Мораль басни “лев и лисица” крылова (анализ, суть, смысл)

Какая басня И.А. Крылова самая короткая

Яркими изумрудами в творчестве И.А. Крылова являются его жизненные, мудрые, сочные, точно подмечающие все людские пороки басни. Сквозь все его басни проходит красной нитью яркие образы и типы людских пороков, которые он высмеивает, указывает на них и заставляет задуматься тех, кто их имеет.

Но при этом ни единой конкретики, только образы животных, наиболее ярко и образно олицетворяющие пороки, черты характера и манеры поведения людей. Все очень тонко и доходчиво. Даже в самых маленьких коротких баснях заложен глубокий смысл.

Какая басня самая короткая

Простотой содержания и довольно понятной моралью, а также небольшим количеством строк обладают три произведения Крылова:

  1. «Мальчик и Змея»,
  2. «Лев и Лисица» или
  3. «Волк и пастухи».

Как же выбрать самую короткую среди коротких? Необходим подсчет!

1) «Мальчик и Змея» количество строк 8, слов – 47,букв – 224;

2) «Лев и Лисица» количество строк 8, слов – 48,букв – 207;

3) «Волк и пастухи» количество строк 8, слов – 45,букв – 210

Самой короткой басней Крылова оказалась «Лев и Лисица».

Басня «Лев и Лисица»

Лев и лисица

Произведение, хоть и оказалось самым коротким, но заложенный в басне глубокий смысл весьма важен для понимания моральных аспектов человеческой природы.

В басне идет короткое описание встречи лисы со львом.

  • В первый раз, увидев в жизни льва, лиса испугалась так сильно, что осталась чуть жива.
  • Во второй раз, случайно встретившись вновь, немного пригляделась и уже была не так напугана.
  • В третий раз при встрече даже заговорила со львом.

Лиса, не видя сроду Льва,
С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.
Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,
Но уж не так ей страшен показался.
А третий раз потом
Лиса и в разговор пустилася со Львом.
Иного так же мы боимся,

Поколь к нему не приглядимся.

Мораль басни

Коротких восемь строк, а как точно подмечен необоснованный страх, который очень часто люди рисуют в своем воображении и наделяют им кого-либо, или что-либо и потом сами же от этого страдают.

Басня открывает нам затуманенные страхом глаза и заставляет задуматься, а так ли на самом деле как нам кажется. Посмеявшись над лисой, начинаешь невольно задумываться и примерять басню на себя.

Вывод один: не стоит заранее бояться того, чего мы даже не знаем и не видели.

Иначе присмотревшись в итоге к надуманному страху, будем смеяться не над лисой из басни, а над собой ..а это уже не так смешно.

С днем Рождения!

Аудио поздравления
С днем Рождения!

Обратите внимание

Поздравление доставляется получателю обычным входящим звонком на его телефон. Хорошее настроение гарантировано!

Источник: https://ProstoZnat.ru/samaya-korotkaya-basnya-i-a-krylova-lev-i-lisitsa/

Какая мораль в этих баснях: воспитание льва, лев и лисица, осел и бобер?

  • Что хорошо в баснях Крылова, так это то, что автор всегда указывает ту мораль, которую должен извлечь читатель.

    Вот в басне quot;Воспитание льваquot; старый царь – лев, отдает львенка на воспитание орлу. Конечно из этого ничего путного не выходит и львенок, готовясь вступить на царствование, хочет научить зверей вить гнезда. Вывод отсюда таков, что учиться руководить надо дома, чтобы знать нужды своей страны. И сам автор пишет:

    Следующая басня quot;Лев и лисицаquot; говорит о том, что у страха глаза велики и все непривычное нам кажется втрое страшнее, чем на самом деле. Мораль выведенная автором такова:

    Наконец третья басня, quot;Осел и бобрquot;, уже принадлежит перу Сергея Михалкова и нам следует самим отыскать в ней мораль. Потому что фраза quot;Потому что ты оселquot; вряд ли может таковой считаться. Мне представляется, что в этой басне мораль выражается пословицей:

    Или:

    В басне осел, налетев на дерево, сильно обиделся и уговаривал бобра свалить дерево, но бобр не стал этого делать, потому что осел всегда останется ослом, и либо на пенек на летит, либо в яму провалится. Мораль тут в том, что следует быть осторожным самому и не бежать сломя голову напролом по жизни.

  • Чему учит басня Воспитание льва, Лев и лисица, Осел и Бобр?

    Все басни, и конечно, не только Крылова, поучительны. Не так уж сложно извлечь из них урок для себя.

    quot;Воспитание льваquot;

    Долго думал Лев, кому отдать на воспитание единственного сына. В итоге отдал сына Орлу. Молодой Лев лишь узнал быт птиц и цель его правления была б всех гнезда вить научить. стоило ли удивляться, ведь его учила птица.

    Учить своего ребенка должны те, кто его родил. Родите должны быть первыми наставниками. Если, конечно, они хотят увидеть ребенка как продолжение себя, воспитать его таким, какой он по природе своей. Лев должен был сам воспитать львенка, тогда бы он не получил птенца-львенка.

    Мораль басни в последних строках басни:

    quot;Лев и Лисицаquot;

    Важно

    Короткая басня. Лиса в первый разувидя льва сильно испугалась, в другой раз он уже был не так страшен ей, а в третий – она не боялась вовсе.

    Мораль басни можно определить, думаю, пословицей.

    Или нам кажется страшным то, что на самом деле таковым не является. Стоит рассмотреть хорошо, а ведь ничего страшного-то и нет.

    quot;Осел и Бобрquot;

    Басня С. Михалкова о том, как Осел второпях набил шишку об дерево и стал уговаривать бобра свалить дерево, но бобр отказался, мотивируя тем, что Осел все равно попадет на что нибудь: дерево, пень или яму после дерева.

    Мораль басни: не стоит винить кого-то или что-то в своих бедах, надо быть самому осторожным.

  • Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/kakaya-moral-v-etih-basnyah-vospitanie-lva-lev-i-lisica/

    Какая мораль в этих баснях: воспитание льва, лев и лисица, осел и бобер?

    Мораль басен: Воспитание льва, лев и лисица и осёл и бобр.

    Чему учит басня Воспитание льва, Лев и лисица, Осел и Бобр?

    Все басни, и конечно, не только Крылова, поучительны. Не так уж сложно извлечь из них урок для себя.

    Долго думал Лев, кому отдать на воспитание единственного сына. В итоге отдал сына Орлу. Молодой Лев лишь узнал быт птиц и цель его правления была б всех гнезда вить научить. стоило ли удивляться, ведь его учила птица.

    Учить своего ребенка должны те, кто его родил. Родите должны быть первыми наставниками. Если, конечно, они хотят увидеть ребенка как продолжение себя, воспитать его таким, какой он по природе своей. Лев должен был сам воспитать львенка, тогда бы он не получил птенца-львенка.

    Мораль басни в последних строках басни:

    Короткая басня. Лиса в первый разувидя льва сильно испугалась, в другой раз он уже был не так страшен ей, а в третий — она не боялась вовсе.

    Мораль басни можно определить, думаю, пословицей.

    Или нам кажется страшным то, что на самом деле таковым не является. Стоит рассмотреть хорошо, а ведь ничего страшного-то и нет.

    Басня С. Михалкова о том, как Осел второпях набил шишку об дерево и стал уговаривать бобра свалить дерево, но бобр отказался, мотивируя тем, что Осел все равно попадет на что нибудь: дерево, пень или яму после дерева.

    Мораль басни: не стоит винить кого-то или что-то в своих бедах, надо быть самому осторожным.

    Совет

    Басни Крылова, как всегда поучительные, высмеивают человеческую глупость и несут определенную мораль.

    1. Басня под названием ” Воспитание льва “. Мораль басни заключается в том, что не надо надеяться, что кто — то за вас воспитает вашего ребенка лучшим, а надо самим вкладывать в ребенка все знания и умения, а так же любить его и больше проводить времени с ним. А лев понадеялся на орла, отдав своего сына на воспитание, тот его и воспитал по — своему, то есть по птичьи, обучив всем умениях, которыми обладают птицы.
    2. Басня ” Лев и лисица “. Здесь мораль басни заключается в том, что мы сами создаем и придумываем себе страхи, а на самом деле не все так страшно, как ” у страха глаза велики “.
    3. Мораль басни ” Осел и бобер ” , заключается в том, что надо думать что , вы делаете, а в своих набитых шишках не искать крайних и не обвинять их в своих бедах по вашей собственной глупости.

    Что хорошо в баснях Крылова, так это то, что автор всегда указывает ту мораль, которую должен извлечь читатель.

    Вот в басне “Воспитание льва” старый царь — лев, отдает львенка на воспитание орлу. Конечно из этого ничего путного не выходит и львенок, готовясь вступить на царствование, хочет научить зверей вить гнезда. Вывод отсюда таков, что учиться руководить надо дома, чтобы знать нужды своей страны. И сам автор пишет:

    Следующая басня “Лев и лисица” говорит о том, что у страха глаза велики и все непривычное нам кажется втрое страшнее, чем на самом деле. Мораль выведенная автором такова:

    Наконец третья басня, “Осел и бобр”, уже принадлежит перу Сергея Михалкова и нам следует самим отыскать в ней мораль. Потому что фраза “Потому что ты осел” вряд ли может таковой считаться. Мне представляется, что в этой басне мораль выражается пословицей:

    В басне осел, налетев на дерево, сильно обиделся и уговаривал бобра свалить дерево, но бобр не стал этого делать, потому что осел всегда останется ослом, и либо на пенек на летит, либо в яму провалится. Мораль тут в том, что следует быть осторожным самому и не бежать сломя голову напролом по жизни.

    Читайте также:  Образ и характеристика лидии ивановны в романе "анна каренина": описание в цитатах

    Источник: https://rus-poetry.ru/kakaya-moral-v-etih-basnyah-vospitanie-lva-lev-i-lisitsa-osel-i-bober/

    Конспект урока литературы “УЖ СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛИ МИРУ… ” 4 класс

    Урок по литературному чтению в 4 классе

    по программе О. В. Кубасовой.

    Тема: « УЖ СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛИ МИРУ… »

    Басни: Х.К. Андерсена и Эзопа.

    Цель: воспитание компетентного читателя:

    — вовлечение учащихся в процесс самостоятельного овладения знаниями;

    — способствовать формированию умений воспринимать структуру текста,

    понимать его содержание, выделять из него необходимые для читателя аспекты;

    — учить осуществлять диагностику и оценку уровня читательской компетенции на

    разных стадиях ее формирования;

    — совершенствовать владение разными техниками чтения на основе информации,

    полученной в результате чтения;

    — познакомить с баснописцами разных эпох и их произведениями;

    — развивать речь, расширять и активизировать словарный запас детей;

    — воспитывать нравственные качества;

    — формировать чувство ответственности.

    ХОД УРОКА

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:

    Все расселись по местам, никому не тесно,
    По секрету вам скажу: “Будет интересно!”

    Будем басни мы читать и решать задачи,
    Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.

    Сегодня на уроке мы подробнее поговорим еще об одном жанре

    художественной литературы — о баснях.

    2. Актуализация знаний фиксации индивидуального затруднения в пробном

    действии:

    1) актуализация знаний о былинах.

    — Но сначала вспомним, что же было задано на дом? (дети читают на оценку, остальные их оценивают)

    — Удалось ли интонацией передать характер героев?

    — Получилось ли передать былинную интонацию?

    — Если вас заинтересовали произведения о русских богатырях, вы можете

    продолжить чтение дома. Мы еще вернемся к этому жанру на уроках

    внеклассного чтения. (Учитель демонстрирует книги).

    — Напомните, с каким жанром художественной литературы мы

    знакомились на прошлых уроках? (Былины)

    — Так, что же такое былина? (Это русские народные песенные сказания).

    2) актуализация знаний о баснях.N (слайд):

    а) — Какие жанры художественной литературы вы еще знаете? (Дети

    перечисляют – басни…).

    — Какие басни вы знаете и кто их автор? (И.Крылов «Стрекоза и Муравей»,

    Л.Толстой «Старый дед и внучек» и др.)

    — На что похожа басня на сказку или на рассказ? (На сказку)

    — В чем особенности этого жанра?

    (Выслушиваются ответы учащихся).

    — Давайте сравним свои знания об этом жанре со сведениями в энциклопедии для детей «Что такое? Кто такой?»

    & БАСНЯ – это литературный жанр, в виде краткого рассказа, нередко стихотворный, всегда нравоучительного характера, что роднит ее с притчей (поучение в иносказательной форме). В начале или чаще в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль. Герои басни не только люди, но и животные, растения, птицы, рыбы, вещи. Этот прием называется олицетворением, а способ, которым выражена мысль в басне, — «эзоповским» языком.

    Что же это за язык такой? Давно, две с половиной тысячи лет назад, жил в Древней Греции раб по имени Эзоп. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни – открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намеками.

    Басни Эзопа были переложены на латинский язык. Позже они стали достоянием всех европейских литератур и явились основным источником басенных сюжетов разных баснописцев, от француза Лафонтена до русского Крылова.

    В России басня стала широко распространятся уже с середины 18-го в. Но своего расцвета она достигла лишь у Крылова. «Эзоповским» языком Иван Андреевич владел мастерски. Через иносказание, пословицу, поговорку, намек он говорил правду: «А

    Васька слушает да ест», «Слона-то я и не приметил». Каждая его басня – это отражение какого-то события, свидетелем которого был он сам.

    Обратите внимание

    И поныне в многонациональной литературе басня продолжает жить как сатирический жанр, где словам тесно, а мыслям просторно.

    ВЫВОД: — Так, что же такое басня? (Басня – краткий, чаще всего

    стихотворный, нравоучительный рассказ)

    — В чем особенность этого жанра? (Всегда носит

    нравоучительный характера. В начале или

    чаще в конце басни сформулирован вывод,

    основная поучительная мысль – мораль.

    Герои басни люди или животные)

    N (слайд)

    б) N(слайд) «КОРОЛЬ СКАЗОК» Г.Х.Андерсен тоже писал басни. Мы сейчас познакомимся с одной из них и на ее примере разберем особенности этого жанра.

    = дети читают басню по цепочке ;

    = словарная работа: — гениальный способ,

    — диковинные вещи,

    — зрелище сколь занимательное, столь…

    = анализ: Как Х.К.Андерсен назвал басню? (чудесным зеркалом)

    — Почему он так ее назвал?

    — Почему люди не могли рассердиться на басню?

    = вопросы страница 5: Что же хотели сказать этой басней древние

    мудрецы?

    — Подберите пословицы, близкие по смыслу к

    морали этой басни.

    = пословицы: — Поспешишь – людей насмешишь.

    — За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

    в) физминутка: Друг за другом дружно встали,

    Руки вверх скорей подняли.

    На носочки поднимитесь,

    Хорошенько потянитесь.

    Руки в стороны теперь,

    Спины держим все прямей.

    Прыгнем раз, еще разок.

    А теперь за парты сели

    И продолжим наш урок.

    г) — Я хочу вам рассказать о человеке, которого считают основателем этого жанра, а вы подумайте, что для него было самым важным в жизни. N (слайд)

    Сообщение учителя. Эзоп – родился в Древней Греции, в области северно-западной части Малой Азии (Фригия) в 6 веке до нашей эры. Об Эзопе нет достоверных сведений, зато легенд – множество.

    Говорят, что он был рабом и калекой, что жил во времена Креза – царя Лидии, правившего в 6 в. до н.э. – на острове Самос. Эзоп был очень умным и смелым человеком. За его ум ему дали вольную, т.е. он стал вольным человеком и служил при дворе самого царя.

    Но за смелые слова и вольные мысли он был осужден и приговорен к смертной казни. Его бывший хозяин хотел помочь Эзопу избежать смерти, но для этого Эзоп должен был признать себя рабом и опять попасть в рабство.

    Но Эзоп сказал: «Я очень долго мечтал о воле, о свободе. Поэтому, лучше умру я вольным человеком, чем буду жить рабом».

    Вслушайтесь внимательно в эти слова.

    Тем самым он не покорился тому образу жизни, тем порядкам. Погиб Эзоп насильственной смертью (местные жители сбросили его со скалы). Так гласит легенда. …

    Но, а на самом деле, его краткие записи собираются с 3-4 вв. до н. э., сохранилось свыше 300 басен с краткими моралями.

    Так что же ценил Эзоп больше всего в жизни?

    Идеи эзоповских басен скептичны, т.е. подвергающиеся сомнению, недоверию. И пессимистичны, т.е. заканчиваются они все уныло или плохо. Персонажи (главным образом животные) откровенно условны, повествование сжато и прямолинейно, язык прост и близок к разговорному.

    Сюжеты Эзопа составили основной фонд сюжетов европейской литературной басни.

    И мне хочется, что бы вы сегодня на уроке познакомились с некоторыми из них. Очень часто под рукой талантливого автора история, лежащая в основе сюжета басни, превращается в сценку.

    3.

    Выявление места и причины затруднения:

    — Вашему вниманию предоставляется басня «Путник и гадюка» N (слайд)

    (заранее подготовленные дети инсценируют басню)

    = ПУТНИК И ГАДЮКА

    = Путник шел зимой по дороге и увидел змею, которая погибала от стужи. Пожалел он ее, поднял, спрятал за пазуху и стал отогревать. Пока змея была замерзшая, она лежала спокойно, а как только отогрелась — ужалила его в живот. Почувствовав смерть, сказал путник: « Поделом мне: зачем я спас умирающую тварь, когда ее и живую-то надо было убить? »

    — В чем же мораль этой басни? (Выслушиваем ответы детей. Нет

    единого мнения).

    — Выступающие, вы согласны с чьим- то мнением? (Нет. Выступающие

    дети высказывают свое мнение или зачитывают мораль).

    = Басня показывает, что злая душа не только не платит благодарностью в ответ за добро, но даже восстает против благодетеля.

    — Почему у нас не получилось прийти к единому мнению? (Мы не знаем, как

    правильно определять мораль басни)

    — Хотите научиться? (Да.)

    Анализ басни

    1. Читаю внимательно басню. На мысленном жанре стараюсь представить события басни.

    2. Определяю героев. Анализирую их поступки.

    3. Какие людские недостатки и пороки высмеиваются в басни?

    4. На что автор хотел обратить мое внимание.

    5. Определяю, где в басне мораль.

    4. Построение проекта выхода из затруднения:

    (у каждого ученика есть опорная схема анализа

    басни)

    Какова же главная цель нашего урока?

    (Научится правильно определять мораль басни).

    — Послушайте еще одну басню «Лев и мышь» и

    подумайте: N (слайд)

    (басню читает хорошо читающий ученик)

    — Какие людские недостатки или пороки

    высмеиваются в этой басне?

    — Что автор хотел этим сказать?

    = ЛЕВ И МЫШЬ

    =У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся, схватил ее и готов был сожрать; но она умоляла отпустить ее, уверяя, что еще отплатит добром за свое спасение, и лев, расхохотавшись, отпустил ее.

    Но случилось так, что немного спустя мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь.

    Попался лев к охотникам, и они привязали его веревкой к дереву; а мышь, заслышав его стоны, тотчас прибежала, перегрызла канат и освободила его, сказав так: «Тогда ты надо мною смеялся, словно не верил, что я смогу отплатить тебе за услугу; а теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благодарной».

    — В чем же мораль этой басни? (Выслушиваем ответы детей из класса).

    (Далее вывод зачитывает ученик, который читал басни).

    = Басня показывает, что порой при переменах судьбы даже самые сильные нуждаются в самых слабых.

    Читайте также:  Иллюстрации к рассказу "один день ивана денисовича": картинки, рисунки, кадры из фильма

    (Дети из класса сверяют свои мнения с моралью автора).

    — У вас получилось выделить мораль? (Да.)

    — Что вам в этом помогло? (Мы послушали басню, выяснили недостатки и

    пороки над которыми смеется автор, подумали, что этим хотел

    сказать автор).

    5. Реализация построенного проекта:

    — Вниманию предоставляем следующую басню «Лев и лисица» N (слайд)

    (басню инсценируют заранее подготовленные дети).

    — Подумайте над моралью этой басни.

    = ЛЕВ И ЛИСИЦА

    = Лев состарился, не мог уже добывать себе еду силой и решил это делать хитростью: он забрался в пещеру и залег там, притворяясь больным; звери стали приходить его проведать, а он хватал их и пожирал.

    Много зверей уже погибло; наконец лисица догадалась о его хитрости, подошла и, встав поодаль от пещеры, спросила, как он поживает.

    «Плохо» — ответил лев и спросил, почему же она не входит? А лисица в ответ: «И вошла бы, кабы не видела, что в пещеру следов много ведет, а из пещеры – ни одного».

    — Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне?

    — Попробуйте передать главную мысль своими словами?

    — В чем же мораль этой басни? (Выслушиваем ответы детей из класса).

    — Выступающие вы согласны? (Дети высказывают свое мнение).

    = Так разумные люди по приметам догадываются об опасности и умеют ее избежать.

    д) N интерактивная физминутка для глаз

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

    1) коллективная работа.

    = Учащиеся читают басню в учебнике — «Ворона и кувшин».

    — Какие мысли возникли после прочтения этой басни? (ответы детей)

    — Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне?

    — Перечислите основные черты характера главной героини басни.

    (Умная, хитрая, изобретательная)

    — В каких строках заключена мораль басни? (Зачитывают)

    2) работа в парах.

    = Работа над басней – «Мальчик-вор и его мать».

    = подготовка к чтению ;

    = чтение басни по цепочке до морали;

    = анализ: — Какие чувства у вас вызвала эта басня? (Дети делятся

    своими чувствами, мыслями)

    — Какие выражения показались вам наиболее яркими,

    образными, запоминающимися?

    — Предположите мораль этой басни? (Ответы детей)

    = один ребенок зачитывает мораль из учебника.

    — Правильно мы определили мораль? (Да)

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

    = Дети самостоятельно знакомятся с басней «Лисица и Козел».

    — Кто главные герои этой басни? (Лисица и Козел)

    — Почему названия животных написаны с большой буквы?

    (Заслушиваем ответы учеников)

    — Перечислите основные черты характера главных героев басни.

    (Лисица – хитрость, Козел – глупость)

    — Какие мысли вызвала данная сказка?

    — Зачитайте мораль басни?

    — А были ли у вас в жизни ситуации, к которым бы подошла

    мораль этой басни?

    — Можно ли по этой ситуации составить басню?

    — Вам понравилось читать басни?

    8. Включение в систему знаний и повторение N (слайд):

    — Так, что же такое басня?

    — В чем особенность строения басни?

    — Как же правильно определять мораль басни?

    Сообщение учителя. — Басни это древнейший вид литературного жанра. Основателем мы считаем Эзопа (Др. Греция – 6 в. до н. э.); в Др. Риме – Федр (1 в.н.э.), в Индии в 3 в. вышел целый сборник «ПАНЧАТАНТРА». Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Лафонтен (17 в.).

    Важно

    В России развитие басен относится к середине 18 – конца 19 веков связано с именем Сумарокова (притчи), Хемнещера, Измайлова, Дмитриева. Первые стихотворные басни были у Симеона Полоцкого (17 в.) и в 18 в. у Кантемира и Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринужденного и лукавого сказа в баснях И. А.

    Крылова с их реалистичной живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России.

    — Как вы думаете, а басни писать легко или тяжело?

    Д/з: — Попробуйте сами стать баснописцами и придумать басню с той же

    моралью, что и у басни «Лисица и Козел».

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке:

    — Какова была цель нашего урока?

    — Достигли ли мы ее?

    — Выскажите свое мнение.

    N(слайд)

    — Я научился на уроке …

    — Урок привлек меня тем …

    — Урок показался интересным …

    — Я задумался о …

    10. Оценка деятельности учащихся:

    — Мне очень понравилось, как работали …

    — …. вы были активны.

    — А вот вам стоит подтянуться.

    Источник: https://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-literaturi-uzh-skolyuko-raz-tverdili-miru-4-klass

    Урок литературного чтения “Сопоставление басни Эзопа “Лисица и Лев” и басни И.А.Крылова “Лев и Лисица” для 3 класса

    1. Подготовка к первичному восприятию.

    2. Первичное восприятие текста.

    3. Проверка первичного восприятия.

    4. Постановка учебной задачи.

    5. Вторичное восприятие произведения.

    6. Постановка новой учебной задачи, восприятие нового произведения, проверка первичного восприятия.

    7. Обобщение.

    8. Домашнее задание.

    На доске иллюстрация льва и иллюстрация лисицы.

    -Кто это?

    -Героями произведений каких литературных жанров они могут быть?

    -Что могли бы изображать в сказке?

    – Вы, я знаю, читали сказки о животных, и сейчас наделяете их чертами, присущими как животным, так и человеку, проявляющих себя в определенных обстоятельствах, на стороне добра или зла.

    – А в басне что хочет показать автор, используя образы героев-животных?

    Прочитывание басни Эзопа «Лисица и лев» детьми.

    – Согласны ли вы с тем, что в басне 2 героя?

    – Давайте посмотрим, какую роль отвел Эзоп каждому? Что он хотел показать?

    – Испытание какой особенности характера проходит герой?

    – Почему именно льва выбрал баснописец для изображения этой ситуации испытания?

    – Как интересно, мы встретились с вами не с сопоставлением, столкновением друг с другом двух разных образов, а с проявлением одного в необычной обстановке.

    – Прочитайте отрывок о том, как действует лиса.

    – На что обратили внимание при чтении?

    – Но что руководит действиями лисы?

    – Прочитаем не спеша, по частям, понаблюдаем, как Эзоп говорит об этом.

    – Попробуйте найти вывод.

    – Попробуйте его сами предложить.

    – Кентавр Хирон предлагает нам оценить выводы к этой басне:

    а) Басня показывает, что и к страшному можно привыкнуть.

    б) Басня показывает, что и трусливый зверь может стать храбрым.

    в) Басня показывает, что «не так страшен черт, как его малюют».

    – С каким выводом вы бы согласились?

    – Тем не менее, один из выводов является моралью этой басни.

    – Мне очень нравится, что вы обратили на показанную в этой басне важную сторону жизни: в общении – доброжелательное отношение друг к другу. Но ведь лев мог изображать, как вы сказали вначале, ситуацию испытания характера человека. О такой ситуации и говорил Эзоп, изображая льва. Тогда терпение и стойкость необходимы в страшной, тяжелой ситуации.

    – И.А.Крылов написал басню «Лев и Лисица», с которой мы тоже познакомимся, и посмотрим, только ли названиями похожи эти басни.

    Чтение басни Крылова «Лев и Лисица» учителем и знакомство с первыми впечатлениями детей.

    Перечитывание басни.

    – Как выразительно вы прочитали эту басню. Как вам это удалось?

    – Думаю, вы ощутили еще что-то. Понаблюдайте, как автор создает образ лисицы.

    Лексическая работа: «не видя сроду», «со страстей чуть жива», «в разговор пустилася».

    Сравниваем с языком Эзопа, вернувшись к басне «Лисица и лев».

    – Кроме того, язык Басен Крылова лаконичен и точен.

    – Какое настроение создает басня Крылова?

    -Есть ли в басне Крылова мораль? В какой части басни вы ее нашли?

    – Перечитайте ее и выскажите к ней свое отношение.

    – Басни с одинаковым сюжетом имеют разные выводы. Поему же?

    – Верно. Подумайте, что является ценным в жизни по мнению авторов.

    – Перечитайте обе басни дома вслух, а в классе – ту, чтение которой получилось более выразительным и ярким.

    -Лев и лисица.

    – Сказки, басни.

    – Силу и хитрость, сила и ловкость; мудрость и хитрость.

    – С помощью иносказания хочет передать через образы животных какую-то жизненную ситуацию.

    Дети читают по предложениям.

    Дети свободно высказываются в передаче своего отношения к прочитанному.

    – …?

    – Лисица – действующее лицо, а Лев словно ситуация испытания для лисицы.

    – (Смелости, храбрости,…).

    – Лев мощный, большой, грозный – производит впечатления силы и угрозы.

    Чтение второго предложения.

    – Длинное предложение, автор словно сравнивает три разных действия лисицы.

    – Ее чувства, меняется отношение.

    Дети перечитывают, обращают внимание на речевые обороты, отражающие степень убывающего страха лисицы:

    1) «так перепугалась, что еле осталась жива»;

    2) «Не так сильно испугалась»;

    3) «Расхрабрилась до того, что подошла и заговорила с ним», отмечают доброжелательный характер общения.

    – Его нет.

    – Не надо бояться неизвестного.

    – Сначала нужно узнать кого-то, познакомиться, и думать, как вести себя дальше.

    – Не нужно делать выводы о человеке, не подумав и не узнав его получше, первое мнение может быть ошибочным.

    Дети спорят с каждым выводом.

    Дети смотрят на страничку, где Хирон говорит правильный ответ.

    Услышав название, дети радуются возможности снова встретиться с интересной ситуацией, вызвавшей столько чувств, споров и рассуждений.

    Дети сразу начинают сравнивать 2 басни, подмечают одинаковый сюжет, наличие морали.

    Перечитывание басни по 2 строчки, объединенных парной рифмой.

    – Эта басня в поэтической форме.

    Перечитывание отдельных строк детьми.

    – Язык Крылова простой и вместе с тем яркий, он очень выразительно рисует образ лисицы.

    Совет

    Только сейчас дети замечают витиеватый, несколько трудный для прочтения, но очень правильный, красноречивый язык Эзопа.

    Басня имеет лукавый, насмешливый характер, настроение более оживленное.

    Читайте также:  Поп в поэме "кому на руси жить хорошо": образ, характеристика, описание

    – Мораль в конце басни.

    – Мораль в басне Крылова другая.

    Дети высказывают свое согласие с таким выводом.

    – Авторы думают по-разному.

    Выясняем, что в разные времена существовали разные взгляды на жизненные проблемы. Эзоп говорит о терпении, привыкании к сложностям жизни. А И.А.Крылов – об активной роли человека.

    Источник: https://pedsovet.su/load/239-1-0-27742

    49 Проблематика басен крылова жанровое новаторство реализм и народность басен

    Басня – жанр дидактической литературы,
    получившей расцвет в классицизме и
    просветительстве. В басне два начала–художественное (рассказ) и логическое
    ( мораль).
    Без низ басня как жанр не
    существует. Но соотношение между ними
    бывает различным, – на первый план
    выдвигалась то история, то мораль.

    Крылов написал
    более двухсот басен. Где причина их
    неслыханной популярности и непреходящей
    ценности? Несомненно, в их народности
    и реализме
    .
    В его басни смело ворвалась проза
    будничной жизни без всяких прикрас.

    Простой мужик стал тут не только
    полноправным, но и наиболее чтимым
    героем. Все это оскорбляло вкус ревнителей
    господствовавшей в те времена теории
    изящного. Историк Каченовский называл
    басню «Свинья» «презренным сочинением»
    и «смрадом запачканных нелепостей».

    По своей проблематике
    басни Крылова условно можно разделить
    на социально-политические
    ( «Лев на ловле»; «Слон на воеводстве»;
    «Рыбья пляска»), морально-философские
    ( «Стрекоза и Муравей»; «Огородник и
    Философ»; «Листы и Корни») и
    социально-бытовые
    ( «Слон и Моська»; «Свинья под дубом»).

    Басни
    Крылова народны не только по своему
    содержанию, но и по форме их поэтического
    воплощения.

    Сознательно защищая реализм,
    баснописец осмеивает торжественность
    классицизма ( «Парнас») и чувствительность
    сентиментализма ( «Ручей»).

    В его баснях
    властвуют не олицетворения отвлеченных
    моральных принципов, а конкретно-исторические
    типы: крестьяне,
    помещики, чиновники, купцы, мастеровые.

    Обратите внимание

    Сообщая басням
    реально-бытовой
    и национально-исторический колорит
    ,
    Крылов выступил истинным
    новатором.

    Басню, этот условный вид, он превратил
    в подлинно реалистическую лиро-эпическую
    форму, в которой на первый план выдвинул
    типические, т. е.

    глубоко обобщенные и
    в то же время индивидуальные характеры,
    жизненные ситуации и события. Их идейный,
    нравственно-поучающий смысл ясен,
    прозрачен и без предваряющих или
    завершающих выводов ( «Музыканты»;
    «Прохожие и Собаки»; «Лев и Лисица»;
    «Волк и Мышонок»).

    Басни Крылова часто
    писались по какому-либо поводу, событию,
    по, как правило, приобретали расширительный
    смысл. По глубине своих обобщений
    басенные образы становятся нарицательными.

    Реально-символический смысл приобретают
    иногда даже заглавия его басен: «Тришкин
    кафтан», «Демьянова уха».

    Испытывая воздействие
    тогда господствовавшей консервативно-реакционной
    идеологии, Крылов в ряде басен утверждал
    социальную иерархию ( «Лягушка и Вол»;
    «Колос»), религию ( «Безбожники»),
    довольство малым, но прочным ( «Дерево»;
    «Пастух и Море») и критиковал
    прогрессивно-демократические,
    революционные воззрения ( «Водолазы»;
    «Бочка»; «Конь и Всадник»). Так сказывалась
    противоречивость идеологии, политическая
    ограниченность социальных сил, стоящих
    за Крыловым: крестьянских и мещанcко-трудовых,
    мелкобуржуазных. Но при наличии явных
    противоречий баснописец оставался в
    основном верен ведущим идеям того
    просветительского демократизма, который
    был свойствен ему еще в пору ранней
    журналистской и драматургической
    деятельности. Пользуясь хитроумной
    иносказательностью, применяя эзопов
    язык, Крылов в условиях драконовской
    царской цензуры в подавляющем большинстве
    своих басен выражал определяющие думы,
    настроения, стремления и чаяния простого
    русского народа.

    Естественности,
    живости басен Крылова, несомненно,
    содействует вольный стих. Меняя количество
    стоп в строках, баснописец достигает
    необходимой медлительности или
    действенности развивающегося события,
    эпизода, явления ( «Бумажный змей»).

    Проблематика
    басен Крылова

    Живописный и богатый язык делает
    произведения Крылова вершиной
    «эволюционного развития» русской басни,
    и ставит писателя в ряды мировых
    профессионалов этого жанра.

    впервые
    создал басню
    – сценку
    ,
    когда у его предшественников главным
    в басне была мораль. В его произведениях
    морали ничуть не меньше, просто она
    умело прячется за искусно построенными
    комедийными ситуациями.

    В противовес
    традиционной схеме жанра, персонажи
    басен Крылова похожи на реальных людей,
    представляющих разные социальные слои
    – от лакея до царя.

    Важно

    Жанр басни под
    пером Крылова заметно изменился. В нее
    вошло такое глубокое философское,
    этическое, социальное содержание,
    которое было под стать комедии или
    роману. Крылов решал в басне задачи
    национального масштаба и серьезного
    литературного значения. Басня благодаря
    Крылову стала жанром, сравнимым с
    большими и «важными», как тогда говорили,
    литературными формами.

    В
    баснях Крылова ожила национальная
    история, отлившаяся в проясненные
    баснописцем национальные моральные
    нормы, и русская нация в них нравственно
    осознала себя.

    Раздвигая содержательные
    границы басни, фабулист не выходил за
    пределы жанра и не превращал басню в
    сатиру, в лирическое стихотворение или
    в бытовую новеллу.

    Крылов использовал
    внутренние возможности жанра, не нарушая
    его строения и строго соблюдал законы,
    согласно которым басня состоит из
    морального поучения и рассказа.

    Он не
    отказывается от морали в пользу рассказа
    или от рассказа в пользу морали, а
    сохраняет и живой рассказ, комедийную
    сценку и нравоучительность.

    Поэтому
    басня Крылова – это художественное
    произведение, в котором закреплен способ
    народного мышления, сохраняющий признаки
    простодушно-лукавого, не прямого
    проникновения в суть вещей, и сгусток
    народной мудрости, и эпический рассказ,
    и драматический эпизод, в котором
    персонажи действуют самостоятельно, в
    соответствии с их характерами. Через
    их непосредственные отношения проступают
    зримые черты того общества, в котором
    они обитают. В свою очередь, этот мир в
    их поведении и их устами выносит себе
    приговор. Басня Крылова не столько
    указывает на порок, сколько показывает
    его.

    Не изменяя
    классических басенных правил, Крылов
    перестраивает соотношение между
    рассказом и моралью, наполняет рассказ
    живописными подробностями, создает
    характеры персонажей и образ рассказчика.

    Новаторство Крылова
    в жанре басни раздвинуло широкие дали
    перед русской литературой, обозначив
    и облегчив путь к реализму, к созданию
    общенационального литературного языка
    и многосторонних типических характеров.

    Совет

    аслуга Крылова
    состояла прежде всего в том, что он
    освободил русскую басню от абстрактности
    ее моралистических устремлений.

    Сохраняя
    внешние традиционные признаки своей
    жанровой структуры (аллегоризм персонажей,
    смысловая двуплановость повествования,
    наличие моральной сентенции, конфликтность
    сюжетной ситуации) , басня Крылова обрела
    в то же время новую эстетическую функцию
    иносказательного же, но остро критического
    изображения совершенно конкретных
    социальных пороков современной баснописцу
    русской действительности.

    Крылов виртуозно
    использовал в своем творчестве
    литературный прием — аллегорию. Аллегория
    пришла в литературу из фольклора, притчи,
    сказки, особенно из сказок о животных,
    где действовали традиционные персонажи,
    — такие как лиса, медведь, заяц, волк.

    Каждый из них был заведомо наделен
    определенной чертой характера. Прием
    аллегории использовали классицисты,
    например, в одах. Крылов соединил опыт
    использования этого приема разными
    литературными жанрами в одно целое.

    Басенный муравей — олицетворение
    трудолюбия (“Стрекоза и муравей”),
    свинья — невежества (“Свинья под
    дубом”), ягненок — кротости, как “Агнец
    Божий” (“Волк и ягненок”).

    Крылов
    считал, что искоренить пороки человечества
    можно через их осмеяние.

    В его баснях
    высмеиваются жадность, невежество,
    глупость. Новаторство Крылова дало
    начало развитию сказочно-политического
    жанра
    в
    творчестве многих писателей девятнадцатого
    века.

    Во всех баснях
    автор придерживался трех основных
    принципов: народности, демократизма и
    реализма.

    Народность
    басен

    это, прежде всего, народный разговорный
    язык и то, что адресатом басен были
    широкие народные массы. Автор активно
    использовал разговорную лексику, порой
    даже просторечия.

    Индивидуализация
    речи является еще и признаком реализма.
    Ведь только у Крылова язык героя так
    гармонично слит с характером.

    Обратите внимание

    Пословицы и
    поговорки, часто используемые в народной
    речи, вплелись в текст басни: автор как
    бы обыгрывает отдельную поговорку, но
    она же — и вывод из данного эпизода.

    Многие из них вошли в русский язык:
    «Слона-то я и не приметил» , «Хоть
    говорится, что дело мастера боится» ,
    «А Философ — без огурцов» .

    Крылов-баснописец
    несказанно обогатил русский язык,
    наполнил его множеством афоризмов, («а
    ларчик просто открывался» , «а Васька
    слушает да ест») , совершенствовал
    басенный стих, используя аллегории.

    Художественные
    средства

    эпитеты,
    сравнения, каламбуры

    — еще более подчеркнули народность
    языка. С помощью языка Крылов впервые
    в русской литературе вывел психологию,
    мировоззрение простого человека.
    Демократизм
    басен
    выражается в авторском восприятии мира.
    Крыловское понимание добра и зла было
    поистине народным.

    Героями басен были
    наряду с вельможами, старостами, воеводами
    и простые люди —Реализм
    — третий
    принцип, которому Крылов, как баснописец,
    неизменно следовал.

    Он выражается и в
    народности,
    и в демократизме
    ,
    и в характере персонажей, и в высокой
    художественности, ведь основной целью
    автора было донести басню до широких
    масс! В портрете каждого персонажа
    преобладала какая-то одна черта,
    выраженная удивительно естественно и
    убедительно.

    В отличие от предшественников
    Крылов лишил свои басни мистицизма.
    Действующие лица — звери или предметы
    — наделялись качествами героев народного
    эпоса. Каждый персонаж действовал в
    соответствии с той общественной ролью,
    которую он олицетворял, то есть
    Крылов-баснописец придал своим
    произведениям конкретность и правдивость,

    У Крылова басня
    была обогащена еще и тем, что теперь в
    ней на первый план выступил рассказчик,
    простодушный и лукавый, повествующий
    о житейских сценках, которые сам когда-то
    наблюдал.

    Он не пытается выставить свою
    точку зрения напоказ, а лишь ссылается
    на молву, общественное мнение. Часто
    рассказчик говорит «мы» , объединяя
    себя с читателем.

    Важно

    Народная мораль была
    обобщена под пером баснописца, который
    и придал ей облик пословицы, поговорки.

    Лироэпический
    жанр

    подразумевал и наличие лирического
    героя. В баснях — это умудренный опытом
    человек, поучающий и оценивающий героев,
    юмористически характеризующий их.

    Крылов явился
    выдающимся русским баснописцем.

    В басню,
    наследуя традиции своих предшественников,
    он внес русский дух, отразил типичные
    черты русского характера и сделал это
    с позиций народной морали, поэтому его
    герои — это представители русской
    нации.

    Главное, что сделало его басни
    популярными, — это простой русский
    разговорный язык, что и позволяет нам
    сказать, что выдающийся Крылов-баснописец
    стоял у истоков русского реализма.

    Источник: https://StudFiles.net/preview/5775045/page:46/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]