Характеристика героев пьесы “на дне” горького: описание обитателей (жителей) ночлежки

«На дне» (главные герои)

Пьесу «На дне» А.М. Горький написал зимой в 1901-1902 годах. Действие произведения происходит в ночлежке, которая располагалась в одном из петербургских подвалов. Этот подвал был похож на пещеру. Настолько он казался не жилым.

Здесь живут люди, которые в силу разных обстоятельств спустились с небес социальной лестницы на дно.

Это бывший барон, имевший когда-то поместья, владелец мехового цеха, ставший обыкновенным портным, провинциальный актер, познавший признание и популярность.

Главные герои пьесы «На дне»:

Михаил Иванович Костылев, 54 лет – содержатель ночлежки. Из тех, кто мягко стелет, да спать жестко. С женой обращается грубо, ее сестру попрекает куском хлеба, обижает ее. У Пепла скупает по дешевке ворованные вещи. Погибает от рук Васьки, защищавшего Наталью.

Василиса Карповна, жена Костылева, 26 лет. Женщина властная, своенравная. Мечтает избавиться от нелюбимого, старого мужа, имела любовника, но заметила, что любовник симпатизирует ее сестре. Василиса предлагает Ваське Пеплу освободить ее от мужа, а за услугу обещает не противиться его браку с сестрой.

Наташа, ее сестра, 20 лет. Безропотно терпит издевательства сестры и ее мужа. К Ваське особых чувств не испытывает, и свидетельствует против него. Из больницы сбежала, чтобы никогда не возвращаться к жестокой сестре.

Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет. Считает, что человек должен вести себя смирно. Ему нравится торговка Квашня, и, в конце концов, он женится на ней. Несмотря на то, что он полицейский, он закрывает глаза на воровство Пепла и темные делишки других обитателей ночлежки

Васька Пепел, 28 лет – любовник Василисы, вор. Ему нравится Наталья, и ради нее он мечтает изменить свою жизнь. Он отказывает Василисе в ее просьбе убить мужа. Но защищая Наталью, он ударил Коростылева, и тот упал.

Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет – безработный. Всю жизнь измывался над женой. И довел ее до болезни.

Анна – жена Клеща, 30 лет. В пьесе это тяжело больная женщина с нелегкой судьбой. Муж всю жизнь бил ее. Жили и продолжают жить в нищете. Почувствовав доброту Луки, стала жаловаться ему.

Настя, девица, 24 лет – живет в выдуманном, а точнее в прочитанном ею мире. В глубине души мечтает о такой любви, как в книжках.

Квашня — торговка пельменями, под 40 лет. Считает себя независимой женщиной и решила никогда не выходить замуж. Был один муж, натерпелась от него и зареклась. Но в конце пьесы вышла замуж за полицейского Медведева.

Бубнов, картузник, 45 лет – когда-то был владельцем мехового цеха, но после развода оказался на улице. Шьет шапки, картузы на заказ.

Барон, 33 лет – сожитель Насти. В прошлом, как говорит, представитель высшего общества. За казнокрадство был лишен всего и посажен в тюрьму. Выйдя из тюрьмы, стал изгоем.

Сатин – пьяница и шулер.

Актер – в прошлом актер провинциального театра, спившийся и опустившийся обитатель ночлежки. Узнав, что где-то есть лечебница, в которой лечат от пьянства, мечтает попасть туда и излечиться, но Лука не говорит адрес лечебницы. Актер срывается и снова начинает пить. От безысходности он свел счеты с жизнью – повесился на пустыре.

Сатин и актер приятели примерно одного возраста. Им обоим лет под сорок.

Лука – самый неоднозначный герой пьесы. Странник, 60 лет. Умудрен жизненным опытом. Говорит складно, людям сочувствует. Морально поддерживает умирающую Анну. В отличие от других, ни с кем не конфликтует, для каждого из ночлежки находит доброе слово. По мнению Клеща, Лука не любил правды. Очень против правды восставал.

Татарин – крючник, или на современном языке такелажник. Человек порядочный, но игрок. Ловит Сатина на шулерстве.

Кривой зоб – тоже такелажник, любитель петь.

Алешка – сапожник и пьяница. Из-за своего пьянства частенько ночует в полицейском участке.

Обратите внимание

Пьеса заканчивается убийством Костылева, самобийством Актера. Наталья пропала. Пепел и Василиса в тюрьме. В этой пьесе нет политической подоплеки. Большинство героев оказались здесь, в этой ночлежке по собственной глупости, безволию, непониманию смысла жизни.  Чаще люди опускаются на дно из-за своих пороков: пьянства, лени, страсти к игре.

Источник: https://litgeroi.ru/po-avtoram/gorkij/na-dne-glavnye-geroi.html

Герои пьесы

Образование 24 апреля 2015

Драма “На дне” является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев пьесы “На дне” будет представлено в этой статье.

Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный экономический кризис.

Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей.

Это привело к тому, что появилось большое число “босяков”, опустившихся на дно жизни.

Кто жил в ночлежках?

Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители “дна”. Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы “На дне” – именно такие люди.

Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его внутреннего мира. Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила – это все находит отражение в произведении. Герои пьесы “На дне” – люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь.

Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди “дна”, изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его – каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные.

Почему же “на дне” жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?

Герои пьесы “На дне”: таблица

герой как оказался на “дне” характеристика героя мечты
Бубнов Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером. Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств. Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.
Настя Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно. Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами. Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.
Барон Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство. Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым. Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.
Алешка Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность. Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он “хороший” и “веселый”. Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о “теплом ветерке” и “вечном солнце”.
Васька Пепел Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме. Слабохарактерный, влюбленный человек. Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.
Актер Опустился на дно из-за пьянства. Цитирует часто литературные произведения. Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.
Лука Это загадочный странник. О нем известно не много. Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их. Мечтает помочь всем нуждающимся.
Сатин Убил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму. Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение. Мечтает донести до людей свою философию.

Видео по теме

Что погубило жизни этих людей?

Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел – представитель “воровской династии”. Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором.

Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну “казенную палату”, в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении – это Сатин.

Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.

Кого винят обитатели ночлежки?

Практически все герои пьесы “На дне” склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: “А почему погиб? Веры у меня не было…”

Существовал ли шанс жить другой жизнью?

Создавая образы героев пьесы “На дне”, автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.

Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы “На дне” не воспользовались им.

Чем утешают себя герои?

Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут воспоминаниями о прошлом. Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя.

При этом характеристика героев пьесы “На дне” дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о хлебе насущном, поскольку они живут впроголодь.

Важно

Авторская характеристика героев пьесы “На дне” говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое.

Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.

За исключением Бубнова, все герои произведения “ночлежный” образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со “дна” вынесет на поверхность.

Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой –слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. “Вот, погоди… умрет жена…” –говорит он.

Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей.

Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое загробной жизни, в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его – уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.

Роль Луки в произведении

Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя.

Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг “еще немножко… пожить”. Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот “сказки говорит” приятно, ведь так мало на свете хорошего.

Мнение Сатина

Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью.

В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы “На дне” Сатин и Лука выражают противоположные мнения.

Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: “Человек!.. Это звучит… гордо!”

Читайте также:  Образ агафьи пшеницыной в романе "обломов": портрет героини, описание хозяйства, кухни

Дальнейшая судьба героев

Что же станет в дальнейшем со всеми этими людьми, смогут ли что-то изменить герои пьесы “На дне” Горького? Нетрудно представить их дальнейшую судьбу. Например, Клещ. Он пытается в начале произведения выбраться со “дна”.

Он думает, что когда его жена умрет, все изменится волшебным образом к лучшему. Однако после смерти супруги Клещ остается без инструментов и денег и мрачно поет вместе с другими: “Я и так не убегу”.

На самом деле, он не убежит, как и другие обитатели ночлежки.

В чем заключается спасение?

Существуют ли вообще пути спасения со “дна”, и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде.

Он считает, что назначение сильного человека – искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. “Со дна” могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства.

Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.

Совет

Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.

Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы “На дне”. Верой в человека проникнуто все произведение.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/186652/

Характеристики главных героев произведения На дне, Горький. Их образы и описание

Характеристики главных героев произведения На дне, Горький. Их образы и описание

Актер

Один из персонажей пьесы, обитатель ночлежки. Настоящего имени он не называет, так как сам его забыл по причине пьянства. Помнит только псевдоним, представляется Сверчковым-Заволжским. Память Актера стала настолько плоха, что он тщетно пытается вспомнить стихи или продекламировать отрывки из пьес. Подробнее>>>

Анна

Больная чахоткой женщина, доживающая своим последние дни, жена трудяги Клеща. Она устала от жизни, в которой трясется над каждым кусочком хлеба и ходит в отрепьях. При этом Анна постоянно сносит жестокое обращение мужа. Бедняжке сочувствует кто угодно, только не её муж. Подробнее>>>

Барон

Один из наиболее жалких обитателей ночлежки в пьесе, бывший дворянин, промотавший свое состояние. Ему тридцать три года. Он когда-то был богатым аристократом, а теперь опустился на самое «дно», до положения сутенера. В прошлом у него остались сотни крепостных и карет с гербами. Подробнее>>>

Бубнов

Один из обитателей ночлежки, картузник, живущий там в долг. В прошлом он был владельцем красильной мастерской. Однако его жена сошлась с мастером, после чего он предпочел уйти, дабы остаться в живых. Теперь он опустился на самое «дно» и не желает сохранять в себе каких-либо положительных качеств. Подробнее>>>

Василиса

Жена хозяина ночлежки Костылева и любовница Васьки Пепла. Василиса женщина жестокая и властная. Она младше своего мужа на 28 лет и вовсе его не любит, скорее всего, живет с ним ради денег. Она мечтает поскорее избавиться от него и время от времени подговаривает постояльца Ваську-вора избавить ее от мужа. Подробнее>>>

Васька Пепел

Постоялец ночлежки, потомственный вор. Ему с детства твердили, что он вырастет вором, как и его отец. С такими напутствиями он и вырос. Ваське 28 лет отроду. Он молодой, жизнерадостный и от природы добрый человек. Он не хочет принимать такую жизнь и всячески пытается найти другую правду. Подробнее>>>

Квашня

Одна из персонажей пьесы; жительница ночлежки; торговка пельменей. Квашня добрая женщина, что можно понять по ее отношению в больной Анне, которую даже муж не жалеет. Она часто подкармливает больную, ухаживает за ней. Подробнее>>>

Клещ

Обратите внимание

Один из постояльцев ночлежки, слесарь по профессии, муж Анны. В начале пьесы он идеализирует упорный труд, считая это единственным выходом из положения. Он мечтает вернуться к нормальной жизни с помощью честного труда. Клещ противопоставлен другим постояльцам ночлежки, которые предпочитают ничего не делать. Подробнее>>>

Костылев

Содержатель ночлежки, в которой происходит действие пьесы; муж хитрой и коварной Василисы. Костылеву 54 года, а его жене всего 26. Она живет с ним только из-за денег и втайне мечтает, чтобы он скорее умер. По натуре этот человек довольно жадный, лицемерный и трусливый. Подробнее>>>

Лука

Один из главных действующих лиц в пьесе, неоднозначный персонаж, пожилой странник, неожиданно появившийся в ночлежке. У него богатый жизненный опыт и его миссия утешать разочарованных людей. Подробнее>>>

Медведев

Один из второстепенных персонажей в пьесе, дядя Василисы и Натальи, полицейский. Он является участковым района, где располагается ночлежка Костылева. Часто наведывается, чтобы следить за порядком. Подробнее>>>

Настя

Одна из жительниц ночлежки в пьесе, падшая женщина, мечтающая о романтической любви. Несмотря на то, что она занимается проституцией, она мечтает о чистой и преданной любви. Однако её окружают нищета, безысходность и унижения. Подробнее>>>

Наташа

Сестра хозяйки ночлежки, добрая и мягкосердечная девушка. Её образ заметно отличается от других постояльцев. В Наташе сочетаются доброта, чистота, достоинство и гордость. Именно этими качествами она очаровала Ваську Пепла. Интрига пьесы в том сумеет ли она сохранить эти качества под влиянием грубой и жестокой среды. Подробнее>>>

Сатин

Один из обитателей ночлежки в пьесе, бывший телеграфист. У этого человека своя жизненная философия. Этим он отличается от многих других постояльцев. Он часто употребляет в речи умные словечки, например «макробиотика», что указывает не его образованность. Подробнее>>>

Алешка

Сапожник, обитатель ночлежки, большой любитель выпить. Умел играть на гармошке.

Кривой Зоб

Один из обитателей ночлежки, крючник. В отличие от Татарина, говорил, что если честно жить, то и трёх дней не протянешь.

Татарин

Важно

Один из обитателей ночлежки, крючник. Был верующим, молился и считал Коран священной книгой и сводом всех правил. Всегда говорил, что человек должен жить честно. Плохо говорил по-русски.

см. также:
Краткое содержание На дне, Горький

Сочинения по произведению На дне, Горький

Краткая биография Максима Горького

Характеристики героев и персонажей других литературных произведений

Источник: https://www.sdamna5.ru/na_dne_harakteristiki

Герои пьесы “На дне” Горького: характеристика, образы и судьбы

Всем доброго времени суток! Пьеса на дне изучается в одиннадцатом классе школьного курса. Максим Горький показывает во всех красках жизнь бедных и отвергнутых обществом людей. Я приведу характеристику каждого действующего персонажа, расскажу про их поступки и взаимоотношения с другими жителями ночлежки. Итак, начнём с небольшого описания сюжета.

Действие разворачивается в доме Костылевых, именно они содержат приют для нищих, естественно за плату. Автор сразу же знакомит читателей с его обитателями, мы узнаем судьбу каждого героя, понимаем причины их присутствия в этом убогом месте. В произведении поднимается множество проблем :милосердия, взаимоотношения личности и общества, черствости и жестокости и другие.

Один из героев, который привлекает наше внимание это Василий Пепел. Это ещё молодой мужчина в возрасте двадцати восьми лет. К сожалению, судьба к нему повернулась тёмной стороной. Его отец зарабатывал на жизнь тем, что воровал, он не раз сидел в тюрьмах. Поэтому в детстве Ваську прозвали вором, уже с самого начала ему дали клеймо, которое преследует его всю жизнь.

Он так и говорит ночлежникам, что все решилось за него, если бы не это прозвище, возможно все пошло бы иначе. Пепел живёт в отдельной комнате, это привилегия у него появилась после того, как он начал вступать в связь с хозяйкой, Василисой Костылевой. На самом деле такие женщины как она вызывает в нем чувство отвращения, он их презирает.

Поэтому он привязался к её сестре Наташе, она добрая и находится в полной зависимости от своей сестры. Пепел предлагает её выйти за него замуж, он обещает ей начать новую жизнь и перестать воровать. Однако его планы закончились неудачей, после того как владельцы облили Наташу кипятком, Васька рассердился и ударил хозяина, тот упал и насмерть. Его посадили в тюрьму.

Что касается характера персонажа, то он умный парень, умеет читать и писать, у него сильный характер и воля.

Настя – молодая девушка двадцати четырёх лет. Зарабатывает на жизнь непристойной работой. По натуре своей она мечтательна и чрезмерно увлекается романами. Она искренне верит в любовь и хочет, чтобы что-то подобное произошло в её жизни. Поэтому она придумывает истории отношений которые якобы произошли с ней.

Все это она рассказывает обитателям приюта, они не верят ей и надсмехаются над ней. Но ей все равно их мнение, всей душой она желает вырваться из этого дома и найти другое место, где она сможет начать другую жизнь. Её характер не слабый, если нужно дать отпор она сделает это. В пьесе Настя имеет отношения с Бароном, который не испытывает к ней чувств и смеётся над её выдумками.

Она же не обращает на это внимание и даже даёт ему деньги на выпивку.

Совет

Лука – странник и путешественник, который появляется неведомо откуда в их края. Он носит идею добра и сглаживает мотив пьесы. Он общается с каждым ночлежником, выслушивает их и старается посочувствовать их беде. Однако не все его поддерживают. Сатин резко о нем выговаривается, но все же большинство любят этого старика.

Всем он пытается веселить надежду на лучшее будущее. Актеру, который пьёт, он говорит, что можно излечиться от этой болезни, но не называет лечебницу. Анне, которая находится при смерти, он все время был с ней и говорил о том, что жизнь после смерти есть и там ей будет очень хорошо.

Лука это настоящий пример проявления милосердия и доброты. Но горький показывает, что нужно говорить правду. Только слабым нужна ложная надежда. После того как путешественник отправился дальше в свой путь, актёр совершил самоубийство.

Он был так воодушевлен верой в излечение от болезни, что уход единственного кто знал место лечения, окончательно привёл его в депрессию.

Анна – замужняя женщина в возрасте тридцати лет. Она является женой клещя. Это терпеливая и добрая жена, которая стерпит все, даже постоянные побои и издевательства. Именно от гнева мужа Анна заболела чахоткой.

Все время она лежит и не ест, у неё совершенно нет сил. Но при этом она успевает заботиться о муже, отдаёт ему свою пищу. В пьесе она умирает, а её супруга при этом не было. Всю поддержку оказывал старик.

У него даже не было денег, чтобы её похоронить потому ему пришлось продать все свои инструменты.

Клещ – сорокалетний мужчины, муж Анны. Андрей работает слесарем, он рад, что зарабатывает на жизнь честным путем, поэтому презирает воров, таких как пепел. Все обитатели считают его грубым и злым.

Обратите внимание

Читатель понимает, что этот трудолюбивый человек стал таким, потому что поселился здесь. Он также хочет лучшей жизни и думает, что если будет работать больше у него это получится.

Однако после смерти Анны он продают все инструменты и теперь не может заниматься прежним делом, от этого он злится и теряет силы бороться дальше.

Бубнов тоже живёт в доме Костылевых. Он беден и проживает здесь из милости, герой и сам не знает сколько должен хозяйке. Раньше у него была хорошая жизнь. Он владел мастерской изготовлял изделия из кожи и меха. Но после того как узнал об измене жены с одним из его работников, все изменилось.

Он начал её бить, хотел даже убить её. Но вовремя остановился и ушёл от неё. Все дело было записано на имя жены, поэтому Бубнов остался ни с чем. Сейчас он делает разные вещи, но они не приносят дохода. Он пьёт и считает себя пьяницей.

Зато персонаж имеет принципы, по его мнению всегда нужно говорить правду, ложь ни чем не поможет.

Актёр – мужчина, сорок лет. По его кличке можно сразу понять о его бывшей профессии. Раньше он работал, занимался актерским мастерством и играл во многих спектаклях. Потом запил, алкоголь повлиял на его память и потому он не смог больше играть на сцене. Сейчас бедный и живёт в долг.

Герой пытается вспомнить хоть какую-то реплику или стихотворение но не может. После появления луки, который даёт ему надежду на новую жизнь, он бросает пить и начинает копить денег. Он уверен в правдивости слов старика, поэтому в скором времени собирается отправиться в город, где есть бесплатная лечебница.

Читайте также:  Княгиня тугоуховская в комедии "горе от ума": образ, характеристика, описание

Но странник ушёл не сказав ему место, поэтому актёр снова запил, а потом повесился.

Сатин Константин – приятель актёра. Он вместе с ним пьёт, алкоголь покупает на деньги пепла. Он не хочет работать честно, поэтому часто играет в карты, Константин – шулер. Он очень образованный человек, в свое время много читал, хорошо танцевал.

Раньше работал телеграфистом. После того как он защитил свою сестру и убил человека, сел в тюрьму на пять лет. Он запил и уверен в том, что жизнь его кончена. В общении он приятный, любит разные научные термины.

Все ночлежники считают его добрым человеком.

Василиса Костылева и её муж – владельцы этого дома. Они грубые и бессердечные люди. Относятся к своим обиталям как к низшим представитлям жизни. Жена изменяет мужу и даже предлагает сделку любовнику, чтобы они вместе избавились от него. Муж знает об измене, но боится пепла поэтому делает вид что ничего не понимает. Хозяйка когда узнает, что Вася решил жениться на Наташе, облила её кипятком, хотела навсегда погубить её жизнь. В конце пьесы она оказывается за решёткой, хозяин умирает.

Важно

Писатель хотел показать, что нужно проявлять частицу доброты, что злые люди всегда будут отвержены обществом.

На этом все, надеюсь мой отзыв был полезен и оставил хорошие впечатления.

Источник: https://otzyvy.pro/reviews/otzyvy-geroi-pesy-na-dne-gorkogo-harakteristika-obrazy-i-sudby-260822.html

Сочинение «Образы ночлежников в пьесе А. М. Горького «На дне»

Пьеса «На дне» – итог двадцатилетних наблюдений А. М. Горького над миром «бывших людей». Самому писателю было всего десять лет, когда ему пришлось отправиться «в люди». Он наблюдал жизнь самого «дна» общества, а когда начал писать, в его произведениях нашли отражение эти детские и юношеские впечатления. Вначале М.

Горький даже идеализировал бездомных бродяг, потому что ему казалось, что эти люди, лишенные собственности, отличаются от обычных обывателей. Они не жадны, не копят денег, а потому свободны. Позже, в пьесе «На дне», написанной в 1902 году, М. Горький отказался от какой бы то ни было идеализации и романтизации мира «бывших людей».

В пьесе «На дне» изображена ночлежка Костылева, в которой обитают люди, лишенные всего. У многих из них не осталось даже имени, и они известны по кличкам: Актер, Клещ, Татарин, Барон.

Обитатели «дна» – это выходцы из самых разных сословий тогдашней России. Барон – бывший аристократ, Бубнов – ремесленник, Сатин – интеллигент, бывший служащий на телеграфе. Есть в пьесе и те, кто не знал другой жизни.

Это Настя и «вор, воров сын» Васька Пепел.

Известно, что официальная пропаганда оправдывала существование «дна». Считалось, что на «дно» люди попадают вследствие своих пороков, обитатели ночлежек – это естественные отбросы человеческого общества. М.

Горький же показывает, что эти люди даже в нечеловеческих условиях сохранили «жемчужины нравственных качеств». Добр, мягок, отзывчив Актер, трудолюбив Клещ, мечтающий честным трудом вырваться со «дна».

А сколько богатырской силы и благородства у потомственного вора Васьки Пепла! Нищая, голодная Настя мечтает не о сытости и благополучии, а о жертвенной, чистой и бескорыстной любви. И у читателя создается впечатление, что не сами люди виноваты в своем падении.

Совет

При других обстоятельствах они могkи бы стать достойными членами общества. Судьбы людей «дна», как их описывает М. Горький, это обвинение социальному устройству России того времени.

Рисуя образы ночлежников, М. Горький не только отвечает на вопрос: «Кто виноват?». Он ставит и решает еще более существенный вопрос: «Что делать?». Что поможет человеку обрести достойную жизнь? По-разному отвечают на этот вопрос главные персонажи пьесы – Лука и Сатин.

Лука – странник, старый человек, который появляется в пьесе не сразу. Зритель и читатель уже заглянули на «дно» жизни и ужаснулись человеческому страданию. И вот появляется Лука, который умеет для каждого найти ласковые, утешительные слова, примиряющие человека с действительностью.

Актеру он рассказывает о бесплатной лечебнице, где могут ему помочь; Анну он уговаривает потерпеть и не бояться смерти, потому что потом «муки не будет». Он защищает Настю, когда говорит, что верит ее рассказам о «роковой любви». Ваське Пеплу он советует ехать в Сибирь на «вольные земли». И несчастные люди потянулись к Луке.

Даже Васька Пепел, который не очень-то поверил рассказам Луки, говорит: «Ври, ничего… Мало, брат, приятного на свете…»

Дальнейшие события пьесы показывают, что утешительная ложь Луки, хотя и смягчила нравы в ночлежке, по-настоящему никому помочь не смогла. Судьба ночлежников поистине трагична: повесился Актер, умерла Анна, еще тяжелее, чем прежде, Насте, которой больше никто не верит; Васька Пепел, скорее всего, попадет в Сибирь, только не на «вольные земли», а на каторгу.

А сам Лука исчезает в самый решительный момент, когда людям нельзя помочь словами, а нужны только реальные дела.

Хотя многие сюжетные линии пьесы исчерпываются в третьем акте, М. Горький пишет и четвертый акт, который, как показала многолетняя практика постановки пьесы на многих сценах мира, воспринимается как самый важный.

Когда- то даже А. П. Чехов усомнился в сценичности этого акта.

Обратите внимание

Но зрительское напряжение всегда достигало кульминации именно в четвертом акте, где не происходит никаких событий, но где Сатин произносит свои знаменитые монологи о правде и лжи.

Сатин вовсе не положительный герой пьесы, да такого, наверно, и не могло быть в пьесе о босяках. Но Сатин, сохранивший многие хорошие человеческие качества, стал выразителем идей М. Горького в этой пьесе.

Примечательна биография Сатина, который «убил подлеца в запальчивости и раздражении», защищая честь сестры, а после тюрьмы ему «нет ходу». И этот много переживший в жизни человек утверждает, что людям не нужна ложь.

«Ложь – религия рабов и хозяев», одним она помогает оправдать свое господство, а другим – примириться с бесправием и угнетением. Но тому, кто свободен и «не жрет чужого», ложь не нужна. «Правда – бог свободного человека!».

Не нужно унижать человека ложью, человек всегда должен знать истинное положение дел. Только тогда он сможет победить обстоятельства. Это философское содержание пьесы, особенно отчетливо выраженное в последнем акте, и было особенно дорого зрителю и читателю.

Пьеса М. Горького «На дне» была написана накануне первой русской революции, и в те тревожные дни она утверждала красоту и величие свободного человека. «Человек – это звучит гордо!». Это была пьеса-буревестник, которая предвещала бурю и бурю звала.

Источник: https://diktanty.ru/sochinenie-obrazy-nochlezhnikov-v-pese-a-m-gorkogo-na-dne/

Характеристика пьесы «На дне» Горького М.Ю

Характеристика пьесы

«На дне» Горького М.Ю

Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы.

Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. У Чехова — пьесы утонченных настроений, переживаний.

У Горького — столкновение неоднородных мироощущений, то самое «брожение» мысли, которое наблюдал Горький в реальности. Одна за другой появляются его драмы, многие из них показательно названы «сценами»: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905).

«На дне» как социально-философская драма. Из цикла этих произведений глубиной мысли и совершенством построения выделяется «На дне».

Важно

Поставленная Художественным театром, прошедшая с редким успехом, пьеса поразила «несценическим материалом» — из жизни босяков, шулеров, проституток — и своей, несмотря на это, философской насыщенностью. «Преодолеть» мрачный колорит, устрашающий быт помог особый авторский подход к обитателям темной, грязной ночлежки.

Окончательное свое название пьеса получила на театральной афише, после того как Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: «на дне» не только жизни, а в первую очередь людской души.

Бубнов говорит о себе и своих сожителях: «…все слиняло, один голый человек остался». Из-за «облинялости», утраты прежнего положения герои драмы действительно обходят частности и тяготеют к каким-то общечеловеческим понятиям. В таком варианте зримо проступает внутреннее состояние личности. «Темное царство» позволило выделить незаметный при нормальных условиях горький смысл сущего.

Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога. Свойственная всей литературе начала XX в. болезненная реакция на разобщенный, стихийный мир в драме Горького приобрела редкие масштабы и убедительность воплощения. Автор передал устойчивость и предельность взаимоотчуждения постояльцев Костылева в оригинальной форме «полилога».

В I акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, — о своем. Автором подчеркнута непрерывность подобного «общения». Квашня (с ее реплики начинается пьеса) продолжает начатый за сценой спор с Клещом. Анна просит прекратить то, что длится «каждый божий день». Бубнов обрывает Сатина: «Слыхал сто раз».

В потоке отрывочных реплик и перебранки оттеняются слова, имеющие символическое звучание. Бубнов дважды повторяет (занимаясь скорняжным делом): «А ниточки-то гнилые…» Настя характеризует отношения Василисы и Костылева: «Привяжи всякого живого человека к такому мужу…» Бубнов замечает о положении самой Насти: «Ты везде лишняя».

Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают «подтекстовой» смысл: мнимость связей, лишность несчастных.

Своеобразие внутреннего развития пьесы. Обстановка меняется с появлением Луки. Именно с его помощью оживают в тайниках души ночлежников иллюзорные мечты и надежды.

II и III акты драмы позволяют увидеть в «голом человеке» влечение к иной жизни. Но, основанное на ложных представлениях, оно венчается лишь несчастиями.

Роль Луки в таком исходе очень значительна. Умный, знающий старик равнодушно смотрит на свое реальное окружение, считает, что «для лучшего люди живут… По сто лет, а может быть, и больше — для лучшего человека живут». Поэтому заблуждения Пепла, Наташи, Насти, Актера его не трогают. Тем не менее Горький вовсе не ограничил происходящее влиянием Луки. Писатель, не менее чем человеческое разобщение, не приемлет наивную веру в чудо. Именно чудесное мнится Пеплу и Наташе в некоей «праведной земле» Сибири; актеру — в мраморной лечебнице; Клещу — в честном труде; Пасте — в любовном счастье. Речи Луки потому и подействовали, что упали на плодотворную почву тайно взлелеянных иллюзий. Атмосфера II и III актов другая по сравнению с I. Возникает сквозной мотив ухода обитателей ночлежки в какой-то неведомый мир, настроение волнующего ожидания, нетерпения. Лука советует Пеплу: «…отсюда — шагом марш! — уходи! Прочь уходи…» Актер говорит Наташе: «Я — уезжаю, ухожу… Ты — тоже уходи…» Пепел уговаривает Наташу: «…в Сибирь-то по своей воле надо идти… Едем туда, ну?» Но тут же звучат иные, горькие слова безысходности. Наташа: «Идти некуда». Бубнов когда-то «вовремя спохватился» — ушел от преступления и навечно остался в кругу пропойц и шулеров. Сатин, вспоминая свое прошлое, сурово утверждает: «После тюрьмы нету хода». А Клещ с болью признается: «Нет пристанища… ничего нет». В этих репликах обитателей ночлежки ощущается обманчивое освобождение от обстоятельств. Горьковские босяки в силу своей отверженности переживают эту вечную для человека драму с редкой обнаженностью. Круг существования будто замкнулся: от равнодушия — к недостижимой мечте, от нее — к реальным потрясениям или гибели. Между тем именно в этом состоянии героев драматург находит источник их душевного перелома.

Значение IV акта. В IV акте — прежняя обстановка. И все-таки происходит нечто совершенно новое — начинается брожение ранее сонной мысли босяков.

Настя и Актер впервые гневно обличают своих тупых однокашников. Татарин высказывает прежде чуждое ему убеждение: нужно дать душе «закон новый». Клещ неожиданно спокойно пытается распознать правду.

Но главное выражают те, кто давно никому и ни во что не верит.

Барон, признавшись, что «никогда и ничего не понимал», раздумчиво замечает: «…ведь зачем-нибудь я родился…» Это недоумение связывает всех. А предельно усиливает вопрос «Зачем родился?» Сатин. Умный, дерзкий, он верно расценивает босяков: «тупы, как кирпичи», «скоты», ничего не знающие и не желающие знать. Потому Сатин (он «добр, когда пьян») и пытается защитить достоинство людей, открыть их возможности: «Все — в человеке, все для человека». Рассуждения Сатина вряд ли повторятся, жизнь несчастных не изменится (автор далек от любого приукрашивания). Но полет мысли Сатина завораживает слушателей. Впервые они вдруг чувствуют себя малой частицей большого мира. Актер потому и не выдерживает своей обреченности, обрывая жизнь. Странное, до конца не осознанное сближение «горькой братии» приобретает новый оттенок с приходом Бубнова. «Где народ?» — кричит он и предлагает «петь… всю ночь», «отрыдать» свою судьбу. Вот почему на известие о самоубийстве Актера Сатин откликается резко: «Эх… испортил песню… дурак».

Читайте также:  Краткое содержание трагедии "моцарт и сальери" пушкина: пересказ сюжета по сценам (главам), пьеса в сокращении

Философский подтекст пьесы.

 Пьеса Горького социально-философского жанра и при своей жизненной конкретности была устремлена, несомненно, к общечеловеческим понятиям: отчуждения и возможных контактов людей, мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. Персонажи «На дне» лишь интуитивно прикоснулись к истине, не изжив ощущения безысходности. Такая психологическая коллизия укрупнила философское звучание драмы, раскрывшей общезначимость (даже для отверженных) и труднодостижимость подлинных духовных ценностей. Сочетание вечного и мгновенного, устойчивости и одновременно шаткости привычных представлений, малого сценического пространства (грязная ночлежка) и раздумий о большом мире человечества позволило писателю в бытовой ситуации воплотить сложные жизненные проблемы.

Источник: https://libaid.ru/katalog/gg/gorkij-maksim/3303-kharakteristika-pesy-na-dne-gorkogo-m-yu

Герои пьесы «На дне» Горького: характеристика, образы и судьбы

Позже, в пьесе «На дне», написанной в 1902 году, М. Горький отказался от какой бы то ни было идеализации и романтизации мира «бывших людей». Рисуя образы ночлежников, М. Горький не только отвечает на вопрос: «Кто виноват?». Лука – странник, старый человек, который появляется в пьесе не сразу.

Зритель и читатель уже заглянули на «дно» жизни и ужаснулись человеческому страданию. Дальнейшие события пьесы показывают, что утешительная ложь Луки, хотя и смягчила нравы в ночлежке, по-настоящему никому помочь не смогла.

Сатин вовсе не положительный герой пьесы, да такого, наверно, и не могло быть в пьесе о босяках.

Сочинение Горький М. — На дне

Это люди «дна», изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. Почему же «на дне» жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?

В костылёвском подвале и разворачивается действие пьесы. Автор ставит перед собой цель – показать процесс выживания «бывших» людей, при этом рисуя их собирательный портрет.

Горький вводит в своё произведение Луку, который даёт персонажам надежду на возможность жизненных изменений. Тюрьма поставила крест на творчестве Сатина. В завязке героям не не хочется подметать пол. Актёр постоянно лежит на печке.

Я думаю, ночлежники не имеют смысла жизни. Именно в этом и состоит их трагедия.

Совет

Лука иначе относится к людям, чем обитатели ночлежки, иначе разговаривает с ними. Для Луки убеждение, что все — люди, все — равны, есть исходное. Лука — не столько герой, сколько «католизатор» тех внутренних духовных процессов, которые едва теплились в наимение безнадёжных обитателях ночлежки.

Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из “хозяев жизни”. Состав ночлежников пестрый: они пришли на “дно” разными путями, прожили каждый свою жизнь, они различны и по характеру, по убеждениям, и по силе желания вырваться из подвала.

Горький со всей решительностью вскрывает в пьесе бессилие босяков, их непригодность для дела переустройства России.

Роль Луки в произведении

В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Автор описывает этот приют убогих и “сирых”: “Подвал, похожий на пещеру.

Но вот появляется в пьесе новый, неведомо откуда взявшийся персонаж Лука. Вместе с ним появляется новый мотив в пьесе: возможность утешения или разоблачения.

Сам Горький указывал, в чем состояла главная проблема пьесы: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это что лучше, истина или сострадание? Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на “стариков с детства” и “юных, которые любят”.

Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него. Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной силы. Таков Ларра герой первой легенды.

Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот «сказки говорит» приятно, ведь так мало на свете хорошего.

С первых строк пьесы нас поражает нищенская обстановка: в подвале грязь, антисанитария, болезни. Но герои Горького не обращают внимания на грязь и зловонье, они привыкли к такой жизни, друг к другу и почти не замечают окружающих.

Проститутка Настя мечтает о светлой и чистой любви, но это вызывает лишь смех окружающих. Ради Василисы вор готов совершить преступление – убить Костылева. Они живут лишь ностальгическими воспоминаниями о прошлом, порой идеализируя его. Но и будущего у них нет.

Оно ужасно так же, как и настоящее.

Обратите внимание

Одна из наиболее колоритных фигур в произведении – это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.

За исключением Бубнова, все герои произведения «ночлежный» образ жизни отвергают. Главные герои пьесы «На дне» Сатин и Лука выражают противоположные мнения. Он считает, что назначение сильного человека – искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького.

Это доказывают судьбы героев пьесы «На дне». Верой в человека проникнуто все произведение.

В этом произведении нашли свое отражение противоречия русской жизни. Место действия пьесы — ночлежный дом Костылевых. Грубая и суровая жизнь в ночлежном доме. Законы выживания царят здесь. Нет места жалости, состраданию. На слова Клеща о том, что ему противны люди без совести и чести, Пепел говорит, что совесть и честь нужны тем, у кого сила и власть.

Господа! Если к правде святойМир дорогу найти не умеет, —Честь безумцу, который навеетЧеловечеству сон золотой! После ухода Луки Клещ вспоминает, что старик не любил правды. В драме «На дне» М. Горький показал нам некую модель общества, где находятся люди, попавшие на самое «дно» жизни. Каждый из них по-разному переживает свое положение и свое будущее.

Лука Имя – двойственность образа: Лука означает «светлый» (имя одного из 4-х канонических евангелистов) и вызывает ассоциации со словом «лукавый». В любом видит человека, его светлые стороны, вселяет в людей веру в лучшее и в себя. Лука И. Москвин. Он предлагает «любовь к дальнему»человеку, человеку мечты.

Сатин: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека» «Человек – вот правда! Философия Луки Лука – носитель философии веры. Он верит в любого человека. Правда Луки выражается простой формулой: «Во что веришь, то и есть». Акт II. Художник С. Гонков. Философия автора А.М.

Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично.

Нищая обстановка, грязь, свет, идущий сверху вниз. Это еще более подчеркивает, что речь идет о самом «дне» общества. Сначала пьеса называлась «На дне жизни», но потом Горький поменял название — «На дне». Оно полнее отражает идею произведения. Шулер, вор, проститутка- представители изображенного в пьесе общества.

Герои пьесы мало говорят о том, как жили раньше. У каждого ночлежника речь имеет характерные особенности. Барон, помнящий о своём благородном происхождении, высокомерно разговаривает с Лукой.

Речь Костылёва насыщена нарочито-ласковыми словами: «полтинничек», «маслице», «лампадка». Утешительную ложь Луки он называет «религией рабов и хозяев».

В последнем акте пьесы становится видна беспросветность жизни ночлежников.

Похожие сочинения

Почти все герои пье сы — обитатели ночлежки. Ваське Пеплу Лука говорит о том, что в Сибири его жизнь сложится не так уж плохо. «А хорошая сторона — Сибирь! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике!» Пусть слова старика могут вызвать сомнение. Даже в тех случаях, когда любить и уважать их не за что.

Попытки утешить страждущих для Луки не самоценны. Он не упивается своей ролью как утешителя, он использует ложь как средство пробудить что-то человеческое в омертвевших душах обитателей «дна». И не его вина в отсутствии результата. А потом люди уже сами станут решать, предпринимать ли им что-нибудь или нет.

Пьеса не дает ответа, изменится ли жизнь хоть кого-то из обитателей дна. И, на мой взгляд, это не случайно.

Важно

При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным.

Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее.

Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно.

Источник: https://estortenok.ru/geroi-pesy-na-dne-gorkogo-kharakter/

Анализ пьесы «На дне» Максима Горького

Пьеса «На дне» была создана Максимом Горьким специально для труппы Художественного театра, и первоначально не выглядела в глазах автора как самостоятельное литературное произведение. Однако сила психологического воплощения, острая, в какой-то степени даже скандальная, тема произведения, вывела пьесу «На дне» в ранг сильнейших драматургических произведений.

«На дне» – это своеобразнее продолжение тематики униженных и оскорбленных в русской литературе. Автор повествует о мыслях и чувствах людей, которые по воле обстоятельств оказались на самом дне общества. В самом названии произведения заложен глубочайший смысл, который очень точно отображает тему пьесы.

Основные образы и герои пьесы «На дне»

С первых страниц драмы «На дне» перед нами разворачивается темная и нелицеприятная картина.

Темный грязный подвал, который больше похож на первобытную пещеру является жилищем многих людей, которые по разным причинам оказались на дне социальной жизни.

Многие из них в прошлом богатые успешные люди, которые сломились под давлением судьбы, многие продолжают здесь свое нищенское существование.

Все они скованы одними путами, которые заключаются в отсутствии какого-либо духовного и культурного развития. Жители ночлежки устали бороться с трудностями и покорно плывут по жизненному течению. Горький ярко изображает людей потерянных, которые никогда не смогут подняться из «дна».

Вор Васька Пепел не пытается изменить свои жизненные ценности, говоря о том, что продолжает воровской путь своих родителей. Актер, который по сути был одним из наиболее мыслящих жителей ночлежки, не в силах применить свои философские размышления на практике, окончательно спивается.

В страшных муках умерла Анна, которая все же свято верила до последнего момента своей жизни в выздоровление. Но как и каждом обществе, даже на самых его низах был человек, который пытался обнадежить и зажечь огонь веры в душах обездоленных.

Совет

Таким героем был священник Лука. Он пытался вселить в людей веру во спасение, толкал их на то, чтобы они почувствовали в себе силы и выбрались из низов общества. Однако его никто не слышал. После смерти священника, существование людей стало еще более невыносимым, они потеряли ту слабую тонкую нить надежды, которая все – таки была в их душах.

Это уничтожило мечты Клеща о лучшей жизни, и он первый сдался в своей борьбе за существование. Надежда на то, что хотя бы кто-нибудь сможет выбраться отсюда, оказалась полностью растоптана. У обитателей не было сил пойти за тем огоньком, который Лука им показывал.

Трагедия общества в пьесе

На примере героев, автор показывает, как нельзя жить людям. И это ни как не касается их падения, так как от этого никто в жизни не застрахован. Но оказавшись на дне, никто не имеет права повиноваться обстоятельствам, а наоборот, это должно послужить мощным толчком к лучшей жизни.

«На дне» можно расценивать как своеобразную историческую летопись. Ситуация, которая описана в пьесе была довольно распространенной в начале века.

Многие люди, воспринимали это не как нечто ужасное и антигуманное, а так как закономерное явление. В этом и состоит трагедия общества, которое фактически поспособствовало падению слабых людей, и даже не осознает факт своей причастности к этому.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Чехов «Ионыч»: тема рассказа, образ и деградация главного героя
Следующая тема:   Вампилов «Прощание в июле»: характеристика и особенности пьесы

Источник: https://www.nado5.ru/e-book/gorkii-na-dne

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]