Савелий в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: образ, характеристика, описание, портрет богатыря святорусского Савелия
Савелий, богатырь святорусский. Иллюстрация С. В. Герасимова |
Савелий является одним из ярких персонажей поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Савелия в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание внешности и характера, портрет богатыря святорусского Савелия.
История жизни Савелия описана в главе “Савелий” (часть “Крестьянка”).
Главные герои поэмы, семеро мужиков, встречают крестьянку Матрену Тимофеевну Корчагину.
Она рассказывает крестьянам свою историю жизни, а также историю своего родственника, богатыря Савелия.
Савелий – простой крестьянин, бывший крепостной (то есть бывший “барский” крестьянин):
“…Мы были тоже барские…”
“…С крестьянином Савелием…”
Савелий – родственник крестьянки Матрены. Он является дедушкой мужа Матрены:
“…Из всей семейки мужниной / Один Савелий, дедушка, / Родитель свекра-батюшки, / Жалел меня…” (слова Матрены)
“…Сидели мы и плакали. / Я деду горе новое / Поведала свое…”
Савелий живет в селе Корежина:
“…Надели шапки рваные, / Худые армяки — / И тронулась Корёжина!..”
Савелий – больной старик, но когда-то он был крепким богатырем:
“…Как ныли кости старые, / Лежал я на печи…”
“…Спина в то время хрустнула, / Побаливала изредка, / Покуда молод был, / А к старости согнулася…”
Савелий – долгожитель. Он прожил 107 лет:
“…Он жил сто семь годов…”
О внешности богатыря Савелия известно следующее:
“…Я вспомнила / Про богатырство дедово…”
“…С большущей сивой гривою, / Чай, двадцать лет не стриженной, / С большущей бородой, / Дед на медведя смахивал…”
“…Дугой спина у дедушки Да распрямиться дедушка / Не мог…”
“…Не правда ли, Матренушка, / На очеп* я похож?..” (*деревенский колодец)
“…спину старую / Пытался разогнуть…”
У Савелия несчастливая судьба (его иронично называют “счастливцем”):
“…Ну то-то! речь особая. / Грех промолчать про дедушку. / Счастливец тоже был…”
Савелий много пережил в своей жизни:
“…А господин Шалашников / С своей воинской силою? / А немец-душегуб? / Потом острог да каторга… / Окаменел я, внученька, / Лютее зверя был…”
“…Эх, доля святорусского / Богатыря сермяжного! / Всю жизнь его дерут…”
“…И долго, долго дедушка / О горькой доле пахаря / С тоскою говорил…”
“…За все страдное русское / Крестьянство я молюсь!..”
“…Сладка ли жизнь крестьянина?..”
Савелий – добрый человек:
“…Один Савелий, дедушка, / Родитель свекра-батюшки, / Жалел меня…”
Савелий любит шутить:
“…А крепко досадят ему — / Подшутит…”
“…У свекра бровь рассечена, / У деда, словно радуга, / Усмешка на лице…”
“…Ты шутишь шутки, дедушка!..”
“…Сам над собой подтрунивал: / – Не правда ли, Матренушка, / На комара корёжского / Костлявый я похож?…” (шутит над самим собой)
Савелий – грамотный крестьянин. Он умеет читать, что было редкостью среди крестьян:
“…острог в Буй-городе. / Там я учился грамоте, / Пока решили нас…”
“…Увидела я дедушку: / В очках, с раскрытой книгою…”
Савелий – верующий человек:
“…Уйдет в свою светелочку, / Читает святцы, крестится…”
“…А с Богом спорить нечего, / Стань! помолись за Демушку! / Бог знает, что творит…”
Савелий – человек с сильным характером:
“…Сдавались люди слабые, / А сильные за вотчину / Стояли хорошо. / Я тоже перетерпливал…”
Савелий – свободолюбивый человек. Он не хочет быть рабом:
“…Клейменый, да не раб!..”
Савелий – гордый человек:
“…Вот были люди гордые! / А нынче дай затрещину — / Исправнику, помещику / Тащат последний грош!..”
“..Ну, ладно ж! черти сивые, / Вперед не доведется вам / Смеяться надо мной!..”
Савелий – храбрый и сильный человек. Он не боится ходить на медведя:
“…да с медведями / Справлялись мы легко. / С ножищем да с рогатиной / Я сам страшней сохатого…”
“…наступил на сонную / Медведицу в лесу. / И то бежать не бросился, / А так всадил рогатину…”
Савелий – терпеливый человек:
“…Я тоже перетерпливал, / Помалчивал, подумывал: / «Как ни дери, собачий сын, / А всей души не вышибешь, / Оставишь что-нибудь!..”
Савелий – выносливый мужчина:
“…Не выдрали – помазали, / Плохое там дранье!..” (Савелию кажется, что его хлестали плетьми не сильно)
“…Да нас дирал Шалашников / Больней – я не поморщился / С заводского дранья. / Тот мастер был – умел пороть! / Он так мне шкуру выделал, / Что носится сто лет…”
Савелий – русский богатырь. Однако, по мнению Савелия, богатырем является любой крепостной мужик:
“…А потому терпели мы, / Что мы – богатыри. / В том богатырство русское. / Ты думаешь, Матренушка, / Мужик – не богатырь? / И жизнь его не ратная, / И смерть ему не писана / В бою – а богатырь!..”
“…Все терпит богатырь! / И гнется, да не ломится, / Не ломится, не валится… / Ужли не богатырь?..”
Савелий похож на богатыря. Однако свою богатырскую силу он тратит на то, чтобы выживать “под розгами” барина:
“…Куда ты, сила, делася? / На что ты пригодилася? — / Под розгами, под палками / По мелочам ушла!..” В поэме “Кому на Руси жить хорошо” крестьянка Матрена рассказывает историю жизни богатыря Савелия. Ниже представлена эта история. Молодой богатырь Савелий живет в селе Карежине хорошо и спокойно. Хозяин-помещик не беспокоит своих крепостных:
“…Зато купцами жили мы…”
“…Ну, жили – не тужили вы…”
“…Да только ни помещиков, / Ни немцев-управителей / Не знали мы тогда. / Не правили мы барщины, / Оброков не платили мы, / А так, когда рассудится, / В три года раз пошлем…”
Однажды хозяин нанимает на работу управляющего немца. Немец разоряет крестьян, в том числе Савелия. Управляющий превращает жизнь крестьян в каторгу:
“…небывалое / Наследник средство выдумал: / К нам немца подослал…”
“…И тут настала каторга / Корёжскому крестьянину — / До нитки разорил! / А драл… как сам Шалашников!..”
Устав от издевательств, крестьяне решают расправиться со злым немцем. Во время работ Савелий с товарищами закапывают немца в яме. Немец погибает:
“…Я в землю немца Фогеля / Христьяна Христианыча / Живого закопал…”
“…а всей гурьбой / Христьяна Христианыча / Поталкивали бережно / Всё к яме… всё на край… / И немец в яму бухнулся…”
За это преступление Савелия отправляют на каторгу в Сибирь:
“…Я каторжником был…”
“…Решенье вышло: каторга / И плети предварительно…”
“…Я старика столетнего / Звала клейменым, каторжным…”
Савелий убегает с каторги, но его ловят и возвращают на место:
“…Потом… бежал я с каторги… / Поймали! не погладили / И тут по голове…”
Богатырь Савелий проводит на каторге 20 лет, а затем живет в ссылке на поселении еще 20 лет:
“…А жизнь была нелегкая. / Лет двадцать строгой каторги, / Лет двадцать поселения…”
Наконец спустя много лет Савелий возвращается на родину с каторги. Он заводит семью:
“…Я денег прикопил, / По манифесту царскому / Попал опять на родину, / Пристроил эту горенку / И здесь давно живу…”
У Савелия есть дети и внуки. Старик Савелий очень любит своего правнука Демушку – сына Матрены:
“…Сто лет зима бессменная / Стояла. Растопил ее / Твой Дема-богатырь! / Однажды я качал его, / Вдруг улыбнулся Демушка…”
“…Иду домой, опять / Смеюсь, играю с Демушкой… / Бог видит, как я милого / Младенца полюбил!..”
Однажды Савелий нянчит Демушку и засыпает на солнце. В это время маленького Демушку загрызают свиньи. Савелий оказывается виновным в смерти собственного правнука:
“…Заснул старик на солнышке, / Скормил свиньям Демидушку…”
“..«Прости, прости, Матренушка! — / И повалился в ноженьки. — / Мой грех – недоглядел!..»..”
После смерти Демушки старик Савелий уходит на покаяние в монастырь и живет там некоторое время:
“…И я же, по грехам моим, / Сгубил дитя невинное…”
“….Он в своей каморочке / Шесть дней лежал безвыходно, / Потом ушел в леса, / Так пел, так плакал дедушка, / Что лес стонал! А осенью / Ушел на покаяние / В Песочный монастырь…”
Савелий молится о том, чтобы Матрена простила его за смерть Демушки. Матрена прощает Савелия. После этого старик возвращается жить домой:
“…Еще молюсь (не образу / Теперь Савелий кланялся), / Чтоб сердце гневной матери / Смягчил Господь… Прости! — / «Давно простила, дедушка!»…”
Вскоре старик Савелий заболевает и умирает от болезни:
“…Недолго прожил дедушка. / По осени у старого / Какая-то глубокая / На шее рана сделалась, / Он трудно умирал: / Сто дней не ел; хирел да сох…”
“…И к ночи умер он…”
Это был цитатный образ и характеристика Савелия в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова, описание внешности и характера, портрет богатыря святорусского Савелия.
Смотрите: Все материалы по поэме “Кому на Руси жить хорошо”
Источник: https://www.literaturus.ru/2015/11/Savelij-Komu-na-Rusi-zhit-horosho.html
Характеристика Савелия (Кому на Руси жить хорошо)
Множество судеб проходит перед глазами странников поэмы Н.А.Некрасова, отправившихся искать счастливых. Образ и характеристика Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо» многогранны и разносторонни. Богатырь Савелий святорусский предстает реально. Его легко описать, но сложно понять.
Внешность героя
Читатель знакомится с персонажем, когда ему уже много лет. Всего Савелий прожил 107 лет. Сложно представить, каким он был в молодости, но богатырское телосложение не спрятала старость.
Внешность старика схожа с царем северных лесов – медведем:
- большая сивая грива (копна волос), которую не трогали ножницы больше 20 лет;
- большущая борода;
- согнутая в дугу спина.
Сам себя Савелий сравнивал с деревенским колодцем Удивительно правдиво такое сравнение: крепкое вековое строение с кристально чистой водой.
Особенность характера
О Савелии странники узнают из рассказа Матрены Корчагиной. Савелий – дед ее мужа. В образе богатыря соединились несколько типов простого русского человека. Основная черта – героизм. Святорусский богатырь обладает огромной силой, он защищает страну, народ.
Но Савелий – не воин: «…жизнь его не ратная, и смерть ему не писана в бою…». Дед Савелий – истинный христианин. Он держится на вере, молится о своей судьбе и за всю крестьянскую страну. Автор не придает персонажу сказочности, он реален и страшно грешен.
На нем 2 человеческие смерти: управляющего немца и ребенка. Дед грамотен и остр на язык. Это удивительная особенность русского человека. Пословицы, поговорки, песни, пророчества насыщают и украшают речь Савелия.
Простой мужик святорусский схож с богатырями Древней Руси и со святыми, вольно гуляющими по земле.
Судьба богатыря
Савелий прожил длинную жизнь, понятно, что в ней было множество событий. Он не все поведал Матрене, но того, что рассказал, хватило, чтобы его принял читатель, и полюбила сильная женщина. Дед жил в селе Карежине, куда не могли добраться помещики и управители. Посылали крестьяне редкие оброки и барщины. Но перехитрил крестьян немец.
Превратил он жизнь свободолюбивых крестьян в каторгу. Недолго терпели мужик. Закопали они Фогеля живым. Подтолкнул к яме управляющего Савелий, произнес одно слово: товарищи молча поддержали. Этот эпизод подтверждает желание русского народа избавиться от рабства и говорит об уважении к старику. Пережил Савелий плети.
20 лет каторги, столько же поселения. Совершает мужик побеги и снова попадает под побои.
Крестьянин на каторге сумел накопить денег. Как в таких невыносимых условиях может человек думать о будущем? Это автору неизвестно. Вернулся он к родным, но они относились к нему хорошо, пока были деньги. Окаменело сердце богатыря от горя.
Растопило его только отношение к нему маленького Демушки – сына Матрены. Но и здесь судьба сыграла злую шутку: проспал старик ребенка, От горя за свой грех Савелий уходит в монастырь на покаяние. Он просит у Бога прощения и вымаливает смягчения материнского сердца.
Такой же длинной как жизнь была и смерть у старика: он заболел, 100 не ел, сох и «хирел».
Характер героя поэмы
У Савелия много положительного, именно поэтому автор описывает персонаж устами женщины. Он единственный из семьи мужа принял ее и пожалел.
Старик умеет шутить, юмор и сарказм помогают ему не замечать жестокости родственников. Он усмехается как радуга, смеется не только над окружающими, но и над собой.
Добрая душа прячется и не каждому открыта.
Какими чертами наделил автор простого русского мужика:
Умение читать. Среди крестьян это было редкостью. Савелий обучился грамоте в остроге. Он читает святцы, молится за крестьян, просит у Бога помощи всему русскому народу.
Сильный мужской характер. Многие находящиеся рядом с Савелием не выдерживали тягот. Они сдавались. Савелий стоял до конца, не отступал, «перетерпливал». Он пытается сравнивать плети: одни «драли» больно, другие плохо. Мог Савелий стоять под розгами и не морщиться. Кожа крестьянина задубела, хватило ее на сто лет.
Свободолюбие. Дед не хочет быть рабом:«…Клейменный, да не раб!».
Гордость. Старик не терпит по отношению к себе унижений и оскорблений. Он восхищается прошлыми поколениями.
Храбрость. Савелий ходил на медведя с ножом и рогатиной. Когда однажды он наступил в лесу на спящую медведицу, то не убежал, а начал с ней драться. Богатырь поднимает могучего зверя на рогатине. Хрустнуло в спине мужика, но до старости не сгибался он от боли.
Простой русский мужик выделяется среди других героев. Он умеет отличить истинную доброту ото лжи и обмана. Его характер крепок. Не спорит дед по пустякам, не связывается с глупыми людьми, не пытается перевоспитывать родню. Каторга для него обретает более широкий смысл – это вся его жизнь.
Савелий верит, что все русские мужики – богатыри, они терпеливы и мудры. Жалеет старик, что растерял силу под розгами и палками. Расходится удаль богатырская по мелочам, а могла бы изменить всю Русь, вернуть вольность крестьянину, принести счастье.
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1455-harakteristika-saveliya-komu-na-rusi-zhit-horosho.html
Савелий в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: образ и характеристика, описание, портрет (Савелий — богатырь святорусский)
В мир крестьянской жизни России нас погружает поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Работа Некрасова над этим произведением приходится на время после крестьянской реформы тысяча восемьсот шестьдесят первого года.
Это видно из первых строк «Пролога», где странники названы «временнообязанными», – так называли крестьян, вышедших из крепостной зависимости после реформы.
Автор, считавший своей главной художественной задачей изобразить «горькую народную долю», дает в поэме полную картину русского крестьянства.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» мы видим многообразные образы русских крестьян, узнаем об их взглядах на жизнь, узнаём, какой жизнью они живут и какие проблемы существуют в жизни русского народа.
Изображение крестьянства тесно связано у Некрасова с проблемой поисков счастливого человека – целью путешествия семерых мужиков по Руси.
Это путешествие и позволяет нам познакомиться со всеми неприглядными сторонами русской жизни.
Одним из главных образов поэмы по праву считается Савелий, с которым читатель знакомится в главе «Пир – на весь мир». История жизни Савелия очень трудная, как и у всех крестьян пореформенной эпохи.
Но этот герой отличается особым свободолюбивым духом, несгибаемостью перед тяжестью крестьянской жизни. Он мужественно переносит все издевательства барина, желающего поркой заставить своих подданных платить ему дань.
Но всякому терпению приходит конец.
Так случилось и с Савелием, который, не перенеся хитростей немца Фогеля, как будто невзначай подталкивает его к вырытой крестьянами яме. Савелий, конечно же, отбывает наказание: двадцать лет каторги и двадцать лет поселений. Но не сломить его – богатыря святорусского: «клеймённый, да не раб»! Он возвращается домой, в семью сына. Автор рисует Савелия в традициях русского фольклора:
…С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал…
Живёт старик обособленно от родных, так как видит, что нужен он в семье, пока давал деньги… С любовью относится лишь к Матрёне Тимофеевне. Но душа героя раскрылась и расцвела, когда сноха Матрёна принесла ему внука Дёмушку.
Совсем по-другому стал смотреть на мир Савелий, оттаял при виде мальчика, всем сердцем прикипел он к ребёнку. Но и тут злая судьба ставит ему подножку. Стар Савелий – уснул, когда нянчился с Дёмой. Загрызли голодные свиньи мальчика… Разрывается от боли душа Савелия! Принимает он вину на себя и кается во всём Матрёне Тимофеевне, рассказывая ей о том, как сильно он любил мальчика.
Остаток своей долгой стасемилетней жизни проведёт Савелий, отмаливая свой грех в монастырях. Тем самым Некрасов показывает в образе Савелия глубокую приверженность вере в Бога, сочетающуюся с огромным запасом терпения русского народа. Прощает Матрёна дедушку, понимает, как мучается душа Савелия. И в этом всепрощении тоже глубокий смысл, раскрывающий характер русского крестьянина.
Вот и ещё один образ русского крестьянина, о котором автор говорит: «счастливец тоже». Савелий выступает в поэме в роли народного философа, он размышляет над тем, должен ли народ терпеть бесправное и угнетенное состояние. Савелий сочетает в себе доброту, простоту, сочувствие к угнетенным и ненависть к угнетателям крестьян.
Н.А. Некрасов в образе Савелия показал народ, постепенно начинающий осознавать свои права, и силу, с которой надо считаться.
Источник: https://sochinenieliteratura.com/2456
Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
О Савелии, дедушке мужа Матрёны, читатель узнаёт из её рассказа. В образе Савелия соединяются сразу два героических типа русского народа. С одной стороны, он богатырь – человек необыкновенной силы, защитник своей земли и своего народа, хоть и не воин: «И жизнь его не ратная, и смерть ему не писана в бою – а богатырь!»
С другой стороны, Савелий – богатырь Святой Руси, христианского наследия, человек верующий, мученик.
У него множество примет святости: он претерпел телесные истязания, имеет увечье, совершил не один смертный грех (убив управляющего и став невольной причиной смерти Дёмушки), перед смертью пророчествует, обещая мужчинам три дороженьки (кабак, острог да каторга), а бабам три петли (шёлку белого, красного и чёрного). Савелий обучен грамоте, много молится и читает святцы.
Святая Русь для православного – та сильная страна времён Киевской Руси, когда народ боролся с врагом «за веру православную, за землю Русскую». Савелий подобен одновременно и богатырям, и святым древности, рождённым в вольной земле, живущим по законам православным, истинным законам совести.
Портрет Савелия
Савелий очень стар. Всего он прожил 107 лет, а с Матрёной познакомился в возрасте 100 лет. Он огромного роста, так что Матрёне кажется, что, распрямившись, он пробьёт потолок. Матрёна сравнивает его с медведем. Его большущая, 20 лет не стриженная грива называется сивой, борода тоже большущая (повторяющиеся эпитеты усиливают качество).
Согнутая спина Савелия – это символ русского человека, который гнётся, но не ломится и не валится. В молодости в лесу Савелий наступил на сонную медведицу, и, испугавшись однажды в жизни, всадил в неё рогатину, при этом повредив спину.
Объясняя Матрёне свою богатырскую природу, Савелий даёт обобщённый портрет богатыря, совпадающий с его собственным: руки кручены цепями, ноги кованы железом, на спине сломались целые леса, на груди катается Илья-пророк и гремит колесницей (гиперболы).
Характер Савелия и обстоятельства, сформировавшие его
В момент знакомства с Матрёной Савелий жил в особой горнице и никого не пускал в неё, несмотря на протесты семьи. Эту горницу он пристроил, вернувшись с каторги. Позже он сделал исключение для своего маленького правнука и Матрёны, спасавшейся от гнева свёкра.
Семья не жаловала Савелия, когда у него закончились скопленные на каторге деньги. С домашними он не спорил, хотя мог подшутить над сыном, который обзывал его каторжным и клеймёным. Улыбка дедушки сравнивается с радугой.
У старика была привычка иногда говорить слова-афоризмы, связанные с его прошлой жизнью и каторгой: «Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть».
В своём преступлении, за которое Савелий попал на каторгу, он не раскаивается. С его точки зрения, терпеть было нельзя, хотя терпение – это свойство русского богатыря. Зато Савелий раскаивается в том, что стал причиной смерти правнука. Он приползает к Матрёне на коленях, уходит в леса, а затем на покаяние в монастырь. При этом Савелий способен поддержать Матрёну, сочувствовать ей.
История отношений Корёжинских мужиков и их господ – это история порабощения Святой Руси. Савелий как будто родом из тех древнерусских «благодатных» времён, когда крестьяне были свободными.
Деревня его была в таких глухих болотах, что барин не мог доехать: «Нашей-то сторонушки три года чёрт искал».
Жизнь в глуши была сопряжена с жестокой охотой, так что Савелий «окаменел, лютее зверя был», и только любовь к Дёмушке смягчила его.
Оброк барину Шалашникову мужики отдавали только тогда, когда он их драл. Для них это было то же самое, что военный подвиг: они стояли за вотчину, они побеждали Шалашникова.
Савелий – человек простой и прямой, под стать барину Шалашникову. Он не смог справиться с хитростью немца Фогеля, управляющего наследника, который незаметно поработил крестьян, до нитки разорил. Такое состояние Савелий и называет каторгой.
Мужики терпели восемнадцать лет: «Наши топоры лежали – до поры». А потом живьём закопали немца Фогеля, которого Некрасов назвал Христьяном Христианычем (сарказм). Именно Савелий первым толкнул немца в яму, именно он приговаривал: «Наддай». Савелий обладает качествами бунтаря.
Савелий умел использовать любые обстоятельства себе во благо. В остроге он выучил грамоту. Через 20 лет каторги и 20 лет поселения Савелий вернулся на родину, скопив денег. Начиная рассказ о Савелии, Матрёна иронично называет его счастливцем. Принимая удары судьбы, Савелий не унывал и не боялся.
-
Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
-
Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
-
Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
-
«Кому на Руси жить хорошо», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
-
«Кому на Руси жить хорошо», анализ поэмы Некрасова
-
«Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
-
«Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
-
«Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
-
«Прости», анализ стихотворения Некрасова
-
«Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
-
«Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
-
«Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
-
«Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
-
«Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
-
«Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
По произведению: «Кому на Руси жить хорошо»
По писателю: Некрасов Николай
Источник: https://goldlit.ru/nekrasov/942-obraz-saveliia
Образ Савелия богатыря святорусского в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение
Великий русский поэт Некрасов Н.А, затронул самые глобальные проблемы общества, объединив их в одной поэме «Кому на Руси жить хорошо». Трудно не выделить главных героев поэмы, на которых строится повествование.
Наблюдая за жизнью обычного народа при власти несправедливого правителя, сложно не брать во внимание судьбу святорусского богатыря Савелия.
В поэме читатель знакомится со стариком, который проживает с сыном и его семьёй. Отношение сына к отцу и наоборот, дружными и семейными назвать нельзя. По иронии судьбы, дед Савелий становится виновником смерти правнука. Чувство вины съедает старика, и он уходит в монастырь. Затем возвращается домой и вскоре умирает.
В молодости богатырь был наделён огромной силой, при этом главными его достоинствами были: бесстрашие, благородство, справедливость, терпение. Любовь к природе, дополняла героя храбростью.
Раньше у деда Савелия была беззаботная жизнь. Крестьяне во всём имели собственную свободу действий, до появления управляющего. Начались большие сборы оброка.
Жизнь крестьян превратилась в сущую каторгу.
Борьба за справедливость меняет характер не только Савелия, но и всего народа. Безвольные жители теряют веру и слабеют духом. Тем временем, терпение на исходе, а богатырский дух закаляется мечтой о расправе.
После расправы с правителем, Савелий на протяжении 20 лет находится в рабстве, выполняя тяжёлые физические работы. После неудачного побега, ещё 20 лет проводит на подселении.
Но в его сознании живёт надежда о светлом будущем.
Храбрость, гордость, вера, выносливость, терпение характеризуют старика долгожителя Савелия.
Жизнь как разменная монета, никогда не угадаешь, что будет дальше. Но несмотря на все курьёзы судьбы Савелий не сломался, он смог остаться непобедимым богатырём, героем того времени.
Сочинение Образ Савелия богатыря святорусского рассуждение
Великий русский писатель Некрасов ввел образ деда Савелия в свое произведение ироническим высказыванием, которое сразу же показывает отношение к этому герою и его смысл в этом произведении. Данный герой представлен образом взрослого, уже почти прожившего свою и жизнь, который теперь в итоге просто доживает свой век, в семье другой героини данного произведения.
Стоит отметить, что образ данного героя очень важен, так как он показывает идею русского богатырства, которая была так важна для русских людей в определенный момент времени.
Савелий является человеком, который по своему происхождением является выходцем из глухих лесов, дорогу в которые порой даже найти не возможно.
Внешне данный герой напоминает чем-то медведя, так же нельзя не сказать, что его можно сравнить и с другими животными, однако не менее опасными и хищными.
В его поступках, фразах отражается любовь к своей родине, к своей земле, на которой он вырос и жил. Времена были не простые, многие крестьяне терпели серьезные унижения от людей других сословий и были не подвластны своей воле и своим желаниям. По мнению нашего героя многое может вытерпеть русский мужик, именно поэтому они и называются богатырями.
Такие фразы он высказывал всем своим близким и просто окружающим его людям, на что в ответ получал сильнейшие насмешки, ведь люди на такие заявления отвечали, что таких богатырей могут обидеть даже тараканы.
Вообще вся характеристика данного героя совпадает с характеристикой самого неподвижного, неуклюжего богатыря, который по сути своей мало что может и умеет, но тем не менее считает себя настоящим русским богатырем.
Жизнь и судьба данного героя были весьма не яркими и красивыми, больше двадцати лет своей жизни он потратил на каторгу, ещё примерно половину этого срока был в поселении.
Но, несмотря ни на что Савелий ни разу не отчаивался, он везде старался честно работать и смог скопить некоторое состояние, чтобы по приезду домой построить и для себя, и для своей семьи довольно приличную избу, которая была не только крепкой и теплой, но и полностью считалась его личным достижением.
И всё-таки судьба этого героя вряд ли может называться счастливой. Отношение к нему всю жизнь было такое, пока он мог работать и соответственно зарабатывать денежные средства его любили и уважали, но как только он утратил данную способность сразу же стал получать насмешки и упреки в свой адрес.
Образ Савелия богатыря святорусского в поэме Кому на Руси жить хорошо
Сейчас читают:
- Сочинение по картине Шишкина Утро в сосновом лесу 2, 3, 4, 5, 6, 7 класс
Картина «Утро в сосновом лесу» написана талантливым русским художником Иваном Шишкиным. Он писал свою картину с натуры в российской глубинке. И очень точно передал состояние природы. Это картина типичного для - Наташа Ростова и Андрей Болконский в романе Война и мир сочинение
«Война и мир» Льва Николаевича Толстого – книга, которая показывает читателю многие аспекты жизни людей. В них входят романтические и любовные отношения. Толстой анализирует такое понятие как любовь. Автор показывает любовь не только в приятном - Сочинение Повесть о настоящем человеке
Сегодня хочется поговорить о людях. А точнее, о настоящих людях. Кто он такой, каков он, настоящий человек? В условиях современной действительности, в условиях экономической и политической ситуации в стране, - Семья Мелеховых в романе Тихий Дон сочинение
В этом удивительном романе, который показывает все сложности жизни казачества в различные эпохи, читатель сможет открыть для себя огромное множество удивительных вещей, которые происходили в те суровые и прекрасные времена, так как мастер сумел полностью - Сочинение Про волка (2, 3, 4, 5 класс)
В чаще, трудно проходимого леса, с болотистой местностью, за буераками, перелесками из ельника и сосняка, среди смешанных, лиственных дубрав, на дне глубокого оврага находится нора, питающегося материнским молоком, хищника – волка. - Сочинение на тему Грибы 5 класс
Я лично очень люблю грибы: собирать, готовить, есть… Собирать грибы – это всегда для меня целое приключение. Дедушка говорит, что поход за грибами напоминает охооту, но только
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-saveliya-bogatyrya-svyatorusskogo-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho
Образ Савелия (“Кому на Руси жить хорошо”)
Глава «Крестьянка» создавалась Некрасовым в канун второго демократического подъема, когда истинное знание народной среды, сущности народного характера становилось особенно необходимым. К каким же выводам привело многолетнее изучение народной жизни Некрасова?
Еще ни в одной из глав эпопеи «Кому на Руси…» автор не утверждал так вдохновенно мысли, что в народной среде таятся неисчерпаемые источники нравственной красоты, стойкости, богатырской мощи и свободолюбия.
Последнее с особенной силой раскрывается в центральном эпизоде главы «Крестьянка», рассказе о Савелии, богатыре святорусском.
Совершенно закономерно, что именно в главе, характеризующей жизнь крестьянства, рассказанной женщиной-крестьянкой и тесно связанной с народным творчеством, появляется полубылинный (и такой конкретно-реальный!) образ «богатыря сермяжного», Савелия — одно из лучших и наиболее драматических созданий некрасовского гения.
С первых же слов Матрены о Савелии рождается ощущение богатырской его мощи.
Огромный, «С большущей сивой гривою, / С большущей бородой» столетний старик не только «на медведя смахивал», но силой своей казался «страшней сохатого».
Эпический, широко обобщающий смысл образа Савелия подчеркнут и в названии главы — «Савелий, богатырь святорусский». Каковы же истоки рождения этого образа и какое место он занимает в развитии идейного замысла поэмы?
Импульсы, стимулировавшие работу творческой фантазии Некрасова, очень разнообразны. Возможно, что мысль о введении в главу «Крестьянка» образа крестьянина-богатыря подсказана федосовскими плачами. Так, в плаче «Об убитом громом-молвией» нарисован образ Ильи-пророка, который спрашивает у бога разрешения спустить стрелу огненную в белу грудь крестьянина могучего. Слова поэмы:
А грудь? Илья пророк
По ней гремит-катается
На колеснице огненной…
Все терпит богатырь! —
несомненный отзвук федосовского плача.
Но не столько от книги, сколько от жизни шел Некрасов. Как выяснено в одном из интереснейших исследований, замысел главы о Савелии остро публицистичен.
События, о которых рассказывается в главе «Савелий, богатырь святорусский», развертываются в северо-западной части Костромского края, о чем свидетельствуют названия: Корежина, Буй, Песочный монастырь, Кострома.
Оказывается, что выбор места действия, так сказать, «костромская топография» не случайны в поэме. Придя в город («Губернаторша»), Матрена с удивлением останавливается перед памятником Сусанину:
Стоит из меди кованный,
Точь-в-точь Савелий дедушка,
Мужик на площади.
— Чей памятник? — «Сусанина».
То, что Савелий сравнивается с Сусаниным, — многократно отмечалось в литературе, но научные изыскания показали, что внутренняя связь образа Савелия с Сусаниным гораздо глубже и сложнее, чем это казалось. Именно в ней скрыта тайна рождения образа.
Костромские «приметы» главы имеют под собою особый смысл. Дело в том, что Иван Сусанин родился в тех же местах, в деревне Деревеньки Буйского уезда. Погиб он, судя по преданию, километрах в сорока от Буя, в болотах под селом Юсуповым.
Как известно, патриотический подвиг Сусанина был истолкован в монархическом духе, любовь к царю и готовность отдать за него жизнь объявлялись чертами, выражающими самую сущность русского крестьянства.
В 1851 году в Костроме был поставлен памятник Сусанину (скульптор В. И. Демут-Малиновский). У подножия шестиметровой колонны, увенчанной бюстом Михаила Романова, коленопреклоненная фигура Ивана Сусанина.
Бывая в Костроме, Некрасов не раз видел этот памятник.
Сюжетом главы «Савелий, богатырь святорусский», действие которой сосредоточено в глухом медвежьем углу, гуще костромских лесов и болот, поэт заявляет, что даже в самой глухой стороне просыпается мужик. Об этом говорит и образ Савелия — эпически обобщенный образ подымающегося на борьбу русского крестьянства.
Некрасов дает в поэме необычайно глубокий анализ особенностей крестьянского движения своей эпохи, крестьянской Руси в ее силе и слабости.
Автор эпопеи обращает внимание на богатырскую мощь «богатыря сермяжного» (русского крестьянина), казалось бы, трудно совместимое с ней долготерпение и стихийный характер его бунтарства. Русский мужик терпелив. Молчаливо терпит Корежина дранье Шалашникова.
О внутренней силе, гордости («Вот были люди гордые!») свидетельствует это умение сдержать нарастающий гнев, встать выше побоев и истязаний:
Как ни дери, собачий сын,
А всей души не вышибешь…
В этом терпении — не покорность и рабская кровь, а здравый смысл и сила духа.
Между корежинцами и Шалашниковым происходит своеобразное состязание в силе и стойкости, и грубая сила Шалашникова не в состоянии победить внутреннего упорства мужиков, силы их духа: «Дурак же ты, Шалашников!» — насмешливо заявляют корежинцы, потешаясь над барином. Однако
Крестьянское терпение
Выносливо, а временем
Есть и ему конец,
крестьянские «топоры лежат до поры». Заурядные натуры покоряются злу, но народная среда постоянно выдвигает людей, которые встают на борьбу с ним. Эти люди начинают понимать, что излишнее терпение зачастую перерастает в привычку, рождает психологию раба. «Перетерпеть-пропасть…» — формулирует эту мысль Савелий, вставший на путь протеста.
Русский мужик терпелив, но, однажды решившись, уже не страшится препятствий.
Доведенные до предела издевательствами «немца-управителя» терпеливые корежинцы, безмолвно согласившись рассчитаться с ненавистным Фогелем, проявляют удивительную решимость и единодушие в действиях. Инициатива принадлежит Савелию.
Это он первый легонько толкнул плечом Христьяна Християныча к яме. И достаточно этого легкого толчка, искры, чтоб разгорелось пламя народного гнева, дружно заработали под реплику «Наддай!» девять лопат…
Утверждая нравственное право народа на борьбу, на расправу с угнетателями, восхищаясь силой и решимостью корежинцев, Некрасов, однако, показывает и обреченность подобных вспышек крестьянского гнева. Савелий с товарищами
В землю немца Фогеля
Христьяна Християныча
Живого закопал.
«Что ж дальше?» — спрашивает Матрена, и Савелий отвечает:
Кабак … острог в Буй-городе,
…Лет двадцать строгой каторги,
Лет двадцать поселения».
Убив Фогеля, корежинцы возбудили против себя действие силы, стоящей за спиной Фогеля, страшной силы самодержавно-помещичьего государства, с которой не могут справиться даже богатыри, если они одиночки. Старик Савелий размышляет:
Куда ты, сила, делася?
На что ты пригодилася?
— Под розгами, под палками
По мелочам ушла!
Поэтому богатырь святорусский и любит повторять: «Недотерпеть — пропасть…» Да, стихийные и разрозненные крестьянские бунты не приведут к Избыткову селу. Это знает Некрасов и все-таки с громадным поэтическим вдохновением говорит о мощи и свободолюбии, о громадной потенциальной силе гнева русского мужика.
В рассказе Савелия есть слова:
Потом… бежал я с каторги…
Образ крестьянина — бунтаря, народного мстителя за вековые обиды первоначально был задуман еще резче. В рукописях остался эпизод, в котором рассказывается, как Савелий, третий раз бежав с каторги, «порядочно на воле погулял». Скитаясь зимой в тайге, он наталкивается на избу, в которой остановились какие-то ненавистные ему чиновники, и, осуществляя свою месть, Савелий сжигает своих врагов.
Принято считать, что отказаться от введения этого эпизода в поэму Некрасова заставила оглядка на цензуру. Но хочется заметить и другое. Есть в нарисованной картине что-то жуткое, бросающее зловещие блики, зловещую тень на облик Савелия, противоречащее некрасовской концепции народного характера.
Русский мужик скорее благодушен, чем жесток, продуманная и преднамеренная жестокость не характерна для него. Да, доведенные до предела, в порыве праведного гнева корежинцы закапывают в землю Фогеля. Но психологический рисунок тут иной.
Лопаты корежинцев работают под действием стихийного порыва, они выполняют волю коллектива, хотя каждый из участников расправы внутренне смущен жестокостью этой справедливой (ведь «осьмнадцать» лет терпели!) воли:
Друг другу не глядели мы
В глаза…
Опомнились и «переглянулись» они лишь тогда, когда дело было сделано. Думается, что не оглядка на цензуру, а художественное чутье заставило поэта отказаться от введения в окончательный текст поэмы фрагмента «А двери-то каменьями…», противоречащего гуманным основам натуры героя.
Нет силы, способной сломить Савелия.
«Лет двадцать строгой каторги, / Лет двадцать поселения» лишь укрепили в нем природное свободолюбие, выразившееся в словах: «Клейменый, да не раб!» Став и столетним стариком, он всеми мыслями прикован к прошлому, размышляет о судьбе крестьянства, «о горькой доле пахаря», о путях борьбы и даже в монастыре, куда ушел, виня себя в смерти Демушки, молится «за все страдное русское крестьянство». Правда, в конце жизни Савелий приходит подчас к горьким и безотрадным выводам.
Терпи, многострадальная!
Нам правды не найти, —
говорит он Матрене, а к крестьянам мысленно обращается со словами:
Как вы ни бейтесь, глупые,
Что на роду написано,
Того не миновать!
Но столь характерные для идеологии патриархального русского крестьянства фатализм и религиозность живут в Савелии рядом с не утихшим за долгую жизнь гневом и презрением к тем, кто не способен на борьбу:
Эх вы, Аники-воины!
Со стариками, с бабами
Вам только воевать!
Образ Савелия соотнесен в поэме не только с Иваном Сусаниным, но и с образами русского былевого эпоса. Он — богатырь святорусский.
Этой поэтической параллелью утверждается богатырство народа и вера в его неизбывные силы. Давно установлено, что в характеристике Савелием мужика (Ты думаешь, Матренушка, Мужик — не богатырь?…
) слышится отзвук былины о Святогоре и тяге земной. Святогор-богатырь чувствует в себе силы необъятные.
Кабы я тяги нашел,
Так всю бы землю поднял! —
говорит он. Но, попытавшись поднять суму переметную с тягой земной,
И по колена Святогор в землю угряз,
А по белу лицу не слезы, а кровь течет…
В поэме:
Покамест тягу страшную
Поднять-то поднял он,
Да в землю сам ушел по грудь
С натуги! По лицу его
Не слезы — кровь течет.
Образ Святогора помогает выразить мысль о силе и слабости русского крестьянства, о его могучих, но еще дремлющих силах и неразбуженности, несформированности его социального сознания. К наблюдению Сравнение русского мужика со Святогором присутствует в поэме как рассуждение Савелия.
Савелия, сознание которого характеризуется не дремотностью, а напряженной многолетней мучительной работой мысли, результатом которой стало презрение к Аникам-воинам, не способным на борьбу, сознание, что лучше каторжное клеймо, чем духовное рабство.
А потому образная параллель Святогор — русский мужик никак не может быть распространена на самого Савелия, тоже богатыря святорусского, но иной, не дремотной, а действенной силы.
Источник: Беседина Т.А. Эпопея народной жизни (“Кому на Руси жить хорошо”). СПб: “Наука” РАН, 2001
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/nekrasov_n_a/obraz_savelija_komu_na_rusi_zhit_khorosho/76-1-0-701
Характеристика Савелия (Кому на Руси жить хорошо, Некрасов)
Н. Некрасов создал немало замечательных крестьянских образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Из их числа выделяется столетний старик, немало тягот переживший на своем веку. Но, несмотря на возраст, он сохранил еще силу и крепость духа. «Богатырь святорусский» – такое определение получает в произведении дедушка Савелий.
«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание глав 3,4 части 3
Мужики-странники, решившие непременно найти ответ на поставленный в названии поэмы вопрос, узнали об этом герое от молодой женщины, Матрены Тимофеевны. «Тоже счастливец был», – отмечает она во время рассказа о своей жизни.
Матрена познакомилась с дедом Савелием, когда ему исполнилось уж около ста лет. Он жил отдельно от семьи сына, в своей горнице, и единственный ласково и заботливо относился к молодой жене внука. Герой всегда любил лес, где и в пору глубокой старости любил собирать грибы и ягоды, ставить силки на птиц. Такова первая характеристика Савелия.
«Кому на Руси жить хорошо» – поэма о жизни крестьян до и после рубежного 1861 года. История жизни старика, которую он поведал невестке, знакомит с временами, когда и мужики считались повыносливее да порешительнее, и кабала ощущалась не так сильно: “Раз в три года что-нибудь дадим помещику и достаточно”, – говорил герой.
И хотя немало трудностей выпало на его долю: и крепостная жизнь, и долгая каторга, и поселение – однако главное испытание ждало Савелия впереди. В старости он недоглядел за правнуком, которого загрызли свиньи.
После этого ушел из дома, а вскоре поселился в монастыре, где до последних дней на этом свете молился за грехи: свои и чужие.
Чем же привлекателен образ Савелия в произведении «Кому на Руси жить хорошо»?
Внешность героя
По словам Матрены, старик и в сто лет выглядел рослым и крепким, так что больше смахивал на огромного медведя. С большой, давно не стриженной сивой гривой.
Согнувшийся, но все еще поражавший своим величием – в молодости, по его рассказам, он в одиночку выступил против медведицы и поднял ее на рогатине.
Теперь, конечно, мощь была уж не та: герой часто задавал вопрос: «Куда силушка былая делась?» Тем не менее Матрене казалось, коль распрямится дедушка во весь рост, непременно пробьет головой дыру в светелке. Таким описанием дополняется характеристика Савелия.
«Кому на Руси жить хорошо» повествует о молодых годах героя, включая рассказ о том, как он оказался на каторге.
Вольная жизнь
Во времена дедовой юности его родные корежские места являлись глухими и непроезжими. Леса да болота, раскинувшиеся вокруг, были хорошо знакомы местным крестьянам, но наводили страх на чужаков, включая барина.
Некрасов не просто так вводит в поэму – с этого, по сути, начинается характеристика Савелия – «Кому на Руси жить хорошо» сочетание «корежский» край.
Оно само по себе уже символизирует неимоверную физическую силу и выносливость.
Итак, помещик Шалашников к мужикам не заглядывал вовсе, а полицейские приезжали раз в год для сбора дани. Крепостные приравнивали себя к вольным: платили мало и жили в достатке, как купцы. Поначалу еще давали оброк медом, рыбой, звериными шкурами.
Со временем, как подходил час выплаты, рядились нищими. И хотя Шалашников порол их так, что «шкуру» на целый век закалил, крестьяне, которые за вотчину стояли, оказывались непреклонны. «Как ни дери, а всей души не вытрясешь», – так думал и Савелий.
«Кому на Руси жить хорошо» показывает, что характер героя закалялся и креп в условиях, когда он и его товарищи чувствовали свою свободу. И потому уже до конца жизни нельзя было изменить ни этого убеждения, ни гордого нрава.
В сто лет Савелий также выступал за право быть независимым, в том числе и от родственников.
В своем рассказе дедушка обратил внимание еще на один момент – не всегда терпел издевательства мужик русский. Помнил он время, когда народ хотел и мог за себя постоять.
Протест против самоуправства
После смерти Шалашникова крестьяне надеялись, что теперь совсем свобода настанет. Но наследники прислали управляющего-немца. Тот сначала прикинулся тихим и спокойным, оброка не требовал.
А сам хитростью заставил крестьян высушить болото и прорубить просеку. Когда опомнились, было поздно: по глупости сами дорогу к себе проложили.
Вот тут-то их купеческое житье закончилось – отмечает в своем рассказе Савелий.
«Кому на Руси жить хорошо» – произведение, в котором представлены лучшие русские характеры. В случае с немцем автор показывает то единение народа, о котором всегда мечтал. Оказалось, что сломить привыкших к вольной жизни мужиков было непросто. Восемнадцать лет они кое-как сносили власть управляющего, но пришел предел и их терпению.
Однажды Христиан Христьяныч заставил их рыть яму, а к концу дня возмутился, что ничего не сделано. В уставших людях – работали не покладая рук – вскипела накопившаяся за годы злоба, и неожиданно пришло решение. Савелий легонько, плечом, подтолкнул немца к яме.
Стоявшие рядом девять его товарищей тут же все поняли – и через несколько минут ненавистного Фогеля живьем закопали в той самой яме. Конечно, за такой поступок последовало наказание, но в душе каждого осталось удовлетворение от того, что не покорился.
Не случайно старик на слово «каторжник», адресованное ему сыном, всякий раз отвечал: «Клейменный, да не раб». И это одно из главных качеств героя, которым он всегда гордился.
Каторга
Двадцать лет каторги и столько же поселений – таков был приговор бунтовщикам. Но он не мог изменить отношения к жизни у людей, к которым принадлежал Савелий. Образ героя из произведения «Кому на Руси жить хорошо» в новых испытаниях закалился еще больше.
Порка в остроге, а потом в Сибири после неудавшихся побегов в сравнении с наказаниями Шалашникова казалась ему лишь ничего не стоящим мазаньем. Тяжелый труд тоже был не в новинку. Савелий даже сумел скопить денег, на которые, вернувшись в родные места, построил дом. Прежним осталось стремление к независимости и свободе.
Вероятно, поэтому из всей семьи старик выделял только жену внука, Матрену. Она была такой же, как он: непокорной, целеустремленной, готовой к борьбе за собственное счастье.
Отношения с домочадцами
Это еще одна важная составляющая рассказа о герое – в итоге именно из мелких деталей складывается в небольшой главе характеристика Савелия.
«Кому на Руси жить хорошо» – поэма о «счастливцах». Но можно ли отнести к ним человека, который чувствовал себя одиноким в своей семье? Матрена отметила, что дедушка не любил общаться с родней и потому поселился в горнице.
Причины были просты: чистый душой и добрый по натуре Савелий не мог принять злобы и зависти, царивших в семье. Сын старика не обладал ни одним из качеств, свойственных его отцу. В нем не было ни доброты, ни искренности, ни тяги к труду.
Зато отмечались безразличие ко всему, склонность к праздности и выпивке. Мало отличались от него жена и оставшаяся в старых девках дочь. Чтобы как-то проучить родственников, Савелий порой начинал шутить. Например, подбрасывал сыну оловянную «монету», сделанную из пуговицы.
В результате последний возвращался из кабака побитый. А герой только посмеивался.
Позже одиночество Савелия скрасят Матрена и Демушка. Уже после смерти ребенка старик признается, что рядом с внуком его ожесточившиеся сердце и душа оттаяли, и он вновь почувствовал себя полным сил и надежд.
История с Демушкой
Гибель мальчика стала для старика настоящей трагедией, хотя истоки случившегося нужно искать в самом укладе русской жизни того времени. Свекровь запретила Матрене брать с собой в поле сына, якобы мешавшего работать, и за ребенком стал приглядывать столетний Савелий.
«Кому на Руси жить хорошо» – характеристика ее героев не всегда получается веселой – это поэма о тяжелых испытаниях, справиться с которыми не каждому по плечу. Вот и в данном случае повидавший многое на своем веку герой вдруг по-настоящему ощутил себя преступником. Он так и не смог простить себя за то, что уснул и не доглядел за дитятей.
Неделю не покидал Савелий своей каморки, а потом ушел в лес, где всегда чувствовал себя свободнее и увереннее. Осенью же поселился в монастыре, чтобы покаяться и молиться. Он просил у Бога, чтобы сжалилось сердце матери-страдалицы и чтобы она простила его, неразумного.
А еще душа старца болела за все крестьянство русское, страдное, с нелегкой судьбой – об этом он расскажет при встрече, случившейся спустя несколько лет после трагедии, Матрене.
Мысли о народе
Характеристика Савелия из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» будет неполной, если не упомянуть об отношении героя к русскому крестьянству. Страдным и вместе с тем мужественным называет он народ, способный вынести в этой жизни любое испытание.
Руки и ноги вечно скованы, по спине словно дремучие леса прошли, а в груди – «Илья-пророк … гремит … на колеснице огненной». Так описывает мужика герой. Затем добавляет: истинный богатырь.
И завершает свою речь словами о том, что и после смерти человеческие страдания не заканчиваются – в этом, к сожалению, слышатся мотивы смирения старца-послушника. Ибо на том свете ждут несчастных те же «муки адские», – считает Савелий.
«Кому на Руси жить хорошо»: характеристика «богатыря святогорского» (выводы)
Подводя итоги, можно отметить, что облик героя воплощает лучшие качества русского человека. Само повествование о нем напоминает народную сказку или былину. Сильный, гордый, независимый, он возвышается над остальными героями поэмы и, по сути, становится первым бунтарем, вставшим на защиту народных интересов. Однако сравнение героя со Святогором не случайно. Именно этот богатырь считался на Руси одновременно самым сильным и самым бездеятельным. В своих размышлениях о дальнейшей судьбе народа Савелий приходит к мало радующему выводу: «Богу ведомо». Следовательно, этот образ из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» весьма противоречив и не дает ответа на вопрос странников. А потому и повествование о поисках счастливого не заканчивается до той поры, пока не встретится мужикам молодой и деятельный Гриша.
Источник: https://autogear.ru/article/188/172/harakteristika-saveliya-komu-na-rusi-jit-horosho-nekrasov/