Характеристики главных героев произведения Певцы, Тургенев. Их образы и описание
Характеристики главных героев произведения Певцы, Тургенев. Их образы и описание
Рядчик
Один из главных героев рассказа, городской мещанин из Жиздры, соперник Яшки. С виду ему лет тридцать. Он невысокого роста с «живыми» карими глазками и жидкой бородкой. Лицо у него рябое, волосы курчавые. В кабаке Николая Иваныча он оказался не случайно. Рядчик соревновался в пении с Яшкой-турком, лучшим певцом в округе. Подробнее>>>
Яшка-Турок
Один из главных героев рассказа. Мать Якова была пленной турчанкой, отчего он и получил свое прозвище. Все в округе знали, что он лучший в околотке певец. На вид ему было 23 года, стройный, худой, с большими серыми глазами и светло-русыми кудрями. Лицо у него было впечатлительное и страстное. Подробнее>>>
Николай Иваныч
Владелец кабака Притынный, где состоялось состязание певцов. Он довольно толстый и седой человек, женат, есть дети. Имеет огромное влияние в округе, знает все тайны и новости. Умееет расположить к себе посетителя, поэтому к нему ходят чаще, чем к другим.
Жена Николая Ивановича
Полноватая и бойкая женщина, уважаемая мужем. Не любит шумных, любит тихих людей. Хранит семейные деньги у себя под ключом.
Автор
Автор и рассказчик этой истории. Он шёл в заведение к Николаю Ивановичу выпить пива или квасу, но случайно попал на состязание певцов.
Моргач
Низенький и толстый человек, хромой. Когда то был в крепостных, но потом получил свободу и даже разбогател. Один из зрителей поединка между певцами, чей разговор с Обалдуем подслушал автор перед входом в кабак.
Обалдуй (Евграф Иванов)
Один из зрителей поединка между певцами, чей разговор с Моргачом подслушал автор. Местный пьяница, из дворовых. Совершенно не имея собственных денег он, однако, умудрялся пить каждый день за чужой счёт.
Дикий-Барин (Перевлесов)
Мужчина примерно сорока лет, крепкого телосложения и со свирепым взглядом. Один из зрителей поединка между певцами. Он почти не пил вина, не водился с женщинами и очень любил пение. Имел огромное влияние в округе.
Мужичок в изорванной свите
Один из зрителей поединка между певцами, к кому за столик сел автор.
Генерал Щерепетенко
Эпизодический персонаж, главный чин в уезде.
Антропка
Эпизодический персонаж, мальчик которого громко и долго кричал другой мальчик, так как тятя хотел Антропку высечь.
см. также:
Краткое содержание Певцы, Тургенев
Сочинения по произведению Певцы, Тургенев
Краткая биография Ивана Тургенева
Характеристики героев и персонажей других литературных произведений
Источник: https://www.sdamna5.ru/pevtsy_harakteristiki
Певцы Анализ рассказа Тургенева | Инфошкола
В рассказе «Певцы» автор рассказывает о том, какое впечатление производит на русского человека пение, и вместе с тем дает образ талантливого певца из народной среды. В корчме происходит состязание в пении между рядчиком из Жиздры и Яшкой Турком.
Первый затягивает развеселую песню, обильную всякими завитушками и прищелкиваниями; общий восторг служит ему наградой. Выступает на сцену второй; он начинает заунывную песню «Не одна в поле дороженька пролегала».
Сначала он поет робко, но постепенно вдохновляется, овладевает собой и грустная русская песня его звучит широко, от нее «веет чем-то родным и необразимо широким, словно знакомая степь расстилается перед слушателями, уходя в бесконечную даль … »
Эта песня действует самым потрясающим образом на слушателей: одни стоят, как оцепенелые, другие рыдают; на них подействовала та задушевность, то глубокое чувство, которыми была проникнута песня талантливого Якова. В кабаке устраивается своего рода турнир между певцами. Вот рядчик запевает веселую, плясовую песню.
Он начинает отделывать такие завитушки, так защелкал и забарабанил языком, так неистово заиграл горлом, что когда он пустил последний, замирающий голос, общий слитный крик слушателей ответил ему неистовым взрывом. Но вот на сцену выступает Яков. Он прислонился к стене; глаза его едва мерцали сквозь опущенные ресницы.
Он глубоко вздохнул и запел … понемногу разгорячась и расширяясь, полилась его заунывная песня: «Не одна-то в поле дороженька пролегала … » «Пел он, и всем присутствующим сладко становилось, — говорит Тургенев, — и сладко, и жутко … Песня его росла, разливалась.
Яковом, видимо, овладело упоение … он отдавался весь своему счастью. Закипала на сердце кровь и поднимались к глазам слезы. Глухие, сдержанные рыдания, — продолжает Тургенев, — поразили меня … я оглянулся — жена целовальника плакала, припав грудью к окну … » Яков кончил.
Слушатели стояли все, как оцепененные. Рядчик тихо встал и пошел к Якову.- «Ты … твои … ты выиграл», — произнес он с трудом и бросился вон из комнаты. Да. Не удаль и не веселая песня трогает русского человека, хоть и для нее в нем много места.
Русскому человеку нужна задушевность».
В «Певцах» Тургенев изображает потрясающее действие музыки, песни на самых разнородных по характерам своим русских людей.
В неприглядной обстановке кабака происходит состязание двух певцов, и чистое веяние искусства все очищает и просветляет вокруг.
Состязаются рядчик из Жиздры и Яшка Турок, и слушатели с замирающим сердечным участием следят за исходом благородной борьбы. Победителем оказывается Яков.
Вот как рисует Тургенев его пение: «понемногу разгорячась и расширяясь, полилась заунывная песня.
Слушатели всем сердцем отозвались на вдохновенное пение: автор чувствовал, что у него «закипали на сердце и поднимались к глазам слезы»; он видел, что «жена целовальника плакала, припав грудью к окну»; целовальник Николай Иваныч потупился; легкомысленный и несообразный Оболдуй, посторонний и случайный свидетель состязания, и сам суровый «Дикий Барин» был растроган.
Соперник Якова, рядчик, первый признал себя побежденным. Чуткой и нежно-отзывчивой на впечатления искусства изображена Тургеневым в «Певцах» русская душа, и тонко подметил автор народные особенности, народные черты широкой и вольной русской песни.
Источник: https://info-shkola.ru/pevcy-analiz-turgenev/
Анализ рассказа Тургенева “Певцы”, герои произведения
Наряду с другими высокими нравственней качествами русского человека Тургенев показал его глубокую эстетическую восприимчивость. В рассказе «Певцы» он изобразил отношение русского народа к искусству в той форме, которая ему наиболее доступна, т.е. в форме песни.
Он описывает состязание певцов в деревенском кабачке, перед публикой, состоящей, большей частью, из трактирных завсегдатаев.
Личности обоих соперников резко отличаются друг от друга, и эта разница отражается в приемах пения, в тоне и характере песен и в произведенном впечатлении.
Один из них, мещанин-рядчик, бойкий и самодовольный малый, выступает на состязании с веселой плясовой песней, полной силы и удали. Другой, Яков Турок, фабричный рабочий, человек с натурой глубокой, восторженной и страстной, «художник в душе» по определению самого автора, выбрал грустную, заунывную песню, и сразу приковал к себе всеобщее внимание.
Глубокая искренность чувства и сила лирического подъема обеспечили ему победу над соперником. Яков сам увлекается своим пением, забывает о слушателях, о цели состязания, вкладывает всю свою душу в звуки пения.
Русская народная песня вообще отличается грустным, минорным складом: очевидно, этот склад соответствует настроению, преобладающему в национальном характере и воспитанному, быть может, всей совокупностью условий русской народной жизни.
Этот глубоко национальный характер пения, вместе с неподдельной искренностью вложенного чувства, решили спор в пользу Якова. От его пения на каждого из слушателей веяло чем-то родным и близким, бесконечно широким и бесконечно дорогим; оно пробуждало в них лучшие чувства, проникало до глубины души.
Между тем как пение рядчика только «потешило» слушателей, по выражению Обалдуя, пение Якова глубоко растрогало всех: даже у Дикого Барина выступили слезы, не говоря уже о жене целовальника и «сером мужике», которые плакали навзрыд.
Окончание песни рядчика вызвало у всех шумное выражение восторга и одобрения, после же пения Якова в первую минуту никто не мог произнести ни слова, и слушатели стояли словно очарованные: так глубоко взволновала всех его песня.
Чистое, возвышающее душу веяние искусства ворвалось в смрадный и темный деревенский кабак и заставило присутствующих хоть на миг отрешиться от житейской пошлости, мелочности и грязи.
Среди этих присутствующих были люди, различные по характеру, по занятиям и образу жизни; но все они оказываются в одинаковой мере доступными просветляющему воздействию искусства, и в момент такого воздействия объединяются в одном чувстве чистого, неэгоистического наслаждения. Тургенев потому именно и остановился более подробно на характеристике каждого из слушателей (подробнее, чем на характеристике самих певцов), чтобы показать чуткую отзывчивость к искусству, свойственную простому русскому человеку, в какое бы положение ни поставила его судьба.
Источник: Пишем сочинения по рассказам И.С. Тургенева “Записки охотника”. М.: “Грамотей”, 2006
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/analiz_rasskaza_turgeneva_pevcy_geroi_proizvedenija/41-1-0-229
«ПЕВЦЫ». ТЕМА ИСКУССТВА В РАССКАЗЕ. ТАЛАНТ И ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА КРЕСТЬЯН
ТАЛАНТ И ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА КРЕСТЬЯН
Цели
Развитие навыков выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами, иллюстрациями, лексической работы.
Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления особенностей двух видов искусства.
ХОД УРОКА
1. Работа над темой урока.
Слово учителя. С детских лет Тургенев был неизменным поклонником и ценителем музыки. Он обладал безукоризненным музыкальным слухом, улавливающим самую ничтожную ошибку, любой фальшивый звук. Музыка часто звучит на страницах произведений ИС. Тургенева.
Впервые рассказ «Певцы» был напечатан в журнале «Современник» (1850, №11). В письмах к К.С. Аксакову (1852—1853) Тургенев замечал: «…по моему мнению, трагическая сторона народной жизни ускользает от вас, между тем как самые наши песни громко говорят о ней!»
Первоначальное название рассказа «Притынный кабачок« Н.А. Некрасов заменил на «Певцы». Именно пение предстало в рассказе «лучшим выражением всего того», что переполняло сердца не только певцов, но и слушателей: «Оно было поэзией их жизни, и в нем, как в зеркале, все они выразились».• Кто из героев рассказа вызвал ваши симпатии?• Какие эпизоды рассказа вы считаете наиболее яркими? Почему?
Лексическая работа: целовальник, красный товар, фразовая шинель, рядчик, осьмуха, лотошил, подьячий, фофан.
• Где происходит действие рассказа? О чем рассказало название села?
Действие происходит в деревне Колотовке.
Лексическа.я работа: Колотовка.
• Выраз-е чт-е учащимся от начала до слов «…они ездят туда охотно и часто» и от слов «Признаться сказать, ни в какое время года… до слов «…наконец этот невыносимый зной».
– Выпишите из данного фрагмента словосочетания, передающие отношение рассказчика к изображаемому.
Голый холм, без дна, разрытый а размытый, боязливо спускаются, невеселый вид, полуразметанные крыши домов, выжженный, запыленный выгон, осиновый сруб с дырами вместо окон, остаток барского дома, черный пруд.
• Какая деталь объединяет описание природы в рассказах «Хорь и Калиныч», «Певцы»?- Через всю книгу Тургенев провел устойчивый, повторяющийся мотив изуродованного пейзажа. Страшный овраг, упомянутый и в рассказе «Хорь и Калиныч», воспринимается как символ противоестественного порядка вещей.• С кем встречается рассказчик в кабаке «Притынном»?
• Выразительное чтение от слов «За стойкой, как водится, почти во всю ширину отверстия, стоял Николай Иваныч…» до слов «Зато в ней было почти прохладно, и чувство духоты и зноя, словно бремя, свалилось у меня с плеч, как только я переступил порог».
• Каковы первые впечатления о героях?- Герои очень разные, у каждого свой характер и судьба.• Сообщения учащихся о судьбе Николая Ивановича, Обалдуя, Дикого Барина, Моргача.• На каких уже известных героев похожи Николай Иванович, Дикий Барин, Моргач?- В характерах героев преобладает рациональное, твердое, деловое начало, присущее Хорю, герою рассказа «Хорь и Калиныч». При всем многообразии индивидуальностей Тургенев всем поэтически одаренным героям придает устойчивые, из рассказа в рассказ повторяющиеся черты. Сходны, например, их портретные характеристики. Внешний облик Калиныча писатель передает так: «Худой, с небольшой, закинутой назад головкой», с «жидкой клиновидной бородой».• Портрет какого героя из рассказа «Певцы» имеет общие черты с внешним обликом Калиныча?- Яшка Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех.• Как во внешности героя, поведении перед состязанием проявляется незаурядность талантливой натуры Яшки Турка? «Все его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного. Он был в большом волненье: мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали, как в лихорадке, — да у него и точно была лихорадка, та тревожная, внезапная лихорадка, которая гак знакома всем людям, говорящим или поющим перед собранием».• Найдите описание внешности рядчика. Можно ли по внешним приметам героев судить о том, каким будет исход состязания? Герой не испытывает глубокого внутреннего волнения перед выступлением, свойственного настоящим артистам. Он относится к предстоящему состязанию как к привычному занятию.
2. Исследовательская работа с текстом. Заполнение 2 и 3 части таблицы.
Рядчик | Яков Турок | |
Манера исполнения | Голос приятный и сладкий, несколько сиплый; играл и вилял этим голосом, просто лез из кожи | Первый звук был слаб и неровен, трепещущий, звенящий звук, твердый и протяжный, дрожащий, как струна, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас. Залился еще звонче. |
Реакция слушателей | Николай Иванович одобритель-но закачал головой, на лице вы-ступила краска, помолодел. Обалдуй с Моргачом начали вполголоса подхватывать, подтягивать, покрикивать… Обалдуй затопал и засеменил ногами, бросился на шею и начал душить. Дикий Барин не изменился в лице, но взгляд его смягчился. У Якова глаза разгорелись как уголья, он весь дрожал, как лист, и беспорядочно улыбался. Как сумасшедший закричал: «Молодец, молодец!» | Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, по железному лицу Дикого Барина медленно прокатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился… |
Оценка рассказчика | Просто лез из кожи | Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны |
• Выраз-е чт-е от слов «Итак, рядчик выступил вперед…» до слов «…закачал головой направо и налево».
• Сообщение учащегося. «Распашу я молода-молоденька…» — широко распространенная русская народная лирическая песня. Мелодия ее использована П.И. Чайковским в финале Первой симфонии.
• Сообщение учащегося. «Не одна во поле дороженька пролегала…» – протяжная любовная песня «Дороженька» пользовалась исключительной популярностью в ЗО— гг. ХIХ в.
• Выразительное чтение или прослушивание песни.
• Назовите слова, передающие манеру исполнения Якова Турка. Что особенно подчеркивает рассказчик?• Прочитайте выразительно фрагмент, содержащий оценку пения Якова Турка рассказчиком.• Почему слушатели не выражают эмоции так, как в эпизоде пения рядчика?- Слушатели испытывают целую гамму чувств, которые очень трудно передать каким-либо движением или фразой. О том, что действительно глубоко волнует, люди предпочитают молчать.• Как характеризует героя замечание автора: «Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас…»?
– Яков Турок — настоящий художник, который, создавая прекрасное, не думает о награде. Высшая награда для него — возможность творить.
• Обращение к таблице.• Каков смысл противопоставления образов Якова Турка и рядчика? В образах героев нашли отражение два типа искусства: искусство, завораживающее причудливостью формы, темпераментом исполнителя, и искусство, призванное вызывать глубокий отклик в душе человека, и дать в нем стремление к высоким чувствам.
• Выраз-е чт-е финала рассказа от слов «По деревне мелькали огоньки» до конца рассказа.
• Почему рассказ завершает «пьяная» сцена?
И.С. Тургенев не склонен идеализировать героев. Он показывает, как губительное влияние на русский народ оказывает всеотупляющая будничность, «власть тьмы», «страшного оврага».
• Обращение к Краткому словарю литературоведческих терминов в учебнике. Чтение словарной статьи «Эпилог».
З. Итоги урока.
Слово учителя. Эпилог рассказа вызывал неизменное восхищение читателей. «Помнишь ли ты Антропку в Тургеневе? — писал в 1873 г. Ф.М. Достоевский. — Сия вещь любимого писателя публики — поистине гениальная». Летом 1881г. Тургенев говорил Е.М. Гаршину о заключительном эпизоде «Певцов»: «Ведь я же не выдумал этого Антропку. Ведь я в самом деле слышал, как они перекликались».
Диалог позволяет избавиться от ощущения безысходности, навеянного финальной сценой, заставляет читателя улыбнуться детской непосредственности героев. Финал рассказа остается открытым.
Судьбы людей выглядят незавершенными, ожидается их продолжение за пределами «случайно» прерванного рассказа.
Тургенев в какой-то мере оправдывает ожидания читателя: разомкнутый финал предыдущего очерка часто подхватывается началом последующего, незавершённые сюжетные нити получают продолжение и завершение в других очерках
Д/з выр. чт. стихотворения «Нищий»
Прочитать статью учебника «Современники о Н.А. Некрасове»
Инд. зад-е. Подготовить сообщение «историка» «Сенная площадь»; «литературоведа» об образе музы в поэзии Н.А. Некрасова. Выраз. чт-е наизусть стих-я «Безвестен я. Я вами не стяжал…»
Источник: https://itv55.ucoz.ru/publ/7_klass/pevcy_tema_iskusstva_v_rasskaze_talant_i_chuvstvo_sobstvennogo_dostoinstva_krestjan/3-1-0-10
Краткое содержание «Певцы» Тургенева Помощь по литературе
Рассказ И. С. Тургенева «Певцы» начинается с описания сельца Колотовка Орловской губернии, прозванного в народе Стрыганихой в память о прежней помещице, которая славилась своим «лихим нравом». Сложный рельеф местности автор сравнивает с зияющей бездной. На самом краю оврага стоит «Притынный» дом, в который любит съезжаться местный народ.
Особый нрав Николая Ивановича, целовальника «Притынной», придает этому заведению уютную и демократичную атмосферу. В один из жарких летних дней, сопровождаемый своей собакой, сюда наведывается и барин, автор-рассказчик «Записок охотника», чтобы отдохнуть и выпить кружку кваса или пива.
С радостью и любопытством он узнает новость: известный в округе мужик по прозвищу Турок-Яшка и рядчик из Жиздры, подстрекаемые Диким-Барином, сошлись в этот момент в кабаке для того, чтобы состязаться в певческом мастерстве. На кону «осьмуха пива»: кто лучше всех споет, тот и получит ее в награду.
Барин еще раньше слышал о необыкновенном голосе Яшки-Турка и теперь захотел убедиться в справедливости этих слухов.
Обалдуй вдруг скомандовал, чтобы соперники начинали петь. Яков заволновался. Решили бросить жребий. Барин в этот момент уже сидел в сторонке с кружкой пива и с удовольствием наблюдал за происходящим.
Яков кинул в картуз Обалдуя, вызвавшегося судить состязание, свой грош, рядчик сделал то же самое. Моргач несколько раз встряхнул гроши и вытянул жребий рядчика. Рядчик не сразу решается запеть. Ему советуют выбрать песню «по совести» — какую душа попросит.
Когда же он наконец решается выступить, Яков впивается в него взглядом.
В этот момент автор-рассказчик передает свои наблюдения за собравшимися. Перед читателем предстает целая галерея разнообразных типов людей, прозвища которых очень точно выражают их характеры, привычки и манеры. Обалдуй. Настоящее его имя Евграф Иванов куда меньше, чем прозвище, выражает его нрав.
Это загульный холостяк из дворовых, который, не имея работы и каких-либо талантов, всегда находил возможность поесть и выпить за чужой счет. Моргач, толстый приземистый мужик с вечно моргающими и что-то высматривающими глазами. Про него известно то,… что он когда-то был кучером у старой барыни, бежал от нее, бродяжничал, но разочаровался в такой самостоятельности и вернулся с покаянной.
Жизненный опыт угадывался в каждом взгляде этого человека «себе на уме». Его не любят, но уважают.
Якова автор описывает коротко, отмечая, что его прозвище напрямую связано с его матерью — пленной турчанки. Дикий-Барин фигурой напоминает медведя и такая же у него уверенность в своем могуществе. Он живет сам по себе и для себя. Бывает чаще всего угрюм и привык подчинять себе людей.
Далее автор описывает выступление певцов. Рядчик запел удалую плясовую песню высоким голосом — фальцетом. Пел сложно, заливисто, приятно, хотя и немного сипло. В какой-то момент публика восхитилась его пассажами и подхватила песню.
Не удержался от восхищения и его соперник Яков. Только Дикий-Барин оставался словно безучастным к этому всеобщему ликованию. По окончании песни Обалдуй бросился обнимать рядчика, словно победителя.
Но Николай Иванович напомнил, что подошла очередь Яши показать свое мастерство.
От песни Якова всем стало «сладко» и «жутко». Было в его голосе и что-то болезненное, и глубоко страстное. Яков пел с упоением, забыв о том, что он с кем-то соревнуется. И размах его голоса напомнил барину когда-то увиденную на берегу моря чайку. Почти без движения она медленно взмахивала крыльями и снова складывала.
Голос Якова совершенно потряс всех присутствующих, даже Дикого-Барина, невольно уронившего слезу. Рядчик сам вслух признал победу Якова. «Притынная» наполнилась доброй атмосферой. А рассказчик поторопился покинуть это место, чтобы не испортить впечатления от увиденного. Позже, проходя снова мимо питейного дома, он невольно заглянул в окно и увидел, что все были пьяны.
Народу прибавилось, но Дикого-Барина уже не было.
Спускаясь по склону оврага барин вдруг услышал голос мальчика, зовущего протяжно: «Антропка-а-а! …» На голос отозвались, но, когда тот же мальчик, обрадованный, крикнул, что Антропку хочет высечь барыня, голос затих. Долго потом этот крик в ночи: «Антропка-а-а! …» — слышался рассказчику.
Источник: https://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/1358_kratkoe_soderzhanie_pevcy_turgeneva.htm
Певцы
Небольшое село Колотовка лежит на скате голого холма, рассечённого глубоким оврагом, который вьётся по самой середине улицы. В нескольких шагах от начала оврага стоит небольшая четырёхугольная избушка, крытая соломой. Это — кабак «Притынный». Посещается он гораздо охотней, чем остальные заведения, и причиной этому — целовальник Николай Иваныч.
Этот необычайно толстый, поседевший мужчина с заплывшим лицом и хитро-добродушными глазками уже более 20-ти лет проживает в Колотовке. Не отличаясь ни особой любезностью, ни говорливостью, он обладает даром привлекать гостей и знает толк во всём, что интересно русскому человеку. Ему известно обо всём, что происходит в округе, но он никогда не пробалтывается.
У соседей Николай Иваныч пользуется уважением и влиянием. Он женат, и дети у него есть. Жена его — бойкая, востроносая и быстроглазая мещанка, Николай Иваныч во всём на неё полагается, а пьяницы-крикуны её боятся. Дети Николая Иваныча пошли в родителей — умные и здоровые ребята.
Продолжение после рекламы:
Был жаркий июльский день, когда я, мучимый жаждой, подошёл к Притынному кабачку. Вдруг на пороге кабачка показался седой мужчина высокого роста и начал кого-то подзывать, махая руками.
Ему отозвался низенький, толстый и хромой человек с лукавым выражением лица по прозвищу Моргач. Из разговора между Моргачом и его приятелем Обалдуем я понял, что в кабачке затевается соревнование певцов.
Лучший в околотке певец Яшка Турок покажет своё мастерство.
В кабачке уже собралось довольно много народу, в том числе и Яшка, худой и стройный человек лет 23-х с большими серыми глазами и светло-русыми кудрями.
Возле него стоял широкоплечий мужчина лет 40-ка с чёрными блестящими волосами и со свирепо-задумчивым выражением на татарском лице. Звали его Диким Барином.
Напротив него сидел соперник Яшки — рядчик из Жиздры, плотный, невысокий мужчина лет 30-ти, рябой и курчавый, с тупым носом, карими глазками и жидкой бородкой. Распоряжался действом Дикий Барин.
Прежде, чем описывать соревнование, хочу сказать несколько слов о собравшихся в кабачке. Евграф Иванов, или Обалдуй, был загулявший холостяк. Он не умел ни петь, ни плясать, но ни одна попойка не обходилась без него — его присутствие переносили как неизбежное зло.
Прошлое Моргача было неясным, знали только, что он был кучером у барыни, попал в приказчики, был отпущен на волю и разбогател. Это опытный человек себе на уме, не добрый и не злой. Всё его семейство состоит из сына, который пошёл в отца.
Яков, происходивший от пленной турчанки, был художником в душе, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике. Никто не знал, откуда появился Дикий Барин (Перевлесов) и чем он живёт. Этот угрюмый человек жил, ни в ком не нуждаясь, и пользовался огромным влиянием.
Он не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.
Первым запел рядчик. Пел он плясовую с бесконечными украшениями и переходами, чем вызвал улыбку Дикого Барина и бурное одобрение остальных слушателей. Яков начал с волнением.
В его голосе была глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская душа звучала в нём и хватала за сердце. У всех на глазах выступили слёзы.
Рядчик сам признал поражение.
Я вышел из кабачка, чтобы не испортить впечатление, добрался до сеновала и заснул мёртвым сном. Вечером, когда я проснулся, в кабачке уже вовсю праздновали победу Яшки. Я отвернулся и стал спускаться с холма, на котором лежит Колотовка.
Источник: https://briefly.ru/turgenev/pevtcy/
Сочинение на тему “Певцы” Тургенева
Одним из самых запоминающихся и ярких героев данного рассказа является образ Николая Ивановича. Второстепенный персонаж проживает свою жизнь в обычной глубинке, владеет собственным кабаком, продает посетителям вино.
Автор отмечает, что Николай Иванович – дружелюбный и очень гостеприимный хозяин. Местные жители хорошо проводят свое время в его кабаке, так как у хозяина есть способность притягивать людей к себе.
Общение с ним доставляет огромное удовольствие всему населению глубинки.
Тургенев акцентирует внимание читателей на том факте, что вовсе не вино является причиной присутствия такого огромного количества гостей в этом заведении, это хозяин – главный виновник такого скопления народа. Местные жители очень уважают его.
Хотя, наш герой не сторонник долгих разговоров и не сказать, что очень тактичен и любезен с жителями глубинки, народ, все же, его любит, тянется к нему. Уже больше двадцати долгих лет Николай Иванович проживает здесь. Обзавелся семьей, воспитывает таких же умных и задорных детей, каким и сам является. Дети пошли в отца.
Что касается его внешнего вида, то в свое время, герой был красивым и стройным мужчиной. Но годы спустя, он растолстел, стал крупнее. Волосы его поседели, огромный лоб покрылся морщинами. А вот глаза Николая Ивановича, все же, остались добрыми, какими были раньше. Не смотря на опухшее тело, ноги его почему-то тонкие.
Герой предстает перед читателем человеком осторожным. Он осторожен с гостями, отвечая на вопросы, которые их интересуют. Николай Иванович не спешит делиться советами на прямую, предпочитает наводить самих людей на верный путь своими намеками и подсказками.
Он в курсе всего, что происходит в округе, но не желает об этом говорить. Герой достаточно повидал за свою жизнь, разбирается во многих вопросах и имеет большое влияние на людей и пользуется уважением среди посетителей. Он совершает добро ради сохранения собственного спокойствия.
В первую очередь он все же беспокоится о себе, а потом уже о других.
Николай Иванович очень долгое время проживает здесь и прекрасно научился привлекать людей. Он хорошо осведомлен образом жизни крестьян и помещиков, он успел изучить сущность людей.
Образ Николая Ивановича
Тургенев в рассказе “Певцы” задел интересную тему, а именно то, как пение действует на русского человека и его душу. Здесь он показывает певца из народа, который покоряет сердца людей. Помимо главных героев, между которыми проходит состязание, есть и второстепенные. Одним из самых ярких и запоминающихся является Николай Иванович.
Николай Иванович показан, как типичный образ жителя глубинки. Сам герой является владельцем кабака “Притынный” в селе Колотовка. Тургенев называет его место жительства “небольшим сельцом”. Само по себе оно не имеет никаких особенностей и зрелищности. Герой является цеповальником, что значит “продавец вина”.
Все местные жители любят собираться у Николая Ивановича в кабаке. Причиной этого является гостеприимность, чистосердечие и дружелюбность хозяина, Николай имеет способность притягивать к себе людей и доставлять им удовольствие от общения с собой.
Об этом повествует автор, говоря, что не дешевое вино привлекает гостей, а сам хозяин заведения.
Николай Иванович не особо любезен с народом и не любитель болтать часами, но есть в нем что-то притягивающее и манящее. Он флегматичен, а от его зоркого взгляда некуда деться, хотя неудобство от него не чувствуется, ведь с тем он очень приветлив.
В Колотовке он проживает уже более 20 лет. И именно здесь он женился и заимел детей. В его жизни было горе, когда первые дети умирали и только на момент действия произведения у Николая имеются маленькие дети, которые такие же как отец веселые и умные.
Тургенев дает описание и внешнего вида продавца вина. Раньше он был стройным парнем с румяными щеками и кудрявой шевелюрой.
Спустя года он стал более пухлым, даже толстым мужчиной с поседевшими волосами, лицо его заплыло и стало более крупным, лоб его очень большой и заполнен морщинами, как множеством переплетенных ниток.
Глаза остались такими же добрыми с толикой хитрости. При всей пухлости тела ноги остались тонкими, как в молодости.
Профессия Николая Ивановича обязует его быть расторопным, что у него отлично получается. К нему приходят посоветоваться по разным жизненным вопросам. Ведь в своей жизни продавец поведал многое. Он как мудрый человек не предпочитает давать прямые советы гостям, а лишь наводит человека на верное принятие решения.
Николай Иванович положительные герой второстепенного плана, который безусловно нужен читателю, как пример мудрости и мужественности простого сельского человека.
Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-na-temu-pevcy-turgeneva/
Школьные сочинения
Рассказ «Певцы» написан в несколько ином ключе. � «Певцах» заметнее противоречивое переплетение очерковых и новеллистических элементов.
Рассказ состоит из трех частей: вводной (описание Колотовки, кабака и его посетителей), центральной (состязание певцов) и заключительной (картина всеобщего пьянства).
Во вводной части дается общая характеристика небольшого сельца Колотовки и Притынного кабачка, а также его хозяев, Николая �ваныча с женой.
Для кого чтобы придать изображаемым событиям жизненную правдивость, Тургенев прибегает к географической точности в указании места действия (что было характерно для очерков 40-х годов).
В основе сюжета «Певцов», по свидетельству автора, лежит реальный факт. В отличие от ранних очерков, рассказ «Певцы» «густо населен».
Тургенев буквально РїР° нескольких страницах пытается нарисовать серию портретов «оригинальных личностей»: здесь Рё кабатчик СЃ женой, Рё торговец, Рё мелкий помещик-однодворец, Рё дворовый, Рё забитый мужичонка РІ свите, РЅРµ РіРѕРІРѕСЂСЏ Рѕ главных героях рассказа – РЇРєРѕРІРµ Гурке Рё рядчике, общая характеристика которых дается также РІРѕ РІРІРѕРґРЅРѕР№ части рассказа.
В начале «Певцов» преобладают описания и непосредственная авторская характеристика: представлен ряд портретных зарисовок, связанных между собой единой питью повествования.
Портрет в «Певцах» является эффективным, но не единственным  средством раскрытия психологии героев.
Он вступает во взаимодействие с сюжетом и, подчиняясь его развитию, становится динамичным.
Результатом этого является предельная художественная конкретность портрета, отражающая индивидуальные особенности героев, Рё РІ то же время – глубокая социальная обобщенность.
Принцип раскрытия внутреннего РјРёСЂР° героев через его внешнее проявление – ведущий РІ «Записках охотника», Рё РІ этом отношении «Певцы» РЅРµ составляют исключения.
Но в то же время в обрисовке персонажей «Певцов» уже чувствуется заявка автора на новое. В отличие от очерков 40-х годов, в «Певцах» он не ограничивается портретной характеристикой.
Каждый из героев характеризуется в рассказе дважды: кроме описания наружности, подробно раскрываются внутренние качества героя.
Здесь отчетливо выразилась склонность Тургенева к развернутому сюжету, к углублению психологической характеристики и к усилению тем самым типического значения образов.
Пытаясь как бы раздвинуть узкие рамки рассказов, он делает довольно пространные экскурсы в прошлое своих героев и намечает весь их жизненный путь.
Рто дает ему возможность РЅРµ только показать индивидуальные особенности характера того или РёРЅРѕРіРѕ героя, РЅРѕ Рё проследить РІ какой-то мере процесс его формирования.
Фигура Моргача, например, зримо встает перед читателем именно в результате знакомства с его прошлой жизнью.
«Человек опытный, себе РЅР° СѓРјРµ… который знает людей Рё умеет РёРјРё пользоваться», Моргая прошел нелегкий жизненный путь.
Бывший дворовый, служивший некогда кучером у старой барыни, он бежал с господской тройкой лошадей, но, испытав за год все «бедствия бродячей жизни», вернулся снова к барыне, в течение нескольких лет «примерным поведением» искупил свою вину, вошел к ней в доверие и стал приказчиком, а после смерти барыни оказался неизвестно каким образом «на воле», приписался к ме-щанам, занялся торговлей и разбогател. Такова краткая биография Моргача, но и она с достаточной ясностью дает понять читателю, что сама крепостническая действительность, где господствует право сильного, толкнула крепостного слугу на путь преступления и нечистых сделок, превратила его в расчетливого и эгоистичного дельца, которому «ни до кого дела пет». То же самое можно сказать и о другом бывшем дворовом, Оболдуе, с той только разницей, что Моргачу удалось выбиться «в люди», а Оболдуй спился и, потеряв совершенно человеческое достоинство, превратился в нахлебника. Неторопливые и обстоятельные характеристики персонажей «Певцов» даны, в отличие от характеристик в очерке «Хорь и Калиныч», в манере большого эпического произведения.
Сцена состязания певцов явилась тем связующим звеном, которое объединило все части рассказа в одно целое и значительно углубило психологическую характеристику его персонажей.
В различном отношении героев к пению рядчика и Якова отразились, как в фокусе, особенности характера каждого из них. Песня рядчика вызвала у слушателей «общий слитный крик» одобрения.
РџРѕ этот момент еще РЅРµ раскрыл глубинных тайников РёС… характеров. Р� только пение РЇРєРѕРІР° заставило слушателей обнаружить СЃРІРѕРµ «я»: В«…жена целовальника плакала, припав РіСЂСѓРґСЊСЋ Рє РѕРєРЅСѓ.
Николай �ваныч потупился.
Моргач отвернулся; Оболдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув СЂРѕС‚; серый мужичок тихонько всхлипывал РІ уголку… Рё РїРѕ железному лицу Дикого-Барина, РёР·-РїРѕРґ совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза».
Победа Якова над самоуверенным рядчиком означала победу подлинного творчества над чисто внешним мастерством.
Яков, «человек впечатлительный и страстный», был настоящим «художником во всех смыслах этого слова».
В минуты творческого подъема он буквально перерождается, отдаваясь целиком непобедимому очарованию заунывной русской песни.
В пенни Якова Тургенев отмечает как самую характерную особенность «неподдельную глубокую страсть» и простоту исполнения.
«Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны». Тургенев не случайно упоминает здесь о русской стихии.
Тот огромный эффект, который произвела песня Якова, , но его мнению, прежде всего тем, что в ней глубоко выразилось народно-национальное начало. Яков воплощает в себе неиссякаемые творческие возможности закрепощенного народа, его особый взгляд па искусство, правдивое и исполненное искреннею чувства.
Хорошее сочинение? РўРѕРіРґР° РІ закладки – » Краткий сюжет рассказа Тургенева «Певцы» . Рто нужно, ведь РЅРµ потеряешь!
Новые сочинения:
Источник: https://soch-russ.narod.ru/index-792.htm
Презентация к уроку по литературе в 8 классе Песня как художественный прием характеристики героев по рассказу И.С. Тургенева “Певцы” – презентация
1 Презентация к уроку по литературе в 8 классе Песня как художественный прием характеристики героев в рассказе И.С. Тургенева «Певцы»
2
3
4 РАССКАЗ «ПЕВЦЫ» из сборника «Записки охотника»
5 Словарь осьмуха-восьмая доля рядчик-кто рядит, подряжает, зовут так второстепенных подрядчиков, не берущих на себя работы, а только поставку рабочих грош-2-х копеечная медная монета биться об заклад- поспорить на что-то лубочные картинки: 1) луб-войлочная ткань растений; 2) кусок коры; 3) лубок-липовая доска, на которой гравирована картинка; 4) о литературе: примитивная, рассчитанная на невзыскательный вкус нанковый -хлопчато-бумажная ткань из толстой пряжи, чаще желтого цвета кафтан-русская мужская долгополая одежда свита-верхняя длинная одежда у украинцев ярмо-деревянный хомут картуз-фуражка дворовый человек-принадлежащий к дворне дворня-помещичья прислуга
6 Характеристика героя 1. Портрет 2. Внешность, одежда 3. Род занятий 4. Отношение к другим 5. Отношение окружающих к герою 6. Жилище, интерьер 7. Прозвище. 8. Через восприятие песни
7 Николай Иванович-хозяин кабака, толстый, с хитро-добрыми глазами, благополучный, его уважают Обалдуй-надоедал всем несносно, навязчивый, ни петь ни плясать, не сказал ни одного путного слова, «лопошил, врал что ни попало»,окружающие переносили как неизбежное зло Моргач-ему ни до кого нет дела, хитрый, расчетливый, предприимчивый, его не любят,но уважают Дикий-Барин-пользовался огромным влиянием во всей округе, ему повиновались, он не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение Жена его-бойкая, востроносая и быстроглазая мещанка, деньги у нее под ключом, оценивает посетителей по выгоде Яков-Турок-черпальщик на бумажной фабрике, по душе-художник во всех смыслах этого слова, знают его многие и ценят Рядчик-судьба его осталась автору неизвестной, показался изворотливым и бойким городским мещанином Мужичок в изношенной свите, с огромной дырой на плече, случайный посетитель
8 Пение рядчика голос приятный, но сиплый, играл и вилял голосом, как юлою, с особенным старанием, с занозистой удалью, веселая плясовая, лез из кожи, самоуверенность и торжество успеха
9 Пение Якова закрылся рукой, первый звук его голоса был слаб и неровен, странно подействовал на всех нас, трепещущий, звенящий звук, как струна, полилась заунывная песня, всем нам сладко становилось и жутко, редко слыхивал подобный голос, в нем была неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь, русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, песня росла, разливалась, Яковом овладевало упоение, он уже не робел, пел, позабыв соперника, от его голоса веяло чем-то родным
10
11
12
13 Впервые опубликовано: Совр, 1850, 11, отд. I, с (ценз. разр. 31 окт.), под XVIII, вместе с рассказом «Свидание», с общей подписью: Ив. Тургенев. В письме из Петербурга к П. Виардо от 26 октября (7 ноября) 1850 г. Тургенев сообщал о прибавлении к «Запискам охотника» нового рассказа, в котором он «в немного прикрашенном виде» изобразил состязание двух народных певцов, очевидцем которого он сам был «два месяца назад». «…Там было много оригинальных личностей, писал Тургенев, которые я пытался зарисовать à la Teniers…» (подлинник по-французски). Одною из этих «оригинальных личностей», послужившей прототипом Якова-Турка, был Яков Пасынков, работавший на бумажной фабрике брата писателя Н. С. Тургенева (см.: Шумский И. О прототипе Якова-Турка в «Певцах» И. С. Тургенева. Русская литература, 1959, 3, с ). В воспоминаниях бывшего крепостного Тургенева, сельского учителя А. И. Замятина, свидетельствуется, что «Яшка-турчонок, сын пленной турчанки» реально существовавшее лицо (см.: Орл сб, 1955, с. 291). Из истории создания рассказа «Певцы»
14 В передаче Д. Олсуфьева сохранилось следующее свидетельство Тургенева о его работе над «Певцами»: в 70-х годах в Париже, в доме Е. С. Рахмановой, «Тургенев доказывал, что вдохновение не исключает долгой, кропотливой, черной работы исправления написанного. Как, неужели рассказ Певцы (из Записок охотника) вы написали не сразу, по вдохновению? воскликнула одна из дам. Как сейчас во всей точности помню ответ Тургенева: Певцы? Как мозаику составлял» (Олсуфьев Дм. Тургенев. Воспоминания и заметки. На чужой стороне, Прага, 1925, 11, с. 56).
15 В редакции «Современника» «Певцы» получили высокую оценку. 16 (28) ноября 1850 г, Некрасов сообщал Анненкову: «Приехал Тургенев (уже давно), написал два рассказа, которые найдете в XI Современ. Один из них, Певцы, чудо! И вообще это отличная поправка бедному Современнику, который в нынешнем году не может-таки похвалиться беллетристикой» (Некрасов, т. Х, с. 158). Сам Тургенев в письме к П. Виардо (см. выше, с. 488) писал, что работа его удалась лучше, чем он ожидал
16 Тема художественной одаренности и духовного богатства простого русского человека была по-своему близка и литераторам-славянофилам. И. С. Аксаков причислял «Певцов» к лучшим произведениям Тургенева. Показательны, однако, для разграничения взглядов Тургенева и славянофилов дружные выступления последних против изображенной вслед за состязанием певцов сцены пьяного разгула в кабаке
17 Для Тургенева, не разделявшего свойственной славянофилам идеализации русской народной жизни в период крепостничества, сцена разгула была необходимой частью его замысла, художественным выражением трагической судьбы талантливого русского человека; славянофилы же усматривали в ней только вредную дань этнографическому натурализму. О своем расхождении со славянофилами Тургенев прямо писал К. С. Аксакову 16 (28) октября 1852 г. и 16 (28) января 1853 г.: «Я вижу трагическую судьбу племени, великую общественную драму там, где Вы находите успокоение и прибежище эпоса…»; «…по моему мнению, трагическая сторона народной жизни не одного нашего народа каждого ускользает от Вас, между тем как самые наши песни громко говорят о ней!». «Певцы» явились художественной разработкой этих тезисов. Один из основных мотивов «Записок охотника» изображение сдавленных, скрытых и не находящих выхода могучих сил русского народа находит в «Певцах» наиболее яркое выражение. В образах «певцов» и их слушателей Тургенев реалистически раскрыл трагедию духовно одаренных людей из народа в условиях крепостнического строя.
18 Обладая выдающимися идейно-художественными достоинствами, рассказ Тургенева приобрел огромную популярность и оказал существенное влияние на последующую русскую литературу. Будучи первым в русской литературе художественным изображением исполнения народных песен и искусства народных певцов, он начал собою целую галерею подобных изображений в произведениях Левитова, Мамина-Сибиряка, Эртеля, Короленко, М. Горького. «Певцы» чаще, чем какой бы то ни было другой рассказ «Записок охотника», подвергались инсценировкам (первые опыты относятся к 1867 г.). В юбилейном 1918 г. в постановке «Певцов» на сцене Александрийского театра принял участие Ф. И. Шаляпин (см.: Данилов С. С. и Альтшуллер А. Я. «Записки охотника» на сцене. Орл сб, 1955, с ).
19 Стр Небольшое сельцо Колотовка… Село с таким названием находилось в двух верстах от с. Тургенева (Рында, с. 74)….помещице, за лихой и бойкий нрав прозванной в околотке Стрыганихой… Прозвище «Стрыганиха», в основе которого лежат понятия «строгать» и «стричь» (отдавать в солдаты), в сочетании с экспрессивным суффиксом создавало образ ярой крепостницы и напоминало о свирепой «Салтычихе», памятной в то время еще многим читателям. Вся характеристика «Стрыганихи» не была пропущена в «Современник» цензурой. Стр в красном товаре… Красный товар аршинный, продаваемый в линейных мерах, а не поштучно. Стр рядчик с Жиздры. Рядчик мелкий подрядчик, берущий на себя не исполнение работ, а только поставку рабочих осьмуху пива поставили… Осьмуха восьмая доля ведра. Стр происходил он от однодворцев… См. примеч. на с Стр Распашу я, молода-молоденька… Широко распространенная русская народная лирическая песня с плясовым напевом, известная более с зачином: «Я посею, млада-младень-ка…». Опубликована впервые М. Д. Чулковым в 1770 г. Другой вариант, записанный в г. Орле, см.: Киреевский, вып. II, ч. 2, с. 82. Мелодия этой песни положена П. И. Чайковским в основу финала его Первой симфонии. Действительно, в наших краях знают толк в пении, и недаром село Сергиевское ~ славится ~ согласным напевом. Село Сергиевское (ныне г. Плавск) находилось в пределах б. Тульской губ., на пути из Тулы в Орел. В черновом автографе после приведенных слов зачеркнуто: «Я бы [не одному] каждому музыканту посоветовал [поехал ] съездить послушать хор Сергиевских мужиков; я ему отвечаю, что он бы не раскаялся в своей поездке и, может быть, вынес бы оттуда не одну мысль и не одно замечание». Стр Полехами называются обитатели южного Полесья… В первоначальной редакции этой сноски Тургенев обещал «когда-нибудь» подробнее поговорить о полесских селах (см. раздел «Варианты» в изд.: Т, ПСС и П, Сочинения, т. IV, с. 432). Частичной реализацией этого намерения была, очевидно, его «Поездка в Полесье» (наст. изд., Сочинения, т. 5). Стр «.Не одна во поле дороженька пролегала»… В первоначальных рукописях и в «Современнике» герой рассказа выступал с другой песней: «При долинушке стояла, Калинушку ломала…» Полный текст ее, записанный в Малоархангельском уезде Орловской губ., см.: Киреевский, вып. II, ч. 2, с
20 Но вскоре В. А. Инсарский заметил Тургеневу, что эта веселая, почти плясовая песня, каким бы певцом она ни была исполнена, не могла возбудить в слушателях грустных и томительных чувств и тронуть их до слез, как это представлено в рассказе, и рекомендовал заменить ее более содержательной и глубокой «Дороженькой», которую тут же и спел (Инсарский В. А. Половодье. СПб., 1875, с См. также: Записки В. А. Инсарского. СПб., Ч. 2, с Свидетельство Инсарского появилось в печати еще при жизни Тургенева и не вызвало возражений с его стороны). В цензурной рукописи Тургенев заменил песню «Дороженькой», вполне соответствующей его замыслу и гораздо лучше, чем прежняя, контрастирующей с песней рядчика. В мемуарах Л. А. Жемчужникова сохранился рассказ о том, как Тургенев устроил у себя в петербургской квартире состязание певцов художника К. А. Горбунова, исполнявшего русские песни, в том числе «Дороженьку», и автора мемуаров, исполнявшего песни украинские (см.: Жемчужников Л. От кадетского корпуса к Академии художеств М., 1926, с ). Такое состязание могло быть устроено Тургеневым специально для проверки указаний
21 Звучит романс на стихи И.С. Тургенева «Утро туманное»
Источник: https://www.myshared.ru/slide/1002418