Ярославна – образ женщины-патриотки в «Слове о полке Игореве» – Слово о полку Игореве
Что может быть лучше чем любовь и верность? Ничего. Поэтому и от образа Ярославны из «Слова о полке Игореве» веет внутренней красотой, которая удивляет нас своей целостностью и глубиной. В этой женщине соединилось большое чувство к любимому с большой любовью к родной земле. И кажется, что Ярославна – вся русская земля, которая плачет за своими сыновьями.
Где-то на Дунае, будто «и чайка-жалобница», стонет Ярославна, ожидая своего мужа. А ее муж – это великий князь Игорь, который попал в плен к половцам.
Как тяжело приходится этой несчастной женщине, которая даже не знает, жив ли ее муж! И льются слезы боли, отчаяния, тоскливые слезы большой любви. Плачет Ярославна, а в ее плаче слышны голоса всех женщин, мужья которых сложили головы на чужбине или оказались в плену.
Плач Ярославны в Путивле не просто обращение жены к мужу, это олицетворенная Русь, которая зовет к себе своих защитников.
И она оплакивает Игоря не только как мужа, но и как защитника Родины, который потерпел поражение в битве с врагами. Она обращается к трем силам природы.
Ветру Ярославна ставит в укор за то, что веял хиновскими стрелами на воинов ее мужа (во время битвы ветер веял со стороны половцев): «Почему метаешь хиновские стрелы на воинов моего народа?» У Днепра-Славуты она просит лелеять на своих волнах ее мужа.
На солнце Ярославна жалуется за то, что мучило жаждой русских воинов во время битвы в безводной степи. Плачет Ярославна, чтобы умилостивить природу, чтобы услышала она тот стон, который идет по всем русским землям.
Не может эта верная женщина-патриотка терпеть несправедливость, которая идет от захватчиков-половцев.
И ее плач, ее бессмертные слова – это и женская тоска, и обвинение сил природы, которые вместо того чтобы помогать русским воинам, старались их погубить.
Автор «Слова» создал бессмертный образ русской женщины с такой поэтической силой, что небольшой по объему «Плач Ярославны» стал шедевром мировой литературы.
В плаче столько поэтических чувств, столько деятельной любви и искренней преданности, столько содержится в обращениях к ветру, Днепру-Славуте, к солнцу живых намеков на реальное положение воинов во время тяжелой битвы и после нее, что не остались равнодушными даже силы природы! Ярославна — образ идеальной русской женщины, женщины-патриотки, он живет и до сих пор в наших сердцах. Живет, как напоминание о большой любви, о верности, о любви к родной земле.
Ярославна – это символ Русской земли, которая тоскует по своим защитникам, а ее плач – не только поэтическое творение, а и реальный разговор. Я верю, что еще долгие-долгие года она будет образцом верности и любви для будущих поколений.
Источник: https://www.uznaem-kak.ru/yaroslavna-obraz-zhenshhiny-patriotki-v-slove-o-polke-igoreve-slovo-o-polku-igoreve/
Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве”
Автор: Малинкина Надежда Викторовна,
Библиотекарь МАОУ СШ № 51
г. Липецка
Образ Ярославны
В «Слове о полку Игореве».
Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве».
Ярославна – один из ярчайших женских образов древнерусской литературы. Она получила широкую известность как верная, любящая жена. Образ Ярославны, реально существовавшего исторического лица, был воспет в произведении «Слово о полку Игореве». Он получился настолько ярким, что захватил воображение не одного художника, скульптора, поэта и композитора. Сама героиня произведения в реальной жизни была довольно родовита – ее мать Ольга Юрьевна, княжна Суздальская, была дочерью великого князя Киевского, основателя Москвы – Долгорукого.
Отец Ярослав Владимирович (Владимиркович) был довольно яркой личностью, и прозвище имел Осмомысл – владеющий восемью умами, то есть очень умный. Можно сказать, что Ярославна – девушка из знатной семьи. В жилах ее текла кровь Рюрика – это первая характеристика Ярославны. Хотя в «Слове» отец показан не совсем положительным героем, а, скорее, семейным деспотом и мерзавцем. Происхождения Осмомысл был самого знатного – его мать была дочерью Кальмана Книжника – венгерского короля из рода Арпадов. Звали ее Софья Венгерская. Отец Осмомысла – Галицкий князь Владимир Володарьевич – женил сына на Ярославне, ознаменовав этим браком союз с Юрием Долгоруким в борьбе против князя Киевского Изяслава Мстиславовича. – Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/155527/obraz-i-harakteristika-yaroslavnyi
- Брак был династическим, но удачным, образ Ярославны стал символом любящей и любимой жены. Надо отметить, что по отцовской линии наша героиня была в родстве и с византийскими императорами. Несмотря на популярность образа, ни точных дат рождения и смерти Ярославны, ни сведений о том, была ли она второй женой Игоря (его дети в таком случае приходились ей пасынками), не имеется. Оспаривается и имя княгини. Собственно, не биография Ярославны сделала ее известной. Прославилась она силой своей тоски по мужу, попавшему в плен к половцам, своим «плачем» по нему, ставшим важнейшим элементом всего поэтического строя литературного памятника «Слово о полку Игореве», первое издание которого было выпущено в 1800 году.
- Безусловно, в самом произведении плач Ярославны – поэтическая вершина, а сама Ярославна по сути стала главной героиней произведения.
- Во многих статьях отмечается тот факт, что Новгород-Северская княгиня была ведуньей. И с этими сведениями характеристика Ярославны обретает новый штрих. Она на самой высокой площадке стены Путивль-града не лила слезы по усопшему, а обращалась за помощью и с упреком к языческим богам, под защитой которых Русь жила столетиями. Крещение случилось на тот момент совсем недавно (1185 год – поход Игоря, 988 год – Русь приняла христианство). Язычество живет в нас до сих пор.
Плач Ярославны
На Дунаи Ярославнынъ гласъ ся слышитъ, зегзицею незнама рано кычеть: «Полечю, — рече, — зегзицею по Дунаеви, омочю бебрянъ рукавъ въ КаялЪ, утру князю кровавыя его раны на жестоцеЪмъ его тЪлЪ».
Ярославна рано плачетъ в ПутивлЪ, аркучи: «О вЪтрЪ, вЪтрило! Чему, господине, насильно вЪеши? Чему мычеши хиновскыя стрЪлкы на моея лады вои? Мало ли тя бяшетъ горЪ подъ облакы вЪяти, лелЪючи корабли на синЪ морЪ? Чему, господине, мое веселие по ковылию развЪя?»
Ярославна рано плачеть Путивлю городу на заборолЪ, аркучи: «О Днепре Словутицю! Ты пробилъ еси каменныя горы сквозЪ землю Половецкую. Ты лелЪялъ еси на себЪ Святославли насады до плъку Кобякова. ВъзлелЪй, господине, мою ладу къ мнЪ, а бых не слала къ нему слзъ на море рано».
Ярославна рано плачетъ в ПутивлЪ на забралЪ, аркучи: «СвЪтлое и тресвЪтлое слънце! ВсЪм тепло и красно еси: чему, господине, простре гоячюю свою лучю на ладе вои? Въ полЪ безводнЪ жаждею имь лучи съпряже, тугою имъ тули затче?»
- «Зегзица» … обычно толкуется как кукушка. Однако следует напомнить, что на Десне между Коропом и Новгород-Северском крестьяне называют местами гігічкой, зігічкой, зігзічкой — чайку, по-русски пигалицу или чибиса (Vanellus vanellus L). Может быть, в данном случае и автор «Слова» сравнил Ярославну с той птицей, которая издавна на Украине была эмблемой печали, т. е. с чайкой… Может быть, эту чайку автор «Слова» назвал именем «зигичка», которое в его время, возможно, было более распространено, а позднее переписчиками было славянизировано и превратилось в «зегзицу». Названия зигичка, гигичка — звукоподражательные, передающие отчасти крик птицы — ки-ги, отчасти звуки, слышимые при взмахах ее крыльев во время полета — зиг, зиг. О пигалице на Украине говорят, что она «кигикаеть» — Ср. «кычеть» в «Слове»“. Н. А. Мещерский ( К вопросу о территориальном приурочении первоначального текста „ Сл. о п. Иг .“ по данным лексики.. — Учен. зап. Карельского пед. инст ., Сер. истор.-филол. наук, т. III, вып. I, Петрозаводск, 1956, стр. 76 ): Автор присоединяется к вышеизложенному мнению Н. В. Шарлеманя и добавляет: „С точки зрения поэтического образа это значение слова зегзица значительно лучше мотивируется, чем общепринятое ранее (кукушка). Контекст плача Ярославны: «полечу, рече, зегзицею по Дунаю, омочю бебрянъ рукавъ въ Каялѣ рѣцѣ» вызывает образ именно водяной птицы, чайки, низко летающей над речной поверхностью и задевающей ее крылом, а отнюдь не связывается с представлением об обитательнице лесов — кукушке. «Чайка небога» к тому же — обычное в украинском устном народном творчестве обозначение горюющей женщины“.
- Иногда создаётся впечатление, что именно ради «Плача Ярославны» и написана вся поэма!
- Трагична была судьба Ярославны. Есть ещё версия, что у Игоря была не одна, а две жены. Можно предположить следующее. Ефросинья Ярославна в разлуке с князем резко подурнела. Не молодили и не красили её, конечно, и шесть родов (она родила Игорю пять мальчиков и девочку). Но в разлуке она сдала. Проплакала все глаза, осунулась, похудела, стала непривлекательной. Игорь, сбежав из плена, не стал возвращаться к старой жене, а женился на молоденькой. И что самое ужасное – сестрицы-гадины, жёнушки королей венгерского и польского, второй брак Игоря одобрили. И в «интересах государства» Ярославну сослали в византийский монастырь, на Балканы. Подальше от Руси.
- Там она вполне могла рассказать о своей судьбе кому-то из послушниц, понимающих русский язык. Та, проникшись рассказом, и написала основу «Слова о полку Игореве». Всё может быть. История знает и не такие сюжеты! Но это почти фантастическое предположение объясняет нам, почему в поэме нет имени Ефросиньи. Да просто потому, что в монашестве она приняла другое. И своё мирское имя, видимо, даже не захотела (или не имела права) говорить своей сестре во Христе. А та и не спрашивала. Или не смела. Или не могла. Так и вошла в поэму безымянная Ярославна. Таким образом, «Слово о полку Игореве» может статься первым женским рыцарским романом в стихах, написанным на русском языке в женском монастыре на Балканах. И в этом смысле является памятником не только русской, но и византийской и балканской литературы.
- И это – не боевая песнь. На наш взгляд, это лирический романс о любви княгини Ярославны к своему мужу Игорю. (Источник: https://discours.io/articles/kultura/nastoyaschiy-plach-yaroslavny).
- Она почти не выходила из Спас-Преображенского собора, беспрерывно творила молитву, просила Господа, чтобы жив остался князь, чтобы вернулся он к ней…Выплакала все глаза, ноги устали стоять на коленях, ломота была во всём теле. А князя всё не было… И вестей о нём не было…
- Вот тогда-то по совету кормилицы, которую она привезла с собой из Галича и в роду которой были волынянские колдуны, обратилась она к совсем не православным силам. Принесла в жертву голубя и стала молиться водяному хозяину, Днепру-Славутичу, ветру, солнцу-Яриле. И чудо свершилось. Помогло старое волшебство! Жив оказался князь! И вскорости после этой вести пришла и другая – бежал он из плена, и уже в родной земле! Но, видно, нельзя православному человеку к поганым силам обращаться. Грех это. И один грех ведёт за собой другой грех и беду.
- Вернулся-то князь вернулся, но он – будто сам не свой! Не обнял, ни приголубил. Ничего! А потом узнала она и о ней, о той молодой боярыне, которую теперь князь полюбил. Поняла – расплата это за грех моления идолам. И ничего тут не поделаешь…И тогда, когда ей объявили, что должна она покинуть мир, и тогда, когда её, как безвольную куклу, усадили в возок и отправили сюда, в монастырь, и тогда, когда она приняла постриг, она уже не плакала. Слёз не было.
- В монастыре научилась шить, месить тесто, ухаживать за курами. Несла послушание. Стало даже легче. Сюда редко доходили вести из Руси. Мало кто и понимал по-русски. И от этого тоже было легче. Никто не лез с расспросами о прежней жизни. И только одна молодая послушница, родом из Перемышля, совсем ещё молоденькая девчушка, отданная в монастырь сызмальства и ничего не ведавшая о жизни за стенами, только она изредка просила рассказать о том, как жилось там… в миру…
- Итак, попробуем воссоздать образ Ярославны на холсте – прекрасной чайки древнерусской литературы.
Малинкина Надежда Викторовна. Плач Ярославны («Читая «Слово о полку Игореве»)
Источник: https://multiurok.ru/files/obraz-iaroslavny-v-slovie-o-polku-ighorievie.html
Ответы@Mail.Ru: Помогите написать сочинение Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве”
Настя Каверина Мастер (1243) 8 лет назад Образ Ярославны в “Слове” трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой.
В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путив-ля.
Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: “Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле”.
Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие.
Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? “Воз-лелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море”, — просит она у Днепра Славу-тича.
Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: “Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? ” — спрашивает Ярославна у ветра.
“Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло”, — обращается Ярославна к солнцу. Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве” целен и самодостаточен.
В ее плаче слышна “печаль обильная” и тоска, которая “разлилась по Русской земле” после поражения славных воинов в походе против половцев. С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.
Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно. Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями «Слова о полку Игореве» . Это много позже появится «Домострой» , который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной «рабыней мужа» . И заново придется «завоевывать» женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности. Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в «Слове» , и это очень важно и ценно.
Далеко в Путивле, на забрале, Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру..
Ксения Ларина Профи (832) 8 лет назад Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве” “Слово о полку Игореве” — гениальный памятник древнерусской литературы. Необыкновенная поэтичность, суровость и яркость слова, сдержанная сила чувств привлекали и привлекают к этому Данный текст предназначен только для частного использования – 2005 произведению литераторов, музыкантов и живописцев разных эпох. Неизвестному автору удалось не только рассказать нам о событиях, оказавших значительное влияние на объединение русских князей в дальнейшем, но и впервые в мировой литературе создать художественные образы великих князей, их дружин, жен русских воинов. Образ Ярославны в “Слове” трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой. В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путив-ля.
Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: “Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле”.
Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие.
Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? “Воз-лелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море”, — просит она у Днепра Славу-тича.
Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: “Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? ” — спрашивает Ярославна у ветра.
“Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло”, — обращается Ярославна к солнцу. Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве” целен и самодостаточен.
В ее плаче слышна “печаль обильная” и тоска, которая “разлилась по Русской земле” после поражения славных воинов в походе против половцев. С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.
Образ Ярославны вдохновлял многих поэтов и писателей, служил прообразом героинь Пушкина, Тургенева, Толстого и многих других мастеров слова. Жуковский и Заболоцкий, каждый по-своему, перевели плач Ярославны на современный им русский язык. Но непередаваемо ощущение от прочтения древнерусского текста, автор которого был наделен талантом тонкого и чуткого восприятия прекрасного.
Андрей Васиков Ученик (149) 2 года назад Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве” “Слово о полку Игореве” — гениальный памятник древнерусской литературы. Необыкновенная поэтичность, суровость и яркость слова, сдержанная сила чувств привлекали и привлекают к этому Данный текст предназначен только для частного использования – 2005 произведению литераторов, музыкантов и живописцев разных эпох. Неизвестному автору удалось не только рассказать нам о событиях, оказавших значительное влияние на объединение русских князей в дальнейшем, но и впервые в мировой литературе создать художественные образы великих князей, их дружин, жен русских воинов. Образ Ярославны в “Слове” трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой. В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путив-ля.
Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: “Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле”.
Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие.
Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? “Воз-лелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море”, — просит она у Днепра Славу-тича.
Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: “Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? ” — спрашивает Ярославна у ветра.
“Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло”, — обращается Ярославна к солнцу. Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве” целен и самодостаточен.
В ее плаче слышна “печаль обильная” и тоска, которая “разлилась по Русской земле” после поражения славных воинов в походе против половцев. С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.
Образ Ярославны вдохновлял многих поэтов и писателей, служил прообразом героинь Пушкина, Тургенева, Толстого и многих других мастеров слова. Жуковский и Заболоцкий, каждый по-своему, перевели плач Ярославны на современный им русский язык. Но непередаваемо ощущение от прочтения древнерусского текста, автор которого был наделен талантом тонкого и чуткого восприятия прекрасного.
Влада Кан Знаток (318) 1 год назад Ярославна – это один из самых поэтичных персонажей “Слова о полку Игореве”. В лице Ярославны автор воплотил идеал русской женщины XII века. Что нам известно о биографии Ярославны? Ярославна — это жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь князя Ярослава Владимировича Галицкого (Осмомысла). По мнению исследователей, Игорь женился на Ярославне в 1169 году, будучи 18-летним юношей: “…Надо полагать, что Игорь женился на дочери Ярослава Осмомысла в 1169 г., восемнадцати лет от роду, а может быть и немного раньше. Все сыновья Игоря были и сыновьями Евфросинии, поэтому они позднее стали галицкими князьями…” (В. П. Адрианова-Перетц “«Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков”) В “Слове о полку Игореве” автор изображает Ярославну молодой женщиной. К сожалению, точный возраст героини неизвестен. Можно предположить, что ей : “…Голос Ярославны молодой…” “…Ярославна кличет молодая…” Автор “Слова” называет Ярославну по отчеству. Ярославна — это женское отчество от имени Ярослав. В те времена княгинь нередко звали по отчеству. Но само имя Ярославны остается неизвестным сих пор. Существует версия, что Ярославну звали Ефросиньей. Однако прямых доказательств этому нет. В научной энциклопедии “Слова о полку Игореве” об этом пишут следующее: “…пока нет веских оснований называть имя Ярославны…” (“Энциклопедия «Слова о полку Игореве»” в 5 томах, 1995 г.) С образом Ярославны связан самый трогательный момент в “Слове о полку Игореве” – плач Ярославны. В этом эпизоде выражается вся тоска и печаль Ярославны, ожидающей мужа с войны: “…Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру…” “…На стене рыдая городской… В своем плаче Ярославна обращается к силам природы – к ветру, к Днепру. Она просит природу пожалеть Игоря и его войско и вернуть их домой: “…Что ты, Ветер, злобно повеваешь…” “…Днепр мой славный! Возлелей же князя, господине, Сохрани на дальней стороне…” “…Солнце трижды светлое! Что ж ты войско князя удалоеЖаркими лучами обожгло?..” Главными чертами в образе Ярославны являются скромность, заботливость и верность. Об этом также пишет знаменитый культуролог Д. С. Лихачев: “…в “Слове о полку Игореве” образ скромной, заботливой, верной и любящей женщины, достойной жены своего героя-мужа, выступает с еще большей отчетливостью и большим обаянием…” (Д. С. Лихачев “Человек в литературе Древней Руси”) Княжна Ярославна принадлежит к “высшему сословию” – сословию феодалов. Но ей знакомы заботы и печали любой женщины того времени. Ярославна ждет своего мужа с войны, тоскует и плачет в ожидании. И эти переживания знакомы всем женщинами того времени: “…Женщина и в среде феодалов была предана своим заботам жены, матери, вдовы, дочери. Большие государственные обязанности не были ее уделом. И именно это способствовало сближению женских образов – феодальных и народных. Вот почему Ярославна в “Слове о полку Игореве” представлена в образе лирической, песенной русской женщины – Ярославны…” (Д. С. Лихачев “Человек в литературе Древней Руси”) Впервые “Слово о полку Игореве ” было издано в 1800 году. И с тех пор образ Ярославны вдохновляет поэтов, художников и музыкантов. Например, многие поэты XIX века посвятили свои стихи и поэмы образу Ярославны. Образ Ярославны также представлен в работах таких знаменитых художников, как И. Я. Билибин, В. М. Васнецов, И. С. Глазунов и др. ScionAltera ScionAltera Ученик (106) 6 месяцев назад Образ Ярославны в “Слове” трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой. В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путив-ля.
Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: “Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле”.
Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие.
Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? “Воз-лелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море”, — просит она у Днепра Славу-тича.
Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: “Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? ” — спрашивает Ярославна у ветра.
“Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло”, — обращается Ярославна к солнцу. Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве” целен и самодостаточен.
В ее плаче слышна “печаль обильная” и тоска, которая “разлилась по Русской земле” после поражения славных воинов в походе против половцев. С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.
Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно. Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями «Слова о полку Игореве» . Это много позже появится «Домострой» , который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной «рабыней мужа» . И заново придется «завоевывать» женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности. Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в «Слове» , и это очень важно и ценно.
Далеко в Путивле, на забрале, Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру..
Источник: https://otvet.mail.ru/question/45470139
Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве”
“Над широким берегом Дуная, Над великой Галицкой землей Плачет, из Путивля долетая, Голос Ярославны молодой…” Н. Заболоцкий “Слово о полку Игореве” — замечательный памятник древнерусской культуры.
Он донес до нас не только описание событий своего времени, образное мышление и мировоззрение наших предков, в поэтической форме создал образы князей, простых ратников и русских женщин.
Наряду с изображением отважных своевольных князей, автор “Слова” не обходит вниманием и жен русских воинов, подробно останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря, одном из лучших в произведении.
Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает свое горе в традиционном плаче. Но так задушевно и драматично он звучит! Ярославна не просто выполняет положенный ритуал.
Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания. Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, Утру князю кровавые его раны На могучем его теле.
Русь уже крещена, христианство официально признано. А в плаче Ярославны отчетливо слышни верования и традиции язычества.
Она, как к живым и всесильным божествам, обращается к солнцу и ветру, могучему Днепру — Словутичу, прося защиты для Игоря и его воинов. О Ветер, Ветрило! Зачем, господин, веешь ты навстречу? Зачем мчишь хиновские стрелочки На своих легких крыльицах На воинов моего милого?.. О Днепр Словутич!
Ты пробил каменные горы Сквозь землю Половецкую… Прилелей же, господин, моего милого ко мне, Чтобы не слала я к нему слез На море рано.
Уже в этом древнем памятнике заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классической литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа — воина, защитника родины, и безграничная вера в правоту его дела.
Светлое и трижды светлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно! Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи На воинов моего лады? В поле безводном жаждою луки скрутило, Горем им колчаны заткнуло?
Но позже появится “Домострой”, который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной “рабыней мужа”. И заново придется “завоевывать” женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности.
Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно.
Далеко в Путивле, на забрале, Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру…
Источник: https://www.rlspace.com/obraz-yaroslavny-v-slove-o-polku-igoreve/
Сочинения на Getsoch.ru
Сочинение на тему «Ярославна – героиня «Слова о полку Игореве»»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Одним из гениальных произведений древней русской литературы по достоинству принято считать «Слово о полку Игореве». Данное произведение отражает конкретные исторические события, а именно поход Игоря Новгород-Северского на половцев в 1185 году.
Хотелось бы уточнить, что «Слово о полку Игореве» – это отнюдь не сухое повествование, написанное человеком, который опирается только на летописные сводки. Это произведение можно скорее назвать откликом на недавние события эпохи. Автор «Слова о полку Игореве» искренне переживает за героев, изображает их более чем реалистично, не прибегая к манере Бояна.
Что касается героев, то галерея образов очень разнообразна и богата. Читая произведение, мы видим подвиг русских воинов, героизм и мужество самого князя Игоря. Как бы странно это ни звучало, но не только сила русского оружия воспевается в «Слове о полку Игореве». Женские образы также играют важную роль в произведении.
Как вы уже поняли, в своем сочинении я буду вести речь о жене князя Игоря Ярославне.
Начну, пожалуй, с того, что данный образ вошел в галерею классических образов отечественной литературы. Ярославна – типичная русская женщина, одна из многих жен славных воинов. Ей присущи такие качества характера, как верность и преданность мужу.
Она испытывает к нему искренние теплые чувства, неподдельное уважение. Эта с виду слабая женщина, обладает очень сильным характером, твердым внутренним стержнем. Ярославна вполне способна решиться на всё ради любви, не пожалеет даже собственной жизни ради Игоря.
Доказательством этому может послужить плач Ярославны. Именно этот элемент композиции раскрывает образ героини, изображает душевные переживания молодой женщины. Княгиня обращает свои мольбы к трём природным стихиям: ветру, Днепру, солнцу. Ярославна просит о пощаде, заклинает высшие силы спасти любимого мужа.
Нельзя спорить с тем, что косвенно жена помогает Игорю сбежать из плена, освободиться из цепких оков врага:
«И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному –
Сам господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому».
Автор идеализирует образ княгини, воплощает в нём лучшие проявления женщины времен Древней Руси. На мой взгляд, вышесказанное наиболее ярко выражается в проявлении мудрости и женственности героини.
В моем понимании, Ярославна олицетворяет любовь, единство, семейный очаг. Несмотря на то, что героиня принадлежит к великому княжескому роду, её судьба неотделима от судьбы всего русского народа в целом.
Особую смысловую нагрузку имеют следующие строки:
«Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
“Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?»
В данном отрывке присутствует сравнение Ярославны с птицей кукушкой. Это происходит неоднократно. Почему именно кукушка? Может быть, потому что героиня также одинока как эта птица. Плач Ярославны напоминает жалобный, тревожный клич.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать, что Ярославна – это, безусловно, положительная героиня, которая олицетворяет всех русских женщин. Преданная мужу и Родине женщина, на мой взгляд, достойна неподдельного уважения.
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/drevnerusskaya/33-sochinenie-na-temu-yaroslavna-geroinya-slova-o-polku-igoreve.html
Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве”
Реферат на тему:
Образ Ярославны
в “Слове
о полку Игореве”
ученика 7 «А» класса
Широкова
Ильи
Над широким берегом Дуная, Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путиеля долетая.
Голос Ярославны
молодой…
Н. Заболоцкий
“Слово о полку Игореве” — замечательный памятник древнерусской культуры.
Он донес до нас не только описание событий своего времени, образное мышление и мировоззрение наших предков, в поэтической форме создал образы князей, простых ратников и русских женщин.
Наряду с изображением отважных и своевольных князей, автор “Слова” не обходит вниманием и жен русских воинов, подробно останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря, одном из лучших в произведении. Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает свое горе в традиционном плаче.
Но так задушевно и драматично он звучит! Ярославна не просто выполняет положенный ритуал. Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания.
Полечу,— говорит кукушкою по Дунаю, Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.
Русь уже крещена, христианство официально признано. А в плаче Ярославны отчетливо слышны верования и традиции язычества. Она, как к живым и всесильным божествам, обращается к солнцу и ветру, могучему Днепру — Словутичу, прося защиты для Игоря и его воинов.
О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу? Зачем мчишь хиновские стрелочки
на своих легких крыльицах
на воинов моего милого?..
О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую…
Прилелей же, господин, моего милого ко мне, Чтобы не слала я к нему слез на море рано.
Уже в этом древнем памятнике заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классической литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа — воина, защитника родины, и безграничная вера в правоту его дела.
Светлое и трижды светлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно: Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи
на воинов моего лады?
В поле безводном жаждою луки скрутило,
горем им колчаны заткнуло?
Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями “Слова о полку Игореве”. Это много позже появится “Домострой”, который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной “рабыней мужа”.
И заново придется “завоевывать” женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности.
Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно.
Далеко в Путивле, на забрале
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру…
Источник: https://turboreferat.ru/music/obraz-yaroslavny-v-slove-o/99998-517266-page1.html