходил, задыхаясь, с палкой в руках.

Анна Николаевна за ним ухаживала, но сделать уже было ничего невозможно. Так он и умер у нее на руках, оставив в мастерской десятки незаконченных картин и сотни этюдов. Прах Левитана теперь покоится на Новодевичьем кладбище неподалеку от его друга, который пережил его лишь на четыре года.

В кабинете А. Чехова в Мелихово висит этюд Левитана «Озеро Островно».

Источник: https://www.syl.ru/article/289523/new_kartina-levitana-mart-opisanie-i-analiz

1.2 Анализ картины Левитана «Вечерний звон»

«Картины Левитана излучают милосердие, отзывчивость на тончайшие колебания человеческой души» [8].

Сегодня в России, пожалуй, трудно найти человека, который бы не слышал о скромной и тихой красоте родной природы. (см приложение рис 1.2.1)

Творчество Левитана протекало в сложную эпоху конца XIX века — эпоху, отмеченную важными переломными явлениями в жизни и в искусстве. Конец девятнадцатого столетия — это время подведения итогов закончившегося большого этапа в развитии русского искусства и начала нового, не менее значительного периода русской культуры.

Это время поисков и экспериментов в области живописи, время сосуществования и борьбы разных стилей и направлений в искусстве. В жанре пейзажа такое качественное своеобразие эпохи выразилось в глубоком психологизме изображения природы, в передаче средствами живописи философских размышлений о связи человека и природы.

Важно

Искусство пейзажа становится более чем когда-либо прежде зеркалом человеческой души, способом выражения человеческих переживаний. В наибольшей степени такой пейзаж, называемый пейзажем настроения, нашел свое воплощение в полотнах Левитана. Жизнь Левитана была недолгой (он умер в 1900 году сорока лет от роду).

Но, несмотря на непродолжительность своей жизни, он успел создать большое количество живописных произведений, вошедших в число лучших творений русского искусства [9].

Сестра А.П. Чехова, с которым Левитан был дружен, Мария Павловна, вспоминала, что художник особым образом любил природу.

Он проводил многие часы в поисках мотива, делал множество этюдов, но далеко не всегда законченные вещи являлись натурными видами.

Особенность творчества Левитана в том, что наряду с интимными и тонкими по живописному строю, по настроению пейзажами художник создавал пейзаж-картину, наполненную глубоким содержанием, сочиненную на основе натурных этюдов [16].

«Вечерний звон» написанный в 1892 году – развитие темы картины «Тихая обитель». В этих работах изображен один и тот же монастырь, но все природное его окружение выстраивается несколько различно.

В картине «Вечерний звон» словно разлита тишина, наступающая перед тем, как колокола звонницы придут в движение. (см приложение рис 1.2.2) Такая тишина порождает настроение раздумья, свойственное многим работам мастера.

Река, лес, за которым открывается вид на монастырь, – это национальный образ природы, вызывающий множество откликов в душе человека.

В этой картине живописец не ставил перед собой задачу точно изобразить конкретное место. Она была создана после посещения двух монастырей – на Волге и под Звенигородом – и отображает состояние души человека, который видит монастырь в лучах заката и слышит колокольный звон…

Совет

Торжественна и величава природа в лучах заходящего солнца: и неподвижная широкая река, и розовато-голубое небо с плывущими по нему серебристыми облаками, и густая роща на дальнем берегу. Безмятежный покой не нарушают ни лодка с группой паломников, медленно скользящая по реке, ни два монаха, прогуливающиеся по дальнему берегу, ни лодочник в лодке на переднем плане.

Торжественен и величественен белокаменный монастырь в окружении зеленой рощи. И даже его отражение в широкой реке неподвижно и безмятежно. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга. Если бы на картине не было храма, пейзаж потерял бы огромную часть своей прелести.

Закончился день. Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздухе плывет вдоль берега – и исчезает где-то в отдалении – сладкозвучный перезвон церковных колоколов, зовущих людей на вечернюю службу. И окончание дня навевает воспоминания и некоторую печаль.

Картина «Вечерний звон» – одно из самых значительных произведений Левитана. Мы видим блестящую технику письма опытного мастера, но не это в ней главное.

В этой картине художник полностью доверяется не мастерству, а настроению. Левитана волновала бесконечная красота окружающего, и во всей этой красоте, во всем вокруг он видел Бога.

И волшебная музыка души художника через картину передается зрителю, точно так же чаруя и его сердце [14]..

Чем больше мы видим, тем больше узнаем. Чем больше мы рисуем, тем легче пишем картины. Чем меньше мы хотим, тем больше нам удается.

Создание пейзажа прибавляет нам опыта в пространственном построении картин. Здесь у нас нет возможности аранжировать реальность, как при натюрморте. Здесь мы «ничего не значим», в пейзаже мы зависим от внешних обстоятельств, от освещенности и от погоды.

Обратите внимание

Именно тогда, когда выезжаешь на этюды, путешествуешь, появляются мощные впечатления, которые нужно перерабатывать. Фотографии «читаются» намного сложнее, потому что мы не сами переживаем в себе впечатления от пространства и не передаем его на полотне. Мы выбираем подходящее место и «устраиваемся» там.

В результате работа над картиной, живопись остается той же: в пейзаже, сидя перед сюжетом и мотивом, художник вырабатывает структуры картины, которые строят изображение. Мы не срисовываем с реальности, а создаем. Частые упражнения в работе делают почти чудеса.

От стенограмм, от вырисовывания контуров до почти проработанных этюдов в контрастах светлого и темного в техническом плане – все идет на пользу.

При создании пейзажа впечатления, пейзажа «настроения» основным способом передачи собственного впечатления, вкладываемого в картину содержания является цвет. Колористика важнейший инструмент в руках художника живописца [7].

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/12640

Отзыв о произведении искусства

Цель:
– создавать развивающую речевую среду, способную приобщить учащихся к культуре путём восприятия репродукций великого русского художника И. И.

Левитана; – развивать навыки устных и письменных монологических высказываний (отзывов) в соответствии с орфографическими, лексическими и грамматическими нормами.

Тип урока: Урок развития связной речи

Оборудование: Мультимедийная презентация с репродукциями И. И. Левитана.

Ход урока

1.  Актуализация опорных знаний:
Вспомните, что  есть ИСКУССТВО?
Искусство – Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. С. И. ОжеговСловарь русского языка

Какие виды искусств вам известны?

Искусство
Литература Музыка
Театр Живопись Скульптура Архитектура

2.  Слово учителя (новый материал).
Человеку свойственна потребность делиться своими впечатлениями и мыслями, вызванными прочитанным произведением, просмотренным спектаклем, увиденной картиной, услышанной музыкой, кинофильмом и т.д.Иногда одна и та же книга, один и тот же спектакль производят на людей разное впечатление. Это рождает споры, но они бывают интересными лишь в том случае, когда собеседники не только высказывают своё мнение, но и могут обосновать его. Обычно это делается с помощью отзыва.

Отзыв –  это обмен впечатлениями, выражения своего отношения к поступкам героев, изображённым событиям, своего мнения о том, как относится к героям автор – сочувствует им или осуждает, высмеивает их или ими восторгается.

Читайте также:  Краткое содержание поэмы "песня про царя ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца калашникова": краткий пересказ сюжета, песня в сокращении

В отзыве, как правило, можно выделить две части:

Часть, в которой высказывается  мнение о том, понравилось или не понравилось  произведение Часть, в которой обосновывается, аргументируется высказанная оценка

Однако, необходимо помнить, что содержание отзыва, как и его форма, зависит от того, кто его адресат, какова его цель и задача.
Адресатами отзыва могут быть:

  • друг;
  • родители;
  • товарищи по классу;
  • библиотекарь;
  • автор произведения и др.
Привлечь  внимание, повлиять  на мнение других людей,  поспорить по поводу оценки Желание поделиться впечатлениями, а адресат (друг, родители) далеко
Статья в газету (публицистический стиль) Письмо
Следует учитывать личность адресата: письмо к другу, родителям отличается большей непринуждённостью, «разговорностью» в сравнении с письмом к автору произведения.

Для того, чтобы правильно и грамотно написать отзыв, необходимо руководствоваться планом:

  1. Определите адресата речи, цели и задачи высказывания.
  2. Подберите нужную форму отзыва (письмо, сообщение, запись впечатлений в дневнике, статья в газету.
  3. Определите стиль и тип речи.
  4. Выскажите своё мнение о произведении искусства и мотивируйте его.
  5. Обратите внимание на речевое оформление отзыва. Употребляйте лишь те языковые средства, которые характерны для избранного стиля и жанра высказывания.
  6. Придерживайтесь требований к речи и культуре общения.

Чтобы выбрать, какого стиля вы будете придерживаться в работе, обратитесь за помощью к нашим папкам (таблица стилей речи).Сегодня на уроке мы будем учиться работать над произведением живописи.Вспомните, что  есть ЖИВОПИСЬ?

Живопись  – Изобразительное искусство – создание художественных образов красками.

С. И.

ОжеговСловарь русского языка                                                                                                         Для этого мы с вами совершим виртуальную экскурсию по Третьяковской галереи – крупнейшему в мире музею русского изобразительного искусства, который принадлежит к числу крупнейших музеев мира.И остановим наше внимание на произведениях Исаака Ильича Левитана – крупнейшего русского художника-живописца, пейзажиста, мастера лирического жанра.

3. Выступление учащегося с краткой информацией об И. И. Левитане. (Биографические данные). (Материал прилагается).

4. Просмотр репродукций.
Вспомните, что  есть РЕПРОДУКЦИЯ?
Репродукция – 1.Воспроизведение картин, рисунков  путём фотографии, чертежа, рисунка и т. п.2. Картина, рисунок, воспроизведённый типографическим способом.С. И. ОжеговСловарь русского языка                                                                                                         

Картины Левитана это – его задушевные песни, изображенные красками на полотне.                                                 
Сизов В.Е.
“Левитан – это художник, который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской природе, что противоречивых толкований его творчества мы почти не встречаем в литературе.

И трудно даже встретить зрителей, которые, подходя к его произведениям с открытой душой и сердцем, останутся равнодушными, не попадут под обаятельную, удивительную искренность и влюбленность Левитана в русскую природу; не подпадут под обаяние его редчайшей способности передавать все оттенки, все особенности характерных признаков и черт природы средней полосы России”.
Иогансон Б.В.

Золотая осень, 1895 г.

Осень была любимейшим временем года для Левитана.«Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста “осенних” картин, не считая этюдов. Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья.

Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками.

Важно

Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю…»          

К. Паустовский
Осенний пейзаж.1898 г.
Золотая осень. Слободка.1889 г.

Осеннее утро.1887 г.
Осень.1897 г.
Осень. Мельница.1888 г.
Берёзовая роща.1888 г.
Бурный день.1897 г.
Буря. Дождь.1899 г.
В горах Крыма. Этюд.1900 г.
Летний вечер.1900 г.
Лунная ночь.

1897 г.
Мостик.1884 г.
Вечер на Волге.1887-1888 гг.
Вечер. Золотой Плёс.1889 г.
Вечерний звон.1892 г.
Тихая обитель.1890 г.
Тишина.1898 г.
У омута.1892 г.
Март.1895 г.
Весна. Большая вода.

1897 г.
Осенний день.1879 г.
Над вечным покоем. 1894 г.
Озеро. Русь. 1900 г.
Картина, это что такое? Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место.

Левитан И.И. 
Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей.
Левитан И.И.
Каждая картина имеет свою историю.
Так, например, картину «Осенний день. Сокольники» Левитан написал в  1879  году,  она была одна  из  первых  его  работ. Картина  экспонировалась  на  московской выставке и была куплена П.  М.  Третьяковым  для  его  галереи.  В  те  годы Левитан учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.  Ему  было только 19 лет, но художник уже имел богатый жизненный опыт.“…По дорожке Сокольнического парка, по ворохам  опавшей  листвы  шла молодая женщина в  черном…  Она  была  одна  среди  осенней  рощи,  и  это одиночество окружало ее ощущением грусти и  задумчивости.  “Осенний  день  в Сокольниках” первая картина выдающегося русского художника Исаака  Левитана, где серая и золотея осень,  печальная,  как  тогдашняя  русская  жизнь,  как жизнь самого Левитана, дышала  с  холста  осторожной  теплотой  и  щемила  у зрителей  сердце…  Осень  на   картинах   Левитана   очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им  на  полотно”,  –  так писал  о  творчестве  выдающегося  русского   пейзажиста Исаака Левитана известный советский писатель Константин Паустовский.И действительно, посмотрите: Осенний день… Далеко убегает дорожка парка. Осень щедро расплачивается за майские жемчужные дожди, за летнюю теплую радость, за лунные соловьиные вечера. Она щедро, целыми охапками, разбросала золото на листву берёз, позолотила верхушки тополей, дорожку усеяла золотыми листьями. Золотая осень! Но она не блестит, не звенит,  серые тона глушат золотые блики. Почему взгрустнулось? Почему дорожка убегает куда-то вдаль, будто зовёт уйти отсюда? Куда?Навстречу идёт женщина. Идёт оттуда, куда убежала дорожка. Она печальна. Одинока. В тёмном платье, опустив голову идёт… Но не в ней суть. Она пришла и уйдёт, а лес, золотые берёзы, распростёртое над ними небо, воздух – они вечны. В них – нетленная красота. А в красоте всё: и восторг, и радость, и грусть, и мечта о счастье.«Осенний день»… Она и радует и щемит душу. В картине выстраданная надежда, жалоба на несправедливую судьбу, одиночество, голод, продранные локти пиджака и жгучая, неутомимая страсть к искусству. Путешествуя по Волге в поисках вдохновения, Левитан написал множество картин.

«Над вечным покоем». 1894 г. – одна из самых мрачных, и, вместе с тем, значительных работ Левитана. Картина  “Над вечным  покоем”  заставляет  задуматься  над  смыслом   жизни   и   над   ее быстротечностью. “В ней я  весь,  со  всей  своей  психикой,  со  всем  моим содержанием”, – говорил об этой картине художник в письме к  Павлу Третьякову.

… Левитан увидел старую деревянную церковь на горе, почерневшие брёвна, рядом погост. Увидев, он не отходит от этого места. Смотрит на церковку, на высокое небо, неоглядные просторы. Смотрит на заре, смотрит в сумерках, ночью.Известен такой факт: Левитан добился, чтобы ветхую заколоченную церковь открыли, и престарелый отец Яков служил обедню, а Левитан, притаившись в углу церкви, писал эскизы…Не религиозный восторг вызвала у Левитана старинная бревенчатая церковь на горе, а творческое озарение художника, потрясённого величием волжских просторов.Левитана потрясла красота. Восторженное оцепенение, охватившее художника, увидевшего величие мира, бесконечные просторы, бездонное небо, богатырский размах Волги.«Над вечным покоем» – вершина мастерства И. И. Левитана.

Большая картина “Озеро. Русь.” 1900 г. является главным произведением позднего Левитана. Это полотно стало “лебединой песнью” Мастера – художник умер, оставив его незаконченным. Но и в таком состоянии картина производит удивительное впечатление.

Свежесть и яркость солнечного дня, золотые облака, плывущие по бездонному небу и отражающиеся в голубой воде озера, белые колокольни на высоком берегу, зеленые луга, желтые поля, яркие осенние деревья – все это наполняет зрителя верой в доброе и радостное будущее нашей общей Родины.

Левитан понял, как никто, нежную, прозрачную прелесть русской природы, ее грустное очарование… Живопись его, производящая впечатление такой простоты и естественности, по существу, необычайно изощренна.

Но эта изощренность не была плодом каких-то упорных усилий, и не было в ней никакой надуманности. Его изощренность возникла сама собой – просто так он был рожден.

5. Рефлексия:
1.

 Кому хочется поделиться впечатлениями после увиденного?

2. Что особенно запечатлелось в вашей памяти и вашем сердце?3. Какие картины предстали вашему взору?4. Какие эпизоды репродукций созвучны с вашим воображением?5. Почему так много пейзажей посвящено осени?6. Какие слова и выражения помогут выражению ваших мыслей и чувств?

7. Домашнее задание:

Написать отзыв о более понравившемся вам произведении И. И. Левитана (в любой форме).

Как составлять отзыв о произведении искусства

Источник: https://open-lesson.net/1980/

Книга «Упадок искусства лжи»

Искусство никогда не выражает ничего, кроме себя самого.

Я долго думала, как же начать эту рецензию. Я писала несколько строчек и стирала их, писала и снова стирала… Даже сейчас я не уверена в том, что не сотру уже написанные строки, зажав указательным пальцем беспощадный к словам backspace.

Сколько вы знаете о лжи? Вы наверняка усмехнетесь и скажете, что знаете о ней все, ведь каждый человек слышит ложь чуть ли не все семь дней в неделю без выходных и отпусков. Ложь преследует нас с рождения и до самой смерти. Кто-то относится к племени правдолюбцев, кто-то сам любит присочинить что-то или соврать…

Все люди разные и принципы их также совершенно различны. Но я бы сказала, что в лжи нет ничего особо страшного. Это же мнение разделяет и Оскар Уайльд, более того, он считает (ну ладно, не он, а его герой Вивиан, но думаю, что разница не велика), что искусство без лжи не может существовать.

Совет

В своем рассказе «Упадок искусства лжи» Оскар Уайльд выдвигает интересные мысли об искусстве. Лично я таких мыслей не встречала то этого, так что буду считать их оригинальными, хотя оригинальных мыслей на земле вообще не существует, есть лишь оригинальная их подача.

Уайльд говорит о том, что это не искусство отражает реальную жизнь, а совсем наоборот – жизнь отражает искусство. Я с этой мыслью согласна. Знаете, я сразу вспомнила о популярных книгах.

После прочтения «Сумерек» всем сразу понадобился парень-вампир с бардаком на голове (пожалуй, и в голове тоже), после прочтения «Голодных игр» всем подавай брошку в виде сойки-пересмешницы и хлеб от Пита… Наверное, здесь примеры приводить можно вечность, но суть ведь ясна и так. Читая книги, мы начинаем мечтать о том, чтобы так, как в книгах, было и в реальности. Платье, как у главной героини, приключения, как у главного героя… И разве можно отрицать то, что жизнь часто походит на искусство, пытается походить, беря из него какие-то детали.

Я размышляла над словами Уайльда о том, что чем реалистичнее литература написана, тем меньше ей веришь. Я вот до сих пор не могу определить для самой себя, так ли это. Я люблю реалистичные произведения.

Но когда я задумываюсь над тем, как писатель создавал свою книгу, то понимаю, что выдумки в любой книги куда больше, чем реальности, если эта книга действительно хороша, потому что любому искусству нужна выдумка, нужна искусная ложь, ибо без этого искусство не выживет, словно человек без кислорода.

А еще я думала о том, зачем же мы читаем книги. Мы хотим увидеть в них реальную жизнь, которой и так вокруг навалом? Возможно. Но в таком случае, скорее будешь читать энциклопедию, нежели художественную литературу.

А вот ее мы читаем как раз, чтобы сбежать от этого мира, укрыться среди страниц, погрузиться в чужую историю, забыв о собственной хотя бы на часик после тяжелого рабочего дня. Поэтому мы любим читать выдумку, с восторгом находя в ней какие-то жизненные детали, которые непременно там найдутся, ведь писатели же не инопланетяне.

Но никто не будет ради развлечения читать сухую историческую хронику. Ну, разве что какой-нибудь человек со странными литературными пристрастиями или студент исторического факультета. Так что искусство без лжи, как без ног. В этом Оскар Уайльд, несомненно, прав.

Обратите внимание

Напоследок, я считаю своим долгом, восхититься чудесным слогом Оскара Уайльда и хлесткости его слов. Каждое метит прямо в яблочко.

Очень рекомендую этот рассказ к прочтению. Много времени он не займет, но обязательно произведет впечатление. Плохое ли, хорошее ли… Не мне об этом судить. Но во впечатлении самое главное впечатление.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000319798-upadok-iskusstva-lzhi-oskar-uajld

Отзыв: Экспозиция работ художника Михаила Авдеева (Россия. Ростов-на-Дону) – Интересное искусство

24.06.2016

Достоинства:

Много разносторонних и интересных работ. Творчество художника вызывает уважение.

Недостатки:

Нет.

Всем привет!Друзья, сегодня я буду рассказывать Вам об очень интересных работах одного достаточно известного российского художника Михаила Авдеева. Экспозиция работ художника Михаила Авдеева проходила во время проведения грандиозного мероприятия “Арт-Ростов 2016” в конце апреля месяца. Мне лично Михаил Анатольевич разрешил сфотографировать любые его художественные картины и написать отзыв о его экспозиции работ. Я ему пообещал написать отзыв в течении недели-двух, но затянул это дело на целых два месяца.Вы знаете, друзья, я не хочу оправдываться ни перед Вами, ни перед художником, да и не собираюсь рассказывать, что у меня, якобы, не было времени на написании статьи. Не в этом дело, а дело в том, что есть художники, посетив выставку которых, ты быстро садишься за компьютер и пишешь отзыв, потому что тебе становится понятным творчество его в целом, и ты уже знаешь о чём надо писать. О некоторых таких художниках ты быстро забываешь, так как его творчество тебя не сильно “зацепило”, а о других – наоборот помнишь всегда, ведь тебе настолько понятно то, что он хочет рассказать своими работами, и это твоим становится навсегда. Но есть такие мастера, от произведений которых, тебя начинает кружить как на карусели, и надо время, чтобы осознать и понять глубину его творчества, его философию и мировоззрение.Вот таким художником, своеобразной загадкой, для меня и стал Михаил Авдеев. В целом его работы мне понравились сразу, но вот глубину этих произведений, её философию – я понял не до конца. И мне потребовалось время для того, чтобы я смог для себя понять и осознать творческий мир Михаила, и только после этого сесть и писать отзыв.Друзья, давайте начинать знакомится с разносторонним творческим миром очень сильного, талантливого и интересного художника. Я всех приглашаю посетить экспозицию работ Михаила Авдеева.Я фотографировал картины художника на фотоаппарат, объектив которого имеет широкий угол обзора, и к сожалению, когда сайт публикует фотографию, то он её уменьшает в размере, а от этого несколько страдает качество фотографии, получаясь немного расплывающейся. Но ничего не поделать, и поэтому некоторые фотографии с художественными картинами будут не совсем того качества, которые я бы хотел видеть в отзыве.Так как прошло два месяца с момента проведения данной экспозиции, то название двух работ Михаила, я к сожалению забыл, и одна из таких работ сейчас перед Вами. Это замечательный и дивный пейзаж.Работа Михаила Авдеева, холст/масло.Я хочу Вам сказать, что творчество Михаила очень разнообразно: кто-то скажет, что это академическая живопись; другие будут уверять, что это русский реализм; третьи скажут – да это самый настоящий русский импрессионизм; четвёртые заметят, что это современное искусство; пятые это подтвердят, но добавят, что с элементами сюрреализма и авангарда; но самое интересное то, что все чуточку будут правы, потому что в его творчестве соединилось всего понемногу, но только самого лучшего и яркого, и Вы в этом убедитесь.”Венецианский Большой канал”, холст/масло.Произведения Михаила Авдеева очень романтичны, Вы только посмотрите, как в данной работе соединилось в единое целое реалистическое начало, которое так красиво он смог “обернуть в одеяло” импрессионизма.Некоторые критики увидят некое сходство с работами И. К. Айвазовского, даже найдут похожий ракурс в его картинах о Венеции, но ничего удивительного или страшного в этом нет – Венецию восхваляют очень и очень многие художники, да и Мадон писали тоже совершенно разные мастера.”Мостик”, холст/масло.Друзья, я восхищаюсь данной работой Михаила, здесь полное ощущение того, как романтика с природой дышат в такт друг другу – как влюблённые!Меня восхищает работа Михаила Авдеева со светом и тенью, он блестяще передаёт все полутона, даже намёки на них – настолько всё живое и естественное в его картинах. Целый спектр добрых страстей насыщают все его произведения, и этот букет дарит нам широкий аромат эмоций и чувств.

“Зимний вечер”, холст/масло.

Чудный пейзаж с видом на церковь. Ранняя весна, природа начинает просыпаться после долгой русской зимы, и даже лучи заходящего солнца игриво отражаются в водах реки, а золотые кресты и купола церкви сверкают и оповещают весь мир о скором приходе тепла, а значить и добра. Ведь не зря купола на Руси покрывают золотом – это чтобы Богу было лучше видно нашу землю.

Немного надо рассказать и о самом авторе – замечательном художнике Михаиле Авдееве.А вот Вы его можете видеть на фотографии.Михаил родился в 1972 году, рисовать начал с того времени, как пошёл в детский садик, за что очень благодарен своему отцу и деду. Ремеслу художника обучался в легендарном Ростовском художественном училище имени М. Б. Грекова (об этом училище я недавно писал отзыв).

С 1990 года был активным участником творческого союза художников “Авангард”. До 2002 года жил и работал в Ростове-на-Дону, а после переехал в Москву, где сейчас проживает и занимается творчеством.А мы продолжаем наше знакомство с экспозицией работ Михаила Авдеева.Вот такой, друзья, натюрморт с розами и яблоками.Кто то может сказать, что слишком тёмные у него работы.

Возможно и так, но ведь Михаил как раз и любит работать со светотенью, и он смело экспериментирует в этом направлении. В конце концов, посмотрите работы великого Рембрандта, который первый начал эксперименты со светотенью, и его работы тоже не в радужных цветах, но зато он смог передать такой спектр человеческих переживаний, что до него никто не мог этого сделать.

А Айвазовский, Левитан, Куинджи – и список великих экспериментаторов со светотенью можно продолжить! Дело не в том – светлое или тёмное, а дело в том, как сам автор хочет передать свои эмоции и свои чувства, каким цветом ему видеться данный миг – тёплым или холодным.”Тихая гавань”, холст/масло.

Смотришь на данную картину, и в памяти вспоминается юность, когда меня порой сложно было “оторвать” от книг Жюля Верна, Рафаэля Саботини, Роберта Стивенсона, Константина Станюкевича, Александра Грина и многих других авторов, которые так великолепно и романтично описывали морские приключения и дальние походы в неизвестность на край света.”Лунная ночь”, холст/масло.

Друзья, разве в этой работе нет ветерка романтики и свободы, страсти к неизведанному? Луна вышла из облаков и осветила величественные парусники, которые сейчас тихо спят, но вот утром они проснутся и отправятся за новыми приключениями в доселе неизведанные миры. А пока, только яркий свет от одинокого маяка указывает путь в тихую гавань наполненную до блеска лунным светом.

Просто потрясающе!Между прочим, и И. К. Айвазовский, Л. Ф. Логорио и А. П. Боголюбов тоже любили изображать парусники в свете луны и цвете ночи, и у них это прекрасно получалось.”К вечеру”, холст/масло.Ещё один замечательный и романтический морской пейзаж.

Важно

Я хочу сказать, что Михаил Авдеев достаточно известный художник, он постоянный участник различных Арт-салонов, выставок и других художественных и творческих мероприятий. Его творчество не может оставить равнодушным многих ценителей искусства, и поэтому его работы находятся как в частных, так и в общественных коллекций многих стран мира.

Я думаю, что Вы теперь понимаете, почему я долго не писал отзыв об экспозиции работ Михаила, мне надо было всё тщательно осознать, так сказать – размотать клубок размышлений и соединить это в одну понятную мне нить. А сейчас я с Вами своими раскрытыми (возможно) мыслями и пытаюсь поделится.”Тёплый вечер”, холст/масло.

Как прекрасна русская природа – неправда ли, друзья! Работы Михаила, в которых он показывает, и не просто показывает, а раскрывает красоту природы – очаровательны. Видно, что художник очень тонко чувствует каждый шелест листочка или травинки, и даже лёгкое дуновение ветерка отчётливо ощущаешь в его картине.Я думаю, что И. И. Левитан и А. И.

Куинджи высоко оценили бы творчество Михаила Авдеева, по крайней мере мне так кажется.”Осень”, холст/масло.Осень прекрасна, это моё самое любимое время года, и если бы можно было так сделать, то я бы всю свою жизнь прожил бы в осени, в этом чарующем карнавале золотых листьев, и слегка грустного солнца меняющаяся местами с капельками дождя.

Помните строчки из стихотворения Ирины Левинзон:”Пусть тебе снится лето, Я тебе улыбнусь, И под бровями где-тоЧуть притаилась грусть.Где-то под сенью вёсенКто-нибудь загрустит, Молча ложится осеньЛистьями на пути.””У реки”, холст/масло.

Я уже столько выдал эмоций, что мне, друзья, просто хочется насладиться и напиться до краёв души, той красотой, которую нам дарит в своём пейзаже Михаил Авдеев. Эта работа, как и все остальные, тихо, даже нежно, настраивает на размышления, и ты начинаешь понимать, что жизнь прекрасна и красива, а жить – невероятно интересно!”Пейзаж с рыбаками”, холст/масло.

И здесь Михаил тоже верен себе, он продолжает экспериментировать со светотенью, и именно поэтому многие его работы несколько таинственны, но очень эмоциональны – даже если на них написана тишина!”Тихий вечер”, холст/масло.Чарующая красота русской земли, волшебная, фантастическая и всегда столь глубоко любимая! Замечательная художественная картина.”Тишина”, холст/масло.

Михаила привлекают места, где царствует тишина и спокойствие, именно здесь природа раскрывает свои тайны и награждает достойных силой красоты и силой духа.”Тёплый вечер”, холст/масло.Михаил любит писать работы находясь на пленэре в то время, когда заходит солнце, и поэтому они могут показаться необычными, что в принципе – так оно и есть. Картины по настоящему волшебно-интересные.

“Утро в лесу”, холст/масло.Художник всегда находит интересные места, от которых мы – зрители, видя это всё потом на холсте, приходим в полный восторг от такой красоты.”После дождя”, холст/масло.Как красиво, действительно – после дождя природа просыпается и всё вокруг преображается. Волшебное очарование.

Вы знаете, друзья, я бы не назвал живопись Михаила реализмом, это безусловно современное искусство, которое соединило в себе и реализм и импрессионизм, а также другие направления изобразительного искусства. Искусство как и жизнь не стоит на месте, поэтому она тоже развивается и меняется в угоду времени и обстоятельствам.

Главное не менять идею, ведь искусство должно служить людям, оно должно наполнять наши сердца добротой и радостью, помогать нам быть счастливей и открывать перед нами всеми истинную красоту. Творчество Михаила Авдеева безусловно верна этим идеям искусства, по крайней мере – старается быть верна.”Натюрморт с пионами”, холст/масло.

Что можно сказать, друзья, натюрморт конечно великолепный по красоте, даже можно сказать – шикарный. Это своего рода – псевдоренессанс, я бы добавил, что это салонная живопись. Работа действительно красивая.”Тайна Жёлтого моря”, холст/масло.

Совет

Начинал свой творческий путь Михаил Авдеев в творческом союзе художников “Авангард”, и понятно, что любовь к сюрреализму у него осталась, что видно по данной работе.”Венецианский флирт”, холст/масло.Мне эта работа очень понравилась, она современна и интересна.

Флирт – это настоящее искусство ухаживания, кокетство и любовная игра, и мне кажется, что Михаил достаточно красочно это всё показал в своей картине. Очень притягательная и волнующая работа.”Не Ангел”, холст/масло.Да, не каждому суждено стать ангелом. А может быть, возможно – это не так?”В поисках мании величия. (SELF PORTRAIT IN RED)”.Вот такой получился элегантным автопортрет в красном.

Настоящий сюрреализм в духе Дали.А теперь посмотрим на две работы, которые показывают, что с чувством юмора у художника всё в порядке.”Несанкционный квадрат № 2″, холст/масло.”Несакционный квадрат № 1″, холст/масло.Я не собираюсь рассуждать глубоко о этих двух работах, я думаю, что каждый из Вас сам разберётся в их понимании.И в завершение нашего знакомства с художником, представляю Вам ещё один натюрморт.”Натюрморт с зелёным яблоком”, холст/масло.Друзья, вот такой разнообразный творческий мир у художника Михаила Авдеева. Для меня мир Михаила некоторое время был тоже противоречивым, да и сейчас есть работы, которые не до конца понятны, но в целом, мне творчество художника понравилась, в ней присутствует идея, таинственность, элегантность, страсть, красота, доброта. Можно соглашаться или не соглашаться с моим мнением, но то, что Михаил Авдеев талантливый и неординарный художник, который имеет собственный взгляд на жизнь, любовь, природу и искусство, и этот взгляд заслуживает уважения. Мне экспозиция художника понравилась.Экспозиция работ Михаила Авдеева проходила в помещении Выставочного центра “Вертол Экспо”, который расположен недалеко от центральной части города.В своём отзыве я использовал строки из стихотворения “Осень” Ирины Левинзон.

Я могу рекомендовать посещать экспозиции и выставки работ художника Михаила Авдеева.

Время использования: 1 раз.
Год посещения: 2016
Страна: Россия
Регион (край, область, штат): Ростовская область
Район: городской округ Ростов-на-Дону
Город или поселок: Ростов-на-Дону
Улица: пр.М.Нагибина
Дом №: 30
Общее впечатление: Интересное искусство.
Моя оценка:
Рекомендую друзьям: ДА

Источник: https://otzovik.com/review_3470527.html

Творчество Левитана

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..  3

ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И.ЛЕВИТАНА ………………………6

      1.1. Детство и юность: первые трудности и испытания ……………6

      1.2. Зрелые годы жизни ………………………………………………9

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ    

И.ЛЕВИТАНА …………………………………………………………   12

       2.1. Образы русской природы в работах И.Левитана ……………. 12

       2.2. Отражение социальной действительности в творчестве

 И.Левитана …………………………………………………………….    16

       2.3. «Предчувствие счастья» в картинах Левитана ……………. .   19

       2.4. Работы И.Левитана в последние годы жизни ………………    21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..    24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….     26

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность 
исследования. Исаак Ильич Левитан (1860-1900) является продолжателем традиций А.К.Саврасова и Ф.А.Васильева в русском пейзаже конца XIX в. «Огромный, самобытный, оригинальный талант», лучший русский пейзажист, как о нем отзывался А.П.Чехов. Уже его первое, по сути, ученическое произведение «Осенний день.

Сокольники» (1879), где женскую фигуру писал его товарищ по Училищу живописи, ваяния и зодчества Н. Чехов, брат великого писателя, было замечено критикой и куплено П.Третьяковым. Расцвет творчества И.Левитана падает на рубеж 80–90-х годов XIX в.

Именно тогда он создает свои знаменитые пейзажи «Березовая роща» (1885–1889), «Вечерний звон», «У омута» (оба 1892), «Март» (1895), «Золотая осень» (1895).

И.Левитан не относится к числу тех мастеров прошлого, которые не были признаны при жизни. Напротив, его творчество было высоко оценено. Но узок был тогда круг людей, которые могли видеть его произведения; односторонней и во многом ошибочной была оценка, которая давалась его творчеству.

Во всей дореволюционной 
искусствоведческой литературе об И.Левитане писалось, как о создателе «пейзажа настроений», как о представителе «интимного пейзажа», как о художнике «мечтательных элегий». Так, например, С.Глаголь в последних словах монографии о Левитане, подводя итоги, определял его как главу «маленькой школы реалистов, тонко и чутко раскрывавшей интимную поэзию русской природы».

Л. Бенуа в своей 
«Истории русской живописи в ХIХ века» шел дальше. Он полагал, что «такие слова, как реализм, даже как-то оскорбляют в характеристике творчества Левитана». Он провозглашал, что якобы «Левитан своими картинами показал всю тщетность «содержательных картин… все очарование чисто живописной красоты». По словам Л.

Бенуа, сущность искусства Левитана, содержание его произведений составляет «сфера неуловимых, пожалуй и физиологических, но таинственных и как-то странно пленительных ощущений». Кроме того, А.

Обратите внимание

Бенуа относил Левитана к числу «искателей красоты», при этом к числу тех художников, которые «и в видимом мире ищут ее невидимое, мистическое начало». Также в дореволюционной литературе обычно подчеркивалось субъективное начало в творчестве И.Левитана.

Наконец, характеристики художника неизменно включали в себя определение его как представителя «тоскующей поэзии», как автора «грустных сонетов».

Подобные трактовки творчества И.Левитана имели хождение и в послереволюционные годы.

Большим событием в художественной жизни, которое помогло по-настоящему узнать Левитана, была выставка его работ, организованная в 1938 году Государственной Третьяковской галереей.

На выставке было показано около пятисот произведений художника, собранных из многих музеев нашей страны и из коллекций любителей искусства. Творчество И.

Левитана было впервые продемонстрировано с такой исключительной полнотой.

Выставка помогла пересмотреть характеристику И.Левитана и приблизиться к справедливой оценке оставленного им художественного наследия. Появились статьи, по-новому осветившие его творчество. Ценители его искусства прежде всего решительно отказались от характеристики И.Левитана как художника, передающего лишь свои субъективные ощущения.

Они подчеркнули огромную объективную ценность его творчества, признав, что художник поразительно многогранно запечатлел на своих полотнах природу своей родины, что его произведения являются могучим источником познания русской природы, ее своеобразия, ее красоты.

 В советский период 
вышло наибольшее количество 
искусствоведческих работ о жизни 
и творчестве И.Левитана – исследования И.Гинзбург (1937), М.Алпатова (1945); монографии, изданные к 100-летию художника – С.Н.Дружинина (1960), В.Прыткова (1960), Федорова-Давыдова А.А. (1960), Пророковой С.А.

(1960), а также вышедшие в последующие годы работы А.М.Туркова (1974), В.А.Петрова (1992) и др. К сожалению, в постсоветский период серьезных искусствоведческих монографий о творчестве И.Левитана не издавалось, кроме работ общего характера о русских художниках.

 Тем не менее, 
творческое наследие и сама 
жизнь великого художника до 
сих пор вызывает разноречивые 
точки зрения и интерес. Поэтому 
выбор темы исследования является актуальным.

 Цель работы – 
изучить жизнь и творчество 
И.И.Левитана.

 В соответствии 
с поставленной целью решались 
следующие задачи:

1. Изучить искусствоведческую 
литературу по проблеме исследования.

2. Выделить основные 
этапы жизненного пути И.Левитана.

3. Описать особенности 
творческого наследия И.Левитана.

Курсовая работа состоит 
из введения, двух глав, заключения и 
списка литературы.

ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ 
ПУТЬ И.ЛЕВИТАНА

1.1. Детство 
и юность: первые трудности и 
испытания

Важно

Исаак Левитан родился 18 (30) августа 1860 года, в глухом местечке Кибарты при станции Вержболово бывшей Ковенской губернии. Отец его, окончивший в свое время раввинское училище, самостоятельно изучил французский и немецкий языки.

Некоторое время, живя в Ковно, он давал частные уроки, а затем поступил переводчиком в администрацию французской компании, осуществлявшей строительство железной дороги и моста через реку Неман. Позднее он работал кассиром на станции Вержболово и, переменив несколько мест в поисках лучшего заработка, уехал в Москву.

Вскоре он перевез в Москву и всю семью. Жили очень бедно: грошовых заработков отца не хватало даже для мало-мальски сносного существования. Зато отцу удалось устроить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества старшего сына Адольфа, а в 1873 году поступил туда же и Исаак Левитан.

В 1975 году скончалась мать Левитана, а через два года умер от брюшного тифа и отец. Четверо сирот (два брата и две сестры) остались буквально без куска хлеба.

Художник учился тогда 
в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обратил внимание на Левитана и взял его к себе в пейзажный класс.

 В марте 1877 года  две работы И.Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

            По мнению С.Н.Дружинина все 
творчество И.Левитана было подготовлено предшествующим ему развитием русской пейзажной живописи. В полотнах Левитана нашли свое полное выражение те черты, которые наметились в поэтических пейзажных фонах картин А.Г.Венецианова, посвященных русской деревне («Весна. На пашне», «Лето.

Жатва»); те черты, которые мы находим в изображении русской природы в работах крупнейшего демократического художника 60-х годов В. Г.

Совет

Перова («Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»); те черты, которые проявились в русском демократическом реалистическом искусстве 70-х годов, е творчестве старшего поколения художников-передвижников.

Раскрыть своеобразие русской природы Левитану помогли непосредственные учителя по Московскому   училищу живописи — А.К.Саврасов и В.Д.Поленов.

Первым руководителем 
Левитана в области пейзажной 
живописи был художник-передвижник Алексей Кондратьевич Саврасов. Левитан указывал на «простоту» саврасовских пейзажей и вместе с тем на то, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу», что «в этой простоте целый мир высокой поэзии».

Вот что ценил Левитан 
прежде всего в работах и устремлениях своего первого наставника и что он сам развил и приумножил в своем художественном творчестве.

Вторым учителем Левитана был Василий Дмитриевич Поленов. Человек высокой культуры, широко образованный, многогранный художник и деятель искусств, Поленов многое дал своим ученикам.

Особенно значительную роль сыграл Поленов в деле развития русского пейзажа.

Поленов не переставал заботиться о своем ученике и способствовать его росту и после того, как Левитан окончил Московское училище живописи.

О жизни Левитана в 
годы ученичества рассказывал его 
товарищ по Московскому училищу, живописи (или, как тогда еще продолжали называть, Московской школе живописи) художник Михаил Васильевич Нестеров: «Левитан сильно нуждался. Про него ходило в школе много полуфантастических рассказов.

Говорили о его большом даровании и о великой его нужде. Бывали случаи, когда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал, прятался в верхнем этаже огромного старого дома… Вот здесь-то юный Левитан, выждав последний обход опустелого училища солдатом.

Обратите внимание

Землянкиным, прозванным «Нечистая сила», оставался один коротать ночь в тепле, оставался на долгий зимний вечер и долгую ночь с тем, чтобы утром натощак начать день мечтами о нежно любимой природе…

Талант в самом деликатном возрасте своем встретился с жестокой нуждой… Завязалась борьба на долгие годы: победителем вышел талант – нужда, зависть, недоброжелательство отступили, но, увы, враг более сильный, мрачный (болезнь сердца. — С. Д.) подстерег и убил его».

Нужда отступила не сразу. Уже после окончания училища (из которого он вышел в 1885 году лишь со званием «неклассного художника») Левитан писал одному из своих родственников: «Извини, что я так долго не присылаю денег, тому причиной страшное безденежье, безденежье до того, что я как-то не обедал кряду три дня…».

К угнетающей нужде присоединилась тяжесть и оскорбительность бесправного 
положения Левитана, как еврея. Дважды с особенной силой испытал И.Левитан жестокий национальный гнет и дикий произвол царского правительства.

Первый раз девятнадцатилетним юношей во время очередного гонения на евреев, когда ему временно запретили жить в Москве. Во второй раз та же участь грозила ему в 1892 году, когда он был уже признанным, более того, знаменитым русским живописцем.

Лишь благодаря долгим и упорным хлопотам друзей и почитателей его таланта Исааку вновь удалось вернуться в Москву и получить право проживать в сельских местностях.

  Итак, молодой Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома и практически без денег. В апреле 1885 года он поселился неподалеку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселевых гостило семейство Чеховых. Познакомившись в эти годы с Антоном Павловичем Чеховым, Левитан стал его другом на всю жизнь.

Правда, был период, когда они не встречались, — Левитан обиделся на Чехова за его рассказ «Попрыгунья», в котором писатель использовал некоторые черты биографии Левитана и близкой ему женщины — художницы С.П. Кувшинниковой.

Важно

Но эта размолвка прошла, словно ее и не было, ибо в основе отношений Левитана и Чехова лежало глубокое искреннее чувство и взаимное уважение.

1.2. Зрелые годы 
жизни

            В середине 1880-х годов улучшилось материальное положение художника. Савва Мамонтов создавал частную оперу и пригласил И.Левитана в театр для оформления декораций.

            Работа над декорациями принесла 
Левитану большую пользу.

Он постепенно 
отрешался от своей ученической 
любви к деталям, тренируя глаз и кисть на более обобщенном изображении сюжетов. Писать декорации надо было широко, размашисто, следя за тем общим впечатлением, какое они производили бы на большом расстоянии.

            За большую работу И.Левитан 
впервые получил довольно много денег и уехал в дальнее путешествие в Крым, куда давно влекло его щедрое солнце. Левитан поселился в Ялте.

Здесь в изобилии красок, вечнозеленых деревьев художник увидел суровую красоту Крыма, его морские дали, величественные горные кряжи, которые перенес на свои холсты.

В целом поездка на юг оказалась очень плодотворной, она высветила его палитру и научила изображать солнце.

           Спустя семь лет после приобретения 
П.Третьяковым первой картины 
Левитана в галереи появилось еще крымские этюды 1886 года. Всего художник привез из Крыма 50 замечательных этюдов, имевших, по свидетельству современников, исключительный успех на Периодической выставке Московского общества любителей художеств.

  В 1887 году И.Левитан наконец, осуществил свою мечту: он отправился на Волгу, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов. Первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы…».

Совет

На следующий год 
он снова решил ехать на Волгу. Весной 1888 г. И.Левитан вместе с друзьями-художниками А.Степановым и С.Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге.

Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плес. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге И.Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона с 1888 по 1890 год.

Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов.

Ранней весной 1890 года И.Левитан впервые поехал за границу. В Париже он застал Всемирную выставку, которая оставила у него массу 
впечатлений.

Выставки и музеи Парижа Левитан сменил на Италию: хотелось отдохнуть.

Была ранняя весна, и художник бродил со своим маленьким альбомчиком, занося в него наброски. Итогом поездки стало множество этюдов.

В марте 1891 г. И.Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Московский меценат С.

Морозов, увлечённый живописью и друживший с Левитаном, предоставил художнику очень удобную мастерскую в Трехсвятительском переулке.

К весне 1892 года Левитан 
закончил картину «Осень» (начатую 
ещё осенью 1891) и выставил её на ХХ Передвижной выставке вместе с тремя другими картинами «У омута», «Лето» и «Октябрь».

Обратите внимание

В 1892 г.  Левитан как «некрещеный еврей» был вынужден покинуть Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях.

Лето 1893 г. он провёл в усадьбе Панафидиных в деревне Курово-Покровское Тверской губернии. Там же на следующий год Левитан вместе с  С.

Кувшинниковой вновь поселился у Ушаковых в имении Островно, на берегу одноимённого озера. В имении Ушаковых разыгралась любовная драма. Невольным свидетелем этой драмы стала Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, приглашенная Софьей Петровной.

В соседнее имение Горка (в полутора километрах от Островно) приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с двумя дочерьми, — семья зам. градоначальника Санкт-Петербурга И. Н. Турчанинова, владевшего усадьбой Горка. У Левитана завязался роман с Анной Николаевной Турчаниновой.

Расстроенная Кувшинникова вернулась в Москву и больше никогда не встречалась с Левитаном.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_04/tvorchestvo-levitana/116425.1706393.page1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector