Образ и характеристика городничего в комедии «Ревизор» Гоголя (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский)
Комедия “Ревизор” была написана для постановки в театре в 1836 году. Поэтому и фамилии героев такие “говорящие”, сразу раскрывающие суть человека.
Таков и городничий Сквозник-Дмухановский, начальник города N., где разворачивается действие пьесы. Даль так толкует в своём словаре слово” сквозник”: “хитрый, зоркий умом, проницательный человек, пройда, пройдоха, опытный плут и пролаз”, а “дмухан” – это “напыщенность, гордость, киченье, спесь, чванство”.
Городничий такой и есть: то, что плывет в руки, никогда не пропустит, берёт взятки, и даже борзыми щенками. Но ведёт себя осторожно. В глазах общества он добропорядочный и благонадёжный человек и глава города, который имеет благополучную семью, регулярно посещает церковь и не замешан в скандалах.
Службу Антон Антонович начал с низших чинов и уже тридцать лет носит мундир.
“Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души”.
Так описывает городничего Гоголь.
Городничий – плохой управленец: не следит за санитарным состоянием города (вспомнить только огромную лужу посреди площади) и казённых учреждений, присваивает городские деньги, даже украл деньги на возведение церкви, нарушает законы (берёт в солдаты не подлежащих призыву людей).
Можно сказать, что городничий зашоренный и невежественный. Он принимает мелкого, никчёмного Хлестакова за грозного ревизора.
Такая слепота у прожжённого мошенника может объясняться только его раболепством и чинопочитанием. Сам Антон Антонович мечтает стать генералом, хотя и недостоин этого чина.
Он очень обрадовался, узнав о помолвке Хлестакова и дочери Марьи Антоновны, предполагая, что будущий зять поможет осуществить мечту.
Разоблачение Хлестакова явилось для городничего страшным ударом и разочарованием: он, который за время службы перехитрил трех губернаторов, переживает страшную обиду на самого себя за такую ошибку, что принял пустышку за очень важного правительственного чиновника.
“Разнесет по всему свету историю. Мало того, что пойдешь в посмешище – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит…”
Самое страшное для Сквозника-Дмухановского, что кто-то извлечёт его за ушко да на солнышко на белый свет. За всю жизнь он привык в тиши обделывать свои делишки, и тут его ярко осветил свет рампы. Ревизор здесь не Хлестаков, а Николай Васильевич Гоголь.
Источник: https://sochinenieliteratura.com/2342
Характеристика Городничего (Ревизор)
Данное произведение включает пять действий. С первых минут чтения пьесы видно насколько отрицателен персонаж городничего.
Образ и характеристика Городничего в комедии «Ревизор» является собирательным. Это единый портрет всех чиновников того времени, актуальный до сих пор.
Данная комедия послужит хорошим уроком для нечистых на руку людей, пользующихся положением в обществе и нарушающих закон.
Образ Городничего
Со слов автора городничий выглядел примерно так:
«Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов.
Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души»Полное имя Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Городничий. На службе около 30 лет. Приблизительный возраст 50 лет. Женат.
Из наследников только дочь. Внешность солидная. Волосы покрыты сединой. Постоянно носит мундир и ботфорты, украшенные шпорами. Черты лица грубоваты, словно вытесаны топором. Речь городничего нетороплива, спокойна и размеренна.
«Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало…»
Характеристика
В облике городничего переплелись между собой общечеловеческие пороки. Среди них можно отметить:
Двуличность. Городничий мастер прикидываться на публике положительным и благочестивым гражданином, любящим работу и семью. На самом деле на работу ему наплевать. О людях он не заботится, городскую казну разбазаривает в угоду себе, не брезгует взятками.
Страсть к азартным играм. Антон Антонович питает слабость к азартным играм. Отдает предпочтение картам. Способен проиграть крупную сумму.
Суров и безжалостен. Это видно по отношению к купцам. В общении с ними может позволить шантаж и угрозы. У купцов уже сил не осталось от такого обращения.«…Уж не знаем, как и быть, хоть в петлю полезай…» Попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой.
А если что, велит запереть двери. « Я тебя, – говорит, – не буду, – говорит, – подвергать телесному наказанию или пыткой пытать – это, говорит, запрещено законом, а вот ты у меня любезный, поешь селедки!»
Важный, чванливый. Напыщенный словно индюк.
« У него важности, лукавый не взял бы его, довольно…»
Жадный, алчный. Никогда не пропустит плывущую в руки наживу. Деньги, деньги и еще раз деньги. Вот смысл жизни. В магазинах готов скупить все подряд. Неважно, необходим ему данный товар или нет. Погряз во взятках.
Бездельник. Все что он умеет хорошо делать – красиво говорить. С его слов город процветает, проблемы отсутствуют. На деле пальцем о палец не ударил, чтобы навести порядок в своих владениях. Все давно пришло в упадок, но городничий предпочитает закрывать на это глаза и ничего не предпринимать.
Нарушитель закона. Представляя в своем лице власть, частенько пользуется полномочиями и нарушает закон. Это видно по набору солдат в армию. Берет всех подряд, даже тех, кому идти туда не положено.
Глуп. Недалек. Как еще можно назвать человека, которого способен обвести вокруг пальца обычный самозванец. «Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил глупый баран из ума! Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий!»
Лгун. Посмел соврать про церковь, на которую были выделены деньги, но строить ее никто не начинал. Городничий придумал историю о том, что церковь сгорела во время сильного пожара.
Продуманный. Прозорливый. Хотел за счет удачного замужества дочери получить генеральские погоны. Счастлива ли она будет с избранником или нет, роли не играло. Главное обеспечить счастливое будущее себе и супруге, мечтающей о большом доме в Петербурге.
Всю жизнь городничий втихушку занимался темными делишками, ужасно боясь разоблачения.
Сущность городничего раскрылась по максимуму с приездом в город ревизора, который оказался вовсе не ревизор, а обычный мелкий чиновник, решивший воспользоваться ситуацией и одурачить местную власть.
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1438-harakteristika-gorodnichego-revizor.html
Характер городничего в комедии Гоголя “Ревизор”
Городничий – Антон Антонович Сквозник-Дмухановсий, выписан в комедии довольно ярко. Он – одна из центральных фигур, и именно вокруг него и Хлестакова развивается основное действо. Остальные характеры даны полунабросками.
Мы знаем лишь их фамилии и статус, в остальном – это люди очень похожие на городничего, потому что они – одного поля ягоды, живут в одном и том же уездном городе, где «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».
Да они не так уж и важны, иначе затмили бы собой все «великолепие» фигуры Городничего.
Мы встречаем у Гоголя очень много «говорящих» фамилий. Это прием повсюду в его произведениях. Не стал исключением и Городничий. Посмотрим, что расскажет о характере его фамилия. Согласно словарю Даля, сквозник – это «хитрый, зоркий умом, проницательный человек, пройда, пройдоха, опытный плут и пролаз». Но это ведь и очевидно.
С первых строк произведения мы узнаем, что Городничий никогда не пропустит то, что плывет в руки, и взятки, даже борзыми щенками, брать не гнушается. О зорокости или прозорливости говорит и его осторожность. В обществе – это благопристойный глава города, который постоянно ходит в церковь, имеет благополучную семью и ратует за своих жителей.
Но не забудем, что сквозник – это еще и пройдоха, а потому он еще и притесняет купцов, и растрачивает казенные деньги, и секет народ. Есть еще и вторая часть фамилии. Откроем опять Даля и прочтем, что дмухан – это «напыщенность, гордость, киченье. спесь, чванство». И, действительно, спеси и чванства у Антона Антоновича не занимать.
Как он обрадовался, узнав, что дочка его выходит замуж не за кого-нибудь, а за министра: «Я сам, матушка, порядочный человек. Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! а, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери! Постой же, теперь я задам перцу все этим охотникам подавать просьбы и доносы».
Вот таков наш городничий.
Однако посмотрим, как в авторских ремарках «для господ актеров» описаывает нам Антона Антоновича сам автор. «Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно.
Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью».
В этих ремарках все важно, они позволяют нам понять, каким хотел изобразить героя сам Гоголь, в противоположность тому, каким видим его мы, читатели. Так же как много может поведать нам о городничем его фамилия, так и внешний вид может добавить штрихи к портрету.
Форменный мундир с петлицами рассказывает нам о том, что это, действительно, солидный человек, не любящий, чтобы его приказы обсуждались. В своем городке он – царь и Бог, соответственно, и вид должен иметь приличествующий. Но как интересно наблюдать его преображение при встрече с так называемым инкогнито–ревизором.
Городничий начинает заикаться и раболепствовать, и даже может дать взятку, если на то пойдет. Но чинопочитание в ходу в то время, однако, у городничего оно достигает наивысшего предела, такой панический страх он испытывает: «Городничий (дрожа). По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния…
Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься».
Городничий еще и груб, об этом нам тоже сообщает Гоголь. Несмотря на занимаемый им высокий посто, он человек необразованный, в его душе много дурных наклонностей и пороков, но он не старается их искоренять, так как считает, что так и должно быть.
Глупость и невежество – вот черты, доминирующие в характере Городничего. Даже его заверения, о том, что служит он честно и безукоризненно, насквозь шиты белыми нитками, и ложь кричит из каждого окна.
У него не хватает ума даже на то, чтобы придумать что-нибудь правдоподобное перед лицом грозного Хлестакова, хотя перед этим он очень обдуманно предупреждал своих чиновников о приближающейся опасности: «Там купцы жаловались вашему превосходительству. Честью уверяю, и наполовину нет того, что они говорят.
Они сами обманывают и обмеривают народ. Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла». Вот такие курьезы встречаются в уездном городе.
Но, конечно, как нет на свете только хороших или только плохих людей, так и книжные герои не могут быть только положительными или только отрицательными. Хотя про персонажей «Ревизора» сказать это можно едва ли. Но тем не менее, нам почему-то жалко в конце Городничего, который так жестоко обманулся в Хлестакове.
Вообще, получается, что в комедии нет ни одного положительного героя, за исключением разве что Осипа, слуги Хлестакова, который, впрочем, тоже пьяница и плут. Нам печально видеть крушение мечты Городничего, размечтавшегося о голубых лентах и доме в Петербурге.
Может быть, и не заслужил он такой участи, может быть, не так уж и страшны его мелкие грешки. Но, думается, наказание это вполне справедливо, ибо мы понимаем, что Городничий никогда не испрвиться, и вряд ли происшествие с ревизором послужит ему уроком.
Да и расстраивается он прежде всего из-за того, что не разглядел в Хлестакове пройдоху, он сам плут из плутов. Да еще обидно, что «вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.
) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина,звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши.
Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!»- произносит он сакраментальное в конце.
Но ведь и действительно, характер Городничего – это собирательный портрет всех чиновников того времени. Он впитал в себя все недостатки: низкопоклонство, чинопочитание, зависть, чванство, лесть. Этот список можно еще долго продолжать.
Городничий становится своего рода «героем нашего времени», поэтому и выписан он так отчетливо, поэтому так ярко и проявляется его характер, особенно в кризисных ситуациях, а вся жизнь городничего на протяжении «Ревизора» – это и есть кризис. А в таких кризисных ситуациях Антон Антонович находится не привык, видимо, от слабости характера.
Оттого и электрический эффект в конце. Сомнительно, что с настоящим чиновником сможет договорится городничий. Ведь он всю жизнь обманывал таких же плутов как и он сам, а правила игры другого мира ему недоступны. И потому приезд чиновника из Петербурга для Антона Антоновича как Божья кара. И нет от этого спасения, кроме как повинится.
Но зная характер городничего, можно смело утверждать, что он все равно предпримет попытку задобрить нового ревизора, не задумываясь над тем, что за взятку «можно и в острог», он не видит дальше собственного носа, за это и расплачивается в финале: «Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою». Немая сцена… Занавес!
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.easyschool.ru/
Источник: https://diplomba.ru/work/99338
Образ городничего в «Ревизоре»: характеристика Сквозник-Дмухановского
Городничий по фамилии Сквозник-Дмухановский —2-й (после
Хлестакова) по значимости персонаж комедии Гоголя «Ревизор»; глава
(по-нынешнему – мэр) уездного города, от которого «3 года скачи, ни до какого
государства не доедешь». Такой дальний город должен служить символом
провинциальной России времен Гоголя, а Антон Антонович — олицетворять собою тип
«городничего вообще».
Согласно гоголевским «Замечаниям для гг. актеров», городничий
«уже постаревший на службе и очень не глупый, по-своему, человек … Черты лица его грубы и жестки, как у всякого,
начавшего тяжелую службу с низших чинов … Волоса на нем стриженые с проседью». Образ
городничего, так же, как и образ Хлестакова, является сатирой на нравы той
эпохи, которые, большей частью, живы до сих пор.
Антон Антонович — в отличие даже от главного героя Хлестакова
— присутствует в комедии от первой сцены до последней (см. «Ревизор»: краткое
содержание).
В начале он зачитывает
письмо от «приятеля» Андрея Ивановича Чмыхова с «пренеприятнейшим известием» (а
именно: «К нам едет ревизор»).
А в концовке присутствует при оглашении
«разоблачительного» письма Хлестакова, которого, непонятным образом
обманувшись, счел ревизором; после явления жандарма с сообщением о приезде истинного
чиновника из Петербурга, вместе со другими
персонажами замирает в немой сцене.
Именно обмолвка Сквозник-Дмухановский дает завязку
комедийному сюжету.
Чиновники обсуждают в узком кругу полученное известие (при
этом двое, судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин и почтмейстер Иван Кузьмич
Шпекин, не сговариваясь, объясняют приезд ревизора «политическими причинами»,
подготовкой государства к войне); городничий отдает срочные распоряжения по
«обустройству» города (выгнать лишних больных из больницы, где пациенты
выздоравливают «как мухи», и сделать над кроватями оставшихся надписи
по-латыни; навести порядок в училищах; перлюстрировать письма). Тем временем
помещики Бобчинский и Добчинский ищут «исполнителя» роли инкогнито — и находят
его в лице 23-летнего титулярного советника Хлестакова, следующего с подорожной
в Саратов, но застрявшего в местном трактире (поскольку ему нечем оплатить долг
за проживание и еду).
Невольно «завязав» сюжет, городничий сам продолжает его
раскручивать. Придя к Хлестакову, он не верит самым, что ни есть правдивым
словам насмерть перепуганного щелкопера, уверенного, что его хотят доставить в
тюрьму за неуплату, толкует их как хитроумную увертку «инкогнито» («Какие пули
отливает!»).
И наоборот, когда у Хлестакова, уже в доме Антона Антоновича,
после «бутылки-толстобрюшки» с губернской мадерой развязывается язык и он
довирается до того, что производит себя в фельдмаршалы, — городничий ему почти
верит («что, если хоть одна половина из того, что он говорил, правда?
Подгулявши, человек все несет наружу» — д. 3, явл. 7).
«Создав» Хлестакова, который в конце концов просит руки его
дочери Марьи Антоновны, городничий надеется с его помощью пересоздать свою
собственную жизнь. После отъезда мнимого ревизора он словно бы продолжает
играть его роль — роль враля и фантазера.
Думая о выгодах родства с «важным
лицом», он сам себя мысленно производит в генералы и мгновенно вживается в
новый образ, любуется своим «новым положением» («А, черт возьми, славно быть
генералом!»).
Непредвиденное появление почтмейстера, вскрывшего и прочитавшего
письмо Хлестакова к «душе Тряпичкину» и понявшего, во-первых, что тот вовсе не
ревизор, а во-вторых, что унижающие характеристики даны всем чиновникам, в том
числе Сквозник-Дмухановскому («глуп, как сивый мерин»), не просто отрезвляет городского
главу, не просто обижает до глубины души.
Он действительно «убит, убит, совсем
убит», «зарезан». Городничий как бы сброшен с той самой вершины социальной
лестницы, на которую уже в мечтах взобрался. До него постепенно доходит, что он
по собственной глупости «сосульку, тряпку принял за важного человека».
Глава
города — обманщик, обманувший на своем веку трех губернаторов («что
губернаторов нечего и говорить про губернаторов); жулик, готовый
вести торг с самим Провидением (он обещает, если все сойдет с рук, поставить
одну трехпудовую свечу, для чего на каждую «бестию купца» собирается наложить
доставку трех пудов воску; вопрос о том, куда пойдут «лишние пуды», неуместен).
И этот самый чиновник вдруг перехитрил
сам себя.
Пережив невероятное, унизительное потрясение, городничий — впервые
в жизни! — на мгновение прозревает, хотя сам считает, что ослеп: «Ничего не
вижу. Вижу какие-то свиные рылы вместо лиц, а больше ничего».
Таков уездный город,
которым он правит; таков он сам; и на пике пережитого срама он внезапно
возвышается до настоящего трагизма, хотя и не в силах удержаться от
«нашептывания» нечистого.
(«Над кем смеетесь? над собой смеетесь!» — возмущенно
восклицает он, словно не понимая, что в этом очистительном смехе человека над
самим собою, над своей страстью, над своим грехом автор и видит выход из
смысловых коллизий комедии.
) Не случайно в позднейшем «Предуведомлении для тех,
которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора» (1846) Гоголь определяет
положение главы города после объявления о приезде настоящего ревизора («Немая
сцена. Городничий посередине в виде столпа с распростертыми руками и закинутою
назад головою») как в чем-то даже трагическое.
Источник: https://revizor.my1.ru/publ/sochinenija_po_quot_revizoru_quot/obraz_gorodnichego_v_revizore_kharakteristika_skvoznik_dmukhanovskogo/3-1-0-12
Цитатная характеристика городничего из комедии «Ревизор» Н. Гоголя
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Городничий – Антон Антонович Сквозник-Дмухановсий – одна из центральных и самых ярких фигур комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Вот как описывает Антона Антоновича автор: «Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек.
Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно.
Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души.
Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью».
Форменный мундир с петлицами должен показать читателю, что это, действительно, солидный человек, которому по чину положено выглядеть прилично, который не привык, чтобы его приказания подвергались сомнению. Но как преображается Городничий при встрече с «ревизором». Он начинает заикаться и раболепствовать, испытывает панический страх перед ним: «Городничий (дрожа).
По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния… Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета.
Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься».
Actionteaser.ru – тизерная реклама
У Городничего очень «говорящая» фамилия – Сквозник-Дмухановсий. Согласно словарю Даля, сквозник – это «хитрый, зоркий умом, проницательный человек, пройда, пройдоха, опытный плут и пролаз».
Это мы и видим с первых строк пьесы – Городничий никогда не упустит то, что само идет в руки, и взятки берет даже «борзыми щенками». С виду – это порядочный городской глава, который посещает церковь, имеет благопристойную семью и заботится о жителях города.
На самом деле он притесняет купцов, разбазаривает казну и сечет людей.
Вторая часть фамилии Городничего тоже раскрывает его характер. По Далю, «дмухан» – это «напыщенность, гордость, киченье, спесь, чванство». На самом деле, спеси и чванства у Антона Антоновича не отнять.
Какой восторг он выражает, когда узнает, что дочь выходит замуж за министра: «Я сам, матушка, порядочный человек.
Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! А, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери! Постой же, теперь я задам перцу все этим охотникам подавать просьбы и доносы».
Грубость, глупость и невежественность – основные черты характера Городничего.
Он даже не придумал что-нибудь более-менее правдоподобное, высказывая Хлестакову свою курьезную и абсурдную версию некоторых событий: «Там купцы жаловались вашему превосходительству.
Честью уверяю, и наполовину нет того, что они говорят. Они сами обманывают и обмеривают народ. Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла».
В конце пьесы читателю становится немного жалко Городничего, который так ошибся в Хлестакове. Грустно видеть крушение мечты Городничего, мечтавшего о доме в Петербурге и голубых лентах.
Хотя он и получил вполне справедливое наказание, да и переживает он в основном из-за того, что не разглядел в Хлестакове «пройдоху», хотя он и сам плут из плутов.
Да еще ему обидно, что «вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.
) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!» – произносит он сакраментально в конце пьесы.
Городничий – собирательный образ чиновника той эпохи. Его черты: чинопочитание, низкопоклонство, чванство, лесть, зависть. За что и расплачивается в конце пьесы: «Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою». Немая сцена… Занавес!
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://sochineniya-na5.ru/citatnaya-xarakteristika-gorodnichego-iz-komedii-revizor-n-gogolya/
Характеристика Городничего | Инфошкола
Городничий Антон Антонович Сквозник -Дмухановский — человек без всякого образования, но вовсе не глупый от природы. По характеру он прозорлив: сразу видит всю нелепость предположения судьи, что ревизор послан, чтобы узнать, нет ли в городе измены.
Но ум городничего преимущественно практического характера и проявляется главным образом в его хитрости, в умении обделывать свои дела, в практической сноровке.
Он сам хвастается: «Ни один купец, ни подрядчик не мог меня провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду!» …
Также и при известии о ревизоре он не теряет головы и немедленно принимает свои меры, чтобы по возможности выйти сухим из воды.
Если он все-таки обманывается и принимает Хлестакова за ревизора, то в этом виноват главным образом страх преступной совести, лишающий его возможности спокойно обсуждать положение; недаром говорится, что у страха глаза велики: поэтому ошибка городничего представляется не только психологически вероятной, но даже неизбежной.
Отсутствие образования сказывается у городничего в его грубости, в его суеверии (например, он верит снам), в отсутствии каких-либо духовных интересов и потребностей. Он сам считает себя религиозным человеком, говорит, что он «в вере тверд», но религиозность его чисто внешняя, выражающаяся только в соблюдении церковных обрядов.
Вместо раскаяния в своих проступках он дает лишь обещание: «поставлю уж такую свечку, какой еще никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску». Впрочем, он сам сознает, что поступает дурно, но утешает себя мыслью, что «нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов. Это уже так самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят».
При всем том городничий вовсе не какой-либо злодей, он только не хочет упускать того, что плывет ему в руки, не может удержаться от искушения воспользоваться своею властью для личных выгод. Он только не отдает себе ясного отчета, как тяжело отражаются его приемы на подчиненных, и с большой наивностью говорит: «Если что я и взял, то уж безо всякой злобы».
А между тем купцы жалуются на него Хлестакову: «такого городничего никогда еще, государь, не было.
Такие обиды чинит, что описать нельзя … Если бы, то есть, чем-нибудь не уважили его, а то мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платья супружнице его и дочке — мы против этого не стоим.
Нет, вишь ты, ему всего мало! — ей!». Желая взять больше, городничий, по словам купцов, даже именины свои справляет дважды в год, на Антона и на Онуфрия.
Но злоупотребления его не ограничиваются одними взятками с обывателей: он старается при случае нажиться и за счет казны: вступает в стачку с купцами при подрядах, присваивает себе деньги, которые были ассигнованы на постройку церкви при богоугодном заведении.
Властью своей он пользуется часто по личному произволу, противно законам; так, например, он приказал высечь унтер-офицершу, отдал в солдаты не в очередь мужа слесарши и т. д.
Вот почему, когда по городу пронеслась молва о приезде ревизора, к Хлестакову нагрянула целая толпа просителей с жалобами на городничего: так солоно достался он обывателям.
Грубость натуры городничего особенно наглядно сказывается в минуты торжества, когда он с ругательствами набрасывается на купцов, или когда он начинает мечтать о том, что будет генералом и все низшие будут трепетать перед ним и вытягиваться в струнку. Вместе с тем, однако, городничий не лишен и не которого добродушия: он обещает, например, похлопотать впоследствии за своих сослуживцев, между тем как жена его с пренебрежением заявляет, что «не всякой же мелюзге оказывать покровительство».
Источник: https://info-shkola.ru/harakteristika-gorodnichego/
Образ городничего в комедии
Образование 1 марта 2016
Образ городничего в комедии “Ревизор” заметно выделяется среди всех остальных. А. А. Сквозник-Дмухановский (так его звали) надолго остается в памяти читателя.
Завязка сюжета начинается с фразы, которую произносит именно этот герой. Эта фраза уже стала крылатой. Сквозник-Дмухановский, обращаясь к собравшимся, говорит, что хочет сообщить пренеприятное известие.
И произносит знаменитую фразу: “К нам едет ревизор”.
Основные черты образа Сквозника-Дмухановского
Автор, составляя замечания для актеров, очень ярко и подробно раскрывает образ городничего в комедии “Ревизор”.
Он описывает этого героя как серьезного человека, по-своему умного, опытного в различных жизненных ситуациях, хитрого, взяточника, однако ведущего себя при этом солидно. Его лицо имеет жесткие черты.
Описание, данное автором, а также сама фамилия этого персонажа помогают читателям раскрыть для себя образ городничего в “Ревизоре”.
Внешняя солидность и внутренняя порочность
С первых же страниц нам становится ясно, что, несмотря на внешнюю солидность, на разыгрываемую им роль “чиновника в высоком чине”, этот человек совершенно не таков, каким пытается быть. Образ городничего в “Ревизоре” по мере развития сюжета произведения все более четко вырисовывается. Он постепенно приобретает окончательное осмысление.
Сквозник-Дмухановский в своем городе является благодетельным главой, который ратует за его жителей. По сути, он представляет собой властелина, который позволяет себе любые поступки и беззаконие исключительно по соображениям эгоизма и личной выгоды. Однако при всем надутом авторитете городничий в “Ревизоре” – человек абсолютно не уважаемый. Его не ценят ни горожане, ни подчиненные.
Видео по теме
Деятельность по наведению порядка в городе
Результат его деятельности – полный упадок уездного городка. Здесь не работает честно ни одна служба. Городничий видит все это, однако не хочет ничего предпринимать. И лишь весть о том, что прибыл ревизор, заставляет его призвать всех своих подчиненных для того, чтобы навести порядок.
Правда, можно ограничиться лишь его видимостью. Советы, которые он дает подчиненным по устранению различных недостатков в службах, свидетельствуют о том, что городничий – это типичный бюрократ. Он заботится только о внешнем впечатлении, а внутреннее состояние той или иной службы его не беспокоит.
Обратимся к конкретному примеру. Внимание исключительно к внешней стороне вопроса обнаруживается у интересующего нас героя, в частности, в указании, которое он дает смотрителю училищ Луке Лукичу.
Сквозник-Дмухановский не стремится взять под контроль методическую подготовку учителей и содержание уроков, а обращает внимание только на внешнее поведение преподавателей, то есть на их “странные поступки”. Очевидно, городничий бывал в школах.
К примеру, говоря про одного учителя, гримасничающего на уроках, Сквозник-Дмухановский сам делает гримасу, подражая ему. Про другого же, преподавателя истории, городничий прямо говорит: “Я раз слушал его…”.
Однако, несмотря на то, что Сквозник-Дмухановский посещал уроки, он совсем не интересовался их содержанием. Да и учителей городничий знает весьма поверхностно. Он не может вспомнить их фамилий. Про одного он говорит, что это тот, кто “имеет толстое лицо”, про другого – что он “исторической части”.
Необразованность городничего, его отношение к жизни
Городничий, занимая достаточно высокую должность, по сути своей является необразованным человеком, да при этом еще и грубым.
У него есть множество пороков и дурных наклонностей, с которыми он не собирается бороться, так как искренне убежден в том, что это нормально. Его сущность, как человека, раскрывает правило веры в жизнь, которое он получил еще в детстве.
Городничий считает, что для счастья необходимы чины и деньги, а для их приобретения – низкопоклонничество, казнокрадство и взяточничество.
Городничий как собирательный портрет чиновника
Сквозник-Дмухановский – это собирательный портрет чиновника своего времени. Его образ вобрал множество недостатков, присущих государственному служащему. Лесть и зависть, чинопочитание и низкопоклонство, ложь и жадность, чванство и напыщенность – все эти черты характеризуют образ городничего в комедии “Ревизор”. Можно еще долго продолжать этот перечень.
Пожалуй, развязка пьесы является достойным финалом для этого героя. Весьма не лестна в финале характеристика городничего в комедии “Ревизор”. В конце произведения он предстает глупым и одураченным человеком. Его удалось обвести вокруг пальца какому-то “заезжему пройдохе из Петербурга”.
Актуальность образа городничего
Образ городничего в комедии “Ревизор” раскрывает нам сущность чиновничества того времени. Да и не только того, ведь, чего скрывать, все эти качества присущи и многим государственным деятелям современности. И радовать нас во всей этой истории может только вера в то, что когда-нибудь на “добродетельном пути” этих городничих обязательно появится свой “ревизор”.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/183407/
Характеристика героя Городничий, Ревизор, Гоголь. Образ персонажа Городничий
Городничий
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – второй по значимости персонаж в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», городничий в уездном городе N. Он описан как человек, постаревший на службе, но при этом довольно неглупый и солидный. Каждое его слово имеет значение.
По этой причине, когда в начале комедии он сообщает, что в город едет ревизор, все не на шутку всполошились. По сути, городничий выступает собирательным образом государственной власти России времен Гоголя. Несмотря на то, что он грешен, он исправно ходит в церковь и пытается каяться.
При этом он никогда не откажется от взятки и всего, что само «плывет в руки».
Уверенный в том, что Хлестаков и есть тот самый ожидаемый ими ревизор, Антон Антонович начинает раболепствовать перед ним и верит даже в самые фантастические россказни мелкого чиновника.
Ничто не может разубедить его в собственной правоте, ни испуганный лепет Хлестакова в трактире, ни сетование Хлестакова на отсутствие денег. За всем этим городничий видит хитрую уловку и вымогательство взятки.
От страха опростоволоситься, он вручает Хлестакову двойную сумму и успокаивается, когда тот безропотно берет деньги, якобы в долг. Ничего толком не добившись от «ревизора», Антон Антонович решает споить его и выпытать, насколько он опасен.
Когда у него в гостях Хлестаков врет о своем положении в Петербурге и начинает пускать пыль в глаза, то городничий во все безоговорочно верит, так как считает, «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». При этом он не замечает очевидных нестыковок в рассказе Хлестакова.
В полной мере раскрывается раболепный характер городничего, когда он узнает, что Хлестаков посватался к его дочери Марье. Он сразу же начинает размышлять о выгодах родства с «важным лицом». Неожиданное разоблачение лжеревизора становится для него настоящим ударом.
Эта новость не просто отрезвляет его, а ранит до глубины души. Он не может смириться с тем, что такой человек как он, обманувший в свое время трех губернаторов, был обманут. В конце комедии фигура городничего становится не комичной, а трагичной.
Когда он узнает, что в город приехал настоящий ревизор, то лишь произносит: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!».
Видео характеристики героя Городничий
см. также:
Характеристики главных героев произведения Ревизор, Гоголь
Краткое содержание Ревизор, Гоголь
Сочинения по произведению Ревизор, Гоголь
Краткая биография Николая Гоголя
Источник: https://www.sdamna5.ru/gorodnichij
Образ и характеристика городничего из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Меню статьи:
Немного о произведении
Когда в 1830 году Николай Васильевич Гоголь создавал поэму «Мертвые души», он вдруг захотел написать еще и комедию, где с юмором смог бы отобразить черты русской действительности.
По этому поводу он обратился к Александру Сергеевичу Пушкину, и поэт подсказал интересный сюжет, основанный на реальных событиях. Вдохновленный идеей, Гоголь начал воплощать ее в жизнь.
Под его пером ожили герои со своими характерами, привычками, особенностями.
Примечательно, что работа над уникальной комедией заняла всего два месяца – октябрь и ноябрь 1835 года, а уже в январе 1936 произведение было зачитано на вечере у В. Жуковского. Из всех действующих персонажей особое место в произведении занимает городничий по имени Антон Антонович.
Род деятельности городничего
Около пятидесяти лет Антон Антонович служит чиновником в небольшом городке. “…Тридцать лет живу на службе…” – рассказывает он о себе. Автор характеризует его как неглупого человека, который ведет себя солидно, серьезный, и каждое слово, сказанное им, имеет значение.
В характере замечаются перепады настроения: от низости к высокомерию, от страха к радости. К работе Антон Антонович относится безответственно и как и все управляющие, боится проверок. Ровным счетом ничего не делая для благоустройства города, он только лишь ищет выгоды себе, желая обогатиться за счет людей.
Не удивительно, что городничий очень переживает по поводу того, что со дня на день к ним в губернию должен приехать ревизор. Давая распоряжения «сделать в городе все прилично» ввиду приезда ревизора, он поступает так лишь для видимости, ведь раньше Антон Антонович за порядком в городе не следил.
Характер Антона Антоновича
К положительным героям городничего отнести никак невозможно. Хотя он считается весьма неглупым среди таких же чиновников, как сам, на деле обнаруживается, что Антон Антонович бездельник и далеко не блещет умом. Давать пустые обещания, обманывать жителей города, создавать видимость работы – вот отличительные черты городничего.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с образом и характеристикой Собакевича в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”.
Возможно, Антон Антонович поначалу и не был плохим, но, как известно, власть портит людей. Еще одной отрицательной чертой городничего является способность жульничать и обманывать.
«…Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!..
» – подчеркивает он, когда узнает о том, как искусно и безжалостно обманул его Иван Хлестаков, и этим обнаруживает еще большую глупость. Антон Антонович – типичный представитель общества, погрязшего в низких пороках, но не замечающего, как катится в пропасть.
Семья городничего
У Антона Антоновича есть любимая жена и дети, к которым он очень хорошо относится. Кроме старшей дочери Марии есть и младшие. Городничий нежно относится к своей супруге, называя ее «душенькой» и делясь своими проблемами.
А она, в свою очередь, мягко обличает мужа, ведь он – человек видный, и, по ее мнению, должен вести себя соответственно. «…Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь…” – переживает супруга.
Городничий и Хлестаков
К сожалению, чего боялся Антон Антонович, то его и постигло: приехал ревизор. Но только не знал городничий, что это псевдопроверяющий и мошенник, поэтому и попал в сети обманщика.
Иван Александрович Хлестаков оказался очень хитрым и так умело играл роль ревизора, что усомниться в правдоподобности происходящего было трудно, да и зачем, ведь не хочется подвергать анализу, казалось бы, очевидные вещи.
Поэтому и старается Антон Антонович изо всех сил показаться хорошим, выставить свою работу с лучшей стороны, ни в коем случае не ударить лицом в грязь, подлизаться, притвориться.
Дорогие читатели! Возможно, вам будет интересен образ Остапа Бульбы в произведении Николая Васильевича Гоголя “Тарас Бульба”. Предлагаем ознакомиться с ним.
Подхалимничать перед высшими чинами Антон Антонович умеет, но если бы он на самом деле был таким, каким себя выставляет.
А Иван Хлестаков оказался великолепным актером и, находясь в гостях у городничего, преподнес себя как самый настоящий чиновник, так что ни у кого из его сослуживцев даже мысли не возникло усомниться.
Какой же ужас испытал Антон Антонович, когда в городе появился настоящий ревизор, и мошенничество Хлестакова раскрылось. Это еще раз подтверждает известную истину: нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.
И Иван Хлестаков, и Антон Сквозник-Дмухановский – бессовестные люди, которые берут взятки, корыстолюбивые, высокомерные и тщеславные; трусливо ведут себя перед страхом быть наказанными и наглеют в то время, когда им ничего не угрожает.
Они отражают общество 19 века, закосневшее в пороках.
Отзывы о пьесе
«Лично мне жаль городничего. Каким бы он ни был, я понимаю, что на этом человеке лежит большая ответственность за город и его жителей. В конце произведения Антон Антонович переживает настоящий ужас, когда узнает, что Иван Хлестаков – не кто иной, как мошенник, и придется отвечать перед настоящим ревизором. Что ж, действительность бывает суровой».
«Что делать, если едет проверяющий, а ты не готов дать отчет за то, в каком состоянии находится вверенный в управление город. Антон Антонович, подлизавшись к Хлестакову, думал, что проблема уже решена, и он смог расположить к себе проверяющего.
Тем больший испытал страх и досаду, когда почтмейстер прочитал письмо от Хлестакова, который оказался вовсе не ревизором, а обманщиком. Этот эпизод вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, грусть, с другой – смех.
Печаль от того, что такие случаи бывают и в реальной жизни, но становится смешно, когда представляешь глаза Антона Антоновича при известии о том, что ревизор ненастоящий, и его попросту одурачили. «Как я — нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!..
» – сокрушается он, но уже поздно. Едет настоящий ревизор, который может наказать по всей строгости».
Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/revizor-gorodnichij.html