Образ автора в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”
В поэме «Евгений Онегин» Пушкин выступает в роли рассказчика событий, выражает собственное отношение к героям, к событиям. Но в то же время он является одним из героев романа.
Во вступлении автор представляет свое новое творение. Он говорит о своем отношении к написанному.
Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
В поэме насчитывается 27 лирических отступлений. В них поэт говорит от своего имени, иногда — о себе. Лирические отступления помогают выразить течение времени и частично раскрывают нам образ автора романа.
В поэме Пушкин несколько раз говорит, что хочет перейти от поэзии к прозе.
Хоть я сердечно
Люблю героя моего,
Хоть возвращусь к нему, конечно,
Но мне теперь не до него.
Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я — со вздохом признаюсь —
За ней ленивей волочусь.
В 6-й главе Пушкин упоминает о том, что ему уже 30 лет, осознает, что пора молодости прошла, и он, автор, пускается в новой жизни путь. Читатели, конечно, знают, что у Пушкина были грандиозные планы по созданию эпических произведений.
В последней главе поэт рассказывает немного о себе, вспоминает юношеские годы в лицее, где он начал писать свои творения и где
Старик Державин нас заметил,
И в гроб сходя, благословил.
Здесь он вспоминает о своей южной ссылке, о поездке по Кавказу и Молдавии. Рассказывая о своих героях, Пушкин показывает себя, то доброжелательным, то ироничным, то грустным, или страстным. Он с любовью отзывается о своих героях, учит любить родной край, природу, людей.
Под Музой поэт подразумевает свое творческое вдохновение, и говорит, что на светский раут приводит ее впервые. Он изумительно воспевает природу. В одном только «Евгении Онегине» воспеты все 4 времени года, с теплотой пишет о деревне, о русских полях, вспоминает о театральных постановках и актрисах, блиставших на сцене, на светский раут Пушкин приводит читателя впервые.
«Онегин, добрый мой приятель». Автор неоднократно на протяжении романа говорит о личном знакомстве с Онегиным. Например, в поэме встречается фраза, что Пушкин вместе с друзьями пытался познакомить Онегина с законами поэзии, но безрезультатно. Он часто общался со своим героем.
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.
И даже Онегин собирался вместе с автором отправиться в путешествие в Африку, но смерть отца разрушила их планы.
У Онегина много общего с автором. Пушкин также как и Онегин любил светские развлечения, у них похожее дворянское воспитание.
Правда, Пушкин получил образование в лицее, а воспитание Онегина ограничилось домашним образованием. Но все-таки это разные люди. Онегин был душевно ленив, скептичен и равнодушен.
Пушкин имел натуру страстную, хотел быть полезным обществу, много работал на литературном поприще.
В одном из отступлений Пушкин сообщает о том, что тоже жил в Петербурге:
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
В лирическом отступлении «Мои Богини что вы, где вы» Пушкин говорит о своем отношении к балету и театру своего времени. Признается, что любил петербургские балы. Приятные воспоминания о милых ножках, которые поэт любил когда-то, встречаются не только в Евгении Онегине. Но здесь поэт не называет имени той, которая когда-то поразила его воображение.
Автор также близок Татьяне. Он признается, что любит свою героиню. Он сочувствует девушке, уважает ее чувства, оправдывает ее поступки, переводит ее письмо на русский язык для читателя, и признается, что свято бережет ее письмо. Как оно попало к нему в руки? Ведь оно было написано Онегину. Об этом Пушкин не сообщает. Но говорит, что свято бережет его.
Читаю с тайною тоскою,
И начитаться не могу.
Кто ей внушал и эту нежность,
И слов любезную небрежность?
Пушкин как бы со стороны оценивает поступки своего героя.
Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство.
В конце автор прощается с читателем, и говорит, что была девушка, которая послужила прообразом для Татьяны и жизнь ее оказалась нелегкой. О много, много рок отъял!
Таким образом, читатель ощущает присутствие автора на протяжении всего романа «Евгений Онегин».
Источник: https://PoetPushkin.ru/evgeniy-onegin/obraz-avtora-v-romane-evgenij-onegin.html
Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Литерагуру
Образ автора в романе «Евгений Онегин» необычен: он не только рассказывает историю и смотрит на события со стороны, но сам является другом Евгения, возможно, знает Татьяну, поэтому так сильно проявляются его чувства к героям.
В лирических отступлениях автор, не стесняясь делиться воспоминаниями, высказывает нам свои мысли. Например, в третьей главе он говорит, что может «волею небес» перестать писать стихи и увлечься прозой. В романе он выражает свое представление о сложившихся в обществе традициях.
Даны описания театра, бала, деревни, семейной жизни (история матери Татьяны). Светское общество кажется искусственным, а деревня — искренней и простой. Рассказчик любит уединение и природу.
Это проявляется не только в чудесных описаниях времён года, но и в следующих словах: «Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой».
Интересны наблюдения автора за модными общественными явлениями, например, дамские альбомы или витающая среди молодёжи хандра. Она и «знакомит» его с Евгением. Рассказчик заявляет о смежности их взглядов и судеб: «Страстей игру мы знали оба; Томила жизнь обоих нас…».
В словах автора на протяжении всего романа прослеживается антитеза моды и старины, причём мода изначально оценивается как нечто наружное, мелкое (вещицы в доме Онегина), а после явно отрицательно: «Как стих без мысли в песне модной, дорога зимняя гладка».
Со словом «мода» поэт использует эпитеты: обветшалая, самовластная. Старина, напротив, умная, милая, гостеприимная, простонародная.
Однако и старина иногда описывается с сарказмом, вспомним, например, Зарецкого, который позволяет растянуть человека (на дуэли) не как-нибудь, а «по всем приданьям старины».
Следует упомянуть, что рассказчик, конечно, очень начитанный человек, в тексте присутствуют постоянные ссылки на произведения других литераторов, используются цитаты, иногда и с целью пародии. Например, в пятой главе приведена пародия на стихотворение Ломоносова.
Образ автора отличается в начале и в завершении произведения. В первых главах он часто рассказывает о молодости. Например, отходит от описания бала и вспоминает о своей любви к «прелестным ножкам».
Говоря о себе, он так увлекается, что «забывает» о главном герое произведения, и потом вынужден возвращаться к повествованию о нём, спрашивая: «Что ж мой Онегин?». В финальных главах его внимание сосредоточено на действующих лицах.
Своё мнение рассказчик высказывает в небольших комментариях (иногда афористичных) в конце строф.
На протяжении всего романа отличает автора чувство юмора. В тексте встречается как довольно дружелюбная ирония, так и сатира, причём и на уровне идей (суждений об обществе), сюжета (отношения к героям), формы произведения. Например, «подчиняясь» классицизму, он пишет нужное вступление, только помещает его лишь в конце седьмой главы.
Так, по воспоминаниям и суждениям, отношению к героям и явлениям и создаётся образ автора – ироничного, наблюдательного и вдумчивого. Образ, через который передано отношение в миру современников А.С.Пушкина и самого писателя.
Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-avtora-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/
Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин»
В романе «Евгений Онегин» автор занимает уникальное положение. Он не просто рассказывает о жизни своих героев, показывает Россию того времени, но и сам является активным участником происходящего.
Поэтому можно сказать, что Пушкин выступает в своем романе и повествователем, и героем одновременно. Это неудивительно, ведь личность поэта не могла не проявиться в его самом задушевном, самом любимом произведении.
На протяжении всего романа автор постоянно ведет диалог с читателем через лирические отступления. Например:
О, вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Автор делится с нами своими секретами, вводит в текст «Евгения Онегина» свои планы, черновики, спорит с литературными критиками. Благодаря этому создается впечатление дружеского тона, непосредственной беседы читателя с поэтом. К тому же, благодаря замечаниям автора о своем романе, порою кажется, что он создается прямо на наших глазах:
Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу,
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу,
Цензуре долг свой заплачу…
Автор становится для нас настоящим другом, проводником по своему произведению и по жизни в целом. Он комментирует все, что происходит с героями, рассуждает об их жизни. Например, поэт задумывается о будущей судьбе мечтательного Ленского, если бы тот остался жив после дуэли.
В «Евгении Онегине» автор то приближается к героям, то отдаляется от них. Примечательна в этом плане встреча автора и Евгения Онегина:
Условий света свергнув бремя,
Как он, устав от суеты,
С ним подружился я в то время,
Мне нравились его черты.
И дальше поэт продолжает:
Томила жизнь обоих нас,
В обоих сердца жар угас.
Вместе с тем, автор показывает различия между ним и героем, которые весьма существенны:
Цветы, любовь, деревня, праздность.
Поля! Я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.
Сам портрет автора в романе скрыт. Кажется, что это человек без лица, имени, внешности. Но, мне кажется, в этом образе отразились взгляды самого Пушкина на все явления жизни. Думаю, что каждый раз автор, обращаясь к читателю, приглашает его поразмышлять, согласиться или не согласиться с ним.
В философских отступлениях романа звучит голос мудрого человека, много повидавшего на своем жизненном пути. Одно из самых важных лирических отступлений в «Евгении Онегине» – о молодости и старости – дано в восьмой главе романа:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть сумел.
В романе автор выступает как многоопытный человек, повидавший жизнь, Он знает много печальной правды о людях, но он не перестал их любить. Поэт то грустный, то страстный, то насмешливый.
Автора привлекают балы, театр, дружба, любовь, – все, что связано с жизнью во всех ее проявлениях. Всему свое время, считает поэт. Время легко парить по жизни, кружась в вихре бала, влюбляясь, делая глупости. Позже наступает время осмысливать свой жизненный опыт, искать смысл своего существования, постигать себя и окружающий мир.
В отступлениях «Евгения Онегина» автор дает характеристику реальных лиц, живших и творивших в его время. Так, он оценивает некоторых известных поэтов своего времени: «Блистал Фонвизин, друг свободы И переимчивый Княжнин».
В лирических отступлениях автор много говорит о своей жизни, юности («В те дни, когда в садах лицея я безмятежно расцветал…»), о любви к родине. Иногда автор высмеивает чуждые ему представления о жизни: пошлость, лицемерие, разврат, зависть.
Кульминационные моменты романа автор оставляет открытыми, давая свободу выбора читателю. Открытый финал «Евгения Онегина» предоставляет читателю возможность самому принимать окончательное решение, определять судьбу героев романа:
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго…навсегда.
Думаю, что автор в романе предстает перед нами светлым, жизнерадостным человеком, верным дружбе и любви. Он учит нас любить родину, ценить в жизни красоту, любовь и дружбу. Он призывает читателя наслаждаться жизнью, каждым ее часом и мигом. Вот почему остаются справедливыми слова Белинского об А.С. Пушкине: «…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pushkin-a-s/evgenij-onegin/6023-obraz-avtora-v-romane-pushkina-evgenij-onegin
Образ автора в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
Вместе с Онегиным, Татьяной, Ленским в романе перед читателем возникает образ автора.
Автор иногда прямо включает себя в число действующих лиц: он «подружился» с Онегиным, готов был отправиться с ним путешествовать, но судьба их разлучила (первая глава), он перечитывает письмо Татьяны (третья глава), одного из гостей Лариных он называет своим двоюродным братом (пятая глава), в странствиях Онегина он встречается с ним в Одессе. Встречи автора с героями на страницах романа придают рассказу о них особый характер, мы чувствуем живую заинтересованность автора судьбой действующих лиц — и интерес этот передается нам.
Но и в самом характере и тоне повествования автор постоянно проявляет себя, свое одобрение или осуждение, свою печаль или восхищение происходящим. Работая с текстом романа, с образами-персонажами, мы уже отмечали любовное отношение Пушкина к Татьяне, иронически-добродушное — к Ленскому, живой интерес, сочувствие и в то же время осуждение — по отношению к Онегину.
В каждом эпизоде мы по самому тону повествования можем определить, что нравится и что не нравится автору. Он «живо тронут» письмом Татьяны, сурово-осуждающе рассказывает о дуэли, с жалостью к Татьяне и иронически по отношению к Онегину предает эпизод встречи в саду и т. д. Авторская речь дает богатый материал для составления образа автора.
В некоторых же строфах (лирические отступления) автор выступает уже как один из основных героев романа: рассказывает о своих лицейских годах, о ссылке, о жизни в деревне, делится с читателем своими планами, высказывает свое мнение по общественно-бытовым вопросам (о литературе, театре и т. п.).
Рассматривая господствовавшие в то время в русской и западноевропейской литературе течения, Пушкин находит отрицательные черты и в сентиментализме, и в романтизме, односторонне отображающих действительность.
Сам поэт стремится к реалистическому изображению жизни, к ее осмыслению, созданию типических характеров, мечтает написать роман в прозе (3, XI-XIII).
Любитель и знаток театра, Пушкин дает выразительные характеристики драматургов, чьи пьесы ставились в его время на сцене (3, XVIII).
В отдельных замечаниях, щедро разбросанных в тексте романа, отражены интересы автора, его свободолюбие, патриотизм. Материал с сайта //iEssay.ru
Но образ поэта предстает перед нами не только в лирических отступлениях. Он отражен и в самом тоне повествования, оценке явлений жизни.
Критическое отношение к крепостническому укладу жизни, губительно действующему на человеческую личность, сатирическое изображение дворянства, осуждение дворянской интеллигенции за ее отрыв от национальной, народной почвы — все это характеризует Пушкина как единомышленника декабристов, лучшего представителя дворянской интеллигенции, сумевшего подняться над интересами своего класса.
На этой странице материал по темам:
- образ автора в романе евгений онегин
- образ поэта в романе пушкина “евгений онегин” кратко
- образ автора в романе пушкина евгений онегин
- автор в романе евгений онегин
- скачать планы к сочинениям по евгению онегину пушкина
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/p/pushkin/sochineniya/evgenij-onegin/obraz-avtora-v-romane-evgenij-onegin-a.-s.-pushkina
Образ автора в поэме “Евгений Онегин” | Инфошкола
Наряду с Онегиным, Татьяной, Ольгой, Ленским, в романе перед читателем возникает образ автора.
Автор иногда прямо включает себя в число действующих лиц романа: он «подружился» с Онегиным, он готов был с ним отправиться путешествовать, но судьба их разлучила (1 гл.), он перечитывает письмо Татьяны (3 гл.), одного из гостей Лариных он называет своим двоюродным братом (5 гл.), в странствиях Онегина он встречается с ним в Одессе.
Встречи автора с героями на страницах романа придают особый характер рассказу. Мы чувствуем живую заинтересованность автора судьбой действующих лиц романа и интерес этот передается нам.
В самом тоне повествования автор также постоянно проявляет себя, свое одобрение или осуждение, свою печаль или восхищение тем, о чем он пишет. Можно отметить любовное отношение Пушкина к Татьяне, иронически-добродушное отношение к Ленскому, живой интерес, сочувствие и в то же время осуждение в рассказе об Онегине.
В каждом эпизоде, рассказанном нам, мы по самому тону повествования можем определить, что нравится, и что не нравится автору. Он «живо тронут» письмом Татьяны, сурово-осуждающе рассказывает о дуэли, с жалостью к Татьяне и с иронией к Онегину передает нам эпизод встречи в саду и т. д. Так авторская речь дает богатый материал
для выяснения многих сторон образа автора.
Но наиболее живо образ поэта возникает в многочисленных отступлениях. Всякое авторское отступление от сюжета, от рассказа о героях называется лирическим. Определение это есть общий литературный термин и относится к отступлениям самого разнообразного характера.
В «Евгении Онегине» мы встречаем большие и маленькие отступления автобиографического характера. Встречаются отступления литературно полемические. Они четко определяют литературную позицию автора: отношение к классицизму, сентиментализму и романтизму как к изжившим себя направлениям и последовательная защита реализма.
Для характеристики решительного утверждения автором реализма, обращения его к простой повседневной неприкрашенной действительности следует использовать три строфы из опубликованных Пушкиным «Отрывков из путешествия Онегина».
В ту пору мне казались нужны
Пустыни, волн края жемчужны,
И моря шум, и груды скал,
И гордой девы идеал,
И далее:
Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор
Здесь и содержание, и сама лексика строф противопоставляет романтическому методу метод реалистический. В романе мы встречаем лирические отступления на философские
и морально-этические темы. Такова, например, строфа, где выражена глубокая мысль о закономерной смене поколений в ходе жизни, строфа, заканчивающаяся строками:
Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!
В отступлениях о Москве и о Петровском замке ставится историческая тема, и они выражают глубокое патриотическое чувство поэта:
Многочисленные лирические отступления придают особый характер роману, расширяют границы жанра.
Таким образом, и в самом характере повествования, и в открытых высказываниях автора о героях, и в лирических отступлениях «личность поэта отразилась … с такой полнотою, светло и ясно, как ни в одном другом произведении Пушкина» (Белинский).
В результате образ поэта в романе предстает очень полно, с его взглядами, симпатиями и антипатиями, с его отношением к важнейшим вопросам жизни.
Автор — гуманист и патриот, стремящийся к сближению с народом, осуждающий установившийся политический и общественный строй, в частности — крепостнические отношения, паразитическую и пустую жизнь высших классов общества, глубоко верящий в победу добра и правды.
Поэзия для Пушкина — могучее средство воспитания людей, но для этого она должна быть поэзией «жизни действительной», и он выступает в романе последовательным пропагандистом реалистического метода изображения действительности.
Говоря об отражении образа позта в романе, надо иметь в виду, что самый этот образ претерпевает от начала к концу романа заметную эволюцию.
Ведь роман писался на протяжении почти 8 лет, эти годы были годами быстрого развития личности Пушкина.
Не только факты личной биографии, но и вся жизнь страны, исторические события (и прежде всего 14 декабря 1825 г.) накладывают свой отпечаток на облик поэта.
Автор в первой главе не таков, как в последних главах. Роман изображает жизнь героев в 10-20-е годы, до восстания декабристов.
Но в то же время грустный тон последних глав, ряд деталей и мотивов несомненно является, в какой-то мере, отражением настроений и мыслей времени уже после поражения дворянских революционеров.
Источник: https://info-shkola.ru/obraz-avtora-v-poeme-evgenij-onegin/
Образ автора в романе «Евгений онегин»
Сочинения по литературе: Образ автора в романе «Евгений онегин» Пушкин, закончив работу над основными главами “Евгения Онегина”, бил в ладоши и кричал, хваля самого себя: “Аи да Пушкин!..” Поэт, которого даже холодный Николай II признал “одним из самых умнейших мужей России”, понял, что создал шедевр.
Роман “Евгений Онегин” — легкий, изящный, искрящийся своей многогранностью и бездонной глубиной содержания. Этот “магический кристалл”, отразивший в себе всю поэтическую и горькую русскую действительность “золотого века”, — до сих пор не имеет себе равных не только в русской, но и во всей мировой литературе.
Пушкин работал над романом не один год, это было самое любимое его произведение.
Ведь автору “Онегина” пришлось пережить и изгнание, и одиночество, и потерю друзей, и горечь гибели лучших людей России. Наверное, поэтому роман был так дорог Пушкину. И не случайно создается впечатление, что главный герой романа все же не Онегин, а сам Пушкин.
Он присутствует везде: и на балу, и в театре — иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гостиных мелкопоместных дворян, и в саду у скамейки, на которой так и осталась сидеть Татьяна после отповеди, данной ей любимым человеком…
Героев романа окружают друзья Пушкина: то пронесется Чаадаев, то сверкнет очками Вяземский, то послышится шум моря у ног молоденькой Машеньки Раевской — будущей княгини Волконской, то в неопубликованной десятой главе мрачной угрозой мелькнет тень Якушкина…
И везде из-за спин видна улыбка самого Александра Пушкина. Роман был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
Образ автора создают лирические отступления, их в романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых. Кто же главный герой романа “Евгений Онегин”? Многие считают, что главный герой романа — это все-таки сам Пушкин.
Если прочесть роман повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине.
Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу же сказал о Евгении, что это “добрый мой приятель”.
Пушкин о себе и об Онегине пишет: Страстей игру мы знали оба: Томила жизнь обоих нас; В обоих сердцах жар угас… Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной.
Пушкину нравится “резкий, охлажденный” ум Онегина, его недовольство собой и злость мрачных эпиграмм. Когда Пушкин пишет о том, что Онегин “родился на брегах Невы”, говорит о воспитании Онегина, о том, что он знал и умел, то невольно представляется сам Пушкин.
Автор и его герой — это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, “жил долгами…
” Обобщая, Пушкин пишет: “Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так вос-питаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть”. Поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина.
Об Онегине он пишет, что “не мог он ямба от хорея, как мы ни Бились, отличить”. Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьезно, называя ее “высокой страстью”. Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин пишет: “Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок”.
По-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театр — волшебный край, о котором он мечтает в ссылке. Онегин же “входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам”, а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом “отворотился и зевнул”.
Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину. Для Онегина любовь — это “наука страсти нежной”, у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь.
Мир Онегина и Пушкина — это мир светских обедов, роскошных забав, гостиных, балов, это мир высокопоставленных особ, это мир высшего общества, в который попасть далеко не просто. Читая роман, мы постепенно понимаем отношение Пушкина к светскому обществу и дворянскому классу, к которому он сам принадлежит по рождению.
Петербургский высший свет он подвергает резкой критике за фальшь, неестественность, отсутствие серьезных интересов. С насмешкой относится автор к поместному и московскому дворянству.
Он пишет: Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд, На жизнь смотреть как на обряд, И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей… Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину.
Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы — его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем ему свобода? Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин.
Онегину ничего не надо, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину этого не дано, потому что он ясно видит, что “и в деревне скука та же”.
Пушкин сочувствует Татьяне, которая живет среди “дикого барства” в деревне, а затем в высшем обществе Петербурга, о котором она говорит, что это “ветошь маскарада”, и не просто сочувствует, он пишет: “Я так люблю Татьяну милую мою”. Из-за нее он вступает в спор с общественным мнением.
В одном из лирических отступлений автор раскрывает перед нами свой идеал женщины, которая “от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным”. Пушкин признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может им начитаться.
Многие строки романа раскрывают перед нами биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров, события литературной борьбы, отражение настроений общественных групп и литературных группировок. Многие лирические отступления поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого века.
Из этих строк мы узнаем, что поэт был горячим театралом.
Он пишет о театре: “Там, под сению кулис, младые дни мои неслись”. Размышляя о смысле человеческого существования, о значении молодости в жизни каждого человека, Пушкин с горечью говорит: Но грустно думать, Что напрасно была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она.
Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем. Какими бы разными ни были Пушкин и Онегин, они из одного лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны.
Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты Ленскому и изобразил себя в нем.
Но в лирических отступлениях Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о нем: “Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат”.
Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою. “Евгений Онегин” — первый реалистический русский роман. В нем изображено светское общество с его мыслями, действиями, законами.
И хотя Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна — вымышленные герои, они предстают пред нами как живые.
Пушкин сделал своих героев, их характеры типичными для той эпохи, и именно эта типичность позволяет нам воспринимать их как настоящих, когда-то существовавших людей. Кроме того, Пушкин вводит своих героев в круг реальных людей.
Так, Татьяна на балу встречается с Вяземским, а среди друзей Онегина — Чаадаев, Каверин и сам Пушкин. Пушкин выступает рядом с героями не только как рассказчик, но как действующее лицо романа. Он — друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге.
Он любит Татьяну, “свято бережет” ее письмо к Онегину. У него на случай сохранились стихи Ленского.
Рассказывая о своих друзьях и знакомых, Пушкин не равнодушно, спокойно созерцает события их жизни, а принимает живейшее участие в их судьбе, понимает их, откликается на их переживания с любовью, участием, иногда иронизирует, подшучивает над ними, а то и строго осуждает их поступки. Так, например, Пушкину не нравится, что Онегин принял.
вызов Ленского: Он мог бы чувства обнаружить, А не щетиниться, как зверь; Он должен был обезоружить Младое сердце… Онегин — друг Пушкина, которому “нравились его черты”. Но Онегин и Пушкин — не одно и то же. До Пушкина поэты и писатели наделяли своих героев собственными качествами, они показывали собственный внутренний мир, только под чужой маской.
Пример этому — творчество Байрона. Но “всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”, — писал Пушкин. Действительно, Онегин и Пушкин — совершенно разные люди. Онегин разочарован в жизни: …
Источник: https://historylib.net/obraz-avtora-v-romane-evgenij-onegin/
Образ автора в романе “Евгений Онегин”: краткое сочинение :
А. С. Пушкин создал один из шедевров русской литературы – роман в стихах “Евгений Онегин”. И даже спустя столетия читатель продолжает так же переживать за добрую и наивную Татьяну Ларину, жалеет о пылком поэте Ленском и не может понять, как относиться к главному герою, – настолько многогранным получился персонаж.
Не менее интересным получился и образ автора в романе “Евгений Онегин”. В этом произведении поэт выступает не просто как сторонний наблюдатель, но и открыто выражает свое отношение к действующим лицам. Поэтому при прочтении романа читателю кажется, что автор ему как другу рассказывает эту красивую историю.
Ниже будет представлено краткое сочинение “Образ автора в романе “Евгений Онегин”.
Кратко о главном герое
Евгений Онегин – это не конкретный человек, а собирательный образ молодого поколения времен поэта. Пушкин описал человека, воспитанного в светской среде, перенявшего черты общества, на фоне обыденной жизни. Читатель сразу отмечает холодность, циничность, равнодушие ко всем проявлениям сентиментальных чувств у Онегина. И возникает вопрос: почему же он стал таким?
Поэт дает простой ответ: таким его сделало общество. Евгений Онегин предстает перед читателем как личность, для которой было важно общественное мнение. Так было и во времена поэта: мнение общества было важно для людей, которые постоянно посещали светские рауты. Александру Сергеевичу жаль поколение, которому важно не личное мнение, а только то, что скажут другие.
Но у читателей может возникнуть вопрос: “А не сам ли поэт раскрыл себя в герое?”. И это была одна из причин, почему образ автора в романе “Евгений Онегин” выступает как отдельный персонаж.
Отличия между поэтом и главным героем
Образ автора в романе “Евгений Онегин” противопоставляется образу главного действующего лица. Пушкин хотел показать читателю, что, несмотря на то что он жил и воспитывался в светском обществе, его взгляды на жизнь и ценности отличаются от представлений главного героя. Согласно произведению, автор и Евгений Онегин – друзья, но их разделяет огромная пропасть из-за несхожести взглядов.
Александр Сергеевич был активным, жизнелюбивым, эмоциональным человеком, поэтому он не понимает, как Онегин может оставаться холодным, равнодушным, апатичным.
У молодых людей было и различное отношение к искусству: если автор восхищался им, считал чем-то волшебным, то для Евгения это был лишь способ провести время.
Но у образа автора в романе “Евгений Онегин” имеются и общие черты с его другом.
Сходства рассказчика и центрального персонажа
В сочинении “Образ автора в романе “Евгений Онегин” следует отметить, что есть черты, присущие поэту и герою его произведения. Так, Пушкин не отрицает, что ему как и его другу, наскучили светские развлечения, что он так же охладел ко всему.
В начале романа автор отмечает, что они познакомились с Онегиным еще в юные годы и сошлись благодаря схожести характеров. Но потом друзья надолго прекратили общение. И, видимо, в этот период, поэт переосмыслил жизненные ценности, что позволило ему не стать апатичным и равнодушным ко всем радостям жизни, как Онегину.
Но Пушкин не критикует своего героя, потому что понимает, что это жизнь в светском обществе сделала его таким.
И не стоит забывать, что данное произведение – не история о жизни конкретного человека, а рассказ о целом молодом поколении.
И, возможно, поэт не относится к нему слишком критично потому, что верит в силу молодости, в ее энергичность. В то, что она сможет победить предрассудки, навязанные светским обществом.
Отношение к Ленскому
В написании сочинения «Пушкин “Евгений Онегин”: образ автора в романе» следует уделить внимание и другим важным героям истории. Одним из таких персонажей был Ленский – молодой поэт, поклонник романтизма, с возвышенной душой. И, как ни странно, именно он стал лучшим другом Онегина, несмотря на противоположность характеров.
Евгений относился к нему покровительственно, снисходительно: ведь Владимир Ленский немного напоминал Онегина в то время, когда жизнь ему еще не наскучила. Пушкину же нравится молодой поэт, потому что он – человек искусства (хотя увлечение романтизмом к тому времени у Александра Сергеевича прошло) и любит жизнь, воспринимает все тонко и может чувствовать.
Поэтому автору жаль было Ленского, когда Онегин из-за своего эгоизма ранил чувства молодого человека.
Но тогда почему поэт решил так трагически закончить историю Владимира? Этот эпизод показал, что хоть Евгений и ценил друга, понимал, что поступил неправильно, тем не менее, он принял вызов на дуэль.
Из-за того, что боялся, что общество будет презирать его. Получается, что мнение людей было для него важнее дружбы.
И здесь Пушкин показывает, что он не согласен с такой позицией. Поэт отвергает навязанные устои дворянского общества, которые часто бывают бессмысленными и жестокими. Дружба и любовь важнее всех предрассудков.
И с горечью он понимает, что как бы Евгений не говорил о своей независимости от общества, он еще не готов полностью отказаться от него.
Александру Сергеевичу больно осознавать, что не проснулся еще дух борцов за справедливость и независимость от светского общества у молодого поколения.
Отношение к Татьяне
Образ автора в романе “Евгений Онегин” в кратком изложении будет неполным, если не рассмотреть то, как относятся поэт и его друг к главной героине – Татьяне Лариной. У Пушкина она была самым любимым женским персонажем.
Именно в ней он видел идеал женщины – не за счет красивой внешности, а благодаря духовной красоте. Ему казались прелестными ее простота, доверчивость, доброта. Пушкин сделал Татьяну и смелой – ведь в то время было неприлично девушке первой признаваться в любви.
Поэтому поэт переживал за свою героиню на протяжении всего романа.
А Онегин не увидел в Татьяне ничего интересного – он не смог разглядеть всю ту внутреннюю красоту, какой она обладала. И не смог оценить ее поступок, ответив на ее признание отеческой проповедью.
И лишь потом он осознает, что в ней было все то, что смогло бы сделать его счастливым. И даже в конце романа, когда Евгений признается, что любит ее, Татьяна показывает свою духовную силу: она вышла замуж и будет всегда верна мужу.
Пушкин на примере своей любимой героини показывает, что именно благодаря таким женщинам у общества есть надежда стать лучше.
Рассказчик как герой произведения
Автор в романе “Евгений Онегин” является лирическим героем. Потому что не просто рассказывает о жизни своего друга, он высказывает свое отношение к его поступкам, людям. Но при этом он так же делится своими размышлениями на различные вопросы философского характера.
Авторские отступления создают у читателя ощущения доверительной беседы, в которой автор, рассказывая историю, вспоминает о своей жизни, делится своими переживаниями. И такое введение автора как лирического героя делает этот роман особенным.
Виды лирических отступлений
Раскрытие образа автора в романе “Евгений Онегин” происходит благодаря отвлеченным размышлениям и воспоминаниям поэта. В произведении достаточно много различных авторских отступлений:
- воспоминания поэта о своей жизни;
- рассуждения об искусстве (особенно о литературе);
- размышления философской направленности;
- об общественной жизни и социальных проблемах;
- путешествии;
- темы дружбы и любви.
Благодаря им образ поэта воспринимается читателем как образ друга, который ведет с ним диалог. Поэтому история Онегина и Татьяны так близко воспринимается читателями.
Особенность стиля повествования
Автор в романе выступает не только в качестве персонажа, но и как рассказчик. Поэт выстроил свое произведение так, что возникает ощущение, будто он на глазах читателя создает свой роман.
Все его рассуждения, которые не касаются сюжета произведения, кажутся органичными и придают его творению эту особую душевность.
О героях романа он говорит как о своих старых знакомых, и читателю кажется, что и правда существовали и Онегин, и Татьяна, и Ленский.
Для Александра Сергеевича “Евгений Онегин” – это особенное произведение, поэт и сам понимал, что создал нечто удивительное. Поэтому даже спустя столетия люди, читая роман, продолжают сопереживать героям. “Евгений Онегин” – одно из великих произведений русской литературы.
Источник: https://www.syl.ru/article/351653/obraz-avtora-v-romane-evgeniy-onegin-kratkoe-sochinenie
Образ автора в романе «евгений онегин»
ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ. Роман «Евгений Онегин» до сих пор не имеет себе равных не только в русской, но и во всей мировой литературе. Это действительно «магический кристалл», отразивший в себе всю поэтичную и горькую русскую действительность золотого века.
Пушкин работал над романом не один год. Автору «Онегина» пришлось пережить и изгнание, и одиночество, и потерю друзей, и горечь гибели лучших людей России. И в романе отразилась вся жизнь автора, поэтому создается впечатление, что главный герой произведения все же не.Онегин, а сам Пушкин.
Он присутствует везде: и на балу, и в театре — иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гостиных мелкопоместных дворян. Героев романа окружают друзья Пушкина: Чаадаев, Вяземский, Якушкин.
Роман был для поэта, по его словам, плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
С образом автора в романе связаны лирические отступления. Их в романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и об Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сказал о Евгении «добрый мой приятель». Автор о себе и об Онегине пишет:
Страстей игру мы знали оба,
Томила жизнь обоих нас,
В обоих сердцах жар угас…
Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать светскую жизнь, вспоминает юность, светлую и беспечную. Пушкину близок «резкий, охлажденный» ум Онегина, его недовольство собой.
Автор и его герой — это люди одного поколения, у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, «жил долгами».
Обобщая, поэт пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, но воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть».
Но автор отмечает и свое отличие от Онегина. Об Онегине он пишет, что «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьезно, называя ее «высокой страстью». Евгений не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться красотой природы.
Пушкин пишет: «Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок». По-разному воспринимают поэт и его герой, например, театр. Для Пушкина петербургский театр — волшебный край, о котором он мечтает в ссылке.
Онегин же «входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам», а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом «отворотился и зевнул».
Мир Онегина и Пушкина — это мир светских обедов, роскошных забав, гостиных, балов. Пушкин не приемлет фальшь, неестественность, пустоту светской жизни. С иронией относится автор к поместному и московскому дворянству:
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
На жизнь смотреть как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей…
Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы — его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем ему свобода? Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить полной жизнью.
Многие строки романа раскрывают перед нами жизнь автора, начало его творческого пути, события литературной борьбы, настроения обществам литературных кругов. Многие лирические отступления поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого века. Размышляя о смысле человеческого существования, о молодости в жизни каждого человека, Пушкин с горечью говорит:
Но грустно думать,
Что напрасно была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она.
Многие друзья Пушкина считали, что он изобразил себя в Ленском. Но в лирических отступлениях Пушкин ироничен по отношению к Ленскому. Он пишет о нем: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат». Онегина же Пушкин видел декабристом, и в этом высоком предназначении отразились симпатии автора к своему герою.
Источник: https://www.prepodka.net/obraz-avtora-v-romane-evgenij-onegin/
Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
статьи
школьная программа
Образ автора в романе «Евгений Онегин» достаточно полно раскрывается в лирических отступлениях, коих в произведении довольно много. Так, уже на первой странице мы узнаем, что писатель – петербуржец,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы,
Или блистали, мой читатель,
Там некогда гулял и я, –
а в последней строке этой же строфы мы видим: «Но вреден север для меня», – ясно ощущается намек на южную ссылку.
Но если в начале романа Пушкин едва ли не отождествляет себя с Онегиным, то позднее он заявляет:
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.
Исходя из этого, мы понимаем, что автор – это не какое-то абстрактное существо с раз и навсегда выверенными симпатиями и пристрастиями, а вполне реальный человек, ничем не отличающийся от своих читателей.
Он точно так же сопереживает судьбам своих героев, точно так же отдает предпочтение то одному персонажу, то другому.
Но, в отличие от читателей, он не забывает, что роман «Евгений Онегин» – всего лишь его фантазия.
Автор здесь является посредником между реальным миром и вымышленным. Он как бы напоминает читателю, что, помимо выдуманного мира, где живут Онегин и Татьяна, Ленский и Ольга, существует еще и реальный мир со всеми его проблемами.
Кроме образа самого писателя, в лирических отступлениях показывается и его отношение к главным героям. Как уже было сказано, чем ближе к концу романа, тем старательнее Пушкин открещивается от Онегина, каким он предстал перед нами в начале произведения.
Постепенно понимая, что главный герой – отнюдь не идеал человека, Пушкин вместе с тем осознает, что ему все ближе, милее характер Татьяны Лариной. И это тоже произошло неспроста. «Евгений Онегин» был написан не в один прием. На его создание у автора ушло 7 лет.
Начал он его еще неоперившимся юнцом, который стоял на распутье: поддаться хандре или податься в декабристы, а заканчивает человеком, за плечами у которого целая жизнь. Она была всякой: легкой, трудной, а где-то – откровенно тяжелой, но она не прошла бесследно.
Именно благодаря этому опыту он, когда-то чуть ли не боготворивший Онегина, в конце концов понимает, что Евгения нельзя считать образцом для подражания.
Именно благодаря тому, что жизнь Пушкина не стояла на месте, его образ в романе постоянно меняется, как меняется его отношение к героям.
Таким образом, с течением жизни личность автора все время менялась, развивалась, что очень четко прослеживается на протяжении всего романа.
Статья предоставлена Назаровой Анастасией.
Советую посмотреть:
Образ Митрофанушки в комедии Фонвизина «Недоросль»
Образ Захара из романа Гончарова «Обломов»
Советую почитать другие отзывы и статьи:
Источник: https://chitatelnica.ru/stati/pushkin-evgenij-onegin-obraz-avtora.html
Образ автора в романе Евгений Онегин
Создавая роман “Евгений Онегин”, эту “энциклопедию русской жизни”, Пушкин дал картину всех слоев русского общества. Но описывая все это Пушкин раскрывал и себя, свое отношение ко всему описываемому.
А кроме того, образ автора в романе дорисовывают лирические отступления, в которых автор напрямую беседует с читателем. В романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых лирических отступлений.
Кто же главный герой романа “Евгений Онегин”? Многие считают, что главный герой романа – это все-таки сам Пушкин.
Если прочесть роман повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и об Евгении Онегине.
Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу сказал об Евгении, что это “добрый мой приятель”. Пушкин о себе и об Онегине пишет:
Страстей игру мы знали оба,
Томила жизнь обоих нас,
В обоих сердца жар угас…
Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной. Пушкину нравится “резкий, охлажденный ум” Онегина, его недовольство собой и злость мрачных эпиграмм.
Когда Пушкин пишет о том, что Онегин родился на брегах Невы, говорит о воспитании Онегина, о том, что он знал и умел, то невольно все время представляется сам автор.
Автор и его герой – это люди одного поколения и примерно одного круга, оттого у них много общего: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, “жил долгами…”
Обобщая, Пушкин пишет: “Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь, но воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть”. Поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина. Так “не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”.
Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьезно, называя ее “высокой страстью”. Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Для Пушкина “деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок.
” По-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Поэт был горячим театралом. Он пишет о театре: “Там, под сению кулис, младые дни мои неслись”. Для Пушкина – петербургский театр – это волшебный край, о котором он мечтает в ссылке.
Онегин же “входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам”, а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом “отворотился и зевнул”.
Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину. Для Онегина любовь – это “наука страсти нежной”, у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь.
Мир Онегина и Пушкина – это мир светских обедов, роскошных забав, гостиных, балов, это мир высокопоставленных особ, это мир высшего общества, в который попасть далеко не просто. Читая роман, мы постепенно понимаем отношение Пушкина к светскому обществу и дворянскому классу, к которому он сам принадлежит по рождению.
Петербургский высший свет он подвергает резкой критике за фальшь, неестественность, отсутствие серьезных интересов. С насмешкой относится автор к поместному и московскому дворянству. Он пишет:
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
На жизнь смотреть как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей…
Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости.
У Пушкина все это есть, но нет свободы – его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе.
Онегин свободен, но зачем ему свобода? Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия.
Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину все равно, потому что он ясно видит, что “и в деревне скука та же”. Пушкин сочувствует Татьяне, которая живет среди “дикого барства” в деревне, а затем в высшем обществе Петербурга, о котором она говорит, что это “ветошь маскарада”.
Автор не просто сочувствует Татьяне, он пишет: “Я так люблю Татьяну милую мою”. Из-за нее он вступает в спор с общественным мнением. В одном из лирических отступлений автор раскрывает перед нами свой идеал женщины, которая “от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным”.
Пушкин признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может им начитаться.
Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты и изобразил себя в образе Ленского. Но в лирических отступлениях Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому:
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился
В деревне, счастлив и богат,
Носил бы стеганый халат.
Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.
Многие строки романа раскрывают перед нами биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров, события литературной борьбы, отражение настроений общественных групп и литературных группировок.
Многие лирические отступления поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого века.
Размышляя о смысле человеческого существования, о значении молодости в жизни каждого человека, Пушкин с горечью говорит:
Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она.
Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем. Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, но они из одного лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, неравнодушным к судьбе своей страны.
Источник: https://schoolessay.ru/obraz-avtora-v-romane-evgenij-onegin/