Анализ сказки “как один мужик двух генералов прокормил” (тема, идея, суть, смысл, основная мысль, мораль, вывод, проблематика)

Анализ «Как один мужик двух генералов прокормил»

Произведением «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. А. Салтыков-Щедрин положил начало своему известному сказочному циклу. Замысел возник у писателя во время работы над «Помпадурами и помпадуршами» в 1867 г. Сама сказка была написана на рубеже 1868-1869 гг. и впервые опубликована в февральском выпуске «Отечественных записок».

Смысл названия

Первоначально сказка называлась просто «Два генерала». В окончательном полном виде название появилось в сборнике 1878 г. Расширив заглавие, Салтыков-Щедрин придал произведению вид народного сказа и недвусмысленно указал на центральную тему.

Главная тема «Повести» — источник благополучия социальных верхов

Салтыков-Щедрин использует сказочный жанр, чтобы наглядно показать противоестественность отношений между помещиками и простыми крестьянами. Изображенные вельможи (штатские генералы, действительные статские советники) — настоящие паразиты.

Проведя всю жизнь на службе, они ничему не научились и «ничего не понимали», но имели право на солидную пенсию и собственную кухарку. Генералы пользуются уважением и почетом в обществе.

Только фантастическое попадание на необитаемый остров обнажает их истинное лицо.

Писатель прибегает к преувеличению, описывая растерянность главных героев, столкнувшихся с совершенно загадочным для них реальным миром. Генералы испытывают мучительный голод при виде окружающей их еды (яблоки, рыбы, птицы), но не представляют, как ее добыть. Очень комично выглядит рассуждение одного из героев: «… думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!».

Обратите внимание

Голод чуть было не приводит к трагедии: генералы теряют человеческий облик («в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали») и яростно бросаются друг на друга. Но даже схватка между вельможами комична: она заканчивается после съедения ордена.

В первоначальном варианте этот эпизод «страшнее»: один генерал откусывает у другого палец и «конец уха». Писатель либо посчитал сцену слишком кровожадной, либо прибегнул к еще более тонкой иронии.

Потеря ордена для генералов намного более важна, чем лишение части тела.

Пытаясь хоть чем-нибудь отвлечь себя от мыслей о еде, генералы начинают «глубокомысленный» разговор. Рассуждения свидетельствуют о полной тупости чиновников. К тому же любая мысль генералов сводится в конце концов к еде. Издевкой над «страдальцами» выглядит случайно найденный номер «Московских ведомостей», в котором нет ничего, кроме красочных описаний различных кушаний.

Вершиной генеральского глубокомыслия становится блестящая идея: «Если бы нам найти мужика?». В результате долгих поисков генералы добиваются успеха и находят «громаднейшего мужичину», который «самым нахальным образом уклонялся от работы».

Генеральский гнев не знает границ. Мужик спешно начинает работать, чтобы ублажить господ. Его умения и сноровка также намеренно преувеличены автором. Мужик из подручных средств добывает огонь, находит картофель, готовит массу «разной провизии». Через пару дней он даже «изловчился… в пригоршне суп варить».

Генералы вновь стали «веселые, рыхлые, сытые, белые». Их райская жизнь омрачалась лишь тем, что «мундира жалко». Мужик смог помочь и этой беде. Соорудив «посудину», он повез генералов по морю и доставил прямо к дому.

Образ мужика олицетворяет собой простого русского крестьянина, мастера на все руки, который способен найти выход из любой ситуации. Ему резко противопоставлены два тунеядца из высшего общества, которые абсолютно не приспособлены к жизни. Генералы считают себя очень важными и значительными людьми, но на самом деле полностью зависят от низшего, презираемого ими сословия.

Проблематика

Эксплуатация низших классов высшими — лишь наиболее явственная и обсуждаемая проблема царской России. В повести затронуто не менее важное явление — рабская покорность, прочно укоренившаяся в сознании русского крестьянства.

«Громаднейшему мужичине» даже не приходит в голову мысль о неповиновении слабым и изнеженным генералам. Он мог бы запросто наплевать на их приказы, но в силу многовековой привычки к беспрекословному подчинению не только исполняет все желания генералов, но даже сам свивает себе веревку на случай побега.

Постройку «посудины» мужик затевает по своей инициативе, чтобы порадовать господ «за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушались». Поведение «холопа» выглядело бы смешным, если бы за ним не стояла реальная жизнь.

Самым печальным является иронический «счастливый» финал сказки. В благодарность за избавление от неминуемой смерти и все труды генералы жалуют мужику «… рюмку водки да пятак серебра». Заключительная фраза «веселись, мужичина!» подводит итоговую черту под отношением дворян к подвластному населению.

Чему учит автор

В иносказательной форме Салтыков-Щедрин резко осуждает паразитарную жизнь представителей высших сословий. С самых первых строк чувствуется неприязнь автора к генералам. Своего спасителя они называют «лежебоком», «тунеядцем», «канальей», чем вызывают к себе еще большее отвращение.

Источник: https://spadilo.ru/analiz-kak-odin-muzhik-dvux-generalov-prokormil/

Анализ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин

Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

1)    История создания сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его сатирического творчества.

Его обращение к сказочному жанру обусловлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов X IX века проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потребовалась особая сатирическая форма. Первые сказки появились в 1869 году, остальные печатались на протяжении 1880— 1886 годов.

В них вошли все основные сатирические темы, в них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, проявляется удивительное искусство эзопова языка.

2)    Особенности жанра. Сказка М.Е.

Важно

Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» относится к жанру сатирической литературной сказки.

Литературная сказка — эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; создана конкретным писателем и отражает особенности его отношения к миру. Сказки Салтыкова-Щедрина ни в чём не противоречат духу русской народной сказки. Они —- явления совершенно оригинальные, не смешивающиеся ни с какими другими известными литературными и фольклорными сказками. «Сказка, — писал Гоголь, — может быть созданием высоким, когда служит аллегорической одеждою, облекающую высокую духовную истину, когда обнаруживает, ощутительно и, видимо, даже простолюдину, дело, доступное только мудрецу». Таковы именно щедринские сказки, их высокое идейное содержание выражено в общедоступных художественных формах. Они написаны настоящим народным языком — простым, сжатым и выразительным. Опираясь на богатейшую образность народной сказки, пословицы и поговорки, Щедрин создал образы в художественной трактовке сложных общественных явлений, каждый образ заключает в себе сатирический смысл. Сказка, как жанр, постепенно вызревала в творчестве писателя, формировалась из таких элементов его сатиры, как гипербола, фантастика, образность народной речи, приём зоологических уподоблений.

3)    Характеристика героев сказки.

Образы генералов. Сатирически изобразил Михаил Евграфович образы генералов. Иронично характеризуя облик героев, автор обращает внимание читателя на их легкомысленность. «В скором времени, по щучьему велению, по моему хотению», очутившись на необитаемом острове, генералы «сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось». Характеризуя поступки персонажей, М.Е. Салтыков-Щедрин пишет об отсутствии у господ простейших знаний о    предметах и явлениях. Так гротескно изображается писателем неумение героев определять стороны света: «Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли». Суждение одного из генералов о том, что: «Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет?» — вызывает одновременно насмешку и жалость к тем, кто, прожив жизнь, так мало о ней знает. При описании образа генералов важны художественные детали, которые также имеют гротескный характер. Например, единственным предметом, напоминающим о прошлой жизни, оказался на необитаемом острове один номер газеты «Московских ведомостей», но и там, «на что бы они ни обратили взоры, — всё свидетельствовало об еде». Единственное, что умели делать генералы, заставить работать мужика. Поэтому, найдя под деревом уклонявшегося от дела мужика, генералы тотчас накинулись на него. Здесь в речи господ появляются властолюбие, они вспомнили тот навык, которым так хорошо владели: «Спишь, лежебок! — небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!» Став «весёлыми, рыхлыми, сытыми, белыми», генералы вновь пустились в рассуждения, размышляя о вавилонском столпотворении, о всемирном потопе. Вернувшись с помощью мужика в Петербург, господа «поехали… в казначейство и сколько тут денег загребли». –    Как очутились два генерала на необитаемом острове? («по щучьему велению, по моему хотению») – Дайте краткую характеристику двум генералам, (легкомысленные, всю жизнь прослужили в какой-то регистратуре, ничего не знают и не понимают) –    Что комичного было в облике генералов, оказавшихся на необитаемом острове? («они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену») –    Что вызывает у генералов наибольшее удивление? («что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет»)

–    Кого решили найти голодные генералы? (мужика)

–    Как повел себя мужик, увидев генералов? (начал им прислуживать) –    Как генералы и мужик покинули необитаемый остров? (мужик сделал лодку, и они уплыли с необитаемого острова) –    Как отблагодарили генералы мужика? («выслали ему рюмку водки да пятак серебра»)

Образ мужика. 

Само появление в сказке мужика фантастично: он внезапно появляется на необитаемом острове, на котором также «по щучьему велению» оказались генералы. Внешний вид мужика представляет контраст по сравнению с обликом двух генералов: «брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина». Мужик настолько свыкся с собственным безволием, что, увидев господ даже на необитаемом острове, тотчас начал исполнять их малейшие желания: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Мужичину интересует, довольны ли господа генералы его усердием. Герой даже сам плетёт для себя веревку, которой его потом генералы привяжут к дереву, чтобы не убежал: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг». Всё поведение мужика говорит читателю о его рабской сущности: у него нет желания воспротивиться, перестать слушать никчемных, ничего не умеющих делать генералов. Писатель от души иронизирует над мужиком, называя его то «мужичиной-лежебоком», «тунеядцем». Сами мысли персонажа являются абсурдными: «…начал мужик на,бобах разводить, как бы ему своих Генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» Лейтмотивом в описании мужика становится ироничное высказывание о герое, как о тунеядце, которого постоянно ругают два генерала.

4)    Сатирические приёмы, используемые М.Е. Салтыковым-Щедриным в своей сказке. Сатирическая форма стала для М.Е. Салтыкова-Щедрина возможностью свободно говорить о насущных проблемах общества.

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются различные сатирические приемы: гротеск, ирония, фантастика, аллегория, сарказм — для характеристики изображаемых героев и описания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала. Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению».

Фантастично заверение писателя в том, что «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев: «они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену».

Салтыков-Щедрин высмеивает элементарное неумение генералов найти себе еду: оба думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Изображая поведение героев, писатель использует сарказм: «начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились.

Читайте также:  Краткое содержание повести "юность" толстого: краткий пересказ сюжета, повесть в сокращении

Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Герои начали терять свой человеческий облик, превращаясь в голодных животных, и только вид настоящей крови отрезвил их. Сатирические приемы не только характеризуют художественные образы, но и выражают отношение автора к изображаемому.

С иронией относится писатель к мужику, который, испугавшись сильных мира сего, «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Высмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин отношение генералов к жизни: «Стали говорить, что вот они здесь на всём готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да накапливаются».

Сатира — вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений.

Сатирические приемы, которые используются М.Е. Салтыковым-Щедриным в своей сказке:
Гротеск — предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального.
Сарказм — едкое выражение насмешки.
Эзопов язык — особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому.
Аллегория — иносказательное изображение предмета с целью выявить наиболее существенные черты.
Гипербола — сильное преувеличение.
Фантастика — способ изображения действительности в нереальном виде.
Ирония — способ выражения насмешки.

– Какой, на ваш взгляд, является сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — сатирической или юмористической? Докажите свою мысль. (Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина сатирическая, так как в ней высмеиваются пороки современной писателю действительности и человека.)

Источник: https://libaid.ru/katalog/s/saltykov-shchedrin-mikhail/4256-analiz-povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvukh-generalov-prokormil-saltykov-shchedrin

Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”

Форма сказки всегда привлекала Салтыкова-Щедрина. Первые его сказки относятся к 1869 году. Однако подавляющее большинство их было написано за период с 1884 по 1886 годы.

Привлекательность сказочной формы для Салтыкова-Щедрина легко объяснима. Великий сатирик писал свои произведения на «эзоповском языке». Сказки дают образцы общедоступных и убедительнейших иносказаний.

Ведь сказка (как впрочем и басня) издавна создавалась самим народом. А Щедрин, как известно, радел за народ, переживал за его судьбу, за беды, которые он претерпевал.

Совет

Испытывая подобные чувства, сатирик порицал высокопоставленных лиц, всячески пародируя их в своих произведениях.

Отражение всего этого мы находим в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Типичное для народной сказки начало – «жили да были» – задает тон всему дальнейшему повествованию.

Вполне реалистичное, оно скрыто за фантастическим сюжетом: два генерала, которые «служили…всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали», попадают на необитаемый остров.

И поскольку до этого ни к чему эти герои руки не прикладывали, то на острове не могли добыть себе пищу. И это несмотря на то, что на острове «растут деревья, а на деревьях всякие плоды.

Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть – ничего не вышло, только рубашку изорвал». Так и остались генералы голодными.

Единственное, что нашел один из генералов, был старый «нумер «Московских ведомостей», который и принялись читать несчастные. Чуть ниже Щедрин напишет: «Из Тулы пишут: вчерашнего числа, по случаю поимки в реке Упе осетра…был в здешнем клубе фестиваль.

Виновника торжества внесли на громадном деревянном блюде, обложенного огурчиками и державшего в пасти кусок зелени. Доктор П., бывший в тот день дежурным старшиною, заботливо наблюдал, дабы все гости получили по куску.

Подливка была самая разнообразная и даже почти прихотливая…»

Здесь проявился один из приемов поэтики жанра сказки Салтыкова-Щедрина – полемика с литературным противником.

Обратите внимание

Но чтением сыт не будешь! Голод брал свое. Генералы не нашли ничего съестного вокруг себя. И тут их взор обратился друг на друга.

В мгновение ока эти два приятеля превращаются в хищников, готовых разорвать и съесть другого.

Хорошо, что все обошлось малой кровью: «Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил»

Неизвестно, что было бы с этими героями, если бы не встретили они простого мужика. Чувствуя свое сословное превосходство, генералы приказали ему добыть им еду. Мужику не составило особого труда выполнить из приказ. И здесь очевиден контраст между действующими лицами сказки.

Генералы изображены Салтыковым-Щедриным карикатурно. Мужик же – это воплощение всех положительных качеств, которыми обладает простой народ: смекалка, трудолюбие, готовность к трудностям.

Мужик «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика.

Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: не дать ли и тунеядцу частичку?»

Самое поразительное, что старания мужика не были оценены нерадивыми генералами. Даже когда они, по прибытию в Петербург, получили деньги, то отправили своему спасителю, будто бы в знак благодарности, «рюмку водки да пятак: веселись, мужичина!»

Важно

Итак, анализируемая сказка построена на контрасте положительного (в лице мужика) и отрицательного (на примере двух генералов). И в этом противопоставлении заключено отражение социально-общественных явлений, которые были присущи реальной действительности, существующим порядкам России того времени.

Здесь проявились те искренние чувства Салтыкова-Щедрина, которые были свойственны сатирику по отношению к народу и «высшему» сословию. Мне кажется, слово «высшее» действительно стоит заключить в кавычки.

И этому есть простое объяснение: те самые неприспособленные к жизни генералы, которых Салтыков-Щедрин обличает в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Источник: https://kraidruzei.ru/sochineniya/saltykov-schedrin-m-e/analiz-skazki-m-e-saltykova-schedrina-po.html

Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1) История создания сатирических сказок М.Е. Салтыкова- Щедрина.

Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его сати­рического творчества. Его обращение к сказочному жанру обу­словлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов XIX века проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потребовалась осо­бая сатирическая форма. Первые сказки появились в 1869 году, остальные печатались на протяжении 1880-1886 годов. В них вошли все основные сатирические темы, в них сплетается фан­тастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, проявляется удивительное ис­кусство эзопова языка.

2)  Особенности жанра. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «По­весть о том, как один мужик двух генералов прокормил» отно­сится к жанру сатирической литературной сказки. Actionteaser.ru – тизерная реклама

Литературная сказка — эпическое повествование, преимуще­ственно прозаического характера, с установкой на вымысел; от­ражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; создана конкретным писателем и показывает осо­бенности его отношения к миру. Сказки Салтыкова-Щедрина ни в чём не противоречат духу русской народной сказки. Они — яв­ления совершенно оригинальные, не смешивающиеся ни с ка­кими другими известными литературными и фольклорными сказками.

«Сказка, — писал Гоголь, — может быть созданием высоким, когда служит аллегорической одеждою, облекающую высокую духовную истину, когда обнаруживает, ощутительно и, видимо, даже простолюдину, дело, доступное только мудрецу». Таковы именно щедринские сказки, их высокое идейное содержание выражено в общедоступных художественных формах. Они на­писаны настоящим народным языком — простым, сжатым и выразительным. Опираясь на богатейшую образность народ­ной сказки, пословицы и поговорки, Щедрин создал образы в художественной трактовке сложных общественных явлений, каждый образ заключает в себе сатирический смысл. Сказка, как жанр, постепенно вызревала в творчестве писателя, форми­ровалась из таких элементов его сатиры, как гипербола, фанта­стика, образность народной речи, приём зоологических упо­доблений.

3) Характеристика героев сказки.

Образы генералов. Сатирически изобразил Михаил Евгра- фович образы генералов. Иронично характеризуя облик героев, автор обращает внимание читателя на их легкомысленность. «В скором времени, по щучьему велению, по моему хотению», очутившись на необитаемом острове, генералы «сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось». Характеризуя поступки персонажей, М.Е. Салтыков- Щедрин пишет об отсутствии у господ простейших знаний о предметах и явлениях. Так, гротескно изображается писателем неумение героев определять стороны света: «Начали искать се­вера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не на­шли». Суждение одного из генералов о том, что: «Кто бы мог по­думать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт?» — вызывает одновременно насмешку и жалость к тем, кто, прожив жизнь, так мало о ней знает. При описании образов генералов важны художественные детали, которые также имеют гротеск­ный характер. Например, единственным предметом, напоми­нающим о прошлой жизни, оказался на необитаемом острове один номер газеты «Московских ведомостей», но и там, «на что бы они ни обратили взоры, — всё свидетельствовало об еде». Единственное, что умели делать генералы, — заставить работать мужика. Поэтому, найдя под деревом уклонявшегося от дела мужика, генералы тотчас накинулись на него. Здесь в речи гос­под появляются властолюбие, они вспомнили тот навык, кото­рым так хорошо владели: «Спишь, лежебок! — небось и ухом не ведёшь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!» Став «весёлыми, рыхлыми, сытыми, бе­лыми», генералы вновь пустились в рассуждения, размышляя о вавилонском столпотворении, о всемирном потопе. Вернув­шись с помощью мужика в Петербург, господа «поехали… в ка­значейство и сколько тут денег загребли».

– Как очутились два генерала на необитаемом острове? («по щучьему велению, по моему хотению»)

– Дайте краткую характеристику двум генералам, (легкомыс­ленные, всю жизнь прослужили в какой-то регистратуре, ни­чего не знают и не понимают)

– Что комичного было в облике генералов, оказавшихся на не­обитаемом острове? («они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену»)

– Что вызывает у генералов наибольшее удивление? («что чело­веческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт»)

– Кого решили найти голодные генералы? (мужика)

– Как повёл себя мужик, увидев генералов? (начал им прислу­живать)

– Как генералы и мужик покинули необитаемый остров? (му­жик сделал лодку, и они уплыли с необитаемого острова)

– Как отблагодарили генералы мужика? («выслали ему рюмку водки да пятак серебра»)

Образ мужика. Само появление в сказке мужика фанта­стично: он внезапно появляется на необитаемом острове, на котором также «по щучьему велению» оказались генералы. Внешний вид мужика представляет контраст по сравнению с обликом двух генералов: «брюхом кверху и подложив под го­лову кулак, спал громаднейший мужчина». Мужик настолько свыкся с собственным безволием, что, увидев господ даже на необитаемом острове, тотчас начал исполнять их малейшие желания: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Му­жичину интересует, довольны ли господа генералы его усер­дием. Герой даже сам плетёт для себя верёвку, которой его по­том генералы привяжут к дереву, чтобы не убежал: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру верёвка была готова. Этою верёвкою гене­ралы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг». Всё поведе­ние мужика говорит читателю о его рабской сущности: у него нет желания воспротивиться, перестать слушать никчемных, ничего не умеющих делать генералов. Писатель от души иро­низирует над мужиком, называя его то «мужичиной- лежебоком», «тунеядцем». Сами мысли персонажа являются аб­сурдными: «…начал мужик на бобах разводить, как бы ему сво­их генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жалова­ли и мужицким его трудом не гнушалися!» Лейтмотивом в описании мужика становится ироничное высказывание о ге­рое, как о тунеядце, которого постоянно ругают два генерала.

4) Сатирические приёмы, используемые М.Е. Салтыковым- Щедриным в своей сказке. Сатирическая форма стала для М.Е. Салтыкова-Щедрина возможностью свободно говорить о насущных проблемах общества. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются различ­ные сатирические приёмы: гротеск, ирония, фантастика, аллего­рия, сарказм – для характеристики изображаемых героев и опи­сания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала. Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению». Фантастично заверение писателя в том, что «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, гам родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев: «они в ночных ру­башках, а на шеях у них висит по ордену», Салтыков-Щедрин вы­смеивает элементарное неумение генералов найти себе еду: оба думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к ко­фею подают». Изображая поведение героев, писатель использует сарказм: «начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились, Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Герои начали терять свой человеческий облик, превращаясь в голодных жи­вотных, и только вид настоящей крови отрезвил их. Сатириче­ские приёмы не только характеризуют художественные образы, но и выражают отношение автора к изображаемому. С иронией относится писатель к мужику, который, испугавшись сильных мира сего, «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Вы­смеивает М.Е. Салтыков-Щедрин отношение генералов к жизни: «Стали говорить, что вот они здесь на всём готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да нака­пливаются».

Читайте также:  Иллюстрации к сказке "карась-идеалист" салтыкова-щедрина (картинки, рисунки)

Сатира — вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений.

Сатирические приёмы, которые используются М.Е. Салтыко­вым-Щедриным в своей сказке:

Гротеск — предельное преувеличение, основанное на не­обычном сочетании фантастического и реального.

Сарказм — едкое выражение насмешки.

Совет

Эзопов язык — особый язык, иносказание, с помощью кото­рого писатель выражает своё отношение к изображаемому.

Аллегория — иносказательное изображение предмета с це­лью выявить наиболее существенные черты. Гипербола – сильное преувеличение. Фантастика — способ изображения действительности в нере­альном виде.

Ирония — способ выражения насмешки. – Какой, на ваш взгляд, является сказка М.Е. Салтыкова- Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — сатирической или юмористической? Докажите свою мысль. (Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина сатирическая, так как в ней высмеиваются пороки современной писателю действительности и человека.)

    • 26 мая 1799 года родился А.С. Пушкин. Первым языком, ко­торым в совершенстве овладел Саша, был французский (в семье говорили только на этом языке), что открыло ему доступ к об­ширной библиотеке отца, где он проводил большую часть сво­его времени. Маленький Пушкин много времени проводил за книгами, поэтому уступал своим сверстникам в физическом развитии. И из-за этого часто дрался с товарищами,…
    • 1) История создания «Повести временных лет». «Повесть временных лет» — одно из древнейших летописных произведений русской литературы, созданное в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. В лето­писи рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. Осо­бенность «Повести временных лет» – поэтичность, автор…
    • 1)  История создания «Повести о Петре и Февронии Муром­ских». Во времена Ивана Грозного Московский митрополит Мака- рий поручил собирать по русским городам предания о просла­вившихся своими благочестивыми поступками праведных лю­дях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских святых — князе Петре и его супруге княгине Февро­нии….
    • 1) Личность Владимира Мономаха. Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседями- русичами, то с половцами, периодически нападавшими на рус­ские земли. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением относились к своему князю, ценили его за…
    • 1) История создания баллады «Петь о вещам Олеге». В 1822 году в период южной ссылки А.С. Пушкин обращается к летописи и на её основании создаёт балладу «Песнь о вещем Олеге». – Что общего между летописным источником и балладой А.С. Пушкина? (общий сюжет, основанный на исторических событиях) –  В чём отличие отрывка из летописи и баллады? (летопись — прозаическое произведение; баллада — поэтический текст,…
    • 1) Особенности жанра. Баллада — стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историче­ское событие; реальное в балладе нередко сочетается с фанта­стическим. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Этот жанр возник во Франции в конце XIII века. Он был популярен в Германии в конце XVIII — начале XIX века, в период развития романтизма….
    • 1)      Вспомните, какие циклы былин существуют, (киевский и новгородский) К какому циклу былин относится былина «Вольга и Микула Селянинович»? (к киевскому циклу былин) Поясните свою точку зрения, (князь Вольга едет собирать дань с земель, которые ему пожаловал стольно-киевский князь Владимир) 2)         Прочитайте выразительно начало былины. Определите, что в былине относится к зачину, (вся вводная часть) 3)   Как…
    • 1)   Кто главный герой былины? (Илья Муромец) 2)        Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народ­ной среды, бесстрашный. Илья Муромец — воплощение духа рус­ского народа, в частности — крестьянства, его общинности. Ре­ального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII веке. По-видимому, в XVII веке в Киеве Илья Муромец был признан…
    • 1)  Определите основную тему былины «Садко», (о жизни купца) 2)       К какому циклу относится былина «Садко»? (к новгород­скому, так как сам Садко из города Новгорода) 3)     Опишите главного героя былины — Садко. (Стал Садко по­торговывать, Стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных Устроил Садко всё по-небесному: На небе солнце — и в палатах солнце, На небе месяц — и в палатах месяц, На небе звёзды — и в…
    • М.В. Ломоносов написал «Оду на день восшествия на всерос­сийский престол Её Величества Государыни Императрицы Ели­саветы Пегровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику — высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ре­сурсами Российского государства: Где в…

Источник: https://www.shollklass.ru/literatura/analiz-proizvedenij-7-klass/570-analiz-skazki-m-e-saltykova-shchedrina-povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvukh-generalov-prokormil

Образ мужика в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Творчество великого русского писателя М. Е. Сал­тыкова-Щедрина отличается высокой идейностью, необыкновенной народностью, подлинным реализ­мом и художественным совершенством. Высоко его оценивали И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Горький.

Достойное место в литературном наследии сатири­ка занимают сказки. Многие из них посвящены уча­сти простого народа в царской России. Писатель про­тивопоставляет ее жизни привилегированных слоев общества. Этой темы он касается и в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Герои сказки — генералы — по своей легкомыслен­ности оказываются на необитаемом острове. Ни к чему не способные, едва не погибают они от голода среди обилия плодов, дичи и рыбы.

Поняв, что их спасение в мужике, бросаются ободрившиеся гене­ралы на его поиски. Найдя спящего «лежебоку», ге­нералы заставляют его на себя работать. Автор не слу­чайно называет мужика мужичиной. Он подчеркива­ет в его облике физическую мощь, громадную силу.

И тем не менее мужик не может, не умеет дать отпор
жалким поработителям.

Мужичина – мастер на все руки. Он находчив, умел, сноровист. Все у него получается споро.

Яблоки с дерева доставать – легко, картофель в земле добыть – тоже, силок для ловли рябчиков из собственных волос изготовить – не проблема.

Огонь добыть, пищу на нем приготовить, чтобы накормить прожорливых тунеядцев, – все это получается у мужика без затруднений. И этим писатель восхищается и гордится.

Обратите внимание

Однако горькой иронией указывает сатирик на ребское поведение мужика. Добыв для генералов яблок, он дал им по десятку, а себе взял только одно, да и то кислое.

Услужив своим эксплуататорам, мужик не забыл спросить: “Довольны ли вы, господа генералы?” – отдыхал только с вычайшего позволения. Боясь потерять того, кто обеспечивает им жизнь, генералы-паразиты просят мужика свить для самого себя веревочку, чтоб потом привязать его к дереву.

С каждым днем мужик проявляет ради генералов все большую изобретательность. “Стал даже в пригоршне суп варить”, – сообщает автор.

С некоторой радостью воспринимает мужик требования генералов доставить их домой, в Петербург, на Подъяческую. “И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!” – с едкой насмешкой говорит сатирик.

Великий умелец строит настоящий корабль, на котором оказывается возможным “океан-море переплыть”, а дно его он для удобства генеральского заботливо уложил лебяжьим пухом. В сложном пути мужичина тоже не забывает о господском благополучии: “кормит генералов селедками”.

Весьма скромна генеральская благодарность: рюм­ка водки да пятак серебра. Но ведь большего мужичи­на и не требует.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показывает одновре­менно силу и слабость простого русского народа в эпо­ху самодержавия.

Сатирик указывает на огромный потенциал, скрытый в народных массах, и на кресть­янскую пассивность, покорность, долготерпение. В сказке звучит боль писателя за русского мужика.

Горькими раздумьями о судьбе родного народа, род­ной страны полна «Повесть…».

Важно

М. Горький справедливо писал о Щедрине: «Значе­ние его сатиры огромно как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское обще­ство …

Предвидение это объясняется тем, что Салты­ков прекрасно знал психику представителей культур­ного общества его времени, психика эта слагалась на его глазах.

Он же был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорб­на…»

Источник: https://5litra.ru/soch/155-obraz-muzhika-v-skazke-m-e-saltykova-schedrina-povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvuh-generalov-prokormil.html

Сказка М.Е. Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Школа: Приреченская ОСОШ

Предмет: русская литература

Класс: 7

Учитель: Каланова Т.Ф.

Тема: Сказка М.Е. Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Цель: Анализ сатирической сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»

Задачи:

1) Развивать навыки анализа художественного произведения.

2) Научить работать с литературными терминами :сарказм, сатира, ирония, юмор, уметь сопоставлять их.

2) Воспитывать в учащихся чувство доброты, сострадания к ближним, гуманности, справедливости, нетерпимости к лени и жестокости.

Наглядности: портрет М.Е. Салтыкова Щедрина, иллюстрации к произведению, плакаты, цветные шляпы, презентация, высказывания и эпиграф.

Начало урока. Приветствие.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Солнце поднимается,

Сердце согревается,

Просыпается земля,

Просыпаюсь с ней и я.

Актуализация темы:

Приём «ассоциации».

Интересные факты из биографии М.Е. Салтыкова Щедрина.

1) Годы жизни 1826-1889 гг.

2) Родился в богатой семье дворян-помещиков.

3) Его мать была суровой женщиной с властным характером.

4) Образование: Дворянский институт в Москве, Царскосельский лицей.

5) Чиновник на государственной службе.

6) Изъездил всю Россию.

5) Щедрин – литературный псевдоним.

6) Написал 32 сказки.

7) «Сказки для детей изрядного возраста»

8) Мастер эзопова языка.

9) Честный и добросовестный человек.

Вступительное слово учителя.

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин – один из величайших сатириков в мировой литературе.

Свою жизнь и свой талант он посвятил борьбе за освобождение русского народа от крепостного гнёта, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года – пережитки крепостного права.

Сатирик высмеивал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их терпение, страх.

Читайте также:  Мораль басни "слон в случае" крылова (анализ, суть, смысл)

Словарная работа.

Департамент – в царской России – отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Казначейство – местный финансовый орган.

«Московские ведомости» – газета, откровенно отстаивающая реакционные позиции.

Оказия – случай

рандеву – свидание

Чтение сказки (эпизоды).

Вопросы (после чтения):

1) Каковы ваши впечатления от прочитанной сказки?

Ответы: Сказка Щедрина смешная, весёлая, лукавая и в то же время грустная.

2) Что показалось в сказке смешным и что грустным?

Ответы учащихся.

3) Почему Салтыков-Щедрин назвал своё произведение сказкой?

Ответы: Сказочные обороты: «жили да были», «по щучьему веленью»,

«долго ли, коротко ли», «он там был, мёд-пиво пил», «ни пером описать , ни в сказке сказать»; сказочные элементы сюжета: необитаемый остров, внезапное появление на нём героев, богатые лес, сад, ручей, быстрые и спорые действия мужика.

4) Почему он обратился к жанру сказки?

5) Какой обличительный смысл заключён в её названии? (идея сказки)

Ответы: С невероятной безропотностью и покорностью мужик выносит генеральские строгости и капризы. Умный и сильный человек-труженик беспрекословно подчиняется глупым, беспомощным и хищным паразитам.

5) Работа с иллюстрациями к сказке. Дайте им названия. Такими вы представляли себе героев?

Сравнительная характеристика героев.

Работа в группах.

Какими изображает Салтыков Щедрин мужика и генералов? Какие образы представляете вы? Составьте портретную характеристику героев. Обоснуйте примерами из текста.

Мужик Генералы
добрый ловкий и умелый смекалистый изобретательный трудолюбивый безропотный покорный стремится угодить другим ленивые легкомысленные глупые жадные беспомощные ничего не умеют делать смешны и ничтожны беспомощные никчёмные капризные заносчивые

Приём «Поиграем в сыщиков».

Учащиеся работают с текстом сказки. Они подбирают соответствующие высказывания или фразы для более полной и точной характеристики героев.

«Сыщики»

1) «Кто бы мог думать, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт? – сказал один генерал». – Да, отвечал другой генерал, – признаться, я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!

2) «Пошёл один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды». «Пришёл генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит и кишит.» «Зашёл генерал в лес – а там рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают.- Господи! еды-то! еды-то!»

Совет

3) «Мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!»

4) «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю. Из собственных волос сделал силок и поймал рябчика».

5) «Прошёл день, прошёл другой; мужчина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»

6) «Отдохни, дружок, только свей прежде верёвочку. Этою верёвкою генералы привязали мужика к дереву, чтоб не убёг».

7) «И выстроил он корабль не корабль, а такую посудину, чтобы можно было океан-море переплыть».

8) «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужчина!»

9) Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали.

10) Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил.

Выводы: Мужик – это прежде всего труженик, мастер на все руки. Он может справиться с любыми трудностями и преодолеть все жизненные невзгоды. Умный, сообразительный, неистощимый в своей изобретательности и ловкости, он покорно, с готовностью сносит капризы генералов. В описании мужика автором чувствуется очень горькая насмешка.

Генералы изображены автором со злой откровенной иронией. Писатель смеётся и издевается над своими тупыми и жадными героями.

Работа с терминами:

Задание:

Расположите термины по степени усиления отрицания: сатира, юмор, сарказм, ирония. Приведите примеры из текста.

Приём «Бельевая верёвка»

Сатира – высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни или человеческих пороков путём изображения их в нелепом, преувеличенном виде.

Ирония – скрытая насмешка, осмеяние.

Сарказм – едкая, изъявительная насмешка с ярко выраженным обличительным, сатирическим смыслом.

Юмор – весёлый, добрый смех над отдельными человеческими слабостями.

Ответы: юмор, ирония, сатира, сарказм. Генералы изображены автором со злой, откровенной иронией. Писатель смеётся и издевается над своими тупыми и жадными героями. К мужику отношение другое, здесь скорее чувствуется очень горькая насмешка.

Анализ произведения.

Завязка – генералы оказываются на необитаемом острове.

Кульминация – встреча с мужиком, благодаря которой глупым генералам удаётся избежать сумасшествия, пожить на острове и вернуться домой.

Развязка – возвращение в Петербург, «благодарность» мужику за услуги.

Авторская идея не только в сатирическом изображении высшего сословия, но и в развенчании рабской покорности народа: с горькой иронией писатель изображает мужика, который послушно вьёт себе верёвку, «чтоб не убёг».

Обратите внимание

Свои произведения М.Е. Салтыков-Щедрин назвал «сказками для детей изрядного возраста». Конечно, они адресованы не маленьким детям и созданы не для развлечения. «Спрятавшись» за форму сказки, используя сатирические приёмы, сарказм, элементы фантастики, автор говорит о неприглядных сторонах русской жизни.

Приём «Шесть шляп»

Проблемные вопросы: Какой обличительный смысл заключён в названии сказки? О чём заставил нас задуматься автор сказки?

«Белая шляпа» – участники этой группы оперируют только фактами.

Ответы: «Крепостное право, тяжёлое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольною массою», – так высказывался М.Е. Салтыков-Щедрин о своем детстве.

Мать Салтыкова, властная и распорядительная хозяйка в своём имении, твёрдо считала, что крепостные, не изнывающие с утра до поздней ночи на работе, были дармоедами.

Всякий раз, когда дворянским детям, приходилось сталкиваться с прислугой, они видели испуганные лица и слышали одно и то же шушуканье: «барыня изволит гневаться», «барин гневается».

«Жёлтая шляпа» – самая солнечная, позитивная.

Ответы: Необитаемый остров, на который попали два генерала, был сказочно богат. Необходимо было только руку протянуть, что быть сытым.

«Пошёл один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды.» «Пришёл генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так м кишит и кишит.

» «Зашёл генерал в лес – а там рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают.- Господи! еды-то! еды-то!»

Народ в сказках Салтыкова – Щедрина талантлив, самобытен, силён житейской смекалкой. Даже на необитаемом острове генералы находят мужика.

«Мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!» «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое.

Потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю. Из собственных волос сделал силок и поймал рябчика».

«Чёрная шляпа» мрачная, негативная. Участники этой группы акцентируют своё внимание на печальных, трагических моментах.

Ответы: В своей сказке Щедрин показывает, как богатые угнетают бедных, критикует дворян и чиновников – тех, кто живёт народным трудом. У Щедрина много образов господ: помещиков, чиновников, купцов. Они беспомощные, глупые, заносчивые, хвастливые. Щедрин изображает жизнь эпохи существования крепостного права.

Помещики нещадно наживаются ка крестьянах, а те даже не думают сопротивляться. Оказавшись на острове генералы чуть не съели друг друга. Если бы на острове не было мужика, то они бы так и умерли с голоду, хотя там было много плодов, рыбы и всякой живности. Они умоляют мужика не дать им умереть с голоду.

Несмотря на то, что мужик накормил своих господ, они, наевшись, вновь начинают издеваться над ним

«Красная шляпа» связана с передачей эмоций. Попытайтесь почувствовать и передать то, что пережил каждый из героев, понять их состояние.

«Зелёная шляпа» – творческая.Участники обосновывают своё мнение, используя диаграммы, таблицы, кластеры, схемы.

«Синяя шляпа» – оценочная, обобщающая. В этой группе соберутся те, кто оценит все высказывания, попытается обобщить все мысли.

Ответы: В этой сказке Щедрин осмеивает паразитизм, лень, праздность людей, которые давно отвыкли от труда. Писатель полон горькой обиды и в какой-то мере стыда за свой многострадальный народ, говоря, что он своими руками «вьёт верёвку, которую ему потом накинут на шею угнетатели.

Заключительное слово учителя:

Сказки Салтыкова – Щедрина актуальны в любое время. Внимательный читатель найдёт в его произведениях сходство с современностью, поэтому Щедрина надо знать, надо читать.

Важно

Его произведения помогают понять социальные отношения и закономерности жизни, нравственно очищают человека.

Творчество Щедрина, как и всякого гениального писателя принадлежат не только прошлому, но и настоящему и будущему.

Рефлексия. Составить синквейн к слову «Мужик».

Домашнее задание: Подготовить пересказ одной из сказок М.Е. Салтыкова Щедрина. Составить «толстые» и «тонкие» вопросы к сказке.

Источник: https://multiurok.ru/files/skazka-m-ie-saltykova-shchiedrina-poviest-o-tom-ka.html

М.Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Салтыков-Щедрин писатель, которого привлекала такая форма написания произведений, как сказка. Он создал много замечательных работ и одну из них, мы изучили на уроке. Это была Повесть как один мужик двух генералов прокормил, что автор написал в 1869 году.

Повесть как один мужик двух генералов прокормил сочинение

Сегодняшний пересказ повести Салтыкова-Щедрина позволяет нам сделать анализ работы писателя.

Изучив работу и план повести Как мужик двух генералов прокормил, можно сделать заключение о том, что это замечательное произведение, где автор ставит в противовес невежеству господствующих лиц и их беспомощную дельность к сметливости народа. Писатель в работе показывает паразитирующее господство высших слоев, которые беспощадно эксплуатировали простой народ.

Если обратится к сюжетной линии, то мы видим, как два генерала по какому-то волшебству оказываются на необитаемом острове. Да не простой этот остров. Он полон всякого изобилия. Здесь куда ни посмотри, везде можно найти еду. Вот только генералы были настолько беспомощными, что даже яблоко с дерева не могли достать.

Неизвестно что с ними было бы, если бы не повстречался им мужик. Вот его они и заставили работать. Тот их накормил, напоил, спать уложил. Позже и вовсе доставил обратно домой, где генералов ждала большая накопленная сумма денег.

Но, все на что они были согласны, это в знак благодарности отправить мужику рюмку водки и пятак.

Как видим, Салтыков-Щедрин показывает рабскую покорность крестьян. Ведь несмотря на то, что мужик был сильным, он покорился тунеядцам, а те хоть и беспомощные, однако сумели своей строгостью заставить простого человека на них покорно работать.

Герои повести Салтыкова-Щедрина

Героями повести являются непосредственно два генерала и мужик, который их прокормил.
Если характеризовать генералов, то это были беспомощные существа, которые, попав на остров, не могли добыть себе даже еды.

А между тем, на острове ее было полно, только нужно лишь немного проявить смекалку. Но нет, генералы только и могли, что работать в регистратуре и высказывать заученные фразы.

Совет

Один из генералов глупый и ленивый, второй ко всему вышеперечисленному был еще и груб.

Еще один герой произведения — мужик. Это человек, на все руки мастер. За все, что он берется, все получается. Единственный его минус в том, что он безвольный, поэтому, как только увидел людей высшего ранга, сразу стал прислуживать им. Даже плетет веревку, которой позже и будет связан.

Смысл сказки как мужик двух генералов прокормил

Смысл повести о генералах и мужике был в том, чтобы показать действительность того времени со всей ее ужасной реальностью под видом сказки, показывая свое отношение к проблемам. Автор поднимает важные проблемы и вопросы, при этом описанные проблемы не теряют своей актуальности и в наше время.

Мультфильм по сказке Салтыкова-Щедрина

  • Повести как мужик двух генералов кормил

Источник: https://sochinyshka.ru/m-e-saltykov-shhedrin-povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvux-generalov-prokormil.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]