Княгиня тугоуховская в комедии “горе от ума”: образ, характеристика, описание

Второстепенные персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Княгиня Тугоуховская в комедии

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это своего рода «энциклопедия русской жизни» первой половины XIX века. Значительно расширив рамки повествования за счет множест­ва второстепенных и внесценических персонажей, Грибоедов обрисовывает в ней великолепные человеческие типы совре­менной ему Москвы.

Как замечает О. Миллер, почти все второстепенные лица комедии сводятся к трем типам: «Фамусовы, кандидаты в Фамусовы и Фамусовы-неудачники».

Первым из них в пьесе появляется полковник Скалозуб, «поклонник» Софьи. Это «Фамусов в армейском мундире», но, вместе с тем, Сергей Сергеич «гораздо ограниченнее Фа­мусова».

Скалозуб обладает характерной внешностью («трех сажен удалец»), жестами, манерами, речью, в которой множество военных терминов («дивизия», «бригадный генерал», «фельд­фебель», «дистанция», «шеренга»).

Столь же типичны и черты характера героя. Грибоедов подчеркивает в Скалозубе грубость, невежество, умственную и духовную ограниченность.

Отвергая его «потенциальное жениховство», Софья замечает, что он «слова умного не выго­ворил сроду». Будучи не слишком образованным, Скалозуб выступает против наук и просвещения, против «новых пра­вил».

«Ученостью меня не обморочишь…», — уверенно заяв­ляет он Репетилову.

Обратите внимание

Кроме того, автор подчеркивает в Скалозубе еще одну чер­ту — карьеризм, «грубо выраженную страсть к крестам» (Н. К. Пиксанов). Сергей Сергеич с едва ли осознаваемым цинизмом рассказывает Фамусову о причинах своего продви­жения по службе:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

В доме Фамусова Скалозуб — желанный гость: Павел Афанасьевич считает его подходящим женихом для Софьи. Однако Софья, как и Чацкий, далеко не в восторге от «досто­инств» Сергея Сергеича. По-своему поддерживает племянни­цу и старуха Хлестова:

Ух! я точнехонько избавилась от петли;

Ведь полоумный твой отец:

Дался ему трех сажень удалец, —

Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?

Наконец, очень метко характеризует Скалозуба Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы».

Образу Скалозуба присущи элементы комического. На это намекает уже сама фамилия героя. О шутках Скалозуба в ко­медии говорит Лиза.

И Скалозуб, как свой хохол закрутит,

Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;

Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!

Зачастую комична и речь Сергея Сергеича. Так, о Москве он замечает: «Дистанции огромного размера», о родстве с На­стасьей Николавной — «Мы с нею вместе не служили», о па­дении Молчалина с лошади — «Взглянуть, как треснулся он — грудью или вбок?»

Н. К. Пиксанов считал образ Скалозуба недостаточно раз­работанным, незавершенным. Читателю непонятно, собира­ется ли Скалозуб жениться на Софье, а также догадался ли он о ее романе с Молчалиным, увидев реакцию Софьи на па­дение Молчалина с лошади. Однако, несмотря на некоторую незавершенность, образ Скалозуба очень органично вошел в круг действующих лиц, созданных Грибоедовым.

Столь же ярко и живо обрисованы практически все персо­нажи комедии.

Одними из первых приезжают к Фамусову князь и княги­ня Тугоуховские. Они надеются на балу присмотреть богатых женихов для своих дочерей. В поле их зрения неожиданно попадает Чацкий, но, узнав о том, что он не богат, они остав­ляют его в покое.

Супруги Тугоуховские изображены Грибоедовым сатири­чески. Князь Тугоуховский (на что указывает уже сама фами­лия) почти ничего не слышит. Речь его состоит из отдельных возгласов: «О-хм!», «И-хм!». Он беспрекословно исполняет все указания жены.

Важно

Этот герой воплощает собой постаревше­го Фамусова. Княгиня Тугоуховская отличается достаточно злым нравом, язвительностью. Так, причину высокомерного поведения графини-внучки она видит в ее «несчастной судь­бе»: «Зла, в девках целый век, уж бог ее простит».

Как и все гости Фамусова, княгиня Тугоуховская не видит пользы в просвещении, считает, что науки несут угрозу для общества: «в Петербурге институт пе-да-го-гический, так, кажется, зо­вут: там упражняются в расколах и безверьи профессоры!» Тугоуховские быстро подхватывают сплетню о безумии Чац­кого и даже пытаются убедить в этом Репетилова.

Среди гостей Фамусова и графиня Хрюмина с внучкой, которые тоже рады поверить в сумасшествие Чацкого. Графи­ня-внучка сообщает новость Загорецкому. Графиня-бабушка же, страдая от глухоты, по-своему истолковывает все услы­шанное. Она объявляет Александра Андреевича «окаянным вольтерьянцем» и «пусурманом».

К гостям Фамусова присоединяется и его свояченица, ста­руха Хлестова. С. А. Фомичев называет эту героиню Фамусо­вым для женской половины общества. Хлестова — уверен­ная в себе барыня, неглупая, бывалая, по-своему проница­тельная. Чего стоит одна только характеристика, данная ей Загорецкому:

Лгунишка он, картежник, вор…

Я от него было и двери на запор;

Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье

Двоих арапченков на ярмарке достал;

Купил, он говорит, чай в карты сплутовал;

А мне подарочек, дай бог ему здоровье!

Скептически она настроена и по отношению к Скалозубу, Репетилову. При всем том, Хлестова разделяет мнение гостей Фамусова о науках и просвещении:

И впрямь сойдешь с ума от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений.

Хлестова здесь имеет в виду ланкастерскую систему обу­чения, однако для ее возраста и образа жизни эта путаница понятий вполне простительна и очень реалистична. Кроме то­го, стоит отметить, что в этом высказывании нет той воинст­венности, которая характерна для речей Фамусова и Скалозу­ба о просвещении. Скорее, здесь она просто поддерживает разговор.

В сознании Хлестовой человеческие достоинства окружающих неразрывно слиты с их социальным положени­ем, богатством и чинами. Так, она замечает о Чацком: «Был острый человек, имел душ сотни три».

Снисходительно-по­кровительственны ее интонации в разговорах с Молчалиным.

Однако Хлестова прекрасно понимает «место» Алексея Степа- ныча и не особо церемонится с ним: «Молчалин, вон чулан­чик твой», — заявляет она, прощаясь.

Совет

Как и многие гости Фамусова, Хлестова любит сплетни­чать: «уж чужих имений мне не знать!». Она мгновенно под­хватывает слух о сумасшествии Чацкого и даже выдвигает свою версию событий: «Чай, пил не по летам».

Карикатурен в комедии образ Репетилова. Это как раз тип «Фамусова-неудачника». Это нелепый, безалаберный, глупый и поверхностный человек, посетитель Английского клуба, любитель выпить и покутить, пофилософствовать в шумных компаниях. Персонаж этот задает в комедии тему «идейной моды», как бы пародируя общественную линию Чацкого.

Как замечают О. Миллер и А. Григорьев, «Репетилову… не удалось добиться какого-нибудь действительно служебного проку от женитьбы на дочери влиятельного фон-Клока и вот он ударился в либеральное краснобайничанье…».

Репетилов пытается увлечь Чацкого «свободомыслием» и обрисовывает ему «тайные собранья» в Английском клубе, где говорят «о Байроне», «о матерьях важных». Репетилов рассказывает Чацкому об «умной молодежи», в числе кото­рой «истинный гений» Ипполит Удушьев. В этом описании звучит откровенная авторская сатира:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист;

Да умный человек не может быть не плутом.

Когда ж об честности высокой говорит,

Каким-то демоном внушаем:

Глаза в крови, лицо горит,

Сам плачет, и мы все рыдаем.

Вот что писал об этом образе Пушкин: «…Что такое Репе­тилов? в нем 2, 3, 10 характеров. Зачем делать его гадким? довольно, что он ветрен и глуп с таким простодушием; до­вольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не в мерзостях. Это смирение чрезвычайно ново на театре, хоть кому из нас не случалось конфузиться, слушая ему по­добных кающихся?»

Репетилов в комедии является своеобразной пародией на Чацкого, это персонаж-двойник, комически снижающий идеи главного героя. Литературные «собратья» Репетилова — Грушницкий из романа Лермонтова «Герой нашего времени», Ситников из романа Тургенева «Отцы и дети», Лебезятников из романа Достоевского «Преступление и наказание».

Среди гостей Фамусова и «ловкий светский человек» Ан­тон Антоныч Загорецкий. Это также тип «Фамусова-неудач­ника». Не сумев получить чинов и званий, он остается мел­ким мошенником и дамским угодником. Исчерпывающую ха­рактеристику ему дает Горич:

Отъявленный мошенник, плут: Антон Антоныч Загорецкий.

При нем остерегись: переносить горазд,

И в карты не садись, продаст.

К Платону Михайловичу присоединяется и старуха Хле­стова: «Лгунишка он, картежник, вор», — говорит она Со­фье. Однако все «буйство» Загорецкого ограничивается жиз­ненно-бытовой сферой. В «идейном» же смысле он совершен­но «законопослушен»:

Читайте также:  Краткий пересказ рассказа "кладовая солнца" по главам (краткое содержание)

…А если б, между нами,

Был денсором назначен я,

На басни бы налег; ох! басни — смерть моя!

Насмешки вечные над львами! над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а все-таки дари.

Обратите внимание

Как замечают О. Миллер и А. Григорьев, Загорецкий — это кандидат в Фамусовы, но обстоятельства его сложились иначе, и он взял себе иную роль — всеобщего прислужника, угодника. Это своего рода Молчалин, необходимый всем.

Загорецкий — отъявленный болтун и лгун. Причем ложь его в комедии практически беспричинна. Он тоже рад поддер­жать сплетню о Чацком, даже не вспомнив, о ком идет речь: «Его в безумные упрятал дядя-плут… Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Впрочем, графине Хрюминой он выдвигает уже другую версию: «В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны».

В гостях у Фамусова и чета Горичей. Горич — старый приятель Чацкого еще со времен военной службы. Пожалуй, это единственный персонаж комедии, написанный Грибоедо­вым с оттенком сочувствия.

Этого героя, думается, мы не мо­жем причислить ни к одному из типов, описанных ранее (Фа­мусовы, кадидаты в Фамусовы, Фамусовы-неудачники). Го­рич — добрый и порядочный человек, который не питает иллюзий по поводу нравов светского общества (вспомним ха­рактеристику, которую Горич дает Загорецкому).

Это единст­венный герой, который всерьез сомневается, услышав сплет­ню о безумии Чацкого. Однако Платон Михайлович слишком мягок. Он лишен уверенности и убежденности Чацкого, его темперамента, смелости.

Подчинившись во всем жене, он стал «здоровьем слаб», «спокоен и ленив», от скуки развлека­ется игрой на флейте. «Муж-мальчик, муж-слуга, из жени­ных пажей» — именно этот тип представлен в образе Горича.

Поведение Горича иллюстрирует в комедии тему покорности мужчин своим властным женам. Так же покорен и безгласен князь Тугоуховский «перед своею супругою, этою расторопной маменькой». Так же робок, тих и скромен Молчалин во время свиданий с Софьей.

Итак, Скалозуб, князь и княгиня Тугоуховские, графини Хрюмины, старуха Хлестова, Репетилов и Загорецкий, Горичи… — «все это типы, созданные рукою истинного художни­ка; а их речи, слова, обращение, манеры, образ мыслей, про­бивающийся из-под них, — гениальная живопись…». Все эти образы — яркие, запоминающиеся, оригинальные.

Важно

Герои Грибоедова воплощают собой неспешный «век минувший», с его жизненными традициями и моральными правилами. Лю­ди эти боятся новых веяний, не слишком жалуют науки и просвещение, смелость мыслей и суждений. Благодаря этим персонажам, а также внесценическим героям Грибоедов соз­дает широкую панораму русской жизни.

«В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Мо­сква, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

Миллер О., Григорьев А. Среда, изображаемая комедиею «Горе

от ума». — В кн: Александр Сергеевич Грибоедов. Его жизнь и сочи­нения. Сборник историко-литературных статей. Составил В. Покров­ский. М., 1908. С. 51.

Миллер О., Григорьев А. Среда, изображаемая комедиею «Горе от ума». — В кн: Александр Сергеевич Грибоедов .”Его жизнь и сочи­нения”. Сборник историко-литературных статей. Составил В. Покров­ский. М., 1908. С. 52.

Пушкин А. С. Письмо к А. А. Бестужеву. — В кн: А. С. Гри­боедов в русской критике. М., 1958. С. 41.

Незеленов. Женское общество в комедии «Горе от ума». — В кн: Александр Сергеевич Грибоедов. Его жизнь и сочинения. Сбор­ник историко-литературных статей. Составил В. Покровский. М., 1908. С. 7.

Белинский В. Г. Горе от ума. — В кн: В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. М., 1987. С. 241.

Гончаров И. А. Мильон терзаний. 

Источник: http://5litra.ru/soch/637-vtorostepennye-personazhi-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html

Женские образы в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»

Женские образы в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»

«Горе от ума» женские образы занимают особое место. Создавая женские образы, автор отдает дань классицизму, сохраняя традиционные амплуа: Софья – главная героиня, имеющая двух поклонников, Лиза – субретка, веселая горничная, помогающая своей госпоже в ее любовных делах.

Однако драматург вводит и новаторские приемы: главная героиня далеко не идеальна, а из «влюбленных» соперников она выбирает не лучшего, а худшего, что уже более характерно для реализма.

В комедии есть также и другие проявления этого направления: женские образы типичны для своей эпохи и помещены в типичную, обыкновенную обстановку, хотя каждый из женских образов обладет индивидуальностью.

Московские дворянки представлены графиней Хрюминой, Натальей Дмитриевной Горич, графиней Тугоуховской и Хлестовой, все они воплощают собой «век минувший» в комедии.

Совет

Графиня-внучка Хрюмина отличается от Натальи Дмитриевны, княгинь Тугоуховской и Хлестовой своей озлобленностью; Наталья Дмитриевна выделяется своим кокетством и «мягкостью», княгиня – «командирством», а Хлестова – резкостью суждений и выражений. Все они обладают разными характерами, но при этом типичны, так как выражают одни идеи.

Все эти дамы принадлежат к «веку минувшему» и тем самым участвуют в социальном конфликте пьесы. Именно женские образы помогают лучше понять устои и жизненные принципы Москвы 10-20-х годов XIX века.

«Он камер-юнкер?.. Богат?» Узнав же, что Чацкий не богат и не занимает никакого поста, перестает им интересоваться. В пьесе говорится об этом так: «И в женах, в дочерях к мундиру та же страсть». Не только мужчины «века минувшего» сгибаются «вперегиб» перед вышестоящими. Так, Наталья Дмитриевна разговаривает с княгинями «тоненьким голоском» и «лобызается» с ними – они князья.

К военному мундиру уважение тоже велико: «К военным людям так и льнут, а потому что патриотки», – с иронией замечает автор. Да, дамы любят военных, потому что «и золотой мешок, и метит в генералы», а генеральский чин – это и почет, и богатство. Везде один расчет!

Однако московское общество, и в особенности женское, довольно романтично. Оно увлекается всем «новым», «неизведанным» – иностранным:

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Своя провинция…

Такой же толк у дам, такие же наряды. ..

«сна нет от французских книг», а потом влюбляются в вымышленных героев или, как Софья, в «безродных», в тех, кого они могут облагодетельствовать. Эта «высокая» культура и чувствительность порождены отсутствием знания каких бы то ни было русских традиций. Все очень поверхностно, все напускное, но все «с ужимкой и прыжком».

«барышня» следует употреблять и в отношении замужних дам. В обществе ведутся разговоры о нарядах: «о тюрлюлю атласном» и о складочках, стонут, охают, страдают. Но кокетничают не только девицы на выданье.

Наталья Дмитриевна замужем, но это не мешает ей получать удовольствие от балов и приемов, флиртовать. Ей весело: «Признайся, весело у Фамусовых было?» – спрашивает она у мужа, который ей вовсе не мешает.

В Москве муж низведен до положения домашней собачки. Молчалин отзывается о шпице Хлестовой точно так же, как Наталья Дмитриевна о своем муже:

«Ваш шпиц – прелестный шпиц», «Мой муж – прелестный муж».

«Князь, князь, назад», а жена Платона Михайловича обращается с ним как с ребенком, не давая и рта раскрыть: «Послушайся разочек, мой милый, застегнись скорей». «Муж – мальчик, муж – слуга из жениних пажей» – так можно охарактеризовать положение московских мужчин. Они бесправны, вся власть находится у женщин.

Впрочем, дамы Москвы обладают властью еще более страшной – они судьи всему, именно они создают общественное мнение. В обществе «злые языки страшнее пистолета», поэтому мнение других так важно.

Ведь одним неосторожным словом можно загубить жизнь человеку, испортить его репутацию. Фамусов трепещет перед тем, что станет говорить княгиня Марья Алексевна! Он знает, что стоит ей что-нибудь обронить о ком-то, как сразу об этом будет знать вся Москва.

Обратите внимание

Так Софья, сказав: «Вот нехотя с ума свела», – заклеймила Чацкого навеки, объявив сумасшедшим.

Сплетни расползаются по городу моментально, так как все хотят показать свою осведомленность. И хотя нельзя сказать, что только дамы разносят сплетни по Москве, они играют в этом немаловажную роль.

Читайте также:  Мораль басни "вороненок" крылова (анализ, суть, смысл)

Причем в комедии упоминаются и внесценические персонажи, которые имеют немалую власть в обществе.

Например, взбалмошная Татьяна Юрьевна, «из Петербурга возвратясь», приносит разные «новости», в ее власти и возможность «раздавать чины» и, бесспорно, создавать репутацию.

«веку минувшему», но тем не менее он принадлежит фамусовскому обществу. Это – образ Софьи.

Софья Павловна выросла в типичном московском барском доме. Ее отец – столп московского общества. Он практичен, рачительный хозяин, держит дом в Москве, искренне любит свою дочь и желает ей счастья, но к своей цели он идет любыми путями.

А Софья – дочь своего отца: она любит комфорт, но «шляпки и булавки» обременительны для кошелька Фамусова. Героиня умна, целеустремленна, умеет лгать и изворачиваться во имя своей цели.

Она обманывает отца, не смея сказать ему о своей любви к Молчалину.

«неравная» любовь между прекрасной богатой девушкой и безродным юношей. Именно из книг она почерпнула свой идеал, воплощенный в образе Молчалина.

Все это роднит героиню с другими представительницами московского общества, но, в отличие от них, она способна на глубокие чувства. Ее любовь к Молчалину действительно искренна и сильна настолько, что она готова забыть о предрассудках:

Что мне молва: кто хочет – так и судит.

В Софье нет стремления подняться по социальной лестнице. Она не преклоняется перед чинами. Говоря о Скалозубе:

Он слова умного не выговорил сроду,

«века минувшего»: ей нужен человек, а не только мундир. Однако Софья не может увидеть в Чацком свой идеал (его резкий ум пугает ее), а видит его в Молчалине, оставаясь поэтому представительницей «века минувшего», а со временем она, возможно, станет копией Натальи Дмитриевны.

Важно

а живые люди с их недостатками и достоинствами. Несмотря на то что все они типичны, все же каждая из них – это индивидуальность. В этом и заключается заслуга Грибоедова, автора бессмертной комедии «Горе от ума».

Источник: http://referat-lib.ru/view/referat-literature/8/7949.htm

Эпизодические персонажи в комедии «Горе от ума»

Фамусов дает характеристику и другим женщинам, эпизодическим персонажам: «Судьи всему, везде, над ними нет судей», — они могут командовать армией, заседать в Сенате – они могут все. Фамусовское общество, несмотря на существование императора, живет в государстве с женским правлением.

Автор знакомит читателей с не менее важными и значительными дамами, занимающими высокое положение в обществе – княгиней Марьей Алексевной и Татьяной Юрьевной. Поэтому Молчалин и советует Чацкому съездить к Татьяне Юрьевне, ведь «чиновные и должностные все ей друзья и все родные». Да и самого Фамусова очень волнует, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Для него, государственного чиновника, суд княгини страшней, ведь ее слово является весьма значимым в обществе. Также многие боятся и суда Хлестовой, потому что ее мнение также общественное. К тому же она, как и многие другие представительницы фамусовского общества, очень любит посплетничать. Графиня-внучка – озлобленная сплетница, так как «целый век в девках».

Она недовольна тем, что многие уезжают за границу и там женятся.

Наталья Дмитриевна здоровается с княжнами тоненьким голоском, они целуются и осматривают друг друга с ног до головы, стараясь выискать недостатки, что будет поводом для сплетен. Сплетни царят в обществе московских бар. Именно сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная его любимой Софьей, делает героя социальным безумцем, обрекает умного человека на изгнание.

Среди внесценических персонажей можно выделить не только представителей «века минувшего», но и единомышленников Чацкого. Это двоюродный брат Скалозуба, который осуждается обществом за то, что «чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать».

Он упустил возможность получить чин, а это недопустимо с точки зрения фамусовского общества, к тому же для них «ученье- вот чума».

Или князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, – «он химик, он ботаник», «бегает от женщин», а также профессора Педагогического института, «упражняющиеся в расколах и безверьи».

Следует сказать и о Лизе, служанке в доме Фамусова.

Совет

Она обладает практическим умом, житейской мудростью. Она дает меткие характеристики героям: «Как все московские, ваш батюшка таков», – говорит она Софье о Фамусове, который «монашеским известен неведеньем» и не прочь приударить за Лизой, а той по сердцу Петруша. О Скалозубе Лиза невысокого мнения: «Речист, а больно не хитер».

К Чацкому же она более благосклонна: «Кто так чувствителен, и весел, и остер». Лиза является вторым резонером в комедии, выражая мнение самого автора. Характеристики героев, данные Лизой, являются дополнительными штрихами к портретам, созданным Грибоедовым.

Интересно и то, что автор многим героям дает ассоциативные фамилии: Репетилов, Тугоуховский, Скалозуб, Хлестова, Молчалин.

Таким образом, эпизодические и внесценические персонажи помогают раскрыть характеры главных героев, расширяют пространственные и временные рамки пьесы, а также помогают создать картину быта и нравов жизни московского дворянства 10-20-х годов XIX века, способствуют более глубокому раскрытию конфликта пьесы — столкновению «века нынешнего» с «веком минувшим».

Благодаря образам иностранцев-учителей и «французика из Бордо» можно сделать выводы об отношении фамусовского общества к просвещению и воспитанию, о качестве этого воспитания, о подражании всему иноземному.

«Старушка-золото» мадам Розье, несмотря на «редкие правила», «за лишних в год пятьсот рублей сманить себя другими допустила».

А танцмейстер, «подбитый ветерком», и ментор Чацкого и Софьи со «всеми признаками ученья» (халат, колпак и указательный перст) производят скорее комичное впечатление.

Какое образование могли дать такие люди? Чему они могли научить? Они лишь внушали страсть к французским бульварным романам, далеким от жизни, танцам и всевозможным порядкам. А в итоге – картина «пустого, рабского, слепого подражанья» внешним атрибутам культуры Запада, о котором говорит Чацкий и которое видите Москве «французик из Бордо»:

  • Ах! Франция! Нет в мире лучше края! –
  • Решили две княжны, сестрицы, повторяя
  • Урок, который им из детства натвержен.

Не удивительно, что человек из города Бордо чувствует себя в Москве «маленьким царьком».

А вот персонажи обличительных монологов Чацкого: «Нестор негодяев знатных» и помещик-театрал. Они дают нам представление о крепостнических порядках, царящих в среде крепостников, об их произволе по отношению к крестьянам и слугам. «Нестор негодяев знатных» выменял преданных слуг на «борзые три собаки», а любитель балета распродал своих «Зефир» и «Амуров» поодиночке для уплаты долга.

Что касается персонажей-шутов, то с их помощью автор демонстрирует наиболее комичные черты фамусовского общества.

Обратите внимание

Это тетушка Софьи, которая «забыла волосы чернить и через три дни поседела», лишившись молодого любовника-француза, и «трое из бульварных лиц, которые с полвека молодятся», и театрал, державший за ширмами человека, который «щелкал соловьем», и «книгам враг», требовавший «присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился», и княгиня Власова, что упала с лошади и теперь ищет мужа «для поддержки» – все они олицетворяют полную нелепость, праздность времяпрепровождения тех, кто отстаивает отжившие традиции «векаминувшего».

Есть среди внесценических персонажей и те, кому в какой-то мере чужды обычаи фамусовской Москвы. К примеру, барон фон Клоц, боявшийся «упреку за слабость будто бы к родне», или образованный князь Федор, химик и ботаник, который «от женщин бегает» и «чинов не хочет знать».

Источник: https://www.school-essays.info/epizodicheskie-personazhi-v-komedii-gore-ot-uma/

“Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!” (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)

В группе двадцати лиц отразилась, как луч света В капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, Тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною Законченностью и определенностью, какая далась У нас только Пушкину и Гоголю. И. А.

Гончаров Произведением, прославившим имя Александра Сергеевича Грибоедова, стала его комедия “Горе от ума”.

Причины ее небывалого, триумфального успеха заключаются в том, что в ней нашли живой отклик потребности читающей России, в том, что проблема, затронутая писателем, касалась практически всех сторон общественной жизни и была в высшей степени злободневной.

Автор с огромным мастерством раскрыл основной конфликт российской действительности: конфликт расколотого на две части общества, где консервативному большинству стремится противостоять горстка вольнодумцев, требующих перемен.

В произведении перед нами предстает весь многообразный мир московского общества с его нравами, привычками, традициями. Всего на сцене появляются или же упоминаются более пятидесяти лиц. У всех своя жизнь, свои желания и стремления, свои амбиции и страсти. И весь этот пестрый и многоликий мир объединяется лишь в рамках основной проблемы – раздвоенности дворянской России.

Так, прогрессивно настроенному Чацкому в комедии противостоит все общество, собравшееся в доме Фамусова, общество, каждый член которого является типичным выразителем московских нравов. Они не только придерживаются отсталых, ложных представлений о жизни, но и образуют организованное, сплоченное единство, направленное против общего врага – прогресса и просвещения. В этом обществе слабость, глупость и беспомощность отдельных людей преодолеваются общностью всех, подчиненностью одной цели. За внешним комизмом ситуаций и диалогов проступают зловещие очертания этого круга. Здесь мы встречаем и льстивого, услужливого Молчалина, не смеющего “свое суждение иметь” и стремящегося любыми способами приблизиться к знатному обществу; и дамского угодника, лжеца и сплетника Загорецкого, о котором Платон Михайлович говорит, что: … человек он светский, Отъявленный мошенник, плут… При нем остерегись: переносить горазд; И в карты не садись: продаст. В характеристике Антона Антоновича как “светского” человека прослеживается определение всего светского общества, в чем-то сходного с самим Загорецким. То есть он – типичный представитель такого общества. Мелочность стремлений представителей Московского общества проявляется и в образе княгини Тугоуховской, которая желает лишь поскорее и поудачнее выдать замуж своих шестерых дочерей. Да и сами княжны вместе с графиней-внучкой, “поющие верхние нотки и льнущие к военным людям”, умеют лишь “принарядить себя тафтицей, бархатцем и дымкой”. Жалким выглядит и “муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей” Горич, находящийся под башмаком у притворной, жеманной светской супруги. Неприглядным пережитком прошлого века выглядит и Хлестова, со своей моськой и арапкой-девочкой. Не удивительно, что такие мелочные, низкие люди выбирают своим оружием в борьбе с Чацким нелепую сплетню о его сумасшествии. Платон Михайлович, стремясь разрушить эту сплетню, задает естественный вопрос: “Кто первый разгласил?” И в ответе его жены: “Ах, друг мой, все” кроется жизненная логика всего связанного между собой общества. Здесь ложь, если ее повторяют все, становится правдой. В этой сплоченности общество чувствует свою силу.

Читайте также:  Образ и характеристика гриши разлюляева в пьесе "бедность не порок" островского

Однако сила и нерушимость фамусовского мира призрачны. Барская Москва предстает перед нами разобщенной и обеспокоенной.

Все гости Фамусова недовольны друг другом, в их отношениях прослеживается зависть, желание выделиться, подчинить себе остальных. Они уже ощущают скорый конец “века покорности и страха”.

А их отрицание всего нового, их стремление оклеветать и очернить просвещенного человека – лишь жалкие усилия, неминуемо обреченные на провал.

(No Ratings Yet)
Loading…

Я аналіз симоненко.

Ви зараз читаєте: “Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!” (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)« Краткое содержание Виндзорские насмешницы – Шекспир УильямIren Konst – І падають ангели »

Источник: https://ukr-lit.com/ax-bozhe-moj-chto-stanet-govorit-knyaginya-marya-alekseevna-po-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

PВ системе персонажей пьесы А. С. Грибоедова “Горе от ума” важное место занимают женские образы. Центральным является образ Софьи, дочери Фамусова, московского барина, управляющего в казенном месте. Ее образ трудно определить однозначно. Пушкин в своей критической статье заметил: “Софья начертана неясно”.

Французские книжки, на которые сетует Фамусов (“Ей сна нет от французских книг”), фортепиано, стихи, французский язык и танцы – вот то, что считалось необходимым в воспитании барышни того времени. С одной стороны, семнадцатилетняя девушка житейски мудра (ведь она дочь своего отца), рассудительна, с другой стороны, слепа в своей любви к Молчалину.

Ведь она любит не его, а тот идеал, который она почерпнула из сентиментальных французских романов. Но этот идеал на самом деле оказывается далек от совершенства. Она искренна в своем стремлении покровительствовать “безродному” Молчалину, в дальнейшем же надеясь сделать из него “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Ведь Софья – девушка своего класса и времени.

Важно

А в обществе царит всевластье женщин, поэтому “муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей” – это осознанная или неосознанная мечта Софьи. Именно Софья повинна в том, что Чацкий был объявлен сумасшедшим. Это она заклеймила его, сказав: “Вот нехотя с ума свела”.

Конечно, героине с ее житейской мудростью ближе Молчалин, который принимает “вид любовника в угодность дочери такого человека”, а с Чацким ей бы пришлось выпить свою чашу страдания, вынести свой “мильон терзаний”. Она в данном случае руководствуется здравым смыслом с точки зрения фамусовского общества, поступает так, как велит закон данного общества.

На примере образа Софьи автор показывает, как среда может губительно воздействовать на людей даже с хорошими задатками, подчинить их своим правилам жизни и законам. Образы женщин в комедии представлены также второстепенными и эпизодическими персонажами.

Это и остроумная горничная в доме Фамусова Лиза, являющаяся вторым резонером в комедии и выполняющая роль субретки, дающая меткие характеристики персонажам; и Наталья Дмитриевна Горич, держащая своего мужа под каблуком, обращающаяся с ним, как с ребенком; и княгиня Тугоуховская, ярая противница просвещения, с негодованием рассказывающая о Педагогическом институте в Петербурге, где профессора “упражняются в расколах и безверьи”; и шесть ее дочерей, которых никак не могут выдать замуж, думающие только о модных “складочках” и “фасонах”. Сюда же относятся также графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины, вынужденные ездить по балам и гостям в поисках жениха для престарелой внучки. Особый вес имеет в этом обществе старуха Хлестова, ярая крепостница, осуждающая обучение в “пансионах, школах, лицеях”. И. А. Гончаров в критическом этюде “Мильон терзаний” так писал о веренице образов гостей в доме Фамусова: “Наплыв этих лиц так обилен, портреты их так рельефны, что зритель холодеет к интриге, не успевая ловить эти быстрые очерки новых лиц и вслушиваться в их оригинальный говор”. Все они, безусловно, принадлежат фамусовскому обществу, являясь его типичными представительницами.

Грибоедов показал в своем произведении не только сценические персонажи фамусовского общества, но и внесценические, которые также воплощают в себе черты “века минувшего”. Это Арина Власьевна, Лукерья Алексевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андреевна, Прасковья Федоровна. Упоминается и Екатерина II, .при дворе которой служил дядя Фамусова Максим Петрович, который “сгибался вперегиб”, когда ему “надо было подслужиться”. Мы узнаем и о “наезднице” княгине Власовой, упавшей с лошади и ищущей теперь мужа “для поддержки”. Немалый вес в фамусовском обществе имеет и Татьяна Юрьевна, которой “чиновные и должностные – все ей друзья и все родные”. Именно к ней советует Молчалин съездить Чацкому для покровительства и получения чина. Упоминается Фамусовым и покойная мать Чацкого, по словам которого, она “с ума сходила восемь раз”. Всю фамусовскую Москву держит в страхе княгиня Марья Алексевна, имя которой произносит почтенный барин в страхе: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна”. Дополняет женское общество и такой внесценический персонаж, как мадам Розье, которой Фамусов доверил воспитание своей дочери. “Вторая мать” Софьи была умна, “нрав тихий, редких правил ”, но допустила, по мнению Фамусова, единственную ошибку –

За лишних в год пятьсот рублей
Сманить себя другими допустила.

Таким образом, в комедии “Горе от ума” представлена целая галерея женских образов, типичных представительниц “века минувшего”. Все они являются порождением московской жизни первой четверти XIX столетия и воплощением наиболее типичных ее черт, при этом каждый из образов, будь то сценический или внесценический персонаж, обладает своей индивидуальностью.

Именно женщины дополняют картину жизни патриархального русского общества, не приемлющего никаких перемен и так яро отстаивающего свои жизненные принципы, которые позволяют им жить безбедно за счет самодержавно-крепостной системы.

Поэтому общество так напугано распространением новых, прогрессивных идей передовой дворянской молодежи, усматривая в них опасность перемен в их жизни.

Источник: https://kraidruzei.ru/sochineniya/griboedov-a-s/zhenskie-obrazy-v-komedii-a-s-griboedova.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector