Любовь и женщины в жизни Печорина в романе «Герой нашего времени»: отношение Печорина к женщинам
Одним из величайших произведений русской классики 19 столетия является роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», главным героем которого является Григорий Печорин – молодой русский офицер, выходец из обеспеченной семьи, типичный собирательный образ «лишнего человека» в окружающем его обществе.
Наиболее полно образ Печорина можно проанализировать, рассмотрев все его любовные интриги и похождения, ведь именно умение или неумение любить наиболее полно характеризует каждого человека. В жизни Печорина были три женщины: Бэла, княжна Мери и Вера. К каждой у него было особое отношение, и каждой он сломал жизнь.
Молодая черкешенка Бэла была в жизни Григория всего лишь мимолетным увлечением, несмотря на то, что первое время ему казалось, что он встретил любовь всей своей жизни.
Изначально юная дикарка привлекла его своей чистотой и искренностью, однако вскоре стало ясно, что их отношения базировались лишь на страсти, но никак не на любви. Добившись от девушки интимной близости, Григорий вскоре теряет к ней интерес, совершенно не тяготясь тем, что несчастная уже не мыслит жизни без него.
Вскоре девушка умирает от рук влюбленного в нее черкеса, однако это лучший исход данных отношений, ведь она уже опустошена и опозорена. Однако Печорин объясняет свое равнодушие к девушке тем, что ему попросту надоели ее простота и непосредственность. По его мнению, это многое оправдывает.
Вторым увлечением офицера стала княжна Мери, с которой он закрутил роман лишь назло своему товарищу Грушницкому.
Обаятельному юноше без труда удалось вскружить голову молодой красавице, и спустя короткий промежуток времени она уже была от него без ума.
Однако после признания княжны в своих чувствах, Печорин заявляет ей, что не любит ее и никогда не любил. В итоге любовь княжны посрамлена, и последняя остается ни с чем.
Третьей женщиной в жизни Печорина стала Вера. Только ее он смог полюбить по-настоящему, однако его любовь не принесла ей ничего, кроме слез и страданий.
Несмотря на все это, Вера тоже искренне любит Григория, однако их дальнейшие отношения невозможны, ведь Вера замужем, а Печорин не хочет прилагать ни малейших усилий для того, чтобы обрести свою любовь.
Кроме того, Григорий испугался ответственности, ему больше импонировал статус вечного холостяка. Однако расставание с Верой принесло ему огромную боль.
Проанализировав отношения Печорина с женщинами, следует отметить, что Григорий не только не умеет, но и не хочет любить. Всем своим возлюбленным он не приносит ничего, кроме горечи и душевной боли, совершенно не задумываясь о том, что своим равнодушием и хладнокровием он сломал множество судеб.
Источник: https://sochinenieliteratura.com/2088
Печорин и женщины (с цитатами) – Русская историческая библиотека
Наделенный умом и знанием жизни, защищенный своим скептицизмом от увлечения и иллюзий – лермонтовский Печорин (см.
полный текст, краткое содержание и анализ «Героя нашего времени», а также описание образа и характеристику Печорина) знает людей, их страсти в слабости, умеет играть людьми, как пешками (ср. отношения его к Грушницкому, к Максиму Максимычу). Особенно хорошо знает он женщин.
Как Онегин, он изучил в совершенстве «науку страсти нежной», и ведет свою игру наверняка, как Ловелас, – этот опытный охотник за женскими сердцами.
Лермонтов. Княжна Мери. Художественный фильм, 1955
«Никому не будет принадлежать, кроме меня! – решительно говорит он о Бэле, – она будет моя!» «Женщины любят только тех, которых не знают»; «если ты над нею не приобретешь власти, то даже её первый поцелуй не дает тебе права на второй». «Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, – надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами», – вот образцы тех афоризмов, правил и наблюдений, которые вынес Печорин из знания женщин.
Он сам сознается, что «кроме них на свете ничего не любит»[1]. Это, конечно, опять «фраза», но любопытная.
Отношение Печорина к Бэле, к княжне Мери и Вере дает нам образцы различных «приемов», которые он выработал в течение своей практики.
Он подкупал женщин, выставляя себя «несчастливым»; он их занимал тем, что он был загадочен и интересен, – заглянуть в его душу манило, как заглянуть в пропасть… Он покорял их силой своей души.
Сильнее всех женщин он захватил Веру, и, в письме к нему, она объяснила, что любовь её выросла из жалости к нему, из интереса к нему (она находила в нем что-то таинственное), наконец, на женском стремлении к подчинению (она нашла в нем «власть непобедимую»). «Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым, ни в ком зло не бывает так привлекательно!» – говорит Вера.
Она сознает, что он – эгоист («ты любил меня, как собственность»); она убедилась, что её жалость не согреет его сердца, но это не убило её любви, – любовь её потемнела, но не угасла. В её обществе Печорин не ломается, – он ей не говорит «фраз» – напротив, он с нею прост, искренен, поскольку он может быть таким. Вера – образчик женщины, с любовью полной, самоотверженной.
Княжна Мери – романтически настроенная девица – увлеклась «загадочностью» Печорина, ведь этим даже Грушницкий сумел ей импонировать! Печорин, поняв ее, рисуется перед ней, говорит ей «фразы», сгущает тени и краски в своих автобиографических признаниях, – и княжна Мери теряется, путается, – у неё кружится голова, ее тянет в эту таинственную туманную бездну…
Бэла покорена силой Печорина; для неё, дикарки, выросшей в обстановке восточного рабства, мужчина, прежде всего, – господин, она перед ним – раба, и она сделалась рабой Печорина, который другого отношения к женщине и не признавал.
«Я никогда не делался рабом любимой женщины, – напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь».
«Отчего это?» – задает себе вопрос Печорин, и с интересом естествоиспытателя-наблюдателя старается разобраться в поставленной психологической загадке: «оттого ли, что я никогда ничем очень не дорожу, и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? или это магнетическое влияние сильного организма? или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным характером?»
Это остается для него вопросом. Несмотря на опытность психолога, охотно занимающегося изучением человеческого сердца, своего и чужого, многое остается ему неясным: «странная вещь сердце человеческое вообще и женское в особенности!» – восклицает он однажды. «Женщины, женщины, кто их поймет?» – говорит он в другой раз.
Ссылки на другие статьи о биографии и произведениях Лермонтова – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»
[1] Он, впрочем. не раз противоречит себе, говоря в другом месте, что никого, кроме себя, не любит. Однажды он признает, что природу любит больше женщин: «нет женского взора, которого бы я не забыл при виде голубого неба, или внимая шуму потока, падающего с утёса…»
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/5029-pechorin-i-zhenshchiny-s-tsitatami
Сочинения на Getsoch.ru
Любовь в жизни Печорина
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» в свое время вызвал множество споров и обсуждений. Предметом дискуссий являлся образ главного героя, Григория Печорина. Лермонтов изобразил скучающего и утомленного жизнью молодого человека.
В его образе собраны черты, присущие поколению современников Лермонтова. Писатель сумел раскрыть характер героя, показав его отношение к любви.
Любовь – это прекрасное и облагораживающее чувство, но счастливой она может быть лишь тогда, когда двое способны на взаимные жертвы, в ином случае все заканчивается трагически.
Григорий Печорин любил женщин, ему нравилось ухаживать за ними, добиваться их внимания и чувств, но более всего на свете он любил свою свободу, поэтому о браке даже не помышлял. Его вполне устраивали краткосрочные романы.
По прибытии на Кавказ молодой человек переживает несколько любовных историй. В главе «Бэла» он встречает молодую черкешенку, покорившую его с первого взгляда. Печорин пускается на хитрость, чтобы украсть девушку и владеть ею.
Его чувства сложно назвать любовью: Печорин, пресыщенный искушенными петербургскими красавицами, желает покорить «дикарку», черкесскую княжну. Им владеет сжигающая страсть, и он добивается любви Бэлы. Она оставляет тоску по родному дому и отцу, и посвящает себя любви к русскому офицеру. Четыре месяца длилось их счастье.
Постепенно Печорину наскучивает обожание Бэлы, он все больше отдаляется от нее. Девушка сердится на возлюбленного, говоря Максиму Максимычу: «Если он меня не любит, кто ему мешает отослать меня домой?.. Если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!». В их отношения вмешивается сама судьба.
Черкешенку похищает Казбич, в процессе ухода от погони он наносит девушке смертельную рану ударом ножа в спину. Бэла умирает, так и не получив искренней любви Печорина.
Во время пребывания на водном курорте герой встречает княгиню Лиговскую с дочерью Мэри, он решает влюбить в себя молодую княжну, чтобы потешить свое самолюбие.
Своей цели он добивается довольно быстро, Мэри признается Григорию в любви, но не получает в ответ взаимности. Она узнает, что он не собирается на ней жениться, а ухаживал за ней лишь от скуки.
Сердце княжны оказывается разбито.
Единственной женщиной, вызывавшей у Печорина глубокие чувства, была Вера. Их роман начался еще в Петербурге, но, так как она была замужем, он продлился недолго. Судьба снова свела их в Пятигорске. Вера и Печорин тайно встречались в то время, как он ухаживал за Мэри.
Чувства Веры к нему были глубокими и искренними, она мучилась из-за его эгоизма и холодности, но при этом прощала абсолютно все его недостатки. Эта женщина добровольно сделалась рабыней любви героя. Печорин осознает глубину своих чувств к ней в полной мере, когда теряет ее навсегда.
Это становится для него настоящей катастрофой, и в эти минуты становятся очевидными его одиночество и страдания, которые он надежно прячет под маской эгоизма и цинизма.
Любовь в жизни Печорина играла одну из важнейших ролей. Многие женщины его любили, но он не смог подарить взаимного счастья ни одной из них. Бэла, Мэри, Вера – с любой из этих женщин он мог бы быть счастлив, если бы не бесконечный эгоизм и жажда свободы. Оставляя после себя слезы и разбитые сердца, герой романа сам остается глубоко несчастным одиноким человеком.
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/493-lyubov-v-zhizni-pechorina.html
Бэла, Мери и Вера в судьбе Печорина
Сочинения › Лермонтов М.Ю. › Герой нашего времени
Готовые Домашние Задания
Вершиной всего творчества М.Ю. Лермонтова, естественным завершением его короткого творческого пути является роман «Герой нашего времени». Основной задачей, стоявшей перед автором при создании этого произведения, было нарисовать образ современного ему молодого человека. Через характер главного героя романа Григория Печорина Лермонтов передает мысли, чувства, искания людей 30-х годов 19 века.
С большой психологической точностью показывается в романе чувство любви. Этим чувством проникнуты многие страницы произведения. Любовная тема в романе неразрывно связана с женскими образами: Бэлой, княжной Мери, Верой, девушкой-ундиной. Женские образы романа, яркие и самобытные, служат, прежде всего, для того, чтобы «оттенить» натуру Печорина.
Бэла, Вера, княжна Мери… На разных этапах жизни героя они сыграли для него важную роль. Это совершенно разные по характеру женщины. Но у них есть одна общая черта: судьба всех этих героинь складывалась трагично.
Из всех женских образов романа самое большое сочувствие вызывает черкешенка Бэла, простоту, грацию и женственность которой отмечал еще В.Г. Белинский. Бэла трогает чистотой своей натуры, искренностью желаний, женской гордостью и силой чувств.
В сравнении с ее горячей искренней любовью мгновенное увлечение Печорина кажется неглубоким и несерьезным. Но Бэла была, по словам Белинского, «полудикая дочь вольных ущелий».
Ее бесхитростная натура не могла долго привлекать воображение и страсть Печорина.
В жизни Печорина была женщина, которую он любил по-настоящему. Это Вера. Кстати, стоит задуматься над символичностью ее имени. Она была его верой в жизнь и в себя.
Эта женщина поняла Печорина полностью и приняла его целиком.
Хотя ее любовь, глубокая и серьезная, принесла Вере одни лишь страдания: « …я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву…убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было!»
А что же Печорин? Он любит Веру, как умеет, как позволяет ему его искалеченная душа. Но красноречивее всех слов о любви Печорина говорит его попытка догнать и остановить любимую женщину. Загнав в этой погоне лошадь, герой падает рядом с ее трупом и начинает безудержно рыдать: “… я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым”.
Княжна Мери обрисована Лермонтовым более подробно, чем Вера. Белинский отмечает, что это «девушка неглупая». Ее беда – наивный романтизм, который определяет отношение Мери к людям. Ей может нравиться только все загадочное и таинственное.
Воображение героини сначала прельстил Грушницкий. Он привлек девушку своими эффектными фразами и предполагаемыми несчастьями. Затем Мери полюбила Печорина, когда он предстал перед ней в роли романтического героя. Григорий Александрович показался ей еще более загадочным, непонятным и дерзким. Мери искренне считала, что Печорин тайно увлечен ею.
В своей любви княжна Мери как бы осуществила афористические слова Печорина: «Женщины любят только тех, кого не знают». Лермонтов с глубоким психологизмом показал все этапы развития чувства девушки к Григорию Александровичу. Сначала это была женская обида, что на нее не обращают внимания, она не замечена. Затем княжна Мери была наивно убеждена в том, что она «победила» Печорина.
Еще позже девушка начала бороться со своим увлечением, чувством, которое невольно начала испытывать к Печорину. В итоге она все-таки призналась герою в своей любви. Жаль, что слова Мери привели к горькой последней встрече героев, которая «возбуждает к ней сильное участие и обливает ее образ блеском поэзии».
Мери «пала жертвою безответного, безмолвно страдающего, но без унижения» чувства.
Печорин знакомится с княжной в Пятигорске, на минеральных водах. Он начинает волочиться за Мери от скуки. Сблизившись с княжной, Печорин, сам того не желая, проникается к ней нежными чувствами.
Подтверждение тому – его исповедь ей о том, что он нравственный калека: «Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил… Но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней…»
Мы чувствуем, что в этих словах есть большая доля истины. Печорин сам сомневается, играет ли он или искренне чувствует. В любом случае, его душа на какое-то время оживает.
Ведь неслучайно, видя в глазах княжны искренний ответ на его явную ложь, герою становится стыдно. А позже, не видя княжну целый день, Печорин в замешательстве, он не понимает, что с ним происходит: «Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то недостает.
Я не видал ее! Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?.. Какой вздор!»
В конце концов, герой решает оставить Мери в покое. Чтобы облегчить их расставание, он говорит княжне, что все это время просто смеялся над ней. Еще одна история любви в жизни Печорина закончилась болью и разочарованием.
Каждый из женских образов романа по-своему уникален и неповторим. Но у всех них есть нечто общее – пагубная страсть к таинственному, неизведанному – к Печорину. И лишь одна девушка не поддалась обаянию героя романа. Это ундина из повести «Тамань».
Все женщины в романе «Герой нашего времени» просто хотели быть счастливы. Но счастье – понятие относительное, сегодня оно есть, а завтра…
Сочинения по теме:
- Портреты героинь в произведении «Герой нашего времени» сочинение
- Женщины XIX века в призме романа «Герой нашего времени» сочинение
- Трагизм во взаимоотношениях мужчины и женщины глазами М.Ю. Лермонтова сочинение
- Описание женских образов романа “Герой нашего времени” сочинение
Источник: https://1soch.ru/lermontov-mu/geroy-nashego-vremeni/bela-meri-i-vera-v-sudbe-pechorina
“Любовь в жизни Печорина” по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
Инфоурок › Русский язык ›Презентации›”Любовь в жизни Печорина” по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
Бесплатно
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
Любовь в жизни Печорина
2 слайд Описание слайда:
Чем усиливается романтический колорит «нечистого места» в повести «Тамань»? Какое место в нем занимает «дикая ундина»? Для чего Печорин интригует с Мэри? Как изменилась княжна, полюбив Печорина? Какие действия Печорина вызывают чувство ненависти у княжны? Почему Печорин отказывается от бракосочетания с княжной Мэри? Чем Вера не похожа на княжну Мэри? Почему Печорин остается «орудием смертной казни» и относительно Веры, которую любит? Какая гамма чувств охватывает героя, который утратил надежду вернуть Веру?
3 слайд
4 слайд
5 слайд Описание слайда:
Образ Ундины Образ девушки-контрабандистки является довольно романтическим. Для нее характерно странное изменение настроения, ее речь необыкновенная и приближена к народным поговоркам, ее песни напоминают народные, свидетельствуют о стремлении к свободе. В ней много поэзии «дикой свободы».
6 слайд Описание слайда:
говорил Белинский, «полудикий язык свободных ущелий». Но ее непосредственность обманчива и помогает ей завести Печорина в ловушку, которая могла стоить герою жизни. За ее песенными образами скрыта реальная жизнь, суровая и далекая от первичной естественности; ее же внутренний мир – «вне границ достижимости».
7 слайд
8 слайд
9 слайд Описание слайда:
Образ княжны Мэри Мэри Лиговская – умная, культурная, гордая девушка, способная на глубокое чувство. Ей присуща романтическая мечтательность. Этим объясняется ее любопытство к Грушницкому: «толстая солдатская шинель» делает Грушницкого в ее глазах личностью, овеянной таинственностью.
10 слайд
11 слайд Описание слайда:
Загадочность, странность Печорина интригует ее; его рассказ о себе, о том, как мир не принял его и испортил его характер, глубоко западает в ее добрую и доверчивую душу, а искреннее сожаление к нему превратилось в любовь.
12 слайд
13 слайд Описание слайда:
Мы видим перед собой человека с определенными жизненными принципами, который способен упростить и должен переступить через любые условности, которые в банальном понимании общества составляют супружеское счастье, и сделать возможным счастье возлюбленного при любых испытаниях.
14 слайд Описание слайда:
Из последнего диалога Печорина с ее матерью мы понимаем, что Мэри догадывается о причинах положения героя, о его ссылке на Кавказ, но все же, несмотря на это, ждет его объяснения – вернее, ответа на ее объяснение. Мэри первая признается Печорину в своей любви, но ее чувства были им отброшены.
16 слайд Описание слайда:
На протяжении нескольких минут Печорин искал в своем сердце «хоть каплю любви к милой Мэри». Но в знак глубокого уважения к ней он сделает так, чтобы их разлука стала для нее менее болезненной: выставит себя не в лучшем свете, предложит Мэри его пренебрегать. Даже и тогда, больно пораженная в самое сердце, Мэри не опустится до мелкой мести. И мы, читатели, проникнемся к ней еще большим уважением и симпатией.
17 слайд
18 слайд Описание слайда:
Образ Веры Печорин давно любит Веру, но его любовь принуждает женщину лишь страдать; ради любви к нему она идет на любые жертвы. Вера – образ более эскизный, нарисованный несколькими яркими штрихами. Мы видим женщину, у которой чувство, эмоции все время борются с умом. Выйдя замуж со старого князем ради сына, она будет предавать мужа с Печориным.
19 слайд Описание слайда:
Испугавшись за судьбу Печорина на дуэли, она выдаст своим поведением собственные чувства, поставив на карту и семейный покой, и уважение мужа к ней, и будущее. Наверное, она предчувствует печальное расставание с Печориным, роман без счастливой развязки, но ничего не может с собой сделать, так как идет навстречу любви, не оценивая последствий порывов собственной души и сердца.
20 слайд
21 слайд
22 слайд Описание слайда:
Образ Белы Положение Белы является по-настоящему трагическим. Хотя ей посвящена целая повесть романа, автор обращает на нее внимание разве что как на красивую «вещь»: «и в самом деле она была красивая: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она зачастую из-под лба на него посматривала…»
Печорин своей прихотью, навеянной ему Максимом Максимовичем, вырвал ее из обычной жизни: «…Она за этими дверями; только я сам сегодня напрасно хотел видеть ее: сидит в уголке, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, пугливая, как дикая серна. Я нанял нашу духанницу, она знает по-татарски, будет присматривать за ней и даже приучит ее к мысли, что она моя, так как она никому не будет принадлежать, кроме меня…».
24 слайд Описание слайда:
Когда же она полюбила его и этим сознательно порвала с прошлым, он остыл к ней: «любовь дикарки не намного лучше любви знатной госпожи, невежество и простосердечность одной так же надоедают, как и кокетство другой».
25 слайд Описание слайда:
Печорин готов на решительные шаги ради своей прихоти, несмотря на последствия его действий для других. Он опосредованно виновен в смерти Белы, которая способна на большую пылкую любовь, но не принадлежит к кругу Печорина. Поэтому перспектив для развития их любви нет.
26 слайд Описание слайда:
Рефлексия Продолжи фразу: Я узнал… Я научился… Я понял, что могу… Для меня стало новым…… У меня получилось… Я приобрёл…
Самоподготовка
Бесплатно
Общая информация
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!
Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/lyubov-v-zhizni-pechorina-po-romanu-myu-lermontova-geroy-nashego-vremeni-914198.html
Тема любви в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение
Одной из центральных тем произведения является любовь. Читателю представлено несколько любовных треугольников.
Первая история любви рассказана читателям в главе «Бэла». Печорин похищает красивую девушку Бэлу, которая тоже испытывает к главному герою симпатию. Но кроме Печорина в эту девушку влюблён и местный черкес по имени Казбич.
Печорин, любивший недоступных девушек, теряет интерес к черноволосой красавице, как только та соглашается добровольно жить с ним. Бэла, которой нравится главный герой, терзается и мучается из-за его равнодушия. Казбич, похитивший красавицу из дома Печорина, наносит девушке смертельную рану.
В итоге ни один из участников любовного треугольника не находит счастья в любви.
В главе «Мери» любовный треугольник появляется между главным героем, образованной Мери и нелепым Грушницким. Княжна Мери испытывала симпатию к Грушницкому. Оно, любившая популярные в то время зарубежные любовные романы, увидела в этом молодом человеке романтического героя.
Грушницкий и сам поддерживал этот миф, ведь ему нравилась роль несчастного солдата, разжалованного за дуэль. Однако этой симпатии не суждено было превратиться в любовь: Мери узнаёт Грушницкого ближе и разочаровывается в нём. После этого, княжна узнаёт историю жизни Печорина.
Девушке становится жалко молодого человека. Она возлагает на себя большую ответственность: подарить ему счастье. Но и эта влюблённость не продлилась долго: сам Печорин отверг глупенькую Мери. Чувства юной княжны лишь ранили её и окружающих. Любовь не смогла развиться во что-то большее, т. к.
она появлялась на основе выдуманных историй, мифов.
Главная проблема Печорина в том, что он не может получать удовольствия от любви. Как бы он не желал счастья себе и своим возлюбленным, любовные истории заканчиваются трагически.
Сочинение Тема любви в Герое нашего времени
Михаил Юрьевич Лермонтов в романе «Герой нашего времени» в деталях описал, какой верной может быть любовь на примере главной героини Беллы.
В душе черкешенки расцвела любовь, когда она поняла, что любима. Однако девушка даже не могла себе представить, что её любовь будет с таким трагическим концом. Девушку Печорин выкрал. Но даже в условиях плена черкешенка верит, что в её сердце огонь любви будет бессмертным.
Любовь пленила молодых людей из разных миров. Белла долго привыкала к новой обстановке. Черкешенка воспитывалась в строгих правилах.
Отношения вне брака считались позором, поэтому молодая худенькая шестнадцатилетняя девушка тяжело перенесла разлуку с домом. Она боится проявлять свои чувства. Первое время только плачет и напевает грустные песни.
Хотя Белла и симпатизировала Григорию Александровичу, но очень любила отца и дорожила своими традициями.
Печорин не привык к тому, чтобы ему отказывали. Его любовь к Белле была эгоистична. Он всеми способами старался покорить девушку: дорогая одежда и украшения, изысканные блюда. Однако черкешенка оставалась неприступной, ей тяжело было чувствовать себя в неволе. После смерти отца, ниточка, что связывала с домом, оборвалась. Единственный, кто теперь мог её защитить, это был Печорин.
Девушка постепенно начинает открывать свое сердце, любовь становится обоюдной. Белла полностью отдала своё тело и душу единственному мужчине. Каждую минуту своей жизни она посвящает только ему: шутит, поёт, обнимает. Старается постоянно находиться рядом.
Сначала такая привязанность радовала Александра Григоровича. Постепенно мужчина пересытился этим вниманием. Он старается реже находиться в крепости: то едет на охоту, то общается с друзьями.
В такие дни черкешенка особенно страдала и чувствовала себя одинокой. Она понимала, что Печорин отдаляется от неё. Девушка изводила себя, стала хуже выглядеть.
Для неё по-прежнему Печорин оставался смыслом жизни, а мужчина перестал ценить любовь и преданность Беллы.
Для Григория Александровича отношения с Беллой были своеобразным поединком, в котором выиграл офицер. Черкешенка относилась ко всему серьёзно. Она не умела обманывать, всегда была честна с возлюбленным.
Девушке не нужны были материальные блага, она хотела простого человеческого тепла и понимания. Никогда не жаловалась, а лишь покорно терпела холодность, когда ему надоела. Черкешенка понимала, что стала игрушкой в руках офицера.
Исчезло взаимопонимание, Александр Григорович просто стал избегать общения с пленницей. Черкешенка же ради любви пошла на самопожертвование, ведь все пути назад были отрезаны. Она нарушила законы гор.
За своё доброе сердце, боль, страдания, мучения она получила лишь кратковременную страсть со стороны Печорина. Черкешенка не заслужила такого отношения к себе.
Нам жаль героиню, ведь вместо счастья она получила смертельное ложе. Её смерть станет укором на всю жизнь Печорину, чтобы он не играл любовью, а задумывался о будущем, когда будет брать на себя ответственность за жизнь своей второй половинки.
Тема любви в романе Герой нашего времени
Сейчас читают:
- Сочинение Природа в кладовой солнца
Никто из вас никогда не задумывался, куда на зиму исчезает вся зелень? Сочная трава, зеленые листья, разноцветные цветы. Неужели это все каждый год погибает? Нет! Каждую осень яркое теплое солнышко своими ласковыми лучиками собирает все это, - Тема любви в романе Война и мир сочинение
Тема любви в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого играет одну из самых ключевых ролей. Эта тема раскрыта как в части войны, так и в части мира. Прекрасное чувство в этом романе испытывают практически все герои. Все они проходят - Сочинение на тему Моя мечта
В мире очень много разнообразных профессий, который приносят пользу людям и государству в котором они живут. Нужно помнить, что любой труд и любая профессия в почете, но не стоит забывать и про то, что существуют особые, специфические профессии, - Цель побега Мцыри (почему, причины побега) сочинение
Михаил Юрьевич Лермонтов – это уникальный русский писатель 19 века, который в своем творчестве использовал разные литературные направления. Именно подобное использование течений позволяет современному читателю наслаждаться его литературным наследием. - Сочинение по картине Мальчик с собакой Бартоломе Мурильо 3 класс
Мурильо является севильским художником, который посвятил практически все свое творчество написанию портретов. Именно поэтому частенько на его картинах были изображены простые ребята, которые играли во дворе и бегали из одного угла двора - Сочинение на тему Человека и природы в литературе
Отношения человека и природы были актуальны во все времена. Взаимоотношения двух самых удивительных сторон живого воспеты в различных видах современного искусства, в том числе и в литературе. Ещё Александр Сергеевич Пушкин подчеркивал живую частицу
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/tema-lyubvi-v-romane-geroj-nashego-vremeni
Любовь в жизни Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Окружение Печорина, героя романа Лермонтова, составляют лицемерные офицеры. Его не любят в обществе. Он презирает пустых и мелочных людей. Отношения складываются лишь с доктором Вернером: они друг друга понимают.
Исцеления и покоя Печорин искал в любви, жаждал чистого, сильного, бескорыстного чувства, но не находил. Прошлый печальный опыт ожесточил его.
Отсюда — скепсис, колкие замечания в адрес женщин, показные рассуждения о том, что он «давно не живет сердцем», а «живет одной головою».
Не хочется верить герою, который как-то замечает: «Некстати было бы мне говорить о них с такой злостью, — мне, который кроме их на свете ничего не любил, мне, который всегда готов был им жертвовать спокойствием, честолюбием, жизнию…»
Три женщины проходят через сердце Печорина, любя его, но оставаясь несчастными…
Горянка Бэла, похищенная нашим героем, но сохранившая чувство внутреннего достоинства, отдается любви к Печорину со всей силой страсти. Когда любовь «дикарки» наскучила Григорию Александровичу, гордая, но чуждая индивидуализму и собственности Бэла смиряется со своей участью («Я его не принуждаю») и мечтает быть свободной. Горец Казбич мстит за нанесенную ему обиду: убивает Бэлу.
Печорин очень переживает гибель полюбившей его горянки («Она была без памяти… напрасно Печорин целовал ее холодные губы…»).
Виноват ли герой? Мог ли он предвидеть, чем закончатся такие отношения? Эти вопросы посильны только для Печорина, а он объясняет так: «…Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой; если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен… только мне с нею скучно…».
Внутренний облик героя неисчерпаем, но он не растет духовно. Поэтому и испытывает Печорин настоящую «скуку», неудовлетворенность…
Давняя любовь к Вере оставила в душе героя неизгладимый след, хотя чувствуется, что и здесь было больше печали, чем радости. Бывшие любовники встретились на кавказских водах.
Теперь Вера больна, но воздух Кисловодска на время возвращает ей «цвет лица и силы». Ее муж — дальний родственник княгини Лиговской. Вера вышла за него из-за сына и дорожит своей репутацией — не из-за себя.
Вера не подозревает об интриге с Мери, когда уговаривает Печорина познакомиться с Лиговскими, чтобы чаще видеться.
Иногда герой чувствует силу любви Веры, сам готов ответить на эту глубокую привязанность. Ему кажется тогда, что она — «единственная женщина в мире», «которую он не в силах был бы обмануть». Однако даже в минуты нежности Печорин заставляет страдать ее, думая о привлекательности зла.
Не только горе принес Вере герой. Он дарил ей беспредельное чувство, когда тусклой, ничтожной кажется любовь «прочих мужчин». Сам же Печорин никогда не испытывал полноты чувства.
Теперь же любимая женщина страдает и от ревности к Мери, и от того, что пришлось признаться мужу в тайной своей связи.
Потеряв Веру, герой осознает, что именно она могла принести ему то счастье, которое он искал и не находил. Он не наполнял душу любимой чувством, истощая ее…
Большого сочувствия достойна молодая княжна Мери. И влюбленность в Грушницкого, и любовь к Печорину — иллюзии… Оставшееся без взаимности чувство к Григорию Александровичу перерастает в ненависть…
Печорин умеет понимать чужие страдания. Когда на вечере у княгини он увидел, как Мери «с глубоким напряженным, даже нежным вниманием» слушает его, ему становится «совестно».
Герой внутренне честен. Он сам признается, что не любит княжну. С одной стороны, это жестоко, с другой — лучше для Мери. Когда ее честь оказалась задетой, Печорин ограждает невинную девушку от клеветы.
Беда Мери в том, что она, чувствуя разницу между душевным порывом и светским этикетом, не отличает истинного от ложного.
Наблюдательный Печорин убежден, что «светскость» в ней победила. Герой решается показать княжне, как она ошибается в людях, считая любовью волокитство. Однако и Печорин ошибся, принимая Мери за обычную светскую девушку. Глубокая натура открылась герою, который больше не иронизирует. Шутка оборачивается низостью. Первое чувство Мери растоптано.
Да, княжна обманывается, но неожиданно для себя обманулся и Печорин: Мери не вместилась в те рамки, в которые заключил ее Печорин.
Трагедия в том, что скепсис Печорина уничтожил в нем непосредственность чувства. Любовь к горянке Бэле и Вере взаимна, но непродолжительна, влюбленную в него княжну Мери Печорин не любит сам. Была еще «ундина» (глава «Тамань»), влюбленность в которую осталась без ответа: девушка верна Янко, а «влажный огненный поцелуй» ее — это хитрость, служащая поводом для расправы с Печориным.
Источник: https://velib.com/sochinenie/ljubov_v_zhizni_pechorina_po_romanu_m_ju_lermontova_gerojj_nashego_vremeni/
Отношения Печорина и Веры в романе “Герой нашего времени”: любовь и взаимоотношения
Меню статьи:
Отношения Веры и Печорина из романа Лермонтова «Герой нашего времени» выглядят очень трагическими и в некой мере парадоксальными.
В тех случаях, когда отношения героев становятся невозможными из-за ряда социальных или исторических причин (например, Эразм и Лиза, Ромео и Джульетта) трагизм обретает черты масштабного характера – сложно противостоять эпохе или общественным порядкам, но когда трагизм отношений заключается в индивидуальных чертах (безответная любовь), трагизм ощущается особо остро.
Дорогие читатели! Предлагаем “проанализировать произведение “Мцыри”, которое написал М.Ю. Лермонтов.
В такие моменты приходит понятие, что иногда счастье человека не осуществилось из-за того, что близкий ему человек не был готов пойти на решительные меры.
Отношения Печорина и Веры до встречи на Кавказе
Вера и Печорин были давними знакомыми. Лермонтов не детализирует описание этих отношений, сформировавшихся до описываемых событий на Кавказе.
Незначительные фразы позволяют предположить, что этих людей связывала давняя влюбленность, которая неизвестно почему не переросла в нечто большее, например, в брак.
Несмотря на то, что Печорин и Вера долгое время не общались, между ними сохранились теплые, дружеские отношения. Вполне вероятно, что былая симпатия не позволила развиться чувству озлобленности или обиды друг на друга.
Развитие отношений в Кисловодске
Новый виток в отношениях Веры и Печорина припадает на момент пребывания их в Пятигорске и Кисловодске.
В этот период Вера находится в состоянии физического и морального истощения – она серьезно больна, вполне вероятно, что эта болезнь, которая напоминает неизлечимую лихорадку, станет роковой в жизни женщины, так как производимое лечение не приносит существенных результатов. К тому же Вера несчастлива в браке – она вышла замуж за нелюбимого человека и теперь терзается от отсутствия романтических чувств по отношению к своему мужу.
Печорин же на момент встречи находится на грани депрессии – он не находит своего места в жизни, позволяющего ему ощутить моральное удовлетворение.
После долгой разлуки молодые люди встречаются вновь, и между ними вспыхивает былое чувство.
Замужество Веры не становится препятствием к развитию отношений – чтобы избежать огласки, молодые люди встречаются тайно.
Однако идиллия в их отношениях длилась недолго – Печорин, гонимый желанием вызвать у Веры приступ ревности, начинает показательно ухаживать за княжной Мери, доставляя этим немалые душевные муки Вере.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой Григория Печорина” в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
Несмотря на такое эгоистичное отношение к себе, Вера не перестает любить Печорина – она искренне переживает за исход дуэли. Преследуемая страхом потери и душевными муками, Вера признается мужу в своих отношениях с Печориным.
Между супругами возникает ссора, которую, впрочем, Вера практически не помнит – ее внутреннее состояние и моральное потрясения не позволяют ей здраво оценить все происходящее.
В результате, женщина, написав прощальное письмо Печорину, уезжает вместе с мужем.
Напрасность жертвы Веры
Тонкая душевная организация Веры в комбинации с незаурядным умом становится ключевым фактором, поддерживающим интерес Печорина по отношению в женщине.
Однако это не позволяет избежать Вере ошибок в отношениях. С одной стороны, она осознает пагубность этих отношений и их обреченность.
Вера понимает, что Печорин по отношению к ней поступает подобно любому мужчине – он всего лишь пользуется ее благосклонностью и влюбленностью, но с другой же стороны, она надеется, что станет той женщиной, которая исцелит Печорина от его вечной неудовлетворенности и хандры.
Для этой цели женщина готова принести себя в жертву, взамен надеясь получить то же самое – определенную жертву со стороны Печорина, позволившую бы ей стать счастливой, и познать радость гармоничной жизни, но Печорин не делает ответного хода. С одной стороны, такой его поступок выглядит крайне эгоистичным, другой – закономерным. Каковыми бы ни были благими намерения Веры, но Печорин не просил ее об этой жертве.
Вера, как бы это ни было печально, руководствовалась исключительно своей инициативой, а она, как известно из пословицы, наказуема. Общий трагизм ситуации усиливается еще и тем, что Печорин не обещал Вере каких-либо ответных действий со своей стороны.
В результате Вера, будучи истинно влюбленной в Печорина, испытывает душевные муки из-за несправедливого безответного отношения к своей персоне, в то время как Печорин, не дававший никаких обещаний и лишь принимающий жертву, спокоен – по его меркам, он ничего не должен Вере.
Любил ли Печорин Веру?
Отношения Веры и Печорина кажутся более чем прозаичными. Прямолинейные высказывания о страстном влечении друг к другу и о возникновении романтических чувств позволяют говорить о том, что Вера стала единственной женщиной в жизни Печорина, которую он действительно любил.
В то время как в других случаях возникшая страсть также быстро затухала, как и появлялась, отношения с Верой лишены такой быстротечности. Спустя время, женщина все также остается желаемой Печориным.
Получив прощальное письмо Веры – Печорин терзается в сомнениях – как ему поступить, стоит ли догнать Веру в пути, что также наталкивает на мысль о наличии более глубоких чувств, чем просто временное увлечение.
Однако у этой истории есть и другая сторона медали. Печорин ухаживает за княжной Мери, чтобы вызвать приступ ревности у Веры – ему нравится осознавать, что он становится причиной душевных терзаний и мук. Разве с любимыми так поступают?
В некой мере Печорин действует эгоистично по отношению к женщине – его мало волнуют возможные последствия подобных отношений вне брака, как, впрочем, и дальнейшая судьба Веры.
После прочтения письма Печорин не испытывает терзаний совести за свой неблагородный поступок – у него в душе все также царит пустота и хаос.
В результате можно сказать, что Вера в жизни Печорина была, безусловно, важным и значимым человеком.
Определенно у него возникали к Вере сильные, глубокие чувства, но вполне вероятно, что Печорин, который сам находился в дисгармонии со всем миром, не был в состоянии осознать всю значимость в своей жизни этого человека. Искренняя любовь Веры стала поводом Печорину самоутвердится, потешить свое самолюбие и эгоизм.
Вера же в свою очередь, будучи несчастливой в браке надеялась с помощью отношений с Печориным обрести душевное спокойствие и счастье. Она настолько пленена молодым человеком, что готова пожертвовать всем, что у нее есть, только ради надежды на призрачное счастье.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/mikhail-lermontov/pechorin-i-vera-love.html
Любовь в жизни Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
ЛюбовьвжизниПечорина (поромануМ. Ю. Лермонтова«Геройнашеговремени»)
План
I. Печорин — герой
своего времени. П. Любовь в жизни Печорина.
1. Бэла.
2. Княжна Мэри.
3. Вера.
4. Эгоизм, цинизм
Печорина в отношении к женщинам. III. Трагизм образа Печорина.
Григорий Александрович Печорин — герой своего
времени, представитель разочарованного, бездеятельного, потерянного поколения.
В стихотворении «Дума» Лермонтов предрекает своим современникам бесславную
участь:
Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно.
Поколение Печорина уйдет в небытие, «не
бросивши векам ни мысли плодовитой, ни
гением начатого труда», и причина этому — постыдное равнодушие к добру и злу,
неспособность к любви, сердечный холод. Неумение любить — и вина, и беда
Печорина.
О любви он говорит как о
странной потребности души, но в душу-то он любовь пустить как раз и не хочет. Герой привык брать от жизни все, чего
захочется, не желая понимать, что судьба рано или поздно заставит расплатиться за все.
Печорин расплачивается
опустошенностью собственной души, глубоким одиночеством — и заставляет
страдать, а иногда и губит тех, кого любил.
Печорин увидел Бэлу на черкесской свадьбе. Девушка сразу
понравилась ему, а Григорий Александрович так уж был устроен, что всегда
добивался своего. Он даже не выкрал ее, а фактически поменял на коня, и на
упрек Максима Максимыча в том, что
поступил нехорошо, отвечает: «Да
когда она мне нравится?….
» Любил ли он девушку? Добиваясь ее, он
говорит, что готов расстаться с жизнью, если Бэла не сможет полюбить его, и Максим Максимыч
обмолвился: «Я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чем говорил шутя».
Понимал ли Печорин, что его привязанность не будет длиться долго? «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим
лучше любви знатной барыни», — говорит он
Максиму Максимычу. И расплачиваться за эту ошибку придется Бэле. Она
расплатится собственной жизнью.
Встретив на водах княжну Мэри,
Печорин обрадовался: «Явно судьба заботится о том, чтобы мне не было
скучно!» И, действительно, скучно не было никому: ни самому Печорину, ни Мэри, вряд ли когда-либо сумевшей
залечить сердечную рану, ни Грушницкому. Начав
ухаживать за Мэри назло Грушницкому, Печорин неожиданно увлекается девушкой.
Объясняясь
с нею, он признается себе, что был готов упасть перед нею на колени, но, словно
испугавшись, отрезает себе пути к отступлению: «Княжна, вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня». «Ты
говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади!» — упрекает
Печорина Грушницкий, услышав его высказывание о княжне Мэри.
Конечно, Печорин
«шутит» с Грушницким, нарочито цинично отзываясь о девушке, привлекшей внимание
приятеля. Но в его фразе о презрении к женщинам заключается и вполне серьезная
мысль. В том, как лермонтовский герой ведет себя с женщинами и отзывается о
них, чувствуется презрение.
«Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем
непобедимую власть, или мне просто не удавалось встретить женщину с
упорным характером? Надо признаться, что я,
точно, не люблю женщин с характером: их ли это дело!…»
Но похоже, что наш герой все-таки встретил
женщину, способную вызвать у него «давно
забытый трепет». Что привлекает его в Вере? «Ты знаешь, что я твоя раба; я
никогда не умела тебе противиться, и
я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!» — говорит она.
Печорин
заставляет ее страдать, в отношении к ней он так же циничен, как и в разговорахо других женщинах: «Любовь, как огонь, без
пищи гаснет. Авось ревность сделает то, чего не могли мои просьбы».
Но похоже, что герой сам испытал испепеляющую
силу ревности: когда Вера уезжает
навсегда, он признается: «При возможности потерять ее навеки Вера стала
для меня дороже всего на свете».
Печорин поскакал за нею, и, загнав коня,
«долго лежал неподвижно и плакал горько, не
стараясь удерживать слез и рыданий», как обычный человек, а не
демоническая личность. Но горе не исцелило нашего героя от гордыни, для него и сейчас важно, что могут подумать о нем
окружающие: «Если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением
отвернулся». Интересно, если бы Вера не уехала, если бы всегда оставалась
рядом, на какое время хватило бы любви Печорина?
«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем
не жертвовал для тех, кого любил: я любил
для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную
потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания — и никогда не мог насытиться!» —
говорит герой. Любовь нужна Печорину как лекарство от скуки, как средство
самоутверждения, у него нет ни желания, ни способности любить всем
сердцем, не рассуждая, не анализируя, отдавая всего себя. В этом одна из причин
его трагедии.
Источник: https://gdzin.ru/gotovie-sochinenie/813-lyubov-v-zhizni-pechorina-po-romanu-m-yu-lermontova-geroy-nashego-vremeni.html
Сочинение на тему «Любовь в жизни Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)»
План
I. Печорин — герой своего времени.
II. Любовь в жизни Печорина.
1. Бэла.
2. Княжна Мэри.
3. Вера.
4. Эгоизм, цинизм Печорина в отношении к женщинам.
III. Трагизм образа Печорина.
Григорий Александрович Печорин — герой своего времени, представитель разочарованного, бездеятельного, потерянного поколения. В стихотворении «Дума» Лермонтов предрекает своим современникам бесславную участь:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно.
Поколение Печорина уйдет в небытие, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда», и причина этому — постыдное равнодушие к добру и злу, неспособность к любви, сердечный холод. Неумение любить — и вина, и беда Печорина. О любви он говорит как о странной потребности души, но в душу то он любовь пустить как раз и не хочет.
Герой привык брать от жизни все, чего захочется, не желая понимать, что судьба рано или поздно заставит расплатиться за все. Печорин расплачивается опустошенностью собственной души, глубоким одиночеством — и заставляет страдать, а иногда и губит тех, кого любил.
Печорин увидел Бэлу на черкесской свадьбе.
Девушка сразу понравилась ему, а Григорий Александрович так уж был устроен, что всегда добивался своего. Он даже не выкрал ее, а фактически поменял на коня, и на упрек Максима Максимыча в том, что поступил нехорошо, отвечает: «Да когда она мне нравится?….
» Любил ли он девушку? Добиваясь ее, он говорит, что готов расстаться с жизнью, если Бэла не сможет полюбить его, и Максим Максимыч обмолвился: «Я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чем говорил шутя».
Понимал ли Печорин, что его привязанность не будет длиться долго? «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни», — говорит он Максиму Максимычу. И расплачиваться за эту ошибку придется Бэле. Она расплатится собственной жизнью.
Встретив на водах княжну Мэри, Печорин обрадовался: «Явно судьба заботится о том, чтобы мне не было скучно!» И, действительно, скучно не было никому: ни самому Печорину, ни Мэри, вряд ли когда либо сумевшей залечить сердечную рану, ни Грушницкому. Начав ухаживать за Мэри назло Грушницкому, Печорин неожиданно увлекается девушкой.
Объясняясь с нею, он признается себе, что был готов упасть перед нею на колени, но, словно испугавшись, отрезает себе пути к отступлению: «Княжна, вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня». «Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади!» — упрекает Печорина Грушницкий, услышав его высказывание о княжне Мэри.
Конечно, Печорин «шутит» с Грушницким, нарочито цинично отзываясь о девушке, привлекшей внимание приятеля. Но в его фразе о презрении к женщинам заключается и вполне серьезная мысль. В том, как лермонтовский герой ведет себя с женщинами и отзывается о них, чувствуется презрение.
«Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть. или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным характером? Надо признаться, что я, точно, не люблю женщин с характером: их ли это дело!…»
Но похоже, что наш герой все таки встретил женщину, способную вызвать у него «давно забытый трепет».
Что привлекает его в Вере? «Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться. и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!» — говорит она. Печорин заставляет ее страдать, в отношении к ней он так же циничен, как и в разговорах о других женщинах: «Любовь, как огонь, без пищи гаснет. Авось ревность сделает то, чего не могли мои просьбы».
Но похоже, что герой сам испытал испепеляющую силу ревности: когда Вера уезжает навсегда, он признается: «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете». Печорин поскакал за нею, и, загнав коня, «долго лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий», как обычный человек, а не демоническая личность.
Но горе не исцелило нашего героя от гордыни, для него и сейчас важно, что могут подумать о нем окружающие: «Если б в эту минуту кто нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся». Интересно, если бы Вера не уехала, если бы всегда оставалась рядом, на какое время хватило бы любви Печорина?
«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания — и никогда не мог насытиться!» — говорит герой. Любовь нужна Печорину как лекарство от скуки, как средство самоутверждения, у него нет ни желания, ни способности любить всем сердцем, не рассуждая, не анализируя, отдавая всего себя. В этом одна из причин его трагедии.
Источник: https://schoolsochinenie.ru/lyubovy-v-zhizni-petchorina-po-romanu-m-yu-lermontova-geroy-nashego-vremeni.html