Историческая основа “слова о полку игореве”: каким событиям посвящено произведение?

Исторические события в “Слове о полку Игореве” — сочинение

В древнерусской литературе не было вымышленных сюжетов и героев. История — главный предмет ее интереса.

Поэтому летопись — «Повесть временных лет» — и ее разнообразные продолжения были главным жанром, становым хребтом литературы той эпохи.

Вокруг летописи располагались другие сочинения с невыдуманными персонажами: похвальные слова князьям, жития святых, слова-наставления к религиозным праздникам, поучения религиозных деятелей или князя Владимира Мономаха.

«Слово о полку Игореве» тоже вырастает на реальной основе. История Игорева похода с некоторыми разночтениями изложена в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.

Обратите внимание

Конец XII века — осень Древнерусского государства. Золотые времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха остались позади. Киевская Русь вступила в эпоху междоусобиц и потрясений.

Князья разделились на два лагеря: потомков Владимира Мономаха и его противника Олега Святославича (в «Слове» он упоминается под знаменательным прозвищем Олег Гориславич). Мономаховичи и Ольговичи ожесточенно враждовали и друг с другом, и между собой.

Игорь Святославович, князь Новгород-Северский, внук Олега Святославича, правнук Ярослава Мудрого, принадлежал к ветви Ольговичей.

В это время на южных границах Древнерусского государства, между Волгой и Доном, укрепились кыпчаки, тюркоязычные кочевники, на Руси называемые половцами.

В «Слове» они постоянно именуются погаными, что означает не оценку, а определение: нехристиане, язычники.

В эпоху княжеских раздоров половцы, напротив, объединились под предводительством хана Кончака и регулярно совершали набеги на русские земли, разоряли города и селения.

Для русских князей половцы бывали то врагами, то союзниками. Мощные половецкие отряды использовались в княжеских распрях. Еще в 1180 году половцы фактически спасли Игоря. Разбитый в сражении с другим русским князем, он успел вскочить в одну ладью с будущим противником, ханом Кончаком, и уплыл от погони.

Однако в 1184 году и русским князьям удалось объединиться под предводительством Святослава Всеволодовича и нанести половцам чувствительное поражение: освободить русских пленных, захватить военные машины и даже «басурманина», который стрелял «живым огнем». Игорь на это победоносное сражение не успел: его коннице помешал гололед.

Важно

Может быть, пытаясь искупить прежний союз с ханом Кончаком и доказать преданность общему русскому делу, он начинает свой поход против поганых — вопреки предзнаменованиям (солнечное затмение — не вымысел, а историческая реальность), не согласовав свои действия с другими князьями, взяв в союзники лишь родственников: брата, князя Курско-Трубчевского Всеволода, племянника, князя Рыльского Святослава Ольговича, и сына, князя Путивльского Владимира.

Начало похода обычно датируют вторником, 23 апреля 1185 года (дата определяется по солнечному затмению, произошедшему накануне выступления). В первом сражении Игорю сопутствовала удача: враги обратились в бегство, были захвачены пленные и их полевые кибитки-домики (вежи).

Но уже на следующий день половцы окружили Игорево войско. Летописный Игорь говорит: «Кажется, мы на себя собрали всю их землю». Русские в пешем строю начали пробиваться к реке Донец. «Если побежим, спасемся сами, а черных людей оставим, то от Бога нам будет грех, — произносит Игорь.

— Или умрем, или живы будем все вместе».

Битва длилась целый день, в результате почти осуществилось первое предсказание князя. Почти все рядовые воины погибли или утонули. Раненый в руку, Игорь был схвачен половцами, чуть позднее к нему присоединили других князей-пленников. Свое поражение Игорь рассматривал как Божье наказание за свои грехи: убийства, кровопролитие, разорение «безвинных хрестьян».

Однако плен оказался для него достаточно легким и даже относительно свободным. Видимо, Кончак видел в Игоре не только врага, но и прежнего союзника. Двадцать сторожей при князе были скорее слугами: они не мешали его поездкам по степи и выполняли его поручения. Игорь развлекался ястребиной охотой и даже вызвал из Руси священника: «поганые» не мешали ему молиться по-своему.

Инициатива его побега тоже принадлежала половцу, видимо крещеному в христианство. Вначале князь отказался пойти «неславным путем», рассматривая побег как хитрость или трусость. Но, узнав, что возвращающиеся из очередного набега половцы собираются убить всех русских пленных, он все-таки решился.

Побег был, конечно, опасным, но нетрудным. На другую сторону реки был послан слуга с конем. Вечером, на закате, когда стражники играли и веселились, думая, что князь спит, Игорь помолился, тихо переплыл реку и тайно проехал сквозь половецкие вежи.

Через одиннадцать дней, спасаясь от погони, он добрался до пограничной со степью реки Донец, потом появился в своем Новгороде-Северском и лишь затем — в Киеве.

Совет

История Игорева похода и побега имеет любопытный эпилог. Сын Игоря Владимир еще до похода был помолвлен с дочерью Кончака. В плену, уже после побега отца, состоялась их свадьба.

Через два года Владимир вернулся на родину «с дитятею» и был повенчан с Кончаковной.

Так что слово «сваты» употреблено в «Слове» совсем не случайно: русский князь Игорь и половецкий хан Кончак действительно стали сватами.

Игорь умер в самом начале следующего, XIII века, в 1202 году. Если бы не «Слово», он так и остался бы малозаметной исторической фигурой, одним из удельных князей эпохи феодальной раздробленности Руси.

Но из исторической реальности, опираясь на нее, безвестный автор «Слова» сотворил реальность художественную. Автор обессмертил князя Игоря, превратив его в образ.

Все сочинения по поэме «Слово о полку Игореве»

Источник: https://sochinenie-rus.ru/istoricheskie-sobyitiya-v-slove-o-polku-igoreve-sochinenie/

Слово о полку Игореве». Историческая основа. История создания

«Слово о полку Игореве» – величайший памятник мировой литературы. Переписывалось в течение 300 лет. Создан в 12 веке на Киевской Руси. «Слово» было найдено в списке 16 века. Оно входило в состав рукописного сборника, купленного Мусиным-Пушкиным.

Историческая основа:

В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. С 1061 года юго-восточные границы Киевского государства начинают подвергаться опустошительным набегам степных кочевников-половцев. Русские князья проводят время в междоусобицах, иногда даже вступая в союз с кочевниками.

В начале 12 века Мономах прогоняет врагов далеко за Дон.

Со смертью Владимира Мономаха усиливается феодальная раздробленность, набеги становятся более частыми

1170 год – съезд южнорусских князей.

1184 год – коалиция разбивает половцев.

Но зато в 1185 году русские войска терпят сильнейшее поражение.

Итак, исторические события, связанные с походом и поражением северских князей – Игоря Святославича, его брата Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава Олеговича и легли в основу «Слова о полку Игореве».

Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести:

1. Лаврентьевская (северорусская). Лаконична и неконкретна, носит лишь религиозно-дидактическую окраску. Приводятся цитаты из «священного писания».

2. Ипатьеская (южнорусская). Подробное описание, трагедия. Человек, который описывал эти события, был сам вовлечён в них. Она не лишена художественности.

Обратите внимание

Перед нами две различные редакции исторической повести. Зато художественное своеобразие «Слова» особенно ярко раскрывается при его сопоставлении с летописными историческими повестями.

Написано было между 1185 и 1187 годами.

Идейный пафос и художественное своеобразие «Слова».

Задача автора была в том, чтобы дать верную политическую оценку событиям, показать своим современникам, какое значение имеет неудача Игорева похода для исторической судьбы всей русской земли.

Основная идея – страстный «призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ».

Надо сказать, что идейная и художественная сторона в «Слове» неотделимы друг от друга.

Художественное своеобразие:

«Слово о полку Игореве» представляет собой своеобразный мир образов, в котором живут, строят планы, борются, радуются и печалятся, делятся мыслями и чувствами разного положения люди феодального класса: князья и дружинники.

С художественной точки зрения «Слово о полку Игореве» поражает стройностью и внутренним единством, гармонией всех входящих в его состав компонентов – образов, картин, элементов словесного оформления.

Батальная живопись «Слова» отличается необычайной яркостью красок. Битва рисуется в этих картинах как богатырская потеха, как шумный пир.

Это произведение не словесно-изобразительного, а словесно-выразительного творчества, не эпически повествовательное полотно, а лирически песенный словесный поток. Песенный характер «Слова» выражается в отчётливо лирическом складе этого произведения.

Надо сказать о значении описания природы в «Слове». Каждый раз перед битвой она особенно ярко отражает предстоящие события.

Гражданская патриотическая идея прочно цементирует в единое художественное целое все части произведения. Чёткость политической мысли, лирическая взволнованность, публицистическая страстность, широта исторического мышления, высокая художественность – всё это делает «Слово» прекрасным произведением русской литературы.

Система образов в «Слове».

«Слово о полку Игореве» отличается большим количеством различных образов.

«Слово о полку Игореве» – произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова» очень точно соответствует его идейному замыслу. Все образы «Слова» способствуют выявлению его основной идеи – идеи единства Руси.

Важно

1) Свой призыв к единению, своё чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. «Слово» посвящено всей Русской земле в целом. К Русской земле обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли – центральный в «Слове»; он очерчен автором широко и свободно.

В обширных пространствах Руси могущество героев «Слова» приобретает гиперболические размеры.

Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развёртывается действие «Слова», передают ощущение бескрайних просторов родины.

Широкий простор родной природы живо ощущается и в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, к Днепру, к солнцу.

Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится её образ.

Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова о полку Игореве» и её историю.

Автор «Слова» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть всю Русь целиком.

2) Отношение автора «Слова» к русским князьям двойственное: он видит в них представителей Руси, он им сочувствует, но осуждает их эгоистичную, узко местную политику и их раздоры, их нежелание совместно защищать Русскую землю.

Совет

В русских князьях автор «Слова» в большей мере отмечает их положительные черты, чем отрицательные. Автор подчёркивает подвиги русских князей.

3) Совсем особую группу составляют женские образы. Все они овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом.

4) Особняком в «Слове» стоит образ певца-поэта Бояна. С воспоминания о Бояне он начинает своё выступление, его он рисует великим поэтом прошлого. Боян – «вещий».

В идейном замысле образ Бояна имеет существенное значение.

Фольклорность «Слова».

«Слово…» – не только воинская повесть, но и песня. Именно с этим жанром связана русская фольклорная традиция. Все факты даны в эмоциональном, лирическом восприятии автора.

Используя поэтическую образность фольклора, автор восхищается доблестью и мужеством князей, скорбит и плачет об их судьбе, укоряет их за неразумие, страстно призывает всех князей выступить в защиту интересов земли русской, радуется возвращению Игоря из плена.

Традиционна для русского фольклора следующая песенная символика: князья – это «солнце», «молодые месяцы», «соколы»; Ярославна плачет словно «одинокая кукушка» и т.д. В таких же традициях выдержано описание сна Святослава: покрывало – символ похорон, жемчуг – слез и проч.

Все это взято из русского фольклора. Как, впрочем, и прием олицетворения (автор черпал из фольклорные метафоры, сравнения, эпитеты, которыми изобилует текст): «чистое поле», «красны девки», «борзые кони» – эпитеты, «Донец сказал князю Игорю…» – олицетворение, например.

С русским песенным жанром связаны и многие рефрены (повторяющаяся часть или строка): «О русская земля!..» или «За землю русскую, за раны Игоревы!.. – эти строки часто повторяются.

С фольклорной традицией связано и начало «Слова»: «Не подобало ли бы нам, братья, начать старинным складом печальную повесть..?

Обратите внимание

Поэтический стиль слова строится на словесных образах-символах, восходящих к народной поэзии. Автор, опираясь на традиции народной поэзии, построил героическую поэму, полную патриотизма. А без фольклорных традиций у него ничего бы не получилось.

Поэтический стиль «Слова».

Свойственный народной поэзии постоянный эпитет, неизменно связанный с названием определённого предмета, составляет характерную черту поэтики «Слова».

Как и в народной поэзии, в «Слове» волк всегда «серый», орёл – «сизый», ворон обязательно «Чёрный», стрелы – «Калёные», девки – «Красные».

Читайте также:  Значение "слова о полку игореве" в русской литературе

Эпитет «вещий» неоднократно используется в «Слове» в словосочетании «вещий Боян». У Бояна и персты вещи.

Кроме постоянных эпитетов, носящих традиционный характер, в «Слове» иногда проскальзывают эпитеты, поражающие оригинальностью, заставляющие по-новому ощутить вещи. Например, эпитет «серебряный» в приложении к берегу реки.

Пленяя нас богатством и разнообразием поэтического словаря, «Слово» производит сильное впечатление и фигуральностью (гиперболы, восклицания, вопросы), интонационным богатством своего языка. Оборами аффективно-приподнятой речи наполнены и «золотое слово» Святослава, и «плач» Ярославны, и «слово» автора повести.

Поэтика воинской повести существенно отличается от поэтики житийной литературы. Поэтический язык «Слова» звенит всеми голосами земной жизни, говорит о красоте земных страстей полными страсти словами; это буйный и жизнерадостный язык княжеских дружин.

Тесная связь «Слова» с устной народной поэзией: отрицательные метафоры, некоторые типично народные эпитеты, плачи, прославления («Слово» заканчивается славой русским князьям.)

Характерна ритмичность поэтического языка «Слова». Тревожный ритм (волнение Игоря перед бегством), ритм большого, свободного дыхания (плач Ярославны)

«Слово о полку Игореве» – воинская повесть, поражающая своим необычайным художественным совершенством.

Композиция «Слова».

Так как в «Слове» преобладающую роль играет эмоционально-лирическое начало, в его композиции мало изображающих внешний мир картин и очень много места занимает изображение и выражение душевных движений.

Композиция «Слова» очень ритмична и логична, чётко выстроена.

«Слово» состоит из вступления, трёх основных частей и заключения.

Важно

Во вступлении мы видим певца Бояна. Он пел славу русским князьям. Автор размышляет, как начать повествование: правдиво или с полётом фантазии. Метод Бояна (фантазийный) ему не подходит.

1174 год – I поход Игоря.

1183 год – II поход Игоря.

I часть.

Завязка – выступление русских войск. В «Слове» в отличие от исторической летописи, инициатива похода принадлежит не Игорю, а Всеволоду.

II часть.

Центральная часть. Кульминация – поражение войска. Символ Руси – Киев, поэтому сюда и перенесены все действия. Сон Святослава (предвидит гибель Игоря). Чувство скорби Святослав выражает в «золотом слове», которое перерастает в публицистический призыв автора к князьям русским.

Публицистика сменяется лирическим плачем Ярославны над Путивлем.

III часть.

Плач Ярославны – олицетворённая природа, обращение к ветру, Днепру и солнцу. Этот плач – важное звено для развития сюжета; плач предваряет разлуку – бегство Игоря из плена. Затем – бегство Игоря со сказочными превращениями.

III часть самая эмоционально-поэтическая. В конце – слава князьям за мужество и храбрость.

Итак, автор берёт из истории лишь некоторые факты, которые позволяют ему ярче выразить главную идею. И именно гражданский патриотизм является основой композиции.

Источник: https://cyberpedia.su/16xdc97.html

Ответы на вопрос “25. Историческая основа слова о полку игореве.” – Конспектов.Нет

В основе подлинные исторические факты. С 1601  юго восточные границы подвергаются опустошительным набегам степных кочевников половцев. Святославу Всеволодовичу удалось  в 1183 году создать небольшую коалицию южнорусских князей, который приняли участие в походе на половцев. Поход был удачный.

Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести – в составе Лаврентьевской летописи(север) и Ипатьевской(юг).В Ипатьевской дано подробное описание похода Игоря. последовательное описание событий..Не лишена художественности. Автором ее был скорее всего участник событий.

В Лаврентьевской летописи рассказ лаконичен. летописец осуждает  Игоря. Слово было написано между 1185 и 1187.. Эти даты устанавливаются на основе самого произведение( в Слове говориться о Владимире Глебовиче как о живом, а в 1187 он умер; Игорь бежал из плену в 1185. в 1187 вернулся Владимир Игоревич с сыном. А в конце здравница ему есть)

Совет

 Как и другие памятники др. литературы анонимно. Произведение могло быть написано киевским боярином Петром Бориславичем.он был летописцем. Он не был подневольным и мог позволить себе мудрое осуждение князей.

Было произведено сравнение отрывков Ипатьевской летописи(те отрывки,что писал Петр) со словом и была выявлена схожесть этих произведений. Безусловно автор Слова очень образованный человек, хорошо знакомый с книжной литературой.

Скорее всего был светским человеком, далеким от официальной церкви(много языческого) Из высших феодальных кругов тк очень хорошо осведомлен в политических делах. Выражал интересы Ольговичей старший из которых Святослав..

Из-за этого ученые склоняются к черниговскому или киевскому происхождению Слова. Лихачев считал автора Слова,профессиональным певцом поэтом,пользовавшимся покровительством или Святослава Киевского либо Игоря.

Обычно без труда определяется, которое из двух перекликающихся произведений является оригиналом. В особом положении оказались два памятника, идейно и художественно связанные между собой, – «Слово о полку Игореве» и «Задонщина». Каждый из этих памятников посвящен точно датируемому событию – походу Игоря Святославича на половцев 1185 г. и Куликовской битве 1330 г.

Но в то время как «Задонщина», хотя и неизвестная в авторском или близком к нему списке, все же дошла в рукописи 1470-х годов и в более поздних, а потому датировка ее не вызывала больших споров, судьба «Слова о полку Игореве» дала скептикам дополнительный повод усомниться в его близости к описанному в нем событию.

Это произведение даже и в сгоревшем мусин-пушкинском списке читалось лишь в копии не старше конца XV в.

Вторичность текста «Задонщины» в данном эпизоде подтверждается прежде всего самым появлением в сознании писателя конца XIV в. образа Бояна. У поэта XII в. естественно могло возникнуть воспоминание об этом вдохновенном певце второй половины XI в.

, чьи песни, еще сохранившиеся в памяти народа, конечно, он слышал и потому отчетливо представлял себе их содержание и поэтические качества.

Обратите внимание

Для писателя же конца XIV столетия образ Бояна не мог быть живым, так как невероятно, чтобы еще два века песни Бояна, а вместе с ними и имя их слагателя сохранились в народной памяти и дошли до современников автора «Задонщины».

Откуда же в таком случае пришло в ее текст упоминание певца Бояна? Утверждая первичность «Задонщины» по сравнению с поэтическим памятником, рассказывающим о событии конца XII в., мы сразу останавливаемся перед этой загадкой. Но допустив, что о Бояне писатель конца XIV в. знал только по его литературному портрету XII в.

, мы без труда объясним отсутствие в повести Софония характеристики поэтического стиля незнакомого певца и противопоставления этого стиля его собственному рассказу «по делом и по былинам». Взамен перечня неизвестных ему героев песен Бояна Софоний, в соответствии со своими историческими представлениями, назвал имена тех крупнейших киевских князей, от которых вели свой род в XIV в. московские великие князья (Игоря Рюриковича, Владимира Святославича и Ярослава Владимировича).

Сопоставление параллельных эпизодов и словосочетаний «Задонщины» и «Слова о полку Игореве» позволяет сделать некоторые общие выводы.

Совпадающие эпизоды не равноценны по их месту в общем тексте памятников: из цельных, стройных композиций «Слова», все элементы которых идейно и художественно крепко спаяны, в «Задонщине» читаются иногда лишь отдельные фразеологические сочетания, вставленные в совершенно иной по общему замыслу контекст.

Чем сложнее поэтический образ в «Слове», тем более упрощенным, а иногда и искаженным он оказывается в тексте «Задонщины», чем проще и яснее фраза «Слова», тем лучше она передается и легче восстанавливается по спискам «Задонщины».

Самая ситуация, в какой одна и та же или очень близкая фраза звучит в обоих памятниках, не всегда совпадает: то, что в «Слове» составляет часть сложного поэтического образа, в «Задонщине» иногда входит в «прозаическое» изложение, с ослабленной метафоричностью.

В ряде случаев образные выражения «Слова» (метафоры, метонимии) вообще снимаются и заменяются прозаическими: вместо «вещие персты» – «гораздые», «крычат телегы» – «въскрипели телегы», «выседе из седла злата в седло кощиево» – «выседоша з борзых коней на судное место на поле Куликове», «загородите полю ворота своими острыми стрелами» – «замъкни Оке-реке ворота, чтобы потом поганые к нам не ездили» и т. д.

В тех случаях, когда в параллельном эпизоде «Слова» встречаются архаизмы или редкие для конца XIV в. слова, в «Задонщине» на их месте оказываются иногда неудачные замены (истягну – истезавше, мечи харалужные – берега харалужные и т. д.), иногда переводы на более привычную лексику (кикахуть – кличут, къмети – полководцы, комони – кони, канина паполома – ковыль).

Важно

Даже если предположить, что у «певца Игоря» был в руках список «Задонщины», весьма близкий к автографу, наиболее точно передающий параллельные со «Словом» эпизоды, и тогда невозможно себе представить, чтобы этот «певец» смог собрать в идейно и художественно крепко спаянные картины отдельные разбросанные по разным местам «Задонщины» выражения, придав им при этом смысловую и образную законченность, слив в стройную синтаксическую композицию. С другой стороны, не менее трудно вообразить, чтобы другие эпизоды «Задонщины» этот «певец Игоря» расчленил на части и включил в разные отрывки своего рассказа настолько умело, что они стали нераздельными элементами его изложения, что «швы», соединяющие их с текстом, сгладились бесследно. Однако в «Задонщине» эти «швы» просматриваются обычно без труда: на них указывает или слабая связь с контекстом и синтаксическая несогласованность, или создаваемая выписками из «Слова» пестрота стиля, или неясность смысла отдельных отголосков его, выступающая среди вполне четкого деловитого рассказа. В тех частях «Задонщины», которые имеют параллели со «Словом», есть, как мы видели, немало «темных мест», смысловых, синтаксических и стилистических неувязок – все они разъясняются с помощью текста «Слова». Но ни одна из этих параллелей в чтении «Задонщины», даже максимально восстановленном, не вносит ничего в истолкование соответствующих эпизодов «Слова о полку Игореве».

Все эти наблюдения показывают, что попытка «перевернуть гипотезу» и задать вопрос, «не вдохновлялся ли певец Игоря „Задонщиной“», – не дает положительных результатов.

Все то, что этот «певец» мог бы извлечь из «Задонщины», никак не помогло бы ему превратить летописный рассказ о походе Игоря в гениальное, и по глубокому идейному замыслу, и по его художественному воплощению, произведение, сохраненное мусин-пушкинской рукописью.

Но крепко спаянное со всей высокой культурой Киевской Руси, отвечавшее эстетическим понятиям XII в., «Слово о полку Игореве» естественно могло вдохновить писателя конца XIV в.

Автор «Задонщины» не случайно сблизил самый художественный строй своего рассказа о Куликовской битве с описанием несчастливого похода Игоря Святославича. Из предисловия к «Задонщине» видно, что ее автор, как справедливо отметил еще в 1941 и 1945 гг. Д. С.

Лихачев, подобно московским летописцам конца XIV – начала XV в., воспринимал призывы к борьбе с половцами, звучавшие в «Повести временных лет», как «призывы к борьбе с татарами» , и «усмотрел в событиях „Слова“ («Слова о полку Игореве», – В. А.-П.) начало татаро-монгольского ига».

Вот почему, начиная с предисловия к «Задонщине», мы ощущаем, что ее автор рассматривает «Слово о полку Игореве» как «произведение о начале татаро-монгольского ига» и стремится «противопоставить ему произведение о конце татаро-монгольского ига». С точки зрения Д. С.

Лихачева, «Задонщина» явилась «своеобразным „ответом“» на «Слово о полку Игореве».

«Задонщина» – не плагиат, беспомощно подражающий «Слову», это – самостоятельная повесть, попытавшаяся воспользоваться по-своему литературным наследием. Она ценна и как отклик на крупнейшее событие в истории борьбы с татаро-монголами, и как несомненное свидетельство того, какой глубокий след в литературе XIV в. оставило «Слово о полку Игореве». 

Источник: http://www.konspektov.net/question/1595007

Историческая основа Слова о полку Игореве

Историческая основа «Слова о полку Игореве»

Автор: Разное

«Слово…» рассказывает о походе на половцев в 1185 году храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославовича. События этого похода происходили следующим образом.

Не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь, очертя голову, отправился в дальний поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива, когда-то принадлежавшие Черниговскому княжеству.

Поход состоялся весной 1185 года, в нем, кроме самого Игоря, участвовали его сыновья и князь Святослав. У берегов Донца войско Игоря застало затмение, считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь пренебрег поверью. У Оскола к войску присоединился его брат Всеволод. Застать половцев врасплох не удалось, т.к. половцы были готовы к бою и вооружены.

Но Игорь счел позором вернуться домой без победы и пошел навстречу смерти. Первое столкновение с половцами было удачным для войск Игоря. Русские захватили обоз и пленных. На рассвете следующего дня половецкие полки начали наступление на русских. Против небольшого русского войска собралась вся Половецкая земля.

Совет

Но и тут Игорь, произнеся ободряющую речь, приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь полки врага всем вместе. Трое суток Игорь со своим войском пробивался к Донцу, был ранен в бою. Воины были истомлены жаждой. Утром вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников дрогнули. Игорь, надеясь их остановить, поскакал за ними, но отстал.

Читайте также:  История создания повести "детство" горького от замысла до публикации

На обратном пути он был взят в плен половцами. Он видел, как бьется его брат Всеволод.

Поражение Игоря имело несчастные последствия для всей Русской земли, так как половцы убедились в слабости русских княжеств.

Нельзя сказать, что в плену к Игорю относились плохо, напротив, он пользовался относительной свободой и почетом. Однажды вечером Игорь бежал, пока половцы, стерегшие его, играли и веселились, думали, что он спит.

Князь перебрался через реку, сел на коня, приготовленного ему Лавром, и проехал через половецкий стан. Одиннадцать дней Игорь пробирался до Донца.

И, наконец, приехал в свой родной Новгород-Северский, где был встречен с радостью.

Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но только автор «Слова…» поднялся на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно забылась, и только в конце XVIII века обнаружили единственно уцелевший список, и она зазвучала с новой силой.

Источник: http://MirZnanii.com/a/361221/istoricheskaya-osnova-slova-o-polku-igoreve

История создания “Слова о полку Игореве”, историческая основа произведения

Время создания «Слова о полку Игореве» определяется следующими датами: «Слово» написано при жизни князя Игоря (умер в 1202 году), который назван «нынешним», и великого киевского князя Святослава (умер в 1193 году).

«Слово» упоминает как живых и Ярослава Осмомысла, умершего в 1187 году, и Владимира Глебовича, князя переяславского, который погиб во время похода русских на половцев в 1187 году.

Итак, время создания «Слова о полку Игореве» датируется, примерно, между 11 85 и 1187 годами.

Существует гипотеза, что поэма создалась в два приема: первая, трагически-мрачная, часть, содержащая призыв к объединению князей и помощи их Святославу киевскому, замышлявшему новый поход на половцев, заканчивалась «Плачем Ярославны»; она написана летом 1185 года; вторая, ликующе-радостная, — в конце 1187 года, после того, как из плена вернулся Владимир Игоревич.

Обратите внимание

Какова же историческая основа “Слова о полку Игореве”? Сюжетом интересующего нас произведения является исторический факт: неудачный поход на кочевников половцев Игоря Святославовича совместно с его братом Всеволодом, юным сыном Владимиром из Путивля, а также племянником Святославом Ольговичем. Поход этот был осуществлен в конце апреля и начале мая 1185 года.

Борьба с половцами становится в эти годы особенно интенсивной.

В 1184 году, после нашествия на русские области половецкого хана Кончака, великий киевский князь Святослав Всеволодович, двоюродный брат Всеволода и Игоря Святославовичей, собирался в степь на половцев со своими старшими родичами, но сначала в поход пошли только младшие князья; за ними летом выступили и старшие. Поход окончился победой русских князей; хан Кобяк и другие половецкие князья были взяты в плен.

Затем Игорь Святославович новгород-северский отправился на половцев самостоятельно, независимо от старших князей. Весной 1185 года он углубился в половецкие степи.

Сначала военная удача была на его стороне, но затем он потерпел поражение; все князья, участники этого похода, попали в плен к половцам.

Игорь бежал из плена в том же 1185 году, а сын его Владимир вернулся из плена осенью 1187 года с женой, дочерью хана Кончака.

Походу Игоря и его военной неудаче современниками было продано большое значение как нарушению общего плана борьбы с половцами, дробившему военные силы в то время, когда князьям необходимо было объединение, для того чтобы нанести решающий удар врагу, мешавшему созданию русского национального государства. Такова, вкратце, историческая основа “Слова о полку Игореве”.

Источник: Пишем сочинения по “Слову о полку Игореве”. М.: “Грамотей”, 2006

Источник: http://classlit.ru/publ/drevnerusskaja_literatura/slovo_o_polku_igoreve/istorija_sozdanija_slova_o_polku_igoreve_istoricheskaja_osnova_proizvedenija/71-1-0-238

Историческая основа “Слова о полку Игореве”

Историческая основа «Слова о полку Игореве»

Историческая справка о князе Игоре

Отец Игоря Святославича – Святослав Ольгович, мать – дочь новгородского посадника Петрилы. У Игоря было пять сыновей и одна дочь. В Новгород-Северске стал княжить в 1178 году, когда скончался князь Олег Северский.

В 1180 году от рождества Христова князь Игорь вступил в междоусобную борьбу против смоленских князей, взяв приступом город Глебов. На помощь он призвал внука Шарукана.

В 1184 году Киевский князь Святослав предпринял поход против половцев, собрав многих русских князей. Князь Игорь не участвовал в этом походе. По одной версии он не успел прибыть к началу похода, так как была гололедица, и ноги у коней разъезжались.

Важно

По второй версии, которая кажется более правдоподобной, от похода на половцев отказался старший из рода черниговских князей Ярослав Всеволодович. Игорь, являясь его вассалом, досадовал на старшего князя, но подчинился. Поход Святослава закончился удачей, князья пришли с богатой добычей.

Князь Игорь позавидовал Святославу, его славе и богатству, поэтому решил сам в одиночку выступить против половцев. В его походе участвовал его сын Владимир, его брат Курский князь Всеволод и несколько других князей.

С князем Всеволодом Игорь встретился у города Оскол и отправился далее. Первая битва 10 мая у реки Сюурлий недалеко от Азовского моря увенчалась победой, так как русичи встретились с малочисленным отрядом половцев.

Важно

Победа окрылила их, беспечные, они заснули. Ночью хан Кончак и Гзак привели большое войско. Во второй битве и Игорь, и Всеволод бились как настоящие богатыри, но силы были слишком неравные.

Войско Игоря было разбито, а сам князь с сыном Владимиром и братом Всеволодом был взят в плен.

В плену Игорь был достаточно свободен. К нему были приставлены 20 воинов, которые выполняли его приказания. Игорь не сидел под замком, а мог спокойно ездить на коне.

Бежать из плена Игорю помог половец Лавр.

Историческая справка о хане Кончаке.

Хан Кончак – сын половецкого хана Отрока, внук Шарукана, свояк князя Игоря, так как сын Игоря Владимир женился на дочери Кончака. Хан Кончак принимал активное участие в княжеских междоусобицах Руси. В 1180 году он ввязался в крупную междоусобицу смоленских и черниговских князей , на стороне последних.

Хан Кончак был дружен с Игорем. Они вместе воевали на стороне черниговских князей. После битвы у Долобска они вместе бежали с поля боя в одной ладье

Совет

В битве с Игорем у Каял-реки хан Кончак разбил войско своего прежнего соратника, а самого его взял в плен.

После победы над Игорем Кончак пошёл к Переяславлю, обступил город и бился целый день с князем Владимиром Глебовичем. Владимир попросил помощи у Святослава. Тот поплыл по Днепру, и половцы бежали от Переяславля.

Потом Кончак осадил город Римов, взял его, набрал множества пленных и пошёл к себе домой.

Вплоть до 1190 года хан Кончак беспокоил и разорял русские земли, сжига города, угонял в плен людей, пока не потерпел сокрушительного поражения от объединённой рати Святослава Всеволодовича и Рюрика Ростиславовича.

Историческая справка о князе Святославе Киевском.

Сын Всеволода Ольговича, двоюродный брат Игоря Новгород-Северского и Всеволода Трубчевского и Курского.

Отец Святослава – Всеволод Ольгович по летописям и былинам известен как жестокий и коварный князь, не один раз разорявший соседние княжества, приводивший на Русь степняков, затеявший междоусобные войны.

Детство и юность Святослава прошли в Чернигове, где его отец был князем. После того, как отец стал князем в Киеве, ему был передан в удел город Владимир Волынский.

Святослав был женат на дочери полоцкого князя Василька Рогволодовича.

После смерти отца Святослав остался князем-изгоем среди враждебной родни, обозлённой действиями его отца. Молодому княжичу пришлось долгие годы заискивать перед сильными.

Среди других русских князей 12 века Святослав не считался выдающейся личностью.

Обратите внимание

В годы своего княжения на Киевском престоле он тем не менее боролся против междоусобиц и половцев. В 1184 году он возглавил удачный поход против половцев, в котором Игорь не участвовал. Но поход князя Игоря Новгород-Северского в 1185 году перечеркнул все завоевания Святослава.

Святослав узнал о походе Игоря, когда шёл в Карачев собирать ратников с верхних земель, чтобы идти на половцев к Дону на всё лето. С болью в душе он узнал о поражении Игоря и пленении русских князей.

Эти чувства Святослава неизвестный автор «Слова» выразил в «золотом слове Святослава».

Историческая справка о Ярославне.

Евфросинья Ярославна – вторая жена князя Игоря. Она была дочерью Ярослава Владимировича Осмомысла от брака с Ольгой Юрьевной. Во время походя князя Игоря на половцев ей исполнилось всего 14 лет.

Историческая справка о Всеволоде Трубчевском.

Всеволод Трубчевский, именуемый на страницах «Слова» буй туром Всеволодом, был из рода новгородсеверских князей. Он брат Игоря, сын Святослава Ольговича и дочери новгородского посадника Марии Петриловны.

Он участвовал в неудачном походе Игоря, командовал курско-трубчевским полком и проявил необычайное мужество в бою на Каяле. Личное мужество Всеволода вдохновило всех русских дружинников, окружённых половцами после того, как черн7иговские ковуи дрогнули, открыв брешь в обороне русских.

Он устремился на помощь брату, но в это время был ранен в руку и схвачен половцами. Вернулся из плена в 1187 году вместе с племянником Владимиром. Всеволод, по свидетельству летописи, более всех Ольговичей был отмечен добродетелью и мужественной доблестью.

Он был могучего телосложения и большой физической силы. Это выяснили антропологи, которые исследовали его захоронение.

Поход Игоря

Важно

Князь Игорь выступил из Новгород-Северска. В поход он пригласил своего племянника Святослава Ольговича из Рыльска, сына Владимира из Путивля . У города Оскол он встретился с дружиной своего брата Всеволода Трубчевского, который шёл из Курска.

У реки Донец их застало затмение.

Это было плохим предзнаменованием, но Игорь сказал: «Тайн божьих никто не знает, а знамению творец бог и всему миру, увидим, что нам даст бог, на добро ли, на зло ли или на зло наше». Поймали языка, который предупредил их о том, что сейчас биться с погаными нельзя.

Но Игорь и Всеволод решили идти дальше, так как не хотели опозориться.

Утром на другой день встретили полки половецкие. Шесть полков выступили под прикрытием стрельцов. Половцы обратились в бегство, русичи же взяли большую добычу.

На другой день, в субботу, против русских выступили основные силы половцев. Игорь решил пробиваться к Донцу. Они могли уйти на конях, но были чёрные воины, пешие, поэтому Игорь и Всеволод решили сражаться. Битва длилась всю субботу, ночь и утро воскресенья. Игорь был ранен в руку.

Все князья спешились, Игорь же сидел на коне, потому что, видя бегство своих коуёв, поскакал за ними, снял шлем, чтобы они князя узнали и вернулись. Но отъехал очень далеко и попал в плен. Попал в плен и сын Игоря, и Всеволод.

Целый год был пленником Игорь. Однажды стражники напились кумыса, а половец Лавр помог Игорю бежать из плена.

Всеволод с Владимиром вернулись из плена ещё через год.

Исторический комментарий «Взаимоотношения русских князей с половцами».

Князь Игорь Новгород Северский был не единственным, кто искал личной славы в походах против половцев. С большим или меньшим успехом в походы против половцев ходили многие князья.

Важно

Так, 1111 году Владимир Мономах организовал грандиозный поход против половцев, который получил название крестового.

Совет

27 марта 1111 года на реке Сольнице, притоке Днепра, половцы были разбиты, и лишь небольшая их часть с ханом Шаруканом смогла уйти в степь.

Святослав Киевский в 1184 году на берегах Орели разбил хана Кончака, несмотря на то, что он имел самострельные луки и греческий огонь.

Вообще же отношения с половцами были очень разнообразны в тот период.

Русские князья нередко обращались за помощью к половецким ханам. Дед князя Игоря, Олег Святославович, ещё в 1073 году привёл на русскую землю половцев для борьбы с Всеволодом Ярославичем, занявшим черниговский престол.

Читайте также:  Халата обломова в романе "обломов" гончарова: описание, роль и история

К 13 веку отношения со степняками ещё более осложнились. Здесь было обычным и дружба, и родство, и предательство, и вражда.

История памятника «Слово о полку Игореве»

В первой половине 90-х годов 18 века Мусин-Пушкин открыл список «Слова о полку Игореве». Он был им найден в Спасо-Ярославском монастыре в сборнике 16 века. Он купил его у архимандрита Иоиля Быковского.

Этот список погиб во время пожара Москвы в 1912 году. Осталось только печатное издание «Слова» и копия с него, сделанная для Екатерины 2. Мусин-Пушкин был и первым переводчиком «Слова».

Вопрос об авторе «Слова».

Подобно другим древнерусским произведениям, «Слово» является анонимным, безымянным. До сих пор остаётся неясным, кто был автором «Слова». Его считали дружинником, участником похода. Это заключение делали из того, что он хорошо знал ход похода, верно описывал сражения. Были версии, что он черниговский певец, выходец из окружения галицких князей, знатным боярином, независимым писателем южанином. В ряде работ, посвящённых этому вопросу, делаются попытки связать его с конкретным человеком, например, что это тысяцкий Рагуил, певец Митуса, летописец Пётр Бориславич и даже Киевский князь Святослав Всеволодович.

Ни одна из этих гипотез до сих пор не доказана. Мы можем сказать только одно, что этот человек был очень образованным, знающим историю русских князей, прекрасно владеющий образным и выразительным словом, прекрасно разбирающийся в воинском деле. Кроме того он имеет своё мнение, так как не защищает местные интересы, не является идеологом князей и бояр, хотя, несомненно, человек очень образованный, следовательно, аристократ.

Обратите внимание

Были даже предположения, что «Слово» не подлинное произведение, а гораздо более поздняя мистификация, написанная, например, самим Мусиным-Пушкиным, так как потом был найден текст «Задонщины», очень напоминающий «Слово», но не настолько высокохудожественный.

Источник: https://infourok.ru/istoricheskaya-osnova-slova-o-polku-igoreve-3063417.html

Историческая основа «Слова о полку Игореве» Историческая справка о князе Игоре

Историческая основа «Слова о полку Игореве» Историческая справка о князе Игоре – страница №1/1

Историческая основа «Слова о полку Игореве»

Историческая справка о князе Игоре

Отец Игоря Святославича – Святослав Ольгович, мать – дочь новгородского посадника Петрилы. У Игоря было пять сыновей и одна дочь. В Новгород-Северске стал княжить в 1178 году, когда скончался князь Олег Северский.

   В 1180 году от рождества Христова князь Игорь вступил в междоусобную борьбу против смоленских князей, взяв приступом город Глебов. На помощь он призвал внука Шарукана.

 В 1184  году Киевский князь Святослав предпринял поход против половцев, собрав многих русских князей. Князь Игорь не участвовал в этом походе. По одной версии он не успел прибыть к началу похода, так как была гололедица, и ноги у коней разъезжались.

По второй версии, которая кажется более правдоподобной, от похода на половцев отказался старший из рода черниговских князей Ярослав Всеволодович. Игорь, являясь его вассалом, досадовал на старшего князя, но подчинился.  Поход Святослава закончился удачей, князья пришли с богатой добычей.

Князь Игорь позавидовал Святославу, его славе и богатству, поэтому решил сам в одиночку выступить против половцев. В его походе участвовал его сын Владимир, его брат Курский князь Всеволод и несколько других князей.

   С князем Всеволодом Игорь встретился у города Оскол и отправился далее. Первая битва 10 мая у реки Сюурлий недалеко от Азовского моря увенчалась победой, так как русичи встретились с малочисленным отрядом половцев.

Важно

Победа окрылила их, беспечные, они заснули. Ночью хан Кончак и Гзак привели большое войско. Во второй битве и Игорь, и Всеволод бились как настоящие богатыри, но силы были слишком неравные.

Войско Игоря было разбито, а сам князь с сыном Владимиром и братом Всеволодом был взят в плен.

    В плену Игорь был достаточно свободен. К нему были приставлены 20 воинов, которые выполняли его приказания. Игорь не сидел под замком, а мог спокойно ездить на коне.

   Бежать из плена Игорю помог половец Лавр.

Историческая справка о хане Кончаке.

   Хан Кончак – сын половецкого хана Отрока, внук Шарукана, свояк князя Игоря, так как сын Игоря Владимир женился на дочери Кончака. Хан Кончак принимал активное участие в княжеских междоусобицах Руси. В 1180 году он ввязался в крупную междоусобицу смоленских и черниговских князей , на стороне последних.

   Хан Кончак был дружен с Игорем. Они вместе воевали на стороне черниговских князей. После битвы у Долобска они вместе бежали с поля боя в одной ладье

   В битве с Игорем у Каял-реки хан Кончак разбил войско своего прежнего соратника, а самого его взял в плен.

   После победы над Игорем Кончак пошёл к Переяславлю, обступил город и бился целый день с князем Владимиром Глебовичем. Владимир попросил помощи у Святослава. Тот поплыл по Днепру, и половцы бежали от Переяславля. Потом Кончак осадил город Римов, взял его, набрал множества пленных и пошёл к себе домой.

   Вплоть до 1190 года хан Кончак беспокоил и разорял русские земли, сжига города, угонял в плен людей, пока не потерпел сокрушительного поражения от объединённой рати Святослава Всеволодовича и Рюрика Ростиславовича.

Историческая справка о князе Святославе Киевском.

Совет

   Сын Всеволода Ольговича, двоюродный брат Игоря Новгород-Северского и Всеволода Трубчевского и Курского. Отец Святослава – Всеволод Ольгович по летописям и былинам известен как жестокий и коварный князь, не один раз разорявший соседние княжества, приводивший на Русь степняков, затеявший междоусобные войны.

   Детство и юность Святослава прошли в Чернигове, где его отец был князем. После того, как отец стал князем в Киеве, ему был передан в удел город Владимир Волынский.

   Святослав был женат на дочери полоцкого князя Василька Рогволодовича.

   После смерти отца Святослав остался князем-изгоем среди враждебной родни, обозлённой действиями его отца. Молодому княжичу пришлось долгие годы заискивать перед сильными.

   Среди других русских князей 12 века Святослав не считался выдающейся личностью. В годы своего княжения на Киевском престоле он тем не менее боролся против междоусобиц и половцев. В 1184 году он возглавил удачный поход против половцев, в котором Игорь не участвовал. Но поход князя Игоря Новгород-Северского в 1185 году перечеркнул все завоевания Святослава.

   Святослав узнал о походе Игоря, когда шёл в Карачев собирать ратников с верхних земель, чтобы идти на половцев к Дону на всё лето. С болью в душе он узнал о поражении Игоря и пленении русских князей. Эти чувства Святослава неизвестный автор «Слова» выразил в «золотом слове Святослава».

Историческая справка о Ярославне.

   Евфросинья Ярославна – вторая жена князя Игоря. Она была дочерью Ярослава Владимировича Осмомысла от брака с Ольгой Юрьевной. Во время походя князя Игоря на половцев ей исполнилось всего 14 лет.

Историческая справка о Всеволоде Трубчевском.

   Всеволод Трубчевский, именуемый на страницах «Слова» буй туром Всеволодом, был из рода новгородсеверских князей. Он брат Игоря, сын Святослава Ольговича и дочери новгородского посадника Марии Петриловны.

   Он участвовал в неудачном походе Игоря, командовал курско-трубчевским полком и проявил необычайное мужество в бою на Каяле. Личное мужество Всеволода вдохновило всех русских дружинников, окружённых половцами после того, как черн7иговские ковуи дрогнули, открыв брешь в обороне русских.

Обратите внимание

Он устремился на помощь брату, но в это время был ранен в руку и схвачен половцами. Вернулся из плена в 1187 году вместе с племянником Владимиром. Всеволод, по свидетельству летописи, более всех Ольговичей был отмечен добродетелью и мужественной доблестью. Он был могучего телосложения и большой физической силы.

Это выяснили антропологи, которые исследовали его захоронение.

Поход Игоря

   Князь Игорь выступил из Новгород-Северска.  В поход он пригласил своего племянника Святослава Ольговича из Рыльска, сына Владимира из Путивля . У города Оскол он встретился с дружиной своего брата Всеволода Трубчевского, который шёл из Курска.

У реки Донец их застало затмение. Это было плохим предзнаменованием, но Игорь сказал: «Тайн божьих никто не знает, а знамению творец бог и всему миру, увидим, что нам даст бог, на добро ли, на зло ли или на зло наше». Поймали языка, который предупредил их о том, что сейчас биться с погаными нельзя. Но Игорь и Всеволод решили идти дальше, так как не хотели опозориться.

   Утром на другой день встретили полки половецкие. Шесть полков выступили под прикрытием стрельцов. Половцы обратились в бегство, русичи же взяли большую добычу.

   На другой день, в субботу, против русских выступили основные силы половцев. Игорь решил пробиваться к Донцу. Они могли уйти на конях, но были чёрные воины, пешие, поэтому Игорь и Всеволод решили сражаться.

Битва длилась всю субботу, ночь и утро воскресенья. Игорь был ранен в руку. Все князья спешились, Игорь же сидел на коне, потому что, видя бегство своих коуёв, поскакал за ними, снял шлем, чтобы они князя узнали и вернулись.

Но отъехал очень далеко и попал в плен. Попал в плен и сын Игоря, и Всеволод.

   Целый год был пленником Игорь. Однажды стражники напились кумыса, а половец Лавр помог Игорю бежать из плена. Всеволод с Владимиром вернулись из плена ещё через год.

Исторический комментарий «Взаимоотношения русских князей с половцами».

   Князь Игорь Новгород Северский был не единственным, кто искал личной славы в походах против половцев. С большим или меньшим успехом в походы против половцев ходили многие князья.

Важно

Так, 1111 году Владимир Мономах организовал грандиозный поход против половцев, который получил название крестового.

Совет

27 марта 1111 года на реке Сольнице, притоке Днепра, половцы были разбиты, и лишь небольшая их часть с ханом Шаруканом смогла уйти в степь.

   Святослав Киевский в 1184 году на берегах Орели разбил хана Кончака, несмотря на то, что он имел самострельные луки и греческий огонь.

   Вообще же отношения с половцами были очень разнообразны в тот период. Русские князья нередко обращались за помощью к половецким ханам. Дед князя Игоря, Олег Святославович, ещё в 1073 году привёл на русскую землю половцев для борьбы с Всеволодом Ярославичем, занявшим черниговский престол.

   К 13 веку отношения со степняками ещё более осложнились. Здесь было обычным и дружба, и родство, и предательство, и вражда.

История памятника «Слово о полку Игореве»

В первой половине 90-х годов 18 века Мусин-Пушкин открыл список «Слова о полку Игореве». Он был им найден в Спасо-Ярославском монастыре в сборнике 16 века. Он купил его у архимандрита Иоиля Быковского. Этот список погиб во время пожара Москвы в 1912 году. Осталось только печатное издание «Слова» и копия с него, сделанная для Екатерины 2. Мусин-Пушкин был и первым переводчиком «Слова».

Вопрос об авторе «Слова».

Подобно другим древнерусским произведениям, «Слово» является анонимным, безымянным. До сих пор остаётся неясным, кто был автором «Слова». Его считали дружинником, участником похода. Это заключение делали из того, что он хорошо знал ход похода, верно описывал сражения.

Были версии, что он черниговский певец, выходец из окружения галицких князей, знатным боярином, независимым писателем южанином.

Совет

В ряде работ, посвящённых этому вопросу, делаются попытки связать его с конкретным человеком, например,  что это тысяцкий Рагуил, певец Митуса, летописец Пётр Бориславич и даже Киевский князь Святослав Всеволодович.

   Ни одна из этих гипотез до сих пор не доказана. Мы можем сказать только одно, что этот человек был очень образованным, знающим историю русских князей, прекрасно владеющий образным и выразительным словом, прекрасно разбирающийся в воинском деле. Кроме того он имеет своё мнение, так как не защищает местные интересы, не является идеологом князей и бояр, хотя, несомненно, человек очень образованный, следовательно, аристократ.    Были даже предположения, что «Слово» не подлинное произведение, а гораздо более поздняя мистификация, написанная, например, самим Мусиным-Пушкиным, так как потом был найден текст «Задонщины», очень напоминающий «Слово», но не настолько высокохудожественный.

Источник: http://shikardos.ru/text/istoricheskaya-osnova-slova-o-polku-igoreve-istoricheskaya-spr/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector