Цитаты из поэмы “мертвые души” гоголя: афоризмы, крылатые выражения, мудрые высказывания

Николай Гоголь «Мёртвые души» – цитаты из книги

Цитаты из поэмы

Кто родился с тысячами и воспитался на тысячах, тот уже не приобретёт: у того уже завелись и прихоти, и мало ли чего нет! Начинать нужно с начала, а не с середины. Снизу, снизу нужно начинать. Тут только узнаешь хорошо люд и быт, среди которых придётся потом изворачиваться.

Как вытерпишь на собственной коже то да другое, да как узнаешь, что всякая копейка алтынным гвоздём прибита, да как перейдёшь все мытарства, тогда тебя умудрит и вышколит , что уж не дашь промаха ни в каком предприятье и не оборвёшься. Поверьте, это правда. С начала нужно начинать, а не с середины.

Кто говорит мне: «Дайте мне сто тысяч, я сейчас разбогатею», — я тому не поверю: он бьёт наудачу, а не наверняка. С копейки нужно начинать!

ссылка на цитату

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади.

Остановился поражённый Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что… →→→

ссылка на цитату

Нет, – сказал сам в себе Чичиков, – женщины, это такой предмет…

– Здесь он и рукой махнул, – просто и говорить нечего! Поди-ка попробуй рассказать или передать всё то, что бегает на их лицах, все те излучинки, намёки, – а вот просто ничего не передашь.

Одни глаза их такое бесконечное государство, в которое заехал человек – и поминай как звали! Уж его оттуда ни крючком, ничем не вытащишь. Ну попробуй, например, рассказать один блеск их: влажный, бархатный, сахарный.

Бог их знает какого нет ещё! и жёсткий, и мягкий, и даже совсем томный, или, как иные говорят, в неге, или без неги, но пуще, нежели в неге – так вот зацепит за сердце, да и поведёт по всей душе, как будто смычком. Нет, просто не приберёшь слова: галантёрная половина человеческого рода, да и ничего больше!

ссылка на цитату

Боже! как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грёз, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..

ссылка на цитату

И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “чёрт побери всё!” – его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то востороженно-чудное?

ссылка на цитату

Ноздрев велел принести бутылку мадеры, лучше которой не пивал сам фельдмаршал. Мадера, точно, даже горела во рту, ибо купцы, зная уже вкус помещиков, любивших добрую мадеру, заправляли её беспощадно ромом, а иной раз вливали туда и царской водки, в надежде, что всё вынесут русские желудки.

ссылка на цитату

Всему свой черёд, и место, и время! А добродетельный человек всё-таки не взят в герои. Можно даже сказать, почему не взят.

Потому что пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку, потому что праздно вращается на устах слово “добродетельный человек”; потому что обратили в лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нём, понукая и кнутом и всем чем ни попало; потому что изморили добродетельного человека до того, что теперь нет на нём и тени добродетели, а остались только рёбра да кожа вместо тела; потому что лицемерно призывают добродетельного человека; потому что не уважают добродетельного человека.

ссылка на цитату

Поди ты сладь с человеком! не верит в Бога, а верит, что если почешется переносье, то непременно умрёт; пропустит мимо создание поэта, ясное как день, всё проникнутое согласием и высокою мудростью простоты, а бросится именно на то, где какой-нибудь удалец напутает, наплетёт, изломает, выворотит природу, и ему оно понравится, и он станет кричать: “Вот оно, вот настоящее знание тайн сердца!”

ссылка на цитату

Все мы имеем маленькую слабость немножко пощадить себя, а постараемся лучше приискать какого-нибудь ближнего, на ком бы выместить свою досаду, например на слуге, на чиновнике, нам подведомственном, который в пору подвернулся, на жене или, наконец, на стуле, который швырнется чёрт знает куда, к самым дверям, так что отлетит от него ручка и спинка: пусть, мол, его знает, что такое гнев.

ссылка на цитату

Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.

ссылка на цитату

Люди степенные и занимающие важные должности как-то немного тяжеловаты в разговорах с дамами; на это мастера господа поручики и никак не далее капитанских чинов.

Обратите внимание

Как они делают, Бог их ведает: кажется, и не очень мудрёные вещи говорят, а девица то и дело качается на стуле от смеха; статский же советник Бог знает что расскажет: или поведёт речь о том, что Россия очень пространное государство, или отпустит комплимент, который, конечно, выдуман не без остроумия, но от него ужасно пахнет книгою; если же скажет что-нибудь смешное, то сам несравненно больше смеётся, чем та, которая его слушает.

ссылка на цитату

Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?..

И ещё, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжёлое грядущими дождями, и онемела мысль пред твоим пространством.

Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца?

ссылка на цитату

Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

ссылка на цитату

Источник: https://www.askbooka.ru/quotations/nikolay-gogol-myortvye-dushi.html

Высказывания о гоголе и его творчестве. Мудрые высказывания Гоголя. Цитаты Николая Гоголя. Николай Васильевич Гоголь цитаты, фразы, афоризмы и высказывания

«Гоголю не было образца, не было предшественников ни в русской, ни в иностранных литературах. Все теории, все предания литературные были против него, потому что он был против них.

Чтобы понять его, надо было вовсе выкинуть их из головы, забыть об их существовании, – а это для многих значило бы переродиться, умереть и вновь воскреснуть,»
– писал Белинский о Гоголе.

Лучше него и не скажешь об удивительном даре этого гения.

Классик французской литературы XX века Анри Труайя так высказывался о Николае Васильевиче: «В глазах западного читателя двумя столпами русской литературы являются Ф. М. Достоевский и Л. Н.

Толстой; в глазах российского читателя оба они находятся в тени невысокого роста человека с длинным носом, птичьим взглядом и саркастической улыбкой. Этот человек является, возможно, самым экстраординарным, гением-самородком, которого когда-либо знал мир.

Среди писателей своего времени он предстает как уникальный феномен, который, очень быстро избавившись от влияния других, увлекает своих почитателей в мир фантасмагорий, в котором сосуществуют смешное и ужасное».

Мы отобрали 20 цитат из произведений Гоголя:

1.
Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? «Ревизор»

2
.Я тебя женю так, что и не услышишь. «Женитьба»

3.
Подымите мне веки: не вижу! «Вий»

4
.Я тебя породил, я тебя и убью! «Тарас Бульба»

5
.

Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека. «Мертвые души»

6
.Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело. «Ревизор»

7.
Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью! «Мертвые души»

8.

Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякой частный человек считает в лице своем оскорбленным всё общество. «Шинель»

9
.Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! «Майская ночь, или утопленница»

10.

Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты.» «Тарас Бульба»

11.
Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник. «Шинель»

12.
Газета может потерять репутацию.

Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то… И так уже говорят, что печатается много несообразностей и ложных слухов. «Нос»

13.
Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья. «Мёртвые души»

14.
Какого горя не уносит время? «Старосветские помещики»

15.

Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку. «Выбранные места из переписки с друзьями»

16.
Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя.

Важно

Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек. «Тарас Бульба»

17.
Все обман, все мечта, все не то, чем кажется. «Невский проспект»

18.
Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот – лень. Письмо К. С.

Читайте также:  Образ и характеристика городничего в комедии "ревизор" гоголя (антон антонович сквозник-дмухановский)

Аксакову, март 1841, Рим

19.
Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!.. «Ревизор»

20.
Скучно на этом свете, господа! «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

О жизни

Вывести несколько прекрасных характеров, обнаруживающих высокое благородство нашей породы, ни к чему не поведёт. Оно возбудит только одну пустую гордость и хвастовство.

Многие у нас уже и теперь, особенно между молодежью, стали хвастаться не в меру русскими доблестями и думают вовсе не о том, чтобы их углубить и воспитать в себе, но чтобы выставить их напоказ и сказать Европе: «Смотрите, немцы: мы лучше вас!» Это хвастовство – губитель всего. Оно раздражает других и наносит вред самому хвастуну.

Наилучшее дело можно превратить в грязь, если только им похвалишься и похвастаешь. А у нас, ещё не сделавши дела, им хвастаются! Хвастаются будущим! Нет, по мне, уже лучше временное уныние и тоска от самого себя, чем самонадеянность в себе.

В первом случае человек, по крайней мере, увидит свою презренность, подлое ничтожество своё и вспомнит невольно о Боге, возносящем и выводящем всё из глубины ничтожества; в последнем же случае он убежит от самого себя прямо в руки к чёрту, отцу самонадеянности.

***
Нет, бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже всё поколенье к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости; бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого.

***
Часто сквозь видимый миру смех льются невидимые миру слёзы.
***
Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.
***
Что есть жизнь? Это разрушение мечты действительностью…
***
Вот, подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум.
***
Молодость счастлива тем, что у ней есть будущее.
***
Господи боже! Какое необъятное расстояние между знанием света и умением пользоваться этим знанием!

***

О человеке

Я знаю, что есть иные из нас, которые от души готовы посмеяться над кривым носом человека и не имеют духа посмеяться над кривою душою человека.
***
Несчастье умягчает человека; природа его тогда становится более чуткой и доступной к пониманию предметов, превосходящих понятие человека, находящегося в обыкновенном и вседневном положении.

***
Кто увлечен красотами, тот не видит недостатков и прощает всё; но кто озлоблен, тот постарается выкопать в нас всю дрянь и выставить её так ярко внаружу, что поневоле её увидишь.
***
В глубине холодного смеха могут отыскаться горячие искры вечной могучей любви.
***
***
Теперь всякая чуть вылезшая козявка уже думает, что он аристократ.

***
Над кем смеетесь — над собой смеетесь!
***
Все мы имеем маленькую слабость немножко пощадить себя, а постараемся лучше приискать какого-нибудь ближнего, на ком бы выместить свою досаду.
***
Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины.

***
Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.
***
Нет человека, который бы за собою не имел каких- нибудь грехов.

***
… как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным…
***
Поди ты сладь с человеком! не верит в бога, а верит, что если почешется переносье, то непременно умрет.

***

О смысле жизни

Если тебе случится рассердится на кого бы то ни было, рассердись в то же время на самого себя, хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого.
***
Поверьте, что Бог недаром повелел каждому быть на том месте, на котором он теперь стоит.

Нужно только хорошо осмотреться вокруг себя.
***
Нет ничего приятнее, как быть обязанным во всем самому себе
***
Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия.

***
Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса.

***

О женщине

Если уж один бессмысленный каприз красавицы бывал причиной переворотов всемирных и заставлял делать глупости умнейших людей, что же было бы тогда, если бы этот каприз был осмыслен и направлен к добру.

***
…женщине легче поцеловаться с чертом, нежели назвать кого красавицею…
***
Видно, правду говорят люди, что у девушек сидит чёрт, подстрекающий их любопытство.

***
… женщины, это такой предмет… просто и говорить нечего… Одни глаза их такое бесконечное государство, в которое заехал человек – и поминай как звали! Уж его оттуда ни крючком, ничем не вытащишь.

***

О творчестве

Искусство стремится непременно к добру, положительно или отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием всего худшего в человеке.

Если выставишь всю дрянь, какая ни есть в человеке, и выставишь ее таким образом, что всякий из зрителей получит к ней полное отвращение, спрашиваю: разве это уже не похвала всему хорошему? Спрашиваю: разве это не похвала добру?
***
Пишут не потому, чтоб тягаться с кем бы то ни было, но потому, что душа жаждет излиться ощущениями.
***
Родник поэзии есть красота.

***
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
***
Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку.
***
«Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором.»

***

О руси

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи.

***
Какая странная мода теперь завелась на Руси! Сам человек лежит на боку, к делу настоящему ленив, а другого торопит, точно как будто непременно другой должен изо всех сил тянуть от радости, что его приятель лежит на боку.

Чуть заметят, что хотя один человек занялся серьёзно каким-нибудь делом, уж его торопят со всех сторон, и потом его же выбранят, если сделает глупо, – скажут: «Зачем поторопился?»
***
Поблагодарите Бога за то, что вы русский. Для русского теперь открывается путь, и этот путь есть сама Россия.

Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России.
***
Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; предпочитая одну крупицу всей вашей нынешней, бездейственной и праздной жизни…
***
Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот – лень.

***
В пословицах наших видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного соображения, чтобы составить животрепещущее слово, которое пронимает насквозь природу русского человека, задирая за всё её живое.

***
Если у русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится.
***
Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!
***
Но Россия такая чудная земля, что если скажешь об одном коллежском асессоре, то все коллежские асессоры, от Риги до Камчатки, непременно примут на свой счет. То же разумей и о всех званиях и чинах.

***
Народ наш умен: он растолкует, не ломая головы, даже то, что приводит в тупик умников.

***
Нет, братцы, так любить, как русская душа,- любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… — сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: — Нет, так любить никто не может!
***
Так уж на святой Руси всё заражено подражанием, всякой дразнит и корчит своего начальника.
***
К чести нашей народной гордости надобно заметить, что в русском сердце всегда обитает прекрасное чувство взять сторону угнетенного.
***
Быть в мире и ничем не обозначить своего существования – это кажется мне ужасным.
***

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Всякому кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол.Дама приятная во всех отношениях.Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.Если русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится.Женщине легче поцеловаться с чертом, чем назвать кого красавицей.Какого горя не уносит время? Какая страсть уцелеет в неравной борьбе с ним?Кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь.Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее.Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.Поверьте, что Бог недаром повелел каждому быть на том месте, на котором он теперь стоит. Нужно только хорошо осмотреться вокруг себя.Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах.Часто сквозь видимый миру смех льются невидимые миру слезы.Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят.Я разгадывал науку весёлой и счастливой жизни, удивлялся, как люди, жадные счастья, немедленно убегают от него, встретившись с ним.Быть в мире и ничем не обозначить своего существования – это кажется мне ужасным.Гнев везде неуместен, а больше всего в деле правом, потому что затемляет и мутит его.Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.Если даже тебе случится рассердиться на кого бы то ни было, рассердись в то же время и на себя самого хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого.Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот – лень.Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.Когда человек влюбится, то он все равно, что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми, согни – она и согнется.Мои мысли, моё имя, мои труды будут принадлежать России.Несчастье умягчает человека; природа его становится тогда более чуткой и доступной к пониманию предметов, превосходящих понятие человека, находящегося в обыкновенном и вседневном положении.Обращаться со словами нужно честно.Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором.Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой.Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.Человек такое дивное существо, что никогда не можно исчислить вдруг всех его достоинств, и чем более в него всматриваться, тем более является новых особенностей.Я не распространяюсь о важности народных песен. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа.

Совет

Самая характеристическая черта таланта Гоголя – оригинальность и самобытность, отличающие его от всех русских писателей.
…Гоголю не было образца, не было предшественников ни в русской, ни в иностранных литературах. Все теории, все предания литературные были против него, потому что он был против них.

Читайте также:  Поп в поэме "кому на руси жить хорошо": образ, характеристика, описание

Чтобы понять его, надо было вовсе выкинуть их из головы, забыть об их существовании, – а это для многих значило бы переродиться, умереть и вновь воскреснуть. Чтобы яснее сделать нашу мысль, посмотрим, в каких отношениях находится Гоголь к другим русским поэтам.

Конечно, и в тех сочинениях Пушкина, которые представляют чуждые русскому миру картины, без всякого сомнения, есть элементы русские, но кто укажет их? Как доказать, что, например, поэмы: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Скупой рыцарь», «Галуб» могли быть написаны только русским поэтом я что их не мог бы написать поэт другой нации? То же можно сказать и о Лермонтове. Все сочинения Гоголя посвящены исключительно изображению мира русской жизни, и у него нет соперников в искусстве воспроизводить ее во всей ее истинности. Он ничего не смягчает, не украшает вследствие любви к идеалам или каких-нибудь заранее принятых идей, или привычных пристрастий, как, например, Пушкин в «Онегине» идеализировал помещицкий быт. Конечно, преобладающий характер его сочинений – отрицание; всякое отрицание, чтоб быть живым и поэтическим, должно делаться во имя идеала – и этот идеал у Гоголя также не свой, то есть не туземный, как и у всех других русских поэтов, потому что наша общественная жизнь еще не сложилась и не установилась, чтобы могла дать литературе этот идеал.
…Впрочем, от влияния теории не всегда избегают и таланты, даже гениальные. Гоголь принадлежит к числу немногих, совершенно избегнувших всякого влияния какой бы то ни было теории. Умея понимать искусство и удивляться ему в произведениях других поэтов, он тем не менее пошел своей дорогою, следуя глубокому и верному художественному инстинкту, каким щедро одарила его природа, и не соблазняясь чужими успехами на подражание. Это, разумеется, не дало ему оригинальности, но дало ему возможность сохранить и выказать вполне ту оригинальность, которая была принадлежностью, свойством его личности и, следовательно, подобно таланту, даром природы. От этого он и показался для многих как бы извне вошедшим в русскую литературу, тогда как на самом деле он был ее необходимым явлением, требовавшимся всем предшествовавшим ее развитием.

Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний. Отсюда появление, школы, которую противники ее думали унизить названием натуральной. После «Мертвых душ» Гоголь ничего не написал. На сцене литературы теперь только его школа.

Источник: https://windows10official.ru/vyskazyvaniya-o-gogole-i-ego-tvorchestve-mudrye-vyskazyvaniya-gogolya-citaty/

Цитаты из фильма “Мёртвые души”

Но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!

Как с быком не биться, а молока от него не добиться.

Много совершилось в мире заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребенок.

И оказалось ясно, какого рода созданье человек: мудр, умен и толков он бывает во всем, что касается других, а не себя; какими осмотрительными, твердыми советами снабдит он в трудных случаях жизни! «Экая расторопная голова! — кричит толпа.

— Какой неколебимый характер!» А нанесись на эту расторопную голову какая-нибудь беда и доведись ему самому быть поставлену в трудные случаи жизни, куды делся характер, весь растерялся неколебимый муж, и вышел из него жалкий трусишка, ничтожный, слабый ребенок, или просто фетюк, как называет Ноздрев.

Способности и дарования? это все вздор, — говаривал он, — я смотрю только на поведенье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально; а в ком я вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль, хотя он Солона заткни за пояс!» Так говорил учитель, не любивший насмерть Крылова за то, что он сказал: «По мне, уж лучше пей, да дело разумей»…

Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощенье, потом продавал им же. Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем.

Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив — в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную: слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно.

Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции, именно вот какие: накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые были побогаче, и как только замечал, что товарища начинало тошнить, — признак подступающего голода, — он высовывал ему из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки и, раззадоривши его, брал деньги, соображаяся с аппетитом.

Обратите внимание

Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, которую засадил в маленькую деревянную клеточку, и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу, и продал потом ее тоже очень выгодно. Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой.

При расставании слёз не были пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам.

Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными.

Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был.

Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой».

— Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа.

В натуре находится много вещей, неизъяснимых даже для обширного ума.

Пожалуйста, здесь ещё можно достать учителя Закону Божию; музыке, танцеванью — ни за какие деньги в деревне нельзя достать. — «Куска хлеба нет, а детей учит танцеванью», — подумал Чичиков.

— «Странно!» — подумал Платонов. — Однако ж нужно нам чем-нибудь вспрыснуть сделку, — сказал Хлобуев. — Эй, Кирюшка! принеси, брат, бутылку шампанского. — «Куска хлеба нет, а шампанское есть», — подумал Чичиков.

— Платонов не знал, что и думать.

— Кто бы ты ни был, мой читатель, на каком бы месте ни стоял, в каком бы звании ни находился, почтён ли ты высшим чином или человек простого сословия, но если тебя вразумил Бог грамоте и попалась уже тебе в руки моя книга, я прошу тебя помочь мне.

Читайте также:  Образ и характеристика фенечки в романе "отцы и дети": описание внешности и характера в цитатах

— Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему и в род в потомство.

Собакевич: Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья.

Да я и рассказать вам не могу, какое удовольствие [труд]. И не потому, что растут деньги, — деньги деньгами, — но потому, что всё это — дело рук твоих; потому, что видишь, как ты всему причина и творец всего, и от тебя, как от какого-нибудь мага, сыплется изобилье и добро на всё.

Источник: https://quoteka.org/source/myortvy-e-dushi/

Цитаты из книги Мёртвые души

женщины, это такой предмет просто и говорить нечего! Одни глаза их такое бесконечное государство, в которое заехал человек — и поминай как звали! Уж его оттуда ни крючком, ничем не вытащишь.

Обсудить

Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его.

Обсудить

Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки.

Важно

И не раз не только широкая страсть, но ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому разрасталась в рожденном на лучшие подвиги, заставляла его позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое.

Обсудить

В дорогу! в дорогу! прочь набежавшая на чело морщина и строгий сумрак лица! Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками Обсудить

В дорогу! в дорогу! прочь набежавшая на чело морщина и строгий сумрак лица! Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками… Обсудить

Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов её или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на всё то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нём чувство, не похожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь. Обсудить

Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки.

Обсудить

Все у них было как-то черство, неотесанно, неладно, негоже, нестройно, нехорошо, в голове кутерьма, сутолока, сбивчивость, неопрятность в мыслях, — одним словом, так и вызначилась во всем пустая природа мужчины, природа грубая, тяжелая, не способная ни к домостроительству, ни к сердечным убеждениям, маловерная, ленивая, исполненная беспрерывных сомнений и вечной боязни. Обсудить

Возможно, вам будет интересно:

Сэм Харрис (англ. Samuel B. “Sam” Harris; род. 9 апреля 1967 года) — американский публицист в областях философии, религии и нейробиологии. Известен, прежде всего, как сторонник и популяризатор атеистического мировоззрения.

Посмотреть цитаты автора

Марта Грэм (англ. Martha Graham, устаревший вариант написания фамилии — Грэхем; 11 мая 1894, Аллегейни — 1 апреля 1991, Нью-Йорк) — американская танцовщица и хореограф, создательница труппы, школы и танцевальной техники своего имени; выдающийся деятель американского танца модерн.

Посмотреть цитаты автора

Вы можете перейти НА ГЛАВНУЮ и найти еще много интересного!

Источник: https://quotebase.ru/books/2024

17 Окт 13 Мертвые души

Заглавие поэмы Н.В. Гоголя (1842), главный герой которой Чичиков скупает у помещиков «мертвые души», называя так умерших крепостных крестьян, которые по документам, «ревизским сказ­кам», значились до очередной переписи живыми.

Обычно считается, что выражение «мертвые души» идет «из эпохи крепостного права»; например, такое объяснение дано в «Толковом словаре русского языка» под редакцией проф. Д.Н. Ушакова, М. 1935, т. 1, с. 818. Между тем до появления поэмы Гоголя оно было почти неизвестно. Е.

Смирнова-Чикина в своей статье «Кто «хоЗЯин» названия и сю­жета «Мертвые души»?» пишет следующее: «Близкий друг Гоголя профессор Московского университета М.П. Погодин с негодованием писал ему: «Мертвых душ» в русском языке нет.

Совет

Есть души ревиз­ские, приписанные, Убылые, прибылые…» Как нам удалось устано­вить, это выражение не встречалось ни в правительственных актах, ни в указах и других официальных документах, ни в художествен­ной, научной, справочной литератУРе. В «Полном собрании законов Российской империи с 1649 года» (тт.

XIV, XV и XVII) приведены всевозможные судебные дела пОМещиков о земле и Душевладении, И там ни разу не употребляется выражение «мертвые души». В «Сло­варе Академии Российской» (в изд. 1789—1794 и 1806—1822 годов) выражения «мертвые души» также нет; отсутствует оно и в «Опыте словаря русских синонимов» П. Калайдовича (М.

1818), и в сель­скохозяйственном словаре Вл. Бурнашова («Опыт терминологическо­го словаря сельского хозяйства, Фабричности, промысла и быта народного», СПб. 1843—1844) и во многих других специальных словарях первой пол. XIX века… Все это только подтверждает тот факт, что до появления поэмы Гоголя «Мертвые души» это выра­жение было, по крайней мере, очень редким.

Впервые выражение «мертвые души» появляется в письме Гоголя Пушкину 7 октября 1835 г. «Начал писать «Мертвых душ»,— извещал Гоголь великого поэта, давшего ему совет написать роман о скупщике умерших крестьян.

Судя по тексту и смыслу письма, это выражение уже известно Пушкину, не должно удивить его, следовательно, надо думать, что оно уже прозвучало в разговоре двух великих писате­лей при обсуждении сюжета о приключениях Чичикова. Оба, и Пушкин и Гоголь, знали случаи скупки и залога документов умерших кре­постных, но кто из них, гениальных знатоков русского языка, Первый Произнес «мертвые души» — определить нельзя» («Русская литера­тура», 1959, № 3, с. 190). Со времени появления поэмы Гоголя выражение «мертвые души» стало крылатым в ЗНачении: люди, фиктив­но числящиеся где-либо, а также — люди, «мертвые духом».

Мертвые срама не имут.

По словам летописца, князь Святослав обратился к своим воинам пе­ред битвой с греками в 970 г. со словами: «Да не посрамим земли Русския, но ляжем костьми ту: мертвыи бо срама не имут» («Преподобного Нестора Рос­сийской летописец (по Кенигсбергскому списку)», СПб. 1863, с. 54).

Мессалина.

Имя жены римского императора Клавдия (10 г. до н. э.— 54 г. н. э.), славившейся своим распутством (Тацит, Анналы, 11, 26 и след.; 13, 18; Све­тоний, Жизнеописание двенадцати цезарей. Клавдий, 29).

Имя Мессалины стало нарицательным.

Места не столь отдаленные.

Официальный термин дореволюционного законодательства, по кото­рому ссылка на поселение делилась на две степени: в отдаленные и не столь отдаленные места Сибири.

Обратите внимание

Эта формулировка прочно вошла в язык писателей второй поло­вины XIX в. для обозначения ссылки.

Источник: https://wyrazheniya.ru/mertvye-dushi/

Мертвые души

>> Все крылатые слова >> Николай Гоголь

Заглавие поэмы Н. В. Гоголя (1842), главный герой которой Чичиков с спекулятивной целью скупает у помещиков «мертвые души», называя так умерших крепостных крестьян, которые по документам, «ревизским сказкам», значились до очередной переписи живыми.

Обычно считается, что выражение «мертвые души» идет «из эпохи крепостного права»; например, такое объяснение дано в «Толковом словаре русского языка» под редакцией проф. Д. Н. Ушакова, М. 1935, т. 1, с. 818. Между тем до появления поэмы Гоголя оно было почти неизвестно.

Е. С.

Смирнова-Чикина в своей неизданной работе «Кто «хозяин» названия и сюжета «Мертвых душ»?» пишет следующее: «Близкий друг Гоголя проф. Московского университета М. П. Погодин с негодованием писал ему: «Мертвых душ» в русском языке нет.

Есть души ревизские, приписанные, убылые, прибылые» Действительно, выражение «мертвые души» не встречалось в государственных актах, указах и других официальных документах.

В «Полном собрании законов Российской империи с 1649 года», в томах XIV, XV и XVII, перечислены разнообразные судебные дела помещиков но ни в указах, ни в приговорах, ни в изложении дел ни разу не употребляется выражение «мертвые души». Там оно заменено словами: «умершие крестьяне».

В «Словаре Академии Российской» (в изд. 1789—1794 и 1806—1822) «мертвых душ» нет, нет их и в «Опыте словаря русских синонимов» П. Калайдовича (М. 1818), как нет и в специальном сельскохозяйственном словаре В. Бурнашева («Опыт терминологического словаря сельского хозяйства, фабричнссти, промысла и быта народного», СПБ.

1843—1844) и во многих других…

По этим данным можно считать установленным, что до появления «Мертвых душ» Гоголя это выражение было очень редким.

Важно

Откуда же взял его сам Гоголь? Первый раз слова «Мертвые души» были зафиксированы на бумаге в письме Гоголя Пушкину 7 октября 1835 г.

: «Начал писать «Мертвых душ», — извещал Гоголь великого поэта, давшего ему совет написать поэму о скупщике умерших крестьян.

Судя по тексту и смыслу письма, это выражение уже известно Пушкину, не должно удивить его, следовательно можно думать, что оно уже прозвучало в разговоре двух великих писателей при обсуждении сюжета о приключениях Чичикова.

Оба знали случаи скупки и залога документов умерших крестьян, но кто из них, знатоков русского языка, первый произнес «мертвые души» — определить нельзя. Несомненно, оно взято из яркой и красочной речи народа.

Со времени появления поэмы Гоголя выражение «мертвые души» стало крылатым в значении: люди, фиктивно числящиеся где-либо.

Источник: https://citaty.su/mertvye-dushi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]