Акакий акакиевич башмачкин в повести “шинель”: история жизни, биография, судьба, анализ героя

Сочинение на тему: “Образ Акакия Башмачкина” по произведению Н. Гоголя “Шинель”

Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести Николая Гоголя под названием “Шинель”.

Все образы этой повести по-своему интересны, но вот это главное действующее лицо наиболее интересно, потому что оно имеет много черт, которые никто не любит даже в реальной жизни, не говоря уже о других персонажей этой повести.

Именно поэтому характеристику этого образа давать настолько интересно, делая при этом собственный анализ этого героя.

Акакий Башмачкин работает чиновником в одном из многочисленных департаментов местной администрации. При этом работа у этого человека самая простая – он просто переписывает документы, то есть выполняет ту функцию, с которой в современной жизни может справиться обычный ксерокс.

Обратите внимание

При этом, когда Акакия Башмачкина просят сделать что-то, что требует большего участия и собственных мыслей, он немедленно начинает волноваться и переживать, что у него не получится. Все это потому, что он привык во всем слушаться начальства, сам он практически ни на что не способен, даже на простейшие задачи, которые требуют его участия.

Конечно, все вокруг понимали, что представляет собой Акакий Башмачкин, а потому уверенно глумились над ним, издевались и постоянно шутили.

Но даже в жизни такого жалкого человека был определенный смысл. Смысл жизни Акакия Башмачкина был в покупке шинели, которая ему очень нравилась. Этот человек по какой-то непонятной причине постоянно чувствовал холод, а потому был уверен, что, купив шинель, он сможет справиться с этим холодом.

Он долго копил на нее, экономил на всем, даже на самом необходимом, чтобы в конечном итоге иметь возможность обеспечить себе покупку шинели. В конце концов, купить такой желанный предмет одежды ему удалось. Но радоваться такому дорогому приобретению Акакию Башмачкину пришлось недолго.

В первую же ночь после покупки Акакий Башмачкин лишился своего дорогого предмета одежды – из него его просто сняли грабители. Чиновник попытался восстановить порядок и вернуть себе дорогую вещь, но его никто не слушал, потому что просто не воспринимал всерьез.

В конечном итоге, Акакий Башмачкин не смог пережить своей тяжелой судьбе, окончательно разочаровался в жизни и покончил жизнь самоубийством.

Думается, что Николай Гоголь хотел показать всем читателям, что такие люди, которые выглядят скованными, нервными и с внутренним дискомфортом – это тоже люди, и они не плохие.

Акакий Башмачкин не был плохим человеком, он никому не сделал зла, тем не менее, все над ним издевались, смеялись.

Важно

Нужно относиться к таким людям более терпеливо и спокойно, ведь у них есть сердце, эмоции и они могут завершить жизнь суицидом.

Сочинение на тему: “Образ Акакия Башмачкина” по произведению Н. Гоголя “Шинель”

Источник: https://home-task.com/sochinenie-na-temu-obraz-akakiya-bashmachkina-po-proizvedeniyu-n-gogolya-shinel/

Описание образа Башмачкина в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Сочинения › Гоголь Н.В. › Шинель

Готовые Домашние Задания

Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» развивается как важная проблема общественной жизни. Главный герой произведения, Акакий Акакиевич Башмачкин, олицетворяет собой всех угнетенных, обездоленных, обреченных на нечеловеческое существование.

С самого начала в повесть вводится тема предопределения судьбы. Оказывается, что уже с рождения над героем довлеет рок, фатум, судьба.

Незавидная участь выпала на долю Акакия Акакиевича уже тогда, когда ему выбирали имя: «Ну, уж я вижу, – сказала старуха, – что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его».

Любопытно, что в этом эпизоде автор иронизирует: «Мы привели потому это, чтобы читатель мог сам видеть, что это случилось совершенно по необходимости и другого имени дать было никак невозможно».

Духовная жизнь повзрослевшего героя обеднена, мысли и чувства его сконцентрированы вокруг должностных обязанностей. Акакий Акакиевич служит мелким писарем в какой-то канцелярии. Он получает ничтожное жалованье, которого едва хватает на пропитание героя. Вся жизнь Башмачкина заключена в переписыванье бумаг. Кроме этого, он ничего не замечает в жизни.

Страшно то, что в своем существовании герой не видит ничего аморального. Он считает естественными те условия, в которых живет. «Предопределенность» судьбы Башмачкина постепенно раскрывается в повести как суровая зависимость его от общих условий жизни.

Мир Акакия Акакиевича ограничен, ничем не окрашен, он неизменен. Герой обречен быть вечным титулярным советником и довольствоваться самым скромным, незаметным местом в обществе. В жизни ему отведена незначительная, ничтожная роль.

Совет

На мой взгляд, образ Башмачкина соотносится с такими понятиями, как «прозябание» и «духовное вырождение».

Постоянная зависимость от чего-то или кого-то, слепое подчинение начальству, механическое исполнение указаний «притупили» в этом человеке умение размышлять над смыслом жизни и содержанием работы.

Его работа, как и его жизнь статична, лишена инициативности. Все в жизни Акакия Акакиевича сведено к механическим функциям переписчика канцелярских бумаг.

С горьким сочувствием мы смотрим на безропотного служащего, который живет и работает как автомат, копирующий департаментские документы.

Читая повесть, мы удивляемся, как многолетняя рутинная работа Акакия Акакиевича лишила его способности сколько-нибудь самостоятельно мыслить: «Один директор, будучи добрый человек и желая вознаградить его за долгую службу, приказал дать ему что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписыванье; именно из готового уже дела велено было ему сделать какое-то отношение в другое присутственное место; дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье. Это задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и, наконец, сказал: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Очевидно обеднение духовной жизни Башмачкина, ограниченной не самим департаментом, а теми обязанностями, которые он выполняет. Все его существование сведено к служебным функциям: «Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир… Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало».

Другого мира, другой жизни Башмачкин не знал. Больше того, он даже мысли не имел, что есть другая, настоящая, жизнь. Все, что есть у Башмачкина, – это постоянная борьба за существование. Непрестанный труд Акакия Акакиевича не может обеспечить ему даже сведенные к минимуму потребности.

Необходимость пошивки новой шинели для него – не просто будничная проблема, а событие огромной важности. Лишь очередное самоограничение, очередное урезание своих потребностей, и без того урезанных, может помочь этому герою найти выход.

Обратите внимание

Акакий Акакиевич отдает отчет своим жертвам. Поэтому так велика его радость при достижении цели: «Самый торжественнейший в жизни Акакия Акакиевича» был день, «когда Петрович принес, наконец, шинель».

Башмачкин принадлежит к той категории людей, которые в сословном обществе полностью лишены всякой защиты. Там, где господствует поклонение сильным и богатым, Башмачкин не существует как личность.

Среди людей, с которыми он связан по долгу службы, Акакий Акакиевич встречает отношение либо холодно-равнодушное, либо насмешливо-оскорбительное: «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения…», «Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически… Молодые чиновники подсмеивались над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия…»

Новая шинель привела к преображению личности героя. Он как будто ожил, стал замечать окружающих его людей, внешний мир. Но недолго длилось это возрождение Акакия Акакиевича. Он и дня не проходил в своей обновке. На следующий же день вечером ее украли. Это было страшнейшее потрясение для Башмачкина.

Он решился на невиданный для него поступок – бороться за свою шинель. Но чиновничья машина не дала ему никакого шанса. Башмачкин добрался даже до «значительного лица» и посмел ему перечить. «Значительное лицо» обвинило Башмачкина в вольномыслии.

После этого «Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять… он бы шлепнулся на пол; его вынесли почти без движения». В итоге Башмачкин заболел и умер.

Но на этом повесть не заканчивается. В Петербурге появился призрак в виде чиновника. Он искал пропавшую шинель и под этим предлогом сдирал шинели со всех прохожих, независимо от чина.

В этом ходячем мертвеце узнали Акакия Акакиевича.

В конце концов, от «рук» привидения пострадало и «значительное лицо», которое тоже лишилось своей шинели: «Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей, да еще и распек, – отдавай же теперь свою!»

Я считаю, что духовное вырождение Башмачкина не является фактом его индивидуальной биографии. Источник измельчения его личности в другом – в социальной униженности, в социальном бесправии «маленького человека». Судьба Башмачкина – это судьба многих обездоленных людей.

Сочинения по теме:

  • Образ «маленького человека» как отражение общественных процессов сочинение
  • Идея «маленького человека», пронизывающая произведения Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель») сочинение
  • Повесть Н.В. Гоголя «Шинель», ее значение в творчестве автора сочинение
  • Проблема «маленького человека», которую поднял и развил Н.В. Гоголь в своиз произведениях сочинение

Источник: http://1soch.ru/gogol-nv/shinel/opisanie-obraza-bashmachkina-v-povesti-n-v-gogolya-shinel

Акакий Акакиевич Башмачкин

Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести Николая Васильевича Гоголя Шинель .
Акакий Акакиевич – “маленький человек”, пожалуй, самый маленький во всей русской литературе, меньше не выдумаешь.

Акакий Акакиевич Башмачкин – «чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу и цветом лица что называется гемороидальным».

Во внешности героя нет ни одной яркой детали, он незаметен, в нем все «несколько», словно чего-то не хватает для полного портрета.

Акакию Акакиевичу Башмачкину – за 50 лет. Он – человек в возрасте:“…Акакию Акакиевичу забралось уже за пятьдесят лет…”

Башмачкин живет в бедном районе Петербурга. Он снимает комнату у старухи-хозяйки:“…Старуха, хозяйка квартиры его, услыша страшный стук в дверь, поспешно вскочила с постели…

И с именем ему не повезло, словно с самого момента крещения он был обречен на жалкое существование.В повести автор подробно объясняет, как Акакий Акакиевич получил свое имя и почему его так навали. Родители выбирали ему имя по календарю, согласно традиции:“…

Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Сессия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. «Нет, – подумала покойница, – имена-то всё такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий.

«Вот это наказание, – проговорила старуха, – какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий». Еще переворотили страницу – вышли: Павсикахий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу, – сказала старуха, – что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его.

Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий»…”

Читайте также:  Литературный язык а. с. пушкина: анализ особенностей

И в должности, которую он занимает, есть что-то унизительное, вторичное. Он не творец, а всего-навсего переписчик. Акакий Акакиевич служит в одном из департаментов в Петербурге. В каком именно – автор намеренно умалчивает. Получает 400 рублей жалования в год, а также “наградные” выплаты к праздникам (40-60 руб).

Важно

Так, он получает 60 рублей “наградных” и откладывает их на новую шинель.
Чтобы накопить на шинель, Акакий Акакиевич целый год живет в строгой экономии. Он отказывает себе в самом необходимом, он голодает по вечерам и т.д.:

“…

Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя по крайней мере в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате даже он совершенно приучился голодать по вечерам…”

Отношение сослуживцев и начальников к Акакию Акакиевичу – неуважительное и пренебрежительное:“…В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха…”

Изображая своего героя, Гоголь постоянно иронизирует над ним; герой не просто унижен, он жалок, ибо в своем униженном положении даже находит какое-то необъяснимое удовольствие.
«Вряд ли можно было найти человека, который так жил бы в своей должности… Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Этот «приятный мир» и есть внутренний мир героя, примитивный, предельно замкнутый. Его никогда нельзя встретить на вечерах или в театре, или просто прогуливающимся по улицам, или играющим в карты с товарищами. У него нет ни друзей, ни семьи, ни привязанностей. Из всех развлечений он оставил себе только одно – переписывание. Просто так. Для себя. Акакий Акакиевич отгораживается от реальности буквами, среди которых «у него были фавориты», и не замечает вмешательства внешнего мира, только лишь изредка просит не обижать его, но зато подобные просьбы его могут перевернуть взгляд на мир другого человека («…и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукой бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной образованной светскости…»). Так рядом с едкой иронией появляется глубокое авторское сочувствие, ибо, иронизируя над убожеством духовного мира своего героя, автор ни на минуту не забывает, что перед ним человек, получивший от природы равные с другими права.

Источник: https://www.livelib.ru/character/1501-akakij-akakievich-bashmachkin

Акакий Акакиевич Башмачкин в повести «Шинель» – Русская историческая библиотека

В повести Гоголя «Шинель» (см. её полный текст, краткое содержание и анализ) изображён мелкий, забитый и жалкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин (см. его описание в тексте произведения).

Он так принижен, так запуган, так обижен судьбой, что, кроме механического переписывания бумаг, ничего не умеет делать.

Говорит он больше местоимениями и междометиями, боится насмешливых сослуживцев и трепещет перед начальством.

Гоголь «Шинель». Аудиокнига

Он так смирен и безответен, что ему и в голову не приходит жаловаться на свою безотрадную жизнь или роптать на судьбу. Только изредка, когда молодые чиновники уж слишком издеваются над ним и мешают ему работать, он тихо произносит: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?»

«И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое, преклоняющее на жалость, что один молодой человек, который по примеру других позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде.

Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных светских людей.

И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысиной на лбу, с своими проникающими словами: “Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?” И в этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой!”»

Эта изумительные слова меняют все наше отношение к Акакию Акакиевичу. В этом смешном существе, в этом автомате для переписки бумаг мы вдруг видим скорбное человеческое лицо – и наш смех сменяется мучительной жалостью.

Совет

Основатель «натуральной школы» Гоголь открыл для русской литературы новую область: мир «маленьких людей», незаметных страдальцев, смиренных и кротких жертв социальной несправедливости, мир бедных, убогих, нищих духом, «униженных и оскорбленных».

И после романтических героев, гордых личностей, презирающих толпу, бунтующих против общества, загадочных, разочарованных и упоенных собственным величием, «маленькие люди» показались живыми и близкими.

Прозвенели слова Гоголя: «Я брат твой!» – и все последующие писатели, и Тургенев, и Достоевский, и Некрасов, и Толстой, горячо на них откликнулись. Русская литература прониклась состраданием к униженному и несчастному человеку, любовью к его страдающей душе, гуманным отношением к меньшим братьям.

Вся она стала бороться за достоинство человека и за улучшение его горькой участи на нашей земле. Гуманизм и филантропизм русской литературы идет от Гоголя, и в этом его великая заслуга.

Акакий Акакиевич убеждается, что его старая шинель никуда не годится, и начинает по грошам копить деньги на покупку новой. Он отказывает себе в пище, ходит на цыпочках, боясь износить сапоги, дома сидит в одном белье, чтобы сохранить платье. Он живет как аскет и подвижник, и только мечта о новой шинели поддерживает его среди лишений.

Наконец шинель приобретена. Товарищи приглашают его в гости, чтобы отпраздновать это радостное событие. Но на обратном пути домой воры снимают с Башмачкина шинель. Он бегает по канцеляриям, жалуясь на кражу, начальство его «распекает» и топает ногами. Акакий Акакиевич заболевает с горя и вскоре умирает.

Акакий Акакиевич в новой шинели. Иллюстрация Б. Кустодиева к повести Гоголя

Так несложна и печальна история бедного чиновника.

В каком душевном одиночестве, в какой заброшенности жил этот человек, если величайшим идеалом его, прекраснейшей мечтой могла сделаться теплая ватная шинель! А ведь, несмотря на всю свою неразвитость и забытость, он был способен и на силу воли, и на героическое самоотречение во имя своей мечты. Его ли вина, если данные ему Богом силы были истрачены даром, если цель его была столь низменна?

Не виноваты ли мы все, проходящие равнодушно мимо наших братьев, погруженные в холод и себялюбие?

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/5276-akakij-akakievich-bashmachkin-v-povesti-shinel

Жизнь Акакия Акакиевича Башмачкина | Инфошкола

В центре известной на весь мир повести Николая Гоголя под названием «Шинель» рассказ о жизни так называемого маленького человека — обычного чиновника из небольшого города с именем Акакий Башмачкин.

Жизнеописание человека как бы дает понять, что он отличается от всех, кто его окружает, причем отличие это чрезвычайно серьезное.

Не зря у многих из тех, кто прочитал эту повесть, создается уверенное убеждение, что Акакий Башмачкин является маленьким человеком во всех отношениях.

Обратите внимание

Чтобы понимать, почему данный главный герой является маленьким человеком и почему его история очень грустная, следует проанализировать сущность этого человека.

Акакий Башмачкин был человеком, который работал на простой работе и практически ни к чему в жизни не стремилась.

Так у него сложилось с самого раннего детства: мальчик привык во всем слушать старших, а когда пошел на работу стал слушать только начальника. Работа у него такая, которая не требует никакого собственного мышления.

Акакий работал в департаменте, где в его трудовые обязанности входило переписывание документов с одного листа на другой.

Естественно, с этой задачей он справился, но когда возникала необходимость заниматься чем-то другим, он впадал в панику, ведь других задач он боялся.

Все это позволяет сказать, что Акакий был действительно маленьким человеком, в жизни которого не было амбиций и стремлений к каким-то свершениям или достижениям.

Впрочем, сознание главного действующего лица этой повести Николая Гоголя допускала существование каких-то жизненных целей. Например, Акакий Акакиевич хотел приобрести себе шинель. Желание, на самом деле, обычное, но то, как он пытался дойти до цели, примечательно.

Главный герой экономил на всем, чем больше веселил коллег и окружающих, вызывая шутки и приколы с их стороны. Тем не менее, достичь своей цели удалось даже этому маленькому человеку.

Важно

К сожалению, долго носить шинель ему не пришлось, ведь в первую же ночь ее украли. Маленького человека никто не слышал, его проблемы все отказались решать.

После этого Акакий понял, что главное желание его жизни — носить шинель — так и не будет реализовано никогда. После этого он окончательно разочаровался в жизни и умер.

С самого начала повести становится четко понятно, насколько сложно жить такому маленькому человеку. И тогда, и сегодня современники относятся к таким людям жестоко, ими просто пренебрегают за их слабость. Стоит задуматься и изменить свое отношение к таким людям, ведь на самом деле они не сделали никому никакого зла.

Источник: https://info-shkola.ru/zhizn-akakiya-akakievicha-bashmachkina/

Акакий Башмачкин

Персонаж повести Николая Гоголя «Шинель». Бедный петербургский служащий в чине титулярного советника. Незначительный человек, объект постоянных насмешек со стороны молодых коллег. В конце концов из-за нищеты и невнимания умирает и становится призраком.

История создания

«Шинель» входит в цикл «Петербургские повести» Николая Гоголя. Впервые повесть опубликована в конце 1842 года в составе третьего тома гоголевского собрания сочинений. Толчком к созданию повести для Гоголя стал анекдот, ходивший среди канцелярских служащих, — о бедном чиновнике, который долго и трудно копил деньги, чтобы купить ружье, а затем потерял покупку.

Писатель Николай Гоголь

Известно, что в 1839 году Гоголь уже вел работу над некоей повестью, где речь шла о чиновнике, который крадет шинели. Сохранился отрывок из первой версии текста, на основании которого делают вывод, что изначально повесть была в большей мере юмористической, чем в окончательной, известной сейчас редакции.

Работа над повестью застопорилась, когда писатель уехал за границу. Полтора года Гоголь провел в Италии и Австрии и за это время возвращался к работе над текстом трижды, но так и не довел дело до конца.

Читайте также:  Образ и характеристика долохова в романе "война и мир": внешность и характер, описание в цитатах

Весной 1841 года писатель все-таки закончил работу под давлением издателя. В то же время Гоголь работал над иными по настроению и стилю текстами об Италии и, вероятно, этой работой был увлечен больше.

Николай Гоголь за работой

В первых версиях повести главный герой носил имя Акакий Тишкевич. Позже писатель заменил фамилию героя на Башмакевич.

Настроение текста тоже со временем менялось, из повести ушел комизм, зато появилось больше сентиментальности и патетики.

В то время тема «маленького человека», бедствующего чиновника была распространена, такого рода юмористических и сентиментальных повестей писалось и издавалось много, поэтому на повесть Гоголя не обратили внимания.

После первой публикации 1842 года текст больше не переиздавался. Однако позже влияние повести на писателей-реалистов конца XIX века было оценено по достоинству.

Гоголь критикует сложившуюся на тот момент общественную систему и социальную иерархию, когда личные качества человека значат для окружающих меньше, чем его класс в соответствии с табелем о рангах.

Западные критики усматривали в повести Гоголя много общего с мистическими новеллами Эрнста Теодора Гофмана.

Совет

Акакий Башмачкин

Писатель Владимир Набоков проводил параллели между «Шинелью» Гоголя и повестью Франца Кафки «Превращение».

Жалкий, смиренный и несчастный главный герой, ставший посмешищем для окружающих, в повести Гоголя вырывается из оболочки мелкого служащего и превращается в грозного призрака. Окружающие героя персонажи изображены гротескными и бесчеловечными.

«Шинель»

Акакий Башмачкин живет в Петербурге и служит в чине титулярного советника. Башмачкин — мелкий и незначительный человек, который любит рутинную работу, в особенности вручную переписывать бумаги.

Герой старательно выполняет служебные обязанности, но роль в департаменте играет незначительную. Башмачкин получает нищенскую зарплату и постоянно становится объектом насмешек для молодых служащих.

Акакий Башмачкин у портного

Доходы не дают герою даже обеспечить себя одеждой. Башмачкин носит старую шинель, которая однажды рвется окончательно. Герой относит шинель портному, но тот заявляет, что латать эти лохмотья бесполезно, шинель следует сшить новую.

Башмачкин пытается сэкономить и насобирать денег на пошив новой шинели. Герой перестает отдавать белье для стирки прачке и ходит дома в одном халате, чтобы одежда меньше изнашивалась, бросает пить по вечерам чай и освещать комнату свечами, голодает. Доходит до смешного — чтобы меньше изнашивались подметки, Башмачкин принимается ходить на цыпочках.

К празднику герою выдают премию, и та оказывается достаточной большой, чтобы можно было пойти и прикупить материал для будущей шинели. Мечта героя исполняется, и однажды утром гордый Башмачкин приходит в департамент в обновке.

Коллеги нахваливают новую шинель и поздравляют героя с покупкой, а вечерком приглашают зайти на именины к одному из служащих.

Вечный титулярный советник Акакий Башмачкин

Герой пребывает в прекрасном настроении, но поздно вечером, когда Башмачкин возвращается после именин домой, некие злоумышленники снимают с него шинель.

Квартирная хозяйка рекомендует несчастному Башмачкину обратиться в полицию. Герой отправляется туда на следующий день, но это ни к чему не приводит. Приходится идти на работу в департамент в старой рваной шинели.

Коллеги проникаются к Башмачкину жалостью и советуют не оставлять этого дела и обратиться за помощью к некоему влиятельному лицу. Однако господин, которого порекомендовали герою, только наорал на Башмачкина и ничем тому не помог.

Иллюстрация к повести “Шинель”

Прогулявшись по Петербургу в старой прохудившейся шинели в ветреную и морозную погоду, Башмачкин заболел. Да так и не оправился. Через пару дней герой умирает, а в городе появляется призрак. Выглядит этот призрак как грозный чиновник, который стаскивает с проходящих мимо граждан и шинели, и пальто, и шубы.

Обратите внимание

Призрак не ведал угомону некоторое время, а некоторые, знавшие Башмачкина при жизни, узнавали в страшном мертвеце героя. Однажды призрак случайно повстречался с тем влиятельным человеком, который отказался помочь Башмачкину при жизни, с криком отобрал у того шинель и после этого уже людям не показывался.

Посмертная биография героя на этом заканчивается.

Имя «Акакий» в переводе с греческого означает «кроткий, не делающий зла», и это соответствует характеру героя. Башмачкин — мужчина пятидесяти лет с непримечательной внешностью. Низенький и лысый, рыжеватый, с рябым морщинистым лицом, в старом поношенном мундире неопределенного цвета.

Совет

Акакий Башмачкин

У героя не было ни родичей, ни наследников, ни собственного жилья. Башмачкин снимал комнату у некой старухи в бедном районе города. У героя нет способностей или талантов, единственное достоинство Башмачкина — аккуратный почерк. Даже речь героя бессвязна и путана. По этой причине герой на вечные времена приставлен переписывать бумаги и карьеры не сделал.

Башмачкин проработал в департаменте всю жизнь и никаких иных интересов не имел.

Даже дома в свободное время герой занимался переписыванием, никогда не развлекался, не проводил время в компании и даже не выходил по вечерам на улицу.

Жалкий вид героя провоцировал на насмешки и хамство не только коллег, но и посторонних людей. При этом персонаж был доволен собственной жизнью и мало обращал внимания на то, что происходит вокруг.

Экранизации

Актер Андрей Костричкин

Первая экранизация «Шинели» вышла в СССР в 1926 году. В основу сценария этого черно-белого немого фильма легли две повести Гоголя — собственно «Шинель» и «Невский проспект». Роль Акакия Башмачкина сыграл актер Андрей Костричкин.

В 1952 году в Италии вышел фильм «Il Cappotto» («Шинель») режиссера Альберто Латтуада. Это вольная интерпретация гоголевской повести, где местом действия становится Северная Италия, а временем — 30-ые годы ХХ века. Роль главного героя исполняет актер Ренато Рашель.

Ренато Рашель в роли Акакия Башмачкина

Персонаж носит имя Кармине де Кармине и служит в муниципалитете, где получает крошечную зарплату. Герою нужно новое пальто, но на покупку нет денег. Немного подзаработав, герой заказывает-таки пальто и в обновке отправляется на праздник в честь Нового года.

По дороге домой герой подвергается нападению грабителей, которые отнимают у него пальто. Окружающие отказывают Кармине в помощи, и тот умирает от горя.

Следующая экранизация вышла в 1954 году в Великобритании под названием «Пробуждение». Это короткометражный фильм, где главную роль сыграл Бастер Китон, а сюжет повести значительно изменен. Режиссер включил в сценарий аллюзии на антиутопию «1984» Джорджа Оруэлла.

Ролан Быков в фильме “Шинель”

В 1959 году вышла еще одна советская экранизация с Роланом Быковым в главной роли.

Цитаты

«Ребенка окрестили; причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник».«Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью.

Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».«Впрочем, место его и теперь не почиталось значительным в сравнении с другими еще значительнейшими.

Но всегда найдется такой круг людей, для которых незначительное в глазах прочих есть уже значительное».

Фото

Источник: https://24smi.org/person/5473-akakii-bashmachkin.html

“Шинель”, какая характеристика Акакия Акакиевича?

Образ одинокого, униженного, недалекого чиновника, но при этом обладающего сердцем и чувствами, создал Гоголь в повести «Шинель» . В качестве обидчика выступает окружающее Акакия Акакиевича общество, бездушно насмехающееся над ним и поэтому кажущееся читателю духовно мизерным и жалким.

Гоголь характеризует Башмачкина как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. Автор так описывает внешность главного героя повести: “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек”.

В жизни Башмачкину отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы.

Важно

Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и, в конце концов, приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.

Духовная жизнь Башмачкина такая же ограниченная и односторонняя, как и внешняя. Герой не стремится к невиданной роскоши. Ему просто холодно, да и по чину он должен являться в департамент в шинели.

Мечта сшить шинель на вате становится для героя подобием великой и почти невыполнимой задачи.

В его системе мировых ценностей она имеет такое же значение, как стремление какого-нибудь “великого человека” добиться мирового господства.

Мысль о шинели наполняет смыслом существование Акакия Акакиевича. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую вещь, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай.

По улицам Башмачкин ходит очень осторожно, “почти на цыпочках”, чтобы “не истереть подметок” раньше времени, редко отдает прачке белье.

“Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели”, — пишет Гоголь.

Накапливание денег на приобретение новой шинели становится для Акакия Акакиевича целью всей жизни. Даже внешность его меняется: “Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность.. . Огонь порою показывается в глазах его… ”

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2521294-shinel-kakaja-harakteristika-akakija-akakievicha.html

Образ Башмачкина (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)

    Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» развивается как важная проблема общественной жизни. Главный герой произведения, Акакий Акакиевич Башмачкин, олицетворяет собой всех угнетенных, обездоленных, обреченных на нечеловеческое существование.

    С самого начала в повесть вводится тема предопределения судьбы. Оказывается, что уже с рождения над героем довлеет рок, фатум, судьба.

Незавидная участь выпала на долю Акакия Акакиевича уже тогда, когда ему выбирали имя: «Ну, уж я вижу, – сказала старуха, – что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его».

Любопытно, что в этом эпизоде автор иронизирует: «Мы привели потому это, чтобы читатель мог сам видеть, что это случилось совершенно по необходимости и другого имени дать было никак невозможно». 

    Духовная жизнь повзрослевшего героя обеднена, мысли и чувства его сконцентрированы вокруг должностных обязанностей. Акакий Акакиевич служит мелким писарем в какой-то канцелярии. Он получает ничтожное жалованье, которого едва хватает на пропитание героя. Вся жизнь Башмачкина заключена в переписыванье бумаг. Кроме этого, он ничего не замечает в жизни.

Совет

    Страшно то, что в своем существовании герой не видит ничего аморального. Он считает естественными те условия, в которых живет. «Предопределенность» судьбы Башмачкина постепенно раскрывается в повести как суровая зависимость его от общих условий жизни. 

Читайте также:  Образ и характеристика бирюка в рассказе "бирюк" тургенева
    Мир Акакия Акакиевича ограничен, ничем не окрашен, он неизменен. Герой обречен быть вечным титулярным советником и довольствоваться самым скромным, незаметным местом в обществе. В жизни ему отведена незначительная, ничтожная роль.

    На мой взгляд, образ Башмачкина соотносится с такими понятиями, как «прозябание» и «духовное вырождение».

Постоянная зависимость от чего-то или кого-то, слепое подчинение начальству, механическое исполнение указаний «притупили» в этом человеке умение размышлять над смыслом жизни и содержанием работы.

Его работа, как и его жизнь статична, лишена инициативности. Все в жизни Акакия Акакиевича сведено к механическим функциям переписчика канцелярских бумаг.

    С горьким сочувствием мы смотрим на безропотного служащего, который живет и работает как автомат, копирующий департаментские документы.

Читая повесть, мы удивляемся, как многолетняя рутинная работа Акакия Акакиевича лишила его способности сколько-нибудь самостоятельно мыслить: «Один директор, будучи добрый человек и желая вознаградить его за долгую службу, приказал дать ему что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписыванье; именно из готового уже дела велено было ему сделать какое-то отношение в другое присутственное место; дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье. Это задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и, наконец, сказал: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

    Очевидно обеднение духовной жизни Башмачкина, ограниченной не самим департаментом, а теми обязанностями, которые он выполняет. Все его существование сведено к служебным функциям: «Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир… Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало».

    Другого мира, другой жизни Башмачкин не знал. Больше того, он даже мысли не имел, что есть другая, настоящая, жизнь. Все, что есть у Башмачкина, – это постоянная борьба за существование. Непрестанный труд Акакия Акакиевича не может обеспечить ему даже сведенные к минимуму потребности. 

    Необходимость пошивки новой шинели для него – не просто будничная проблема, а событие огромной важности. Лишь очередное самоограничение, очередное урезание своих потребностей, и без того урезанных, может помочь этому герою найти выход. 
    Акакий Акакиевич отдает отчет своим жертвам. Поэтому так велика его радость при достижении цели: «Самый торжественнейший в жизни Акакия Акакиевича» был день, «когда Петрович принес, наконец, шинель».

Обратите внимание

    Башмачкин принадлежит к той категории людей, которые в сословном обществе полностью лишены всякой защиты. Там, где господствует поклонение сильным и богатым, Башмачкин не существует как личность.

Среди людей, с которыми он связан по долгу службы, Акакий Акакиевич встречает отношение либо холодно-равнодушное, либо насмешливо-оскорбительное: «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения…», «Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически… Молодые чиновники подсмеивались над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия…»

    Новая шинель привела к преображению личности героя. Он как будто ожил, стал замечать окружающих его людей, внешний мир. Но недолго длилось это возрождение Акакия Акакиевича. Он и дня не проходил в своей обновке. На следующий же день вечером ее украли. Это было страшнейшее потрясение для Башмачкина.

Он решился на невиданный для него поступок – бороться за свою шинель. Но чиновничья машина не дала ему никакого шанса. Башмачкин добрался даже до «значительного лица» и посмел ему перечить. «Значительное лицо» обвинило Башмачкина в вольномыслии.

После этого «Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять… он бы шлепнулся на пол; его вынесли почти без движения». В итоге Башмачкин заболел и умер.

    Но на этом повесть не заканчивается. В Петербурге появился призрак в виде чиновника. Он искал пропавшую шинель и под этим предлогом сдирал шинели со всех прохожих, независимо от чина.

В этом ходячем мертвеце узнали Акакия Акакиевича.

В конце концов, от «рук» привидения пострадало и «значительное лицо», которое тоже лишилось своей шинели: «Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей, да еще и распек, – отдавай же теперь свою!»

    Я считаю, что духовное вырождение Башмачкина не является фактом его индивидуальной биографии. Источник измельчения его личности в другом – в социальной униженности, в социальном бесправии «маленького человека». Судьба Башмачкина – это судьба многих обездоленных людей.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gogol-nikolaj-vasilevich/shinel/2239-obraz-bashmachkina-po-povesti-n-v-gogolya-shinel

Отношение Н.В.Гоголя к Акакию Акакиевичу Башмачкину

Духовно «стертой» личностью можно назвать Башмачкина, главного героя повести «Шинель», представленного писателем жертвой, не осознающей трагизма своего положения. Иронизируя над ним, Н.В. Гоголь явно выражает и сочувствие к «маленькому человеку», бесправному и униженному.

Жалким и беспомощным кажется невзрачный с виду, в свои пятьдесят с лишним лет не умеющий говорить «чиновник для письма». Акакий Акакиевич одинок, лишен всего необходимого, даже с именем ему не повезло. Ему не у кого попросить помощи, не на кого опереться.

Его необычную самозабвенную «любовь» к красивым буквам и ровным строчкам, будущей шинели можно объяснить отсутствием человеческой привязанности. Несчастье, обрушившееся на Башмачкина, вмиг разрушило все его «горемычное» существование.

Важно

Со стороны «значительного лица» это беззащитное пугливое существо подверглось бесчеловечному унижению.

Но каким бы малым ни представлялся жизненный статус главного героя, в отличие от бессердечных сослуживцев, унижаемый всеми чиновник обладает истинными человеческими достоинствами – душевной незлобивостью, детской кротостью характера.

Омерзительными и недостойными человека кажутся насмешки над этим жалким, не умеющим постоять за себя существом. «Зачем вы меня обижаете?» — лишь один безымянный молодой человек смог почувствовать в этих словах героя повести неслышную мольбу о милосердии.

Испытывает сострадание к нему и автор, правдиво показавший «всю некрасоту» человеческой души.

«Никогда не уныть духом…, а трудом…, твердостью и терпением переломить собственную судьбу», — к этому призывал в своих письмах и произведениях Гоголь еще до появления «Шинели». Не случайно поэтому человеческая трагедия Башмачкина разыгрывается писателем на комедийном фоне.

Ирония автора по отношению к главному герою чувствуется уже в начале повести. Гоголь замечает, что тот «уже совершенно готовым» появился на свет.

Великолепно владеющий каллиграфией, выполняющий с огромным удовольствием свою нехитрую работу Акакий Акакиевич не желает сделать даже малейшего усилия над собой, чтобы научиться чему-то новому.

Башмачкина совершенно не интересует жизнь вне его собственного, вымышленного мира букв и строчек. Указывая на это, автор сообщает, что никогда «не обратил он внимания на то, что происходит… на улице».

Страдания героя повести предопределены самим укладом его существования.

Он едва осознает себя в окружающей действительности до тех пор, пока внешний мир не заставил его вернуться к реальной жизни, надругался над ним.

Совет

Таким образом, не чувствующий себя личностью, видящий смысл собственной жизни исключительно в переписывании бумаг Акакий Акакиевич вызывает у Н.В. Гоголя не только сочувствие. Его обезличенность и жизненная пассивность заставляет писателя, имеющего иную жизненную позицию, подшучивать над ним.

И все-таки, какой бы незначительной и малопривлекательной ни казалась личность этого персонажа, автор видит в своем герое глубоко несчастного человека. Осуждая, жалеет его и призывает людей к милосердию.

Источник: http://bacenko.ru/gotovyie-sochineniya/otnoshenie-gogolya-akakiyu-bashmachkinu/

Сочинение «Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика образа»

В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы.

Еще Демокрит в свое время говорил, что «совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего».

Такое же впечатление производят обидчики мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина, героя повести Гоголя «Шинель», из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература. «Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!..

Они не понимают, не видят, не слушают меня…»Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ «маленького человека» в своем творчестве. Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления «Шинели» стал одним из центральных в литературе 40-х годов.

Тема открыла дорогу изображению «последователей» Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многие из них постарались увидеть в «маленьком человеке» своего «маленького» героя, «своего брата» с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.Что же такое «маленький человек»? В каком смысле «маленький»?

Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. «Маленький» этот человек еще и потому, что его духовный мир, его желания и мечты также до крайности мелкие и убогие.

Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих бытовых интересов. Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного.

В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов.

Обратите внимание

Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы.

Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям.

Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой.

Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. «Значительное лицо» так накричало на него, что бедняга потерял сознание.

Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.

Несмотря на «уникальность» созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел героя.

В этом обобщении образа «маленького человека» — гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде люди жестоки и равнодушны друг к другу.

Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии «маленького человека», уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе.

Важно

Писатель с состраданием показал несправедливость общества к «маленькому человеку» и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как кажется на первый взгляд, людей. «Между нами не может быть никаких тесных отношений.

Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству.»Воттак по пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-akakij-akakievich-bashmachkin-xarakteristika-obraza/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector