Павел петрович кирсанов в романе “отцы и дети”: биография и история жизни

История Павла Петровича Кирсанова

Павел Петрович Кирсанов в романе

Аркадий рассказывает историю
Кирсанова-старшего в ответ на резкие
высказывания Базарова с нескрываемым
сочувствием, словно желая и в своего
наставника вселить такое же отношение
к Павлу Петровичу. Следует отметить,
что, вопреки ожиданиям Аркадия и читателя,
реакция Базарова на услышанное была
весьма сдержанной.

«Кольцо с вырезанным на камне сфинксом»,
подаренное Павлом Петровичем княгине
Р, за которой он волочился по всей Европе,
является своеобразным символом, ведь
сфинкс – загадочное крылатое существо
из древнегреческой мифологии с туловищем
льва и головой и грудью женщины,
загадывавшее сложные загадки при входе
в рай и сбрасывавшее со скалы не решивших
эти загадки.

Видимо, княгиня Р была для
Павла Петровича неразгаданной тайной,
властно и необъяснимо притягивающей
его. Это по-настоящему тургеневское,
неподвластное разуму влечение.

Но многозначительна и развязка: княгиня
возвращает Кирсанову кольцо, на котором
теперь сфинкс перечёркнут.

Тем самым
предмет слепого обожания Павла Петровича
словно ставит крест на загадке, упрощая
жизненную ситуацию, снимая налёт
таинственности и превращая, казалось,
незаурядную романтическую историю
любви в незамысловатый фарс. «А никакой
тайны не было», – будто говорит герою
княгиня.

Очевидно, Павел Петрович
принимал желаемое за действительное,
и после этой истории он стал значительно
более сдержанным с женщинами, о чём
свидетельствует в дальнейшем его
отношение к Фенечке.

Исходное отношение Павла Петровича к Базарову

Эта неприязнь объясняется целым рядом
причин.

Во-первых, встречая гостя «по
одёжке», Павел Петрович, который как
аристократ уделяет много внимания
своему внешнему облику, чрезвычайно
раздражён небрежностью Базарова;
во-вторых, его сильно заботит возможное
влияние уездного лекаря на молодого
неоперившегося племянника; в-третьих,
интуиция предсказала Кирсанову-старшему
будущее соперничество с Базаровым
решительно по всем вопросам. Кроме того,
как выяснится для Базарова и для читателя
позже, важную роль в жизни братьев
Кирсановых играет Фенечка, и в Павле
Петровиче тяга к ней, постоянно
сопровождаемая соображениями благородства
и чести по отношению к младшему брату,
могла в момент приезда Базарова
дополниться неосознанными опасениями
за ещё одно потенциальное соперничество.
Дальнейший ход сюжета (эпизод с поцелуем
Базарова и Фенечки в беседке) показал
обоснованность подобных скрытых опасений
Кирсанова.

Базаров и его нигилизм

Биография Базарова нигде в романе цельно
не описана, а разбросана осколками по
всему роману не только потому, что герой
ещё молод. Вероятно, даже в этом есть
определённая авторская позиция.

Тургенев,
всё более уважающий Базарова на протяжении
повествования, тем не менее хочет
подчеркнуть, что сам тип Базаровых ещё
не сложился как исторический, у него
нет цельной истории, нет биографии, он
в какой-то степени преждевременен, лишён
исторической закономерности.

Не случайно
Базаров в романе столь одинок, рядом с
ним нет не только настоящих единомышленников,
но даже просто понимающих или сочувствующих.

Обратите внимание

Нигилизм Базарова – модное в то время
увлечение передовой разночинной
молодёжи, строящееся на беспощадном
отрицании всех общественных явлений и
всех идеалистических оснований
человеческой жизни, в число которых
нигилисты включали и любовь, и искусство,
и веру, во имя утверждения материалистического
подхода к действительности,
естественнонаучного знания как
единственного критерия истины.

Роман, дочитанный до конца, точнее
проясняет суть нигилизма Базарова. Это
и болезненная, крайняя реакция на
торжество спокойного и неподвижного
аристократизма Кирсановых, и своего
рода маскарадный костюм циничного
естествоиспытателя, скрывающий подлинное
лицо и подлинные чувства.

Называя себя
«самоломанным», Базаров признаётся не
в двуличии и не в двойственности, а в
характерном для любого аскета свойстве
– борьбе с собственной натурой.

Эта
мучительная, по существу, смертельная
борьба Базарова с собственной натурой
есть самое интересное в романе для
современного читателя.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3052648/page:16/

«ОТЦЫ И ДЕТИ» ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ

«ОТЦЫ И ДЕТИ» ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ

Павел Петрович качестве главного противника Базарову противопоставлен в романе Павел Петрович Кирсанов, человек с «щегольски-сухой» душой. Сын боевого генерала 1812 г., он окончил Пажеский корпус, и его ожидала блестящая военная карьера.

Неудачная любовь к женщине с «загадочным взглядом», княгине Р., перевернула всю его жизнь. Он вышел в отставку, скитался в чужих краях, потом вернулся в Россию, скучал, ничего не делая, и так прошло десять «бесцветных, бесплодных, быстрых лет».

Павел Петрович – аристократ, «грансиньор», настолько чуждый народу, что «и говорить-то с ним не умеет»; мужик, по словам Базарова, не признаёт в Павле Петровиче своего «соотечественника». Разговаривая с крестьянами, он «морщится и нюхает одеколон»; слугам и людям из народа он внушает страх.

Живя в деревне у брага, Павел Петрович сохранил всю строгую чопорность своих аристократических привычек. Поклонник английских аристократов, он «всю жизнь свою устроил на английский вкус»: читает только английские книги и газеты, одевается на английский манер, уехав за границу, «знается больше с англичанами».

Подчёркивая оторванность своего героя от народа, Тургенев вводит в его речь множество иностранных слов, которые, как замечает Базаров, «русскому человеку даром не нужны». Барское пренебрежение к языку народа проявляется у Павла Петровича и в употреблении таких словечек, как эфтим, зфто.

Базарова Павел Петрович возненавидел, как только тот приехал в Марьино. И эта ненависть сказывается з его суждениях о Базарове: лекаришка, шарлатан, волосатый, господин нигилист и т. д.

Павел Петрович умён, но в спорах с Базаровым он неизменно терпит поражения, его «ледяная вежливость» сменяется вызывающей резкостью и грубостью, ему изменяет хладнокровие, он испытывает «тайное раздражение». В конце концов в беседе с братом он вынужден сделать признание: «Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме

Важно

Нет, милый брат, полно нам ломаться и думать о свете… пора нам отложить в сторону всякую суету».

Павел Петрович – один из тех дворян, которые, по словам самого Тургенева, составляли «сливки» дворянского общества.

Писатель отмечает его «безукоризненную честность», «заступничество за крестьян», щедрость – и в то же время с тонкой иронией показывает несостоятельность барских «принсипов» своего героя. Особенно наглядно это чувствуется в сцене дуэли Павла Петровича с Базаровым.

«Дуэль,- писал Тургенев,- введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комически».

В конце романа, досказывая историю бесполезной жизни своего героя, Тургенев с некоторым сочувствием замечает: «Жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает».

Но как упрёк и осуждение Павлу Петровичу звучат насмешливые слова писателя: «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя».

Этот серебряный лапоть – вот и вся связь с родиной, какая осталась у «мертвеца» Павла Петровича Кирсанова.

Источник: http://Russkay-Literatura.ru/analiz-tvorchestva/54-turgenev-is-russkaya-literatura/261-lotczy-i-detir-pavel-petrovich.html

Павел Петрович Кирсанов в романе “Отцы и дети”

Для Ивана Сергеевича Тургенева, так же как и для Николая Васильевича Гоголя, очень важна деталь в его произведениях. Одной такой деталью является рассказ о жизни княгини Р. Вроде бы ничего не значащая история княгини Р.

и Павла Петровича Кирсанова оказалась очень важным элементом в романе “Отцы и дети”, да и в жизни самого автора.    Сначала опишу внешность и характер княгини Р.

Княгиня слыла за легкомысленную кокетку, она любила много танцевать, смеяться, шутить с молодыми людьми, а по ночам долго в слезах металась по комнате. Но с приходом нового дня она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала на прогулки, болтала со всеми и бросалась навстречу всем развлечениям.

Она была очень хорошо сложена, ее золотая тяжелая коса падала ниже колен, но красавицей ее нельзя было назвать, только глаза, серые и глубокие, в которых таился ее внутренний мир, выделялись на ее лице. 

Совет

   История любви Павла Петровича и княгини Р. перекликается с историей трагической любви Тургенева к Полине Виардо.

ртреты этих женщин очень схожи. Полина Виардо, как и княгиня Р., постоянно разъезжала по заграницам, вела веселую, странную жизнь (она была известной певицей). Полина Виардо то отдаляла, то приближала к себе Тургенева.

Читайте также:  Сравнительная характеристика печорина и доктора вернера в романе "герой нашего времени": сравнение героев, вернер как двойник печорина (таблица)

После долгих разлук их любовь вновь разгоралась, чтобы впоследствии потухнуть.    Павел Петрович, как и сам Тургенев, после разрыва с княгиней Р. не смог выбросить мыслей об этой женщине. Он терзался, ревновал, стремился к ней повсюду, пока та не решила уехать за границу. Но и это его не остановило, он ушел в отставку и отправился вслед за княгиней.

Как и Полина Виардо, княгиня постоянно давала новую надежду Кирсанову. В Бадене она и Павел Петрович снова соединились, но через месяц все было кончено. Княгиня Р. уехала из городка и избегала встреч со своим бывшим возлюбленным.

Кирсанов, как и Тургенев, встречал многих женщин на своем жизненном пути, но память об этой женщине и любовь к ней он пронес в себе на протяжении всей жизни.    В этой истории есть одна загадка, которая, по предположениям, имеет несколько решений. Павел Петрович дарит своей возлюбленной кольцо с вырезанным на камне сфинксом и говорит, что сфинкс — это она.

После смерти княгини Р. он получает обратно конверт с этим кольцом. По камню со сфинксом она провела крестообразную черту и велела ему сказать, что крест и есть разгадка. 

   Первая версия решения этой загадки — то, что княгиня Р. поставила крест на их отношениях и этим хотела показать, что никогда не любила Кирсанова.

орая версия заключается в том, что крест является началом новой жизни, и этим княгиня Р. намекала Павлу Петровичу на то, что он должен забыть ее и начать новую жизнь, постараться найти любовь после ее смерти.    Историю Павла Петровича и княгини Р. можно сравнить с мифом об Эдипе.

В этом мифе рассказывается о сфинксе, полуженщине-полульвице, которая загадывала всем путникам загадки, а если они не разгадывали, она их съедала. Нашелся единственный человек, Эдип, который смог разгадать все ее загадки. Она не пережила такого горя и бросилась со скалы. Можно предположить, что княгиня Р. — это сфинкс, а Павел Петрович — Эдип.

Но только Кирсанов не смог разгадать загадку своей любимой и поплатился за это, потеряв ее навсегда. 

   История трагической любви Павла Петровича играет очень большую роль в произведении. Она душевно сближает главных героев, Павла Кирсанова и Базарова, людей, чьи представления о смысле жизни, о судьбе простого народа очень различны и чьи споры легли в основу тургеневского произведения.

Аркадий рассказывает историю Кирсанова-старшего в ответ на резкие высказывания Базарова с нескрываемым сочувствием, словно желая и в своего наставника вселить такое же отношение к Павлу Петровичу. Следует отметить, что, вопреки ожиданиям Аркадия и читателя, реакция Базарова на услышанное была весьма сдержанной.

«Кольцо с вырезанным на камне сфинксом», подаренное Павлом Петровичем княгине Р, за которой он волочился по всей Европе, является своеобразным символом, ведь сфинкс – загадочное крылатое существо из древнегреческой мифологии с туловищем льва и головой и грудью женщины, загадывавшее сложные загадки при входе в рай и сбрасывавшее со скалы не решивших эти загадки.

Обратите внимание

Видимо, княгиня Р была для Павла Петровича неразгаданной тайной, властно и необъяснимо притягивающей его. Это по-настоящему тургеневское, неподвластное разуму влечение.

Но многозначительна и развязка: княгиня возвращает Кирсанову кольцо, на котором теперь сфинкс перечёркнут.

Тем самым предмет слепого обожания Павла Петровича словно ставит крест на загадке, упрощая жизненную ситуацию, снимая налёт таинственности и превращая, казалось, незаурядную романтическую историю любви в незамысловатый фарс. «А никакой тайны не было», — будто говорит герою княгиня.

Очевидно, Павел Петрович принимал желаемое за действительное, и после этой истории он стал значительно более сдержанным с женщинами, о чём свидетельствует в дальнейшем его отношение к Фенечке.

Исходное отношение Павла Петровича к Базарову

Эта неприязнь объясняется целым рядом причин.

Во-первых, встречая гостя «по одёжке», Павел Петрович, который как аристократ уделяет много внимания своему внешнему облику, чрезвычайно раздражён небрежностью Базарова; во-вторых, его сильно заботит возможное влияние уездного лекаря на молодого неоперившегося племянника; в-третьих, интуиция предсказала Кирсанову-старшему будущее соперничество с Базаровым решительно по всем вопросам.
оме того, как выяснится для Базарова и для читателя позже, важную роль в жизни братьев Кирсановых играет Фенечка, и в Павле Петровиче тяга к ней, постоянно сопровождаемая соображениями благородства и чести по отношению к младшему брату, могла в момент приезда Базарова дополниться неосознанными опасениями за ещё одно потенциальное соперничество. Дальнейший ход сюжета (эпизод с поцелуем Базарова и Фенечки в беседке) показал обоснованность подобных скрытых опасений Кирсанова.

Базаров и его нигилизм

Биография Базарова нигде в романе цельно не описана, а разбросана осколками по всему роману не только потому, что герой ещё молод. Вероятно, даже в этом есть определённая авторская позиция.

Тургенев, всё более уважающий Базарова на протяжении повествования, тем не менее хочет подчеркнуть, что сам тип Базаровых ещё не сложился как исторический, у него нет цельной истории, нет биографии, он в какой-то степени преждевременен, лишён исторической закономерности.

Не случайно Базаров в романе столь одинок, рядом с ним нет не только настоящих единомышленников, но даже просто понимающих или сочувствующих.

Важно

Нигилизм Базарова – модное в то время увлечение передовой разночинной молодёжи, строящееся на беспощадном отрицании всех общественных явлений и всех идеалистических оснований человеческой жизни, в число которых нигилисты включали и любовь, и искусство, и веру, во имя утверждения материалистического подхода к действительности, естественнонаучного знания как единственного критерия истины.

Роман, дочитанный до конца, точнее проясняет суть нигилизма Базарова. Это и болезненная, крайняя реакция на торжество спокойного и неподвижного аристократизма Кирсановых, и своего рода маскарадный костюм циничного естествоиспытателя, скрывающий подлинное лицо и подлинные чувства. Называя себя «самоломанным», Базаров признаётся не в двуличии и не в двойственности, а в характерном для любого аскета свойстве – борьбе с собственной натурой. Эта мучительная, по существу, смертельная борьба Базарова с собственной натурой есть самое интересное в романе для современного читателя.

«Поединки» Павла Петровича и Базарова.

Первый «поединок» — словесная дуэль в 6 главе. Это скорее не спор, а своего рода подготовка, разведка Павла Петровича.

Он поднимает несколько тем: 1) об успехах немцев в естественных науках, 2) об авторитетах, 3) о поэтах и химиках, 4) о непризнании искусства, 5) о вере в авторитеты (практически вторично).

Базаров возражает весьма неохотно и вяло, а Николай Петрович как всегда вмешивается в разговор, когда «запахло жареным», он выступает в качестве смягчителя, буфера.

Перед основной идеологической схваткой (Х глава) в предыдущей главе Тургенев специально помещает эпизод с Фенечкой и ребёнком. Здесь впервые выявляются некоторые подлинные качества Базарова, которые, впрочем, как всегда, спрятаны за жёсткой и циничной риторикой.

Базаров увлечённо и с любовью говорит о растениях, а главное – к нему охотно идёт на руки ребёнок, что свидетельствует о здоровом нутре героя: дети всегда ведут себя спокойно с людьми добрыми, сильными и любящими.

Читайте также:  Сербский сражатель в рассказе "старый гений" лескова

Х глава – главный идеологический поединок героев.

Все споры начинает Павел Петрович, для которого неприемлемо в Базарове всё – от внешности и привычек до характера, образа жизни и взглядов.

Совет

Базаров не рвётся в бой, а лишь коротко парирует удары Кирсанова, но только до той поры, когда тот задел его за живое, оскорбив его сыновние чувства.

Павел Петрович и Базаров расходятся по следующим вопросам:

· по вопросу изменения общества к лучшему (Павел Петрович – за постепенные, мелкие реформы, Базаров хочет сломать всё и сразу);

· по вопросу о принципах и смысле жизни (Базаров смеётся над «принсипами» Кирсанова и отрицает само явления принципов;

· по вопросу об отношении к народу (Павел Петрович чтит его патриархальность, приверженность старине, веру, смирение, а Базаров презирает его за это же самое и считает пороком согласие мужика на рабство, пьянство и невежественность);

· по вопросу о патриотизме (Павел Петрович считает себя патриотом и любит народ теоретически, Базаров же несколько ближе к народу, проще в обращении с мужиком, но не менее чужд и непонятен мужику – его зовут «шут гороховый», так как работу естествоиспытателя народ не способен принять за труд.

Базаров не желает признавать никакие авторитеты, поскольку считает, что всё созданное благодаря этим авторитетам, подлежит слому, уничтожению. Доверие Базарова распространяется только на знание и опыт, добытый им самим во время опытов и исследований.

Постепенно, ещё до дуэли, при всей тургеневской симпатии, при всём сочувствии более близким ему по духу Кирсановым и при всей ограниченности нигилиста Базарова, всё более отчётливо выявляется определённое превосходство нигилиста над «отцами».

Это превосходство щемит авторское сердце, да оно и объективно не во всём хорошо.

Автор, к примеру, высоко ценит достоинство, благородство и волю Павла Петровича, чувствительность, доброту, эстетичность Николая Петровича, эмоциональность, деликатность и доброжелательность Аркадия.

Наконец, читатель начинает понимать в полном объёме «самоломанность» Базарова, своеобразную жертвенность его фигуры, а вслед за тем и его мучительную раздвоенность и одиночество. Прячась за привычной циничной маской разрушителя, его чувства начинают распирать панцирь маски изнутри.

Его бесит то, что симпатию к Фенечке он не в силах объяснить привычно – только физиологическими потребностями; что во время и после дуэли (романтическая нелепость!) он вынужден проявлять благородство по отношению к противнику; что он ощущает в себе желание видеть рядом более серьёзного друга и последователя, чем Аркадий; наконец, его настигает настоящее чувство любви к Одинцовой – то есть ровно то, что он всячески отрицал и над чем откровенно подтрунивал.

Биография Кирсанова

Карьера военного

Павел Кирсанов родился в семье отставного генерала, человека грубого и полуграмотного. Мать мальчика принадлежала к категории «матушек-командирш», любила носить нарядные чепцы и красивые шелковые наряды. До четырнадцати лет юного барина воспитывали дешёвые гувернёры.

Будучи сыном боевого генерала, Павел Петрович Кирсанов имел право обучаться в Пажеском корпусе. Зачисление в престижное военное училище производилось по высочайшему указу царствующего монарха. В программу обучения входили следующие дисциплины:

  1. Русский и иностранные языки.
  2. Точные науки — математика, физика, география.
  3. Военное дело, геральдика, генеалогия.
  4. Гуманитарные дисциплины — история, философия, мораль, право.

Кроме того, пажей обучали танцам и придворному этикету. Занятия проводили профессора и преподаватели санкт-петербургского университета. Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого после окончания училища была блестящей, начинает службу в гвардии.

Такое право предоставлялось лучшим выпускникам элитного учебного заведения. В полку Кирсанов проявил себя как смелый и ловкий офицер. К 28 годам он дослужился до чина капитана.

Стремительное продвижение по служебной лестнице предвещает блестящее будущее.

Молодой военный не прочь был и поразвлечься. Галантность, аристократичные манеры и изысканная речь, рыцарское отношение к женщинам привлекают к Кирсанову внимание светских красавиц. Элегантный романтик, постоянно следящий за последними веяниями европейской моды, Кирсанов пользовался неизменным успехом в высшем свете. Неожиданно светской жизни и военной карьере приходит конец.

Роковая любовь

На одном из балов происходит встреча Петровича с княгиней Р. На светских раутах изящная Нелли, так звали княгиню, кокетничает с молодыми повесами и танцует до упаду.

Она не считается красавицей, но загадочный взгляд серых глаз обаятельной женщины пленил сердце Кирсанова. Капитан, влюблённый в таинственную княгиню, оставляет военную службу.

Вслед за Нелли Павел отправляется за границу, но в Бадене происходит окончательный разрыв.

Обратите внимание

Возвратившись на родину, отвергнутый любовник пытается вернуться к прежней праздной жизни, однако образ любимой женщины постоянно присутствует в мыслях Кирсанова.

Светский лев может похвастать новыми победами, но во взоре рафинированного аристократа таится скучающее равнодушие. Через десять лет Кирсанов узнаёт, что возлюбленная скончалась.

В эти дни Санкт-Петербург посещает Николай Петрович Кирсанов и предлагает брату переехать в деревню.

Жизнь в деревне

Поселившись в Марьино, Павел Петрович отдался чтению иностранных книг. Свою деревенскую жизнь отставной капитан обустроил на английский манер.

Не заводя близких знакомств с помещиками старого уклада, Кирсанов не сходится и с представителями нового поколения.

Окружающие люди уважали его за манеры, за слухи о любовных победах, за умение играть в карты, за безупречную честность, но гордый аристократ держал всех на расстоянии.

Павел Петрович прилюдно восхищается русским народом, защищает крестьян, готов помочь им. Однако разговаривая с мужиками, не забывает нюхать платок, надушенный благородным одеколоном.

Закоренелый холостяк высоко ценит семейные ценности, уважает брата и заботится о благополучии родственников.

Тем не менее, при встрече племянника Аркадия, приехавшего в деревню с приятелем Базаровым, ведёт себя манерно.

Дуэль

В романе Тургенева происходит не только дуэль на пистолетах. На протяжении всего повествования происходит поединок между разными мировоззрениями. Павел Кирсанов и Евгений Базаров различаются и внешним обликом, и поведением, и мыслями:

  1. Седые волосы пожилого человека коротко пострижены и аккуратно причёсаны. Длинные волосы Базарова раздражают Кирсанова.
  2. В отличие от изысканно и модно одетого аристократа, нигилист носит скромную и староватую одежду.
  3. Речь Базарова проста и незамысловата, а образованный помещик употребляет витиеватые и напыщенные фразы, подчёркивая расстояние, разделяющее простолюдина и дворянина.
  4. Кирсанов боготворит женщин и относится к ним по-рыцарски. Базаров рассматривает женский пол только с физиологической точки зрения.

Кирсанов считает, что такие люди как Базаров несут с собой разрушение. Павел Петрович отвергает достижения современной науки, считает новейшие технологии угрозой устоям общества. Базаров ратует за прогресс, за созидательное изменение существующего миропорядка.

Диаметрально противоположные политические взгляды приводят к спорам между представителями старого и молодого поколения. Дуэль между отцами и детьми не даёт ответа на вопросы — кто прав и что делать, чтобы жизнь стала лучше.

Современники И. С. Тургенева бурно реагировали на издание романа «Отцы и дети». Консервативно настроенная печать критиковала писателя в заискивании перед молодым поколением. Приверженцы западничества обвиняли в клевете на прогрессивные течения.

Но писательское мастерство и чуткое отношение к процессам, происходящим в русском обществе середины девятнадцатого века, поднимают произведение Тургенева на небывалую высоту.

Даже прочитав роман однажды в школе, будет не лишним снова обратиться к этому шедевру русской литературы. Общение с великим русским языком принесёт неизъяснимое наслаждение неравнодушному читателю.

Важно

Книга, написанная полторы сотни лет назад, созвучна процессам, происходящим в сегодняшнем мире.

Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/literatura/pavel-petrovich-kirsanov-v-romane-ottsy-i-deti-biografiya-i-istoriya-zhizni-literaturus-mir-russkoj-literatury.html

Павел Кирсанов

Иван Сергеевич Тургенев написал роман «Отцы и дети» в 1860 году. Для того времени произведение оказалось передовым и символичным. Кирсанов-младший и Базаров, герои романа, стали кумирами молодежи.

Читайте также:  Жанр и направление повести "станционный смотритель" пушкина

Кирсанов-старший представлен в образе человека, чьи убеждения утратили былую актуальность. «Отцы и дети» описывает переломный момент, когда меняются социальные взгляды, пересматривается отношение к народу, отношение к науке и другие категории.

Традиционные суждения сменяются прогрессивными, возникает спор поколений.

Иван Тургенев

Устоявшееся социальное сословие представлено в виде отцов. Старое поколение олицетворяет Павел Кирсанов, получающий упреки и осуждение со стороны молодежи, рассуждающей о нигилизме. Ему противопоставлен революционер Базаров. Антагонисты сталкиваются в словесных баталиях, отстаивая точку зрения. Финал романа раскрывает читателю степень правоты каждого из героев.

История создания

Тургенев приступил к созданию романа «Отцы и дети» в 1860 году. Находясь в путешествии по Англии, писатель решил запечатлеть российскую действительность. Работу над произведением он начал, живя на острове Уайт. По первоначальной задумке центральным персонажем романа должен был стать молодой врач.

Раннее и современное издания романа «Отцы и дети»

Прототип Базарова, главного действующего лица, – доктор, встреченный писателем в поезде. В разговоре с собеседником Тургенев услышал отголоски нигилистических рассуждений.

Это направление набирало популярность в ту пору, и горячие рассуждения юноши впечатлили автора.

В 1860 году окончена первая часть романа. Приехав в Париж, Тургенев много размышлял над идеей книги. Характеристика Базарова была для него важна, так как Иван Сергеевич поддерживал убеждения главного героя.

Спустя некоторое время писатель почувствовал потребность вернуться в Россию, где закончил роман.

Иван Тургенев с коллегами по “Современнику”

Литератор смог воочию убедиться в том, как работают образовавшиеся общественные движения на родине (в это время было отменено крепостное право – глобальный шаг для страны и народа). Последние главы романа Тургенев дописывал в селе Спасское.

Впервые «Отцы и дети» опубликовали в журнале «Русский вестник». Образ Базарова, как и предсказывал писатель, вызвал многочисленные обсуждения и споры. Отклики в печатных изданиях не заставили себя ждать. История жизни, происхождение, цитаты молодого нигилиста разбирались в критических статьях.

Виссарион Белинский

После первой публикации Тургенев откорректировал текст произведения, изменив описание главного персонажа, сделав характер мягче. В 1862 году роман был опубликован с посвящением близкому другу Тургенева – Белинскому.

Уникальность книги заключается в отражении извечного спора поколений на примере конкретной семьи, а также в сравнении общественно-политических взглядов представителей разных возрастов и сословий.

Сюжет

Евгению Базарову в романе противопоставлен представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов. Он – дядя Аркадия Кирсанова, приятеля Базарова. Биография персонажа типична для представителя той эпохи. Павел Кирсанов, отучившись в Пажеском корпусе, стал гвардейцем. Новоявленный светский лев быстро стал повесой, вошел в петербургское высшее общество.

Павел Кирсанов и Николай Кирсанов

Его дальнейшая судьба была предопределена: блестящая карьера, быстрое продвижение по службе, успех в свете. На пути к светлому будущему встала любовь к эксцентричной княгине, ради которой герой бросил все и покинул родную страну. Неудачные отношения разбили юноше сердце и перечеркнули жизнь, оставив без перспектив и семьи.

Павлу Петровичу пришлось переехать в деревню к брату, но, несмотря на проживание в провинции, он придерживается правил жизни, к которым привык в городе. Его манеры неизменны, а внешность не демонстрирует признаков неухоженности.

Евгений Базаров

Видный и привлекательный мужчина даже в деревне остается аристократом.

Либерал и славянофил, он предпочитает то, что сделано на британский манер. Даже читает зарубежные газеты. Безупречное воспитание и образованность позволяют Кирсанову вступать в полемику с гостем дома – Базаровым.

Совет

Почему Павел Кирсанов невзлюбил Базарова – один из главных вопросов в произведении.

Причиной этому могла послужить не только разница в мировоззрениях, но и чувства к девушке. Павел Петрович застал Базарова целующим сожительницу его брата. Фенечка вызывала симпатию и в нем самом из-за внешней схожести с бывшей возлюбленной.

Павел Кирсанов, Аркадий Кирсанов, Евгений Базаров и Николай Кирсанов

Дуэль кажется герою неизбежным шагом. Кирсанов получает ранение на дуэли и, когда племянник женится на Одинцовой, отбывает за рубеж на лечение.

Поселившись в Дрездене, он ведет привычный образ жизни, посещая светские мероприятия и поддерживая знакомство с представителями общества. В душе Кирсанов несчастлив, и неуемная тоска продолжает томить его сердце.

Автор описывает Кирсанова как бывшего представителя молодого поколения, который теперь готов поделиться мудростью с молодежью. Сравнение с Базаровым подчеркивает его характер и настроения старшего поколения.

Холеный щеголь, сдержанный и манерный, все еще красивый и ухоженный, Павел Кирсанов преображался в спорах с нигилистом Базаровым.

Спор Евгения Базарова и Павла Кирсанова

Он раздражался, терял спокойствие, лицо становилось морщинистым, превращая его в старика.

Кирсанов не понимал простого народа и принимал его боязнь власть имущих. Либерализм Кирсанова не действенный, а заканчивающийся на важных репликах, вырывающихся из его уст. Умный, принципиальный и безупречный герой выступал достойным оппонентом, представляя старшее поколение.

Олицетворявший «отцов» Кирсанов, уезжая в Дрезден, символично оставляет молодых наедине с новой жизнью. Это символизирует уход старого поколения, привычных традиций и устоев.

Экранизации

Извечный вопрос спора отцов и детей наглядно представлен в романе Ивана Сергеевича Тургенева и не теряет актуальности с течением времени. Каждое новое поколение задает вопросы предыдущему, поэтому тема привлекательна для режиссеров и постановщиков. Роман «Отцы и дети» был неоднократно экранизирован.

Бруно Фрейндлих в роли Павла Кирсанова

В 1915 году публике был продемонстрирован фильм Вячеслава Висковского, который не сохранился до наших дней. В 1958 году режиссеры Адольф Бергункер и Наталья Рашевская сняли ленту, в которой роль Павла Петровича Кирсанова исполнил знаменитый Бруно Фрейндлих.

Борис Химичев в роли Павла Кирсанова

Затем последовал проект Алины Казьминой и Евгения Симонова. Экранизированный драматический спектакль поставлен в 1974 году при участии артистов Малого театра. В образе Кирсанова выступил Евгений Велихов.

Андрей Смирнов в роли Павла Кирсанова

Фильм 1983-84 годов, созданный Вячеславом Никифоровым, – советский телесериал, состоящий из четырех серий. Роль Кирсанова-старшего исполнил Борис Химичев. А в ленте Авдотьи Смирновой, выпущенной на экраны в 2008 году, этого персонажа воплотил Андрей Смирнов.

Цитаты

Образ жизни Павла Петровича Кирсанова оказывается не его персональным выбором. Это то, к чему стремится его дух, маска, так называемый «принсип»:«…Аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди…

»

Любовная история в его жизни не удалась, взгляды оказываются попранными молодым поколением.

Чувство собственного достоинства Кирсанову помогают поддерживать только принципы, которые делают его полноценной личностью, интересным образованным человеком и полноправным представителем высшего света даже спустя годы.

Спектакль «Отцы и дети»

Взгляды Кирсанова во всем расходятся с мнением Базарова. Представляя старшее поколение, Павел Петрович уверен – молодежь с революционными идеями намерена разрушить то, что возвели предыдущие поколения, не оставив ничего взамен:«…

Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить…»

Устаревшие взгляды Кирсанова очевидны в рассуждениях о народе:«…Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…

Обратите внимание

»

Герой уверен, что для народа важны не свобода и возможность самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, а вера в Господа и во всесильное государство, которому стоит подчиняться, чтобы жить хорошо.

Накануне отмены крепостного права такие высказывания казались откровенным архаизмом и будоражили умы революционеров.

Фото

Источник: https://24smi.org/person/4265-pavel-kirsanov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector