Все пословицы и поговорки из романа Капитанская дочка
5-9 класс
Русские народные пословицы и поговорки, встречающиеся в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» . 1. Береги платье снову, а честь смолоду. 2. Семь бед – один ответ. 3. Зашел к куме, да засел в тюрьме. 4. Лошади чужие, хомут не свой, погоняй, не стой. 5. В огород летал, конопли клевал: швырнула бабушка камушком, да мимо. 6.
Стали к вечерне звонить, да попадья не велит. 7. Поп в гостях, черти на погосте. 8. Будет дождик – будут и грибки. 9. Частый гребень, да веник, да алтын денег. 10. Худой мир лучше доброй ссоры. 11. Быль молодцу не укор. 12. Конь о четырех ногах, да спотыкается. 13. Вместе жить– вместе и умирать. 14. Незваный гость хуже татарина. 15. Небо с овчинку показалось. 16.
Кто ни поп, тот батька. 17. Послужи верой и правдой. 18. Бог тебе судья. 19 Казнить так казнить, миловать так миловать. 20. С лихой собаки хоть шерсти клок. 21. Семи пядей во лбу. 22. Долг платежом красен. 23. Утро вечера мудренее. 24. Держать ухо востро. 25. Закутим, запьем – и ворота запрем. 26. Совет вам да любовь. 27. Не все то ври, что знаешь.
Ответить
SvetikNikki / 25 янв. 2016 г., 9:12:10
ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ!!
анализ стихотворения А.Блока-Весна несла свои дары..
Mihando / 24 янв. 2016 г., 5:58:00
Грибоедов горе от ума
На каком языке были написаны те книги, которые Софья, по утверждению Лизы, всю ночь чиала вслух? КАКУЮ РОЛЬ ОНИ СЫГРАЛИ В ЕЕ ВЫБОРЕ?
Flora15 / 18 янв. 2016 г., 17:03:31
Скажите пожалуйста все тропы из стихотворения Лермонтова “Смерть поэта”(из этой части)
И, прежний сняв венок, — они венец терновый,Увитый лаврами, надели на него,Но иглы тайные суровоЯзвили славное чело.Отравлены его последние мгновеньяКоварным шепотом насмешливых невежд,И умер он — с напрасной жаждой мщенья,С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,Не раздаваться им опять:Приют певца угрюм и тесен,И на устах его печать.
А вы, надменные потомкиИзвестной подлостью прославленных отцов,Пятою рабскою поправшие обломкиИгрою счастия обиженных родов!Вы, жадною толпой стоящие у трона,Свободы, Гения и Славы палачи!Таитесь вы под сению закона,Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!Есть грозный суд: он ждет;Он недоступен звону злата,И мысли и дела он знает наперед.Тогда напрасно вы прибегнете к злословью —Оно вам не поможет вновь,И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Вы находитесь на странице вопроса “Все пословицы и поговорки из романа Капитанская дочка“, категории “литература“. Данный вопрос относится к разделу “5-9” классов.
Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “литература“.
Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.
Источник: https://literatura.neznaka.ru/answer/3539815_vse-poslovicy-i-pogovorki-iz-romana-kapitanskaa-docka/
Пословицы и поговорки в «Капитанской дочке»
«Повести Белкина» принадлежат к жанру анекдотической новеллы, издавна обладавшему тенденцией к ощутимому сюжетосложению и к таким приемам, как развертывание словесных мотивов.
Однако как построен сюжет в серьезном историческом романе «Капитанская дочка»? У Пушкина нет другого текста, который был бы богаче развертывающимися речевыми клише, чем этот роман.
Назовем лишь самые важные словесные мотивы, которые становятся генераторами сюжета.
Неутомимо повторяет народные клише дядька Савельич, посланный матушкой вместе с молодым Гриневым для того, чтобы окружить его заботой.
В первый день путешествия он, отвлекшись на свои дела, недосмотрел за дитятей и поэтому сердится на себя: «Зашел к куме , да засел в тюрьме» (286)[198]. В этой пословице спрятана сюжетная формула.
Оба словесных мотива, здесь подразумевающихся фигурально, — «кум» и «тюрьма» — развертываются в конце романа. Они выступают, правда, в разных местах текста, но находятся в тесной причинной связи и оба равным образом транспонируются на судьбу Гринева.
Ямщик Пугачева представляет Гринева царским караульным, которых принимает за пугачевцев, как «государева кума», в ответ на что царский вахмистр насмехается над молодым героем, называя его «бесовым кумом» (360). Подозрение в соучастии с мятежником приводит затем Гринева буквально «в тюрьму» (366).
В метель Савельич спрашивает нетерпеливого подопечного с укоризной: «Куда спешим? Добро бы на свадьбу!» (287). Действительно, Гринев, того не подозревая, спешит на свадьбу с Машей, еще не знакомой ему капитанской дочкой, и неузнанный вожатый позже предложит себя посаженым отцом.
На опасном пути к освобождению Маши из власти Швабрина Савельич жалуется подобным образом: «Куда спешишь? Добро бы на пир, а то под обух» (307). Действительно, Гринев, перехваченный из‑за медлительности дядьки, проведет не по своей воле вечер на пиру своего жестокого покровителя.
Но орудие казни, предсказанное Савельичем, суждено тому, который явился Гриневу во сне как машущее топором чудовище. В эпилоге мы узнаем, что Пугачев был обезглавлен.
Неиссякаемым источником сюжетопорождающих клише является и капитанша Миронова. Ее слова «Стерпится, слюбится» (295) сбываются не по отношению к жизни Гринева в захолустье, с которой они должны примирить молодого человека.
Из удрученного настроения, вызванного безвыходным положением, выводит героя, как это ни парадоксально, только «пугачевщина».
Но пословица Мироновой выражает как формулу отношения Гринева к Маше, которая ему сначала «не очень понравилась» (297), так и его отношения к Пугачеву, к которому молодой дворянин, несмотря на все его зверства, начинает питать нескрываемую склонность.
Пугачев же способствует счастью своего любимчика сверх всякой меры, придерживаясь обычая «казнить так казнить, миловать так миловать» (333), или — в другом месте — «казнить так казнить, жаловать так жаловать» (356).
Противоречивая природа кровожадного благотворителя, тщательно разработанная Пушкиным, предсказана, впрочем, уже описанием его первого появления в романном мире. В мутном кружении метели Гринев видит «что‑то черное». Ямщик делает заключение: «Должно быть, или волк, или человек» (288).
Пугачев, действительно, окажется и тем и другим, волком и человеком.
Обратимся теперь к двум центральным пословицам романа. На них уже указывалось в научной литературе. Как замечает Сергей Давыдов[199], весь роман можно рассматривать как иллюстрацию двух русских пословиц, в которых встречаются мотивы «платья» и «платежа».
Давыдов обнаруживает, что Гринев, даря свой тулуп бродяге, нарушает отцовский завет «Береги платье снову, а честь смолоду» и тем же самым «высвобождает» силу второй пословицы, т. е.
девиза своего посаженого отца «Долг платежом красен», и таким образом преодолевает все препятствия, не теряя своей чести.
Прием развертывания охватывает сюжет, однако, еще шире и глубже. Чрезвычайно сложный рисунок сюжетных линий, воплощающих в себе развернутые пословицы, приводит нас опять к начальному вопросу о мотивировке в прозе Пушкина.
Три блага
Старый Гринев заканчивает свое наставление сыну, отправляющемуся на военную службу в дальний гарнизон, словами: «Помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» (282). Первый завет, подразумеваемый в переносном смысле, в сюжете так же активизирован в смысле буквальном, как и второй завет, который был предпослан всему роману как эпиграф.
К чести и платью, т. е. к имуществу, присоединяется еще третье благо, которое следует беречь, — «здоровье». Помимо двучленной формы пословицы, в русском языке есть и вариант, называющий три блага: «Береги платье снову, а здоровье и честь смолоду»[200].
О здровье, не названном — что характерно — отцом, у Пушкина напоминает мать: «Матушка […] наказывала мне беречь мое здоровье» (282).
Хотя мотив здоровья не появляется в пословице, на него как часть триады благ указывают простзранственная смежность и формальная, а также тематическая эквивалентность с мотивами чести и платья.
Все три мотива подвергаются в сюжете сходному развертыванию. Эти блага — честь, имущество и здоровье — выпущенный в жизнь молодой человек вполне бережет, но только очень косвенным путем, который не имели в виду его родители. Гринев сберегает их, вновь и вновь ставя их на карту.
Здоровье
Обратимся сначала к здоровью. Его «рачителем» назначен Савельич. Назначал его не отец, а мать, наказывая ему «смотреть за дитятей» (282). Много писалось об отцовских ролях Миронова, оренбургского генерала Карла Ивановича и, прежде всего, Пугачева.
Но не было уделено внимания не менее важным материнским ролям Мироновой, царицы и, конечно, Маши, и даже не отмечено, что самой первой приемной матерью является дядька Савельич. Этому можно привести многочисленные доказательства.
Например, матерински преувеличенная вечная забота о питании и платье вверенного ему «дитяти» и специфически «женская» тактика речи и действия, при помощи которой он пытается защитить юношу от Пугачева, в действительности же снова и снова подвергая его опасности.
Но угрозы, причиной которых является Савельич, должны впоследствии обернуться спасением. И в конце концов вмешательству верного слуги Гринев обязан тем, что Пугачев узнает и щадит его.
Более, чем Екатерина, за супруга которой, Петра III, самозванец выдает себя, Савельич являет собой женскую противоположность приемного отца Пугачева. Мало того, можно наблюдать даже ревность, известное соперничество за расположение ребенка, которая, разумеется, вполне соответствует социальному соперничеству между беглым каторжником и преданным барину крепостным.
Не обращая ни малейшего внимания на вечные увещевания чрезмерно озабоченной второй матери, Гринев вновь и вновь подвергает свою жизнь всевозможным опасностям: в метель, на дуэли, как защитник белогорской крепости, как пленник Пугачева (не признавая его государем) и, наконец, при спасении Маши.
Причинно–следственная логика сюжета, однако, такова, что, если бы Гринев не рисковал своей жизнью, он ее совершенно точно потерял бы.
Если бы он, например, в начале метели послушался Савельича и вернулся назад, то не получил бы случая сделать обязанным себе Пугачева. Он действует согласно парадоксальному девизу: кто избегает опасности, от нее непременно погибает.
На этот девиз намекают отдельные мотивы: между тем, как чиновники Оренбурга разумно решают действовать против Пугачева «оборонительно», а один остряк среди них советует действовать «подкупательно», Гринев настаивает на том, чтобы действовать «наступательно».
Исход романа этот девиз оправдает.
Честь
Также и свою честь Гринев «бережет», только нарушая отцовский завет. Уже при первой остановке в своем путешествии он позволяет Зурину склонить себя к игре на деньги, вину и посещению Аринушки.
Он изведывает те порочные наслаждения, от которых будто бы хотел уберечь его отец, посылая его не в Петербург, а в провинцию. Между тем, знакомство с Зуриным окажется позже весьма полезным. По существу, Гринев не нарушает подлинной чести человека и дворянина.
Пушкин разделил фигуру перебежавшего дворянина Шванвича на два персонажа, на постоянного ренегата Швабрина и на чистого дурачка Гринева.
Последний, однако, являет собой своего рода анти–Парсифаля: никем не наученный, он чудеснейшим образом умеет сберечь свою честь по отношению к обеим властям, к царице и к самозванцу. При этом он поступает таким образом, какой его отец может принять только за нарушение чести.
Андрей Гринев ушел с военной службы, по всей вероятности из верности к присяге, принесенной им Петру III. Однако выполнение долга чести действительно ожесточило его. Вдали от двора Екатерины в своей симбирской деревне он ведет замкнутую, скорбную жизнь, от чего семья страдает не меньше.
Чтение Придворного Календаря, в который вносятся последовавшие за прошедший год повышения в чинах, производит в нем каждый раз «удивительное волнение желчи» (281), так что матушка старается «засунуть несчастную книгу как можно подалее».
Его прощальные слова сыну, которые кружатся вокруг службы и напоминают о послушании, обнаруживают формальное, схематическое, архаическое понятие чести, ориентирующееся на скучный идеал человека, скромно сознающего свой долг:
«Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся» (282).
Строгий, непреклонный отец, который «не любил […] переменять свои намерения» (281), в конце истории ставит себя в один ряд со своими предками, которые должны были пострадать за свою честь. Прадед его умер на лобном месте, за то, что «почитал святынею своей совести».
Отец пострадал при Анне Иоановне в результате неудачной попытки удалить одного из фаворитов, и он сам отошел от армейской жизни как верный сторонник Петра III, свергнутого Екатериной. Но безрадостная жизнь, исполненная зависти к тем, кто повышен в чине, доводит до абсурда отцовское понимание чести.
Время требует нового, человечного понятия чести. Этические формулы XVIII в. более не справляются со сложной действительностью, для которой автор признает легитимность как притязаний царицы, так и самозванца, но легитимность, ограниченную справедливыми интересами противников.
Платье, или Долги и платежи
Цепная реакция чудесных спасений вызвана нарушением третьего завета — беречь платье снову. Платье по сюжетной логикой тесно связано с платежом , с которым оно к тому же находится в этимологическом родстве.
Мы пришли к той точке, в которой соприкасаются пословица из отцовского наставления и пословица–девиз приемного отца «Долг платежом красен» (350). Изложим вкратце цепь «долгов» и «платежей», образующую стержень всего сюжета.
За то, что вожатый указал дорогу сквозь метель, Гринев дает ему тройное вознаграждение: во–первых, стакан вина; во–вторых, полтину, которую мешает подарить скупой Савельич, приводя поговорку «Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать» (291); в–третьих, заячий тулуп. Это не плохая плата.
Пугачев получает, возможно, даже больше, чем следовало бы за выполненную службу. Вместе с тем есть незаметные намеки на то, что подарки обходятся молодому барину не слишком дорого. Полтина — даже не полный рубль — ввиду карточного долга в 100 рублей, только что проигранных Гриневым, сумма не стоящая внимания.
И не лисью шубу, оцениваемую Савельичем в 40 рублей, отдает Гринев, а только заячий полушубок, ценою всего в 15. К тому же, хотя Савельич и настаивает на том, что полушубок «почти новешенький» (291), а позже, что он «совсем новешенький» (329), мимоходом упоминается, что Гринев из него уже вырос.
Как бы то ни было, бродяга называет «шубой» тулуп и остается чрезвычайно доволен вознаграждением с плеча их благородия, хотя он, надевая детский полушубок, к большому возмущению Савельича, распарывает его по швам.[202]
В соответствии со своим девизом «Долг платежом красен» (350) Пугачев сполна отплачивает за то, что считает своим долгом. Во–первых, после взятия белогорской крепости он избавляает Гринева от виселицы и отпускает его, даже не получив требуемого признания.
Во–вторых, вдогонку Гриневу, отправляющемуся в Оренбург, к врагу, Пугачев шлет два символических подарка, которые очень точно — только с мельчайшим, возможно также символическим, отклонением — возмещают полученное раннее: полтину и овчинный (!) тулуп, именуемый посланным «шубой»: «Отец наш вам жалует […] шубу с своего плеча» (337). Намного сверх своих долгов заботливый защитник реальный и весьма ценный подарок дарит — резвого башкирского коня, быстрота которого пригодится Гриневу в борьбе с мятежниками.[203]В–третьих, Пугачев освобождает Машу из власти Швабрина и даже предлагает себя в посаженые отцы. Снова отказавшись признать узурпатора, Гринев вновь получает свободное передвижение.
К этой цепи приклепываются дальнейшие звенья долгов и платежей. Девизом Пугачева «Долг платежом красен» как будто заражены и другие персонажи. Податель трех подарков, явно лукавя, говорит, что потерял полтину на пути.
Гринев отпускает ему долг, что впоследствии должно оправдаться с лихвой, так как казак в качестве платежа передает ему письмо страдающей в плену Маши.
Впрочем, не заплати Гринев Зурину биллиардного долга, их позднейшая встреча, в трудную для Гринева минуту, прошла бы менее удачно.
По императиву пословицы «Долг платежом красен» (девизу самозванца) действует даже царица. В развязке сюжета она признается «в долгу перед дочерью капитана Миронова» и обещает сироте «устроить» ее «состояние» (374). Царское покровительство, подразумевается, принесет пользу и будущему мужу.
Таким образом, Гринев — и опять‑таки очень косвенным путем — выполняет отцовский завет «беречь платье». Мало того, связями с царицей Гринев улучшит общественное положение своей семьи.
Не отход ли отца после захвата валсти Екатериной исключил для сына обучение в сержантах гвардии в столице и не явилось ли это тайным, замаскированным нравственными соображениями основанием того, что юноша был послан в дальний гарнизон к бывшему единомышленнику отца? Как бы то ни было, но Петр Гринев «бережет» не только «здоровье» и «честь», но и «платье» (т. е. имущество) и обеспечивает возможность отцу, оказавшись ближе к двору, опять с большей радостью листать Придворный Календарь.
Источник: https://cyberpedia.su/17x1651a.html
“Капитанская дочка” Пушкина. Непонятный разговор двух казаков
igorol
По поводу эпизода во второй главе “Капитанской дочки”, а именно:
«Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: „Эхе, — сказал он, — опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?“ — Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: „В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком — да мимо. Ну, а что ваши?“— Да что наши? — отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. — Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.
— Молчи, дядя, — возразил мой бродяга, — будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит».
Первый ответ Пугачёва (“В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком — да мимо”) нам более-менее ясен: “Разведывал обстановку, мутил народ – чуть не попался”.
Непонимание у нас вызвали следующие слова: “Да что наши?…Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте”.
Фраза выглядит пугающе туманной: по-моему, из-за того, что в ней присутствуют поп и попадья – эти слова (одного семантического поля) заставляют нас думать, что тот, кого называют попом должен быть как-то близко связан с тем, кто скрывается под именем “попадья”.
Но перед нами явно составная конструкция, хотя и создаётся видимость, что вторая часть вытекает из первой и всё это – одна пословица. Но как мы увидим ниже, вторая часть вытекает из первой не органически: Пушкин механически объединил два выражения в одно.Первую часть фразы (“Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит…
“) можно обнаружить в словаре Даля в статье “Вечеръ”, а вторую часть (точнее её первоначальную форму: “Поп в гости, черти на погосте”)- в “Пословицах русского народа” того же Даля.Теперь обратим внимания на другую реплику Пугачёва – она тоже состоит из кусков: “заткни топор за спину…” вне текста “дочки” никак не связан с “будет дождик…”.
Это абсолютно разные крылатые выражения, не из одного семантического поля, но объединённые волею Пугачёва-Пушкина.
Поэтому можно почти наверняка утверждать, что интересующая нас фраза казака-хозяина – это составная конструкция, члены которой можно рассматривать в отрыве друг от друга: взять каждую часть отдельно, попытаться проникнуть в её суть, а затем уже произвести синтез этих частей, но не формальный (в виде крылатых выражений) как у Пушкина, а по смыслу.
Теперь маленькое отступление о пословицах-поговорках. В современных словарях (напр. Ожегова) нет такого сильного и яркого разделения между этими понятиями, которое даёт сам Даль:”Пословица – коротенькая притча.””Поговорка – иносказание, обиняк без суждения. Одна половина пословицы.
“К чему я веду? К тому, что если перед нами пословицы, то в них обязана быть мораль; и в этом случае нам придётся трактовать скрытый смысл в тексте “дочки” через призму собственно сути пословиц. Если же мы видим только лишь поговорки, то перед нами простые иносказания, которые несложно растолковать.Посмотрим:”Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит”.
Что перед нами? В словаре Даля пояснений нет. Вероятней всего, что интересующая нас часть фразы — поговорка. Значит, это простое иносказание, пояснить которое нетрудно. “Стали было к вечерне звонить…” – хотели было начать бунт; “…
да попадья не велит” – но по некоторым причинам отложили, причём причины отсрочки были не объективного характера (непогода, присутствие в этом районе царских войск и т.п.), а чисто субъективного: бунт отложили по воле отдельных людей.
Тут ещё важно отметить, что попадья в самой поговорке – явно отрицательный персонаж, так как она распоряжается тем, чем вообще-то не должна, в чём она не разбирается. Казак-хозяин этой “попадьёй” даёт понять Пугачёву, что сам он не разделяет мнение этих отдельных людей, что они ошибаются, а он бы непрочь начать бунт.
Теперь про попа:”Поп в гостях, черти на погосте”Вообще может показаться, что и попадья и поп должны отсылать нас напрямую к церкви. В романе практически не показано, как церковь поддерживала Пугачёва: такое бы явно не напечатали. Зато в “Истории Пугачёва” Пушкин достаточно подробно раскрывает связь духовенства с бунтовщиками.
Можно предположить, что данной частью диалога казаков Пушкин намекает на эту связь – отсылает нас к своему историческому труду. Как он отсылает нас к нему, когда говорит, что не станет подробно описывать осаду Оренбурга и окончание бунта, потому что это и так хорошо известно. Только в нашем случае он отсылает не прямо, а намёком.
Наверное, это предположение справедливо, но это совсем не отменяет необходимости пояснить значение фразы в контексте диалога.Как выше сказано, в “пословицах” Даля интересующее нас выражение выглядит так: “Поп в гости, черти на погосте”. Это уже очевидная пословица: налицо суждение. Она помещена в главе “Надзор – хозяин”. Суть пословицы в том, что при отсутствии хозяина, т.е. “надзора”, в доме обязательно начнётся беспорядок. Можно отметить, что пословица коррелирует с содержанием романа. Но если трактовать пословицу в узком смысле диалога казаков, то, учитывая значение пословицы и содержание первой части конструкции, суть её вероятно в следующем:”Поп в гостях…” – отсутствует лидер, способный повести за собой бунтовщиков, нет знамени, лозунга, программы (казак-хозяин ведь ещё вовсе и не знает, что Пугачёв это будущий лже-Пётр; он считает егосообщником-бунтарём равным себе, коим Пугачёв пока и является); “…черти на погосте” – без лидера нет порядка и единства, а только раздрай между недовольными казаками, которые не знают куда им податься: уйти ли в Турцию или Китай, просто жечь и грабить или вообще смириться.Теперь синтез:Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.
“Я и те немногие, кто одного мнения со мной, давно хотим начать бунт. И начали бы, потому что никаких объективных препятствий нет – всё готово, но большинство казаков ещё не решилось бунтовать: их смущает отсутствие лидера и реальной программы действия. У них ещё свежи в памяти недавние подавления. К тому же мы опасаемся, что и на этот раз народ и церковь нас не поддержат”.
На что Пугачёв закономерно возражает: “Молчи, дядя, будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь заткни топор за спину: лесничий ходит”. То есть: “Не бзди, всё на мази. Будет восстание – найдётся и лидер, будет лидер – поддержит и народ и т.д., но сильно не треплись, а то власти узнают – примут меры”.
Источник: https://igorol.livejournal.com/1762.html
Учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему: «Фольклорные образы и мотивы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Урок литературы по теме: «Фольклорные образы и мотивы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Выполнила:
Педосенко Яна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Тема: «Фольклорные образы и мотивы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Класс: 8
Дидактическая цель: создать условия для комплексного применения знаний по теме и формирования умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода исследования.
Тип занятия: урок комплексного применения знаний.
Цели по содержанию занятия:
1. Образовательные: продолжение знакомства с особенностями творчества писателя, знакомство с теорией литературы («зеркальная» композиция, эпиграф и др.)
– 2. Развивающие: создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.
3. Воспитательная: помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как: “честь”, “милость”, “добро”, “благородство”; привить любовь к устному народному творчеству, пушкинским героям, к творчеству автора.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Педагогические технологии: проблемного обучения, метода проектов, игровые технологии.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, отрывки из спектакля по мотивам повести «Капитанская дочка», аудиозапись песни «Не шуми, мати зелёная дубровушка», литературоведческий словарь.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. С детства великий поэт был влюблён в русскую народную поэзию, в живую простонародную речь. Ребята, давайте вспомним, кто способствовал этому.
(Конечно же, няня Арина Родионовна, удивительная рассказчица и верная спутница, а также родная бабушка Ганнибал, речь которой отличалась выразительностью и яркостью. Именно они привили «дивному гению» любовь к устному народному творчеству, что нашло своё выражение в писательском труде.)
– Все мы любим замечательные сказки Александра Сергеевича, которые очень трудно отличить от народных. Давайте вспомним их названия.
(«Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
– Многие пушкинские образы были созданы на основе устного народного творчества: песен, пословиц, поговорок, обрядовой поэзии. Не является исключением и повесть «Капитанская дочка».
Тема нашего урока будет посвящена фольклорному началу произведения. Мы должны провести небольшое исследование, выяснив, какова роль фольклорных образов и мотивов в повести
Вначале обратимся к эпиграфам. На предыдущих уроках мы отметили, что автор поместил их не только перед всей повестью, но и перед каждой главой.
– Что такое эпиграф?
(Эпиграф – короткий текст, помещаемый автором перед своим сочинением или его частью. Как правило, эпиграф представляет собой цитату из какого-либо источника – литературного произведения, произведения фольклора, философского трактата и т.д.
В афористической краткой форме эпиграф часто выражает суть основной коллизии, темы или настроения произведения, определяя во многом характер восприятия. Его относят к числу необязательных элементов литературного произведения.
Именно поэтому эпиграф в случае применения несет важную смысловую нагрузку)
– С какой целью писатели используют эпиграфы в своих произведениях?
(Эпиграфы задают тон, намекают на то, что будет увидено потом в произведении, выражает его пафос, основную идею)
-В чем особенность эпиграфов повести «Капитанская дочка»?
(В роли большинства эпиграфов А.Пушкин использовал пословицы, народные песни)
– Вспомним, что такое пословица.
(Пословица – это краткое суждение с выводом)
– Найдём в тексте пословицы и поговорки, используемые автором в качестве эпиграфов.
(«Незваный гость хуже татарина» (глава «Незваный гость»), «мирская молва – морская волна» (глава «Суд»).
– Почему ко всему произведению в качестве эпиграфа писатель выбрал поговорку «Береги честь смолоду»? Чем поговорка отличается от пословицы?
(Данная поговорка выражает идею всего произведения: необходимость беречь честь, достоинство с юных лет.
Поговорка – это половина пословицы, суждение без законченной мысли)
– В начале учебного года мы познакомились с народными песнями.
Какие виды народных песен использовал писатель, приведите примеры? (Писатель использовал все виды народных песен: солдатские («Мы в фортеции живём» из главы «Крепость»), любовные («Ах ты, девка, девка красная!» из главы «Любовь»), свадебные («Как у нашей у яблоньки» из главы «Сирота»), исторические («Вы, молодые ребята, послушайте» из главы «Пугачёвщина»).
– Обратимся к главному герою произведения Петру Гринёву. Выясним, какие традиции использовал автор для создания его образа.
(Автор для создания образа главного героя использует былинное начало)
– В чём особенность былинных героев?
(Былины строятся по определённым канонам: рождение, взросление героя, который очень часто ничем не отличается от окружающих, перевоплощение его в защитника и заступника своего народа. То же самое мы наблюдаем на страницах повести: перед нами происходит перерождение главного героя. Из «недоросля» он превращается в настоящего офицера, который способен отстоять не только свою честь, но и честь сироты)
– Какие элементы сказки присутствуют в произведении?
1. Уже в начале повествования появляется сказочный мотив дороги: Пётр Гринёв отправляется в Оренбургскую крепость, где его ожидает множество приключений.
2. Особое место занимает образ метели, который является символом непредотвратимых перемен. В каком произведении писателя мы также встречались с данным образом-символом? (Мы встречались с образом метели в одноимённой повести А. Пушкина, которая вошла в сборник «Повестей Белкина»).
3. Мотив вещего сна, который показывает кровожадность Пугачёва. (Подробный пересказ эпизода сна (глава «Вожатый»).
4. В произведении присутствуют антагонисты: положительный и отрицательный герой. Что это за герои? (Швабрин, подлый, бесчестный человек, который не достоин носить звание русского офицера, и Пётр Гринёв, который защищает честь и достоинство сироты).
5. Зеркальная композиция (сначала Пётр Гринёв спасает дочь коменданта, а затем Марья Ивановна спасает главного героя).
6. Как и в любой сказке, на пути главного героя встречаются помощники. Кто именно и в какой ситуации помогает Петру Гринёву? (Во время сильной метели Гринёву помогает вожатый. Бродяга, случайно встретившийся на пути главного героя, оказывается беглым казаком, предводителем народной войны).
– Вы, наверное, обратили внимание на то, что главы, где появляется Пугачёв, обыкновенно имеют эпиграфы из народных песен, в которых воспевается «добрый молодец». Тем самым автор подчёркивает народную стихию своего персонажа, его близость народу.
– На протяжении всего произведения с образом Емельяна Пугачёва происходят различные метаморфозы, превращения.
Кем предстаёт вперед нами Емельян Пугачёв в повести?
(Он предстаёт перед нами в разных ипостасях: то бродягой, то великим государем Петром III, то кровожадным разбойником.
Согласно народным представлениям, человек, примеряющий на себя чужую маску, отрекается от себя, от своего «я». Пушкин, интригующий читателя, использовал приём «оборотничества». Оборотничество восходит к древним воззрениям, обрядам инициализации, нашедшим полное выражение во многих сказках)
– Народность образа Пугачёва особенно ярко выражена в его речи, которая насыщена жемчужинами устного народного творчества. Приведите примеры пословиц, поговорок, присказок, иносказательных выражений, которые употребляет герой в своей речи?
(«В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо», «будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузов», «заткни топор за спину: лесничий ходит» (глава «Вожатый»); «казнить так казнить, миловать так миловать», «кто ни поп, так батька» (глава «Незваный гость»), «улица моя тесна», «долг платежом красен», «утро вечера мудренее», «будь он семи пядей во лбу» (глава «Мятежная слобода»)
– С какой целью автор воссоздал народную речь персонажа?
(Автору важно было создать точный, полномасштабный портрет выходца из народной среды, человека простого и мудрого, заступника и покровителя, которого в качестве царя хотели видеть простые люди)
– Назовите любимую песню Емельяна Пугачёва.
(Емельян Пугачёв очень любил бурлацкую песню «Не шуми, мати зелёная дубровушка»)
– Почему автор включил в повествование песню о виселице?
(Пугачёв предвидит своё трагическое будущее. Пушкин вводит образ рока, подчёркивая обречённость судьбы своего героя)
– С образом Емельяна Пугачёва непосредственно связан вставной эпизод повести. Давайте вспомним содержание калмыцкой сказки. (Индивидуальное задание – подробный пересказ сказки)
– Что хотел сказать этой сказкой герой, рассказывая её Петру Гринёву? (В калмыцкой сказке о вороне и орле отражён смысл жизни Емельяна Пугачёва: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живою кровью»)
-. Народным представлениям о женской красоте соответствует образ капитанской дочки, который занимает особое место в повести. Почему перед главами, в которых появляется Марья Миронова, помещены эпиграфы, которые взяты из народных песен и пословиц?
(А. С. Пушкин подчёркивает внутренние качества Маши, что соответствует народным представлениям о женской красоте)
– Какие именно идеалы женской красоты воплощены в образе главной героини?
(Маша Миронова – идеал простой русской девушки. Автор подчёркивает не внешнюю, а внутреннюю красоту героини: простоту, доброту, стойкость, силу воли, искренность, удивительную скромность.
Её любовь к Петру Гринёву, глубина её натуры, нравственная чистота, самоотверженность, решительность, твёрдость, готовность пожертвовать всем ради счастья родных восхищают современного читателя.
Капитанская дочь воспитана на народных духовных ценностях патриархальной семьи, недаром она отказывается выйти замуж без родительского благословения)
– Как вы думаете, почему, несмотря на то, что главным героем-повествователем является Гринёв, повесть называется «Капитанская дочка»? (Маша Миронова – дочь русского капитана, коменданта Белогорской крепости – образец духовности и нравственности. Благодаря встрече с ней раскрываются лучшие качества Петра Гринёва: честность, смелость, благородство)
4. Вывод
Как мы увидели в ходе нашего сегодняшнего занятия, повесть «Капитанская дочка» А.С. Пушкина имеет фольклорную основу. Автору удалось гармонично соединить великолепное знание устного народного творчества (песен, пословиц, поговорок, народных обрядов) и писательское мастерство.
Использование писателем фольклорных элементов придаёт произведению художественное совершенство, законченность, живость, играет главную роль в раскрытии и понимании идейного содержания, создаёт насыщенные, яркие, запоминающиеся, не «однобокие», а противоречивые образы, которые запоминаются читателю.
5.
Домашнее задание: подготовиться к конкурсу лучшей темы сочинения и плана к нему по повести «Капитанская дочка».
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/04/09/folklornye-obrazy-i-motivy-povesti-as-pushkina-kapitanskaya
«Капитанская дочка» цитаты и афоризмы
«Капитанская дочка» цитаты и афоризмы — знает каждый из нас, просто иногда мы забываем с какого они произведения. Но возобновив их в памяти мы сразу вспоминаем роман Пушкина «Капитанская дочка» и его главных героев.
Цитаты из «Капитанской дочки»
“Береги платье с нову, а честь с молоду.”
“Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего на все только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же.
Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать, да похваливать.
Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!”
“Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”
1.»Тайна, какого роду ни была бы, всегда тягостна женскому сердцу.»
2.»Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет.»
3.»Совесть ее роптала громче ее разума.»
4.
»Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми, которые в храбрости обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков.»
5.«Пугачев махнул опять платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника.»
6.
«Я слишком был счастлив, чтоб хранить в сердце чувство неприязненное.»
7.«Тайна, какого роду ни была бы, всегда тягостна женскому сердцу.»
8.«Кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку.»
9.«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
10.«Быть можно дельным человеком!И думать о красе ногтей:»
11. Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее.
Цитаты Петра Гринева «Капитанская дочка»
Гринев о семье Мироновых » Муж и жена были люди самые почтенные»
Гринев о Швабрине «Всегдашние шутки его на счет семьи коменданта мне очень не нравились..
»
Гринев о том, как Швабрин описал ему Машу » Шавбрин описал мне Машу совершенною дурочкой»
Гринев Пугачеву » Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»
Гринев о предательстве Швабрина «…увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в кавказском кафтане»
Гринев о Швабрине » С омерзением глядел я на дворянина, валяющеглся в ногах беглого казака»
Гринев о Швабрине, когда ждали следствие » Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему не слова»
Цитаты и афоризмы из романа «Капитанская дочка» можно расширить в комментариях, если у вас есть полюбившиесь выражения не опубликованные в этой статье.
Источник: https://ktoikak.com/kapitanskaya-dochka-tsitatyi-i-aforizmyi/
Читаем классику. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Почему возникла дружба между Петром и Пугачевым?
Почему же между этими героями возникла дружба? И была ли это дружба? Если это и была дружба, то совсем не настоящая. По крайней мере сначала.
Почему Пугачев не казнил Петра? Вначале повести Петр встретил незнакомца, которому отдал свою шубу, чтобы тот не замерз. Позже оказалось, что это был Пугачев. Мне кажется, что Пугачев был не самый страшный убийца. В нем было добро, правда Пугачев не хотел этого показывать.
Это могло выглядеть как слабость, так как его считали беспощадным. Мне кажется, что Петр дружил с Пугачевым ради того, чтобы спасти Машу. О себе же он не заботился. Благодаря Савельичу, Петра не казнили. Петр не собирался дружить с Пугачевым.
Но к концу повести Пугачев вел себя по отношению к Петру дружелюбно. Разговаривал не как с поданным, а как с товарищем. Мне кажется, у Пугачева в душе появился огонек, который очень медленно разгорался по мере того, как разворачивался сюжет повести.
Сначала дружба была корыстной, а потом могла бы стать настоящей. Могла бы…
“…он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу.”
Ходанович Арсений, 8Б.
Почему пугачевское восстание автор называет «бунтом бессмысленным и беспощадным»?
Мне кажется, что автор называет пугачевское восстание «бунтом бессмысленным и
беспощадным», потому что Пугачев, выдавая себя за Петра III, ходил по стране, захватывал
крепости, города и маленькие селения, желая освободить их от власти Екатерины II и бояр.
В своей повести Пушкин рассказал нам, как Пугачев собрал великое множество ополченцев, и когда эта армия нападала на какую-нибудь крепость, то потери было невозможно подсчитать с обеих сторон. Но когда Пугачев занимал крепость, он подвергал еще более жестокому суду тех, кто выжил после захвата крепости и не хотел присягать ему.
Так произошло и с Белогорской крепостью, в которой происходят действия повести.
И вот что меня больше всего поразило: получается, что Пугачев хотел освободить народ от
жестокого правительства, но освобождал-то народ он тоже жестокостью, получается, что Пугачев избавлял народ от кнута кнутом.
Именно поэтому, мне кажется, пугачевское восстание было названо автором повести «бессмысленным и беспощадным». Пугачев убивал столько людей просто так, даже если это были простые жители, которых он хотел спасти от государственного кнута.
Представьте себе, что было бы, если бы Пугачев все-таки стал царем. Тогда бы началась такая бойня, которой еще свет не видывал. Сначала бы Пугачев приказал бы убить всех бояр и их семьи. Потом бы всех, кто хотел вернуть на престол Екатерину II и не подчинялся его приказам.
И так бы и продолжалось, пока на всей Руси не осталось не присягнувших Пугачеву.
Пасынков Алеша, 8А.
Почему повесть о далеких событиях и людях 18 века и сегодня читается с интересом?
Книги, основанные на исторических событиях, читать всегда интересно. Читая их, ты знаешь, что когда-то подобное действительно происходило. Люди всегда интересовались прошлым и будущим, тем, что было и что будет. Все мы изучаем историю, хотим узнать, как жили люди до нас, и сравнить эти жизни.
В повести “Капитанская дочка” рассказывается о событиях 18 века, очень сложной эпохе со многими законами, которые сейчас кажутся нам непонятными и порой даже абсурдными. Читать эту повесть очень интересно, ты как бы погружаешься в атмосферу прошлых лет.
Человеку необходимо хоть иногда отходить от своего времени и погружаться в мир с другими правилами, другим стилем жизни. Именно для этого написаны такие книги. Они как бы письма из прошлого, оставленные своим потомкам.
Это же так интересно – переноситься в другую жизнь, представлять себя на месте героев, думать над тем, как бы ты жил в их эпоху.
Я думала над этим и решила, что мне, наверное, было бы очень сложно. Слишком уж много в книге описано войны, запретов, ненависти людей друг к другу.
Этот бессмысленный и беспощадный бунт делал из людей зверей, которые готовы были рвать лишь за то, что люди не хотели присягать Пугачеву. Но именно читая об этом, видишь какой сильный контраст между двумя эпохами, как меняются люди, жизнь.
Узнавая что-то новое о времени, в котором жили твои дальние родственники, хочется читать такие книги все больше. Читать и представлять, казалось бы, простые и обыденные вещи.
Книги о прошлом кардинально отличаются от фантазий на тему будущего. Никто не знает, что будет впереди, но что было до нас, мы знать обязаны.
Авилова Саша, 8Б.
«Береги честь смолоду». Почему такой эпиграф? Почему большинство эпиграфов к главам А.С.Пушкин взял из народно-поэтического творчества (пословицы, народные песни)?
Вопрос №1
Вот с самого начала повести Петр Гринев (главный герой) вел себя с другими людьми нейтрально: никому не делал зла, обращался с ними хорошо (не считая мелкие ссоры с Савельичем).
И ему все возвращалось бумерангом, то есть ты сделал кому-то что-то хорошее, а тебе потом «спасибо» этого человека вернулось в другой ситуации.
Многим знакома народная пословица «Береги честь смолоду». Именно ее выбрал в качестве эпиграфа к своей повести А.
С Пушкин. Почему? Может, потому что это один из основных законов человеческой жизни?
Так.. Что такое честь?
Это какая-то тень, которая живет в тебе. Многие, наверное, вспомнят ее в таких ситуациях, как кто-то кого-то оскорбил, а ему потом дома говорят: «Нужно уметь за себя постоять. Береги свою честь.»
Но ведь честь можно встретить и не в таких ситуациях..
Вот допустим ты помог кому-то. Ты проявил благородство – это тоже признак чести. Или тебя просят ответить правду, и ты все честно рассказываешь. Правдивость и честность – тоже честь.
Получается, что Петр Гринев жил по чести: помогал всем, был искренним. И к нему это все вернулось. Поэтому наш герой берег честь смолоду, дабы, во-первых, не создавать проблем себе и другим, а во-вторых, быть легким от того, что помог людям.
Вопрос №2
Знаете, вот если прочитать эпиграфы и сравнить их с содержанием глав, к которым они написаны, то получается, что это как тень самой главы, то есть глава рассказывает нам обо всем подробно, а тень – эпиграф – как ее отголосок, который рассказывает нам часть сюжета, самое главное.
К тому же эпиграфы, выбранные Пушкиным, очень необычные, хранящие в себе некую мораль. А это, как мне кажется, очень важно. Поэтому, как мне кажется, автор намеренно выбрал в качестве эпиграфов для своих глав именно пословицы и поговорки, ведь они словно некий сгусток вековой мудрости русских людей.
Вовк Ангелина, 8А.
«Береги честь с молоду». Почему такой эпиграф?
Я считаю, что эпиграф «Береги честь с молоду» относится к двум героям – Швабрину и Гриневу, в большей степени к Гриневу, так как повесть все-таки о нем.
Швабрина можно было считать не очень хорошим человеком еще с той ссоры из-за стихов к Маше, капитанской дочке, потом он только усугублял свое положение, и отношение людей к нему становилось все хуже и хуже.
А Гринев, для которого все эти обстоятельства были вновь, так как он воспитывался в кругу семьи и не привык к боям и дракам, думал не только о себе, но и о других. Его действия не всегда были обдуманными, чаще спонтанными, но мнение людей о Петре Андреевиче менялось только в лучшую сторону, даже сам Пугачев его уважал именно за честность.
Перед некоторыми главами есть выдержки из народных песен, пословицы, как бы вкратце рассказывающих то, о чем будет глава. Так, например, к 5 главе эпиграф «Буде лучше меня найдешь, позабудешь.
Буде хуже меня найдешь, воспомянешь», в этой главе Гринев прощается с Машей и уезжает в Оренбург сообщить о приближении пугачевских войск. Думаю, Пушкин сначала писал главу, а потом подбирал к ней эпиграф.
Пословицы и песни народом сочинялись о довольно обычных для тех времен обстоятельствах, и в повесть описывает обычную жизнь, так что эпиграфы к главам, думаю, находились легко.
Кузьмина Саша, 8А.
Повесть “Капитанская дочка”- историческая правда или художественный вымысел?
Мне известно , что многие свои книги Пушкин писал либо по рассказам очевидцев, либо знакомых. Пугачёв и его восстание, конечно, не вымысел, но всё, что происходило в крепости, нам неизвестно. Так это правда это или вымысел?
Пушкин ездил по местам, где происходило это восстание. Он общался с ветеранами, которым было очень много лет. Александр Сергеевич, наверное, завёл разговор с одним из ветеранов, и тот ему поведал о событиях , которые происходили в той самой Белогорской крепости. Старик поведал ему о Петре Гринёве, Маше, Савельиче и о других.
А, может, ему сам Петр это рассказал.
В любой истории всегда есть доля вымысла, и в «Капитанской дочке» тоже. Некоторые события в этой книге кажутся просто невероятными. К примеру, просто очень удачливое освобождение Петра Пугачёвым. И встреча Марии с Императрицей.
Всё-таки Пушкин, как мне кажется многие моменты выдумал, ведь у него был свой взгляд на описанные события.
Луканин Дима, 8Б.
Каким я представляю себе Пугачева после прочтения повести «Капитанская дочка»?
Когда я читал повесть «Капитанская дочка», у меня сложилось впечатление, что у Пугачева есть две стороны медали. С одной стороны, он жестокий тиран, убийца, варвар, а с другой – он простой русский человек.
Да, несмотря на то, что в истории он описан как тиран, в повести он предстает в несколько ином виде.
Хоть он и тиран, но довольно умный и (при определенных обстоятельствах) дружелюбный, они никогда не делает необдуманных решений, практически всегда спрашивает мнение своего окружения, но при этом любит выпить и поговорить о том, о сем.
Мне кажется, что Петр смог подружиться с Пугачевым именно благодаря «дружелюбию» последнего, а не из-за заячьего тулупа. Это и создает противоречия в личности Пугачева. Так что Пугачев- дружелюбный тиран, который умеет заводить дружбу с врагом, командующий огромной армией, при этом он остается простым и общительным человеком.
Лантухов Миша, 8Б.
Почему возникла дружба между Петром Гринёвым и «злодеем и разбойником» Пугачёвым?
Заячий тулупчик. Возможно, эта вещь и послужила началу дружбы Петра и Пугачёва. Добродушный дворянин решился отдать на тот момент дорогую вещь ради того, чтобы не мерз «вожатый».
Крепость. Грубо говоря, второй уровень нашего героя.
В этой самой крепости Петр Гринёв вновь встречается с «вожатым», но теперь уже «без маски». Вместо того, чтобы повесить (в очередной раз) нашего героя, Пугачёв помиловал добродушного дворянина.
После, узнав его поближе, Пугачёв понимает его истинное Я, видит в нем искреннего, не такого уж труса, как считает «тиран», смелого и решительного молодого человека…
Обещание. Тот момент, когда Пугачёв спрашивает об обещании у Петра:
«А коли отпущу, так обещаешься ли, по крайней мере, против меня не служить?»
Ответ Петра на этот вопрос был честен. За такую честность я бы вообще не отпустила бы Гринёва, но Пугачев ведь отпустил. Полностью доверяя ему.
Повесть «Капитанская дочка» напоминает мне один старый американский мультик «Лис и Пес». Несмотря на то, что Пес вырос охотником, он все равно остался другом для лиса…
Русанова Катя, 8А.
Почему автор назвал повесть «Капитанская дочка»?
На самом деле, во все времена было популярно называть художественно-литературные произведения цитатой или фразой какого-нибудь персонажа из этого самого произведения.
В основном эти фразы принадлежали если не малозначащим, то и не главным героям. Когда Швабрина и Петра Андреевича в первый раз поймали за тем, как они дрались, то командующий крепости потребовал разъяснений.
Вот что ответил Швабрин:
– Иван Игнатьевич одобряет нашу мировую.
– А с кем это ты, мой батюшка, ссорился? – спросила Василиса Егоровна.
– Мы было поспорили довольно крупно с Петром Андреевичем.
– За что так?
– За сущую безделицу: за песенку.
– Нашли за что ссорится, за песенку! Да как же это случилось?
– Да вот как: Петр Андреевич сочинил недавно песню и затянул ее при мне, а я запел мою любимую:
Капитанская дочь
Не ходи гулять в полночь…
Естественно, Швабрин все сочинил. Хотя все же Пушкин дал своей повести название «Капитанская дочка» не только из–за того, что сказал Швабрин.
Дочь капитана – это Мария Ивановна. Она была возлюбленной и Швабрина, и Петра Андреевича. Некоторые главы были посвящены событиям, которые вращались вокруг нее.
Если честно, будь бы я современником Александра Сергеевича и тем, кто следил бы за его творческим процессом, я бы только похвалил его за столь оригинальное название – сам бы я до такого не додумался.
Карпенко Жора, 8А.
Почему повесть о далеких событиях и людях 18 века я читала с интересом?
Повесть «Капитанская дочка» дарит нам огромные впечатления. Это произведение о 18-м веке. Читая это книгу, мы будто живем в этом веке. Мне нравится в этой книге то, что в ней много диалогов.
Без них мы бы не познакомились с каждым героем так близко. Порой выбор героев нас шокирует.Мы, читатели, пытаемся присутствовать среди героев этой книги и пытаемся понять, почему они поступают так, а не иначе.
Например, мне каждый герой запомнился по- своему.
Мне запомнилась первая встреча с Машей. Она была в главе 3 “Крепость”. Маша мне тогда показалась очень застенчивой, зато очень доброй девушкой.
Василиса Егоровна- пожилая женщина, легко могла найти общий язык с любым человеком.
В основном я люблю читать книги о прошлом. Именно поэтому повесть «Капитанская дочка» так мне запомнилась!
Рита Кучина, 8А.
Источник: https://liveedu.ru/6941-chitaem-klassiku-as-pushkin-kapitanskaya-dochka.html