Мораль басни “крестьянин и змея” (“когда почтен быть хочешь…”) крылова: анализ, суть, смысл

Творчество Ивана Крылова

Басни Ивана Андреевича Крылова. Полный список произведений.
 

Алкид
Апеллес и Осленок
Безбожник
Бедный Богач
Бумажный Змей
Бочка
Богач и поэт
Бритва
Булыжник и Алмаз
Булат
Вельможа и Философ
Воспитание Льва
Ворона
Вороненок
Ворона и лисица
Волк и ягнёнок
Волк на псарне
Волк и Кукушка
Волк и Лисица
Волк и Журавль
Волк и Волчонок
Ворона и Курица
Волк и Пастухи
Волк и Мышонок
Водолазы
Два Мужика
Гребень
Госпожа и две Служанки
Голик
Гуси
Демьянова уха
Дерево
Две собаки
Две Бочки
Два Голубя
Дикие Козы
Добрая Лисица
Дуб и Трость
Заяц на ловле
Зеркало и обезьяна
Змея и Овца
Камень и Червяк
Кот и повар
Квартет
Кошка и соловей
Колос
Комар и Пастух
Котенок и Скворец
Котел и Горшок
Клеветник и Змея
Крестьянин в беде
Крестьянин и Работник
Крестьянин и Овца
Крестьянин и Змея (Змея к Крестьянину пришла проситься в дом…)
Крестьянин и Змея (К Крестьянину вползла Змея…)
Крестьянин и Змея (Когда почтен быть хочешь у людей…)
Крестьянин и Лисица (Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть…)
Крестьяне и Река
Крестьянин и Смерть
Крестьянин и Топор
Крестьянин и лошадь
Кукушка и Орел
Кукушка и Горлинка
Купец
Лань и Дервиш
Ларчик
Лев и комар
Лев на ловле
Лев и Волк
Лев и Барс
Лев и Лисица
Лев состаревшийся
Лев, Серна и Лиса
Лебедь, Щука и Рак
Лжец
Лисица и виноград
Лисица и Сурок
Лисица и Осел
Лиса-строитель
Листы и Корни
Лягушка и Вол
Лягушки, просящие Царя
Лягушка и волк
Лягушка и Юпитер
Любопытный
Мартышка и очки
Мальчик и Змея
Мальчик и Червяк
Мешок
Механик
Мельник
Медведь у Пчел
Медведь в сетях
Мирская сходка
Мор зверей
Мот и Ласточка
Муравей
Музыканты
Муха и Дорожные
Муха и Пчела
Мышь и Крыса
Напраслина
Обоз
Обезьяна
Овцы и Собаки
Огородник и Философ
Осёл и соловей
Осёл и Мужик
Орел и пчела
Орел и Куры
Орел и Паук
Охотник
Орел и Крот
Оракул
Обезьяны
Откупщик и Сапожник
Осел (Когда вселенную Юпитер населял…)
Парнас
Паук и Пчела
Пастух и Море
Петух и Жемчужное зерно
Пестрые Овцы
Пловец и Море
Плотичка
Прохожие и Собаки
Пруд и Река
Пожар и Алмаз
Подагра и Паук
Похороны
Прихожанин
Пчела и Мухи
Пустынник и Медведь
Раздел
Разборчивая Невеста
Роща и Огонь
Ручей
Рыцарь
Рыбья пляска
Слон на воеводстве
Синица
Скворец
Скупой
Скупой и Курица
Собачья дружба
Совет Мышей
Стрекоза и муравей
Слон и Моська
Слон в случае
Свинья под дубом
Свинья
Собачья дружба
Собака, Человек, Кошка и Сокол
Собака
Соловьи
Сочинитель и разбойник
Сокол и Червяк
Старик и трое Молодых
Троеженец
Тришкин кафтан
Трудолюбивый Медведь
Тень и Человек
Туча
Фортуна и Нищий
Фортуна в гостях
Хмель
Хозяин и Мыши
Цветы
Червонец
Чиж и еж
Чиж и Голубь
Щука
Щука и кот
Ягненок

 
Иван Крылов: биография
 

Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Проявив героизм и мужество во время усмирения пугачёвского бунта, Андрей Крылов не получил никаких наград и чинов.

После выхода в отставку он поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями в Тверь. Должность председателя магистрата не приносила ощутимого дохода, семья жила в бедности. Умер Крылов-старший в 1778 году в чине капитана.

Обратите внимание

Жизнь вдовы и детей (старшему сыну Ивану выполнилось лишь 9 лет) стала ещё бедней.

 
Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом Иван Крылов сносно выучил французский.

 
Будущий баснописец очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. После смерти отца Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший.

Копеечное содержание позволяло разве что не умереть с голоду. Через 5 лет мать Ивана Крылова, прихватив детей, отправилась в Санкт-Петербург хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу.

Так Иван Крылов получил новую должность, устроившись приказным служителем в казённую палату.

 
Молодой Крылов, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15-летнем возрасте Иван даже написал небольшую комическую оперу, сочинив для неё куплеты и назвав «Кофейница».

Это был его первый, пусть неудачный, но всё же дебют в литературе. Язык написания был очень богат, чему Крылов обязан своей любви толкаться среди простого народа на ярмарках и разных простонародных увеселениях.

«Благодаря» бедности, Иван Андреевич отлично был знаком с бытом и нравами простых людей, что в будущем ему очень пригодилось.
 

Творчество
 

Переезд Ивана Андреевича Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра. Молодой человек, тянувшийся к искусству, сразу же побывал в открывшемся театре.

Там он познакомился с некоторыми артистами и с этих пор жил интересами этого храма искусства. Серьёзно заниматься карьерой на новой казённой службе Крылову не хотелось, все его интересы были направлены совсем в другую сторону.

Поэтому 18-летний юноша ушел в отставку и занялся литературной деятельностью.

 
Поначалу она была неудачной. Иван Крылов написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Здесь были некоторые проблески таланта и свободомыслия начинающего автора, но в плане литературном «Филомела» была очень посредственным произведением.

 
Но останавливаться молодой литератор не собирался. За трагедией последовали несколько комедий. «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей» и другие тоже не поразили читателей и критиков дарованием. Но рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен.

 
Первые басни Ивана Андреевича Крылова были напечатаны без подписи. Они появились в журнале «Утренние часы» в 1788 году. Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков. В них было много сарказма, едкости, но не мастерства.

 
В 1789 году Иван Крылов вместе с Рахманиным начинает издавать журнал «Почта духов». Он стремится возродить ту сильную сатиру, которую раньше демонстрировали новиковские журналы. Но издание не пользуется успехом и в том же году прекращает свой выход. Но это не останавливает Крылова.

Через 3 года он создаёт с группой единомышленников другой журнал, назвав его «Зритель». Ещё через год появляется журнал «Санкт-Петербургский Меркурий».

В этих изданиях печатались некоторые прозаические произведения Крылова, наиболее яркие из которых повесть «Каиб» и довольно смелая для своего времени статья «Похвальная речь моему дедушке», обличающая помещичье самодурство.

 
Доподлинно неизвестно, что стало причиной временного отхода Ивана Крылова от литературной деятельности, и почему он покинул Санкт-Петербург. Возможно, начались некие притеснения со стороны властей, а может литературная неудача толкнула писателя уехать из города, но до 1806 года Крылов почти забросил писательство.

 
В 1806 году Крылов возвращается к активной литературной деятельности. Он пишет довольно талантливые переводы лафонтеновских басен «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Переводы с лестной рекомендацией Ивана Дмитриева печатает столичный журнал «Московский зритель».

Читайте также:  Образ и характеристика отца базарова в романе "отцы и дети" (василий иванович базаров)

 
В том же 1806 году Иван Крылов вернулся в Санкт-Петербург и поставил комедию «Модная лавка». В следующем году ещё одну – «Урок дочкам». Общество, в связи с наполеоновскими войнами переживавшее подъём патриотических чувств, с большим воодушевлением встречает постановки. Ведь в них высмеивается французомания.

 
В 1809 году начинается настоящий творческий взлёт Ивана Крылова. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Слон и Моська»), пользуется огромной популярностью. С этих пор Крылов становится известным баснописцем, чьих новых произведений с нетерпением ждёт публика.

 
Иван Андреевич возвращается к государственной службе. Сначала он поступает на заметную должность в Монетный департамент, а через 2 года – в Императорскую публичную библиотеку, где работал с 1812-го по 1841-ый годы.

 
В этот период изменился Крылов и внутренне. Теперь он благодушен и сдержан. Не любит ссориться, очень спокоен, ироничен и всё больше ленив. С 1836 года Иван Крылов уже ничего не пишет. В 1838-ом литературная общественность торжественно чествует 50-летие творческой деятельности баснописца. Умер писатель в ноябре 1844 года.

 
Из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты. Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык.

Важно

Его басни очень народны и общепонятны. Они ориентированы на всех, а не только на высокообразованную интеллигенцию. При жизни автора разошлось почти 80 тысяч экземпляров изданных сборников басен. На то время – небывалое явление.

Популярность Ивана Андреевича Крылова можно сравнить с прижизненной популярностью Пушкина и Гоголя.

 
Читать все басни Крылова. Полный список произведений.
Перейти в раздел “Стихи и басни”

Источник: https://1-3.su/archives/14849

Литературное наследие России – И. А. Крылов. Басни. Крестьянин и Змея. “Когда почтен быть хочешь у людей…” (СПб., 1859)

Сегодня – вторникъ, 26 марта 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей – 8.

Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Иванъ Андреевичъ Крыловъ († 1844 г.)

Крыловъ (Иванъ Андреевичъ) — знаменитый русскій баснописецъ, род. 2 февраля 1768 г., по преданію — въ Москвѣ. Отецъ его Андрей Прохоровичъ умѣлъ читать и писать, но «наукамъ не учился», служилъ въ драгунскомъ полку, въ 1772 г. отличился при защитѣ Яицкаго городка отъ пугачевцевъ, затѣмъ былъ предсѣдателемъ магистра въ Твери и умеръ 1778 г., оставивъ вдову съ двумя малолѣтними дѣтьми. Иванъ К. первые годы дѣтства провелъ въ разъѣздахъ съ семьею; грамотѣ выучился дома (отецъ его былъ большой любитель чтенія, послѣ него къ сыну перешелъ цѣлый сундукъ книгъ); французскимъ язык. занимался въ семействѣ состоятельныхъ знакомыхъ. Въ 1777 г. онъ былъ записанъ въ гражданскую службу подканцеляристомъ калязинскаго нижняго земскаго суда, а затѣмъ тверскаго магистрата. Эта служба была, повидимому, только номинальной и К. считался, вѣроятно, въ отпуску до окончанія ученія. Учился К. мало, но читалъ довольно много. По словамъ современника, онъ «посѣщалъ съ особеннымъ удовольствіемъ народныя сборища, торговыя площади, качели и кулачные бои, гдѣ толкался между пестрою толпой, прислушиваясь съ жадностью къ рѣчамъ простолюдиновъ». далѣе>>

И. А. Крыловъ († 1844 г.)
Басни въ девяти книгахъ.

Книга седьмая.
6. Крестьянинъ и Змѣя. [1823.]

          Когда почтенъ быть хочешь у людей, — Съ разборомъ заводи знакомства и друзей!                Мужикъ съ Змѣею подружился.                Извѣстно, что Змѣя умна:                Такъ вкралась къ Мужику она, Что ею только онъ и клялся и божился. Съ-тѣхъ-поръ всѣ прежніе пріятели, родня,           Никто къ нему ногой не побываетъ.                «Помилуйте», Мужикъ пеняетъ:           «За чтó вы всѣ покинули меня!           Иль угостить жена васъ не умѣла?           Или хлѣбъ-соль моя вамъ надоѣла?» — «Нѣтъ», кумъ, Матвѣй сказалъ ему въ отвѣтъ:           «Къ тебѣ бы рады мы, сосѣдъ; И никогда ты насъ (объ этомъ слова нѣтъ)                Не огорчилъ ничѣмъ, не опечалилъ:           Но чтó за радость, разсуди, Коль сидя у тебя, того лишь и гляди, Чтобы твой другъ кого, подползши, не ужалилъ?»

/ Къ оглавленію / Наверхъ / Къ титульной страницѣ

Источник: http://lib.russportal.ru/index.php?id=authors.krylov.krylov1859_02_2706

Реферат Иван Андреевич Крылов

Нравственно-философские басни.Идея бескорыстного труда на общую пользу и на благо грядущих поколений развивается в басне «Старик и трое молодых». В басне «Бумажный змей» проводится мысль о том, что нет счастья для человека, когда он трудится в неволе.

С особой силой звучат патриотические слова Крылова о труде:Кто с пользою отечеству трудится, Тот с ним легко не разлучится.(«Пчела и Муха»)Некоторые басни Крылова свидетельствуют об известной ограниченности мировоззрения баснописца. В басне «Водолазы», «Безбожник» Крылов, выступая против ложного просвещения, ошибочно к нему относит атеизм.

Умеренность политических взглядов Крылова выразилась в баснях «Конь и Всадник», «Пожар и Алмаз», «Сочинитель и Разбойник».

На некоторую ограниченность идейного содержания творчества Крылова указывал еще Белинский, подчеркивая, что в поэзии Пушкина отразилась вся Русь, со всеми ее субстанциональными стихиями, все разнообразие, вся многосторонность ее национального духа, а Крылов выразил широко и полно «одну только сторону русского духа — его здравый, практический смысл, его опытную житейскую мудрость, его простодушную и злую иронию». Тем не менее стрелы крыловской сатиры метко попадали в цель и сурово обличали крепостнический строй. Беспочвенна легенда, распространявшаяся в старом литературоведении, что якобы Крылов-баснописец стал консервативным писателем, примирился с самодержавием и каялся в грехах молодости. Эту выдумку распространяли с тем, чтобы ослабить передовой, демократический смысл басни, притупив у нее жало сатиры.

Ряд басен Крылов посвятил проблеме воспитания в духе патриотизма и общественного долга. В баснях «Кукушка и Горлинка», «Крестьянин и Змея» он продолжал осмеяние галломании, о которой так едко писал в сатирических фельетонах и комедиях. Баснописец ратовал за национальную культуру и осуждал преклонение перед иностранными модами. В басне «Кукушка и Горлинка» выражена мысль о том, что родители, доверяющие своих детей «наемничьим рукам», не могут ожидать хорошо воспитанных детей. В басне «Бочка» автор указывает на влияние «вредного ученья», которым стоит лишь напитаться с детства, чтобы никогда не освободиться от него.

В баснях бытового цикла Крылов высмеивает человеческие пороки, слабости и недостатки, учит житейской мудрости, честности, бескорыстию, уважению к человеческому достоинству.

Так, например, в баснях «Кукушка и Петух» высмеивается угодничество и низкопоклонство; «Две бочки», «Муравей», «Слон и Моська» — хвастовство; «Мыши» — трусость, «Волк и Журавль» — злая неблагодарность, «Два мужика и Мельник» — пьянство; «Напраслина»—лицемерие; «Лжец» и «Любопытный» — ложь; «Свинья под Дубом», «Петух и Жемчужное “Зерно», «Мартышка и Очки» — невежество.

Бытовые басни.

Злой насмешке подвергается лесть и прислужничество. В басне «Две собаки» болонка Жужу нежится в пуховиках, кушает на серебре, а верный Барбос, честно несший службу, терпит стужу и голод. Смысл басни раскрывается в диалоге: «Чем служишь ты?» — спрашивает Барбос.

Жужу отвечает: «Чем служишь? Вот прекрасно! На задних лапках я хожу!»Беспощадно высмеивается барская спесь в басне «Гуси», леность и бездействие — в басне «Фортуна в гостях». С лукавой насмешкой баснописец посмеивается над неуклюжестью и неумением взяться за дело в баснях «Пустынник и Медведь» и «Трудолюбивый медведь».

Совет

О необходимости смекалки, умения во всяком деле говорится в басне «Ларчик».Блестящие образцы бытовой сатиры Крылов дает в баснях «Троеженец», «Тришкин кафтан», «Демьянова уха», «Три мужика».Мораль крыловских басен — плод трезвого ума и реалистичности. Баснописец не раз осмеивал ложных философов, заимствовавших свою ученость из книг.

Читайте также:  Тест по повести "бедная лиза" карамзина в вопросах и ответах (викторина)

Ум Крылова не отвлеченный, не книжный, а здравый смысл человека, стоявшего крепко на земле, связанного с житейской народной мудростью. Это сообщает выводам баснописца убедительность и художественную неотразимость.Народность, реализм и высокая художественность — главные достоинства басен Крылова. Баснописец всегда стремился писать для народа.

И басню он избрал прежде всего потому, что хотел дойти до самых широких масс. «Этот род понятен каждому, его читают и слуги и дети», — говорил Крылов.Он был несравненным мастером басенного жанра. Мало найдется в мировой литературе писателей, которые в баснях могли бы создавать так выпукло в двух-трех строках типы, как это умел наш баснописец.

В его портретах и характеристиках преобладает какая-нибудь одна черта, например ложь, лень, невежество, неуклюжесть и пр., но выражена она в образах басни в высшей степени естественно и убедительно.В баснях Крылова нет ничего мистического; все реальное, только выраженное в соответствии с произведениями народного творчества.

В баснях действуют главным образом те звери и птицы, которые фигурируют в народных русских сказках: лиса, волк, медведь, кот, орел, заяц, овца, козел, свинья, ворона, соловей, широко известные — лев, барс, слон, обезьяны. Иногда действуют неодушевленные предметы: пушки, паруса, листья, корни, ручей, дуб, трость.

Все это бралось с характерной стороны, особенно присущей данному животному и предмету, что освобождало автора от подробной характеристики действующих персонажей басни.

Животные обычно наделялись характеристикой народного эпоса: волк — хищный и жадный, медведь — неуклюжий, но лукавый, заяц — трусливый, лиса — хитрая, осел — глупый, слон — толст, да не в родню прост, свинья — грязная, тупая, дальше своего рыла ничего не видит, собака — верный друг человека, но в ссоре с кошкой и грызется с другими собаками, мартышка — невежественна, без соображения, змея — с ядовитым жалом, коварная; кошка — цепкая, ловкая. При помощи такого же приема изображаются птицы: орел — царь высот, гордый; соловей — мастер пения; голубок и горлинка — олицетворение любви; кукушка— сиротства и грусти; ворона — спеси, сорока — болтлива и т. п. Во многих баснях героем выступает человек («Крестьянин и Работник», «Демьянова уха», «Тришкин кафтан» и др.).Преодолев абстрактность и навязчивый дидактизм старой басни, Крылов придал басенной аллегории жизненную конкретность, правдивость. Его персонажи живут и действуют, как реальные типы своего времени.

Реализм басен Крылова

За отношениями зверей скрывались отношения людей, за поступками животных и птиц — людские поступки. Еще Погодин в 1823 году говорил: «Как все по-русски, чудо! И медведь Крылова—видно, что земляк, русский!» Белинский тоже отмечал: «В лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди».

Обратите внимание

Типы с их родовыми и индивидуальными чертами в басне Крылова выступают естественно, как в жизни. Его лев не просто зверь, а грозный царь, лжец — не просто аллегория, а какой-то дворянин, а «может быть, и князь».

Недаром Загорецкий, встревоженный смелостью басенной сатиры, восклицает в «Горе от ума» Грибоедова:Ох — басни — смерть моя! Насмешки вечные над львами, над орлами Кто что ни говори: Хоть и животные, а все-таки цари.Каждый персонаж в басне выполняет, как и полагается, общественную роль, которую он олицетворяет.

Лев, например, как и подобает царю, собирает при себе совет сановников, он может объявлять войну, заключать мир («Лев и Барс»), время от времени осматривает владения, отдает необходимые распоряжения вельможам («Рыбьи пляски»). Он даже имеет грозную внешность, и лиса, «с ним встретясь, со страстей осталась чуть жива». Все это .

давало баснописцу широкие возможности для различных иносказаний, аллегорий, намеков и т. д.Композиция басен Крылова предельно сжата, динамична. Повествовательный элемент в них сведен к минимуму, зато большое место занимает диалог. Крылов блестящий мастер диалога. Каждый персонаж имеет свой голос, свою роль, точно соответствующую его положению, нравам и психологии.

Белинский назвал его басни «маленькими комедийками».Предшественники Крылова, чтобы раскрыть мораль басни, отводили большое место зачинам и концовкам. Мораль — обязательная принадлежность басни, как дидактического жанра. Но она может выражаться всем содержанием, а не только специальными дописками. Крылов по возможности избегал последних.

Правда, многие его басни сопровождаются отдельными стихами (или в начале, или в конце), заключающими мораль, но они сведены к минимуму и часто звучат как афоризмы: «Худые песни Соловью в когтях у Кошки» («Кошка и Соловей»); «Что равенство в любви и дружбе вещь святая» («Котел и Горшок»): «Если голова пуста, то голове ума не придадут места» («Парнас»); «Когда почтен быть хочешь у людей, — с разбором заводи знакомства и друзей» («Крестьянин и Змея»); «В породе и в чинах высокость хороша, но что в ней прибыли, когда низка душа» («Осел»); «И в людях так же говорят: кто посмирней, так тот и виноват» («Мор зверей»); «Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк» («Петух и Жемчужное Зерно»); «Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его» («Орел и Крот»).В некоторых баснях сохраняются традиционные для XVIII века персонажи из античной мифологии, как Аполлон, Зевс, Меркурий, Плутон, Фортуна, Музы, Наяды и пр. Однако эти имена несут иную функцию, чем у писателей классицизма. Крылов пользовался мифологическими именами и парафразами, чтобы создать комический эффект. Так, в басне «Парнас» с помощью мифологии создается комическая антитеза.Когда из Греции вон выгнали богов, И по мирянам их делить поместья стали, Кому-то и Парнас тогда отмежевали; Хозяин новый стал пасти на нем ослов.Ослы, вспомнив, что на Парнасе жили Музы, решили запеть, «и новый хор певцов такую дичь занес, как будто тронулся обоз, в котором тысяча немазанных колес». А «хозяин, потеряв терпенье,, ослов загнал с Парнаса в хлев».В основе сюжета крыловских басен лежит большей частью антитеза: свобода и неволя («Бумажный Змей»), богатство и бедность («Откупщик и Сапожник»), власть и бесправие («Волк и Ягненок»), труд и праздность («Стрекоза и Муравей», «Орел и Пчела»), культура и невежество («Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное Зерно»). Антитеза лучше подчеркивала нравоучительный и общественный смысл басни, ярче обнажала ее идеи.

Художественные особенности басен.

Крыловские басни окрашены народным юмором. Юмор проявляется и в характеристиках и в положениях, принимая разнообразные тоны: то мягкий, добродушный, то переходящий в сатиру — грозный и жгучий. При этом, о чем бы ни писал Крылов, всегда в его баснях чувствуется любовь к простому человеку. Слог басен Крылова легкий, пластичный.

Автор рассказывает с изумительной простотой, естественно, без натяжек, без всего лишнего, не относящегося к делу, изумляя находчивостью ума. Он украшал простые предметы и события поэтическими вымыслами, живыми картинами и достигал высокой живописности выражения. С простым описанием он искусно сливал меткость и остроумие.

Читайте также:  Губернатор в поэме "мертвые души": образ, характеристика, описание (губернаторша, дочь)

«Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительной и выражать так доступно, как Крылов, — отмечал Гоголь. — Поэт и мудрец слились в ней воедино. У него живописно все, начиная с изображения природы пленительной, грозной и даже грязной, до передачи малейших оттенков разговора».

Важно

Порой одни названия басен или отдельные изречения вызывают целую картину, дают полное представление о психологии, быте и нравах времени, раскрывают народную мудрость, народные оценки жизненных явлений.Басни Крылова написаны прекрасным народным языком. Писатель перенес в них русскую народную речь со всеми ее особенностями.

Живой, образный басенный язык блещет меткостью, острыми афоризмами. Строго взвешенным и крепким словом, как заметил Гоголь, он разом .«так и определит дело, так и означит, в чем его истинное существо».

Пушкин в свое время говорил, что истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве «соразмерности и сообразности». Принцип «соразмерности и сообразности» был руководящим принципом у Крылова. Баснописец отвергал условный язык для избранных и смело вводил «нагую простоту».

Он не был связан нормами «хорошего вкуса» великосветских салонов. Его художественный метод требовал многообразия средств выражения, свободы языка. Полными пригоршнями он черпал мудрые слова из языка, подслушанного в народной среде.

Смело баснописец вводил простонародные слова и обороты, не употреблявшиеся ранее в литературе, как якобы грубые и недостойные высокого искусства, например: мужик, подойник, кривляка, поп, свинья, хворостина, навоз, улица и многие другие.

В духе народной разговорной речи построены такие выражения: отколе ни возьмись, навстречу Моська им; на ту беду лиса близехонько бежала; тихохонько Медведя толк ногой; из кожи лезут вон; сыр выпал — с ним была плутовка такова; отколе, умная, бредешь ты, голова; как липку ободрал; у меня его с руками оторвут; с натуги лопнула и околела; хлопот Мартышке полон рот; ларец в глаза кидался, и др. У Крылова часто встречаются ласкательные имена в чисто народном духе: спой, светик; ох, мой голубчик-куманек; какой носок, перышки, голосок и др.

Из народной речи почерпнуты и повторы: идол стал болван-болваном («Оракул»); час от часу не легче («Роща и Огонь»); свинья-свиньей («Свинья»).

Речь Крылова лаконична. Нередко она переходит в форму живого народного разговора, как например: Вот невидаль мышей. Мы лавливали и ершей; Левей, левей и с возом бух в канаву; Прощай хозяйские горшки; Рассказывать так, право сказки.

Щедро баснописец насыщал свои произведения пословицами и поговорками, часто выражая ими идею басен, как «Не плюй в колодец— пригодится воды напиться» («Лев и Мышь»); «У моря погоды ждет» («Медведь у пчел»); «Кто в лес, кто по дрова» («Музыканты»); «Что посеял, то и жни» («Волк и Кот»); «Ласточка одна не делает погоды» («Кот и Ласточка»); «В семье не без урода» («Слон на воеводстве»); «Бедность не порок» («Откупщик и Сапожник»); «Из огня, да в полымя» («Госпожа и две служанки»).

Источник: http://5-bal.ru/literatura/97450/index.html?page=3

произведения Крылова плиз – Школьные Знания.com

Алкид (Басни)

Апеллес и Осленок (Басни)

Басни

Бедный Богач (Басни)

Безбожники (Басни)

Белка («В деревне, в праздник, под окном…») (Басни)

Белка («У Льва служила Белка…») (Басни)

Богач и Поэт (Басни)

Бочка (Басни)

Бритвы (Басни)

Булат (Басни)

Булыжник и Алмаз (Басни)

Бумажный Змей (Басни)

«Был у крестьянина Осел…» (Осел) (Басни)

«В деревне, в праздник, под окном…» (Белка) (Басни)

Василек (Басни)

Вельможа (Басни)

Вельможа и Философ (Басни)

Водолазы (Басни)

Водопад и Ручей (Басни)

Волк и Волченок (Басни)

Волк и Журавль (Басни)

Волк и Кот (Басни)

Волк и Кукушка (Басни)

Волк и Лисица (Басни)

Волк и Мышонок (Басни)

Волк и Пастухи (Басни)

Волк и Ягненок (Басни)

Волк на псарне (Басни)

Волки и Овцы (Басни)

Ворона (Басни)

Ворона и Курица (Басни)

Ворона и Лисица (Басни)

Вороненок (Басни)

Воспитание Льва (Басни)

Голик (Басни)

Госпожа и две Служанки (Басни)

Гребень (Басни)

Гуси (Басни)

Два Голубя (Басни)

Два Мальчика (Басни)

Два Мужика (Басни)

Две Бочки (Басни)

Две Собаки (Басни)

Демьянова уха (Басни)

Дерево (Басни)

Дикие Козы (Басни)

Добрая Лисица (Басни)

Дуб и Трость (Басни)

Заяц на ловле (Басни)

Зеркало и Обезьяна (Басни)

Змея (Басни)

Змея и Овца (Басни)

«Змея к Крестьянину пришла проситься в дом…» (Крестьянин и Змея) (Басни)

«К Крестьянину вползла Змея…» (Крестьянин и Змея) (Басни)

Камень и Червяк (Басни)

Квартет (Басни)

Клеветник и Змея (Басни)

«Когда вселенную Юпитер населял…» (Осел) (Басни)

«Когда почтен быть хочешь у людей…» (Крестьянин и Змея) (Басни)

Колос (Басни)

Комар и Пастух (Басни)

Конь и Всадник (Басни)

Кот и Повар (Басни)

Котел и Горшок (Басни)

Котенок и Скворец (Басни)

Кошка и Соловей (Басни)

Крестьяне и Река (Басни)

Крестьянин в беде (Басни)

Крестьянин и Змея («Змея к Крестьянину пришла проситься в дом…») (Басни)

Крестьянин и Змея («К Крестьянину вползла Змея…») (Басни)

Крестьянин и Змея («Когда почтен быть хочешь у людей…») (Басни)

Крестьянин и Лисица («Лиса Крестьянину однажды говорила…») (Басни)

Крестьянин и Лисица («„Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть…») (Басни)

Крестьянин и Лошадь (Басни)

Крестьянин и Овца (Басни)

Крестьянин и Работник (Басни)

Крестьянин и Разбойник (Басни)

Крестьянин и Смерть (Басни)

Крестьянин и Собака (Басни)

Крестьянин и Топор (Басни)

Кукушка и Горлинка (Басни)

Кукушка и Орел (Басни)

Кукушка и Петух (Басни)

Купец (Басни)

Лань и Дервиш (Басни)

Ларчик (Басни)

Лебедь, Щука и Рак (Басни)

Лев (Басни)

Лев, Серна и Лиса (Басни)

Лев и Барс (Басни)

Лев и Волк (Басни)

Лев и Комар (Басни)

Лев и Лисица (Басни)

Лев и Мышь (Басни)

Лев на ловле (Басни)

Лев состаревшийся (Басни)

Лещи (Басни)

Лжец (Басни)

Лиса (Басни)

«Лиса Крестьянину однажды говорила…» (Крестьянин и Лисица) (Басни)

Лиса-Строитель (Басни)

Лисица и Виноград (Басни)

Лисица и Осел (Басни)

Лисица и Сурок (Басни)

Листы и Корни (Басни)

Любопытный (Басни)

Лягушка и Вол (Басни)

Лягушка и Юпитер (Басни)

Лягушки, просящие Царя (Басни)

Мальчик и Змея (Басни)

Мальчик и Червяк (Басни)

Мартышка и Очки (Басни)

Медведь в сетях (Басни)

Медведь у Пчел (Басни)

Мельник (Басни)

Механик (Басни)

Мешок (Басни)

Мирон (Басни)

Мирская сходка (Басни)

Мор Зверей (Басни)

Мот и Ласточка (Басни)

Музыканты (Басни)

Муравей (Басни)

Муха и Дорожные (Басни)

Муха и Пчела (Басни)

Мыши (Басни)

Мышь и Крыса (Басни)

Напраслина (Басни)

Обезьяна (Басни)

Обезьяны (Басни)

Обоз (Басни)

Овцы и Собаки (Басни)

Огородник и Философ (Басни)

Оракул (Басни)

Орел и Крот (Басни)

Орел и Куры (Басни)

Орел и Паук (Басни)

Орел и Пчела (Басни)

Осел («Был у крестьянина Осел…») (Басни)

Осел («Когда вселенную Юпитер населял…») (Басни)

Осел и Мужик (Басни)

Осел и Соловей (Басни)

Откупщик и Сапожник (Басни)

Охотник (Басни)

Парнас (Басни)

Пастух (Басни)

Пастух и Море (Басни)

Паук и Пчела (Басни)

Пестрые Овцы (Басни)

Петух и Жемчужное Зерно (Басни)

Пловец и Море (Басни)

Плотичка (Басни)

Подагра и Паук (Басни)

Пожар и Алмаз (Басни)

Похороны (Басни)

Прихожанин (Басни)

Проxожие и Собаки (Басни)

Пруд и Река (Басни)

Пустынник и Медведь (Басни)

Пушки и Паруса (Басни)

Пчела и Мухи (Басни)

Разбойник и Извозчик (Басни)

Разборчивая Невеста (Басни)

Раздел (Басни)

Роща и Огонь (Басни)

Ручей (Басни)

Рыбья пляска (Басни)

Рыцарь (Басни)

Свинья (Басни)

Свинья под Дубом (Басни)

Синица (Басни)

«„Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть…» (Крестьянин и Лисица) (Басни)

Скворец (Басни)

Скупой (Басни)

Скупой и Курица (Басни)

Слон в случае (Басни)

Слон и Моська (Басни)

Слон на воеводстве (Басни)

Собака (Басни)

Собака, Человек, Кошка и Сокол (Басни)

Собака и Лошадь (Басни)

Собачья дружба (Басни)

Совет Мышей (Басни)

Сокол и Червяк (Басни)

Соловьи (Басни)

Сочинитель и Разбойник (Басни)

Старик и трое Молодых (Басни)

Стрекоза и Муравей (Басни)

Тень и Человек (Басни)

Три Мужика (Басни)

Тришкин кафтан (Басни)

Троеженец (Басни)

Трудолюбивый Медведь (Басни)

Туча (Басни)

«У Льва служила Белка…» (Белка) (Басни)

Филин и Осел (Басни)

Фортуна в гостях (Басни)

Фортуна и Нищий (Басни)

Хмель (Басни)

Хозяин и Мыши (Басни)

Цветы (Басни)

Червонец (Басни)

Чиж и Голубь (Басни)

Чиж и Еж (Басни)

Щука (Басни)

Щука и Кот (Басни)

Ягненок (Басни)

Источник: https://znanija.com/task/20386772

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector