Образ Андрея Штольца в романе Обломов Гончарова сочинение
Ещё одним главным и важным персонажем в знаменитом произведении “Обломов” великого русского писателя Гончарова стал Андрей Штольц. Лучший друг Ильи Обломова и одновременно его полнейшая противоположность.
Многие читая данное произведение так до конца и не могут понять, почему именно это герой стал лучшим другом Обломова, ведь они совершенно разные.
Но, несмотря на это два мужчины идеально дополняли друг друга, и именно в этом заключалась их мужская дружба.
С детства Андрей рос любознательным и всем интересующимся ребенком, которому было интересно абсолютно всё вокруг. Он очень много времени уделял своему образованию, желая вырасти и осуществить все свои мечты и планы.
Надо отметить, что дружба с Ильёй началась именно в детском возрасте, в то время когда два мальчика ещё учились в школе. Они просто поняли, что очень похожи, и это привлекало их в общении друг с другом.
Но, если Илья с детства был окружен любовью и лаской, которая испортила его, превратив в некого мужчину, который жил лишь в своих постоянных фантазиях и иллюзии, то Андрей не имел такой опеки, он довольно рано решился матери, и был вынужден с детства самостоятельно решать какие-то проблемы, неприятности и справляться с делами. Это всё закалило его, сделав целеустремленным, уверенным в себе, и добивающимся всех поставленных задач человеком.
С подробной характеристикой данного героя читатели могут в полной мере познакомиться во второй части данного произведения.
Андрей Иванович очень любил искусство, чтение, различные науки, образование, все эти качества в нем успела привить его мать. Помимо этого он сам всю свою жизнь был любопытным ребенком, которому с нетерпением хотелось узнавать новое, неизведанное и так далее.
Нужно отметить, что он ко всему относился с должной ответственностью и самообладанием. Дружба для него была очень важным аспектом всей жизни, и несмотря на то, что он понимал насколько они разные с Ильёй, он ценил и уважал своего друга, с интересом иногда погружаясь в его надуманный мир, и со всей серьезностью решая его реальные дела.
Вариант №2
Роман И.А.Гончарова «Обломов» – замечательное произведение отечественной литературы. В нем писатель изображает конфликт двух эпох. Образ жизни главного героя по имени Илья Ильич представляет уходящее время, прошлое, а его лучший друг, Штольц, – будущее. Именно поэтому образ Андрея Штольца играет важную роль в сюжете произведения.
Гончаров подробно описывает биографию не только Обломова, но и его лучшего друга. Автор поочередно повествует о детстве каждого из героев. Становится ясно, что воспитание Андрея кардинально отличается от воспитания Ильи. Во-первых, отец Андрея – немец, а этот народ славится своим трудолюбием и терпением. То же самое отец привил и своему сыну.
Штольц вырос целеустремленным, мудрым, приспособленным к жизни молодым человеком, ведь порой отец давал ему задания и не пускал в дом, пока сын не выполнит их. Воспитание играет важнейшую роль в жизни каждого человека и именно поэтому можно сделать вывод: Штольц и Обломов – антиподы, так как Илье прививали в детстве любовь к праздности, лени, отвращение к труду.
Тем не менее, они оба – лучшие друзья. Это свидетельствует о том, что, несмотря на твердость характера и огромную силу воли, Андрей все же тянется именно к добрым, искренним, порядочным людям. Лучших друзей связывает и одна женщина – Ольга Ильинская, в которую они оба влюблены.
Однако Гончаров осуждает не только Обломова за его безделье, но и самого Штольца за его нескончаемую погоню за материальным достатком. Андрей настолько сильно погружен в свою бесконечную работу, что не может обращать внимания на другие сферы жизни. У него есть успешная карьера и открытые дороги для любой деятельности, но при этом в свои года у него нет семьи.
Из-за неспособности воспринимать мир поэтически Штольц знакомит Обломова с Ильинской. Андрей испытывал чувства к Ольге, но не мог найти к ней подход, пробудить в ней ответные чувства, что прекрасно удалось Илье.
Таким образом, образ Штольца играет важную роль в романе. Он не только более ярко передает недостатки Обломова (лень и апатию на фоне трудолюбия), но и подчеркивает его достоинства (поэтическое восприятие мира, чувственность, мечтательность).
Из-за этого Ольга так и не находит семейного счастья с Андреем. Их отношения похожи скорее на дружбу, нежели на любовь.
С помощью образа Штольца автор замечает, что хотя будущее и за такими трудолюбивыми людьми, но по этой причине мир может превратиться в дом для машин, роботов, но не для настоящих, живых людей.
Сочинение Образ Андрея Штольца
Андрей Штольц – один из персонажей романа И. А. Гончарова «Обломов», лучший друг главного героя произведения Ильи Ильича, по характеру являющийся его противоположностью.
Внешне Штольц описывается как худощавый и смуглый мужчина с зелёными глазами. Его отец – немецкий предприниматель, а мать – русская дворянка. От отца он получил трудовое образование, а от матери – духовное.
В отличие от Обломова в жизни Штольца не было чрезмерного контроля родителей, что помогло в формировании его самостоятельной личности.
Будучи любознательным и активным, он с интересом учился и беспрестанно познавал что-то новое.
Главные черты Штольца – активность, практичность, рациональность, аккуратность, рассудительность, решительность и проницательность.
Он находится в постоянном движении, поддерживает прогрессивные преобразования в обществе, живёт по бюджету, контролируя расходы, всегда уверен в себе.
У него нет масштабных планов, целей в жизни и идеалов, его жизнь рисуется автором как непрекращающаяся гонка вперед за новыми достижениями.
Важным моментом в жизни Штольца является его дружба с Обломовым. Искренний, открытый и глубокий Илья Ильич привлекает Андрея, размеренность и безмятежность Обломова помогают ему сохранять эмоциональную гармонию в душе.
Несмотря на то, что Штольц является очень разносторонней личность, есть аспект жизни, который ему недоступен, – глубокие страстные чувства. Союз с его женой, Ольгой Ильинской, напоминает скорее союз двух близких друзей, чем влюбленных. Они полностью разделяют взгляды и стремления друг друга, однако нет в их браке нежного и трепетного чувства.
Хоть Штольц и обладает массой положительных качеств, идеалом его назвать нельзя. Он не понимает цели своей жизни и конечного пункта своего движения, живёт будущим, а не настоящим, и ему недоступны высокие чувства из-за эмоциональной недостаточности.
Образ Андрея Штольца в романе Обломов
Сейчас читают:
- Сочинение по картине Степанова Лоси 2 класс
Я считаю, себя творческим человеком, так как все свободное время посвящаю живописи точнее рисованию, мне нравятся многие художники с разными картинами и пейзажами. Еще не знаю чем нравится рисовать, но люблю яркие цвета и в основном люблю - Сочинение на тему Грибы 5 класс
Я лично очень люблю грибы: собирать, готовить, есть… Собирать грибы – это всегда для меня целое приключение. Дедушка говорит, что поход за грибами напоминает охооту, но только - Почему Иван Васильевич нигде не служил? По рассказу Толстого После бала
Персонаж рассказа Толстого Иван Васильевич думал, что он не на что не способен и не хотел нигде служить. Его жизнь изменилась после одного эпизода когда он стал свидетелем одного конфликта, когда он вернулся по окончанию бала, ликующий и влюблённый, - Сочинение на тему Что такое дружба
Дружба это отношение между людьми, основанные на доверии и любви. Дружба бывает разной. Между друзьями, коллегами по работе, между близкими людьми. - Характеристика и образ Левши из рассказа Лескова 6 класс сочинение
Левша из рассказа Лескова – тульский мастер. Он был одним из троих умельцев, которым выпала честь показать свое мастерство и превосходство над иностранцами. На то был приказ императора, верившего в свой народ. После выполненной работы, Левша, - Сочинение по картине Шишкина На севере диком 9 класс
Шишкин, является очень талантливым художником, который в основном работал в пейзажном стиле, и нужно отметить, что в этом жанре он сумел достичь очень больших успехов. Все его работы вызывают у зрителей очень большой интерес и неподдельное восхищение,
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-andreya-shtolca-v-romane-oblomov-goncharova
Характеристика Штольца (Обломов)
В романе Ивана Гончарова «Обломов» присутствует множество сюжетных линий. Разнообразие персонажей помогает лучше понять смысл, который автор вкладывает в произведение. Образ и характеристика Штольца с цитатами доказывают, что успехов добивается тот, кто уверенно идет к собственной цели, не боясь сложностей.
Детство и обучение грамоте
Штольц Андрей Иванович родился в семье немца и русской дворянки. Отец был управляющим в поселке Верхлево, руководил местным пансионом, где Андрюша и познакомился с юным Обломовым Ильей Ильичем. Вскоре они стали неразлучными друзьями.
«Русский был природной речью» Штольца, он учился ее у матери, из книг, перенимал множество слов у крестьян, деревенских мальчишек. Родители рано начали приобщать сына к всевозможным наукам.«С восьми лет паренек сидел над географическими картами, учил библейские стихи, басни Крылова».
Когда «отрывался от указок», бежал к соседским детишкам.
Задерживался на улице до поздней ночи, разорял птичьи гнезда, часто ввязывался в драки. Мать жаловалась супругу, что:«не проходит дня, чтоб мальчик воротился без синего пятна, а намедни нос разбил».
Невзирая на буйный нрав, не терял талант к обучению. Когда играл с матерью на фортепиано в четыре руки, она вмиг забывала о скверном поведении любимого сыночка.
С четырнадцати лет отец стал посылать сына в город, с определенными поручениями.
«Не случалось, чтоб паренек забыл, недоглядел, переиначил, дал промах». Матери не нравилась подобная «трудовая дисциплина». Женщина мечтала видеть сыночка барином, а не фермером с рабочими руками.
Внешность
Андрей Иванович был ровесником своего друга Ильи Обломова. Автор сравнивает его с породистой английской лошадью. Казалось, что он сложен лишь из нервов и мускулов. Штольц был худощав. У него отсутствовал «признак жирной округлости».
На смуглом лице зеленые глаза смотрелись очень выразительно. Взгляд был зоркий. От него не ускользала абсолютно никакая деталь.
Илья Обломов с завистью говорит другу, что от него так и веет мужественностью и здоровьем, потому как он «не толст, да и ячменей не имеет».
Отношение к работе. Материальное положение
Андрей был настойчив. «Он упрямо шел по избранной дороге. Не видывали, чтоб задумывался над чем-нибудь мучительно. Не терялся в сложных обстоятельствах». С самого детства был приучен к любому труду. После того как подал в отставку, решил заняться собственными делами. Благодаря этому удалось нажить дом и деньги. «Он участвует в компании, отправляющей товары за границу».
Коллеги уважают его, относятся доверительно.
Жизнь Андрея это сплошное движение. Если по работе требуется поехать за границу, то обязательно отправляют его.«Когда в обществе возникнет надобность посетить Бельгию или Англию — посылают Штольца, необходимо написать какой проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его».
Подобная предприимчивость помогла ему: «из родительских сорока сделать тысяч триста капиталу».
На уверения Ильи Обломова, что всю жизнь нельзя посвящать труду, отвечает, что подобное возможно. Он не представляет себя без дела.«Трудиться никогда не перестану. Труд – цель, стихия и образ жизни». Живет по бюджету, без излишеств.
«Старался тратить каждый рубль, с недремлющим контролем времени и труда, сил души и сердца».
Дружба и любовь
Штольц был верным и надежным товарищем. С Обломовым подружился, пребывая в юношеском возрасте. Вместе они учились в пансионе, где заведовал отец Андрея. Ребята уже тогда очень отличались в своих стремлениях.
Илья не любил науку.
Но когда у него проявилось увлечение поэзией, Андрюша стал носить ему из дому всевозможные книги, лишь бы развивать его познания.«Сын Штольца баловал Илюшу, подсказывая ему уроки, делая за него многие переводы.» Спустя годы он не перестает поддерживать Обломова. Утверждает, что тот является для него близким человеком.
«Ближе всякой родни: я с ним учился и рос». Андрей всегда бескорыстно поддержит товарища. Илья с радостью ждет его в гости, доверяет ему все свои дела, в том числе и финансовые. Скорей бы приехал Штольц! Пишет, что скоро будет. Он бы уладил.
Когда у Обломова возникают серьезные проблемы с имением, то друг сам предлагает помочь навести там порядок, он понимает, что управляющий поместьем обманывает Илью Ильича. Делает все со знанием дела.
Даже после смерти Обломова не перестает проявлять заботу о его близких.
Супруге Агафье Пшеницыной высылает деньги, которые приносит имение. Сына покойного товарища забирает в свой дом.«Андрюшу попросили на воспитание Штольц и его жена. Теперь считают его членом собственного семейства».
Любовь
Андрей Иванович был осторожен в отношениях с противоположным полом. «Среди увлечений чувствовал землю под ногами и достаточно сил, чтоб в случае крайности вырваться на свободу. Не ослеплялся красотой, не лежал у ног красавиц». С Ольгой Ильинской их связывала давняя дружба. Мужчина был старше ее, воспринимал знакомую как ребенка.
«Пребывала в глазах его прелестным, подающим большие надежды ребенком». После болезненного разрыва отношений с Обломовым, Ольга вместе с тетей уезжает за границу. С Андреем они встретятся в Париже, и больше не станут расставаться.
Андрей попытается всячески скрасить ее одиночество в чужом городе.
«Обложив ее нотами и альбомами, Штольц успокаивался, считая, что на долгое время заполнил досуг приятельницы, и шел работать». Вскоре они вместе уезжают в Швейцарию. Тут он убеждается еще больше, что не может жить без Ольги.
Мужчина влюблен в нее.
«За эти полгода разыгрались над ним все пытки любви, от которых он так тщательно берегся в отношениях с женщинами». Признавшись ей в искренних чувствах, узнает, что она испытывает к нему взаимность. Вскоре влюбленные женятся, у них появляются дети. Семья живет дружно и счастливо.
К ним в гости приезжает вдова покойного Обломова Ильи Ильича, чтобы проведать сына Андрюшку. Женщина понимает, что их чувства искренни. «Оба существования, Ольги и Андрея, слились в одно русло. Все было у них гармония и тишина».
Другие материалы по роману «Обломов»:
Краткое содержание
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1185-harakteristika-shtolca-oblomov.html
Андрей Штольц
Центральный персонаж романа Ивана Гончарова «Обломов». Друг и одновременно антипод главного героя, Ильи Обломова.
Андрей Иванович Штольц общается с Обломовым с детства и стал тому близким другом. По характеру это человек действия, практик, а по происхождению — наполовину немец. Мать Штольца — русская дворянка. При всем своем рационализме, Штольц обладает добрым нравом.
Герой честен, разбирается в людях, при этом склонен просчитывать каждое действие и ко всему в жизни подходить со стороны практической пользы. Штольц был выписан как антипод Обломову и должен, по замыслу автора, восприниматься как образец для подражания.
Иван Гончаров
Штольц женат на Ольге Ильинской, дворянке, женщине, в которую влюблен Обломов. Ольга любила Обломова поначалу, но рассталась с тем. Обломов вял и мечтателен, прежде чем сделать Ольге предложение, много раздумывал, отступал.
Штольц временами выводит Обломова из апатии и заставляет вспомнить о жизни, призывает того заняться делом, вложиться в учреждение школ, строительство дорог, однако Обломов отмахивается от подобных идей.
Илью Обломова берут в оборот мошенники, дела и хозяйство героя переходят в их руки, а сам он погружается в еще большую бездеятельность, чем обыкновенно. Когда до Обломова доходят слухи о его собственной близящейся свадьбе, герой приходит в ужас, потому что для него еще ничего не решено.
В этот период героя посещает Ольга и, видя того в таком безвольном и жалком состоянии, прерывает эти отношения. На этом история любви Ольги и Обломова себя исчерпывает.
Андрей Штольц и Ольга Ильинская
Героиня не собирается ввязываться в новые отношения, но Штольц убеждает Ольгу, что первые отношения оказались ошибкой и только заложили основу для новой любви — к нему, Штольцу. Ольга ценит в Штольце трудолюбие и решительность — то, чего не видела в Обломове. И безгранично, «как матери», доверяет мужу.
Штольц держится прогрессивных (для того времени) взглядов на роль женщины в обществе. По мысли героя, женщина призвана делать вклад в общественную жизнь, занимаясь воспитанием достойных граждан, а для этого сама должна быть хорошо образована. Штольц занимается с женой, обучает ту наукам, и эти занятия еще больше сближают супругов. Штольц жарко спорит с женой и удивляется уму Ольги.
Андрей Штольц и Илья Обломов
Штольц спасает Обломова из лап мошенников, которые в противном случае обобрали бы того до нитки.
Позже Обломов называет в честь Штольца сына, который рождается у него от Агафьи Пшеницыной, женщины из чиновничьей среды, квартирной хозяйки, к которой Обломов переезжает жить. Из-за малоподвижного образа жизни у Обломова случается ранний инсульт, и Штольц посещает больного друга.
Во время этого посещения Обломов просит Штольца во имя дружбы приглядеть за его маленьким сыном Андреем. Когда через два года Обломов умирает, Штольцы забирают его сына на воспитание.
Образ
Штольцу слегка за тридцать. Внешность героя подчеркивает нрав — он крепок, худ, мускулист, скуласт, на теле нет лишнего жира. Гончаров сравнивает героя с «кровной английской лошадью». У Штольца зеленоватые глаза, герой смугловат, спокоен в движениях так же, как и по характеру. Герою не свойственны ни избыточная мимика, ни резкие жесты и суетливость.
Андрей Штольц и его отец
Отец Штольца, немец, вышел из бюргеров и не был дворянином. Мальчика воспитывал в традициях бюргерства — приучал к труду и практической деятельности, что не нравилось матери Андрея, русской дворянке. Отец занимался с Андреем географией.
Герой учился чтению по текстам немецких писателей и библейским стихам, с юного возраста помогал отцу в делах, подводя итоги счетам. Позже стал подрабатывать репетитором в маленьком пансионе, устроенном отцом, и получал за это жалованье, как обыкновенный мастеровой.
К четырнадцати годам герой уже один ездил в город с поручениями отца и выполнял порученное в точности, без промашек, ошибок или приступов забывчивости. Отец Андрея запрещал матери препятствовать активности мальчика и держать того при себе, Штольц рос деятельным и часто надолго отлучался из дома.
Юноша получил хорошее университетское образование, одинаково хорошо говорит по-русски и по-немецки. При этом герой продолжает учиться всю жизнь и постоянно стремится узнавать новое.
Портрет Андрея Штольца
Штольц не получил дворянства при рождении, но скоро дослужился до чина надворного советника, который дал герою право на личное дворянство.
Дальше по карьерной лестнице он не продвигается, а уходит со службы, чтобы заняться торговлей. Компания, в которую вложился Штольц, занимается экспортом товаров.
Андрей смог во много раз увеличить состояние отца, превратив сорок тысяч капитала в триста, и прикупил дом.
Штольц много разъезжает и редко надолго остается дома. Герой вдоль и поперек изъездил Россию, бывал за границей, учился в заграничных университетах и изучил Европу «как свое имение». При этом Штольц не чужд светского общения, бывает на вечерах, умеет играть на фортепиано; интересуется наукой, новостями и «всей жизнью».
Характеристика Штольца
Герой неусидчив, бодр, тверд и даже упрям. Всегда занимает активную позицию: «понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его». Время Штольца четко распланировано, тот ни минуты не тратит понапрасну.
При этом герой умеет сдерживать нежелательные порывы и оставаться в границах естественного, рационального поведения, хорошо контролирует собственные чувства и не кидается в крайности.
Штольц не склонен винить других в собственных неудачах и легко берет на себя ответственность за приключившиеся страдания и неприятности.
Олег Табаков и Юрий Богатырев в образе Ильи Обломова и Андрея Штольца
В противоположность Обломову, герой не любит мечтать, избегает фантазий и всего того, что не может быть подвергнуто анализу или применено на практике.
Штольц умеет жить по средствам, расчетлив, не склонен к неоправданному риску и при этом легко ориентируется в сложных или незнакомых обстоятельствах. Эти качества вкупе с целеустремленностью делают героя хорошим дельцом.
Штольц любит порядок в делах и вещах, и ориентируется в делах Обломова лучше, чем тот сам.
Актеры
Роман «Обломов» экранизировали в 1979 году. Режиссером фильма под названием «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» стал Никита Михалков, а роль Андрея Штольца исполнил актер Юрий Богатырев.
Штольц в фильме изображен жизнерадостным и активным человеком, каким и представлен в романе Гончарова.
Юрий Богатырев в роли Андрея Штольца
При этом актер признавался, что скорее видел себя в образе Обломова, а Штольц, роль которого Богатыреву пришлось играть, по характеру полная противоположность самому актеру.
Интересные факты
Слово «обломовщина», которое после выхода романа стало нарицательным, впервые прозвучало из уст Штольца как характеристика образа жизни Обломова. Этим словом обозначалась склонность к лени, апатии, застою в делах. Словом, то, что мы бы сейчас назвали «прокрастинация».
Цитаты
«Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни. По крайней мере, моей».«Сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина».«Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу».
Фото
Источник: https://24smi.org/person/1306-andrei-shtolts.html
Образ Штольца в романе «Обломов»: фиаско Гончарова или творческая находка?
Выдающийся российский писатель-классик Иван Александрович Гончаров в плане романа «Обломов» образ Штольца изображал по-особенному. Исчерпывающе верно это выразил литературный критик Николай Александрович Добролюбов.
Мысль вида, по его воззрению, – новый человек, способный указать современникам «что делать». Член-корреспондент Петербуржской Академии Гончаров в протяжении 10 лет кропотливо, шаг за шагом писал роман, в каком решал сверхзадачу.
Было разумеется, что с подменой феодальных устоев общества на буржуазные дворянство совсем утратило собственный нимб прогрессивности.
Новый “герой нашего времени”?
Современники писателя уже не лицезрели ни в пушкинском виде дворянина Евгения Онегина, ни в лермонтовском виде Григория Александровича Печорина светочей для подражания. Эти герои стали литературно-историческими. В российской культуре образовалась очевидная, незаполненная ничем никем ниша.
Историей, ну и интересами развития общества был нужен новый чуткий взор, свежайшие идеи. В XIX веке появилась новенькая общественная прослойка людей – разночинцы. Не имея наследной «голубой крови», эти люди были искрометно образованы, великолепно работоспособны, внедрялись во все сферы публичного развития и двигали их.
Конкретно таким героем, способным аргументировано сказать соотечественникам «вперед», стал образ Штольца в романе «Обломов».
Гончаров с наибольшей четкостью, просто таки рельефно показал в нем те новые свойства, которые принципно отличали его от Онегина и Печорина. При всем этом классик показывает на просто-таки «генетические» его отличия: различны эталоны, устремленность, активность, ценности личности.
Вот и указывает это Иван Алесандрович происхождением Штольца. Его отец Иван Богданович Штольц приехал в Рф и служит приказчиком, управляя поместьем. адекватномыслящий. Мама Андрея – образованная российская дама, человек узкого духовного склада, принадлежащая к бедному сословию.
Образ Штольца в романе «Обломов» показателен.
Гончаров таким макаром «лепит» суть человека грядущего из германской верно направленной образованности, целеустремленности, деловитости, активности и российского духовного мира (Андрей Штольц – православный), открытости и сердечности по отношению к друзьям, склонности к сообразованию домашнего уклада «по русскому типажу».
Штольц – активный член общества
Андрей Штольц благодаря собственному первому учителю – папе получил вкупе с исходным образованием главное: активную актуальную позицию. Потом –институтское образование. Позже – сделал блестящую карьеру (при этом еще до 32-33 лет). Мы узнаем, что согласно табеля о рангах, ее итог эквивалентен чину полковника в юридической сфере.
Образ Штольца в романе «Обломов» – это сразу и юрист, и предприниматель. Он за пару лет удесятеряет отцовский капитал. Выйдя на пенсию, он успешен и в коммерческой деятельности, искусно представляя торговую компанию и в странах Западной Европы, и в самой Рф.
Более того, о том, что Штольца завлекают к разработке проектов, свидетельствует тот факт, что коллеги прислушиваются к его мыслям и предложениям.
Штольц ценит дружбу, семейные дела
Не считая деловых свойств Андрей Иванович – верный друг. Он не кидает на произвол Илью Обломова. Помогает фактически, не советами, говорильней. Ему удается практически вынуть лодыря и лежебоку из петербуржской квартиры, чтоб тот лицезрел людей, общался, отыскал даму, которая бы изменила его жизнь.
На первых порах, казалось бы, план Штольца сработал: Обломов втюрился в Ольгу Ильинскую. У нее также появилась ответные эмоции. Но чуть проросшую любовь необходимо, как дерево, поливать не только лишь движениями души, да и хорошими, романтическими поступками и делами.
А ах так раз на это Илья Ильич оказался неспособным. Все усилия Андрея Ивановича, направленные на облагораживание жизни товарища, оказываются напрасными. Разочарована и Ольга. Андрей Иванович, лицезрев достояние души и поняв глубину духовного мира дамы, женится на Ольге.
Когда же Обломов погибает от заболевания, супруги Штольцы берут на воспитание его отпрыска Андрюшу.
Критика вида Штольца
Но большие российские писатели и критики, в том числе Чехов и Добролюбов, в целом выражая восхищение работой Гончарова, остро критиковали образ Штольца в романе «Обломов».
Они усматривали, что этот персонаж практически не служит развитию и эталонам Рф, вся его деятельность ориентирована на свое личное благосостояние. Он –индивидуалист, строящий свои теории и не прислушивающийся к другим.
«Такие люди не сумеют спасти Отечество», – такой грозный вердикт классиков. Кстати, Гончаров сам признал, что идеи, лежащие в базе этого вида, остались неосуществленными.
Выводы
Но не следует забывать, что время Гончарова было временем титанов от литературы. Его труд оценивали истинные классики по самым высочайшим аспектам. Потому верно было бы подвести результат вышесказанному последующим образом: образ Андрея Ивановича Штольца органично вплетается в сюжет, он роскошно оттеняет собой Илью Обломова.
Гончаровская игра на контрастах меж видами Обломова и Штольца заставляла и принуждает многих людей задуматься и переоценить свою жизнь. Не считая того, это самый известный роман классика. Потому наибольшая творческая фортуна, которую достигнул писатель Гончаров – «Обломов».
Образ Штольца играет роль доброкачественного контраста для головного героя – 1-го из самых непревзойденых «ленивцев» во всей мировой литературе.
Источник: https://tipsboard.ru/obraz-shtolca-v-romane-oblomov-fiasko-goncharova-ili-tvorcheskaya-naxodka/
Обломов и Штольц в романе И. Гончарова «Обломов»
Тип русского человека, который воссоздал И. А. Гончаров в романе «Обломов», был не нов для русской литературы. Мы встречаемся с ним и в комедии «Лентяй» Фонвизина, и в гоголевской «Женитьбе». Но наиболее полным и многогранным его воплощением стал образ Обломова из одноименного романа Гончарова.
Одним из способов создания характера Ильи Ильича Обломова в романе является антитеза, выражающаяся в сопоставлении главного героя с его антиподом. Таким персонажем в романе является Андрей Штольц — друг Обломова. Из ряда таких героев, как Чацкий, Онегин, Печорин, Илья Ильич единственный имел настоящего друга.
Даже по внешности герои представляют собой полную противоположность друг другу: «Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный». Гончаров подчеркивает во внешности Обломова то, что он «обрюзг не по летам» от недостатка движения или воздуха.
Шея у Ильи Ильича слишком белая и матовая, руки мягкие, а плечи пухлые. И вообще его тело «казалось слишком изнеженным для мужчины». Весь облик Обломова свидетельствует о том, что этот человек всем занятиям предпочитает лежание на диване.
Сам образ жизни Ильи Ильича сформировал его внешность с теми чертами неторопливости и медлительности, которые подчеркивает в своем герое автор.
Портрет Штольца совершенно иной. Этот герой всегда в движении: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». В отличие от полного Ильи Ильича, Андрей Штольц худощав. Цвет лица у него более здоровый, а глаза «неного зеленоватые, но выразительные».
Но не только внешностью противопоставлены друзья друг другу. Характеры их также совершенно различные. В Обломове автор подчеркивает такие черты, как мягкость, чувствительность и отсутствие жизненной энергии. Большое значение в формировании характера главного героя имело его воспитание.
Родился Илья Ильич в деревне Обломовке с ее отгороженностью от больших дорог и городов, с ее неторопливым патриархальным течением жизни, в которой ничего не происходит и не меняется. Рос он под постоянной опекой родителей и нянек, как «экзотический цветок в теплице». Обучался лишь тогда, когда были к тому желание и силы. А желания практически и не было.
Родители же Илюшу ни в чем не неволили — был бы он сыт да доволен.
А вот у Штольца жизнь складывалась по-другому. С ранних лет он учил географию и арифметику, а когда стал немного старше, то один ездил в город по поручениям отца. Он постоянно был чем-то занят, что-то делал: учился, помогал родителям, сам зарабатывал деньги.
Итак, Обломов и Штольц оба родились в деревне и были ровесниками, но воспитание их было различным, и потому характеры их сформировались по-разному.
Штольц говорит про Обломова, что у него «хрустально-прозрачная душа». И это действительно так, потому что бездеятельность и апатия не мешают ему иметь честное, доброе сердце, критический ум и способность анализировать происходящее.
Обломов просто не хочет жить во внешнем мире, отгораживается от него, потому что не понимает его. Зато внутренний мир главного героя богат. Каждый новый день его начинается и заканчивается размышлениями, рассуждениями. Он ведет бесконечные внутренние монологи.
Его лень и бездеятельность вызваны тем, что, не поняв мира сего, он построил собственный мир в своей комнате, И здесь ему тихо и спокойно.
Штольц же полная противоположность Обломоу по характеру. Он не любит мечтать и надолго погружаться в не имеющие практического приложения думы: «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе». Для него характерен практицизм и эмпиризм.
«То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман, то или другое отражение лучей и красок на сетке органа зрения или же, наконец, факт, до которого еще не дошла очередь опыта».
Автор отмечает, что Штольц был практичным и разумным человеком, но без души. Нет, это не значит, что он был равнодушным. Так, например, он искренне озабочен судьбой Обломова и переживает за друга, хочет помочь ему. Хотя Штольцу и некогда было особенно задумываться о душе.
Ведь смысл жизни он видит в работе. «Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей», — говорит он.
Как же могут два столь разных человека быть близкими друзьями? Видимо, здесь вступает в действие известный принцип, заключающийся в том, что противоположности притягиваются друг к другу, стремясь найти то, чего нет у них самих.
Штольц всегда был для Обломова примером силы, решительности, практичности, аналитического ума. Обломов же для Штольца — это близкий человек, которому можно рассказать о радостях и невзгодах.
«Андрей часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала ехал поидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу, и всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров или, возвратясь от красот южной природы в березовую рощу, где гуял еще ребенком». Таким образом, Обломов является для Штольца близким, родным человеком, кем-то вроде родственника, брата, а дом его он воспринимает как свой родной дом, как возвращение в детство.
Казалось бы, именно Штольц в романе воплощает лучшие человеческие качества: трудолюбие, ум, энергию, честность, благородство.
Но критики не без основания отмечали схематичность этого образа, небедительность его идей и деятельности.
Несмотря на все свои достоинства, Штольц воспринимался как удачливый, энергичный делец, представитель нового буржуазного уклада, который приходит на смену патриархальным обломовым.
Конечно, такой путь развития страны был неизбежен. Именно штольцы способствуют процветанию, в то время как обломовы лежат на диване.
Но в разговоре с другом Илья Ильич дает удивительно точную и меткую оценку миру промышленников, куда настойчиво пытается вовлечь его Штольц.
Он называет коммерсантов спящими людьми и даже мертвецами, которые только имитируют активность и бурную деятельность. А сам мир их скучен и нелеп. Это мир без души, без чувств.
Сравнение Обломова и Штольца дало писателю возможность выявить сильные и слабые стороны каждого из героев, Никто из них не идеален.
Быть может, для Гончарова истина лежала где-то посередине, а идеал русского человека заключался в соединении лучших черт Обломова и Штольца.
Видимо, по мысли писателя, России нужны были практичные и деловые люди, которые всколыхнут застой и болотную тину, но в то же время необходимо было, чтобы они обладали богатым внутренним миром, добрым сердцем и душой, а значит, были действительно русскими.
Источник: https://5litra.ru/soch/1010-oblomov-i-shtolc-v-romane-i-goncharova-oblomov.html
Образ Штольца в романе И. А. Гончарова “Обломов”
Образ Штольца был задуман Гончаровым как антипод образу Обломова. В образе этого героя писатель хотел представить цельного, активного, деятельного человека, воплотить новый русский тип. Однако замысел Гончарова не вполне удался и, прежде всего, потому, что данный тип не был представлен в самой русской жизни.
“Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества… Оттого-то из романа Гончарова мы и видим только, что Штольц – человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить – значит трудиться… Но что он делает, и как он ухитряется делать что-нибудь порядочное… – это для нас остается тайной”, – пишет Н. Добролюбов.
Образ Штольца мог бы так и остаться в романе схематичным, отвлеченным символом деятельного добра, но сам писатель чувствовал это несоответствие. Обозначив положительные качества героя в начале романа, Гончаров затем создает многогранный, объемный характер, не идеальный, не столь отвечающий первоначальному
замыслу, но по-своему сложный, жизненно-правдивый, реалистичный. В романе представлена предыстория Штольца. Писатель подробно рассказывает о его детстве, семье, жизни в родительском доме. Отец Андрея был немец, от него сын унаследовал любовь к порядку, педантизм и аккуратность, деловитость и исполнительность. Отец, желающий видеть в сыне повторение собственной судьбы, дал ему “строгое, практическое воспитание”, отличное образование. Но нежная любовь матери, русской дворянки, мечтающей видеть сына русским барином, вариации Герца, соседство Обломовки, княжеского замка – все это призвано было обратить “узенькую немецкую колею в такую широкую дорогу, какая не снилась ни деду его, ни отцу, ни ему самому”. Однако “широкая дорога” Штольца оборачивается его частной семейной жизнью. “И мы не понимаем, как мог Штольц в своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые одолевали далее Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться на своем одиноком, отдельном, исключительном счастье.,.”, – пишет Добролюбов. Однако в изображении характера героя проявилось художественное чутье Гончарова, чутье художника-реалиста, исследовавшего данный характер глубоко и полно. Первое, что отмечает писатель в характере Штольца, – это рационализм. “Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман… У него не было и того дилетантизма, который любит порыскать в области чудесного или подонкихотствовать в поле догадок и открытий за тысячу лет вперед. Он упрямо останавливался у порога тайны, не обнаруживая ни веры ребенка, ни сомнения фата, а ожидал появления закона, а с ним и ключа к ней”, – пишет Гончаров. Выше всего Штольц ценил в людях настойчивость в достижении целей, воображения же, мечты, бурных порывов, страстей он боялся и старался избегать в жизни. Гончаров подчеркивает в герое черты “нерусские”, но “европейские”. Это рассудочность, сдержанность, умеренность во всем. Штольц “неспособен был вооружиться той отвагой, которая, закрыв глаза, скакнет через бездну или бросится на стену на авось. Он измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет, что бы там про него ни говорили”. “Здравый смысл посредственности” – такими словами Толстой обрисовал одного из своих героев, Николая Ростова, в романе “Война и мир”. Слова эти как нельзя лучше раскрывают и характер героя Гончарова. Штольц – сильный, волевой человек, контролирующий не только все свои поступки, но и чувства. Он никогда не отдавался чувствам вполне, “он и среди увлечения чувствовал почву под ногами”. Он не боялся трудностей, на жизнь смотрел прямо и просто. Писарев замечает, что “Штольц не принадлежит к числу тех холодных, флегматических людей, которые подчиняют свои поступки расчету, потому что в них нет жизненной теплоты…”. Однако восприимчивость героя в этой сфере ограничена. Штольц способен к любви, дружбе, но все эти чувства подчинены его убеждениям, неким формальностям. Ограниченность сказывается и в “идейных исканиях” героя. Вся его “неуемная деятельность” – это “участие в какой-то компании, отправляющей товары за границу”. Занимаясь коммерцией, Штольц “нажил дом и деньги”. Пытливый, ищущий ум Ольги, ее беспокойная натура не могла удовлетвориться тихой семейной идиллией. Когда же она попробовала поговорить об этом с мужем, то в ответ услышала совет смириться с жизнью. “Мы не Титаны с тобой… мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним голову и смиренно переживем трудную минуту…”, – говорит Штольц Ольге. Ограниченность Штольца сказывается и в его отношениях с Обломовым. Так, Штольц все время пытается “перекроить” характер друга по собственному подобию, вовлечь его в круговорот жизни, занять трудом. Однако в основе этих побуждений – всего-навсего жажда деятельности. “Ольга, Штольц и Райский не более как гусли-самогуды. Они будят Обломова и Софью Николаевну не из любви, не из дружбы, не из желания им добра, а просто из лихорадочной жажды деятельности…”, – замечает Н. К. Михайловский. Каково же истинное отношение Штольца к Обломову? Андрей Иванович считает себя его другом, вроде бы любит его, между тем он не только не понимает Обломова, но и не принимает его всерьез, в глубине души считая его личностью пустой и ничтожной. Встретив Ольгу в Париже и отметив, как внутренне “развилась эта девочка”, он теряется в догадках: “Кто ж был ее учителем? Где она брала уроки жизни? У барона? Там гладко, не почерпнешь в его щегольских фразах ничего! Не у Ильи же!..” Когда Ольга Ильинская рассказывает Штольцу о своей любви к Илье, то Андрей не может поверить ей. Сознавая собственное превосходство, он считает эти отношения ошибкой, недоразумением, заблуждением, обманом – чем угодно, только не любовью. “Но для любви нужно что-то такое, иногда пустяки, чего ни определить, ни назвать нельзя и чего нет в моем несравненном, но неповоротливом Илье… Ах, если б это была правда! – прибавил он с одушевлением. – Если б Обломова, а не другого! Обломова! Ведь это значит, что вы принадлежите не прошлому, не любви, что вы свободны…” Штольц отказывает Обломову в способности любить, отказывает ему в праве быть любимым. Вместе с тем в словах этих открывается вся. неуверенность Штольца, его боязнь соперничества с “бывшим поклонником” Ольги. Андрей Иванович лишен душевной широты, свойственной русскому человеку, – неизвестно, решился ли бы он сделать Ольге предложение, будь ее поклонником кто-то другой. Для Штольца значимо общественное мнение, сословные предрассудки. Он подчиняется во всем установленному в жизни порядку, и всякое нарушение “правил” для него неприемлемо. Правила и законы – это главная жизненная ценность в сознании Штольца. Для него значимы не люди и их чувства, а лишь формальное соответствие принятому в обществе порядку. Женитьбу Обломова на Агафье Матвеевне он рассматривает как нравственное падение Ильи, как его гибель и, по сути, расторгает все отношения с ним. “В чем же заключался смысл этого безнадежного, отчаянного приговора? Илья Ильич женился на Пшеницыной и прижил с этой необразованной женщиной ребенка. И вот причина, по которой кровная связь расторгнута, обломовщина признана переступившей все пределы!” – замечает А. В. Дружинин.
После смерти Обломова его сын Андрюша был принят в семью Штольца, но слуга Обломова Захар “случайно был найден в числе нищих”, и “вдова Ильи Ильича не была приближена к друзьям ее мужа”. Будь Обломов на месте Штольца, все было бы иначе. Как замечает А. В. Дружинин, Илья Ильич не стал бы разрывать дружбу из-за сделанного другом мезальянса, он бы взял к себе Захара, помог бы вдове Штольца – “он поделился бы с ними последним куском хлеба и, говоря метафорически, принял бы их всех ровно под сень своего теплого халата”.
Штольц непоследователен в своих добрых порывах. Так, в романе он дважды помогает Обломову, устраивая дела друга с имением, разоблачая денежные махинации Тарантьева. Но в целом судьба Обломова не волнует его.
Таким образом, образ Штольца в романе не только проясняет образ Обломова, но и интересен читателям как таковой. Это достаточно сложный, реалистичный образ, исследованный писателем глубоко и всесторонне.
Источник: https://ege-essay.ru/obraz-shtolca-v-romane-i-a-goncharova-oblomov/
Образ Штольца в романе «Обломов» – Русская историческая библиотека
В связи с задачей представить на огромном полотне художника картину русской Обломовщины, Гончаров задумал также изобразить в противовес ей тип деятельного, трезвого и энергичного человека, потребность в котором двигалась настоятельными задачами времени.
Характерно, что как и Тургенев в романе «Накануне», Гончаров нашел этот тип не среди русских: его Штольц – немец.
При этом и Тургенев и Гончаров, выдвигая положительный тип, нашли нужным сообщить ему лишь такие черты характера, как трезвость, рабочую энергию и силу воли; но чуткость душевную, широту интересов, любовь к поэзии и красоте они считали чертами, чуждыми этому типу.
Гончаров. Обломов. Краткое изложение
Таковы – Инсаров в «Накануне» и Соломин в «Нови» Тургенева, таков же и Штольц в «Обломове». И как мечтательный Рудин, теоретик и энтузиаст, противополагается Лежневу, Шубин – Инсарову, а в «Нови» поэт и рефлектирующий мечтатель Нежданов, – Соломину, так Обломов противополагается Штольцу.
Воспитанный строго своим отцом, аккуратным и трудолюбивым немцем-учителем, преподававшим начатки грамоты маленькому Илюше Обломову, Андрей Штольц вырос деловитым, практическим и трезвым человеком.
Он не способен отдаваться мечтам и погружаться в покой и лень.
Его стихия – труд, и для его деятельной натуры необходимы, как воздух, плодотворные и полезные занятая, вечная работа, которая кипит вего умелых и сильных руках.
С детства Штольц привык к мысли, что жизнь есть труд, что без труда не проживешь и что в жизни необходимо полагаться на себя и быть уверенным в своих силах.
Эторазвило в мальчике самостоятельность и упорство воли.
Когда, еще молодым, пришлось ему добывать себе средства существования и жить на собственный счет, он устоял в житейской борьбе и работал не только по необходимости, но и полюбил свой труд.
Бодрый, жизнерадостный и сильный, проходит Штольц свой путь, не задаваясь непосильными, задачами, не строя идеальных планов, всегда в своих замыслах работы считаясь с реальными условиями окружающей жизни.
Внося свою долю труда в общую гигантскую, людскую работу, Штольц чувствует свою крепкую связь с кипящей вокруг него жизнью, между тем как Обломов оторвался от жизни, и она ушла от него далеко вперед. «Погиб ты, Илья, – говорит ему Штольц…
– Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век»…
К положительным чертам Штольца принадлежат также его уравновешенность, его твердая выдержка, благодаря которой никакие неблагоприятные условия не сломают его энергии и его веры в жизнь. Но вместе с тем в натуре Штольца есть черты ограниченности и узости.
Та огромная область жизни, в которой находятся поэзия, искусство вообще, работа религиозного и философского духа, – ему совершенно чужда и непонятна. Обломов в этом смысле более широк и чуток, чем он.
Штольц целиком отдастся заботам и трудам внешнего устроения жизни, и вопросы высшего характера его не волнуют.
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/4906-obraz-shtoltsa-v-romane-oblomov
Анализ «Обломова» Гончарова
Роман И.А. Гончарова «Обломов» посвящен описанию пагубных последствий крепостного режима, причем последствий не для крестьян, а для дворян. Главный герой этого романа Илья Ильчич Обломов. Он простой, добрый, но очень ленивый и избалованный человек.
Для него круглосуточное лежание на любимом диване заменяет всевозможную жизнь и деятельность. Обломов живет мечтами о том, как он переедет в свое имение и будет там прекрасно жить-поживать.
Отчасти в образе Обломова продолжается тема «лишнего человека», однако Обломов и сам хочет быть лишним это для него удобно и комфортно, никто не будет мешать ему вести размеренный образ жизни.
Значение сна Обломова
Его вера в собственную исключительность, воспитанная с детства, получила название «обломовщина». Детство свое Обломов вспоминает во сне: один из самых ярких эпизодов романа сон Обломова, был написан еще в 1848 году.
На примере этой картины из детства показывается, насколько калечит человека крепостное право, когда барину не нужно ничего делать. Обломов привык, что верный слуга Захар и кто-нибудь еще сделают все за него, а он барин, он выше этого, поэтому суетиться ни в коем случае не будет. Гончаров критикует такое барство.
Образ Андрея Штольца
Лучший друг Обломова Андрей Иванович Штольц, сын русской дворянки и немца; прямая противоположность Обломову. Штольц это «образец всякой силы», он с детства привык трудиться за материальную плату, так всю жизнь и живет.
Он упрекает Обломова в вечной лени, старается поднять его с дивана, однако безуспешно. По словам А.П. Чехова, образ Штольца творческая неудача Гончарова. Он задумывался как образ идеального человека, а в итоге получилась «продувная бестия, очень собою довольная».
Неизвестно, во имя чего живет Штольц, у него нет цели в жизни. Чем-то он похож на Обломова, в итоге реализует его идею о мирной жизни в поместье.
Образ Ольги Ильинской
В конце романа Штольц женится на Ольге Сергеевне Ильнской, которая изначально была возлюбленной Обломова. Ольга похожа на тургеневских девушек, которые нравствственно выше мужчин, ее образ это синтез разума и чувства.
Ради Ольги Обломов встает с дивана и готов отказаться от некоторых своих принципов и лени. Однако она сама лишь убеждает себя, что влюблена: Ольга еще слишком молода, не знает жизни, поэтому принимает легкое увлечение за любовь.
Обломов пишет ей письмо, в котором объясняет, что это не любовь, а настоящее чувство придет к ней позднее. Ольга не верит, но со временем убеждается, что это действительно так. После предложения руки и сердца воссоединиться им мешают всякие бытовые мелочи, но на самом деле отсутствие любви. Разрыв неизбежен.
Через несколько месяцев у Ольги начинается роман со Штольцем, в котором уже нет ни ревности, ни соперничества. Обломов искренне желает своей любимой женщине счастья, пусть и с другим, но и здесь его не будет Ольга умна и возвышенна, она хочет найти смысл жизни, а Штольц слишком приземленный для нее.
Образ Агафьи Пшеницыной
Сам Обломов в итоге женится на Агафье Матвеевне Пшеницыной, простой недалекой женщине, которая привыкла все в жизни делать сама. Она не думает о смысле бытия, гораздо большее ее волнуют вопросы бытовые.
Обломова она принимает таким, какой он есть, искренне любит его. Даже несколько преклоняется перед ним, как перед своим барином (а позднее и перед сыном). Обломов же продолжает любить Ольгу…
Агафья Матвеевна для него не объект чувства, а некий ореол заботы, которой она его окружила, воссоздав атмосферу Обломовки. Когда Обломов умирает, жизнь Агафьи Матвеевны теряет всякий смысл, ведь она поняла, что главное любовь.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Духовность и нравственность русской литературы, ее гуманистическое начало
Следующая тема: Образы героев и патриотизм народа романа-эпопеи «Война и мир»
Источник: https://www.nado5.ru/e-book/goncharov-oblomov