Образ москвы в романе “евгений онегин” пушкина (характеристика в цитатах)

Образ Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Образ Москвы в романе

Седьмая — «московская» —
глава пушкинского романа открывается тремя эпиграфами, один из кото­рых —
цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»:

Гоненье на Москву! что
значит видеть свет!

Где ж лучше?

Где нас  нет

.

В соседстве с высоким
«славословием» Дмитриева и Баратынского («Москва, России дочь любима, / Где
равную тебе сыскать?» и «Как не любить родной Москвы?») «реплика» Грибоедова
выглядит диссо­нансом.

Однако именно она создает необходимый противовес
риторическим формулам и определяет «грибоедовский» ракурс изображения Москвы в
ро­мане А. С. Пушкина.

Автор выстраивает образ Моск­вы с демонстративной
ориентацией на Грибоедова; пушкинская Татьяна Ларина, можно сказать, приез­жает
в грибоедовскую Москву.

Особенности изображения
Москвы определяются в романе Пушкина и комедии Грибоедова прежде всего законами
жанра. У автора эпического произве­дения арсенал художественных средств и
приемов значительно богаче, потому читатель имеет возмож­ность прокатиться
вместе с Лариными по улицам Москвы и как следует осмотреться в городе.

Для
драматурга недоступно изображение внешнего обли­ка города — весь день читатель
(или зритель) выну­жден провести в доме Фамусова. Однако и в том и в другом
произведении читатель улавливает непо­вторимую атмосферу Москвы, узнаваемый
москов­ский акцент, запечатленный в репликах и самом облике героев, в
окружающей их обстановке.

Обратите внимание

Оказываясь в
художественном пространстве «Го­ря от ума», читатель лишь в воображении может воссоздать
внешний облик Москвы. Одно из немно­гих упоминаний об архитектурных
достопримеча­тельностях города принадлежит Скалозубу: «Пожар способствовал ей
много к украшенью».

Новая за­стройка — со спрямленными улицами и ровно вы­строившимися
домами — вполне отвечает эстетиче­ским представлениям Скалозуба, привыкшего к
ви­ду шеренг и колонн на плацу. Из конкретных же названий улиц чаще всего в
«Горе от ума» звучит Кузнецкий мост.

Вот слова Фамусова:

А все Кузнецкий мост и
вечные французы,

Оттуда моды к нам,
и авторы, и музы:

Губители карманов и
сердец!

(Действие I,  явление  4)

Вот он, Кузнецкий мост,
наряды и обновы;

Там выучилась ты
любовников сводить…

(Действие IV, явление 
14)

Для княжон Тугоуховских
и Натальи Дмитриев­ны Горич Кузнецкий мост — модный «торговый дом», не
оскудевающий на «эшарпы барежевые» и «тюрлюрлю атласные». Для Фамусова
Кузнецкий мост — явление скорее «идеологическое».

Модные лавки, французские
романы, любовные истории — таков в монологах Фамусова синонимический ряд к
«Кузнецкому мосту».

Однако сам дом Фамусова в комедии Грибоедова — это и есть
Москва в миниатюре, с ее атмосферой,
нравами, привычками, в ее историческом и 
культурном облике.

Пушкинская же Москва, в
которую читатель «въез­жает» вместе с Лариными, на небольшом отрезке текста
(четыре строфы из седьмой главы) успевает предстать и в широко развернутом
панорамном изо­бражении, и «крупным планом». Вначале Москва видится издалека:

…Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами
золотыми,

Горят старинные главы.

Следом показываются
московские заставы — и вот вместе с Лариными читатель уже, прыгая по ухабам,
несется по Тверской — видя то (провалива­емся в яму) «сани, огороды», то
(выныриваем наверх) «башни… балконы… и стаи галок на крестах». Пункт
прибытия — дом княжны Алины «у Харитонья в пе­реулке» (район Чистых прудов).

Однако авторское повествование о путешествии Лариных по Москве стилистически
неоднородно: торопливое (в такт дви­жению по Тверской возка Лариных)
перечисление «всякой всячины», попадающей в поле зрения героев, контрастирует с
высоким стилем исторического экс­курса (война 1812 года и приход в Москву
Наполео­на), данного в лирической перспективе автора:

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в
этом звуке

Для сердца русского
слилось!

Как много в нем отозвалось!

Важно

Однако поэтический образ
Москвы еще не успева­ет застыть в одических интонациях, а уже прозаиче­ский
окрик: «Ну! не стой, /Пошел!» — возвращает читателя из «торжественного»
прошлого в буднич­ное настоящее, и возок Лариных бежит дальше по улицам  Москвы.

В доме княжны Алины
Лариных встречает весьма примечательный персонаж:

В очках, в изорванном
кафтане,

С чулком в руке, седой
калмык.

Во внешнем облике
«парадного швейцара» Пуш­кин специально подчеркивает прозаические, «до­машние»
черты, представляя читателю Москву кик город уютный и «нецеремонный».

Обращает
на себя внимание и одна грибоедовская деталь в цитате: «изорванный
кафтан» явно напоминает о вечной «об­новке» фамусовского Петрушки и его
«разодранном локте».

Парадные московские гостиные также опи­сываются в романе
Пушкина с явной ориентацией на текст Грибоедова: иронические замечания Чацкого
на тему «все тот же…», «все так же…» продолжены пушкинской формулой:

Но в них не видно
перемены;

Все в них на старый
образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый
чепец;

Все то же лжет Любовь
Петровна,

Иван Петрович так же
глуп…

Знаменитые грибоедовские
«муж-мальчик», «фран­цузик из Бордо» и «прелестный шпиц» (которого так любил
гладить Молчалин) соединяются у Пушкина в одной саркастической фразе:

У Пелагеи Николавны

Все тот же друг мосье
Финмуш,

И тот же шпиц, и тот же
муж.

Пушкин даже в
поэтических интонациях стано­вится похож на Грибоедова (точнее, на Чацкого) —
тонкая ирония сменяется явным сарказмом и рез­кой  сатирой.

Для главных героев и
«Евгения Онегина», и «Горя от ума» Москва становится городом несбывшихся надежд
и горьких разочарований. Татьяну привезли в Москву на «ярмарку невест», но лишь
Онегина видит она в своем воображении. Вместо московских улиц и домов в ее
памяти возникают родные поля и липовые аллеи.

Чацкий же мчался в Москву с верой
в любовь, а покидал ее, не веря больше ни во что. Он возвращался в Москву как в
родной город, а приехал к фарсовым старикам, «зловещим старухам», воде­вильным
кавалерам.

Совет

Гротескные, трагикомические черты в облике персонажей акцентированы в сарка­стическом резюме,
завершающем изображение бала в комедии:

Ну бал! Ну Фамусов! умел
гостей назвать!

Какие-то уроды с того
света…

Приехав в Москву, в дом
Фамусова, Чацкий появ­ляется на сцене под рифму «дурацкий»:

Лиза

Хотела я, чтоб этот смех
дурацкий

Вас несколько
развеселить помог.

Слуга

К вам Александр Андреич Чацкий.

Репликой Лизы
подчеркнуты главные тематиче­ские линии комедии – «смеха» и «ума».

Рифмой
«дурацкий — Чацкий» в комедии намечается даль­нейшая судьба героя: «остер,
умен, красноречив» — характеристика, данная Чацкому в начале пьесы, «безумный
по всему» — диагноз, выставленный в финале.

От репутации насмешника и остроумца
— к навязанному молвой амплуа «дурака» (шута, бе­зумца, сумасшедшего) — таков
московский сюжет Чацкого в комедии «Горе от ума».

Таким образом, Москва в
изображении и А. С. Пуш­кина, и А. С. Грибоедова предстает в двойном осве­щении.
Город исторической славы России (для ли­рического повествователя в «Евгении
Онегине») и ностальгических воспоминаний о детстве (для Чацкого) одновременно
оказывается скучным и уто­мительным для героев Пушкина и превращается в
сумасшедший дом для героя Грибоедова.

Источник: https://islogenie.blogspot.com/2014/02/blog-post_7677.html

Москва и Петербург на страницах романа А. Пушкина «Евгений Онегин»

    В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина «энциклопедией русской жизни», так как в этом произведении представлена жизнь всех слоев населения России начала XIX века, широта ох­вата действительности необычайна.

    В первой главе автор подробно характеризует Пе­тербург, его нравы, обычаи. Узнавая об образе жизни, который ведет Онегин, читатель видит «брега Невы», театр («Театр уж полон; ложи блещут; Партер и крес­ла — все кипит …

И, взвившись, занавес шумит»), улицы, бульвары (« Перед померкшими домами Вдоль сонной улицы рядами Двойные фонари карет Веселый изливают свет И радуги на снег наводят…», «Надев широкий боливар, Онегин едет на буль­вар… »), петербургские балы.

Обратите внимание

Жизнь юного героя пол­ностью подчинена образу жизни, который ведет свет­ское общество Петербурга; она состоит сплошь из раз­влечений:

Бывало, он еще в постеле: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут: Там будет бал, там детский праздник.       Куда ж поскачет мой проказник?
Обратите внимание

    Уклад жизни рабочего Петербурга отличается от образа жизни аристократии. Ранним утром Онегин «полусонный в постелю с бала едет», а «Петербург не­угомонный Уж барабаном пробужден. Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кув­шином охтенка спешит… И хлебник, немец аккурат­ный, в бумажном колпаке, не раз Уж отворял свой ва-сисдас».

    Уклад жизни москвичей подробно описан автором в седьмой и восьмой главах, когда в Москву везут сва­тать Татьяну:

Передними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы. Вот, окружен своей дубравой, Петровский замок. Мрачно он Недавнею гордится славой… Уже столпы заставы Белеют: вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы, Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах

    И стаи галок на крестах. Автор любит Москву («Ах, братцы! был дово­лен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов по­лукруг Открылся предо мною вдруг!», «Москва, я ду­мал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для серд­ца русского слилось! Как много в нем отозвалось!»), гордится ею:

Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя      К нему с повинной головою.

    Москва более патриархальна, чем Петербург. Жизнь старшего поколения размеренна и однооб­разна:

     Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец; У тетушки княжны Елены Все тот же тюлевый чепец; Все белится Лукерья Львовна, Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп, У Пелагеи Николавны Все тот же друг мосье Финмуш, И тот же шпиц, и тот же муж; А он, все клуба член исправный, Все так же смирен, так же глух И так же ест и пьет за двух.

    Образ жизни светских москвичей мало чем отлича­ется от жизни петербургской аристократии:

Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор; Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум; Не улыбнется томный ум, Не дрогнет сердце, хоть для шутки. И даже глупости смешной       В тебе не встретишь, свет пустой.

    И в Петербурге, и в Москве превыше всего ценится мнение высшего света. Не зря Евгений Онегин даже в деревне, боясь прослыть трусом, принимает от Лен­ского вызов на дуэль. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы заслужить уважение в высшем обществе. Примером тому служит главный герой:

Острижен по последней моде; Как dandy лондонский одет — И наконец увидел свет. Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. Сам автор замечает с иронией: Так воспитаньем, слава богу, У нас не мудрено блеснуть. Онегин был по мненью многих (Судей решительных и строгих) Ученый малый, но педант: Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм… Он знал довольно по-латыне, Чтоб эпиграфы разбирать, Потолковать об Ювенале, В конце письма поставить vale, Да помнил, хоть не без греха,     Из Энеиды два стиха.

    Главное среди аристократов — достаток, высокое положение в обществе, тонкое обращение и соблюде­ние внешних приличий. Евгений не занят полезным делом («Зевая, за перо взялся, Хотел писать — но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его…

», «Томясь душевной пустотой, Уселся он — с по­хвальной целью Себе присвоить ум чужой; Отрядом книг уставил полку, Читал, читал, а все без толку…»). Но он умеет «…

Важно

лицемерить, Таить надежду, ревно­вать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрач­ным, изнывать, Являться гордым и послушным, Вни­мательным иль равнодушным…. Как он умел казаться новым, Шутя невинность изумлять, Пугать отчаянь­ем готовым, Приятной лестью забавлять…

Читайте также:  Сравнительная характеристика печорина и доктора вернера в романе "герой нашего времени": сравнение героев, вернер как двойник печорина (таблица)
Важно

Как рано мог уж он тревожить Сердца кокеток записных! Когда ж хотелось уничтожить Ему соперников своих, Как он язвительно злословил! Какие сети им готовил!»  Все эти «таланты», которыми обладает герой, делают его востребованным в обществе.

    Законы, царящие в высшем свете, изменили и Татьяну — она из провинциальной девочки преврати­лась в настоящую светскую даму. Выйдя замуж за ге­нерала, она стала законодательницей зал: Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! Как утеснительного сана Приемы скоро приняла!

Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной             Законодательнице зал?

    Но все же, даже вращаясь в высшем обществе, Татьяна сохраняет свою нравственную чистоту и цельность натуры. Понятия «семья», «честь» для нее превыше всего, и даже ради любви к Онегину Таня не способна на Измену.

    Широта изображения русской действительности XIX века делает роман реалистичным произведени­ем. Я считаю, что роман имеет не только литератур­ную ценность, но и историческую, ведь читатель мо­жет ярко представить быт и уклад жизни людей того времени.

Источник: https://5litra.ru/soch/16-moskva-i-peterburg-na-stranicax-romana-a-pushkina.html

Московское дворянство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Поиск Лекций

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Описание быта дворян в романе А.С. Пушкина

«Евгений Онегин»

Номинация «Быт и культура пушкинского времени»

Автор работы

Байтериков Александр

ученик 9 класса МБОУ «Поповская СОШ»

Руководитель

Царёва Людмила Александровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Поповская СОШ»

Поповка, 2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение.

«Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни»

II. Основная часть

Глава I. Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

Глава II. Московское дворянство в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Глава III.Духовный мир провинциальных дворян в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

III. Заключение

IV. Литература

Введение

«Евгений Онегин»- «энциклопедия русской жизни»

Великий Пушкин! Как хорошо, что есть твое богатство: Твои стихи, поэмы и романы, Твои сонеты, оды, эпиграммы –

Все, чем сильно твое искусство.

Т.В. Румянцева

Роман «Евгений Онегин», мне кажется, занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест. Писатель работал над ним более восьми лет.

За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В.Г. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». По нему, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века.

Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства.

В «Евгении Онегине» герои даны в обычной для них социальной среде, они живут и действуют в обстановке русской действительности того времени, в кругу своих родных, в своем обществе. У каждого из героев этого произведения своя биография, своя психология, свои привычки, свое понимание жизни.

В романе дается широчайшая картина жизни России того времени, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи, перед нами проходят яркие образы и картины жизни «высшего света» – петербургского и московского – и провинциального дворянства.

Через мысли, чувства и поступки героев выступает историческая жизнь русского общества.

Работая над романом, Пушкин вводил в его текст детали современной ему жизни, прямо следуя за ходом самой действительности.

Совет

Целью исследовательской работы является анализ изображенного мира романа с точки зрения проявления в нем реалий культуры и быта русского дворянства пушкинской эпохи.

В соответствии с заявленной целью я полагаю необходимым решить следующие задачи: – исследовать изображенную в романе жизнь дворянского общества; – рассмотреть культуру и быт дворянства в начале XIX века; – выявить их значение для замысла романа и роль в воплощении художественных образов произведения.

ГЛАВА I.

Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин.

Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина – типичный день столичного денди. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества.

День таких людей начинался далеко за полдень. Право вставать как можно позже являлось признаком аристократизма:

Бывало, он ещё в постели:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут…

Утренний туалет и завтрак сменялись прогулкой. Излюбленным местом гуляний петербургских франтов – Невский проспект и Английская набережная Невы. И Онегин в эти часы тоже гуляет по «бульвару»:

Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.

Послеобеденное время, Онегин, как, и другие молодые люди его круга, проводит в театре. Но он не увлечён искусством и ходит туда, скорее, из-за моды и воспринимает театр, как место, где происходят светские встречи и любовные интриги:

Все хлопает. Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, скосясь, наводит

На ложи незнакомых дам

…Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят…

…А уж Онегин вышел вон;

Обратите внимание

Домой одеться едет он. Онегин едет на бал, где проводит все оставшееся время. День Онегина завершается. Он отправляется домой, но завтра его ожидает такой же день:

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра

И завтра то же, что вчера.

Из этого отрывка мы можем видеть, что светская жизнь главного героя, наполненная блеском и роскошью, на самом деле пуста и однообразна.

ГЛАВА II.

Московское дворянство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Московское дворянство, с которым нас знакомит автор на страницах своего романа, кажется проще, радушнее, естественнее. Но он отзывается о нём довольно резко, остро-сатирически, давая тем самым очень нелестные характеристики:

Но в них не видно перемены; Всё в них на старый образец: У тетушки княжны Елены Все тот же тюлевый чепец; Все белится Лукерья Львовна, Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп…

Юные московские дворяне чопорно и неблагосклонно воспринимают провинциальную барышню: свысока, небрежно и самодовольно «озирают Татьяну с ног до головы», «её находят что-то странной, провинциальной и жеманной».

Простоту, естественность, непосредственность девушки они трактуют как недостаток воспитания, неумение вести себя в свете, неумелое желание обратить на себя внимание.

Впрочем, общество, признавая за Татьяной право на провинциальную странность, принимает её в свой круг.

Поэт увлечённо и сочувственно описывает московские балы:

Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар

Красавиц лёгкие уборы…

Его завораживает обилие света, громкая музыка, красивые наряды, грациозные движения танцующих. Праздничная суета, «шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс» привлекают Пушкина красочностью, торжественностью. Татьяна, выросшая в гармоничном единении с природой, задыхается в этом ограниченном пространстве, она «волненье света ненавидит»:

Ей душно здесь…она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединённый уголок,

Где льётся светлый ручеёк,

Я своим цветам, к своим романам.

В гостиной всех занимает «бессвязный, пошлый вздор»:

Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки…

Важно

Кругом царит беспробудная тоска, так московское общество занимают «разговоры ни о чём».

Значит, бездуховность, отсутствие каких-либо умственных интересов, застойность жизни московских дворян становится основной их характеристики.

ГЛАВА III.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s22236t4.html

Столичное и поместное дворянство в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”: изображение и характеристика

В романе «Евгений Онегин»  Пушкин легкими штрихами обрисовал дворянство – людей, в обществе которых вращался Евгений Онегин, и с кем, помимо главных героев, ему приходилось поддерживать отношения, общаться.

Столичное дворянство разительно отличалось от губернских помещиков, живших в глубинке. Этот разрыв был тем более заметным, чем реже помещики выезжали в столицу.

Интересы, уровень культуры, образованность тех и других зачастую оказывались на разных ступенях.

Образы помещиков и великосветского дворянства только отчасти были вымышленными. Сам Пушкин вращался в их среде, и большинство картин, изображенных в произведении, были подсмотрены на светских раутах, балах, обедах.

С провинциальным обществом поэт общался во время вынужденной ссылки в Михайловском и в период пребывания в Болдино. Поэтому жизнь дворянства, что в деревне, что в Москве и Петербурге изображена поэтам со знанием дела.

Провинциальное поместное дворянство

Наряду с Онегиным, Ленским, семейством Лариных в губернии жили и другие помещики. С большинством из них читатель знакомится на именинах у Татьяны. Но некоторые штрихи-наброски к портретам соседей-помещиков можно увидеть во второй главе, когда Онегин поселился в деревне.

Простые по своему душевному складу, даже несколько примитивные люди пытались подружиться с новым соседом, но как только он видел приближавшиеся дрожки, он садился на коня и уезжал с заднего крыльца, чтобы не быть замеченным.

Маневр новоявленного помещика был замечен, и оскорбленные в своих лучших побуждениях соседи прекратили свои попытки свести с Онегиным дружбу. Интересно описывает Пушкин реакцию на замену барщины оброком:

Совет

Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,

Что он опаснейший чудак.

Отношение дворян к Онегину стало неприязненным. Острые на язык сплетники стали говорить о нем:

«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с». Таков был общий глас.

Придуманные россказни способны показать уровень интеллекта и образованности людей. И поскольку он оставлял желать лучшего, Ленский тоже был не в восторге от своих соседей, хотя из вежливости наносил им визиты. Хотя

Господ соседственных селений
Ему не нравились пиры;

Некоторые помещики, у которых подрастали дочери, мечтали заполучить «богатого соседа» к себе в зятья. И поскольку Ленский не стремился попасть в чьи-нибудь умело расставленные сети, он тоже все реже стал навещать своих соседей:

Бежал он их беседы шумной.
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне.

К тому же Ленский был влюблен в Ольгу Ларину и почти все свои вечера проводил в их семействе.

На именины к Татьяне съехались почти все соседи:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Тут Пушкина явно иронизирует. Но, сожалению, подобных Гвоздиных, обдиравших как липку, своих мужиков, среди помещиков было немало.

Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

XXVII

С семьей Панфила Харликова
Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова,

В очках и в рыжем парике.

Пушкину не нужно тратить длинные строфы на характеристику гостей-помещиков. Фамилии говорили сами за себя.

На празднике присутствовали не только помещики, представлявшие несколько поколений. Старшее поколение представляли Скотинины, чета седая, им явно было за 50, отставной советник Флянов, ему тоже было далеко за 40. В каждом семействе были дети, составившие молодое поколение, которые были рады полковому оркестру и танцам.

Провинциальное дворянство пытается подражать столице, устраивая балы и праздники, но здесь все намного скромнее.

Обратите внимание

Если в Петербурге предлагаются блюда, приготовленные французскими поварами из заморских продуктов, то в провинции на стол выставляются собственные запасы.

Пересоленный жирный пирог готовился дворовыми поварами, настойки и наливки делались из ягод и фруктов, собранных в собственном саду.

В следующей главе, где описывается подготовка к дуэли, читатель познакомится с еще одним помещиком

Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный

И даже честный человек.

Это его, Зарецкого, побаивается Онегин, так и не решившись предложить Ленскому примирение. Он знал, что Зарецкий мог

Друзей поссорить молодых
И на барьер поставить их,
Иль помириться их заставить,
Дабы позавтракать втроем,
И после тайно обесславить

Читайте также:  Образ и характеристика карла xii в поэме "полтава" пушкина: описание в цитатах

Веселой шуткою, враньем.

Московское дворянское общество

Татьяна попала в Москву не случайно. Она приехала вместе с матерью на ярмарку невест. В Москве жила близкая родня Лариных, и Татьяна с матерью остановилась у них. В Москве Татьяна близко столкнулась с дворянским обществом, которое было более архаичным и застывшим, чем в Петербурге или провинции.

В Москве Таня была встречена родней тепло и душевно. Старушки рассыпались в воспоминаниях, «младые грации Москвы», присмотревшись к новой родственнице и подруге, находили с ней общий язык, делились секретами красоты и моды, рассказывали о своих сердечных победах и пытались выпытать у Татьяны ее секреты. Но

тайну сердца своего,
Заветный клад и слез и счастья,
Хранит безмолвно между тем

И им не делится ни с кем.

В особняк тетушки Алины приезжали гости. Чтобы не выглядеть излишне рассеянной или высокомерной,

Важно

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно.

Все это было не интересно романтически настроенной девушке, которая в глубине души, возможно, ждала какого-то чуда. Она нередко стояла где-нибудь в сторонке, и только

Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про нее между собою

Неблагосклонно говорят.

Конечно, подобные «архивны юноши» не могли заинтересовать юную барышню. Здесь Пушкин применил старославянскую форму прилагательного, чтобы подчеркнуть принадлежность «юношей» к «прошлому веку».

В конце XVIII- первой половине XIXвека поздние браки были не редкость. Мужчины были вынуждены служить, чтобы сделать определенное состояние, и только потом женились. Но в невесты они выбирали юных девушек.

Так что неравные в возрастном отношении браки были в то время – не редкость. Они смотрели свысока на провинциальную барышню.

Вместе с матушкой или кузинами Татьяна посещала театры, ее вывозили на московские балы.

Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь,

Блеснуть, пленить и улететь.

На одном из балов на Татьяну обратил внимание ее будущий муж.

Дворяне Петербурга

В первой части поэтического романа светское общество Петербурга было описано легкими набросками, взглядом со стороны. Об отце Онегина Пушкин пишет, что

Служив отлично благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно,

И промотался наконец.

Не один Онегин-старший жил подобным образом. Для многих дворян это было нормой. Еще один штрих светского общества Петербурга:

Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,

Как dandy лондонский одет —

И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Описанием одного дня Евгения Онегина, Пушкин показывает, какие интересы и мировоззрения у аристократической молодежи.

Совет

Никого не смущает, что молодой человек нигде не служит. Если у дворянской фамилии имеются поместья и крепостные, то зачем служить? В глазах некоторых мамаш, возможно, Онегин был неплохой партией для замужества их дочерей. Это одна из причин, почему в свете принимают и приглашают молодых людей на балы и обеды.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.

Но Онегин, как известно, не стремился связать себя узами брака. Хотя был знатоком «науки страсти нежной».

Пушкин описывает бал, на который прибыл Онегин. Это описание также служит наброском к характеристике петербуржских нравов. На таких балах молодые люди знакомились, влюблялись

Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:

Держите прямо свой лорнет!

В конце романа петербуржское светское общество уже не столь безлико, как в начале.

Сквозь тесный ряд аристократов,
Военных франтов, дипломатов
И гордых дам она скользит;
Вот села тихо и глядит,
Любуясь шумной теснотою,
Мельканьем платьев и речей,
Явленьем медленным гостей

Перед хозяйкой молодою…

Автор знакомит читателя с Ниной Воронской, ослепительной красавицей. Подробный портрет светского общества столицы Пушкин дает в описании обеда в доме Татьяны.

Здесь собрались, как тогда говорили, все сливки общества.

Описывая людей, присутствующих на обеде, Пушкин показывает, как высоко поднялась Татьяна по иерархической лестнице, выйдя замуж за князя, военного офицера и ветерана Отечественной войны 1812 года.

Обратите внимание

цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и в розах, с виду злые;
Тут было несколько девиц,
Не улыбающихся лиц;
Тут был посланник, говоривший
О государственных делах;
Тут был в душистых сединах
Старик, по-старому шутивший:
Отменно тонко и умно,

Что нынче несколько смешно.

Тут был на эпиграммы падкий,
На всё сердитый господин:

Но, наряду с представителями высшего света, на обеде присутствовали несколько случайных лиц, попавших сюда по различным обстоятельствам

Тут был Проласов, заслуживший
Известность низостью души,
Во всех альбомах притупивший,
St.-Priest, твои карандаши;
В дверях другой диктатор бальный
Стоял картинкою журнальной,
Румян, как вербный херувим,
Затянут, нем и недвижим,
И путешественник залётный,

Перекрахмаленный нахал.

Дворянский статус предъявлял очень высокие требования к своим представителям. И в России было немало по-настоящему достойных дворян. Но в романе «Евгений Онегин» Пушкин показывает наряду с блеском и роскошью, пороки, пустоту и пошлость.

Склонность к затратам, жизнь не по средствам, и стремление к подражательству, нежелание служить и приносить пользу обществу, непрактичность и беспечность светского общества показаны в романе в полной мере.

Эти строки были призваны заставить задуматься читателей, большинство из которых представляли это самое дворянство, пересмотреть свой образ жизни. Не удивительно, что «Евгений Онегин» был принят читающей публикой неоднозначно, и не всегда благосклонно.

Источник: https://PoetPushkin.ru/evgeniy-onegin/stolichnoe-i-pomestnoe-dvoryanstvo-v-romane-evgenij-onegin.html

Москва и Петербург в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Москва и Петербург в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» происходит в Петербурге, Москве и провинции. Москва и Петербург… Древняя столица, сердце России, и столица молодая, европейская, город Петра, символ государственной власти…

Издавна названия этих городов находятся рядом в сознании каждого русского человека, издавна поэты и писатели противопоставляли их друг другу, отдавая предпочтение тому или иному городу. И в «Евгении Онегине» Пушкин не обошел стороной два великих города.

С Онегиным мы встречаемся в Петербурге, с Татьяной – в деревне, но именно через Москву она едет в северную столицу, где и решается судьба – ее и Онегина.

Пушкин описывает Петербург с некоторой иронией и сатирой, особенно это относится к устройству быта города и его трудовых будней. Вот как описано трудовое утро столицы: Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит…

Важно

Не обошел поэт стороной и быт петербургских дворян, их образ жизни, воспитание. Все столичное дворянство представлено нам в лице главного героя романа – Евгения Онегина. Следуя вместе с Пушкиным за Онегиным, мы видим, что он, оказавшись «на свободе», «наконец увидел свет». Его учили «всему шутя», «чему-нибудь и как-нибудь».

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал.

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно…

Этого было достаточно, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил».

Онегин – частица этого Петербурга, но он и скучает в нем:

… рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Ни сплетни света, ни бостон,

Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,

Ничто не трогало его,

Не замечал он ничего.

В романе мы видим как бы два Петербурга: один – глазами Онегина, другой – глазами самого поэта.

Петербург Онегина – светский город, где все свободное время проводится в балах. Петербург Пушкина – «волшебный край».

В восьмой главе поэт иронизирует, описывая город, и противопоставляет душевному состоянию своего героя, вернувшегося в столицу, бесконечные званые ужины, которые устраивает петербургское светское общество: Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд, Глядеть на жизнь, как на обряд, И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей.

В то же время Пушкин показывает и другую сторону петербургского света. Он приводит свою музу «на светский раут», и она любуется «шумной теснотою, мельканьем платьев и речей».

Ей нравится порядок стройный

И холод гордости спокойной,

И эта смесь чинов и лет.

И здесь нет никакого противоречия. Петербургский свет был неоднороден. В нем встречались люди пустые и бездушные, но в этом же обществе вращались и молодые генералы 1812 г., вернувшиеся из Европы, и будущие декабристы, и люди искусства, к которым принадлежал сам Пушкин. Из всех героев романа именно Татьяна воплотила собой лучшую часть высшего общества.

Читая дальше, мы вслед за Пушкиным переносимся в Москву. Седьмую главу, действие которой проходит именно там, предваряют три эпиграфа, посвященные этому городу. Вот первый:

Где равную тебе сыскать?

Эти слова Дмитриева относятся к Москве – древней столице России, ее истории и культуре. Втом эпиграф – строка Баратынского – выражает отношение самого поэта к Москве: Как не любить родной Москвы?

Совет

Третий же, взятый из комедии Грибоедова «Горе от ума», передает отношение автора к московскому свету:

Гоненье на Москву! что значит видеть свет!

Где ж лучше? Где нас нет.

и колоколен, Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Но вот Татьяна уже едет по московским улицам, видит дома и прохожих – одним словом, жизнь города, и Пушкин повествует нам об этом, приближаясь в своем рассказе к разговорному языку:

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри…

Балконы, львы на воротах

Словно приезжая вместе с Татьяной к ее многочисленным родственникам, мы видим, что жизнь в Москве не меняется на протяжении десятилетий: в ее тетушках и дядюшках «не видно перемены; все в них на старый образец». В светских гостиных всех занимает «бессвязный, пошлый вздор».

Пушкин дает уничтожающую характеристику «пустому» московскому свету:

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Не улыбнется томный ум,

Не дрогнет сердце, хоть для шутки…

«душу ей занять успел». Пушкинское отношение к свету совпадает с чувствами Татьяны, которой «душно здесь», которая «волненье света ненавидит» и «мечтой стремится… в деревню».

И позже, заняв высокое положение в петербургском обществе, Татьяна признается Онегину, что «всю эту ветошь маскарада» она охотно отдала бы «за те места, где в первый раз» встретилась с ним, где жила настоящей жизнью, где любила и страдала, а не играла роли великосветской дамы.

Москва и Петербург… Прекрасны эти города, имеющие славную историю, дорогие каждому русскому человеку. Однако жизнь каждого города состоит из повседневных забот, суеты, жизни светского общества. Но и самому автору, и его героям чужд великосветский шум, потому что для них есть другие ценности…

Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/267/266451.htm

Москва в произведении Пушкина “Евгений Онегин”

     МОСКВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

   Москва – святыня России, её сердце. Не зря захватчики

всех времён и народов, будь то татарские, французские

или немецкие, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить

её сердце, то есть захватить Москву.

   “Сердце” и “судьба” – это слова, которые мы произносим, когда

хотим сказать о чём-то важном для нас. Для автора романа “Евгений

Читайте также:  Полицеймейстер в поэме "мертвые души": образ, характеристика, описание (полицмейстер)

Онегин”, для Александра Сергеевича Пушкина именно в сердце России,

в Москве случилось два  судьбоносных момента его жизни: распоряжение

царя об окончании пушкинской ссылки, которое произошло во время

коронации царя Николая Первого в Москве, куда поэт был срочно

доставлен в тысяча восемьсот двадцать шестом году, и второе

событие – женитьба Александра Сергеевича Пушкина, начало его

новой жизни.

   Помещая героев своего романа на фоне Петербурга и российской

деревни, Пушкин, создавая как бы энциклопедию русской жизни, не

мог не привести свою героиню в Москву, и в этом есть закономерность.

Пушкин как бы не мог миновать такую драгоценную значимость для

всей русской жизни, как Москва.

   Описание Москвы и своей любви к ней Пушкина в романе “Евгений

Онегин” приходится на седьмую главу его романа. Пушкин приводит

три эпиграфа, которые открывают эту главу. Это стихи поэтов

Дмитриева, Баратынского и Грибоедова.

   Эпиграф Дмитриева: “Москва, России дочь любима,

                       Где равную тебе сыскать?”

   Эпиграф Баратынского: “Как не любить родной Москвы?”

   Эпиграф Грибоедова: “Гоненье на Москву! что значит видеть свет!

                        Где ж лучше?

                                    Где нас нет.”

   Сам же Пушкин признаётся в любви к Москве чистосердечно и

как бы неофициально:

“Ах, братцы! как я был доволен,

 Когда церквей и колоколен,

 Садов, чертогов полукруг

 Открылся предо мною вдруг!

 Как часто в горестной разлуке,

 В моей блуждающей судьбе,

 Москва, я думал о тебе!

 Москва… как много в этом звуке

 Для сердца русского слилось!

 Как много в нём отозвалось!”

   Пушкин пишет, что гордая Москва не склонилась перед врагом,

даже когда её захватил враг, она не сдалась, не пошла на поклон,

но ответила пожаром. Когда Пушкин описывает въезд героини романа

Татьяны Лариной в Москву, он перечисляет достопримечательные

московские места, в том числе и Петровский замок, в котором

прятался Наполеон от пожара. Пушкин с патриотизмом и гордостью

пишет:

   “Но не пошла Москва моя

    К нему с повинной головою”.

   У человека, читающего эти имеющие величайшее значение строки,

невольно с гордостью бьётся сердце за силу и величие Москвы.

   Пушкин подробно описывает въезд Лариных в Москву. Подъезжающему

к Москве в пушкинскую эпоху прежде всего бросались в глаза

многочисленные церковные главы, придававшие городу неповторимы

облик. В начале 1820-х годов в Москве насчитывалось около

двухсот семидесяти церквей, а также около двух десятков монастырей.

Пушкин описывает это словами:

    “Но вот уж близко. Перед ними

     Уж белокаменной Москвы

     Как жар, крестами золотыми

     Горят старинные главы”.

   Далее Пушкин описывает, как возок Татьяны едет по Тверской.

Ларины въезжали через Тверскую заставу, которая находилась в районе

нынешнего Белорусского вокзала.

     “Мелькают мимо будки, бабы,

      Мальчишки, лавки, фонари,

      Дворцы, сады, монастыри,

      Бухарцы, сани, огороды,

      Купцы, лачужки, мужики,

      Бульвары, башни, казаки,

      Аптеки, магазины моды,

      Балконы, львы на воротах

      И стаи галок на крестах”.

   Тверская улица описана Пушкиным с необычайным талантом и

точностью, а также настолько живо, как никем из его современников

она описана не была. Московский пейзаж описан в “Евгении Онегине”

значительно подробнее, чем петербургский, на фоне однообразной

красивости которого подчёркивается пестрота московских видов.

Это достигается целью контрастных соседств: “дворцы” – “лачужки”,

“монастыри” – “магазины мод”, “будки” – “огороды”, “львы на

воротах” – “стаи галок на крестах”.

   Ларины остановились “У Харитонья в переулке…” Московские

адреса обозначались по церковным приходам. Ларины остановились

в приходе церкви святого Харитония. Это место Москвы было

знакомо Пушкину по детским воспоминаниям, где он некоторое время

жил в Большом Харитоньевском переулке. Длинное и детальное

путешествие Лариных через Москву составляет одно из самых

пространных описаний в “Евгении Онегине” ему посвящены четыре

строфы. Пушкин увеличил их счёт до пяти, прибавив пустой номер,

создав этим впечатление, что утомительная прогулка длилась еще

дольше. Оно резко отличается от кратких, как бы эскизных,

петербургских зарисовок.

   Пушкиным описана московская жизнь Татьяны: утром её будит

“ранний звон колоколов” , но сев у окна, она видит не свою

привычную деревенскую даль, а московский пейзаж:

   “Пред нею незнакомый двор,

    Конюшня, кухня и забор”.

    Татьяну привезли “в Москву на ярмарку невест”, то есть

в Благородное собрание, где собиралось несколько тысяч человек,

где происходили балы, встречи молодых людей, где устраивались

их судьбы”. Судьба самого Пушкина тоже устроилась в Москве.

Это Благородное собрание располагалось на Большой Дмитровке.

Там Татьяна встретила своего будущего мужа, генерала 1812-го года.

Судьба её решилась. Она вышла замуж.

   Подводя итог сказанному, можно отметить то, что Пушкин

описывает Москву с большой естественностью и живостью, к чему

его подвигает чувство искренней любви, симпатии и теплоты,

которые он испытывает к Москве, как к городу. Он находит слова

подробного описания того, как она выглядит. Эти описания очень

детальны.

   Но всё же, начиная говорить о Москве, Пушкин показывает её как

гордую и мужественную святыню, в описании сцены ожидания Наполеоном

сдачи Москвы в Петровском замке, Пушкин испытывает гордость за

Москву и читая Пушкина, мы также испытываем это чувство:

   “Напрасно ждал Наполеон,

    Последним счастьем упоённый,

    Москвы коленопреклонённой

    С ключами старого Кремля:

    Нет, не пошла Москва моя

    К нему с повинною главою.

    Не праздник, не приёмный дар,

    Она готовила пожар…”

   В шестой главе романа “Евгений Онегин” Пушкин создал

поэтический памятник Москве, она же с любовью и благодарностью

воздвигла ему свой дар – памятник Пушкину.

Источник: https://diplomba.ru/work/3733

Москва и Петербург на страницах романа А. Пушкина «Евгений Онегин»

Actionteaser.ru – тизерная реклама

В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина «энциклопедией русской жизни», так как в этом произведении представлена жизнь всех слоев населения России начала XIX века, широта ох­вата действительности необычайна.

В первой главе автор подробно характеризует Пе­тербург, его нравы, обычаи. Узнавая об образе жизни, который ведет Онегин, читатель видит «брега Невы», театр («Театр уж полон; ложи блещут; Партер и крес­ла — все кипит …

И, взвившись, занавес шумит»), улицы, бульвары (« Перед померкшими домами Вдоль сонной улицы рядами Двойные фонари карет Веселый изливают свет И радуги на снег наводят…», «Надев широкий боливар, Онегин едет на буль­вар… »), петербургские балы.

Обратите внимание

Жизнь юного героя пол­ностью подчинена образу жизни, который ведет свет­ское общество Петербурга; она состоит сплошь из раз­влечений:

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.

Куда ж поскачет мой проказник?

Уклад жизни рабочего Петербурга отличается от образа жизни аристократии. Ранним утром Онегин «полусонный в постелю с бала едет», а «Петербург не­угомонный Уж барабаном пробужден. Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кув­шином охтенка спешит… И хлебник, немец аккурат­ный, в бумажном колпаке, не раз Уж отворял свой ва-сисдас».

Уклад жизни москвичей подробно описан автором в седьмой и восьмой главах, когда в Москву везут сва­тать Татьяну:

Передними

Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой… Уже столпы заставы

Белеют: вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах. Автор любит Москву («Ах, братцы! был дово­лен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов по­лукруг Открылся предо мною вдруг!», «Москва, я ду­мал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для серд­ца русского слилось! Как много в нем отозвалось!»), гордится ею:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Москва более патриархальна, чем Петербург. Жизнь старшего поколения размеренна и однооб­разна:

Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец;

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп,

У Пелагеи Николавны

Все тот же друг мосье Финмуш,

И тот же шпиц, и тот же муж;

А он, все клуба член исправный,

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Все так же смирен, так же глух

И так же ест и пьет за двух.

Образ жизни светских москвичей мало чем отлича­ется от жизни петербургской аристократии:

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум;

Не улыбнется томный ум,

Не дрогнет сердце, хоть для шутки.

И даже глупости смешной

В тебе не встретишь, свет пустой.

И в Петербурге, и в Москве превыше всего ценится мнение высшего света. Не зря Евгений Онегин даже в деревне, боясь прослыть трусом, принимает от Лен­ского вызов на дуэль. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы заслужить уважение в высшем обществе. Примером тому служит главный герой:

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет —

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил. Сам автор замечает с иронией:

Так воспитаньем, слава богу,

У нас не мудрено блеснуть.

Онегин был по мненью многих

(Судей решительных и строгих)

Ученый малый, но педант:

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм…

Он знал довольно по-латыне,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Главное среди аристократов — достаток, высокое положение в обществе, тонкое обращение и соблюде­ние внешних приличий. Евгений не занят полезным делом («Зевая, за перо взялся, Хотел писать — но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его…

», «Томясь душевной пустотой, Уселся он — с по­хвальной целью Себе присвоить ум чужой; Отрядом книг уставил полку, Читал, читал, а все без толку…»). Но он умеет «…

Важно

лицемерить, Таить надежду, ревно­вать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрач­ным, изнывать, Являться гордым и послушным, Вни­мательным иль равнодушным…. Как он умел казаться новым, Шутя невинность изумлять, Пугать отчаянь­ем готовым, Приятной лестью забавлять…

Как рано мог уж он тревожить Сердца кокеток записных! Когда ж хотелось уничтожить Ему соперников своих, Как он язвительно злословил! Какие сети им готовил!» Все эти «таланты», которыми обладает герой, делают его востребованным в обществе.

Законы, царящие в высшем свете, изменили и Татьяну — она из провинциальной девочки преврати­лась в настоящую светскую даму. Выйдя замуж за ге­нерала, она стала законодательницей зал: Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! Как утеснительного сана Приемы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной

В сей величавой, в сей небрежной

Законодательнице зал?

Но все же, даже вращаясь в высшем обществе, Татьяна сохраняет свою нравственную чистоту и цельность натуры. Понятия «семья», «честь» для нее превыше всего, и даже ради любви к Онегину Таня не способна на Измену.

Широта изображения русской действительности XIX века делает роман реалистичным произведени­ем. Я считаю, что роман имеет не только литератур­ную ценность, но и историческую, ведь читатель мо­жет ярко представить быт и уклад жизни людей того времени.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/moskva-i-peterburg-na-stranicax-romana-a-pushkina-evgenij-onegin/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]