Мораль басни “туча” крылова (анализ, суть, смысл)

Анализ басни Крылова «Туча»

Басня «Туча» была написана Крыловым до июля 1815 года. В том же году она была напечатана в журнале «Сын Отечества».

В этой басне дождевая туча, пройдя мимо изнуренных от зноя полей, пролилась дождем над морем и хвалилась своей щедростью.

Не помогла краю, страдающему от засухи, разбросала богатства там, где в них никакой нужды не было, и хвалилась! Автор заканчивает басню такими строками:

«Когда бы на поля свой дождь ты пролила,
То б область целую от голода спасла

А в море без тебя, мой друг, воды довольно!»

Обратите внимание

По преданию, басня эта была написана по поводу пожалования аренды на льготных условиях псковскому губернатору во время голода, против которого правительство не приняло своевременно мер. Зимой 1811-1812 гг.

голод изнурял крестьян, но псковский губернатор П. И. Шаховской утаил трагизм ситуации. В августе 1812 г. он получил новую должность — стал тайным советником.

Эта информация ушла в массы, дело получило широкий резонанс.

Басня Крылова «Туча» повествует о немалых возможностях и неразумных тратах. Богатые люди часто бросают деньги по-пустому. Это, конечно, плохо, Но еще хуже, когда после пустой траты денег богач ждет похвалы, уважения от людей. Но уважение людей заслужить непросто.

У хороших людей в цене только дар, принесенный с чистой душой, не на показ, не для славы, а добра ради – дар разумный. Не является ценным дар, сделанный из тщеславия.

Не стоит уважения богач, который напоказ отваливает капиталы в учреждения и без того богатые, и не дает ни копейки туда, где в деньгах действительно нуждаются.

Тратит деньги показной благодетель из чванства. У Крылова найдем и объяснение: отчего подчас «благодетели», вроде бестолково пролившейся, глупо-хвастливой тучи, все-таки находят хвалителей и внешний почет, хоть в душе над ними усмехаются.

Кланяются не им, а толстой суме! Но «золотому мешку» кланяются недалекие, даже не разбирая – как нажито богатство, забывая, что нередко богач не на добро, а назло людям своим богатством распоряжается, этим богатством людей в кабале держит.

Пословица говорит «Богач с мошною, что рак с клешнею».

Басня «Туча» беспощадно высмеивает транжир с тугими кошельками, которые попусту разбрасывают неправедно нажитые богатства, и при этом еще хвалятся перед окружающими своей показной щедростью.

Важно

В чем заключается мораль басни «Туча»? Басня Крылова «Туча» — о больших возможностях и бесцельных делах. Вложения нужны там, где они действительно нужны, именно там они будут работать на пользу общества. Хвались тем, что сделано во имя добра, а не из тщеславных побуждений.

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/krylov/analiz_krylov_tucha/

«Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

В пейзажной лирике Александра Сергеевича Пушкина есть немало прекрасных произведений. Стихотворение «Туча» – одно из них. Оно относится к позднему периоду творчества поэта, когда он начал отходить от романтических традиций и принципов. Но это стихотворение еще целиком выдержано в духе русского романтизма.

«Туча» была написана 13 апреля 1835 года.

На следующий день Пушкин получил приглашение к начальнику III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии Александру Бенкендорфу по поводу ходатайства о разрешении издавать газету.

Свои надежды, что тучи над головой рассеются, поэт отобразил в стихотворных строках. В мае того же года «Туча» была опубликована в журнале «Московский наблюдатель».

Композиционно произведение можно разделить на три части по количеству строф. В первом четверостишии автор обращается к туче, которая, по его мнению, наводит уныние на ясный день. Вторая строфа повествует о прошедшей буре. В это время туча пролила на землю долгожданный дождь.

В третьей части туча исчезает, поскольку ее пора «миновалась». Такое композиционное построение указывает на временность житейских бурь и неприятностей в судьбе человека. Образ тучи типичен для романтической поэзии.

Он символизирует тревогу, надвигающуюся опасность, печаль.

Произведение построено на антитезе: недавняя буря противопоставляется наступившему покою. Пушкину удалась почти акварельная пейзажная зарисовка, пронизанная глубоким философским смыслом.

Вечный закон жизненного круговорота изображен здесь аллегорически. Вчерашний кумир, который был важен и необходим обществу, сегодня должен сойти со сцены, уступив место молодым талантам.

Главное – уметь вовремя остановиться, считает автор.

Совет

В такой трактовке легко предположить, что Пушкин в стихотворении «Туча» поведал читателям о своих творческих проблемах. К тому времени восхищение мастерством поэта стало угасать. Критики начали высказывать мнение, что Пушкин «уж не тот». Его произведения больше не казались бесспорными шедеврами.

Есть и другая точка зрения. Некоторые исследователи пушкинского наследия считают стихотворение «Туча» своеобразным откликом на памятную дату восстания декабристов. С момента события, всколыхнувшего всю Россию, прошло уже десять лет.

Но за это время поэт не изменил идеалам юности, остался «последней тучей рассеянной бури». Во времена декабристов его творчество было необходимо, оно «алчную землю поило дождем». Теперь все изменилось, буря революционных настроений прошла.

Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием с парным чередованием женских и мужских рифм. Такая форма не часто встречается в сочинениях Пушкина. Амфибрахий в сочетании с многочисленными союзами создает плавный, успокаивающий ритм повествования. Даже восклицания не нарушают размеренного развития сюжета.

Пушкин использует в тексте «Тучи» много эпитетов. Одни из них описывают непогоду: «унылая тень», «рассеянная буря», «таинственный гром». Другие эпитеты дают характеристику состоянию покоя, который установился после бури.

Эти пары символизируют позитивное настроение: «ясная лазурь», «ликующий день», «успокоенные небеса». Интересно, что в произведении нет эпитетов, которые обозначают цвет, что редко случается в пейзажной лирике.

Более четверти слов в «Туче» являются глаголами, что также нетипично для этого жанра.

Пушкин очеловечивает природу точными и выразительными олицетворениями: «молния обвивала», «земля освежилась», «буря промчалась», «ветер гонит». Чаще всего этот троп применяется к туче: «несешься», «наводишь», «печалишь», «облегала», «издавала», «поила». Повторное обращение к туче «одна ты» подчеркивает ее неуместность и одновременно одушевляет главный персонаж произведения.

Обратите внимание

Вторая строфа стихотворения содержит много гласных звуков «о» и «а», а также согласных «р» и «г». Они имитируют шум бури и раскаты грома. В третьей строфе большое количество звуков «с» и «л» создают атмосферу света, свежести и покоя.

Стихотворение «Туча» поражает литературных критиков глубиной содержания и совершенством художественных образов. Оно полностью оправдывает характеристику, данную Виссарионом Белинским пушкинским пейзажам: «полные невыразимого, но безмолвного очарования картины».

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина

  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина

  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина

  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина

  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина

  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина

  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина

  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина

  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина

  • «К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

По произведению: «Туча»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/751-tucha-analiz

Анализ стихотворения Пушкина Туча

В этом стихотворении А.С. Пушкин мастерски воспел Родину. Пейзажная зарисовка пропитана любовью к простой природе. Ее настроение неподвластно лирическому герою, а живет по своим законам. Герой знает, что появление тучи на небе после дождя неизбежно, но мимолетно. 

Пушкин радуется наступлению ясного дня после освежающей бури, оттого он жаждет, чтобы последняя туча ушла с небосклона и не скрывала солнца. Туча похожа на символ беды, угрозы, которая миновала, но оставила после себя след, неприятные воспоминания. Настроение лирического героя спокойное и умиротворенное. Тревога уходит из его души так же, как ветер гонит с неба запоздалую тучу.

Интересны средства, которыми Пушкин характеризует пейзаж. Описывая непогоду, он использует эпитеты с негативной окраской – «алчущая земля», «таинственный гром», «унылая тень», «рассеянная буря». После грозы же наступает «ликующий день», чему подобраны соответствующие описания. 

По принципу контраста строится и олицетворение тучи. Во время грозы она печалила, облегала небо, была обвита молнией, гремела. Потом пришло состояние покоя и уже легкий ветер и освеженная земля становятся действующими объектами стихотворения.

Основная мысль стихотворения – всему свое время. Туча была уместна во время грозы, но как только прошло ее время, ей нужно уйти и рассеяться.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Туча»

А.С. Пушкин написал стихотворение «Туча» в 1835 году. Скорее всего, он просто любовался природой после шумной грозы и увидел одинокую тучу, плывущую по уже ясному небу. Эта одинокая туча сподвигла его к написанию замечательного стихотворения.

«Туча» состоит из трех катренов. В первом катрене происходит кульминация. Автор говорит о туче, которая в одиночестве плывет «по ясной лазури». Здесь чувствуется уныние и тоска. Даже туча бросает «унылую тень». Присутствует много эпитетов, которые делают картину более живой и богатой.

Во втором катрене проявляется некая агрессия. Пушкин использует эпитеты, которые описывают прошедшую бурю. Кругом гроза, раскаты грома и даже землю он называет «алчной». Туча в восприятии автора это что-то пугающее, грозное, нехорошее, страшное. Хотя при этом она напоила «алчную землю» водой, т.е. принесла живительную влагу.

Важно

В третьем катрене автор как будто смилостивился над одинокой тучей. Он говорит ей, что уже хватит, довольно, пора ей уходить. Здесь чувствуется умиротворение. Только что Пушкин говорил о страшной непогоде, а в третьем катрене спокойно просит тучу уйти.

Все стихотворение наполнено эпитетами, метафорами и сравнениями. По литературному направлению его можно отнести к романтизму. Размер «Тучи» – четырехстопный амфибрахий. Если говорить о стопе, то здесь используется трехсложная стопа, в которой ударение на втором слоге. В стихотворении несколько рифмовок: перекрестная, гиперхолостая и смежная.

А.С. Пушкин «Туча». Анализ стихотворения

Одним из самых гениальных поэтов XIX века считается Александр Сергеевич Пушкин. «Туча» – это гимн дождю в летний день. Стихотворение излучает свежесть, которая появляется после грозы, оно проникнуто солнечным светом, обогревающим землю.

Поэт открыл новый стиль написания стихов, в его работах используется литературный прием отождествления природы с живыми существами. Деревья, камни, море, небо, земля – все они наделены способностью чувствовать, переживать, любить.

Словно к живым существам, к ним обращается Пушкин.

Туча – это главная героиня стиха, отношение автора к ней неоднозначно. В первом катрене он агрессивно настроен по отношению к ней. Облако наводит на поэта уныние, поэтому он ждет, когда оно скроется из вида, а небо станет чистым.

Автор укоряет тучу за то, что она вовремя не исчезла и нагоняет воспоминания о пережитой буре, ливне, грозе. Хоть и чувствуется восхищение тем, как устроен наш мир, но все же напоминает небесной страннице о завершении ее миссии Пушкин.

Туча во втором катрене предстает в образе владычицы неба, именно там она достигла небывалого величия. Автор признает тот факт, что она была нужна, ее прихода ждали люди и природа.

Туча напоила землю живительной влагой, она была в расцвете могущества, когда ее обволакивала ослепительная молния.

Но вот последние раскаты грома отгремели, ливень прекратился, и облако стало лишним на небе, оно мечется, ища пристанища, но все попытки тщетны.

Совет

Третий катрен уже более спокойным и наполненным умиротворением сделал Пушкин. Туча уже не кажется грозной и величественной, ее даже становится жалко. Автор не грозит никому, а лишь просит скрыться и не нагонять тоску.

Первый катрен является вводным, он рассказывает читателю о главной героине, задает настроение всему стихотворению. Здесь проскальзывает уныние, чувствуется досада. Во втором катрене преобладает боевой настрой, он является кульминацией, апофеозом. Поэт вдохновлен, он яркими красками описывает картину ливня в летний день.

Повторяющиеся рычащие согласные позволяют лучше воспринять настроение, которое пытался передать Пушкин.

Стихотворение «Туча» заканчивается в успокаивающей и умиротворяющей атмосфере. Автор уже ничего не требует – он просит уйти и не мешать. Александр Сергеевич очень ярко изобразил пробуждение природы после дождя, в строчках чувствуется свежесть.

Переменчивость, многообразие мира, подчиненность установленным законам – все это передало стихотворение «Туча».

Пушкин (анализ работы подчеркнул, что в понимании автора миром правят высшие силы, а не люди) показал, что нарушение гармонии лишает человека и природу счастья.

Всему свое время: в засуху все ожидали тучу, просили дождя, который смог бы напоить жаждущую влаги землю. После ливня люди хотят увидеть солнышко, чистое, голубое небо, а не грозовое облако.

Обратите внимание

Поэт настаивает на том, что все нужно делать вовремя, чтобы в будущем не быть изгнанным и не сожалеть о безвозвратно ушедших днях.

Тучка символизирует человека, который оказался не ко времени и не к месту, поэтому и не был понят.

Текст и анализ стихотворения туча пушкина (7-8 класс)

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkina/tucha

Урок по литературе . «Мораль сей басни такова. Итоговый урок по творчеству И.А.Крылова”

Тема. «Мораль сей басни такова. Итоговый урок по творчеству И.А.Крылова

Баляса Ю.Ю., учитель

русского языка и литературы

МАОУ гимназии №1

Планируемые результаты

Предметные:

  • обобщить полученные знания по теме «И.А.Крылов. Басни»;
  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;
  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, навыки выразительного чтения басен.

Личностные:

  • формирование нравственных чувств нравственного поведения;
  • формирование коммуникативной компетентности учащихся.

Метапредметные:

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Тип урока: обобщение полученных знаний.

Форма урока: литературный журнал.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютерная презентация, индивидуальные рабочие мини-тетради, игровые поля, цветные ручки, элементы сценичных костюмов.

Ход урока

I. Мотивация

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Прочитаем строки Михаила Васильевича Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

  • Кому же они посвящены? (И.А.Крылову).

II. Ознакомление с темой и целями урока

  • Действительно, тема нашего урока «Мораль сей басни такова…», и посвящён он творчеству Ивана Андреевича Крылова и его замечательным произведениям.

Сегодня мы вспомним всё, что знаем о жизни и творчестве этого писателя, поговорим о басне как литературном жанре, будем продолжать развивать навыки выразительного чтения, узнаем немного новой информации и, самое главное, ещё больше будем узнавать друг о друге. У вас на партах есть небольшие тетради, в которых вы будете сегодня работать. Представим, что наш урок — это литературный журнал.

“Мораль

сей

басни

такова…»

Итоговый урок по творчеству

Ивана Андреевича Крылова

Тетрадь

ученика (цы)

5-А класса

__________

1. Итак, открываем первую страничку, которая называется «Разминка».

Буквально за несколько минут до нашего урока в класс попал неизвестный и перемешал все буквы в данных словах. Верните каждую букву на своё место, но время ограничено. Всего одна минута, поэтому поработаем в парах:

аслиоранворайвеумакрмаркатышсретзаокведьмедковл

снол

  • Кто справился с заданием? Молодцы. Проверим себя: лиса, ворона, муравей, рак, мартышка, стрекоза, медведь, волк, слон.
  • Как же эти животные связаны с именем И.Крылова? (Это герои его басен.)
  • А что такое басня? ( Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. В каждой басне есть мораль.).
  • Давайте послушаем басню «Чиж и Голубь».(Ученик читает басню наизусть).
  • Какова же мораль этой басни? (Увидев чьё-то несчастье, ты не должен смеяться, а должен попытаться оказать помощь. Ведь однажды и ты можешь оказаться в такой неприятной ситуации).

2. Страничка вторая «Биографическая».

Посмотрим, насколько внимательно вы изучали биографию И.Крылова. Работа выполняется самостоятельно.

  • Сколько лет было И.Крылову, когда он написал свою первую басню ?
  • На каком инструменте играл И.А.Крылов?
  • Как в народе любили называть баснописца?
  • Сколько басен создано И. Крыловым?

Проверим себя. 1) 11 лет; 2) скрипка; 3) дедушка Крылов; 4) боле 200 басен.

Очень много басен И.Крылов писал о том, что видел в реальной своей жизни. Вот такие необычные истории произошли однажды с писателем.

Подготовленные ученики рассказывают истории.

1.Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притоптывал в такт музыке, подпевал певцам, одним словом, мешал слушать).

  • Безобразие! — сказал довольно громко Крылов.
  • Это относится ко мне? — оживился сосед.
  • Ну как вы могли такое подумать, — ответил ему Крылов. – Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.

2. Однажды один граф пригласил Крылова на обед, главным блюдом которого были специальным образом приготовленные итальянцем-поваром макароны. Крылов опоздал на обед и приехал, когда уже подавали главное блюдо. Граф весело сказал:«Виноваты! Вот вам и наказание!»

И Крылову наложили глубокую тарелку макарон с верхом. Крылов справился с этим наказанием. После этого граф предложил Крылову начать обед с самого начала по порядку, то есть с супа. Когда дело дошло до макарон, Крылову опять наложили полную тарелку. Когда Крылов доедал макароны, его сосед выразил опасение за желудок баснописца. Крылов удивился:

“Да что ему сделается? Я, пожалуй, хоть теперь же готов еще раз провиниться”.

3.На набережной Фонтанки Крылова догнали три студента. Один из них нараспев произнес:

Очевидно, он намекал на тучную фигуру незнакомого им старика

  • И лягушки заквакали, — в тон озорнику ответил Крылов.

Многие современники жаловались на ироничность Крылова. Он не высказывался прямо, но всегда говорил своим лукавым замысловатым языком все, что думал. А в баснях это проявилось в таком явлении как иносказание. Что же это такое? (Иносказание (аллегория) — изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет).

Выразительное чтение басни наизусть.

3. Страничка третья «Историческая».

Вы уже знаете, что И.Крылов — великий русский баснописец. А кто считается родоначальником басни как литературного жанра? (Эзоп). Сведений о жизни Эзопа сохранилось очень мало. Но один случай заслуживает нашего внимания.

Рассказывает ученица:

Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, приготовил их и подал гостям.- И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.

– Да, – отвечал Эзоп, – именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, – все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.

Всем пришлось согласиться с Эзопом.

На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:- Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.- Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф.

– Совершенно верно, хозяин, – ответил невозмутимый Эзоп.

– Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка.

Вот такой случай произошёл с Эзопом. Мы убедились, что Эзоп тоже был мудрым и красноречивым человеком.

– Как же ещё называют язык басен? (Эзопов язык).

Одной из известных басен Эзопа считается «Лисица и виноград». У И.Крылова тоже есть такая басня. Послушаем обе.

Найдем сходные и различные черты.

Общее

Различное

  • тема: лиса и виноград
  • герой: лиса
  • басня имеет поучительный смысл
  • есть иносказание, поступки животных напоминают поступки людей;
  • в басне высмеиваются людские пороки;
  • басня имеет мораль
  • басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, поучения;
  • басня Эзопа написана прозой, а И.Крылова — в виде стихотворения
  • басня Крылова развернута, напоминает русскую сказку, так как в ней действует кума Лиса, употреблены простонародные и устаревшие слова: кумушка, яхонты (рубины), отколь, око, зуб неймет; прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице: «Хоть видит око, да зуб неймет», которую И.А.Крылов иллюстрирует своей басней.

4. Страничка четвёртая «Узнай меня».

Сейчас мы поиграем в старую русскую игру — лото. Эта игра появилась в 19 веке и была очень модной во времена И.Крылова. Игра будет проходить между группами. Объединяемся в группы.

Каждой группе выделено игровое поле. Мне нужны будут помощники. Под каждой цифрой скрывается вопрос. Если вы отгадываете, то цифру закрываем зелёным квадратиком, если нет — оранжевым.

(Каждый ответ сопровождается иллюстрацией на экране).

1. Она «наелась желудей досыта, до отвала». (Свинья). “Свинья под Дубом»

2. Он «виноват уж тем», что кому-то «хочется кушать». (Ягненок) “Волк и Ягнёнок»

3. Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк). “Волк на псарне»

4. Она лето все пела. (Стрекоза). “Стрекоза и Муравей»

5.Она попала в «большие забияки». (Моська). “Слон и Моська»

6.Она попыталась руководить квартетом. (Мартышка). “Квартет»

7.Его «захлопнула злодейка западня». (Чиж). “Чиж и Голубь»

8.С помощью обмана лиса забрала у неё сыр. (Ворона). «Ворона и лисица»

Молодцы! Все группы справились со своим заданием хорошо.

5. Страничка пятая «Открытие».

  • Какая особенность отличает басню от других жанров? (В басне, есть иносказание (аллегория), герои басен И.Крылова это животные, в баснях есть мораль).

Хорошо. Но я попробую приоткрыть вам ещё одну тайну. Не всегда в баснях И.Крылова герои — животные.

Прочитаем это произведение, определим его тему, основную мысль, жанр, докажем это.

Басня «Два мальчика»

“Сенюша, знаешь ли, покамест, как баранов,
Опять нас не погнали в класс,
Пойдём-ка да нарвём в саду себе каштанов!” —
“Нет, Федя, те каштаны не про нас!
Хоть, кажется, они и недалёко,
Ты знаешь ведь, как дерево высоко:
Тебе, ни мне туда не влезть,
И нам каштанов тех не есть!” —
“И, милой, да на что ж догадка!
Где силой взять нельзя, там надобна ухватка.
Я всё придумал: погоди!
На ближний сук меня лишь подсади.
А там мы сами умудримся —
И досыта каштанов наедимся”.
Вот к дереву друзья со всех несутся ног,
Тут Сеня помогать товарищу принялся,
Пыхтел, весь потом обливался,
И Феде наконец вскарабкаться помог.
Взобрался Федя на приволье:
Как мышке в закроме, вверху ему раздолье!
Каштанов там не только всех не съесть —
Не перечесть!
Найдётся чем и поживиться,
И с другом поделиться.
Что ж! Сене от того прибыток вышел мал:
Он, бедный, на низу облизывал лишь губки;
Федюша сам вверху каштаны убирал,
А другу с дерева бросал одни скорлупки.

Видал Федюш на свете я,
Которым их друзья
Вскарабкаться наверх усердно помогали,
А после уж от них — скорлупки не видали!

Словарная работа.

Все ли слова вам понятны? Что такое здесь “проявить ухватку”? (Проявить сообразительность.)

Тема_________

Основная мысль___________________

Жанр____________________

Почему____________________________

5.Страничка шестая «Театральная».

Важно

Сегодня на уроке мы поработали достаточно плодотворно, поэтому я хочу пригласить вас в театр и посмотреть мини-сценку «Квартет».(Инсценирование басни «Квартет»).

IV. Заключительная часть урока

 В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.

Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!
Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка.

И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

 

V.Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Источник: https://infourok.ru/urok-po-literature-moral-sey-basni-takova-itogoviy-urok-po-tvorchestvu-iakrilova-880671.html

Басни Николая Самойлова

Предвыборные басни

Петух- губернатор

Петух – любимец кур, певец, оратор,
С сегодняшнего дня и губернатор,
Оглядывал нарядный птичий двор
И слушал хвалу певший птичий хор.
Смотрел на всех с улыбкою радушной.
Ведь избран был почти единодушно.

Поникла грустно шея гусака,
Спесь сдуло с задавалы индюка,
Когда петух поклялся небосводом,
Что навсегда останется с народом,
Вниманием окружит детвору,
А стариков приблизит ко двору.
Все слушали, вслух громко восхищались,
А за навозной кучею шептались.
Завистники твердили: – Нам не ясно,
Как выбрали его единогласно.

Спросили петуха – он рассмеялся.
– В своей победе я не сомневался,
Ведь голоса считали мои куры –
Они, поверьте мне, совсем не дуры.

История взята мною с натуры,
И у людей в комиссиях – не дуры.

Медведь и пчелы

Медведь, решив отведать меда,
Украл на пасеке колоду.
Напали пчелы на воришку,
Жужжат и больно жалят мишку.
Бежит, когтями землю рвёт
И материт пчелиный род.

Иной Россию в Англии клянет –
А сам у нас с награбленным живёт.

Петух кандидат

Петух, проснувшись спозаранку,
В курятнике затеял перебранку.
Бил в грудь крылом: – Важней птиц нет!
Моею песней мир согрет.
Не крикну – солнце не взойдет,
Земля во мраке пропадет.
Был кандидатом тот петух,
Поэтому и врал за двух.

Не верь словам – дела узнай,
Тех, кто соврал, не выбирай!
Не дашь на выборах урок –
Дурачить будут ещё срок.

Вожди и свобода

На ферме шум. Бунтуют птицы,
Двор делят вдоль и поперёк,
Отводят каждому границей
Свой, суверенный уголок.
Теперь гусак – гусынь хозяин,
Петух – у кур и царь и бог,
Индюк – своим индюшкам барин,
Взял каждый власти, сколько смог.

Все перессорились мгновенно,
Родню свою не признают,
В порыве страсти суверенной
Чужих вон гонят и клюют.
У каждого – своя таможня.
Без визы – шагу не ступить
И повидаться невозможно,
И в путь последний проводить.
Зато у каждого свобода:
Шипеть, кудахтать, гоготать
И даже раз в четыре года,
Кого прикажут, выбирать.

Над ними солнце как вставало,
Так и теперь с утра встаёт.
Чего же птицам не хватало,
Что приобрёл простой народ?

Мораль: Пеклись не о народе
Вожди, нужна была им власть,
Чтобы, болтая о свободе,
Народ свободно обокрасть.

Басни о нас и нашем времени

Урок щедрости

Не мелочись, давая сдачу.  

Ветер и туча

Пусти, пусти – шептала туча,
Но ветер, старый сердцеед,
Обнял её рукой могучей:
– Летим, увидишь белый свет.
Всё будет так, как ты прикажешь,
Весь мир падёт к твоим ногам, 
Когда ему себя покажешь,
Назло завистливым врагам.

Совет

Теперь за ним по белу свету
Летит, теряя капли слёз –
Проста мораль у басни этой:
Не принимайте лесть всерьёз.

Бабочка и пчела

Однажды бабочка пчелу спросила:
– Зачем ты, понапрасну тратя силы,
С собою носишь постоянно жало?
Летать оно тебе не помогало,
Да и при сборе мёда непригодно,
Оставь его, порхай, как я, свободно.
Пчела в ответ сердито прожужжала:
– На мед всегда охотников не мало,
Их прогонять мне помогает жало.

Когда подумаешь- поймешь,
Ответ и мудр, и ясен:
Не всяк совет тебе хорош –
Иной – даже опасен.

Рассеянный киллер

Стрелял он метко, наповал –
Контрольный выстрел забывал.

Мышь

Когда воруешь, жди беду.
Об этом мышка с детства знала,
Но слишком долго голодала,
Поэтому добыть еду
На кухню к людям забежала.

Глядит, вокруг полно кусков:
Баранки, сахар, хлеб и сало,
И нет ни кошек, ни котов,
За ночь наелась до отвала.
С тех пор на зиму закрома,
Едою мышь не набивала,
Пока царила в доме тьма,
Она на кухне пировала.

Однажды лакомый кусок
Зубами ухватила ловко,
Задела лапкой рычажок
И оказалась в мышеловке.

Её беда – другим урок,
Не зарься на чужой кусок.

Медведь успех и грех

Медведю захотелось меда,
Решил украсть у пчел колоду.
Еще неопытный воришка,
Дождался темной ночи мишка,
Волнуясь, молит бога он:
Дай сторожам глубокий сон.
Подкрался, видит, повезло –
Укрывшись тьмою, спит село.

Собаки дичь весь день гоняли,
Устали, вора проморгали.
Ушел с колодою в тайгу,
Вновь просит бога на бегу:
Дай силы мне, прибавив шаг,
Нести колоду на плечах,
Дойти до дому натощак,
Не встретив на пути собак.

Пришел в берлогу, отдышался
И думает: чего боялся?
Молитвой Богу докучал,
И без него домой попал.
Пришла пора открыть колоду
И до отвала поесть меду.

Открыл колоду – меда нет!
Ревет: – Творец, где мой обед?
Потом добавил, чуть не плача,
– Что вообще все это значит?
Сидит голодный, чешет нос
И ждет ответа на вопрос.

Мне мишку этого не жаль –
Он заслужил свою печаль.
Хотел для собственных утех
У Бога выпросить успех,
Что красть грешно, отлично знал,
Зачем же Бога искушал?

Воскликните: медведь – дурак!
А вы не поступали так?

Орангутанг и гарем

Орангутанг своим гаремом
Расстроен с раннего утра:
У жён – скандалы и проблемы,
От рук отбилась детвора,
В квартире вечно беспорядок,
Не убран стол, прокис обед,
Банан на дереве не сладок,
И молока в кокосе нет.
Вон, у соседа всё в порядке:
На жен нет повода ворчать,
Детишки возятся на грядке,
Повсюду тишь и благодать.

Чем хуже я? Красив и молод,
Спортсмен, силен, не пью вина,
А в доме грязь, скандалы, холод –
За всё – на женщинах вина.
Достались хамки и лентяйки,
Дерзят, все делают назло,
А без заботливой хозяйки
Не будет чисто и тепло.
Самец с судьбою не смирился,
Детей и старых жен прогнал,
Когда на молодых женился –
Теплей и чище дом не стал.

Понятно стало, что проблема
Была в хозяине гарема.      

Источник: https://sovsojuz.mirtesen.ru/blog/43840113596

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]