Мцыри
Мцхет — древняя столица Грузии, основанная там, «где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры».
Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, «вручивших» «свой народ» единоверной России. С тех пор (конец XVII в.
) и осеняет благодать Божья многострадальную страну — цветёт она и благоденствует, «не опасаяся врагов, / За гранью дружеских штыков».
«Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вез. / Тот занемог…» Понимая, что в таком состоянии живым он ребёнка до Тифлиса не довезёт, генерал оставляет пленника в Мцхете, в тамошнем мужском монастыре.
Мцхетские монахи, праведные мужи, подвижники, просветители, вылечив и окрестив подкидыша, воспитывают его в истинно христианском духе. И кажется, что упорный и бескорыстный труд достигает цели. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъясняется по-грузински.
Вчерашний дикарь «готов во цвете лет изречь монашеский обет».
Продолжение после рекламы:
И вдруг, накануне торжественного события, приёмыш исчезает, незаметно выскользнув из монастырской крепости в ужасный тот час, когда святые отцы, испугавшись грозы, столпились, как агнцы, вокруг алтаря. Беглеца, естественно, ищут всей монастырской ратью и, как положено, целых три дня.
Безрезультатно. Однако через некоторое время Мцыри всё-таки находят совершенно случайно какие-то посторонние люди — и не во глубине Кавказских гор, а в ближайших окрестностях Мцхета.
Опознав в без чувств лежащем на выжженной зноем голой земле юноше монастырского служку, они приносят его в обитель.
Когда Мцыри приходит в себя, монахи учиняют ему допрос. Он молчит. Его пробуют насильно кормить, ведь беглец истощён, как будто перенёс долгую болезнь или изнурительный труд. Мцыри отказывается от пищи.
Догадавшись, что упрямец сознательно торопит свой «конец», к Мцыри посылают того самого чернеца, который когда-то выходил его и окрестил.
Добрый старик искренне привязан к подопечному и очень хочет, чтобы его воспитанник, раз уж ему на роду написано умереть таким молодым, исполнил христианский долг смирился, покаялся и получил перед кончиной отпущение грехов.
Но Мцыри вовсе не раскаивается в дерзком поступке.
Наоборот! Он гордится им как подвигом! Потому что на воле он жил и жил так, как жили все его предки — в союзе с дикой природой — зоркие, как орлы, мудрые, как змеи, сильные, как горные барсы.
Безоружный, Мцыри вступает в единоборство с этим царственным зверем, хозяином здешних дремучих лесов. И, честно победив его, доказывает (самому себе!), что мог бы «быть в краю отцов / Не из последних удальцов».
Брифли бесплатен благодаря рекламе:
Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких — отца, сестёр, братьев.
Больше того, пусть и на краткий миг, жизнь в союзе с дикой природой делает его великим поэтом.
Рассказывая чернецу о том, что видел, что пережил, блуждая в горах, Мцыри подбирает слова, поразительно похожие на первозданность могучей природы отчего края.
И только один грех тяготит его душу. Грех этот — клятвопреступление. Ведь когда-то, давно, ещё отроком, беглец поклялся самому себе страшною клятвою, что убежит из монастыря и отыщет тропу в родные пределы.
И вот он вроде бы придерживается правильного направления: идёт, бежит, мчится, ползёт, карабкается — на восток, на восток, на восток.
Все время, и днём, и ночью, по солнцу, по звёздам — на восток от Мцхета! И вдруг обнаруживает, что, сделав круг, возвратился на то самое место, откуда начался его побег, подвиг Побега, В ближайшие окрестности Мцхета; отсюда рукой подать до приютившей его монастырской обители! И это, в понимании Мцыри, не простая досадная оплошность. Годы, проведённые в «тюрьме», в застенках, а именно так воспринимает приёмыш монастырь, не только физически ослабили его тело.
Жизнь в плену погасила в его душе «луч-путеводитель», то есть то безошибочно верное, почти звериное чувство своей тропы, которым от рождения обладает каждый горец и без которого в диких безднах центрального Кавказа ни человек, ни зверь выжить не могут.
Да, Мцыри вырвался из монастырской крепости, но той внутренней тюрьмы, того стеснения, которое цивилизаторы построили в его душе, ему уже не разрушить! Именно это ужасное трагическое открытие, а не рваные раны, нанесённые барсом, убивают в Мцыри инстинкт жизни, ту жажду жизни, с какой приходят в мир истинные, а не приёмные дети природы.
Урождённый свободолюбец, он, чтобы не жить рабом, умирает как раб: смиренно, никого не проклиная.
Единственное, о чем он просит своих тюремщиков, чтобы похоронили его в том уголке монастырского сада, откуда «виден и Кавказ». Его единственная надежда на милосердие прохладного, с гор веющего ветерка — вдруг донесёт до сиротской могилы слабый звук родной речи или обрывок горской песни…
Источник: https://briefly.ru/lermontov/mcyri/
«Мцыри» М.Ю. Лермонтов Кратко
Всем своим творчеством Лермонтов воспевает образ вольной красоты Кавказа. Уже в самых ранних стихотворениях поэт восхищается гордыми народами и величественной горной природой этих мест. Отсюда и художественные образы героев Лермонтова, которые вторят основной тенденции литературы XIX века — направлению романтизм.
Героя-романтика и величественный дух Кавказа соединяет в себе одно из лучших сочинений поэта — поэма «Мцыри». В приведённой ниже статье можно познакомиться с кратким содержанием этого произведения, но насладиться его истинной красотой и богатством поэтичного языка великого русского поэта, не прочитав «Мцыри» в оригинале, нельзя.
Краткий пересказ сюжета поэмы Лермонтова «Мцыри»
Историю главного героя поэмы Мцыри предвосхищает лирическое вступление и описание места, где некогда стоял монастырь. Теперь здесь выполняет свой «последний долг» глубокий старец, ухаживающий за могилами.
Когда-то некий генерал вез мимо этих мест пленного мальчишку. Ребёнок занемог и военный оставил его в монастыре на попечении монахов. Для юного Мцыри жизнь в монастыре была ни чем не лучше военного плена. Он так и вырос в мечтах о родных краях и свободе, которой был лишён.
Дождавшись удачного момента, Мцыри бежал без оглядки. Юноша очутился в диком лесу, где господствовала природа. Он быстро сбился с тропы и брёл туда куда глаза глядели. В пути он повстречал молодую девицу с кувшином воды и почувствовал прикосновение любви.
Мцыри не было уже суждено обзавестись семьёй, горечь этого осознания выжигала его душу. Второй важной встречей для юноши стала стычка с диким барсом. В жестоком поединке Мцыри одержал победу, но получил серьёзные ранения, с которыми выжить у него не было шансов.
Петляя кругами, герой вновь вышел к стенам своей тюрьмы, и его вернули в монастырь. Находясь в тяжелом состоянии, он попросил лишь одного — перенести его в сад на траву. От туда он мог ещё раз взглянуть в сторону Кавказа.
Мцыри умер, но ни на секунду не пожалел о своём поступке и о том, что прощается с жизнью. Пусть и не на долго, но он успел ощутить вкус свободы, что для него в миллион раз лучше, чем жизнь до старости в глухих стенах монастыря.
Краткая характеристика героев поэмы «Мцыри»
Основной персонаж поэмы, от лица которого и идёт повествование — молодой горец Мцыри.
Главного персонажа поэмы в детстве пленили и увезли из родных мест. В дороге он заболел и остался жить в монастыре. Вырастившие его монахи, готовили Мцыри к постригу. Но они не смогли усмирить в его душе бунтаря.
Свобода — всё, что было нужно этому человеку. Здесь, среди монастырских стен, он страдает и рвётся на волю. Однако побег показал юноше, что в дикой природе он не меньше чужак.
Ему, выросшему в неволе, свобода может принести лишь гибель.
Другие персонажи поэмы «Мцыри»
В тексте встречаются и другие герои, играющие эпизодические роли: генерал, старый монах, грузинская девушка и дикий барс.
Эпизодический герой, военный, который пленил Мцыри мальчишкой, но оставил в монастыре по дороге, так как тот серьёзно заболел и мог не перенести дальнейшей дороги.
Эпизодический герой, вырастивший и воспитавший Мцыри. Он любил юношу как родного сына, сочувствовал ему и выслушал его последнюю исповедь.
Девушка, которую главный герой встретил в часы своей свободной жизни. Эта эпизодическая героиня помогла Мцыри понять прелесть первой любви.
Серьёзный противник, с которым сразился Мцыри в своём первом и последнем в жизни бою.
Краткое содержание поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» по плану
I. Мцыри исповедуется
В начале поэмы читатель знакомится с местностью, где ранее стоял монастырь. Затем автор говорит об одном из послушников этого монастыря — Мцыри. Юноша находится при смерти и рассказывает своему воспитателю старому монаху о своих душевных переживаниях.
II. Жизнь до плена
Мцыри родился и рос до 6 лет в семье горцев на Кавказе. И был счастливейшим из детей.
III. Взятие в плен
Но в шестилетнем возрасте мальчишку пленили русские военный. Его вывезли из родных мест. По дороге герой тяжело занемог. Генерал, пленивший его, был вынужден оставить мальчишку у монахов.
IV. Узник монастыря
Мцыри прожил в монастыре много лет. Здесь он вырос и повзрослел, при этом он так и не смирился со своей участью. Все его мечты — вернуться в родные края.
V. Три дня и три ночи свободы
Однажды послушник Мцыри сбегает из монастыря. Он проводит среди дикой природы три дня и три ночи. Он сталкивается со стихией, встречает юную грузинку, сражается с барсом один на один и одолевает хищника.
Встреча с девушкой помогает юноше понять, что он мог бы любить, с барсом — что он силён и отважен, а со стихией — что он ничтожен и чужд к жизни на воле. Ранения, голод и непогода ослабляют молодого послушника.
Он теряет сознание возле стен монастыря, куда случайно возвращается, окончательно заплутав.
VI. На смертном одре
Монахи вскоре находят обессилевшего юношу. Они несут его обратно за монастырские стены и пытаются выходить. Его раны слишком тяжелы, особенно та, что в душе — Мцыри окончательно понял, что ему никогда не вернуться к родным. Герой умирает и просит лишь об одном — перенести его в сад, где мягкая, пахучая трава и можно последний раз взглянуть в сторону Кавказа.
Кратко о значении и истории создания поэмы Лермонтова «Мцыри»
Читать текст этого произведения следует сквозь призму исторических событий, которые и повлекли пленение вымышленного Лермонтовым романтического героя Мцыри.
Временные рамки повествования принадлежат первой половине XIX века, то есть эпохе завоевания кавказских земель: присоединение территорий и обращение горцев в православие.
Так и рождается мальчик Мцыри, вынужденный томиться в монастыре и постричься в монахи против своей воли.
По мнению литератором и историков, Лермонтов мог взять за основу поэмы рассказ реального человека, монаха, которого поэт встретил по дороге в Грузию.
В поэме также часто слышатся мотивы народного грузинского фольклора, например, сцена с барсом очень напоминает «Мальчик и тигр» из народных сказаний. «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году, поэма претерпела много исправлений, чтобы избежать запрета под грифом «цензура».
Удалены были в основном небольшие фрагменты, в которых особенно трепетно воспевалась свобода или звучали антихристианские мотивы.
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/lermontov/mcyri
Краткое содержание Лермонтов Мцыри
Русский генерал ехал из кавказских гор в сторону Тифлиса. Он вез с собой пленного мальчика, горца.
В дороге шестилетний пленник тяжело заболел, но, несмотря на свой юный возраст, он стойко переносил мучительный недуг – ни одного стона или жалобы не вырвалось из губ мальчика. Умирающего ребенка оставил у себя и выходил один монах, который потом его и вырастил.
Сначала мальчик тосковал по родине, всех избегал. Но постепенно он смирился с участью пленника, научился говорить на чужом языке, окрестился и даже намеревался постричься в монахи.
Но неожиданно юноша куда-то пропал из монастыря. Его несколько дней искали по окрестным лесам, но безуспешно. Позже парня нашли в степи, принесли в обитель – сам он идти не мог, настолько был слаб. Он не желал ничего рассказывать о причине своего побега, и с каждым днем становился все слабее. Он умирал.
И вот, видя приближающийся конец своего питомца, к нему пришел воспитавший его монах. Он умолял юношу исповедаться. Тогда больной, собрав последние силы, начал свой рассказ:
«Ты пришел выслушать мою исповедь? Спасибо, мне необходимо облегчить душу перед смертью. Ты знаешь, я людям не сделал ничего плохого, каяться мне не в чем. Прожил я слишком мало, и жизнь моя вся прошла в плену. С какой радостью я променял бы ее на другую, наполненную тревогами, битвами.
Зачем, когда я был ребенком, ты спас меня от смерти? Ведь ты обрек меня на одинокое существование! Оторванный от родины, я вырос в унылых стенах монастыря, мне некого было называть отцом и матерью. Ты хотел, чтобы я забыл родных, отчизну. Но нет, я поклялся себе, что сбегу из монастыря и увижу свою родину и милых моему сердцу людей. Теперь не суждено сбыться моим мечтам.
Я не боюсь смерти, но расставаться с жизнью мне жалко. Ведь я молод, и так многого не испытал: любви, страсти, тревог, радости… Ты уже стар, и все это тебе не нужно. Но у тебя все было! Ты жил!
И вот, ночью, во время грозы, когда все монахи лежали ниц и молились, я покинул опостылевший монастырь. Разбушевавшаяся гроза, порывистый ветер приводили меня в восторг. Я долго бежал, сам не зная куда. Устав, прилег среди высокой травы и прислушался – нет ли погони?
Отдохнув, я снова пустился в путь. Впереди я видел острые зубцы гор и знал, что там Кавказ, там моя родина. Я был голоден и уже сильно вымотан, но желание попасть в родную страну гнало меня вперед. Пойдя по прямой дороге, я заблудился в лесу и потерял очертания гор из виду. Тогда меня охватило такое отчаяние, что, упав на траву, я разрыдался. Хотя даже в детстве никто не видел моих слез.
Вдруг на поляне мелькнула тень, затем из леса выпрыгнул какой-то зверь. Оказалось, это барс. Я схватил сук и приготовился к бою, почувствовав жажду борьбы в сердце. И вот огромная кошка почуяла врага, зверь издал жуткий вой и мощным прыжком бросился на меня.
Но я успел ударить его суком и рассек звериный лоб. Он упал. Несмотря на льющуюся из раны кровь, барс поднялся, и бой продолжался. Он бросился на мою грудь, а я воткнул в его горло свое оружие и дважды его провернул. Барс завыл, но не сдался. Тела наши переплелись, мы продолжали биться на земле.
Наконец силы оставили зверя, и он испустил дух.
Когда же утром я вышел из леса, то услышал звон колокола. Ужасная мысль поразила меня: ведь я вернулся к стенам монастыря, от которого бежал. И мне стало ясно, что никогда я не увижу родных мест и любимых людей. И вот я умираю. Жалею только, что лежать я буду в чужой земле».
Главная мысль поэмы Мцыри Лермонтова
Это произведение учит любви к родине, преданности своему народу, его обычаям.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
- Краткое содержание Волоколамское шоссе Александра Бека
«Волоколамское шоссе» занимает центральное место в литературном наследии Бека Александра. Произведение создано во время Великой Отечественной войны. Первая публикация произведения вышла с черновым названием «Панфиловцы на первом рубеже». - Краткое содержание Достоевский Крокодил
Действие рассказа разворачивается в Санкт-Петербурге. В Пассаж, в один из магазинов, привозят крокодила. Отовсюду собираются люди, чтобы посмотреть на диковинную зверюшку. - Краткое содержание Ионеско Носороги
В кафе сидят два друга Жан и Беранже. Беранже после вчерашней выпивки не может прийти в себя. Жан просит друга больше не пить. В этот момент мимо пробегает носорог. Люди испуганы и взволнованы, начинают обсуждать это невероятное происшествие - Станюкович
Писателя Константина Станюковича принято называть «художником слова» в маринистической тематике из-за мастерства изображения моря. - Краткое содержание Рид Квартеронка
В книге описываются события в 1850-е годы в США. В те годы в Америке развивалось рабовладение. Главным героем книги является британец Эдвард. Он приехал в Америку и поселился в Новом Орлеане. В городе он живет год и ведет разгульную и беззаботную жизнь
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/lermontov/mcyri-kratko
Мцыри
За основу сюжета пьесы взята реальная история из жизни, услышанная Лермонтовым во время путешествия по Кавказу.
Краткое содержание поэмы «Мцыри» по главам это история жизни маленького мальчика, взятого в плен и вынужденного остаться в стенах монастыря по причине слабого физического состояния.
Мцыри является воплощением гордого, независимого характера горцев с их свободолюбивой душой. Личная трагедия главного героя нашла отголоски в сердце автора, который сам находился в душевном поиске.
Глава 1
От старого монастыря, стоящего на стыке двух рек Арагвы и Куры, остались развалины. Единственный, кто помнит события тех дней старый монах. Ежедневно он сметает пыль с уцелевших плит, вспоминая историю мальчика, оказавшегося в монастыре случайно, чья судьба была яркой, но недолгой.
Глава 2
Однажды мимо монастыря проезжал русский генерал. В кибитке находился больной ребенок. Мальчик около шести лет. В глазах ребенка дикий страх. Он боялся всего и шарахался от людей, как черт от ладана. Везти его дальше смысла не было. Генерал решил оставить его при монастыре.
Здесь ему могли обеспечить должный уход. Так парень, которого окрестили Мцыри, остался в стенах монастыря. Перед тем, как принести монашеский обет, он неожиданно пропал. Три дня ушло на поиски. Умирающего, ослабленного Мцыри нашли в степи. Он был без чувств.
Перед смертью он решил исповедоваться и рассказать свою историю.
Глава 3
В исповеди ни слова сожаления о побеге. Он хотел одного, чтобы кто-то узнал правду. Мцыри признается, что ему пришлось провести несколько лет в плену. Он бы с радостью променял две таких жизни, на одну, но полную тревог и забот. Его душа всегда стремилась к вольной жизни. Душу горца нельзя обуздать, она всегда будет рваться на свободу.
Глава 4
Старец слышит слова упреков в свой адрес. Не надо было его спасать и оставлять при себе. Жизнь в монастыре лишила его общения с родными и близкими. Он не знал ни отца, ни мать. Сердце истосковалось по дому, по Родине. Как бы он хотел на минуту увидеть родных и обнять каждого, но мечты так и оставались мечтами.
Глава 5
Мцыри не боится взглянуть в глаза смерти. Он сожалеет об одном, о своей загубленной молодости. Он, как и все хотел любить, жить, радоваться каждому дню, а что получил вместо этого – ничего. Мцыри обращается к монаху с вопросом, какая у него была жизнь, когда он был молод, что он чувствовал, какие переживания испытывал, любил кого-нибудь или нет.
Мцыри описывает все то, что увидел на воле. Местные колоритные пейзажи Кавказа напомнили ему о родном доме. Горы, реки, пение птиц воспоминания нахлынули на него мощным потоком.
Глава 7
Ему виделся отчий дом. Отец с матерью, сестры, жители родного аула. Всего этого его лишили. Тоска накатывала все сильнее.
Глава 8
Мцыри признается, что идея побега сидела в голове давным-давно. Он поклялся, что хоть на день, но вырвется из плена, в котором оказался заточен не по своей воле.
Дождавшись начала грозы и убедившись, что монахи стали неистово молиться, не обращая на него внимания, он сбегает из монастыря. Он был рад начавшейся стихии. В ней он чувствовал себя свободным.
Даже в буре он видел родственную душу.
Глава 9
Он не помнит, как долго бежал. Стихия стихла. Гроза ушла. За ним никто не гнался. Ему было настолько хорошо, что он лег на траву и просто наслаждался свободой.
Глава 10
Проснувшись утром, он увидел, что лежит у обрыва. Это был знак свыше, что жизнь подходит к концу. Мцыри был убежден, что понимает звуки водяного потока. Небо было настолько чистым, что при желании на нем можно было увидеть ангела.
Глава 11
Наслаждаться звуками природы было хорошо, но жажда взяла над ним верх. Мцыри захотел испить водицы. На дворе полдень. Солнце палило нещадно. Он спускается вниз, где шумит вода.
Глава 12
Его внимание привлек женский голос. Молодая грузинка пела песню. Ее голос показался ему слаще всех на свете. Он был ослеплен ее красотой. Словно завороженный, Мцыри не сводил с нее глаз.
На миг он потерял ощущение реальности происходящего. Когда грузинка скрылась с его глаз, на него опять нахлынула тоска. Он ощутил, насколько он одинок в этом мире.
Глава 14
Среди ночи Мцыри проснулся. Ему приснилась молодая грузинка. Кругом полная тьма, лишь огонек сакли призывно манил зайти внутрь. У него другая цель, добраться до дома. Очень хотелось есть. Мцыри двинулся дальше. Вскоре он понял, что заблудился в лесу.
Глава 15
Отчаяние овладело им. Просить помощи у людей не позволяла гордость духа. Рыдая от тоски, он упал на землю.
Глава 16
Первый раз в жизни он плакал. Неожиданно из леса показался барс. Дикий зверь был голоден. Схватка была неизбежна.
Барс раздул ноздри, учуяв добычу. Прыжок и он вонзает когти. Мцыри удалось ранить зверя. Ополоумевшее животное в очередной раз бросается на человека. Мцыри удалось отбиться от него, но раны на теле были глубоки.
Глава 18
Мцыри удалось выйти из схватки со зверем победителем. Хищник встретил смерть достойно. Во время его последнего прыжка, Мцыри успел подобрать с земли сук и вонзить ему в горло. Это его спасло от неминуемой погибели.
Глава 19
Глубокие раны на теле забирали у Мцыри силы, но он продолжал двигаться вперед, в надежде найти выход.
Глава 20
Лишь под утро ему удалось выйти из леса. К его глубокому сожалению он вернулся туда, откуда так хотел уйти. Снова монастырь и ненавистные ему стены. Осознав собственное бессилие, он понимает, надежды больше нет. Фатальность случая отнимает у него последние силы. Не суждено ему увидеть родной дом.
Мцыри сравнивает себя с цветком. За домашним растением ухаживают, поливают, опрыскивают. Оно растет, радуется жизни, но оказавшись за пределами домашнего очага, растение гибнет, не выдерживая палящих лучей солнца.
Глава 22
Мир вокруг Мцыри замер. Все поблекло. Осталась одна звенящая тишина и пустота.
Глава 23
Начало предсмертной агонии. Мцыри мерещится, что он на дне реки. Вокруг кружат разноцветные рыбы. Они поют песни, приглашая остаться в их царстве. В таком состоянии его нашли монахи, не прекращающие поисков.
Глава 24
Последние часы жизни. Мцыри беспокоит одно, что тело будет предано не родной земле.
Глава 25
Мцыри прощается с монахом. Рука горячая на ощупь. Он говорит, что это пламень души, всегда живущий в нем, но сейчас огню нечем подпитываться. Мцыри надеется, что рай распахнет ворота перед ним, но даже его он с удовольствием сменит на ад, за возможность на пару дней оказаться дома.
Глава 26
Последняя просьба умирающего похоронить в саду, откуда хорошо виден Кавказ.
Источник: https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/1749-mcyri.html
Лермонтов “Мцыри”: краткое содержание по главам
“Мцыри”, краткое содержание по главам которой представлено в статье, – романтическая поэма, созданная М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.
1
“Немного лет тому назад” в месте, где сливаются две реки – Кура и Арагва, стоял монастырь. Ныне же он разрушен. На развалинах монастыря “теперь один старик седой”, который и рассказывает историю жизни Мцыри.
2
Русский генерал ехал из гор к Тифлису и вез с собой пленного ребенка, который заболел в пути. Ему было около шести лет, он был дик и пуглив. Несмотря на болезнь, мальчик вел себя мужественно. Один из монахов монастыря из жалости оставил мальчика у себя. Тот поправился и остался при монастыре.
Вначале мальчик “бродил безмолвен, одинок”, но вскоре привык к новой жизни, начал понимать язык, был окрещен. Мцыри, будучи уже юношей, должен был принести монашеский обет, но однажды осенней ночью исчез. Его не было три дня. Поиски монахов привели к тому, что Мцыри нашли в степи без чувств, ослабевшего, умирающего.
Перед смертью к нему пришел чернец, который уговорил гордого юношу исповедаться.
3
Мцыри говорит, что человек может рассказать о своих делах, но “душу можно ль рассказать?” Он начинает свое повествование. Мцыри говорит, что жил в плену, и променял бы 2 таких жизни за одну, но полную тревог. Мечта звала его в “мир тревог и битв”, туда, где люди вольны. Он признает эту страсть, но о прощении не просит.
4
Мцыри упрекает старца в том, что тот спас его ребенком от смерти. Жизнь, которую вел в монастыре Мцыри, была длея его свободолюбивой натуры невыносимой. Он, как все дети, хотел иметь семью.
У других он видел родных, дом, отчизну, а у него самого не было не только родных, но даже могил. Мцыри дал себе клятву – когда-нибудь хотя бы на миг прижаться своей грудью к груди “хоть незнакомой, но родной”.
Однако его мечты найти родственную душу были пустыми.
5
Героя не страшит смерть, но ему жаль своей загубленной молодости. Он обращается к монаху с вопросом: испытывал ли тот любовь, ненависть, мечтал ли он в юности, любовался ли природой? Для того чтобы понять его, монах должен вспомнить желания юности.
6
Мцыри рассказывает о том, что он видел на воле – красивую природу. Он любовался горными хребтами, утренней зарей, птицами – словом, гордой природой Кавказа.
7
Картины природы пробудили в памяти Мцыри воспоминания: он вспомнил отчий дом, отца, свой аул, жителей аула.
8
Мцыри говорит, что уже давно задумал побег для того, чтобы узнать, для чего люди рождаются на свет – для воли или тюрьмы. Он убежал во время грозы, когда монахи в ужасе молились. Мцыри же чувствовал единение со стихией и рад был буре, как брату.
9
Мцыри долго бежал, сам не зная, куда. Гроза закончилась. Погони не было. Мцыри лег в высокую траву и долго так лежал, наслаждаясь природой, свободой. Ни змеи, ни шакалы не пугали беглеца, он сам был чужд людей, как зверь.
10
Наступило утро. Мцыри встретил рассвет, лежа на краю пропасти. Он говорит, что понимал язык водяного потока.
11
Продолжаем описывать поэму “Мцыри” (краткое содержание по главам). Герой любуется окружающей природой, но наступает жаркий полдень, и он испытывает жажду.
12
Мцыри стал спускаться с высоты к потоку, чтобы напиться. У воды он увидел молодую грузинку, которая пела песню. Звук ее голоса Мцыри охарактеризовал как “сладко вольный”.
13
Грузинка, держа над головой кувшин, сходила к берегу. Встреча с ней настолько потрясла Мцыри, что на некоторое время он утратил ощущение реальности происходящего. Он увидел саклю, куда вошла грузинка, и почувствовал тоску из-за своего одиночества.
14
Наступила ночь, Мцыри ложится спать. Во сне он видит грузинку. Он просыпается. Вокруг темно, только в сакле горит огонек, как яркая звезда. Мцыри хотелось войти туда, но он не посмел этого сделать. У него была одна цель – вернуться в родную страну. Мцыри, превозмогая голод, отправляется в путь, но вскоре чувствует, что сбивается с дороги.
15
Главный герой заблудился. Им овладело отчаяние, но помощи людской он все-таки не желал, ведь он был чужой для них, “как зверь степной”. Мцыри говорит, что если хотя бы на минуту из его груди вырвался крик отчаяния, то он бы вырвал свой язык.
16
Мцыри никогда не плакал, но здесь он не мог удержаться от слез. Неожиданно из лесной чащи выскочил барс. Мцыри приготовился к схватке.
17
Герой выжидает. Барс почуял человека, издал протяжный вой и прыгнул на своего врага. Однако Мцыри его предупредил. Герой ранил барса, но он набросился вновь. Началась смертельная схватка.
18
Барс кинулся на грудь Мцыри, но он успел воткнуть ему в горло сук. Герой победил в схватке. Своего врага он оценивает по достоинству, говорит, что тот свою смерть встретил как истинный боец.
19
Мцыри во время битвы получает глубокие раны, и они до сих пор не зажили. После битвы он вновь пытается найти дорогу, но тщетно.
20
Уже утром из леса вышел Мцыри. Краткое содержание по главам продолжается следующими событиями. Ветер принес звуки человеческого жилья – где-то неподалеку был аул. Но ветер стих, и Мцыри вновь потерял ориентир. Внезапно местность показалась ему знакомой.
Мцыри осознает, что вернулся вновь к тому месту, откуда бежал. Герой отказывается верить, что вышел снова к монастырю – своей тюрьме, но он слышит колокольный звон, который убеждает его в справедливости страшной догадки.
И Мцыри смутно понимает, что ему никогда не попасть на родину.
21
Герой сравнивает себя с темничным цветком, который вырос меж сырых плит. Он не распускал молодых листьев, все ждал живительных лучей. Прошло много дней, и добрая рука перенесла цветок в соседство роз. Однако лишь только взошло солнце, его луч обжег цветок, выросший в темнице.
22
Так же как темничный цветок, Мцыри чувствует себя опаленным. Мир вокруг него будто застыл.
23
У Мцыри закружилась голова, у него начался предсмертный бред. В бреду герою казалось, что он лежит на дне глубокой реки, и это было ему приятно. Он видит стайки пестрых рыб над собой. Одна из рыбок поет ему, приглашая остаться с ней жить в реке, где привольное жилье, покой и холод. Мцыри в бреду, его находят монахи.
24
Герой опечален лишь одним – тем, что похоронен будет не в “земле родной”.
25
Мцыри, прощаясь с монахом, дает ему свою руку – рука горячая. Он говорит, что этот пламень жил в его груди с юных дней, но сейчас ему нет пищи. Мцыри надеется на то, что его душа найдет приют в раю, но рай и вечность он бы с легкостью променял на несколько минут жизни в родных краях.
26
Герой завещает похоронить его под акацией, откуда виден Кавказ. На этом заканчивается поэма “Мцыри”. Краткое содержание по главам этого произведения было изложено с опорой на следующий источник:
Зубова Е.Н., Мошенская О.В. и др. Произведения школьной программы в кратком изложении. ООО “Дом Славянской книги”, 2015
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/lermontov_m_ju/lermontov_mcyri_kratkoe_soderzhanie_po_glavam/54-1-0-320
Краткое содержание Лермонтов Мцыри кратко и по главам для читательского дневника
Основанная на реальной истории поэма о судьбе ребенка, попавшего в горный монастырь. Приболевшего мальчика пришлось там оставить, но вот монахом он так и не стал.
Наоборот, он всегда мечтал о свободе, тем более что природа в тех краях прекрасна, её пейзажи и обитатели сами навивают мысли о воле. И вот Мцыри бежит из своей обители, бредёт по горам, сталкивается с опасностями, с дикими зверями.
Через три дня его находят израненным, несчастного приносят в монастырь, где он, умирая, на вопросы монахов отвечает, что только в эти дни и был счастлив, только тогда и жил.
Произведение поэта об удивительном свободолюбии, о предназначении каждого. Не чувствовал себя Мцыри на своём месте в монастыре, и хотя побег принёс ему лишь гибель, юноша ни о чём не жалеет.
Краткое содержание
В самом начале поэмы поясняется, что вот на этом месте был монастырь, в котором произошли такие-то события. Точней, ещё сохранились полуразрушенные здания, но нет монахов, лишь последний здесь старец ухаживает за множеством могил.
Старик забыт даже смертью, ему остаётся лишь вспоминать о прошлом, когда его страна цвела.
Однако рассказ читатель слышит не из уст старика, а от самого героя – Мцыри.
И он говорит о том, что монах бы не сумел передать, понять и почувствовать.
Однажды сам генерал оставляет ребенка, который не смог бы дальше следовать за армией, в монастыре.
Несчастный Мцыри, выросший среди монахов, не мог побороть свою свободолюбивую натуру. Сбежав, он очутился во враждебном лесу, под прицелом тысячи звериных глаз.
Но юноша не звал людей на помощь, ведь среди них он чувствовал себя чужим. То есть чужой и в обществе, которого он никогда не знал, чужой среди благочестивых (и скучных) монахов, чужой дикой природе.
Сбившись с дороги, он сам забрёл в этот бескрайний и опасный лес.
У героя не было семьи, только мечты. Действительно, Мцыри трагический герой и своей судьбой, и своим ощущением жизни.
В пути он увидел мельком юную грузинку, которая несла кувшин с водой и прекрасно пела. В душе Мцыри пробудилось первое чувство любви. Встретился на воле герой и с яростным врагом – барсом. Хотя человек побеждает зверя, раны довольно опасны.
Так часто люди жаждут чего-то: славы, богатства, любви. Она не рады тому, что им дано, ничего не хотят видеть, всё готовы отдать ради своей мечты.
Однако получив славу, страдают, а получив богатство, живут воспоминаниями, и получив любовь, от неё погибают. И всё же Мцыри правильно угадал своё предназначение – быть свободным человеком.
Никакие трудности не заставили его повернуть к монастырю, он не раскаялся ни в чём. На воле он готов был бы претерпеть все сложности.
В последней строфе герой понимает, что осталось ему лишь последнее желание. И это – сад. Мцыри просит, чтоб его перенесли на любимое место в саду, где он так долго мечтал о воле.
Он помнит, как густа трава, как душист воздух… Каждую мелочь! С этого места он последний разок сможет взглянуть на Кавказ. Его вольная душа устремляется туда – на свободу.
И главный герой уйдёт без сожалений и без проклятий.
Краткое содержание Мцыри по главам
Глава 1
Несколько лет тому назад, в месте, где текли две реки Арагва и Кура, стоял монастырь. Сейчас он заброшен и разрушен. За развалинами и могилами тамошних царей, ухаживает одинокий старик – сторож. Те самые цари, когда-то отдали свой народ во власть России. С той поры, Грузия процветает.
Глава 2
Как-то раз, мимо этой обители проезжал русский генерал, он вез с собой пленного ребенка, который заболел в пути. Генерал оставил своего пленника в монастыре. Монахи занялись его воспитанием.
Ребенок рос нелюдимым, ни с кем не разговаривал. Он все тосковал по своему родному краю. Мцыри – так прозвали мальчика, однажды сбежал от монахов. Его долго искали, но нашли. Юношу принесли в монастырь изможденным.
Близился его смертный час, монах пришел поговорить с Мцыри.
Глава 3
Юноша начинает свою исповедь. Мцыри сетует на свою невольную жизнь. Говорит о том, что все время тосковал по родным местам. Что его жизнь очень коротка, и он не успел ее толком прожить.
Глава 4
Далее, Мцыри корит монаха, который его выходил. Юноша говорит, зачем тот спас его от гибели, ведь жизнь вдали от родных очень мучительна. Чужая земля, чужие люди, так и не стали ему родными.
Глава 5
Затем, юноша говорит, что не боится смерти, его не долгая жизнь была бесполезной. Умирать совсем не страшно. Мцыри опять говорит монаху, что тот прожил жизнь, а он сам так и умрет молодым, на чужбине.
Глава 6
Потом он говорит старику о красотах природы, которую он видел на воле. О том, как она прекрасна. Когда, Мцыри смотрел на Кавказ, ему становилось легко и хорошо.
Глава 7
Юноша вспоминал свой отчий дом, отца, сестер. Родной аул и его жителей, он тоже помнил.
Глава 8
Затем он спрашивает монаха, что по его мнению делал Мцыри, когда сбежал из обители. И тут же сам отвечает, что эти три дня, он жил. Жил по-настоящему, эти дни не сравнятся с безвольным существованием в монастыре.
Глава 9
Когда Мцыри убегал, монахи все попрятались от грозы. Поэтому ему удалось спокойно уйти. Но когда он оказался на воле, он побежал, как зверь. Он бежал и наслаждался свободой. Когда юноша убедился, что за ним нет погони, он прилег отдохнуть.
Глава 10
Наступило утро, Мцыри очнулся ото сна, и увидел, что лежит на краю пропасти. Он испугался, но в то же время он слушал звуки природы, и успокаивался.
Глава 11
Затем Мцыри говорит о том, как был прекрасен «божий сад», в котором он оказался. Какие красивые виноградники там стояли, как пели птицы. Как он прислушивался к земле. Потом юноша захотел пить.
Глава 12
Тогда, Мцыри стал спускаться к потоку воды, с высоких плит. Он не боялся сорваться в пропасть, он лишь хотел пить. Услышав шаги, он спрятался. Из-за кустов он увидел милую девушку, которая пела песню. Ее голос и теперь звучит в голове юноши.
Глава 13
Далее, Мцыри описывает девушку, ее бедный наряд, и как она набирала воду в кувшин. Юноше понравилась прекрасная незнакомка. С большой грустью он вспоминает о ней.
Глава 14
С такими думами он заснул, во сне ему привиделась прекрасная грузинка. От этого Мцыри проснулся. Он решил во что бы то ни стало, отыскать родную сторону. Голод одолевал юношу, он пустился в дорогу, и сбился с пути. Была ночь.
Глава 15
Мцыриоказался ночью в густом лесу.ММцыри оказался в кромешной тьме и в густом лесу. Он с большими усилиями шел через непролазный терновник, но все-таки заблудился. От отчаяния он упал на землю, и стал ее грызть. Мцыри рыдал, он не просил помощи у людей. Он считал, что для них – он зверь.
Глава 16
Юноша лежал и плакал, он не считал это постыдным поступком. Он не стеснял плакать. Вдруг из чащи леса появился барс с добычей. Мцыри испугался и подготовился к битве.
Глава 17
Юноша ждал нападения, когда барс его заметил, Мцыри уже был готов. Животное прыгнуло на юношу, но тот ударил его в лоб толстым суком. Барс застонал и опрокинулся, начался смертельный бой.
Глава 18
Потом барс кинулся на грудь Мцыри, а тот пронзил колом его шею. Животное и человек сцепились мертвой хваткой, но уже на земле. Барс выл, рычал. Мцыри тоже почувствовал себя диким зверем и заревел. Юноша одолел противника.
Глава 19
Затем Мцыри говорит монаху о своих шрамах на груди, которые остались после схватки с барсом. Сметь должна заживить эти раны. Когда он их получил, то не чувствовал боли. Он шел по лесу, и думал, что судьба смеется над ним.
Глава 20
Когда юноша вышел из лесу, настал уже день. Впереди он увидел аул, он показался Мцыри знакомым. Осмотревшись, что вышел к тому месту, где стоял монастырь, из которого он сбежал. Юноша понял, что не найдет родного края никогда.
Глава 21
Мцыри говорит, что даже конь может найти обратный путь домой, а он не смог. Юноша сравнивает себя с темничным одиноким цветком.
Глава 22
Мцыри устал от палящего солнца, он был голодным. Красоты природы уже не казались такими прекрасными. Он уже не слышал звуков, а так хотел…
Глава 23
Было тихо и спокойно, вдали, Мцыри увидел стены монастыря. Юноша хотел подняться, но не было сил. Хотел закричать, но не смог. Он тихо умирал, казалось ему, что он лежит на дне реки и с ним говорит рыба. Она призывает Мцыри навсегда остаться здесь, говорит, что здесь ему будет хорошо. С такими мыслями, юноша потерял сознание.
Глава 24
Потом Мцыри нашли, в бессознательном состоянии. На этом, юноша закончил свой рассказ. Он лишь об одном сожалел, что когда умрет, его похоронят на чужбине, и никто о нем плакать не будет.
Глава 25
Мцыри прощается с монахом, просит подержать его за руку. Говорит, что после смерти окажется в раю, но с удовольствием бы поменял рай на то место, где жил в детстве, на родной дом.
Глава 26
Далее, умирающий просит старика исполнить его последнюю волю. Перенести его в сад, оттуда виден родной Кавказ. Там Мцыри и умрет, последний раз взглянув на родной край.
Это произведение говорит о том, что человек не может жить на чужбине. Ему нужен родной дом, свобода. Каждый человек, рожден вольным. Люди бывают разными, одни могут не противится своей судьбе, и смирится с пленом. Мцыри, как вольный горец, не смирился с жизнью на чужбине. Оно и правильно, человек никогда не должен забывать свою Родину.
Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/lermontov/mcyri
Мцыри – краткое содержание
Одна из древних столиц Грузии – Мцхет. Она возведена меж двух рек – Арагвы и Куры, в ней же стоит один из прекраснейших соборов Светицховели.
Как-то вез один русский генерал ребенка плененного, но не довез, так как ребенок тот заболел и оставил он его в городе Мцхет, при мужском монастыре. Ребенок растет, его крестили и вырастили в христианских обычаях.
Мцыри – так звали ребенка, уже давно позабыл свой язык. Его начинают готовить к обету монашескому.
В тот день, когда город настигла сильнейшая гроза, ребенок пропал. Его ищут три дня, но результата это не приносит.
Через некоторое время мальчишку находят у гор, в окрестностях города Мцхет.
Он без сил, без чувств лежит на голой, выжженной солнцем земле, и доставляют его к монастырю. Юноша очнулся. Монахи пытаются его допросить или хотя бы покормить, он истощен и выглядит переболевшим серьезным недугом. Юноша отказывается от любой еды.
Когда монахи понимают, что Мцыри хочет завершить свое существование, посылают чернеца за тем самым монахом, который когда-то принял его в монастырь еще ребенком, вылечил и окрестил его. Уже довольно пожилой монах все еще любит своего воспитанника ведь провел с ним не малое время.
Монах принимает, то что юнец больше не желает жить и лишь просит его покаяться в грехах содеянных и смириться.
Мцыри не считает, что поступок его дерзок. Он горд своими действиями. Как оказалось, он все еще помнит свои родные просторы, как он был свободен, как сливался с природой, дышал ей, думал, как она.
Он помнил горные барсы. Он помнил, как без оружия он мог вступить в единоборство со зверем, хозяином его диких лесов.
Только так он мог доказать, что наравне с остальными мужчинами, и он достоин жить в крае своих отцов и дедов.
Прошло столько лет, но как только он ушел из монастыря он смог вспомнить свое детство и язык родных земель, аул и даже лица своих родителей, братьев и сестер. Пока Мцыри рассказывал о том, как блуждал он в горах, что пережил, он описывает чернецу, как это прекрасно быть в слиянии с природой, как важна первозданность его родины.
И лишь слово, данное самому себе еще в детстве он не желает нарушать, ведь считает его клятвопреступлением. Он обещал самому себе, что когда нибудь он найдет дорогу домой и вернется на свою родину. И у него почти получилось, он помнил, что необходимо все время держаться востока.
Он шел день за днем, ночь за ночью, но неожиданно понимает, что возвращается туда откуда начинал свой путь в самые ближние окрестности города Мцхет, близ мужского монастыря при котором он вырос при котором проходил службу не свою службу. Он понял, что это самая главная оплошность в его жизни.
Мцыри описывает, что каждый день, проведенный в монастыре, казался ему тюрьмой, ведь только так он воспринимал жизнь, проведенную здесь. Здесь он ослаб и телом и духом.
Он больше не мог найти дорогу домой, словно «луч- путеводитель» он потерял за долгие годы, ведь каждый горец обладал звериным чутьем тропы, ведущей его домой, каждый рожденный его получает с материнским молоком и без него невозможно жить в дикой среде центральной части Кавказа никому, ни человеку, ни зверю.
Мцыри ушел, но не смог покинуть тюрьму в своей душе из-за цивилизации, которую привили ему с детства. Его не беспокоили так его раны, и запекшаяся кровь, присохшая к телу. Его убивало только одно, он терял инстинкт, жажду ее, с которой приходят в жизнь дети гор.
Он больше не желает жить в рабстве с самим собой, лишь желает умереть, смиренно, никого не виня.
Он просит монахов выкопать ему могилу на стороне его родных гор, то место откуда их видно. Он просит это потому, что мечтает хотя бы после смерти почувствовать, как ветер донесет до него родную речь с его земель, а может быть и песню какую…
Источник: https://szhato.ru/lermontov/165-mcyri.html
Лермонтов МЦЫРИ краткое содержание по главам
Здесь вы можете прочитать краткое содержание поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри». Эта романтическая поэма была написана в 1839 году и опубликована при жизни поэта в 1840 году. Поэма «Мцыри» — один из последних классических образцов русской романтической поэзии.
Мцыри – краткое содержание
Краткое содержание поэмы дано по главам.
Глава 1.
Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю.
(1-я Книга Царств)
«Немного лет тому назад» в месте, где сливаются две реки — Кура и Арагва, стоял монастырь. Ныне же он разрушен. На развалинах монастыря «теперь один старик седой», который и рассказывает историю жизни Мцыри.
Глава 2
Русский генерал ехал из гор к Тифлису и вез с собой пленного ребенка, который заболел в пути.
Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Несмотря на болезнь, мальчик вел себя мужественно:
…Без жалоб он томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Один из монахов монастыря из жалости оставил мальчика у себя. Тот поправился и остался при монастыре. Вначале мальчик «бродил безмолвен, одинок», но вскоре привык к новой жизни, начал понимать язык, был окрещен. Мальчика звали Мцыри.
Уже будучи юношей, Мцыри должен был принести монашеский обет, но однажды осенней ночью исчез. Его не было три дня. Поиски монахов привели к тому, что Мцыри нашли в степи без чувств, ослабевшего, умирающего.
Перед смертью к нему пришел чернец, который уговорил гордого юношу исповедаться.
Глава 3.
Исповедь Мцыри.
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла,
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.
Глава 4.
Мцыри упрекает старца в том, что тот спас его ребенком от смерти. Жизнь, которую он вел в монастыре, была для его свободолюбивой натуры невыносимой. Он, как и все дети, хотел иметь семью:
И видел у других
Отчизну; дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Мцыри дал себе клятву бы на миг прижаться своей грудью к груди хоть незнакомой, но родной. Однако его мечты найти родственную душу были пустыми.
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
Глава 5
Героя не страшит смерть, но ему жаль своей загубленной молодости. Он обращается к монаху с вопросом: испытывал ли тот любовь, ненависть, мечтал ли он в юности, любовался ли природой? Для того чтобы понять его, монах должен вспомнить желания своей юности.
Глава 6
Ты хочешь знать, что видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял.
Мцыри любовался горными хребтами, утренней зарей, птицами — словом, гордой природой Кавказа.
Глава 7
Картины природы пробудили в памяти Мцыри воспоминания: он вспомнил отчий дом, отца, свой аул, жителей аула.
А мой отец? он как живой
В своей одежде боевой
Являлся мне, и помнил я
Кольчуги звон, и блеск ружья,
И гордый непреклонный взор,
И молодых моих сестер…
Глава 8
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил…
Мцыри говорит, что уже давно задумал побег для того, чтобы узнать, «для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы». Он убежал во время грозы, когда монахи в ужасе молились. Мцыри же чувствовал единение со стихией и рад был буре, как брату. Он радовался дружбе «краткой, но живой // Меж бурным сердцем и грозой».
Глава 9
Мцыри долго бежал, сам не зная, куда. Гроза закончилась. Погони не было. Мцыри лег в высокую траву и долго так лежал, наслаждаясь природой, свободой. Ни змеи, ни шакалы не пугали беглеца, он сам, «как зверь, был чужд людей».
Глава 10
Наступило утро. Мцыри встретил рассвет, лежа на краю пропасти. Он говорит, что понимал язык водяного потока.
Глава 11
Кругом меня цвел Божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев…
Мцыри любуется окружающей природой, но наступает жаркий полдень, и он испытывает жажду.
Глава 12
Мцыри стал спускаться с высоты к потоку, чтобы напиться. У воды он увидел молодую грузинку, которая пела песню. Звук ее голоса Мцыри охарактеризовал как «сладко вольный».
Глава 13
Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу. Порой
Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
И беден был ее наряд;
И шла она легко, назад
Изгибы длинные чадры
Откинув.
Встреча с девушкой настолько потрясла Мцыри, что на некоторое время он утратил ощущение реальности происходящего.
Он увидел саклю, куда вошла грузинка, и почувствовал тоску из-за своего одиночества.
Глава 14
Наступила ночь, Мцыри ложится спать. Во сне он видит грузинку. Он просыпается. Вокруг темно, только в сакле горит огонек, как яркая звезда. Мцыри хотелось войти туда, но он не посмел этого сделать.
…Я цель одну —
Пройти в родимую страну —
Имел в душе…
Мцыри, превозмогая голод, отправляется в путь, но вскоре чувствует, что сбивается с дороги.
Глава 15
Мцыри заблудился. Им овладело отчаяние, но помощи людской он все-таки не желал.
…Я был чужой
Для них навек, как зверь степной…
Мцыри говорит, что если хотя бы на минуту из его груди вырвался крик отчаяния, то он бы «вырвал слабый… язык».
Глава 16
Мцыри никогда не плакал, но здесь он не мог удержаться от слез. Неожиданно из лесной чащи выскочил барс. Мцыри приготовился к схватке.
…Сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови… да, рука судьбы
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
Глава 17
Мцыри выжидает. Барс почуял человека, издал протяжный вой и прыгнул на своего врага.
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек…
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!
Глава 18
Барс кинулся на грудь Мцыри, но он успел воткнуть ему в горло сук.
…Он завыл.
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков…
Мцыри побеждает в схватке. Своего врага он оценивает по достоинству:
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..
Глава 19
Мцыри во время битвы получает глубокие раны, которые до сих пор не зажили. После битвы он вновь пытается найти дорогу, но тщетно.
Глава 20
Мцыри вышел из леса уже утром. Ветер принес звуки человеческого жилья — где-то недалеко был аул. Но ветер стих, и Мцыри вновь потерял ориентир.
Внезапно местность показалась ему знакомой. Мцыри осознает, что вернулся вновь к тому месту, откуда бежал. Мцыри отказывается верить, что вышел снова к монастырю — своей тюрьме, но он слышит колокольный звон, который убеждает его в справедливости его догадки.
И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда.
Глава 21
Мцыри сравнивает себя с темничным цветком:
…Вырос одинок
И бледен он меж плит сырых,
И долго листьев молодых
Не распускал, все ждал лучей
Живительных. И много дней
Прошло, и добрая рука
Печально тронулась цветка,
И был он в сад перенесен,
В соседство роз. Со всех сторон
Дышала сладость бытия…
Но что ж? Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…
Глава 22
Также как темничный цветок, Мцыри чувствует себя опаленным. Мир вокруг него будто застыл.
Хотел я встать — передо мной
Все закружилось с быстротой;
Хотел кричать — язык сухой –
Беззвучен и недвижим был…
Я умирал. Меня томил
Предсмертный бред.
В бреду Мцыри казалось, что он лежит на дне глубоком реки, и этот бред был ему приятен. Он видит стайки пестрых рыб над собой. Одна из рыбок поет ему:
Дитя мое,
Останься здесь со мной:
В воде привольное житье,
И холод и покой.
Я созову моих сестер:
Мы пляской круговой
Развеселим туманный взор
И дух усталый твой.
Усни, постель твоя мягка,
Прозрачен твой покров.
Пройдут года, пройдут века
Под говор чудных снов.
О милый мой! не утаю,
Что я тебя люблю,
Люблю, как вольную струю,
Люблю, как жизнь мою…
Мцыри в бреду, его находят монахи.
Глава 24
Мцыри опечален лишь одним — тем, что похоронен будет не в «земле родной».
Глава 25.
Мцыри, прощаясь с монахом, дает ему свою руку — рука горячая.
Знай, этот пламень с юных дней,
Таяся, жил в груди моей;
Но ныне пищи нет ему…
Мцыри надеется на то, что его душа найдет приют в раю, но рай и вечность он бы с легкостью променял на несколько минут жизни в родных краях.
Глава 26
Мцыри завещает похоронить его под акацией:
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Сюжет поэмы Мцыри тесно связан с кавказскими реалиями.
Источник: https://sochinenie-rus.ru/lermontov-mtsyiri-kratkoe-soderzhanie-po-glavam/