Образ фамусова в комедии “горе от ума” грибоедова: павел афанасьевич фамусов

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» – Русская историческая библиотека

Образ Фамусова в комедии

Самым типичным представителем «фамусовского общества» является в комедии «Горе от ума» (см. краткое содержание, анализ и полный текст) сам Фамусов. Это – образ важного чиновника, вдовца, имеющего взрослую дочь, Софью.

Фамусов – верный приверженец всех тех устоев, на которых держалось московское общество той эпохи. Свою служебную карьеру он строит на угодничестве и низкопоклонстве. Дядюшка его Максим Петрович, надменный с низшими, раболепный при дворе, – представляется ему идеалом.

Какой-то Кузьма Петрович, ловко сумевший сам пробраться в камергеры и провести сынка, – предмет его восхищения и поклонения.

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Смысл службы Фамусов видит в получении наград и высокого жалованья, – к работе же он относится с циническим пренебрежением: деловые бумаги он подписывает, не читая, и еще острит: «у меня что дело, что не дело, – обычай мой такой: подписано и с плеч долой». В штат своих чиновников он берет почти только родственников – он сам откровенно признается:

При мне служащие чужие очень редки, – Все больше сестрины, свояченицы детки! ……………………………………. Как станешь представлять К крестишку, иль местечку –

Ну, как не порадеть родному человечку?

Вся эта свора родни бездельничала и только получала теплые местечки да награды. Сам Фамусов признает это, говоря, что из его чиновников был «деловым» один Молчалин, ему «не свой». К службе Фамусов относится нерадиво, но с большим вниманием следит за всеми тем событиями московской жизни (крестниц, похороны, обеды), участвовать в которых считает своим долгом и серьезным, важным «делом».

Обратите внимание

И по отношению к дочери он старается вести себя, «как все»: когда умерла жена, он сумел для дочери «принанять» в m-me Розье «вторую мать», т. е. отдал Софью в чужие, наемные руки.

Этим заботы его о девушке прекратились, и он успокоился. Так делали «все» в Москве. Потом стали ходить к Софье «полки учителей, числом поболее, ценою подешевле».

К этим учителям относились с одинаковым пренебрежением и отцы, и дети, – Фамусов называет педагогов дочери «побродягами».

Когда образование Софьи кончилось, она вступила в свет настоящей «московской барышней», главное достоинство которых заключалось в умении себя «принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой», в умении манерничать и петь модные романсы, – словом, в том внешнем «благонравии», за которым скрывались иногда неблагонравные чувства и мысли. Но с этим родители были готовы мириться: «грех не беда, молва нехороша!», – говорилось в этом обществе. Сам Фамусов, который «всем» был известен своим «монашеским поведением», не прочь поухаживать при случае за крепостной девушкой (сцена с Лизой).

Все обязанности «отца» оканчивались, в глазах Фамусова, приисканием для дочери мужа со «звездами и чинами», или дворянина, хоть «плохонького» в умственном развитии, но с 1000 – 2000 душ.

Подчинясь тем традициям, которыми жило его общество, Фамусов считает для себя выгодным сохранять установленный здесь порядок жизни, беззаботной и сытой, – оттого всякие новшества: образование, либеральные идеи, – все то, что грозило критикой существующим порядкам, его бесило и рождало в нем ненависть. Будучи умнее всех своих друзей, он ясно видит, что наибольшая опасность «старой Москве» грозит именно со стороны просвещения. Вот почему он прямо говорит:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений!

Оттого Фамусов – главный застрельщик в той травле, которую начала с Чацким «старая Москва» за то, что он хотел служить «делу, а не лицам», что он был «служить рад», но не пожелал «прислуживаться», за то, что авторитеты Москвы для него, Чацкого, – казались не авторитетами, а людьми, заслуживающими презрения. За все эти «вольнодумства» Фамусов готов его обвинить в революционных замыслах, запретить ему въезд в столицы. Он успокаивается лишь на том, что признает Чацкого сумасшедшим.

Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/5679-obraz-famusova-v-komedii-gore-ot-uma

Сочинение на тему: ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Павел Афанасьевич Фамусов обозначен А. С. Гри­боедовым в списке действующих лиц как «управля­ющий в казенном месте». И уже это говорит нам о принадлежности Фамусова к высшей бюрокра­тии. Известно также, что он является членом Английского клуба.

Павел Афанасьевич — вдовец, имеет дочь. Он мог жениться вторично, но не сделал этого, не занялся он и воспитанием Софьи, он просто на­нял для нее француженку-гувернантку, которая, к счастью, сумела стать для девочки «второй ма­терью».

Из реплик Фамусова можно понять, что в суп­ружестве он не был счастлив, так как постоянно заставал свою «дражайшую половину» в муж­ском обществе. Сам Павел Афанасьевич подчер­кивает, что еще бодр и свеж, хотя и «дожил до седин».

Важно

Тут же добавляет, что всем известно его «монашеское поведение». Но слова его расходят­ся с делом. Уже в самом начале мы видим его за­игрывающим с Лизой, а во втором действии он велит записать слуге, что на днях «должен у вдо­вы, у докторши крестить».

Как и все московские дворяне, дорожит родством: «При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, своя­ченицы детки». Тем не менее, сам Фамусов уме­ет оценить по достоинству деловые качества под­чиненных.

Именно поэтому он и приблизил к себе Молчалина, с которым не состоит в родстве. Себя самого Фамусов обременять не любит: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».

Как и все московское барство, Фамусов вся­чески афиширует свое хлебосольство:

Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;

Дверь отперта для званых и не званых, Особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас равнехонько, про всех готов обед.

Суть мировоззрения Фамусова сводится к не­скольким прочно усвоенным правилам. Он охот­но простит любые бытовые грехи и грешки, но готов казнить тех, кто отказывается жить по за­поведям «старины».

Взгляды на жизнь сложились у Фамусова в золотой екатерининский век дворянства, когда всем заправляли фавориты императрицы. С тех пор мировоззрение Павла Афанасьевича не меня­лось. Он не приемлет «новизну» еще и потому, что все московские «тузы», в кругу которых он вра­щается, исповедуют те же взгляды.

Самодержавно-крепостнический строй является основой бла­гополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собствен­ной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к действиям, к активной жизни.

Все суждения они черпают «из забытых газет», рас­шитым мундиром прикрывают свое слабодушие и «рассудка нищету».

Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского обще­ства. Они видят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.

Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда.

Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —

заявляет Фамусов.

Совет

Окружение барина не особенно отличается от него своими убеждениями, жизненными позици­ями.

Все московское общество живет в уверенно­сти, что другого образа жизни, других жизнен­ных стремлений, кроме богатства, высокого по­ложения в обществе, власти и влияния, нет и быть не может.

Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увлекается наукой.

Естественно, что, видя в Чацком проповедни­ка ненавистной для него «вольности», Фамусов не принимает молодого человека. Единственное, в чем они сходятся, — это неприязнь ко всему ино­земному, только неприязнь эта имеет совершен­но разные корни. Чацкий отстаивает нацио­нальную культуру и самобытность, а Фамусов ви­дит во французских магазинах «губителей карма­нов и сердец».

В свое время Фамусов пытался научить Чацко­го жизни, возя его с визитами к «нужным людям», но юноша оказался неспособным учеником.

Тем не менее, Фамусов не оставляет попыток «воспи­тать Чацкого», советует «не блажить», хорошень­ко управлять имением, и, главное, определиться на службу и делать карьеру всеми возможными способами.

Он старается убедить молодого чело­века в необходимости служить, «на старших гля­дя».

Когда же тот отказывается от службы, объяс­няя это тем, что «служить бы рад, прислуживать­ся тошно», Фамусов объявляет его опасным че­ловеком, не признающим властей.

Образцом жизненного успеха Фамусов счита­ет Кузьму Петровича:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат…

Обратите внимание

В восторге Фамусов и от своего дяди — Мак­сима Петровича, дослужившегося до орденов, ездившего только в карете, запряженной цугом, весь свой век проведшего при дворе Екатерины II. Именно с него, считает Фамусов, и следует брать пример молодому поколению.

Он советует подражать старику, который, чтобы заслужить улыбку императрицы, несколько раз нарочно падал в ее присутствии на пол, больно стукаясь затылком. И его усердие, подчеркивает Фамусов, не пропало даром — государыня постоянно при­вечала Максима Петровича.

С точки зрения своего круга определяет Фа­мусов достоинства Скалозуба:

Не по летам, и чин завидный,

Не нынче завтра генерал.

Его будущий зять должен удовлетворять сле­дующим условиям:

Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — тот и жених.

С социальным практицизмом уживается у Фамусова и бытовая сообразительность: в повсед­невной жизни он умеет добиваться своего поти­хоньку, не разглашая заранее своих намерений. Так, он очень заинтересован в Скалозубе, но скрывает это от Чацкого:

Вот будто женится на Сонюшке. Пустое!

Он, может быть, и рад бы был душой,

Да надобности сам не вижу я большой Дочь выдавать ни завтра, ни сегодня.

Любя дочь, Фамусов больше всего озабочен не настоящим смыслом ее поступков, а тем резонан­сом, который они произведут в свете, а также тем, как это отразится на его положении:

Моя судьба еще ли не плачевна?

Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!

Фамусов привык во всем считаться с неписа­ной московской «табелью о рангах», он спорит только с теми, кого считает стоящими ниже себя на социальной лестнице. Свои принципы Павел Афанасьевич считает непререкаемыми, а тради­ции своей среды — нерушимыми и единственно истинными.

Убежденный защитник самодержа­вия, этот богатый барин искренне восхищается старыми порядками, верностью москвичей дво­рянским традициям, старым устоям жизни.

Он считает вполне законным право помещика рас­поряжаться людьми по собственному усмотре­нию: наказывать, продавать, отправлять в ссыл­ку, на каторгу. Крепостных он не считает людь­ми, не признает в них человеческого достоинства, права на собственное мнение, на личную жизнь.

Поэтому со слугами он разговаривает грубо, об­зывает их ослами, чурбанами, называет Петруш­ками, Фильками, Фомками, независимо от их возраста.

Важно

Непоколебимая вера в старые порядки — глав­ная отличительная особенность Фамусова. Все новое кажется ему сомнительным и даже опас­ным. Тирады Чацкого он перечеркивает одним возгласом: «Под суд!» Критиковать что-либо, с точки зрения Павла Афанасьевича, могут лишь столпы общества.

Таким образом, Фамусов выступает в комедии как самый яркий представитель «века минувше­го», ярый защитник самодержавно-крепостнических порядков, олицетворяющий всю кос­ность, реакционность и отсталость России XIX века.

На этой странице искали :

  • образ фамусова в комедии горе от ума
  • Образ Фамусова
  • характеристика фамусова горе от ума
  • характеристика фамусова в комедии горе от ума
  • краткое сочинение на тему горе от ума
Читайте также:  Цитаты из повести "детство" горького: афоризмы, высказывания бабушки, деда и других героев

Сохрани к себе на стену!

Источник: https://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-obraz-famusova-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma.html

Образ Фамусова и его роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца.

…Прошедшего житья подлейшие

Черты.

А. С. Грибоедов

Павел Афанасьевич Фамусов – один из главных героев комедии “Горе от ума”,

Идеолог старой барской Москвы – появляется перед читателем и зрителем в тот момент, когда открывается его нравственное, моральное (вернее, безнравственное и аморальное) лицо. Он снисходительно заигрывает с хорошенькой служанкой, но при появлении Софьи теряет свою важность и становится смешным. В следующей сцене он лицемерно хвастает своим “монашеским” поведением.

Откуда же такая важность и самоуверенность? Кто он такой? Фамусов – знатный, богатый дворянин, крупный чиновник.

Он гордится своим происхождением (его дядя, Максим Петрович, был известен при дворе Екатерины), дружбой с такими “тузами”, как Фома Фомич, князья Тугоуховские, Хлестова, графини Хрюмины, “не нынче – завтра генерал” Скалозуб.

У него, Фамусова, богатый, хлебосольный дом, этот человек гостеприимен, живет на широкую ногу. Он поклонник и защитник старины, ее обычаев, дворянских традиций и уклада жизни, считая себя патриотом, расхваливает Москву, образ жизни московских бар. Что же ценит он в старой дворянской Москве?

Он, крепостник по убеждениям, не считает крепостных равными себе; уверен, что поступает правильно, окружая себя на службе родственниками, чтобы, представляя “к крестику иль к местечку”, иметь возможность “порадеть родному человеку”. Достойными членами общества Фамусов считает только богатеев. Он уверен, что “по отцу и сыну честь”, самодовольно заявляет:

Будь плохонький, а если наберетсяДуш тысячки две родовых,Тот и жених.

Отношение к службе у него тоже своеобразное:

А у меня что дело, что не дело,Обычай мой такой:Подписано – так с плеч долой!

О гражданском долге, как видим, речь не идет. Служба для Фамусова – только средство получения чинов, наград, денег. Самое важное для него как для чиновника – умение “обойтись” с вышестоящими людьми, угодить им и таким путем выслужиться.

Кто же для Фамусова образец? Это его дядя Максим Петрович, вельможа екатерининского времени. Этот важный барин “на золоте едал”, “езжал-то вечно цугом”, имел “надменный нрав”.

“Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб”, становился шутом и таким путем приобрел влияние при дворе. Восхищается Фамусов и Кузьмой Петровичем, почтенным камергером, богачом, который “на богатой был женат, переженил детей, внучат”.

Таким людям он старается подражать, их ставит в пример молодежи.

Совет

Воспитание молодого поколения – одна из волнующих его тем. Фамусов неглуп, он понимает, что от молодежи зависит будущее страны. В просвещении он видит опасность, угрожающую привычным устоям жизни. Он говорит с ненавистью:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,Что нынче, пуще, чем когда,Безумных развелось людей, и дел, и мнений…

Заканчивает свою мысль он категорическим требованием:

…уж коли зло пресечь,Забрать все книги бы да сжечь.

Фамусов подсмеивается над принятым тогда в дворянских семьях России “французским” воспитанием, однако и сам следует моде, хотя называет французов-учителей “побродягами”. Он уверен, что детей надо воспитывать в духе подражания старшим. “Учились бы, на старших глядя”, – внушает он Чацкому, а дочери говорит, что лучший образец он сам.

Самодовольный до крайности, любящий всех поучать, Фамусов ненавидит и боится молодых людей, поборников нового, которые Отказываются подражать “старшим”, а стремятся к свободе, к просвещению, науке, искусству, хотят “служить делу, а не лицам”, отказываются “прислуживаться”.

Забыв, что Чацкий воспитывался в его доме, он с возмущением называет юношу “карбонари”, “опасным человеком”, кричит: “Он вольность хочет проповедать!”, “Да он властей не признает!” Причины его беспокойства ясны: Чацкий высказывается против того строя и тех порядков, которые являются основой благополучия Фамусова и его сторонников.

К моральным качествам человека барин-крепостник никаких требований не предъявляет. Богатство – вот его бог. Поэтому грубый солдафон Скалозуб, а вовсе не Чацкий, кажется ему подходящим женихом для дочери.

Поэтому, напуганный страстными нападками Чацкого на “век минувший”, Фамусов с готовностью подхватывает и охотно распространяет сплетню о его сумасшествии. Он еще чувствует себя достаточно сильным: вокруг единомышленники, имеющие власть, влияние. Чацкий уедет, неприятная история с Молчалиным забудется…

Конечно, Фамусова волнует, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”, и свой гнев, свое раздражение он выплескивает на слуг, еще раз показывая, что их он людьми не считает, его власть над ними безгранична. “В работу вас! На поселенье вас!” – это не пустые угрозы. И все-таки самоуверенность его поколеблена.

Обратите внимание

Как идеолог старой барской Москвы он не может не понимать, что стоит на зыбкой почве, что таким, как он, нанесен удар “качеством силы свежей” (И. А. Гончаров).

Грибоедовым создан очень интересный герой, прекрасно отражающий свое время, раскрывающий те его стороны, против которых выступили истинные патриоты России – декабристы. Многочисленные Фамусовы принадлежат истории. Но грибоедовский герой, с его откровенным консерватизмом, сочетанием высокомерия и заискивания, яркой, колоритной речью, незабываем.

Источник: https://www.sochuroki.com/obraz-famusova-i-ego-rol-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Образ фамусова в комедии грибоедова “горе от ума”

Образ фамусова в комедии грибоедова “горе от ума”

В комедии А. С.

Грибоедова “Горе от ума” правдиво изображен пошлый и подлый мир, говоря словами Герцена, который “населен призраками сановников в отставке, прикрывающих орденами и звездами целые бездны неспособности, невежества, тщеславия, угодливости, надменности, низости и даже легкомыслия; и вокруг этих покойников, которых позабыли похоронить, целый мир – клиентов, тунеядцев, интриганов, влачащих существование, исполненный формализма, этикета, лишенный всякого общественного интереса”. Наиболее ярким и типичным представителем этого мира, изображенного в комедии Грибоедова, является Фамусов.

Как известно, в драматическом произведении истинная сущность персонажей отображена в их словах и поступках. Нередко при этом слова вовсе не соответствуют поступкам, а прямо противоречат им, и уже в этом противоречии проявляется характер героя. В полной мере все сказанное выше касается Фамусова.

Первая же сцена в пьесе дает прозрачный намек на то, что этот знатный сановник – двуличный человек, весьма воинственно прикрывающий свое ханжество.

Неожиданно застав ранним утром дочь со своим личным секретарем, живущим у него в доме, Фамусов говорит: “Здравствуй, Софья, что ты так рано поднялась! Для какой заботы? И как вас бог не в пору вместе свел?”

Он изумлен: “Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?” Скорее всего, Фамусов догадывается, почему Софья и Молчалин оказались в столь ранний час вместе, но он не может прямо указать молодым людям на нарушение порядка, поскольку сам всего несколько минут назад делал недвусмысленные намеки служанке Лизе, которая, как свидетельница отнюдь не монашеского поведения своего барина, находится здесь же. Не придумав ничего лучшего, Фамусов обрушивает град обвинений в сторону учености. Очевидно, убеждение Фамусова в пагубности учености сформировалось уже давно и является одним из самых его глубоких и искренних убеждений.

Совсем недавно он говорил Лизаньке, что “в чтеньи прок-от не велик”, но если с Лизанькой он шутил, то в разговоре с Софьей и Молчал иным этой мысли придается общественно-морализаторское значение:

Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Возникает вопрос: каким образом с ученостью связаны французы и Кузнецкий мост? Вспомним, что до появления комедии в размеренной, мирной жизни России произошло трагическое событие – Отечественная война 1812 года. После победы над армией Наполеона незыблемым кредо любого московского барина стало полное патриотических чувств утверждение: “Во всем француз нагадил”.

Кузнецкий мост – это улица в центре Москвы, известная множеством “модных лавок” и магазинов. Французы, как известно, являлись законодателями моды, следовать которой могли только весьма обеспеченные люди.

Важно

С одной стороны, Фамусов искренне негодует против французов, выражает свой патриотизм. Но он тут же упоминает собственный карман, страдающий от непомерного желания своего хозяина жить роскошно.

Таким образом, весь патриотический запал Фамусова объясняется банальной и пошлой скупостью.

Однако гневными тирадами в адрес французов Фамусов не ограничивается. Перейдя к теме воспитания, неожиданно он приходит к выводу, что не все французы так уж плохи. К примеру, “старушка-золото” мадам Розье заменила Софье мать.

При этом Фамусов не чувствует противоречия между только что высказанным негодованием по поводу французских книг, мод и “модных лавок” и панегириком “мадам Розье”.

Быть может, потому, Что в свое время он хитро предусмотрел пагубность опасных влияний, и, следуя обязательному для знатных дворян правилу поручать воспитание детей иностранцам, принял для Софьи не бойкую мамзель, а старушку Розье.

К тому же, очевидно, платил ей Фамусов не очень много, если она “за лишних в год пятьсот рублей сманить себя другими допустила”. Впрочем, никакой, даже самый идеальный, воспитатель не идет в сравнение с самим Фамусовым-отцом:

Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца.

По собственному определению Фамусова, он является образцом добродетели и нравственности, ведь он сам себе господин, а также “монашеским известен поведеньем”.

Во втором действии характер Фамусова, его жизненная философия раскрываются в трех пространных “мировоззренческих” монологах.

Совет

Первый монолог славит устойчивый московский быт. Записная книжка Фамусова – своеобразная летопись, в которую заносятся хлопотные, но приятные неслужебные и житейские заботы: вторник – званый обед у Прасковьи Федоровны; четверг – погребенье; пятница или же суббота – крещение.

С первого взгляда, все события и комментарии к ним Фамусова полны значительности, грандиозности, но, по сути, сами дела эти ничтожны, впрочем, как и оценка их Фамусовым. Так, Собираясь “на форели”, Фамусов опасается за свой желудок, упоминание о погребении вызывает у него пространные “философские” рассуждения о бренности человеческого бытия:

Но память по себе намерен кто оставить

Житьем похвальным, вот пример:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат и на богатой был женат…

Все свои “великие” дела Фамусов заносит в Адрес-календарь, то есть “книжку, ежегодно печатаемую, в которой содержатся штаты духовные, придворные, гражданские и гвардейские”. Тем самым фамусовские “дела” как бы вливаются в штатное расписание Российского государства.

Следующий монолог Фамусова служит ответом на “неосновательную” реплику Чацкого: “Служить бы рад, прислуживаться тошно!” Фамусовская идеология не приемлет новых веяний, а все старое, в частности екатерининская эпоха, представляется ему “золотым веком”. Фамусов не видит ничего плохого в том, что даже заслуженные и уважаемые люди в случае необходимости сгибаются “вперегиб”, а иногда и выступают в роли шутов.

Продолжая размышления о временах и нравах и обращаясь к своему “единомышленнику” Скалозубу, Фамусов утверждает, что достоинство человека определяется только его родословной:

… у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь;

Будь плохенький, да если наберется

Читайте также:  Краткое содержание "горе от ума" грибоедова: пересказ сюжета, пьеса в сокращении

Душ тысячи две родовых, –

Тот и жених!

Постепенно Фамусов уходит от основной темы. Его задача – сосватать дочку за Скалозуба и в ход идет похвала дамам, которыми был восхищен даже прусский король. Вместо того чтобы изобразить дворянство хранителем национальных патриархальных обычаев, Фамусов, по сути, его разоблачает (девицы-патриотки поют военным французские романсы).

В изображении Грибоедова Фамусов – уверенный человек, убежденный в своей правоте и готовый отстаивать свое мнение.

Совет

Однако уверенность его основывается на невежестве, тщеславии, угодничестве, легкомыслии, заботе о собственном благе и благосостоянии, на уверенности, что он избранный, а остальные люди должны ему угождать.

Прочитав пьесу, читатель составляет для себя следующий портрет Фамусова: любитель “не добродетелей, но только обычаев отцов наших”, хулитель всего нового, употребляющий все старания к тому, чтобы вернуть Россию в прежние “золотые” времена.

Источник: https://goldsoch.info/obraz-famusova-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma/

Сочинение на тему: образ Фамусова в комедии Горе от ума

Комедия Горе от ума Грибоедова — это произведение, где затронуты общественные проблемы, которые назревали в начале девятнадцатого века. Здесь затронуто столкновение старого и нового, прошлого и настоящего, века нынешнего с веком прошедшим. Вот как раз приверженность к старому, автор и сосредоточил в образе Фамусова.

Образ Фамусова

Фамусов в комедии — это реалистически созданный образ, который автор раскрыл со всех сторон. Грибоедов изобразил Фамусова и как чиновника, и как помещика, и как отца. При этом следует понимать, что таких староверов было не единицы.

Ярых защитников крепостнического дворянства было предостаточно в начале 19 века, даже больше. Их количество превышало над количеством представителей передового дворянства.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что созданный образ Фамусова в Горе от ума является типичным для представителей московского дворянства.

Характеристика Фамусова Горе от ума

Итак, в своем кратком сочинении на тему Горе от ума, а вернее на тему образа Фамусова начну со знакомства с данным представителем крепостнического дворянства, со старовером Фамусовым. В своем сочинении по произведению Грибоедова следует сказать, что это один из главных героев. Фамусов богатый дворянин, чиновник, знатный человек.

Он хорошо известен в знатных кругах, при этом является родовитым дворянином, у которого в родстве дядя Петрович, что был известен при дворе.

Описывая в сочинении образ данного героя, следует обратиться к содержанию его образа, и тут мы увидим, что он защитник старины, он защищает старые традиции и обычаи дворян.

Обратите внимание

Он крепостник по убеждениям, считает что окружать его должны только родственники, чтобы порадеть родному человечку. Признает только богатеев, а со всеми, кто ниже его, не считается. Если говорить о его службе, то она для него не как долг гражданина, а как возможность получить чины, звания, медали, награды и деньги.

Он служит по принципу угодить вышестоящим и выслужиться перед ними.

Разговаривает Фамусов с каждым героем по-разному, в зависимости от того, что его собеседник представляет в обществе. Так, если перед ним человек своего круга, то разговор будет заискивающим и льстивым, если перед ним какой-то мелкий чиновник, то с ним и на ты можно поговорить, а слугам и вовсе можно грубить.

С дочерью он также разный. Он может и пожурить, и приласкать, и упрекнуть и позаботиться. В молодом поколении Фамусов видит будущее, поэтому и считает, что образование не нужно, оно только вредит, а наилучшим образованием и примером может быть лишь то, что дают и чему учат родители. Так он говорит Софье, что для нее он является лучшим примером.

Если говорить о моральной стороне Фамусова, то и здесь нет особых требований, лишь бы было богатство. Есть деньги, значит и жених ты подходящий. Грибоедов в образе Фамусова очень удачно отразил и показал людей, против которых в свое время выступили декабристы.

Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-obraz-famusova-v-komedii-gore-ot-uma.html

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова А.С

Искусство и развлечения 24 января 2014

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» является воплощением представителей самодержавия, реакционно ополченного чиновничества.

В начале XIX века таких людей было очень много, о них говорили друзья Грибоедова, Пушкин, декабристы. Барская среда негативно относилась ко всему новому, яро защищала старые порядки.

Фамусов – это не один человек, а целое сословие невеж, для которых в жизни нет ничего важнее денег.

Характеристика барина

Приверженность богачей старому режиму и их сопротивление новизне во всех проявлениях жизни показано в комедии «Горе от ума». Фамусов – крупный чиновник, барин-помещик. Это очень уважаемый в обществе человек, он близко общается со знатными дворянами, титулованные особы посещают его дом. Павел Афанасьевич по своим взглядам является старовером, приверженцем крепостнического дворянства.

Грибоедов образ Фамусова в комедии «Горе от ума» раскрыл со всех сторон. Для тех, кого он считает себе равным, барин радушный и гостеприимный хозяин, дом которого всегда открыт.

Павел Афанасьевич находчивый и остроумный рассказчик, добродушный, не лишенный житейского ума человек. Это любящий отец, готовый как пожурить, так и приласкать свою дочку. К слугам он относится грубо, ворчлив, вспыльчив.

Как начальник – строг и требователен.

Культурный уровень помещика

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» воплощает в себе полупросвещение барского сословия. Павел Афанасьевич хвастает тем, что московские девицы два слова не могут связать воедино, что у него в канцелярии полно ничего не делающей родни. Речь Фамусова говорит сама за себя, у него богатый словарный запас, в котором преобладают народные выражения, попадаются и иноязычные слова.

Но барин не в состоянии выразить сложные душевные переживания или поговорить о науке, что указывает на его низкий культурный уровень. Это обычный русский помещик, предпочитающий общаться на житейском языке.

Видео по теме

Манера общения

Правила поведения в обществе также затрагиваются в комедии «Горе от ума». Образ Фамусова является воплощением всех русских помещиков, привыкших унижать и оскорблять слабых и бедных, льститься перед теми, кого они побаиваются или кто им выгоден.

С мелким чиновником Павел Афанасьевич общается на «ты» и только высокомерным тоном. С влиятельными людьми он говорит заискивающе, прибавляет к словам частицу «с».

Определенная речевая манера делает образ Фамусова в комедии «Горе от ума» реалистичным и правдивым, ведь именно так разговаривало все московское дворянство.

Грибоедов поставил себе цель разоблачить крепостническое общество, показать, куда их господство ведет Россию, и это у него получилось. Современники писателя, прочитав комедию, узнали события и факты, происходившие прямо на их глазах.

Грибоедов ничего не приукрашивал, а реалистично изобразил дворянство начала XIX века. Фамусов и ему подобные активно выступали против просвещения и культуры, отказываясь от духовного и социального прогресса. Подобная элита для России – это шаг назад.

Это отлично понимал как Грибоедов, так и его современники.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/132310/

ПОЛИНКА.net

Сирвинт-Шерман З.М. Эскиз театральной постановки к пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Образ Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов – человек в возрасте, самоуверенный и властный. Зажиточный дворянин, вдовец, отец единственной семнадцатилетней дочери, которую он очень любит и воспитывает по-своему образу, в духе старых времён. Фамусов является крупным чиновником, хотя к своей службе он подходит формально, она его не интересует (…подписано, так с плеч долой). Всегда стремится к собственной выгоде. Это видно из того, как он рассуждает о замужестве своей дочери. Фамусов любит похвастать. Он хвастает даже тем, чего у него нет, например: монашеским поведением, хотя сам заигрывает со служанкой Лизой. В образе Фамусова автор изображает обычного для того времени человека, с его взглядами на жизнь и воспитание.
Образ Софьи
Софья — дочь Фамусова, ей семнадцать лет. Из слов отца мы узнаём, что она рано лишилась матери, поэтому её воспитанием занималась мадам Розье и приходящие учителя. В детстве была очень дружна с Чацким, возможна, влюблена в него. Любит читать французские романы. Хорошо относится к своей горничной Лизе, считает её единственным преданным человеком. Искренне любит Молчалина, считает его умным, красивым и похожим на героя её любимых французских романов. Не стесняется, при случае, обманывать своего отца, абсолютно не сочувствует Чацкому.

Образ Чацкого

Чацкий — молодой человек, друг детства Софии. Он очень умён, начитан. Его речь грамотна и красочна. Приехав из-за границы в Москву, он спешит встретиться с Софией, радуется предстоящему свиданию. Он оживлён, воодушевлён, красноречив (даже говорлив), остёр, полон жизни, много шутит. Но странный холодный приём его обижает, он огорчён и озадачен невниманием Софии, ведь, спеша на родину, Чацкий надеялся, что она его ждёт.
Чацкий насмехается и осуждает быт московских дворян. Ему не нравится, что русских детей обучают грамоте иностранные учителя, и дети не знают чистого русского языка. Чацкий приехал в Россию с надеждой на изменение старых порядков, но эти надежды не оправдались.

Образ Молчалина

Молчалин – молодой человек, состоящий на службе у Фамусова. Он является его секретарём и живёт у него дома. До знакомства с Фамусовым Молчалин был не то мелким дворянином, не то разночинцем, после знакомства стал быстро продвигаться по служебной лестнице.
Характерные черты Молчалина – стремление к карьере, умение подслуживаться, лицемерие. Он немногословен. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Молчалин знает, что если он хочет сделать карьеру, то ему нужно во всём угождать своим начальникам. В стремлении повыситься чином, Молчалин подхалимничает, подслуживается к влиятельным лицам. С разными людьми он разговаривает по-разному. К Фамусову он обращается почтительно, к Софье – с особой скромностью, с Лизой он не стесняется в выражениях, с Чацким говорит внешне вежливо, но за этим скрывается самодовольство, насмешка и стремление поучать. Манера разговаривать с людьми открывает всё лицемерие Молчалина. Отец завещал ему угодничать со всеми людьми, которые могут ему хоть как-то пригодиться. И он во многом следует этому совету.
Чацкий, которому известен тип таких чиновников, как Молчалин, предсказывает ему возможность блестящей служебной карьеры.

Характеристика московского дворянства

О жизни, быте и нравах Москвы 20-х годов XIX в. и её отдельных лиц, мы узнаём со слов Чацкого и Фамусова. Перед нами предстаёт сонная, закостенелая жизнь, где многие годы ничего не меняется. Показано слепое поклонение всему иностранному, касается это моды, воспитания или языка. Пустые занятия многих — посещать многочисленные балы, гуляния, для того чтобы волочиться там за дамами. Упомянут крепостник-театрал – жестокий самодур, мракобес – член учёного совета.

Источник: https://Polinka.net/2012/01/obrazy-geroev-gore-ot-uma/

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика для сочинения по теме » Сочинение на EraInfo.ru

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы. В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается на тему образования и воспитание. Следует осознавать, что мнение Фамусова – это мнение дворянского общества того времени в целом.

Читайте также:  Мораль басни "трудолюбивый медведь" крылова (анализ, суть, смысл)

В «Горе от ума» Фамусов выступает в роли противника просвещения, врага ума и всего нового, т.к. все это несет угрозу его благополучию. Причину распущенного поведения своей дочери он находит в чтении книг: «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!» Но не только чтение, по мнению Фамусова, способствует зарождению вольных мыслей, но и образование вообще.

Важно

Отец молодой девушки с сокрушением говорит о том, что иностранные учителя, обучение искусствам – все идет не на пользу дворянским дочерям, образование им ни к чему, ведь оно не пригодится в семейной жизни: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам».

Наилучший пример для дочери – пример отца, считает Фамусов. О себе отец Софьи говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но он лукавит, ведь за мгновение до того, как начать ругать свою дочь, он откровенно заигрывал со служанкой Лизой.

Зависимость героя от общественного мнения

Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле.

По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение «подслужиться». Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе.

Таков и Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума», а значит, и все консервативные дворяне.

Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Отношение Фамусова к людям

Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми.

Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами».

Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».

Совет

Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»

Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».

Значение образа Фамусова

Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании.

В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов.

Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.

В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Источник: https://erainfo.ru/obraz-famusova-v-komedii-gore-ot-uma-griboedova-xarakteristika-dlya-sochineniya-po-teme/

Образ фамусова в комедии грибоедова «горе от ума»

9 класс

Сочинения по русской литературе

Образ фамусова в комедии грибоедова «горе от ума»

В комедии А. С.

Грибоедова «Горе от ума» правдиво изображен пошлый и подлый мир, говоря словами Герцена, который «населен призраками сановников в отставке, прикрывающих орденами и звездами целые бездны неспособности, невежества, тщеславия, угодливости, надменности, низости и даже легкомыслия; и вокруг этих покойников, которых позабыли похоронить, целый мир — клиентов, тунеядцев, интриганов, влачащих существование, исполненный формализма, этикета, лишенный всякого общественного интереса». Наиболее ярким и типичным представителем этого мира, изображенного в комедии Грибоедова, является Фамусов.

Как известно, в драматическом произведении истинная сущность персонажей отображена в их словах и поступках. Нередко при этом слова вовсе не соответствуют поступкам, а прямо противоречат им, и уже в этом противоречии проявляется характер героя. В полной мере все сказанное выше касается Фамусова.

Первая же сцена в пьесе дает прозрачный намек на то, что этот знатный сановник — двуличный человек, весьма воинственно прикрывающий свое ханжество.

Неожиданно застав ранним утром дочь со своим личным секретарем, живущим у него в доме, Фамусов говорит: «Здравствуй, Софья, что ты так рано поднялась! Для какой заботы? И как вас бог не в пору вместе свел?»

Он изумлен: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?» Скорее всего, Фамусов догадывается, почему Софья и Молчалин оказались в столь ранний час вместе, но он не может прямо указать молодым людям на нарушение порядка, поскольку сам всего несколько минут назад делал недвусмысленные намеки служанке Лизе, которая, как свидетельница отнюдь не монашеского поведения своего барина, находится здесь же. Не придумав ничего лучшего, Фамусов обрушивает град обвинений в сторону учености. Очевидно, убеждение Фамусова в пагубности учености сформировалось уже давно и является одним из самых его глубоких и искренних убеждений.

Совсем недавно он говорил Лизаньке, что «в чтеньи прок-от не велик», но если с Лизанькой он шутил, то в разговоре с Софьей и Молчал иным этой мысли придается общественно-морализаторское значение:

Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Возникает вопрос: каким образом с ученостью связаны французы и Кузнецкий мост? Вспомним, что до появления комедии в размеренной, мирной жизни России произошло трагическое событие — Отечественная война 1812 года. После победы над армией Наполеона незыблемым кредо любого московского барина стало полное патриотических чувств утверждение: «Во всем француз нагадил».

Обратите внимание

Кузнецкий мост — это улица в центре Москвы, известная множеством «модных лавок» и магазинов. Французы, как известно, являлись законодателями моды, следовать которой могли только весьма обеспеченные люди.

Важно

С одной стороны, Фамусов искренне негодует против французов, выражает свой патриотизм. Но он тут же упоминает собственный карман, страдающий от непомерного желания своего хозяина жить роскошно.

Таким образом, весь патриотический запал Фамусова объясняется банальной и пошлой скупостью.

Однако гневными тирадами в адрес французов Фамусов не ограничивается. Перейдя к теме воспитания, неожиданно он приходит к выводу, что не все французы так уж плохи. К примеру, «старушка-золото» мадам Розье заменила Софье мать.

При этом Фамусов не чувствует противоречия между только что высказанным негодованием по поводу французских книг, мод и «модных лавок» и панегириком «мадам Розье».

Быть может, потому, Что в свое время он хитро предусмотрел пагубность опасных влияний, и, следуя обязательному для знатных дворян правилу поручать воспитание детей иностранцам, принял для Софьи не бойкую мамзель, а старушку Розье.

К тому же, очевидно, платил ей Фамусов не очень много, если она «за лишних в год пятьсот рублей сманить себя другими допустила». Впрочем, никакой, даже самый идеальный, воспитатель не идет в сравнение с самим Фамусовым-отцом:

Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца.

По собственному определению Фамусова, он является образцом добродетели и нравственности, ведь он сам себе господин, а также «монашеским известен поведеньем».

Важно

Во втором действии характер Фамусова, его жизненная философия раскрываются в трех пространных «мировоззренческих» монологах.

Первый монолог славит устойчивый московский быт. Записная книжка Фамусова — своеобразная летопись, в которую заносятся хлопотные, но приятные неслужебные и житейские заботы: вторник — званый обед у Прасковьи Федоровны; четверг — погребенье; пятница или же суббота — крещение.

С первого взгляда, все события и комментарии к ним Фамусова полны значительности, грандиозности, но, по сути, сами дела эти ничтожны, впрочем, как и оценка их Фамусовым. Так, Собираясь «на форели», Фамусов опасается за свой желудок, упоминание о погребении вызывает у него пространные «философские» рассуждения о бренности человеческого бытия:

Но память по себе намерен кто оставить

Житьем похвальным, вот пример:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат и на богатой был женат…

Все свои «великие» дела Фамусов заносит в Адрес-календарь, то есть «книжку, ежегодно печатаемую, в которой содержатся штаты духовные, придворные, гражданские и гвардейские». Тем самым фамусовские «дела» как бы вливаются в штатное расписание Российского государства.

Следующий монолог Фамусова служит ответом на «неосновательную» реплику Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» Фамусовская идеология не приемлет новых веяний, а все старое, в частности екатерининская эпоха, представляется ему «золотым веком». Фамусов не видит ничего плохого в том, что даже заслуженные и уважаемые люди в случае необходимости сгибаются «вперегиб», а иногда и выступают в роли шутов.

Продолжая размышления о временах и нравах и обращаясь к своему «единомышленнику» Скалозубу, Фамусов утверждает, что достоинство человека определяется только его родословной:

… у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь;

Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячи две родовых, —

Тот и жених!

Постепенно Фамусов уходит от основной темы. Его задача — сосватать дочку за Скалозуба и в ход идет похвала дамам, которыми был восхищен даже прусский король. Вместо того чтобы изобразить дворянство хранителем национальных патриархальных обычаев, Фамусов, по сути, его разоблачает (девицы-патриотки поют военным французские романсы).

В изображении Грибоедова Фамусов — уверенный человек, убежденный в своей правоте и готовый отстаивать свое мнение.

Совет

Однако уверенность его основывается на невежестве, тщеславии, угодничестве, легкомыслии, заботе о собственном благе и благосостоянии, на уверенности, что он избранный, а остальные люди должны ему угождать.

Прочитав пьесу, читатель составляет для себя следующий портрет Фамусова: любитель «не добродетелей, но только обычаев отцов наших», хулитель всего нового, употребляющий все старания к тому, чтобы вернуть Россию в прежние «золотые» времена.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/342.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]