Отношение чацкого к крепостному праву в комедии “горе от ума” грибоедова

Отношение Чацкого к крепостному праву и народу

При изучении комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» обязательно следует остановиться на таком вопросе, как отношение главного героя – Чацкого к крепостному праву и народу.

Сатирическая комедия в стихах классика русской литературы XIX века А.С.

Грибоедова «Горе от ума» затрагивает такие острые в те времена темы, как разница между «веком нынешним» и «веком минувшим», воспитание, образование, крепостное право, общественные порядки и светские нравы.

Это обличение московского общества начала века, не имеющего никаких моральных ценностей, фальшивого и неискреннего в своих действиях и словах, общества, где дружба покупается и продается и ничто, даже любовь, не изменяет устоявшихся антипрогрессивных принципов.

Обратите внимание

Произведение характеризуется тем, что оно буквально разошлось на цитаты – комедия считается одним из самых цитируемых в отечественной культуре текстов. Многие цитаты стали впоследствии крылатыми выражениями, которые мы употребляем и по сей день.

Следует отметить, что изначально творение Грибоедова было запрещено цензурой по причине явных негативных выпадов автора против порядков придворного общества, крепостного права, устройства армии и пр.

Выразителем идей писателя является главный герой Чацкий, а его оппонентом – Фамусов.

Они – представители двух веков, двух абсолютно разных взглядов на жизнь и устройство мира.

Особенно важное место занимает в комедии отношение Чацкого к крепостному праву и народу. Цитаты, характеризующие мнение героя на тему русского народа и крепостного права, являются одними из ключевых для понимания смысла комедии и глубокой, едкой сатиры, созданной писателем.

Отношение Чацкого к крепостному праву и народу цитаты

Взявшись за изучение текста комедии «Горе от ума», мы найдем всего пару фраз, характеризующих отношение Чацкого к народу и крепостному праву.

Однако эти два высказывания настолько четкие и сильные с эмоциональной точки зрения, что несложно сделать вывод о мнении героя (и в его лице – автора) на тему крепостного права и угнетенного русского народа. Чацкий резко обличает крепостное право, его пороки и негативные последствия и ревностно встает на защиту простого люда.

Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг: Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!!

Данная цитата является ярким подтверждением негодования героя произведения, когда речь идет о крепостных людях. Употребляя нарицательное имя Нестор в значении руководитель, Чацкий, без сомнения, имеет в виду всю русскую знать, имеющую простых людей в жестокой обузе. И люди эти, не имеющие выбора и преданные хозяину, защищают его, хотя могли бы вести себя совсем по-другому.

Важно

И что же в благодарность? Хозяин меняет их – живых людей! – на собак! Возмущению и ненависти героя нет предела.

Стоит отметить, что Чацкий по сюжету возвращается в Москву из трехлетнего пребывания за границей.

Совет

Из этого можно сделать вывод, что он видел различные общества и государственные устройства, уж точно свободные от крепостного права, и уяснил для себя весь ужас этой открытой формы рабства XIX века.

А вот и другая цитата из текста, следующая прямо за предыдущей:

Или вон тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей? Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!

В приведенной цитате мы видим весьма частый пример использования крепостных для самых разных затей их хозяев – в угоду ли собственному «вкусу», либо на потеху или удивление соседей и друзей.

Чацкий говорит о некоем знатном господине (безусловно, образ собирательный), который устроил ни много ни мало балет с участием крепостного народа – отвратительный пример использования живых людей как животных, как кукол. Но даже не в этом вся беда – как только настал час расплачиваться с кредиторами, помещик продал всех крепостных в счет долгов.

Ни в одной из цитат, характеризующих отношение Чацкого к народу и крепостному праву, не содержится ни прямых выпадов в сторону последнего, ни открыто поддерживающих слов по поводу простолюдин. Но даже так приведенные цитаты не вызывают никаких сомнений насчет взглядов героя и его отношения к крепостному праву и народу.

Первое – суровое, обличающее негодование, второе – жалость и сочувствие, признание несправедливости, царящей в отношении к людям.

Полный текст произведения А.С.Грибоедов. «Горе от ума» в Библиотеке М.Мошкова

Художественный фильм «Горе от ума»

Год выхода: 1952 Страна: СССР Режиссер: С.Алексеев, В.Войтецкий В ролях: К.Зубов, И.Ликсо

Продолжительность: 154 мин.

Источник: http://www.chto-kak-skolko.ru/index.php/iskusstvo-i-kultura/literatura/otnoshenie-chatskogo-k-krepostnomu-pravu-i-narodu

Таблица отношение Чацкого и Фамусова (цитаты) к народу и праву к идеалам отношение к просвещению к службе иностранцам к

+12

1 год назад38.8K Следить

Виталий Лучший ответ

Чацкий Фамусов, фамусовское общество
Отношение к народу и крепостному праву Не тот ли, вы к кому меня еще с пелён, Для замыслов каких-то непонятных, Дитёй возили на поклон? Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!! Или вон тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке! (Чацкий) Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, – Тот и жених. (Фамусов)
Отношение к любви: Чацкий- Искренность чуства Фамусов- Любовь-притворство,брак по расчёту.
Отношение к идеалам: идеал Чацкого-свободная независемая личность,чуждая рабской приниженности. идеал Фамусова-вельможа екатеринского века,”охотники поподличать”
К службе: “В чины выводит кто и пенсии дает!”. “Известный человек, солидный, и знаков тьму отличья нахватал; не по летам и чин завидный”.
Отношение к образованию: «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.» «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
Отношение к богатству, чинам: «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели… «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
Иностранцам и иностранному: 1. И тут со всех сторон Тоска, и оханье, и стон. Ах! Франция! Нет в мире лучше края! – Решили две княжны, сестрицы, повторяя Урок, который им из детства натвержён. Куда деваться от княжён! (Чацкий об отношении к иностранному молодого поколения представителей фамусовского общества) 2. А всё Кузнецкий мост, и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок!.. (Фамусов)
Отношение к идеалам Век нынешний: Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. Век минувший: Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать».
Отношение к просвещению Век нынешний: Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства. Век минувший: Фамусов выступает против книг, в учении видит вред.

1 год назад

Александр

1 год назад

Наталья

Характеристики Чацкий (Век нынешний) Фамусов, фамусовское общество (Век минувший)
Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…» «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
Отношение к иностранному «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.» «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.»
Отношение к образованию «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.» «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
Отношение к крепостному праву «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!» Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?» «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»
Отношение к кумовству, протекции «А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
Отношение к свободе суждений «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?» Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
Отношение к любви Искренность чувства «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»
Идеалы Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать»
Читайте также:  Поп в поэме "кому на руси жить хорошо": образ, характеристика, описание

1 год назад

Источник: https://gitun.com/q/11277

3-4 цитаты из Горе от ума Грибоедова, по каждой теме для Фамусова и Чацкого. 1)Воспитание 2)Образование(книги) 3)Понимание

Фамусов.

1) Воспитание:

“А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
С мужчиной! с молодым! — Занятье для девицы!
          Всю ночь читает небылицы,
          И вот плоды от этих книг!
А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
          Губители карманов и сердец!
          Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
          И книжных и бисквитных лавок!”

“Не надобно иного образца,          Когда в глазах пример отца.Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;Однако бодр и свеж, и дожил до седин,          Свободен, вдов, себе я господин…

          Монашеским известен поведеньем!..”

2) Образование (книги):

“Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
     И в чтеньи прок-та не велик:
     Ей сна нет от французских книг,
     А мне от русских больно спится.”

“Ученье — вот чума, ученость — вот причина,     Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.”

“Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь:
     Забрать все книги бы, да сжечь.”

3) Понимание ума:

“Не служит, то есть в том он пользы не находит,
     Но захоти — так был бы деловой,
     Жаль, очень жаль, он малый с головой;
        И славно пишет, переводит.
     Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…”

4) Отношение к крепостному праву:

” Брат, не финти, не дамся я в обман,
        Хоть подеретесь, не поверю.
Ты, Филька, ты прямой чурбан,
В швейцары произвел ленивую тетерю,
Не знает ни про что, не чует ничего.

        Где был? куда ты вышел?
        Сеней не запер для чего?
И как не досмотрел? и как ты не дослышал?
     В работу вас, на поселенье вас:
        За грош продать меня готовы.
Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ;
Вот он.

Кузнецкий мост, наряды и обновы;
Там выучилась ты любовников сводить,
        Постой же, я тебя исправлю:
Изволь-ка в и́збу, марш, за птицами ходить”

5) Отношение к службе, чинам:

“Я, Софья Павловна, расстроен сам, день целый
Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.
     По должности, по службе хлопотня,
Тот пристает, другой, всем дело до меня!”

“Безродного пригрел и ввел в мое семейство,Дал чин асессора и взял в секретари;В Москву переведен через мое содейство;

          И будь не я, коптел бы ты в Твери.”

“А дядя! что твой князь? что граф?        Сурьезный взгляд, надменный нрав.        Когда же надо подслужиться,

        И он сгибался вперегиб”

“А у меня, что дело, что не дело,             Обычай мой такой:

        Подписано, так с плеч долой.”

6) Патриотизм:

“К военным людям так и льнут,
        А потому, что патриотки.
        Решительно скажу: едва
Другая сыщется столица как Москва.”

7) Отношение к иностранцам:

“Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;
     Дверь отперта для званных и незванных,
        Особенно из иностранных;
        Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнехонько, про всех готов обед.”

Чацкий.

1) Воспитание:

“Что нынче, так же, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле?
     Не то, чтобы в науке далеки;
        В России, под великим штрафом,
        Нам каждого признать велят
        Историком и геогра́фом!”

2) Образование (книги):

“Я глупостей не чтец,
     А пуще образцовых.”

3) Понимание ума:

“И точно начал свет глупеть,
     Сказать вы можете вздохнувши;
     Как посравнить, да посмотреть
     Век нынешний и век минувший”

“Из молодых людей, найдется — враг исканий,Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,В науки он вперит ум, алчущий познаний;К искусствам творческим, высоким и прекрасным,        Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!!”

“А чем не муж? Ума в нем только мало;        Но чтоб иметь детей,

     Кому ума недоставало?”

4) Отношение к крепостному праву:

“Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!!”

“Или вон тот еще, который для затейНа крепостной балет согнал на многих фурахОт матерей, отцов отторженных детей?!Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,Заставил всю Москву дивиться их красе!     Но должников не согласил к отсрочке:        Амуры и Зефиры все

        Распроданы по одиночке!!”

5) Отношение к службе, чинам:

“А впрочем, он дойдет до степеней известных,
        Ведь нынче любят бессловесных.”

“И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!”

“Чины людьми даются;
     А люди могут обмануться.”

6) Патриотизм:

“Когда ж пространствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!”

7) Отношение к иностранцам:

“А этот, как его, он турок или грек?
Тот черномазенький, на ножках журавлиных,
     Не знаю как его зовут,
     Куда ни сунься: тут, как тут.”

“Ах! если рождены мы всё перенимать,Хоть у китайцев бы нам несколько занятьПремудрого у них незнанья иноземцев;Воскреснем ли когда от чужевластья мод?        Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.”

Источник: http://VashUrok.ru/questions/3-4-tsitati-iz-gore-ot-uma-griboedova-po-kazhdoy-teme-dlya-famusova-i-chatskogo-1-vospita

отношения Чацкого и Фамусовского обшества к народу и крепостному праву в произведении “горе от ума”

5-9 класс

Взявшись за изучение текста комедии «Горе от ума», мы найдем всего пару фраз, характеризующих отношение Чацкого к народу и крепостному праву.

Однако эти два высказывания настолько четкие и сильные с эмоциональной точки зрения, что несложно сделать вывод о мнении героя (и в его лице – автора) на тему крепостного права и угнетенного русского народа.

Чацкий резко обличает крепостное право, его пороки и негативные последствия и ревностно встает на защиту простого люда. Стоит отметить, что Чацкий по сюжету возвращается в Москву из трехлетнего пребывания за границей.

Совет

Из этого можно сделать вывод, что он видел различные общества и государственные устройства, уж точно свободные от крепостного права, и уяснил для себя весь ужас этой открытой формы рабства XIX века.

Чацкий говорит о некоем знатном господине (безусловно, образ собирательный), который устроил ни много ни мало балет с участием крепостного народа – отвратительный пример использования живых людей как животных, как кукол.

Но даже не в этом вся беда – как только настал час расплачиваться с кредиторами, помещик продал всех крепостных в счет долгов.Ни в одной из цитат, характеризующих отношение Чацкого к народу и крепостному праву, не содержится ни прямых выпадов в сторону последнего, ни открыто поддерживающих слов по поводу простолюдин. Но даже так приведенные цитаты не вызывают никаких сомнений насчет взглядов героя и его отношения к крепостному праву и народу. Первое – суровое, обличающее негодование, второе – жалость и сочувствие, признание несправедливости, царящей в отношении к людям.

Ответить

Mjfjdrlrnj / 18 апр. 2013 г., 12:03:05

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО !!!!!!

СДЕЛАЙТЕ ТАБЛИЦУ ПО ГОРЕ ОТ УМА ОТНОШЕНИЕ ЧАЦКОМУ И ФАМУСОВСКОГО ОБЩЕСТВА К НАРОДУ И КРЕПОСТНОМУ ПРАВУ ; ИДЕАЛАМ ;И ПРОСВЕЩЕНИЮ !!!!!!!!!!!!!!

ПОЖАЛУЙСТА ОЧЕНЬ СРОЧНО НАДО

Almieva98 / 27 янв. 2015 г., 10:40:26

помогите пожалуйста!!! Сочинение на любую из тем:

1) Почему Грибоедов изображает поколение “отцов” сатирически?2) чем близок Фамусову Молчалин?3) Каково авторское отношение к образу Софьи?4) Почему сплетня о сумашествии Чацкого исходит от Софьи?

очень надо уже на завтра!!!! Произведение “горе от ума” мне где то на страницу надо написать в тетрадке))) очень сильно нужно! помогите!!!!

Вы находитесь на странице вопроса “отношения Чацкого и Фамусовского обшества к народу и крепостному праву в произведении “горе от ума”“, категории “литература“. Данный вопрос относится к разделу “5-9” классов.

Читайте также:  Краткое содержание "слова о полку игореве" по частям читать онлайн: краткий пересказ (по главам)

Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “литература“.

Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Источник: https://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/2815132_otnosenia-cackogo-i-famusovskogo-obsestva-k-narodu-i-krepostnomu-pravu-v-proizvedenii-gore-ot-uma/

Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» была написана А. С. Грибоедовым после Отечественной войны 1812 года, то есть в тот период, когда в жизни России происходили глубокие социально-политические изменения.

Своим произведением Грибоедов откликнулся на самые острые вопросы современности, такие, как крепостное право, свобода личности и независимость в мыслях, состояние просвещения и образования, карьеризм и чинопочитание, преклонение перед иностранной культурой. Идейный смысл «Горя от ума» состоит в противопоставлении двух жизненных укладов и мировоззрений: старого, крепостнического («века минувшего») и нового, прогрессивного («века нынешнего»).

«Век нынешний» представляет в комедии Чацкий, который является идеологом новых взглядов, Он выражает свое отношение ко всему, происходящему в обществе.

Именно поэтому такое важное место в пьесе занимают монологи главного героя. В них раскрывается отношение Чацкого к основным проблемам современного ему общества.

Обратите внимание

Его монологи несут и большую сюжетную нагрузку: они появляются в пьесе в переломные моменты развития конфликта.

Первый монолог мы встречаем уже в экспозиции. Он начинается словами «Ну что ваш батюшка?..», и в нем Чацкий дает характеристику московских нравов. Он с горечью замечает, что за время его отсутствия в Москве ничего существенно не изменилось. И здесь же впервые он заводит разговор о принятой в обществе системе воспитания.

Детей русских дворян воспитывают иностранцы-гувернеры «числом поболее, ценою подешевле». Молодое поколение растет в уверенности, «что нам без немцев нет спасенья».

Чацкий насмешливо и одновременно с горечью замечает, что для того, чтобы в Москве прослыть образованным, нужно говорить на «смешение языков французского с нижегородским».

Второй монолог («И точно, начал свет глупеть…») связан с завязкой конфликта, и он посвящен противопоставлению «века нынешнего» и «века минувшего». Этот монолог выдержан в спокойном, немного ироничном тоне, что психологически оправдано.

Чацкий любит дочь Фамусова и не хочет раздражать ее отца. Но и поддакивать Фамусову, который оскорбляет его гордость, его взгляды свободно мыслящего человека, Чацкий не хочет.

Тем более, что монолог этот вызван нравоучениями отца Софьи, его советами о том, как нужно делать карьеру, пользуясь опытом незабвенного дядюшки Максима Петровича.

Чацкий категорически с этим не согласен. Весь обличительный смысл слов главного героя заключается в том, что он пытается объяснить Фамусову разницу между двумя историческими периодами прошедшим и нынешним.

Важно

Екатерининская эпоха, которая вызывает такое умиление у Фамусова, определена Чацким как «век покорности и страха». Чацкий считает, что теперь настали иные времена, когда нет желающих «смешить народ, отважно жертвовать затылком».

Он искренне надеется, что приемы и методы вельмож екатерининской поры ушли в прошлое, а новый век ценит людей, по-настоящему честных и преданно служащих делу, а не лицам:

Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит и держит стыд в узде, 

Недаром жалуюи их мало государи.

Третий монолог «А судьи кто?» — самый известный и яркий монолог главного героя. Он приходится на момент развития конфликта в пьесе.

Именно в этом монологе взгляды Чацкого получают наиболее полное освещение, Здесь герой отчетливо выражает свои антикрепостнические взгляды, что дало впоследствии критикам возможность сближать Чацкого с декабристами.

Как не похож тон этого страстного монолога на миролюбивые строки предыдущего! Приводя конкретные примеры проявления чудовищного отношения дворян к крепостным крестьянам, Чацкий ужасается беззаконию, которое царит в России:

Тот Нестор негодяев знатных, 
Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!

Другой барин продает своих крепостных актеров:

Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все 

Распроданы поодиночке!

«Где, укажите нам, отечества отцы, // Которых мы должны принять за образцы?» — горько вопрошает главный герой.

В этом монологе слышится неподдельная боль человека, знающего цену «отцам отечества», которые «грабительством богаты» и защищены от суда всей существующей системой: связями, взятками, знакомствами, положением.

Новый человек не может, по мнению героя, примириться с существующим рабским положением «умного бодрого народа». Да и как можно примириться с тем, что защитников страны, героев войны 1812 года, господа вправе выменять или продать. Чацкий ставит вопрос о том, должно ли существовать крепостное право в России.

Героя Грибоедова также возмущает то, что вот такие «строгие ценители и судьи» преследуют все вольнолюбивое, свободное и защищают лишь безобразное и беспринципное.

Совет

В этом монологе героя слышится голос самого автора, высказывающего свои сокровенные мысли.

И, послушав страстный монолог Чацкого, любой здравомыслящий человек должен неизбежно прийти к мысли, что такое положение дел не может существовать в цивилизованной стране.

Словами «В той комнате незначащая встреча…» начинается еще один монолог Чацкого. Он знаменует собой кульминацию и развязку конфликта.

Отвечая на вопрос Софьи «Скажите, что вас так гневит?», Чацкий по обыкновению увлекается и не замечает, что никто не слушает его: все танцуют или играют в карты. Чацкий говорит в пустоту, но и в этом монологе он затрагивает важную проблему.

Его возмущает «французик из Бордо» как пример преклонения русских дворян перед всем иностранным. Со страхом и слезами отправлялся он в Россию, а затем был обрадован и почувствовал себя важным человеком, не встретив там «ни звука руского, ни русского лица».

Чацкого оскорбляет то, что русский язык, национальные обычаи и культура должны ставиться гораздо ниже чужеземного. Он с иронией предлагает занять у китайцев «премудрого… незнания иноземцев». И продолжает:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?  Чтоб умный бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев,

Последний монолог приходится на развязку сюжета. Чацкий говорит здесь о том, что никогда он не сможет примириться с нравами и порядками фамусовской Москвы. Он не удивлен, что это общество людей, панически боящихся всего нового и передового, объявляет его безумным:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Итак, Чацкий уехал из дома Фамусовых оскорбленным и разочарованным, И все же он не воспринимается как человек побежденный, проигравший, потому что сумел сохранить верность своим идеалам, остаться самим собой.

Монологи помогают нам разобраться не только в характере главного героя.

Обратите внимание

Они рассказывают нам о существовавших в тогдашней России порядках, о надеждах и чаяниях прогрессивных людей того времени, Они имеют значение как в смысловом, так и структурном построении пьесы.

Думающие читатели и зрители должны обязательно задуматься над главными проблемами русского общества времен Грибоедова, многие из которых актуальны и сейчас.

Источник: http://5litra.ru/soch/985-rol-monologov-chackogo-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html

Сайт для учителей и учеников. | Сайт для учителей и учеников

Классный час «Спешите делать добро!»

Цель: формирование у учащихся нравственных категорий: доброта, милосердие, благотворительность.

Задачи:

²  формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

²  вспомнить историю благотворительности на Руси;

²  рассмотреть случаи благотворительности в жизни каждого.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация.

Ход классного часа:

Учитель: Время, в которое мы живём, многие называют бездушным, жестоким. Достаточно включить телевизор, как на зрителя с экрана потоком хлынут волны негативных сообщений: в новостях освещаются, в основном, различные происшествия и трагедии.

Фильмы (боевики, «ужастики», триллеры) приучают к мысли о том, как легко можно лишить человека жизни. Передачи, в которых бы главные герои отличались отзывчивостью и благородством, практически исчезли с экрана телевизора. Интернет – ещё более худший помощник в воспитании милосердия.

Невольно посещает мысль: действительно, наше время и люди, живущие сейчас, бессердечны.

Сегодня мы порассуждаем, так ли это? У нас не просто классный час, а урок благотворительности. Как вы думаете, какова этимология данного слова?

Ученики: благо – добро, творить – делать, т.е. благотворительность – «делание добра».

Учитель: Приведите однокоренные слова.

Ученики: благодарность, благодетель, благодеяние, благополучие.

Учитель:  По Владимиру Ивановичу Далю “благотворительный, о человеке – склонный к благотворению; обычно разумеют: готовый делать добро, помогать бедным; об учреждении, заведении: устроенный для призрения дряхлых, увечных, хворых и неимущих, или ради попечения об них”; и еще “благотворец, благотворитель, м.б. благотворница, благотворительница – ж. – благодетель, благоподатель; творящий, делающий добро другим”.

Учитель: давайте послушаем одну из моих любимых музыкальных притчей в исполнении Светланы Копыловой: «Морские звёзды». (Слушают песню)

Любил один философ размышлять,

Гуляя в предрассветный час у моря,

О смысле жизни, радости и горе,

О том, зачем нам жить и умирать.

Однажды ночью был большой прилив –

Читайте также:  Прокурор в поэме "мертвые души": образ, характеристика, описание (смерть прокурора)

На пляже он хозяйничал без меры –

Но наступил отлив, и вдруг весь берег

Усыпан стал плеядой звёзд морских.

И звёзды, оказавшись без воды,

Под солнцем обречённо высыхали,

Прощаясь с жизнью, горестно вздыхали

И ждали неминуемой беды.

Философ думал: так и наша жизнь

В одно мгновенье может оборваться.

Наверное, не стоит и пытаться

Разгадывать по звёздам высший смысл.

Вдруг видит он: какой-то мальчуган

Бросает в море гибнущие звёзды,

И на глазах у мальчугана слёзы…

Вот так придумал – звёздам помогать!

– Глупыш, ведь ты не сможешь всех спасти!

Тут высказал своё философ мненье, –

Твои попытки – что они изменят?

Здесь миллионы этих звёзд морских!

Спасатель обернулся на ходу,

Задумавшись лишь на одно мгновенье:

– Для этой – очень многое изменят, –

И бросил в море новую звезду.

– Вот для чего наверно стоит жить, –

Подумал вдруг растроганный философ.

Быть может, создал Бог морские звёзды,

В ребёнке чтобы жалость пробудить.

Важно

Учитель: Что побуждало юношу бросать в воду морских звезд? Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не помо­жешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуж­дающихся»?

Ученики: высказывают мнения.

Учитель: Проведем т.н. «Мозговой штурм»: Какие действия человека можно отнести к благотворительным? (Приведите конкретные примеры)

Ученики: помощь пожилым людям, сиротам, инвалидам; сбор денежных средств для детского дома, организация концерта для детей детского сада; помощь бездомным животным, зоопарку; сбор донорской крови, спонсорство и т.д.

Учитель: сколько существует мир, столько же существует и добро. Вспомните из истории Российского государства какие благие дела совершались на Руси издревле до наших дней.

Ученики:

·–  – бесплатные обеды, которые устраивал князь Владимир после крещения Руси;

· – с незапамятных времён благотворительностью занимались монахи: в монастырях раздавалась бесплатная еда, оказывалась медицинская помощь;

·   -в бытность Петра I строились богадельни для стариков, инвалидов и детей-сирот;

· – в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. – многочисленные примеры благотворительности (воспитание чужих детей-сирот, делились последним, милость к пленным и т.д.).

Учитель: известные благотворители на Руси: (демонстрирует слайды с портретами)

Учитель: Примеры благотворительных дел русских предпринимателей: (демонстрирует слайды)

Учитель: ребята, а кто из вас сами получали ту или иную благотворительную помощь?

Ученики:

· – К. И. в составе делегации и Жигулёвска участвовал в Вахте Памяти, посвящённой Бородинскому сражению, а парадную форму ребятам помог приобрести один из спонсоров;

·  – С. М. на протяжении нескольких лет получает стипендию от Благотворительного Фонда «Созидание»;

· – ещё в 3-м классе один из родителей устроил для всего класса бесплатную поездку в «Аквапарк».

Учитель: Согласитесь: не менее приятно, чем получать какую-то помощь, оказывать её самим. Можете ли вы сказать, что и вам удавалось выступать в роли благотворителей?

Ученики:

· – например, П. С. участвовал в спортивных соревнованиях, сборы от которых шли на благотворительные цели;

· – ежегодно ребята из нашего класса участвуют в акции «Маленький принц» по уборке мусора с территории Самарской Луки;

· – вспомнили, как собирали игрушки для ребят из детского дома и книги для больных хосписа.

Учитель: послушайте индийскую сказку «Награда».

Как-то тигр охотился в джунглях и по­пал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:

– Сжалься надо мной, человек! Выз­воли меня из неволи, я щедро тебя отбла­годарю.

Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выско­чил наружу и говорит:

  – Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!

  Страшно стало путнику.

  – Ох, тигр, – сказал он, – неужели это и есть награда, которой ты хотел от благо­дарить меня за добро?

  – Она и есть, – ответил тигр.

  – Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.

  – Давай спросим кого-нибудь – на­града это или нет?

  Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

  – Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

– Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои су­чья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.

 – Ну, теперь-то я тебя съем! – обрадо­вался тигр.

– Давай еще кого-нибудь спросим! ­взмолился путник. Прошли они еще не­много. Видят: на пустоши пасется корова.

  – Эй, корова! – окликнули они ее. ­- Скажи, чем платят за добро?

– Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

Выслушал ее тигр и сказал путнику:

– Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя! – Подожди немного! – попросил человек.- Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тог­да, нечего делать, ешь меня…

Совет

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спро­сили ее:

  – Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

  – Добром! – ответила птица. – Суди­те сами: утром люди, просыпаясь, наслаж­даются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем са­мым не давая нам погибнуть.

  Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

Учитель: Сколько бы зла не было вокруг нас, надо видеть хорошее и самим стараться приумножить добро. Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать доб­рые поступки.

  В течение классного часа вы создавали плакат, отражающий тему нашего разговора. Пришло время посмотреть на ваше творение.

Ученики: рассматривают плакат, обсуждают, вывешивают в классный уголок.

Источник: http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=9104:2014-12-18-09-40-08&catid=54:literature&Itemid=68

Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» » Шпоры для студентов

Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста.

Чацкий в комедии «Горе от ума» противопоставлен лагерю старой Москвы, врагам свободомыслия и просвещения. Это представитель нового, молодого поколения, идущего другими путями, нежели фамусовы и молчалины. Вот как представляет себя грибоедовский герой:

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науке он вперит ум, алчущий познаний,

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим «высоким и прекрасным».

Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимость личности. Рабской морали Фамусовых и Молчалиных он противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека.

Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного поклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими, служение делу, а не лицам во имя чести и блага родины – таковы моральные принципы главного героя комедии. Он страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова.

В этом и заключается смысл духовной драмы Чацкого. Он терпит горе от своего ума, глубокого в критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру фамусовых и скалозубов, но еще слабого в определении правильных путей борьбы за преобразование действительности.

Как уже говорилось, Чацкий был подлинным представителем века Просвещения. Причины уродливости жизни он и видел в неразумности общества. Герой верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных гуманных идей. Но жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар, разбив не только общественные, но и личные надежды Чацкого.

Но ведь горе от своего ума испытывает не только Чацкий, но и весь фамусовский мир. Ведь главный герой чувствовал себя человеком «нынешнего века» и отнюдь не сознавал себя одиноким.

Обратите внимание

И, несмотря на свое «горе», чацкие наносят страшный удар по миру фамусовых, молчалиных и скалозубов. Спокойное и беспечное существование этого общества кончилось: его философию жизни осудили и против него восстали.

И если чацкие пока слабы в своей борьбе, то фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.

Итак, центральной проблемой и важнейшим идейным спором комедии является противоречивое отношение героев к «уму».

Горе от ума – это ситуация, когда человек живет, руководствуясь усвоенной системой стереотипов. Чацкий в этом смысле ничем не отличается от других. Его трагедия в избытке энтузиазма при недостаточном осмыслении своих реальных целей.

Автор, таким образом, на примере главного героя утверждает, что «горя от ума» не будет, когда в человеке соединится зрелость, глубина проникновения в суть вещей и разумность во всех отношениях.

Источник: http://shporiforall.ru/shpory/otechestvennajaj-lit/obraz-chackogo-i-problema-uma-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector