Проблематика повести В.Г.Короленко “Слепой музыкант” (банк аргументов)
Повесть В.Короленко «Слепой музыкант» Проблема
Аргумент
Нравственные проблемы
1
Талант
1) В.Короленко. Слепой музыкант
– Его герой — слепой, то есть человек, обделенный природой, лишенный способности видеть. Но при этом он — музыкант, а значит, от природы он наделен тонким и острым слухом, музыкальным талантом. Таким образом, он одновременно и “унижен”, и “возвышен” природой.
-Ему дарован талант: любовь к музыке. Мелодии, которые он играет, завораживает всех слушателей: слепой мальчик умеет ощущать звуки, они помогают ему видеть окружающий мир без зрения.
– А вскоре он овладел и высотами классической музыки. Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Петр стал уверенным, сильным.
2
Что такое счастье?
1) В.Короленко. Слепой музыкант
“Человек создан для счастья, как птица для полета”; «дорогу осилит идущий»
-Каждый человек должен бороться за свое счастье, преодолеть физические и нравственные преграды, мешающие человеку найти свое предназначение в жизни.
-Любой человек хочет счастья и любой человек достоин его. Главное – внутреннее содержание, а не внешние качества и особенности.
– проблематика повести «Слепой музыкант» Короленко – это утверждение необходимости борьбы за счастье
– Может ли человек с ограниченными возможностями добиться счастья и успеха?
– Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он узнает, что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. И их любовь была вознаграждена. Родился сын. В течение долгих месяцев Петр боялся, что ребенок будет слепым. Но слова доктора: “Зрачок сокращается. Ребенок видит несомненно”, – “будто прожгли в мозгу огненную дорогу”.
3
Проблема формирования характера человека
1) В.Короленко. Слепой музыкант
– Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки . Максим, лишенный ног, инвалид, как никто понимает сложности будущей жизни своего племянника. Он, мужественный старый воин, не может оставаться равнодушным к судьбе племянника, не позволит сестре сделать из ребенка «тепличное растение». Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогают Петру узнать мир.
– Рождение слепого ребенка – это трагедия, боль и матери, и всей семьи, и конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым мире людей? Как сложится жизнь? Многое зависит от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека
-На 1 взгляд может показаться, что Максим жесток по отношению к матери мальчика, но это не так. Он знал, как надо относиться к таким людям, их не надо жалеть, они должны научиться сами преодолевать трудности, нельзя оберегать их от жизни. Нужно помочь им найти свое место в жизни, преодолевая недуг
-Роль дяди неоценима. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника. И не только потому, что судьбы их схожи: оба инвалиды: он без ног, у другого – зрение. Именно он не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». И мы убеждаемся в его правоте.
4
Сила духа
1) В.Короленко. Слепой музыкант
Автор утверждает: если мальчик слеп, это не значит, что он ничего не может, он должен чему-то научиться, чтобы крепко стоять на ногах, на дороге жизни. Герой Короленко проходит испытания. Это стремление к свету, преодоление преград на пути к свету.
– человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства, должен преодолевать преграды на пути, чтобы найти себя.
-Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра уверенного, сильного. Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства
5
Роль искусства в жизни человека
1) В.Короленко. Слепой музыкант
– Музыка выступает в книге еще одним героем и ангелом хранителем необычного мальчика. Увлечение музыкой открыло для ребенка небывалые краски существующего мира, мир эмоций, который он понимал на универсальном языке. Звуки давали Петрусю всю палитру чувств и их переливов.
Именно профессиональные занятия фортепиано, игра на дудке позволили мальчику, который не видел от рождения, прочувствовать всю полноту жизни, найти подругу, построить семью и чувствовать себя полноценным человеком. Петрусь прошел ряд возрастных кризисов, справится с которыми ему помогли близкие и соседская девочка Эвелина.
Музыка же позволила герою реализовать себя как личности, почувствовать уверенность и дало осознание, что он такой же полноценный член общества, как и все остальные.
– Ему шел пятый год, когда искусство вошло в его жизнь. Тонкий психолог, Короленко удивительно точно передает чувства, которые испытывает слепой ребенок. Автор подмечает едва уловимые переживания, впечатления движения детской души.
Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими людьми, он получает возможность развить в себе художественный дар. На свирели играл Иохим.
И эта игра на простой дудке, которую деревенский парень сделал сам после долгих поисков подходящего дерева, положила начало превращению слепого мальчика в музыканта. И Петрусь каждый вечер приходил в конюшню слушать музыку Иохима
– Повесть кончается эпилогом, в котором рассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого музыканта.
В его музыке публика слышала и “живое чувство родной природы”, и гремящую гулко бурю в небесах, и мелодию, счастливую и свободную, как степной ветер.
И вместе с Максимом Яценко и публикой мы чувствуем, что Петр Яценко действительно прозрел, потому что его искусство служит людям и напоминает “счастливым о
несчастных…”.
6
Проблема выбора
1) В.Короленко. Слепой музыкант
–“Раз в жизни к каждому человеку приходит судьба и говорит: выбирай!”
Автор шаг за шагом описывает жизненный путь слепого мальчика.
Вокруг него огромный мир с множеством дорог с разными препятствиями.
Что с ним будет дальше? Как сложится его жизнь? Как правильно выбрать свой жизненный путь? Многое будет зависеть от людей, которые будут его окружать, от их умения поддержать и подать руку в сложные моменты.
-Герой лишен способности видеть. Знакомство с новыми людьми и большим миром приносят понимание, что выбор жизненного пути, жизненной цели принадлежит самому человеку, что человек должен найти способ реализоваться, чтобы выжить в обществе.
На смену злобе и отчаянию приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им главное о жизни, то, что так трудно понял он сам.
Таков выбор слепого музыканта.
– Рождение слепого ребенка – это всегда трагедия. Так трагично воспринимают известие о слепоте Петруся мать и его дядя. Герои оказываются перед выбором. Как быть? Какое представление о жизни дать ребенку?
– Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.
-Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы.
Она понимает страдания и сомнения Петра — и совершает “тихий подвиг любви”: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами.
И писатель нас убеждает, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.
-Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.
7
Сострадание
1) В.Короленко. Слепой музыкант
-Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий: внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями других.
– После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. Страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его душу: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился.
– Только познав настоящую беду, обиду, горе, Петр выходит из душевного кризиса, и его музыка начинает звучать иначе.
8
Смыл жизни, человеческого существования
1) В.Короленко. Слепой музыкант
Во многих его произведениях поднимается вопрос о том, для чего существует человек, какую роль он играет в обществе.
Автор заставляет нас сопереживать главному герою, вместе с ним переживать жизненные трудности, проникаться его мыслями и чувствами. Автор заставляет задуматься о судьбе человека, о его предназначении в этой жизни.
– Произведение заканчивается концертом Петра Попельского. Среди зрителей в зале находится и его дядя. Максим, как никто слышит и чувствует музыку своего племянника. Он слышит звуки природы, звуки народной музыки и мелодию нищих слепцов-бандуристов.
Дядя понимает, что племянник нашел свой путь в жизни, он нашел свое счастье в музыке, своей семье, Эвелине и сыне. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.
Понимает, что именно в помощи становления слепого племянника и был главный смысл его жизни, в этом его счастье.
9
Становление личности
1) В.Короленко. Слепой музыкант
– Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка: его мать и дядя Максим. Два разных начала –
нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.
10
Познание окружающего мира
1) В.Короленко. Слепой музыкант
Первый контакт с внешним миром происходит у мальчика приблизительно в три года. Тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые переживания, впечатления детской души. Мальчик болезненно вслушивается в мир звуков.
Чтобы показать мир восприятия мальчика, автор находит в языке все нужные слова для описания весны: «звенящая капель, нежно журчащая вода, черемуха, шелестящая листвой, трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса, людской говор ярмарки, стук веток о стекло, окрики журавлей».
Болезненно вслушивается мальчик в незнакомые звуки, испуганно протягивает руки, разыскивая мать, прижимается к ней. Это первое его знакомство с миром природы, закончилось тем, что он несколько дней был в бреду. Сложный путь предстоит герою в познании окружающего его мира и мира собственных ощущений. Этот мир вызывает у него любопытство и страх. Но ему повезло.
Рядом с ним любящие его мама и дядя, которые стараются помочь мальчику осмысливать звуки и ощущения. Петрусь полюбил слушать игру конюха Иохима на дудке. Он учится у него игре на дудке. Максим просит конюха играть для мальчика народную музыку.
11
Искренняя, самоотверженная любовь
1) В.Короленко. Слепой музыкант
Автор воспевает любовь девушки, которая готова ради счастья любимого человека пожертвовать своим благополучием.
Источник: https://infourok.ru/problematika-povesti-vgkorolenko-slepoy-muzikant-bank-argumentov-1661449.html
Размышления о прочитанном произведении (Короленко. Слепой музыкант)
/ Сочинения / Короленко В.Г. / Слепой музыкант / Размышления о прочитанном произведении (Короленко. Слепой музыкант)
Скачать сочинение |
Тип: Анализ эпизода |
Я никогда не задумывалась о смысле жизни. Чтобы найти ответ на этот вопрос, я обратилась к произведению В.Г.Короленко “Слепой музыкант”.
Для каждого человека в определённое время встаёт вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нём множество разных дорог, и будущее человека, его счастье зависит от правильного выбора своего жизненного пути.
Но как быть тому, кому неизвестен это огромный мир, – слепому? Герою Короленко – слепорождённому Петру – приходится пройти немало препятствий на пути к счастью. С детства он знал один только мир, спокойный и надёжный. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины.
Невозможность увидеть свет, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот мир благодаря чуткому восприятию его звуков. Однако первой встречей с реальным миром, первым потрясением Петруси становится встреча с семьёй Ставрученков. Он узнаёт о существовании другого мира, мира вне усадьбы.
Сначала к этим беседам, спорам слепой прислушивался “с выражением восторженного изумления, но вскоре он не мог не заметить, что эта живая волна катится мимо него, что ей до него нет дела”. Он чувствует себя чужим. Эта встреча резко обострила его страдания, поселила в душе сомнения. Очень сильно меняется отношение Петруси к жизни после встречи со слепыми звонарями во время посещения монастыря.
Один из них – Роман – был добрым, но он ослеп, когда ему было семь лет отроду, другой же – Егорий – был злым, ненавидел детей, он ненавидел этот мир, эту судьбу, которая так жестока его обделила. Пётр чувствовал свою схожесть с Егорием, теперь он считал, что все слепорождённые злые, он завидовал слепым нищим, которые в заботе о пропитании и тепле забывают о своём горе.
Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И твёрдый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. “Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!” – бросает Максим своему племяннику. И Пётр в конце концов присоединяется к бродячим слепым музыкантам.
После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Пётр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам.
Не менее важную роль в жизни Петра сыграла его подруга Эвелина. Она была светлым пятном, той самой надеждой, которая помогла Петру преодолеть своё горе и найти счастье. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало слепого. Их дружба много дала и Эвелине; как и Пётр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы.
Встреча с братьями Ставрученко была и для неё встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять её. Молодые люди пытаются увлечь мечтами и ожиданиями, мечты опьяняют её, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра и совершает “тихий подвиг любви”: она первая говорит о своём чувстве Петру.
Ради него она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.
Я считаю, что Петруся нашёл своё счастье, он преодолел препятствия, трудности, встречавшиеся на его пути.
Он поборол ту злобу, тот эгоизм, с которым, как он считал, живут все слепорождённые. Слепой музыкант проделал нелёгкий путь к счастью. Но это и есть жизнь, это и есть счастье. Нужно жить, несмотря ни на что, преодолевая трудности, идти к намеченной цели. Ведь жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении. Нужно побеждать тёмные стороны своей жизни, поэтому “приходится налегать на вёсла” и идти к свету, солнцу, счастью!
Добавил: ButterflyWings
71532 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
Смотрите также по произведению “Слепой музыкант”:
- Краткое содержание
Источник: https://litra.ru/composition/get/coid/00831121211888171667
Внеклассное чтение по повести В. Короленко Слепой музыкант
Урок по литературе в 8классе
Тема урока: «Дар видеть».
Внеклассное чтение по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант».
Цель урока: провести художественное исследование поведения и нравственного самосознания главного героя; понять сюжет и идейное содержание повести; поговорить о серьезных нравственных проблемах: любовь к ближнему, умение сострадать обиженному судьбой, непростое обретение своего места в жизни.
Оформление: портрет писателя, иллюстрации к повести.
Эпиграф: «Человек создан для счастья, как птица для полета»,
Ход урока.
Читаю стихотворение В. Федорова.
Людей не видя пред собой,
Не замечая в парке лавочки,
Идет по улице слепой,
Потрагивая землю палочкой.
Его толкнут,
Пройдут вперед,
И тотчас, торопясь вмешаться,
Какой-то зрячий призовет
Быть чутким и не толкаться.
Но слышу голос я его
Негромкий в человечьей гуди:
– Толкайтесь… Это ничего…
Я буду знать,
Что рядом люди.
Мы с вами счастливы. Мы зрячие. Но чутки ли мы к чужому горю, умеем ли мы сострадать ближнему, имеем ли мы дар видеть окружающий нас мир?
Мы уже знакомы с биографией В. Короленко и его рассказом «Огоньки».
Сегодня нас ждет новая встреча с писателем и знакомство с его повестью «Слепой музыкант».
Ученица дает историко-литературную справку создания этой повести.
Вспомнить сюжет, композицию, главную идею произведения.
Первые две главы проникновенно и ярко раскрывают предчувствия беды молодой матери (1 гл. 1 ч.)
Почему так подробно Короленко описывает слезы матери, ее душевное страдание? ( Материнское сердце очень сильное, оно может выдержать любое испытание )
Рождение слепого ребенка – это трагедия для матери, всей семьи и самого ребенка. Что ждет его в этом сложном мире, равнодушном и к здоровым людям? Как сложится его жизнь? Многое зависит от людей, которые будут его окружать, протянут ему руку помощи. Войдут ли такие люди в жизнь Петруся?
-Да, войдут. Это его дядя Максим Яценко, в прошлом известный забияка, уехавший затем в Италию, чтобы сражаться в отрядах Гарибальди.
Почему он обращает внимание на Петра?
-Он тоже был инвалидом. Захотел помочь товарищу по несчастью.
Находим в тексте разговор д. Максима с Анной Михайловной, матерью Петруся, в котором есть такая фраза: «Этот малый будет несчастнее меня. Лучше бы ему не родиться». Неужели д. Максим жесток? Неужели мы в нем ошиблись?
-Нет, его слова жестоки, но справедливы по отношению к матери ребенка. Она решила создать сыну тепличные условия.
-Дядя Максим хотел видеть племянника счастливым, живущим полнокровной жизнью.
Но разве может слепой человек быть счастливым?
-Может и должен. Нужно помочь найти свое место в жизни.
И в этом ему помогает д. Максим. Как?
-Дядя Максим посвятил себя воспитанию Петра и найдет в этом смысл своей жизни.
«Обездоленный за обиженных». Как вы понимаете смысл этого девиза?
-Петр хоть и слепой, но может доступным ему способом бороться за обездоленных.
Мальчик постигает сложный звучащий мир, одерживает маленькие победы над своим недугом. Открывает для себя, что человек должен бороться за право быть, человеком, несмотря на обстоятельства. Только тогда природа, отняв у него зрение, награждает его музыкальным слухом.
Чью музыку услышал Петр?
Подготовленный заранее ученик читает под музыку дудочки отрывок из текста.
Почему музыка Иохима потрясла Петра?
-Иохим играл талантливо. Музыка была наполнена живым чувством. Через музыку Иохима Петр открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли.
Как изменились взрослые и Петр, соприкоснувшись с миром музыки?
-Для всех музыка Иохима была потрясением, словно «чарующая поэзия».
Дома вам нужно было выписать из повести слова, с помощью которых создается контрастное описание дудки и пианино. Как называется такой прием в литературе?
-Антитеза.
Дудка Пианино
Почему же Анна Михайловна в состязании с Иохимом потерпела поражение?
– В музыке Иохима звучала боль души простого украинского народа, а в музыке Анны Михайловны заученные гаммы без чувств.
В жизни мальчика была музыка, любовь окружающих, но не хватало общения со сверстниками, дружбы. Петр знакомится с Эвелиной.
Обращаясь к характеру Эвелины, что можно отметить в нем?
– Недетская рассудительность. Умение общаться с людьми, разделять чужую боль.
Как она воспринимает слова Петра о том, что он слепой? Гл. 3. ч.5.
Короленко пишет, что это открытие оставило неизгладимый след в ее душе. Как вы понимаете эти слова?
-Для Эвелины это была первая встреча с чужой болью.
-Это говорит о неравнодушии.
Эвелина была талантливым человеком, избранной натурой, потому что умела любить, а не жалеть слепого человека, смогла разделить с ним все радости и печали, став женой. Она стала ангелом-хранителем для Петра. Встреча с Эвелиной была даром благословенной судьбы! Их дружба переросла в любовь.( Чтение по ролям сцены объяснения в любви). Какую роль играет пейзаж в этой сцене?
– Короленко не просто описывает пейзаж, он показывает звучащую природу. Этот звучащий мир помогает услышать сложный мир влюбленных.
Казалось бы, Петр счастлив. Но Короленко пишет о многогранном счастье: о счастье обретения смысла жизни, любви, призвания. Короленко постоянно напоминает о необходимости преодолеть свою слепоту, нет столько физическую, сколько душевную.
Как в душе Петра рождается сострадание к ближнему, умение преодолеть собственную боль. Что повлияло на Петра?
-Встреча со слепым звонарем, которому Петр завидует. Он считает его счастливее себя, т. к. у Егора есть занятие – он звонарь. Петр не может найти себя.
– После сцены « Подаяние слепым» Петр меняется. В нем появляется сострадание к другим.
– Ему становится стыдно за то, что он замыкается на своем горе, когда мир полон нищеты и голода.
Перед Петром встала проблема выбора: или смириться и страдать, или сделать свой вызов судьбе. Какой же путь выбрал для себя Петр?
-Путь сомнений и поисков.
За это судьба подарила Петру творческое и человеческое счастье: умную и добрую жену, зрячего сына, талант композитора и пианиста.
Как вы понимаете слова д. Максима в конце эпилога: « Он прозрел, да это правда – он прозрел»?
-Глаза его остались незрячими, но душа исцелилась.
Вывод: и слепой имеет право на счастье и может добиться успехов, призвания, обрести свое место в жизни.
Мы должны научиться видеть окружающий мир не только глазами, но и душой.
Домашнее задание: написать отзыв о повести.
Источник: https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/ohr8hvnu.html
Пересказ повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
В юго-западной части дореволюционной России жила богатая семья помещиков Попельских. Глава семейства был добряком и славился хорошим отношением к крепостным и страстной тягой к строительству. Его молодая супруга занималась домашним хозяйством.
Её брат, который когда-то давно отличался крутым нравом и приводил в ужас местных жителей, вернулся с войны инвалидом, а в последнее вовремя часто размышлял о смысле своего существования…Привычный круг жизни семьи был разорван рождением хорошенького-прехорошенького младенца.
Однако радость в скором времени была омрачена страшным известием – мальчик оказался слепым и надежды на его выздоровление совершенно не было. Мама, любящая малыша всем своим сердцем, непомерно страдала. Проявляя чрезмерную к нему жалость, она всячески пыталась облегчить участь Петруся.
А вот дядя, связанный с ребёнком не просто кровными узами, но и похожими обстоятельствами, начал внимательно следить за тем, как стремление к жизни побуждает малыша приспосабливаться к ней. Изучая книги по психологии, педагогике и физиологии, дядя всё больше и больше углублялся в проблемы ребёнка, и всё меньше думал о своих.
Его страстная деятельная натура взяла верх над пессимизмом, и все его цели теперь были устремлены на помощь мальчику в адаптации к окружающему миру. К сожалению, отец Петруся не принимал участие в его воспитании. Полностью погрузившись в строительство домов и мельниц, он не давал сыну никаких наставлений, которые были бы прекрасным фундаментом для жизни ребёнка.
Дядя же, по иронии судьбы, имел и возможность, и желание делать всё, от него зависящее, чтобы мальчик стал настоящим борцом на своём жизненном поле битвы. Матери ребёнка дядя дал понять, что чрезмерная опека будет злейшим врагом в развитии и становлении Петруся, как личности. Мудрая женщина прислушалась к совету брата, и дала малышу право на самостоятельное взросление.
Окружающий мир малыш познавал через прикосновения, звуки, запахи… Слух мальчика стал основным инструментом в этом процессе. Он очень любил, когда мама во всех подробностях описывала сынишке окружающий мир, а он внимательно прислушивался ко всем звукам, соединяя их с услышанными описаниями, и рисуя в своем воображении невидимые его глазам образы…
Маленькие дети являются настоящиими путешественниками. Они с огромным интересом изучают каждый уголок незнакомой им ранее страны под названием «Жизнь». Всё увиденное ими позволяет познавать неизведанный мир. Наш Петрусь взрослел не по годам.
Он не мог увидеть эту красоту, но всё услышанное им и ощутимое его сверхчувствительными пальчиками ускоряло мыслительные процессы, которые происходили в его голове. Его совсем детское личико часто принимало задумчивое выражение лица взрослого мужчины. В свои пять лет он прекрасно ориентировался в доме.
Зная всё наизусть, он проворно обходил острые углы и предметы мебели. Ничто не выдавало его слепоты, только взгляд был какой-то стеклянный. На улице он был более осторожным, применяя палочку для движения по дороге.
Часто, чтобы ускорить передвижение, он опускался на коленки и начинал ползти, аккуратно и тщательно исследуя каждый сантиметр открытого пространства с помощью рук.
Как-то поздним вечером, когда маленький Петрусь начал погружаться в глубокий сон, неизвестная мелодия буквально вырвала мальчика из его объятий. Как оказалось, звуки доносились из конюшни.
Молодой конюх играл на дудочке, страдая от неразделённой любви к девушке из соседнего поместья. И теперь страсть и боль, переживания и несбывшееся надежды, сладкие мечты и невыплаканные слёзы выплёскивались сказочной мелодией.
Побывав в этот вечер в гостях у конюха, Петрусь с тех пор уже не ложился спать прежде, чем не услышит чарующие звуки мелодий.
Мать, снедаемая ревностью к этому увлечению сына, упросила супруга привезти из города дорогое фортепиано, чтобы впечатлить ребёнка своей игрой. Женщина вступила в невидимое сражение с грубым и неотёсанным работником за право обладать вниманием Петруся.
Решив подарить ребёнку новые впечатления, применяя собственное мастерство игры на инструменте, она и не предполагала, что кроме неприязненных ощущений, выразившихся на лице мальчика гримасой страдания, она ничего не добьётся. Незнакомые душераздирающие звуки были правильными, но безжизненными.
То ли дело – гармоничная игра дудочки с её неожиданными музыкальными переходами. Панночка была охвачена гневом и негодованием не только на конюха за его простую и красивую игру, но и на себя – за грубую ошибку. Прежде, чем её игра стала нравиться окружающим, прошло немало времени.
Но она уяснила для себя все уроки, который преподал ей конюх – он извлекал звуки, наполненные красками жизни.
Наконец-то неизвестный инструмент мелодично заиграл, наполняя всё вокруг сказочным блаженством, уносящим куда-то вдаль от мирской суеты… Заинтересовавшись этой игрой, Петрусь сам взялся изучить заморского гостя. Очень быстро звуки, выходящие из-под его пальцев, начали складываться в простые, но приятные мелодии.
Дудочкой Петрусь уже владел в совершенстве, завораживая всех вокруг своей игрой. Увлечение музыкой постепенно заполняло собой сознание ребёнка. Она стала основой его внутреннего развития, и связующим звеном с окружающим миром.
Дядя, слегка разочарованный из-за слепоты племянника, понимал, что ему никогда не удастся сделать из мальчика многообещающего рекрута, когда понял, что музыка полностью овладела племянником, решил направить его на путь к музыкальному олимпу. Правда, ему казалось, что музыка – всего лишь малая часть прекрасной идеи.
Он попытался приобщить Петруся к пению, хотя понимал, что этот жанр более сложен для восприятия слепого мальчика. Однако ребенку очень понравилось и пение, которое он также услышал от конюха, во время которого в его воображении возникали разные незнакомые образы.
Песни, так полюбившиеся Петрусю, были переполнены героическими образами и событиями, которые разбудили в нём желание изучать литературу и историю государства. К девяти годам он начал обучаться под руководством дяди. Тот оказался хорошим учителем, и мальчик прекрасно читал специальные книги для слепых и говорил по-французски.
Надо отдать должное дяде – он уделял внимание и физическому развитию ребёнка, в котором тот заметно опережал своих сверстников. Чтобы Петрусь не чувствовал себя одиноким в обществе взрослых, к нему приходили деревенские дети. Но чаще всего, он всё-таки оставался в стороне из-за непреодолимого зрительного барьера, который мешал ему со всей полнотой насладиться играми со сверстниками…
Однажды, когда он уединился на утёсе (его излюбленное место для прогулок), слушая шорох травы, пение птиц и еле слышимое журчание ручья где-то далеко внизу, к нему подошла девочка, которая была чуть младше Петруся. Их знакомство вышло неудачным: Петрусь впервые ощутил свою ущербность, которая прежде была почти незаметной, но незнакомая девочка зацепила болезненные струны души, вылившиеся из его сердца мелодией гнева. Обиженный, он убежал домой, а она с недоумением смотрела ему вслед. Досада Петруся быстро исчезла, и он с нетерпением ждал следующей встречи с девочкой. В этот раз, когда маленькая незнакомка с приятным голосом повстречалась Петрусю, и они помирились, девочка узнала о слепоте собеседника. Дрогнувшим голосом она расспрашивала его о восприятии жизни, а искренние слёзы сострадания градом катились из её лучистых голубых глаз. Петрусь, впечатлённый её реакцией, понял, что обрёл настоящего друга. Эвелина Ясульская была поздним ребёнком в семье. Вместе с пожилыми родителями она жила в арендуемом ими доме по соседству. Девочка произвела приятное впечатление на родных Петруся. Дядя решил преподавать уроки им обоим. Петрусь помогал Эвелине освоить полученные им ранее знания, а Эвелина помогала ему обогатить эти знания новыми образами. Дружба Петра и Эвелины крепла с каждым днём. Девочка имела особое дарование сострадания. В сравнение с чьим-то горем, её личные переживания отходили на задний план, и все её душевные порывы устремлялись к нуждающемуся в заботе, внимании и понимании. Её спокойный характер, лишённый чрезмерной эмоциональности, способствовал этому. Такие люди поднимаются над бурлящей суетой жизни. Они выше сплетен и клеветы, которые не могут своей грязью запачкать их белоснежные одежды. Такие люди отмечены судьбой, как божьи коровки маленькими пятнышками, придающими им особую ценность и незаурядность. Мама Петруся интуитивно прочувствовала доброе сердце Эвелины и была очень рада, что её сын получил этот подарок судьбы. Дядя также ценил их дружбу, поскольку понимал, что она есть недостающим элементом для полноценной жизни племянника. Теперь он был глубоко уверен, что жизнь мальчика будет тихо идти по строго им назначенному курсу, без всяких неожиданностей. Но, как оказалось, он сильно ошибался … Однажды мальчик, смущённый и радостный одновременно, сообщил ему, что видел сон, но уже ничего не помнит, и так продолжалось несколько раз, а мальчик становился всё грустнее. Затем дядя увидел, как сестра, прикасаясь к клавишам фортепиано, следит за Петром, который сидит у её ног и гладит молодого прирученного аиста, подаренного ему конюхом. Когда мальчик гладил аиста по белоснежной голове, мать брала высокую ноту, и она звонко раздавалась по всему дому. Когда скользящая по телу аиста рука сына доходила до черных участков на крыльях, мать ударяла по басам. Мальчик говорил о том, что каким-то образом он различает цвета перьев птицы, и мама пыталась объяснить сыну это различие в вид…
конец ознакомительного фрагмента
Источник: https://iknigi.net/avtor-natalya-aleksandrovskaya/102450-pereskaz-povesti-v-korolenko-slepoy-muzykant-nataliya-aleksandrovskaya/read/page-1.html
Пример сочинения: – В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Написала : Яна Николайчук
Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир, — слепому?
В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет.
С детства он знал один только мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины.
Невозможность увидеть цвет, внешний облик предметов, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот знакомый мир усадьбы благодаря чуткому восприятию его звуков.
Все изменилось после встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. К этим спорам, к бурному выражению мнений и ожиданий молодежи он сначала отнесся с восторженным изумлением, но вскоре почувствовал, «что эта живая волна катится мимо него». Он чужой.
Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе.
После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм — неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует общность своей судьбы с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но возможно и другое отношение к миру, к людям.
Есть легенда о слепом бандуристе Юрке, участвовавшем в походах атамана Игната Карого. «Эту легенду Петр узнал от Ставрученко: знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку.
Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Петр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного.
На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то ключевое о жизни, что так трудно понял он сам.
Таков выбор слепого музыканта.
В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора. Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, обще ство и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине; как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы.
Встреча с братьями Ставрученко была и для нее встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять ее. Молодые люди пытаются увлечь ее мечтами и ожиданиями, они не верят, что в семнадцать лет можно уже распланировать свою жизнь. Мечты опьяняют ее, но в той жизни нет места Петру.
Она понимает страдания и сомнения Петра — и совершает «тихий подвиг любви»: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами.
И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.
Владимира Галактионовича Короленко уже при жизни стали называть «совестью эпохи». И. А. Бунин писал о нем: «Радуешься, что живет и здравствует среди нас как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература».
Художественные произведения Короленко во многом автобиографичны.
Они вобрали в себя все богатство жизненных впечатлений и встреч писателя, отразили его тревогу за судьбу русского народа Ключевое в жизни и творчестве писателя-гуманиста — уважение к человеку, борьба за него.
Изображая представителей народа, автор произведения раскрывал тему личности. Герои его произведений — простые русские люди, правдоискатели, не вписывающиеся в общий жизненный уклад. Многие из них пытаются ответить на вопрос: «Для чего, в сущности, создан человек?».
Одним из первых так называемых «сибирских» рассказов, написанных Короленко в ссылке, был «Сон Макара». Главный герой произведения — простой крестьянин. Вся его жизнь — это борьба за существование. Пережив целый ряд «приключений», Макар попадает к Якутскому Богу.
Оригинальность рассказу придает использование писателем фантастического момента: умерший видит себя разговаривающим с Богом. Человек спорит и оправдывает себя. Бог хочет превратить его в мерина, но крестьянин сопротивляется, говоря, что и так был всю жизнь «мерином».
Он рассказывает о тяжелой своей жизни, о смерти жены, которую не на что было даже похоронить. Тогда Якутский Бог взвешивает дела Макара и ведет разговор о праведниках. Но в сердце Макара больше нет веры, нет терпения. Финал рассказа не совсем ясен, однако читателя не покидает чувство надежды.
Мы верим, что весы таинственного Якутского Бога перевесят в пользу Макара, и жизнь его на «том свете» будет легче и спокойней, чем на «этом».
Фантастический прием позволяет читателю понять, что в душе забитого человека зреет протест. Герой произведения устал жить, он измучен, обездолен и одинок. Он хочет перемен, ведь каждый человек имеет право на счастье.
В рассказе «Соколинец» повествуется о встрече рассказчика с беглецом. Рассказчик — политический ссыльный.
Через все повествование в рассказе проходят символические образы: туман, холод, густая тьма, мрак…
Но несмотря на неприглядность окружающей действительности, где-то все еще теплится огонек надежды, который, однако, может в любой момент погаснуть под напором наступающей тоски и безысходности.
В подобной обстановке происходит встреча рассказчика с бродягой. Он рассказывает о побеге, опасном пути с Соколиного острова, о всех трудностях, которые ему пришлось пережить. В характере этого человека рассказчик видит проявление вольного духа, присущего только русскому народу.
Писатель показывает, как в результате этой встречи изменяется настроение рассказчика. История бродяги запечатлелась ощущением воли, явилась источником возрождения надежды, жажды жизни. На примере бродяги мы видим, что если человек несет в себе надежду, значит, у него есть стремление к счастью, значит, есть вера в осуществление мечты.
В своих произведениях Короленко не только понимает своих героев, постигает глубины их психики, но и искренне сочувствует им, хотя подобного рода чувства не мешают писателю быть объективным по отношению к выходцам из народа.
На примере рассказа «Река играет» мы видим, как интерес к огромным возможностям русского народа сопровождается критикой крестьянства, его лени и нежелания противостоять различным негативным обстоятельствам.
Главный герой произведения рассказа — перевозчик Тюлин — человек безалаберный, ленивый, склонный к пьянству. Рассказчик сравнивает героя с сектантами. Тюлин — воплощение природной стихии. Его внешность и характер соответствуют пейзажу: «Река с кудрявыми берегами». Тюлин не понимает иронии, он очень простодушен и наивен, чем и вызывает симпатию автор произведенияа и читателя.
Этот герой произведения ближе к финалу рассказа совершает подвиг, и его личность предстает перед нами в абсолютно ином освещении: теперь это титан, способный на удивительные проявления физической и духовной силы. Однако минута подвига проходит — и перед нами все тот же лентяй и пьяница.
Река — душа Тюлина — заходит в свои берега, и напоминанием о подвиге остаются лишь чувства читателя и автор произведенияа
Я считаю, что гуманизм Короленко проявляется во всех его произведениях. Его главные герои — это русские люди, перенесшие многие тяготы жизни, но не потерявшие надежды, веры в счастье.
В своих произведениях писатель учит не бояться жизни, принимать ее такой, какая она есть, и не склонять голову перед трудностями. Человек должен бороться, искать свое счастье, даже если рушится последняя надежда. Таких людей хотел видеть писатель, ибо верил, что такие люди есть мощь и сила России, ее надежда и опора и, конечно, ее свет.
Источник: https://sochinenie.blogspot.com/2011/06/blog-post_5949.html