Рецензия на книгу А. С. Пушкина «Дубровский»
Рецензия Екатерины Петроченко на книгу А. С. Пушкина «Дубровский» в рамках конкурса «Моя любимая книга» литературного портала «Букля». Другие работы Екатерины.
Произведение, с которым все знакомятся еще в школе, но почему-то оно не кажется детским. Может потому, что Пушкин ставил реальность выше романтики.
Пушкин очень искусно показал, как обстоятельства и события меняют людей, открывает разные стороны (о которых герои даже и не подозревали), как жизнь заставляет прогибаться то в одну, то в другую сторону. Как приходится менять или переступать свои принципы. Роман о дружбе и вражде, о любви и верности.
Герои не вызывают раздражения, они не нарочиты и не навязчивы и их образы вполне логичны. Еще было для меня необычным присутствие разбойников и шайки, что как-то не всегда ассоциируется с русской классикой. Это похоже на легенды про Робина Гуда. Похоже, но не пересказ, отражает русскую жизнь и реальность.
Наверно, данная повесть – это образец литературы, которая может называться увлекательной. В ней нет ничего лишнего, все в меру, есть и светлые и темные стороны жизни – повесть многогранна. Есть угрозы, потери и любовь. Есть независимость. И все это выражено простым и понятным языком. Не сложно не просто (про сюжет).
Мне в ней понравился тот факт, что после прочтения книга заставила меня не задуматься, а поразмышлять. Именно поразмышлять. Почему произошло так. И что было бы, если бы что-то изменилось или конец предстал нам другим. То есть, была почва для раздумывания над ситуацией.
И эту почву подготовил Александр Сергеевич Пушкин! И очень многие говорят, что именно это произведение позволило им полюбить творчество Пушкина. Называют это чудом. Да, так он и есть.
По отношению к героям чувствуешь и благородство, и гордость, и несчастье, и горечь потери, и сочувствуешь, а иногда думаешь, что так им и надо. Образы персонажей содержат в себе как положительную, так и отрицательную сторону.
При создании романа прозаик отталкивался от рассказа, поведанного ему другом, то есть, можно судить, что произведение основывается на реальных событиях. Роман заканчивается «никак» и позволяет читателю самому додумать все нюансы. Или предположить, что продолжения вовсе и нет. Такое тоже может быть.
Произведение пришлось по душе. Оно содержит в себе жизненность повествования. Даже сложно сказать чем оно меня зацепило, но точно знаю, что было какое-то еле уловимое чувство, которое еще только предстоит узнать и обдумать. Потому что собираюсь прочитать еще не один раз, в данном случае это возможно.
Рецензия написана в рамках конкурса “Моя любимая книга”.
Автор рецензии: Екатерина Петроченко.
Источник: https://buklya.com/a-s-pushkin-dubrovskij.html
нужен отзыв о прочитанном романе Дубровский
Юрий Поляков Высший разум (841907) 6 лет назад После первого прочтения повесть «Дубровский» мне не понравилась. В книге все кончается грустно, как в жизни, а я люблю счастливый конец. Я бы хотел, что бы Маша вышла замуж за Дубровского, и они были бы счастливы.
Потом, подумав, я понял что, судьба героев – это следствие их собственных поступков, а поступки обусловлены чертами характера. Если бы Маша была решительна и не боялась лишиться отцовского наследства, она отказалась бы от носильного венчания прямо в церкви и дождалась помощи от Дубровского.
Если бы отец Андрей Дубровский не был бы таким гордым и не осуждал, другого, он не вызвал бы гнева своего друга Троекурова. Владимир Дубровский вначале книги был беспечным, легкомысленным, гордым, надменным, несдержанным, избегающим труда и настоящей военной службы офицером-кутилой.
Лишившись отца, дома и имущества, он посвятил жизнь мести, принес людям много зла, стал невольным виновником гибели судейских в пожаре. За это и придет позже расплата. Но судьба и помогает добрым людям. Маша найдет счастье в своих детях, может быть и полюбит мужа.
Владимир отказался от мести и разбоя и попытается найти свой путь в труде. Конец книги открывает начало новой жизни героев и этот конец не такой уж плохой.
Учит, получив наказание, принять и понять его, и идти дальше, изменив себя.
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00927631253792880135/woid/00066701184773070613/
Маргарита Синячкина Ученик (110) 2 года назад После первого прочтения повесть «Дубровский» мне не понравилась. В книге все кончается грустно, как в жизни, а я люблю счастливый конец. Я бы хотел, что бы Маша вышла замуж за Дубровского, и они были бы счастливы. Потом, подумав, я понял что, судьба героев – это следствие их собственных поступков, а поступки обусловлены чертами характера. Если бы Маша была решительна и не боялась лишиться отцовского наследства, она отказалась бы от носильного венчания прямо в церкви и дождалась помощи от Дубровского.
Если бы отец Андрей Дубровский не был бы таким гордым и не осуждал, другого, он не вызвал бы гнева своего друга Троекурова. Владимир Дубровский вначале книги был беспечным, легкомысленным, гордым, надменным, несдержанным, избегающим труда и настоящей военной службы офицером-кутилой.
Лишившись отца, дома и имущества, он посвятил жизнь мести, принес людям много зла, стал невольным виновником гибели судейских в пожаре. За это и придет позже расплата. Но судьба и помогает добрым людям. Маша найдет счастье в своих детях, может быть и полюбит мужа.
Владимир отказался от мести и разбоя и попытается найти свой путь в труде. Конец книги открывает начало новой жизни героев и этот конец не такой уж плохой.
Учит, получив наказание, принять и понять его, и идти дальше, изменив себя.
павел куксин Ученик (103) 1 год назад После первого прочтения повесть «Дубровский» мне не понравилась. В книге все кончается грустно, как в жизни, а я люблю счастливый конец. Я бы хотел, что бы Маша вышла замуж за Дубровского, и они были бы счастливы. Потом, подумав, я понял что, судьба героев – это следствие их собственных поступков, а поступки обусловлены чертами характера. Если бы Маша была решительна и не боялась лишиться отцовского наследства, она отказалась бы от носильного венчания прямо в церкви и дождалась помощи от Дубровского.
Если бы отец Андрей Дубровский не был бы таким гордым и не осуждал, другого, он не вызвал бы гнева своего друга Троекурова. Владимир Дубровский вначале книги был беспечным, легкомысленным, гордым, надменным, несдержанным, избегающим труда и настоящей военной службы офицером-кутилой.
Лишившись отца, дома и имущества, он посвятил жизнь мести, принес людям много зла, стал невольным виновником гибели судейских в пожаре. За это и придет позже расплата. Но судьба и помогает добрым людям. Маша найдет счастье в своих детях, может быть и полюбит мужа.
Владимир отказался от мести и разбоя и попытается найти свой путь в труде. Конец книги открывает начало новой жизни героев и этот конец не такой уж плохой.
Учит, получив наказание, принять и понять его, и идти дальше, изменив себя.
Бике Гаджибекова Ученик (235) 1 год назад После первого прочтения повесть «Дубровский» мне не понравилась. В книге все кончается грустно, как в жизни, а я люблю счастливый конец. Я бы хотел, что бы Маша вышла замуж за Дубровского, и они были бы счастливы. Потом, подумав, я понял что, судьба героев – это следствие их собственных поступков, а поступки обусловлены чертами характера. Если бы Маша была решительна и не боялась лишиться отцовского наследства, она отказалась бы от носильного венчания прямо в церкви и дождалась помощи от Дубровского.
Если бы отец Андрей Дубровский не был бы таким гордым и не осуждал, другого, он не вызвал бы гнева своего друга Троекурова. Владимир Дубровский вначале книги был беспечным, легкомысленным, гордым, надменным, несдержанным, избегающим труда и настоящей военной службы офицером-кутилой.
Лишившись отца, дома и имущества, он посвятил жизнь мести, принес людям много зла, стал невольным виновником гибели судейских в пожаре. За это и придет позже расплата. Но судьба и помогает добрым людям. Маша найдет счастье в своих детях, может быть и полюбит мужа.
Владимир отказался от мести и разбоя и попытается найти свой путь в труде. Конец книги открывает начало новой жизни героев и этот конец не такой уж плохой.
Учит, получив наказание, принять и понять его, и идти дальше, изменив себя.
Источник: https://otvet.mail.ru/question/82200962
Отзыв о повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Главный герой повести «Дубровский» — молодой офицер Владимир Дубровский. Его отец, отставной поручик, владел небольшим имением. Старший Дубровский дружил с богатым соседом, помещиком Троекуровым, с которым когда-то вместе служил.
Но между друзьями произошла ссора. Тогда своенравный Троекуров решил отомстить соседу, и отсудить у того имение. Затея удалась, и старший Дубровский серьезно заболел после этого.
Владимиру Дубровскому пришлось оставить службу и выехать к больному отцу.
Владимир успел застать отца живым, но тот был в очень плохом состоянии. Ситуацию невольно усугубил Троекуров, который решил помириться со старым другом и для этого приехал в отсуженное им имение Кистеневка.
Однако старший Дубровский при виде обидчика настолько разволновался, что с ним случился удар. Владимир Дубровский в сердцах отказал Троекурову в приеме и тот уехал в состоянии озлобления.
Через некоторое время Владимир сообщил всем обитателям имения, что его отец скончался.
Разозленный Троекуров отправил чиновников забирать имение Дубровских прямо в день похорон его бывшего друга. Крестьяне, узнавшие, что они переходят к другому хозяину, попытались бунтовать, но Владимир их успокоил, как мог. Испуганные чиновники остались ночевать в имении, боясь нападения крестьян.
Ночью Владимир принял решение сжечь родной дом, чтобы он не достался Троекурову. Он отправил кузнеца Архипа открыть дверь в дом, чтобы чиновники могли из него выбраться. Сам Дубровский с верными крестьянами покинул усадьбу, скрывшись в неизвестном направлении. Но Архип, наоборот, запер дверь, и когда дом запылал, из него никто не смог выйти. Чиновники погибли в огне.
Вскоре в окрестных местах появились разбойники, начались грабежи на дорогах и в поместьях. Народная молва приписывала все эти нападения молодому Дубровскому. Не трогали разбойники только Троекурова, и причина этому была непонятна.
У Троекурова была дочь по имени Маша. В раннем детстве она играла с маленьким Володей Дубровским, но после того много лет с ним не встречалась. Кроме того, у Троекурова был еще маленький сын, для которого он решил нанять воспитателя из французов. Вскоре в доме появился молодой человек, которого звали Дефорж.
Ни Троекуров, ни Маша не обращали на молодого воспитателя особого внимания, пока тот не стал объектом излюбленной шутки хозяина дома. Дефоржа втолкнули в комнату, где был привязан голодный медведь. Так обыкновенно любил пошутить Троекуров. Однако Дефорж не испугался и застрелил медведя, чем заслужил уважение Троекурова.
Маша тоже стала обращать больше внимание на молодого француза и постепенно влюбилась в него.
Но каково было удивление Маши, когда однажды Дефорж назначил ей свидание и признался, что на самом деле он — Владимир Дубровский. Дубровский объяснил Маше, что любовь к ней принудила его отказаться от планов мести Троекурову. После свидания с Машей Дефорж-Дубровский покинул дом Троекуровых.
Спустя какое-то время к Маше посватался богатый сосед Троекурова – князь Верейский. Отец Маши был очень доволен этим сватовством, но сама она не хотела выходить замуж за пятидесятилетнего старика. Воспитанная в домашних условиях и оттого будучи наивной, Маша написала князю письмо с просьбой отказаться от сватовства.
Но Верейский не внял ее уговорам, и сообщил о письме Маши ее отцу. Свадьбу решено было ускорить, а невесту посадили под замок. Маша сумела сообщить Дубровскому о предстоящей свадьбе, так нежеланной для нее. Но Дубровский опоздал. Когда он настиг карету с князем и Машей, было уже поздно – венчание состоялось.
Маша не могла нарушить обязательств, данных ею перед церковным алтарем, и она отказалась уезжать вместе с Дубровским.
А вскоре из-за постоянных преследований и столкновений с правительственными солдатами Дубровскому пришлось распустить верных ему людей и покинуть родные края. Таково краткое содержание повести.
Главная мысль повести «Дубровский» состоит в том, что горячность и поспешность в действиях никогда не приводили ни к чему доброму.
Как отец Владимира в сердцах поссорился с Троекуровым, отчего вскоре потерял здоровье и имение, так и его сын в порыве горячности принял решение сжечь родной дом, чтобы тот не достался Троекурову. Следствием его несдержанности стала гибель людей, а сам Дубровский перешел в разряд нарушителей закона, разбойников. Повесть А.
С.Пушкина «Дубровский» учит быть вдумчивым и хладнокровным в принятии важных решений и не поддаваться эмоциям, которые могут способствовать неправильному выбору способов решения проблемы.
В повести мне понравился главный герой, Владимир Дубровский. Он наделал много ошибок, но при этом имел открытую душу.
Когда однажды он остановил посыльного с деньгами, которые одна женщина послала своему сыну, Дубровский не стал отнимать этих денег и отпустил посыльного. Владимиру Дубровскому свойственно также и великодушие.
Когда он осознал, что полюбил Машу Троекурову, дочь человека, который погубил его отца, он сумел найти в себе силы, чтобы простить Троекурова и отказаться от планов мести.
Какие пословицы подходят к повести «Дубровский»?
Всякому своя обида горька.
Любовь не пожар, а загорится — не потушишь.
Умей прощать и мощь твоя умножится.
Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_dubrovsky/
Этот грустный роман “Дубровский”
ВПЕЧАТЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ 6 “А” КЛАССА О РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»
Катя Макарова
Роман мне понравился. Но были некоторые моменты, когда хотелось плакать. Троекуров иногда казался хорошим, а иногда – подлым и грубым.
Владимиру Дубровскому пришлось многое испытать: и плохое, и хорошее.
Мне было очень жалко Владимира, когда умер его отец. Ведь именно после этого жизнь его стала другой.
Были и яркие моменты. Дубровский встретил на своём жизненном пути Марию Троекурову. Но они не смогли быть вместе. Её отец – Кирила Петрович – отнял у Владимира дом, в котором тот родился и вырос, где жили отец и мать Владимира, его предки.
В конце концов, Владимир Дубровский возненавидел Троекурова за испорченную жизнь.
Сам текст, точнее, сам роман А.С. Пушкина «Дубровский», удался на славу. В конце романа я немного плакала, точнее, пустила тихую слезу: ведь отец Дубровского умер в страданиях, Троекуров просто-напросто лишил его здоровья. К тому же Андрей Гаврилович Дубровский был ни в чём не повинный человек.
Грустное произведение!
Мне понравилось в романе «Дубровский» то, что он не очень большой по объёму. В нём нет долгих и нудных описаний.
Этот роман – яркий пример того, куда может завести человека месть и злые чувства.
А началось всё с ерунды: псарь надерзил Андрею Гавриловичу Дубровскому. Тот написал раздражённое письмо Троекурову. В свою очередь, Кирила Петрович подал на своего бывшего друга в суд. И так далее.
И в конце концов сын Андрея Гавриловича Дубровского Владимир становится разбойником.
Мне не очень понравился момент, когда князь Верейский ранил Владимира Дубровского. Это было как-то не по-настоящему. Тем более, что потом Дубровский не умер.
Но в целом роман очень неплохой, и читать его было интересно.
Я думаю, что роман «Дубровский» – очень интересное, познавательное произведение. Мне очень понравились герои, сюжет этой книги А.С. Пушкина, некоторые эпизоды этого романа.
Наиболее запомнились мне такие герои, как Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров.
Сюжет мне тоже понравился. Особенно в той его части, где Владимир Дубровский стал разбойником. А не понравился тот момент, когда отец Владимира Дубровского – Андрей Гаврилович – умер.
Это произведение в целом чуть-чуть изменило мою жизнь.
Больше всех других персонажей романа мне не понравился Шабашкин, потому что он пресмыкался перед Троекуровым, был пьяницей и человеком бездушным. В момент опасности он предпочитал прятаться за спину Кириллы Петровича Троекурова. Именно про таких, как Шабашкин, есть фраза из басни Крылова, ставшая пословицей: «У сильного всегда бессильный виноват».
Вот и всё, что я хотел сказать.
Мне не очень понравился роман «Дубровский». Всё заканчивается как-то неопределённо… Немного скучновато…
Сцену суда вообще читать невозможно!
И ещё! – бедная Маша Троекурова! Её выдали замуж за старого дурака, который ей в дедушки годится.
А Владимир Дубровский!? Лишился отца, поместья, Маши!
Н-да! Конец романа печальный. Нечего сказать!
А дружба (если можно её так назвать) между Андреем Гавриловичем Дубровским и Кирилой Петровичем Троекуровым!? Настоящий друг никогда не оскорбит и не обидит своего друга!
Я это знаю как никто другой.
Что мне понравилось в романе А.С. Пушкина «Дубровский»?
Мне понравился сам роман. Он интересный и познавательный. Мне понравились в этом романе Владимир Дубровский, его отец Андрей Гаврилович и один из поступков Кирилы Петровича Троекурова.
Владимир Дубровский мне понравился тем, что он был смелым, решительным и умным человеком. Он смог стать атаманом разбойников, чтобы отомстить обидчику своего отца Троекурову.
Андрей Гаврилович Дубровский понравился мне тем, что он был гордым, честным человеком и хорошо, гуманно относился к своим крепостным.
Но понравился мне и один поступок Кирилы Петровича Троекурова. Я имею в виду тот момент, когда он приехал просить у Андрея Гавриловича Дубровского прощения и привёз ему в подарок своего любимого щенка.
Это был мудрый, порядочный и мужественный поступок. Ведь Троекуров уже владел деревней Дубровских Кистенёвкой, но хотел вернуть её настоящему хозяину, с которым они поссорились. Жаль, что ему не удалось это сделать, и всё в романе так печально закончилось.
Источник: https://www.liveedu.ru/944-jetot-grustnyjj-roman-dubrovskijj.html
Книга «Дубровский»
У Александра Сергеевича Пушкина повесть названия не имела. Вместо названия было написано «21 октября 1832 года». Последняя глава написана 21 октября 1833 года.
Работа Пушкина над «Дубровским» начата 21 октября 1832 года. Исследователи спорят о главной теме «Дубровского». Для одних это внутрисословный дворянский конфликт, а для других— крестьянское восстание. Но эти темы осуществляются в произведении в тесном единстве: служебной является тема внутрисословного конфликта, а основной — крестьянское восстание.
Пушкин рисует народ трудолюбивым, мирным, великодушным. Но слишком сурова власть помещиков, и непосильно велики их тяготы. По словам Кистеневского Антона, у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет».
Пушкин подчеркивает, что кисте-невские крестьяне с самого начала активно непримиримы в своем неприятии власти Троекурова, злодейски отнявшего у Дубровского имение. Сохраняя объективность, писатель выдвигает крестьян в качестве зачинщиков бунта.
Владимир Дубровский вначале старается успокоить своих крепостных, потушить их гнев против исправника и приказных, приехавших вводить Троекурова во владение Кистеневкой.
В критической литературе по-разному осознавался этот образ дворянина, возглавившего крестьянское восстание: то это попутчик народа (Д. П. Якубович, У. Р. Фохт) или борец с помещичьим государством (Л. П. Гроссман), с дворянским обществом (И. В. Сергиевский), нашедший с народом «полное взаимопонимание» (М. И. Мальцев).
Но правильнее видеть в нем, на наш взгляд, временного попутчика крестьян и не в борьбе с помещичье-бюрократическим государством в целом, а со злоупотреблениями помещичье-государственной властью. Владимир Дубровский, по сути дела, не разрывает связи со своим классом и не встает на путь последовательной с ним борьбы.
Он выступает не против помещиков вообще, а против деспотических самоуправцев. Им с самого начала не разделяется мятежно-бунтарская активность крестьян и признается борьба против несправедливости в основном лишь средствами просвещения, распространения гуманности, а не мерами вооруженного народного восстания.
Поэтому его связь с крестьянами оказалась непродолжительной Но и крестьяне, проявляя стихийность, слабость, противоречия в собственной среде, покоряются приказу Дубровского, прекращают вооруженные выступления и расходятся.
Исследователи спорят о «Дубровском» — повесть это или роман? Пушкин задумал его в виде романа, более объемно, нежели повесть.
Он осложнил начальный конфликт своего произведения (Троекуров — Андрей Дубровский) развернутыми сюжетными линиями (Владимир — Маша — Троекуров; Маша — Троекуров — Верейский; Владимир — крестьяне) и нарисовал широкий социальный фон.
Воссоздавая ведущий конфликт своей эпохи — противоречия между дворянством и крестьянством, Пушкин заставил действовать и упомянул в этом произведении, по подсчету Т. П. Соболевой, шестьдесят пять персонажей.
Источник: https://www.livelib.ru/book/1000364760-dubrovskij-pushkin-a
«Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
В начале XIX века в ходу были авантюрно-приключенческие романы. Отдал дань моде и Александр Пушкин.
В 1832 году друг поэта Павел Нащокин рассказал историю о помещике по фамилии Островский, у которого предвзятый суд отобрал поместье. Потерпевший организовал своих крестьян и начал вместе с ними заниматься грабежом.
Этот сюжет из жизни заинтересовал Пушкина. Вскоре поэт написал два первых тома романа о благородном разбойнике.
Но произведение осталось незаконченным и даже не имело названия. Оно было опубликовано уже после смерти Пушкина в 1841 году. Издатель назвал роман по фамилии главного героя – «Дубровский».
Основная идея произведения – защита человеческого достоинства. Из-за личного оскорбления вспыхивает вражда между семьями Троекуровых и Дубровских.
Не выдерживает неравной борьбы за дворянскую честь Андрей Гаврилович Дубровский. Он сходит с ума, а затем умирает. Тогда бороться за фамильное достояние начинает его сын Владимир.
Он не намерен отдавать родовое гнездо врагу и предпочитает сжечь дом, в котором родился.
Даже ступив на путь разбойника, молодой Дубровский остается человеком чести. Он милосерден и справедлив, не притесняет бедных. Урок соблюдения долга преподает нам и Маша Троекурова, которая отказывается бросить нелюбимого мужа, оставаясь верной клятве перед алтарем.
В романе Пушкин поднимает очень важный вопрос семейного бесправия. Маша, как многие девушки того времени, не могла в полной мере распоряжаться своей судьбой. За нее все решал деспотичный отец, не обращая внимания на отчаянные мольбы и слезы дочери. Князь Верейский и вовсе видел в своей невесте лишь богатую и красивую девушку.
Романтический сюжет произведения, как часто бывает у Пушкина, является лишь внешней оболочкой, под которой скрывается содержание.
В таких романах зло традиционно должно быть наказано, а добро непременно торжествует. Но в «Дубровском» добро всегда проигрывает.
Оскорбленная честь Дубровских осталась неотомщенной, Кистеневка отошла к Троекурову, Маша вышла замуж за князя, Владимир вынужден бежать за границу.
«Дубровский» – роман социальный. Главная его мысль: законы в России ничего не значат перед богатством и связями. Все, кроме Дубровского, пресмыкаются перед Троекуровым и прощают ему любые унижения. Даже государственные чиновники – «на побегушках» у помещика. Благородным людям в таком обществе места нет.
Затрагивается в романе и тема народного бунта. Но крестьяне Кистеневки поднимаются против власти Троекурова не ради справедливости или патриархальной привязанности к «своему» барину.
«Достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет», – выражает причину недовольства кучер Антон. Крестьяне беспокоятся о собственном благополучии, поэтому их бунт не наполнен еще идейным содержанием.
Это – не протест против крепостного права, а попытка обезопасить себя от деспота.
Ярко и детально изображена в романе жизнь поместного дворянства. Троекуров и Дубровский представляют два разных типа этого сословия. Кирила Петрович – крупный помещик, который держит в страхе всю округу. Он чувствует себя господином не только над своими крепостными, но и над соседями.
Любого человека, стоящего ниже по социальной лестнице, Троекуров презирает. Он помыкает губернскими чиновниками, как своими слугами, насмерть засек двух учителей. Кирила Петрович любит, чтобы в доме было много людей. Но гости служат ему больше для увеселения.
Троекурову в удовольствие унижать их, грубо и даже жестоко подшучивать.
Самомнение этого необразованного и избалованного барина не знает границ. Он верит, что Дубровский не нападает на его владения исключительно из-за страха перед могуществом Троекурова. Абсолютная безнаказанность, мстительность и властолюбие затмевают у помещика редкие проблески благородства и угрызения совести.
Противник Троекурова Андрей Гаврилович Дубровский – честный, решительный и благородный дворянин, но иногда бывает вспыльчив, завистлив, упрям. Как и Троекуров, он склонен к самоуправству и предпочитает самосуд, а к закону относится пренебрежительно.
Дубровский старший требует выдать для наказания псаря Парамошку, сам расправляется с троекуровскими мужиками, которые воровали у него лес.
Пушкин наглядно показывает в романе, что даже лучшие представители дворянства ставят свое барское своеволие выше морали и права.
Конфликт старшего поколения разрушает судьбы детей. Владимир Дубровский из блестящего офицера превращается в бездомного изгоя. Пушкин представляет нам своего героя в разных ролях: любящий сын, который искренне переживает смерть отца, отчаявшийся мститель, отважный и хладнокровный француз-гувернер, атаман лихих разбойников, пылкий влюбленный.
Дубровский – жертва насилия и его орудие. Владимир не стремился стать разбойником, жить вне закона. Сначала он хотел найти управу на Троекурова «в верхах». Не собирался он убивать и судейских. Это кузнец Архип своим жестоким поступком поставил Дубровского в безвыходное положение. Владимир стал преступником лишь тогда, когда законный путь решения проблемы был для него закрыт.
Любовь к Маше в благородном сердце Дубровского побеждает чувство мести. Он прощает Троекурова, поскольку дом, где обитает его дочь, становится священным. Невольные преступления тяготят душу и совесть молодого человека, а все попытки стать благородным и честным заканчиваются провалом.
Любовь только усиливает страдания Владимира. Он прекрасно понимает, что быть женой убийцы и грабителя – жестокий выбор. Поэтому Дубровский не предлагает Маше бежать с ним.
Он готов дать ей свободу от деспота отца и ненавистного жениха, когда другого выхода уже не будет. Владимир мечтает о семейном счастье с любимой, но может пожертвовать им ради спокойствия девушки.
Он без возражений принимает выбор Маши.
Любит ли Маша Дубровского? Юная девушка скорее видит в нем отважного героя. Ее привлекает ореол таинственности и романтики, окружающий имя молодого разбойника, льстит его восторженное поклонение. Но любовь ли это? Героиня Пушкина сама отвечает на вопрос: «лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».
Критики по-разному восприняли роман. Одни усмотрели в нем много слабых сторон, другие признавали высокие художественные достоинства. «Это одно из величайших созданий гения Пушкина», — писал о романе Белинский. Долгое время произведение входило в школьную программу, было много раз экранизировано. По роману «Дубровский» создана одноименная опера.
-
«Дубровский», краткое содержание по главам романа Пушкина
-
«Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
-
«Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
-
«Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
-
«Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
-
«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
-
«Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
-
«Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
По произведению: «Дубровский»
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/pushkin/777-dubrovskii-analiz
Произведение А.С.Пушкина «Дубровский»: отзывы, описание и характеристика героев
Искусство и развлечения 29 сентября 2017
Одно из самых известных произведений Пушкина – “Дубровский”. В отзывах отмечается, что это, пожалуй, самый известный отечественный “разбойничий” роман.
В нем рассказывается о любви между Владимиром Дубровским и Марией Троекуровой. Оба – потомки двух богатых, но враждующих семейств. Пушкин писал этот роман в 1833 году, за несколько лет до гибели.
Он его не обработал для печати и так и не окончил.
Роман “Дубровский”
Роман “Дубровский”, по отзывам, позволяет в полной мере оценить мастерство Пушкина как прозаика. Повествование начинается в поместье под названием Покровское. В нем живет известный в округе и достаточно состоятельный барин Кирилл Троекуров.
Он отличается крутым нравом, из-за которого его недолюбливают все соседи. Исключение одно: бедный помещик, живущий по соседству, Андрей Дубровский. Раньше они вместе служили в армии. Оба стали вдовцами.
Сын Дубровского служит в Петербурге, а у Троекурова – дочь Маша, которая пока живет с отцом.
Троекуров часто подумывает о женитьбе детей, но все меняется после внезапной ссоры между двумя друзьями.
Дубровский при этом ведет себя гордо и независимо, что не оставляет никаких шансов на примирение.
Троекуров, чтобы отомстить, устраивает суд, целью которого является лишить Дубровского поместья.
Суд
О романе Пушкина “Дубровский” краткий отзыв посвящен тому, насколько несправедлив суд. Троекуров открыто приказывает заседателю отыскать “законный” путь в этом беззаконии.
В итоге на суде оглашается решение, полное юридических казусов, но присуждающее имение Дубровского Троекурову. Здоровье бедного помещика ухудшается.
Его крепостная Егоровна пишет Владимиру в Петербург, чтобы тот приехал поддержать отца.
Владимир застает отца уже на смертном одре. Троекурова мучит совесть. Он приезжает извиниться, но Дубровского при виде бывшего друга разбивает паралич. Владимир выгоняет богатого помещика. В это мгновение Дубровский-старший умирает.
Видео по теме
Новый хозяин поместья
Отзыв о рассказе Пушкина “Дубровский” следует посвятить тому, что это произведение о невероятном беззаконии, которое не всегда можно победить с помощью закона и даже силы.
После похорон приставы приезжают в имение Дубровского, чтобы исполнить решение суда.
Крестьяне отказываются им подчиняться, только Владимир спасает чиновников от народной расправы.
“Дубровский”, по отзывам, – роман, в котором Пушкин описывает идеального романтического героя. Им является Владимир. Он красив, силен, но при этом не приемлет несправедливости и беззакония.
Ночью он отговаривает кузнеца Архипа убить приказных. Вместо этого решает навсегда уехать из имения, а дом напоследок сжечь, чтобы не достался никому. Он приказывает кузнецу открыть все двери, чтобы приказчики без труда спаслись. Но Архип его не слушает. В итоге Владимир поджигает дом и быстро уезжает.
Он даже не подозревает, что в огне гибнут все приказные.
Под подозрением
У Пушкина в “Дубровском”, по отзывам, большую роль играет правоохранительная и судебная система. Чиновники этих ведомств снова выходят на первый план, когда оказывается, что Владимир – главный подозреваемый в убийстве и поджоге.
Вскоре в губернии появляется банда разбойников, которые грабят всех подряд. Не трогают только людей Троекурова. Многие подозревают, что руководит лихими людьми подавшийся в бега Дубровский. В отзывах отмечается, что многие просто убеждены в этом.
В это время в поместье Троекурова появляется учитель мсье Дефорж для маленького Саши. Француз влюбляется в Марию, но та не отвечает ему взаимностью.
В отзывах о романе “Дубровский” отмечается, что девушка меняет к нему свое отношение после того, как француз убивает медведя, оказавшись с ним взаперти в одной комнате. Так традиционно любили подшутить над гостями в доме Троекурова.
Все говорят о Дубровском
На праздник в доме Троекурова собираются гости. Речь заходит о Дубровском. Оказывается, что он благородный разбойник. Одна дама сообщает, что ее приказчик сначала сообщил об ограблении Владимиром. Однако потом выяснилось, что когда Дубровский прочитал письмо и узнал, что мать посылает деньги сыну, то не стал никого грабить. Приказчик же сам хотел утаить 2 000 рублей.
В завершении праздника на балу Дефорж танцует с Машей. Один из гостей остается ночевать в доме Троекурова, просится в комнату к Дефоржу, так как наслышан о его храбрости, и рассчитывает на защиту в случае ограбления.
Среди ночи Дефорж с пистолетом отбирает у помещика все деньги.
Выясняется, что он и есть Дубровский. Последний подкупил учителя на почтовой станции за 10 000 рублей. С документами француза он приехал в дом Троекуровых.
Помещика Спицына он ограбил не случайно. Накануне тот признался, что лжесвидетельствовал в суде против его отца.
Наутро Спицын уезжает, не сказав никому ни слова.
Мария и Дефорж
В отзывах по произведению “Дубровский” отмечается, что вскоре Маша начинает испытывать любовь к французу. Однажды она получает от него записку с просьбой о свидании. В условленном место он сообщает ей о своем скором отъезде.
Напоследок признает, кто он такой на самом деле.
Дубровский успокаивает испуганную девушку, уверяя, что давно простил ее отца. Вернувшись в дом, она узнает, что Дубровского раскрыл и Троекуров.
А побег учителя только подтвердил его подозрения.
Спустя год
В отзывах о произведении Пушкина “Дубровский” отмечается, что автор делает временное отступление длиной в год. В следующей главе рассказывается, как на лето в соседнее к Троекурово поместье Арбатово приезжает из-за границы князь Верейский. Маша поражает его своей красотой.
Через несколько дней Маша тайно получает письмо от незнакомца. Не успев его прочитать, оказывается в кабинете отца, где узнает, что Верейский сватается к ней. Она плачет, но Троекуров не обращает на это внимания. От предстоящего брака она приходит в ужас, а в письме видит только одну фразу: “Вечером в 10 часов на прежнем месте”.
Ночное свидание
В отзыве о книге “Дубровский” читателями отмечается, с какой точностью и скрупулезностью Пушкин описывает отношения молодых людей. На свидании Дубровский уговаривает Машу принять его покровительство.
Девушка надеется избежать брака, достучавшись до сердца отца с помощью просьб.
В крайнем случае она просит Дубровского приехать за ней и обещает стать его супругой. Перед расставанием Владимир дарит девушке кольцо. Это их условный знак. В случае бед ей будет достаточно оставить кольцо в дупле, тогда он явится вновь.
Тем временем в поместье Троекурова вовсю готовятся к свадьбе.
Маша пишет письмо Верейскому, уговаривая его отказаться от ее руки, потому что она не любит его и никогда не будет с ним счастлива. Но все происходит ровно наоборот.
О письме узнает Кирилл Петрович. Он приходит в ярость и решает ускорить приготовления, а свадьбу сыграть уже на следующий день.
Напоследок Маша грозится, что обратится за помощью к Дубровскому. Услышав это, отец запирает ее.
Маша взаперти
На помощь Маше приходит ее младший брат, который соглашается отнести кольцо в дупло. Саша все исполняет в точности. Но то, как он что-то прячет в дереве, видит какой-то оборванец. Между мальчишками начинается драка, Сашу спасает только садовник. Оборванца ловят и ведут для разбирательств.
Навстречу им попадается Кирилл Петрович, которому Саша под угрозами рассказывает о поручении, которое дала ему сестра. Троекуров посылает за исправником.
Наступает день свадьбы. Машу везут в церковь, где ее уже ожидает жених. Начинается венчание, последние надежды девушки на чудесное спасение исчезают.
По дороге из церкви в Арбатово карету с молодыми окружают вооруженные люди. Главный среди них – человек в полумаске. Он открывает дверь кареты и объявляет Маше, что она свободна. Узнав Дубровского, князь стреляет в него из пистолета и ранит. Вооруженные люди намереваются убить князя, спасает Верейского только заступничество Владимира.
Дубровский уговаривает Машу поехать с ним, но девушка объявляет, что уже поздно. Дубровский теряет сознание, сообщники увозят его.
В завершении романа описывается разбойничий лагерь, состоящий из нескольких шалашей. В одном из них старуха просит караульщика, который горланит песни про бандитов, помолчать, потому что барин спит.
В самом шалаше находится раненый Дубровский.
В это время в лагере объявляют тревогу. Все отправляются на исходные позиции, вооружаются. Караульные сообщают, что в лес вошли солдаты. Начинается кровопролитное сражение. Победу в нем одерживают разбойники.
Спустя несколько дней ушедший от возмездия Троекурова Дубровский собирает всех своих сподвижников и сообщает, что намерен их покинуть. Он исчезает в неизвестном направлении. По слухам, уезжает за границу.
На этом роман Пушкина обрывается.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/250593/
Анализ романа Пушкина «Дубровский» на Сёзнайке.ру
Своим названием роман «Дубровский» обязан издателям, они просто вынесли в заглавие фамилию героя. Сам Пушкин в начале рукописи поставил только дату «21 октября 1832 год». Он планировал написать роман в трёх томах, но от третей части остались только наброски, роман остался недописанным, его напечатали только после смерти Пушкина.
В сюжете романа случай, происшествие о котором Александр Сергеевич узнал от П.В. Нащокина. Некий белорусский дворянин Островский, организовал разбойничью шайку из своих крестьян, после того как его сосед отобрал у него имение. История понравилась Пушкину, и он начал знакомится с подобными судебными делами.
Так в Козловском суде рассматривалось дело о незаконном владении Иваном Яковлевым селом Новопанском.
Роман показывает социальную жизнь общества. В вихре событий оказываются дворяне, судьи, представители власти, церковные служители, крепостные. Деньги и связи решают все, закон на стороне того, кто заплатит большую цену, и былые заслуги человека не имеют значения, богатому позволена любая прихоть.
В романе несколько главных персонажей. Вначале мы знакомимся со старинным русским барином Кирилой Петровичем Троекуровым. Из описания автора это человек праздный, необразованный, избалованный, пылкого нрава и ограниченного ума.
Он страдает обжорством и каждый вечер выпивает. Еще одной немаловажной деталью служит замечание о том, что в его распоряжении постоянно находятся 16 молоденьких горничных, запертых на замок, что напоминает этакий восточный гарем.
Его друг прямая ему противоположность. Андрей Гаврилович Дубровский – человек нетерпеливого и решительного характера, гордый, горячий, неосмотрительный, мало знает толку в делах, беден и независим.
Между ними давняя и крепкая дружба, которая рушится из-за упрямства, гордости и злой шутки. Дальше начинаются мелкие пакости, которые перерастают в месть, и заканчиваются трагически – Троекуров незаконно отнимает у Дубровского имение и Андрей Гаврилович умирает от потрясения.
Появляются новые персонажи романа молодой Владимир Дубровский и Маша. Владимир – смелый, благородный и гордый, но обучаясь в кадетском корпусе, был расточителен и честолюбив о будущем своем не заботился, мечтал удачно жениться.
Привычная его жизнь рушится со смертью отца. У него появляется новая цель – отомстить Троекурову. Преданные крестьяне не только поддерживают своего молодого барина, но и со всей жестокостью расправляются с приказными.
Дубровский объединяет их в разбойничью банду и становиться их предводителем.
Марья Кириловна – семнадцатилетняя красавица в белом платье, романтическая героиня, читающая французские романы, скрытая и решительная. Они бы могли быть идеальной парой, если бы не вражда их родителей, влюблённые, но разлученные судьбой.
Могла ли Маша бежать с Владимиром? Она до последнего ждала его, но обряд свершился – невеста дала клятву. «Я согласилась, я дала клятву» – говорит она Дубровскому и уезжает в карете с князем.
Как и Татьяна в «Онегине», она отказывается бороться за свое счастье.
Критики видели в романе Пушкина веяние европейской моды, подобные темы были в романах у Вальтера Скотта и Шиллера. Очень критично о «Дубровском» высказалась Анна Ахматова, считая его неудачей Пушкина, коммерческим проектом и «бульварным романом». Несмотря на это роман вышел очень живым, благодаря особому пушкинскому слогу и реалистическим описаниям.
Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/analiz-stihov/10963—-lr
Александр Пушкин “Дубровский” (1833)
Кто не желает быть другом, тот обязательно становится врагом. Не надо ссориться по пустякам – это приводит к нежелательным последствиям. Стоит простить человеку его прегрешения, как он простит твои. Секрет добрососедства кажется очевидным, но о таковом не имели представления Дубровский и Троекуров.
Будучи похожими, они расходились в мелочах. Например, Дубровский терпеть не мог, если топили щенят. Никто не предполагал, каким образом обернётся эпизод избавления от собак. Друзья стали врагами, а враги редко снова становятся друзьями. Пострадали и их дети, вынужденные скрывать взаимную симпатию.
Проблема следует за проблемой, от неё страдают все.
Молодой Дубровский, приехавший в отчий дом, застал разлад отца с Троекуровым в завершающей стадии. Оказалось, у него ничего не осталось. Единственное, чем предстоит владеть – унаследованной честью.
Да вот никуда не пойдёшь с честью, ею не рассчитаешься и на неё ничего не купишь. Дубровский не стал выяснять отношения, приняв единственное пришедшее ему на ум решение – он обратился в разбойника.
Возникает проблема, как рассказать о произведении Пушкина “Дубровский”? Всё нужное сказано непосредственно автором. Добавить сверх написанного не представляется возможным. Происходящее логично и не требует дополнений.
Обсуждать действующих лиц не имеет смысла, так как они поступали согласно их внутренним установкам. Если только разбираться в психологии… И опять же, Пушкин нарисовал яркие портреты, не требующие дополнительного раскрытия, настолько всё с ними ясно и понятно.
Любое желание рассказать больше – принимает вид пересказа.
О чём можно говорить, так это на окололитературные темы. Например, обсудить момент публикации произведения. Читателю известно, Пушкин оставил “Дубровского” в рукописи. Известен публике он стал только после смерти автора. О причинах размышлять бессмысленно. Такова была воля Пушкина, значит он имел на то основания.
Может не хотел провоцировать правительство, либо понимал бесполезность ожидания одобрения от цензуры. В любом случае, “Дубровский” – сказ о благородном человеке, чьё благородство довольно сомнительно. Он поступил асоциальным образом, не имея ничего другого в качестве мотива, кроме желания мстить за отобранное имущество.
Пушкин решил вывести в качестве смягчающего обстоятельства любовное чувство. Читатель имел право увидеть благоприятное стечение обстоятельств хотя бы в этом деле. Но и тут Пушкин не удовлетворил ожиданий. Судьба во всём была жестока к молодому Дубровскому.
Поскольку произведение обрывается в момент облавы царских войск, остаётся гадать, как Дубровский жил дальше, и жил ли он так, как то предположил сам Пушкин. Читателю осталось ожидать от Дубровского озлобления.
Пушкин сказал достаточно, закончив изложение там, где следовало поставить точку.
Есть затянутые сцены, совершенно лишние в сюжете. Обвинять в их наличии Пушкина никто не станет. Без них “Дубровский” нисколько бы не потерял, но исхудал бы изрядно.
За счёт таковых сцен “Дубровский” перерос форму рассказа, распылив читательское внимание.
Прорисованными оказались эпизоды, суть которых сводилась к излишней драматизации происходящего на страницах, чтобы внимающий истории негодовал сильнее, вновь порицая судьбу за её жестокость по отношению к главному герою произведения.
Проблематику “Дубровского” не следует низводить до обсуждения деяний молодого разбойника, вставшего на тропу борьбы из-за озлобления. Понимать нужно с первых строк, показывающих переход тёплых отношений во враждебные. Пример чужих заблуждений – лучшее, что нам может дать литература.
Читателю необходимо сделать вывод из прочитанного, не вдаваясь в обсуждение шелухи. Самое главное понять, как важно сохранять добрые отношения с соседями и с людьми вообще, чтобы не испытывать после проблем. Можно считать найденным ответ на вопрос, почему Пушкин не стал публиковать “Дубровского”.
Только в том ли причина?
Дополнительные метки: пушкин дубровский критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Alexander Pushkin Dubrovsky analysis, review, book, content
Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | ЛитРес | Ozon | My-shop
Это тоже может вас заинтересовать:
– Перечень критических статей на тему творчества Александра Пушкина
Источник: https://trounin.ru/pushkin33/
Перечитаем Пушкина: так ли прост «Дубровский», как о нем толкуют?
статьи
школьная программа
В отношении сюжета и концепции «Дубровский», на первый взгляд, простое, незатейливое и какое-то вовсе не пушкинское произведение. Ахматова, считавшая автора «Полтавы» и «Евгения Онегина» путеводной звездой и творческим вдохновителем, крайне резко высказалась об этом, с ее точки зрения, провальном опыте своего кумира.
Она даже предположила, что классик в период работы над рукописью увяз в долгах и сильно нуждался в деньгах, а потому попросту халтурил, зарабатывая написанием чуть ли не мыльной оперы, романтического дамского ширпотреба.
Тогда почему же о «Дубровском» так много говорят и столь яростно спорят? Чем он приворожил критиков и литературоведов? Зачем скрупулезно исследовать то, что вроде бы не требует глубокого анализа? Пушкин – великий провокатор и хитрец. Сколько ни развязывай смысловые узелки, завязанные им, гладкую нить все равно не получишь.
На какие вопросы читатель ни за что не найдет ответы?
Да вот о жанре хотя бы. Повесть или роман? Отличный повод для дискуссии. Но есть ли до этого дело рядовому книголюбу? Когда он смакует кристально чистую пушкинскую прозу, восторгаясь безупречным вкусом мастера в выборе слов, в плетении фабулы, построении сюжетных лабиринтов, он не думает о жанровых особенностях (если вообще употребляет этот термин).
Вторая тайна: рассказанная Пушкиным история завершенная или предполагалось продолжение? Записки автора свидетельствуют о планировавшихся главах, между тем они совершенно точно не были дописаны. Но, согласитесь, не все планы реализуются. Великий человек думал – и передумал. Непоследовательность присуща многим гениям.
И снова поразмыслим: а нам-то что? Гоголевская рукопись, вопреки булгаковскому тезису, отлично занялась в печи и превратилась в пепел. Пушкинская сгорела в его помыслах – огонь не понадобился. Ни «Мертвые души», ни «Дубровский» от попустительства их создателей не утратили шарма, смысла и статуса величайших творений. Так зачем кафтан рвать, пробираясь сквозь чащу чьих-то невоплощенных идей?
Большая загадка
Владимир Дубровский – герой или злодей? Такую проблему (кстати, не вполне корректно сформулированную) предлагают рассмотреть школьникам некоторые учебные пособия.
Решение суда над молодым барином-разбойником будет зависеть от состава присяжных.
Если, допустим, в него войдут благочестивые девицы, кроткие, как олененок Бэмби, то вывод предсказуем: Дубровский – негодяй! Таких дел натворил – тихий ужас!
Стоит определить в судейскую коллегию ребят в малиновых пиджаках (орлов лихих 90-х), как вердикт полностью изменится: да нормальный парень – бился за свое добро и честь. Подумаешь, государевых чиновников в доме заживо спалил, с кистенем ходил. Так достали ж его, сам-то пацан не задиристый!
Примеры фигуральные и утрированные, но нужные и наглядные. Они дают понять, что осуждать либо оправдывать Владимира не стоит, потому что не удастся навести на него объектив из одной точки. Мудрым читателям кажется более продуктивным анализ общей ситуации, которую стремился очертить Пушкин.
Конфликт возник не между двумя помещиками, а между двумя противоположными типажами: самодуром и тем, кто самодурства не выносит. Пути борьбы главному герою предложила выбирать эпоха.
Не мог он обратиться в Гаагский суд или всколыхнуть общественность в блоге (в русские деревеньки в ту пору не завозили компьютеры). Пришлось стать благородным работником ножа и топора.
Учитывая социально-исторические реалии, трудно порекомендовать Дубровскому иные варианты…
О банальности любовной линии «Маша – Владимир» тоже многое говорено. И впрямь – стыдно за Александра Сергеевича. Мог бы ввести в действие какой-нибудь колоритный персонаж наподобие венецианского мавра.
Однако безупречный вкус Пушкина, видимо, воспротивился этому: витийствовать на потребу публике мастер не пожелал.
Может быть, описанию чувств в повести не хватает эпической силы, но ведь это не главная сюжетная линия.
Резюме
Тому, кто видит в «Дубровском» одни лишь изъяны, не нужно его перечитывать. Проходили в школе – и ладно. Всем остальным каждое новое соприкосновение с повестью принесет эстетическое наслаждение.
Рецензию предоставил Федор Корнейчук.
Советую почитать другие отзывы и статьи:
Источник: https://chitatelnica.ru/stati/dubrovskij-pushkin-analiz.html