Раневская
Главная героиня лирической пьесы Антона Чехова «Вишневый сад». Помещица, которая растратила состояние и осталась без денег. Добрая и доверчивая, но несдержанная в тратах женщина, которая никак не может избавиться от привычки сорить деньгами. Мать двоих дочерей. Поместье героини выставлено на аукцион за долги.
История создания
Автор пьесы “Вишневый сад” Антон Павлович Чехов
«Вишневый сад» — последняя из пьес Антона Чехова, работать над которой писатель закончил за год до смерти. Первые наброски относятся к началу 1901 года, а в сентябре 1903 года произведение уже было закончено.
Пьеса впервые поставлена в Московском художественном театре под руководством Константина Станиславского в январе 1904 года. Роль Раневской в этой первой постановке исполнила жена Чехова, актриса Ольга Леонардовна Книппер.
Роль Гаева, брата главной героини, исполнил сам Станиславский.
Пьеса «Вишневый сад»
Полное имя героини — Любовь Андреевна Раневская, в девичестве Гаева. Возраст героини не указан в пьесе, но можно предположить, что Раневской около сорока лет.
У героини две дочери — приемная, Варя, 24 лет; родная, Аня, 17 лет. Годы не испортили героиню, окружающие говорят Раневской, что та так же великолепно выглядит, как и прежде, и даже похорошела.
У героини «трогательные» глаза, а одевается она «по-парижскому».
Любовь Андреевна Раневская
В прошлом Раневская была состоятельной помещицей, но растратила состояние и осталась без денег. У героини легкий и отзывчивый характер, окружающие считают Раневскую доброй и славной женщиной.
Героиня щедра до неразумия и легко расстается с деньгами даже в ситуации, когда денег практически нет.
Дочери говорят о героине, что та нисколько не изменилась, несмотря на обстоятельства, и по-прежнему готова раздать последние деньги, когда «дома людям есть нечего».
Раневская действительно привыкла сорить деньгами без удержу, «как сумасшедшая», и не осознала еще своего нового положения. Героиня не понимает, насколько плохи финансовые дела семьи, и продолжает заказывать дорогие блюда в ресторанах и оставлять щедрые чаевые лакеям.
Иллюстрация к книге “Вишневый сад”
Варя, старшая дочь героини, старается экономить на всем, включая еду, а сама Раневская тратит деньги «как-то бессмысленно» и не думает о дальнейшей судьбе семьи. Героиня понимает, что поступает неразумно, называет себя глупой, но не может или не желает ничего поделать с собственными привычками.
Раневская с любовью и лаской относится к окружающим. Любит дочерей и ведет себя с ними ласково, с нежностью относится к старому лакею Фирсу. Героиня некоторое время жила за границей, но при этом любит Россию. Раневская утверждает, что плакала в поезде, когда возвращалась домой.
Имение с вишневым садом, которое принадлежит Раневской и ее брату Леониду Гаеву, выставлено на аукцион и будет продано за долги. Уже назначена дата торгов. Купец Лопахин пытается помочь героине и советует вырубить старый сад, снести никуда не годные старые постройки, разбить освободившуюся землю на участки и отдать под дачи, чтобы заработать на аренде.
Любовь Раневская и Ермолай Лопахин в театре
По расчетам Лопахина, таким образом можно выручить минимум двадцать пять тысяч в год, выплатить долги и оставить имение за Раневской.
Однако героиня будто не понимает, что ее имение выставлено на продажу, что ситуация требует срочных и решительных действий. Раневская остается равнодушной к доводам Лопахина и отказывается вырубать сад.
Героиня считает, что «дачи и дачники — это пошло». Лопахин считает героиню неделовой и легкомысленной женщиной.
Вишневый сад ассоциируется у Раневской со счастливыми временами молодости, и вырубить его для героини означает измену самой себе.
В результате ни сама героиня, ни ее брат не предпринимают никаких действий, чтобы исправить ситуацию, и только ждут, что все как-нибудь решится само собой.
В конечном счете имение покупает на торгах сам купец Лопахин и приказывает вырубить старый вишневый сад, как и советовал Раневской. Дальнейшая биография героини неизвестна.
Экранизации
Джуди Денч в фильме «The Cherry Orchard»
В 1981 году в Великобритании вышла экранизация пьесы Чехова под названием «The Cherry Orchard». Это фильм-драма, снятый режиссером Ричардом Айром, с актрисой Джуди Денч в роли Раневской. Роль купца Лопахина исполнил актер Билл Патерсон.
В 1999 году вышла еще одна драматическая экранизация «Вишневого сада», на этот раз — совместное производство Франции и Греции.
Фильм снимал греческий режиссер Михалис Какоянис, который выступил также и автором сценария. В фильме звучит музыка Петра Чайковского. Съемки фильма проходили в Болгарии.
Роль Раневской сыграла британская актриса Шарлотта Рэмплинг, а брата героини Леонида Гаева играет актер Алан Бейтс.
Шарлотта Рэмплинг в фильме “Вишневый сад”
Российская экранизация пьесы Чехова вышла в 2008 году под названием «Сад» — и это комедия. Режиссер и автор сценария — Сергей Овчаров. Роль Раневской в фильме исполняет актриса Анна Вартаньян.
Работая над сценарием, Овчаров включил в тот только часть материала пьесы, но при этом использовал в работе наброски некоторых ненаписанных произведений Чехова, которые сохранились в записных книжках писателя. В фильме присутствуют элементы фарса и комедии дель арте.
Например, образы отбившихся от рук слуг в фильме созданы на основе классических персонажей итальянского площадного театра — Арлекина, Коломбины и Пьеро.
Цитаты
«Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».«О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!..»«Неужели это я сижу? (Смеется.
) Мне хочется прыгать, размахивать руками. (Закрывает лицо руками.) А вдруг я сплю! Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала. (Сквозь слезы.) Однако же надо пить кофе. Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок.
Я так рада, что ты еще жив».
Фото
Источник: https://24smi.org/person/6270-ranevskaia.html
Рассказ Раневской о прошлом в пьесе «Вишневый сад»
Рассказ Раневской о прошлом – это своеобразная исповедь о своей жизни, где она всюду осуждает себя: «я всегда сорила деньгами без удержу», «вышла замуж за человека, который делал одни только долги», «вот тут на реке…утонул мой мальчик», «господи, господи, прости мне грехи мои» – но это всего лишь слова. От них ей не проще, на душе не легче.
Она ничего не может поделать со своей привычкой растрачивать деньги, она не может бросить мужа, перечеркнуть все прошлое и вступить на новый этап жизни – она бессильна бороться со всеми своими ошибками. Воспоминания питают ее душу, она грустно счастлива, когда узнает о старом еврейском концерте, о своей комнате.
Грустно и комично звучит монолог Шарлоты Ивановны, Где она говорит о том, что не знает своих родителей, свое настоящее имя.
И тут в конце ее серьезного монолога она «достает из кармана огурец» и ест его! Это звучит несколько иронично, когда она рассуждает о том, что «никого у нее нет».
Дуняша поправляет Епиходова, когда тот назвал гитару мандолиной, и при этом пудрилась и глядела в зеркальце.
Это также звучит с иронией, так как она заботится о своей внешности и говорит о различии музыкальных инструментов, а сама всего лишь горничная.
Вообще отношения второстепенных героев не складываются, они разобщены, каждый говорит о своем, не слушая другого человека. Гости, приехавшие из-за границы, слишком заносчивы и лишний раз хотят показать свои «привилегии» перед другими. Епиходова высмеивают, называют его «двадцать два несчастья», этот ярлык повешен на него жителями поместья давно.
Яша курит, хотя многим это неприятно. Фирс заботится о своем господине, а Гаев лишь упрекает его в этом. Петя Трофимов – «вечный студент», которого два раза увольняли из вуза, но который как мог, так и жил. Он голодал зимой и становился больным.
Но этот человек рассуждает о прекрасном, утверждает, что он «выше любви», называет себя «гордым человеком», он верит в то, что человек имеет сто чувств, и после смерти погибают лишь пять чувств.
Он говорит, что человечество идет вперед, достигает чего-то, и он сам верит, что может достигнуть «высшего».
А достигнут ли этого другие герои? Пьеса «Вишневый сад» занимает особое место в творчестве А.
П. Чехова. До нее мысль о необходимости изменения действительности он пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий, выделяя те черты своих персонажей, которые обрекли их на положение жертвы.
В «Вишневом саде» действительность выражается в ее историческом развитии. Широко разрабатывается тема смены социальных укладов. Уходят в прошлое дворянские усадьбы с их парками и вишневыми садами.
На смену дворянству идут люди деловые и практичные, они — настоящее России, но не ее будущее.
Только молодым поколениям принадлежит право изменить эту «нескладную, несчастливую жизнь». Отсюда основная идея пьесы: утверждение новой общественной силы, противостоящей не только дворянству, но и буржуазии, призванной перестроить жизнь на началах подлинной человечности и справедливости.
Эта идея раскрывается в ясной группировке основных образов пьесы. Прошлое России представляет поместное дворянство — неразумные владельцы вишневого сада Гаев и Раневская; русскую буржуазию — купец Лопахин. Аня, дочь Раневской, и студент Петя Трофимов — будущее страны.
Вера в будущее России, в неограниченные возможности народа, который создаст новые сады, — вот авторское отношение к жизни, идейная основа глубокого лиризма пьесы.
Заброшенная часовенка, около которой могильные плиты, а за ней «далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город», напоминает об умирании прошлого и рождении будущего, нового.
Ощущение близкой иатастрофы владельцев вишневого сада, их унылое, подавленное настроение передает двукратное повторение отдаленного звука лопнувшей струны, «замирающего, печального».
Мечте о будущем противостоит уродливая жизнь лю-дей-»недотеп». Причем Чехов сознательно обнажает столкновение мечты и действительности.
Создавая характеры людей, которым присущи типические черты той или иной общественной группы, писатель избрал наиболее трудный путь.
Неизбежность крушения прошлого становится совершенно очевидной, когда мы видим не худших, а лучших его представителей. По своим личным качествам и Раневская, и Гаев, и Симеонов-Пищик — люди скорее хорошие, чем плохие.
И все-таки все они «существуют неизвестно для чего», так как их общие, наиболее характерные черты присущи отживающей паразитической жизни. «Хороший она человек. Легкий, простой человек», — говорит о Любови Андреевне Лопахин. И действительно, внешне она добра, обаятельна, непосредственна.
Когда слышишь ее трогательное обращение к детству, чистоте, саду, то веришь в искренность ее слов.
Речь героини изобилует эмоциональными выражениями, эпитетами и сравнениями. Но эмоциональность часто переходит в излишнюю манерность и чувствительность. Эта особенность ее речи не оставляет сомнения в том, что Раневская не способна на действительно глубокое чувство.
На Раневскую похож ее брат Гаев. Перед лицом жизни он слаб и беспомощен. Он не понимает происходящих изменений, умеет говорить только юбилейные речи и этим пустым фразерством создает иллюзию яркой и полезной жизни.
И брат, и сестра непрактичны, неспособны к делу, но очень любят высокие слова.
Итак, все органически присущие представителям дворянского мира качества оказываются той причиной, благодаря которой становится естественным процесс его отмирания как класса.
Новую силу, которая пришла на смену дворянству, представляет Лопахин — делец, коммерсант, практик. И опять Чехов сознательно изображает лучшего, наиболее симпатичного представителя русской буржуазии.
Лопахин выгодно отличается от Раневской и Гаева своей энергией и деловыми качествами.
Ему присущи облагораживающие черты раздумья, он тонко чувствует красоту мира. Параллельно с этим автор обнажает хищническую сущность лопахиных: ведь рубит же в конечном счете купец вишневый сад. Лопахины — настоящее, но они необходимы России лишь на определенном этапе развития.
«Вечный студент», разночинец, сын лекаря, Петя Трофимов представляет демократические силы страны, которые противостоят и паразитизму барства, и разрушительной деятельности новых хозяев жизни. Героя отличает горячая вера в торжество справедливой социальной жизни в недалеком будущем.
Вот почему этот человек исключительно честен, не скован традициями и предрассудками, лишен меркантильных интересов. В нем отражаются революционные настроения демократического студенчества. С другой стороны, в образе Пети присутствует та же «недотепистость», что и в персонажах «прошлого».
Так Чехов выражает некоторое сомнение в способности героя к чему-либо, кроме красивых речей. Но так или иначе, а своей критикой несправедливой жизни, за щитой человеческого достоинства, призывами к свободной жизни Петя содействует пробуждению сознания юной Ани, зарождает в ней жажду разумного, духовно богатого, светлого мира.
Идеи Трофимова падают на благодатную почву. Аня доверчиво впитывает их в себя.
Но путь Ани к новой жизни труден. По складу характера она во многом близка к матери: питает любовь к красивому слову, к чувствительным интонациям. В начале пьесы девушка беспечна, быстро переходит от озабоченности к легкомысленному веселью. Практически она беспомощна, привыкла жить беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне.
Но все это не мешает Ане порвать со старым жизненным укладом. Ее эволюция происходит на наших глазах. Новые взгляды героини еще наивны, но она навсегда прощается с прошлым. Уходя вместе из старого дома, Петя и Аня говорят: «Прощай, старая жизнь!
», «Здравствуй, новая жизнь!» И им хочется верить… В пьесе «Вишневый сад» показаны три поколения, противоборствующие друг с другом. В этой сложной борьбе побеждает молодость — будущее России.
Источник: https://historylib.net/rasskaz-ranevskoj-o-proshlom-v-pese-vishnevyj-sad/
Почему Гаева и Раневскую называют людьми «прошлого» России? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)
Система образов пьесы «Вишневый сад» нетрадиционна: в ней нет главных и второстепенных, положительных и отрицательных героев. Принято делить все образы комедии на три группы: «герои прошлого», «герои настоящего» и «герои будущего». Леонид Андреевич Гаев и его сестра Любовь Андреевна Раневская — владельцы вишневого сада, по происхождению дворяне. Это очень неоднозначные образы.
Любовь Андреевна Раневская много страдала в жизни: ее муж пил и «делал одни только долги», семилетний сын утонул в реке через месяц после смерти мужа, любовник, с которым она уехала во Францию, обобрал ее и бросил. Но Любовь Андреевна осталась чутким, добрым человеком, которого любят все окружающие.
В то же время она эгоистична, ее понимание красоты часто переходит в слезливую сентиментальность, а абстрактная доброта к случайным прохожим сочетается с равнодушием к близким, в том числе и к родной дочери. Она щедра до расточительности, привыкнув к праздности, ни в чем себя не ограничивает — умеет только тратить. Так же беспомощен и ее брат, Леонид Андреевич Гаев.
Он хорошо образован, красноречив, но это не вылилось ни в какую конкретную деятельность. Гаев ездит в клуб, по ресторанам, играет на бильярде, ведет праздные беседы. «Проев состояние на леденцах», он оказывается перед лицом финансового краха, но ничего не может предпринять.
Давая Ане пустые обещания, «честью и жизнью» поклявшись, что сад не будет продан, он способен только мечтать, как хорошо бы получить от кого-нибудь наследство или выдать Аню замуж за очень богатого человека.
И для Гаева, и для Раневской недопустима вырубка сада — уничтожение красоты, памяти, всего, что связано с их детством и юностью. Но они ничего не могут изменить и безропотно принимают известие о продаже сада.
Как им, привыкшим жить за чужой счет, вписаться в новые условия? Раневская снова едет в Париж, собираясь жить на деньги, присланные ярославской бабушкой для покупки имения, «а денег этих хватит ненадолго».
Гаев получил место в банке за шесть тысяч в год, но, по мнению Лопахина, «не усидит, ленив очень».
Судьба Раневской и Гаева типична для всего дворянского сословия, утратившего почву под ногами. Именно поэтому они относятся к «героям прошлого». Финал пьесы полон недосказанности и неопределенности.
«Жизнь-то прошла, словно и не жил», — говорит забытый Фирс в последней сцене, и его слова сопровождаются стуком топора в вишневом саду.
Эта сцена имеет глубоко символичный смысл — уходящее в прошлое дворянство, крушение надежд и неясное будущее, в котором нет места сентиментальным воспоминаниям о лучших временах.
Источник: https://5litra.ru/ege-sochineniya/598-pochemu-gaeva-i-ranevskuyu-nazyvayut-lyudmi-proshlogo-rossii-po-pese-ap-chehova-vishnevyy-sad.html
Судьба Раневской и Гаева в пьесе А. П. Чехова “Вишнёвый сад”
Сочинения › Чехов А.П. › Вишневый сад
Готовые Домашние Задания
Последнюю свою пьесу, “Вишневый сад”, Чехов завершил на пороге первой русской революции, в год своей ранней смерти. Писателю казалось, что он пишет комедию, легкий водевиль, “местами даже фарс”, но невольно из-под его пера выходило сложное, многоплановое произведение, доводившее до конца все прежние мотивы его произведений и в этом смысле итоговое.
Название пьесы символично. “Вся Россия — наш сад”, — сказано у Чехова. И действительно, думая о гибели старого вишневого сада, о судьбе обитателей разоряющегося имения, он мысленно представлял себе “всю Россию” на сломе эпох.
В преддверии грандиозных переворотов, словно чувствуя возле себя шаги грозной реальности, Чехов осмысливал настоящее с позиций прошлого и будущего. Далеко идущая перспектива насыщала пьесу воздухом истории, сообщала особую протяженность ее времени и пространству.
Подводное течение пьесы еще больше расширяло свои поэтические права. Лирический подтекст набирал силу символического обобщения, словно айсберг выпирал своей вершиной над поверхностью обыденных слов. “Там, внутри”, под кромкой быта, шла своя потаенная жизнь.
Чехов по-прежнему не собирался ее обнажать. Символ “вишневого сада” поднимался над океаном быта, из него вырастая, но в нем же и существуя.
“22 августа—торги!” — эта дата, как дамоклов меч, висит над жизнью всех героев. Дело не только в продаже имения и приходе нового хозяина — уходит вся старая Россия, 22 августа совершаются поминки по уходящему веку. Чехов относится к этому событию двойственно, вдумчиво.
С одной стороны, исторический слом неизбежен, старые дворянские гнезда осуждены на вымирание. Приходит конец, скоро не будет ни этих лиц, ни этих садов, ни усадеб с белыми колоннами, ни заброшенных часовен. С другой стороны, смерть, даже неизбежная, не может не быть грустной.
Потому что умирает живое, и не по сухим стволам, а по стволам живых деревьев стучит топор
Пьеса начинается с приезда Раневской в свое старинное родовое имение, с возвращения к вишневому саду, который стоит за окнами весь в цвету, к знакомым с детства людям и вещам. Возникает особая атмосфера проснувшейся поэзии и человечности. Словно в последний раз ярко вспыхивает — как воспоминание — эта живая жизнь на пороге умирания.
Совсем реальные, Раневская и Гаев кажутся ожившими редкими экспонатами той тонкой, оранжерейной культуры, что веками нежилась здесь. В них поселился грех праздности и расточительного безделья русских бар, но живет здесь и праздность вольная, поэтическая, свободная от деловых и материальных расчетов.
Потеря вишневого сада для Раневской и Гаева не есть потеря денег, состояния. Они не умеют ни хранить, ни копить их, золотые просто уплывают из-под рук, они готовы все раздать, хотя на кухне “людей” приходится кормить одним горохом.
В этом сказывается и барская беспечность, и легкомыслие людей, которые никогда не знали труда, не ведали цену копейке и как она достается. Но в этом же проступает и их удивительное бессребреничество, презрение к меркантильным интересам.
И потому, когда купец Лопахин предлагает им, чтобы спастись от долгов, отдать вишневый сад в аренду под дачи, Раневская с презрением отмахивается: “Дачи и дачники — это так пошло, простите”.
В день продажи имения Раневская затевает совершенно неуместный, с точки зрения здравого смысла, бал.
Зачем он ей нужен? Что в нем: легкомыслие, эпикурейство или особый стоицизм? Для живой Любови Андреевны Раневской, что теребит сейчас в руках мокрый платок, ожидая возвращения брата с торгов, этот нелепый бал важен сам по себе — как вызов повседневности. Она вырывает у будней праздник, хватает от жизни то летучее мгновение, которое способно протянуть нить к вечности.
Имение продано. “Я купил!” — торжествует новый хозяин, гремя ключами. Ермолай Лопахин купил имение, где дед и отец его были рабами, где их не пускали даже на кухню. Он уже готов хватить топором по вишневому саду.
Но в высший момент торжества этот “интеллигентный купец” неожиданно чувствует стыд и горечь свершившегося: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”.
И становится ясно, что для вчерашнего плебея, человека с нежной душой и тонкими пальцами, покупка вишневого сада, в сущности, “ненужная победа”.
Так Чехов дает почувствовать текучесть, временность настоящего: приход буржуазии — нестойкая, преходящая победа. Настоящее как бы размыто и со стороны прошлого, и со стороны будущего.
Тема будущего связана с образами “беглецов” из прошлого — Пети Трофимова и Ани.
Образы их, словно намеченные контуром, в чем-то “недоделанные”, таят в себе дух утопии, несут черты “недовоплощенного” будущего, от них протягивается та стремительная, воздушная перспектива, которая уходит далеко за пределы пьесы.
Последний акт, как всегда у Чехова, — момент расставания, прощания с прошлым.
Горестного для старых хозяев “вишневого сада”, хлопотного для нового дельца, радостного для молодых душ с их безоглядной блоковской готовностью отринуть все — и дом, и детство, и близких, и даже поэзию “соловьиного сада” — ради того, чтобы с открытой, свободной душой крикнуть: “Здравствуй, новая жизнь!” Но если с точки зрения социального завтра “Вишневый сад” звучал как комедия, то для своего времени — как трагедия. Две эти мелодии, не сливаясь, проступали в финале одномоментно, рождая сложный трагикомический исход произведения.
Молодые, весело, призывно перекликаясь, убегают вперед. Старые люди, как старые вещи, сбились в кучу, о них спотыкаются, не замечая их. Подавляя слезы, бросаются друг к другу Раневская и Гаев. “О мой милый, мой нежный, прекрасный сад… Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..
” Но музыка прощания заглушается “стуком топора по дереву, звучащим одиноко и грустно”. Затворяются ставни и двери. В пустом доме остается не замеченный в суете больной Фирс: “А человека-то забыли…” Старик лежит неподвижно в запертом доме.
Слышится “точно с неба звук лопнувшей струны”, и в тишине глухо стучит топор по дереву.
Такой щемящей нотой человечности, забытой на пороге исторической неизбежности, заканчивал Чехов свою последнюю пьесу.
Это было произведение о конце России, о сломе ее истории, о прощании с прошлым в преддверии будущего. Символика “Вишневого сада” говорила о приближении грандиозных социальных катаклизмов и о просветах в новый мир.
Прошлое, настоящее и будущее России переплетались здесь в сложном противоречивом развитии.
Пьеса говорила не только о том, что нельзя забывать о человеке на перекрестке истории, но и о том, что человек не может быть замкнут своим временем.
Над исторически преходящим мгновением, над прозой и буднями поднималась здесь поэтическая тема “вишневого сада”, как тема личной причастности человека к красоте, природе, раскрытое вечности, готовности встретить едва различимые призывы и веяния будущего. Эпически широко звучащая тема звала человека к поискам высших целей бытия, поискам смысла жизни.
Возвышаясь над личными судьбами, но не забывая о человеке, “Вишневый сад” стал поэтическим завещанием писателя будущим поколениям.
Сочинения по теме:
- Жизнь двух слоёв общества описанная в пьесе А. П. Чехова “Вишнёвый сад” сочинение
- Судьба вишнёвого сада, как описание судьбы России (пьеса А. П. Чехова “Вишнёвый сад” сочинение
- Проблемы дворянства, буржуазии и революционеров в пьесе А. П. Чехова “Вишнёвый сад” сочинение
- Временные линии в произведении А. П. Чехова “Вишнёвый сад” сочинение
Источник: https://1soch.ru/chehov-ap/vishnevyy-sad/sudba-ranevskoy-i-gaeva-v-pese-a-p-chehova-vishnevyy-sad
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А.П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ. Творчество А. П. Чехова в высочайшей мере отвечало его эпохе, потребнбсти людей постигать жизнь, быть причастными к ходу истории, искать разумной цели существования, средств изменения «нескладной» жизни и путей к будущему.
Вершинным произведением Чехова стала лирическая комедия «Вишневый сад», законченная в 1904 году.
В этой пьесе нашла отчетливое отражение эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения, подготовки первой русской революции. Идейный пафос произведения — в отрицании изжившего себя дворянско-поместного строя.
Вместе с тем писатель утверждает, что буржуазия, приходящая на смену дворянству, несмотря на ее жизнедеятельность, несет с собой разрушение и потерю духовности.
Хотя «Вишневый сад» основан целиком на бытовом материале, быт в нем имеет обобщающее символическое значение.
Не сам по себе вишневый сад в центре внимания Чехова: символически сад — это вся родина («вся Россия — наш сад»), поэтому темой пьесы являются судьба родины, ее будущее. Уходят со сцены ее старые хозяева — дворяне Раневские и Гаевы, им на смену приходят капиталисты Лопахины.
Но господство Лопахиных недолговечно, потому что они разрушают красоту. Скоро, очень скоро придут настоящие хозяева жизни, они-то и превратят Россию в цветущий сад.
На первый взгляд, в «Вишневом саде» дана классически четкая расстановка социальных сил в русском обществе и обозначена перспектива борьбы между ними: уходящее дворянство (Раневская, Гаев), поднимающаяся буржуазия (Лопахин), новые революционные силы, идущие им на смену (Петя и Аня).
Социальные классовые мотивы встречаются и в характерах действующих лиц: барская беспечность и практическая беспомощность Раневской и Гаева, деловитость и предприимчивость Лопахина со свойственной этой прослойке душевной ограниченностью, революционная окрыленность Пети и Ани, устремленных в «светлое будущее». Но центральное с виду событие — борьба за вишневый сад — лишено того значения, какого, казалось бы, требует сама логика расстановки действующих лиц в пьесе. Конфликт, основанный на противоборстве социальных сил, у Чехова приглушен. Лопахин, русский буржуа, лишен хищнической хватки и агрессивности по отношению к дворянам Раневской и Гаеву, а дворяне нисколько не сопротивляются ему. Получается так, словно имение само плывет ему в руки, а он как бы нехотя покупает вишневый сад. Конфликт пьесы не в экономическом банкротстве Раневской и Гаева, ведь уже в самом начале лирической комедии у них есть прекрасный вариант экономического процветания, по доброте-сердечной предложенный Лопахиным: сдать сад в аренду под дачи. Герои отказываются от этого потому, что драма их существования более глубока, чем элементарное разорение, глубока настолько, что деньгами ее не поправишь и волю к жизни, угасающую в героях, не вернешь.
Драма жизни заключается в разладе самых существенных ее основ. И потому у всех героев пьесы есть ощущение временности своего пребывания в мире, чувство постепенного истощения и отмирания тех форм жизни, которые когда-то казались вечными и незыблемыми. В пьесе все герои живут в ожидании неотвратимо надвигающегося рокового конца.
Распадаются старые основы жизни и вне, и в душах людей, а новые еще не появляются, в лучшем случае они смутно предчувствуются, и не только молодыми героями драмы. Лопахин говорит: «…Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны быть по-настоящему великанами».
Для представителей прошлого поколения Раневской и Гаева — вишневый сад олицетворяет детство, чистоту, нежность, поэзию, роскошь лунных ночей, благоухание, он для них — воплощение неповторимых ценностей, но сами они не в состоянии сохранить вишневый сад в его цветении и красоте.
Гаев инфантилен, беспомощен, духовно не развит. Он — фигура, порожденная своим временем, комичная, нелепая и жалкая в новую эпоху. Раневская, как характеризует ее Чехов в письмах Станиславскому: «Старая женщина, ничего в настоящем, все в прошлом».
Она вернулась в дом, где ее все любят, но осуждают и не желают принимать такой, какая она есть. Она сама постоянно ощущает свою вину, но не понимает, почему от нее ждут, что она изменится и перестанет быть сама собой.
В конце концов становится понятно, что она здесь чужая, — помещица, страстно любившая свое имение, свой старый дом и вишневый сад и не способная, да и не желающая, спасти его от гибели и разорения.
Для Лопахина — представителя настоящего — «замечательно в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родит раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает». Вишневый сад ценен для него своим удачным «местоположением»: близостью к реке и железной дороге и большим пространством, способным приносить доход.
Но сейчас ягоды дохода не приносят, поэтому вишневый сад надо вырубить — поэзия вишневого сада должна превратиться в прозу прибыльных дачных участков. Кроме того, для Лопахина, крестьянского сына, сад — часть элитарной аристократической культуры. Осознание, что он может быть владельцем того, что двадцать лет назад было недоступным, пьянит его.
Вот он и старается спасти вишневый сад, правда, не в первозданном виде.
Источник: https://prepodka.net/proshloe-nastoyashhee-i-budushhee-v-p-ese-a-p-chehova-vishnevy-j-sad/
Характеристика и образ Раневской в пьесе Вишневый сад сочинение
Характеристика и образ Раневской в пьесе Вишневый сад Образ главной героини знаменитого произведения достаточно сложен, но логичен.
Так как поступки Любови Андреевны Раневской не противоречат ее образу мышления. Этот персонаж, как и сама пьеса, вызвал много споров и обсуждений, которые актуальны и по сей день.
Ведь именно тематика произведения и его главные герои принесли ему небывалый успех.
История жизни героини не однозначна и трудно судить ее. Она долгое время жила в одной из столиц европейской страны. Туда она на постоянное проживание уехала, так как вынудили ее тяжелые жизненные обстоятельства.
Муж ее, не являющийся дворянином, страшно пил и вскорости ушел из жизни, оставив за собой одни только долги. Следующим трагическим событием стала гибель малолетнего сына Любови Андреевны.
Поскольку она чувствовала свою вину, решение о переезде за границу оставалось самым верным для нее.
Уже в новой стране Любовь также ожидают неприятные события. Ее любимый после смерти мужа мужчина, отправившийся за ней оставил ее без средств к существованию. И к тому же ушел к другой, после чего Раневская пытается свести счеты с жизнью.
К Любови в Европу приезжает ее дочь Аня. Она искренне любит и понимает свою мать. События на родине, касающиеся продажи имения, заставляют Любовь Андреевну вернуться. Однако, не пробыв там и половины года, она уезжает, как только имение продано.
Забрав при этом деньги предназначавшиеся Ане. Эта героиня, как и многие женщины, имела множество достоинств и недостатков. И те и другие были видны невооруженным взглядом. Любовь утонченная натура, красивая, и при этом добра и щедра.
Она образованна и имеет тонкое чувство прекрасного. За это она и любима окружающими ее людьми. Однако отрицательные качества ее характера не менее заметны. Как видно она совершенно не умеет распоряжаться деньгами.
У нее не было привычки удерживать свои расходы, как у ее родных, особенно в период кризисный для всего семейства.
Поскольку ее образ крайне сложен и неоднозначен, на первый взгляд ее чувства и переживания достаточно глубоки. Но по прочтению становиться понятно, что это лишь видимость.
Она часто пытается уйти от реальности, или заменить ее суровость мнимыми положительными эмоциями. Скорее даже Любовь Андреевна имеет свою реальность, в которой прячется и скрывает свои настоящие чувства.
Также эта оторванность от реальности позволяет ей пускать проблемы, которые можно было бы решить, на самотек.
Касалось это и продажи любимого ею вишневого сада. Для Любови этот сад являлся неразрывной связью с ее прекрасным прошлым и всегда даровал ей приятные воспоминания о детстве и молодости. А продажу его она считала платой за свое прошлое.
Данная героиня является отголоском уходящего прошлого. В этом произведение знаменитый автор показывает, как уходит эпоха культурного дворянства. И о том, как мельчает аристократия не способная отстаивать свои идеалы.
Яркое тому подтверждение образ Любови Андреевны Раневской.
Сочинение Образ Раневской в пьесе Вишневый сад
Знаменитая пьеса “Вишневый сад” выдающегося русского писателя Чехова Антона Павловича довольно быстро обрела заслуженную популярность и очень долгие годы была во главе всех главных подмостков нашей страны.
Именно образ одной из главных героинь Раневской Любови Андреевны получился пожалуй самым спорным из всех участников данного произведения. Во многом это случилось не из-за её описания автором, а благодаря актрисам, которым было суждено в своей творческой профессии с играть её роль.
Что касается автора, то сам Антон Павлович утверждал, что: « Данную героиню играть абсолютно элементарно, нужно только с самой первой минуты понять смысл её героини в этом произведении…».
Её образ конечно не прост, но он довольно типичный, в нём нет явных противоречий, так как она всегда была верная своим внутренним убеждениям и доводам.
Описание данной героини в этом произведение дается через её самостоятельно описание своей жизни и самой себя. Надо отметить, что эта героиня стала центральным женским персонажем в данном произведении и знакомство с ней начинается буквально с первых строк самого произведения.
Героиня вернулась из Парижа, где прожила довольно приличный срок, а именно пять лет. И её возвращение было скорее требованием течения жизни, нежели её доброй волей. Вернулась она для того, чтобы принять участие в решении судьбы поместья, которое было для неё очень дорого.
С одной стороны эта героиня обладает приятной внешностью, довольно образована и воспитана. Более того, она постоянно занимается саморазвитием и считается начитанной женщиной. А с другой стороны её недостатки не заметить невозможно, потому что они очень явно граничат с её пороком.
В данном произведении она очень много переживает, вспоминая всё, что пришлось пережить в этом доме и на территории усадьбы.
Характеристика и образ Раневской в пьесе Вишневый сад
Сейчас читают:
- Сочинение по картине Решетникова Прибыл на каникулы 6 класс
В это трудно поверить, но картина художника Федора Решетникова когда-то побила все рекорды популярности. Свое полотно «Прибыл на каникулы» советский живописец написал после Великой Отечественной войны, тогда шел 1948 год. - Сочинение на тему Друзья и враги Жилина в повести Кавказский пленник (Толстой)
В исторической были «Кавказский пленник», Лев Толстой, величайший прозаик, сам участник этих событий, повествует о военных буднях действующей русской армии 19 века. Главный герой истории, Жилин, - Сочинение на тему 27 марта день театра
Очень хорошо, что такие дни памяти культуры существуют, они напоминают человеку о простых радостях жизни. Многие ли задавались вопросом, а как часто мы посещаем театры? Эта культура кажется нам уже древней и невостребованной, но это мнение ошибочно. - Смысл эпиграфа к поэме Мцыри (значение) сочинение
Поэма М.Ю. Лермонтова Мцыри начинается с эпиграфа, фраза которого взята Лермонтовым из легенды. Она гласит, что Ионафан – сын израильского царя Саулу – однажды, после изнурительного боя - Образ и характеристика Самсона Вырина в повести станционный смотритель
Кто такой Самсон Вырин? «Почтовой станции диктатор». Так определяет этих людей, станционных смотрителей, Вяземский в эпиграфе к одной из повестей Ивана Петровича Белкина. Александр Сергеевич Пушкин, - Сочинение по картине Левитана Март 3, 4 класс
Картина «Март» мастерски написана замечательным русским художником, Исааком Ильичом Левитаном. Всё полотно картины пронизано солнечными лучами и хрустальной прозрачностью воздуха. Каждая деталь на картине, будто говорит о скором наступлении
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-i-obraz-ranevskoj-v-pese-vishnevyj-sad
Образ Раневской в пьесе чехова “Вишневый сад”
“Вишневый сад” – последнее произведение А. П. Чехова, которое завершило его творческую биографию, его идейные и художественные искания. В этой пьесе воплотились выработанные писателем новые стилевые принципы, новые приемы построения сюжета и композиции.
Приступив к работе над пьесой в марте 1903 года, Чехов уже в октябре посылает ее в Художественный театр, на сцене которого 17 января 1904 года и состоялось первое представление “Вишневого сада”. Премьера спектакля совпала с пребыванием писателя в Москве, с днем его именин и рождения, и актеры театра устроили торжественное чествование своего любимого драматурга.
Рассмотрим один из главных образов пьесы – образ Раневской.
Действие пьесы, как сообщает автор в первой же ремарке, происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Это настоящее “дворянское гнездо”, с вишневым садом, окруженным тополями, с длинной аллеей, которая “идет прямо-прямо, точно протянутый ремень” и “блестит в лунные ночи”.
Вишневый сад является в пьесе символическим образом. Он объединяет очень разных героев, у каждого из которых свое представление о нем. Но вишневый сади разъединит всех героев в конце пьесы.
Вишневый сад как прекрасный дом для Раневской существует лишь в ее прекрасном прошлом. С ним связана память о детстве, о молодости.
Раневская появляется в своем доме, где она не была пять лет. И это ее последнее, прощальное посещение Родины. Героиня приезжает из-за границы, от человека, который обворовал ее, но которого она все еще очень любит. Дома Раневская думала найти успокоение. Сама природа в пьесе как бы напоминает ей о необходимости духовного обновления, о красоте, о счастье человеческой жизни.
Раневская, опустошенная любовью, возвращается в свое имение весной. В вишневом саду – “белые массы цветов”, поют скворцы, над садом блестит голубое небо.
Природа готовится к обновлению – и в душе Раневской пробуждаются надежды на новую, чистую, светлую жизнь: “Весь, весь белый! О сад мой! После темной несчастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя.
Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!”
Но прошлое не дает себя забыть, так как сама Раневская живет чувством прошлого. Она создание дворянской культуры, которая на глазах исчезает из настоящего, остается лишь в воспоминаниях.
На место ей заступает новый класс, новые люди – нарождающиеся буржуа, дельцы, готовые на все ради денег. И Раневская, и сад беззащитны перед угрозой гибели и разорения.
Когда Лопахин предлагает ей единственно реальное средство спасти дом, Раневская отвечает: “Дачи и дачники – это так пошло, прости”.
Получается, что, с одной стороны, Раневская не хочет вырубать сад, так как это символ ее счастливой молодости, ее чаяний, надежд. Да, к тому же, сад весной просто великолепен в своем цвету – жалко рубить такую красоту из-за каких-то дач.
Но, с другой стороны, автор показывает нам равнодушие Раневской и к судьбе вишневого сада, и к судьбе близких людей.
Все ее душевные силы, энергию поглотила любовная страсть, которая поработила постепенно волю этой женщины, заглушила ее природную отзывчивость на радости и беды окружающих людей.
Подчеркивая чувство равнодушия Раневской, Чехов показывает нам отношение героини к телеграммам из Парижа. Это отношение находится в прямой зависимости от степени угрозы, нависшей над садом. В первом действии, пока говорят лишь о возможности продажи, Раневская “рвет телеграмму, не прочитав”.
Во втором действии уже известен покупатель – Раневская читает и рвет телеграмму. В третьем действии состоялись торги – она признается, что решила уехать в Париж к человеку, обобравшему и бросившему ее. В Париже Раневская собирается жить на деньги, которые бабушка прислала на покупку имения.
Героиня совершенно забыла все обиды, причиненные ей бывшим возлюбленным. В России она бросает всех на произвол судьбы. Варя, приемная дочь Раневской, вынуждена пойти в экономки к Рагулиным. Любовь Андреевну совершенно не заботит ее судьба, хотя она и сделала попытку выдать Варю замуж за Лопахина. Но эта попытка оказалась неудачной.
Раневская непрактична, эгоистична, безалаберна. Она забывает о Фирсе, слуге, который проработал у них всю жизнь. Она не устраивает жизнь дочерей – ни Ани, ни Вари, забывая о них в пылу своей страсти.
Неизвестно, по какой прихоти, Раневская устраивает бал, в то время, как в городе идут торги, хотя она сама понимает всю неуместность происходящего: “И музыканты пришли некстати, и бал мы затеяли некстати… Ну, ничего… (Садится и тихо плачет)”.
Но, в то же время, героиня добра, отзывчива, в ней не увядает чувство красоты. Она всем готова помочь, готова отдать последние деньги. Так, Раневская отдает пьянице последний золотой. Но в этом видна и ее непрактичность. Она знает, что дома Варя всех кормит молочным супом, а слуг – горохом. Но такая уж натура у этой героини.
Образ Раневской очень противоречив, нельзя сказать, хорошая она или плохая. В пьесе этот образ не расценивается однозначно, так как это живой, сложный и противоречивый характер.
Источник: https://schoolessay.ru/obraz-ranevskoj-v-pese-chexova-vishnevyj-sad/
Прошлое, настоящее и будущее России в пьесе Антона Чехова «Вишневый сад»
Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения, подготовки первой русской революции нашла отчетливое отражение в последнем крупном произведении писателя – пьесе «Вишневый сад».
Чехов видел рост революционного сознания народа, его недовольство самодержавным режимом. Общедемократическая позиция Чехова сказалась в «Вишневом саде»: персонажи пьесы, находясь в больших идейных столкновениях и противоречиях, до открытой вражды не доходят.
Однако в пьесе в резко критическом плане показан мир дворянско-буржуазный и в светлых тонах обрисованы люди, стремящиеся к новой жизни.
Чехов откликается на самые злободневные запросы времени. Пьеса «Вишневый сад», являясь завершением русского критического реализма, поразила современников своей необычной правдивостью и выпуклостью изображения.
Хотя «Вишневый сад» основан целиком на бытовом материале, в нем быт имеет обобщающее, символическое значение. Это достигнуто драматургом благодаря использованию «подводного течения».
Не сам по себе вишневый сад в центре внимания Чехова: символический сад – это вся родина («вся Россия – наш сад»)- Поэтому темой пьесы является судьба родины, ее будущее.
Уходят со сцены старые хозяева ее – дворяне Раневские и Гаевы, приходят на смену капиталисты Лопахины. Но их господство недолговечно, ибо они – разрушители красоты.
Придут настоящие хозяева жизни, и они-то превратят Россию в цветущий сад. Идейный пафос пьесы – в отрицании дворянско-помещичьего строя как изжившего себя.
Вместе с тем писатель утверждает, что буржуазия, приходящая на смену дворянству, несмотря на ее жизнеспособность, несет с собой разрушение и угнетение. Чехов верит, что придут новые силы, которые перестроят жизнь на основах справедливости и гуманности.
Прощание новой, молодой, завтрашней России с прошлым, отжившим, обреченным на скорый конец, устремление к завтрашнему дню родины – в этом и заключается содержание «Вишневого сада».
Особенность пьесы в том, что она основана на показе столкновений людей, являющихся представителями разных социальных слоев – дворян, капиталистов, разночинцев и народа, но столкновения их не являются враждебными. Главное здесь не в противоречиях имущественного порядка, а в глубоком раскрытии душевных переживаний персонажей.
Раневская, Гаев и Симеонов-Пищик составляют группу поместных дворян. Работу драматурга осложнило то, что в этих героях надо было показать и положительные качества. Гаев и Пищик добры, честны и просты, а Раневская наделена и эстетическими чувствами (любовью к музыке и природе}.
Но вместе с тем все они безвольны, бездеятельны, неспособны к практическим делам.
Раневская и Гаев – хозяева имения, «прекраснее которого нет ничего на свете», как говорит один из героев пьесы, Лопахин, – восхитительного имения, красота которого заключена в поэтическом вишневом саде. «Хозяева» довели имение своим легкомыслием, полнейшим непониманием реальной жизни до жалкого состояния, предстоит продажа имения с торгов.
Разбогатевший крестьянский сын, купец Лопахин, друг семьи, предупреждает хозяев о предстоящей катастрофе, предлагает им свои проекты спасения, призывает думать о грозящей беде. Но Раневская и Гаев живут иллюзорными представленииями. Оба проливают множество слез о потере своего вишневого сада, без которого, как они уверены, не смогут жить.
Но дело идет своим чередом, происходят торги, и Лопахин сам: покупает имение.
Когда беда свершилась, выясняется, что никакой особенной драмы для Раневской и Гаева не происходит. Раневская возвращается в Париж, к своей нелепой «любви», к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова, о том, что она не может жить без родины и без вишневого сада. Гаев тоже примиряется с происшедшим.
«Ужасная драма», которая для ее героев, однако, вовсе не оказалась драмой по той простой причине, что у них вообще не может быть ничего серьезного, ничего драматического. Купец Лопахин олицетворяет собой вторую группу образов. Ему особое значение придавал Чехов: «…роль Лопахина центральная.
Если она не удастся, то значит и пьеса вся провалится».
Лопахин приходит на смену Раневским и Гаевым. Относительную прогрессивность этого буржуа драматург настойчиво подчеркивает. Он энергичен, деловит, умен и предприимчив; он работает «с утра до вечера».
Его практические советы, если бы Раневская приняла их, спасли бы имение. У Лопахина «тонкая, нежная душа», тонкие пальцы, как у артиста. Однако он признает лишь утилитарную красоту.
Преследуя цели обогащения, Лопахин уничтожает красоту – вырубает вишневый сад.
Господство Лопахиных преходяще. Им на сцену придут новые люди – Трофимов и Аня, составляющие третью группу персонажей. В них воплощается будущее. Именно Трофимов произносит приговор «дворянским гнездам». «Продано ли сегодня имение, – говорит он Раневской, – или не продано – не все ли равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад…»
В Трофимове Чехов воплотил устремленность в будущее и преданность общественному долгу. Это он, Трофимов, прославляет труд и призывает трудиться: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».
Правда, конкретные пути к изменению общественного устройства Трофимову не ясны. Он лишь декларативно зовет к будущему. И драматург наделил его чертами чудаковатости (вспомним эпизоды поисков калош и падения с лестницы). Но все же его служение общественным интересам, его призывы пробуждали окружающих людей и заставляли смотреть вперед.
Трофимова поддерживает Аня Раневская, девушка поэтичная и восторженная. Петя Трофимов призывает Аню перевернуть жизнь. Связи Ани с простыми людьми, ее размышления помогли ей подметить несуразность, нескладицу того, что она наблюдала вокруг. Беседы с Петей Трофимовым уяснили ей несправедливость окружающей ее жизни.
Под влиянием бесед с Петей Трофимовым Аня пришла к выводу, что родовое поместье ее матери принадлежит народу, что владеть им несправедливо, что нужно жить трудом и работать на благо обездоленного люда.
Восторженную Аню захватили и увлекли романтически-приподнятые речи Трофимова о новой жизни, о будущем, и она стала сторонницей его верований и мечтаний.
Аня Раневская – одна из тех, которые, поверив в правду трудовой жизни, расстались со своим классом.
Ей не жаль вишневого сада, она уже не любит его, как прежде; она поняла, что за ним стоят укоряющие глаза людей, насадивших и взрастивших его.
Умная, честная, кристально чистая в своих помыслах и желаниях, Аня с радостью покидает вишневый сад, старый барский дом, в котором провела детство, отрочество и юность.
Она с восторгом произносит: «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!» Но представления Ани о новой жизни не только туманны, но и наивны.
Обращаясь к матери, она говорит: «Мы будем читать в осенние вечера, прочтем много книг, и перед нами откроется новый, чудесный мир…»
Путь Ани к новой жизни будет до крайности трудным. Ведь она практически беспомощна: привыкла жить, приказывая многочисленной прислуге, в полном изобилии, беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне.
Она не обучена никакой профессии, не приготовлена к постоянному, упорному труду и к повседневным лишениям в самом необходимом.
Устремленная к новой жизни, она по образу жизни и привычкам осталась барышней дворянско-поместного круга.
Возможно, что Аня не выдержит искуса новой жизни и отступит перед ее испытаниями.
Но если она найдет в себе необходимые силы, то ее новая жизнь будет в учебе, в просвещении народа и, может быть (кто знает!), в политической борьбе за его интересы.
Ведь она поняла и запомнила слова Трофимова, что искупить прошлое, покончить с ним «можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом».
Предреволюционная политизированная атмосфера, в которой жило общество, не могла не отразиться на восприятии пьесы.
«Вишневый сад» сразу же был понят как самая социальная пьеса Чехова, воплотившая в себе судьбы целых классов: уходящего дворянства, пришедшего ему на смену капитализма и уже живущих и действующих людей будущего.
Этот поверхностный подход к пьесе был подхвачен и развит литературоведением советского периода.
Однако пьеса оказалась намного выше тех политических страстей, которые разгорелись вокруг нее. Уже современники отмечали философскую глубину пьесы, отметая ее социологическое прочтение.
Издатель и журналист А. С.
Суворин утверждал, что автор «Вишневого сада» сознает, что «разрушается нечто очень важное, разрушается, может быть, по исторической необходимости, но все-таки это трагедия русской жизни».
Источник: https://school-essay.ru/proshloe-nastoyashhee-i-budushhee-rossii-v-pese-antona-chexova-vishnevyj-sad.html