Иллюстрации к сказке “карась-идеалист” салтыкова-щедрина (картинки, рисунки)

Тверская областная картинная галерея

Главная » Новости и события

Литературный четверг: Валентина и Леонид Петровы, иллюстрация к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”

8 октября 2015 года

“Карась – рыба смирная и к идеализму склонная: недаром его монахи
любят. Лежит он больше на самом дне речной заводи (где потише) или
пруда, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек
для своего продовольствия. Ну, натурально, полежит-полежит, да
что-нибудь и выдумает.

Иногда даже и очень вольное. Но так как
караси ни в цензуру своих мыслей не представляют, ни в участке не
прописывают, то в политической неблагонадежности их никто не
подозревает.

Если же иногда и видим, что от времени до времени на
карасей устраивается облава, то отнюдь не за вольнодумство, а за
то, что они вкусны.»

                                  
                   М.Е.

Салтыков-Щедрин.

«Карась-идеалист». 1884 г.


 Петров
Леонид Григорьевич (1919 – 1978), 

Петрова Валентина Владимировна (1922 ).  Иллюстрация к сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина
“Карась-идеалист”.  1977 г. 

Бумага, литография цветная. 

46,4 х 60,5 см. 


Из собрания Тверской областной картинной
галереи.

Сегодня
в рубрике «Литературный четверг» мы представляем иллюстрацию
«Карась-идеалист» к одноименной сказке Михаила Евграфовича
Салтыкова-Щедрина. Знаменитые «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина
состоят из тридцати двух рассказов, содержащих острую сатиру на
самодержавие.

Обратите внимание

Сказочная форма стала для писателя тем приемом,
который помогал ему обойти царскую цензуру, и «дети изрядного
возраста, для которых предназначался цикл», должны были учиться
читать между строк. Используя аллегорию и гротеск, Салтыков-Щедрин
изобличает самодурство и лицемерие, рассуждает о политике, касается
сложных философских и простых – житейских – тем.

Так, например, известная цитата из рассказа «Карась-идеалист»:
«Ежели дуракам волю дать, так они умных со свету сживут», – по сей
день не теряет своей актуальности.

Валентина и Леонид Петровы – заслуженные  художники СССР,
известные иллюстраторы детской и юношеской литературы.

В числе их
работ иллюстрации к
произведениям «Сорока-воровка» Александра Герцена,

«Козетта» Виктора Гюго,
«Отрочество» Сусанны Георгиевской и к другим с детства знакомым
книгам издательства «ДЕТГИЗ». Сборник «Сказки» с полностраничными
иллюстрациями Л.П. Петрова и В.П. Петровой был издан в 1980 г.
тиражом в 30000 экземпляров.

 Литографии выполнены в
интересной авторской манере, напоминающей карандашный набросок.
Иллюстрации не перегружены деталями и легко воспринимаются
зрителем, оставляя в его сознании яркие сказочные образы героев
юмористических рассказов Салтыкова-Щедрина.

Юлия Сорокина, старший научный сотрудник отдел хранения ТОКГ

Источник: http://gallery.tver.ru/news/561.html

Презентация к уроку по сказкам М.Е.Салтыкова -Щедрина

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация к уроку по сказкам М.Е.Салтыкова -Щедрина.

Бесплатно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

тема урока: проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина
2 слайд Описание слайда:

эпиграф к уроку: Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством. А.В. Луначарский.


3 слайд Описание слайда:

Цели урока: Выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; показать своеобразие; повторить значение литературных терминов ; определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках ; развивать умение анализировать сказки .
4 слайд Описание слайда:

вопросы домашнего задания Чем поражает внешний облик писателя? Какие факты биографии Салтыкова- Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения? Каким человеком представляется вам М.Е. Салтыков-Щедрин? Как вы понимаете слово «Сатира»?

5 слайд Описание слайда:

М.Е.Салтыков-Щедрин Художник И.Н.Крамской «Я писатель, в этом моё призвание».
6 слайд Описание слайда:

О.М.Салтыкова (мать писателя)
7 слайд Описание слайда:

Е.В.Салтыков (отец писателя)
8 слайд Описание слайда:

Дом, где родился М.Е.Салтыков
9 слайд Описание слайда:

Московский дворянский институт
10 слайд Описание слайда:

Царскосельский лицей
11 слайд Описание слайда:

Дом в Вятке, где жил М.Е.Салтыков
12 слайд Описание слайда:

Дом в Петербурге, где жил М.Е.Салтыков
13 слайд Описание слайда:

Комната М.Е.Салтыкова
14 слайд Описание слайда:

М.Е.Салтыков
15 слайд Описание слайда:

Сказки для детей изрядного возраста
16 слайд Описание слайда:

То, что г. салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства. Ю.В. Лебедев
17 слайд
18 слайд Описание слайда:

Общие черты сказок: В сказках ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки. Сказки Салтыкова-Щедрина всегда аллегоричны, построены на иносказаниях. В одних сказках действующие лица – представители животного мира, нарисованные зоологически верно, но в то же время являющиеся аллегорическими персонажами, олицетворяющими определенные классовые отношения в обществе. В других сказках героями являются люди, но и здесь сохраняется иносказание. Поэтому сказки не теряют своего аллегорического смысла. В сказках умело сочетая достоверное с фантастическим, писатель свободно переключает действие из мира животного в мир человеческих отношений; в результате звучит такая политическая острота, какой не было в народных сказках.
19 слайд Описание слайда:

Сказки построены на резких социальных контрастах, почти в каждой из них лицом к лицу сталкиваются представители антагонистических классов ( генералы и мужик, помещик и мужики…). Весь сказочный цикл пронизывает стихия смеха, в некоторых сказках преобладает комическое, в других комическое переплетается с трагическим. Язык сказок в основном народный, с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов. Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок тех лет, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX в.
20 слайд Описание слайда:

Важно

Основные темы сказок 1. Народ и самодержавие. («Медведь на воеводстве», «Орёл-меценат», «Сказка о ретивом начальнике») 2. Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга») 3. Народ и буржуазная обывательская интеллигенция. («Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла»)

21 слайд Описание слайда:

Работа над литературными терминами Фантастика Пародия Ирония Сарказм Литота Эзопов язык Аллегория Гротеск Гипербола
22 слайд Описание слайда:

фантастика Фантастика – несуществующее в действительности, выдуманное. Преувеличивая или приуменьшая, выдумывая неожиданное сочетание деталей, сатирик выявляет скрытые в обыденной жизни пороки и делает их в то же время смешными.
23 слайд Описание слайда:

пародия Пародия (от греч. parodia – перепев, противопеснь) – произведение, подражающее другому произведению, автору или течению их осмеяния. Пародия состоит в «передразнивании», «переворачивании» оригинала, сведении его «высокого», серьёзного образного языка в низкий смешной план.
24 слайд Описание слайда:

ирония Ирония (от греч. eironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован. При иронии высказывается прямо противоположное тому, что подразумевается.

25 слайд Описание слайда:

сарказм Сарказм (от греч. sarkasmas – издевательство) – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии. В сарказме – крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование.
26 слайд Описание слайда:

литота Литота (от греч. litotes – простота) – это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.
27 слайд Описание слайда:

Эзопов язык Эзопов язык – иносказание и метафоричность, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками.
28 слайд Описание слайда:

Совет

аллегория Аллегория (греч.allegoria) – Иносказание наглядное, картинное выражение отвлеченных понятий посредством конкретного образа

29 слайд Описание слайда:

гротеск Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.
30 слайд Описание слайда:

гипербола Гипербола (греч. Υπερβολη – преувеличение) – стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности.
31 слайд Описание слайда:

Анализ сказок салтыкова-щедрина «Премудрый пискарь.» (1882-1883). «Вяленая вобла.» (1884). «Медведь на воеводстве.» (1884).
32 слайд Описание слайда:

Премудрый пискарь
33 слайд Описание слайда:

Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать.

34 слайд Описание слайда:

Чисто, аккуратно – именно только одному поместиться впору.
35 слайд Описание слайда:

«обыватель» Постоянный житель какой-то местности (устаревшее) Человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами. «…всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе. Пискарь – трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и пискарь, в эту форму облек его писатель… образ запуганного обывателя и пискаря совмещает рыбьи и человеческие свойства…» (художник А. Каневский )
36 слайд Описание слайда:

Медведь на воеводстве
37 слайд
38 слайд
39 слайд
40 слайд Описание слайда:

Справка из словаря С. И. Ожегова: Трущоба — а) труднопроходимое место (лес, бурелом); б) глушь, захолустье, а также грязная, тесно застроенная часть города, обычно на окраинах, где живет беднота. Особенности субъективно-авторского значения слова «трущоба» у Салтыкова-Щедрина: Трущоба — это слово-образ, многозначность которого имеет большой смысл, а лексическое значение шире за счет подтекста, так как это эзопов язык. В центре сказки жизнь в лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки. Сказочные образы традиционны: Медведь, Орел, Лев, — но они приобретают дополнительные нюансы. Лев — враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен, неграмотен. Резолюцию «нацарапал». Таким образом, Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди.
41 слайд Описание слайда:

Вяленая вобла
42 слайд Описание слайда:

Все высушено, и мозги тоже, все выветрилось
43 слайд Описание слайда:

Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести – ничего такого не будет
44 слайд Описание слайда:

Художественное своеобразие сказок Сказки — итог многолетних наблюдений писателя. Направлены против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету, бесправие других.
45 слайд Описание слайда:

закрепление Викторина
46 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Разгадай – ка И начал ля-ля на ля-ля разводить, как бы ему своих ля-ля порадовать за то, что они его, ля-ля, жаловали и мужицким его ля-ля не гнушалися! И выстроил он ля-ля – не ля-ля, а такую ля-ля, чтоб можно было ля-ля переплыть вплоть до самой ля-ля.

47 слайд Описание слайда:

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
48 слайд Описание слайда:

Узнала лесная ля-ля, что ля-ля к ним в ля-ля едет, и задумалась. Такая в ту пору ля-ля между лесными ля-ля шло, что всякий по-своему норовил. Ля-ля рыскали, ля-ля летали, ля-ля ползали, а в ля-ля никто маршировать не хотел.
49 слайд Описание слайда:

«Медведь на воеводстве»
50 слайд Описание слайда:

Однажды ля-ля перед ля-ля провинился. Бежал он, видите ли, неподалёку от волчьего ля-ля, а ля-ля – увидел его и кричит: «Ля-ля! Остановись, миленький!» А ля-ля не только остановился, а ещё пуще ля-ля прибавил.
51 слайд Описание слайда:

«Самоотверженный заяц»
52 слайд Описание слайда:

Уточни-ка Медведь … Премудрый … Бедный … Дикий … Верный … Орел … Недреманное … Соседи … Самоотверженный … Баран …
53 слайд Описание слайда:

Припоминай-ка
54 слайд Описание слайда:

«1.Если хочешь сыскать восток ,то встань глазами на …- в правой руке получишь искомое.» 2. оригинальный способ приготовления ухи : взяв живого … предварительно его высечь. 3. специалист от которого один из генералов слышал ,что “человек может долгое время своими собственными соками питаться”. 4. … как-то неловко барашку без ярочки! да и … тоже жалко. 5. где поселились генералы, оставшись за штатом? 6. когда долго ношены, они бывают хороши. 1 2 3 4 5 6
55 слайд Описание слайда:

с е в е р Ответы: 1 2н а л и м 3д о к т о р 4м у н д и р 5п е т е р б у р г 6п е р ч а т к и

56 слайд Описание слайда:

Читайте также:  Критика о повести "барышня-крестьянка" пушкина: отзывы критиков, анализ произведения

Домашнее задание Прочитать сказки «Верный Трезор», «Коняга», «Карась-идеалист». Написать сочинение-эссе «О существовании героев Салтыкова-Щедрина в наше время».
Бесплатно

Общая информация

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-po-skazkam-mesaltikova-schedrina-649596.html

Презентация на тему Карась-идеалист План анализа

Презентация на тему: «Карась-идеалист» .

План анализа: Основная мысль Главная мысль Особенности образов Сатирические приемы Соединение фольклорного, фантастического и реального

Основная мысль Герой сказки – карась. Живет в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что “сами в рот лезут” и у них “не душа, а пар”. В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма.

Ерш – тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что “все-таки с ним одним по душе поговорить можно”

Карась идеалист

Важно

Главная мысль Автор обвиняет «карася» (и, соответственно, тех, кто стоит за этим образом) прежде всего в неучастии в реальной политической жизни. Особо подчеркнем тот факт, что именно в описании карася наиболее отчетливо проявляют себя черты щедринского «эзопова языка» . Сказка “Карасьидеалист” раскрывает заблуждения русской интеллигенции.

Особенности образов Название указывает, во-первых, на вид животного, а, во-вторых, на присущее ему качество. Как правило, животные в сказках Щедрина наделяются теми качествами, которые закреплены за ними фольклорной традицией (заяц – глуп, лиса – хитра и т. д. ) , однако в данной сказке автор пытался создать специфический образ – образ идеалиста, а потому перед ним встала проблема выбора того животного, которое бы более всего этому образу соответствовало.

Щедрин останавливает свой выбор на карасе и выбор этот, конечно же, не случаен, он определяется той целью, которую ставил перед собой автор, а именно – изобразить интеллигентасоциалиста, не соизмеряющего свои мысли и поступки с требованиями, предъявляемыми к нему окружающей действительностью (уровень духовного развития общества – эта тема занимает главенствующее положение в «Карасе-идеалисте» ).

Сатирические приемы: Эзопов язык Аллегория Гротеск Ирония Алогизм Сарказм

Соединение фольклорного, фантастического и реального Смешение зоологического и реального пластов можно показать, в частности, на примере описания ерша, оппонента карася: «Что касается до ершей, то это рыба уже тронутая скептицизмом и притом колючая» . Здесь два качества – человеческое (скептицизм) и рыбье (колючая) – не просто дополняют друга, но друг от друга зависят, перетекают одно в другое, за счет чего и создается цельный образ.

Спасибо за внимание

Источник: https://present5.com/prezentaciya-na-temu-karas-idealist-plan-analiza/

Сочинение по сказке Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

Салтыков-Щедрин — писатель, который с помощью своих художественных произведений, написанных в жанре сказки, поднимал такие темы, как тема власти и народа. В его работах очень часто появляются такие себе правдоискатели, которые верят в склонность жестоких правителей к добродетели, и в итоге погибающих. Этому есть подтверждение — изученная нами сказка Карась-идеалист.

Карась идеалист краткое содержание

Карась-идеалист на брифли дает нам возможность изучить сказку Салтыкова-Щедрина в кратком ее содержании. Сюжет нас знакомит с Карасем, полным идеалистических взглядов. Он чист душой и верит: зло не будет править миром, оно не является главной силой, так как истощает жизнь. Другое дело добро. Оно порождает будущее.

Погружаясь в свои идейные убеждения, герой полностью забывается, забывает и о том, что сам он живет в мире зла. А вот как раз Ерш, которого мы также встречаем на страницах сказки, смотрит на жизнь реально и видит настоящую действительность.

Он попросту смеется над убеждениями героя, чьи рассуждения сводились к тому, что рыба не должна есть рыбу. Ерш говорит, что тот не знает жизни. Словом, мы видим некий спор между реалистом и идеалистом. И тут главный персонаж решает показать свою философию в действии, пытаясь урезонить Щуку, вступая с ней в спор.

При этом щуку он видит впервые. Герой рассказывал в беседе со Щукой о жизни, что наполнена счастьем, о равенстве между всеми рыбами, о законах, запрещающих щуке есть карася. Беседа проходила трижды.

Первый раз Щука назвала героя пьяным, предложив ему проспаться, второй раз карась был покусан окунем, а при третьей встрече и вовсе, был случайно съеден щукой, которая от удивления при слове добродетель раскрыла рот и засосала героя.

Карась-идеалист анализ

Делая анализ сказки Салтыкова-Щедрина, мы видим взаимодействия высших и низших кругов. Автор здесь также затрагивает такие проблемы, как самонадеянность и интеллект.

Свою сатирическую сказку писатель написал в 1824 году.

Карась-идеалист пополнил ряд зоологических работ, где автор своим героем выбирает карася, желая изобразить интеллигента социалиста, который не может соизмерять свои силы и поступки с действительностью, что его окружала.

Сказка писателя начинается и закачивается спором. В первой части герой ведет спор с ершом, а в конце карась спорит со щукой.

Совет

В первом случае противопоставляется идеалист и скептик, где один не знающий жизни, а второй уже повидал жизнь и знаком с ее действительностью.

Во второй части произведения в спор участвует щука, которая олицетворяет власть и карась. И тут мы видим, что наш идеалист далек от реальности.

Рассматривая произведение Карась-идеалист, мы знакомимся с ее героями, а подробное изучение работы позволяет сделать характеристику героев.

Главным героем сказки является Карась. Мы видим героя со своими убеждениями. Он умен, но очень упрямый и самонадеянный. Его политика прекрасна, ведь хочет он защитить права других рыб. Однако не зная жизни, не понимает, что своими высказываниями он накликает на себя беду. Таких, как он, задавили бы, и в любом случае уничтожили. Это и произошло в сказке писателя.

Встречаемся мы и со скептиком Ершом, который тронут идеализмом оппонента. Он знаком с жизнью, знает ее законы, но является трусом, поэтому и говорит карасю, чтобы тот не разевал пасть, а если что и хочет сказать то должен это делать шепотом.

Щука — это еще один герой произведения. В ее образе автор представляет власть. Мы видим, что она слова такого, как добродетель, даже не знает, отчего и разинула рот, съев главного героя.

Смысл сказки Карась-идеалист

Если говорить о смысле сказки Щедрина, то автор хотел своим произведением донести до читателя мысль о невозможности разбудить моральные качества власти, какие бы диспуты и споры не начинала либеральная интеллигенция. Автор говорит о том, что у каждого слоя общества свое видение жизни, да и несвойственно представителям власти такое качество, как добродетель.

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-po-skazke-saltykova-shhedrina-karas-idealist.html

Презентация на тему: В мире «Сказок» Салтыкова – Щедрина

Описание слайда:

В мире «Сказок» Салтыкова – Щедрина Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков – Щедрин.Н.Г. Чернышевский

Описание слайда:

Цели: Обобщить знания, полученные на предыдущих урокахВыяснить, какие возможности открывал перед Салтыковым – Щедриным жанр сказкиЧто сближает сказки Салтыкова – Щедрина с народными сказками и в чем их отличие

Описание слайда:

1869 – 1886 г.г.

«Для детей изрядного возраста»Особенности:фантастика, реальность, комическое+трагическое, гротеск, гипербола, эзопов языкЗадача:обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идейСказки«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»«Дикий помещик»Цель: пробудить самосознание, показать отношения между:Цель: пробудить самосознание, показать отношения между:генераламинародомпомещикаминародомчертычертыглупость, паразитизмбезропотность, терпение, трудолюбиеглупость, паразитизмбезропотность, терпение, трудолюбие

Описание слайда:

1869 – 1886 г.г.

«Для детей изрядного возраста»Особенности:фантастика, реальность, комическое+трагическое, гротеск, гипербола, эзопов языкЗадача:обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идейСказки«Премудрый пескарь»«Дикий помещик»Цель: показать, в чем смысл жизни и назначение человекаЦель: пробудить самосознание, показать отношения между:Судьба пескаряпомещикаминародомЦель жизни: беречь свою распостылую жизньЧерты: глупость, трусость, беспомощностьчертыИтог жизни: «Жил дрожал, и умирал – дрожал»глупость, паразитизмбезропотность, терпение, трудолюбие

Описание слайда:

Основными темами сказок являются: Обличение самодержавия («Медведь на воеводстве»);Обличение господствующего класса («Дикий помещик»);Обличение либерализма («Премудрый пескарь», «Карась – идеалист»);Проблема народа («Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»)

Описание слайда:

Обратите внимание

Общие черты сказок: фольклорные традиции;басенная традиция;продолжение русской сатирической литературной традиции;соединение планов реального и фантастического;авторская ирония;афористичность языка

Описание слайда:

Сатирические приемы СарказмГротескГиперболаФантастикаЭзопов языкМетафораАллегорияПерифразИрония

Описание слайда:

Разместите виды смеха по степени усиления отрицания: ГротескЮморСатираИрония

Описание слайда:

ИронияЮморГротескСатира

Описание слайда:

Разгадай – ка И начал ля-ля на ля-ля разводить, как бы ему своих ля-ля порадовать за то, что они его, ля-ля, жаловали и мужицким его ля-ля не гнушалися! И выстроил он ля-ля – не ля-ля, а такую ля-ля, чтоб можно было ля-ля переплыть вплоть до самой ля-ля.

Описание слайда:

Видит ля-ля, что ля-ля с каждым ля-ля не убывает, а всё прибывает, – видит и опасается: «А ну, как он у меня всё ля-ля приест?» Заглянет ля-ля в ля-ля ля-ля, как в сём ля-ля поступать должно, и прочитает: «Старайся!»

Описание слайда:

А у молодого ля-ля ля-ля была. Начал он этим ля-ля раскидывать и видит: куда ни обернётся – везде ему ля-ля.Кругом, в ля-ля, всё большие ля-ля плавают,- а он всех меньше; всякая ля-ля его заглотать может, а он никого заглотать не может.

Описание слайда:

Узнала лесная ля-ля, что ля-ля к ним в ля-ля едет, и задумалась. Такая в ту пору ля-ля между лесными ля-ля шло, что всякий по-своему норовил. Ля-ля рыскали, ля-ля летали, ля-ля ползали, а в ля-ля никто маршировать не хотел.

Описание слайда:

Однажды ля-ля перед ля-ля провинился. Бежал он, видите ли, неподалёку от волчьего ля-ля, а ля-ля – увидел его и кричит: «Ля-ля! Остановись, миленький!» А ля-ля не только остановился, а ещё пуще ля-ля прибавил.

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/v-mire-skazok-saltykova-shhedrina.html

Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

«Карась-идеалист» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Как и в других сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «Карась-идеалист» имеет социальную окрашен­ность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того време­ни, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально дос­тижимое и естественное состояние общественного устройства. Идеалистом М. Е. Салтыков-Щедрин называет карася потому, что тот убежден в действенности пропаганды социалистиче­ских взглядов. Писатель не случайно подчеркивает, что карася монахи любят, тем самым усматривая родственные связи хри­стианских и социалистических воззрений: и та, и другая идео­логии проповедуют всеобщее равенство. В христианстве оно выступает под так называемой категорией соборности.

М. Е. Салтыков-Щедрин так умело переключает читатель­ское внимание из иносказательного социально-политического плана в бытовой, что мы понимаем, что под рыбной ловлей писатель имеет в виду социальные репрессии: «Лежит он [ка­рась] больше на самом дне речной заводи (где потише) или пруда, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек для своего продовольствия. Ну, натурально, полежит- полежит, да что-нибудь и выдумает. Иногда даже и очень вольное. Но так как караси ни в цензуру своих мыслей не представляют, ни в участке не прописывают, то в политиче­ской неблагонадежности их никто не подозревает. Если же иногда и видим, что от времени до времени на карасей уст­раивается облава, то отнюдь не за вольнодумство, а за то, что они вкусны».

Читайте также:  Характеристика героев романа "отцы и дети" в таблице: описание персонажей (список)

Символично, что карась легко отзывается на шумиху в обществе («снимается со дна»), тем самым способствует своей поимке. Чтобы усилить лексику, обозначающую виды рыб (караси, ерши, плотва-белобрюшка), и названия социально- классовых групп и должностей (дворянство, губернаторы), а также просто политически окрашенную лексику.

Важно

В центре сюжета сказки оказывается спор карася и ерша, который постепенно становится для них необходимым: рыбы входят во вкус и даже начинают назначать друг другу свидания.

Карась развивает в полемике свои либеральные взгляды, говорит о возможности достижения всеобщего счастья. А скептически настроенный ерш иронизирует над его теорией, припоминает накопившиеся у него обиды. Считая карася блаженненьким, он в то же время полагает, что с ним можно ду­шу отводить.

В произведении возникает традиционная по своей символи­ке антитеза: тьма (социальное зло) — свет (чаемое будущее).

Камнем преткновения в этом споре становится вопрос о щуках, под которыми имеются в виду сильные мира сего.

Высказывания карася афористичны и на первый взгляд кажутся прописными истинами: «Зло — это так, по недоразу­мению допущено, а главная жизненная сила все-таки в добре замыкается», «Зло душило, давило, опустошало, предавало мечу и огню, а зиждущей силой являлось только добро», «Ис­тория — это повесть освобождения, это рассказ о торжестве добра и разума над злом и безумием».

Однако на горизонте событий вдруг появляется щука, ко­торая выясняет, что в данной местности водятся караси. Узнав об этом, ерш предлагает карасю самому залезть щуке в пасть. Карась же желает со щукой прежде объясниться.

Одним из средств типизации образов является обращение автора к языку народных пословиц и поговорок («А ты не вся­кое слово выговаривай, какое тебе на ум взбредет!», «С тобой, видно, гороху наевшись, говорить надо!»).

Ерш пытается остановить карася, так как в душе жалеет его. Герой указывает своему собеседнику на четкую и давно сложившуюся в обществе социальную иерархию: «Ракушками караси лакомятся, а карасями — щуки». Карась же ставит за­дачу взывать к голосу правды и хочет уговорить щуку изме­ниться. При этом аргументами в предстоящем разговоре со щукой должны, по мнению идеалиста, стать лишь слова о добродетели и обязанностях по отношению к близким. Суть этих рассуждений сводится к тому, что рыбы не должны ры­бами питаться. Для пищи есть другие виды: мухи, черви, пау­ки, водные блохи и т.д.

Совет

Наконец долгожданная встреча со щукой состоялась. Сперва та действительно проявила к карасю интерес, но как только щука понимает, что тогда ей придется работать, то сра­зу же называет его речи бунтовскими. Не сразу проглотила щука карася. Очевидно, была сыта от вчерашнего обжорства, как тонко отмечает автор. Когда же тот высказал свое самое заветное слово «добродетель», которое, по мнению карася, должно было произвести магическое воздействие и перевос­питать щуку, та от удивления открыла рот и проглотила его совершенно случайно, на что автор ехидно замечает, что, оче­видно, она не знала этого слова совсем. Символично поведе­ние остальных рыб, наблюдавших эту сцену: они с подобост­растием спешат узнать, хорошо ли щука поужинать изволила, показывая тем самым свою социально-классовую лояльность.

Моралью данной сказки является авторское желание доне­сти до читателя мысль о безрезультатности морализаторских бесед и диспутов либеральной интеллигенции, ибо истина для каждой категории общества своя и добродетель высшим сфе­рам власти не свойственна.

Источник: https://libaid.ru/katalog/s/saltykov-shchedrin-mikhail/4253-analiz-karas-idealist-saltykov-shchedrin

Сказки Салтыкова-Щедрина

“Домашние бараны с незапамятных времен живут в порабощении у человека; их настоящие родоначальники неизвестны.” – Брэм

Были ли когда-нибудь домашние бараны “вольными” – история об этом умалчивает.

В самой глубокой древности патриархи уже обладали стадами прирученных баранов, и затем, через все века, баран проходит распространенным по всему лицу земли в качестве животного, как бы нарочито на потребу человека созданного.

Человек, в свою очередь, создает целые особые породы баранов, почти не имеющие между собою ничего общего. Одних воспитывают для мяса, других – для сала, третьих – ради теплых овчин, четвертых – ради обильной и мягкой волны.

Читать дальше

Другой зверь, наверное, тронулся бы самоотверженностью зайца, не ограничился бы обещанием, а сейчас бы помиловал. Но из всех хищников, водящихся в умеренном и северном климатах, волк всего менее доступен великодушию.

Однако ж не по своей воле он так жесток, а потому, что комплекция у него каверзная: ничего он, кроме мясного, есть не может. А чтобы достать мясную пищу, он не может иначе поступать, как живое существо жизни лишить. Одним словом, обязывается учинить злодейство, разбой.

Читать дальше

В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила, выхолила, и когда он с коломенскую версту вырос, сама на покой в пустыню ушла, а его пустила на все четыре стороны: “Иди, Богатырь, совершай подвиги!”

Разумеется, прежде всего Богатырь в лес ударился; видит, один дуб стоит – он его с корнем вырвал; видит, другой стоит – он его кулаком пополам перешиб; видит, третий стоит и в нем дупло – залез Богатырь в дупло и заснул.

Застонала мать зеленая дубровушка от храпов его перекатистых; побежали из лесу звери лютые, полетели птицы пернатые; сам леший так испугался, что взял в охапку лешачиху с лешачатами – и был таков.

Читать дальше

Обратите внимание

Служил Трезорка сторожем при лабазе московского 2-й гильдии купца Воротилова и недреманным оком хозяйское добро сторожил. Никогда от конуры не отлучался; даже Живодерки, на которой лабаз стоял, настоящим образом не видал: с утра до вечера так на цепи и скачет, так и заливается! Caveant consules! [Пусть консулы будут бдительны! (лат.)]

И премудрый был, никогда на своих не лаял, а все на чужих. Пройдет, бывало, хозяйский кучер овес воровать – Трезорка хвостом машет, думает: “Много ли кучеру нужно!” А случится прохожему по своему делу мимо двора идти – Трезорка еще где заслышит: “Ах, батюшки, воры!”

Видел купец Воротилов Трезоркину услугу и говорил: “Цены этому псу нет!” И ежели случалось в лабаз мимо собачьей конуры проходить, непременно скажет: “Дайте Трезорке помоев!” А Трезорка из кожи от восторга лезет: “Рады стараться, ваше степенство!.. хам-ам! почивайте, ваше степенство, спокойно… хам… ам… ам… ам!”

Читать дальше

Все сердце у старого ворона изболело. Истребляют вороний род: кому не лень, всякий его бьет. И хоть бы ради прибытка, а то просто ради потехи. Да и само вороньё измалодушничалось.

О прежнем вещем карканье и в помине нет; осыплют вороны гурьбой березу и кричат зря: “Вот мы где!” Натурально, сейчас – паф! – и десятка или двух в стае как не бывало. Еды прежней, привольной, тоже не стало. Леса кругом повырубили, болота повысушили, зверье угнали – никак честным образом прокормиться нельзя.

Стало вороньё по огородам, садам, по скотным дворам шнырять. А за это опять – паф! – и опять десятка или двух в стае как не бывало! Хорошо еще, что вороны плодущи, а то кто бы кречету, да ястребу, да беркуту дань платил?

Начнет он, старик, младших собратий увещевать: “Не каркайте зря! не летайте по чужим огородам!” – да только один ответ слышит: “Ничего ты, старый хрен, в новых делах не смыслишь! нельзя, по нынешнему времени, не воровать.

Читать дальше

Воблу поймали, вычистили внутренности (только молоки для приплоду оставили) и вывесили на веревочке на солнце: пускай провялится. Повисела вобла денек-другой, а на третий у ней и кожа на брюхе сморщилась, и голова подсохла, и мозг, какой в голове был, выветрился, дряблый сделался.

Читать дальше

Важно

Загляните в любую Зоологию и всмотритесь в изображение гиены. Ее заостренная книзу мордочка не говорит ни о лукавстве, ни о подвохе, ни, тем менее, о жестокости, а представляется даже миловидною.

Это хорошее впечатление она производит благодаря небольшим глазкам, в которых светится благосклонность.

У прочих острорылых — глаза чистые, быстрые, блестящие, взор жесткий, плотоядный; у нее — глазки томные, влажные, взор — доброжелательный, приглашающий к доверию.

У ксендзов такие умильные глаза бывают, когда они соберутся, ad majorem Dei gloriam [к вящей славе божией (лат.)], в совести у пасомого пошарить.

Читать дальше

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету “Весть*” и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое.

Только и взмолился однажды Богу этот помещик:

– Господи! всем я от тебя доволен, всем награжден! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика!

Но Бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял.

Видит помещик, что мужика с каждым днем не убывает, а все прибывает, – видит и опасается: “А ну, как он у меня все добро приест?”

Заглянет помещик в газету “Весть”, как в сем случае поступать должно, и прочитает: “Старайся!”

Читать дальше

Добродетели с Пороками исстари во вражде были. Пороки жили весело и ловко свои дела обделывали; а Добродетели жили посерее, но зато во всех азбуках и хрестоматиях как пример для подражания приводились. А втихомолку между тем думали: “Вот кабы и нам, подобно Порокам, удалось хорошенькое дельце обделать!” Да, признаться сказать, под шумок и обделывали.

Читать дальше

Совет

В деревне Софонихе, около полден, вспыхнул пожар. Это случилось в самый развал июньской пахоты. И мужики, и бабы были в поле. Сказывали: шел мимо деревни солдатик, присел на завалинку, покурил трубочки и ушел. А вслед за ним загорелось.

Деревня сгорела дотла. Только тот порядок, где были житницы, уцелел наполовину. Мужики в одночасье потеряли все и сделались нищими. Сгорела бабушка Прасковья да еще Татьянин мальчик Петька.

Читать дальше Произведения разбиты на страницы

Сборник самых известных и любимых всеми сказок Салтыкова-Щедрина для Ваших близких. Истории своих сказок Салтыков-Щедрин брал не из книжек, а из приятных и не очень воспоминаний своей долгой жизни.

Сказки Салтыкова-Щедрина прежде всего учат любви, взаимопомощи, а также другим добродетелям, и надолго остаются в памяти детей и взрослых. На нашем сайте вы можете найти онлайн сказки Салтыкова-Щедрина, и читать их абсолютно бесплатно. Мы постарались собрать весь список сказок этого замечательного писателя.

Источник: https://vseskazki.su/avtorskie-skazki/saltykov-shchedrin-chitat.html

Краткое содержание Карась-идеалист Салтыкова-Щедрина для читательского дневника

Произошёл спор между карасём и ершом. Ёрш доказывал, что нельзя всю жизнь прожить и не обманывать.

Карась – идеалист главный герой рассказа. Проживает в тихом месте и ведёт дискуссии по поводу того, что рыбы не могут, есть друг друга. Никогда не слышал про то, что из карасей уху варят. Его главным желанием было: согласие между рыбами. Но, при том спокойно ел ракушки, жуков и червяков. Никогда не видывал страшной щуки, но беседы о мире между рыбами проводил.

Ёрш – рыба, пережившая много бед, считает карася «не от мира сего», но любит с ним беседовать, иногда, даже приходит к мысли, а что, если карась прав? Его раздражает простота и неопытность карася, который и «щуки ни разу не видывал».

Вольные изречения произносятся им без страха.

Читайте также:  Образ и характеристика николеньки иртеньева в повести "юность" толстого: описание характера и внешности

Беседы доходят до того, что карась не понимает: за что их род едят?

А ёрш интересуется, а почему ты ракушки ешь? За что казнишь?

Он считал, что карасей есть нельзя. А ёрш интересуется: «Куда подевались твои сородичи, которые в невод угодили?» На что карась отвечал: « Может, живут они, и не тужат на монастырской еде!»

Хотел карась закон издать, что для всех рыб хватит мелкого корма: червяков, пауков.

Всё больше распылялся карась и дошли речи до верхов. Пришёл головень, и приглашает карася прибыть в назначенное место, где завтра придёт слушать его щука.

Карась не испугался, а даже обрадовался, в надежде увидеть рыбу и произнести «волшебные слова»! Первая встреча началась с того, что карась хотел, чтобы все рыбы были счастливы! Свободно плавали. Что никто никого не будет есть.

Обратите внимание

Богатые и бедными уравняются.
И что и работать я буду? – поинтересовалась щука.

Он ответил: «Как все!» Не понравилось щуке, приказала проспаться и прийти в обед. А он ни понял и снова своё. На, что щука сказала, что он бунтарь. И выразительно на него посмотрела, что карась понял сейчас съест, но она видно сыта была и зевнув, уплыла.

На третий раз карась пришёл к щуке, повреждённый: с покусанным хвостом и спиной, увлёкшимся окунем.

Приободрял себя волшебным словом.

– Начинай! – промолвила щука.
– Известно, ли вам, слово «добродетель»? – пламенно произнёс он.

Открыв от удивления рот, не планируя проглатывания, съела «идеалиста»!
– Как пообедали? Удачно! – произнесли рыбы, опомнившись.

Вот до чего диспуты доводят! – торжественно произнёс ёрш.

В произведение идут обсуждения между либералами и социалистами (подчёркивая связь между христианством и идеалистами – представителями интеллигенции).

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/saltykov-shchedrin/karas-idealist

Урок-лекция Сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина.. ПЛАН I. ВСТУПЛЕНИЕ. М.Е.Салтыков-Щедрин – «сатиры смелый властелин». (А. С. Пушкин) II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. «Каждую. – презентация

1 Урок-лекция Сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина.

2 ПЛАН I. ВСТУПЛЕНИЕ. М.Е.Салтыков-Щедрин – «сатиры смелый властелин». (А. С. Пушкин) II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. «Каждую вещь надо называть ее настоящим именем, а если это опасно в действительной жизни, то надо это сделать хотя бы в сказке» (Г.Х.Андерсен). (Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина.) 1. Проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. 2. Идейное содержание «сказок для детей изрядного возраста». 3. Художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. “Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет (Салтыков-Щедрин М. Е. «Приключение с Крамольниковым».)

3 Исследователь творчества М. Е. Салтыкова- Щедрина Д. Николаев в своей монографии “М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество” (1985) так определил место писателя в русской и мировой литературе: “Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей-сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, Во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне. Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист – таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII века, целиком посвятивших себя сатире. Вот к этой фаланге великих насмешников и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин”[1].[1] (Николаев Д. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество. Монография. – М., 1985, с. 11.)

4 «Сказки» – одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика. Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть “пороки российской действительности” и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.

Важно

5 Целый ряд причин побудил Салтыкова- Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.

6 Сказки Салтыкова-Щедрина Сказки русского народа Общие черты Зачин сказочный сюжет фольклорные выражения народная лексика сказочные персонажи концовка Отличительные черты сатира сарказм смешение категорий добра и зла нет положительного героя уподобление человека животному юмор гипербола победа добра над злом положительный герой очеловечивание животных

7 В сложном содержании сказок Салтыкова- Щедрина можно выделить четыре основные темы: сатира на правительство, обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции, изображение народных масс, разоблачение морали собственников- хищников, пропаганда новой нравственности.

8 Писатель по существу создал новый жанр политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

9 В “Премудром пескаре” Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь- обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех “перемудрил”! А итог его жизни можно выразить словами: “Жил дрожал, умирал дрожал”. Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь – герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого “просвещенного, умеренно-либерального” труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы

10 Так, в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика. В этой сказке Салтыков- Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам

11 Эта же мысль развивается в сказке Дикий помещик. Но если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время весь он оброс волосами… а когти у него сделались железными. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.

12 В сказке “Дикий помещик” Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе “освобождения” крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства

Совет

13 Глубокая вера Салтыкова-Щедрина в скрытые силы народа видна в сказке Коняга. Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизненной силой. Все ее существование заключается в бесконечной тяжелой работе, а тем временем сытые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Скорее всего, в этой сказке Салтыкова- Щедрина подразумевается под пустоплясами интеллигенция, которая переливала из пустого в порожнее рассуждения о русском мужике, о судьбе русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен крестьянин-труженик.

14 В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем “мужик”), эксплуататоры – в образах хищников. Сказка «Коняга» – выдающееся произведение Щедрина о бедственном положении русского крестьянства в царской России. Никогда не утихавшая боль Салтыкова-Щедрина за русского мужика, вся горечь его раздумий о судьбах своего народа, родной страны сконцентрировались в тесных границах сказки.

15 Почти во всех сказках образ народа- мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает “океан- море”. И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства.

16 Образы сказок Салтыкова- Щедрина вошли в обиход, стали нарицательными и живут в веках. Знакомясь с ними, каждое новое поколение познает не только историю своей страны, но учится распознавать и ненавидеть те пороки человечества, которые так зло и беспощадно высмеивает Салтыков-Щедрин.

17 “Сказки” “Сказки” – это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок – 28 созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год.

18 В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. О чем же учил думать “детей изрядного возраста” Салтыков-Щедрин? “Дети изрядного возраста” должны возмужать и перестать быть детьми.

19 Каковы же объекты сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина? правительственные круги и господствующее сословие; обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция; бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность; бездуховность.

20 Сатирические приемы, используемые в сказках писателем: а) Разные способы смеха: ирония – осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; сарказм – едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; гротеск – предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.

Обратите внимание

21 б) Иносказание, аллегория – иной смысл, скрытый за внешней формой. в) “Эзопов язык” – художественная речь, основанная на вынужденном иносказании. г) Гипербола – чрезмерное преувеличение.

22 Особенности образов сказки: Образы-символы; Своеобразие животных; Близость к народным сказкам; Сатирические приемы, использованные автором; Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер; Соединение фольклорного, фантастического и реального.

23 Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина ПроблематикаХудожественные особенности самодержавие и угнетенный народ (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”); отношения мужика и барина (“Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”); положение народа (“Коняга”, “Кисель”); подлость буржуазии (“Либерал”, “Карась-идеалист”); трусость обывателя (“Премудрый пискарь”); правдоискательство (“Дурак”, “Христова ночь”) фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика); гротеск (переплетение фантастики и реальности)” “эзопов язык” (иносказание и метафоричность); социальная сатира (сарказм и реальная фантазия); обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности); гиперболизация

24 Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры. Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить…

25 У Салтыкова-Щедрина есть сказка- элегия “Приключение с Крамольниковым”. В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем – и о муках русского подневольного литератора. “Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну. Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности”.

26 ЛИТЕРАТУРА. 1. Николаев Д. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество. Монография. – М., Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. – М., (Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова)Lib.Ru

Источник: http://www.myshared.ru/slide/197577

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector