«В госпитале». Школьное сочинение будущего о. Сергия (Колчеева)
?
Даниил Кольцов (watanabe_cdg) wrote,
2018-12-09 16:23:00 Даниил Кольцов
watanabe_cdg
2018-12-09 16:23:00
СОЧИНЕНИЕ
по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»
«В госпитале»
В «Повести о настоящем человеке» мне особенно понравилась сцена в госпитале. Ослабевшего, с повреждёнными ногами Мересьева привезли в один из госпиталей под Москвой. Больница была заполнена до отказа.
Главный врач Василий Васильевич сказал, что у Мересьева гангрена, и что ноги необходимо ампутировать. Мересьев долго не хотел давать согласия на эту операцию. Он не хотел жить без ног.И тут в палату принесли нового больного.
Когда он лежал на носилках, казалось, что он без сознания, но как только носилки опустили, новичок приподнялся на локтях, оглядел всю комнату и сказал: «Давайте знакомиться. Полковой комиссар Сергей Воробьёв. Человек смирный, некурящий. Прошу принять в компанию». С первых же дней все стали между собой называть его Комиссаром.
С его появлением жизнь палаты изменилась. Он был грузен и слаб, но сразу со всеми познакомился и сумел «подобрать к каждому свой особый ключик». Проснувшись, он делал гимнастику, умывался бодро и энергично холодной водой, читал каждый день свежие газеты. Его часто мучила сильнейшая боль.
Как только он засыпал, начинался бред, и Комиссар метался на постели, лицо его искажалось судорогой. А утром он снова был свеж и молод. Алексей не мог понять, откуда у него столько выдержки, силы воли, жизнерадостности, бодрости. Мересьев и сам испытывал огромную боль. И вот на одном из осмотров Василий Васильевич произнёс: «Резать! Резать, а иначе умрёшь».
Мересьев побледнел, лицо его окаменело.«Так надо, Лёша!» — тихо сказал Комиссар. Во время операции у Алексея не вырвалось ни стона, ни крика. И когда его привезли в палату, Комиссар передал ему пачку писем от родных и близких Алексея. Он не знал, что Комиссар прятал часть писем для Алексея, чтобы в страшные для него дни облегчить ему страдания.
После операции с Мересьевым произошло самое страшное. Он ушёл в себя. Он не стонал, не жаловался, не раздражался, а молчал. Он быстро худел и угасал. Но ещё быстрее сдавал Комиссар. Он уже не мог делать гимнастику, худел и бледнел с каждым днём. Но с каждым днём его дух становился всё сильнее и упорнее. Он никак не мог «найти ключик» к Алексею.
Он читал ему книгу «Как закалялась сталь», рассказал о человеке с парализованными ногами, который выполнял общественную работу. Всё не помогало. Алексей оставался равнодушным ко всему. Однажды Комиссар нашёл статью об одном русском летчике, который смог летать без ступней ног, и подал прочитать её Алексею.
«Здесь про тебя написано», — пробасил он.
Мересьев прочёл заметку несколько раз и задумался над ней. «Прочёл?» — хитро спросил Комиссар. «Но у него не было только ступней», — возразил Алексей. «Но ты же советский человек!» — воскликнул Комиссар.Алексей думал об этом всю ночь, а утром решил: «Буду! Буду летать! Ведь я советский человек!» Комиссар умер неожиданно.
Его похоронили со всеми воинскими почестями на артиллерийском лафете, играл военный оркестр. «Хлопцы, кого хоронят?» — спросил кто-то. «Настоящего человека… Большевика хоронят». И все запомнили это: настоящего человека. Лучше и нельзя было назвать Комиссара. И Алексею очень захотелось стать настоящим человеком, таким же, как и Комиссар.
Читая этот отрывок, хочется быть похожим на Комиссара. Обладать его огромной силой воли, выдержкой, любовью к людям, к Родине. Это был настоящий советский человек, который Мересьеву и многим другим людям помог поверить в себя. Комиссар Воробьёв служит прекрасным примером для молодежи и подрастающего поколения.
На фотографии:Серёжа Колчеев. На празднике цветов в Эрфурте.
Германия. Вторая половина 1960-ых годов.
Источник: https://watanabe-cdg.livejournal.com/98819.html
Краткое содержание Сергей Сергеевич Прокофьев. Повесть о настоящем человеке
ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ
Опера в трех актах (десяти картинах)
Либретто С. С. Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой
Действующие лица:
Алексей, летчикОльга, невеста Алексея | БаритонСопрано | ||
ФедяСеренька | } | Ребята из колхоза | Ритмический говор |
Дед Михайло, председатель колхозаПетровна, колхозницаВаря, сноха деда МихайлыБабка ВасилисаАндрей Дегтяренко, летчик, другАлексеяВасилий Васильевич, известный хирург1-й хирург2-й хирургМать АлексеяКлавдия, медсестраКомиссарКукушкин, летчикГвоздев, танкистАнюта, студенткаСтарший врачПолковник | ТенорСопраноМеццо сопраноКонтральтоБасБасТенорБаритон или басМеццо сопраноМеццо сопраноБасТенор (характерный)ТенорСопраноТенорБас |
Летчики, колхозницы.
Время действия: Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Свою последнюю оперу Прокофьев посвятил прославлению беспримерного мужества советских людей в годы Великой Отечественной войны. Литературным источником послужила одноименная повесть Б. Полевого (1946), которая основана на подлинных фактах героической биографии летчика Алексея Маресьева. Это одна из первых советских опер, в которой были воскрешены события недавно отгремевшей войны.
Творческая смелость композиторского замысла заключалась не только в идейном содержании, но и в том, что вся обстановка действия — воздушные бои, палата госпиталя, аэродром — ломала привычные представления об оперной условности. В значительной части произведения главный герой показан больным, физически неполноценным человеком.
Основной драматургический конфликт выявлен косвенно, через описания событий, переживания действующих лиц, без непосредственного столкновения противоборствующих сил. Так Прокофьеву удалось создать музыкально-сценическое произведение, новаторское по содержанию и по форме.
В либретто при неизбежном сокращении ряда эпизодов, свободной компоновке действия, диктуемой законами сцены, сохранились, однако, основные сюжетные линии повести и подлинные тексты Полевого.
К сочинению оперы Прокофьев приступил в октябре 1947 года и закончил ее в августе 1948 года. Закрытый просмотр состоялся 3 декабря 1948 года в ленинградском Театре оперы и балета им. С. М. Кирова.
Спустя двенадцать лет, 7 октября 1960 года премьера «Повести о настоящем человеке» была показана в Большом театре Союза ССР. При этом либреттист М. А. Мендельсон-Прокофьева совместно с постановщиком внесли в либретто ряд изменений; действие стало более концентрированным, динамичным.
Были произведены некоторые сокращения. В этой редакции опера имела большой успех и была поставлена в Национальном театре Чехословакии в Праге.
СЮЖЕТ
В воздушном бою вражеские истребители сбили машину Алексея, он оказался в глухом безлюдном лесу, где каждая ветка таит опасность, каждый шорох угрожает смертью. Надо двигаться на восток к своим, но что-то случилось с ногами: каждый шаг причиняет нестерпимую боль.
Три дня мучительного пути привели Алексея на опушку леса, хранящую следы недавнего боя. Жуткую картину представляет мертвое поле: подбитые танки, разорванные пушки, замерзшие трупы бойцов. Летчик совершенно выбился из сил, ему хочется лечь, забыться.
Но раненый понимает, что стоит хоть немного расслабить волю — и ему больше не подняться. На груди он хранит фотографию любимой, ему вспоминаются Волга, Камышин. Воспоминания рождают новый приток энергии. Хоть ползком, но двигаться вперед.
Не умолкает гул канонады — фронт близок.
Двое ребят, Федька и Серенька, с удивлением следят из-за кустов, как то ли зверь, то ли человек катится по снегу, издавая время от времени глухой стон. Ребята окликнули его. Трудно поверить, что это изможденное существо — советский летчик.
Их убеждают в этом слезы радости Алексея, впервые за 18 дней своего тяжкого пути услышавшего родную речь. Дети рассказали ему, что немцы сожгли их деревню, и всем пришлось уйти в лес. Сейчас колхозники живут в землянках.
Бережно укутав Алексея, они на санках увозят его к себе.
В землянке деда Михаилы тускло горит лучина. Неторопливо текут стариковские думы о разоренном оккупантами хозяйстве, приближающейся поре сева. Тоскует Варвара о пропавшем без вести муже-фронтовике. В полузабытье тихо стонет на нарах Алексей.
Его состояние тревожит всех жителей лесной деревни. Бабка Василиса зарезала единственную курицу, чтобы подкрепить силы раненого. Слышен шум приближающегося самолета. В землянку входит Андрей, полковой друг Алексея. Это Серенька оповестил его о раненом летчике.
Алексея увозят в столичный госпиталь.
На больничной койке Алексей тревожно бредит после только что прошедшей операции. Врачи, мать, Ольга, Андрей рисуются в его воспаленном сознании. Путаные видения сопровождает неотвязная мысль: он лишился ног, им будут тяготиться близкие, напрасно ждут однополчане.
Ведь летчик без ног, что птица без крыльев, жить и клевать еще может, но летать — никогда. Медсестра Клавдия пытается успокоить больного. А жизнь в палате идет своим чередом. Комиссар Воробьев рассказывает о героизме красных конников в гражданской войне. Брюзжит по обыкновению Кукушкин.
Мечтает о встрече с Анютой Гвоздев, завязавший переписку со студентками-медичками. Только Алексей замкнулся, ушел в свои невеселые думы. Но и к его душе подобрал ключ комиссар. Он разыскал в журнале статью о поручике Карповиче, который, несмотря на ампутацию ступни, продолжал боевые вылеты.
Задумался Алексей: он лишился обеих ног, да и современный самолет требует значительно большей ловкости и сноровки. Но ведь он советский человек! Алексей принимает решение во что бы то ни стало вернуться в строй.
Приближается весна. Выздоравливающие мечтают о скором возвращении на фронт. Упорно тренируется Алексей, огромным усилием воли заставляя себя сделать первые шаги на протезах. Гвоздев беспокойно посматривает в зеркало на обезображенное ожогами лицо.
Суетится Кукушкин, удивляясь выдержке друзей. И только комиссар Воробьев, сумевший поднять на ноги всех обитателей палаты, возродить в них любовь к жизни, уверенность в достижении поставленной цели, слабеет с каждым днем.
Как большое горе воспринимают раненые, его смерть.
Перед выпиской из госпиталя Алексей решился, наконец, отправить Ольге письмо, сообщить ей о своем ранении, обо всем выстраданном и пережитом, о той внутренней борьбе, которую ему пришлось выдержать.
В санатории летчиков радостное…
оживление — группе отдыхающих разрешена досрочная выписка. Они отправятся защищать город на Волге, где решается судьба Родины, исход войны.
И Алексей надеялся вернуться с ними на фронт, но медицинская комиссия не удовлетворила его просьбу и направила на работу в тыл. Чтобы показать, как ловко он владеет протезами, Алексей принимает участие в танцах.
Его выдержка и самообладание заставляют врачей изменить решение. Они отправляют Алексея в тренировочную школу.
Алексей, Андрей и Анюта любуются красотой озера, мягко освещенного лунным светом. Их мысли обращены к боевым друзьям в действующей армии. Возникает фронтовая панорама. Насмерть стоят сотни бойцов, веря в близкую победу над врагом.
На лесном аэродроме все ждут возвращения Алексея из боевого полета. Раненый Андрей рассказывает, как в воздушном бою Алексей выручил его. Он не верит, что его друг, такой ценой вернувшийся в строй, погиб. Показывается самолет. Товарищи радостно приветствуют Алексея, совершившего новый подвиг. Он вновь будет сражаться.
МУЗЫКА
В центре оперы ее основной герой — Алексей Мересьев. От картины к картине прослеживаются его судьба, переживания, сомнения, надежды, и лишь попутно рассказывается о людях, окружающих Алексея. Все подчинено раскрытию его замечательного духовного облика. Основой музыкального языка оперы является народная песня, которая служит средством характеристики действующих лиц и драматических ситуаций1.
Жизнеутверждающе звучит оркестровое вступление. В быстром темпе проносятся маршеобразная тема победы и распевная, величавая тема стойкости советского человека2.
Глубоким драматизмом, эмоциональной напряженностью отличается музыка первой картины.
Сопровождая речитативный монолог Алексея «Подшибли…», словно мрачная тень, закрывающая ясное небо, в оркестре неоднократно возникает жесткая мелодическая тема войны.
Ей контрастирует исполненная эпической силы, патетически окрашенная тема природы, заповедного леса. В симфоническом антракте напряженно пульсирующий фон оттеняет волевую собранность мелодии, подымающейся в басах.
Вторая картина («Мертвое поле») передает оцепенение смерти, застылость места недавнего боя. Светла и ласкова песня Ольги, в которой композитор использует мелодии своих песен «Подруга бойца» и «Любовь воина».
Второй симфонический антракт, как и первый, рисует мучительный путь Алексея. Щемяще-скорбная мелодическая фраза, звучащая на фоне темы леса, передает ощущение физической боли, мучительных усилий раненого.
В третьей картине выразительная печальная мелодия флейты сопровождает рассказ Сереньки о зверствах на селе. Меткими характеристическими деталями передается своеобразие речи встревоженных людей в сцене прихода колхозников.
Их разноголосый ансамбль завершается хоровой песней о молодом дубке; ее плавное вальсо-образное движение, гибкий напев проникнуты большим теплом и задушевностью.
В симфоническом послесловии (3-й антракт) эта простая, в духе протяжных лирических песен мелодия приобретает обобщающее значение темы настоящего человека, прославляя величие подвига раненого летчика3.
Четвертая картина выразительно воспроизводит быт подземной деревеньки. Проникновенный напев, напоминающий народную песню «Что же ты, Варенька-радость, приуныла», передает тоску Варвары о любимом. Ария деда Михайлы «Одна утеха» сочетает ритмическую остроту частушки с широким распевом. Задорно и остро звучит радостный гопак Андрея.
В пятой картине (второй акт) центральное место занимает сцена бреда Алексея. На фоне возбужденно стремительной оркестровой партии чередуются нервные, умоляющие реплики больного, волевые приказания докторов, ласковые слова матери, песенка Ольги, скороговорка Андрея.
Раздумчиво, неторопливо звучит чуть суровая народная лирическая песня «Зеленая рощица» Клавдии. Целеустремленностью, волевой активностью пронизана баллада Комиссара; основная ее мелодия уже знакома по двум первым антрактам. Задорный игровой характер имеют частушки Кукушкина «Анюта».
Сцена Алексея с Комиссаром завершается жизнеутверждающей мелодией песни о молодом дубке.
Светлым созерцательным настроением окрашено ариозо Андрея «Весна. В Камышине ручьи» в шестой картине; музыка рисует поэтический образ расцветающей природы, вселяющей в человека бодрость и уверенность. Действенным драматическим контрастом выступает эпизод смерти Комиссара, Взрыв отчаяния и горя сдерживается мудрой сосредоточенной народной песней Клавдии «Сон мой милый, торопливый».
Седьмая картина (третий акт) — развернутая ария-монолог Алексея (письмо к Ольге); здесь в музыке господствует тема весны, прозвучавшая в предыдущей картине.
Радостно приподнятый хор летчиков «Скоро в бой» открывает восьмую картину. Общее оживление, веру в близкую победу передаетзвучащая здесь первая тема увертюры.
Вальс, фокстрот, темпераментная румба, воспроизводящие бытовой фон жизни в санатории, одновременно становятся важным звеном в характеристике Алексея.
В центре этой сцены — шутливый дуэт Андрея и Кукушкина «Всякой на свете-то женится». Отъезд летчиков сопровождается музыкой увертюры.
Девятая картина состоит из двух контрастных разделов: «Баркарола» и «Фронт». Светлое, завораживающее мерным ритмом вступление рисует тихую гладь лесного озера, легкое скольжение лодки. Как воспоминание об Ольге звучит в ариозо Алексея мелодия ее песенки.
Выразительна музыка лирического трио (Алексей, Андрей и Анюта) «Словно звезд далеких мягкий свет»4.
Величественным суровым колоритом наделен хор бойцов «Нас зовет страна родная», к которому присоединяются Ольга, Анюта, Алексей и Андрей (квартет с хором); его музыкальным прообразом послужила старая солдатская песня «Московская славна путь-дороженька».
Музыкальным рефреном десятой картины служит тема победы (увертюра, восьмая картина). Друзья радостно приветствуют возвращение Алексея, его новый боевой подвиг. Радостной уверенностью и спокойствием дышат ариозо Алексея «Спасибо, сказал мне», его второе письмо к Ольге и дуэт. Завершается опера торжественной хоровой песней о молодом дубке.
1 В оперу включены несколько обработок подлинных народных напевов, незадолго до создания «Повести» изданных Прокофьевым для голоса с фортепиано.
2 В редакции, идущей на сцене Большого театра СССР, опера открывается хором «Вырос в Плавнях дубок молодой» (I акт, 3 картина). В дальнейшем характеристика музыки дается по этой редакции.
3 Эта песня была написана Прокофьевым десятилетием ранее и издана под названием «Песня о Родине» в 1939 году.
4 В постановке Большого театра СССР первая половина девятой картины («Баркарола») выпускается.
Источник: https://pomosh-shkolniky.iusite.ru/5181_kratkoe_soderzhanie_sergey_sergeevich_prokofev_povest_o_nastoyaschem_cheloveke.htm
«Судьба настоящего человека» (по повести Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке»)
Данный урок можно использовать как урок внеклассного чтения, посвященный теме войны или как внеклассное мероприятие, которое будет проводиться в параллели. Мероприятие построено по кейс-технологии.
Пояснительная записка
Урок внеклассного чтения для учащихся 6 класса по литературе родного края на материале «Повести о настоящем человеке» Бориса Николаевича Полевого (можно использовать как урок внеклассного мероприятия в параллели).
«Повесть о настоящем человеке» является одним из лучших произведений о Великой Отечественной войне, раскрывающее непреклонную волю людей к победе над фашизмом, воспевающее героический подвиг во имя народа, во имя свободы Отчизны.
Повесть захватывает воображение детей, привлекая остротой и необычайностью ситуаций, мужеством и упорством героя, жизнь которого стала легендой.
Занятие проводится по кейс-технологии, где ведущая роль отведена обучающимся. Учитель же, в свою очередь, направляет, координирует работу обучающихся, помогает разрешить проблемные ситуации.
Класс заранее разделен на группы.
Каждая группа выполняет свое задание, отбирает определенный материал к уроку, чтобы помочь учителю создать презентацию, пишет отзыв о прочитанной книге, ищет ответ на поставленный вопрос.
Итоговым продуктом работы является создание статьи в школьную газету «Жемчужница» под названием «Судьба настоящего человека» и написание эссе на тему: «Мужество на все времена!».
За две недели до проведения занятия предлагается прочитать «Повесть о настоящем человеке» Б. Н.
Полевого, выдаются кейсы (видео кейс – обучающимся предлагается посмотреть документальный фильм «Судьба настоящего человека», где подробно рассказывается о жизни, совместной деятельности героя и писателя; и печатный кейс – подготовлены проблемные актуальные вопросы, на которые обучающиеся должны найти ответ) – Приложение 1.
Возможен просмотр художественного фильма по данному произведению (режиссер А. Столлер, 1948г.)
Цели урока:
- обучить анализу художественного текста произведения, умению развивать речь, давать оценку прочитанному;
- расширить круг чтения обучающихся, познакомив их с творчеством Б. Н. Полевого.
Задачи урока:
- формировать интерес к чтению, к истории России и Тверской области;
- формировать представления о воинском долге и верности Отечеству;
- формировать опыт нравственного поведения личности.
Планируемые результаты
Предметные:
- Знать. Биографию писателя Б. Н. Полевого. Знакомство с произведением «Повесть о настоящем человеке». Уметь анализировать художественное произведение.
- Уметь. Выразительно читать (эпизоды, стихотворения), анализировать текст, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
Личностные результаты: Оценивание произведения с духовно-нравственной позиции; понимать и принимать такие понятия, как любовь к своему Отечеству, сила воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, вера в себя, оптимизм.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- уметь формулировать цель и тему урока;
- прогнозировать возможные ситуации;
- уметь оценивать собственную работу на уроке и работу товарищей.
Коммуникативные УУД:
- общение со взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- умение сотрудничать друг с другом;
- умение слушать и слышать других.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- учиться вдумчиво читать художественные и учебно-научные тексты;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная.
Методы обучения: метод инцидентов, исследовательский.
Технология работы: кейс-технология.
Ход урока
1.Оргмомент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Приветствие. | 1 мин. |
2. Актуализация знаний. | 1. Слово учителя С каждым годом все дальше и дальше уходят годы Великой Отечественной войны. Многое забывается. Но в памяти народной не должны стереться от времени и имена тех, кто совершил подвиг, отстаивая свободу и независимость Родины, кто в этой священной борьбе отдал самое дорогое – жизнь. Мы будем знать и помнить и имена тех, кто поведал миру то страшное время и тех, кто запечатлел подвиги героев на страницах книг. Мы гордимся тем, что есть художники, которые дороги читателю не только созданными ими произведениями, но самим делом жизни. Путь таких людей неотделим от судьбы их книг. Вы уже поняли, что речь сегодня на уроке пойдет о нашем земляке (…), его легендарной книге(…) и герое книги – (…), которого по праву можно называть «Настоящий русский человек». | 1.Ответы учащихся: (– о Б.Н. Полевом, – «Повесть о настоящем человеке» – Алексее Маресьеве (Мересьеве) | 15мин. |
2. Формулирование темы урока и целей. – Сформулируйте тему и основные вопросы урока. | 2. «Судьба настоящего человека» – Почему Алексей Маресьев – человек-легенда? Что значит словосочетание «настоящий человек»? | ||
3. Беседа – Б. Н. Полевой (Кампов) родился 17марта 1908г. в Москве. Но при этом мы считаем его своим земляком, да и сам писатель говорит: «…считаю себя тверяком». Почему? Докажите. | 3. а) Сообщение 1 группы о Б. Н. Полевом.(Приложение 2) – остальные учащиеся слушают сообщения, конспектируют основные вопросы, затем отвечают на поставленный вопрос: – C 1915 г. жил в Твери, окончил школу 2 ступени, Тверской промышленно-экономический техникум. В 1926-1928 работал лаборантом, затем мастером и уже потом – начальником цеха на Тверской Пролетарской мануфактуре (ныне Тверская мануфактура). – Действие многих его произведений, в том числе и военных, происходит в нашем крае («Мемуары вшивого человека» (Тверь, 1927), «Горячий цех» (1939), «Повесть о настоящем человеке» (1946) и др. Группа 2 – В 1922 г., будучи учеником 6 класса, Кампов поместил в газете «Тверская правда» первую корреспонденцию. С 1924г. его заметки о жизни города регулярно публиковались на страницах тверских газет. Вскоре редактор лично знакомится с талантливым журналистом: «Так, стало, быть, ты Кампов? О такую фамилию ткачихи язык сломают. …Кампус-поле. Вот что, брат, переведем мы твою фамилию на русский – Полевой…». Так на страницах «Тверской правды» появилось новое имя – Борис Полевой. – Сначала войны Полевой работает военным корреспондентом на Калининском фронте, находясь в самых горячих точках (3 группа – Б. Полевой – военный корреспондент). – В 1983 году именем Полевого будет названа улица в Твери (бывшая Кооперативная), на которой в доме №12 жил писатель. | ||
– Почему же именно «Повесть о настоящем человеке принесла» Всемирную известность Полевому? | Ответы (Книга стала не только литературным событием, но вошла в народную жизнь. Проникнута духом патриотизма, волей к победе. | ||
– Что послужило толчком к созданию данного произведения? | Сообщение 4 группы История создания книги «Повесть о настоящем человеке». | ||
3. Погружение в совместную деятельность | 1. Беседа по содержанию – Какое впечатление на вас произвела книга? – Кто является героями повести? – Составьте план произведения, по которому мы будем работать. | 1. Составление плана – индивидуальная работа: 1) «Путь к своим» 2) «Брьба за возвращение» 3) «Победа над собой» 4) «Снова в строю» 5) Наши выводы. | 20 мин. |
2. Анализ эпизодов 1) Определите место и время действия в самом начале повести. – Как вел себя А. Мересьев в последнем бою? – Что можете рассказать о поединке с медведем? – Каким изображает автор Маресьева в данном эпизоде?– Как отнеслись к летчику жители деревни Плавни? Почему жителей деревни мы вправе называть патриотами? | 2. Анализ эпизодов (работа по группам) 1 часть «Путь к своим»– 1 группа (выразительное чтение эпизодов «В последнем бою» – гл.2; «Поединок с медведем» – гл. 3; «Отношение жителей деревни Плавни к Алексею»); | ||
2) – C кем мы знакомимся во 2 части повести? Что это за люди? – Как они поддерживают главного героя произведения? – Какое чувство остается после прочтения данной части? | 2 часть «Борьба за возвращение в строй» – 2 группа (эпизоды «Григорий Гвоздев-танкист» – 2 гл, «Полковой комиссар Сергей Воробьёв – гл.2 – выразительное чтение по ролям; «Комиссар» – гл.8 – выразительное чтение наизусть); | ||
3) – Военный санаторий, где Алексею предстоит прожить 28 дней. После этого все решится… – Что может испытывать человек в подобной ситуации? – Какой Алексей Мересьев ? | 3 часть «Победа над собой» – 3группа («Военный санаторий» – просмотр видеофрагмента из к/ф А. Столлера | ||
4) – Что помогло герою преодолеть казалось бы непреодолимое? – Как вы понимаете высказывание: «Возможности человека безграничны!»? | 4 часть «Снова в строю»– 4 группа («Первый бой Алексея» – пересказ) | ||
4. Организация совместной деятельности | – Почему своё произведение Борис Полевой назвал «Повесть о настоящем человеке»? – Кого автор имел ввиду? (Всех настоящих людей, т.к. в основе ее содержания процесс нравственного роста героя). – Почему Алексею Маресьеву присвоено звание «настоящий человек»? | 1. Обсуждение | 5 мин. |
– Какие черты характера героя-летчика вы бы хотели иметь? – Кого в наше время мы можем назвать «настоящим человеком» и есть ли «настоящий человек» сегодня? (или – сможет ли современная молодежь совершить подвиг во имя других?) Ответьте на вопрос письменно. | 2.Письменный ответ на вопрос (от каждой группы выступает спикер, зачитывает свое решение, вместе обсуждаем, принимаем или отрицаем). | ||
5. Анализ и рефлексия совместной деятельности | Оцените работу своих товарищей (какое выступление вам больше всего понравилось?) – Оцените свою работу на уроке. (Приложение 3). | 2 мин. | |
6. Домашнее задание | Эссе на тему: «Алексей Маресьев. Мужество на все времена». Групповая работа: оформить статью в газету «Жемчужница» | Творческие работы | 2 мин. |
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/-sudba-nastoyashchego-cheloveka-po-povesti-b-n-polevogo-povest-o-nastoyashchem-cheloveke–6003/
Конспект урока литературы в 7 классе по Повести о настоящем человеке Б.Н. Полевого
Урок литературы в 7 классе
Тема: Б.Н. Полевой и его книга «Повесть о настоящем человеке»
Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Б.Н. Полевого; раскрыть характер главного героя повести; воспитывать такие нравственные качества, как долг, ответственность, выносливость, умение преодолевать трудности, понимать и уважать людей.
Оборудование: портреты Б. Н. Полевого, А.П. Маресьева; выставка книг автора; рисунки обучающихся, кадры из кинофильма «Повесть о настоящем человеке» (реж. А. Столпер), мультимедийная презентация.
Методические приёмы: чтение, беседа, рассказ, просмотр фрагмента из кинофильма «Повесть о настоящем человеке»
Ход урока:
(На фоне песни в исполнении А. Гомана «Русский парень» обучающаяся читает стихотворение)
Я читала книгу о войне…
Ни о чем не думая, читала…
Поначалу было скучно мне:
Смысла в тексте я не замечала.
Вот бегут солдаты… Снова в бой.
Автоматы, танки, взрывы, пули…
Все грохочет в стороне лихой,
Будто страшное чудовище вспугнули.
Я читала дальше… лагерь. Страх!
Стон людской от края и до края…
Лишь надежда в раненых сердцах
Яркой искоркой горит, сверкая.
Сильный голод!.. Новая глава.
Мать сидит у детской колыбели…
Хлеб по карточкам… (малышка так слаба),
Все до капельки, до крошки дома съели.
Встали все. Народная война!
Старики, и матери, и дети…
Будет Родина свободна и сильна,
Снова будет мир на всей планете.
Наступленье, бой… любой ценой!
Сотни ранены, а тысячи погибли!
Враг в смятенье, сломан четкий строй,
Отступает… головы поникли.
Вот и все! Победа, мир! Ура!
Счастье! Родина свободной стала!
Я горжусь тобой, моя страна!
Книга обо всем мне рассказала.
Я читала книгу о войне…
[pic]I. Вступительное слово учителя
Еще не отгремели последние выстрелы Великой Отечественной войны, не все победители вернулись домой, а в обществе развернулась дискуссия об истоках невероятной стойкости и мужества советских солдат. Этим вопросом задавались все умы в мире.
Свой ответ на этот вопрос предложили и русские писатели. Ответ они видели в нравственном превосходстве русского солдата над фашистами. В первые послевоенные годы появляются рассказы Михаила Шолохова «Судьба человека», Алексея Толстого «Русский характер» и «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого.
– Что общего в названии этих произведений?
[pic]«Падая, самолет задел верхушки сосен… Машина развалилась на части, но мгновением раньше Алексея Мересьева вырвало из сиденья, подбросило о воздух, и, упав на широкоплечую вековую ель, он соскользнул по ветвям в глубокий сугроб… Он… ощутил острую, жгучую боль в ступнях и… потерял сознание…
» Это отрывок из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Повести о летчике, который преодолел немыслимые страдания и, лишившись обеих ног, сумел вернуться в истребительную авиацию, чтобы воевать с фашистскими асами. Такого в истории никогда не было. Все рассказанное в этой повести основано на действительном событии.
Об этом написал Борис Николаевич Полевой.
II. Сообщение ученика о жизни и творчестве Б. Полевого
[pic]III. Сообщение ученика об истории создания повести
[pic]IV. Сообщение ученика о жизни А.П. Маресьева
[pic]
V. Беседа по содержанию повести
– С чего начинается повесть?
– Почему повесть о войне начинается с описания природы?
– Прочитаем небольшой отрывок, рисующий сосну в военном лесу: «Вот недалеко, у опушки, возле обезглавленной снарядом толстой сосны, высокий, косо обломленный ствол которой истекает теперь желтой прозрачной смолой…». Какой прием использует автор для описания дерева?
[pic]– Какой вывод можно сделать?
– Обратимся к эпизодам повести, в которых изображается природа во время войны. Один из них – история курочки Партизаночки. Расскажите эту историю. За что курица получила свое прозвище?
[pic]– Вспомним эпизод с воробьем Автоматчиком. Почему его так назвали пациенты госпиталя?
– Какую мысль хочет донести до нас писатель с помощью этих историй?
Не только природа страдает от врага. Гибнут советские люди. Первые сцены смерти мы встречаем уже на первых страницах повести.
Это и непогребённые погибшие в яростном бою в том месте, куда упал самолёт Мересьева; и раненые с перерезанным горлом; и заколотая кинжалом медсестра, прикрывшая своим телом бойца; и немецкий палач и мститель, вцепившиеся друг в друга мёртвой хваткой. Смерть повсюду.
Вспомните, как переживает смерть своих родителей и возлюбленной танкист Гвоздев, как подкошен гибелью единственного сына врач Василий Васильевич, как тяжело переживает вся палата уход комиссара Воробьёва…
– Зачем писатель вводит в произведение столько сцен смерти?
– Есть на страницах повести и история деревни, яростно сопротивлявшейся врагу, готовая умереть, но не подчиниться. Это деревня Плавни. Расскажите её историю.
[pic]– Как характеризует жителей деревни этот поступок?
Может быть в духовной силе народа и кроются истоки подвига главного героя Алексея Мересьева.
[pic]– Вспомните, сколько дней после падения самолёта провёл с раздробленными ногами лётчик Мересьев в лесу?
– Что приходилось ему преодолевать в эти дни?
– В чём, на ваш взгляд, проявляется мужество Алексея?
– Чем питался в лесу Алексей?
– Что помогало ему выжить и продолжать движение?
[pic]– Чему учит нас поступок Алексея?
– Были ли после ампутации ног мгновенья, когда Мересьев утратил своё мужество и силу волю?
[pic]– Как добивался Мересьев возвращения в строй?
[pic]– Для чего Мересьев решил научиться танцевать?
– Считаете ли вы возвращение Алексея в строй подвигом?
– Что было сложнее: убедить других, что он может летать, или убедить себя в этом? Почему?
VI.Просмотр фрагмента из кинофильма.
(Мересьев учится ходить на костылях)
– Что помогало Алексею преодолеть себя?
В годы войны советские врачи поставили на ноги 17 миллионов солдат. Все они побывали в военных госпиталях. Военный госпиталь стал местом не только физического, но и духовного возрождения раненых к жизни. Особую роль в жизни Алексея сыграла палата № 42, или, как её ещё называли, полковничья.
[pic]– Вспомним, кто вместе с Алексеем оказался в этой палате?
– Какую роль в жизни обитателей палаты, в том числе и Мересьева, сыграл комиссар?
[pic]– Почему его уважали и раненые, и врач Василий Васильевич, и медсестра Клавдия Ивановна?
– Смерть комиссара все обитатели палаты восприняли как личную трагедию. Почему комиссара назвали «настоящим человеком»?
– Кого ещё из «полковничьей» палаты можно было так назвать?
Журнал со статьёй о лётчике Карповиче, подаренный Воробьёвым, стал спутником Мересьева.
А знаете ли вы, что история о лётчике, победившем инвалидность и поднявшемся в небо без ноги, не вымышлена Полевым. Это лётчик Александр Николаевич Прокофьев-Северский.
Благодаря невероятному примеру Мересьев поверил в своё возможное возвращение в строй. Эта вера поддерживалась письмами близких и друзей.
[pic]За годы войны полевая почта доставила 6 миллиардов посланий. Маленькие треугольники с нетерпением ожидали по обе стороны фронта.
Неслучайно комиссар Воробьёв говорил о письмах: «Военные письма, как лучи угасших звёзд, долго-долго идут к нам, и бывает – звезда уже погасла, а луч её, весёлый и яркий, ещё долго пронзает пространства, неся людям ласковое сверканье уже не существующего светила».
– Вспомните, кто писал Мересьеву?
– Каково значение для Алексея этих писем?
VII. Викторина «Угадайте, кто писал Мересьеву эти строки» (триггеры – нажать на письмо).
-
Девушка писала, что посылает письмо с одним заехавшим в полк майором, военным корреспондентом, который ухаживал за ней и на которого она, конечно не обратила внимания, хотя он весёлый и интересный… Пеняя ему за то, что он не сказал тогда правду, она просила считать её своим другом. В конце письма уже не чернилами, а карандашом было написано, что пусть он, «товарищ старший лейтенант», знает, что она крепкий друг… («Метеорологический сержант»).
-
О себе он сообщил только, что в последних боях были большие потери и тут рады были каждому более или менее опытному человеку.
Перечислил фамилии убитых и раненых товарищей, написал, что Мересьева по-прежнему помнят, что командир полка, получивший теперь звание подполковника, узнав о гимнастических подвигах Алексея и о его намерении вернуться в авиацию, заявил: «Мересьев вернётся. Раз он решил – своего добьётся». (Кукушкин.)
-
Письмо было коротенькое и жизнерадостное. Девушка уже командовала сапёрным взводом. Только взвод её сейчас не воевал. Он был занят мирной работой. Они восстанавливали Сталинград. (Оля.)
-
Погуляли мы, Алёшка, по степи, как будёновцы! И боялась же нас немчура! Не поверишь – порой тройкой танков и трофейным броневичком брали сёла с базовыми складами. Паника, брат Алёшка, в военном деле – великая вещь. Хорошая паника врага дороже двух полнокровных дивизий у наступающих. (Гвоздев.)
Вы видите, что даже «настоящему человеку», Мересьеву, были необходимы дружеское участие, поддержка, любовь и верность.
Но Мересьеву недостаточно было научиться ходить на протезах. Ему необходимо было снова летать. Убедив себя, что возвращение в лётную часть возможно, он должен был убедить в этом и других. Путь в небо начинался на земле, со скитаний по многочисленным комиссиям.
[pic]– Расскажите, как Алексею удалось добиться положительного решения комиссии?
VIII. Просмотр фрагмента из кинофильма.
(Мересьев танцует в клубе с медсестрой Зиночкой))
Действительно, Алексей стал военным лётчиком, несмотря на неверие окружающих, ведь в душе он теперь твёрдо верил, что будет летать. Эта вера покорила врачей и военных начальников.
Но вера сменилась знанием только после труднейшего воздушного боя с асом.
[pic]– Что помогло Мересьеву выйти из боя победителем? Какое значение для Алексея имела эта победа?
– Почему произведение названо не «Повестью о лётчике» или «Повестью о Мересьеве», а «Повестью о настоящем человеке»?
IX. Творческая работа обучающихся: «Настоящий человек – это…».
– Ребята, продолжите предложение: «Настоящий человек – это…».
X. Подведение итогов урока
– Сегодня мы познакомились с произведением Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». О чём заставила вас задуматься эта повесть?
[pic]
Источник: https://docbaza.ru/naurok/russkii_yazyk_literatura/text-71783166.html
Книга «Повесть о настоящем человеке»
Вторая мировая война – болезненная тема для каждого из нас. Тем сложнее оценивать и писать рецензии на книги, описывающие настолько страшные события. Особенно, если эта история основана на биографии реального незаурядного человека.
Однако книга «Повесть о настоящем человеке» – все же во многом художественное произведение и как раз эту составляющую почему бы не обсудить?
В центре сюжета молодой летчик Алексей Мересьев, который после трагичного сражения с немцами попадает в самую страшную ситуацию, какую можно представить на фронте, – один посреди зимнего леса с израненными ногами, без еды и воды, без своего истребителя и в тылу у врага.
Вся книга – это его путь к выживанию и возвращению своей привычной жизни и страсти летать несмотря на трагические обстоятельства. Прототипом истории выступил настоящий военный летчик Алексей Маресьев, который после войны за свои заслуги получил звание Героя.
Нужно признаться, что книги о воспитании личности – одни из моих любимых.
И «Повесть о настоящем человеке» можно было бы назвать крепкой, мотивирующей историей, которая заставляет ценить то, что имеешь, но стремиться к большему. Если бы не отвратительная в своей завуалированности (а иногда и совершенно явная, без стеснений) советская пропаганда.
Хотя, Алексей Маресьев совершенно заслуженно получил звезду Героя Советского Союза, а вот Борис Полевой – Сталинскую премию…
Вся история о выживании, превозмогании, расширении пределов физических возможностей и отчаянном героизме просто сходит на нет, потому что регулярно автор присыпает свой рассказ мощными пассажами в стиле: «ах эти ужасные немцы свои землянки украшают открытками с киноактрисками, а вот мы, советские люди, – только хвоей и березками!» Этот отрывок для меня наиболее возмутителен, но в тексте еще достаточно другой подобной чуши.
Конечно, есть некоторые другие смутившие меня моменты в описании личностей друзей и соратников, характера самого Алексея Мересьева, непонятное отношение к женщинам в романе, что можно объяснить пропастью в 70 лет между мной и описываемыми событиями.
Но то, что история о выдающемся человеке своего времени была превращена в советскую агитку, я простить не могу. Понятно почему именно в таком ключе в то время был написан роман, но субъективное отношение и неприятие грубой пропаганды в этом случае затмило все остальное.
Сама история достаточно интересная, мотивирующая, а описания боев в воздухе сильные и захватывающие, но общее впечатление, к большому сожалению, испорчено. Тем не менее, рекомендую книгу к прочтению, чтобы брать пример целеустремленности и жажды к жизни с Алексея Маресьева.
Источник: https://www.livelib.ru/book/1002750410-povest-o-nastoyaschem-cheloveke-boris-polevoj