Тест по повести Л.Н.Толстого “Детство”
Данный тест предлагаю провести на первом уроке по повести Л.Н.Толстого “Детство”. Тест позволит проверить, насколько внимательно прочитана первая половина повести.
Тест по повести «Детство»
1. Чьими глазами мы «смотрим на мир» в трилогии Л.Н.Толстого?
А) Л.Н.Толстого
Б) Николеньки
В) Володи
2. В произведении наделён умом, наблюдательностью, живым воображением, способностью анализировать свои мысли, чувства и поступки
А) Николенька
Б) Карл Иванович
В) Наталья Саввишна
3. Чей портрет? «Большой, статный рост, странная, маленькими шажками походка, привычка подергивать плечом, большой орлиный нос…»
А) Якова
Б) Фоки
В) отца
4. Чей портрет? «Карие глаза, выражающие доброту и любовь, родинка на шее, шитый белый воротничок, нежная сухая рука…»
А) Марьи Ивановны
Б) матери
В) Катеньки
5. Какой способ наказания использовал Карл Иванович в воспитании Николеньки?
А) лишал сладкого во время обеда
Б) запрещал общаться с братом
В) ставил в угол
6. Причина тревоги Карла Ивановича в том, что
А) дети едут в Москву
Б) теперь он больше не нужен
В) дети большие стали, им надо серьёзно учиться
7. Как зовут крепостного слугу, который верно и преданно служит своему господину?
А) Яков
Б) Трофим
В) Илья
8. Из-за чего Николенька испытал стыд на охоте?
А) упал с лошади
Б) разрушил муравейник
В) упустил зайца
9. Какой поступок хотел совершить Николенька, чтобы привлечь внимание Катеньки?
А) подарить букет полевых цветов
Б) вихрем пронестись на лошади верхом
В) поцеловать руку
10. Чем закончилось рисование охоты Николеньки?
А) нарисовал убежавшего зайца
Б) испачкал бумагу зелёной краской
В) разорвал рисунок
11. Гриша – это
А) юродивый странник
Б) родственник по линии матери
В) сосед-помещик
12. Какое чувство у Николеньки вызвала молитва Гриши?
А) удивления и непонимания
Б) жалости и горечи
В) умиления и восторга
13. Каким образом матушка хотела отблагодарить Наталью Саввишну и выразить любовь?
А) назначила ежегодную пенсию в 300 рублей
Б) подарила вольную
В) разрешила выйти замуж
14. Наталья Саввишна решила не покидать барский дом, так как
А) испугалась самостоятельной жизни
Б) всю свою любовь перенесла на барышню
В) чувствовала себя незаменимой в барском доме
15. Какой обычай провожать в дорогу бытовал в семье Николеньки?
А) устраивали прощальный ужин
Б) посещали церковь
В) все садились на стулья, закрыв двери гостиной
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/testi/tiest_po_poviesti_l_n_tolstogho_dietstvo
Тест по повести М. Горького «Детство» для 7 класса скачать бесплатно на Alllessons.ru
МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им.
А.Д. Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области
Тест по повести М. Горького
«Детство» для 7 класса
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2014
Пояснительная записка
Тест по повести М. Горького «Детство» для 7 класса позволяет определить уровень знаний учащихся данного произведения (УМК Г.И. Беленького). Работа содержит вопросы на знание текста, вопросы по характеристике героев, вопросы по теории литературы.
К каждому вопросу даётся три варианта ответа, один из которых правильный.
Представленный тест можно использовать на уроке после анализа произведения.
1. Укажите годы жизни М. Горького
1) 1868-1938
2) 1868-1936
3) 1866-1936
2. В каком городе родился М. Горький?
1) Москва
2) Астрахань
3) Нижний Новгород
3. Какие произведения составляют автобиографическую трилогию писателя?
1) «Детство», «В людях», «Мои университеты»
2) «Детство», «Отрочество», «Мои университеты»
3) «Детство», «В людях», «Юность»
4. Что такое автобиографическое произведение?
1) Автобиографическое произведение – это произведение, в котором писатель наделяет героя своего произведения своей биографией, своим характером, отражает в судьбе персонажа свою судьбу. Нередко автобиографический герой внешне похож на автора произведения.
2) Автобиографическое произведение – это произведение, в котором автор описывает собственную жизнь.
3) Автобиографическое произведение – последовательное описание человеком событий собственной жизни.
5. Что такое трилогия?
1) Это три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединенные общим замыслом и преемственностью сюжета.
2) Это три трагедии, объединённые в одно целое единством фабулы или идейного содержания.
3) Это произведение, отдельные части которого обязательно воспроизводились в течение одного дня.
6. В каком году была написана повесть «Детство»?
1) 1916
2) 1913
3) 1912
7. Имя главного героя повести «Детство»
1) Цыганок
2) Николенька
3) Алёша
8. Акулина Ивановна приходилась главному герою
1) мамой
2) бабушкой
3) тётей
9. От какого лица ведётся повествование?
1) от первого
2) от автора
3) от третьего
10. Кто является главой дома в семье Кашириных?
1) дядя Яков
2) бабушка
3) дед
11. Как ведут себя дядьки: Яков и Михаил?
1) веселятся
2) постоянно ссорятся
3) уважают друг друга
12. К какому герою относится следующее описание?
Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом…
1) Бабушка
2) Мама
3) Тётка Наталья
13. К какому герою относится следующее описание?
Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты…
1) Дядя Яков
2) Дядя Михаил
3) Дед
14. К какому герою относится следующее описание?
Тихонькая, пугливая …, женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что сквозь них можно было видеть всё сзади её головы.
1) Бабушка
2) Мама
3) Тётка Наталья
15. Рассказывая о «свинцовых мерзостях жизни», автор стремился показать:
1) «… Тот тесный, душевный круг жутких впечатлений, в котором жил… простой русский человек».
2) Что «это – живучая, подлая правда… Это та правда, которую необходимо знать до корня…».
3) Что «русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».
16. Авторская позиция в произведении
1) скрыта,
2) выражена в авторском повествовании,
3) передана одним из персонажей.
Ответы
1 – 2
2 – 3
3 – 1
4 – 1
5 – 1
6 – 2
7 – 3
8 – 2
9 – 1
10 – 3
11 – 2
12 – 1
13 – 3
14 – 3
15 – 1
16 – 2
Критерии оценивания:
«5» — 15 – 16 баллов,
«4» — 12 – 14 баллов
«3» — 8 – 11 баллов
«2» — 0 – 7 баллов
Источник: https://www.alllessons.ru/literature/test-po-povesti-m-gorkogo-detstvo-dlya-7-klassa.html
Урок – литературная викторина по повести М. Горького “Детство”
Урок – литературная викторина по повести М. Горького «Детство»
Цель: – развить интерес к чтению произведений русской литературы;
–
привить любовь к литературе как искусству слова;
– обучение работе в команде
Задачи: – проверить знание полного текста произведения;- пробудить дух соревнования;
– сплотить коллектив класса
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Оборудование: – портрет Максима Горького- иллюстрации к повести «Детство»- компьютер- мультимедийный проектор
– экран
Ход урока
Итоговый урок по повести М. Горького «Детство» будет проходить в форме литературной викторины. Класс делится на три команды. Литературная викторина проходит в три тура. Вопрос выбирает капитан команды.
1 тур по 1 баллу (5 баллов)
1 вопрос
Сколько лет было бабушке?
Ответ: Я ведь уж старая, за шестой десяток лета-вёсны мои перекинулись-пошли.
Как звали отца Алеши?
Ответ: Максим Савватеич
Кем в молодости был дедушка?
Ответ: бурлаком
2 вопрос
Что происходило в семье Кашириных в дни приезда Алеши?
Ответ: братья настойчиво требовали у отца раздела имущества
С какого события начинается повесть?
Ответ: смерть отца
Чем занимались в праздничные вечера так памятные Алеше?
Ответ: Дядя Яков пел и играл на гитаре, Цыганок плясал с бабушкой
3 вопрос:
Почему Алеша привязался к Хорошему Делу?
Ответ: он не запрещал мне говорить обо всем, что приходило в голову мою
Почему Алешу не пускали гулять на улицу?
Ответ: он дрался с ребятами
Какое событие послужило началом раздела семьи?
Ответ: пожар
4 вопрос
Какой лозунг жизни был у бабушки?
Ответ: — Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы глядите, как хорошо-то всё!
Как звали дедушку?
Ответ: Василий Васильевич
Про кого говорил Цыганок: «Умный житель, ласковый, ее домовой очень любит!»?
Ответ: про мышей
5 вопрос:
Какую награду получил Алеша за окончание третьего класса?
Ответ: получил в награду Евангелие, Басни Крылова в переплете и еще книжку без переплета, с непонятным титулом — «Фата-Моргана», дали мне также похвальный лист
Как Алеша относился к своей уличной жизни?
Ответ: мне эта уличная, независимая жизнь очень нравилась и нравились товарищи, они возбуждали у меня какое-то большое чувство, всегда беспокойно хотелось сделать что-нибудь хорошее для них.
Кем в детстве представлял себя Алеша?
Ответ: В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание — все-таки мед.
2 тур (2 балла за тур).
Чей это портрет?
Ее большое стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос, — вся она мощная и твердая…
Ответ: мама Алеши Варвара
Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями и белые зубы под черной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады.
Ответ: Цыганок (Иван)
С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками, неприятно пахучий, встрепанный и неловкий, плавил свинец, паял какие-то медные штучки, что-то взвешивал на маленьких весах, мычал, обжигал пальцы и торопливо дул на них, подходил, спотыкаясь, к чертежам на стене и, протерев очки, нюхал чертежи, почти касаясь бумаги тонким и прямым, странно белым носом.
Ответ: Хорошее Дело (Григорий)
Лицо у него было плоское, медное, окисшее, в морщинах лежала какая-то празелень, особенно уродовали это лицо совершенно лишние на нем оловянные глаза, так неприятно прилипавшие к моему лицу, что всегда хотелось вытереть щеки ладонью.
Ответ: школьный учитель
Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные.
Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым.
Ответ: бабушка Акулина Ивановна
Худенький, темный, с выпученными, рачьими глазами, … говорил торопливо, тихо, захлебываясь словами, и всегда таинственно оглядывался, точно собираясь бежать куда-то, спрятаться. Карие зрачки его были неподвижны, но, когда он возбуждался, дрожали вместе с белками.
Ответ: Саша сын дяди Якова
3 тур по 3 балла за правильный ответ
Вставьте пропущенные слова.
Живая, трепетная радуга тех чувств, которые именуются…., выцветала в душе моей, всё чаще вспыхивали угарные синие огоньки злости на всё, тлело в сердце чувство тяжкого недовольства, сознание одиночества в этой серой, безжизненной чепухе.
Ответ: любовью
Долго спустя я понял, что……., по нищете и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными.
Ответ: русские люди
……— не страшны, не опасны, в этом меня незаметно убедило жалостное отношение к ним бабушки и презрительное со стороны деда.
Ответ: Бедные
Подведение итогов
Домашнее задание: написать отзыв о повести М. Горького «Детство»
Источник: https://infourok.ru/urok-literaturnaya-viktorina-po-povesti-m-gorkogo-detstvo-3162520.html
Викторина по творчеству Горького Слово учителя Фронтальная беседа с учащимися Основная часть
«Раннее творчество Горького.
Романтический пафос рассказа
«Старуха Изергиль».
Учитель
Волкова Вероника Николаевна
2009 год
Цели: 1) Познакомить учащихся с особенностями раннего творчества Горького, показать романтический характер ранних рассказов писателя, повторить термины «романтизм» , «рассказ».
2) Развить навыки аналитической беседы с учащимися через постановку вопросов групп друг другу, активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке через викторину по творчеству писателя. 3) Организовать поисковую и творческую работу на уроке через выступления групп и написание критического отзыва по теме. 4) Воспитать в учащихся человечность, уважение к другим людям и творчеству писателя.
^ высказывания о писателе, выдержки из его рассказов, эпиграф, плакаты учащихся.
Связь с другими предметами: история, эстетика, литературоведение.
План: 1. Организационный момент:
- Вступительное слово учителя
- Тема и цель занятия
2. Вступительная часть:
- Викторина по творчеству Горького
- Слово учителя
- Фронтальная беседа с учащимися
3. Основная часть:
- Выступления подгрупп
- Аналитическая беседа
4. Заключение:
- Запись в тетрадях
- Слово учителя
- Написание критического отзыва на тему: « В жизни всегда есть место подвигу».
5. Домашнее задание: Пьеса «На дне», характеристика героев.
Ход урока:
_ Здравствуйте. Садитесь. Наше сегодняшнее занятие я бы хотела начать со слов из письма А. М. Горького к А. П. Чехову: « Настало время нужды в героическом». Почему я взяла в качестве эпиграфа к уроку именно эти слова? Все дело в том, что тема, которую мы будем разбирать на уроке, отражает стремление писателя показать рвение человеческой души к подвигу. А это одна из черт его ранних рассказов, с которыми мы познакомимся на уроке. В своих тетрадях запишите число и тему занятия: « Раннее творчество А. М. Горького. Романтический пафос рассказа «Старуха Изергиль». ( Записывают )
_ Сегодня мы с вами попробуем прикоснуться к особенностям раннего творчества писателя, выделить его романтические черты, прочувствовать настроение героев, высказать свое мнение об этом.
_ Но прежде, в мир романтической жизни горьковских героев, я предлагаю вам поучаствовать в викторине, которая посвящена страницам биографии и творческого пути Горького. Условия ее таковы. Я читаю вопрос, а вы, поднимая руку, отвечаете. За хоровой ответ вопрос снимается. За верный ответ вы получаете жетончик. У кого из вас в конце викторины жетончиков окажется больше, тот становится победителем и получает «5» в журнал, а 2 и 3 места – «4» или работают еще для получения более высокого результата. Помогать мне будет ассистент – ваш мастер. Условия ясны?
- Назовите три автобиографические повести Горького.
( «Детство», «В людях», «Мои университеты» ).
- Как называется первый печатный рассказ Горького?
( «Макар Чудра» ) ( В тифлисской газете «Кавказ» )
- Кого люди наказали изгнанием за гордость, за то, что он считал себя первым на земле , кроме себя, не видел ничего?
( Юноша Ларра – «Старуха Изергиль» )
- Какое произведение Горького носит название времени года?
( Повесть «Лето» )
- Чей это портрет: « Они шли, пели и смеялись; мужчины – бронзовые, с пышными черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки – веселые, гибкие, с темно0синими глазами, тоже бронзовые…?»
( Молдаване, рассказ «Старуха Изергиль» )
- « Время согнуло ее пополам, черные когда – то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно и хрустел, точно старуха говорила костями…?»
( Старуха Изергиль )
- «… юноша красивый и сильный… глаза его были холодны и горды, как у царя птиц… Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу?»
( Юноша Ларра ) 9) « Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце?» ( Лойко Зобар. « Макар Чудра» )
- « О ней словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает?»
( Радда )
- Кто « разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце», горящее « факелом великой любви к людям?»
( Данко, « Старуха Изергиль» )
- « …когда стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы…?»
(Орел, « Старуха Изергиль»)
- …когда девушка оттолкнула его, он ударил ее, а когда она упала, « встал ногой на ее грудь, так что из ее уст кровь брызнула к небу?»
(Ларра)
- … спасла своего любимого из плена, уронив и задушив в грязи часового, но когда увидела, что он не любит ее, « дала ему пинка ногой?»
(Изергиль молодая)
- Так играл на скрипке, что « проведет, бывало, по струнам смычком – и вздрогнет у тебя сердце, проведет еще раз – и замрет оно…?»
(Лойко Зобар)
- Чьи это слова: « Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни всегда есть место подвигам».
(Старуха Изергиль)
- « Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько».
(Макар Чудра) _ Итак, подведем итоги. Посчитайте свои жетоны. (Считают) _ Молодцы! Вижу, что к занятиям вы подготовились. Как вы уже успели заметить, многие вопросы викторины касались рассказов, о которых пойдет речь на уроке. Это рассказы « Макар Чудра» и « Старуха Изергиль». Обратимся еще раз к теме занятия. Прочитаем ее. (Читают) _ Какие ключевые слова вы можете выделить? Ответ: Рассказ, романтизм. _А если вы сумели их выделить, то должны знать их значения. Что такое рассказ? Ответ: Рассказ – это произведение малой эпической формы, повествующее, как правило, об одном событии, через которое раскрывается суть образа героя. _В этом мы с вами и убедимся. А что такое романтизм? Ответ: Романтизм – это художественный метод начала девятнадцатого века для которого характерно интерес к человеческой личности, вера в ее безграничные возможности, в победу над окружающей действительностью. _Какие наиболее важные признаки романтизма как литературного направления вы можете выделить? Ответ: 1. В центре романтического произведения стоит человек в его многообразных, непростых отношениях с миром. 2. Необычный герой в необычных обстоятельствах. 3. Внимание к внутреннему миру человека. 4. Наличие двоемирия (первый мир реальный, второй существует в воображении героя). 5. Лиризм проза, использование ярких художественных средств: эпитетов, метафор, необычных сравнений, риторических восклицаний и других. _что ж, надеюсь, что вы будете руководствоваться этими принципами в своих выступлениях. Но не следует забывать о том, что раннее творчество А.М. Горького совпадало с эпохой 90-х годов 19 века – запишите это. Это время бурного развития капитализма в России. Этому способствовал голод 1892 года, когда голодающая деревня двинулась в город в поисках работы и пополнила собой ряды босяков… _ А кто такие босяки? Ответ: Босяки – это люди, выброшенные на дно жизни, нищие, голодранцы. _Эту жизнь Горький хорошо узнал во время своих скитаний по Руси. _Запись: Творчество Горького 90-х годов носит романтический характер, отражая стремление масс к лучшей жизни и мечту самого писателя о свободе и справедливости. _Благодаря своему характеру Горький смог преодолеть неблагоприятные обстоятельства и осуществить, казалось, недостижимую мечту – в 1892 году бывший босяк и бродяга А.М. Пешков становится писателем М. Горьким – в этом году был опубликован рассказ «Макар Чудра». _Запись: Рассказы М. Горького 90-х годов можно разделить на две группы:
- Автор использует легенды и сам сочиняет их («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»);
- Сцены из реальной жизни босяков («Челкаш»)
_ Сегодня мы познакомимся с рассказами из первой группы. И знакомить с ними вы будете друг друга. Для этого мы с вами заранее разделились на группы, которые готовили выступление по одной из легенд, включенных в рассказы «(«Макар Чудра», «Старуха Изергиль»). Мы с вами сами выбрали круг вопросов, которые необходимо осветить при ответе, командира группы, который должен был координировать деятельность своих помощников. Поэтому, хочу спросить у командиров о готовности группы. (командиры докладывают) _Спасибо. Вы помните о том, что мы договаривались, что после выступления каждой группы, члены другой группы должны задавать вопросы отвечающим по содержанию, на понимание, чтобы в итоге мы могли оценить работу каждого. Вопросы могут быть адресованы всей группе или отдельному члену. Кроме того, каждая группа должна была отобрать материал для записи остальным. Помните, что сегодня вас оцениваю не только я, но и наши гости. _ Итак, пожалуйста, внимание. Презентация первой подгруппы. (выступают) _Командиры, доложите о распределении обязанностей в группе. (докладывают) _Спасибо. Пожалуйста, вопросы группе. (вопросы) _Дадим слово критику. (слово критика) _Слово второй подгруппе. (выступают) _Слово командира (докладывают) _Какие вопросы есть к группе? (вопросы) _Какие замечания у критика? (слово критика) _И презентация третьей подгруппы. (выступают) (командиры докладывают) (вопросы к группе) (слово критика) _Спасибо, девочки. Я думаю, что ваши выступления состоялись. (оценка групп). _Скажите, вам понравились рассказы, с которыми мы познакомились? _Какие герои вам симпатичны? Почему? _Каких вы осуждаете? За что? _Что сближает эти рассказы? _Спасибо. Но мы с вами неоднократно говорили о том, что это романтические рассказы, поэтому нам сейчас нужно определить и записать их романтический пафос. _А что такое пафос? Ответ: (запись): Пафос – это один из способов выражения авторской позиции в произведении, основное чувство, которое пронизывает всю ткань произведения или отдельный образ. _ Попробуем определить эти черты. (отвечают) _ Давайте все это приведем в систему и запишем: Романтический пафос ранних рассказов Горького:
- Борьба за определенность и действенность идеалов.
- Мерило ценности человеческой личности – способность действовать во имя человека.
- Драматическая судьба героев.
- Идея самопожертвования.
- Тема подвига в жизни человека.
_В одном из ранних рассказов герой Горького в жаркой схватке с музами, проповедуя утешительство, избранность и наслаждение искусством, твердо заявляет: «Нужны подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед». Так Горький, едва вошедший в литературу, представлял себе политическую и эстетическую цели искусства, которые он воплотил в своих ранних рассказах. Я думаю, мы в этом убедились. А вот согласны вы с этим или нет, мы сейчас посмотрим. Один из горьковских героев сказал: «В жизни всегда есть место подвигу». _Что это за герой? Ответ: Старуха Изергиль. _Я предлагаю вам написать небольшой очерк на эту тему. (пишут _Кто хочет прочитать, что получилось? (зачитывают) _Остальные сдадут мне свои тетради. А теперь подведем итог всему занятию. (общая оценка урока, оценка отдельных учащихся)_А теперь запишите домашнее задание: Прочитать пьесу Горького «На дне», выписать в тетрадь краткую историю героя по плану:
- Их прошлое.
- Чем живут: материальное положение и духовные интересы.
- Черты характера.
- Какими путями пришли в ночлежку и как относятся к своему положению.
_Спасибо за урок. До свидания.
Источник: https://rushkolnik.ru/docs/235/index-462505.html