Тест. ЕГЭ. Литература. «Слово о полку Игореве». Задания 1-9. Вариант 2
Предлагаю вариант № 2 тестовых заданий по «Слову о полку Игореве». Тест составлен в формате ЕГЭ. Даны подробные ответы на вопросы, пояснения к ним, а также примерные ответы на задания № 8 и 9. Данное тестирование поможет при подготовке к ЕГЭ, а также к урокам литературы.
Версия для копирования удобна для использования материала на уроках.
Версия для копирования.
Н.К. Рерих. (1874-1947) «Поход князя Игоря».
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните
задания 1–9.
Игорь-князь с могучею дружиной
Мила брата Всеволода ждет.
Молвит буй тур Всеволод: «Единый
Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!
Дети Святослава мы с тобою,
Так седлай же борзых коней, брат!
А мои, давно готовы к бою,
Возле Курска под седлом стоят.
А куряне славные —
Витязи исправные:
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы,
Все яруги знаемы,
Луки их натянуты,
Колчаны отворены,
Сабли их наточены,
Шеломы позолочены
Сами скачут по полю волками
И, всегда готовые к борьбе,
Добывают острыми мечами
Князю — славы, почестей — себе!»
Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
И, не зная, что сулит судьбина.
Князь промолвил: «Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонёну!
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!»
Вспала князю эта мысль на ум —
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!»
(«Слово о полку Игореве».)
1
Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номеров соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру)пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
В каком году происходил поход князя Игоря , описываемый автором «Слова о полку Игореве»?
Ответ:
Ответ: 1185
Пояснение.
Поход князя Игоря Севрского против половцев проходил в 1185 году. Произведение, видимо, написано было чуть позже.
2
Какое художественное средство выделено в данном отрывке?
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону.
Ответ:
Ответ: эпитет.
Пояснение.
Эпитет – это троп, то есть слово или сочетание слов, употреблённое в переносном смысле. Представляет собой определение, образно, эмоционально описывающее что-либо, передающее отношение автора к предмету описания.
3
Кто обнаружил рукописный вариант «Слова о полку Игореве»?
Ответ:
Ответ: Мусин-Пушкин.
Пояснение.
Собиратель древностей А.И. Мусин -Пушкин обнаружил рукопись в сборнике, полученном из Спасо-Преображенского монастыря Ярославля в конце 1780-х годов.
4
Установите соответствие между цитатами из данного отрывки и художественными средствами, которые использует автор в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЦИТАТА | Художественное средство |
А) «скачут по полю волками»; Б) «добывают острыми мечами»; В) «лучше быть убиту от мечей,чем от рук поганых полонёну!» |
1)метафора 2)противопоставление 3)сравнение 4)метонимия |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Ответ:342
Пояснение.
Сравнение – это сопоставление различных предметов, явлений и пр. с целью выявления общих свойств, качеств, признаков. При сравнении часто используются сравнительные союзы как, словно, будто, что, но их может и не быть.
«Скачут по полю волками» — сравнение воинов с волками.
Метафора – это скрытое сравнение, в котором в переносном смысле употреблены глагол или существительное. В метафоре происходит сравнение неназванного предмета с данным в тексте на основании общего признака.( В данном отрывке нет метафоры)
Метонимия – образовано от греческого слова metonymia, что значит переименование. Означает перенос наименований с одного предмета на другой предмет по принципу смежности.
Метонимию порой путают с метафорой, но метонимия в отличие от метафоры не предусматривает сходства между явлениями, признаками и предметами, а основана на реальных ассоциативных связях: «добывают острыми мечами», то есть сражаясь.
Противопоставление — это художественный приём, при котором описываемые предметы, явления и пр. противопоставляются по определённым качествам, признакам.
«Лучше быть убиту от мечей,чем от рук поганых полонёну!»- автор противопоставляет смерть в бою позорному плену.
5
Как назывался период в истории Руси, описанный в данном произведении?
Ответ:
Ответ: раздробленность (феодальная раздробленность)
6
В каком значении употреблено слово «полк» в названии произведения?
Ответ:
7
Кого на Руси называли витязями?.
Ответ:
Ответ: богатырей, древнерусских воинов.
8
Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём 5-10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию. При необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов, ( в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор, сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. |
Какова роль природы в данном эпизоде?
Ответ:
Примерный ответ.
Роль природы в данном отрывке, как и во всём произведении, велика. Она олицетворяется автором.
Природа словно предупреждает Игоря не совершать необдуманный поступок, об этом свидетельствует солнечное затмение. Люди верили, что затмение солнца- это предвестник беды.Однако Игорь не послушал голоса разума, поддался чувствам, желанию показать себя, доказать сою храбрость.
9
В каких произведениях русской классики природа является одним из главных
героев? Сопоставьте данные произведения со «Словом о полку Игореве».
Ответ:
Примерный ответ.
Природа играет важную роль во многих произведениях русской классической литературы.
Можно назвать природу одним из главных действующих лиц в романе Л. Толстого «Война и мир». Так в сцене первой встречи князя Андрея с дубом автор показал, как состояние князя созвучно природе.
Для дуба словно нет весны, когда всё вокруг расцветает, он, дуб, кажется старым и сердитым уродом между молодых берёзок. Жизнь кончена, кажется Андрею. Ничего хорошего уже больше не будет.
Однако во время второй встречи, летом, Андрей, видя преображённый дуб, понимает, как прекрасна жизнь «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца».
Многое произошло с князем за это время: и беседа с Пьером на пароме о необходимости деятельности, и услышанный разговор Наташи с Соней в Отрадном. Нет, жизнь ещё продолжается.
А как помогает понять характер Татьяны Ларины описание природы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»! Героиня любит природу, особенно зиму. Природа помогает ей почувствовать прелесть жизни:
Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму.
Детство и юность героини прошли на лоне природы- лесов, полей. Она вдыхала запахи трав и цветов, любовалась красотой природы. Именно здесь, среди просторов родной природы, и была воспитана героиня, эта чуткая, нежная, умеющая любить девушка.
Таким образом, во многих творениях русской литературы, как и в «Слове о полку Игореве», природа помогает понять внутреннее состояние героев, раскрыть особенности их характеров, являясь настоящим героем произведений.
Вернутьсяк списку тестов по литературе ЕГЭ
Источник: https://testy-klass.ru/test-ege-literatura-slovo-o-polku-igoreve-zadaniya-1-9-variant-2/
Слово о полку ТЕСТ.doc – Тест по “Слову о полку Игореве”
Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ Свидетельство
о создании электронного портфолио Грамота за
информатизацию образования Рецензия
на любой материал бесплатно Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
ТЕСТ по «Слову о полку Игореве».ВАРИАНТ 1.1) В каком году князь Игорь отправился в поход на половцев? 1. 1180 2. 1185 3. 1195 4. 11872) «Слово..» , как известно, было найдено МусинымПушкиным. Где? 1. в Ярославле 2. в Москве 3. в Киеве 4. в Новгороде3) «..Уж лиса на щит червлёный брешет..» Слово «ЧЕРВЛЁНЫЙ» в переводе сдревнерусского означает: 1. красный 2. стальной 3. русский 4. большой4) Чей образ в «Слове..» явился воплощением государственной мудрости? 1. Игоря 2. Ярослава Мудрого 3. Святослава 4. Ярославны5) По «Слову о полку Игореве» создана опера. Кто её автор? 1. Бородин 2. Скрябин 3. Алябьев 4. Глинка6) Дайте развёрнутый ответ на вопрос: В.Белинский пишет о Ярославне: «Это не жена, которая после погибели мужаосталась горькою сиротою, это … любящая душа тоскливо порывается к своемумилому, к своей ладе, чтобы …. отереть кровавые раны на теле возлюбленного».
Согласны ли вы с мнением критика? Каким вы представляете себе образ Ярославны?
ТЕСТ по «Слову о полку Игореве».ВАРИАНТ 2.1) В каком году было создано «Слово о полку Игореве»? 1. 1185 2. 1190 3. 1187 4. 11952) В поход на половцев князь Игорь вышел из города Новгорода, а из какогогорода отправился его брат Всеволод? 1. из Чернигова 2.
из Курска 3. из Путивля 4. из Киева3) «..Вымостили топкие болота япанчами красными врагов..» «ЯПАНЧА» –это: 1. знамя 2. накидка 3. ковёр 4. одеяло4) «..И бегут, заслышав о набеге, Половцы сквозь степи и яруги..»«ЯРУГИ» это: 1. дороги 2. реки 3. овраги 4.
степи5) Первый поэтический перевод «Слова..» был сделан: 1. Николаем Заболоцким 2. Василием Жуковским 3. Аполлоном Майковым 4.
Дмитрием Лихачёвым6) Дайте развёрнутый ответ на вопрос:Как проявляется идея автора в тексте «Золотого слова» Святослава и почему оно
получило такое название?
ТЕСТ по «Слову о полку Игореве».ВАРИАНТ 3.1) Какое природное явление Ярославна первым называет в своём плаче? 1. Солнце 2. Ветер 3. Днепр 4. Луна2) «..Ярославна, полная печали, Как кукушка кличет на юру», читаем мы в переводе Н.Заболоцкого.
Слово «КУКУШКА» в древнерусском звучало как: 1. комонь 2. векша 3. зегзица 4. яруг3) Кто помог князю Игорю бежать из половецкого плена? 1. Гзак 2. Овлур 3. Кончак 4. брат Всеволод4) Какова основная мысль произведения? 1. призыв к мести половцам 2.
призыв князей к объединению 3. прекращение всех войн 4. прославление сил природы5) Кто автор строк: «Любимые книги в мире те, с которыми сожгут:«Нибелунги», «Илиада», «Слово о полку Игореве»? 1. Марина Цветаева 2. Николай Заболоцкий 3. Александр Пушкин 4.
Дмитрий Лихачёв 6) Дайте развёрнутый ответ на вопрос:
Какую роль играет природа в «Слове о полку Игореве»? Приведите примеры.
ТЕСТ по «Слову о полку Игореве».ВАРИАНТ 4.1) Кому принадлежат слова: «Лучше убитым быть, чем полоненным быть»?1. Святославу2. Всеволоду3. Игорю4. Владимиру2) Кто из героев изронил «золотое слово?1. Святослав2. Боян3. Кончак4.
Игорь3) Какой художественный прием использует автор при описании князя Всеволода: «Куда, Тур, ни поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, там лежат головы поганых половцев»?1. Олицетворение2. Гипербола3. Сравнение4. Метафора4) Назовите город, откуда доносится плач Ярославны? 1. Киев 2. Путивль 3. Москва 4. Новгород5) Можно ли сшить платье из аксамита? 1. Да2.
Нет 6) Дайте развёрнутый ответ на вопрос:Каким предстаёт перед нами князь Игорь? Выразите своё отношение к герою.
Свой ответ иллюстрируйте примерами.
ТЕСТ по «Слову о полку Игореве».ВАРИАНТ 5.1) В каком веке возникла древнерусская литература?1. в X2. в XI3. в IX4. в XII 2) Что такое яруг?1. Овраг2. Дорога3. Холм3. Поле3) Кто НЕ переводил «Слово о полку Игореве»? 1. Д.С.Лихачёв 2. А.Майков 3. В.Жуковский 4. А.
Блок 4) В походе против половцев не участвовал князь 1. Всеволод 2. Олег 3. Владимир 4. Святослав5) Поэтическую манеру какого сказителя автор характеризует так: Если песнь кому сотворить хотел, Растекался мыслию по древу, Серым волком по земли, Сизым орлом под облаками. 1. Велеса 2. Гомера 3. Бояна 4.
Нестора 6) Дайте развёрнутый ответ на вопрос:
Каким предстает перед нами автор «Слова..»? Выразите свое отношение.
Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл
Источник: https://znanio.ru/media/test_po_slovu_o_polku_igoreve-22641/27737
Тест “Слово о полку Игореве” (9 класс)
Вариант 2.
1.Какой реальный исторический факт был положен в основу «Слова о полку Игореве»?
а) неудачный поход Игоря против половцев в 1185 году;
б) победа над половцами, одержанная киевским князем Святославом в 1184 году;
в) поход против половцев Владимира Мономаха;
г) междоусобные распри южнорусских князей
2. Главной идеей «Слова о полку Игореве» является:
а) прославление подвига Игоря;
б) осуждение похода Игоря;
в) страстный призыв к русским князьям о единении;
г) слава киевскому князю Святославу
3. Кто из героев «Слова о полку Игореве» «изронил золотое слово со слезами смешанное»?
а) Ефросинья Ярославна, жена Игоря;
б) Святослав, князь Киевский;
в) Всеволод, брат Игоря;
г) сам князь Игорь
4. Укажите, чем заканчивается (в сюжетном плане) «Слово о полку Игореве»:
а) смертью Игоря и его дружины;
б) бегством Игоря из плена и возвращением на родину;
в) Игорь остается в плену;
г) казнью Игоря
5. Укажите, к какому роду литературы можно отнести «Слово о полку Игореве»
а) эпос;
б) лирика;
в) драма;
г) лиро-эпика
6. Укажите, какой герой выражает авторскую позицию в «Слове о полку Игореве»:
а) Игорь;
б) Всеволод;
в) Святослав;
г) Ярославна
7. Что значит слово “червленый”?
А) вражеский
Б) крепкий
В) храбрый
Г) красный
8. Кто такие Стрибожьи внуки?
А) Реки, озера
Б) Ветра
В) Деревья, животные
Г) Божества
9. О ком эти строки: “Какая рана удержит, братья, того, кто забыл о почестях и богатстве, забыл и города Чернигова отцовский золотой престол, и своей милой жены, прекрасной Глебовны, любовь и ласку!”
а) Игорь
б) Всеслав Полоцкий
в) Ярослав Осмомысл
г) Всеволод Буй Тур
10. Кто такие Карна и Жля?
А) Языческие божества любви
Б) Языческие божества, оплакивающие мертвых воинов
В) Языческие божества воды
Г) Языческие божества мудрости
11. Какой исторический документ повествует об исторических событиях,описанных в « Слове…»?
А) «Повесть временных лет»
Б) Ипатьевская летопись
В) « Поучение Владимира Мономаха»
12. .В какой части «Слова» выразилась основная идея произведения?
А) Плач Ярославны
Б) «Золотое слово» Святослава
В) Речь Всеволода
Заполните таблицу по вопросу 6 стр. 28
Герой «Слова…»
Сравнение с животным, птицей
Смысл сравнения
Игорь
Ярославна
Всеволод
Другие герои
Викторина
-
С какого вопроса начинается «Слово о полку Игореве»?
-
Кого автор называет «соловьем старого времени»?
-
С кем сравнивается легендарный певец Боян в процессе творчества: «аще кому хотяше песнь творити, то…»
-
Точен ли перевод: «мысь» – это мысль?
-
С кем отправился в поход князь Игорь?
-
Как князь Игорь определяет цель своего похода: «испить…»? Что обозначает это выражение?
-
Какие половецкие ханы упоминаются в «Слове…»?
-
Узнаем ли мы, как зовут дочь Кончака?
-
Какой рефрен, посвященный прощанию с родной землей, звучит в «Слове…»?
-
На берегу какой реки потерпел поражение князь Игорь?
-
С чем автор сравнивает битву?
-
Какое «слово» произносит киевский князь Святослав?
-
Какие силы природы заклинает Ярославна, прося вернуть ей любимого, помочь ее «ладе»?
-
Кто помог князю бежать из плена?
-
Герои часто сравниваются с птицами и зверями. Приведите примеры.
-
Известен ли автор «Слова…»? Кем он был, кто он?
-
Кем и когда был найден один из списков «Слова…» Какова была его дальнейшая судьба?
-
Какие поэтические переводы «Слова…» вам известны?
-
Какие музыкальные и живописные произведения на сюжеты «Слова…» вы можете назвать?
Заполните таблицу по вопросу 6 стр. 28
Герой «Слова…»
Сравнение с животным, птицей
Смысл сравнения
Игорь
Ярославна
Всеволод
Другие герои
Источник: https://www.metod-kopilka.ru/test_quotslovo_o_polku_igorevequot-28111.htm
Тест по произведению Слово о полку Игореве
Автор публикации: Морозова Н.Т.
Дата публикации: 15.09.2016
Краткое описание:
1
Тест по произведению древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»
2
Вопрос № 1 В основе произведения лежит : А) историческая реальность, Б) художественный вымысел, В) фантастикаБлагодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Вопрос № 2 Известно, что город, в котором историк граф А.И.Мусин-Пушкин обнаружил список «Слова о полку Игореве», – это : А) Москва, Б) Ярославль, В) Петербург.
4
Вопрос № 3 Фраза « свои вещие персты на живые струны воскладал» содержит : А) аллегорию, Б) антитезу, В) метафору.
5
А) мудрость и прозорливость, Б) информированность, В) известность. Называя Бояна вещим, автор подчеркивает его: Вопрос № 4
6
Вопрос № 5 Поход Игоря – это: А) политически и исторически важное событие, Б) заурядное, ничего не решающее событие, В) одно из событий XII века.
7
Вопрос № 6 Пафос произведения : А) лирический, Б) патриотический, В) героический.
8
Вопрос № 7 Князь Игорь перед походом говорит, что хочет «копьё преломить на границе поля половецкого». Эта фраза означает: А) начать битву с половцами, Б) оставить врагов без оружия, В) отстоять границы родины.
9
Значение «смутного» сна Святослава: «Этой ночью с вечера одевали меня… черным саваном на кровати тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное, сыпали мне крупный жемчуг из пустых колчанов поганых толковин и нежили меня.
Уже доски без князька в моём тереме златоверзом»: Вопрос № 8 А) он предупреждает Свято-слава о поражении войск Игоря, Б) все детали сна предупреждают Святослава о скорой его болезни, В) сон предвосхищает радостные события.
10
Вопрос № 9 Две битвы войска князя Игоря представлены автором по принципу : А) антитезы, Б) аллегории, В) сравнения.
11
Вопрос № 10 В предложении: «А Игорь-князь… вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком» – автор использовал: А) эпитеты, Б) постоянные эпитеты, В)оксюморон.
12
Вопрос №11 В строках: Долго ночь меркнет. Заря свет уронила… автор прибег: А) к аллегории, Б) к сравнению, В) к олицетворению.
13
Вопрос №12 Идейный центр произведения: А) плач Ярославны, Б) «золотое» слово Святослава, В) две битвы дружины князя Игоря.
А) единство и укрепление границ Руси, Б) ответственность за совершаемые деяния, В) мужество и героизм русских воинов. Главная тема произведения: Вопрос №13
15
Вопрос № 14 О чём повествует следующий эпизод «Слова..» «Стукнула земля, зашумела трава. А Игорь-князь поскакал горностаем к тростнику и – белым гоголем на воду.
Вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком… и полетел соколом над облаками, избивая гусей и лебедей» ? А) поражение Игоря в битве, Б) бегство Игоря из плена, В) поход Игоря на половцев, Д) ночлег войска Игоря в степи.
16
Вопрос № 15 К каким силам природы обращается Ярославна с мольбой о спасении Игоря? А) к солнцу, к месяцу, к звёздам, Б) к месяцу, к ветру, к солнцу, В) к ветру, к реке, к солнцу.
Вопрос № 16 В чём проявилась гуманистическая позиция автора «Слова..»? А) в прославлении силы и гордости русского оружия, Б) в утверждении общечеловеческих ценностей: мир, покой, любовь, В) в прямом высказывании автора против войны как явления.
18
Проверьте себя! – а, – б, – в, – а, – в, -б, – а, – а, 9. – а, 10. – б, 11. – в, 12. – б, 13. – а, 14. – б, 15. – в, 16. – б. Критерии оценки: «5» – 16 – 14 баллов, «4» – 13 – 11 баллов, «3» – 10 – 8 баллов, «2» – 7 и ниже.
19
Использованная литература Ляпина Е.Ю. Литература: тесты к учебникам-хрестоматиям под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. 5-9 классы / – 3-е издание. – М.:Дрофа,2007. https://img-fotki.yandex.ru/get/6814/16969765.23e/0_916a2_5d171e3_L.png – рамка Вы можете использовать шаблон для своей презентации, но, пожалуйста, обязательно укажите имя автора: Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края, октябрь 2016 В работе использованы иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Худ. Г.В.Маковской
Источник: https://botana.biz/prezentaciya/russkii_yazyk_literatura/pwqdpqph.html
Капканы ЕГЭ и ГИА
Задание 8.
Каков символический смысл выражения «на седьмом веке Трояна»?
Кто такой Троян, упоминаемый в «Слове о полку Игореве», точно неизвестно.
Века Трояна символизируют время возникновения Киевской Руси, время основания Киева. Выражение «седьмой век» использовано в переносном, символическом смысле. Седьмой век — это последний век существования мира.
Указание, что Всеслав действует на седьмом, послед¬нем веке существования земли Трояна, является свидетельством того, что полоцкий князь считается автором «Слова о полку Игореве» одним из виновников гибели Киевской Руси, распавшейся на ряд самостоятельных княжеств в результате кровавых междоусобиц.
В интерпретации академика Д.С. Лихачёва «земля Трояна» отождествляется с Русской землёй, а 7-й век Трояна – обозначение последнего века язычества на Руси в связи с символическим значением седьмого как последнего.
Задание 8.
Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы?
Образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы, потому что она является символом верности, преданности и любви.
Она носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Её образ ярко раскрывается в плаче. Ярославна оплакивает попавшего в беду мужа. Она готова в поисках его облететь кукушкою просторы русской и половецкой земли.
Она не просто оплакивает мужа, а надеется вернуть его из плена с помощью могучих природных сил: Ветра Ветрила, Днепра Славутича, тресветлого солнца. Эти природные силы персонифицированы. Поэтому плач Ярославны – это и заговор, и заклинание. Она похвалой заговаривает, заклинает их. Это сложное триединое жанровое образование: плач, заговор, молитва.
В обращениях Ярославны присутствует градация, наращение, усиление действия, эффекта. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу – Игорь бежал из плена.
Задание 8.
Можно ли назвать образ князя Игоря идеальным?
Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» совершенно лишен какой-либо идеализации.
С одной стороны, автор создает образ эпического героя, для которого главное — воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. С другой стороны, князь — человек своего времени.
Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины.
Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.
Задание 8.
Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?
Идея единения, патриотизма и гуманизма звучит в «Слове». Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе побеждала Русская земля, а теперь – половцы. Он передает свою тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц.
Своим произведением автор порывается показать людям, что мы будем сильны лишь тогда, когда объединимся.
Но сила людей в свободе нравственного выбора между добром и злом, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины.
Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа. Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей, развитием чувства гражданственности и чести.
Задание 9.
Как автор «Слова» относится к своему герою и в каких еще произведениях русской литературы можно увидеть неоднозначное отношение автора к героям?
Автор «Слова о полку Игореве» неоднозначно относится к своему герою. Для автора Игорь храбрый, но недальновидный полководец, который ведет свои войска в поход, обреченный на неудачу. Игорь любит родину, Русь, но основным побуждением его является стремление к личной славе: «Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование».
Пример противоречивого отношения автора к герою можно увидеть в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». С одной стороны, Л.Н. Толстой осуждает бесчестные и подлые поступки Долохова по отношению к Пьеру и Николаю Ростову, с другой – показывает его человеком, способным любить, заботливым сыном и братом.
Неоднозначно также отношение И.С. Тургенева к главному герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову. Автор симпатизирует Базарову за его честность, за самостоятельность суждений и независимость, но не принимает нигилистических взглядов, которые отстаивает герой, его отношения к природе и искусству, миру и людям в целом.
Задание 9.
Каково значение сна Святослава и какие сюжетные события он отражает?
Сон Святослава — это сон вещий, он предсказывает гибель Игорева войска и пленение самого Игоря.
Символическая система сновидения опирается на древние верования славян: жемчужины во сне предвещают скорые слёзы, сорванный верх («князёк») с княжеского терема — надвигающуюся смерть, поскольку дом утратил целостность, оказался открыт враждебным силам.
Пустые колчаны впрямую указывают на причину поражения Игоря: у окружённых воинов за¬кончились стрелы, и они оказались бессильны против половцев. Наделены символическими смыслами и цвета (чёрный саван), и акустический фон (вороний «грай»): они призваны передать горе и скорбь, которые ожидают Святослава после пробуждения.
Художественная функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами.
Задание 9.
В каких произведениях РУССКОЙ литературы используются СНЫ персонажей и каковы в них основные функции сновидений?
Сон Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» помогает читателю точнее представить внутренний мир героини и предвещает будущие сюжетные события — ссору Онегина с Ленским и гибель юного поэта. В романе И. А. Гончарова «Обломов» сон Ильи Ильича — это мечта-воспоминание, история детства героя и одновременно тот образ идиллического мира, который он потерял, покинув Обломовку.
Сны Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. М.
Достоевского, с одной стороны, вплетаются в реальность (избиение упавшей лошади на петербургской улице) и раскрывают душевный мир героя, с другой — носят фантасмагорический характер (сон о смеющейся старухе-процентщице, которую Раскольников не может убить) и своей кошмарностью опровергают стройные теоретические построения персонажа о праве на убийство.
Задание 9.
В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?
Сон – это одно из ведущих средств поэтики в литературе. Через сон, с одной стороны, можно раскрыть внутренний мир героя, а с другой стороны, с помощью аллегорий сна зашифровать истинный смысл происходящего.
Практически в каждом крупнейшем произведении русской литературы используется прием сна. В качестве примеров можно назвать сон Маргариты в романе Булгакова, сон Пети Ростова в романе Толстого “Война и мир”, сон Раскольникова в романе “Преступление и наказание”.
Повесть “Гробовщик” у Пушкина полностью строится на приеме сна.
Задание 9.
В каких произведениях русской литературы XX века используется об¬раз волка и в чём оригинальность поэтической позиции автора «Слове о полку Игореве»?
Образы диких животных в различных национальных культурах очень устойчивы, что обусловлено верованиями и представлениями народов. Эти образы получили художественное осмысление в литературе.
Подтверждение сказанному находим в романе Ч. Айтматова «Плаха».
Автор не романтизирует образ Акбары, но мифологически насыщает его: волчица-мать противостоит человеку, который несёт в природу разрушение и смерть.
Образ волка представлен и в повести В. Распутина «Живи и помни». Здесь волк и человек тождественны друг другу. Образ волка предстает в тексте как алчный хищник и лютый враг человека. Ему подобен и человек, предавший Родину и дом.
В «Слове о полку Игореве», в отличие от названных произведений, звучит мотив оборотничества. Следовательно, в основе образа волка здесь лежат языческие и мифологические представления.
Задание 9.
В каких произведениях русской литературы XX века можно, как и в «Слове о полку Игореве», найти черты жанра «воинской повести»? (Свой ответ аргументируйте)
Данному жанру героического эпоса свойственны следующие признаки: воинская героика (прославление воинской доблести), воинская терминология, характерная лексика, используемая при описании битв, а также определенные стилистические формулы: сборы войска, выступление в поход, бой, поражение, пленение, победа, возвращение домой.
«Слове» тоже используется воинская терминология, описывающая вооружение дружины Игоря, воинские подразделения, этапы боя: меч, стелы, шелом, копье, стяг, дружина, полк. Автор прославляет воинскую доблесть русских князей.
Объединяющим моментом для древнего жанра воинской повести и литературы середины 20-ого века является патриотическая тема в самом важном и высоком значении этого слова.
Тяжелые военные будни, где сама война приравнена к тяжелому труду, дружба, доказанная кровью, бессметные подвиги русских солдат (дружинников) и командиров (военачальников),их мужество и стойкость, скорбь и память о пережитом, призыв к миру – таков круг тем, которые нашли отражение в воинских повестях, в «Слове» и в целом ряде произведений о Великой Отечественной войне: Шолохов «Судьба человека», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Бондарев «Батальоны просят огня».
Составитель: С.Н.Мищенко
Источник: https://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/100-ochinenij-dlya-ege/nravstvennaya-problematika/1824-sochinenie-po-tekstu-demoversii
Сайт учителя русского языка и литературы Погребняк Натальи Борисовны
Тест по «Слову о полку Игореве»
Часть
1.
Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.
А1. Определите по
высказыванию героя «Слова о полку Игореве»: «Братие и дружина! Лучше же убитым
быть, чем плененным; сядем же, братья, на своих борзых коней, да посмотрим на
синий Дон ».
1)
Ростислав 2) Святослав 3)Владимир 4) Игорь
А2. Определите по
портрету героя «Слова о полку Игореве»:
«Стоишь ты всех впереди, мечешь стрелы на поганых, стучишь о шлемы мечами
харалужными. Куда, тур, поскачешь, своим золотым шеломом посвечивая, там лежат
поганые головы половецкие. Порублены саблями калёными шлемы аварские тобою,
яр-тур!»
1)
Всеволод 2) Святослав 3) Олег
4) Игорь
А3. О чем
повествует следующий эпизод «Слова о полку Игореве»: «Стукнула земля, зашумела
трава… А Игорь князь поскакал горностаем к тростнику и — белым гоголем на
воду. Вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком… и полетел
соколом над облаками, избивая гусей и лебедей»?
1)
Поражение Игоря в битве
2) Бегство
Игоря из плена
3) Поход
Игоря на половцев
4) Ночлег войска Игоря в степи
А4 Своеобразным
зачином «Слова о полку Игореве» становится
1)
Рассказ о замысле Игоря, «который … поострил сердце свое мужеством »
2)
Описание просторов Русской земли: «Поют на Дунае, — вьются голоса через море до
Киева»
3)
Обращение автора к слушателям: «Не лепо ли ны бяшеть, братие…»
4) Повествование о «вещем Бояне»: «Боян бо
вещий, аще кому хотяше песнь творити…»
А5. Какой эпизод
«Слова о полку Игореве» предшествует трагическим строкам: «Тьма свет покрыла:
по Русской земли прострошася половцы» ?
1)
Обращение Автора к русским князьям
2)
«Золотое слово» Святослава
3)
Рассказ о поражении Игоря
4)
Плач Ярославны
Часть
2.
Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами
(по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с
орфографической ошибкой)
В1. Укажите термин, которым литературоведение
определяет средство художественной выразительности, представляющее собой
устойчивое сочетание слов: «черный ворон», «серый волк», «борзые кони», «синее
море», «красные девки», часто
встречающееся в «Слове о полку Игореве» и позволяющее говорить о тесной связи
этого памятника литературы с традициями русского фольклора.
В2. Укажите время
создания «Слова о полку Игореве» (век).
В3. Образ какого
певца-поэта рисует автор во вступлении своего произведения?
В4. Какое явление
природы наблюдают Игорь и его дружина, выступив в поход?
В5. Князь Всеволод
в произведении называется – дикий бык, зубр. Символом какого мужского качества
(или качеств) является тур?
В6. Да или нет? Гридница
– большое пиршественное помещение, где собирались дружинники князя. Иногда
использовалась как место заключения пленных.
В7. Восстановите
пропущенное слово: Паволока – это шёлковая ….
Часть
3.
Ответьте кратко на первый вопрос, подробно на второй.
С1.
Дайте краткую характеристику князю Всеволоду. (2 балла)
С2.
В каких условиях развивалась древнерусская литература? (3 балла)
Источник: https://pogrebnyknb.ucoz.ru/news/test_slovu_o_polku_igoreve_9_klass/2013-11-12-40
Древнерусская литература Тест по произведению Слово о полку
Древнерусская литература Тест по произведению «Слово о полку Игореве»
Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его. § А 1. Определите по высказыванию героя «Слова о полку Игореве» : «Братие и дружина! Лучше же убитым быть, чем плененным; сядем же, братья, на своих борзых коней, да посмотрим на синий Дон » . § 1) Ростислав 2) Святослав 3)Владимир 4) Игорь
§ А 2. Определите по портрету героя «Слова о полку Игореве» : «Стоишь ты всех впереди, мечешь стрелы на поганых, стучишь о шлемы мечами харалужными. Куда, тур, поскачешь, своим золотым шеломом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие. Порублены саблями калёными шлемы аварские тобою, яр тур!» 1) Всеволод 2) Святослав 3) Олег 4) Игорь
§ А 3. О чем повествует следующий эпизод «Слова о полку Иго реве» : «Стукнула земля, зашумела трава. . . А Игорь князь поскакал горностаем к тростнику и — белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком. . . и полетел соколом над облаками, избивая гусей и лебедей» ? § 1) Поражение Игоря в битве 2)Бегство Игоря из плена 3)Поход Игоря на половцев 4) Ночлег войска Игоря в степи
§ А 4 Своеобразным зачином «Слова о полку § § Игореве» стано вится 1) Рассказ о замысле Игоря, «который. . . поострил сердце свое мужеством » 2) Описание просторов Русской земли: «Поют на Дунае, — вьются голоса через море до Киева» 3) Обращение автора к слушателям: «Не лепо ли ны бяшеть, братие. . . » 4) Повествование о «вещем Бояне» : «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити. . . »
§ А 5. Какой эпизод «Слова о полку Игореве» предшествует трагическим строкам: «Тьма свет покрыла: по Русской земли прострошася половцы» ? § 1) Обращение Автора к русским князьям 2) «Золотое слово» Святослава § 3) Рассказ о поражении Игоря § 4) Плач Ярославны
§ Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)
§ В 1. Укажите термин, которым литературоведение опреде ляет средство художественной выразительности, представ ляющее собой устойчивое сочетание слов: «черный ворон» , «серый волк» , «борзые кони» , «синее море» , «красные дев ки» , часто встречающееся в «Слове о полку Игореве» и позво ляющее говорить о тесной связи этого памятника литературы с традициями русского фольклора.
§ В 2. Укажите время создания «Слова о полку Игореве» (век). § В 3. Образ какого певца поэта рисует автор во вступлении своего произведения? § В 4. Какое явление природы наблюдают Игорь и его дружина, выступив в поход?
§ В 5. Князь Всеволод в произведении называется – дикий бык, зубр. Символом какого мужского качества (или качеств) является тур? § В 6. Да или нет? Гридница – большое пиршественное помещение, где собирались дружинники князя. Иногда использовалась как место заключения пленных. § В 7. Восстановите пропущенное слово: Паволока – это шёлковая. .
Часть 3. Ответьте кратко на первый вопрос, подробно на второй. § С 1. Дайте краткую характеристику князю Всеволоду. (2 балла) § С 2. В каких условиях развивалась древнерусская литература? (3 балла)
Максимум баллов – 24 § « 5» 23 24 § « 4» 18 22 (обязательно выполнение С 1, С 2) § « 3» 12 – 17 (обязательно выполнение С 1 или С 2) § « 2» 6 11 § « 1» 0 5
Проверьте себя! § § § 4 1 2 3 3 Эпитет 12 век Боян Затмение Мужество (сила) Да ткань
Источник: https://present5.com/drevnerusskaya-literatura-test-po-proizvedeniyu-slovo-o-polku/
Решу огэ
сайты – меню – вход – новости
Задания С1—С3 включают в себя два альтернативных варианта вам нужно выбрать ОДИН из них. Первый вариант ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения, второй — на анализ лирического стихотворения (или басни). Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный
текст и последовательно выполните три задания к нему. Выполняя задание С1, С2 дайте ответ в примерном объёме 3—5 предложений с опорой на текст. Задание С3 предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, примерный объём ответа — 5—8 предложений.
На задание С4 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Ответ записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель сможет оценить загруженные ответы к части С. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 1 № 192
1.1.1. Какую роль в данном фрагменте играет прием олицетворения?
1.2.1. Какую роль играют звукоподражательные слова в начале стихотворения?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
10
Вот Стрибожьи вылетели внуки — Зашумели ветры у реки, И взметнули вражеские луки Тучу стрел на русские полки. Стоном стонет мать-земля сырая, Мутно реки быстрые текут, Пыль несется, поле покрывая. Стяги плещут: половцы идут! С Дона, с моря с криками и с воем Валит враг, но, полон ратных сил, Русский стан сомкнулся перед боем Щит к щиту — и степь загородил. 11 Славный яр тур Всеволод! С полками В обороне крепко ты стоишь, Прыщешь стрелы, острыми клинками О шеломы ратные гремишь. Где ты ни проскачешь, тур, шеломом Золотым посвечивая, там Шишаки земель аварских с громом Падают, разбиты пополам. И слетают головы с поганых, Саблями порублены в бою. И тебе ли, тур, скорбеть о ранах, Если жизнь не ценишь ты свою! Если ты на ратном этом поле Позабыл о славе прежних дней, О златом черниговском престоле, О желанной Глебовне своей! 14 Уж с утра до вечера и снова С вечера до самого утра Бьется войско князя удалого, И растет кровавых тел гора. День и ночь над полем незнакомым Стрелы половецкие свистят, Сабли ударяют по шеломам, Копья харалужные трещат. Мертвыми усеяно костями, Далеко от крови почернев, Задымилось поле под ногами, И взошел великими скорбями На Руси кровавый тот посев. 15 Что там шумит, Что там звенит Далеко во мгле, перед зарею? Игорь, весь израненный, спешит Беглецов вернуть обратно к бою. Не удержишь вражескую рать! Жалко брата Игорю терять. Бились день. Рубились день-другой, В третий день к полудню стяги пали, И расстался с братом брат родной На реке кровавой, на Каяле. Недостало русичам вина. Славный пир дружины завершили — Напоили сватов допьяна, Да и сами головы сложили. Степь поникла, жалости полна, И деревья ветви приклонили. |
«Слово о полку Игореве», перевод Н. А. Заболоцкого
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта, Пели будто: — Гриб. Грабь. Гроб. Груб. — Ветром опита, льдом обута улица скользила. Лошадь на круп грохнулась, и сразу за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клешить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал: — Лошадь упала! — Упала лошадь! — Смеялся Кузнецкий. Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему. Подошел и вижу глаза лошадиные… Улица опрокинулась, течет по-своему… Подошел и вижу — За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти… И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте. «Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте — чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Может быть, — старая — и не нуждалась в няньке, может быть, и мысль ей моя казалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И все ей казалось — она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило. |
В. В. Маяковский
ПоказатьСпрятать
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
2
Задание 2 № 193
1.1.2. Как, судя по приведенному фрагменту, автор относится к Игорю и его воинам?
1.2.2. Какой смысл скрыт в утверждении лирического героя: «Каждый из нас по-своему лошадь»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
10
Вот Стрибожьи вылетели внуки — Зашумели ветры у реки, И взметнули вражеские луки Тучу стрел на русские полки. Стоном стонет мать-земля сырая, Мутно реки быстрые текут, Пыль несется, поле покрывая. Стяги плещут: половцы идут! С Дона, с моря с криками и с воем Валит враг, но, полон ратных сил, Русский стан сомкнулся перед боем Щит к щиту — и степь загородил. 11 Славный яр тур Всеволод! С полками В обороне крепко ты стоишь, Прыщешь стрелы, острыми клинками О шеломы ратные гремишь. Где ты ни проскачешь, тур, шеломом Золотым посвечивая, там Шишаки земель аварских с громом Падают, разбиты пополам. И слетают головы с поганых, Саблями порублены в бою. И тебе ли, тур, скорбеть о ранах, Если жизнь не ценишь ты свою! Если ты на ратном этом поле Позабыл о славе прежних дней, О златом черниговском престоле, О желанной Глебовне своей! 14 Уж с утра до вечера и снова С вечера до самого утра Бьется войско князя удалого, И растет кровавых тел гора. День и ночь над полем незнакомым Стрелы половецкие свистят, Сабли ударяют по шеломам, Копья харалужные трещат. Мертвыми усеяно костями, Далеко от крови почернев, Задымилось поле под ногами, И взошел великими скорбями На Руси кровавый тот посев. 15 Что там шумит, Что там звенит Далеко во мгле, перед зарею? Игорь, весь израненный, спешит Беглецов вернуть обратно к бою. Не удержишь вражескую рать! Жалко брата Игорю терять. Бились день. Рубились день-другой, В третий день к полудню стяги пали, И расстался с братом брат родной На реке кровавой, на Каяле. Недостало русичам вина. Славный пир дружины завершили — Напоили сватов допьяна, Да и сами головы сложили. Степь поникла, жалости полна, И деревья ветви приклонили. |
«Слово о полку Игореве», перевод Н. А. Заболоцкого
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта, Пели будто: — Гриб. Грабь. Гроб. Груб. — Ветром опита, льдом обута улица скользила. Лошадь на круп грохнулась, и сразу за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клешить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал: — Лошадь упала! — Упала лошадь! — Смеялся Кузнецкий. Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему. Подошел и вижу глаза лошадиные… Улица опрокинулась, течет по-своему… Подошел и вижу — За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти… И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте. «Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте — чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Может быть, — старая — и не нуждалась в няньке, может быть, и мысль ей моя казалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И все ей казалось — она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило. |
В. В. Маяковский
ПоказатьСпрятать
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
3
Задание 3 № 194
1.1.3. Сопоставьте фрагмент из «Слова о полку Игореве» с эпизодом из поэмы А. С. Пушкина «Полтава». К каким выводам привело вас это сопоставление?
1.2.3. Сопоставьте стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» с приведенным ниже стихотворением С. А. Есенина «Корова». К каким выводам привело вас это сопоставление?
Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.
10
Вот Стрибожьи вылетели внуки — Зашумели ветры у реки, И взметнули вражеские луки Тучу стрел на русские полки. Стоном стонет мать-земля сырая, Мутно реки быстрые текут, Пыль несется, поле покрывая. Стяги плещут: половцы идут! С Дона, с моря с криками и с воем Валит враг, но, полон ратных сил, Русский стан сомкнулся перед боем Щит к щиту — и степь загородил. 11 Славный яр тур Всеволод! С полками В обороне крепко ты стоишь, Прыщешь стрелы, острыми клинками О шеломы ратные гремишь. Где ты ни проскачешь, тур, шеломом Золотым посвечивая, там Шишаки земель аварских с громом Падают, разбиты пополам. И слетают головы с поганых, Саблями порублены в бою. И тебе ли, тур, скорбеть о ранах, Если жизнь не ценишь ты свою! Если ты на ратном этом поле Позабыл о славе прежних дней, О златом черниговском престоле, О желанной Глебовне своей! 14 Уж с утра до вечера и снова С вечера до самого утра Бьется войско князя удалого, И растет кровавых тел гора. День и ночь над полем незнакомым Стрелы половецкие свистят, Сабли ударяют по шеломам, Копья харалужные трещат. Мертвыми усеяно костями, Далеко от крови почернев, Задымилось поле под ногами, И взошел великими скорбями На Руси кровавый тот посев. 15 Что там шумит, Что там звенит Далеко во мгле, перед зарею? Игорь, весь израненный, спешит Беглецов вернуть обратно к бою. Не удержишь вражескую рать! Жалко брата Игорю терять. Бились день. Рубились день-другой, В третий день к полудню стяги пали, И расстался с братом брат родной На реке кровавой, на Каяле. Недостало русичам вина. Славный пир дружины завершили — Напоили сватов допьяна, Да и сами головы сложили. Степь поникла, жалости полна, И деревья ветви приклонили. |
«Слово о полку Игореве» перевод Н. А. Заболоцкого
******************************
Горит восток зарею новой Уж на равнине, по холмам Грохочут пушки. Дым багровый Кругами всходит к небесам Навстречу утренним лучам. Полки ряды свои сомкнули. В кустах рассыпались стрелки. Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки. Сыны любимые победы, Сквозь огнь окопов рвутся шведы; Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею И тяжкой твердостью своею Ее стремление крепит. И битвы поле роковое Гремит, пылает здесь и там, Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам. Пальбой отбитые дружины, Мешаясь, падают во прах. Уходит Розен сквозь теснины; Сдается пылкой Шлипенбах. Тесним мы шведов рать за ратью; Темнеет слава их знамен, И бога браней благодатью Наш каждый шаг запечатлен. Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра: «За дело, с Богом!» Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как Божия гроза. Идет. Ему коня подводят. Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, Дрожит. Глазами косо водит И мчится в прахе боевом, Гордясь могущим седоком, И грянул бой, Полтавский бой! В огне, под градом раскаленным, Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. Но близок, близок миг победы. Ура! мы ломим; гнутся шведы. О славный час! о славный вид! Еще напор — и враг бежит И следом конница пустилась, Убийством тупятся мечи, И падшими вся степь покрылась Как роем черной саранчи А. С. Пушкин «Полтава» |
Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта, Пели будто: — Гриб. Грабь. Гроб. Груб. — Ветром опита, льдом обута улица скользила. Лошадь на круп грохнулась, и сразу за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клешить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал: — Лошадь упала! — Упала лошадь! — Смеялся Кузнецкий. Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему. Подошел и вижу глаза лошадиные… Улица опрокинулась, течет по-своему… Подошел и вижу — За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти… И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте. «Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте — чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Может быть, — старая — и не нуждалась в няньке, может быть, и мысль ей моя казалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И все ей казалось — она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило. В. В. Маяковский |
Корова
Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на рогах. Бил ее выгонщик грубый На перегонных полях. Сердце неласково к шуму, Мыши скребут в уголке. Думает грустную думу О белоногом телке. Не дали матери сына, Первая радость не прок. И на колу под осиной Шкуру трепал ветерок. Скоро на гречневом свее, С той же сыновней судьбой, Свяжут ей петлю на шее И поведут на убой. Жалобно, грустно и тоще В землю вопьются рога… Снится ей белая роща И травяные луга. С. А. Есенин |
ПоказатьСпрятать
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
4
Задание 4 № 195
2.1. Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? (По «Слову о полку Игореве».)
2.2. В чем В. В. Маяковский видит предназначение поэта?
2.3. Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
2.4. Что более всего ценит в человеке Л. H. Толстой? (На примере 1-2 произведений по выбору учащегося.)
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Времени прошло: | 0:00:00 |
Времени осталось: | 3.9166666666666665:55:00 |
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.
Наверх
Источник: https://lit-oge.sdamgia.ru/test?id=44