Каморка герасима в рассказе “муму”: описание в цитатах (жилище, комната)

Герасим

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Характеристики героев / Тургенев И.С. / Муму / Герасим

-Вариант 1
-Вариант 2

  Скачать характеристику

    Одним из челяди старой барыни был дворник Герасим.
    Герасим с детства жил в деревне. Он был крепостным крестьянином. Это был мужчина двенадцати вершков роста, сложен богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, Герасим работал за четверых. Любое дело спорилось в его руках.

Но Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан и тулуп, дали в руки метлу и определили дворником.
    Переселённый в город, он не понимал, что с ним происходит и скучал, потому что с детства привык к полевым работам и деревенскому быту. Но и в городе он усердно и исправно выполнял свои обязанности. Никогда у него ни щепок не валялось, ни сору.

А после того, как он однажды ночью поймал двух воров, его все стали очень уважать.
    Со всей остальной челядью он был в коротких отношениях: считал их за своих. Вообще Герасим был нрава строгого и серьёзного, знал свои права и любил во всём порядок; даже петухи при нём не смели драться. Ходил за гусями, кормил их и сам смахивал на степенного гусака. Жил Герасим в коморке над кухней.

Обратите внимание

Он устроил её по своему вкусу и не любил, чтобы к нему ходили.
    Однажды, когда Герасим шёл вдоль реки, он вдруг заметил, что что-то барахтается в тине у самого берега, нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с чёрными пятнами. Щенок дрожал всем своим телом. Герасим забрал несчастную собачку к себе в каморку. Он уложил её на кровати, напоил, накормил и оставил жить у себя.

Назвал он собачку Муму. Герасим её любил без памяти. Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за Муму. Она выросла в очень ладную собачку испанской породы. Муму страстно привязалась к Герасиму, всё ходила за ним, повиливая хвостиком. Она была чрезвычайно умна, со всеми ласкова, но любила одного Герасима.
    Прошёл год, Герасим был очень счастлив.

    Но однажды барыня увидела Муму, велела принести её к себе в комнату. Муму испугалась барыню и её приживалок и зарычала. Барыне это не понравилось и она приказала убрать её со двора. Сначала собаку втайне от Герасима продали, а когда она вернулась к своему хозяину, барыня приказала Гавриле убить её.

    Как человек крепостной и подневольный, Герасим выполнил это приказание.

Но после того, как он утопил бедную Муму, он прибежал в свою каморку, уложил пожитки в старую попону и вернулся в деревню в свою избёнку. Жить в городе и служить барыне он больше не смог.

Добавил: vadimgregore

Смотрите также по произведению “Муму”:

  • Сочинения
  • Краткое содержание

Источник: https://litra.ru/characters/get/ccid/00569891347130535379

Акр 1 подготовка 3 четв по лит тургенев 1

1.Содержание: действие рассказа происходит в Москве, в доме старой и одинокой, капризной барыни, которая
привезла из своей деревни крепостного крестьянина Герасима, глухонемого от
рождения. Он понравился ей богатырским телосложением.

  Герасим очень хорошо работал, все в доме его
побаивались, потому что он был строгого нрава, даже петухи во дворе боялись при
нем драться. Герасим оборудовал себе каморку, сделал богатырскую мебель. Ему
нравилась прачка Татьяна, тихая и смирная, несчастная по судьбе женщина, которая
не знала ласки. Герасим, как мог, проявлял внимание: дарил пряники, покупал
гостинцы.

Он хотел жениться на Татьяне, но ждал. Когда ему сошьют новый кафтан (
пиджак ),чтобы явиться перед барыней.

Барыня решает иначе: она
приказывает выдать Татьяну замуж за Капитона Климова-горького пьяницу, ленивого
башмачника. Дворовые люди боялись сказать об этом Герасиму и придумали
хитрость: Татьяна притворилась пьяной. чтобы Герасим отказался от нее сам, ведь
Герасим не любил пьяных.

Герасим ,увидев как будто
пьяную Татьяну, отталкивает ее к Капитону, хотя понимает, что она непьяна. Но
Герасим не понимает еще, что все сделано по приказу барыни. Однажды Герасим
находит  щенка, который барахтается в
воде. Он полюбил этого щенка так, как мать любит родное дитя, ухаживал за ним.

По приказу барыни  щенка сначала унесли продавать на рынок, откуда
 Муму  сбежала и нашла Герасима. А  потом заставили Герасима утопить бедную
собачку. После этого Герасим ушел от барыни в родную деревню.

      IV. Портрет
Герасима. Сравнение, гипербола

      — Какие чувства вызвал у вас рассказ о
Герасиме?
      — Что мы узнали о барыне?
      В начале рассказа о барыне говорится, что
она одиноко доживала свою жизнь в старом доме в Москве. Сыновья служили в
Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать.

      — Как вы понимаете слова: «День ее,
нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»?
      Утром человека называют его детство и
юность, день — это зрелость, вечер — старость. Тургенев
хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной и
старость — совсем мрачной.

      — Как Герасим попал в Москву?
      — Как описывает автор Герасима? Ответы
подтверждайте цитатами.
      Тургенев называет Герасима «самым
замечательным лицом» из числа всей челяди. Герасим был высокий мужик
богатырского сложения, глухонемой от рождения.

      — Как работал Герасим? Почему новые
занятия казались ему шуткой?
      Автор пишет:
      «Одаренный необычайной силой, он работал за
четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на
него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось,
один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день
так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок
смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным
цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его
плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной
работе. Славный он был мужик, и, не будь его несчастье, всякая девка охотно
пошла бы за него замуж…»

      По этому описанию можно судить об отношении
автора к своему герою: Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к
труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы
Герасима, т. е. о его неутомимости и трудолюбии.

      — Что такое сравнение(См.
определение на с. 243 учебника.)
 Найдите сравнение в описании
работы Герасима.
      Сравнение: «…как рычаг опускались и
поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей».
      — Как воспринимал Герасим свое новое
житье?
      — Какие сравнения использует автор,
чтобы описать ощущения Герасима, по воле барыни оказавшегося в городе?
      Писатель сравнивает его с молодым, здоровым
быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо»,
и поселили в город, где крестьянин чувствует себя как «пойманный зверь». Эти
сравнения помогают подчеркнуть его любовь к свободной жизни.
      — Как исполнял Герасим обязанности
дворника? Найдите сравнение в описании его работы.
      «…Дрова ли он примется колоть, топор так
и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья…»
      — Какие строки вызывают у вас смех?
      «…Даже петухи при нем не смели драться, а
то беда!»
      — С кем еще сравнивает автор Герасима?
      «…Он сам смахивал на степенного гусака».
      — Прочитайте описание каморки
Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?
      Каморка Герасима была маленькая и
располагалась над кухней.
      «…Он устроил ее себе сам, по своему
вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно
богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее — не
погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого
же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой
прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и
ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач,
только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он
не любил, чтобы к нему ходили».

      Тургенев так подробно описывает каморку
Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя:
нелюдимый, сильный.

Капитон Климов, башмачник

      Капитон
Климов, «пьяница горький», был башмачником у старой барыни.

Тургенев пишет:
«Климов почитал себя существом обиженным и неоцененным по достоинству,
человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в
каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча
себя в грудь, то пил уж именно с горя».

Важно

Когда Гаврила говорит ему, что он
только хлеб даром ест, Капитон обиженно отвечает: «В этом случае, Гаврила
Андреич, один мне судья: сам Господь Бог — и больше никого. Тот один
знает, каков я человек на сем свете суть и точно ли даром хлеб ем».

Читайте также:  Образ и характеристика андрея соколова в рассказе "судьба человека": внешность и характер, судьба и жизнь главного героя

Он заявляет,
что он, «однако, человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный горшок».
Он называет себя горемыкой. В женитьбе Капитон видит одно для себя удовольствие
и не чувствует своей ответственности за Татьяну. Через год после женитьбы
Капитон совсем спился и был вместе с женой отправлен барыней в деревню.

Гаврила, дворецкий

      Гаврила — главный
дворецкий барыни, человек, «которому, судя по одним его желтым глазкам и
утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом».
Комната у него загромождена коваными сундуками с добром.

В разговоре с барыней,
он постоянно говорит на женить-с, можно-с, хорошо-с,
конечно-с, угодно-с
. Когда Гаврила разговаривает с Капитоном и другими
слугами, то он не употребляет .

Он готов выполнять все желания
барыни, унижается перед ней и в угоду ей унижает других людей, а сам вместе со
старшей компаньонкой Любовью  Любимовной
ворует у барыни чай, сахар и прочую бакалею.

Татьяна, прачка

      Татьяна,
молодая женщина двадцати восьми лет, состояла у барыни прачкой. Ей поручали
стирать только тонкое белье. У нее не было никакой родни, кроме дядей, которые
жили в деревне, и ее все унижали и заваливали работой.

Тургенев пишет:
      «Нрава она была весьма смирного, или, лучше
сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других
боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда
ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни».

      Мы читали отрывок из поэмы Некрасова
«Мороз, Красный нос», посвященный русской женщине. По мнению Некрасова, женщина
по-настоящему красива тогда, когда ее красота соединяется с чувством гордости и
самоуважения.

Совет

Татьяну с детства заставляли работать за двоих, у нее не было
гордости, не было уверенности в себе, и поэтому красота скоро с нее
«соскочила».
      Герасим был немой от рождения, но он не был
безответным, у него было чувство собственного достоинства.

Татьяна была
безответная, она никогда ни с кем не говорила, была нема как личность. Герасим
хотел кому-то помогать, кого-то защищать и увидел, что Татьяна нуждается в
защите. Он дарил ей подарки и защищал от насмешек дворни.

      Замуж она вышла по приказу барыни, которая
не интересовалась, любит ли Татьяна Капитона.

Дворецкий заставил Татьяну
изобразить пьяную. Герасим пьяных не любил и толкнул Татьяну прямо к Капитону.
Через год после свадьбы Капитон спился, и его вместе с женой отправили в
деревню. Татьяна на прощание поцеловалась по-христиански с Герасимом. Это был
единственный человек в ее жизни, который жалел ее и заботился о ней.


Галерея дворовых

      1. Дворник
Герасим.
      2. Прачка Татьяна.
      3. Башмачник Капитон Климов.
      4. Дворецкий Гаврила Андреич.
      5. Устинья Федоровна, жена дворецкого
Гаврилы.
      6. Лакей Степан.

      Лакей — 1) слуга; 2) раболепный
приспешник, подхалим.

      7. Харитон, лекарь для госпожи.
      8. Буфетчик дядя Хвост.
      9. Форейтор Антипка.

      Форейтор — кучер, сидящий
на передней лошади при упряжке цугом, т. е. гуськом.

      10. Кучер Потап.
      11. Садовник Ерошка.
      12. Любовь Любимовна, старшая
компаньонка барыни.

      Компаньонка — женщина,
которую нанимали в барские дома для развлечений, сопровождения куда-либо дам
или девиц.

      13. Компаньонка на случай бессонницы.
      14. Приживалки.

      Приживалка — бедная
женщина, живущая из милости в богатом доме.

      15. Кастелянша.

      Кастелянша — служанка,
заведующая хранением и выдачей белья.

      16. Шорник.

      Шорник — мастер,
изготавливающий ременную упряжь и некоторые другие изделия из кожи.

      17. Швеи, столяры, портные, прачки,
портнихи.
      — Кого мы можем особо выделить из
дворовых людей?
      О Татьяне и Капитоне мы подробно говорили
на предыдущем уроке. Выделим еще раз Гаврилу и лакея Степана: первый думает о
том, как бы выполнить приказание барыни, при этом соблюсти свою выгоду и не
потерять своего положения, второй просто бездумно исполняет приказы барыни и
распоряжения дворецкого.
      — Появление кого из слуг вызывает у
читателей улыбку, смех?
      Обратим внимание на второстепенный,
казалось бы, образ: это буфетчик дядя Хвост, «к которому все с почтением
обращались за советом, хотя только и слышали от него, что: вот оно как, да: да,
да, да». Его зовут на совет, когда решают, как женить Татьяну и Капитона. Когда
надо было отнять у Герасима Муму, буфетчик глядел из окна «и распоряжался, то
есть только так руками разводил». Когда Герасим распахнул дверь, дядя Хвост
запер окно, когда Герасим захлопнул дверь, дядя Хвост отпер окно. В конце
рассказа дядя Хвост урезонивает Гаврилу, сказав ему: «Ну-у!» В русском языке
есть слово «прихвостень». Тургенев не зря дает этому герою прозвище «дядя
Хвост». Этим он подчеркивает, что у буфетчика нет собственного мнения, его
поступки полностью зависят от команды тех, кто стоит выше него.
      — Каковы основные качества,
объединяющие почти всех этих людей?
      Отсутствие чувства собственного
достоинства, трусость, лень, желание выслужиться, страх
наказания — все это черты, которые рождены в человеке отношениями
барства и рабства. Раб, который смирился со своим положением человека без
чувств и воли, теряет чувство собственного достоинства, уважение к себе и к
людям. Рабство лишает раба способности к состраданию.

      III. Осада каморки Герасима.
Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню

      На четвертом уроке по изучению рассказа
«Муму» мы подходим к важнейшему эпизоду рассказа — эпизоду, который
условно можно назвать «Осада каморки Герасима». Динамичный, богато
интонированный кульминационный эпизод должен без комментариев прочитать учитель.
      Затем отметим манеру поведения, которую
выбрала барыт, — промолвил он, — у меня не озорничай!»);
      — участие в «операции» дяди Хвоста;
      — услужливость Степана («И Степан
вскарабкался наверх, взял палку, просунул внутрь армяк и начал болтать в
отверстии палкой, приговаривая: „Выходи, выходи!“»).
      Еще раз прочитаем абзац: «Герасим
неподвижно стоял на пороге…», подчеркнем развитие противопоставления: в
первый год своей жизни в городе Герасим относился к дворовым как к
своим — сейчас он, великан в «красной крестьянской рубашке», наверху
лестницы, и ему противопоставлены «людишки в немецких кафтанах».

      Слово немец буквально
означает немой: первоначально на русской земле так называли всех
иностранцев, которые не умели говорить по-русски. Немой Герасим на самом деле
имеет свой голос, имеет чувство собственного достоинства, тогда как люди,
которые от рождения умеют говорить, страдают душевной немотой.

      Отметим реплику Степана: «…он сделает,
коли обещал. Уж он такой… Уж коли он обещает, это наверное. Он на это не то
что наш брат. Что правда, то правда. Да».
      Учитель читает эпизоды прощания Герасима с
Муму и возвращения Герасима в деревню.
      — Какие выражения были вам не совсем
понятны?
      Поясним, что значит выражение «такого
необыкновенного леща мне в становую жилу поднес» и слова, данные в сносках.

      Становая жила — середина спины.

      Поднести (дать) леща — сильно
ударить.
      Главный вопрос, который возникает в
сознании детей: почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму? Детям трудно
понять, что несколько столетий крестьяне принадлежали господам и большинство
людей считало этот порядок естественным. Герасим топит любимую собаку, желая
показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Из текста рассказа
ясно, что желание вернуться в деревню созревает у Герасима внезапно под
влиянием картин природы, которые он увидел, когда выгреб против течения далеко
за пределы Москвы.
      Итак, когда Герасим шел топить Муму, он еще
не думал уходить из города, от барыни и ее «людишек» в деревню, где он когда-то
чувствовал себя свободным. Прощание с единственным любимым существом разорвало
оковы внутреннего рабства, Герасим «прибежал в свою каморку, проворно уложил
кое-какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо, да и был
таков».

Источник: https://news6e.blogspot.com/2013/02/1-3-1.html

Характеристика героя Герасим, Муму, Тургенев. Образ персонажа Герасим

Герасим

Герасим – главный герой повести И. С. Тургенева «Муму», глухонемой дворник на дворе у старой барыни, человек необычайно физической силы со строгим и суровым нравом. Этот немой рослый дворник отличался от окружающих не только внешне, но и по характеру. Герасим был трудолюбивым и хозяйственным человеком с добрым сердцем.

Его, привыкшего выполнять полевые работы, по капризу барыни привезли из деревни в Москву, где всучили метлу и приказали убирать двор. Герасиму такой образ жизни не нравился. Ему в городе было скучно и неуютно. Но и здесь он стал исправно трудиться, быстро привык к новой работе. Однажды ночью даже поймал двух воров и его стали особенно уважать.

Дворовые даже немного побаивались угрюмого дворника-великана. Шутить с ним не решались, так как шуток он не любил.

Сам он был в хороших отношениях с челядью и считал их за своих. Герасим во всем любил порядок: при нем даже петухи не смели драться. Жил он в каморке над кухней и устроил все там по своему вкусу. Из всех работников больше всего ему нравилась прачка Татьяна – женщина лет двадцати-восьми кроткого нрава.

Он оказывал ей знаки внимания и не разрешал никому ее обижать. Однако барыня распорядилась, чтобы Татьяну выдали за пьяницу Капитона, и она вскоре уехала в деревню с незадачливым мужем. После отъезда Татьяны Герасиму было вовсе тоскливо.

Читайте также:  Образ жизни андрея штольца в романе "обломов" гончарова

Неожиданно, он нашел маленького белого щенка с черными пятнами, который стал для него лучшим другом. Щенка он назвал Муму.

Только с этой собачкой он чувствовал себя по-настоящему счастливым. Ей не нужны были его слова, она его понимала по взгляду. Герасим о ней заботился больше, чем любая мать о своем малыше. Но старая барыня невзлюбила Муму и распорядилась, чтобы от собаки избавились.

Обратите внимание

Для того, чтобы Муму не попала в чужие руки, Герасим сам решил выполнить этот приказ. Он утопил свою любимую собаку, своего лучшего и самого любимого друга. В этом поступке проявился характер крепостного, подневольного человека. Ему и в голову не пришло, что можно было ослушаться зловредную барыню. Свой протест он проявил иначе.

Сразу после смерти Муму, Герасим собрал все свои вещи и, не спросив разрешения, ушёл в деревню.

­
­

Видео характеристики героя Герасим

­

­

см. также:
Характеристики главных героев произведения Муму, Тургенев

Краткое содержание Муму, Тургенев

Сочинения по произведению Муму, Тургенев

Краткая биография Ивана Тургенева

Источник: https://sdamna5.ru/gerasim

Открытый урок по рассказу И. С. Тургенева «Муму» — Часть 3

(Герасим был высокий мужик богатырского сложения с гордым взгядом, с вопрошающим взглядом).

Найдите в тексте фрагмент, который запечатлел Кулешов.

Художник Пчелко создал огромное количество иллюстраций к разным произведениям, не мог остаться он равнодушным и к рассказу «Муму».

И. И. Пчелко. Работа с иллюстрацией

1.Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передал художник на рисунке?

2.Как построение иллюстрации помогает передать богатырскую силу Герасима?

3.Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?

(внешний облик Герасима, привыкшего к «неистомной работе», убедительно характеризует немого дворника как человека не только здорового и могучего, но и как человека «важного и степенного». Таким он предстает, например, на иллюстрации «Герасим около дома барыни»)

— Как Герасим попал в Москву? («Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев…»)

— Как работал Герасим? Почему новые занятия казались ему шуткой?

Автор пишет: «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик…»

По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.

—Как воспринимал Герасим своё новое житьё? Что входило в обязанности Герасима?(СЛАЙД)

Крестьянские работы очень тяжёлые, и обязанности дворника в городе казались Герасиму шуточными, лёгкими после деревенских трудов. Он привык делать больше.

Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда.

С новыми обязанностями дворника Герасим справлялся шутя, за полчаса, потом долго стоял и смотрел на всех проходящих, ожидая ответа на свои невысказанные вопросы, или швырял метлу и лопату и уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и по целым часам лежат на груди, как пойманный зверь. Постепенно Герасим привык к городскому житью.

Важно

Художник Пчелко запечатлел Герасима за работой, а именно, когда тот вез воду. Как вы думаете, почему из многочисленных обязанностей, возложенных на Герасима, лишь одна из них («два раза привезти бочку с водой») нашла изобразительный отклик художника? Работа с иллюстрацией. (СЛАЙД)

(СЛАЙД) Сравните иллюстрации к тексту.

«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле…»

Скажите, какое художественно-изобразительное средство использует автор для того, чтобы читатель понял, чего лишился герой, оказавшись в городе?

Сравнение. Что это такое? (стр. 202)

То есть возвращаясь к сравнению, мы можем сделать вывод о том, что Герасим лишился почвы, которая питала его всю жизнь — деревенского быта, неистомной крестьянской работы, захватывающей его целиком.

Да, читателю трудно судить о том, что чувствовал и о чем думал Герасим. Поэтому автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений. Какую же тайну несут сравнения. Обратимся к ним.

—Работа в группах. Найдите сравнение в описании работы Герасима.

Отмечаем: «…как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей».

—Какие сравнения использует автор, чтобы описать ощущения Герасима, по воле барыни оказавшегося в городе?

Писатель сравнивает его с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо», и поселили в город, где крестьянин чувствует себя как «пойманный зверь». Скажите, а что должен чувствовать «пойманный зверь»?

— Страх, ужас от неизвестности, близость смерти. И до этого страдания никому нет дела.

— Как исполнял Герасим обязанности дворника? Найдите сравнение в описании его работы.

«…дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья…»

—С кем ещё сравнивает автор Герасима? «…гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака».

Это сравнение переключает внимание читателя, на время уводя от размышлений о тяжкой доле крепостного. Это сравнение завершает каскад, подводя итог первому впечатлению.

Но все нам ясно в нем? Давайте всмотримся в слово «степенный», уточнив его значение по словарику.

Совет

Степенный — рассудительно-спокойный, важный. Важный — горделиво-величественный, надменный. А надменный — высокомерный, кичливый. А кичливый — выражающий самомнение, заносчивый.

Да разве ж Герасим такой? Однако ясно одно: и важность, и высокомерие, и надменность, проступающие в его степенности, связаны с чувством превосходства над окружающими.

Тургенев отмечает: герой «был нрава строго и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем драться не смели».

А человек, любящий порядок, является воплощением надежности, на него можно положиться, он ничего не делает кое-как.

Давайте вспомним, как Герасим обставил каморку.

—Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника? На какие детали обращает внимание? Читаем по тексту.

Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «…

он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».

И. С. Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу. А также, даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа.

Читайте также:  Иллюстрации к "сказке о золотом петушке" пушкина (картинки, рисунки)

— Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболу (см. определение на стр. 202).

Гипербола — сильное преувеличение.

— Найдите примеры гиперболы в тексте.

Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы, то есть сильные преувеличения. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой». Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води».

Источник: https://historylib.net/otkrytyj-urok-po-rasskazu-i-s-turgeneva-mumu-chast-3/

Сайт для учителей и учеников. | Сайт для учителей и учеников

Классный час «Спешите делать добро!»

Цель: формирование у учащихся нравственных категорий: доброта, милосердие, благотворительность.

Задачи:

²  формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

²  вспомнить историю благотворительности на Руси;

²  рассмотреть случаи благотворительности в жизни каждого.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация.

Ход классного часа:

Учитель: Время, в которое мы живём, многие называют бездушным, жестоким. Достаточно включить телевизор, как на зрителя с экрана потоком хлынут волны негативных сообщений: в новостях освещаются, в основном, различные происшествия и трагедии.

Фильмы (боевики, «ужастики», триллеры) приучают к мысли о том, как легко можно лишить человека жизни. Передачи, в которых бы главные герои отличались отзывчивостью и благородством, практически исчезли с экрана телевизора. Интернет – ещё более худший помощник в воспитании милосердия.

Невольно посещает мысль: действительно, наше время и люди, живущие сейчас, бессердечны.

Обратите внимание

Сегодня мы порассуждаем, так ли это? У нас не просто классный час, а урок благотворительности. Как вы думаете, какова этимология данного слова?

Ученики: благо – добро, творить – делать, т.е. благотворительность – «делание добра».

Учитель: Приведите однокоренные слова.

Ученики: благодарность, благодетель, благодеяние, благополучие.

Учитель:  По Владимиру Ивановичу Далю “благотворительный, о человеке – склонный к благотворению; обычно разумеют: готовый делать добро, помогать бедным; об учреждении, заведении: устроенный для призрения дряхлых, увечных, хворых и неимущих, или ради попечения об них”; и еще “благотворец, благотворитель, м.б. благотворница, благотворительница – ж. – благодетель, благоподатель; творящий, делающий добро другим”.

Учитель: давайте послушаем одну из моих любимых музыкальных притчей в исполнении Светланы Копыловой: «Морские звёзды». (Слушают песню)

Любил один философ размышлять,

Гуляя в предрассветный час у моря,

О смысле жизни, радости и горе,

О том, зачем нам жить и умирать.

Однажды ночью был большой прилив –

На пляже он хозяйничал без меры –

Но наступил отлив, и вдруг весь берег

Усыпан стал плеядой звёзд морских.

И звёзды, оказавшись без воды,

Под солнцем обречённо высыхали,

Прощаясь с жизнью, горестно вздыхали

И ждали неминуемой беды.

Философ думал: так и наша жизнь

В одно мгновенье может оборваться.

Наверное, не стоит и пытаться

Разгадывать по звёздам высший смысл.

Вдруг видит он: какой-то мальчуган

Бросает в море гибнущие звёзды,

И на глазах у мальчугана слёзы…

Вот так придумал – звёздам помогать!

– Глупыш, ведь ты не сможешь всех спасти!

Тут высказал своё философ мненье, –

Твои попытки – что они изменят?

Здесь миллионы этих звёзд морских!

Спасатель обернулся на ходу,

Задумавшись лишь на одно мгновенье:

– Для этой – очень многое изменят, –

И бросил в море новую звезду.

– Вот для чего наверно стоит жить, –

Подумал вдруг растроганный философ.

Быть может, создал Бог морские звёзды,

В ребёнке чтобы жалость пробудить.

Учитель: Что побуждало юношу бросать в воду морских звезд? Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не помо­жешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуж­дающихся»?

Ученики: высказывают мнения.

Учитель: Проведем т.н. «Мозговой штурм»: Какие действия человека можно отнести к благотворительным? (Приведите конкретные примеры)

Ученики: помощь пожилым людям, сиротам, инвалидам; сбор денежных средств для детского дома, организация концерта для детей детского сада; помощь бездомным животным, зоопарку; сбор донорской крови, спонсорство и т.д.

Учитель: сколько существует мир, столько же существует и добро. Вспомните из истории Российского государства какие благие дела совершались на Руси издревле до наших дней.

Ученики:

·–  – бесплатные обеды, которые устраивал князь Владимир после крещения Руси;

· – с незапамятных времён благотворительностью занимались монахи: в монастырях раздавалась бесплатная еда, оказывалась медицинская помощь;

·   -в бытность Петра I строились богадельни для стариков, инвалидов и детей-сирот;

· – в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. – многочисленные примеры благотворительности (воспитание чужих детей-сирот, делились последним, милость к пленным и т.д.).

Учитель: известные благотворители на Руси: (демонстрирует слайды с портретами)

Важно

Учитель: Примеры благотворительных дел русских предпринимателей: (демонстрирует слайды)

Учитель: ребята, а кто из вас сами получали ту или иную благотворительную помощь?

Ученики:

· – К. И. в составе делегации и Жигулёвска участвовал в Вахте Памяти, посвящённой Бородинскому сражению, а парадную форму ребятам помог приобрести один из спонсоров;

·  – С. М. на протяжении нескольких лет получает стипендию от Благотворительного Фонда «Созидание»;

· – ещё в 3-м классе один из родителей устроил для всего класса бесплатную поездку в «Аквапарк».

Учитель: Согласитесь: не менее приятно, чем получать какую-то помощь, оказывать её самим. Можете ли вы сказать, что и вам удавалось выступать в роли благотворителей?

Ученики:

· – например, П. С. участвовал в спортивных соревнованиях, сборы от которых шли на благотворительные цели;

· – ежегодно ребята из нашего класса участвуют в акции «Маленький принц» по уборке мусора с территории Самарской Луки;

· – вспомнили, как собирали игрушки для ребят из детского дома и книги для больных хосписа.

Учитель: послушайте индийскую сказку «Награда».

Как-то тигр охотился в джунглях и по­пал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:

– Сжалься надо мной, человек! Выз­воли меня из неволи, я щедро тебя отбла­годарю.

Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выско­чил наружу и говорит:

  – Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!

  Страшно стало путнику.

  – Ох, тигр, – сказал он, – неужели это и есть награда, которой ты хотел от благо­дарить меня за добро?

  – Она и есть, – ответил тигр.

  – Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.

  – Давай спросим кого-нибудь – на­града это или нет?

  Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

  – Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

– Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои су­чья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.

 – Ну, теперь-то я тебя съем! – обрадо­вался тигр.

– Давай еще кого-нибудь спросим! ­взмолился путник. Прошли они еще не­много. Видят: на пустоши пасется корова.

  – Эй, корова! – окликнули они ее. ­- Скажи, чем платят за добро?

– Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

Выслушал ее тигр и сказал путнику:

– Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя! – Подожди немного! – попросил человек.- Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тог­да, нечего делать, ешь меня…

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спро­сили ее:

  – Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

  – Добром! – ответила птица. – Суди­те сами: утром люди, просыпаясь, наслаж­даются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем са­мым не давая нам погибнуть.

  Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

Учитель: Сколько бы зла не было вокруг нас, надо видеть хорошее и самим стараться приумножить добро. Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать доб­рые поступки.

  В течение классного часа вы создавали плакат, отражающий тему нашего разговора. Пришло время посмотреть на ваше творение.

Ученики: рассматривают плакат, обсуждают, вывешивают в классный уголок.

Источник: https://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=12336:2015-06-03-14-03-59&catid=54:literature&Itemid=68

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]