Образы и описание штабных офицеров в романе «Война и мир»
Среди героев романа Толстого «Война и мир» немалое место занимают штабные офицеры русской армии.
Что связано с понятием штаба? Это мозг, сердце, руководящий центр армии! Штабные офицеры должны быть людьми умными, храбрыми, дальновидными, бескорыстно преданными родине, умеющими принимать быстрые и правильные решения, вести армию к победе и в то же время сохранять ее силы. Как образец такого штабного офицера блестяще показан Толстым Андрей Болконский.
Его очень высоко ценил Кутузов. В своем письме старому князю Болконскому полководец писал о неординарности личности Андрея, его недюжинных способностях и о своем счастье иметь такого подчиненного. Но фигура Болконского нетипична для штабных офицеров. Это явление одиночное.
Недаром он разочаровывается в своих товарищах по штабу и в 1812 году участвует в войне уже боевым офицером. Противопоставляя князя Андрея штабным карьеристам, писатель заставляет читателя задуматься, в чьи руки была вверена судьба армии.
Какими же видит Толстой большинство штабных? В его понимании типичные штабные офицеры — это Несвицкий и Жерков. За внешней холеностью и знатным происхождением скрывается душа убогих людей, неумных, недалеких. Они думают прежде всего о своей карьере, наградах, о том, как выслужиться перед начальством. Для подтверждения сказанного обратимся непосредственно к страницам романа.
Впечатляюще описана сцена встречи штабных офицеров с австрийским генералом Маком, потерпевшим поражение под Ульмом. Болконскому ясна страшная правда: проиграна половина кампании. Но как отнеслись к этому несчастью Несвицкий и Жерков? Они не нашли ничего лучшего, как только глупо посмеяться над поражением своих же союзников.
И здесь Толстой вкладывает свои мысли, полные достоинства и гнева, в уста князя Андрея: «Да ты пойми, что мы — или офицеры, которые служим царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела.
Сорок тысяч человек погибло, и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить».
Но, может быть, более выгодно показывают себя Несвицкий и Жерков в боевой обстановке? Обратимся к сцене у моста через реку Энс. Чтобы отрезать неприятеля от русских войск, требовалось взорвать мост. Эту операцию необходимо было осуществить как можно быстрее, чтобы избежать больших потерь.
Князь Багратион поручил Несвицкому передать распоряжение о подрыве моста, но тот по своему легкомыслию не сумел толково объяснить, кто должен это сделать. Было потеряно много времени. В результате гибель грозила целому эскадрону. Малейшее промедление — и французы форсируют реку.
И вот эскадрон Денисова, рискуя жизнью, проводит опасную операцию подрыва. Войска с замиранием сердца ждут: смогут ли русские опередить французов. А что думают и как ведут себя люди, по вине которых рискует целый эскадрон храбрецов? Несвицкий комментирует: «Тут бы двух молодцев послать, все равно бы».
На что Жерков отвечает: «Двух человек послать, а нам-то кто же Владимира с бантом даст? А так-то хоть и поколотят, да можно эскадрон представить и самому бантик получить».
Кто перед нами? Карьеристы чистейшей воды! Если князь Андрей даже в пылу отступления проявляет благородство по отношению к женщине (жене лекаря) и спасает ее, то ни Жеркова, ни Несвицкого вовсе не интересует такая «мелочь», как человеческая жизнь.
Не забывает этих героев Толстой и перед Шенграбенским сражением. Если Болконский просит позволения Кутузова остаться в отряде Багратиона, чтобы участвовать в самом горячем бою, то Несвицкий готовится к отступлению в тыл. И, сияя от удовольствия, сообщает, что уже успел навьючить всем необходимым двух лошадей и готов «хоть через Богемские горы удирать».
Этот художественный прием противопоставления героев используется писателем постоянно. Какими разными мы видим князя Андрея и Жеркова в бою под Шенграбеном! Багратион посылает Жеркова с приказом об отступлении на левый фланг, то есть туда, где сейчас опаснее всего.
Но Жерков отчаянно трусит и поэтому скачет не туда, где стрельба, а ищет начальников в более безопасном месте, где их быть не могло. Таким образом, жизненно важный приказ этим адъютантом не передан. Но его передает другой офицер — князь Болконский.
Ему тоже страшно, ядра пролетают прямо над ним, но он запрещает себе малодушничать.
До батареи Жерков струсил доехать, а на офицерском ужине смело и беззастенчиво смеялся над удивительным героем, но смешным и робким человеком — капитаном Тушиным. Не зная, как мужественно действовала батарея, Багратион ругал капитана за то, что тот оставил орудие.
Никто из офицеров не нашел в себе смелости сказать, что батарея Тушина была без прикрытия.
И только князь Андрей возмутился этими беспорядками в русской армии и неумением ценить истинных героев и не только оправдал капитана, но назвал его и его солдат истинными героями дня, которым-то и обязаны войска успехом.
Толстой отмечает, что такие умнейшие полководцы, как Кутузов и Багратион, отлично знали цену штабным офицерам. Багратион называет их «франтиками», что ждут лишь получения «крестиков». Проницательный Кутузов сразу выделяет среди этих «франтиков» князя Андрея Болконского.
Почему же ни Кутузов, ни Багратион не хотят изменить состав штаба? Это, очевидно, не в их власти. Очень часто люди выдвигаются не по уму и заслугам, а по протекции влиятельных лиц.
Толстой же в своем романе ясно показал, кто истинный герой, а кто карьерист, наблюдающий за боем издалека.
Однако непримиримость, связанная с прямой самозащитой, не противоречит милосердию, которое необходимо оказывать поверженному противнику, когда в нем проснется человек, молящий о пощаде.
Толстой не раз отметит гуманность в конкретном поведении русских людей, свидетельствующую об истинном патриотизме, ничего общего не имеющим с ожесточением и злобой.
Так, Толстой противопоставляет Растопчина, умышленно провоцирующего жестокость толпы, которая расправляется с невинным поваром-французом перед сдачей Москвы, и Кутузова, призывающего к милости к побежденному врагу в конце освободительной войны.
Также отношение Николая Ростова к испуганному голубоглазому французу, Пети и партизан Денисова к пленному мальчику-барабанщику, отношение самого Денисова к взятым в плен французам в противоположность Долохову, проявляющему бессмысленную жестокость, отказываясь брать пленных, – все это истинный моральный настрой людей, действительно любящих свое отечество не напоказ. Также неприятен князь Андрей Болконский, высказывающий накануне Бородинского сражения Пьеру Безухову мысль о том, что пленных брать незачем. Но его ожесточение можно объяснить пережитой им болью, связанной с утратой отца и разорением родового гнезда.
Истинный патриотизм часто проявляется в скрытой форме, а не в героическом деянии, заметном всем. Так, Николай Ростов с чувством стыда слушает напыщенный рассказ о подвиге генерала Раевского, который вывел двух своих сыновей во время сражения у Салтановской плотины.
Опытному офицеру известно, что подобные рассказы не отражают реальность сражения, но он не перечил, потому что знал, что этот рассказ служит для славы русского оружия.
Полк князя Андрея, не участвовавший в активных действиях во время Бородинского сражения, проявил не меньший героизм в том, что просто стоял, не дрогнув, под непрерывным обстрелом артиллерии.
И, наконец, истинное чувство патриотизма несовместимо с соображениями корысти и карьеризма. Борис Друбецкой накануне Бородинского сражения не был заинтересован в победе русских, которыми командовал Кутузов, так как он служил при штабе Бенигсена, интриговавшем против главнокомандующего. Для продвижения по служебной лестнице он был готов пожертвовать удачным исходом сражения.
Однако он ловко манипулирует патриотическими чувствами для того, чтобы оказаться в выгодном положении в глазах начальства. Так, он вовремя делает нужное замечание об ополченцах, которые надели чистые рубахи перед сражением, приготовившись к смерти.
Игра в патриотизм свойственна и петербургской аристократии, поспешно нанимавшей учителей русского языка и отказывавшейся ездить во французский театр, чтобы продемонстрировать любовь к Отечеству. Также вызывают недоверие барыни, щипавшие в гостиных корпию, которая не доходила до раненых.
Поневоле хочется сравнить их с Тихоном Щербатым, который был одним из самых незаменимых людей в партии Долохова. Он был способен сделать любую «грязную» или опасную работу: разжечь костер во время дождя, ободрать мертвую лошадь, выследить «языка».
Таким образом, перед лицом смертельной опасности, угрожавшей России, большинство русских людей проявляло чудеса истинного героизма и патриотизма, оставив всякие соображения личной выгоды, корысти, жертвуя своим имуществом и жизнью, они совершали героические деяния, надолго оставшиеся в памяти потомков. Кризисные шестидесятые годы, в которые писался роман «Война и мир», дают возможность по-новому оценить ту сплоченность и единство, которое достигла нация, перед лицом общего врага, единство, принесшее победу всем.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Образы и описание штабных офицеров в романе «Война и мир». И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: https://studbirga.info/obrazy-i-opisanie-shtabnyx-oficerov-v-romane-vojna-i-mir/
Смелость и трусость в романе «Война и мир» | Литерагуру
Человек всю жизнь ведет борьбу со своими страхами. Их преодоление помогает достигнуть новых жизненных высот, а также получить высокое определение «смелый». В противном случае перед тобой постоянно стоят какие-то ограничения, что-то мешает и не дает раскрыться, а ты просто трус.
Тема смелости и трусости, борьбы со своими страхами и ее исход интересовала многих писателей. Не стал исключением и Л.Н. Толстой, отразивший в своем главном романе множество важных нравственных тем, включая эту.
В этой статье мы перечисляем аргументы по направлению «Смелость и трусость» из произведения «Война и мир».
1) Примером истинной смелости может служить второстепенный, но яркий персонаж – штабс-капитан артиллерии Тушин. В обычной жизни это скромный и застенчивый человек с невероятно добрыми глазами. В бою он приобретает решительность, смело принимает командование и берет на себя ответственность.
Во время Шенграбенского сражения батарея под руководством Тушина совершила настоящий подвиг: бойцы подожгли деревню Шенграбен, французы отвлеклись, начав ее тушить, а русские войска смогли отступить. Но о батарее забыли, не дали приказа об отступлении, она осталась под обстрелом неприятеля.
Тушин не нарушил приказ, не бежал, деятельно поддерживал своих подчиненных, а не прятался за их спинами. Капитан не выставляет свои действия как подвиг, он просто принимает решения, соотносимые с его понятиями о чести и нравственности. В бою нужно сражаться до конца – считает Тушин.
Это ли не настоящая смелость?
2) Среди штабных военных и свиты командующих редко найдутся смелые люди, иначе бы они шли в бой. Жерков, адъютант Багратиона, оказался именно таким трусом. Герой вел себя как шут, строил гримасы, передразнивал людей за глаза, пытаясь развеселить всех, чтоб выслужиться, неудивительно, что и в решительную минуту он выбрал свои интересы.
В Шенграбенском сражении Жерков получил важнейший приказ: передать левому флангу приказ об отступлении. Но этот герой ехал в нужную сторону, видел, что опасно, что там не поможет его пародийный талант, и возвращался обратно. Из-за Жеркова погибло много людей, без поддержки оказалась батарея Тушина и рота Тимохина.
Трусость может приносить вред не только самому человеку, но и оказаться опасной для окружающих, вот почему ее надо в себе искоренять.
3) Трусость и смелость могут проявляться не только в военной, но и мирной жизни. Анатолий Курагин представляет собой роскошную, одетую в красивую обертку, трусость. Он знатный, богатый, красивый, получивший хорошее образование, однако это глупый, развратный повеса, которого интересуют только веселье и женщины. В отношении них и проявляется его трусость в большей степени.
Он тайно женат на неизвестной польской девушке, но ему страшно в этом признаться в обществе, а особенно Наташе Ростовой, которую он чуть было не обольстил. Тайные встречи, побег, тайная женитьба – все эти факторы уже настораживают и показывают его душевную бедность и нежелание отвечать за свои поступки.
Трусость – верный спутник подлости, это видно на примере Анатоля, вот почему важно бороться с этим качеством.
4) Андрей Болконский – один из любимых героев Л.Н. Толстого, поэтому он сочетает лучшие качества человека, хоть и не лишен недостатков. Андрей на войну с Наполеоном в 1805 году буквально бежит, спасаясь от удушливого света, неудачной женитьбы, разочарования в жизни. Герою нравился Наполеон, он хотел прославиться подобно ему, дождаться «своего Тулона», как у кумира.
Болконский мечтал повести за собой войско в безнадежный бой и привести к победе. И он действительно попытался, взял знамя и устремился вперед, презрев страх и чувство самосохранения. После этого герой был тяжело ранен, а родные думали, что он погиб.
На примере Андрея читатель понимает, что смелость – это положительное качество, но она не должна переходить в безрассудство, а подвиг не должен быть совершен во имя себя.
5) Наташа Ростова – одна из главных героинь романа. Она сочетает в себе лучшие, по мнению Л.Н.Толстого, женские качества: понимающая, живая, умеющая слушать (хоть и не всегда понимать).
Тем не менее, героиня обладает твердостью, силой воли, настойчивостью и смелостью в трудных ситуациях. Такой ситуацией была для девушки Отечественная война 1812 года.
Когда семья бежала из Москвы, Наташа взяла на себя ответственность за все: помогла перевезти раненых, стала ухаживать за умирающим князем Андреем Болконским. Она не совершала подвигов, не вела за собой войска, но ее поступки не менее смелы.
Ведь не каждый сможет задержаться ради незнакомых людей под угрозой смерти, видеть, как умирает человек, а ты не можешь помочь – нужно много отваги. На примере Наташи читатель понимает, что смелым можно быть не только на поле сражения, но и в обычной жизни.
Источник: https://LiteraGuru.ru/smelost-i-trusost-v-romane-vojna-i-mir/
Шенграбенское сражение в романе “Война и мир”
Ход Шенграбенского сражения Подвиг батареи Тушина Истинный и ложный патриотизм Выводы
“Дубина народной войны поднялась со всею
Своею грозною и величественною силой…
Поднималась, опускалась и гвоздила французов
До тех пор, пока не погибло все нашествие”
Л. Н. Толстой
Этот эпиграф является строкой из великого романа Льва Толстого ” Война и мир “.
Он, конечно, относится ко всему роману, а не к конкретному сражению, но выражает общую мысль писателя о народности Отечественной войны 1812 года. В истории этой войны мало кто слышал о сражении под Шенграбеном.
Приобрело общую известность Шенграбенское сражение в романе “Война и мир” Толстого. Именно здесь мы узнаем о настоящих человеческих подвигах и их героях.
Ход Шенграбенского сражения
Французская армия превосходила русскую по численности. Сто тысяч против тридцати пяти. Русская армия во главе с Кутузовым одержала небольшую победу под Кремсом и должна была двигаться в Цнайм, чтобы спастись. Союзникам Кутузов уже не доверял.
Австрийская армия, не дождавшись подкрепления
русских войск, начала атаку на французов, но увидев их превосходство, капитулировала.
Кутузову же пришлось отступать, потому, как неравность сил не предвещала ничего хорошего. Единственным спасением было – добраться до Цнайма раньше французов. Но дорога русских была длиннее и труднее.
Тогда Кутузов решает отправить авангард Багратиона наперерез врагу, что тот, как смог задержал противника. Багратион “должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию”, пишет Толстой. И здесь случай спас русских.
Французский парламентер Мюрат, увидев отряд Багратиона, решил, что это вся русская армия, и предложил перемирие на три дня. Кутузов воспользовался этим “отдыхом”. Конечно, Наполеон, сразу понял обман, но пока его посыльный ехал до армии, Кутузов уже успел добраться до Цнайма.
Когда авангард Багратиона пошел в отступление, маленькая батарея Тушина, стоявшая у деревни Шенграбен, была забыта и оставлена русскими.
Подвиг батареи Тушина
“Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять,..и он решил, что хорошо было бы зажечь деревню”. Батарея Тушина взяла на себя смертельную опасность. Оказавшись в центре событий, они зажгли деревню, тем самым отвлекли французов. Но после отступления, Багратион сел разбирать ошибки русской армии.
Он отругал Тушина за то, что тот не пошел в отступление, а оставил орудие на поле. Тушин же даже не оправдывался: “Тушину…во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия”. Он был не виноват, так как отряд Жеркова даже не прикрыл его.
За него заступился князь Андрей Болконский, который видел, как Тушин отстаивал свое орудие, как мог. Он не бросил пушки, они были разбиты, людей не было, рядом лошадь с перебитой ногой. Болконский объяснил Багратиону, что именно батарея Тушина дала спасение русской армии.
Тушин был тронут: “Вот спасибо, выручил, голубчик”.
Через описание Шенграбенского сражения в “Войне и мире” Толстой дает психологические портреты некоторых героев. Для Андрея Болконского, уверенного в том, что на войне все идет по плану, было открытием, что то, что начерчено на бумаге может совершенно не совпадать с реальным положением дел.
Самоотверженность невзрачного Тушина поразила его. Ведь от сражения Болконский ожидал чего-то другого, он ждал “своего Тулона”. Но все оказалось страшнее, чем он думал. После объяснения с Багратионом, подлости Жеркова, подвига Тушина князю Андрею “…было грустно и тяжело.
Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся”.
Истинный и ложный патриотизм
Рисуя характеры своих героев, Толстой дает нам понять, кто является настоящим патриотом России, а кто выслуживается в личных целях. В этом и заключается художественное значение Шенграбенского сражения в понимании некоторых образов романа. Эпизод с Тушиным показывает, как можно быть маленьким по чину и званию, но быть истинным человеком.
Тушин не думал, что случится с ним, он спасал отряд, тех, кто рядом, кто шел за ним, спасал ценой собственной жизни, не выбирая себе наград. В противовес ему стоят Долохов и Жерков. Нельзя сказать, что Долохов не проявил смелость. Он вместе с Тимохиным ринулся на французов, поставляя грудь под пули, но, схватив первого попавшегося француза, тут же воспользовался этим.
Прибежав к полковому командиру он просил обратить внимание на то, что он остановил роту и взял трофеи, и просил запомнить его. Разве здесь идет речь об истинном патриотизме? Долохову важно было, что его заметили, а потом наградили. Трусость Жеркова тоже относится к ложному чувству долга перед родиной.
Он мог помочь батарее Тушина, но так до нее и не доехал, вероятно, побоявшись встретиться с врагом лицом к лицу.
Выводы
Толстой придает большое значение Шенграбенскому сражению. Это первый шаг к нравственному становлению души Андрея Болконского.
В этом эпизоде очень ясно можно увидеть истинный и ложный патриотизм русских офицеров, командиров, солдат. Толстой кратко, небольшими фразами, отдельными действиями показывает нам истинность чувств героев.
Проведя анализ событий при Шенграбене, читатель видит, что каждый герой показал себя без прикрас, таким, какой он есть на самом деле.
Мое сочинение на тему “Шенграбенское сражение в романе “Война и мир” раскрывает один из главных эпизодов романа. Вопрос настоящего патриотизма проходит через все произведение. И Толстой дает на него четкий ответ.
Источник: https://ege-essay.ru/shengrabenskoe-srazhenie-v-romane-vojna-i-mir/
Героизм в романе «Война и мир»
Произведение Льва Толстого насыщено военными действиями.
Вместе с автором, вслед за ним, читатель на страницах произведения «Война и мир» увидеть невероятные картины битв и сражений: Бородинского, Шенграбенского, Аустерлицкого.
Но писатель не только показывает боевые действия, но, прежде всего, он желает показать каждого человека как личность, отдельно, как он, военнослужащий или генерал, вовлеченный в шумящий поток боевых действий, проявит и покажет себя.
Участников в этих событиях много. Это и главнокомандующие армией и с одной стороны, и с другой. Это и все штабное начальство, генералы, офицеры и, безусловно, военнослужащие и партизаны.
Чтобы читатель увидел их полнее, осознал не только масштабность всего события, но и увидел каждого отдельного человека, автор старается поставить их в самые различные ситуации: боевая и мирная жизнь. Известно, что сам Лев Толстой тоже воевал, он участвовал в боевых действиях на Кавказе и проявил себя при обороне Севастополя.
Поэтому-то он и старается показать настоящую и суровую военную правду, не приукрашивая ее. А она состоит и из страданий, и из крови, и из смерти.
Но именно в таких условиях и проявляются прекрасные качества человека: храбрость, мужество, героизм. В толстовской эпопее показаны две войны: 1805 – 1807 года, которая проходила за границей, и в России в 1812 году.
Разные участники с различными характерами встречаются и на одном фронте, и на другой. Например, героический переход совершает отряд Багратиона, показан героизм и талантливого полководца российской армии Кутузова.
Но им противопоставлен бездарный и тщеславный Мака, австрийский генерал.
Но особую храбрость проявляют простые русские крестьяне, ставшие военнослужащими, их честные командиры. Но среди штабных командиров оказывается много трусов и предателей. Особенно выделяется из них Жерков.
После того, как его выгнали из русского полка, смог легко пристроиться к самому Багратиону ординарцем.
Он всем говорил, что воевать он не желает, а вот медали и ордена можно получить намного больше, даже для этого ничего не делая.
А вот настоящие герои, которые смогли проявить мужество и храбрость на поле битвы, скромны и просты. Они раскрываются в бою, показывая силу характера и духу. Стойкие и твердые в исполнении, они вызывают лишь только восхищение. Одним их таких героев является Тимохин.
Он ротный командир, который успешно сохранил свою роту. Но для своих солдат он всегда будет примеров. Он сам, своим примером, вдохновил рядовых своей роты на неожиданную атаку французов.
Это позволило отбросить неприятеля и дать возможность другим батальонам немного опомниться и привести себя в порядок.
Автор старается показывать все правдиво, поэтому картины неразберихи и героических подвигов просто переплелись. Ярким примером этого служит описание на страницах романа сражение, которое состоялось под Аустерлицем.
Всюду царил беспорядок, и была какая-то бестолковщина. Одни войска скучали в ожидании боя, а другие умирали, получали множество увечий и ранения. И те, кто пока ожидали, видя всю эту бестолковщину, постепенно падали духом.
И это есть настоящая правдивая картина.
Яркими сражениями в романе, где проявился мужество и удаль, являются Шенграбенское и Аустерлицкое. Они велись вне Российского государства, и цели ее для простого народа совсем была не понятны.
Совсем по-другому выглядит война 1812 года, когда в ней заключен огромнейший смысл и цель – защищать свою родину.
Эти сражения 1812 года были народными, так как велась против тех врагов, которые посягнули на независимость России.
Огромнейший французский полк, в котором было пятисот человек, обрушилась на страну. Об этой моще Наполеона уже ходила слава, как о самой непобедимой и сильной. Но в Российском государстве эта грозная мощь получила мощное сопротивление. Не только военные встали стеной, но и поднялся весь народ, который защищал свою страну и независимость.
Автор правдиво показывает, как все население, забыв о своем имуществе, бросая его, покидая Москву, которая могла вот–вот перейти в руки французов. Но это происходило не только в Москве, но и других деревнях и городах.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Чтобы противостоять этой сильнейшему наполеоновскому войску, начинают создаваться партизанские отряды. Самыми крупными и героическими на страницах толстовского романа-эпопеи являются отряды Долохова и Денисова. Писатель повествует и о дьячке, который возглавляет один из отрядов.
В его повествование находится место и Василисе, старостихе, которая смогла побить много французов. Более сотни неприятеля погибло от ее рук. Партизаны не действовали открыто, они пытались уничтожить огромнейшее французское войско по частям.
Отважно сражаясь, они постепенно уничтожали врагов, освобождая свою землю.
В результате война, которая со стороны французской армии, была захватнической, то со стороны России освободительная и народная, закончилась. Именно народ сделал все для того, чтобы победить. Только он проявил небывалое мужество и отвагу. Героизм проявляли и полководцы, и генералы, которые также повлияли на то, чтобы огромнейшая бесчисленная сила Наполеона была разгромлена.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/08/geroizm-v-romane-vojna-i-mir.html
Пересказ описания Шенграбенского сражения в романе «Война и мир»
Шестидесятые годы – время работы Л. Н. Толстого над романом «Война и мир». В эпопее автор, по его словам, «любил мысль народную вследствие войны двенадцатого года».
«Я старался, — говорил он, — писать историю народа».
Показав решающую роль народа в исторических событиях общенационального значения, Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую эпопею.
В центре романа «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, но особенности русской армии, как и характер войны, проявляются еще в предшествующих войнах с Наполеоном. В романе дано изображение двух войн: за границей в 1805 -1807 годах и в России – в 1812 году.
Изображая войну 1805 года при Шенграбене, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Мы видим героический переход отряда Багратиона к деревне Шенграбен, Шенграбенское сражение, мужество и героизм русских солдат и скверную работу интендантства, честных и мужественных командиров и карьеристов, использующих войну в личных целях.
Типичен для штабных офицеров Жерков, который в разгар боя был послан Багратионом с важным поручением к генералу левого фланга.
«Жерков бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва только он отъехал от Багратиона, силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно. Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания».
Приказание было – немедленно отступать. Из-за того что Жерков не нашел генерала, французы отрезали русских гусар, многие были убиты и ранен товарищ Жеркова Ростов.
Как всегда дерзок и храбр Долохов. Долохов «в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера». Но после этого он подойдет к полковому командиру и скажет: «Я остановил роту… Вся рота может свидетельствовать.
Прошу запомнить…» Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе; все, что делает, делает для себя. Здесь, в бою, мы встречаем и двух полковых командиров. Оба они, профессиональные военные, ведут себя в бою весьма недостойно: «…Оба начальника были заняты переговорами, которые имели целью оскорбить друг друга.
Полки же, как кавалерийский, так и пехотный, были весьма мало приготовлены к предстоящему делу».
Рекомендуем почитать ►
Сюжет пьесы Джона Гея «Опера нищего»
Они не трусливы эти люди, нет. Но они не могут забыть во имя общего блага себя, свое самолюбие, свою карьеру, свои личные интересы, сколько бы громких слов они ни говорили о чести полка и как бы ни показывали свою заботу о полке.
Но, наряду с людьми типа Жеркова, Толстой показывает и настоящих героев, прекрасных в своей простоте, скромности, находчивости в минуту опасности, стойких и твердых в исполнении своего воинского долга.
Рисуя Шенграбенское сражение, Толстой с особой симпатией показывает командира Тимохина, рота которого «одна удержалась в порядке» и, вдохновленная примером своего командира, неожиданно атаковав французов, отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах.
А вот другой незаметный герой – капитан Тушин. Это «небольшой, сутуловатый человек». В его фигуре «было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». У него «большие, умные и добрые глаза». Тушин – это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами.
Во время сражения он не знает ни малейшего страха, весело и оживленно командует, в решительные моменты советуясь с фельдфебелем Захарченко, к которому он относится с большим уважением.
С горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом выполняет свое дело, несмотря на то что прикрытие, стоявшее подле его батареи, ушло по чьему-то приказанию в середине дела.
И его «батарея…не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек». Только получив приказ отступать, Тушин оставил позицию, увозя два уцелевших в бою орудия.
Итак, изображая военные события, Толстой не только представляет широкие батальные картины Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений, но и показывает психологию отдельной человеческой личности, вовлеченной в поток военных действий.
Командующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны – все эти разнообразные участники войны, носители самой разной психологии показаны Толстым с поразительным мастерством в самых разнообразных условиях их боевой и «мирной» жизни.
При этом писатель, сам бывший участник обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, «в крови, в страданиях, в смерти», с глубокой и трезвой правдой рисуя и прекрасные качества народного духа, чуждого показной храбрости, мелочности, тщеславия, и, с другой стороны, наличие всех этих черт у большинства офицеров – дворян.
Рекомендуем почитать ►
Краткое изложение: Все профессии Важны
Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе «Война и мир», было Шенграбенское сражение.
Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов.
Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным нашим силам занять более выгодную позицию.
Объезжая войска перед сражением, прибывший в распоряжение Багратиона князь Андрей с недоумением отмечал, что чем ближе к неприятелю, тем организованнее и веселее становился вид войск. Солдаты занимались своими будничными делами так спокойно, будто все это происходило не на глазах у врага и не перед сражением, где половина из них будет убита.
Но вот французы открыли огонь, битва началась, причем все происходило совсем не так, как представлялось князю Андрею, как преподавалось и говорилось в теории. Солдаты сбиты в кучу, но тем не менее отбивают атаку за атакой. Французы подходят все ближе, готовится очередная атака. И в этот решающий момент Багратион лично ведет солдат в бой и сдерживает неприятеля.
Наблюдая за действиями Багратиона во время сражения, Болконский замечал, что генерал почти не отдавал приказов, но делал вид, что все происходит «согласно с его намерениями». Благодаря выдержке Багратиона его присутствие чрезвычайно много давало и командирам, и солдатам: при нем они становились спокойнее и веселее, щеголяли своей храбростью.
Не умаляя значения Багратиона в исходе Шенграбенского сражения, Толстой показывает, что основную роль в этом бою все же сыграли простые и незаметные воины, такие как ротный командир Тимохин.
Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного, увлекшего за собой солдат, повлияло на ход сражения.
Тимохин с такой отчаянной решимостью, с одной шпажкой, бросился на неприятеля, что французы в испуге побросали оружие и побежали.
В этом сражении отличился разжалованный в солдаты Долохов. Он убил одного француза, взял в плен сдавшегося офицера и, получив ранение, остался в строю. Но после этого он докладывает полковому командиру о своих заслугах, просит запомнить их. Это характерно для Долохова-он прежде всего думает о себе. Даже геройский поступок он совершает, движимый корыстными побуждениями.
Источник: https://getsoch.net/pereskaz-opisaniya-shengrabenskogo-srazheniya-v-romane-vojna-i-mir/
Готовые школьные сочинения
Янв
26 2011
Штабные офицеры русской армии в романе Толстого «Война и мир»
Среди героев романа Толстого «Война и мир» немалое место занимают штабные офицеры русской армии 1805 – 1807 гг.
Что связано с понятием штаба армии? Это мозг, сердце, руководящий центр армии! Штабные офицеры должны быть людьми умными, храбрыми, дальновидными, умеющими принимать быстрые и правильные решения, бескорыстно преданными Родине, умеющими вести армию к победе и в то же время сохранить ее силы.
Как образец такого штабного офицера блестяще показан Толстым Андрей Болконский. Его очень высоко ценил полководец Кутузов: «Ваш сын, – писал он отцу Болконского, – надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности.
Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного». Но фигура Андрея Болконского не типична для штабных офицеров. Это явление одиночное. Недаром он разочаровывается в своих товарищах по штабу и уже в 1812 году участвует в войне боевым офицером.
Какими же рисует Толстой большинство штабных офицеров? Он описывает их (Несвицкого и Жеркова) в глубоко психологическом плане. Читатель понимает, что за внешней холеностью и знатным происхождением скрывается душа убогих людей, неумных и недалеких. Они думают, прежде всего, о своей карьере, наградах, о том, как выслужиться перед начальством.
Для подтверждения сказанного обратимся непосредственно к страницам романа. Противопоставляя князя Андрея штабным карьеристам, писатель заставляет читателя задуматься, в чьи руки была вверена судьба армии.
Впечатляюще описана сцена встречи штабных офицеров с австрийским генералом Маком, потерпевшим поражение под Ульмом. Для Болконского ясно, что теперь «половина компании проиграна».
А как отнеслись к этому несчастью Несвицкий и Жерков? Они не нашли ничего лучшего, как только глупо посмеяться над поражением своих же союзников.
И здесь Толстой вкладывает свои мысли, полные достоинства и гнева, в уста князя Андрея: « Да ты пойми, что мы – или офицеры, которые служим царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Сорок тысяч человек погибло, и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить».
Но, может быть, более выгодно показывают себя Несвицкий и Жерков в боевой обстановке? Обратимся к сцене у моста через реку Энс.
Чтобы отрезать неприятеля от русских войск, надо было взорвать мост. Эту операцию необходимо было осуществить как можно быстрее, чтобы избежать больших потерь. Князь Багратион поручил Несвицкому передать распоряжение взорвать мост, но тот по своему легкомыслию не сумел толково передать, кто должен это сделать.
Было потеряно много времени. В результате грозила гибель целому эскадрону. Малейшее промедление – и французы форсируют реку. И вот эскадрон Денисова, рискуя жизнью, проводит опасную операцию взрыва.
«Зажгут или не зажгут мост? Кто прежде? Они добегут и зажгут мост, или французы подъедут на картечный выстрел и перебьют их? Этот вопрос с замиранием сердца невольно задавал себе каждый из большого количества войск, которые стояли над мостом…» А что думают и как ведут себя люди, по вине которых рискует целый эскадрон храбрецов? «Ох! достанется гусарам! – говорил Несвицкий. – Не дальше картечного выстрела теперь».
- Напрасно он так много людей повел, сказал свитский офицер. И в самом деле, сказал Несвицкий. – Тут бы двух молодцев послать, все равно бы.
- Ах, ваше сиятельство вмешался Жерков, не спуская глаз с гусар, но все своею наивного манерой, из – за которой нельзя было догадаться, серьезно ли, что он говорит, или нет. Ах, как вы судите! Двух человек послать, а нам – то кто же Владимира с бантом даст? А так – то хоть и поколотят, да можно эскадрон представить и самому бантик получить.
- Кто перед нами? Карьеристы чистейшей воды!
Если князь Андрей даже в пылу проявляет благородство по отношению к женщине и спасает ее, то ни Жеркова, ни Несвицкого вовсе не интересует такая «мелочь», как человеческая жизнь. Не забывает своих героев Толстой и перед Шенграбенским сражением.
Если Болконский просит позволения Кутузова остаться в отряде Багратиона, чтобы участвовать в самом горячем бою, то Несвицкий готовится к отступлению в тыл.
И, сияя от удовольствия, сообщает, что «так перевьючил себе все, что нужно… на двух лошадей, что хоть через Богемские горы удирать».
От художественного приема противопоставления героев писатель не отказывается до конца. Какими разными мы видим князя Андрея и Жеркова в бою под Шенграбеном! «Багратион послал Жеркова к генералу левого фланга с приказанием немедленно отступать.
Жерков бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно.
Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания». А Болконский? «Через минуту приехал адъютант с тем же приказанием.
Это был князь Андрей… Одно ядро за другим пролетало над ним, в то время как он подъезжал, и он почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине.
Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться», – подумал он и медленно слез с лошади между орудиями… Он решил, что при себе снимет орудия с позиции о отведет их».
До батареи Тушина Жерков струсил доехать, а на офицерском ужине он смело и беззастенчиво смеялся над удивительным героем, но смешным и робким человеком – капитаном Тушиным.
Не зная, как мужественно действовала батарея, Багратион ругал капитана за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашел в себе смелости сказать, что батарея Тушина была без прикрытия.
И только князь Андрей возмутился этими беспорядками в русской армии и неумением ценить истинных героев. Обращаясь к Багратиону, он сказал: «Ваше сиятельство… Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого».
И продолжал: «И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать мое мнение, то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой».
Толстой отмечает, что такие умнейшие полководцы, как Кутузов и Багратион, отлично знали цену штабным офицерам. Багратион считал их «франтиками, посылаемыми для получения крести – ка». Кутузов сразу выделяет среди этих «франтиков» князя Андрея Болконского.
Почему же ни Кутузов, ни Багратион не хотят изменить состав штаба? Это, очевидно, уже не в их воле. Очень часто люди выдвигались не по уму и заслугам, а по протекции влиятельных лиц. В том – то и значение великого русского писателя, что он сумел показать, кто истинный герой, а кто карьерист, наблюдающий за боем издалека.
Всю жизнь Толстой боролся за то, чтобы в армии были гуманные порядки, чтобы ценили простых солдат и офицеров.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Штабные офицеры русской армии в романе Толстого «Война и мир» . Литературные сочинения!
Источник: https://testsoch.net/shtabnye-oficery-russkoj-armii-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir/
Проблема истинного и мнимого героизма в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”( на примере анализа эпизода “Шенграбенское сражение”)
Проблема истинного и мнимого героизма в романе Л.Н. Толстого
«Война и мир» (на примере анализа эпизода «Шенграбенское сражение»)
В сцене Шенграбенского сражения в полной мере выразилось представление Л. Н. Толстого (который, кстати, тоже был артиллерийским офицером и участвовал в обороне Севастополя) об истинном, не показном, а самоотверженном героизме русского солдата. Эта тема была затронута великим писателем еще в «Севастопольских рассказах».
А получила свое полное и законченное выражение в романе «Война и мир» на примере и главных, и сопутствующих им персонажах этого произведения.
Итак, как мы знаем, Шенграбенское сражение предшествовало решающему и главному- Аустерлицкому.
Общее настроение простых русских людей (солдат) в этот период, – некоторое недоумение, непонимание: во имя каких интересов, ради чего и кого им приходится воевать здесь, за границами России? Во имя каких целей, за какую идею отдавать свои жизни? Это понимание придет к ним позже, -уже тогда, когда в грозную пору войны 1812-го года всем им вместе придется биться с беспощадным врагом и отстаивать независимость своей родины. Это, кстати сказать, не коснется ни сейчас, ни потом высшего офицерского звена, особо привилегированных и приближенных в той или иной мере ко двору армейских чинов, таких как полковой командир Богданыч, адъютант Жерков, полковник Берг, адъютант начальника штаба(Бенигсена), Борис Друбецкой и другие. Для них всегда цель ясна, главное-любой ценой, из любой ситуации извлечь только личную выгоду, пусть даже «на чужой крови» сделать карьеру, получить очередную награду- крестик, звание, должность или чин. Так, Богданыч посылает в никому не нужную атаку (в которой участвует и Николай Ростов) целый гусарский эскадрон на хорошо простреливаемый и охраняемый мост. «Двух человек послать, а нам-то кто же Владимира с бантом даст? А так-то, хоть и поколотят, да можно эскадрон представить и самому бантик получить. Наш Богданыч порядки знает,»- говорит о своем командире Жерков. Таков он и сам, – по большому счету, бездарность, трус и карьерист. Вместо того чтобы поехать с важным донесением Багратиона на батарею капитана Тушина и передать тому пакет с приказом о срочной дислокации артиллерийских орудий, -едет специально в противоположную от того места сторону, где не слышатся выстрелы и где, следовательно, нет никакой опасности для его жизни. На военном совещании он бессовестно лжет, искажает и перевирает действительные факты, перекладывая свою вину и трусость на Тушина, которому сам же не передал приказ об отводе батареи. И если бы не вмешательство Андрея Болконского, еще неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба капитана Тушина. Он мог быть серьезно наказан: обвинен в трусости, нераспорядительности.
Толстой показывает читателю, что в любой ситуации, при любом развитии военных действий и общественно-политических событий для простого русского солдата остается одно неизменное правило – достойно и честно, до конца исполнить свой воинский долг, быть верным присяге. Именно во имя, во исполнение воинской чести, а не ради получения какой-либо награды. Батарея Тушина в разгар сражения осталась одна в центре боевых действий без прикрытия, без поддержки пехотных полков. Фактически одна – против главных сил французов. Ее положение представляется безнадежным, катастрофическим. И кажется, что надо как можно скорее отступать немедленно, оставив орудия, бросив боеприпасы, спасая свои жизни. Но не об этом думает капитан Тушин. Этот внешне невзрачный человек в момент наивысшей опасности проявляет свой истинный талант – быть настоящим командиром для своих подчиненных, умело руководить ими, своим личным примером воодушевлять и вдохновлять их на подвиг. Не случайно Толстой пишет, что в эти минуты он сам казался себе не маленьким тщедушным человеком, а великаном. «Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.» И действительно, такая духовная мощь и сила проявляются в нем в этот самый трагический и драматичный момент сражения. Руководимая Тушиным артиллерийская батарея одна, без прикрытия и поддержки не только не покидает своих позиций, но и наносит наступающим французам серьезный урон и поджигает деревню Шенграбен, тем самым не дав врагу сосредоточить там свои основные силы.
Князь Андрей говорит Багратиону: «И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой» Примечательно и то, что сам Тушин не считает свои действия и действия его солдат героическими. Он не ждет для себя никаких наград. Ему кажется, что он исполнил всего лишь свой необходимый воинский долг и больше всего боится подвести вышестоящих командиров. Так, на бессовестную клевету Жеркова он не отвечает и лишь молчит, а Багратиону ничего не может объяснить в свое оправдание. Хотя он герой, истинный, настоящий герой. После всего происшедшего он лишь робко благодарит князя Андрея: «Вот спасибо, выручил, голубчик…» Не оттого ли так горько князю Андрею, не здесь ли начинается развенчание его представления о воинской славе, о ратном подвиге? Ведь настоящие герои, как правило, всегда остаются в тени, потому что они не выпячивают и не раздувают свои заслуги, молчат о своих подвигах. А законченные карьеристы, люди без стыда и чести, такие как Жерков, наоборот, выпячивают их и на каждом шагу, говорят всем о своих мнимых заслугах. «Как же, мы вместе немного не съехались, -сказал дежурный штаб-офицер, приятно улыбаясь Болконскому…» «Я не имел удовольствия вас видеть», – холодно и отрывисто сказал князь Андрей.
Или другой характерный пример. Маленький тщедушный солдат Тимохин один «с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали.
» Сравните Тимохина с тем же Долоховым, который в разгар боя подходит к генералу и начинает перечислять тому все свои мнимые и действительные заслуги: «Ваше превосходительство, вот два трофея… Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. Вся рота может свидетельствовать.
Прошу запомнить, ваше превосходительство!» Но даже после этого Долохов не отходит от генерала: «Хорошо, хорошо, -сказал полковой командир… Но Долохов не отошел; он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся в волосах кровь… Рана штыком, я остался во фронте. Попомните, ваше превосходительство.
» Разве можно себе представить, что точно так же, как и Долохов, к полковому командиру обратились во время сражения с перечислением всех своих подвигов и заслуг Тушин или Тимохин?
Толстой показывает читателю, что именно настоящий патриотизм, истинный, а не показной героизм, верность своему воинскому долгу, присяге для простого русского солдата явились той решающей нравственной и духовной силой, которая помогла выстоять в годину суровых испытаний и в конечном итоге победить, обрести независимость для своей родины в грозных и трагических событиях Отечественной войны 1812 года.
Источник: https://infourok.ru/problema-istinnogo-i-mnimogo-geroizma-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir-na-primere-analiza-epizoda-shengrabenskoe-srazhenie-2518131.html
Характеристика Жиркова Война и мир
10-11 класс
Типичен для штабных офицеров Жерков, который в разгар боя был послан Багратионом с важным поручением к генералу левого фланга.
“Жерков бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал.
Но едва только он отъехал от Багратиона, силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно.
Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания”.
Ответить
Alinadudochkina / 11 окт. 2013 г., 21:22:08
Сочинение.Изображение войны 1812 года в романе война и мир. по плану типо(в роли критиков) 1)вступление(почему
называется война и мир.взгляды толстого о войне.(3предложения приблизительно)
2)осн.часть(изображ.войны 1812г основное,мысли героев,война и природа,участие в войне главных героев(Ростова,Безухова,Болконского),роль полководцев в войне,как армия себя ведёт.
3)заключение,вывод.
Пожалуйста помогите,просто я давно читала,а сейчас времени не было чтобы прочитать. ПРОШУ ПОМОГИТЕ
Kirills / 24 авг. 2013 г., 11:31:06
28 вопросов по 3 тому “Война и мир”.Нужно до завтра, ответьте, пожалуйста!!! Нужно до завтра, ответьте, пожалуйста!!!
Если отвечаете, то указывайте номер вопроса 1. Где находился император Александр, когда получил известие о том, что войска Наполеона перешли границу? 2. Зачем князь Андрей искал по всем фронтам Анатоля Курагина? 3. Почему Андрей Болконский решает служить не при штабе а в армии? 4.
Как Николай Ростов отличился в деле при Островне? 5. Как перенесла Наташа свою историю с Анатолем? 6. Почему Петя Ростов просится в военную службу? 7. Кто из героев романа тайком пробрался на Красную площадь смотреть приезд государя? 8. Почему старый князь Болконский не разрешил увезти свою семью из Лысых Гор? 9.
Кто из героев привозит в Лысые Горы весть о том, что Смоленск сдан? 10. Какие два противоположные кружка создались в Петербурге с началом войны? 11. Кто из героев романа встретился с Наполеоном и запросто беседовал с ним, а потом вернулся в русский лагерь? 12. Как умер старый князь Болконский? 13.
Кто выручает княжну Марью из трудного положения, когда крестьяне отказались везти её в Москву? Как это случилось? 14. Почему сугубо штатский человек, Пьер едет на Бородинское сражение? 15. О чём беседовали Пьер и Болконский накануне Бородинского сражения? 16.
Каким человеком показывает Толстой Наполеона в сцене с портретом его сына? 17. Как себя проявил Пьер во время Бородинского сражения, находясь на батарее Раевского? 18. Какими показывает Толстой Наполеона и Кутузова во время Бородинского сражения? 19. Как был ранен князь Андрей? 20.
Кто, по мнению автора романа, является движущей силой истории? 21. Глазами какого героя показывает Толстой военный совет в Филях? 22. За кого собирается Элен выйти замуж? 23. С какой целью Пьер остаётся в Москве и исчезает из своего дома? 24. Как получилось, что семья Ростовых отдала свои подводы раненым? 25.
Кто отдаёт распоряжение толпе убить Верещагина? 26. Почему, по мнению автора, в Москве, оставленной русскими войсками и занятой французами, случился пожар? 27. Кто сообщил Наташе о том, что раненый Болконский едет с ними в обозе?
Вы находитесь на странице вопроса “Характеристика Жиркова Война и мир“, категории “литература“. Данный вопрос относится к разделу “10-11” классов.
Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “литература“.
Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.
Источник: https://literatura.neznaka.ru/answer/493177_harakteristika-zirkova-vojna-i-mir/