Отношение Чацкого к крепостному праву и народу
При изучении комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» обязательно следует остановиться на таком вопросе, как отношение главного героя – Чацкого к крепостному праву и народу.
Сатирическая комедия в стихах классика русской литературы XIX века А.С.
Грибоедова «Горе от ума» затрагивает такие острые в те времена темы, как разница между «веком нынешним» и «веком минувшим», воспитание, образование, крепостное право, общественные порядки и светские нравы.
Это обличение московского общества начала века, не имеющего никаких моральных ценностей, фальшивого и неискреннего в своих действиях и словах, общества, где дружба покупается и продается и ничто, даже любовь, не изменяет устоявшихся антипрогрессивных принципов.
Произведение характеризуется тем, что оно буквально разошлось на цитаты – комедия считается одним из самых цитируемых в отечественной культуре текстов. Многие цитаты стали впоследствии крылатыми выражениями, которые мы употребляем и по сей день.
Следует отметить, что изначально творение Грибоедова было запрещено цензурой по причине явных негативных выпадов автора против порядков придворного общества, крепостного права, устройства армии и пр.
Выразителем идей писателя является главный герой Чацкий, а его оппонентом – Фамусов.
Они – представители двух веков, двух абсолютно разных взглядов на жизнь и устройство мира.
Особенно важное место занимает в комедии отношение Чацкого к крепостному праву и народу. Цитаты, характеризующие мнение героя на тему русского народа и крепостного права, являются одними из ключевых для понимания смысла комедии и глубокой, едкой сатиры, созданной писателем.
Отношение Чацкого к крепостному праву и народу цитаты
Взявшись за изучение текста комедии «Горе от ума», мы найдем всего пару фраз, характеризующих отношение Чацкого к народу и крепостному праву.
Однако эти два высказывания настолько четкие и сильные с эмоциональной точки зрения, что несложно сделать вывод о мнении героя (и в его лице – автора) на тему крепостного права и угнетенного русского народа. Чацкий резко обличает крепостное право, его пороки и негативные последствия и ревностно встает на защиту простого люда.
Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг: Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!!
Данная цитата является ярким подтверждением негодования героя произведения, когда речь идет о крепостных людях. Употребляя нарицательное имя Нестор в значении руководитель, Чацкий, без сомнения, имеет в виду всю русскую знать, имеющую простых людей в жестокой обузе. И люди эти, не имеющие выбора и преданные хозяину, защищают его, хотя могли бы вести себя совсем по-другому.
И что же в благодарность? Хозяин меняет их – живых людей! – на собак! Возмущению и ненависти героя нет предела.
Стоит отметить, что Чацкий по сюжету возвращается в Москву из трехлетнего пребывания за границей.
Из этого можно сделать вывод, что он видел различные общества и государственные устройства, уж точно свободные от крепостного права, и уяснил для себя весь ужас этой открытой формы рабства XIX века.
А вот и другая цитата из текста, следующая прямо за предыдущей:
Или вон тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей? Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!
В приведенной цитате мы видим весьма частый пример использования крепостных для самых разных затей их хозяев – в угоду ли собственному «вкусу», либо на потеху или удивление соседей и друзей.
Чацкий говорит о некоем знатном господине (безусловно, образ собирательный), который устроил ни много ни мало балет с участием крепостного народа – отвратительный пример использования живых людей как животных, как кукол. Но даже не в этом вся беда – как только настал час расплачиваться с кредиторами, помещик продал всех крепостных в счет долгов.
Ни в одной из цитат, характеризующих отношение Чацкого к народу и крепостному праву, не содержится ни прямых выпадов в сторону последнего, ни открыто поддерживающих слов по поводу простолюдин. Но даже так приведенные цитаты не вызывают никаких сомнений насчет взглядов героя и его отношения к крепостному праву и народу.
Первое – суровое, обличающее негодование, второе – жалость и сочувствие, признание несправедливости, царящей в отношении к людям.
Полный текст произведения А.С.Грибоедов. «Горе от ума» в Библиотеке М.Мошкова
Художественный фильм «Горе от ума»
Год выхода: 1952 Страна: СССР Режиссер: С.Алексеев, В.Войтецкий В ролях: К.Зубов, И.Ликсо
Продолжительность: 154 мин.
Источник: https://chto-kak-skolko.ru/index.php/iskusstvo-i-kultura/literatura/otnoshenie-chatskogo-k-krepostnomu-pravu-i-narodu
Таблица отношение Чацкого и Фамусова (цитаты) к народу и праву к идеалам отношение к просвещению к службе иностранцам к
+12
1 год назад38.8K Следить
Виталий Лучший ответ
Чацкий | Фамусов, фамусовское общество | |
Отношение к народу и крепостному праву | Не тот ли, вы к кому меня еще с пелён, Для замыслов каких-то непонятных, Дитёй возили на поклон? Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!! Или вон тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке! (Чацкий) | Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, – Тот и жених. (Фамусов) |
Отношение к любви: | Чацкий- Искренность чуства | Фамусов- Любовь-притворство,брак по расчёту. |
Отношение к идеалам: | идеал Чацкого-свободная независемая личность,чуждая рабской приниженности. | идеал Фамусова-вельможа екатеринского века,”охотники поподличать” |
К службе: | “В чины выводит кто и пенсии дает!”. | “Известный человек, солидный, и знаков тьму отличья нахватал; не по летам и чин завидный”. |
Отношение к образованию: | «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.» | «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» |
Отношение к богатству, чинам: | «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели… | «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» |
Иностранцам и иностранному: | 1. И тут со всех сторон Тоска, и оханье, и стон. Ах! Франция! Нет в мире лучше края! – Решили две княжны, сестрицы, повторяя Урок, который им из детства натвержён. Куда деваться от княжён! (Чацкий об отношении к иностранному молодого поколения представителей фамусовского общества) | 2. А всё Кузнецкий мост, и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок!.. (Фамусов) |
Отношение к идеалам | Век нынешний: Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. | Век минувший: Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать». |
Отношение к просвещению | Век нынешний: Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства. | Век минувший: Фамусов выступает против книг, в учении видит вред. |
1 год назад
Александр
1 год назад
Наталья
Характеристики | Чацкий (Век нынешний) | Фамусов, фамусовское общество (Век минувший) |
Отношение к богатству, к чинам | «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» | «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» |
Отношение к службе | «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…» | «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой» |
Отношение к иностранному | «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.» | «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.» |
Отношение к образованию | «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.» | «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» |
Отношение к крепостному праву | «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!» | Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества. |
Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению | «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?» | «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.» |
Отношение к кумовству, протекции | «А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» | “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки” |
Отношение к свободе суждений | «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?» | Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений |
Отношение к любви | Искренность чувства | «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених» |
Идеалы | Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. | Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» |
1 год назад
Источник: https://gitun.com/q/11277
3-4 цитаты из Горе от ума Грибоедова, по каждой теме для Фамусова и Чацкого. 1)Воспитание 2)Образование(книги) 3)Понимание
Фамусов.
1) Воспитание:
“А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
С мужчиной! с молодым! — Занятье для девицы!
Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!
А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!”
“Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца.Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;Однако бодр и свеж, и дожил до седин, Свободен, вдов, себе я господин…
Монашеским известен поведеньем!..”
2) Образование (книги):
“Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтеньи прок-та не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.”
“Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.”
“Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы, да сжечь.”
3) Понимание ума:
“Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти — так был бы деловой,
Жаль, очень жаль, он малый с головой;
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…”
4) Отношение к крепостному праву:
” Брат, не финти, не дамся я в обман,
Хоть подеретесь, не поверю.
Ты, Филька, ты прямой чурбан,
В швейцары произвел ленивую тетерю,
Не знает ни про что, не чует ничего.
Где был? куда ты вышел?
Сеней не запер для чего?
И как не досмотрел? и как ты не дослышал?
В работу вас, на поселенье вас:
За грош продать меня готовы.
Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ;
Вот он.
Кузнецкий мост, наряды и обновы;
Там выучилась ты любовников сводить,
Постой же, я тебя исправлю:
Изволь-ка в и́збу, марш, за птицами ходить”
5) Отношение к службе, чинам:
“Я, Софья Павловна, расстроен сам, день целый
Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.
По должности, по службе хлопотня,
Тот пристает, другой, всем дело до меня!”
“Безродного пригрел и ввел в мое семейство,Дал чин асессора и взял в секретари;В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.”
“А дядя! что твой князь? что граф? Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб”
“А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.”
6) Патриотизм:
“К военным людям так и льнут,
А потому, что патриотки.
Решительно скажу: едва
Другая сыщется столица как Москва.”
7) Отношение к иностранцам:
“Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;
Дверь отперта для званных и незванных,
Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнехонько, про всех готов обед.”
Чацкий.
1) Воспитание:
“Что нынче, так же, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле?
Не то, чтобы в науке далеки;
В России, под великим штрафом,
Нам каждого признать велят
Историком и геогра́фом!”
2) Образование (книги):
“Я глупостей не чтец,
А пуще образцовых.”
3) Понимание ума:
“И точно начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший”
“Из молодых людей, найдется — враг исканий,Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,В науки он вперит ум, алчущий познаний;К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!!”
“А чем не муж? Ума в нем только мало; Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?”
4) Отношение к крепостному праву:
“Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!!”
“Или вон тот еще, который для затейНа крепостной балет согнал на многих фурахОт матерей, отцов отторженных детей?!Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все
Распроданы по одиночке!!”
5) Отношение к службе, чинам:
“А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.”
“И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!”
“Чины людьми даются;
А люди могут обмануться.”
6) Патриотизм:
“Когда ж пространствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!”
7) Отношение к иностранцам:
“А этот, как его, он турок или грек?
Тот черномазенький, на ножках журавлиных,
Не знаю как его зовут,
Куда ни сунься: тут, как тут.”
“Ах! если рождены мы всё перенимать,Хоть у китайцев бы нам несколько занятьПремудрого у них незнанья иноземцев;Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.”
Источник: https://VashUrok.ru/questions/3-4-tsitati-iz-gore-ot-uma-griboedova-po-kazhdoy-teme-dlya-famusova-i-chatskogo-1-vospita
отношения Чацкого и Фамусовского обшества к народу и крепостному праву в произведении “горе от ума”
5-9 класс
Взявшись за изучение текста комедии «Горе от ума», мы найдем всего пару фраз, характеризующих отношение Чацкого к народу и крепостному праву.
Однако эти два высказывания настолько четкие и сильные с эмоциональной точки зрения, что несложно сделать вывод о мнении героя (и в его лице – автора) на тему крепостного права и угнетенного русского народа.
Чацкий резко обличает крепостное право, его пороки и негативные последствия и ревностно встает на защиту простого люда. Стоит отметить, что Чацкий по сюжету возвращается в Москву из трехлетнего пребывания за границей.
Из этого можно сделать вывод, что он видел различные общества и государственные устройства, уж точно свободные от крепостного права, и уяснил для себя весь ужас этой открытой формы рабства XIX века.
Чацкий говорит о некоем знатном господине (безусловно, образ собирательный), который устроил ни много ни мало балет с участием крепостного народа – отвратительный пример использования живых людей как животных, как кукол.
Но даже не в этом вся беда – как только настал час расплачиваться с кредиторами, помещик продал всех крепостных в счет долгов.Ни в одной из цитат, характеризующих отношение Чацкого к народу и крепостному праву, не содержится ни прямых выпадов в сторону последнего, ни открыто поддерживающих слов по поводу простолюдин. Но даже так приведенные цитаты не вызывают никаких сомнений насчет взглядов героя и его отношения к крепостному праву и народу. Первое – суровое, обличающее негодование, второе – жалость и сочувствие, признание несправедливости, царящей в отношении к людям.
Ответить
Mjfjdrlrnj / 18 апр. 2013 г., 12:03:05
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО !!!!!!
СДЕЛАЙТЕ ТАБЛИЦУ ПО ГОРЕ ОТ УМА ОТНОШЕНИЕ ЧАЦКОМУ И ФАМУСОВСКОГО ОБЩЕСТВА К НАРОДУ И КРЕПОСТНОМУ ПРАВУ ; ИДЕАЛАМ ;И ПРОСВЕЩЕНИЮ !!!!!!!!!!!!!!
ПОЖАЛУЙСТА ОЧЕНЬ СРОЧНО НАДО
Almieva98 / 27 янв. 2015 г., 10:40:26
помогите пожалуйста!!! Сочинение на любую из тем:
1) Почему Грибоедов изображает поколение “отцов” сатирически?2) чем близок Фамусову Молчалин?3) Каково авторское отношение к образу Софьи?4) Почему сплетня о сумашествии Чацкого исходит от Софьи?
очень надо уже на завтра!!!! Произведение “горе от ума” мне где то на страницу надо написать в тетрадке))) очень сильно нужно! помогите!!!!
Вы находитесь на странице вопроса “отношения Чацкого и Фамусовского обшества к народу и крепостному праву в произведении “горе от ума”“, категории “литература“. Данный вопрос относится к разделу “5-9” классов.
Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “литература“.
Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.
Источник: https://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/2815132_otnosenia-cackogo-i-famusovskogo-obsestva-k-narodu-i-krepostnomu-pravu-v-proizvedenii-gore-ot-uma/
Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия «Горе от ума» была написана А. С. Грибоедовым после Отечественной войны 1812 года, то есть в тот период, когда в жизни России происходили глубокие социально-политические изменения.
Своим произведением Грибоедов откликнулся на самые острые вопросы современности, такие, как крепостное право, свобода личности и независимость в мыслях, состояние просвещения и образования, карьеризм и чинопочитание, преклонение перед иностранной культурой. Идейный смысл «Горя от ума» состоит в противопоставлении двух жизненных укладов и мировоззрений: старого, крепостнического («века минувшего») и нового, прогрессивного («века нынешнего»).
«Век нынешний» представляет в комедии Чацкий, который является идеологом новых взглядов, Он выражает свое отношение ко всему, происходящему в обществе.
Именно поэтому такое важное место в пьесе занимают монологи главного героя. В них раскрывается отношение Чацкого к основным проблемам современного ему общества.
Его монологи несут и большую сюжетную нагрузку: они появляются в пьесе в переломные моменты развития конфликта.
Первый монолог мы встречаем уже в экспозиции. Он начинается словами «Ну что ваш батюшка?..», и в нем Чацкий дает характеристику московских нравов. Он с горечью замечает, что за время его отсутствия в Москве ничего существенно не изменилось. И здесь же впервые он заводит разговор о принятой в обществе системе воспитания.
Детей русских дворян воспитывают иностранцы-гувернеры «числом поболее, ценою подешевле». Молодое поколение растет в уверенности, «что нам без немцев нет спасенья».
Чацкий насмешливо и одновременно с горечью замечает, что для того, чтобы в Москве прослыть образованным, нужно говорить на «смешение языков французского с нижегородским».
Второй монолог («И точно, начал свет глупеть…») связан с завязкой конфликта, и он посвящен противопоставлению «века нынешнего» и «века минувшего». Этот монолог выдержан в спокойном, немного ироничном тоне, что психологически оправдано.
Чацкий любит дочь Фамусова и не хочет раздражать ее отца. Но и поддакивать Фамусову, который оскорбляет его гордость, его взгляды свободно мыслящего человека, Чацкий не хочет.
Тем более, что монолог этот вызван нравоучениями отца Софьи, его советами о том, как нужно делать карьеру, пользуясь опытом незабвенного дядюшки Максима Петровича.
Чацкий категорически с этим не согласен. Весь обличительный смысл слов главного героя заключается в том, что он пытается объяснить Фамусову разницу между двумя историческими периодами прошедшим и нынешним.
Екатерининская эпоха, которая вызывает такое умиление у Фамусова, определена Чацким как «век покорности и страха». Чацкий считает, что теперь настали иные времена, когда нет желающих «смешить народ, отважно жертвовать затылком».
Он искренне надеется, что приемы и методы вельмож екатерининской поры ушли в прошлое, а новый век ценит людей, по-настоящему честных и преданно служащих делу, а не лицам:
Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит и держит стыд в узде,
Недаром жалуюи их мало государи.
Третий монолог «А судьи кто?» — самый известный и яркий монолог главного героя. Он приходится на момент развития конфликта в пьесе.
Именно в этом монологе взгляды Чацкого получают наиболее полное освещение, Здесь герой отчетливо выражает свои антикрепостнические взгляды, что дало впоследствии критикам возможность сближать Чацкого с декабристами.
Как не похож тон этого страстного монолога на миролюбивые строки предыдущего! Приводя конкретные примеры проявления чудовищного отношения дворян к крепостным крестьянам, Чацкий ужасается беззаконию, которое царит в России:
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!!
Другой барин продает своих крепостных актеров:
Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!
«Где, укажите нам, отечества отцы, // Которых мы должны принять за образцы?» — горько вопрошает главный герой.
В этом монологе слышится неподдельная боль человека, знающего цену «отцам отечества», которые «грабительством богаты» и защищены от суда всей существующей системой: связями, взятками, знакомствами, положением.
Новый человек не может, по мнению героя, примириться с существующим рабским положением «умного бодрого народа». Да и как можно примириться с тем, что защитников страны, героев войны 1812 года, господа вправе выменять или продать. Чацкий ставит вопрос о том, должно ли существовать крепостное право в России.
Героя Грибоедова также возмущает то, что вот такие «строгие ценители и судьи» преследуют все вольнолюбивое, свободное и защищают лишь безобразное и беспринципное.
В этом монологе героя слышится голос самого автора, высказывающего свои сокровенные мысли.
И, послушав страстный монолог Чацкого, любой здравомыслящий человек должен неизбежно прийти к мысли, что такое положение дел не может существовать в цивилизованной стране.
Словами «В той комнате незначащая встреча…» начинается еще один монолог Чацкого. Он знаменует собой кульминацию и развязку конфликта.
Отвечая на вопрос Софьи «Скажите, что вас так гневит?», Чацкий по обыкновению увлекается и не замечает, что никто не слушает его: все танцуют или играют в карты. Чацкий говорит в пустоту, но и в этом монологе он затрагивает важную проблему.
Его возмущает «французик из Бордо» как пример преклонения русских дворян перед всем иностранным. Со страхом и слезами отправлялся он в Россию, а затем был обрадован и почувствовал себя важным человеком, не встретив там «ни звука руского, ни русского лица».
Чацкого оскорбляет то, что русский язык, национальные обычаи и культура должны ставиться гораздо ниже чужеземного. Он с иронией предлагает занять у китайцев «премудрого… незнания иноземцев». И продолжает:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев,
Последний монолог приходится на развязку сюжета. Чацкий говорит здесь о том, что никогда он не сможет примириться с нравами и порядками фамусовской Москвы. Он не удивлен, что это общество людей, панически боящихся всего нового и передового, объявляет его безумным:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Итак, Чацкий уехал из дома Фамусовых оскорбленным и разочарованным, И все же он не воспринимается как человек побежденный, проигравший, потому что сумел сохранить верность своим идеалам, остаться самим собой.
Монологи помогают нам разобраться не только в характере главного героя.
Они рассказывают нам о существовавших в тогдашней России порядках, о надеждах и чаяниях прогрессивных людей того времени, Они имеют значение как в смысловом, так и структурном построении пьесы.
Думающие читатели и зрители должны обязательно задуматься над главными проблемами русского общества времен Грибоедова, многие из которых актуальны и сейчас.
Источник: https://5litra.ru/soch/985-rol-monologov-chackogo-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html
Сайт для учителей и учеников. | Сайт для учителей и учеников
Классный час «Спешите делать добро!»
Цель: формирование у учащихся нравственных категорий: доброта, милосердие, благотворительность.
Задачи:
² формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
² вспомнить историю благотворительности на Руси;
² рассмотреть случаи благотворительности в жизни каждого.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация.
Ход классного часа:
Учитель: Время, в которое мы живём, многие называют бездушным, жестоким. Достаточно включить телевизор, как на зрителя с экрана потоком хлынут волны негативных сообщений: в новостях освещаются, в основном, различные происшествия и трагедии.
Фильмы (боевики, «ужастики», триллеры) приучают к мысли о том, как легко можно лишить человека жизни. Передачи, в которых бы главные герои отличались отзывчивостью и благородством, практически исчезли с экрана телевизора. Интернет – ещё более худший помощник в воспитании милосердия.
Невольно посещает мысль: действительно, наше время и люди, живущие сейчас, бессердечны.
Сегодня мы порассуждаем, так ли это? У нас не просто классный час, а урок благотворительности. Как вы думаете, какова этимология данного слова?
Ученики: благо – добро, творить – делать, т.е. благотворительность – «делание добра».
Учитель: Приведите однокоренные слова.
Ученики: благодарность, благодетель, благодеяние, благополучие.
Учитель: По Владимиру Ивановичу Далю “благотворительный, о человеке – склонный к благотворению; обычно разумеют: готовый делать добро, помогать бедным; об учреждении, заведении: устроенный для призрения дряхлых, увечных, хворых и неимущих, или ради попечения об них”; и еще “благотворец, благотворитель, м.б. благотворница, благотворительница – ж. – благодетель, благоподатель; творящий, делающий добро другим”.
Учитель: давайте послушаем одну из моих любимых музыкальных притчей в исполнении Светланы Копыловой: «Морские звёзды». (Слушают песню)
Любил один философ размышлять,
Гуляя в предрассветный час у моря,
О смысле жизни, радости и горе,
О том, зачем нам жить и умирать.
Однажды ночью был большой прилив –
На пляже он хозяйничал без меры –
Но наступил отлив, и вдруг весь берег
Усыпан стал плеядой звёзд морских.
И звёзды, оказавшись без воды,
Под солнцем обречённо высыхали,
Прощаясь с жизнью, горестно вздыхали
И ждали неминуемой беды.
Философ думал: так и наша жизнь
В одно мгновенье может оборваться.
Наверное, не стоит и пытаться
Разгадывать по звёздам высший смысл.
Вдруг видит он: какой-то мальчуган
Бросает в море гибнущие звёзды,
И на глазах у мальчугана слёзы…
Вот так придумал – звёздам помогать!
– Глупыш, ведь ты не сможешь всех спасти!
Тут высказал своё философ мненье, –
Твои попытки – что они изменят?
Здесь миллионы этих звёзд морских!
Спасатель обернулся на ходу,
Задумавшись лишь на одно мгновенье:
– Для этой – очень многое изменят, –
И бросил в море новую звезду.
– Вот для чего наверно стоит жить, –
Подумал вдруг растроганный философ.
Быть может, создал Бог морские звёзды,
В ребёнке чтобы жалость пробудить.
Учитель: Что побуждало юношу бросать в воду морских звезд? Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся»?
Ученики: высказывают мнения.
Учитель: Проведем т.н. «Мозговой штурм»: Какие действия человека можно отнести к благотворительным? (Приведите конкретные примеры)
Ученики: помощь пожилым людям, сиротам, инвалидам; сбор денежных средств для детского дома, организация концерта для детей детского сада; помощь бездомным животным, зоопарку; сбор донорской крови, спонсорство и т.д.
Учитель: сколько существует мир, столько же существует и добро. Вспомните из истории Российского государства какие благие дела совершались на Руси издревле до наших дней.
Ученики:
·– – бесплатные обеды, которые устраивал князь Владимир после крещения Руси;
· – с незапамятных времён благотворительностью занимались монахи: в монастырях раздавалась бесплатная еда, оказывалась медицинская помощь;
· -в бытность Петра I строились богадельни для стариков, инвалидов и детей-сирот;
· – в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. – многочисленные примеры благотворительности (воспитание чужих детей-сирот, делились последним, милость к пленным и т.д.).
Учитель: известные благотворители на Руси: (демонстрирует слайды с портретами)
Учитель: Примеры благотворительных дел русских предпринимателей: (демонстрирует слайды)
Учитель: ребята, а кто из вас сами получали ту или иную благотворительную помощь?
Ученики:
· – К. И. в составе делегации и Жигулёвска участвовал в Вахте Памяти, посвящённой Бородинскому сражению, а парадную форму ребятам помог приобрести один из спонсоров;
· – С. М. на протяжении нескольких лет получает стипендию от Благотворительного Фонда «Созидание»;
· – ещё в 3-м классе один из родителей устроил для всего класса бесплатную поездку в «Аквапарк».
Учитель: Согласитесь: не менее приятно, чем получать какую-то помощь, оказывать её самим. Можете ли вы сказать, что и вам удавалось выступать в роли благотворителей?
Ученики:
· – например, П. С. участвовал в спортивных соревнованиях, сборы от которых шли на благотворительные цели;
· – ежегодно ребята из нашего класса участвуют в акции «Маленький принц» по уборке мусора с территории Самарской Луки;
· – вспомнили, как собирали игрушки для ребят из детского дома и книги для больных хосписа.
Учитель: послушайте индийскую сказку «Награда».
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:
– Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:
– Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
– Ох, тигр, – сказал он, – неужели это и есть награда, которой ты хотел от благодарить меня за добро?
– Она и есть, – ответил тигр.
– Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.
– Давай спросим кого-нибудь – награда это или нет?
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
– Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
– Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.
– Ну, теперь-то я тебя съем! – обрадовался тигр.
– Давай еще кого-нибудь спросим! взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на пустоши пасется корова.
– Эй, корова! – окликнули они ее. - Скажи, чем платят за добро?
– Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее тигр и сказал путнику:
– Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя! – Подожди немного! – попросил человек.- Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня…
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее:
– Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?
– Добром! – ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
Учитель: Сколько бы зла не было вокруг нас, надо видеть хорошее и самим стараться приумножить добро. Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.
В течение классного часа вы создавали плакат, отражающий тему нашего разговора. Пришло время посмотреть на ваше творение.
Ученики: рассматривают плакат, обсуждают, вывешивают в классный уголок.
Источник: https://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=9104:2014-12-18-09-40-08&catid=54:literature&Itemid=68
Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» » Шпоры для студентов
Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста.
Чацкий в комедии «Горе от ума» противопоставлен лагерю старой Москвы, врагам свободомыслия и просвещения. Это представитель нового, молодого поколения, идущего другими путями, нежели фамусовы и молчалины. Вот как представляет себя грибоедовский герой:
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науке он вперит ум, алчущий познаний,
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим «высоким и прекрасным».
Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимость личности. Рабской морали Фамусовых и Молчалиных он противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека.
Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного поклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими, служение делу, а не лицам во имя чести и блага родины – таковы моральные принципы главного героя комедии. Он страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова.
В этом и заключается смысл духовной драмы Чацкого. Он терпит горе от своего ума, глубокого в критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру фамусовых и скалозубов, но еще слабого в определении правильных путей борьбы за преобразование действительности.
Как уже говорилось, Чацкий был подлинным представителем века Просвещения. Причины уродливости жизни он и видел в неразумности общества. Герой верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных гуманных идей. Но жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар, разбив не только общественные, но и личные надежды Чацкого.
Но ведь горе от своего ума испытывает не только Чацкий, но и весь фамусовский мир. Ведь главный герой чувствовал себя человеком «нынешнего века» и отнюдь не сознавал себя одиноким.
И, несмотря на свое «горе», чацкие наносят страшный удар по миру фамусовых, молчалиных и скалозубов. Спокойное и беспечное существование этого общества кончилось: его философию жизни осудили и против него восстали.
И если чацкие пока слабы в своей борьбе, то фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.
Итак, центральной проблемой и важнейшим идейным спором комедии является противоречивое отношение героев к «уму».
Горе от ума – это ситуация, когда человек живет, руководствуясь усвоенной системой стереотипов. Чацкий в этом смысле ничем не отличается от других. Его трагедия в избытке энтузиазма при недостаточном осмыслении своих реальных целей.
Автор, таким образом, на примере главного героя утверждает, что «горя от ума» не будет, когда в человеке соединится зрелость, глубина проникновения в суть вещей и разумность во всех отношениях.
Источник: https://shporiforall.ru/shpory/otechestvennajaj-lit/obraz-chackogo-i-problema-uma-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html