Проверочная работа «Жизнь и творчество А.И. Солженицына. Рассказ «Один день Ивана Денисовича»
Проверочная работа «Жизнь и творчество А.И. Солженицына. Рассказ «Один день Ивана Денисовича». ОТВЕТЫ
-
Назовите годы жизни А.И.Солженицына. (1918 – 2008).
-
Что вы знаете о предках (родителях, дедах) А.И.Солженицына? (Деды – простые мужики, ставропольские крестьяне, не из богатых. Мать – дочь пастуха, но, несмотря на это, прекрасно знала европейские языки. Отец крестьянин, позже становится студентом. Добровольцем уходит на Первую мировую войну, награжден Георгиевским крестом. Погиб на охоте за 6 месяцев до рождения единственного сына).
-
За что был осужден на 8 лет лагерей и ссылку А.И.Солженицын? (Из-за отслеженной в переписке критики Сталина и Ленина).
-
После публикации какого произведения Солженицына приняли в Союз писателей? («Один день Ивана Денисовича»).
-
Что стало причиной его насильственного изгнания из Советского Союза? (Выход 1-го тома «Архипелага ГУЛАГ»).
-
Какого было семейное положение А.И.Солженицына? (Женат, трое детей – Ермолай, Игнат, Степан).
-
В каких журналах печатались произведения А.Солженицына? («Новый мир», «Звезда»).
-
Какими наградами был награжден Солженицын? (Орденом Отечественной войны 2 степени, орденом Красного Знамени).
-
Как называлась одна из значимых работ Солженицына, которую он обнародовал, вернувшись в СССР? («Как нам обустроить Россию»).
-
Когда и от чего умер А.И. Солженицын? Где похоронен? (Александр Исаевич Солженицын умер от сердечной недостаточности в Москве 3 августа 2008 года. Похоронен на кладбище Донского монастыря).
-
Укажите правильный вариант первоначального названия произведения «Один день Ивана Денисовича».
1) «Иван Денисович»
2) «Один день одного зэка»
3) «Щ-854. Один день одного зэка»
4) «Архипелаг ГУЛАГ»
12. В каком журнале впервые был опубликован «облегчённый» вариант произведения, без некоторых наиболее резких суждений о режиме.
1) «Новый мир»
2) «Роман-газета»
3) «Кругозор»
4)«Молодая гвардия»
13. Какая проблема не поднята в произведении?
1) проблема человеческого достоинства 2) проблема экологии
3) проблема отношений между человеком и государством 4) проблема отношения к труду
14. Реальныйли это человек – Шухов? (Да, это был солдат Шухов, воевавший с автором в советско-германской войне, никогда не сидевший).
15. Сколько лет главному герою?
1) 45 2) 38 3) 39 4) 40
16. За что был осужден Шухов?
1) за воровство 2) за убийство 3) за измену Родине 4) за дезертирство
17. Кем был Шухов в лагере?
1) каменщик 2) переписчик 3) сапожник 4) плотник
18. О чём мечтала жена Шухова, когда в письмах рассказывала о жизни в колхозе?
1) о том, что муж после возвращения будет работать в колхозе
2) о том, что они уедут в город 3) о том, что он станет ковры красить 4) она ему не писала
19. Почему Иван Шухов всегда просыпался за полтора часа до всеобщей побудки?
1) Хотел тщательно подготовиться перед работой. 2) Ему не спалось.
3) Это входило в его обязанность. 4) В это время он чувствовал себя свободным человеком.
20. Какое качество не присуще Шухову?
1) здравый смысл
2) житейская мудрость
3) высокая нравственность
4) лень
21. О ком, о каких людях он говорит: «как волк», «враги», «сволочь хорошая», «псы клятые», «гад откормленные», «собаки»? (О лагерном начальстве)
22. О ком? «Он не был шакал… – и чем дальше, тем больше утверждался на подлость, на предательство он не пошел бы под страхом смерти». (Шухов И.Д.)
23. Что Шухов всегда носил в специальном карманчике, в чистой тряпочке? (хлеб)
Проверочная работа «Жизнь и творчество А.И. Солженицына. Рассказ «Один день Ивана Денисовича».
-
Назовите годы жизни А.И.Солженицына.
-
Что вы знаете о предках (родителях, дедах) А.И.
Солженицына?
-
За что был осужден на 8 лет лагерей и ссылку А.И.
Солженицын?
-
После публикации какого произведения Солженицына приняли в Союз писателей?
-
Что стало причиной его насильственного изгнания из Советского Союза?
-
Какого было семейное положение А.И.
Солженицына?
-
В каких журналах печатались произведения А.Солженицына?
-
Какими наградами был награжден Солженицын?
-
Как называлась одна из значимых работ Солженицына, которую он обнародовал, вернувшись в СССР?
-
Когда и от чего умер А.И. Солженицын? Где похоронен?
-
Укажите правильный вариант первоначального названия произведения «Один день Ивана Денисовича».
1) «Иван Денисович»
2) «Один день одного зэка»
3) «Щ-854. Один день одного зэка»
4) «Архипелаг ГУЛАГ»
12. В каком журнале впервые был опубликован «облегчённый» вариант произведения, без некоторых наиболее резких суждений о режиме.
1) «Новый мир»
2) «Роман-газета»
3) «Кругозор»
4)«Молодая гвардия»
13. Какая проблема не поднята в произведении?
1) проблема человеческого достоинства 2) проблема экологии
3) проблема отношений между человеком и государством 4) проблема отношения к труду
14. Реальный ли это человек – Шухов?
15. Сколько лет главному герою?
1) 45 2) 38 3) 39 4) 40
16. За что был осужден Шухов?
1) за воровство 2) за убийство 3) за измену Родине 4) за дезертирство
17. Кем был Шухов в лагере?
1) каменщик 2) переписчик 3) сапожник 4) плотник
18. О чём мечтала жена Шухова, когда в письмах рассказывала о жизни в колхозе?
1) о том, что муж после возвращения будет работать в колхозе
2) о том, что они уедут в город 3) о том, что он станет ковры красить 4) она ему не писала
19. Почему Иван Шухов всегда просыпался за полтора часа до всеобщей побудки?
1) Хотел тщательно подготовиться перед работой. 2) Ему не спалось.
3) Это входило в его обязанность. 4) В это время он чувствовал себя свободным человеком.
20. Какое качество не присуще Шухову?
1) здравый смысл
2) житейская мудрость
3) высокая нравственность
4) лень
21. О ком, о каких людях он говорит: «как волк», «враги», «сволочь хорошая», «псы клятые», «гад откормленные», «собаки»?
22. О ком? «Он не был шакал… – и чем дальше, тем больше утверждался на подлость, на предательство он не пошел бы под страхом смерти».
23. Что Шухов всегда носил в специальном карманчике, в чистой тряпочке?
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/provierochnaia-rabota-zhizn-i-tvorchiestvo-a-i-solzhienitsyna-rasskaz-odin-dien-.html
Тест по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» 10-11 класс – VEKOR.RU – Образование для школьников и студентов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия
Тест по повести
А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
10-11 класс
подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна
Чамзинка
2012
Пояснительная записка
Тест по творчеству А.И.Солженицына позволяют выявить уровень умения анализировать фрагмент эпического произведения. Ресурс содержит вопросы об идейном содержании его произведений, особенностях жанра, изобразительно-выразительных средствах языка, вопросы на знание текста.
К каждому вопросу в части А даётся четыре варианта ответа. Задания части В предполагают развернутый ответ.
Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству писателя в 10 — 11 классах.
Критерии оценивания:
«5» (отлично) — работа выполнена безошибочно,
«4» (хорошо) — правильные ответы составляют 80 % от общего количества вопросов,
«3» (удовлетворительно) — правильные ответы составляют 50 -70 % от общего количества вопросов.
ТЕСТ
А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»
Прочитайте фрагмент текста и выполните задания А1 — А5,В1 — В4
В пять часов утра, как всегда, пробило подъём – молотком об рельс у штабного барака. Перерывистый звон слабо прошел сквозь стекла, намёрзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было, и надзирателю неохота была долго рукой махать.
Звон утих, а за окном всё так же, как и среди ночи, когда Шухов вставал к параше, была тьма и тьма, да попадало в окно три жёлтых фонаря: два – на зоне, один – внутри лагеря.
И барака что-то не шли отпирать, и не слыхать было, чтобы дневальные брали бочку парашную на палки – выносить.
Шухов никогда не просыпал подъёма, всегда вставал по нему – до развода было часа полтора времени своего, не казённого, и кто знает лагерную жизнь, всегда может подработать: шить кому-нибудь из старой подкладки чехол на рукавички; богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку, чтоб ему босиком не топтаться вкруг кучи, не выбирать; или пробежать по каптёркам, где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь; или идти в столовую собирать миски со столов и сносить их горками в посудомойку – тоже накормят, но там охотников много, отбою нет, а главное – если в миске что осталось, не удержишься, начнёшь миски лизать. А Шухову крепко запомнились слова его первого бригадира Кузёмина – старый был лагерный волк, сидел к девятьсот сорок третьему году уже двенадцать лет и своему пополнению, привезённому с фронта, как-то на голой просеке у костра сказал:
– Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.
Насчёт кума – это, конечно, он загнул. Те-то себя сберегают. Только береженье их – на чужой крови.
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:
2) повесть |
3) быль |
4) роман |
А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
3) является экспозицией |
|
2) является кульминацией сюжета | 4) является эпилогом |
А3. Главной темой этого фрагмента является:
3) красота природы |
|
2) приход надзирателя | 4) образ жизни Шухова |
А4. Что определяет действия Шухова до развода?
3) желание подработать |
|
2) желание выслужиться | 4) стремление ещё поспать |
А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание действия Шухова до развода?
1) выявить в герое отсутствие духовных ценностей
2) показать отличие героя от остальных зэков
3) разжалобить читателя
4) объяснить зависимость человека от других людей
Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:
В1. Укажите ИВС, которое использует автор для передачи внешности героя («кто к куму ходит стучать»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящегося на описании его действия (со слов: «Шухов никогда не просыпал…»).
В3. Из абзаца «Насчёт кума…» выпишите словосочетание, которое объясняет, за счёт кого жил в лагере кум.
В4. Найдите в данном фрагменте слово, которое определяет закон лагерной жизни.
КЛЮЧ:
А2. 3 |
А3. 1 |
А4. 3 |
А5. 2 |
В1. Метафора | В2. Поступок | В3. Чужой крови | В4. Тайга |
Использованная литература:
-
Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.
-
Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
-
Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
-
Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. — М.: Экзамен, 2008.
Источник: https://vekor.ru/literatura/test-po-povesti-a-i-solzhenitsyna-odin-den-ivana-denisovicha-10-11-klass.html
Сайт Ивановой Галины Владимировны
Викторина
по рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Назови героя по описанию
1. Он улыбнулся простодушно… Уж зубов нет половины и на голове плешь…
Свободной рукой ещё бороду опробовал на лице… – здоровая выперла… А и не
мешает…
Шухов Иван Денисович
2. В (нём) всех наций намешано: не то он грек, не то еврей, не то цыган
– не поймёшь. Молодой ещё…ему ведь лет сорок не сорок, а около… Картины снимал для кино. У него усы чёрные,
слитые, густые.
Цезарь Маркович
3. …в плечах здоров да и образ у него широкий. Хмур стоит… Лицо в
рябинах крупных, от оспы… Кожа на лице как кора дубовая.
Бригадир Андрей Прокофьевич Тюрин
4.Эти были оба белые, оба длинные, оба худощавые, оба с долгими носами,
с большими глазами. Они так друг за друга держались, как будто одному без другого воздуха синего не хватало.
Два зстонца
5. хлопец лет шестнадцати, розовенький, как поросёнок… Лёгкий, как
белка… Тонюсенький у него голосочек, как у козлёнка. Он – телёнок ласковый, ко
всем мужикам ластится.
Гопчик
6. он и на лагерную работу как на морскую службу смотрит…Осунулся
крепко за последний месяц, а упряжку тянет… Виноватая улыбка раздвинула
истресканные губы …
Кавторанг Буйновский
8. …откормленный гад, голова как тыква, в плечах аршин. До того силы
в нём избывают, что ходит он как на пружинах дёргается, будто ноги в нём
пружинные и руки тоже. Носит шапку белого пуха без номера, …меховой жилет
барашковый, на том жилете на груди – маленький номерок, как марка почтовая…,
а на спине и такого номера нет… Он в одной руке тысячи жизней держит.
Завстоловой
9. о нём говорили Шухову, что он по лагерям да по тюрьмам сидит
несчётно, сколько советская власть стоит, и ни одна амнистия его не
прикоснулась, а как одна десятка кончалась, так ему сразу новую совали. Изо всех пригорбленных
лагерных спин его спина отменна была прямизною…
На голове его голой стричь
давно было нечего – волоса все вылезли от хорошей жизни, глаза поверх Шухова
невидяще упёрлись в своё… Лицо его вымотано было, но не до слабости
фитиля-инвалида, а до камня тёсаного, тёмного. И по рукам, большим, в трещинах
и черноте, видать было, что не много выпадало ему за все годы отсиживаться
придурком.
Старик Ю-81
10. Худой да долгий сержант черноокий. Первый раз глянешь – прямо
страшно, а узнали его – из всех дежурняков покладистей: ни в карцер не сажает,
ни к начальнику режима не таскает.
Полтора Ивана
11. Тёмный, да длинный, да насупленный – и носится быстро… Поперву он
ещё плётку таскал, как рука до локтя, кожаную, кручёную. В БУРе ею сёк,
говорят.
Начальник режима лейтенант Волковой
А.И.Солженицын. Рассказы.
Центр, «Новый мир», М., 1999
Источник: https://ivanovagalina0.ucoz.ru/load/viktorina_po_a_solzhenicynu/1-1-0-3
Клуб знатоков. (По биографии А. И. Солженицына, по рассказам «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»)
(По биографии А.И.Солженицына, по рассказам
«Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»)
- Мероприятие проводится в конце учебного года или после изучения произведений.
- Учащиеся участвуют индивидуально, каждый сам за себя.
- Количество участвующих – не больше 5 человек.
- Участники должны пройти 3 тура: 1-ый – «Знатоки биографии А.И. Соженицына», 2-ой – «Знатоки произведений», 3-ий тур – Творческий.
5. Каждый вопрос имеет свою цену. Чем выше цена, тем труднее вопрос. Участник сам решает, какой вопрос выбрать. Можно баллы набирать, не торопясь, отвечая на легкие вопросы, вопросы средней тяжести. Но если участник уверен в себе, может начать с самых сложных вопросов и сразу набрать большую сумму баллов. 6.Проводится жеребьевка, и согласно жеребьевке, участники начинают соревноваться. 7. Если участник не отвечает или отвечает неправильно, право ответа имеет тот, кто первым дал сигнал ( или поднял руку) 8. Чтобы легче было ориентироваться в цене вопроса, можно оформить на доске (или вывести на экран) таблицу, в которой указан номер вопроса и его цена.
^
«Знатоки биографии А.И.Соженицына»
№ вопроса | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 |
Цена | 1 б | 2 б | 2б | 3 б | 1 б | 3б | 4б | 5б | 5б | 4б |
Вопросы.
1 – 1б Назовите годы жизни А.И.Солженицына. (1918 – 2008)
2 – 2б Что вы знаете о предках (родителях, дедах) А.И.Солженицына? (Деды – простые мужики, ставропольские крестьяне, не из богатых. Мать – дочь пастуха, но, несмотря на это, прекрасно знала европейские языки.
Отец – крестьянин, позже становится студентом. Добровольцем уходит на Первую мировую войну, награжден Георгиевским крестом. Погиб на охоте за 6 месяцев до рождения единственного сына).
^ За что был осужден на 8 лет лагерей и ссылку А.И.Солженицын?
(Из-за отслеженной в переписке критики Сталина и Ленина)
4 – 3б После публикации какого произведения Солженицына приняли
в Союз писателей? («Один день Ивана Денисовича»)
^ Что стало причиной его насильственного изгнания из Советского
Союза? (Выход 1-го тома «Архипелага ГУЛАГ»
6 – 3б Какого было семейное положение А.И.Солженицына? (Женат, трое детей –
Ермолай, Игнат, Степан)
^ В каких журналах печатались произведения А.Солженицына? («Новый мир»,
«Звезда»)
8 – 5б Какими наградами был награжден Солженицын? (Орденом Отечественной
войны 2 степени, орденом Красного Знамени)
^ О каком из своих произведений Солженицын сказал : «Окаменелая наша слеза»? («Архипелаг ГУЛАГ»)
10 – 4б Как называлась одна из значимых работ Солженицына, которую он обнародовал, вернувшись в СССР? («Как нам обустроить Россию»)
^
«Знатоки произведений»
«Матренин двор» | «Один день Ивана Денисовича» |
№1 – 1б | №1 – 2б |
№2 –2 б | №2 – 4б |
№3 – 3б | №3 – 5б |
№4 – 1б | №4 – 1б |
№5 – 4б | №5 – 4б |
№6 – 2б | №6 – 4б |
№7 – 5б | №7 – 2б |
№8 – 3б | №8 – 3б |
№9 – 5б | №9 – 1б |
№10 – 4б | №10 – 3б |
Вопросы по рассказу «Матренин двор».
1 – 1б Какова история рассказа «Матренин двор? Как родился его замысел?
(Рассказ автобиографичен. Вернувшись из лагеря, Солженицыну «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России». Работу ему могли дать только ту, которая будет связана с физическим трудом. Но он хотел учительствовать. И после реабилитации в 1957 году он работает некоторое время учителем физики, а живет у крестьянки Матрены Захаровой. Об этом он пишет свой рассказ «Матренин двор»)
^ Почему герой рассказа называет себя «квартирантом выгодным»? («Сверх платы сулила школа за меня еще торф на зиму»)
3 – 3б В чем трагичность судьбы Матрены? (Вышла замуж до революции. Было у нее шесть детей, которые один за одним умирали, двое сразу не жило.
Муж с войны не вернулся, похоронки не было (либо в плен попал, либо погиб, тела не нашли).
Воспитывала дочку Фаддея Киру)
4 – 1б Из-за чего три сестры Матрены отвернулись от нее? (Они претендовали на наследство, на ее дом, но она его отписала приемное девочке Кире)
5 – 4б «Одно к одному. Еще и это пришибло Матрену».
Что «добило» бедную Матрену? («…кошка колченогая сбрела со двора – и пропала»)
^ Сколько человек погибло на переезде? Кто это был? (3 человека: Матрена, хромой сын Фаддея, тракторист)
7 – 5б Как распределили наследство Матрены после ее смерти? (Козу забрала
одна сестра, избу – сапожник с женой, Фаддею – уже свезенная горница, сарай и весь внутренний забор)
8 – 3б Кто это? («Высокий черный старик…Все лицо его облегали густые,
черные волосы, почти не тронутые сединой; с черной окладистой бородой сливались усы густые, черные, так что рот был виден едва». (Фаддей)
9 – 5 б Однажды Матрена чуть не погибла, вмешиваясь в мужицкие дела. Как это было? («Конь ее когда-то чуть в озере не сшиб, под прорубь»)
10 – 4б Главный герой хотел Матрену сфотографировать. Как она хотела сфотографироваться? (За ткацким станом. «Сложу свой стан, ведь цел у меня – снимешь тогда»)
^
1 – 2б Какое название первоначально носил рассказ «Один день Ивана Денисовича»?
(«Щ – 854»)
2 – 4б Реальный ли это человек – Шухов? (Да, это был солдат Шухов, воевавший с автором в советско-германской войне, никогда не сидевший)
3 – 5б Какой исторический казус произошел с выходом в свет этого рассказа? Хрущев,
глава государства 60-х годов 20 века, не мог запретить публикацию рассказа, но и не имел права решать сам вопрос о публикации рассказа. Что он предпринял? (Он дал приказ отпечатать 20 экземпляров для членов Президиума ЦК КПСС. Вопрос был включен в повестку дня. После долгих сомнений решение печатать было принято, причем единогласно)
^ За что Иван Денисович находится в лагере? (Он 2 дня был в плену у немцев.
За это и своими и арестован)
5 – 4б Какими профессиями владеет Шухов? (Он лучший каменщик, плотник, столяр,
печник, сапожник)
6 – 4б О ком, о каких людях он говорит: «как волк», «враги», «сволочь хорошая»,
«псы клятые», «гад откормленные», «собаки»? (О лагерном начальстве)
7 – 2б Закончи пословицы, которые звучат из уст Ивана Денисовича: «Кто кого
может, то ….», «Кряхти, да …. А упрешься – переломишься» (1) того и гложет, 2) не гнись. Если обе пословицы названы верно, – 2 балла, если одна – 1 балл)
8 – 3б Иван Денисович не сопротивляется там, где это может быть чревато гибелью.
В какой ситуации он спасает себе жизнь, понимая, что другое решение привело бы к гибели. (В контрразведке подписал самооговор)
9 – 1б О ком? «Он не был шакал… – и чем дальше, тем больше утверждался на подлость, на предательство он не пошел бы под страхом смерти». (Шухов И.Д.)
10 – 3б Что Шухов всегда носил в специальном карманчике, в чистой тряпочке?
(хлеб)
3 тур.
Творческий.
На работу даётся минут 5. Ответьте на вопрос: «В чем праведность Матрены?
(Можно сделать сообщение (заранее, как д/з) на тему: «Матрена есть тот самый праведник, без которого не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля русская»)
Источник: https://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1559875.html