Загадки в поэме “кому на руси жить хорошо” некрасова (фольклор)

Загадки в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова (фольклор)

“У колодца”.
Иллюстрация С. В. Герасимова

Загадки являются одной из многочисленных форм фольклора, используемых Некрасовым в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.


Ниже представлены 25 русских народных загадок из поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова (фольклор в произведении).

Также смотрите статьи о пословицах и поговорках в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.

Смотрите: 
Цитаты из поэмы
Краткое содержание поэмы
Все материалы по поэме “Кому на Руси жить хорошо”

“…Ой тени! тени черные! / Кого вы не нагоните? / Кого не перегоните? / Вас только, тени черные, / Нельзя поймать – обнять!..


(в основе лежат народные загадки про тень: «Чего не догонишь?», «Что глазами видеть можно, а руками взять нельзя?», «Что с земли не подымешь?».

“…Никто его не видывал, / А слышать всякий слыхивал, / Без тела — а живет оно, / Без языка — кричит!..”

(в основе лежит народная загадка про эхо: «Живет без тела, говорит без языка, плачет без души, смеется без радости; никто его не видит, а всяк слышит»)

“…Пришла весна – сказался снег!/ Он смирен до поры: / Летит – молчит, лежит – молчит, / Когда умрет, тогда ревет…”

(в основе лежит народная загадка про снег: «Летит — молчит, сядет — молчит, а помрет да сгинет, так и заревет»)

“…Лука похож на мельницу: / Одним не птица мельница, / Что, как ни машет крыльями, / Небось не полетит…”

(в основе лежит народная загадка про мельницу: «Птица-юстрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места»)

“…Смеется солнце красное, / Как девка из снопов…”

(в основе лежит народная загадка про солнце: «Красна девушка в окошко глядит»)

“…Так с бородой козел / Гулял по свету ранее, / Чем праотец Адам, / А дураком считается / И посейчас козел!..”

(в основе лежат народные загадки про козла и барана: «Кто с бородой родился?», «Кто прежде родился: баран или Адам?»)

“…Земля не одевается / Зеленым ярким бархатом / И, как мертвец без савана, / Лежит под небом пасмурным / Печальна и нага…”

(в основе лежит народная загадка про землю и снег: «Ни хилела, ни болела, а саван надела»)

“…Замок – собачка верная: / Не лает, не кусается, / А не пускает в дом!..”

(в основе лежит народная загадка про замок: «Черненькая собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает»)

“…Подлец ты, не топор! / Пустую службу, плевую / И ту не сослужил. / Всю жизнь свою ты кланялся, / А ласков не бывал!…”

(в основе лежит народная загадка про топор: «Кланяется, кланяется: придет домой, растянется»)

“…Ночь тихая спускается, / Уж вышла в небо темное / Луна, уж пишет грамоту / Господь червонным золотом / По синему по бархату…”

(в основе лежит народная загадка про небо и звезды: «Написана грамотка по синему бархату, и не прочесть этой грамотки ни попам, ни дьякам, ни умным мужикам»)

“…Куда же ты, Оленушка? / Постой! еще дам пряничка, / Ты, как блоха проворная, / Наелась – и упрыгнула. Погладить не далась!…”

(в основе лежат народные загадки про блоху: «Мала, а проворна; Где бывает — Там повелевает…» и «Пои, корми, а погладить не дается»)

“…И веник дрянь, Иван Ильич, / А погуляет по полу, / Куда как напылит!…”

(в основе лежит народная загадка про веник: «Невелик мужичок, ножки жиденьки, подпоясан коротенько, а по избе пройдет — так пыль столбом»)

“…Не веретенце, друг! / Вот то, чем больше вертится, / Пузатее становится…”

(в основе лежит народная загадка про веретено: «Чем больше я верчусь, тем больше я толстею»)

“…Весь век пила железная / Жует, а есть не ест!..”

(в основе лежит народная загадка про пилу: «Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает»)

“…А свиньи ходят по земи — / Не видят неба век…”

(в основе лежит народная загадка про свинью: «По земле ходит, неба не видит»)

“…Привстал — и бабу за косу, / Как редьку за вихор!..”

(в основе лежит народная загадка про редьку: «Кто ни подошел — всяк меня за вихор»)

“…Стоят «князья Волконские» / И детки их, что ранее / Родятся, чем отцы…”

(в основе лежат народные загадки о копнах, снопах, стогах сена: «Наперед отца и матери детки родятся», «Текушки текут, бегушки бегут, хотят Волынского князя сломать».

“…Соринка – дело плевое, / Да только не в глазу: / Пал дуб на море тихое, / И море все заплакало…”

(в основе лежит народная загадка про соринку в глазу: «Пал дуб в море; море плачет, а дуб нет»)

“…Как рукомойник кланяться / Готов за водку всякому…”

(в основе лежит народная загадка про рукомойник: «Один богомол — и всем кланяется»)

“…Придет пора последняя: / Заедем все в ухаб, / Не выедем никак, / В кромешный ад провалимся…”

(в основе лежит народная загадка о могиле «Заедешь в ухаб, не выедешь никак»)

“…Уж налились колосики. / Стоят столбы точеные, / Головки золоченые…”

(в основе лежит народная загадка о колосьях ржи: «На поле Ногайском, на рубеже Татарском стоят столбы точеные, головки золоченые»)

“…Теперь горох у всякого — / У старого, у малого, / Рассыпался горох / На семьдесят дорог!..”

(в основе лежит народная загадка про небо, звезды или град: «Рассыпался горох на двенадцать (на семьдесят) дорог»)

“…Такая свекла добрая! / Точь-в-точь сапожки красные, / Лежит на полосе…”

(в основе лежит народная загадка про свеклу: «Красненьки сапожки в земельке лежат»)

“…Да правды из мошенника / И топором не вырубишь, / Что тени из стены!..”

(в основе лежит народная загадка про тень: «Чего из стены не вырубишь?»)

“…А силой тот не хвастайся, / Кто сна не поборал!..”

(в основе лежат народные загадки про сон: «И рать и воеводу в один мах перевалял», «Кого не осилит ни князь, ни псарь, ни княжий выжлок?»)

Это были русские народные загадки из поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова (фольклор в произведении). 

Смотрите: Все материалы по поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/11/zagadki-Komu-na-Rusi-zhit-horosho.html

Фольклорные мотивы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Фольклорные мотивы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

  Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения

    Творчество Некрасова, без сомнения, тесно связано с Россией и русским народом. Его произведения несут в себе глубоко нравственные идеи.
    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – одно из лучших произведений автора. Он работал над ним пятнадцать лет, но так и не завершил.

В поэме Некрасов обратился к послереформенной России и показал те изменения, которые происходили в стране в этот период.
    Особенность поэмы «Кому на Руси жить хорошо» в том, что автор изображает жизнь народную такой, какая она есть. Он не приукрашивает и не «сгущает краски», рассказывая о жизненных трудностях крестьян.

    Сюжет поэмы во многом схож с народным сказом о поисках истины и счастья. На мой взгляд, Некрасов обращается к такому сюжету потому, что чувствует изменения в обществе, пробуждение крестьянского сознания.
    Перекличка с произведениями устного народного творчества прослеживается уже в самом начале поэмы.

Обратите внимание

Начинается она со своеобразного зачина:
    В каком году – рассчитывай,
    В какой земле – угадывай,
    На столбовой дороженьке
    Сошлись семь мужиков…
    Важно заметить, что подобные начала были свойственны русским народным сказкам и былинам.

Но встречаются в поэме и народные приметы, которые, по моему мнению, помогают лучше представить крестьянский мир, мировоззрение крестьян, их отношение к окружающей действительности:
    Кукуй! Кукуй, кукушечка!
    Заколосится хлеб,
    Подавишься ты колосом –     Не будешь куковать!
    Можно говорить о том, что устное народное творчество тесно связано с жизнью народа.

В самые счастливые моменты своей жизни и в самые суровые крестьяне обращаются к народным сказкам, пословицам, поговоркам, приметам:
    Свекровушка
    Приметой прислужилася.
    Соседкам наплела,
    Что я беду накликала.
    А чем? Рубаху чистую
    Надела в Рождество.
    Часто встречаются в поэме и загадки.

Говорить таинственно, загадкой было свойственно простым людям с древних времен, так как это был своеобразный атрибут магического заклинания.

Конечно, позднее подобное назначение загадки потеряли, но любовь к ним и потребность в них была столь сильна, что сохранилась и до наших дней:
    Никто его не видывал,
    А слышать – всякий слыхивал,
    Без тела, а живет оно,
    Без языка – кричит.

    В «Кому на Руси жить хорошо» очень много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
    Как рыбка в море синее
    Юркнешь ты! Как соловушко
    Из гнездышка порхнешь!
    Для этого произведения характерны также постоянные эпитеты и сравнения:
    Нос клювом, как у ястреба,
    Усы седые, длинные.

    И – разные глаза:
    Один здоровый – светится,
    А левый – мутный, пасмурный,
    Как оловянный грош!
    Таким образом, автор прибегает к портретной характеристике, но при этом создает образ, похожий на сказочного персонажа, поскольку здесь преобладают фантастичные черты.

    Народность поэме придают и формы кратких причастий:
    Поля – недоработаны,
    Посевы – непосеяны,
    Порядку нет следа.
    Портретные характеристики построены в поэме так, что читателю легко разделить всех персонажей поэмы на положительных и отрицательных. Например, крестьян Некрасов сравнивает с землей русской. А помещики показаны им в сатирическом ракурсе и ассоциируются со злыми персонажами сказок.
    Характеры персонажей раскрываются и через их речь. Так, крестьяне говорят простым, истинно народным языком. Их слова искренни и эмоциональны. Такова, например, речь Матрены Тимофеевны:
    Ключи от счастья женского,
    От нашей вольной волюшки,
    Заброшены, затеряны…
    Речь помещиков менее эмоциональна, но очень самоуверенна:
    Закон – мое желание!
    Кулак – моя полиция!
    Удар искросыпительный,
    Удар зубодробительный,
    Удар скуловорот!

    Некрасов верит, что наступят лучшие времена для русского народа. Без сомнения, значение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» сложно переоценить.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Фольклорные мотивы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Смотрите также по произведению “Кому на Руси жить хорошо”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00025801184864253886

Сочинение – Фольклорная основа поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – Сочинение

Фольклорная основа поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — это подлинная энциклопедия крестьянской жизни. В ней отразились думы и чаяния народа, его идеалы, его представления о счас­тье.

Сам сюжет произведения — поиски «непоротой губернии, непотрошеной волости, избыткова села» — отвечает характер­ной особенности русского человека: его искреннему и страст­ному правдоискательству, его вере в возможность «мужицкого рая» на земле.

Естественно, что в книге, героем которой стал сам народ, писатель не мог не опираться на традиции устного народного творчества. Различные жанры, приемы, образы фольклора, умело использованные автором, составили основу стиля поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Важно

В авторское повествование часто включается олицетворение. Окружающая семерых искателей счастья природа оживает под пером Некрасова. Сова становится «замоскворецкой княгиней», «лисица хитрая» наделяется «любопытством бабьим». В главе «Сельская ярмонка» Некрасов применяет прием отрицательно­го параллелизма:

Не ветры веют буйные,

Не мать-Земля колышется —

Шумит, поет, ругается,

Качается, валяется,

Дерется и целуется У праздника народ!

Для поэтики фольклора отрицательный параллелизм — тра­диционное изобразительное средство. Очень часто оно применя­ется в песнях. Например:

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит,

То мое сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит.

Здесь же, в повествовании автора, встречаются загадки, которые Некрасов заимствовал у народа. Некоторые, загаданные и отгаданные им самим, прижились, и сейчас многие люди, пользуются ими:

Замок — собачка верная:

Не лает, не кусается И не пускает в дом.

Есть загадки, которые строились на олицетворении. Напри­мер, загадка об эхе:

Без тела, а живет оно,

Без языка — кричит.

Некрасов широко использовал традиции сказки. Сам сюжет, о котором мы уже говорили, взят из сказки. Есть в поэме волшеб­ные образы скатерти-самобранки, говорящей птицы. С этими ска­зочными мотивами связаны и другие: коробка, где хранилась ска­терть-самобранка, «две дюжие руки», подававшие еду мужикам и тут же исчезавшие, традиционные для сказок обращения:

Читайте также:  Тест по роману "герой нашего времени" лермонтова в вопросах и ответах (викторина)

Эй, скатерть самобранная!

Попотчуй мужиков.

И слова птицы звучат так же, как слова Иванушки, которо­го щука научила делать то, что захочет человеческая душа:

По вашему хотению,

По моему велению,

Все явится тотчас.

Возможно, давая названия деревням и уездам в поэме, Не­красов также отталкивался от фольклора, поскольку в то время в народе была распространена поговорка «Голодухиной волос­ти села Обнищухина». Отсюда пошли у Некрасова Заплатово, Дырявино, Горелово, Разутово и так далее.

Некрасов использует народные приметы и суеверия. Напри­мер, с приметой «Кукушка перестает куковать, когда заколо­сится хлеб («подавившись колосом», — говорит народ)» связаны у Некрасова стихи:

Кукуй, кукуй, кукушечка!

Заколосится хлеб,

Подавишься ты колосом —

Не будешь куковать!

Отражены в поэме и крестьянские обряды, обычаи. Матре­на Тимофеевна Корчагина — героиня поэмы «Кому на Руси жить хорошо», рассказывает о том, как в день Симеона отец сажал ее на коня. Своим детям крестьяне стремились показать светлую сторону труда. А у невесты перед свадьбой подруги снимали ленту, которые девушки обычно носили до замужества.

И волюшка скатилася С девичьей головы…

Совет

В устах крестьянки звучит новая примета: в Рождество нельзя надевать чистой рубахи, иначе может прийти беда.

Из народного причитания взяты Некрасовым слова героини:

Падите, мои слезоньки,

Не на землю, не на воду,

Не на господень храм.

Падите прямо на сердце Злодею моему!…

В рассказе Матрены Тимофеевны о своей жизни звучит и плач, и притча о «ключах от счастья женского», позволяющая за конкретной историей увидеть общую судьбу русской кресть­янки.

Особенной напевностью отличаются стихи поэмы. Песни Матрены Тимофеевны созвучны с народными песнями, а не­которые их строфы совпадают с теми, которые в народе пере­давались из поколения в поколение.

На фольклорных источниках основана и тема богатырства. Ав­тор рисует образ Савелия — богатыря святорусского, человека с огромной волей и силой. В народных сказках, былинах и легендах богатыри воплощали несокрушимую русскую силу, непобеди­мость русских войск и широкий размах русской натуры.

Недаром в народе существовало выражение «пир — на весь мир», означавшее широкое и раздольное веселье, на которое только русский чело­век и способен. Именно так называется последняя глава поэмы Некрасова.

Часто выражение «пир на весь мир» встречалось в на­родных сказках и постепенно стало традиционным.

Легенда «О двух великих грешниках» — это тоже фольклор­ное в основе своей произведение.

Здесь рассказана история разбойничьей жизни и раскаяния атамана Кудеяра и «зверя- человека», страшного грешника — пана Глуховского, за смерть которого Бог отпустил Кудеяру грехи.

В конце 20-х го­дов фольклорист Н. Андреев зарегистрировал 53 варианта сю­жета о великом грешнике в устно-поэтических произведениях.

Обратите внимание

О жизни народа, о родине-матери рассказано в песнях, ко­торые поют герои поэмы. В понятии Григория Добросклонова любовь к матери сливается с любовью ко всей земле. Он верит в родину, как верит автор, как верили все русские люди в ее светлое будущее:

В минуты унынья, о родина-мать,

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Так отразилась в произведении близость взглядов писателя к идеалам народа, к его культуре, к искусству устного слова, оп­ределившему особый некрасовский поэтический стиль.

Здесь искали:

  • какие элементы устного народного творчества использует некрасов в главе сельсаая ярмарка

Источник: http://Sochineniye.ru/sochinenie-folklornaya-osnova-poemy-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-horosho/

Исследовательская работа по литературе Фольклорные мотивы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа» с.Черёмуховка

Исследовательская работа

«Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»

Исполнитель – Табакова Валентина,

учащаяся 10 класса.

Учитель – Емельяненкова Н.М.

Республика Коми, с.Черёмуховка

2015

Тема: Фольклорные мотивы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Цель – исследование видов фольклора в поэме Н.А. Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо».

Проблема: Какую цель преследовал поэт Н.А. Некрасов, обращаясь к

устному народному творчеству?

Источник информации: Публикации авторов Н.А. Некрасова, Ю.В. Лебедева, К.И. Чуковского.

Обработка информации: анализ литературы, обобщение, аргументированные выводы.

Результаты: Презентация в рамках Декады русской словесности.

Доклад на уроке литературы.

Художественные особенности поэмы Н.А. Некрасова состоят в том, что она глубоко народна, герой в ней – народ, и автор, правдиво отображая жизнь народную, использует его речь – живую, яркую, образную.

Вот пример народной речи: «любуюсь цветиком», «белка … лапочкой, как кошка, умывалася», « третьеводни прицелился», «средь горенки дубовый стол стоял, на нем гробочек крохотный», «У нас народ все голь да пьянь…» (Из главы «Крестьянка») Речь героини Матрены Тимофеевны – яркий образец чистой природной крестьянской речи. Она рассказывает о своем первенце Демушке как о былинном герое:

Как писаный был Демушка!

Краса взята у солнышка,

У снегу белизна,

У маку губы алые,

Бровь черная у соболя,

У соболя сибирского,

У сокола глаза!..

Песни.

В поэме широко используются художественные принципы народного творчества. Четко прослеживается песенный ритм всей поэмы, имеются многочисленные включения песен, как переработанных, фольклорных, так и принадлежащих самому Некрасову. Можно сопоставить хотя бы две песни. В главе («Горькое время—горькие песни») есть песня («Барщинная») как образец фольклорной песни:

Беден, нечесан Калинушка,

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать…

Песня же Гриши Добросклонова « В минуту унынья, о родина -мать!» является образцом гражданской лирики самого автора.

В минуты унынья, о родина- мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю…

Фольклорный материал Некрасов особенно широко использует в части «Крестьянка». Широко использованы здесь, во-первых, похоронные причитания, во-вторых, свадебные причитания невесты, в-третьих — лирические семейно-бытовые песни.

Некрасов берет главным образом произведения лирического характера, потому что именно в них наиболее ярко и эффективно отразились настроения, чувства и думы крестьянства.

Так, глава I («До замужества») построена почти целиком на свадебных причитаниях из сборника Рыбникова:

Велел родимый батюшка.

Благословила матушка,

Поставили родители

К дубовому столу,

С краями чары налили:

«Бери поднос, гостей – чужак

С поклоном обноси!»

В первой я поклонилася —

Вздрогнули ноги резвые;

Второй я поклонилася —

Поблекло бело личико;

Я в третий поклонилася,

И волюшка скатилася

С девичьей головы…

Важно

В этом четко проявляется стремление Некрасова к показу именно тяжелого положения крестьянства и, в частности, крестьянской женщины.

Глава «Крестьянка» построена на основе 9 похоронных причитаний Ирины Федосовой, одной из исполнительниц песен (из сборника Барсова).

Выделенное Некрасовым особым размером (хореическим) причитание Матрены Тимофеевны («Я пошла на речку быструю») перекликается с похоронными причитаниями по родителям.

Я пошла на речку быструю,

Избрала я место тихое

У ракитова куста

Села я на серый камушек,

Подперла рукой головушку,

Зарыдала, сирота!

Громко звала я родителя:

Ты приди, заступник батюшка!

Посмотри на дочь любимую…

Понапрасну я звала.

Нет великой оборонушки!

Рано гостья бесподсудная

Бесплемянная, безродная,

Смерть родного унесла!..

Песня – причитание Матрены Тимофеевны подчинена одной основной задаче — показать тяжесть положения женщины при крепостном праве. Кроме того, эти песни позволяют развернуть картину крестьянского быта: труд, праздники, родины, именины, похороны и так далее.

В других главах («Последыш» и «Пир на весь мир») песням Некрасов придает особенно острый социальный характер, и их можно назвать пропагандистскими.

Таковы песни «Веселая» («Кушай тюрю, Яша!Молочка-то нет»), «Барщинная» («Беден, нечесан Калинушка»), «Голодная»(«Стоит – мужик, колышется»), «Солдатская» («Тошен свет, правды нет»),«Соленая («Никто как бог!»). Отчасти, пожалуй, сюда же может быть отнесена одна из песен Гриши – «Русь» («Ты и убогая, ты и обильная»).

Ни для одной из этих песен невозможно указать непосредственного источника в фольклоре; нет даже сравнительно близких аналогий. Песни Некрасова отличаются от фольклорных большей остротой изображения.

Задача Некрасова заключалась не в том, чтобы следовать за фольклором, а в том, чтобы воздействовать на крестьянское сознание, будить и прояснять его, создавать новые произведения, которые могли бы войти в песенный обиход и таким образом сделаться средством пропаганды революционных идей (недаром эти песни подвергались прямому запрещению).

Песни «Веселая», «Барщинная» и «Пахомушка» посвящены изображению крепостничества. С этими песнями можно сопоставить такую, например,фольклорную песню:

Что пропали наши головы

За боярами, за ворами!

Гонят старого, гонят малого

На работушку ранешенько,

А с работушки позднешенько…

Совет

Песни «Голодная» и «Соленая» чрезвычайно резкими чертами изображают крайнюю бедность и голод крестьянства. Наконец, «Солдатская» зло изображает положение отставного солдата, ходящего «по-миру, по-миру». Солдатчина часто рисуется в фольклорных песнях самыми мрачными красками (в частности, в рекрутских причитаниях).

Из-за леса, леса темного,

Из-за садика зеленого

Выкатилось ясное солнышко.

Что за солнышком — белый царь.

Ведет силушку не малую,

Он не малую, не великую —

Полтораста полков тысячных.

Они шли-прошли, заплакали,

На коленочки попадали:

«Уж ты, батюшка, наш белый царь!

Поморил нас смертью голодною.

Голодною, холодною!..»

Таким образом, темы и настроения песен Некрасова были близки и понятны крестьянству.

Малые виды фольклора.

Достаточно богато представлены в поэме мелкие виды фольклорного творчества – загадки, пословицы, приметы и поговорки.

Насыщенность этими произведениями придает поэме особенно четкий фольклорный колорит.

Все загадки у Некрасова даны, однако, не в виде собственно загадок, а в виде метафор или сравнений, с называнием разгадок («замок — собачка верная» и т.п.).

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал,

Без тела – а живет оно,

Без языка – кричит! … (эхо)

……………………………………………….

Летит – молчит,

Лежит – молчит,

Когда умрет – тогда ревет! (снег)

…………………………………………..

Не лает, не кусает,

А не пускает в дом! (Замок)

……………………………………….

А по лугу… Стоят «князья Волконские»

И детки их, что ранее

Родятся, чем отцы. (Стог и копны)

Пословицы и поговорки, как правило, имеют ярко окрашенный социальный характер.

«Хвали траву в стогу, а барина в гробу»

«Они (господа) в котле кипеть, а мы дрова подкладывать»

«Толпа без красных девушек, что рожь без васильков»

«А силой тот не хвастайся, кто сна не поборол»

«Что на роду написано, того не миновать»

«Рассыпался горох на семьдесят дорог»

Обращает также внимание обилие в тексте народных примет, поверий и обычаев.

Матрена Тимофеевна рассказывает, как ее сватали:

В первой я поклонилася –

Вздрогнули ноги резвые;

Второй я поклонилася –

Поблекло бело личико;

Я в третий поклонилася,

И волюшка скатилася

С девичьей головы…

Во время последней вечеринки, или порученья, с невесты снимают волю, то есть ленту, которую носят девицы до замужества.( Примечание Н.А.Некрасова)

« В день Симеона батюшка

Сажал меня на бурушку

И вывел из младенчества

По пятому годку…»

Обычай: День Симеона – 1 сентября по старому стилю. У крестьянского дитяти детство кончалось рано. В пять лет он начинал работать.

Примета «Молюсь о нем (об умершем Демушке) , в рот яблока до Спаса не беру!»

Спас – церковный праздник. В Спас поспевают яблоки. Есть яблоки до Спаса ,до освящения их, считалось грехом. Если мать умершего ребенка попробует их раньше, считалось, что на том свете не дадут ее умершему младенцу «яблочка поиграть». Матрена Тимофеевна, трагически потерявшая своего первенца, строго придерживалась приметы.

«Свекровушка…соседкам наплела, Что я беду накликала. А чем? Рубаху чистую надела в Рождество…» (Примета: не надевай чистую рубаху в Рождество: Не то жди неурожая.( Есть в словаре В.И.Даля) – примечание Н.А.Некрасова) Матрена рассказывает: «За мужем, за заступником, Я дёшево отделалась; А женщину одну Никак за то же самое Убили насмерть кольями…»

«За всех, про всех работаю…С золовушки бракованной снимаю сапоги…» (Золовка – сестра мужа. Если младшая сестра выйдет замуж ранее старшей, то последняя называлась бракованной.(Примечание автора) В данном случае, старшая сестра Филиппа, мужа Тимофеевны, не была замужем и оттого была злобна и сварлива).

Обратите внимание

Крестьянин, по словам Матрены, и встает и ложится с приметою. «Приметы есть хорошие, А есть и бедокурные. Случилось так: свекровь Надула в уши свекору, что рожь добрее родится Из краденых семян. Поехал ночью Тихоныч, Поймали, – полумертвого подкинули в сарай…»

Читайте также:  Герои романа "дубровский" пушкина: краткая характеристика персонажей (список, таблица)

Весна, когда семь временнообязанных мужиков, отправились искать « кому живется весело, вольготно на Руси», выдалась поздняя.

«Давно бы сеять надобно, А на полях – вода! Умилосердись, господи! Пошли крутую радугу На наши небеса!» (Примета: крутая радуга – к вёдру (к солнечной погоде), пологая – к дождю (Примечание автора).

Еще одна примета «Кукуй, кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом – не будешь куковать!» (Кукушка перестает куковать, когда заколосится хлеб на полях (Примечание автора)

В целом, «Кому на Руси жить хорошо» действительно приобретает характер «народной книги», как хотел того Некрасов по свидетельству ГлебаУспенского. Это — поэма о «народе» и для «народа», поэма, в которой автор выступает защитником «народных (крестьянских) интересов».

Некрасов включает в поэму легенду «О двух великих грешниках». Разбойник Кудеяр, сам великий грешник, в праведном гневе убивает пана Глуховского, истязавшего своих крестьян. И сразу рухнуло дерево, которое Кудеяр, во искупление своих грехов, подтачивал много лет. Так поэт подтверждает, что высшая народная нравственность оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.

Вывод.

Использование разных видов фольклорного творчества (загадки, пословицы и поговорки, приметы, песни, легенды) придает поэме особый народный колорит. Вся работа поэта Некрасова по использованию фольклорного материала подчинена задаче – создать яркое изображение крестьянской жизни, вызвать сочувствие к крестьянству, пробудить стремление к борьбе за крестьянское счастье.

Литература.

1.Н.А.Некрасов. Избранные сочинения, М., Художественная литература, 1987.

2.Ю.В.Лебедев. Литература, ч.2, М., Просвещение, 2006.

3.К.И.Чуковский. Мастерство Некрасова, М., 1971.

Источник: https://docbaza.ru/naurok/russkii_yazyk_literatura/text-27193353.html

Принципы переработки фольклора в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

В главе VI (“Трудный год”), изображая положение солдатки, Некрасов использует похоронные причитания из сборника Барсова, таким образом меняя применение текста. Это изменение не создает, однако, неправдоподобности, так как положение солдатки было в сущности аналогично положению вдовы. У Некрасова:

…Голодные Стоят сиротки-деточки Передо мной… Неласково Глядит на них семья. Они в дому шумливые, На улице драчливые, Обжоры за столом… И стали их пощипывать, В головку поколачивать… Молчи, солдатка-мать!

У Барсова:

Сиротать будут сиротны малы детушки,

Будут детушки на улочке дурливые, Во избы-то сироты хлопотливые, За столом-то будут детушки едучие; Станут по избы ведь дядюшки похаживать И не весело на детушек поглядывать, Оны грубо-то на их да поговоривать; Станут детушек победныих подергивать, В буйну голову сирот да поколачивать…

Вместе с тем, чрезвычайно характерно, что наиболее прославленные виды

Фольклора – былины и исторические песни, сказки и легенды – представлены у

Некрасова сравнительно мало: его влечет к себе не фольклорная экзотика

(историческая, авантюрная или фантастическая), а правда крестьянской жизни,

Нашедшая отражение в бытовых песнях. Однако, в словах Савелия о богатырстве

Крестьянина, несомненно, слышится отзвук былины о Святогоре и тяге земной:

Ты думаешь, Матренушка, Мужик – не богатырь? И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою – а богатырь! Поднять-то поднял он, Покамест тягу страшную Да в землю сам ушел по грудь С натуги! По лицу его Не слезы – кровь течет…

Важно

На фольклорном материале основана песня “Крестьянский грех” (“Аммирал – вдовец по морям ходил”). Ни тематика ее, ни стилистика, ни песенный размер никакого отношения к былинам не имеют, и ни одной подобной былины нет в известном материале.

Но песня эта по своему типу до некоторой степени аналогична более поздним историческим песням XVIII – XIX веков; например, “Молодой солдат на часах стоит” – совершенно та же ритмика (аналогичный размер применялся, например, и Кольцовым в его песнях – ср. “Что, дремучий лес, призадумался” и пр.).

По теме же “Крестьянский грех” чрезвычайно близок крепостному крестьянству, и нет никакого сомнения в том, что аналогичные рассказы о “воле”, преданной тем или иным лицом, об уничтоженных завещаниях-“вольных” были широко распространены.

Некрасов же пользуется этим преданием в более широком плане, чтобы подчеркнуть тяжесть Иудина греха, т. е. предательства. Легенда “О двух великих грешниках”, являющаяся прямым призывом к расправе с помещиками, также основана на фольклорном материале.

Характер легенды имеет также “Бабья притча” (и Матрена Тимофеевна передает ее как рассказ “святой старицы”). Для этой притчи Некрасов воспользовался частью “Плача о писаре” из “Причитаний Северного края” Барсова.

Сравнительно богато представлены в поэме мелкие виды фольклорного творчества – загадки, пословицы, приметы и поговорки. Насыщенность этими произведениями придает поэме особенно четкий фольклорный колорит.

Все загадки у Некрасова даны, однако, не в виде собственно загадок, а в виде метафор или сравнений, с называнием разгадок (“замок – собачка верная” и т. п.). Пословицы, как правило, имеют ярко окрашенный социальный характер – “Хвали траву в стогу, а барина в гробу”, “Они (господа) в котле кипеть, а мы дрова подкладывать”.

Обращает также внимание обилие в тексте народных примет и поверий.

В некоторых случаях автор применяет типичные для фольклора приемы: , параллелизм в главе “Демушка” – ласточка-мать; отрицательные сравнения – “Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется – шумит, поет, ругается, качается, валяется, дерется и целуется у праздника народ”, и др.; постоянные эпитеты – “звезды частые”, “девка красная” и пр.; повторения и фольклорные формулы -“Шли долго ли, коротко ли, шли близко ли, далеко ли”.

Совет

В целом “Кому на Руси жить хорошо” действительно приобретает характер “народной книги”, как хотел того Некрасов по свидетельству Глеба Успенского. Это – поэма о “народе” и для “народа”, поэма, в которой автор выступает защитником “народных (крестьянских) интересов.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Принципы переработки фольклора в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Другие сочинения по теме:

  1. Использование причитаний и песен в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Тема “Фольклор в творчестве Некрасова” неоднократно привлекала к себе внимание исследователей. Тем не менее, я считаю небесполезным еще раз вернуться…
  2. Сочинение по поэме “Кому на Руси жить хорошо” Тема Сочинения: Замысел и его воплощение. Спорные вопросы изучения поэмы. “Кому на Руси жить хорошо” (866-876) можно назвать энциклопедией крестьянской…
  3. Фольклор в поэме в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим…
  4. Народ – герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо”; Кому на Руси жить хорошо Некрасов Н. А Народ – герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” В центре великого произведения Н. А. Некрасова находится собирательный образ главного…
  5. Современники о поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Творчество Некрасова совпало с эпохой расцвета родной фольклористики. Именно в ту пору, под влиянием общественных сдвигов, происшедших в пятидесятых –…
  6. Образы помещиков в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”. В этом монументальном произведении поэт стремился как…
  7. Два стиля Некрасова “народный” и “гражданский” в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Характерна произведенная Некрасовым перестановка: в фольклорном тексте при первом поклоне укатилась волюшка, при втором-поблекло личико, при третьем – подрожали ноженьки…
  8. Литературная критика о поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так,…
  9. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова “Кому на руси жить хорошо” Сочинения по литературе: Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова “Кому на руси жить хорошо” В поэме Н. А….
  10. Понятие о счастье в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов писал свою поэму более 13 лет, но еще больше времени потратил на то, чтобы “по словечку”, как он сам…
  11. Мечта о хорошей жизни в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В пору переломную в жизни страны, когда пошатнулись многие ее казавшиеся крепкими устои, в том числе и устои самого народного…
  12. Судьба Родины и народа (по поэме “Кому на Руси жить хорошо”) “Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила” – такой…
  13. ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” События в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” разворачиваются после отмены крепостного права в 1861 году. В…
  14. Способ развития действия в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” построена на основе строгого и стройного композиционного плана. В прологе поэмы в общих контурах…
  15. Поэма Кому на руси жить хорошо – вершина творчества Н. А. Некрасова Сочинения по литературе: Поэма Кому на руси жить хорошо – вершина творчества Н. А. Некрасова Многие предшественники и современники Некрасова…
  16. История создания поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим “любимым детищем”. “Я задумал, – говорил Некрасов, – изложить…
  17. Идейно-художественное своеобразие поэмы “Кому на Руси жить хорошо” 1. Проблематика произведения построена на соотнесении Фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья – идейный центр произведения. Образы…
  18. Сочинение на тему поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” (1863-1877)-вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по…
  19. Приемы и средства типизации поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Приемы и средства типизации сложны и разнообразны. Из широкого многообразия жизненного материала поэт тщательно отбирает наиболее характерное, то, что способно…
  20. Композиционная форма развития сюжета поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Композиционный рисунок частей поэмы чрезвычайно разнообразен; все они построены по-своему, одна часть не похожа на другую. Наиболее широко представленная в…

Источник: https://ege-russian.ru/principy-pererabotki-folklora-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Кому на руси жить хорошо? связь поэмы с народным творчеством

СВЯЗЬ ПОЭМЫ С НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ

Из этих сборников Некрасов выбирал, бережно перерабатывая, те материалы, которые свидетельствовали о неостывающей ненависти народа к своим угнетателям. Такими социально заострёнными являются, например, многие пословицы и поговорки, встречающиеся в поэме:

Хвали траву в стогу, а барина в гробу; Рабочий конь солому ест, а пустопляс – овёс; Солдаты шилом бреются, солдаты дымом греются; Под бороной спасается от частого дождя; Наши топоры лежали до поры; С работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь ты горбат; Горда свинья: чесалася о барское крыльцо.

О том, как бережно Некрасов использовал нужный ему подлинный фольклорный материал, можно судить по следующему примеру: у Вл. Даля поэт встретил пословицу: «Мы и там (в аду.- Ред.) служить будем на бар: они будут в котле кипеть, а мы станем дрова подкладывать». В поэме мужики так говорят о себе и господах:

В кромешный ад провалимся,

Так ждёт и там крестьянина

Работа на господ!

– Что ж там-то будет, Климушка?

– А будет, что назначено:

Они в котле кипеть,

А мы дрова подкладывать!

Связь с народным творчеством проявилась, как уже было сказано, и в сюжете поэмы, отмеченном печатью сказочности. Сказочными являются и такие персонажи, как чудесная птичка, говорящая человеческим голосом, и скатерть-самобранка, облегчившая странникам поиски счастливого.

Элементы сказочной фантастики, имеющиеся в поэме, не помешали ей остаться реалистическим произведением, правдиво и полно показывающим все стороны современной Некрасову действительности. Поэт использует приём народного творчества в зачине поэмы.

Для усиления впечатления от него Некрасов прибегает к приёму многократного повтора. При встрече с каждым новым лицом странники повторяют, кто они, откуда родом и о чём поспорили.

Повторяют они и рассказ о той «заботушке», которая «пов ыжи-ла» их из домов, «раздружила» с работой, «отбила от еды», и своё решение:

Читайте также:  Наденька любецкая в романе "обыкновенная история": образ, характеристика, описание

В домишки не ворочаться.

Не видеться ни с жёнами,,

Ни с малыми ребятами,

Ни с стариками старыми.

Покуда спору нашему

Решенья не найдём,

Покуда не доведаем

Как ни на есть,- доподлинно,

Кому жить любо-весело,

Вольготно на Руси.

Обратите внимание

Повтор – частый приём устной народной поэзии, и Некрасов им пользуется во многих местах поэмы. Почти целиком на материале народного творчества построена вторая часть поэмы – «Крестьянка».

Так, почти без изменений вошли в поэму песни: «Мой постылый муж подымается», «Спится мне, младенькой, дремлется» и др.

На основе записи Рыбникова были созданы обращение девушки-невесты к жениху: «Ты стань-ка, добрый молодец, против меня прямёхонько», и плач матери по выдаваемой замуж дочери: «Чужая-то сторонушка не сахаром посыпана, не мёдом полита».

Из сборника Барсова Некрасов почерпнул материал для скорбного плача матери по умершему ребёнку:

Ой, плогнички-рабогнички!

Какой вы дом построили

Сыночку моему?

Окошки не прорублены,

Стеколышки не вставлены,

Ни печи, ни скамьи!

Рассказывая о горькой доле русской крестьянки, Некрасоз особенно часто обращался к книге Барсова «Причитания Северного края».

Эта книга представляла собой записи «плачей» талантливейшей сказительницы Ирины Федосовой, неграмотной крестьянки, обладавшей большим поэтическим даром и редкостной памятью: она помнила наизусть около тридцати тысяч стихов.

Гневные, протестующие песни Федосовой были близки и дороги Некрасову, потому что в них воплотились муки, горе и ненависть народа к угнетателям. «Плачи» и «причитания» Федосовой легли, в частности, в основу главы «Дёмушка».

В поэме использовано большое количество народных загадок. Таковы загадки про эхо, снег, мельницу, замок, топор, звёздное небо, вечерние тени, колосья и т. д. Чаще всего Некрасов даёт их вместе с отгадкой:

Проснулось эхо гулкое…

Никто его не видывал, О

А слышать всякий слыхивал,

Без тела – а живёт оно, молчит,

Без языка – кричит.

Пришла весна – сказался снег!

Летит – молчит, лежит –

Когда умрёт, тогда ревёт.

Важно

Народно-поэтические материалы, введённые в поэму, стали естественными составными её элементами. Это случилось потому, что Некрасов удивительно верно угадал дух народной поэзии, и потому, что его собственная поэтическая манера была подлинно народной.

Внутренняя близость между творчеством народа и поэзией Некрасова оказалась настолько тесной,что многие песни, созданные им по образцу народных: «Весёлая», «Барщинная», «Голодная», «Солёная», «Солдатская», «Есть у Пахомушки жёнка да дети» и др.,- вошли в песенный обиход народа.

Некрасов не только черпал из народных поэтических родников, но и сам обогащал народ своими поэтическими созданиями.

Еще по данной теме::

  • ЭЛЕГИЯ Мыслям, высказанным в стихотворении «Поэт и гражданин», Некрасов оставался верен в течени…
  • ТВОРЧЕСТВО Н. А. НЕКРАСОВА   ТВОРЧЕСТВО Н. А. НЕКРАСОВА Отличительной чертой поэзии Некрасова является то, что она служила …
  • ПОЭТ И ГРАЖДАНИН В том же году в глубоком по мыслям стихотворении «Поэт и гражданин», открывавшем…
  • ПОЭМА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» АНАЛИЗ   ПОЭМА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»  АНАЛИЗ Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) – вершин…
  • ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ПОЭТА   ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ПОЭТА Некрасовские стихи становились любимыми песнями молодёжи. «Песня Ер…

Источник: http://Russkay-Literatura.ru/analiz-tvorchestva/56-nekrasov-n-a-russkaya-literatura/297-komu-na-rusi-zhit-xorosho-svyaz-poemy-s-narodnym-tvorchestvom-.html

Художественное описание русского народа в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Сочинения › Некрасов Н.А. › Кому на Руси жить хорошо

Готовые Домашние Задания

Творчество Некрасова, без сомнения, тесно связано с Россией и русским народом. Его произведения несут в себе глубоко нравственные идеи.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – одно из лучших произведений автора. Он работал над ним пятнадцать лет, но так и не завершил. В поэме Некрасов обратился к послереформенной России и показал те изменения, которые происходили в стране в этот период.

Особенность поэмы «Кому на Руси жить хорошо» в том, что автор изображает жизнь народную такой, какая она есть. Он не приукрашивает и не «сгущает краски», рассказывая о жизненных трудностях крестьян.

Сюжет поэмы во многом схож с народным сказом о поисках истины и счастья. На мой взгляд, Некрасов обращается к такому сюжету потому, что чувствует изменения в обществе, пробуждение крестьянского сознания.

Перекличка с произведениями устного народного творчества прослеживается уже в самом начале поэмы. Начинается она со своеобразного зачина:

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков…

Важно заметить, что подобные начала были свойственны русским народным сказкам и былинам. Но встречаются в поэме и народные приметы, которые, по моему мнению, помогают лучше представить крестьянский мир, мировоззрение крестьян, их отношение к окружающей действительности:

Кукуй! Кукуй, кукушечка!

Заколосится хлеб,

Подавишься ты колосом –

Не будешь куковать!

Можно говорить о том, что устное народное творчество тесно связано с жизнью народа. В самые счастливые моменты своей жизни и в самые суровые крестьяне обращаются к народным сказкам, пословицам, поговоркам, приметам:

Свекровушка

Приметой прислужилася.

Соседкам наплела,

Что я беду накликала.

А чем? Рубаху чистую

Надела в Рождество.

Совет

Часто встречаются в поэме и загадки. Говорить таинственно, загадкой было свойственно простым людям с древних времен, так как это был своеобразный атрибут магического заклинания. Конечно, позднее подобное назначение загадки потеряли, но любовь к ним и потребность в них была столь сильна, что сохранилась и до наших дней:

Никто его не видывал,

А слышать – всякий слыхивал,

Без тела, а живет оно,

Без языка – кричит.

В «Кому на Руси жить хорошо» очень много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Как рыбка в море синее

Юркнешь ты! Как соловушко

Из гнездышка порхнешь!

Для этого произведения характерны также постоянные эпитеты и сравнения:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные.

И – разные глаза:

Один здоровый – светится,

А левый – мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Таким образом, автор прибегает к портретной характеристике, но при этом создает образ, похожий на сказочного персонажа, поскольку здесь преобладают фантастичные черты.

Народность поэме придают и формы кратких причастий:

Поля – недоработаны,

Посевы – непосеяны,

Порядку нет следа.

Портретные характеристики построены в поэме так, что читателю легко разделить всех персонажей поэмы на положительных и отрицательных. Например, крестьян Некрасов сравнивает с землей русской. А помещики показаны им в сатирическом ракурсе и ассоциируются со злыми персонажами сказок.

Характеры персонажей раскрываются и через их речь. Так, крестьяне говорят простым, истинно народным языком. Их слова искренни и эмоциональны. Такова, например, речь Матрены Тимофеевны:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, затеряны…

Речь помещиков менее эмоциональна, но очень самоуверенна:

Закон – мое желание!

Кулак – моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловорот!

Некрасов верит, что наступят лучшие времена для русского народа. Без сомнения, значение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» сложно переоценить.

Сочинения по теме:

  • Художественные приёмы для выражения жителей Руси в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова сочинение
  • Образы русского народа в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” сочинение
  • Неповторимое многообразие образов поэмы Н. А. Грибоедова “Кому на Руси жить хорошо” сочинение
  • Трудные поиски счастья в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова сочинение

Источник: http://1soch.ru/nekrasov-na/komu-na-rusi-jit-horosho/hudojestvennoe-opisanie-russkogo-naroda-v-poeme

Фольклорные мотивы в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

�звук былины о Святогоре и тяге земной:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою – а богатырь!

Поднять-то поднял он,

Покамест тягу страшную

Да в землю сам ушел по грудь

С натуги! По лицу его

Не слезы – кровь течет…

На фольклорном материале основана песня Крестьянский грех (Аммирал-вдовец по морям ходил). Ни тематика ее, ни стилистика, ни песенный размер никакого отношения к былинам не имеют, и ни одной подобной былины нет в известном материале.

Но песня эта по своему типу до некоторой степени аналогична более поздним историческим песням XVIII – XIX веков; например, Молодой солдат на часах стоит совершенно та же ритмика (аналогичный размер применялся, например, и Кольцовым в его песнях – ср. Что, дремучий лес, призадумался и пр.).

По теме же Крестьянский грех чрезвычайно близок крепостному крестьянству, и нет никакого сомнения в том, что аналогичные рассказы о воле, преданной тем или иным лицом, об уничтоженных завещаниях-вольных были широко распространены.

Обратите внимание

Некрасов же пользуется этим преданием в более широком плане, чтобы подчеркнуть тяжесть Иудина греха, т. е. предательства.

Легенда О двух великих грешниках, являющаяся прямым призывом к расправе с помещиками, также основана на фольклорном материале.

Характер легенды имеет также Бабья притча (и Матрена Тимофеевна передает ее как рассказ святой старицы). Для этой притчи Некрасов воспользовался частью Плача о писаре из Причитаний Северного края Барсова.

Сравнительно богато представлены в поэме мелкие виды фольклорного творчества загадки, пословицы, приметы и поговорки. Насыщенность этими произведениями придает поэме особенно четкий фольклорный колорит.

Все загадки у Некрасова даны, однако, не в виде собственно загадок, а в виде метафор или сравнений, с называнием разгадок (замок собачка верная и т. п.).

Пословицы, как правило, имеют ярко окрашенный социальный характер – Хвали траву в стогу, а барина в гробу, Они (господа) в котле кипеть, а мы дрова подкладывать. Обращает также внимание обилие в тексте народных примет и поверий.

В некоторых случаях автор применяет типичные для фольклора приемы: , параллелизм в главе Демушка – ласточка-мать; отрицательные сравнения – Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется шумит, поет, ругается, качается, валяется, дерется и целуется у праздника народ, и др.; постоянные эпитеты – звезды частые, девка красная и пр.; повторения и фольклорные формулы -Шли долго ли, коротко ли, шли близко ли, далеко ли.

В целом Кому на Руси жить хорошо действительно приобретает характер народной книги, как хотел того Некрасов по свидетельству Глеба Успенского. Это поэма о народе и для народа, поэма, в которой автор выступает защитником народных (крестьянских) интересов.

Подведем итоги нашим наблюдениям.

I. Некрасов использует фольклорный материал для различных целей. С одной стороны, сам фольклор является элементом быта и именно для показа, для более полного изображения быта включается в произведения Некрасова. С другой стороны, фольклорность произведения делает его доступнее для крестьянской аудитории.

II.

Важно

В поэме Кому па Руси жить хорошо фольклорный материал используется Некрасовым различным образом.

Он либо включает в произведение конкретный текст причитаний или песен, взятых из книжных источников, либо видоизменяет фольклорный материал, повышая его эмоциональность и изобразительность , либо создает свои собственные произведения, пользуясь только фольклорной стилистикой.

III. Различные фольклорные жанры далеко не в равной степени используются Некрасовым. Особенно богато представлены у него свадебные и похоронные причитания и бытовые лирические песни, которые давали возможность показать тяжелые стороны жизни крестьянства наиболее ярко и эффективно.

IV.Сравнительно богато представлены в поэме мелкие виды фольклорного творчества (загадки, пословицы и поговорки), что придает поэме особый фольклорный колорит, в то время как былины и исторические песни, сказки и легенды – представлены сравнительно мало.

V. Вся работа Некрасова по использованию фольклорного материала подчинена задаче дать наиболее сильный в художественном и идейном отношении текст.

Некрасов стремится дать яркое и эмоционально-действенное изображение крестьянской жизни, вызвать сочувствие к, крестьянству, пробудить стремление к борьбе за крестьянское счастье.

Этой задачей определяется и отбор наиболее полноценного в художественном и социальном отношении материала и переработка его.

Именно в этом проявляется отношение к фольклору революционного демократа-шестидесятника: не отбрасывание фольклора, не преклонение перед ним, а активное и актуальное использование ценного в фольклоре и создание новых ценностей на основе его. И именно этому активному отношению к фольклору, не подчинению ему, а овладению им, учит нас поэзия Некрасова.

Список использованной литературы:

1. Библиотека мировой литературы для дет

Источник: https://www.studsell.com/view/193815/40000

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector