Анализ пьесы “гроза” островского и ее героев (дикой, кабаниха, катерина, тихон, варвара, кудряш и кулигин)

Анализ пьесы “Гроза” Островского и ее героев (Дикой, Кабаниха, Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Кулигин)

Дикой и Кабаниха.
Художник С. В. Герасимов

В этой статье представлен анализ пьесы “Гроза” Островского и ее героев, таких как Дикой, Кабаниха, Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Кулигин. Статья представляет собой отрывок из книги С. З. Бураковского “А. Н. Островский.

Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся”, 1904 г.
Смотрите: Все материалы по пьесе “Гроза” 
Анализ героев пьесы “Гроза” …сочинения Островского … главными мотивами их является не только самодурство, но и вообще живое воспроизведение тех бытовых начал, которые сохранились в русской жизни, как наследие старины.

Эти же мотивы составляют основу и драмы „Гроза”, но они представлены здесь гораздо полнее и рельефнее, в особенности самодурство, которое является в драме в более отвратительном и ужасающем виде. Действие драмы происходит в уездном городе Калинове, в прекрасной местности на берегу Волги.

Из слов Кулигина, одного из действующих лиц “Грозы”, мы узнаем, каковы нравы, господствовавшие среди купечества этого города: “Жестокие нравы, сударь…”.

Когда Кулигин предлагает устроить громоотвод, купец Дикой, твердо убежденный, что гроза посылается в наказание, начинает кричать на самоучку-механика, называет его разбойником; когда же он в свое оправдание приводит стихи Державина, то расходившийся самодур грозит отправить его за эти слова к городничему.

Главными представителями дикости, невежества и жестокости в обращении с людьми, являются в драме две превосходно обрисованные личности: купец Дикой и Кабаниха.

Анализ образа Дикого

Обратите внимание

В личности Дикого Островский дал нам полное олицетворение самодурства с его, можно сказать, чудовищною грубостью и дикостью. Эгоист в самом дурном значении этого слова, Дикой не только не обращает внимания на положение зависимых от него людей, но и не проч обсчитывать их, ради своей наживы. Когда городничий заикнулся было на счет жалоб мужиков, то Дикой наивно ответил: 

“…Стоит ли ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то мужиков перебывает; вы то поймите, не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо…” 

Самодурство Дикого особенно резко выражает в том, что его отношения к людям и суждения о них не имеют никакого основания, кроме личного произвола и необузданности. Он, например, называет бедного мещанина Кулигина вором и сердится на его обиду:

“…Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все… Говорю, что разбойник, и конец! Что-ж ты судиться что ли со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Хочу — помилую, хочу—раздавлю…”
Жадный до денег, Дикой любит получать, а не отдавать их другим, хотя бы и за дело.  Таким образом, Дикой, если ему приходится отдавать деньги, приходит в раздражение, ругается, ибо он принимает это как несчастье, наказание, в роде пожара, наводнения, а не как должную, законную расплату за то, что для него делают другие. Правда, Дикому пришлось, как он сам об этом рассказывает, поклониться в ноги мужику, которого он изругал, собираясь к исповеди; но это уважение к закону чисто внешнее: пройдет время говенья, и всякому мужику опять будет плохо от самодура. Требования и действия Дикого основаны, таким образом, на одном лишь личном произволе.

Анализ образа Кабанихи

Нечто иное мы видим в характере Кабанихи: преобладающим свойством ее натуры является деспотизм, несколько отличающийся от простого самодурства.

Действительно, требования Кабанихи вызываются не личным ее произволом, а имеют основанием веру в непогрешимость и святость тех принципов и понятий, которые господствовали в старину, будучи соединены тогда в отдельный нравственно-житейский кодекс под именем „Домостроя”, и которые, по ее искреннему убеждению, должны следовать люди в своих деяниях.

Слепо веруя в домостроевские понятия о почитании родителей детьми, об отношении жены к мужу, Кабаниха требует, чтобы дети не имели своей воли, чтобы жена боялась мужа. была его рабою.

Ее возмущает, что молодое поколение нарушает и забывает обычаи старины: провожая сына Тихона в дорогу, она осуждает его за то, что он ей в ноги не кланяется, что не умеет приказывать жене, как она должна жить без него, укоряет невестку Катерину в том, что та, проводив мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. Проводы сына вызывают в душе Кабанихи грустные размышления:

“…Да не смеяться-то нельзя; гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех да и только. Так-то вот старина-то и выводится…”

Но вера Кабанихи в принципы старины соединены в ней с изумительною суровостью и беспощадностью: она точит сына, как ржа железо зато, что он любит жену больше чем мать, что он будто бы хочет жить по своей воле. Суровость нрава Кабанихи еще сильнее выражается в ее отношениях к невестке: она резко и ядовито обрывает ее на каждом слове, с злобной иронией осуждает ее за ласковое обращение с мужем, которого, по ее мнению, она должна не любить, а бояться.

Бессердечие Кабанихи доходит до ужасающей степени, когда Катерина сознается в своем проступке: она злобно радуется этому событию, говорит сыну, что нечего жалеть такую жену, что ее надо живую в землю закопать.

Тихону, рыдающему над трупом Катерины, она грозно и с полным бессердечием говорит: 

“…Полно! об ней и плакать-то грех!..”

Анализ образа Тихона Деспотизм Кабанихи печально отразился на характере ее сына Тихона. По натуре своей Тихон человек добрый; он по своему любит жену, сострадает ее мучениям, старается остановить Катерину, когда она начинает каяться в присутствии свекрови; но, подавленный гнетом, он лишен всякого подобия собственной воли и мысли, а потому решительно не в силах защитить жену от оскорблений и даже сам оскорбляет ее по приказанию матери.

Только тогда, когда уже Катерина покончила расчеты с жизнью, Тихон выразил свой поздний протест словами: 

“…Маменька, вы ее погубили? вы, вы, вы!..” 

Анализ образов Варвары и Кудряша

Не похожи на Тихона его сестра Варвара и ее возлюбленный Кудряш. Оба они натуры бойкие, смелые и веселые.

Важно

Варвара весьма просто смотрит на жизнь: убежденная, что добром ничего не добьешься среди черствых и суровых людей, она прибегает к обману, на котором, по ее словам, весь дом держится; она защищает Катерину, устраивает для нее свидание с Борисом, не подозревая вовсе, какие страдания ожидают от этого бедную женщину.

Такою же простотою отличается и Кудряш, выражающий свои чувства вполне откровенно: заподозрив Бориса в ухаживании за Варварой, он, полный негодования, угрожает перервать ему за это горло; но с жалостью и человеколюбием относится к тому же Борису, когда узнает, что тот полюбил замужнюю.

Анализ образа Катерины

Главным действующим лицом драмы является молодая женщина Катерина, образ которой принадлежит к лучшим созданиям творчества вашего драматурга. Из простодушного рассказа самой Катерины мы узнаем, что детство свое она провела на полной свободе, будучи любимым ребенком в семье и не чувствуя над собою никакого гнета.

Вся обстановка родительского дома, где строго соблюдались церковные обряды, развила в Катерине религиозность: она любила молиться и чувствовала себя в храме, как в раю; но вместе с религиозностью в ней развита была и мечтательность:

“…Отчего люди не летают так, как птицы?..”

Горячность и энергия, которыми отличалась Катерина в детстве, сохранились в ней и тогда, когда она, выйдя замуж за Тихона, попала в новую, суровую семью.

Правда, в силу своей любящей, чуждой разрушительных стремлений натуры, Катерина готова жить мирно, с терпением переносить обиды от жестокой свекрови, но до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уже ни на что не посмотрит.
Катерина вышла замуж, будучи еще почти ребенком; она не любила Тихона, да, может быть, и не понимала вовсе этого чувства. Очутившись в новой обстановке, Катерина не могла найти в ней ничего утешительного для себя, сердце же ее искало искренней и глубокой любви, к которой решительно был не способен ее забитый матерью муж.

Она влюбляется в другого молодого человека, в Бориса Григорьевича, но, будучи верна нравственным законам окружающего ее быта, признает это чувство грехом. С этого момента в ее душе поднимается глубокая внутренняя борьба. У ней является желание избавиться от греха и быть верной женой: она ищет опоры в муже, просит его взять ее с собой в Москву, наконец, когда тот отказывается, умоляет его взять с нее какую-нибудь страшную клятву, чтобы успокоить ее душу.

Тихон однако остается хладнокровным и безучастным к мольбам жены, занятый исключительно одною мыслью — поскорее уехать и пожить на свободе. Свекровь ест поедом Катерину, и в ней Катерина, конечно, тоже не могла найти никакой нравственной опоры. По отъезде Тихона, оставшись одна, Катерина задумчиво говорит: 

“..Ну теперь тишина у нас в доме воцарилась! Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет, все бы я сидела с ними да забавляла их…”

У нее является мысль взять чужих детей; но мысль эта, конечно, не могла осуществиться, так как Кабаниха решительно не позволяла бы брать к себе в дом приемышей. Предоставленная самой себе, не находя ни в ком сочувствия, Катерина предается своему чувству к Борису и, под влиянием уговоров Варвары, назначает ему свидание. Но и во время свидания она все-таки испытывает тяжелую внутреннюю борьбу, предавшись чувству любви, она в то же время сознает его греховность, называет Бориса своим врагом и даже высказывает желание умереть. В противоположность Варваре, которая говорит, что можно делать все, что хочешь лишь было бы это шито-крыто, Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману, всегда господствующему там, где жизнь основана на страхе, на угнетении слабых сильными. И вот, когда Тихон возвратился, Катерина делается сама не своя: она вся дрожит, мечется по дому, точно чего ищет, не смеет глаз поднять на мужа и наконец, испуганная словами сумасшедшей барыни, раскатами грома и картиной геенны огненной и убежденная, что все это угрозы наказания за нарушение ею супружеской верности, при свекрови и при всем народе бросается к мужу и сознается в своем проступке. Понятно, что если бы Кабаниха и другие простили Катерину, то она сумела бы подавить в себе личные порывы и навсегда привязалась бы к мужу; но вместо прощения ее встретили побои со стороны мужа и злобные укоры свекрови. Не в силах будучи выносить ежеминутных упреков, Катерина в каком-то забытьи уходит из дома и, встретившись снова с Борисом, который должен уезжать в Сибирь, умоляет его взять ее с собой; но и Борис, как прежде Тихон, отказывает ей. Лишившись последней опоры, всеми оставленная, Катерина наконец решается покинуть навсегда тот мир, где она не нашла себе не только сочувствия, но и обыкновенной терпимости: она бросается в Волгу.

Внутреннее состояние Катерины перед этим решительным шагом прекрасно изображено поэтом в… последнем ее монологе:

“Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно…” 

Таков характер главного действующего лица пьесы. Добролюбов в своей статье, по поводу Грозы, говорит, что самоубийством Катерина выразила протест против „темного царства” старых начал. Но это несправедливо. Катерина сама более, чем кто-нибудь (слова Е. Макарова), переполнена верованиями этого старого мира и гораздо справедливее может быть рассматриваема, как яркое олицетворение его бытовых и религиозных начал. Самая основная и глубокая сторона ее внутренних мучений—это греховность ее любви, строгая религиозность ее натуры. Последним определяющим мотивом ее смерти точно также служит ее внезапно убитая любовь, а не тягость самодурства. Любовь приводит к роковому концу далеко не в одной области самодурства и в ней далеко не чаще, чем в других. Общий закон человеческой природы таков, что сердце не может ручаться за себя ни при каких обстоятельствах. Как бы ни были разумны люди и свободны их убеждения, как бы далеко ни отогнали мы от себя старое зло насилия и неволи, пока будет живо в человеке его сердце, будут продолжаться своею чередою нежные идиллии и потрясающие драмы любви. Островский, как художник, в изображении Катерины оставался верен началам русской народности и человеческой психологии и был совершенно чужд тому сатирическому замыслу, который приписал ему талантливый критик, вопреки ясному содержанию драмы.

Анализ образа Кулигина

Если искать в драме протеста против злых элементов “темного царства”, то его скорее мы найдем в личности Кулигина, который хотя и является одним воином в поле, тем не менее представляет собою силу, ибо этот человек руководится не одною лишь натурою, а всецело отдается идее, поглощающей в нем все личное.

Сопоставление образов Катерины и Варвары

Драма „Гроза”, по словам И. А. Гончарова, бесспорно, занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам. Прежде всего она поражает смелостью создания плана: увлечение нервной страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины — все это исполнено живейшего драматического интереса и ведено с необычайным искусством и знанием сердца. Рядом с этим автор создал другое типическое лицо, девушку, падающую сознательно и без борьбы, на которую тупая строгость и абсолютный деспотизм того семейного и общественного быта, среди которого она родилась и выросла, подействовали, как и ожидать следует, превратно, то есть повели ее веселым путем порока, с единственным, извлеченным из данного воспитания правилом: лишь бы все было шито да крыто. Мастерское сопоставление этих двух главных лиц в драме, развитие их натур, законченность характеров, — одни давали бы произведению Островского первое место в драматической литературе.

Читайте также:  Образ и характеристика семьи туркиных в рассказе "ионыч" чехова: описание в цитатах


О героях пьесы “Гроза”

Но сила таланта повела автора дальше. В той же драматической раме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерною художественною полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни, облитый ярким колоритом поэзии и художественной отделки, начиная с богатой вдовы Кабановой, в которой воплощен слепой, завещанный преданиями деспотизм, уродливое понимание долга и отсутствие всякой человечности, — до ханжи Феклуши. Автор дал целый, разнообразный мир живых, существующих на каждом шагу личностей. Язык действующих лиц, как в этой драме, так и во всех произведениях Островского, давно всеми оценен по достоинству, как язык художественно-верный, взятый из действительности, как и сами лица, им говорящие.”

(из книги С. З. Бураковского “А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся”, 1904 г.)

Это были анализ пьесы “Гроза” Островского и ее главных и второстепенных героев: Дикого, Кабанихи, Катерины, Тихона, Варвары, Кудряша и Кулигина.

Смотрите: Все материалы по пьесе “Гроза” 

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/06/analiz-pesa-groza-ostrovskij-geroi.html

Анализ пьесы «Гроза» Островского и ее героев

Драма А. Н. Островского «Гроза» описывает быт, традиции и «жестокие нравы» местных жителей города Калинова на берегу Волги. Произведение А. Н. Островского актуально и сейчас. Ведь автор показывал, как самодурство может загубить жизни людей на примере главной героини — Катерины.

Автор Островский в пьесе четко выделил три типа людей: тираны, жертвы, независимые личности. Яркими примерами тирании можно считать представителей купеческого сословия — Дикой и Кабаниха. Жертвами деспотов считаются Тихон, Борис, Катерина. Независимые личности — Варвара, Кудряш, Кулигин.

Дикой Савел Прокофьевич — известный купец в городе. Но известен он тем, что «у него вся жизнь основана на ругательстве». Герой оскорбляет только тех, кто слабее его материально и по силе духа.

С равными он вынужден соблюдать учтивость, которая для самодура унизительна, поэтому он потом срывает свою злость на домашних.

Несчастная его жена вынуждена каждое утро умолять всех домашних не разозлить, произнося фразу: «Голубчики, не рассердите».

Совет

Кроме изведения домашних, Дикой тиранит рабочих. Он может не заплатить им жалование, обмануть. Даже городничий не может повлиять на наглого купца.

Возвышаясь над работниками, Савел говорит, что в его власти раздавить, словно червяка, работников. Несмотря на отрицательные качества, герой осознает свою никчемность, но не может измениться. Кабаниха — единственный человек, который понимает Дикого, который считается ее кумом. Оба персонажа не признают технический прогресс, ссылаясь на грех.

Кабанова Марфа Игнатьевна (Кабаниха) — властный тиран-манипулятор. Она полностью подчинила сына своей воли. В ее диалогах вечные упреки, недовольство близкими. Но самая главная ее ошибка – считать себя умнее и выше других.

Кабаниха считает себя религиозной и часто молится, но она нарушает основной принцип христианства — прощение. В городе ее не зря ханжой считают, ведь «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Она научила дочь лгать и изворачиваться, сломала волю сына, довела до самоубийства невестку. И ей никого не жаль, ведь она права во всем.

Тихон — забитый сын Марфы Игнатьевны. В современном мире таких мужчин называют «маменькиными сынками». Он понимает, что его мать слишком властная, но он сбегает без жены в другой город, ведь так проще.

Невольно герой сам подталкивает к измене супругу. Несмотря на доброту, его безразличие и безличность погубили Катерину. Он любил свою жену и простил ее измену, но влияние матери было сильнее.

В смерти он винит мать, хотя косвенно и он причастен к самоубийству.

Катерина — главный персонаж пьесы. Ей было плохо в семье мужа, потому что она выросла в атмосфере любви и свободы. Она несчастна, потому что не видит любви и поддержки от мужа.

Девушка любит детей и мечтает о них. Героиня мечтательна, ее монолог «отчего люди не летают, как птицы» наглядно говорит об этом. Но Катя не умеет врать и не приемлет ложь.

Она кается и признается мужу в измене, осознавая последствия поступка.

Катерину можно назвать отчаянной женщиной, которая может уйти, если захочет. Но на самоубийство ее толкнуло не только осознание безысходности в доме мужа, а предательство Бориса.

Возлюбленный решился уехать из города, но он не захотел любимую забрать из ада. Катерина поняла сходство характеров окружающих ее мужчин, и не захотела больше жить.

Я считаю героиню жертвой, хотя женщина была свободолюбивой личностью. Если бы девушка сумела себя поставить перед свекровью или сбежала в монастырь, то ее можно было оправдать.

Обратите внимание

Но слишком деспотичная свекровь подавила личность невестки, и девушке проще было утопиться.

Борис — племянник Дикого и любимый Катерины. Он приехал в городок, чтобы получить часть наследства. Но для этого надо было быть учтивым с дядей.

Зная характер Дикого, герой понял, что это невозможно. Он любил Катю, но в самый ответственный момент предал любимую, не взяв с собой. Он побоялся нарушить запрет дяди, даже понимая, что денег ему не видать.

У меня этот персонаж вызывает только презрение.

Варвара — самый сильный и независимый персонаж в пьесе. Дочь Кабанихи научилась врать и противостоять матери. Она не уважает брата, который не может дать отпор матери и толкает Катерину к измене.

Благие намерения Вари привели к трагедии подруги. Но девушка не стала терпеть издевательств матери и сбежала с любимым. Ей повезло, что ее парень был равен девушке по характеру. Но даже если бы он и оказался трусом, девушка выкрутилась.

Кудряш — возлюбленный Вари и рабочий у Дикого. Парень не боится самодура-начальника, в отличие от других. Он даже говорит, что «это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею».

И Савел понимал, что перед ним личность, а не раб. Он сбежал с Варварой, не побоявшись Кабанихи и последствий. Этот второстепенный персонаж оказался настоящим мужчиной и личностью.

Поэтому он заслуживает уважения.

Кулигин — житель города. Он мечтает быть полезным науке. Его взгляды существенно отличаются от остальных. Он пытается объяснить Тихону, что «пора бы своим умом жить». Борису говорит, что его задумка получить наследство потерпит фиаско.

Герой не боится противостоять всем жителям города ради своих убеждений. Именно он смог бы удержать Катерину от суицида, если вовремя ей встретился.

Таким образом, прототипы героев произведения Островского встречаются и в наши дни. Но важно не позволять подчинить себя чужой воле.

Источник: https://sochinenieliteratura.com/1243

Образы Кулигина и Катерины по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Образы Кулигина и Катерины по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

  Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

    Пьеса «Гроза» стала вершиной творчества великого русского драматурга А.Н. Островского. Действие трагедии, описанной в пьесе, происходит в небольшом городке Калинове, вольно раскинувшемся на берегу Волги. Главные герои живут в состоянии конфликта, старый порядок пошатнулся, в обществе назревает протест.
    С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы.

Он не является главным героем, но автор отводит ему очень важную роль. Этот механик-самоучка – реалист, но вместе с тем, он – мечтатель и романтик. Впервые мы видим его сидящим на скамейке на берегу Волги. Он от души восхищается красотой природы и поет. “Восторг! Чудеса, красота! Душа радуется!” – говорит Кулигин прогуливающимся Кудряшу и Шапкину.

Но они не разделяют его радости и погружены в житейские проблемы.
    В “темном царстве” Калинова Кулигин предстает хорошим человеком. Его возмущают устои и нравы города, он не согласен с царящей несправедливостью. Кулигин так говорит об этом, обращаясь к Борису: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! У кого деньги, тот старается бедного закабалить.

Важно

Торговлю друг у друга подрывают… Враждуют друг на друга…” Но на предложение Бориса открыто обличить калиновские нравы, Кулигин отвечает: “Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят”. В этом проявляется его нерешительность: “Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается”. Громкого и решительного протеста он избегает, а может быть, даже боится.

Понимая, что ничего изменить не удастся, Кулигин советует “угождать как-нибудь”.
    С другой стороны Кулигин – благородный мечтатель и романтик. Он тонко чувствует красоту природы, читает стихи, поет, стремится сделать жизнь людей лучше, расширить их кругозор.

Кулигин мечтает изобрести перпетуум-мобиле и получить за него миллион, который бы потратил на то, чтобы дать работу мещанству. “А то руки есть, а работать нечего”.
     Он хочет сделать в городском парке солнечные часы, для этого ему нужно десять рублей и он просит их у Дикого, но встречает полное непонимание.

Не покидают Кулигина заботы о безопасности города: «У нас грозы частые, а мы не заведем громовых отводов!». На что Дикой ему отвечает:«Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами обороняться…». Только у одного Кулигина мы видим ясные цели в жизни, но, к сожалению, изменить жизнь в городе он может.

     В финале пьесы, когда мертвую Катерину достают из Волги, Кулигин первым говорит Кабанихе: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!” После этих слов он уходит потому, что не может больше находиться рядом с этими людьми.

    Другое действующее лицо пьесы, олицетворяющее положительное начало , предстает перед нами в образе главной героини Катерины.
    Ее характер сформировался в купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. В религии Катерина находит всю правду и красоту жизни. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах, воссылаемых к Богу.

Она рассказывает Варваре: “В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало… ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу”.

Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой — Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха бездушная и суровая женщина,“домашних заела совсем”. Она держит в страхе всех членов семьи.
    Выйдя замуж за Тихона, которого не любила, Катерина не находит поддержки и защиты от Кабанихи.

Совет

Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, “все как будто из-под неволи”. В атмосфере “жестоких нравов”, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Решение покончить с собой приходит к Катерине как внутренний протест семейному деспотизму и ханжеству.

Дом Кабанихи для нее стал ненавистным: «Мне что домой, что в могилу – все равно. В могиле лучше…”. Но ее протест, в отличие от протеста Кулигина, открытый и смелый. А Кулигин не хочет громких, решительных протестов, он ограничивается только словесными возражениями.

    Этих героев объединяют мечтательность и поэтичность, они появляются во всех ключевых сценах пьесы, своими рассуждениями и монологами объясняют трагизм сложившихся ситуаций и выражают общественный протест против устоев «темного царства».

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Образы Кулигина и Катерины по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Смотрите также по произведению “Гроза”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: https://www.litra.ru/composition/download/coid/00647071241993701648

Характеристика Кабанихи (Гроза)

Пьеса «Гроза» одна из самых известных в творчестве Островского. Яркая, социально-бытовая драма, события которой происходят в 19 веке в городке Калинове. Женские образы в пьесе заслуживают отдельного внимания. Они колоритны и уникальны. Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» несомненно, важны в произведении. Она главный деспот и тиран в пьесе.

Читайте также:  Иллюстрации к роману "дубровский" пушкина (картинки, рисунки)

Она же виновна в смерти Катерины. Цель Кабанихи подчинить себе как можно больше народа, чтобы навешать им нравы, традиции и законы, свято соблюдаемые ею. Истинный страх закрался в ее душу, когда она поняла, что надвигается новое время, время перемен, противостоять которому она не в силах.

Марфа Игнатьевна Кабанова – она же Кабаниха. Вдова. Купчиха.

Мать Варвары и Тихона.

Образ и характеристика

Фамилия Кабанова подходит главной героине очень точно, характеризуя ее с первых минут. Дикое животное способно наброситься на человека без весомой причины, так же и Кабаниха. Яростная, свирепая. Способна «загрызть насмерть» человека, если он ей не угоден, что и произошло с Катериной, которую вдова просто сжила со свету. Угодить ей невозможно.

Она всегда найдет повод к чему придраться, как ни старайся.Кабаниха, после смерти мужа осталась с двумя маленькими детьми на руках. Унывать было некогда. Пришлось заботиться и поднимать Варвару и Тихона. Брат с сестрой совершенно разные по характеру и внешне, хотя воспитывались одинаково.

Властная, деспотичная женщина, держащая в страхе не только домочадцев, но и всю округу.«Маменька-то у вас больно крута…». Подчинять и властвовать вот ее кредо. Абсолютно убеждена, что семья строится на страхе и подчинении младших старшим. «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть».

В своем отношении к детям не видит ничего ненормального. «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».
Религиозна. Эта не вера религиозного фанатика, свято соблюдающего все посты и божьи законы. Скорее дань традиции. Она выполняет обряды на автомате, не особо вникая в процесс и его значение.

Вера в прощение и милосердие у нее отсутствует. Для нее главное строгое выполнение патриархальных порядков. Это святое. «Ну, я Богу молиться пойду; Не мешайте мне…». К окружающим она требовательна не меньше, чем к себе. Что по этому поводу думают сами люди и какие чувства испытывают ей глубоко безразлично.

Зануда. Постоянно всем недовольна.

Брюзжит по поводу и без. Угодить ей сложно. Собственная семья и та ее раздражает, особенно сын и сноха. Вот где Кабаниха отрывается по-полной программе. Сует нос в их жизнь, лезет с советами. Считает, что сын после женитьбы охладел к матери, превратившись в тряпку и подкаблучника.

«Может ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая».

Сноха отдельная тема. Поведение невестки из ряда вон. Традиции не соблюдает, мужа ни во что не ставит. Совсем отбилась от рук. Старость не уважает и не чтит.

Самоуверенна. Убеждена, что делает все правильно. Искренне верит, что если поддерживать старинный порядок и уклад, то дом не пострадает от внешнего хаоса.

С хозяйством управляется жестко, похлеще мужика. Проявление эмоций ей не свойственно. По ее мнению это лишнее. При малейшем проявлении бунта со стороны домашних, Кабаниха пресекает все на корню. Любой проступок с их стороны влечет за собой наказание. Ее сразу приводит в бешенство, если они молодежь пытается пойти ей наперекор.

Посторонние люди ей родней, чем сын и сноха.«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…». Слово доброе скажет, милостыней наградит.

Любит деньги. Кабаниха привыкла, что держит на себе все хозяйство. Она уверена, что прав тот, у кого больше наличных в кармане.

Поселив у себя богомолок-приживалок она каждый день слышит их хвалебные речи в свой адрес. Льстивые бабки совсем задурили ей голову. Кабаниха даже мысли не допускает, что может сделать что-то не так. Своими разговорами о конце света, старухи поддерживают представление Кабанихи о жизни на земле.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1598-harakteristika-kabanihi-groza.html

Дикой и Кабаниха (по пьесе А. Островского «Гроза»)

По оценке И. А. Гончарова, А. Н. Островский «ли­тературе принес в дар целую библиотеку художест­венных произведений, для сцены создавал свой осо­бый мир». Удивителен мир произведений Островско­го. Он создал характеры крупные и цельные, умел подчеркнуть в них комические или драматические свойства, обратить внимание читателя на достоинства или пороки своих героев.

Особого внимания заслуживают герои пьесы «Гро­за» — Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.

Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное лицо в городе Калинове. Красноречивые характери­стики дают ему герои пьесы. «Ему везде место. Боится, что ль, он кого!» — говорит о нем Кудряш. Дикой, на самом деле, ничего, кроме собственной воли, не признает.

Обратите внимание

Ему нет дела до мыслей и чувств других лю­дей. Обругать, унизить, оскорбить для Савела Прокофьевича ничего не стоит. С окружающими он ведет себя так, будто «с цепи сорвался», и без этого он «ды­шать не может». «…Ты червяк,— говорит он Кулиги-ну.

— Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

Власть Дикого тем сильнее, чем слабее, безвольнее человек. Так Кудряш, например, умеет противосто­ять Дикому. «…Он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»,— говорит Кудряш о своих взаимоотношениях с куп­цом. Иной человек племянник Дикого, Борис.

«Дос­тался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит»,— замечают окружающие. Дикого не смущает то, что Борис — сирота и что ближе дяди у него нет ни­кого. Купец осознает, что судьба племянника в его ру­ках, и пользуется этим. «Загнан, забит…»,— с горе­чью говорит Борис.

Не менее жесток купец и к своим работникам: «У нас никто и пикнуть не смей о жало­ванье, изругает на чем свет стоит». На чужом рабском труде и обмане делает бессовестный Дикой свое со­стояние: «…недоплачу я им по какой-нибудь копей­ке… а у меня из этого тысячи составляются…».

Впро­чем, иногда на Дикого находит прозрение, и он осоз­нает, что перегибает палку: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу».

Дикой — деспот и тиран в своей семье, на него «свои-то никак угодить не могут», «когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!».

Не уступает Дикому и Кабаниха, богатая калиновская купчиха. Кабаниха — ханжа, она все делает «под видом благочестия». Внешне она очень набожна. Од­нако, как замечает Кулигин, Кабаниха «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Главный объект ее тирании — собственный сын Тихон.

Будучи взрос­лым, женатым человеком, он полностью находится во власти матери, не имеет собственного мнения, боится перечить ей. Кабаниха «выстраивает» его отношения с женой, она руководит каждым его поступком, каж­дым словом. Полное повиновение — все, что хочет она видеть в своем сыне.

Властолюбивая Кабаниха не за­мечает того, что под ее гнетом вырос человек трусли­вый, жалкий, безвольный, безответственный. Вы­рвавшись на некоторое время из-под надзора матери, он захлебывается свободой и пьет, потому что по-дру­гому свободу он использовать не умеет. «…

Важно

Из вашей воли ни на шаг»,— твердит он матери, а «сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей».

Кабаниха ревнует сына к снохе, постоянно попре­кает его Катериной, «поедом ест». «Уж я вижу, что я вам помеха»,— пилит она Тихона. Кабаниха считает, что жена мужа должна бояться, именно бояться, а не любить и не уважать.

По ее мнению, правильные от­ношения строятся именно на подавлении одного чело­века другим, на унижении, на несвободе.

Показатель­на в этом отношении сцена прощания Катерины с му­жем, когда все слова Тихона, обращенные к жене,— лишь повтор наущений Кабанихи.

Если страдает от Кабанихи с детства задавленный ею Тихон, то жизнь такой мечтательной, поэтичной и цельной натуры, как Катерина, в доме купчихи и во­все становится невыносимой. «Здесь что вышла за­муж, что схоронили — все равно»,— рассуждает об этом Борис.

Постоянное давление заставляет приспосабливать­ся дочь Кабанихи, Варвару. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»,— рассуждает она.

Давая оценку образам «хозяев жизни», Н. Добро­любов показывает Дикого и Кабаниху самодурами, с их «постоянной подозрительностью, щипетильностью и придирчивостью». По мнению критика, «Гро­за» — самое решительное произведение Островско­го» в этой пьесе «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены… до самых трагических по­следствий…».

Источник: https://5litra.ru/soch/216-dikoy-i-kabaniha-po-pese-a-ostrovskogo-groza.html

Образ и характеристика Кудряша в пьесе Гроза Островского сочинение

Иван Кудряш представляет собой образ простого парня из народа, такого, которому никто не указ. Даже фамилия его является такой звучной и простой – Кудряш. Такое сочетание звуков выражает его бодрую и удалую натуру, свободолюбие.

Он действительно как кудряшка на ровной прическе – своевольная и неподвластная, но при этом обладающая собственной красотой. В Иване есть определенное достоинство и в какой-то степени он даже превосходит более статусных людей в этом параметре.

К примеру, именно Кудряш старается помочь Борису нравственным советом, именно он имеет некоторые намерения сделать Дикого более терпеливым и добрым к людям.

В этом образе Островский рисует красоту народного духа, такого простого парня из народа, который, хотя и является хулиганистым и своевольным, все-таки придерживается некоторых принципов. Этот верный человек всегда будет следовать за собственной любовью и он легко сбегает с Варварой, не боится тайных свиданий с нею.

Совет

Помимо этого конторщик является чутким к другим людям, он не услужливый и не перед кем не лебезит, но имеет настоящее сострадание. Хотя, конечно, в какой-то степени этот образ является немного гипербализированным и подобных людей в описанной автором «чистой» форме мы не часто можем увидеть в повседневности. Тем не менее, легко понять, о чем нам хочет сказать Островский этим образом.

Кудряш представляет собой образ простого народа, в частности русского народа, который характеризуется откровенностью и честностью, способностью отстаивать собственное мнение и убеждение. Однако, если рассмотреть немного глубже, то Ваня также умело пользуется ситуацией, ведь он нужен Дикому и поэтому в том числе позволяет себе некоторую своевольность и немного грубое отношение.

Сам по себе он хотел бы урезонить Дикого, но опасается, а на его сторону более никто не станет. Поэтому Кудряшу и остается только вести себя так, как он вел себя ранее. В этом заключается его свобода, которую он не хочет никак ограничивать.

Итогом становится побег, который весьма символичен, так как подчеркивает натуру этого героя. Кудряш убегает с Варварой как бы за пространство самой пьесы и таким образом преодолевает некие рамки. Он убегает с Варварой от злобной Кабанихи и этим подчеркивается стремление свободного духа героя избегать всяческих внешних отрицательных воздействий, которые его ограничивают.

2 вариант

Островский написал огромное количество разных произведений, которые изучаются в школе. И одним из них является «Гроза». Одним из главных героев является Иван Кудряш.

И хотя он обычный парень, вот только для него не существует приказов от других людей, он пользуется только теми, что придумывает сам, и никто не может его в этом переубедить. Да и фамилия у него не только простая, но и звучная.

Больше всего на свете ему нравится свобода, и он ни на что не променяет ее.

Его прическа очень даже нравится всем окружающим. Ее не нужно подкручивать, а все потому что волосы у него вьются самостоятельно, а ведь многие об этом мечтают. Кроме этого многие обращаются к нему за помощью и ни одному из них он еще не отказал.

Он всегда помогает тем, кому требуется помощь или дельный и нужный совет. Только ему удалось помочь и немного поменять Дикого. И благодаря нему он стал немного терпеливее и добрее к людям, а ведь раньше за ним такого не наблюдалось.

А Борис обратился к нему за советом, который никто не мог ему дать раньше.

Этим автор показывает, что он хоть и властный и вольный парень, который может делать все что хочет и никто ничего не может ему запретить, но тем не менее душа у него очень добрая и пройти мимо он никогда не сможет. У него имеются определенные принципы, которые нарушить он никогда не сможет.

Когда ему понравилась Варвара, то он стал постепенно ее добиваться и, хотя это было очень сложно, но отступать парень не собирался. И вот однажды ему все это удалось добиться, и теперь они встречались тайно каждый день.

А когда девушка предложила ему сбежать подальше отсюда и жить спокойно и больше не прятаться, то парень без раздумий согласился.

Обратите внимание

Он никогда ни перед тем кем не лебезил и если действительно человек ему не нравился, то он без лишних проблем мог об этом сообщить и ничего и никого никогда не боялся. Хотя на самом деле таких людей очень мало или практически нет.

Читайте также:  Вопросы и ответы по поэме "мцыри" лермонтова: материалы для теста

Но, тем не менее, каждый читатель может легко и просто понять, что именно этим хотел донести до нас автор.

А поскольку он честный и добрый, то всегда и до последнего будет отстаивать то, что пришло ему в голову, а также и то, что он действительно считает правильным вариантом.

Но вот однажды наступает такой момент, когда он просто пользуется ситуацией и эта ситуация связана с Диким. В этом случае он относится к нему грубо и не совсем правильно. Он прекрасно знает, что Дикий никогда и никому не будет уступать и поэтому сейчас он встает на его сторону.

Кроме этого он уверен на сто процентов, что кроме него на его сторону больше никто не встанет.

И единственным правильным вариантом является побег вместе с любимой отсюда навсегда. И благодаря этому он сможет защитить не только себя, но и свою любимую.

Сочинение на тему Кудряш

Александр Николаевич Островский создавал драму «Гроза» в момент назревшего конфликта между старым миром, живущим по укоренённым обычаям, отвергающим новое, и молодым поколением, желающим прогрессировать, выступающим против патриархальных обычаев. Это противостояние легло в основу произведения.

Одним из второстепенных персонажей пьесы, представителем нового мира является Кудряш Иван. Писатель знакомит читателя с данным персонажем в первой сцене пьесы, из которой становятся известны порядки Калинова.

А. Н. Островский использует в пьесе такой художественный приём, как говорящая фамилия, передавая, таким образом, основные черты персонажей. Исходя из этого, об Иване можно сказать, что его фамилия связана с кудрявыми волосами – чертой русского народа, характеризует парня как сильного, доброго, удалого.

Важно

Кудряш конторщик купца Дикого, песенная натура. В отличие от других работников он способен дать отпор «тёмному царству», отвечает своему начальнику той же грубостью, поэтому имеет репутацию грубияна, по его же словам. Дикой не выгоняет парня, так как тот отличный работник.

Иван считает себя непостоянным, ветреным человеком, говоря о себе: «Больно лих я на девок-то…». Но долгое время парень встречается с Варварой Кабановой втайне от матери девушки, Кабанихи.

Несмотря на высокое чувство даже в отношении к возлюбленной он проявляет грубость, встречая её следующей фразой: «Ты что ж так долго! Ждать вас еще! Знаешь, что не люблю!».

Ради Варвары Иван готов на многое, но считает, что замужние девушки должны сидеть дома, сам же любит свободу и боится её потерять.

Иван не осуждает отношений замужней Катерины и Бориса, будучи чутким, внимательным к другим людям предупреждает парня, что такая любовь может оказаться губительной для Катерины и оказывается прав.

В финале произведения, когда тайные свидания вскрылись, долгое время внешне подчиняющаяся старому миру Варвара и Кудряш больше не желают следовать патриархальном обычаям. В отличие от Бориса Иван способен постоять за свои чувства, поэтому убегает с возлюбленной из дома, так как не в силах терпеть самодурство, гнёт представителей «тёмного царства».

Так А. Н. Островский с помощью образа Кудряша раскрывает в произведении проблему непримиримого противоречия общества в период предреформенного подъёма.

Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/po-proizvedeniyam-ostrovskogo/obraz-i-harakteristika-kudryasha-v-pese-groza

Образы Дикого и Кабанихи в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Образы Дикого и Кабанихи в пьесе. Пьеса «Гроза» занимает особое место в творчестве Островско­го. В этой пьесе драматург наиболее ярко обрисовал «мир темно­го царства», мир купцов-самодуров, мир невежества, произвола и деспотизма, домашней тирании.

Действие в пьесе разворачивается в маленьком городке на Волге — Калинове. Жизнь здесь, на первый взгляд, представля­ет собой некую патриархальную идиллию.

Город весь утопает в зелени, за Волгой открывается «вид необыкновенный», на высо­ких берегах ее разбит общественный сад, где часто прогуливают­ся жители городка. Жизнь в Калинове течет тихо и неспешно, в ней нет никаких потрясений, никаких исключительных собы­тий.

Совет

Новости из большого мира приносит в городок странница Феклуша, рассказывающая калиновцам небылицы о людях с пе­сьими головами.

Однако в действительности не все так уж благополучно в этом маленьком, заброшенном мирке.

Идиллию эту разрушает уже Кулигин в разговоре с Борисом Григорьевичем, племянником Дикого: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности на­гольной, не увидите… А у кого деньги… тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажи­вать».

Однако согласия нет и между богатыми: они «враждуют другнадруга», «злостные кляузы строчат», «судятся», «торговлю подрывают». Живут же все за дубовыми воротами, за крепкими запорами. «И не от воров они запираются, а чтоб люди не вида­ли, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!..

И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьян­ства!» — восклицает Кулигин.

Одним из самых богатых, влиятельных людей в городе явля­ется купец Савел Прокофьевич Дикой. Основные черты Дико­го — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характе­ра.

«Ужтакого-то ругателя, каку нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — говорит о нем Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расче­ты, ни поездки на базар — «ничего у него без брани не обходит­ся».

Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису.

Савел Прокофьевич скуповат. «…Только заикнись мне о день­гах, у меня всю нутреннюю разжигать станет», — говорит он Ка­бановой. Борис приехал к дядюшке в надежде получить наслед­ство, но попал фактически в кабалу к нему. Савел Прокофьевич не платит ему жалованья, постоянно оскорбляет и бранит пле­мянника, упрекая его в лености и тунеядстве.

Обратите внимание

Неоднократно ссорится Дикой и с Кулигиным, местным ме- хаником-самоучкой. Кулигин пытается отыскать разумную при­чину грубости Савела Прокофьевича: «За что, сударь Савел Про­кофьевич, честного человека обижать изволите?».

На что Дикой отвечает: «Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, — вот и все… говорю, что разбойник, и конец.

Что ж ты, судиться, что ли, со мною будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу— поми­лую, захочу — раздавлю».

«Какое теоретическое рассуждение может устоять там, где жизнь основана на таких началах! Отсутствие всякого закона, вся кой логики —вот закон и логика этой жизни. Это не анархия, но нечто еще гораздо худшее…», — писал Добролюбов о само­дурстве Дикого.

Как и большинство калииовцев, Савел Прокофьевич беспро­светно невежествен. Когда Кулигин проситу него денег на уста­новку громоотвода, Дикой заявляет: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рож­нами… обороняться»

Дикой представляет собой «природный тип» самодура в пье­се. Его грубость, хамство, издевательства над людьми основаны, прежде всего, на вздорном, необузданном характере, глупости и отсутствии противодействия со стороны других персонажей. И только потом уже на богатстве.

Характерно, что практически никто не оказывает Дикому ак­тивного сопротивления. Однако утихомирить его оказывается не так уж и сложно: на перевозе его «обругал» незнакомый гусар, не робеет перед ними Кабаниха. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», — прямолинейно заявляет ему Марфа Игнать­евна. Характерно, что здесь она пытается и Дикого подогнать под свое видение миропорядка.

Кабаниха объясняет постоянный гнев, вспыльчивость Дико­го его жадностью, однако сам Савел Прокофьевич и не думает отрицать ее умозаключений: «Кому своего добра не жалко!» — восклицает он.

Гораздо более сложным в пьесе является образ Кабанихи. Это выразительница «идеологии темного царства», которая «создала себе целый мирок особенных правил и суеверных обычаев».

Важно

Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, куль­тивирующая порядки и традиции старины. Она ворчлива, по­стоянно недовольна окружающими. Достается от нее, прежде всего, домашним: она «поедом ест» сына Тихона, читает беско­нечные нравоучения невестке, пытается контролировать пове­дение дочери.

Кабаниха ревностно защищает все законы и обычаи Домо­строя. Жена, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной. Дети должны почитать своих родите­лей, беспрекословно выполнять все их указания, следовать их советам, уважать их.

Ни одно из этих требований, по мнению Кабановой, не выполняется в ее семье. Марфа Игнатьевна недо­вольна поведением сына и невестки: «Ничего не знают, никако­го порядка», — рассуждает она в одиночестве.

Катерину она по­прекает тем, что та не умеет проводить мужа «по-старинному» — стало быть, недостаточно любит его. «Другая хорошая жена, про­водивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце…», — поучает она невестку.

Тихон же, по мнению Кабановой, слиш­ком мягок в обращении с женой, не почтителен вдолжной мере по отношению к матери. «Не очень-то нынче старших уважа­ют», — говорит Марфа Игнатьевна, читая наставления сыну.

Кабаниха фанатично религиозна: она постоянно вспоминает о Боге, о грехе и воздаянии, в доме ее часто бывают странницы. Однако религиозность Марфы Игнатьевны — не что иное, как фарисейство: «Ханжа… Нищих оделяет, а домашних совсем зае­ла», —замечает о ней Кулигин.

В своей вере Марфа Игнатьевна сурова и непреклонна, в ней нет места любви, милосердию, все­прощению. Так, в конце пьесы она даже не помышляет о том, чтобы простить Катерине ее грех. Напротив, она советует Тихо­ну жену «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».

Религия, старинные обряды, фарисейские жалобы на свою жизнь, игра на сыновних чувствах — Кабаниха все использует для утверждения своей абсолютной власти в семье. И она «доби­вается своего»: в жесткой, подавляющей атмосфере домашней тирании уродуется личность Тихона.

«Тихон сам по себе любил жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может.

Совет

В нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует про­тив себя и служит покорным орудием матери, даже в отношени­ях своих к жене», — пишет Добролюбов.

Простодушный, незлобивый Тихон лишился цельности сво­их чувств, возможности проявить лучшие черты своей натуры. Семейное счастье для него закрыто изначально: в семье, где он вырос, это счастье заменено было «китайскими церемониями».

Проявить свою любовь к жене он не может, и не потому что «жена должна бояться мужа», а потому что просто «не умеет» проявить своих чувств, которые с детства жестоко подавлялись.

Все это привело Тихона к определенной эмоциональной бесчувствен­ности: он часто не понимает состояния Катерины.

Лишая сына любой инициативы, Кабаниха постоянно по­давляла его мужское начало и одновременно упрекала его в недо­статке мужественности. Подсознательно он и стремится воспол­нить этот «недостаток мужественности» в выпивке да редких «гу­лянках» «на воле».

Реализовать себя в каком-то деле Тихон не может — вероятно, маменька не допускает его распоряжаться делами, считая сына непригодным для этого. Кабанова может лишь послать сына с поручением, но все остальное находится под ее жестким контролем. Получается, что Тихон лишен и соб­ственного мнения, и собственных чувств.

Характерно, что и сама Марфа Игнатьевна в какой-то степени недовольна инфантилиз­мом сына. Это проскальзывает в ее интонациях. Однако, вероят­но, она не осознает степень своей причастности к этому.

В семье Кабановых сформировалась и жизненная философия Варвары. Ее правило просто: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара далека от религиозности Катерины, от ее поэтичности, экзальтированности.

Обратите внимание

Она быстро научилась лгать и изворачиваться. Можно сказать, что и Варвара по-своему «ус­воила» «китайские церемонии», восприняв саму суть их.

В геро­ине пока сохраняется непосредственность чувств, доброта, од­нако ее ложь —это не что иное, как примирение с калиновской моралью.

Характерно, что в финале пьесы и Тихон, и Варвара, каждый по-своему, восстают против «власти маменьки». Варвара сбегает из дому с Кудряшом, Тихон же впервые открыто высказывает свое мнение, упрекая мать в гибели жены.

Добролюбов заметил, что «некоторые критики хотели даже в Островском видеть певца широких натур», «произвол хотели присвоить русскому человеку как особенное, естественное каче­ство его природы — под названием «широты натуры»; плутов­ство и хитрость тоже хотели узаконить в русском народе под на­званием сметливости и лукавства». В пьесе «Гроза» Островский развенчивает и то, и другое явление. Произвол выходит у него «тяжелым, безобразным, беззаконным», он видит в нем не что иное, как самодурство. Плутовство и хитрость оборачиваются не сметливостью, а пошлостью, оборотной стороной самодурства.

Источник: https://www.prepodka.net/obrazy-dikogo-i-kabanixi-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]