29. «Воскресение» – итоговый роман л. Н. Толстого. Проблематика. Смысл заглавия
Роман «Воскресение» написан Л. Н. Толстым в 1899 г., как раз в то время, когда страна была повергнута в ужас: «Переполненная Сибирь, тюрьмы, война, виселицы, нищета народа, кощунство, жадность и жестокость властей…
» Бедственное положение народа, волей судьбы оказавшегося в подобном положении, расценивалось Толстым как личная трагедия, несчастье, как распад собственной души.
В начале 80-х гг. Толстой участвует во всероссийской переписи населения. Он берет на себя работу в так называемой «Ржановской крепости» — московском притоне «самой страшной нищеты и разврата».
Люди, опустившиеся на дно, «отбросы общества, униженные и оскорбленные», живущие здесь, воспринимаются писателем как обычные люди, такие, как все, только опустившиеся, в большинстве не по своей воле, а по воле правительства.
Толстой хочет помочь этим людям встать на ноги, он искренне верит, что еще можно возбудить сочувствие общества к этим несчастным, заставить их поверить в то, что жизнь — это величайший дар. На каждом шагу Толстой видит иное: господствующие классы идут на любые преступления, чтобы удержать свое положение, свою власть и богатство.
«Вонь, камни, роскошь, нищета. Разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегали их оргию, и пируют», — вот какой виделась Москва писателю в то время.
В таких условиях Толстой начинает работу над своим романом, который должен пролить свет на жизнь опустившихся людей, упавших на самое дно.
«Воскресение» — само название романа глубоко символично, оно отражает все обстоятельства и чувства героев, показанные автором на страницах его романа. Ни в одном сочинении Толстого с такой беспощадной силой, с таким гневом и болью, с такой непримиримой ненавистью не раскрывалась самая сущность беззаконий, лжи и подлости классового общества.
Главная героиня романа Катюша Маслова — проститутка, которая вынуждена заниматься этим грязным делом для того, чтобы прокормить себя, для того, чтобы существовать.
Ошибки молодости, которые совершились по вине молодого барина, заехавшего в имение своих тетушек и соблазнившего юную Катюшу, повлекли за собой огромное количество несчастий и бед, которые и привели ее на скамью подсудимых.
Катюша невинно осуждена, она озлоблена и растоптана, унижена и оскорблена, кажется, ничто не может вернуть в ее пожелтевшие и ставшие равнодушными черты лица жизнь. Удивительно, как Толстой показывает мысли Катюши, которая не может и не хочет простить раскаявшегося Нехлюдова.
«Ты мной в этой жизни услаждался, мной же хочешь и на том свете спастись», — бросает она прямо в лицо Нехлюдову, который, несмотря ни на что, бросает все и идет за ней на каторгу.
В «Воскресении» обновление человеческой души показано как процесс естественный и прекрасный, подобный оживлению весенней природы.
Воскресшая любовь Катюши к Нехлюдову, общение с простыми, честными и добрыми людьми — все это помогает падшей женщине воскреснуть к новой жизни, понять, что она снова обретает веру в себя, веру в перемены к лучшему.
Знакомство на каторге с революционером Симонсоном возвращает Катюшу к жизни, дает ей ощущение, что она в состоянии изменить мир, воскресить многих людей, спасти не одну душу. тво на каторге с революционером Симонсоном возвращает Катюшу к жизни, дает ей ощущение, что она в состоянии изменить мир, воскресить многих людей, спасти не одну душу. Название романа, которое в самом начале понимается как насмешка, к концу приобретает глобальный масштаб, пронизывая все, что происходит не только на страницах романа, но и в целом мире, — это воскрешение Христа, воскрешение природы, воскрешение души.
Сюжет романа характеризуется развитием двух линий: жизненной судьбы Катюши Масловой и истории переживаний Нехлюдова. Линии эти перемежаются. Путь героя-дворянина в романе изображён Толстым как путь от дворянства к народу, к слиянию с ним.
Первая сюжетная линия выдвигается, таким образом, как основная, главенствующая. Применяя художественную антитезу как основной приём развёртывания действия романа.
Толстой попеременно проводит читателя то через картины жизни, взятые из социальных верхов (жизнь столичной знати, сановников), то через мрачные, душные казематы, зловонные тюрьмы, пересыльные пункты, разорённые нищие деревни.
Это противопоставление, являясь основным принципом развертывания образов, позволяет писателю со всей силой своего художественного гения раскрыть систему лжи и насилия, характерных для общества, и показать во всей полноте мир угнетателей и мир угнетённых. Помимо крестьянства и дворянства, Толстой вводит в роман революционную интеллигенцию. Так возникла третья сюжетная линия.
Показывая государственные учреждения н правительственный аппарат непосредственно от себя и через восприятие Нехлюдова, духовно близкого ему. Толстой резко подчёркивает классовый характер государственных учреждений в капиталистическом обществе.
Рисуя суд, Толстой отмечает равнодушие судей к существу дел, рассматриваемых, а ещё более к личностям подсудимых преступно-небрежное отношение к судопроизводству, занятость каждого судьи, призванного решать судьбу человека, своими личными делами, в результате чего невиновные люди осуждаются на каторжные работы. Он показывает карьеризм представителен прокуратуры, добивающихся повышения по службе количеством обвинительных приговоров, достигнутых хотя бы и ценен явной лжи и передержек (поведение товарища прокурора в процессе мальчика, обвиняемого в краже половиков).
Столкнувшись с высшими бюрократическими сферами в Петербурге, Нехлюдов видит и здесь то же самое.
Нравственному разложению людей содействует — показывает Толстой — и церковь, тесно связанная с государством, как одно из орудий насилия, именем Христа освящающая творящееся в суде насилие, тюремные застенки (привод к присяге а суде, церковь в тюрьме, распятие Христа при входе в тюрьму). Представители церкви обманывают народ «таинством» превращения хлеба и вика в тело и кровь бога, проповедуют нестяжательство и в то же время наживают капиталы.
Главный герой романа — Нехлюдов. Князь Нехлюдов — исключительная личность среди землевладельческого дворянства. Он многим напоминает излюбленных героев Толстого: Безухова, Левина. Общее у Нехлюдова с названными героями — его напряжённые идейные искания, попытки прийти к «согласию с самим собой».
В заключительных строках романа мы видим Нехлюдова не протестантом против социального зла, а моралистом, который вычитывает из евангелия кормы поведения человека, обеспечивающие установление «царства божия на земле». Так Толстой утверждает идею о непротивлении злу насилием, идею, осложнённую проповедью нравственного самоусовершенствования человека как единственного пути к радикальному изменению жизни людей.
В образе Масловой, как и в образе Нехлюдова, Толстым ставится и разрешается проблема человеческого поведения в плоскости самоусовершенствования, морального «воскресения».
Историей жизни Масловой Толстой резко разоблачает «моральные устои» буржуазного общества, рисуя картины узаконенного разврата, пьянства, цинизма.
Трудный путь на каторгу сближает Маслову с политическими ссыльными (Симонсоном, Марьей Павловной), и благодаря их высоким моральным качествам движение Катюши к «воскресению» идёт уверенно и быстро. В конце романа мы видим уже женщину, рассматривающую своё будущее в духе отказа от эгоистических стремлений.
Так — показывает Толстой — совершалась победа «духовного» начала над «чувственным»; так, пройдя через неверие и отчаяние, «воскресла» к новой жизни Катюша Маслова.
Тяжёлое положение крестьянства Толстой описывал уже в произведениях раннего периода («Утро помещика»). Положение это не улучшилось и через несколько десятилетий. В романе «Воскресение» Толстой открыто указывает на это.
Описывая мрачными красками положение крестьян. Толстой не мог, конечно, обойти в романе вопрос о той общественной группе, которая ставила своей задачей борьбу за народное счастье. Естественно, что идейные позиции Толстого определяли и его отношение к этой революционной группе.
Белинский подчёркивал у Толстого особое искусство срывания «всех и всяческих масок». Блестящий пример этого срывания «всех и всяческих масок» мы имеем в романе «Воскресение» в описании богослужения в тюремной церкви. Здесь почти каждое слово художника — разоблачение религии.
Источник: https://StudFiles.net/preview/1742501/page:23/
Анализ романа Воскресение Льва Толстого сочинение
Произведение является одним из поздних художественных творений писателя, в котором автор раскрывает политические и социальные проблемы современного в тот период общества, показывая примеры обнищавшего крестьянства, тюремные будни, затрагивая вопросы уголовного мира, русского сектантства и обличая государственный и общественный строй тогдашней России.
Сюжетная линия романа выстроена вокруг развития двух литературных линий, выраженных в жизненной судьбе Катюши Масловой, главной героини произведения, и истории душевных страданий Дмитрия Нехлюдова, пересекающихся между собой на всем протяжении романа.
Жизненный путь Екатерины является основным сюжетом, но изображая переживания Нехлюдова писатель, используя приемы художественной антитезы, на примере героя показывает постепенное слияние дворянского класса с представителями простого народа, описывая с постоянным чередованием картинки существования столичных знатных чиновников и жизнь в мрачных, душных казематах, зловонных тюрьмах, пересыльных пунктах и разоренных нищих деревень.
Применяя прием литературного противопоставления, который является принципиальной основой для развертывания образов героев романа, писатель раскрывает лживую и насильственную систему, характерную для российского буржуазного общества, вводя в сюжетную линию произведения образ революционной интеллигенции, где явно прослеживается писательская симпатия.
Местом действия событий романа являются различные описания обеих русских столиц, нищих деревень, помещичьих усадьб, судебных учреждений, театральных лож и вместе с тем тюрем с их тюремными госпиталями, этапами пересылки заключенных.
Сравнивая данные места писатель демонстрирует в критической форме пренебрежительное отношение чиновников и связанных с ними церковных представителей к личностям из простого народа, выражающееся в нравственном разложении высших бюрократических кругов.
В образах главных героев романа отображается проблематика поведения людей по отношению к самосовершенствованию и моральному воскресению.
Используя методы контрастного сопоставления писатель изображает в романе богатую портретную галерею, описывая огромное количество лиц, событий, фактов, происшествий, давая свою субъективную авторскую оценку, но при этом соблюдая определенные художественные меры, приписывая собственную мысль и отношение к событиям переживаниям Нехлюдова.
Писатель утверждает в качестве единственного метода в борьбе со злом свою моралистическую тенденцию, которая сводится исключительно в проповеднических суждениях о нравственном самосовершенствовании.
Нехлюдов в романе, мучаясь проснувшейся в судебном заседании совестью, не намерен вести активную борьбу с общественными изъянами, а настраивается на внутреннюю работу с целью личного совершенствования и ведения деятельности филантропа.
В основу романа писатель ставит вопрос о нравственных проблемах в отношениях мужчины и женщины, связанных с морально-психологическими аспектами человеческой жизни.
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tolstoj-l.-n/analiz-romana-voskresenie
Анализ главной мысли романа Л.Н. Толстого “Воскресение”. | Письма читателей | Авторское | Лазарев Сергей Николаевич. Человек будущего – Диагностика кармы. Официальный сайт
11 Август 2011
Здравствуй! Начну с того, что я давно решил для себя перечитать романы Льва Николаевича Толстого. Один из них называется «Воскресение». Перечитывая этот роман, я понял, насколько сильно Лев Николаевич отошёл от понятия Бога, преподносимой нам религией.
Все стычки и пререкания Льва Николаевича с церковью я здесь обсуждать не собираюсь, хочу сказать, что я целиком нахожусь на его стороне (причины по которым я перешёл на его сторону я когда-нибудь напишу позднее). Целью же моей является анализ основной идеи произведения Л.Н.
Толстого перечитанного мной.
Лев Николаевич написал: «Случилось то, что мысль, представлявшаяся ему (Нехлюдову – гл. герой прим.) сначала как странность, как парадокс, даже шутка, всё чаще и чаще находя себе подтверждение в жизни, вдруг предстала ему как самая простая, несомненная истина.
Так выяснилась ему теперь мысль о том, что единственное и несомненное средство спасения от того ужасного зла, от которого страдают люди, состояло только в том, чтобы люди признавали себя виноватыми перед богом и потому неспособными ни наказывать, ни исправлятьдругих людей.»
Вот здесь смею не согласиться со Львом Николаевичем. Он написал: «признавали себя виноватыми перед богом». Вопрос: «в чём»? В чём я должен себя считать виноватым? И за что? Да у меня есть пороки и свои недостатки, это понятно.
Лев Николаевич пишет, что человек должен чувствовать себя виноватым для того чтобы не осуждать других. То есть действовать по принципу: «Что ты смотришь в глаз брата своего…” или как говорят у нас: «Чья бы корова мычала». Это понятно.
Здесь в основе лежит осознание вины, но осознание вины перед людьми, а не перед Богом! Все мы живём в социуме и понятно, что для того чтобы комфортно жить в нём необходимо жить с осознанием того, что каждый может, хочет (а главное, имеет право) жить счастливо.
А что для этого нужно? Нужно чтобы люди не делали другим того, что они не желают, чтобы другие люди делали им. Это простая истина, которая была известна другим людям до меня, и я не претендую на звание первооткрывателя и мыслителя. Я просто выражаю свои мысли.
В контексте этой мысли получается, что все мы не хотим быть осуждаемы, следовательно, не имеем право осуждать.
Целью же произведения было то, чтобы показать порочность судейской системы, то есть, то, что преступление совершается либо против воли, либо по принуждению, либо были созданы такие условия, в которых те кто осуждают сами бы совершили это преступление, либо судят вообще невиновного.
(Для тех, кому интересны подробности, прочитайте роман Л.Н. Толстого “Воскресение”.) И вина здесь понятна: сами мол тоже виноваты. Но где вина перед Богом??! Многие много чего могут сказать, я же сразу отвечу, что в основе этой вины лежит СТРАХ. Страх быть наказанными Богом. За что? За грехи.
Это понятно, что за грехи, но изначально человек же почему-то идёт к Богу. Многие ответят, что человек изначально грешен. Я же отвечу что «человек создан по образу и подобию Божьему». Значит изначально человек безгрешен, и, следовательно, в основе веры в Бога у людей лежит необоснованный страх быть наказанными.
Опять же почему я так думаю, потому что многие из тех, кто ходит в церковь (костёл, мечеть, синагогу и т.д.), исполняют обряды, в общем, совершают все, что велит совершать духовенство, называя эти действия верой приходят чуть ли не в обморочное состояние когда с ними разговариваешь о Дьяволе, или о чём-нибудь отличимом от Бога.
Я не говорю о поклонении, а просто прошу их выразить своё мнение о чём-нибудь таком, что для них почему-то является чем-то неприкосновенным. От этих людей я очень часто слышу о наказании Божием, что мы все виноваты перед ним и т.д., из чего следует сделать точный вывод: в основе веры в Бога для большинства лежит страх.
Хороший пример того что вера многих людей основана на страхе показан в фильме Андрея Тарковского “Андрей Рублёв”. В одной из сцен в храм данный для росписи Андрею приходит монах в исполнении Юрия Никулина. Этот монах говорит что нужно изобразить в храме.
И как бы думали что он хотел чтобы было изображено? ВРАТА АДА, ОГОНЬ И МУЧЕНИКИ ГОРЯЩИЕ В ОГНЕ!! Его спросили почему нужно это изобразить. Он ответил для того чтобы люди чувствовали страх и вину перед Богом.
В данном случае это страх за вину, точнее страх наказания за вину, то есть, как я считаю, у христиан в основе этого всего лежит грехопадение Адама и Евы.
Но Бог с ними с этими падениями. Дело каждого верить в это или не верить. Моё дело написать то, ЧТО по моему личному мнению должно быть в основе веры в Бога.
Эта основа – ЛЮБОВЬ. Да это именно Она то, чему учили нас главные учителя во все времена. Этому учат так же все религии Мира, но они решили сделать акцент на другом животном чувстве, которое трудно контролировать. Это чувство – СТРАХ.
Любовь как первоисточник любви к Богу не выгодна духовенству, потому что человек, постоянно испытывающий любовь свободен. Вспомните себя, когда вы влюблены. Это чувство когда оно направлено на материальный объект проходит, а если оно направлено на Бога, оно не проходит никогда.
И человек получается свободный ВСЕГДА! В противоположность этому лежит страх. Сразу отвлекусь, чтобы избежать разного рода недоразумений и недомолвок. В самом страхе ничего плохого нет. Мы все боимся холода, голода и т.д. (каждый в разной степени конечно), но каждый из нас подвержен страху.
Это всё сделано для того чтобы человек выжил в этом мире. Но это не значит, чтобы человек жил в этом состоянии (состоянии страха) постоянно. И когда человек находится в этом состоянии, он теряет свободу в буквальном смысле. Он становится управляемым и контролируемым.
Наши же духовенства этим и пользуются, внушив нам, подсознательный страх и вину за наше несовершенство управляют нами. Я не выступаю простив них. Я принимаю учения одних из главных учителей человечества, таких как Моисей, Иисус, Мухаммед, Будда и т.д.
и считаю, что они все учили нас одному и тому же, и то, что в основе их учений лежит одно – ЛЮБОВЬ, и что первопричина всех этих учений ЛЮБОВЬ, а никак не СТРАХ! То есть человек, который входит в церковь или любой другой подобный храм, должен входить туда ведомый чувством любви, а не страха за то, что если он пропустит службу, Боженька его накажет.
В пример, в качестве доказательства, приведу младенца. Он любит того, кто его кормит, греет и ласкает, причём он любит не от того, что если он не будет любить того, кто его кормит, греет и ласкает, тот перестанет его греть кормить и ласкать. У ребёнка нет этого страха, и он постоянно излучает энергию, энергию любви.
В доказательство того, что ребёнок испытывает любовь приведу следующий пример. Представьте себе уставшего родителя, который пришёл с работы. Если бы у него не было бы ребёнка, он бы принял душ, поел и лёг спать.
Но нет, у него есть ребёнок и при виде него у человека, который секунды 1,5 назад, совсем не было сил вдруг, откуда ни возьмись находятся силы нянчиться с ребёнком целый вечер и хоть до самого утра.
Вот еще пример, из Библии. Иисус однажды показал ребёнка своим ученикам и сказал, что в царство Божие попадёт тот, кто останется такой же как этот ребёнок.
Он имел ввиду чистоту души способную любить бескорыстно, то есть, не прося ничего взамен. А человек, который движем страхом готов поверить, во что угодно и сделать практически всё лижбы быть спасённым.
Так что я могу смело сделать вывод что в основе веры в Бога лежит Любовь.
В этом как раз, как мне кажется, и ошибся Лев Николаевич Толстой в своём романе «Воскресение» написав о признании нашей вины перед Богом.
Единственная вина перед Богом, я думаю, заключается в том, что мы поддались страху и сделали его первопричный нашей веры.
22 июля 2011 г.
Следующая запись: Искание
Предыдущая запись: Всадник без головы
Чтобы размещать комментарии, вам нужно зарегистрироваться
Страница 1 из 1 страниц
Разместил(а): Sole [Участник] 13/08/11 в 14:30 Цитировать комментарий #5437 |
Страница 1 из 1 страниц
Источник: https://lazarev.org/ru/author_blog/full_readers_letters/analiz_glavnoj_mysli_romana_l.n._tolstogo_voskresenie/
Сочинение Анализ романа Воскресение Толстого
В основу произведения писателем положена реальная история, рассказанная автору судебным чиновником о трагической судьбе девушки, некогда соблазненной молодым человеком и попавшей по его вине в тюрьму, в которой она и умирает.
Писательская мысль превращает житейскую историю в полноценное произведение, раскрывающее морально-психологические аспекты человеческих взаимоотношений, а также поднимает вопросы, затрагивающие нравственную ответственность представителей мужского пола за собственную плотскую необузданность.
Сюжетная композиция романа состоит из двух художественных частей в виде обозрения, включающего описания широчайшей панорамы эпизодов из жизни России, а также проповеднической части, которая прямо изобличает человеческое зло и ратует за победу над ним доброго и светлого.
В произведении писателем используется лаконичный принцип раскрытия душевной жизни, показанной в формах внешнего проявления, поступках героев, а также в их движениях и жестах, описанных в виде драматизма, напряженности и краткости.
Герои романа не только по замыслу писателя анализируют собственные внутренние переживания, но и пытаются отыскать ответ на вечные вопросы человеческой жизни, что выражается в движениях чувств и мыслей героев в виде удивления, недоумения, сознания сущности, возмущения, протеста.
В портретных характеристиках, описанных в романе, писатель изображает представителей различных социальных классов общества в лице дворянской верхушки, столичной бюрократии, духовенства, сектантства, крестьянского населения, купечества, тюремного начальства, уголовного люда. При этом в богатой портретной галерее произведения представлено большое количество разнообразных лиц, изображенных среди многочисленных событий, происшествий.
В описании мест действия сюжета писатель использует многообразие обширной российской территории в виде обеих столиц, нищих, разоренных деревень, помещичьих усадьб, полицейских участков, трактиров, театров, вагонов пассажирских поездов, тем самым представляя произведение в форме органического единства сюжетной структуры, сочетающей в себе напряженность фабулы и динамичность повествования.
Отличительной особенностью романа становится присутствие в нем писательского вмешательства и субъективной авторской оценки героев и их поступков, выраженных в части проповеди об острой необходимости человеческого добра.
Анализ 2
Роман Л.Н. Толстого знакомит читателя с непростой судьбой молодой арестантки Екатерины Масловой. Знакомство с главной героиней происходит в суде, где она обвиняется в совершении кражи и убийстве. Среди присяжных находится молодой барин Нехлюдов, который в юности опорочил доверчивую Катерину, и с которого началась аморальная жизнь Масловой.
Роман “Воскресенье” – это отражение моральной и политической обстановки самодержавной России. Автор говорит от лица угнетенной существующим общественным строем многомиллионной массы крестьян.
В романе представлены самые разнообразные социальные слои. Читатель знакомится с жизнью и манерами столичной дворянской верхушки, ведет представителей бюрократии, сектантства, духовенства и даже английского миссионера. Отдельный пласт представляют судейство, адвокаты, чиновники.
Встречаются люди из военной среды. Обширно представлен тюремный люд. Среди них есть и невинно страдающие люди, которые попали в тюрьму вследствие вопиющий несправедливости.
Лев Николаевич очень ярко описывает, как людей развращает тюрьма, как осужденные вынуждены бороться с самодержавным произволом и насилием.
Место действия романа постоянно меняется. Читатель словно следует за героем из столицы в деревню, помещичью усадьбу, тюрьму, тюремную больницу, учреждения суда, тюремные этапы и даже покойницкая.
Такое разнообразие помогает автору создавать контрастное разнообразие, чтобы ярче и нагляднее описать два мира самодержавной России. На фоне праздности и зажиточности буржуазных господ мир крестьян выглядит удручающе. Лев Николаевич Толстой таким обозом показывает социальное неравенство масс, политические изъяны в стране.
Роман “Воскресенье” кроме социально-политических проблем затрагивает проблемы нравственности и морали. С этими проблемами пытается бороться Дмитрий Нехлюдов. Как только он узнает в арестантке Катюшу Маслову, в нем сразу разгорается чувство стыда за содеянное. Муки совести Открывают герою глаза на царящее вокруг него зло.
Он понимает, что совершенное им преступление – звено в цепи изъянов жизни общества. Однако на активную борьбу Нехлюдов не решается, он приходит к мысли, что стоит следовать Евангелию, чтобы достичь наибольшего блага на земле.
Активными представителями борьбы с несовершенствами социальными и политическими являются революционеры-народники, с которыми Маслова отправляется по этапу.
Они проповедуя свою правду, старались донести до народа, что нужно бороться за свой нравственный идеал.
Свой роман Толстой Л.Н. заканчивает сценой чтения Евангелия Нехлюдовым. В книге герой находит для себя ответы на все волнующие его вопросы. Получается, что для борьбы с социально-политическим неравенством, для искоренения бюрократии и зла царящего во всех судах, тюрьмах, адвокатских конторах, в первую очередь нужно духовно самосовершенствоваться.
Поэтому можно смело сказать, что роман “Воскресенье” назван так от слова “воскрешение”. Имеется в виду нравственное воскрешение души человека, и в первую очередь любовь и сострадание к ближнему.
Сочинение по произведению
Роман «Воскресение» стал последним в творчестве писателя. Он написан в период разрыва автора со своим классом. Толстой встал на сторону угнетенных масс, и яростно критикует государственный порядок, построенный на порабощении народа, обнищании крестьянства. Он протестует против насилия и лицемерия, разъедающих жизнь общества.
В своем романе автор следит за двумя направлениями развития сюжета: участью Катюши и душевными муками Нехлюдова. Этим направлениям суждено пересечься. Представитель дворянства Нехлюдов по замыслу автора преодолеет дорогу от господствующего класса к растворению в народных массах.
Писатель воссоздает самые противоречивые эпизоды жизни. Читатель знакомится с бытием высокопоставленных чиновников, угрюмыми казематами, зловонными камерами, разоренными деревнями.
С помощью противопоставления автор демонстрирует ложь и насилие, характеризующие буржуазное общество, показывает классовую сущность правительственного аппарата.
Рассматривая суд, автор возмущен равнодушием к существу дела, преступной небрежностью в судопроизводстве, когда судьи, интересующиеся лишь собственными делами, осуждают невинных людей на каторгу.
Способствует нравственной деградации и срастание церкви с государством. Христовым именем хотят освятить насилие в тюремном заточении, для этого присягают в судах, устанавливают распятия на входах в тюрьмы. Духовники морочат голову народу, проповедуют нестяжательство, а сами сколачивают капиталы.
В финале произведения дворянин Нехлюдов делается моралистом, который знает путь установления царствия божия. Не борьба с социальным злом преобразит мир, полный несправедливости, а нравственное самоусовершенствование.
На примере Катюши автор показывает, как изменяется человеческое поведение под влиянием нравственного воскресения. Прежняя жизнь Масловой – это узаконенный разврат и пьянство. Но сблизившись на каторге с политзаключенными, она попадает под влиянием их морали. Катюша быстро движется к воскресению. Роман завершается окончательной победой духовной сущности в ней над чувственной.
Толстой демонстрирует неодобрение революционному движению, а революционеров рисует самоуверенными безнравственными людьми, стремящимися первенствовать. Автор уверен, что для борьбы с несправедливым мироустройством достаточно нравственного самосовершенствования, проповедования добра и любви, отказа от насилия.
Несмотря на ошибочную идейную направленность, роман поразительно ярко высвечивает картины народного бедствия, произвола господствующего класса и лицемерия церкви.
← Василий Денисов в романе Война и мир
← Графиня Ростова в романе Война и мир↑ Толстой ЛевОбраз Графа Ильи Ростова в романе Война и мир →
Прохор Тимохин в романе Война и мир →
- Анализ рассказа Шолохова Семейный человек
В рассказе М. А. Шолохова «Семейный человек» война становится беспощадным противоборством двух сторон. Она способствует деградации моральных качеств героев, которые ранее были обычными людьми. - Основные причины Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов кратко
Очень тяжёлое экономическое состояние настигло Германию по причине её краха в Первой Мировой Войне. Но к власти приходит Гитлер, проводит ряд реформ, благодаря чему государству удалось вернуть былую военную мощь и восстановить экономику. - Анализ рассказа Пришвина Голубая стрекоза
М.М. Пришвин – писатель, чье творчество у читателя ассоциируется с миром природы. Мастер литературного пейзажа, автор с необыкновенной тонкостью и простотой описывал сюжет каждого своего творения - Сочинение Внешность Пьера Безухова в романе Война и мир
Пьер Безухов являлся любимым персонажем Толстого. Сам образ Безухова в романе испытывает огромные перемены. Последние как бы являются причиной его духовных поисков, поиска смысла жизни, различных возвышенных, вечно существующих идеалов. - Сочинение по рассказу Заячьи лапы Паустовского 5 класс рассуждение
Одним из ярких произведений, в которых подчеркнута линия преданности и верности, является рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы». Как же можно благодарить зайца, трусливейшего лесного зверя?
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/analiz-romana-voskresenie-tolstogo
Лев Толстой «Воскресенье» – анализ – Русская историческая библиотека
Среди поздних художественных произведений Льва Толстого больше всего внимания привлек и наиболее широко известен роман Воскресение (закончен и напечатан в 1899 г.), который поэтому обычно считают типичным произведением последнего периода творчества писателя.
Он состоит из трех частей – самая крупная вещь с 1880 г., почти такая же по размеру, как Анна Каренина и Война и мир.
Единственно по этой причине и совершенно неправомерно роман занял главное место среди произведений последнего периода и часто цитируется наряду с двумя вышеупомянутыми.
Обзор книги Льва Толстого «Воскресенье»
На него нередко указывают, желая доказать, что гений Толстого пошел на убыль с тех пор, как он стал проповедником.
Если мерить его творческую работу последних тридцати лет именно Воскресением, то пришлось бы с этим утверждением согласиться, потому что совершенно ясно – Воскресение гораздо ниже Войны и мира и Анны Карениной.
Но оно ниже и Хозяина и работника, и Живого трупа. Несмотря на свои размеры, оно никак не является любимым детищем Толстого.
Написан роман был, странно сказать, для денег, и, вполне вероятно, не увидел бы света при жизни автора, если бы не его стремление добыть средств для духоборов. Духоборы, крестьянская секта «христианских коммунистов», преследовались правительством за отказ от военной службы по религиозным соображениям.
Канада предложила принять их, и только отсутствие средств задерживало эмиграцию пяти тысяч мужчин и женщин. Толстой решил прийти на помощь: он поспешно закончил и опубликовал в одной из самых популярных русских газет роман, над которым в то время работал. Таким образом, средства были найдены, и духоборы отправлены в Саскачеван, где и поселились.
Поэтому не следует делать Воскресение мерилом творческого гения Толстого в последние годы – это, возможно, одно из наименее удачных его произведений.
Вот что он писал Черткову, когда решил закончить и опубликовать роман: «Повести эти написаны в моей старой манере, которую я теперь не одобряю; если я буду исправлять их, пока буду доволен, я никогда не кончу; обязавшись же отдать их издателю, я должен буду выпустить их tels quels» (такими, как есть).
Лев Николаевич Толстой. Фото 1897
В это время Толстой работал над Хаджи-Муратом и над Воскресением, и выбрал последнее, потому что оно ему меньше нравилось и не так было жаль печатать его в неотделанном виде.
Воскресенье далеко от совершенства; нравственная идея, обильно поддержанная текстами из Евангелия, не входит органически в ткань повествования.
История обращения Нехлюдова уступает истории собственного толстовского обращения (в Исповеди), как и истории Ивана Ильича, и купца в Хозяине и работнике.
Оно лишено внутреннего света – это холодное решение жить согласно нравственному закону, чтобы избежать мучений совести и обрести внутренний покой. Воскресение представляет Толстого и его учение с самой непривлекательной стороны. Лучшее здесь – те мелкие реалистические детали, которые сам автор так сурово осудил в статье Что такое искусство?
История Катюши Масловой, ее начало – лучшая часть книги. В ней есть неуловимая поэзия, напоминающая атмосферу вокруг Наташи Ростовой в Войне и мире. Очень хороша и сатирическая часть. Великолепно описание суда – основательная, концентрированная, не преувеличенная сатира.
Сам Толстой ее не превзошел – разве что во второй части того же романа, где сатирически описывается петербургская бюрократия. Но сатирически богохульное описание церковной службы, запрещенное цензурой и отсутствовавшее в дореволюционных русских изданиях, трудно охарактеризовать иначе как впадение в безвкусицу.
Оно совершенно излишне и не нужно для развития романа.
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/4240-lev-tolstoj-voskresene-analiz
Роман Л.Н. Толстого «Воскресение». Тематика, проблематика, идейная направленность
Творческому кризису Толстого в конце 70-х годов сопутствовал глубокий мировоззренческий и духовный кризис.
В 1884-1887 годах Толстой начал писать, но не завершил повесть «Записки сумасшедшего», герой которого переживает состояния, хорошо знакомые самому писателю: его одолевают припадки холодной тоски и ужаса, «духовной тоски», вызывающей чувство жути, страха смерти и «умирающей жизни».
Толстой называл это состояние «арзамасским ужасом», так как пережил его впервые в Арзамасе в 1869 году, в период полного благополучия, и поразился конечной безвыходности и бесцельности своего земного существования. Результаты этого кризиса стали очевидны после появления «Исповеди» (1882).
Сам Толстой называл переворотом то, что слуилось с ним на рубеже 70-80-х годов: «Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого давно были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга – богатых, ученых – не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл… Действия же трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым настоящим делом».
На вторую половину 70-х годов приходятся попытки Толстого проникнуть в основы религиозно-церковной жизни, тем более, что еще в 1855 г.
он записал в своем дневнике, что чувствует себя способным посвятить жизнь великой цели – «основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической – не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле». Во второй половине 70-х годов писатель посетил Оптину пустынь, где бывали Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский, Вл.С. Соловьев, К.Н.Леонтьев и многие другие деятели русской культуры, Киево-Печерскую и Троицко-Сергиеву лавры, беседовал со многими иерархами церкви, в том числе в Оптиной пустыни со знаменитым старцем Амвросием. В то же время Толстой изучал основные мировые религии.
Самой совершенной и нравственной религией Толстой называл христианство, однако при этом признавал лишь нравственное учение Христа, отвергнув поклонение Ему как Богу, усомнившись в самом факте Его существования как исторической личности и даже видя определенное преимущество в Его отсутствии, ибо тогда, согласно рассуждениям писателя, очевиднее была бы нравственная ценность христианского учения. Он отказался от всего, что не давалось его рациональному объяснению в евангельской истории. Еще современники Толстого усматривали в религиозных взглядах писателя много рассудочного, моралистического, лишенного мистического содержания и поэтического начала.
После кризиса значительно изменяется характер творчества Толстого: большее место занимает публицистика, появляются художественные произведения, адресованные определенным социальным слоям читателей.
Смена мировоззренческой позиции, опора на религиозное сознание потребовали от писателя создания всех основных форм литературных произведений, способных раскрыть и пропагандировать основы его нового мировоззрения: кроме художественных произведений Толстой создает философские, религиозные, эстетические трактаты и статьи, собственные переводы и переложения Евангелия.
Первая редакция романа «Воскресенье» была написана Толстым ещё в конце 80-х годов. В основе сюжета лежала история рассказанная Толстому известным юристом А.Ф.Кони. Завершен был роман в 1898-1899 гг. и был опубликован с цензурными изъятиями в журнале «Нива» и за границей полностью.
В новом романе Толстого прочно соединились социальная тематика и моралистическая тенденция. Построение «Воскресения» резко отличается от построения предшествующих романов Толстого.
Если «Война и мир» — роман семейно-исторический, «Анна Каренина» — семейно-психологический, то «Воскресение» роман социально-идеологический По своим жанровым признакам он относится к той же группе, что и роман Чернышевского «Что делать» или Герцена «Кто виноват?» В основе такого романа лежит идеологический тезис о желанном и должном социальном устройстве. С точки зрения этого тезиса дается принципиальная критика всех существующих общественных отношений и форм. Эта критика действительности сопровождается или перебивается и непосредственными доказательствами тезисов в форме отвлеченных рассуждений или проповеди, а иногда и попытками изображения утопического идеала.
В согласии с этими основными особенностями жанра роман «Воскресение» слагается из трех аспектов: 1) принципиальной критики всех наличных общественных отношений 2) изображения «душевного дела» героев, то есть нравственного воскресения Нехлюдова и Катюши Масловой и 3) отвлеченного развития социально-нравственных и религиозных воззрений автора.
В связи с этим находится и композиция романа. Она чрезвычайно проста по сравнению с предшествующими произведениями. Она чрезвычайно проста по сравнению с предыдущими романами Толстого.
Если в «Анне Карениной» мы видели несколько самостоятельных центров повествования, которые изображаются изнутри и с однаковою тщательностью и подробностью, то в «Воскресении» повествование сосредоточено лишь вокруг Нехлюдова и, отчасти, Катюши Масловой, все остальные персонажи и весь остальной мир изображаются в кругозоре Нехлюдова.
Все эти персонажи романа, кроме главного героя и героини, ничем не связаны между собою и объединяются лишь внешне тем, что приходят в соприкосновение с посещающим их, хлопочущим о своем деле Нехлюдовым.
Роман – это вереница освещенных резким критическим светом образов социальной действительности, соединенных нитью внешней и внутренней деятельности Нехлюдова; увенчивают роман отвлеченные тезисы автора, подкрепленные евангельскими цитатами.
Наиболее подробно и глубоко разработана в романе картина суда. Евангельские цитаты, избранные эпиграфом к первой части романа, раскрывают основной идеологический тезис Толстого: недопустимость какого бы то ни было суда над человеком.
Этот тезис оправдывается прежде всего основным сюжетным положением романа: Нехлюдов, оказавшийся в законном порядке присяжным заседателем в процессе Масловой, то есть судьею Катюши, на самом деле является виновником ее гибели. Картина суда, по замыслу Толстого, должна показать непризванность и всех остальных судей.
Картина суда – это суд над судом, суд над барином Нехлюдовым, над бюрократами-судьями, над мещанами-присяжными, над сословно-классовым строем и порожденными им формами правосудия.
Произведения Толстого вообще глубоко проникнуты пафосом социального суда, но его отвлеченная идеология призывает к моральному суду лишь над самим собою и социальному непротивлению. Это одно из глубочайших противоречий Толстого, преодолеть которое он не мог, и оно особенно ярко обнаруживается в романе в социальном суде над судом.
Разоблачение подлинного смысла или, вернее, подлинной бессмыслицы всего совершающегося на суде достигается Толстым определенными художественными средствами, правда, не новыми в «Воскресении», а характерными и для всего его предшествующего творчества.
Толстой использует прием остранения – изображает то или иное действие как бы с точки зрения человека, впервые его видящего, не знающего его назначения и потому воспринимающего внешнюю сторону этого действия со всеми его материальными деталями.
Описывая действие, Толстой тщательно избегает всех тех слов и выражений, которыми мы привыкли осмысливать данное действие.
С этим приемом изображения тесно связан другой, дополняющий его и потому всегда сочетающийся с ним: изображая внешнюю сторону того или иного социально-условного действия, Толстой показывает нам переживания совершающих эти действия лиц.
Эти переживания всегда оказываются не соответствующими действию, лежащими совсем в иной сфере, в большинстве случаев – в сфере грубо житейской или душевно-телесной жизни.
Так, один из членов суда, важно всходя на судейское возвышение при всеобщем вставании, с сосредоточенным видом считает шаги, загадав поможет ли ему новое средство вылечиться от катара желудка.
В романе «Воскресение» впервые героями Толстого стали революционеры. Революционная интеллигенция и представитель рабочего движения изображены критически, с пафосом разоблачения. Безусловному природному миру мужика Меньшова противопоставляется условный, выдуманный и тщеславный мир революционной деятельности.
Так, например, желание первенства, лидерства, болезненное честолюбие заставили Новодворова «совершенно переменить свои взгляды и из постепеновца-либерала сделаться красным, народовольцем».
Особое неприятие автора выражают строки, передающие отношение Новодворова к половому вопросу: «Вопрос об отношениях полов казался ему, как и все вопросы, очень простым и ясным и вполне разрешенным признанием свободной любви».
Соединяя в одном произведении религиозно-моралистическое и остросоциальное содержание, Толстой не мог не впасть в явные противоречия.
Жанр социального романа требовал беспощадного обличения и анализа причин сложившейся ситуации.
Религиозно-духовный или религиозно-моралистический роман по природе своей ориентирован на показ не сущего, а «должного», чего вообще вряд ли возможно достичь в рамках художественной литературы.
Замечательным произведением назвал «Воскресение» А.П.Чехов, при этом, однако, он утверждал, что концовка романа фальшива и надуманна. «Всё, кроме отношений Нехлюдова к Катюше, — довольно неясных и сочиненных, все поразило меня в этом романе силой и богатством, и широтой, и неискренностью человека, который боится смерти, не хочет сознаться в этом и цепляется за тексты Священного писания».
Источник: https://megaobuchalka.ru/2/23629.html
Роман “Воскресение” – предвестник общественных перемен
/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Разное / Роман “Воскресение” – предвестник общественных перемен
Скачать сочинение |
Ищите царства Божия и правды его,
а остальное приложится вам.
Евангелие
Роман “Воскресение”, сюжет которого Толстому был подсказан известным адвокатом А. Ф. Кони, создавался в течение десяти лет. За это время Толстым был накоплен огромный материал, связанный с деятельностью революционеров.
В эти годы Толстой сам участвовал в общественной деятельности по организации помощи голодающим. И хотя главные герои романа, Нехлюдов и Катюша Маслова, стоят как бы в стороне от происходящих событий, пассивно их созерцая, их жизнь в романе освещена горячим светом предреволюционной эпохи.
Примечательная особенность романа “Воскресение” состоит в откровенной критике современной писателю капиталистической действительно сти. Больше чем где-либо Толстой выступает в “Воскресении” и как моралист, и проповедник.
Основная тенденция романа сводится к проповеди идеи всеобщей любви, к исполнению евангельской заповеди: “Ищите царства Божия и правды его, а остальное приложится вам”. Но сила романа как раз не в этой проповеди, а в той живой плоти его, которая заставляла читателя думать о жизни и делать политические выводы.
Произведение это возвещало о неминуемом общественном взрыве, о приближении революции. В этом смысле “Воскресение” является ее зеркалом, отражением ее существенных черт.
В последнее десятилетие своего творчества Толстой все больше ощущал необходимость приведения собственной личной жизни в соответствие с теми идеями, которые он проповедовал на протяжении трех десятилетий.
Трагизм общественной жизни усиливался трагизмом его положения в семье, непониманием и недооценкой того, что он делал и что представлялось ему делом всей его жизни. “Все сильнее и сильнее стыжусь своего положения и всего безумия мира. Неужели это мой обман чувства и мысли, что продолжаться это не может? Нет, не может”.
В произведениях этого периода, особенно в повести “Хаджи Мурат”, в рассказах “За что?”, “После бала”, в драме “Живой труп”, наряду с осуждением лжи, насилия и деспотизма Толстой рисует идеал жизни вольной, не стесненной условностями среды.
Сам он мечтает о том, чтобы навсегда уйти из дома и поселиться где-либо на юге России или в Болгарии и наедине с собой, со своими мыслями дожить остаток жизни. Решение окончательно покинуть Ясную Поляну было роковым: здоровье восьмидесятидвухлетнего писателя не выдержало нелегкого пути.
Высокая оценка творчества Толстого была дана еще при жизни писателя.
В произведениях писателя простой человек из народа впервые в истории мирового искусства осознал себя духовно и нравственно как силу, способную влиять на судьбы мира.
Необычайное внимание к его психологии позволило углубить анализ социальных противоречий, расширить объем повествования за счет такого открытия, как “поток сознания”, в основе которого лежат разнообразные связи героя с реальной действительностью.
Толстой проделал огромную работу на пути изображения народа как здоровой нравственной основы жизни.
Образ “мужицкой” России в его произведениях впервые предстал в таких огромных масштабах не как аллегория, а в своих реальных и зримых очертаниях. Толстой усовершенствовал принцип “текучести” человеческих характеров, основные формы психологического анализа (внутренний монолог, диалог, психологический портрет) до такой степени, что его творчество в целом рождает ощущение необходимости перемен, насильственного искоренения отживающих форм жизни. Оно знаменовало собой новый этап в развитии критического реализма, изменения внутри этого метода.
Непреходящая художественная ценность произведений Толстого очевидна. Он много сделал для демократизации литературы и высшее ее предназначение видел в том, чтобы наслаждаться человеком. Толстой как художник навсегда останется образцом верности жизненной правде, образцом высокого служения своему народу.
4968 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Разное / Роман “Воскресение” – предвестник общественных перемен
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00044501184864132760/woid/00015901184773070320/
Смысл названия романа Л. Н. Толстого “Воскресение”
Роман “Воскресение” написан Л. Н. Толстым в 1899 г.
, как раз в то время, когда страна была повергнута в ужас: “Переполненная Сибирь, тюрьмы, война, виселицы, нищета народа, кощунство, жадность и жестокость властей…” Бедственное положение народа, волей судьбы оказавшегося в подобном положении, расценивалось Толстым как личная трагедия, несчастье, как распад собственной души, а также души всей страны в тот период.
В начале 80-х гг. Толстой участвует во всероссийской переписи населения. Он берет на себя работу в так называемой “Ржановской крепости” – московском притоне “самой страшной нищеты и разврата”.
Люди, опустившиеся на дно, “отбросы общества, униженные и оскорбленные”, живущие здесь, воспринимаются писателем как обычные люди, такие, как все, только опустившиеся, в большинстве не по своей воле, а по воле правительства.
Толстой хочет помочь этим людям встать на ноги, он искренне верит, что еще можно возбудить сочувствие общества к этим несчастным, заставить их поверить в то, что жизнь – это величайший дар.
На каждом шагу Толстой видит иное: господствующие классы идут на любые преступления, чтобы удержать свое положение, свою власть и богатство. “Вонь, камни, роскошь, нищета. Разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегали их оргию, и пируют”, – вот какой виделась Москва писателю в то время.
В таких условиях Толстой начинает работу над своим романом, который должен пролить свет на жизнь опустившихся людей, упавших на самое дно.
“Воскресение” – само название романа глубоко символично, оно отражает все обстоятельства и чувства героев, показанные автором на страницах его романа.
Ни в одном сочинении Толстого с такой беспощадной силой, с таким гневом и болью, с такой непримиримой ненавистью не раскрывалась самая сущность беззаконий, лжи и подлости классового общества.
Главная героиня романа Катюша Маслова – проститутка, которая вынуждена заниматься этим грязным делом для того, чтобы прокормить себя, для того, чтобы существовать.
Ошибки молодости, которые совершились по вине молодого барина, заехавшего в имение своих тетушек и соблазнившего юную Катюшу, повлекли за собой огромное количество несчастий и бед, которые и привели ее на скамью подсудимых.
Катюша невинно осуждена, она озлоблена и растоптана, унижена и оскорблена, кажется, ничто не может вернуть в ее пожелтевшие и ставшие равнодушными черты лица жизнь. Удивительно, как Толстой показывает мысли Катюши, которая не может и не хочет простить раскаявшегося Нехлюдова.
“Ты мной в этой жизни услаждался, мной же хочешь и на том свете спастись”, – бросает она прямо в лицо Нехлюдову, который, несмотря ни на что, бросает все и идет за ней на каторгу.
В “Воскресении” обновление человеческой души показано как процесс естественный и прекрасный, подобный оживлению весенней природы.
Воскресшая любовь Катюши к Нехлюдову, общение с простыми, честными и добрыми людьми – все это помогает падшей женщине воскреснуть к новой жизни, понять, что она снова обретает веру в себя, веру в перемены к лучшему.
Знакомство на каторге с революционером Симонсоном возвращает Катюшу к жизни, дает ей ощущение, что она в состоянии изменить мир, воскресить многих людей, спасти не одну душу.
Название романа, которое в самом начале понимается как насмешка, к концу приобретает глобальный масштаб, пронизывая все, что происходит не только на страницах романа, но и в целом мире, – это воскрешение Христа, воскрешение природы, воскрешение души.
(No Ratings Yet)
Источник: https://goldsoch.info/smysl-nazvaniya-romana-l-n-tolstogo-voskresenie/