Катерина и варвара в пьесе “гроза”: сравнительная характеристика (противопоставление, сопоставление, героини-антиподы)

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в «Грозе»

В «Грозе» Варвара и Катерина являются двумя по-настоящему женскими образами. Эти две девушки воплощают в себе два различных подхода к жизни, к миру, к правилам игры. Однако было бы ошибкой противопоставлять образы Катерины и Варвары в «Грозе». По ряду причин этих двух героинь лучше рассматривать в неразрывной связи.

Поступки одного героя красочнее иллюстрируют характер другого, как бы оттеняя его, и наоборот. Эти персонажи интересны сами по себе, но при анализе и детальной сравнительной характеристики Катерины и Варвары из «Грозы» Островского открываются новые грани каждого образа.

Благодаря сравнению героинь «Грозы» можно намного лучше понять особенности характера каждого персонажа.

Что может сказать читатель о Варваре и Катерине, когда впервые видит героинь в наиболее привычной обстановке: Тихон покорно соглашается с матерью, а Кабаниха винит во всём Катерину, попутно жалуясь на жизнь? Девушки ведут себя по-разному.

Обратите внимание

Можно заметить, что все реплики Варвары сопровождаются ремаркой «про себя». То есть девушка высказывает своё мнение и недовольство сложившейся ситуацией, но предпочитает, чтобы о её мыслях никто не знал: «Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают. Варвара (про себя).

Не уважишь тебя, как же!», «Варвара (про себя). Нашла место наставления читать». Катерина не боится сказать о своих чувствах открыто. Катя чувствует обиду от безосновательных обвинений в том, чего не совершала: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь.

Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

Хотя логичнее предположить, что именно дочь, то есть Варвара, будет высказывать матери претензии. Тем не менее, когда Кабаниха уходит, Варвара, в отличие от Катерины, набрасывается на Тихона: что же это за муж, который не может защитить жену от тирании свекрови.

Варваре противно смотреть на Тихона, она понимает, насколько он жалкий и безынициативный человек. Ей жаль Катю, которая вынуждена жить с Тихоном. Ошибочно полагать, что Катя не замечает недостатков Тихона, но она выше жалости к себе.

И со стороны Варвары ей нужна вовсе не жалость.

Здесь открывается другая сторона персонажей, по-новому открываются образы Катерины и Варвары в «Грозе». Речь пойдёт не столько о силе характера и личных качествах, сколько о душевной глубине. Все жители Калинова противопоставлены образу Катерины по принципу мелочность — широта души. Варвара отличается от калиновцев, но всё же говорить о таком же глубоком понимании мира нельзя.

Катя невероятно тонко чувствует мир, каждое дыхание, каждый луч солнца. Она религиозна, поэтому в её миропонимании большое значение имеют христианские образы-символы (например, ангелята и пение). Варвара, которая воспитывалась иначе, не может понять всей метафизики, она не способна погрузиться в сферу имманентного, не дано ей почувствовать себя вольной птицей, запертой в клетку.

Нет, Варвара не так хорошо ощущает мир, зато она отлично знает жизнь. Дочь Кабанихи не питает иллюзий по поводу окружающих её людей, она решает играть по предлагаемым правилам, сохраняя при этом лицо. Её главный принцип — чтобы всё было «шито крыто», и никто ничего не узнал.

Варвара кажется намного старше Катерины именно из-за такого прагматичного и даже в чём-то циничного отношения к жизни, которое не свойственно юному возрасту девушки. Возникает ощущение, что Варваре не нужно сочувствие, ведь она способна за себя постоять. А вот Катерине, хрупкой и нежной, нужно всего лишь понимание, которое никто не способен дать ей.

Важно

Варвара слушает, но не слышит монологи Кати. И жизнь до свадьбы с Кабановым Варваре кажется такой же, как и после замужества: Варвара не понимает трагедии от утраты внутренней свободы.

Катерине свойственно больше рефлексировать на тему отношений и чувств. Любовь к Борису изначально страшит Катю, поэтому девушка старается отказаться от возникших переживаний.

Для Варвары такая ситуация в принципе невозможна, потому что если ей нравится молодой человек, она гуляет с ним, а если понравится другой, то, соответственно, пойдёт гулять с тем. Она научилась скрывать это, поэтому предлагает такой вариант Кате. Но Катерина отказывается.

Она понимает ответственность, которую влечёт за собой измена и ложь. Варваре тяжело видеть страдания девушки, поэтому она договаривается с Борисом о встрече от имени Кати.

Нужно упомянуть, что именно Варвара придумала способ как незаметно можно ускользнуть вечером из дому. Она сменила замок на калитке и подговорила служанку. Вряд ли бы Катерина проделала так много манипуляций и пустилась на столько ухищрений. Долгое время девушка не могла решиться на то, чтобы просто выйти к возлюбленному, взглянуть ему в глаза.

Варвара до последнего старалась уговорить Катю не рассказывать о тайных свиданиях с Борисом, но Катя была полна решимости признаться в содеянном. На эту ситуацию девушки смотрят с разных точек зрения. Для Варвары главным было собственное счастье, которое могло бы оборваться. А смолчав тайные встречи можно было бы продолжать. Катя Кабанова считала иначе.

Для неё это были не просто ночные прогулки с тем, кто был ей симпатичен. Кате пришлось сделать тяжёлый выбор, понимая, что обман и измена являются грехами как в христианстве, так и в обществе. Дальнейшая ложь и скрывание своих чувств могло бы усугубить внутренний разлад героини.

Девушка не могла жить в гармонии с собой, зная, что обманывает всех, в том числе и себя.

Совет

Девушки стремятся к свободе, но для Варвары важнее свобода передвижения, свобода, которая реализуется в материальном мире, а Катерина стремится к свободе духа. В финале пьесы автор выводит из произведения обеих героинь.

Катерина бросается в Волгу, обретая таким образом свободу. Варвара сбегает из дому. Почему же для Катерины невозможен путь Варвары? Потому что это всё равно было бы ложью себе, не обретение долгожданной свободы, а побегом.

Катерину преследовали бы призраки прошлого, и мучила бы совесть.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/katerina-i-varvara-sravnitelnaya-harakteristika.html

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в Грозе сочинение

Две молодые женщины, Катерина и Варвара, являются героинями пьесы «Гроза». У них много общего: обе они молоды и красивы. Рождены обе девушки в мещанско-купеческой среде. Она же не отличалась особой заботой о светском образовании своих «юных дочерей».

Катерина, чувствительная натура, которая с детства восхищается картинами природы, слушает молитвы и рассказы большого количества страниц, часто живущих в ее родительском доме, ей снятся сны « про золотые купола». Ей хочется, как птичке или бабочке, свободно летать с цветка на цветок.

Варвара, росла прагматичным, приземленным человеком, которой мать с детства, подрезала крылья. Старая Кабанова, создала в доме гнетущую, тяжелую атмосферу. Попав сюда Катерина, и вместе с ней Варвара, принимают решение поступать по-своему, то есть сметать преграды к счастью на своем пути.

Встретив Бориса, интеллигентного, молодого человека, она, забыв про свои обязанности жены, захотела почувствовать себя счастливой и любимой. Но богобоязненная Катя, в отличие от Варвары, не может перенести обман. Ее вера терзает и мучает ее.

Варя же проведя всю свою жизнь в среде провинциального города, под неусыпным взором Кабанихи, научилась бороться по- своему. Она научилась хитрить и врать. Варвара тоже хочет быть счастливой, но понимает это по- своему, смотрит на мир трезво.

Она стремится отстоять свое счастье любой ценой. Ее не останавливают ни крики и оскорбления матери. Она выбрала свой путь и смело, без оглядки, идет по нему. Варвара, как и Катерина, сильная женщина. Но первая сбегает из дома, а вторая сознательно идет на смерть, не смерившись с потерей любимого.

Две женщины, каждая из которых выбирает свой путь и свое направление, одинаково дороги автору. Через их выбор, их решения и шаги, он рассказывает о труднейшей, бесправной судьбе многих молодых девушек той поры. Он не противопоставляет героинь. Автор, просто, каждой из них определяет свою дорогу.

Вариант №2

Драма А.Н.Островского «Гроза» – глубокое, философское произведение отечественной литературы.

В нем писатель изображает жестокий мир «хозяев» жизни, деспотов и самодуров, намеренно подавляющих свободу своих жертв.

Такими стали Катерина и Варвара, которые оказались под гнетом жестокой Марфы Кабановой. Но героини, находящиеся в одинаковом положении, приходят к разным путям решения своей проблемы.

Обратите внимание

Варвара, сестра Тихона, и Катерина, жена его, живут в одной семье. Все они находятся во власти Кабанихи, которая постоянно издевается над своими близкими. Обе героини – это подруги по несчастью, но это, пожалуй, единственное, что их объединяет. Образы Катерины и Варвары противопоставлены друг другу.

Например, Катерина является очень тонкой, чувственной натурой, крайне остро реагирующей на действительность. Ей тяжело воспринимать наставления и критику свекрови в то время, как Варвара достаточно равнодушно и безразлично относится к ее замечаниям. Когда Тихон уезжает в командировку, Катерина признается, что любит другого – Бориса, умного и образованного молодого человека.

Ее подруга предлагает ей тайно встречаться с ним по ночам, что для Катерины вовсе неприемлемо. Варвара часто врет своей матери, многое от нее скрывает. Но Катерина не может пойти по тому же пути, поэтому признается мужу в своей измене. Она честная, искренняя, набожная девушка, для которой обман – страшнейший грех. А для Варвары это лишь средство выживания в жестокой среде.

Девушка очень хитра и вовсе не жертвует своим женским счастьем, поэтому в конечном итоге сбегает из дома вместе со своим возлюбленным.

Таким образом, образы Катерины и Варвары сильно отличаются друг от друга. Катерина кончает жить самоубийством, потому что не может жить среди жалких, глупых, злых людей. А Варвара, более суровая характером, все же приспособляется к такой жизни путем обмана и хитрости. Однако для Катерины это невозможно.

Читайте также:  Критика п. палиевского о романе "мастер и маргарита" булгакова (анализ)

Сочинение Характеристика Катерины и Варвары в Грозе

«Гроза» – драма, которую написал великий поэт А.Н. Островский.

В своем высоком, философском произведении поэт описывает несправедливую жизнь людей, которым кажется, что им принадлежит весь мир и они считают себя хозяином жизни.

Люди, которым дозволено все, они могут лишать свободы других людей. В таком положении находятся героини произведения «Гроза» Катерина и Варвара. Но каждая из них находит свой путь решений этой проблемы.

Катерина жена Тихона, а Варвара его сестра. Обе они живут под одной крышей. Им обеим приходится терпеть издевательства матери Варвары и Тихона. Два образа девушек очень похожи: молоды и очень привлекательны. Но и много различий. Катерина нежная, тонкая душевная натура.

Важно

Много читает, разбирается в живописи, любит природу. Она во всем видит прекрасное. Парит словно бабочка от цветка к цветку. Мать нашей героини, отдавая ее замуж, напрасно полагала, что она сможет жить с человеком без любви, что сможет со временем полюбить не любимого.

Так как она попала в другую семью, противоположную той в которой воспитывалась и росла.

Поэтому, когда Катерина попала в этот дом, она чувствовала себя неуютно. Варвара, напротив, лишена душевности. Ее мать воспитала ее грубой расчетливой и приземленным человеком. Она с детства лишила ее доброты и ласки.

В их доме всегда царила тяжелая и гнетущая атмосфера. В такой атмосфере Варвара привыкла жить с детства. Она с легкостью обманывала мать, чему учила и Катерину.

Всем своим видом она доказывала матери, что подчиняется ей, но в душе всегда царил протест против такой жизни.

Сестра Тихона Варвара настраивает Катерину, она поступает так как велит сердце. Поэтому повстречав красивого, молодого, воспитанного Бориса, она потеряла голову от любви, позабыв о том, что она является женой Тихона. Она просто хотела быть любимой и счастливой.

Но Катерина в отличии от Варвары не может обманывать своего мужа, и признается ему. Варвара поступает иначе, она тайно покидает родительский дом, таким способом становится счастливая.

Совет

А Катерина сознательно выбирает другой путь, и не смерившись с расставанием с любимым выбирает смерть.

Две героины по-своему очень дороги поэту. Две разные женщины по характеры, выбирают две разные дороги в своей жизни. Именно на примере этих юных красивых девушек того времени автор пытается поведать читателю, а трудных судьбах многих женщин той сложной и суровой поры. В произведении нет противопоставления этим двум героиням. У каждой из них свой жизненный путь.

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в Грозе

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Мещерского Ледоход
    Арсений Иванович Мещерский был очень самобытным художником. Больше всего он любил писать пейзажи. Известны его холсты о природе севера и юга России, Крыма и Кавказа. Излюбленным временем года мастера была зима. В своих работах он чаще всего
  • Сочинение на тему Какие качества раскрывает в человеке дружба
    Умение дружить – это огромный дар. Дружба наделяет человека определенными качествами, дружба раскрывает в человеке определенные качества. Дружба всегда помогала людям, ведь не всегда близкие родственники могут прийти на помощь.
  • Обломов сочинение рассуждение по роману
    Каждый из нас, устроен по-особенному, но есть одно, что объединяет всех людей, это чувство собственной лени, которое иногда нам мешает жить и выполнять свои определенные обязанности. Самое страшное, что человек стесняется себе признаться
  • Уроки доброты в рассказе Распутина Уроки французского 6 класс сочинение
    Этот талантливый писатель сумел создать целую серию поучительных рассказов, которые воспитывают в человеке чувство доброты и справедливости. Главным героям рассказа про уроки доброты, становится один мальчик, который достаточно беден и постоянно
  • Образ и характеристика Простаковой в комедии Недоросль сочинение
    Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году, в самый мрачный период царствования Екатерины Второй, когда императрица, в силу определенных политических и экономических причин, окончательно приблизила к себе дворянское сословие,
  • Сочинение на тему Семейное счастье
    Что такое семейное счастье? Многие молодожёны и бывалые семьянины задаются этим вопросом. Кто-то думает что семейное счастье заключается в материальном благополучии, а кто-то считает что самое главное это взаимопонимание и гармония между членами семьи.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/sravnitelnaya-harakteristika-kateriny-i-varvary-v-groze

Сравнительная характеристика катерины и варвары – Сочинение

Текст по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Катерина и Варвара. Кто они — антиподы или «подруги по несчастью»?

Катерина и Варвара — молодые женщины из купеческой се­мьи. Они имеют черты сходства и различия.

Обе они из одной среды, обеим им не дано было в детстве получить хотя бы азы, основы светского образования. Их со­знание, вкусы, их миропонимание сформированы близкой им народной культурой.

Купеческое, мещанское население, крестьянство в 60-х годах XIX в. — это были близкие по культурному уровню сословия, где об искусстве и образованности люди часто имели приблизи­тельные представления, а черты быта, общения, эстетические понятия именно в их понимании принимали иногда довольно простые, незатейливые формы.

Катерина — женщина, одарённая и чувствительным серд­цем, и пылким воображением. Во время посещения церкви её радуют видения картин, где в светлом «небе ходит дым» и «ан­гелы… летают и поют». Ей снятся «храмы золотые» и «деревья и горы», какие изображены на иконах.

Её родительский дом, по-купечески щедрый и богатый, по­сещало множество странниц и богомолок.

Катерина слушала их молитвы, притчи и бесконечные рос­сказни, часто построенные на грубых суевериях, и верила всему не рассуждая.

Её вера в добро, её отзывчивое сердце, созидающее начало её души перерабатывали эти «материалы» в чудесные образы и видения. И картины природы, неоглядные волжские дали по­рождали в ней желание «вылететь в поле и летать с василька на василёк, как бабочка».

Обратите внимание

У Варвары, родственницы Катерины, быт и воспитание такие же, как и у неё, главной героини пьесы. Но образ жизни обеих молодых Кабановых, дочери и невестки Марфы Игна­тьевны, имеет лишь внешне схожие черты.

Катерине в ро­дительском доме «таково хорошо было», а в доме мужа «всё как будто из-под неволи».

Старая Кабанова, свекровь молодой женщины, создаёт в семье гнетущую атмосферу, навязывая домочадцам свои порядки и заставляя жить по законам до­мостроевской старины.

Деспотизм и чёрствость души старой купчихи вызывают у Катерины и Варвары желание поступать по-своему, вопреки воле «маменьки».

У Катерины поведение свекрови порождает не только про­тест сам по себе, но желание защитить себя и доказать своё право быть личностью, женщиной, достойной уважения.

Встреча с Борисом, интеллигентным молодым человеком из образованной среды, изменяет жизнь купеческой невестки. Мощный любовный порыв, потрясший её душу, сметает все условности и преграды на пути женщины к счастью и приво­дит к супружеской измене.

Однако расплата за «грех» должна была либо сломить волю молодой Кабановой, навеки опозорив её в общественном мнении, либо уничтожить её физически. И Катерина сознательно выбирает самоубийство, не смирив­шись с потерей любимого человека, со злобным осуждением окружающих.

Она уходит из жизни, не приняв законы тех лю­дей, с которыми она обречена была оставаться до конца своих дней.

Важно

Варвара, как и Катерина, сильная личность. Но в её душе нет тонкости переживаний, она смотрит на мир очень трезво и уверена в том, что должна любой ценой отстоять своё право на счастье.

Её связь с Кудряшом, советы, данные Катерине, тайно встре­чаться с Борисом, умение лгать и притворяться, а также побег из дома от тирании матери — всё свидетельствует о том, что у неё своя линия жизни, своя правда, которая отличается от правды Катерины.

Чего ждёт в будущем каждая из них? Катерина хочет радо­ваться жизни и быть честной перед Богом и людьми.

Варвара стремится получить счастье любой ценой, даже це­ной хитрости и лжи.

Катерина и Варвара не антиподы; их сближают условия жизни в одной семье и желание свободы, как они её понимают.

Здесь искали:

  • Катерина и Варвара антиподы или подруги по несчастью
  • катерина и варвара сравнительная характеристика
  • сравнительная характеристика катерины и варвары

Источник: https://Sochineniye.ru/sravnitelnaya-harakteristika-kateriny-i-varvary/

С5 ЕГЭ по литературе. Эссе “В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

Эссе

С5. В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

Драма «Гроза» была написана в 1859 году.

Это был период, когда русское общество жило напряженным ожиданием реформы, когда одной из важных проблем общества была тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту, под гнетом которого задыхались не только члены купеческих семей, особенно женщины, но и беднота, зависевшая от капризов самодуров.

Читайте также:  Мораль басни "лев и лисица" крылова (анализ, суть, смысл)

Писатель не просто обличает «темное царство» в свой драме, но и показывает, как в глубине его зреет протест против вековых традиций, как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни. Главный конфликт пьесы – это столкновение пробуждающейся личности с «темным царством», деспотизмом, духотою, фальшью.

Исходя из этого, все герои драматического произведения, как правило, делятся на два противостоящих лагеря: в пьесе «Гроза» – Катерина противопоставляется жителям города Калинова.

Вместе с тем, на мой взгляд, важен каждый из персонажей: они необходимы для полноты изображения калиновского мира, с ними общается Катерина, и почти каждый из них так или иначе помогает развитию драматического действия. Мне кажется, несмотря на противостояние, ближе всех к главной героине – Варвара. Так в чем же смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? Попытаюсь над этим поразмышлять, обратившись к содержанию пьесы.

Известно, что в драматическом произведении автор раскрывает и характеры героев, и идейный смысл через сопоставление взглядов, мыслей и действий, которые герои передают в диалогах и монологах. Поскольку Катерина живет в доме своего мужа, то, естественно, чаще всего она общается с членами его семьи.

На мой взгляд, самые доверительные отношения у нее складываются не с безвольным мужем, не, тем более, с грозной свекровью, а именно с Варварой, сестрой Тихона. С ней Катерина делится обо всем, даже о самом сокровенном. Именно Варвара устраивает свидания Катерины с Борисом, по-своему жалеет ее, выслушивает ее искренние монологи, хотя не всегда и во всем ее понимает.

Нет сомнения в том, что эти героини абсолютно разные. Небогатый жизненный опыт Варвары подсказал ей, что ради собственного спокойствия и во избежание неприятностей лучше всего жить по принципу «шито да крыто», обманывать, ловчить.

Совет

Собственно, это и не ее вина, как я думаю: ведь так воспитала ее мать, сама привыкшая лицемерить; так живет ее брат Тихон, который внешне соблюдает устои «темного царства» и ждет только очередного отъезда, чтобы в полной мере насладиться всеми соблазнами жизни. Вот почему Варвара откровенно и говорит Катерине: «По-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Вот поэтому и сопоставляет Островский героинь, чтобы раскрыть характер Катерины, показать, что она не такая: она не может и не хочет жить по принципам, по которым живет Варвара. В отличие от нее, Катерина – открытая, смелая, прямая. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», – отвечает она Варваре.

И хотя Варвара смелее, хитрее, живее своего брата, она боится открыто встречаться с Кудряшом, остерегается свою мать, приспосабливаясь к морали «темного царства». Да и в любви она не особо принципиальна: ей бы попеть да повеселиться; довольно равнодушно воспринимает грубые выходки ухажера Кудряша по отношению к себе.

Катерина же, полюбив Бориса, не хочет прятаться и скрывать свои чувства: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» И в этом мы видим ее нравственное превосходство над всеми жертвами «темного царства», в том числе, и над Варварой. Она и любит-то особенно: сильно, глубоко, самозабвенно, готовая пойти с любимым на край света. «Отчего люди не летают так, как птицы? – говорит она Варваре.

– Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Цельная, сильная натура, Катерина терпит лишь до поры, до времени: «А уж коли очень мне опостынет, – говорит она, – так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.

Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» И религиозность у Катерины особенная, не такая, как у Варвары, которая только внешне соблюдает принятые традиции; ходит в церковь, а в остальном, мне кажется, она далека от заповедей. Религиозность же Катерины вбирает в себя всю полноту мира Божьего: ощущение божественных сил неотделимо у нее от сил природы.

Вот почему она так боится грозу, видя в ней Божью кару. Таким, образом, сопоставление Катерины с Варварой помогает нам лучше понять особенности характера героини, ее нравственное превосходство над «темным» царством.

Но сопоставление помогает мне понять и Варвару: вызывает, например, уважение то, что она, зная все секреты Катерины, ни разу ее не предала, по-своему сочувствует ей, хочет помочь.

Но самый главный смысл, по-моему, заключается в том, что Варвара, общаясь с Катериной, так или иначе меняется: не выдержав деспотизма матери, она убегает из дома вместе с Кудряшом, и это свидетельствует о самом важном, что хочет донести до нас автор: о пробуждении в ней сознания, чувства собственного достоинства. Значит, не напрасна жертва Катерины, значит, не так уж и страшен и долговечен мир Кабановых и Диких, если самые безропотные (Тихон) и самые приспособленные (Варвара) доходят до открытого протеста, не желая больше мириться с жестокими нравами. И наконец, сопоставление Катерины и Варвары помогло мне определить еще не менее важный смысл: несмотря на различия в характерах, взглядах, обеих героинь объединяет трагичность их судеб: Катерина бросается в Волгу, но и Варвара убегает из дома. В этом я тоже вижу трагедию: ведь она понимает, что назад пути нет, а впереди – только неизвестность, и будет ли она счастлива, тоже неясно. Ясно главное: Варвара под влиянием Катерины пробудилась и вырвалась из плена «темного царства».

Обратите внимание

Таким образом, сопоставляя Катерину и Варвару, драматург не только раскрывает их внутренний мир, но и вкладывает глубокий идейный смысл, раскрывая свою позицию по актуальным проблемам современной ему действительности.

Источник: https://infourok.ru/s-ege-po-literature-esse-v-chyom-smisl-sopostavleniya-obrazov-katerini-i-varvari-po-pese-an-ostrovskogo-groza-3073380.html

Сочинение на 5.Ру

«Гроза» — одна из самых известных пьес А.Н. Островского. В ней очень интересно отражены проблемы, с которыми приходится сталкиваться людям. Но примечательно то, что на определенную ситуацию можно посмотреть с разных точек зрения. Особенно хорошо это прослеживается на примере Катерины и Варвары.

Варвара – сестра мужа Катерины, Тихона. Ее образ полностью аутентичен Катерине, но, что примечательно, девушки не враждуют, между ними царит атмосфера определенного доверия и взаимопомощи.

Их сближает то, что они вынуждены считаться с правилами Кабанихи, которая держит под каблуком всех домочадцев, в том числе и Тихона.
Катерина говорила, что вышла за него из жалости.

И действительно, их отношения можно назвать «жалкими»: Тихон покорно слушает маменьку, которая жалуется на жизнь, обвиняя Катерину. А последняя же не боится сказать о своих чувствах открыто, чувствуя несправедливое обвинение: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь.

Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю». Но Катерина ничего не выговаривает Тихону, и этим занимается Варвара. Она считает, что брат ведет себя неподобающе, прогибаясь под волю матери.

Крайне интересно, что Варварины реплики часто сопровождаются ремаркой «про себя». Она не привыкла показывать свои реальные убеждения. Ведь ее понимание жизни более прагматичное, Варвара привыкла лгать и изворачиваться для своей пользы. Главное, чтобы все было «шито-крыто», если уж на то вынуждают условия.
Но Катерина не такая.

Некоторые ошибочно записывают ее в «тургеневские девушки». Да, определенные черты присутствуют, но нужно помнить, что «тургеневская девушка» в сложных ситуациях брала себя в руки, показывая сильные стороны характера, чего не смогла сделать Катерина. Ведь ее внутренний конфликт был слишком силен.

Она привыкла жить честно и открыто, являясь религиозным человеком, поэтому любовь к Борису сначала пугает ее, ведь это грех.

Важно

Варвара же спокойно относится к своей любви. Она понимает, что нужно извлекать все лучшее из теперешней ситуации. Поэтому, раз уж такая маменька – нужно изворачиваться. Варвара находит место для свиданий с любимым. Она не считает грехом то, что гуляет с ним каждую ночь.

Будучи бойкой девушкой, именно она устраивает Катерине свидание с Борисом под предлогом ночевки в саду. Как уже было сказано, для Варвары это дело обыденное.
Но, как известно, Катерину замучило раскаяние, и она призналась в том, что делала, пока мужа не было дома. Варвара же до последнего умоляла ее не рассказывать.

Ведь она не переживала внутреннего конфликта.

Но Катерина стремилась к искуплению своего греха, к гармонии внутреннего мира. А раз на совести такое «преступление», какая может быть духовная свобода?

Здесь же стоит сказать о том, как девушки воспринимают свободу, ведь обе к ней стремятся. Для Катерины важна свобода духовная. Ей нужен понимающий человек. Для Варвары же главной является свобода «материальная». Поэтому она не понимает, почему Катерина поступает так, а не иначе.
Конец пьесы Островского всем известен. Катерина бросилась в реку.

Девушка не смогла перенести своей «греховности». Хотя примечательно, что самоубийство – еще больший грех. А Варвара сбежала со своим возлюбленным, ибо лучше понимала жизнь с практической точки зрения.
Почему же Катерина не смогла бы «встать на путь Варвары»? Это было бы нарушением внутренней гармонии и ложью себе.

Читайте также:  Мораль басни "слон в случае" крылова (анализ, суть, смысл)

Поэтому самоубийство было единственным возможным выходом для героини.

В этом и состоят основные различия Катерины и Варвары.

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

Источник: https://sochinenie-na5.ru/sravnenie-kateriny-i-varvary-v-pese-ostrovskogo-groza/

Катерина и варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»

Сочинения по литературе: Катерина и варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза» Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» — самое значительное и итоговое произведение первой половины творчества писателя.

В «Грозе» Островский возвратился к своей излюбленной тематике, к изображению семейно-бытового конфликта его внутреннем драматическом развитии, довел до решительной развязки и тем самым впервые вышел за пределы комедийного жанра. В «Грозе» драматург нашел характер более значительный, че в предыдущих пьесах.

В Катерине он изобразил женщину, обла' дающую при всей своей неразвитости силой воли и незаурядНoi ментом. Однако подобными же свойствами отличается и fetfu героиня пьесы, Варвара, которая умеет в своей любви к друг у активно и смело обойти прямолинейные запреты домогского мира. Но Варвара мелка в чувствах и запросах.

Катерина же обладает не только силой, но и глубиной переяй, вытекающих из ее нравственной незаурядности, и, где всего, из ее смутных и неосознанных романтических стремлений.

Совет

В разговоре с Варварой открывается душа Катери – «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Зн. а-В ' мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки Y&K й полетела». Эти стремления Катерины получили развитие еще до замужества, в патриархально-купеческих условиях ее воспитания.

Мать в Катерине «души не чаяла», «полон дом был странниц и богомолок», «цветов было много, много», часто в церковь ходили дома «по бархату золотом» вышивали… Эта обстановка дала широкий простор мечтательности девушки, мечты ее окрашивались в тона религиозной экзальтации.

Однако эти условия содействовали и тому, что в осознании Катерины прочно укладывались и укреплялись нормы патриархальной покорности, подкрепленной авторитетом религии. Разбудив в Катерине религиозно-романтическую мечтательность, патриархальная домо-строевщина сыграла с ней злую шутку.

Мать девушки была убеждена, что Катерина «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее без любви в семью Кабановых. Но эта семья совершенно иной закалки, здесь все выполняется не от души, а «из-под неволи».

Вот Варвара привыкла жить в такой атмосфере. Она обманывает мать, не испытывая ни малейшего угрызения совести. Внешне Варвара подчиняется власти Кабанихи, но внутри — она протестует. Причем она не считает зазорной эту двойную Жизнь — привыкла. «Ну, а ведь без этого (обмана) нельзя… У н&с весь дом на том держится.

И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»,— учит она Катерину. Варвара прекрасно усвоила уроки матери-ханжи и лицемерки. Катерина же тяготится той атмосферой, в которой вынужде-йа жить… Она не любит недалекого и слабовольного мужа, пре-3Ирает злобную и сварливую свекровь.

Неминуемо ее романти-устремления должны были найти и нашли выход, страстно влюбилась в Бориса. Вначале она стремилась °Давить в себе греховное чувство, но, не сумев противостоять ^У> тяжело и искренне переживает измену мужу.

Катерина полна страха перед'содеянным грехом, но не л кого суда она боится. Грозу Катерина воспринимает как Brw Т ” ^bjQ кару, поэтому ждет от нее смерти.

Обратите внимание

И страшно вдвойне УМОТЧ еРетъ без покаяния, поэтому «перед всем миром» признается, «fyr умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлю 6 перед Богом такая, какая я здесь…

— вот что страшно! Что меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!» Варвара же боится одного — прозябать от скуки.

У Нее вершенно иная «философия»: «А что за охота сохнуть-то! Хот умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся Так какая же неволя себя мучить-то!» Она живет по довольно своеобразным правилам, но ее судить трудно, мать вынуждает Варвару врать и скрываться.

Ханжество Кабанихи, ее вечные запреты толкают Варвару на этот путь. Катерина сама кается Тихону в совершенном грехе, ее порыв к свободе, стремление хотя бы ценой жизни вырваться из домостроевской тюрьмы оказывается сильнее чувства долга.

Катерина готова бежать с Борисом, вот только он ее не берет.

Оставленная возлюбленным, Катерина предпочитает смерть возвращению к мужу в семейную кабалу. Совершенно иная ситуация у Варвары.

Она свободна от обязательств, ничего не связывает ее с семьей, кроме неприятных воспоминаний, нет родственной привязанности, чувства дочерней благодарности, поэтому она спокойно уходит с Кудряшом, не заботясь о последствиях.

Островский вывел на сцену два противоположных характера, указав пути из «темного царства». Зрителю ближе, вероятно, «бегство» Варвары, чем уход Катерины. Она избрала слишком суровый путь, но у нее не было другого выхода.

Источник: https://historylib.net/katerina-i-varvara-sravnitelnaya-xarakteristika-geroin-dramy-a-n-ostrovskogo-groza/

Катерина и Варвара в системе образов драмы А. Н. Островского «Гроза»

Система образов в драме А. Н. Островского «Гроза» достаточно сложна, но в то же время она обладает стройностью и упорядоченностью. Второстепенные персонажи играют огромную роль в пьесе, создавая необходимый фон, по мнению Н.А.

Добролюбова, «освежающий» и «ободряющий». Система персонажей построена автором по принципу парности; используя приём антитезы, А. Н. Островский как бы делит всех действующих лиц на две основные группы: угнетатели и угнетённые (как экономически, так и духовно).

Катерина и Варвара находятся под гнётом властной Кабанихи. Казалось бы, внешне в их жизненных ситуациях много общего, между ними нет очевидных противоречий, им нечего делить.

Но это внешнее сходство только подчёркивает ту глубокую пропасть, которая лежит между ними во внутреннем, духовном развитии.

Варвара духовно примитивна, это прямой результат того социально-бытового уклада, который царит в Калинове. Именно жизнь в доме матери-самодурки не дала ей возможности развиться в нравственном плане, ложь стала для неё нормой жизни: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Важно

Совсем по-другому воспринимает ложь Катерина: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».

Варвара приспособилась к «тёмному царству», выучила все его неписаные законы и правила; в своих действиях она руководствуется житейской хитростью, инстинктом самосохранения: «А по-моему — делай что хочешь, только бы шито да крыто было».

Варвара несколько груба и развязна, она может позволить себе в речи выражения, типа: «Что за охота сохнуть-то!», чего никогда не услышишь из уст Катерины. Возможно, что, оттеняя именно эти особенности дочери Кабанихи, А. Н.

Островский, который придавал большое значение именам героев, назвал её Варварой, что значит по-гречески «грубая», тогда как имя главной героини переводится «всегда чистая».

Обстановка, в которой росли и воспитывались девушки, очень похожа. Выслушав рассказ Катерины о её детстве, Варвара заявляет: «Да ведь и у нас то же самое». Однако в результате характеры сформировались совсем разные.

Варвара по натуре добрая девушка, она сочувствует Катерине, презирает бесхарактерность брата, возмущается грубостью матери: «Нашла место наставления читать», — говорит она «про себя» матери. Однако в отличие от Катерины, она не находит в себе сил для душевного протеста, да и не считает это нужным.

Внутренний мир Катерины раскрывается в разговорах с Варварой, именно ей главная героиня пытается излить свою душу. Однако Варвара отвечает: «Я не понимаю, что ты говоришь», называет свою подругу «странной», «чудной».

Тем не менее, Варвара признает, что она «хуже» Катерины, она чувствует, что в душевном плане Катерина развита лучше, чем она. Это не мешает Варваре жалеть и любить Катерину, что для последней очень важно: «Так ты, Варя, жалеешь меня? Так ты, стало быть, любишь меня? » Это открытие очень удивляет Катерину, но и радует её, потому что ей очень не хватает человеческого тепла и участия.

Совет

Варвара первая почувствовала зарождающееся в Катерине чувство к Борису и постаралась помочь в силу своего представления о счастье, которое совсем не совпадало с представлением Катерины.

Катерина, в отличие от Варвары, немного наивна, её образ овеян нежностью. Однако с другой стороны, это очень сильный характер. Если Варвара руководствуется в своих поступках умом и хитростью, то Катерине не нужны логические доводы, она руководствуется порывами своей сильной натуры: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь».

Протест Катерины против окружающей её действительности ярок, очевиден, не вызывает никаких сомнений. Тем не менее уход Варвары с Кудряшом из города тоже своего рода протест.

При всей своей хитрости, приспособляемости и нравственной примитивности Варвара не смогла выдержать домашнего тиранства. Добрые задатки в ней, безусловно, есть. Она не чужда доброты и сострадания.

Освободившись от пагубного влияния матери, он, вероятнее всего, будет развивать лучшие стороны своей натуры.

На примере двух рассмотренных нами женских образов А. Н. Островский отобразил проблему эмансипации женщин, которая приобрела особую актуальность в середине прошлого века, в связи с общими идеями освободительной борьбы. Поэт и переводчик М. И. Михайлов писал, что для того времени «вопрос о положении женщины и об организации семейства» был одним из самых насущных.

Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓

Источник: https://sochinenie5ballov.ru/essay_55.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]