Губернатор в поэме “мертвые души”: образ, характеристика, описание (губернаторша, дочь)

Губернатор в поэме Мертвые души характеристика, образ сочинение

Губернатор в поэме

Образ чиновников практически полностью описывает Собакевич, когда Чичиков приезжает к нему.

Помещик называет губернатора и его приближенных Гогой и Магогой и далее характеризует всех как, коротко говоря, недостойных людей.

Конечно, Чичиков понимает эту ситуацию и правдивость Собакевича, который будучи дельным хозяином понимает как зарабатывают городские чиновники и даже вполне справедливо обвиняет таковых в дармоедстве и других пороках.

Тем не менее, Чичиков никогда не станет обличать городских чиновников и губернатора в частности. Он заводит с губернатором дружбу и тот отвечает взаимностью с большим удовольствием, знакомит с собственной дочкой и супругой. Между молоденькой дочкой губернатора и Чичиковым даже возникает симпатия и губернатор может даже предполагать выгодное замужество.

Ведь губернатор в поэме представляет собой простого мошенника, которого обманывает более искусный мошенник. Он его искушает и губернатор оказывается искушенным.

Кстати, если учитывать мистическую сторону поэмы, где Чичиков может трактоваться как образ сатаны или другой инфернальной сущности высокого ранга, то губернатор и городское чиновничество в целом может рассматриваться как низкорейтинговые слуги лукавого, своеобразные черти, которые ведут свой народ по пути страданий и падки до мелких удовольствий.

Обратите внимание

С другой стороны, более близкой к натуралистической трактовке произведения, губернатор просто представляет собой портрет типичного чиновника.

Причем не чиновника гоголевского времени, а чиновника в России вообще.

Если посмотреть на текущее положение дел, то не составит труда отыскать подобных «губернаторов», которые ищут развлечений, связаны порукой с остальными чиновниками и блаженствуют на взятках.

Также, губернатор в поэме, конечно, тоже относится к мертвым душам, существам, которые давно утратили человеческий облик.

Чичиков тоже своеобразно собирает и эти души, только не покупает, но привлекает вниманием и собственным очарованием, которое опять-таки намекает нам на образ соблазнителя-лукавого.

Только потом губернатор очнется от этого наваждения, подобно спящему, который очнулся ото сна и станет подобно остальным обличать приезжего мошенника.

Однако в чем заключается такое обличение? Он мошенничает лучше меня – вот вся губернаторская претензия и более ничего. Перед нами образ отсутствия нравственности и искаженных моральных ориентиров, которые, как ни печально, свойственны многим людям.

Образ Губернатора

Николай Васильевич Гоголь начинает повесть о губернаторе с седьмой главы поэмы “Мёртвые души”. Данный персонаж считается героем второго плана, поэтому всего лишь несколько абзацев описывают человека, являющегося главой города N.

Основная линия сюжета раскрывается в тот момент, когда господин Чичиков приобретает мертвых крестьян за бесценок, увеличивая документальную стоимость, как за живых.  Он гордится тем, что закупил четыре сотни душ для своего поместья в Херсонской губернии.

Обаятельный жулик настолько привлек внимание губернатора, что он благоговейно относился к господину и с огромным удовольствием пригласил его на свой светский прием. На балу Чичиков имел честь лично познакомиться с женой и дочерью губернатора.

Важно

Сам губернатор довольно глуп, поэтому не сразу распознает истинное лицо Чичикова. Как только преступление вскрывается, местные власти всячески пытаются помочь аферисту «выйти сухим из воды», т.к. переживают, что об их проделках узнают вышестоящие инстанции, и боятся расправы.

В момент раскрытия обмана преступник решает документальные вопросы и оперативно выезжает в другие города, чтобы приобрести еще несколько сотен Мертвых душ и озолотиться.

В период восемнадцатого-девятнадцатого веков многие писатели поднимали вопрос произвола государственных чиновников в своих произведениях. Николай Васильевич Гоголь в своем творчестве описывает тему безнаказанности и лютого разгула местных властей.

Он дал ироническую характеристику общества того времени, применяя выражения «тонкий» и «толстый». Под «тонкими» писатель имел ввиду среднюю прослойку общества. К «толстым» относились люди высшего общества, которые крепко держались за свое место и, благодаря своему положению, набивали карманы.

Они получали немалую выгоду, обворовывая собственное государство и бедных людей.

Гоголь описывает Губернатора как «ни тонок, ни толст, на шее имеет Анну. Поговаривали, что был представлен к звезде и вышивал по тюлю…». Автор специально указал получение награды и хобби губернатора в одном предложении. Имеется ввиду, что глава города получил орден не за заслуги перед отечеством, а за расшивание тюли.

Благодаря глубокой иронии Николай Васильевич указывает читателю на бездействие поставленного человека в крупном городе. Господин Чичиков умело прогибается под Губернатора, поэтому недалекий Губернатор представляет мошенника как честного и важного человека, указывая на его благонамеренность.

Вновь писатель показывает саркастическую усмешку в отношении героя, открывая читателю его глупость.

Нетрудно обратить внимание на то, что персонаж поэмы – предмет иронической насмешки писателя. Добрая инфантильность героя становится ужасным эгоизмом для его семьи. В произведении Н.В. Гоголь открывает реальность и раскрывает гнилую сторону всей социальной системы того периода.

Совет

История создания поэмы «Мертвые души» была подсказана Н.В.Гоголю А.С. Пушкиным, который рассказал писателю историю о том, как в одном из городов Молдавской республики Бендеры в течение нескольких лет не было зарегистрировано ни одного смертельного случая простого люда. А все потому, что имена мертвых крестьян отдавались беглым крепостным из центральных регионов.

← Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Невский проспект
← Каретник Михеев в поэме Мертвые души↑ ГогольОбраз Луки Лукича в комедии Ревизор →
Критика о повести Тарас Бульба →

  • Иуда в романе Мастер и Маргарита Булгакова образ и характеристика
    Иуда представляет собой канонический образ, который вводит Булгаков как одного из немногих учеников проповедника Иешуа. Автор меняет имя этого героя, которого называет Иудой из Кириафа.
  • Григорий Мелехов в поисках правды – сочинение (Тихий Дон)
    Мелехов Григорий является основным героем произведения Тихий Дон. Его можно охарактеризовать как натурального донского казака, трудоголика и хозяйственный человека. В довоенное время он был весельчаком
  • Сочинение Почему нужно заниматься спортом 5, 6 класс
    Везде твердят, что спортом нужно заниматься: и в интернете, и по телевидению, даже родители постоянно напоминают об этом детям. Но так ли это нужно?
  • Образ и характеристика Ромашова в повести Поединок Куприна
    Ромашов один из главных героев книги Поединок, открывается людям в его каждодневном росте. Этим он отличается от всех персонажей произведения. Повествование о жизни основного персонажа открывается спустя некоторое время
  • Характеристика и образ Черта в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение
    Николай Васильевич Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством» использует поверья и фольклор, он описывает образ черта, который считается злым духом.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/gubernator-v-poehme-mertvye-dushi

«Мертвые души» главные герои

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» была задумана в качестве масштабной картины всего российского общества.

Черты характеров главных героев «Мертвых душ» представлены писателем таким образом, что в них находит свое отражение каждое сословие России образца 19 века. В своем произведении Гоголь откровенно высмеивает продажность чиновничества, невежество помещиков.

Был издан только первый том произведения: от второго тома, уничтоженного самим Гоголем, осталось лишь несколько глав в черновиках.

Павел Иванович – принципиально новый образ в русской литературе, представитель зарождающегося класса предпринимателей и «ловкачей». Коллежский советник в отставке, он зарабатывает себе на жизнь авантюрными махинациями, водя за нос доверчивых обывателей. Тщательно следит за своим внешним видом: модно одевается, всегда чист, опрятен. Отличается многоликой, переменчивой натурой и способностью моментально подстраиваться под обстоятельства.
Собирательный образ помещичьего класса, для которого характерны бесплотные фантазии, сентиментальность и отсутствие деятельности. Это добрый, скромный и приятный человек, который отчаянно стремится понравиться окружающим людям. Он молчалив, задумчив, доверчив. В жизненных ситуациях Манилов теряется и конфузится. Предпочитает витать в облаках, нежели заниматься ведением хозяйства. Стремится сделать свою жизнь похожей на роман или сентиментальный рассказ, в котором нет места суровой реальности.
Настасья Петровна – мелкая помещица, одинокая вдова, живущая в небольшой деревушке. Это аккуратная и рачительная хозяйка, которая содержит свое поместье в полном порядке. Коробочка не стремится развиваться духовно, ее ничего не интересует, кроме собственного хозяйства. В каждом человеке она видит лишь потенциального покупателя, который может принести ей прибыль. Несмотря на стабильное финансовое положение, в разговоре любит прибедняться и жаловаться на жизнь.
Молодой мужчина, свежий и румяный на вид. Это лихой прожигатель жизни, любитель вкусно поесть и отменно выпить. Обладая деятельной натурой, не в состоянии усидеть дома более одного дня. Однако всю свою неуемную энергию направляет не на благо хозяйства, а на поиск новых источников удовольствия. Вдовец, отец двоих детей, воспитанием которых совершенно не интересуется. Его также мало занимает судьба поместья и живущих в нем крестьян. Способен с легкостью проиграть крупную сумму денег в карты, совершенно не заботясь о том, на какие средства придется жить.
Михаил Семенович – зажиточный помещик преклонных лет, отличающийся крепким телосложением и отменным здоровьем. Это прямолинейный, грубый и неуклюжий человек. Во внешности помещика присутствует неуловимое сходство с диким зверем: сила, неповоротливость, скрытая угроза. Собакевича мало беспокоит внешняя привлекательность вещей: куда больше он ценит надежность и практичность. Несмотря на некоторую тяжеловесность, это весьма изворотливый и хитрый человек.
Невероятно скупой старик, который отличается удивительной жадностью не только по отношению к зависимым от него крестьянам, но, прежде всего, к самому себе. Он ходит в обносках, не доедает, не выбрасывает даже самый обветшавший хлам. Однако чрезмерная экономия на всем не делает его счастливым человеком. Болезненная скаредность Плюшкина не дает ему шанса обрести семью.
Лакей Чичикова, молодой мужчина 30 лет. Отличается необщительным характером, однако при случае не прочь прихвастнуть своими путешествиями с барином. Большой любитель выпить и посидеть в доброй компании в кабаке. Носит старую барскую одежду, крайне редко моется из-за своей нелюбви к бане.
Кучер Чичикова, большой знаток лошадей. Безответственный, простодушный, открытый мужик, невероятно преданный своему барину. Не прочь выпить и поводить хороводы с красивыми девками.
Обедневший русский офицер, потерявший во время войны с Наполеоном правую руку и ногу. Будучи инвалидом, остается без малейшей помощи от государства, за которое в свое время отважно воевал. Устав ждать положенную ему пенсию, становится, по слухам, предводителем разбойничьей шайки.
Чиновники города N представлены ярко выраженными отрицательными персонажами. В этом списке находятся губернатор, прокурор, полицмейстер, председатель палаты и почтмейстер. Автор в деталях описывает негативные черты российских чиновников, но вместе с тем не останавливается на детализации их личных качеств.

В поэме «Мертвые души» герои наделены яркими чертами, присущими помещичьему и чиновничьему сословию в России. В таблице приведено краткое описание характеристик героев, которое позволит провести качественный анализ произведения.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/glavnye-geroi-poemy-harakteristika.html

Женские образы в поэме Мертвые души | Инфошкола

7 Апрель 2013       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   9174

В «Мертвых душах» мы не встретим ярких, поэтических женских образов, подобных пушкинской Татьяны или тургеневское Лизы Калитиной. Гоголевские героини, в большинстве своем, несут в себе элементы комического, являются объектами авторского сатиры, а вовсе не авторского восхищения.

Наиболее значительный женский персонаж в поэме — помещик Коробочка. Очень отличительно Гоголь изображает внешность героини.

 Через «минуту вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиков, которые плачут на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов «.

В. Гиппиус отмечает в Коробочке отсутствие «всякой внешности, всякой лица: фланель на шее, чепчик на голове». «Обезличивая» помещика, Гоголь подчеркивает ее типичность, большую распространенность подобного типа.

Основные качества Коробочки — хозяйственность, бережливость, граничащая с скупостью. В хозяйстве помещика ничего не пропадает: нет ночные кофточки, ни нитяные мотки, ни распорот салоп. Всему этому суждено пролежать долго, а потом добраться «по духовному завещанию племяннице внучатой ​​сестры вместе со всяким другим хламом».

Коробочка простая и патриархальная, она живет по-старому. Чичикова она называет «мой отец», «батюшка», обращается к нему на «ты». Спит гость на огромных подушках, из которых летит перьев; в доме старинные стенные часы, странный звон которых напоминает Чичикову шипение змей; угощает его Коробочка простыми русскими блюдами: пирожками, блинами, шанешками.

Читайте также:  Каморка герасима в рассказе "муму": описание в цитатах (жилище, комната)

Простота и патриархальность употребляются в помещику с необычной тупостью, невежеством, трусостью и боязливость.

Обратите внимание

 Коробочка на редкость бестолковая, в отличие от Собакевича, она долго не может сообразить, в чем суть просьбы Чичикова, и даже спрашивает его, не собирается ли он откапывать мертвецов.

 «Дубинноголовая», — думает о ней Павел Иванович, видя, что здесь его «красноречие» бессильно. Трудом ему удается убедить Настасью Петровну продать ему мертвые души.

Впрочем, Коробочка тут же пытается договориться с Чичиковым по подрядов, чтобы в будущем продать ему муку, сало, птичьи перья.

Как мы уже отметили, Гоголь постоянно подчеркивает узнаваемость Коробочки, широкую распространенность такого типа людей в жизни.

 Или «точно такая большая пропасть, которая отделяет ее от сестры ее, недосягаемо защищенной стенами аристократического дома … что зевает за недочитанной книгой в ожидании остроумно-светского визита, где ей появится поле блеснуть умом и высказать мысли, витверджують … не о том , что делается в ее поместьях, запутанных и расстроенных …

а о том, какой политический переворот готовится во Франции, какое направление принял модный католицизм «.

Кроме Коробочки, Гоголь знакомит читателей с супругами Манилова и Собакевича, что является как бы продолжением своих мужей.

Манилова — выпускница пансиона.Она миловидная, «одетая к лицу», любезна с окружением.

 Хозяйством она совершенно не занимается, хотя «много бы можно сделать разных запросов»: «Зачем, например, глупо и бесполезно готовится на кухне?зачем довольно пусто в кладовой?зачем воровка ключница «? «Но все это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо», — иронично замечает Гоголь. Манилова мечтательная и сентиментальная, она так же далека от реальности, как и ее муж.

Важно

У героини нет ни капли здравого смысла: она позволяет мужчине назвать детей древнегреческими именами Фемистоклюс и Алкид, не понимая, насколько комические имена эти для русской жизни.

Жена Собакевича — «госпожа очень высокая, в чепце, с лентами, перекрашенный домашней краской».

 Феодулия Ивановна чем-то напоминает своего неповоротливого, флегматичного мужчины: она спокойная и невозмутимая, движения ее напоминают движения актрис, «представляют королев». Держится она прямо, «как пальма».

 Жена Собакевича не так изящна, как Манилова, зато она хозяйственная и практическая, аккуратная и домовитая. Как и Коробочка, Феодулия Ивановна не занята «высокими материями», Собакевичи живут по-старинному, редко выезжая в город.

«Городские дамы» ярко представлены у Гоголя в двух сборных образах — дамы «приятной» (Софьи Ивановны) и дамы «приятной во всех отношениях» (Анны Григорьевны).

Манеры Анны Григорьевны просто «удивительные»: «всякое движение» выходит у нее «со вкусом», она любит стихи, иногда даже умеет «мечтательно … держать голову». И этого оказывается достаточно, чтобы общество сделало вывод, что она, «точно госпожа приятная во всех отношениях». Софья Ивановна не имеет так изящных манер и поэтому получает определение «просто приятной».

Описание этих героинь насквозь проникнуто авторской сатирой. Госпожа эти придерживаются «светского этикета», озабочены «безупречностью своей репутации», но разговоры их примитивные и вульгарные.

 Они разговаривают о модах, платья, материи, как о предметах значительны. Как замечает Н. Л. Степанов, «уже сама преувеличенность, экспансивность, с которой говорят госпоже о бесполезные вещи … производит комическое впечатление».

 Обе дамы обожают сплетничать и злословить.

Так, обсудив покупку Чичиковым крестьян, умерших, Анна Григорьевна и Софья Ивановна приходят к выводу, что он с помощью Ноздрева хочет увезти губернаторскую дочку. В короткий срок госпожа эти приводят в движение практически весь город, сумев «напустить такого тумана в глаза всем, что все, а особенно чиновники, несколько времени оставались потрясенными».

Совет

Гоголь подчеркивает глупость и вздорность обеих героинь, пошлость их занятия и образа жизни, их чопорность и лицемерие. Анна Григорьевна и Софья Ивановна рады полихословиты по адресу губернаторской дочки, осуждая ее «манерность» и «аморальное поведение». Жизнь городских госпожа, по сути, такое же бессмысленное и пошла, как и жизнь представленных Гоголем помещиков.

Особо хочется остановиться на образе губернаторской дочки, что пробудила в Чичикове поэтические мечтания. Образ этот какой-то степени противопоставлен всем остальным героиням поэмы. Как замечает Е. А.

Смирнова, эта юная девушка должна была сыграть свою роль в духовном возрождении Чичикова. Когда Павел Иванович встречается с ней, он не только мечтает о будущем, но и «теряется», его обычная проницательность изменяет ему (сцена на балу).

 Лицо губернаторской дочки похоже на пасхальное яичко, в лице этом — свет, супротивные мрака жизни.

Чичиков смотрит на этот свет, и душа его «силится вспомнить истинное благо, намек на который содержится в гармонической красоте губернаторской дочки, но его духовные ресурсы слишком ничтожны для этого».

Таким образом, в поэме нет героини, которая представляет истинную добродетель.Духовность образа губернаторской дочки только намечена Гоголем. Остальные героини изображены автором сатирически, с иронией и сарказмом.

Источник: https://info-shkola.ru/zhenskie-obrazy-v-poeme-mertvye-dushi/

Описание нравов губернского города NN (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

1 Роль Пушкина в создании поэмы.

2 Описание города.

3 Чиновники губернского города NN.

Описание нравов губернского города NN. Известно, что А. С. Пушкин высоко ценился Н. В. Гоголем. Более того, писатель нередко воспринимал поэта в качестве советчика или даже учителя. Именно Пушкину во многом обязаны любители русской словесности в появлении таких бессмертных произведений писателя, как «Ревизор» и “Мертвые души”.

В первом случае поэт просто подсказал сатирику несложный сюжет, а вот во втором заставил серьйозно задуматься, как можно представить в небольшом произведении целую эпоху.

Александр Сергеевич был уверен, что его младший друг непременно справится с поставленной задачей: «Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем». В результате сатирику удалось не разочаровать великого поэта. Гоголь довольно быстро определил замысел своего нового произведения — «Мертвых душ», взяв за основу довольно распространенный вид мошенничества при закупке крепостных крестьян. Это действо наполнилось уже более значительным смыслом, являясь одной из главных характеристик всего общественного строя России при правлении Николая.

Обратите внимание

Писатель долго размышлял над тем, чем же является его произведение. Довольно скоро он пришел к выводу, что «Мертвые души» — это поэма-эпопея, поскольку она «объемяет не некоторые черты, но всю эпоху времени, среди которого действовал герой с образом мыслей, верований и даже познаний, какие сделало в то время человечество».

Понятие поэтического не ограничивается в произведении только лишь лиризмом и авторскими отступлениями. Николай Васильевич замахнулся на большее: на объемность и широту замысла в целом, на его универсальность. Действие поэмы происходит примерно в середине правления Александра I, после победы в Отечественной войне 1812 года.

То есть писатель возвращается к событиям двадцатилетней давности, что придает поэме статус и исторического произведения.

Уже на первых страницах книги читатель знакомится с главным персонажем — Павлом Ивановичем Чичиковым, который по личным делам заехал в губернский город NN,  ничем особенным не отличающийся от других подобных городов.

Гость заметил, что «сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных. Домы были в один, два и полтора этажа с вечным мезонином, очень красивых, по мнению губернских архитекторов.

Местами эти дома казались затерянными среди широкой, как поле, улицы и нескончаемых деревянных заборов; местами сбивались в кучу, и здесь было заметно более движения народа и живости».

Все время подчеркивая заурядность этого места и его схожесть со многими другими губернскими городами, автор намекал, что и быт этих населенных пунктов, наверняка, также мало отличался. А значит, город начинал приобретать вполне обобщающий характер.

И вот в воображении читателей Чичиков попадает уже не в конкретное место, а в некоторый собирательный образ городов николаевской эпохи: «Кое-где просто на улице стояли столы с орехами, мылом и пряниками, похожими на мыло… Чаще же всего заметно было потемневших двуглавых государственных орлов, которые теперь уже заменены лаконическою надписью: “Питейный дом”. Мостовая везде была плоховата».

Важно

Даже в описании города автор подчеркивает лицемерность и лживость обитателей города, вернее, его управляющих. Так, Чичиков заглядывает в городской сад, состоящий из тоненьких деревьев, плохо прижившихся, в газетах же было сказано, что «город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день».

Губернатор города NN. подобно Чичикову, был «не толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде, впрочем, был большой добряк и даже вышивал иногда по тюлю».

Павел Иванович в первый же день пребывания в городе объездил с визитами все светское общество, и везде ему удалось найти общий язык с новыми знакомыми.

Безусловно, не малую роль в этом сыграло умение Чичикова льстить и недалекость местных чиновников: «Губернатору намекнут как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные…Полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников; а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: “ваше превосходительство”, что очень им понравилось». Этого вполне хватило, чтобы все признали приезжего вполне приятным и приличным человеком и пригласили его на губернаторскую вечеринку, где собирались «сливки» местного общества.

Писатель иронически сравнивал гостей этого мероприятия с эскадронами мух, которые носятся в разгар июльского лета на белом рафинаде. Чичиков и здесь не ударил в грязь лицом, а повел себя так, что вскоре все чиновники и помещики признали его порядочным и наиприятнейшим человеком.

Причем это мнение было продиктовано не какими-либо хорошими поступками гостя, а исключительно его умением польстить каждому. Уже данный факт красноречиво свидетельствовал о развитии и нравах обитателей города NN.

Описывая бал, автор поделил мужчин на две категории: «…одни тоненькие, которые все увивались около дам; некоторые были из них такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских… Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков… Эти, напротив того, косились и пятились отдам и посматривали только по сторонам… Это были почетные чиновники в городе». Тут же писатель сделал вывод: «…толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие».

Причем многие представители высшего общества были не без образования. Так, председатель палаты наизусть рассказывал «Людмилу» В. А. Жуковского, полицмейстер был остряк, прочие тоже кто читал Н. М. Карамзина, кто «Московские ведомости». Другими словами, хороший уровень образования чиновников был сомнителен.

Совет

Однако это совершенно не мешало им управлять городом, в случае необходимости сообща защищать свои интересы. То есть формировался особый класс в сословном обществе. Якобы освобожденные от предрассудков чиновники по-своему извращали законы. В городе NN. как и в других подобных городах, они пользовались неограниченной властью.

Полицмейстеру достаточно было мигнуть, проходя мимо рыбного ряда, и ему приносили на дом продукты для приготовления роскошного обеда. Именно обычаи и не слишком строгие нравы этого местечка позволили Павлу Ивановичу так быстро добиться поставленных целей. Очень скоро главный герой стал владельцем четырехсот мертвых душ.

Помещики, не задумываясь и радея о собственной выгоде, охотно уступали ему свой товар, причем по самой низкой цене: мертвые крепостные крестьяне никак не нужны в хозяйстве. Чичикову не потребовалось даже усилий, чтобы совершать с ними сделки.

Чиновники также не обходили вниманием приятнейшего гостя и дажепредлагали ему свою помощь для благополучной доставки крестьян на место. Павел Иванович сделал только один серьезный просчет, повлекший за собой неприятности, он возмутил местных дам своим равнодушием к их персонам и усиленным вниманием к юной красавице.

Однако и это не меняет мнение местных чиновников о госте. Только тогда, когда Ноздрев разболтал при губернаторе, что новое лицо пыталось купить у него мертвые души, высшее общество призадумалось. Но и здесь руководил не здравый смысл, а сплетни, разрастающиеся как снежный ком.

Именно поэтому Чичикову стали приписывать и похищение губернаторской дочки, и организацию бунта крестьян, и изготовление фальшивых монет. Только сейчас чиновники начали испытывать такое беспокойство в отношении Павла Ивановича, что многие из них даже похудели.В результате общество приходит вообще к нелепому выводу: Чичиков — это переодетый Наполеон.

Читайте также:  Анализ оды "вольность" пушкина: особенности, суть, смысл, идея

Обитатели города хотели было арестовать главного героя, однако сильно боялись его. Эта дилемма привела прокурора к смерти. Все эти волнения разворачиваются за спиной у гостя, поскольку тот болеет и три дня не выходит из дому. И никому из его новых друзей не приходит в голову просто поговорить с Чичиковым.

Узнав о сложившейся ситуации, главный герой приказал паковать вещи и выехал из города. Как нельзя полно и ярко Гоголь в своей поэме показал пошлость и низость нравов губернских городов того времени. Невежественные люди, стоящие у власти в подобных местечках задавали тон всему местному обществу, Вместо того чтобы хорошо управлять губернией, они проводили балы и вечеринки, за казенный счет решая свои личные проблемы.

Источник: https://www.prepodka.net/opisanie-nravov-gubernskogo-goroda-nn-po-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Образы чиновников в “Мертвых душах”

В художественном пространстве одного из самых известных произведений Гоголя помещики и лица, стоящие у власти, связаны между собой. Ложь, взяточничество и желание наживы характеризуют каждый из образов чиновников в “Мертвых душах”.

Удивительно, с какой легкостью и непринужденностью автор рисует отвратительные по сути портреты, да так мастерски, что ни на минуту не сомневаешься в подлинности каждого характера. На примере чиновников в поэме “Мертвых души” были показаны наиболее актуальные проблемы Российской империи середины 19 века.

Обратите внимание

Кроме крепостного права, которое тормозило естественный прогресс, настоящей проблемой был обширный чиновничий аппарат, на содержание которого выделялись огромные суммы.

Люди, в руках которых была сосредоточена власть, работали только ради накопления собственных капиталов и улучшения своего благосостояния, обворовывая и казну, и простых людей. К теме разоблачения чиновников обращались многие писатели той поры: Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский.

Чиновники в “Мертвых душах”

В “Мертвых душах” нет отдельно прописанных образов государственных служащих, но тем не менее быт и характеры показаны очень точно. Образы чиновников города Н появляются с первых страниц произведения.

Чичиков, решивший нанести визит каждому из сильных мира сего, постепенно знакомит читателя с губернатором, вице-губернатором, прокурором, председателем палаты, полицмейстером, почтмейстером и многими другими. Чичиков льстил всем, вследствие чего сумев расположить к себе каждого важного человека, и все это показано как само собой разумеющееся.

В чиновничьем мире царила пышность, граничащая с пошлостью, неуместный пафос и фарс. Так, дом губернатора во время обычного обеда был освещен будто для бала, убранство слепило глаза, а дамы были одеты в свои лучшие платья.

Чиновники в уездном городе были двух типов: первые были тонкими и всюду увивались за дамами, стараясь очаровать их плохим французским и сальными комплиментами.

Чиновники второго типа, по словам автора, напоминали самого Чичикова: не толстые и не тонкие, с круглыми рябыми лицами и зализанными волосами, они косились по сторонам, стараясь найти для себя интересное или выгодное дело.

При этом каждый пытался друг другу напакостить, сделать какую-то подлость, обычно это происходило из-за дам, но стреляться по таким пустякам никто не собирался. Но на обедах они делали вид, будто ничего не происходит, обсуждали “Московские вести”, собак, Карамзина, вкусные блюда и сплетничали о чиновниках других ведомств.

При характеристике прокурора Гоголь соединяет высокое и низкое: “был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю… ” Заметьте, здесь ничего не сказано о том, за что этот человек получил награду – орден Святой Анны выдается “любящим правду, благочестие и верность”, а также присуждается за военные заслуги. Но ведь ни о каких боях или особых эпизодах, где упоминалось бы о благочестии и верности, не упоминается вовсе. Главным становится то, что прокурор занимается рукоделием, а не своими должностными обязанностями. Собакевич о прокуроре отзывается нелестно: прокурор, дескать, человек праздный, поэтому сидит дома, а работает за него стряпчий, известный хапуга. Тут и говорить не о чем – какой порядок может быть, если человек, совершенно не разбирающийся в вопросе, пытается его решить, пока уполномоченное лицо вышивает по тюлю.

Похожий прием использован при описании почтмейстера, серьезного и молчаливого человека, низенького, но остряка и философа. Только в этом случае различные качественные характеристики объединены в один ряд: “низенький”, “но философ”. То есть здесь рост становится аллегорией на умственные способности этого человека.

Реакция на переживания и реформы тоже показана весьма иронично: от новых назначений и количества бумаг государственные служащие худеют, но были и те, кто мужественно держал себя в прежней форме. А совещания, по словам Гоголя, удавались только тогда, когда можно покутить или пообедать, но в этом, конечно же, не чиновники виноваты, а менталитет народа.

Гоголь в “Мертвых душах” чиновников изображает только за обедами, игрой в вист или другие карточные игры. Только один раз читатель видит чиновников на рабочем месте, когда Чичиков приехал оформлять купчую на крестьян.

Важно

В ведомстве Павлу Ивановичу недвусмысленно намекают, что дела без взятки делаться не будут, а уж о скором решении вопроса без определенной суммы и говорить нечего.

Это подтверждает и полицмейстер, которому “стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба”, и у него появляются балыки и хорошие вина. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.

Чиновники в “Повести о капитане Копейкине”

Наиболее жестокой оказывается повесть о капитане Копейкине. Инвалид войны в поисках правды и помощи едет из российской глубинки в столицу, чтобы просить аудиенции у самого царя. Надежды Копейкина разбиваются о страшную реальность: пока города и села бедствуют и недополучают денег, столица шикует.

Встречу с царем и высокопоставленными лицами постоянно переносят. Совершенно отчаявшись капитан Копейкин пробирается в приемную высокопоставленного чиновника, требуя, чтобы его вопрос немедленно поставили на рассмотрение, иначе он, Копейкин, из кабинета никуда не уйдет.

Чиновник уверяет ветерана в том, что сейчас помощник отвезет последнего к самому императору, и на секунду читатель верит в счастливый исход – радуется вместе с Копейкиным, едущим в бричке, надеется и верит в лучшее. Однако повесть заканчивается неутешительно: после этого случая Копейкина больше никто не встречал.

Этот эпизод на самом деле пугающий, ведь человеческая жизнь оказывается незначительной мелочью, от потери которой нисколько не пострадает вся система.

Когда афера Чичикова раскрылась, арестовывать Павла Ивановича не спешили, потому что никак не могли понять то ли он такой человек, которого нужно задержать, то ли такой, который сам всех задержит и виноватыми сделает.

Характеристикой чиновников в “Мертвых душах” могут служить слова самого автора о том, что это такие люди, которые сидят себе спокойно в сторонке, накапливают капитальчик и устраивают свою жизнь за счет других.

Мотовство, бюрократия, взяточничество, кумовство и подлость – вот что характеризовало людей, стоявших у власти в России XIX века.

Источник: https://home-task.com/obrazy-chinovnikov-v-mertvyx-dushax/

Образы крестьян в поэме Гоголя «Мертвые души»

Интерес к творчеству Гоголя не ослабевает и в наши дни. Наверное, причина в том, что Гоголь сумел наиболее полно показать черты характера русского человека, величие и красоту России.

«Мертвые души» начинаются с изображения городской жизни, набросков картин города и описания чиновнического общества. Пять глав поэмы отведены на изображение чиновников, пять — помещиков и одна — на биографию Чичикова.

В результате воссоздается общая картина России с огромным числом действующих лиц разных положений и состояний, которые выхватываются Гоголем из общей массы, ведь помимо чиновников и помещиков Гоголь описывает и других городских и сельских жителей — мещан, слуг, крестьян.

Все это складывается в сложную панораму жизни России, ее настоящее.

Посмотрим, какими Гоголь изображает крестьн.

Гоголь отнюдь не склонен их идеализировать. Вспомним начало поэмы, когда Чичиков въехал в город. Два мужика, рассматривая бричку, определили, что одно колесо не в порядке и Чичиков далеко не уедет. Гоголь не скрыл, что мужики стояли около кабака.

Бестолковыми показаны в поэме дядя Митяй и дядя Миняй, крепостной Манилова, просящийся на заработки, а сам идущий пьянствовать. Девочка Пелагея не умеет отличить, где право, где лево. Прошка и Мавра забиты и запуганы.

Гоголь не обвиняет их, а, скорее, добродушно смеется над ними.

Описывая кучера Селифана и лакея Петрушку — дворовых слуг Чичикова, автор проявляет доброту и понимание. Петрушка охвачен страстью к чтению, хотя его больше привлекает не то, что он читает, а сам процесс чтения, как это из букв «вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит».

Совет

Мы не видим в Селифане и Петрушке высокой духовности и нравственности, но они уже отличаются от дяди Митяя и дяди Миняя. Раскрывая образ Селифана, Гоголь показывает душу русского мужика и старается понять эту душу.

Вспомним, что он говорит о значении почесывания в затылке у русского народа: «Что означало это почесывание? и что вообще оно значит? Досада ли на то, что вот не удалась задуманная назавтра сходка со своим братом… или уже завязалась в новом месте какая зазнобушка сердечная… Или просто жаль оставлять отогретое место на людской кухне под тулупом, с тем чтобы вновь тащиться под дождь и слякоть и всякую дорожную невзгоду?»

Выразителем идеального будущего России является Россия, описанная в лирических отступлениях. Здесь тоже представлен народ. Пусть народ этот состоит из «мертвых душ», но он обладает живым и бойким умом, это народ, «полный творящих способностей души…».

Именно у такого народа могла появиться «птица-тройка», которой без труда управляет ямщик. Это, например, ярославский расторопный мужик, который «одним топором да долотом» смастерил чудо-экипаж. Его и других мертвых крестьян купил Чичиков.

Переписывая их, он рисует в своем воображении их земную жизнь: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! что вы, сердечные мои, поделывали на своем веку?» Мертвые крестьяне в поэме противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним миром. Они наделены сказочными, богатырскими чертами.

Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: «Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом».

Образ народа в поэме Гоголя постепенно перерастает в образ России. Здесь тоже просматривается противопоставление настоящей России идеальной будущей России.

В начале одиннадцатой главы Гоголь дает описание России: «Русь! Русь! Вижу тебя…» и «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!» Но эти два лирических отступления разрываются фразами: «Держи, держи, дурак!» — кричал Чичиков Селифану.

«Вот я тебя палашом! — кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин. — Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж!..»

Обратите внимание

В лирических отступлениях автор обращается к «необъятному простору», «могучему пространству» русской земли. В последней главе поэмы бричка Чичикова, русская тройка превращается в символический образ России, стремительно несущейся в неведомую даль. Гоголь, будучи патриотом, верит в светлое и счастливое будущее Родины. Гоголевская Россия в будущем — великая и могучая страна.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/obrazy-krestyan-v-poeme-gogolya-mertvye-dushi.html

Характеристика героев в поэме “Мёртвые души” Н. В. Гоголя

Слайд 1

Характеристика героев в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Проект подготовили ученица 9А класса: Лагода Анастасия

Слайд 2

В поэме “Мертвые души” Гоголь создал необычайную по размаху и широте картину современной ему России, изобразив ее во всем величии, но в то же время со всеми ее пороками. Он с такой силой сумел погрузить читателя в глубины душ своих героев, что произведение на протяжении многих лет не перестает производить потрясающее впечатление на читателей.

Читайте также:  Образ ноздрева в поэме "мертвые души": описание характера и внешности

В центре повествования поэмы – крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу. Дворянство занимало привилегированное положение и несло ответственность за экономическое и культурное развитие государства.

Представители этого сословия – помещики, «хозяева» жизни, владельцы крепостных душ.

Слайд 3

В своей поэме Гоголь создал целую галерею русских помещиков, составляющую основную часть дворянства.

Раскрывая характеры обитателей патриархальных усадеб – Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина – автор выявил типичные черты российского дворянства: умственное и моральное убожество, паразитизм, бездумное расточительство.

Важно

Все эти общие качества Гоголь раскрыл в ярких незабываемых образах, создав типические характеры. Порядок, в котором мы знакомимся с помещиками, определяется развитием сюжета.

Автор стремился показать, как люди под влиянием среды теряют человеческие чувства, как мертвеют их души. Вслед за разъезжающим по России Чичиковым автор ведет читателей от одного помещика к другому, и чем дальше, тем больше раскрываются неприглядные картины их пошлой жизни и их низменные нравы.

Слайд 4

Манилов Галерею образов помещиков открывает Манилов, усадьбу которого называют парадным фасадом помещичьей России. При первом знакомстве этот герой производит приятное впечатление культурного, деликатного человека. Но уже в этой беглой авторской характеристике нельзя не заметить иронию.

В облике этого героя явственно проступает приторная слащавость, о чем говорит сравнение его глаз с сахаром. Далее становится ясно, что под приятно-обходительным обхождением с людьми скрывается пустая душа.

В образе Манилова представлено множество людей, о которых, по словам Гоголя, можно сказать: «люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан».

Они живут в деревне, имеют склонность к изысканным, витиеватым оборотам речи, так как хотят казаться просвещенными и высокообразованными людьми, глядят на все спокойным взглядом, и, покуривая трубку, мечтают сделать что-нибудь хорошее, например, выстроить каменный мост через пруд и завести на нем лавки. Но все их мечтания бессмысленны и неосуществимы.

Слайд 5

Об этом говорит и описание усадьбы Манилова, которое является у Гоголя важнейшим приемом характеристики помещиков: по состоянию усадьбы можно судить о характере хозяина. Манилов хозяйством не занимается: все у него «шло как-то само собой»; и на всем отразилось его мечтательное бездействие, в описании пейзажа преобладает неопределенный, светло-серый цвет.

Светские мероприятия Манилов посещает потому, что их посещают другие помещики. Так же обстоят дела и в семейной жизни и в доме.

Супруги любят целоваться, дарить чехольчики на зубочистку, и не проявляют особой заботы о благоустройстве: в доме их всегда есть какой-нибудь недостаток, например, если вся мебель обита щегольской материей, обязательно найдутся два кресла, обтянутые парусиной.

Слайд 6

Совет

Характер Манилова выражается в его речи и в том, как он ведет себя во время сделки с Чичиковым. Когда Чичиков предложил Манилову продать ему мертвые души, он растерялся.

Но, даже понимая, что предложение гостя явно противоречит закону, он не смог отказать такому приятнейшему человеку, и лишь пустился в размышление о том, «не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?» Автор не скрывает иронии: человек, не знающий, сколько крестьян у него умерло, не умеющий наладить свое собственное хозяйство, проявляет заботу о политике. Фамилия Манилова соответствует его характеру и образована автором от диалектного слова «манила» – тот, кто манит, обещает и обманывает, льстивый угодник.

Слайд 7

Коробочка Иной тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. В отличие от Манилова она хозяйственна и практична, знает цену «копейке». Описание ее деревни говорит о том, что она всех приучила к порядку.

Сеть на фруктовых деревьях и чепец на чучеле подтверждают, что у хозяйки до всего доходят руки и ничего не пропадает в ее хозяйстве. Осматривая дом Коробочки, Чичиков обращает внимание, что обои в комнате старые, зеркала старинные.

Но при всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», как Манилов.

Слайд 8

Продавая Чичикову необычный товар, она боится продешевить. После торга с Коробочкой, Чичиков «был весь в поту, как в реке: все, что ни было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро».

Хозяйка уморила его своей дубинноголовостью, бестолковостью, скупостью и желанием повременить с продажей необычного товара. «Авось понаедут купцы, да и применюсь к ценам», – говорит она Чичикову.

На мертвые души она смотрит так же, как на сало, пеньку или мед, думая, что и они могут в хозяйстве понадобиться.

Слайд 9

Обратите внимание

Ноздрев На большой дороге, в деревянном трактире встретил Чичиков Ноздрева – «исторического человека», с которым познакомился еще в городе. И именно в трактире чаще всего можно встретить таких людей, которых, по замечанию автора, на Руси немало.

Говоря об одном герое, автор вместе с тем дает характеристику подобным ему людям. Ирония автора заключается в том, что в первой части фразы он характеризует ноздревых как «хороших и верных товарищей», а затем добавляет: «…и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы».

Этот тип людей известен на Руси под именем «разбитного малого». С третьего раза они говорят знакомому «ты», на ярмарках покупают все, что в голову ни взбредет: хомутья, курительные свечи, жеребца, платье для няньки, табаку, пистолеты и т.д.

, бездумно и легко тратят деньги на кутежи и карточные игры, любят приврать и без всякой причины «подгадить» человеку. Источником его доходов, так же как и у других помещиков, служат крепостные крестьяне.

Слайд 10

Такие качества Ноздрева, как наглое вранье, хамское отношение к людям, нечестность, бездумье, отражаются в его отрывочной, быстрой речи, в том, что он постоянно перескакивает с одного предмета на другой, в его оскорбительных, бранных, циничных выражениях: «скотовод эдакой», «свинтус ты за это», «такая дрянь». Он постоянно ищет приключений и совсем не занимается хозяйством. Об этом говорит незаконченный ремонт в доме, пустые стойла, неисправная шарманка, проигранная бричка и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно.

Слайд 11

Собакевич Ноздрев уступает место Собакевичу. Этот герой представляет тип помещиков, у которых все отличается добротностью и прочностью.

Характер Собакевича помогает понять описание его усадьбы: несуразный дом, полновесные и толстые бревна, из которых построены конюшня, сарай и кухня, плотные избы мужиков, портреты в комнатах, на которых изображены «герои с толстыми ляжками и неслыханными усами», ореховое бюро на нелепых четырех ногах.

Одним словом, все похоже на своего хозяина, которого автор сравнивает со «средней величины медведем», подчеркивая его животную сущность. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации, достаточно вспомнить его чудовищный аппетит.

Слайд 12

Помещики, подобные Собакевичу, – злобные и жестокие крепостники, никогда не упускавшие своей выгоды.

«Душа у Собакевича, казалось, закрыта такою толстою скорлупой, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности», – говорит автор.

Важно

Тело его стало неспособно к выражению душевных движений. В торге с Чичиковым обнаруживается главная черта характера Собакевича – его неудержимое стремление к наживе.

Слайд 13

Плюшкин Завершает галерею лиц, с которыми заключает сделки Чичиков, помещик Плюшкин – «прореха на человечестве». Гоголь замечает, что такое явление редко встречается на Руси, где все любит скорее развернуться, нежели съежиться.

Знакомству с этим героем предшествует пейзаж, детали которого раскрывают душу героя. Ветхие деревянные строения, темные старые бревна на избах, крыши, напоминающие решето, окна без стекол, заткнутые тряпками, раскрывают Плюшкина как плохого хозяина с омертвевшей душой.

Но картина сада, хотя заглохшего и глухого, создает иное впечатление.

При его описании Гоголь использовал более радостные и светлые тона – деревья, «правильная мраморная сверкающая колонна», «воздух», «чистота», «опрятность»… И сквозь все это проглядывает жизнь самого хозяина, душа которого угасла, как и природа в глуши этого сада.

Слайд 14

В доме Плюшкина тоже все говорит о духовном распаде его личности: нагроможденная мебель, сломанный стул, высохший лимон, кусочек тряпки, зубочистка… Да и сам он похож на старую ключницу, лишь серенькие глазки, как мыши, бегают из-под высоко выросших бровей.

Все умирает, гниет и рушится около Плюшкина. История превращения неглупого человека в «прореху на человечестве», с которой знакомит нас автор, оставляет неизгладимое впечатление. Чичиков быстро находит общий язык с Плюшкиным.

Одно только заботит «заплатанного» барина: как бы при совершении купчей крепости не понести убытки.

Слайд 15

Однако в главе, посвященной раскрытию характера Плюшкина, немало деталей, имеющих положительный смысл. Глава начинается с лирического отступления о юности; автор рассказывает историю жизни героя, в описании сада преобладают светлые тона; глаза Плюшкина еще не потухли.

Совет

На деревянном лице героя еще можно увидеть «промелькнувшую радость» и «теплый луч». Все это говорит о том, что у Плюшкина, в отличие от других помещиков, еще есть возможность нравственного возрождения. Душа Плюшкина была когда-то чистой, а значит, еще может возродиться.

Не случайно «заплатанной» барин завершает галерею образов «старосветских» помещиков.

Слайд 16

Автор стремился не только рассказать об истории Плюшкина, но и предупредить читателей, что путем этого помещика может пойти любой. Гоголь верил в духовное возрождение Плюшкина, как верил в силы России и ее народа. Подтверждением этого служат многочисленные лирические отступления, наполненные глубоким лиризмом и поэтичностью.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/03/17/kharakteristika-geroev-v-poeme-myortvye-dushi-n-v-gogolya

Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” – Сочинения

Хоть Иван Павлович Чичиков и является центральным персонажем поэмы Н. Гоголя «Мертвые души», но в то же время он остается загадкой для читателя.

Описание внешности в начале произведения (ни худ ни толст; не молод, но и не стар) подчеркивает собирательность образа. Автор поэмы акцентирует внимание на поведении центрального персонажа в обществе, замалчивая его внутренние мотивы и переживания.

При этом Гоголь оговаривается, что Чичиков — подлец. Потому это образ не героя в общепринятом понимании, а, скорее, антигероя.

В то же время Чичиков не просто персонаж, а герой поэмы: не смотря на недостатки, Гоголь качественно выделяет его на фоне скопидомства Плюшкина, грубости Собакевича, самолюбия Ноздрева и мелочностью Коробочки.

Вместе с тем Иван Павлович видит в себе отражение всех этих черт, ведь его образ — это своеобразное зеркало всего помещичества как явления.

Гоголь выделяет в Чичикове такие качества, как целеустремленность, умение найти подход к каждому, деловая хватка.

Но зная мотивы центрального героя, мы понимаем, что он более удачлив в действиях, но в моральном плане никак не возвышается над остальными персонажами «Мертвых душ».

Обратите внимание

В последней главе читателю приоткрывается история становления центрального персонажа, историю его «омертвления души».

Иван еще в юности понял свою главную цель жизни: достичь богатства. Но не богатства из любви к деньгам — финансы были лишь средством, возможностью насладиться жизнью, получить в конце концов все желаемое.

Иванушка еще будучи школьником пришел к выводу, что бескорыстие и искренность только вредят.

Потому, выслуживаясь перед учителем, он становится любимчиком. Позже его умение врать и втираться в доверие лишь совершенствовалось. За ложное обещание он получил должность повытчика. Работая на таможне, Чичиков нашел возможность сотрудничать с контрабандистами, убедив при этом начальство в своей честности и неподкупности.

Очередная афера — покупка мертвых душ.

Итак, Гоголь воплотил в образе Ивана Павловича новый вид помещика — жадного и расчетливого, но с личиной достойного члена общества. Николай Васильевич демонстрирует в поэме, что если такие вот чичиковы — с честным лицом и мертвой душой — придут к власти, то страну ждет катастрофа.

Но показывать только один путь не в гоголевском стиле. Потому во втором и третьем томах Иван Чичиков, скорее всего, должен был духовно переродится, показать путь к духовному воскрешению. Но. к сожалению, этого нам, читателям, так и не дано узнать: второй том произведения был сожжен.

Источник: https://sochinenienatemu.com/sochinenie-mertvye-dushi-gogol/obraz-chichikova-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector