Екатерина ii в романе “капитанская дочка” пушкина: образ, характеристика, описание

Образ Екатерины II в романе «Капитанская дочка»

Самозванец говорил правду; но я по долгу присяги стал уверять, что всё это пустые слухи и что в Оренбурге довольно всяких запасов». Соратники Пугачева уличили

Итак, Гринева осудили по подозрению в измене, в «участии в замыслах» Пугачева, осудили на основании ложного доноса.

Обратите внимание

Я подчеркиваю: формула приговора – «участие в замыслах бунтовщиков» – основана на показаниях Швабрина, что Гринев был у Пугачева шпионом, что он изменил присяге и служил самозванцу.

Пушкин не только раскрывал глубокую несправедливость царского суда, но еще и связал воедино ложный донос Швабрина и действия судей; грубая клевета подлого человека и предателя оказалась облаченной в форму приговора суда.

  • «Судьи мои, начинавшие, казалось, выслушивать ответы мои с некоторою благосклонностию, были снова предубеждены противу меня при виде моего смущения. Гвардейский офицер потребовал, чтоб меня поставили на очную ставку с главным доносителем».
  • Да, Гринев выезжал из Оренбурга, чтобы «перестреливаться с пугачевскими наездниками», но он не передавал им никаких письменных известий для Пугачева. Правда, однажды он наехал на казака и «готов был уже ударить его своею турецкою саблею», да узнал в нем урядника Максимыча, передавшего ему письмо Марьи Ивановны, в котором она сообщала о притеснениях Швабрина. Да, Гринев ездил с Пугачевым из Бердской слободы в Белогорскую крепость, но ездил для того, чтобы выручить дочь капитана. Миронова.

  • «- Теперь скажи, в каком состоянии ваш город.
  • Возможность измены Гринева как бы подсказывалась судьям странной судьбой Гринева: его не повесил Пугачев, был он на «пирушке» у «злодеев», принял «от главного злодея подарки, шубу, лошадь и полтину денег».
    Показания эти были откровенной ложью, грубым оговором. Пушкин сознательно подготовил читателя для восприятия их лживости. Да, Гринев из Оренбурга приезжал в мятежную слободу к Пугачеву, но он не служил у Пугачева, не был его шпионом. Более того, мы знаем, что на вопрос Пугачева о положении в Оренбурге он сказал неправду:

Рекомендуем почитать ►

Первый снег – художественное описание

Введение образа Екатерины II в роман «Капитанская дочка» объясняется Ю. М. Лотманом как желание Пушкина уравнять действия самозванца и царствующей императрицы по отношению к Гриневу и Марье Ивановне.

«Подобность» действия состоит в том, что и Пугачев, и Екатерина II – каждый в сходной ситуации выступает не как правитель, а как человек. «Пушкину в эти годы глубоко свойственно представление о том, что человеческая простота составляет основу величия (ср.

, например, «Полководец»), Именно то, что в Екатерине II, по повести Пушкина, рядом с императрицей живет дама средних лет, гуляющая по парку с собачкой, позволило ей проявить человечность. «Императрица не может его простить»,- говорит Екатерина II Маше Мироновой.

Но в ней живет не только императрица, но и человек, и это спасает героя, а непредвзятому читателю не дает воспринять образ как односторонне отрицательный».

Верный своему решению не впутывать в следствие Марью Ивановну, Гринев отказался давать объяснения, почему он ездил с Пугачевым в Белогорскую крепость. Он заявил, что держится «первого своего объяснения и ничего другого в оправдание себе сказать» не может.

В этом сообщении важно то, что судьи были предубеждены против Гринева и что основой этой предубежденности явился донос Швабрина.

Швабрин «повторил обвинения свои»: «по его словам, я отряжен был от Пугачева в Оренбург шпионом; ежедневно выезжал на перестрелки, дабы передавать письменные известия о всем, что делалось в городе: что наконец явно передался самозванцу, разъезжал с ним из крепости в крепость, стараясь всячески губить своих товарищей-изменников, дабы занимать их места и пользоваться наградами, раздаваемыми от самозванца».

Как справедливо писал исследователь, «Капитанская дочка» «настолько общеизвестное произведение», что всякое отступление от текста или «грубое насилие над пушкинским текстом» легко обнаруживаются.

Рекомендуем почитать ►

Куда уходит детство? ( сочинение-размышление)

  • – Слава богу,- отвечал я, – всё благополучно. – Благополучно? – повторил Пугачев. – А народ мрет с голоду!
  • Гринев разъяснил: «как началось мое знакомство с Пугачевым в степи во время бурана; как при взятии Белогорской крепости он меня узнал и пощадил».

    Объяснение уже почти удовлетворило членов Следственной комиссии. Дальше необходимо было сообщить цели поездки к Пугачеву – для освобождения Марьи Ивановны.

    Гринев из чувства такта не захотел, чтобы «комиссия потребовала ее к ответу», и потому замолчал.

    Важно

    На том следствие и суд кончились. Через несколько недель Гринев-отец получил из Петербурга письмо от своего родственника князя Б., который и сообщал о приговоре суда (письмо князя приводится в пересказе Гринева-сына: «…Подозрения насчет участия моего в замыслах бунтовщиков, к несчастию, оказались слишком основательными, что примерная казнь должна была бы меня постигнуть…»).

    Разберемся в предложенных аргументах. Исследователь утверждает, что суд осудил Гринева справедливо. Обратимся к тексту романа.

    Исходное обвинение, послужившее поводом для ареста, было сформулировано членом Следственной комиссии так: «по какому случаю и в какое время вошел я в службу к Пугачеву и по каким поручениям был я им употреблен?» Естественная реакция Гринева: «Я отвечал с негодованием, что я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог». Негодование Гринева оправданно, и он отвечал суду искренне. Мы знаем, что обвинение это – вымысел, оно не соответствует фактам подлинного поведения Гринева.

    Источник: http://www.getsoch.net/obraz-ekateriny-ii-v-romane-kapitanskaya-dochka/

    Изображение Екатерины II в романе Пушкина «Капитанская дочка», как уже давно отметили ученые, соответствует второй традиции изображения императрицы в литературе и живописи XVIII века

    страница 1

    Приложение 6

    Изображение Екатерины II в романе Пушкина «Капитанская дочка», как уже давно отметили ученые, соответствует второй традиции изображения императрицы в литературе и живописи XVIII века; в частности, исследователи отмечают тесную связь образа Екатерины в эпизоде повести с портретом В.Л.

    Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»

     Еще в 1937 году Виктор Шкловский тонко заметил: «Пушкин дает Екатерину по портрету Боровиковского На портрете Екатерина изображена в утреннем летнем платье, в ночном чепце; около ее ног собака; за Екатериной деревья и памятник Румянцеву. Лицо императрицы полно и румяно».

    Представляется важным сделать некоторое отступление, касающееся личных качеств Екатерины II. Как отмечают историки, она была личностью незаурядной: умна, проницательна, достаточно образована.

    За 17 лет, прошедших с момента ее приезда в Россию до восшествия на престол, она старательно изучала страну, в которой ей было предопределено жить и царствовать, – ее историю, обычаи и традиции, культуру; достаточно вспомнить упорное самообразование Екатерины до прихода к власти – старательное изучение неродного для нее русского языка, усердное чтение книг – первоначально французских романов, а затем трудов философов – просветителей, историков, сочинений известных юристов и экономистов. Завоевывая репутацию будущей русской государыни, Екатерина проявила недюжинный ум, понимание людей, способность нравиться им, умение находить единомышленников и внушать им доверие. Интерес представляют «Автобиографические записки» Екатерины II:    «Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и щедры; ваше величие да не препятствует вам добродушно снисходить к малым людям и ставить себя в их положение, так чтобы эта доброта никогда не умоляла ни вашей власти, ни их почтения. Выслушивайте все, что хоть сколько-нибудь заслуживает внимания… Поступайте так, чтобы люди добрые вас любили, злые боялись и все уважали.

       Храните в себе те великие душевные качества, которые составляют отличительную принадлежность человека честного, человека великого и героя…

       Молю Провидение, да напечатлеет оно эти немногие слова в моем сердце и в сердцах тех, которые их прочтут после меня».

       Эти черты духовного облика Екатерины нашли отражение в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В образе Екатерины II воплотилась мечта гениального русского писателя о подлинно человеческих отношениях.

    Совет

       В повести Пушкина, как и на портрете Боровиковского, перед нами предстает дама средних лет («лет сорока», – пишет автор), в домашнем наряде – «в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке», гуляющая по саду с собачкой.

    Пушкин вводит в эпизод описание пейзажа, которое близко к тому пейзажному фону, на котором изображена Екатерина II в картине Боровиковского: пожелтевшие липы, кустарники, широкое озеро, прекрасный луг, «где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева».

    У Екатерины «полное и румяное» лицо, «приятное и спокойное», выражающее «нежность и спокойствие», с голубыми глазами и легкой улыбкой.

    Писатель подчеркивает приятный и ласковый голос императрицы, ее привлекающую симпатии манеру общения и разговора: она первая прервала молчание, разговорилась с Машей; говорила ласково с улыбкой, «подняла и поцеловала», «обласкала бедную сироту», обещала позаботиться о ее будущем.

    Пушкин раскрывает особенности характера Екатерины, подчеркивает неоднозначность ее образа: она может быть строгой, холодной, когда дело касается ее врагов, вспыльчивой при виде несогласия, противоречия ее словам и мнению (как она «вспыхнула», когда Маша не согласилась с тем, что Гринев «безнравственный и вредный негодяй», примкнувший к Пугачеву!).

    Вместе с тем в ней доминируют, и это подчеркивает Пушкин, такие черты характера, как отзывчивость, милосердие, умение быть благодарной («…я в долгу перед дочерью капитана Миронова…. Я беру на себя устроить ваше состояние»).

    Писатель отмечает простоту Екатерины II (императрица вняла сироте, дочери простого коменданта далекой крепости), ее готовность помочь бедной девушке и Гриневу, внимательность (внимательно выслушала Машу, поняла ее, отправила домой не пешком, а в придворной карете). В этом эпизоде повести Пушкин открыто выражает свое отношение к Екатерине: «…голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую», «Все привлекало сердце и внушало доверенность», – пишет он. Самый стиль описания, спокойная манера повествования, лексика, избираемая писателем, подчеркивают его отношение к Екатерине II: не единожды употреблены такие слова, как «улыбка» (трижды), «приятный» (голос, лицо), «ласковый» (голос), «ласково» (обратилась), «обласкав» (бедную сироту).

    В Екатерине II воплощен пушкинская мечта о подлинно человеческих отношениях, способности монарха подняться над жестоким веком, «сохранив в себе гуманность, человеческое достоинства и уважение к живой жизни других людей».

    Но нельзя забывать, что образ Екатерины II во многом противопоставлен образу Емельяна.

    Источник: http://vmest.ru/nuda/izobrajenie-ekaterini-ii-v-romane-pushkina-kapitanskaya-dochka/main.html

    “Капитанская дочка”. Екатерина II в повести

          Убежденная в невиновности Гринева, Маша Миронова считает своим нравственным долгом спасти его. Она едет в Петербург, где в Царском Селе происходит ее встреча с императрицей.       Перед читателем Екатерина II предстает доброжелательной, мягкой и простой женщиной.

    Но мы знаем, что Пушкин резко отрицательно относился к Екатерине II. Чем же можно объяснить ее привлекательный облик в повести?

          Посмотрим на прижизненный портрет Екатерины II, написанный художником В.Л.Боровиковским в 1794 году. (В 1827 году появилась гравюра с этого портрета, сделанная выдающимся русским гравером Н.И.

    Уткиным.) Вот как сравнивает В.Шкловский портреты Екатерины II, сделанные В.Л.Боровиковским и рассказчиком в повести “Капитанская дочка”: “На портрете Екатерина изображена в утреннем летнем платье, в ночном чепце; около ног ее собака; за Екатериной деревья и Румянцевский обелиск*. Лицо императрицы полно и румяно.

    Обратите внимание

    Встреча с Марьей Ивановной должна происходить осенью. Пушкин пишет: “Солнце освещало вершины лип, пожелтевших под свежим дыханием осени”. Далее Пушкин сообщает: “Она [Екатерина] была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке”. Душегрейка позволила не переодевать Екатерину, несмотря на холодную погоду…

    Собака с картины Боровиковского тоже попала в “Капитанскую дочку”, это она первая заметила Марью Ивановну”*. Существуют расхождения текста с изображением – императрица моложе лет на 20, одета в белое, а не в голубое.

    Описан второй вариант портрета – с Румянцевским обелиском, вероятней всего, Пушкин вдохновлялся гравюрой, а не оригиналом, который находился у Румянцева и был труднодоступен для обозрения.

          А вот слова из статьи П.А.Вяземского “О письмах Карамзина”, которые приводит В.Шкловский: “В Царском Селе нельзя забывать Екатерину… Памятники ее царствования здесь повествуют о ней. Сложив венец с головы и порфиру с плеч своих, здесь жила она домовитою и любезною хозяйкой. Здесь, кажется, встречаешь ее в том виде и наряде, какою она изображена в известной картине Боровиковского, еще более известной по прекрасной и превосходной гравюре Уткина”.

          Мы видим, что портрет В.Л.Боровиковского, гравюра Н.И.Уткина* и слова П.А.Вяземского выражают дворянское, умиленное и восхищенное отношение к “любезной хозяйке” Царского Села.
          Теперь обратимся к повести.

    Как мы знаем, Пушкин пишет от лица рассказчика, а рассказчик – Гринев – повествует о встрече Марьи Ивановны с императрицей со слов Марьи Ивановны, которая, конечно, много раз вспоминала в дальнейшей жизни потрясшую ее встречу. Как же эти преданные престолу люди могли говорить о Екатерине II? Нет сомнения: с наивной простотой и верноподданническим обожанием.

    “По замыслу Пушкина, – пишет литературовед П.Н.

    Берков, – очевидно, Екатерина II в “Капитанской дочке” и не должна быть показана реально, как настоящая, историческая Екатерина: целью Пушкина в соответствии с избранной им им формой записок героя, верноподданного дворянина, было изобразить Екатерину именно в официальной трактовке: даже утреннее дезабилье Екатерины было рассчитано на создание легенды об императрице, как простой, обыкновенной женщине”*.
          Однако посмотрим, нет ли все же в эпизоде встречи Маши Мироновой с Екатериной и в описании предшествующих обстоятельств авторского к ним отношения. Вспомним факты, которые имели место с того момента, как Гринев предстал перед судом. Мы знаем, что он прекратил свои объяснения суду об истинной причине его самовольной отлучки из Оренбурга и этим погасил “благосклонность судей”, с которой они начали его выслушивать. Чуткая Марья Ивановна поняла, почему Гринев не хотел оправдываться перед судом, и решилась поехать к самой царице, чтобы все чистосердечно рассказать и спасти жениха. Это ей удалось. Теперь обратимся к эпизоду встречи царицы с Марьей Ивановной.       Невиновность Гринева стала ясна Екатерине из рассказа Марьи Ивановны, из ее прошения так же, как она стала бы ясна и следственной комиссии, если бы Гринев закончил свои показания. Марья Ивановна рассказала то, чего не досказал на суде Гринев, и царица оправдала жениха Маши. Так в чем же ее милость? В чем гуманность?       Императрице более нужна невиновность Гринева, нежели его виновность. Каждый дворянин, перешедший на сторону Пугачева, наносил ущерб дворянскому классу, опоре ее трона. Отсюда гнев Екатерины (лицо переменилось во время чтения письма, стало строгим), который после рассказа Марьи Ивановны “сменяется на милость”. Царица улыбается, осведомляется, где остановилась Маша. Она, видимо, выносит благоприятное для просительницы решение и обнадеживает капитанскую дочку.

          Пушкин, предоставляя право рассказывать Гриневу, заставляет его вместе с тем сообщать
    о фактах, которые позволяют нам сделать свои выводы. Екатерина ласково разговаривает с Марьей Ивановной, приветлива с ней. Во дворце она поднимает упавшую к ее ногам, потрясенную ее “милостью” девушку. Она произносит фразу, обращаясь к ней, своей подданной, как к равной себе: “Знаю, что вы не богаты, – сказала она, – но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние.” Как же могла воспринять эти слова Марья Ивановна, с детских лет воспитывавшаяся в уважении к престолу и царской власти?

          Пушкин писал о Екатерине, что “ее… приветливость привлекала”. В маленьком эпизоде встречи Маши Мироновой с императрицей устами Гринева он и говорит об этом качестве Екатерины, о ее способности очаровывать людей, о ее умении “пользоваться слабостию души человеческой”. Ведь Марья Ивановна – дочь героя, капитана Миронова, о подвиге которого знала царица. Екатерина раздавала ордена офицерам, отличившимся в войне с пугачевцами, помогала и осиротевшим дворянским семьям. Что же удивительного, что она позаботилась и о Маше. Императрица не была щедра к ней. Капитанская дочка не получила большого приданого от царицы и не увеличила богатства Гринева. Потомки Гринева, как сообщает издатель, т.е. Пушкин, “благоденствовали” в селе, принадлежавшем десятерым помещикам.
          Екатерина дорожила отношением к себе дворянства и прекрасно понимала, какое впечатление произведет “высочайшее помилование” на верноподданническую семью Гриневых. Сам Пушкин (а не рассказчик) пишет: “В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке”, которое передавалось из поколения в поколение.

          Так и “создавалась легенда об императрице как простой, доступной просителям, обыкновенной женщине”, – пишет П.Н.Берков в статье “Пушкин и Екатерина”.

    Источник: http://literatura5.narod.ru/pushkin_dochka3.html

    Зачем Пушкин вводит в роман “Капитанская дочка” Екатерину II?

    За многие десятилетия изучения “Капитанской дочки” па эти вопросы давались самые различные и часто противоречивые ответы. В конце XIX века, например, А. Д.

    Галахов объяснял введение сцены свидания Маши с Екатериной II простым “подражанием” Пушкина Вальтеру Скотту: “Дочь капитана Миронова поставлена в одинаковое положение с героиней “Эдинбургской темницы”, героиня которой Дженни Дине “выпрашивает прощение” у королевы”.

    Толковали изображение Пушкиным Екатерины II и с реакционных позиций, как стремление автора романа продемонстрировать глубокое уважение к самодержице всероссийской.

    Советские пушкинисты долгое время объясняли и введение в роман императрицы, и особенности ее изображения цензурными обстоятельствами.

    В свое время Якубович писал: “Попытавшись показать Екатерину “домашним образом”, Пушкин в заключение вынужден был все же дать ее образ и в традиционно-официозном, почти лубочном тоне как образ милостивой царицы, видимый глазами героев-дворян.

    Этот образ находится в вопиющем противоречии с обычными резко отрицательными млениями самого Пушкина о “развратной государыне”… Понятно, без условно-сусального лика Пушкин ее мог бы, и думать о проведении своего романа в печать”. В последующем мысль об отрицательном и сниженном изображении Екатерины в романе стала господствующей.

    Важно

    Несомненно, подобные трактовки изображения Пушкиным Екатерины II в силу своей противоречивости и прямолинейности ее могли ее вызвать протеста. Лотман справедливо писал, что “приходится решительно отказаться как от упрощения от распространенного представления о том, что образ Екатерины II дан в повести как отрицательный и сознательно-сниженный”.

    Лотман не только отказывается от упрощения, но показывает, что не цензурными, а глубоко идейными соображениями руководствовался Пушкин, когда решил, наряду с фигурой самозванца, изобразить царствующую императрицу.

    Установив необходимость рассмотрения этих двух образов во взаимосвязи, исследователь так определяет смысл и характер этой связи: в “Капитанской дочке” Пушкина “Екатерина И помиловала Гринева, подобно тому как Пугачев – Машу и того же Гринева”.

    Основанием уравнения является слово “подобно”- это “подобное” заключается в торжестве человечности: “В основе авторской (пушкинской) позиции лежит стремление к политике, возводящей человечность в государственный принцип, не заменяющей человеческие отношения политическими, а превращающей политику в человечность”.

    Исследователь, признавая утопический характер подобных убеждений Пушкина, настаивает па своей точке зрения, полагая, что именно она объяснит и смысл “Капитанской дочки”, и причину введения в роман образа Екатерины II. “Во вторую половину 1830-х гг.

    для Пушкина характерны утопические попытки отделить личность царя от государственного аппарата.

    Отделив его – живого человека – от бездушной бюрократической машины, он надеялся, сам ощущая утопичность своих надежд… на помощь человека, стоящего во главе государства, в деле преобразования общества на человеческой основе, создания общества, превращающего человечность и доброту из личного свойства в государственный принцип”.

    Введение образа Екатерины II в роман объясняется исследователем как желание Пушкина уравнять действия самозванца и царствующей императрицы по отношению к Гриневу и Марье Ивановне.

    “Подобность” действия состоит в том, что и Пугачев, и Екатерина II – каждый в сходной ситуации выступает не как правитель, а как человек. “Пушкину в эти годы глубоко свойственно представление о том, что человеческая простота составляет основу величия (ср., например, “Полководец”).

    Совет

    Именно то, что в Екатерине II, по повести Пушкина, рядом с императрицей живот дама средних лет, гуляющая по парку с собачкой, позволило ей проявить человечность. “Императрица не может его простить”,- говорит Екатерина II Маше Мироновой.

    Но в ней живет не только императрица, но и человек, и это спасает героя, а непредвзятому читателю но дает воспринять образ как односторонне отрицательный”.

    Итак, человечность Екатерины II в том, что она проявляет милость к Гриневу. Как же это доказывается? Гринева, пишет исследователь, суд осудил “с точки зрения формальной законности дворянского государства справедливо”. (Запомним это.

    ) Затем дело перешло к императрице. Судьба Гринева в ее руках, она “должна осуществить правосудие и, следовательно, осудить Гринева”. (Обратим внимание на логику этого заявления.

    ) И, наконец, вывод: в императрице торжествует человек, и она, проявляя милость, освобождает осужденного Гринева.

    Как видим, утверждение, что Пушкин исповедовал утопическую идею о превращении политики в человечность, зиждется на толковании освобождения Гринева как милости Екатерины II, приравненной к милости Пугачева.

    С этим трудно согласиться.

    Как справедливо писал исследователь, “Капитанская дочка” “настолько общеизвестное произведение”, что всякое отступление от текста или “грубое насилие над пушкинским текстом” легко обнаруживаются.

    (No Ratings Yet)
    Загрузка…

    Зачем Пушкин вводит в роман “Капитанская дочка” Екатерину II?

    Другие сочинения по теме:

    1. Яркая картина стихийного крестьянского восстания в повести “Капитанская дочка” Тема крестьянских восстаний, затронутая в “Дубровском”, естественно обращала мысль Пушкина к восстанию Пугачева. Пол “адумывает писать “Историю Пугачева”. Он едет…
    2. Какой же сон видел Гринев в романе “Капитанская дочка”? Пугачев вошел в роман поэтически – из “тайного места”, из метели. Прозаический его разговор с ямщиком обретает вещий смысл. Неизвестный…
    3. Стремление человека к счастью (на примере романа “Капитанская дочка”) Стремление человека к счастью закономерно. Но верный правде жизни, Пушкин показывал трагическое разрешение любовной коллизии. Не смогли стать счастливыми герои…
    4. Реализм романа “Капитанская дочка” Родовым признаком реализма является его способность правдиво воспроизводить типические характеры в типических обстоятельствах. Реализм впервые в истории искусства стал объяснять…
    5. Поэтический синтез истории и вымысла в романе “Капитанская дочка” В “Капитанской дочке” Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа. Жизнь народа освещается Пушкиным в ее национально-историческом своеобразии,…
    6. “Капитанская дочка” – историческая повесть “Капитанская дочка” – историческая повесть, написанная в форме мемуаров. В этом произведении автор представил картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин…
    7. История Пугачева и “Капитанская дочка” А. С. Пушкина Пушкин – “взыскательный художник”, очень строго относившийся к тому, что писал, но о двух своих вершинных творениях, как поэта-стихотворца,- романе…
    8. Главные Герои романа “Капитанская дочка” Сочинения по литературе: Герои Капитанской дочки Весь черный парод был за Пугачева… Одно дворянство было открытым образом па стороне правительства……
    9. Проблема чести (храбрость, благородство) в понимании Пушкина (по роману “Капитанская дочка”) Итак, честь (независимость, храбрость, благородство) – основа нравственного кодекса людей всех классов, ибо она носит “природный” характер. Честь свойственна и…
    10. Пугачев как вождь народного восстания и как человек (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Пугачев как вождь народного восстания и как человек (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Пугачев как вождь народного восстания…
    11. Анализ главы III (“Крепость”) в романе “Капитанская дочка” Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям…
    12. Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773-1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой…
    13. Описание главных персонажей в повести Пушкина “Капитанская дочка” “Капитанская дочка” – исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин…
    14. История создания романа Пушкина “Капитанская дочка” Историческая жизнь и пушкинских идей, и пушкинских сюжетов наглядно и убедительно выявляет все значение Пушкина для русской литературы. Можно сказать,…
    15. Образ Швабрина как антитеза Гриневу в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Повесть А. С. Пушкина ” Капитанская дочка “, несмотря на то что основное действие ее развертывается на небольшом пространстве и…
    16. Поэтическое и символическое в романе “Капитанская дочка” Литература реалистическая, по словам Щедрина, провидит законы будущего. Оттого, указывал он, Пушкина отличает стремление “проникнуть в тайности современности” . Как…
    17. Историческая заслуга Пушкина в создании романа “Капитанская дочка” Вопрос о народе после поражения декабристского восстания и начавшегося кризиса дворянской идеологии велением времени становился главным в русской общественной жизни….
    18. Гринев и Швабрин (по повести А. П. Пушкина “Капитанская дочка”) Герои повести Пушкина Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. С самого начала знакомства с ними выясняется,…
    19. “Капитанская дочка”: художественное исследование грозного времени народной войны за свободу Социологизм мышления Пушкина не мог не внести кардинальных изменений в структуру художественного произведения и прежде всего в понимание сущности и…
    20. Искусство емкой детали в произведениях “Повести Белкина”, “Пиковая дама”, “Капитанская дочка” “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” А. С. Пушкина положили начало русской реалистической повести XIX века. Под общим названием объединены пять…

    Источник: https://ege-russian.ru/zachem-pushkin-vvodit-v-roman-kapitanskaya-dochka-ekaterinu-ii/

    Екатерина II и Маша Миронова в повести Пушкина «Капитанская дочка»

    Тем, что Пушкин воссоздавал в романе черты императрицы, запечатленные Боровиковским, подчеркивалась официальная «версия» портрета. Более того, Пушкин демонстративно отказывался от своего личного восприятия императрицы и давал читателю копию с копии. Боровиковский рисовал с живой натуры.

    Пушкину было достаточно представить копию с высочайше одобренного портрета. Он изображал не живую модель, но мертвую натуру. Екатерина II в романе – не образ живого человека, а «цитата», как остроумно заметил Шкловский. От этой вторичности – холод, окружающий Екатерину в пушкинском романе.

    «Свежее дыхание осени» уже изменило лик природы-листы лип пожелтели, императрица, выйдя на прогулку, надела «душегрейку». «Холодно» лицо ее,-«полное и румяное», оно «выражало важность и спокойствие». С той же холодностью связано и «строгое выражение лица», появившееся во время чтения прошения Маши Мироновой.

    Это даже подчеркнуто авторской ремаркой: «Вы просите за Гринева? – сказала дама с холодным видом». Холодность и в поступках Екатерины: она затевает «игру» с Машей, выдавая себя за даму, близкую ко двору,- она играет, а не живет.

    Обратите внимание

    В таком изображении Екатерины II вскрывается намерение Пушкина противопоставить образу Пугачева, «мужицкого царя», образ правящей императрицы. Отсюда контрастность этих двух фигур. Милости Пугачева, основанной на справедливости, противопоставлена «милость» Екатерины, выражавшей произвол самодержавной власти.

    Эту контрастность, как всегда, остро, художнически осознавала и воспринимала Марина Цветаева: «Контраст между чернотой Пугачева и ее (Екатерины П.- /'. М.) белизной, его живостью и со важностью, его веселой добротой и ее снисходительной, его мужиче-ством и ее дамством не мог не отвратить от нее детского сердца, едипо-любивого и уже приверженного „злодею”».

    Цветаева не просто излагает свои впечатления,- она анализирует роман и тщательно аргументирует свой тезис о контрастности изображения Пугачева и Екатерины II и отношении Пушкина к этим антиподам: «На огневом фоне Пугачева – пожаров, грабежей, метелей, кибиток, пиров – эта в чепце и душегрейке, на скамейке, между всяких мостиков и листиков, представлялась мне огромной белой рыбой, белорыбицей и даже несоленой. (Основная черта Екатерины – удивительная пресность.) ».

    И далее: «Сравним Пугачева и Екатерину въяве: «Выходи, красная девица, дарую тебе волю. Я государь. (Пугачев, выводящий Марью Ивановну из темницы) ».  «Извините меня,- сказала она голосом еще более ласковым,- если я вмешиваюсь, но я бываю при дворе…»

    Насколько царственнее в своих жестах мужик, именующий себя государем, чем государыня, выдающая себя за приживалку». Ю. М. Лотман прав, когда возражает против грубо прямолинейного определения взгляда Пушкина на Екатерину II.

    Конечно, Пушкин не создавал отрицательного образа Екатерины, не прибегал к сатирическим краскам. Но противостояние Пугачева и Екатерины II нужно Пушкину, такая композиция позволяла ему обнажать важные истины о природе самодержавия.

    Особенности изображения Пугачева и Екатерины II позволяют понять, на чьей стороне симпатии Пушкина. «Любит ли Пушкин в «Капитанской дочке» Екатерину?» спрашивала Цветаева. И отвечала: «Не знаю. Он к ней почтителен. Он знал, что все это: белизна, доброта, полнота – вещи почтенные. Вот и почтил» .

    Окончательный ответ на вопросы, зачем Пушкин ввел в роман образ Екатерины и как изобразил ее, дает последняя сцена – встреча Маши Мироновой с императрицей в Царскосельском саду. Здесь читатель узнает истинные причины, по которым Екатерина признала Гринева невиновным.

    Важно

    Но сцена эта важна не только для понимания образа Екатерины: во время свидания окончательно раскрывается характер капитанской дочки и завершается любовная линия романа, поскольку именно Маша Миронова отстояла свое счастье.

    Для понимания этой принципиально важной сцены нужно помнить, что она написана с расчетом на эффект присутствия читателя: Марья Ивановна, например, не знает, что беседует с императрицей, а читатель уже догадывается; «дама» обвиняет Гринева в измене, но читатель отлично знает, что обвинение это ни на чем не основано. Этот прием Пушкин счел нужным обнаружить: в момент беседы он сообщает:   Маша Миронова   «с жаром рассказала всё, что уже известно моему читателю».

    Итак, Марья Ивановна, отвечая на вопрос «дамы», сообщает ей о причине своего приезда в столицу. При этом благосклонность собеседницы к неизвестной девушке энергично мотивирована: «дама» узнает, что перед ней сирота капитана Миронова, верного императрице офицера. (Дама, казалось, была тронута.) В этом состоянии она и читает прошение Маши.

    Пушкин создает еще одну чрезвычайную ситуацию, поручая Гриневу запротоколировать (со слов Маши Мироновой) все происходившее: «Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо ее переменилось,- и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми ее движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному».

    Пушкину очень важно подчеркнуть мысль, что, даже надев маску частного человека, Екатерина не оказывалась способной смирить в себе императрицу. «Вы просите за Гринева? – сказала дама с холодным видом. – Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, во как безнравственный и вредный негодяй».

    Свидание Марьи Ивановны с Екатериной II достигает- после этой отповеди «дамы»-кульминации: капитанская дочка из робкой и смиренной просительницы превращается в отважную защитницу справедливости, беседа становится поединком.

    • «- Ах, неправда! – вскрикнула Марья   Ивановна.
    • –        Как неправда! – возразила дама, вся вспыхнув.
    • –        Неправда, неправда! Я вам расскажу».

    Что ей оставалось делать? Настаивать на несправедливом своем приговоре? Но в создавшихся условиях это выглядело бы проявлением безрассудного деспотизма. Подобное изображение Екатерины противоречило бы правде истории.

    И Пушкин не мог пойти на это. Ему же важно было другое: показать сначала несправедливость осуждения Гринева и демагогического по существу помилования его Екатериной II, а потом – вынужденное исправление ею своей ошибки.

    Марью Ивановну вызывают во дворец. «Дама», представшая уже в образе императрицы Екатерины II, сказала: «Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха». Заявление это примечательно. Сама Екатерина II признается, что она освобождает Гринева потому, что он невиновен. А его невиновность доказана Машей Мироновой, и эта истина подтверждена читателем.

    Совет

    Поэтому исправление ошибки не есть милость. Милость Екатерине II приписали пушкинисты. В действительности честь освобождения невиновного Гринева принадлежит капитанской дочке. Она не согласилась не только с приговором суда, но и с решением Екатерины II, с ее «милостью». Она отважилась поехать в столицу, чтобы опровергнуть аргументы императрицы, осудившей Гринева.

    Наконец, она смело бросила «даме» дерзкое слово – «Неправда!» Маша Миронова вступила в поединок и выиграла его; Приписывая «милость» Екатерине, исследователи обедняют образ капитанской дочки, отнимая у нее главный в ее жизни поступок. Она в романе была «страдательным» лицом, верной дочерью своего отца, усвоившей его мораль покорности и послушания.

    «Чудные обстоятельства» не только подарили ей счастье соединения с любимым они обновили ее душу, ее жизненные принципы.

    Источник: https://www.school-essays.info/ekaterina-ii-i-masha-mironova-v-povesti-pushkina-kapitanskaya-dochka/

    Образ и характеристика Швабрина в романе «Капитанская дочка» Пушкина: описание внешности и характера в цитатах

    Действие романа “Капитанская дочка” происходит во времена правления Екатерины второй. Среди работных людей все больше нарастает недовольство, усиливается власть и произвол помещиков над крестьянами.

    Руководителем восстания становится беглый каторжник и самозванец – Емельян Пугачев, представившийся чудом, спасшимся Петром третьим.

    Именно во времена невзгод обнажаются и лучшие, и низменные черты человеческого характера.

    Основным критерием сопоставления образов Петра Гринева и Алексея Швабрина является понятие чести. Об этом говорится и в эпиграфе романа : “Береги честь смолоду.” Эта тема занимает значительное место и в биографии А.С. Пушкина. Отстаивая честь своей жены, он погиб на дуэли с Дантесом.

    Петр Гринев и Алексей Швабрин – два офицера российской армии ведут себя совершенно по-разному: первый – настоящий патриот своего отечества и следует законам офицерской чести, а второй с легкостью становится предателем. А.С. Пушкин в повести “Капитанская дочка” показывает две стороны человеческой личности на примере этих двух героев. Их характер в большей степени проявляется в их отношениях с окружающими.

    Рассмотрим отношение Алексея Швабрина к окружающим его людям.

    1. Отношение к семье капитана Миронова.

      Швабрин не любил семейство Мироновых, часто в своих разговорах с Петром он употреблял неуместные шутки насчет семьи коменданта.

    2. Поведение на поединке.

      Алексей понимал, что Петр очень опасный противник. Поэтому был готов пойти на любую подлость ради победы. В поединке Швабрин проявляет свою низость,   наносит удар в спину своему бывшему товарищу.

    3. Поведение во время захвата крепости.

      Сомневался в отражении Пугачевского войска. Не проявил усердия во время борьбы с мятежниками. Проявил свое малодушие и трусость.

    4. Отношение к Маше Мироновой.

      Посватавшись к Марии, Швабрин получает отказ. Внутри Алексея бушевала настоящая ненависть к этой девушке. Он всеми способами пытался разлучить ее с Петром Гриневым: распространял нелепые слухи, а потом вовсе лишил ее свободы и предал.

    5. Поведение при встрече с Пугачевым.

      Швабрин ради спасения своей “шкуры” сразу стал мятежным старшиной, обстриженным в кружок и в казацком кафтане. Он без пререканий поклонился самозванцу и был принят в его шайку, тем самым предав капитана Миронова и его семью.

    А.С. Пушкин пытается показать две стороны человеческой личности на примере этих двух офицеров. Гринева он наделил всеми самыми лучшими качествами: честностью, благородством, смелостью, чувством собственного достоинства. Он восхищается им и призывает нас тоже стать честными людьми.

    Образ Гринева был бы не настолько полным, если бы ему не противопоставляли офицера Швабрина с его бесчестием и завистью. А.С. Пушкин говорит о том, что честь нельзя отнять. Человек может лишиться чести только, если сам откажется от нее, предпочтет ей что-нибудь другое. Сила и благородство человека заключаются именно в его чести.

    Источник: http://sochinenieliteratura.com/2267

    Женские образы в романе Пушкина «Капитанская дочка»

    По моему представлению, наиболее яркими и значимыми в романе являются три героини: Марья Ивановна Миронова, ее мать Василиса Егоровна и, безусловно, государыня Екатерина II.

    Также в повествовании присутствуют мать Петра Андреевича Гринева и попадья Акулина Памфиловна, приютившая Машу у себя во время взятия крепости Пугачевым. О матери героя известно не так много, и существенной роли в развитии сюжета она, признаться, не играет.

    Что до Акулины Памфиловны, то следует отметить ее милосердие, вполне, впрочем, свойственное ее образу жизни в качестве матушки.

    Обратите внимание

    Марья Ивановна Миронова — избранница Петра Гринева, прошла с ним весь трудный путь во время пугачевского мятежа. При первой встрече герой не был расположен к ней, благодаря усилиям отвергнутого ей Швабрина, однако вскоре отметил ее благоразумие и чувствительность.

    Юная девушка — дочь капитана Ивана Кузмича и Василисы Егоровны Мироновых, до восстания жила с родителями в Белогорской крепости и жизнь ее, полагаю, мало отличалась от девиц того времени.

    Однако война обнажает многие скрытые качества человеческой натуры, и, подобно тому, как проявились подлость и низость Алексея Швабрина — человека, вхожего в дом Мироновых, — так же открылись самоотверженность и прямодушие главной героини. Марья Ивановна скромна и приветлива.

    Полюбив Петра Гринева, она остается верна своему чувству и под угрозой смерти не принимает спасительного в настоящий момент для ее жизни предложения Швабрина стать его женой.

    Впоследствии, когда все трудности, связанные с выживанием в эпицентре мятежных событий, останутся позади, возникнет новая проблема, даже беда: Петр Гринев арестован, ему грозит в лучшем случае заключение под стражу с последующей ссылкой, в худшем — виселица, как государственному изменнику. Не желая впутывать возлюбленную в судебные стяжательства, связанные с мятежом, герой умалчивает о деталях, которые оправдали бы его имя. Понимая это, Марья Ивановна отправляется в Петербург умолять о спасении любимого саму государыню императрицу.

    Решающая встреча происходит неожиданно: в Царском селе, где находился в то время Двор, девушка встречает незнакомую даму, которая с интересом расспрашивает о целях ее визита.

    Марья Ивановна горячо рассказывает обо всех событиях, из которых явствуют отвага и мужество ее жениха, равно как его преданность Отечеству и отказ переходить на сторону самозванца.

    Впоследствии выясняется, что случайной дамой оказалась сама Екатерина II, которая полностью оправдывает несправедливо обвиненного Гринева, даруя тем самым ему и Марье Ивановне возможность к полноценному семейному счастью.

    Мать Марьи Ивановны Мироновой, Василиса Егоровна — истинный образец верной и самоотверженной жены и матери.

    Важно

    Незадолго до кровавой расправы в Белогорской крепости имел место эпизод прощания Маши с отцом. Василиса Егоровна не могла не понимать, что их ждет впереди, однако внешне была совершенно спокойна, выполняя свой родительский долг: «Иван Кузмич, в животе и смерти бог волен: благослови Машу».

    Иван Кузмич накануне взятия крепости собирался отправить их с Машей в Оренбург во имя их безопасности, однако Василиса Егоровна наотрез отказалась от такого предложения, решив отправить только Машу:

    — Добро, — сказала комендантша, — так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать.
    Собственно, так оно и вышло. Мужественная женщина ненадолго пережила своего супруга.

    Едва успели повесить несчастного Ивана Кузмича, как местные жители стали присягать самозванцу. Мятежники врывались в дома.

    Вытащили бедную Василису Егоровну, которая, взглянув на виселицу, тотчас узнала мужа: «Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! … не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» Пугачев такого стерпеть не мог, и отважная женщина была убита.

    Екатерину II А.С. Пушкин описывает так: «Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

    Далее показана и душевная красота императрицы: ее тронула история Маши, она ласково расспрашивала ее о подробностях событий в Белогорской крепости и вне ее — о том, что было так или иначе связано с ролью Петра Гринева в пугачевском восстании.

    «Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность».

    Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

    Заказать сочинение

    Поначалу государыня обвинила возлюбленного девушки в том, что он безнравственный и вредный негодяй, но, услышав пылкий протест Марьи Ивановны, внимательно ее выслушала. Одно это уже характеризует императрицу как женщину в высшей степени справедливую и лишенную чрезмерных амбиций.

    Совет

    Чуть позднее, когда Екатерина II и Маша познакомились уже, скажем так, в официальном порядке (то есть Маша поняла, с кем откровенничала несколько минут назад), государыня проявила себя человеком чести: «Знаю, что вы не богаты, но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем.

    Я беру на себя устроить ваше состояние».

    Таким образом, можно сказать, что в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» нет отрицательных женских персонажей. Каждая из героинь достойна уважения и восхищения читателя. В их отношении у меня возникают будто бы три фигуры, три образа: Дочь, Жена и Мать.

    Матушка-императрица, способная проявить великодушие и милосердие к людям своего государства, позаботиться о несправедливо обиженных с долей материнского участия; верная жена, и у гробовой черты не забывшая венчальной клятвы быть вместе и до и после смерти супруга; дочь, не посрамившая светлую память отца и матери подлым или бесчестным поступком.

    Все они подлинные героини, и Петру Андреевичу, честному и благородному юноше, несказанно повезло, что в его жизни встретились три эти бесконечно прекрасные женщины.

    Источник: http://sochinyalka.ru/2017/04/zhenskie-obrazy-v-romane-pushkina-kapitanskaja-dochka.html

    Образ и характеристика Петра Гринева из повести Капитанская дочка Пушкина сочинение 8 класс

    Одно из всемирно известных произведений в прозе Пушкина Александра Сергеевича «Капитанская дочка» рассказывает о жизни дворян при подавлении крестьянского бунта при Екатерине II.

    Пётр Андреевич Гринёв — один из главных героев исторического романа. На момент событий ему семнадцать — восемнадцать лет. Герой не получил достойного образования и остался недорослем. С юных лет он привык проводить время в кругу дворовых мальчишек, играя в чехарду. Несмотря на отсутствие серьёзного образования, молодой человек воспитан.

    Ни разу за всё повествование он не грубит страшим. Также герой уважает своих родителей и ни на минуту не забывает наказ отца. Пётр Андреевич Гринёв — положительный персонаж. Молодой человек добр и милостив.

    Когда он встречает бедняка, которой соглашается показать путь до близлежащей деревеньки, главный герой, пожалев худо одетого проводника, отдаёт ему заячий тулуп.

    Как выяснится позже, вожатый был бунтовщиком Емельяном Пугачёвым. И именно этот подарок в скором времени спасёт жизнь Гринёву. Мужчина не жалеет себя в бою, не прячется за спинами товарищей. Даже когда Петра Андреевича ведут на казнь, молодой человек не трусит и с гордостью готов принять смерть.

    Несмотря на уговоры своего дядьки, Гринёв не просит пощады у главы бунтарского отряда — Пугачёва. Главный герой справедлив и честен, поэтому не льстит преступнику при встрече с ним и открыто говорит, что не хочет переходить на сторону врага. Главный герой всегда готов заступиться за себя и за возлюбленную. Поэтому он и вступает в схватку с Швабриным.

    Честный главный герой противопоставлен Швабрину, который часто играет не по правилам.

    Обратите внимание

    Пётр Андреевич показан честным и ответственным человеком. Автор описывает его именно так, чтобы передать образ дворянина конца 17 века верного присяге.

    8 класс

    Образ и характеристика Петра Гринева

    Первое, что нельзя не отметить, так это безусловно то, что яркий и запоминающийся образ Петра Гринева в знаменитом и известном произведении великого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича завораживает и притягивает к себе внимание читателей с первой минуты знакомства с данным героем. Этот герой запоминается многим своей открытостью, разносторонностью и широтой. Создавая данный образ автор произведения воплотил в нем все то, что так близко и знакомо многим людям.

    Если рассматривать данного героя более близко, то вполне легко можно понять насколько его образ разница с образом его отца. Сам по себе это молодой, можно сказать ещё совсем юный парень, который только начинает формироваться как личность, соответственно большую часть своего времени он находится в поиске самого себя, своих идеалов, создании своих принципов и так далее.

    Читая самые первые страницы данного произведения можно легко понять, что данный герой является довольно таки легкомысленным и ещё всерьез не относится к жизни.

    Все его детство протекало достаточно беспечно, именно поэтому начиная взрослеть он очень много не знает, и лишь постепенно начинает узнавать новое, открывая себя и свою душу.

    Нужно отметить, что данному герою приходится довольно таки не просто, так как по своей сути он все детство был своеобразным бездельником и даже некой недорослью. Естественно у такого ребенка и отношение к жизни было соответственное, он считал что можно вот так всю жизнь прожить без особых проблем и трудностей.

    Раскрывая негативные черты данного героя автор в это же самое время старается показать и его положительные стороны. Это очень хорошо заметно особенно на контрасте противопоставлений его поступков.

    Вообще нужно сказать, что данный герой совместил в своем характере как черты своей матери, так и отца. Он по словам автора произведения является как бы “кувшином”, в который поровну взяли от одного и от второго родителя.

    Если от матери он взял доброту, порядочность, и прекрасное восприятие окружающего мира, то от отца унаследовал честность, прямохарактерность, твердость в принятии решений и так далее.

    Важно

    Надо сказать, что все эти качества настолько отлично дополняли друг друга, что в итоге получился порядочный юноша, который покорял многих глубиной своей души и её широтой.

    Читатели кстати сказать, именно за это и относились к данному герою особенно, запоминая его и пронося в памяти его образ до конца прочтения данного произведения.

    И так день за днем взрослея Петр Гринев только усовершенствует в себе все унаследованные от родителей качества, более того в это же время он развивает в себе и познает свою личность. Личность, которая с каждым днем становится все лучше и лучше.

    На протяжении всей своей жизни данный герой не разу не изменил своим представлениям и взглядам на этот мир, на его устои, на человеческие чувства и долг перед своей родиной.

    Нужно отметить, что создавая каждый образ и каждого героя в данном произведении автор ни в коем случае не хотел кого-то идеализировать. Он просто хотел показать, что в каждом человеке, без исключения могут совмещаться сразу несколько казалось бы противоположных сторон, и это вполне естественно.

    Что же касается образа Петра Гринева, то он был создан для того, чтобы ярко и контрастно показать, насколько может отличаться человек в разные периоды своей жизни.

    Если в детстве человек живет одними взглядами на жизнь и окружающий мир, то взрослея он меняет свои взгляды, расставляя приоритеты в нужном для себя порядке.

    Самое главное, не перепутать и понять, что действительно является важным, а что второстепенным.

    8 класс

    Характеристика и образ Петра Гринева сочинение

    Пётр Андреевич Гринёв — центральный персонаж исторической повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В начале произведения Гринёв представлен нам легкомысленным семнадцатилетним недорослем, который только играет с дворовыми ребятишками, гоняет голубей да учится фехтованию.

    Он с малолетства записан в Семёновский полк, однако, по желанию отца, отправляется не в столичную гвардию, а в армейское подразделение глухого села Оренбургской губернии. Петруша разочарован: он грезил службой в престижном полку. По дороге юношу встречают невзгоды взрослой жизни: долги, буран, опасные связи.

    Но Гринёв с честью переносит все трудности. Именно в поездке раскрывается милосердие Петруши. Оно выражается в отношении к крепостному и к бедному вожатому. Несмотря на причитания Савельича, щедрый Гринёв дарит вожатому не только деньги «на водку», но и новенький заячий тулуп.

    Доброе отношение к бедняку чуть позже спасёт жизнь Савельичу и Петру Андреевичу.

    Совет

    Прибыв в крепость, в которой Петруша должен был служить, главный герой знакомиться со Швабриным. Раскрывается ещё одна черта Петруши — дружелюбие. Он с радостью проводит время в компании нового друга.

    Но когда Швабрин начинает смеяться над чувствами Петруши, тот готов постоять за себя. Именно из-за этого главный герой соглашается на дуэль с подлецом, который не раз уже предавал других. Гринёв не раз предстаёт перед читателем как человек чести.

    Он не желает сдаваться и признавать предателя Емельяна Пугачёва воскресшим правителем. Для него репутация важнее жизни.

    Описывая Пётра Андреевича Гринёва, Александра Сергеевича Пушкина пытался создать образ идеального дворянина конца 18 — начала 19 веков, которому присущи милосердие, честность, доброта и другие положительные качества.

    8 класс

    Характеристика Петра Гринёва из повести Капитанская дочка

    Очень часто, говоря о чести, нам ставят в пример Петра Гринёва. Почему именно его?
    Чем так выделяется этот персонаж?

    Петр Гринёв является главным героем повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». С первых глав мы узнаём историю его жизни. Он, будучи дворянином, должен был получит соответствующее образование, но он «жил недорослем, гоняя голубей», говорит Петр сам про себя.

    Петрушу очень любили и баловали дома, он рос, окруженный добротой и честолюбием. Молодой человек жаждал служить в полку и с удовольствием отправляется на службу. В сцене прощания его с родителями, отец даёт сыну очень важный совет, который в будущем повлияет на жизнь Гринёва.

    «Береги платье снову, а честь смолоду» – таков завет и путь отца.

    Гринёв действительно последовал совету отца. При первой встрече с Емельяном Пугачёвым он повёл себя очень достойно, отдав ему свой тулуп и спася от голода и холода, но не стал присягать ему.

    Пётр достойно ведёт себя и на службе. С рождения он был записан в Семёновский полк, но по желанию отца он едет служить не в Петербург, а в Оренбург в Белогорскую крепость.

    Петра там приняли хорошо, он сразу поладил с семьей Мироновых и остальными обитателями. Ему было приятно общение со Швабриным, но когда Петр понял, что перед ним жадный, завистливый, лишенный своего мнения человек, он разочаровался в нём.

    Зато в Маше Мироновой он увидел доброго, честного человека и не ошибся.

    Жизнь в Белогорорской крепости стала проверкой характера и убеждений Гринёва. Там он столкнулся с обманом, предательством, страхом и лицемерием. Оставаясь верным себе, он смог это преодолеть. Даже такой негодяй как Пугачёв оценил честность и откровенность Петра, за что был помилован и отпущен.

    Обратите внимание

    Гринёв не пытается понравится людям, подстроиться под ним, он всегда остаётся верным своим убеждениям и поэтому нравится людям и так легко находит с ними общий язык.

    Петр не может перебежать на другую сторону в сражении, даже когда это угрожает его жизни, он даже не задумывается о возможности такого решения.

    В нужные моменты Петр может принимать взрослые взвешенные решения, размышлять, как надо поступить и что сказать. Вчерашний недоросль становится ответственным и самостоятельным. Он не боится поступать правильно в отличие от Швабрина.

    Читателю интересно наблюдать за развитием Гринёва, ведь изначально нельзя было сказать, что он будет поступать таким образом. Его характер закаляется по мере того, как он преодолевает жизненные трудности на своём пути.

    Например, в кульминационном моменте его ареста он проявляет высшее благородство. Петр не оправдывается, не ищет защиты в лице кого-нибудь вышестоящего, не придумывает, как получше рассказать о своих обстоятельствах.

    В итоге правда оказывается на его стороне.

    Несмотря на героизм Гринёва Пушкин описывает его, как простого человека, храброго солдата, хорошего сына, верного друга и порядочного дворянина. Он не восхваляет его, не ставит каждому в пример.

    Гринёв изображен со своими минусами и слабостями, ведь ему присущи легкомыслие, мечтательность и небольшая лень. Это наталкивает читателя на мысль, что такие люди должны быть в мире, что они не идеализированы и что, возможно, таких даже много.

    Если задуматься, то поведение Гринёва вполне обычно, такая храбрость и честность должны быть нормой. И хоть не каждый человек ведёт себя, как Пётр, надо верить, что такие люди есть и самим быть такими.

    Важно

    Пушкин хотел видеть такими всех представителей дворянства, но и в наше время нужны такие люди, как Пётр Гринёв. И хорошо бы, если у каждого такого Пётра была своя верная и любящая Маша Миронова.

    8 класс

    Образ и характеристика Петра Гринева из повести Капитанская дочка Пушкина

    Сейчас читают:

    • Образ Кутузова в романе Война и мир сочинение

      В романе «Война и мир» гений Кутузова выделен особо. Кутузов – отец армии, он ближе всех высокопоставленных лиц к русскому народу. Он прост и хитёр одновременно, мудр и опытен в сражениях. В первый раз мы отчётливо видим Кутузова на смотре под Браунау.

    • Сочинение на тему Школа моей мечты 5 класс

      Я учусь в большой, городской школе. Здание нашей школы трехэтажное. Мы учимся в две смены. Я часто думаю о том, какая школа была бы, школой моей мечты. Пофантазируем?.. В городах будущего, школы будут самыми яркими и удобны

    • Сочинение Василий Теркин (рассуждение по поэме) 8 класс

      Всем полезна и интересна литература, которая представлена в произведениях связанных с Великой Отечественной Войной. В таких произведениях хорошо раскрыт ряд патриотических черт.

    • Печорин – герой своего времени 9 класс сочинение-рассуждение

      Роман «Герой нашего времени» был написан величайшим русским поэтом XIX века – Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Это был настоящий оплот творчества писателя. Сам роман несёт в себе собрание определённых повестей

    • Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

      Павел Афанасьевич Фамусов – признанный столичный «туз». На первый взгляд, в его фамилии ничего «говорящего» нет – во всяком случае, с точки зрения человека, хорошо владеющего русским языком. Но все дело как раз в том, что корень этой фамилии

    • Сочинение по картине Юона Волшебница-зима 3, 4 класс

      Константин Федорович Юон – русский живописец, мастер своего дела. Большинство его картин посвящены родной природе, жизни в деревне. Так в 1912 году он написал картину под названием «Волшебница-зима».

    Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-i-harakteristika-petra-grineva-iz-povesti-kapitanskaya-dochka-pushkina-8-klass

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector